Урок русского языка в 4-м классе «Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Ход урока
Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы научимся писать сочинение по картине.
3 Осн. материал. Для этого мы должны провести подготовительную работу. Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в темный лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира. Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова “ Иван – царевич на Сером волке”
В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец , священник , страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами, одна из них сейчас перед нами. Посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей картины. Обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).
Для написания сочинения нам помогут подготовительные упражнения:
Рассмотрите картину, определите ее тему.
Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Составьте предложения.
Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к героям, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
При написании сочинения по картине вам помогут вопросы:
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?
Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?
Как интерьер характеризует героев?
Какое значение имеет фон картины?
Как художник относится к своим героям? Почему?
Много ли на картине света, воздуха?
К какому жанру вы отнесете эту картину?
Как художнику удалось изобразить природу?
Какова основная мысль картины?
Все вопросы у вас на столе вам в помощь.
Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.
План:
1. Художник-сказочник.
2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.
3. Тайны волшебного леса.
4. Вера в счастливый конец.
Какие образы мы видим на картине? (Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща)
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.
Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
После подробного разбора приступаем к работе.
Примерное сочинение
В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
Композиция картины передаёт ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.
4. Письмо сочинения. Подведение итогов.
Там чудеса: там леший бродит…
А. С. Пушкин
Картину В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» я помню с раннего детства. Она висела в комнате бабушки и волновала мое детское воображение. Я часто приходила слушать сказки бабушки, а иллюстрацией к ним служила эта прекрасная картина талантливого русского художника. От картины невозможно оторвать взора, она притягивает и завораживает. Этот дремучий лес полон чудовищ и злых духов, деревья-великаны скрывают страшные тайны. Может быть, это заколдованные богатыри или лешие, стремящиеся удержать беглецов. Серый волк в мощном прыжке устремился вперед. Веришь, что он преодолеет любые трудности, выполнит тот договор, который заключил с царевичем. Иван-царевич уверенно сидит на могучей спине волка, крепко обнимает спасенную царевну. Она испугана, боится смотреть по сторонам, но надеется на своего спасителя и защитника. Мы вместе с героями картины верим в их счастливое возвращение — ведь там, впереди, перед ними забрезжил свет — конец опасного путешествия. Я верю, что художник уготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же жизнеутверждающую силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на сером волке».
Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста, Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник, Серый волк, лес, чащоба, чаща
Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.
Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
В 1889 году Васнецов написал картину “Иван – царевич на Сером волке”. В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу.
Композиция картины передаёт ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя. Красный цвет папки героя и его сапог помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, хорошего конца. Образом цветущей яблони художник показывает на картине свою веру в справедливость жизни.
Я верю, что художник приготовил своим персонажам благополучный исход. Ведь все сказки имеют счастливый конец. Герои страдают и мучаются, преодолевают огромные трудности, но никогда не теряют веры в свои силы и поэтому побеждают. Такую же силу добра и любви, красоты и преданности изобразил В. Васнецов на своей картине «Иван-царевич на Сером волке».
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Слайд 2
В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна «Богатыри», «Алёнушка» и многих других.
Слайд 3
Слайд 4
Давайте представим себя в мастерской Виктора Михайловича Васнецова. Тишина. Пахнет красками, скипидаром, деревом. Берет художник в руки кисть, и видится ему лес. Зловеще сплелись ветки деревьев-великанов. Мхом, лишайником заросли почерневшие от времени стволы. Сыро. Топко. Что-то недоброе мерещится. Вспоминает Васнецов одну из своих любимых сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.»
Слайд 5
Беседа по картине
Картина написана по сюжету русской народной сказки.
Сказка волшебная, о преодолении трудностей, связанных с нарушением Иваном-царевичем запретов.
Слайд 6
Беседа по картине
Какой эпизод запечатлел художник на картине?
На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.
Слайд 7
Беседа по картине
Что видим на первом плане картины?
Болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой.
Слайд 8
Беседа по картине
Что изображено в центре картины?
