Сочинение по картине игра в бабки конспект урока

Акция новый год без происшествийцель: познакомить учащихся с основными правилами пожарной безопасности при организации новогодних праздников в школе и домазадачи:изучить

Акция «Новый год без происшествий»

Цель: познакомить учащихся с основными правилами пожарной безопасности при организации новогодних праздников в школе и дома

Задачи:

  • изучить основные правила пожарной безопасности при организации новогодних праздников в школе и дома; расширить представление учащихся об опасностях, связанных с петардами;
  • сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни;
  • воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.

Ход мероприятия

Ребята, я предлагаю вам сейчас поработать в группах и проверить свои знания по предыдущей теме.

  • Что такое эвакуация (при пожаре)?
  • Что такое эвакуационный путь?
  • Определите правильный алгоритм действий при невозможности эвакуации из класса?

 -Мы с вами продолжаем работу над темой «Правила пожарной безопасности». Я предлагаю вам сыграть в Игру «Магнит» (необходимо подобрать слова по теме «Пожарная безопасность» — правила, памятка, телефоны, пожар, пламя, спички, петарды, эвакуация, правильное поведение). 

— Очень скоро вся наша страна будет отмечать праздник – Новый год. Неотъемлемыми атрибутами этого праздника, конечно же, являются:ёлка, гирлянда, свечи, фейерверки и петарды. Сегодня мы с вами будем говорить о правилах пожарной безопасности при организации новогодних праздников.

— Сложно представить школьную жизнь без различных новогодних мероприятий. Ну и как же без новогодней ёлки! Как правило, на новогодние мероприятия собирается большое количество учащихся, поэтому соблюдению мер пожарной безопасности должно придаваться особое значение.

— При подготовке к новогоднему празднику ответственный педагог или завхоз заранее осматривает помещение, где будет проводиться праздник. Для безопасной организации праздника обязательными условиями должны быть:

  • наличие не менее двух выходов,
  • наличие исправных средств пожаротушения (огнетушителей),
  • отсутствие на окнах помещения решёток.

— Чтобы праздники прошли без происшествий и принесли нам только радость, нужно соблюдать несложные нормы пожарной безопасности.

Нормы пожарной безопасности:

  1. Ель не должна быть очень большой для помещения, где будет установлена. Расстояние от веток до стен и потолка – не менее одного метра.
  2. Ёлка обязательно устанавливается на устойчивое основание.
  3. Украшать ель можно гирляндой только заводского изготовления. Если провода гирлянды начинают сильно нагреваться или появилось искрение, то гирлянду необходимо немедленно отключить.
  4. Нельзя украшать елку легковоспламеняющимися игрушками. Также запрещается применять в помещении свечи, бенгальские огни, фейерверки.
  5. Карнавальные костюмы нельзя изготовлять из марли и украшать деталями из ваты и бумаги.
  6. При загорании елки необходимо как можно быстрее выдернуть вилку из розетки, сообщить о случившемся дежурному МЧС и покинуть помещение. При небольшом задымлении можно попытаться справиться самим с загоранием, используя огнетушители (а в домашних условиях ёлку следует повалить на пол и накрыть покрывалом).

-Сейчас я вам каждому раздам эти правила. Прочитайте их ещё раз, обсудите в группах и отметьте те правила, которые необходимо выполнять дома. (Дети обсуждают правила и делают вывод, что все пункты подходят как для школы, так и для дома).

Физкультминутка: игра «Огонь – вода»

Учитель громко говорит: «Огонь» – все начинают приседать, когда говорит: «Вода» – все начинают прыгать. Учитель старается запутать игроков, повторяя иногда подряд одно и тоже слово, меняя при этом интонацию, делая движения, соответствующие другому слову

— Ну и, конечно же, какой Новый год обходится без красочных фейерверков?Сегодня мы также поговорим о том, что такое фейерверк, пиротехника, а также обсудим правила безопасности при запуске петард.

— Что же такое фейерверк? Это невероятное и красивое зрелище, когда две стихии — огонь и воздух — соединяются воедино.

— Фейерверк — это цветные огни, которые получаются при сжигании пороховых пиротехнических изделий во время каких-либо праздников и торжеств.Слово «пиротехника» происходит от греческих слов «пир» — огонь и «техне» -искусство.

Правила безопасности при запуске петард

У петард столько же много сторонников, как и противников. Петарды пришли к нам из Китая, где их сжигают в огромных количествах, для того чтобы громким треском отгонять от себя «злых духов».

Петарды представляют собой бумажные гильзы, внутри которых засыпан пиротехнический состав. При воспламенении состав очень быстро сгорает и разрывает бумажную оболочку с громким хлопком.