На среднем плане — всадники на волке.
Слайд 9
Беседа по картине
А что изображено на дальнем плане картины?
Могучие стволы вековых дубов.
Слайд 10
Беседа по картине
Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему?
Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по тёмному ночному лесу , они преследуются.
Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности.
Слайд 11
Беседа по картине
Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему?
Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело.
Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.
Слайд 12
Работа с деформированным текстом
Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое … лилиями. … туман окутывает деревья. …лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич … озирается — нет ли погони? Он … держит Елену Прекрасную. На … фоне леса выделяются всадники и … яблонька. Как по волшебству расцвела она в … чаще и дает … надежду на спасение, указывает путь из … леса. Коробочка подсказок: белый, сизый, враждебный, тревожно, бережно, темный, молодой, лесной, робкий, страшный.
Слайд 13
Составление плана
I. Вступление (о Васнецове, о сказке).
II. Основная часть.
1. Эпизод сказки.
2. Стремительный бег волка.
3. Всадники.
а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);
б) девушка (поза, лицо, волосы
одежда);
в) чувства героев.
III. Заключение (мои мысли о картине).
Слайд 14
Итак, в центре картины — всадники на волке.
Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка?
Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван — царевич бережно придерживает её.
Слайд 15
Какого типа будет ваш текст?
Описание с элементами повествования.
Какие части речи используются для описания?
Используются существительные, обозначающие предмет, и прилагательные, обозначающие признак предмета.
Слайд 16
Какого стиля речи будет текст?
Для красочного описания используется художественный стиль речи.
Какие средства выразительности используются?
Используются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.
Слайд 17
При описании всадников по плану попробуйте передать их чувства, мысли.
Итак, обратим внимание на Ивана-царевича.
Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он верит в спасение.
Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
Слайд 18
Обязательное условие сочинения -использование устаревших слов.
С ними мы встретимся при описании одежды.
Рассмотрим, какие слова можно использовать (упражнение 332).
Слайд 19
Словарная работа
Голевой — вытканная золотыми нитями ткань.
Кафтан — старинная мужская верхняя долгополая одежда.
Кушак — пояс из куска ткани или связанный из шнура.
Парча — плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.
Сафьяновый — сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества.
Червлёный — красный, багряный.
Яхонт — старинное название драгоценных камней — рубина и сапфира.
Слайд 20
Иван-царевич
Теперь опишем одежду и оружие Ивана, не забывая о художественных средствах.
Иван — царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
Слайд 21
Елена Прекрасная
Теперь посмотрим на позу Елены Прекрасной. Поймем ее состояние.
Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана — царевича. Её руки лежат на коленях. Её поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру.
Слайд 22
Елена Прекрасная
Как одета девушка?
Елена одета в шёлковое платье светло-зелёного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.
Слайд 23
Только ли историзмы можно использовать?
Какие еще устаревшие слова мы знаем?
Можно использовать архаизмы — устаревшие синонимы современных слов: уста, ланиты, выя, очи, перси.
Слайд 24
Подберем синонимы, для описания деталей
Тёмный, густой, непроходимый, ночной, страшный.
Топкое, вязкое, глубокое.
Огромный, серый, сильный.
Сильный, храбрый, мужественный, решительный, заботливый, влюблённый.
Белолицая, утонченная, испуганная, покорная.
лес
Слайд 25
Вспомним развязку сказки.
Какие мысли возникают при взгляде на картину?
Хотя картина написана тёмными тонами, она производит радостное впечатление. Может быть, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.
Слайд 26
Слайд 27
Интернет ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/211315/
Сочинение-отзыв по репродукции картины
В.М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке»
Мир живописи богат и сложен. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов), портрет (изображение человека). Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.
С детских лет слышал Виктор Васнецов былины и сказки о
русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. С 1868 по 1875 год Виктор Михайлович учился в
Петербургской академии художеств. Однако только в Москве он полностью нашёл себя как художник.
Портрет В. М. Васнецова.
Художник Н. Д. Кузнецов
По мотивам русских народных сказок и былин В.М. Васнецов создаёт такие картины как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Три царевны», «Витязь на распутье», «Три богатыря», «Спящая царевна», «Иван-царевич на Сером волке» и другие.
Спящая царевна
Три богатыря.
Алёнушка.
Баба-Яга.
Кащей Бессмертный
В. М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке»
Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки. Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг. Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи. Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.
Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят. Червленый – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.
- Рассмотрите картину, определите её тему.
- Эпизод какой сказки здесь изображён?
- Назовите предметы и героев, которые изображены на картине.
Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
- Опишите ситуацию, изображенную на картине.
- Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
- Выразите свое отношение к героям, к картине.
- Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.
Вопросы по картине:
К какому жанру вы отнесете эту картину?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Что изображено в нижней части картины?
Какое настроение создаёт этот пейзаж?
Что изображено в центре картины?
Какие изобразительно – выразительные средства использует художник?
Как интерьер характеризует героев?
Какое значение имеет фон картины?
Опишите верхнюю часть картины?
Как художник относится к своим героям? Почему?
Много ли на картине света, воздуха?
Как художнику удалось изобразить природу?
Какова основная мысль картины?
1. Художник-сказочник.
2. Главные герои картины,
их облик, мысли, чувства.
3. Тайны волшебного леса.
4. Вера в счастливый конец.
Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Иван-царевич одет в парчовый кафтан (расшитый золотом кафтан), подпоясан синим кушаком. На руках у него узорчатые рукавицы. Голову покрывает царская шапка, отороченная мехом. На ногах – красные сафьяновые сапоги. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
Елена Прекрасная : грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.
Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана-царевича. Её руки лежат на коленях. Вся поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру. На Елене Прекрасной голубое атласное (шелковое) платье с узким поясом, украшенным камнями. Платье девушки украшает широкая золотая кайма. На голове её драгоценный яхонтовый убор (яхонтовая корона). На шее ожерелье из скатного жемчуга. Ножки обуты в расшитые золотом сапожки (сафьяновые сапожки).
Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота .
Серый волк:
волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.
Примерное сочинение
В 1889 году Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.
Главная / Литература / Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Презентация на тему: Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» 5 классУчебник М.М. Разумовской
№ слайда 2
Описание слайда:
В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества. Его перу принадлежат полотна «Богатыри», «Алёнушка» и многих других.
№ слайда 3
№ слайда 4
Описание слайда:
Давайте представим себя в мастерской Виктора Михайловича Васнецова. Тишина. Пахнет красками, скипидаром, деревом. Берет художник в руки кисть, и видится ему лес. Зловеще сплелись ветки деревьев-великанов. Мхом, лишайником заросли почерневшие от времени стволы. Сыро. Топко. Что-то недоброе мерещится. Вспоминает Васнецов одну из своих любимых сказок: «Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.»
№ слайда 5
Описание слайда:
Беседа по картине Картина написана по сюжету русской народной сказки. Сказка волшебная, о преодолении трудностей, связанных с нарушением Иваном-царевичем запретов.
№ слайда 6
Описание слайда:
Беседа по картине Какой эпизод запечатлел художник на картине?На картине запечатлён эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.
№ слайда 7
Описание слайда:
Беседа по картине Что видим на первом плане картины?Болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой.
№ слайда 8
Описание слайда:
Беседа по картине Что изображено в центре картины? На среднем плане — всадники на волке.
№ слайда 9
Описание слайда:
Беседа по картине А что изображено на дальнем плане картины? Могучие стволы вековых дубов.
№ слайда 10
Описание слайда:
Беседа по картине Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? Васнецов использовал преимущественно тёмные тона, так как всадники мчатся по тёмному ночному лесу , они преследуются.Тёмная гамма передаёт состояние страха, чувство опасности.
№ слайда 11
Описание слайда:
Беседа по картине Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.