Несмотря на устрашающие названия, петарды достаточно безопасны, если соблюдать элементарные правила:(задание командам: поработать с памяткой самостоятельно, вставить пропущенные слова)

  • приобретайте петарды только в специализированных магазинах!
  • перед использованием внимательно изучите инструкцию, которая должна быть на русском языке!
  • никогда не задерживайте горящую петарду в руках!
  • не бросайте горящие петарды в людей!
  • не помещайте петарду в замкнутый объем — банку, ведро, бутылку!
  • используйте петарды только на открытом воздухе!
  • не приближайтесь к горящей петарде ближе, чем на 5-10 м!
  • не носите петарды в карманах, а только в упаковке!
  • используйте петарды только в присутствии взрослых!

— При выполнении этих несложных норм пожарной безопасности все внеклассные мероприятия, а также и празднования в кругу семьи станут для вас настоящими праздниками.

— А сейчас я предлагаю вам посмотреть, как использовали петарды всем знакомые герои мультфильма «Смешарики» Крош и Ёжик (Просмотр мультфильма «Невесёлые петарды»)

 Далее обучающиеся направляются по начальным классам, где рассказывают ребятам младших классов о возможных фактах возгораний новогодних гирлянд на елках, правила обращения с петардами и другими пиротехническими устройствами, а также вручают памятки по соблюдению мер пожарной безопасности в Новогодние и Рождественские праздники.

На чтение 24 мин. Просмотров 19 Опубликовано

Сегодня на уроке мы:

·     вспомним, что такое баллада;

·     обсудим балладу Василия Андреевича Жуковского «Светлана».

Вы, наверное, помните эти строки?

«Раз в крещенский вечерок

 Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали».

Так начинается баллада Жуковского «Светлана» – пожалуй, самая популярная баллада русского романтизма.

Впервые она была напечатана в «Вестнике Европы» Карамзина в 1813 году.

Успех баллады был просто оглушительным. Балладу много раз переиздавали, читатели заучивали её наизусть. Благодаря ей имя Светлана стало модным.

Интересно, что в литературном обществе «Арзамас» у Жуковского было прозвище Светлана. Поэт был главой «Арзамаса», и каждому члену общества давали прозвище, взятое из баллад Жуковского.

Именно с баллад «Людмила» и «Светлана» началась эпоха романтизма в русской литературе.

Надо сказать, что баллада – очень популярный жанр у романтиков. Родиной баллады считают Францию, а временем появления – XIII век. Изначально баллада – жанр народной поэзии. В литературу она перекочевала немного позже.

Баллада – это лиро-эпический жанр. Это значит, что баллада всегда рассказывает какую-то историю.

Очень часто основой баллад становились народные предания и легенды.

image002.jpg

В них действуют сверхъестественные силы, а человек сталкивается со своей судьбой. Это столкновение оказывается драматическим для героя баллады.

Время и пространство в балладах условны, у них скорее символический характер.

Баллада – жанр европейский, в русском фольклоре её не было. На балладу похожа историческая песня, но в ней нет мистики. Так что Жуковский перенёс европейский жанр на русскую почву.

Основу баллады «Светлана» Жуковский позаимствовал у немецкого поэта-романтика Готфрида Бюргера.

Тот, в свою очередь, взял сюжет о похищении девушки женихом-мертвецом из родного фольклора для баллады «Ленора».

В ней девушка ждёт с войны жениха, но напрасно. В отчаянии она проклинает Бога и свою судьбу. Ночью к ней является жених и зовёт венчаться. Жених везёт девушку на коне, по дороге им встречаются жуткие видения. В конце концов они оказываются на кладбище. Ленора падает в могилу, её окружают мертвецы, которые твердят:

Терпи, терпи, хоть ноет грудь;

Творцу в бедах покорна будь.

Написанная в тысяча восемьсот восьмом году баллада «Людмила» – это творческое переложение «Леноры» Готфрида.

А вот «Светлана» – самостоятельное произведение.

Жуковский изменил всё: национальный колорит, атмосферу, характер девушки и финал, оставив только сюжет.

При этом все мистические события происходят с девушкой во сне, а не наяву, как в «Леноре» и «Людмиле».

Композиция баллады «Светлана» построена по законам жанра.

Время и пространство смешиваются. То, что мистическое путешествие девушки оказывается сном, мы понимаем только в самом конце баллады.

Начало баллады — это яркое описание святочных гаданий. Оно сразу погружает читателя в атмосферу зимней Руси с её традициями и обрядами. Поэт включает в текст отрывок обрядовой песни:

«Пой, красавица: «Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое»».

Жуковский заимствует словосочетания из народных сказок: перстень золотой, красен свет, ворота тесовы, повода шелковы.