№ слайда 12
Описание слайда:
Работа с деформированным текстом Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое … лилиями. … туман окутывает деревья. …лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич … озирается — нет ли погони? Он … держит Елену Прекрасную. На … фоне леса выделяются всадники и … яблонька. Как по волшебству расцвела она в … чаще и дает … надежду на спасение, указывает путь из … леса. Коробочка подсказок: белый, сизый, враждебный, тревожно, бережно, темный, молодой, лесной, робкий, страшный.
№ слайда 13
Описание слайда:
Составление плана I. Вступление (о Васнецове, о сказке).II. Основная часть. 1. Эпизод сказки.2. Стремительный бег волка.3. Всадники.а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);б) девушка (поза, лицо, волосыодежда);в) чувства героев.III. Заключение (мои мысли о картине).
№ слайда 14
Описание слайда:
Итак, в центре картины — всадники на волке. Как Васнецову удалось передать стремительный бег волка?Стремительный бег волка передаёт его поза: вытянутые в прыжке лапы, прижатые к голове уши. А также развевающиеся волосы Елены Прекрасной и то, что Иван — царевич бережно придерживает её.
№ слайда 15
Описание слайда:
Какого типа будет ваш текст? Описание с элементами повествования. Какие части речи используются для описания?Используются существительные, обозначающие предмет, и прилагательные, обозначающие признак предмета.
№ слайда 16
Описание слайда:
Какого стиля речи будет текст? Для красочного описания используется художественный стиль речи. Какие средства выразительности используются?Используются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.
№ слайда 17
Описание слайда:
При описании всадников по плану попробуйте передать их чувства, мысли. Итак, обратим внимание на Ивана-царевича.Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он верит в спасение. Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
№ слайда 18
Описание слайда:
Обязательное условие сочинения -использование устаревших слов. С ними мы встретимся при описании одежды.Рассмотрим, какие слова можно использовать (упражнение 332).
№ слайда 19
Описание слайда:
Словарная работа Голевой — вытканная золотыми нитями ткань. Кафтан — старинная мужская верхняя долгополая одежда.Кушак — пояс из куска ткани или связанный из шнура. Парча — плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.Сафьяновый — сделанный из сафьяна, из кожи высокого качества.Червлёный — красный, багряный.Яхонт — старинное название драгоценных камней — рубина и сапфира.
№ слайда 20
Описание слайда:
Иван-царевич Теперь опишем одежду и оружие Ивана, не забывая о художественных средствах. Иван — царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
№ слайда 21
Описание слайда:
Елена Прекрасная Теперь посмотрим на позу Елены Прекрасной. Поймем ее состояние. Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана — царевича. Её руки лежат на коленях. Её поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру.
№ слайда 22
Описание слайда:
Елена Прекрасная Как одета девушка? Елена одета в шёлковое платье светло-зелёного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.
№ слайда 23
Описание слайда:
Только ли историзмы можно использовать?Какие еще устаревшие слова мы знаем?Можно использовать архаизмы — устаревшие синонимы современных слов: уста, ланиты, выя, очи, перси.
№ слайда 24
Описание слайда:
Подберем синонимы, для описания деталей Тёмный, густой, непроходимый, ночной, страшный. Топкое, вязкое, глубокое.Огромный, серый, сильный.Сильный, храбрый, мужественный, решительный, заботливый, влюблённый.Белолицая, утонченная, испуганная, покорная.
№ слайда 25
Описание слайда:
Вспомним развязку сказки. Какие мысли возникают при взгляде на картину? Хотя картина написана тёмными тонами, она производит радостное впечатление. Может быть, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.
№ слайда 26
№ слайда 27
Описание слайда:
Интернет ресурсы http://festival.1september.ru/articles/211315/
№ слайда 28
Описание слайда:
Работа выполнена учителем МОУ Нахабинская СОШ №3 С УИОП Непочатовой Наталией Викторовной.
15.04.2018 13:12
Цель: обучение написанию сочинения-повествования по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку развития речи «Сочинение-повествование по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»»
«Сочинение-повествование по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Выполнила:
Распопова
Лариса Анатольевна
Цель урока:
- обучение написанию сочинения-повествования по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
Задачи:
- учить составлять речевое высказывание, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины.
- развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
- воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору, творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи.
- Если сказка в дверь стучится, Ты скорей ее впусти, Потому что сказка – птица: Чуть спугнешь – и не найти.
Кто это? Назовите имя этого человека.
Виктор Михайлович Васнецов
- В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества.
- В. М. Васнецов- известный русский художник XIX века. Сюжеты многих его картин взяты из устного народного творчества.
- Назовите полотна великого мастера
- Назовите полотна великого мастера
«Аленушка»
«Снегурочка»
«Ковер — самолет»
«Богатыри»
«Иван-царевич на Сером Волке», 1889 г.
- Какой фрагмент русской народной сказки запечатлен художником?
- Ребята, что вы видите на картине?
- Попробуйте описать лес, изображенный на картине.
- Прочтите упр. 712
- Посмотрите, какое компактное и прекрасное описание представлено.
- Какие средства выразительности помогают передать увиденное?
- Выпишите слова с пропущенными буквами, вставьте букву, объясните орфограмму.
- Теперь опишем одежду и оружие Ивана, не забывая о художественных средствах.
- Иван — царевич одет в парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На нём царская шапка, отороченная мехом, и узорчатые рукавицы. Червлёный меч словно догоняет хозяина на лету.
- Теперь посмотрим на позу Елены Прекрасной. Поймем ее состояние.
- Елена Прекрасная положила голову на плечо Ивана — царевича. Её руки лежат на коленях. Её поза передаёт страх, покорность. Густые шёлковые волосы героини развеваются на ветру.
- Как одета девушка?
- Елена одета в шёлковое платье светло-зелёного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.
- Только ли историзмы можно использовать?
- Какие еще устаревшие слова мы знаем?
- Можно использовать архаизмы — устаревшие синонимы современных слов: уста, ланиты, выя, очи, перси.
- I. Вступление (о Васнецове, о сказке).
- II. Основная часть.
- 1. Эпизод сказки.
- 2. Стремительный бег волка.
- 3. Всадники.
- а) Иван-царевич (поза, взгляд, одежда, оружие);
- б) девушка (поза, лицо, волосы
- одежда);
- в) чувства героев.
- III. Заключение (мои мысли о картине).
- Какого типа будет ваш текст?
- Описание с элементами повествования.
- Какие части речи используются для описания?
- Используются существительные, обозначающие предмет, и прилагательные, обозначающие признак предмета.
- Какого стиля речи будет текст?
- Для красочного описания используется художественный стиль речи.
- Какие средства выразительности используются?
- Используются метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.
- При описании всадников по плану попробуйте передать их чувства, мысли.
- Итак, обратим внимание на Ивана-царевича.
- Иван-царевич гордо восседает на волке. Его взгляд устремлён вдаль, он верит в спасение.
- Он бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
- Обязательное условие сочинения -использование устаревших слов.
- С ними мы встретимся при описании одежды.
- Рассмотрим, какие слова можно использовать (упражнение 332).
Устаревшие слова. Историзмы .
- Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно коз или овец). Сафьяновые сапожки.
- Скатный – крупный, ровный, высокого качества (о жемчуге). Скатный жемчуг
- Парча – плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями. Платье из парчи.
- Голевой – вытканный золотыми нитями. Голевая парча.
- Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Новый кафтан
- Кушак – пояс из куска ткани или связанный из шнура. Подпоясаться кушаком.
- Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира. Глаза, как яхонты, горят.
- Червленый – 1. Багряный, ярко-красный. 2. Красивый. Червленый щит.
- Нужны ли нам эти слова в сочинении или мы можем обойтись без них?
Домашнее задание
- Творческая работа.
- Напишите небольшое сочинение-рассуждение, где вы постараетесь ответить на вопрос: «Почему в названии сказки словосочетание «серый волк» написано с маленькой буквы, а на картине Васнецова – с заглавной?»