Ворон в сказках – вестник беды, а петух в народной традиции птица-заступник, которая прогоняет нечистую силу.

Эти образы и слова делают балладу скорее волшебной, чем мистически мрачной, как у европейских романтиков.

Поэт в балладе перечисляет виды святочных гаданий, упоминает детали русского быта.

Например, Светлана и её жених выходят на широкий двор с тесовыми воротами и едут венчаться на санях.

Сани – очень яркая деталь русского быта.

В жуткой избушке она видит икону Спаса, а комната, в которой Светлана гадает, названа светлицей. Благодаря этим приёмам создаётся национальный колорит, а Светлана кажется героиней старинных русских песен.

Святки – это 10 дней между праздниками Рождества и Крещения.

В этот период на Руси девушки собирались вместе, чтобы заглянуть в будущее, узнать имя жениха, предсказать, как сложится их судьба. Святочные гадания были весёлой традицией, поводом пошутить и развлечься.

Героиня баллады, Светлана, не участвует в общем веселье.

Она тоскует по жениху, но в отличие от Леноры и Людмилы не проклинает судьбу, а просит у Бога утешения.

Какими же словами поэт передаёт настроение Светланы?

В ход идёт пейзаж и окружающая обстановка: луна светится тускло, ночь туманная и сумрачная, во время гадания в зеркале темно, огонёк свечи трепетный, молчание вокруг мёртвое, а сверчок кричит жалобно.

Поэт описывает и проявления эмоций Светланы. Например:

«Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи…»

Что мы можем сказать о Светлане? Сам поэт называет её милой. Светлана любит жениха, она верна ему. Девушка жалуется подружкам:

«Год промчался вести нет;

 Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит…»

Светлана набожна и тверда в своей вере, в этом проявляется её сила духа.

Именно молитва спасает девушку от мертвеца в избе. В ответ на молитву к ней прилетает ангел-хранитель – белоснежный голубок.

Нежность, чистота, верность любимому, связь с родными традициями и обычаями, покорность судьбе, кротость и искренняя вера в Бога – вот основные черты героини Жуковского.

Поэта называли «певцом Светланы». Он создал идеальный образ русской женщины, к которому в дальнейшем обращались другие писатели и поэты.

Теперь поговорим о средствах художественной изобразительности в балладе.

Важную роль в балладе играет цвет. Жуковский использует цвета-символы – чёрный и белый.

Чёрный цвет в балладе олицетворяет злые силы: чёрный гроб в церкви, чёрный ворон у саней, лик у мертвеца мрачнее ночи.

У белого цвета двойная символика. С одной стороны, он создаёт печальное настроение: белый снег, бледная луна, бледный мрачный жених во сне, белая запона на гробу. С другой стороны, он символизирует чистоту и невинность: белая пелена в светлице на столе, белоснежный голубок со светлыми глазами во сне.

Ещё один важный символ – дорога.

Значение этого символа – жизнь, жизненный путь человека. Дорога в балладах встречается часто. Обычно герой идёт сквозь мрак к своей неминуемой смерти: краски сгущаются, напряжение нарастает.

Жуковский поступил иначе: он вывел свою героиню к светлому, счастливому финалу, к долгожданной встрече с женихом. Да и сам путь оказался обычным сном. Всё тревожное и жуткое происходит именно в грёзах.

Реальная жизнь Светланы – это яркая праздничная картина гаданий, ясное утро и счастье с любимым.

Обратим внимание, что даже в мрачном сне поэт не оставляет свою героиню. В балладе много света. У героини баллады – говорящее имя, намекающее на её чистоту и внутренний свет. Во время гадания зеркало тёмное, тишина вокруг мёртвая, но

Свечка трепетным огнем

Чуть лиёт сиянье…

Огонёк свечи трепещет, как душа девушки. Явившийся во сне жених говорит, что «храм блестит свечами». По пути снежные поляны «чуть блестят». В церкви, где отпевают покойника, яркий свет паникадил. Потом Светлана видит, как «брезжит в поле огонек», а свет в избушке – это свет свечи перед иконой.

Лёгкость балладе придаёт и стихотворный размер. Баллада написана хореем, при этом строки чередуются: длинная – короткая, длинная – короткая.

В коротких строках 3 стопы и ударение падает на предпоследний слог. Такой тип окончания называется женским.

В длинных – 4 стопы и ударение падает на последний слог. Этот тип окончания называют мужским.

Строфу Жуковский построил тоже необычно. Каждая строфа состоит из 14 строк. Первые 8 написаны перекрёстной рифмой. В 9 и 10 строке рифма смежная. А в последних четырёх – опоясывающая. Похожим строем пишутся сонеты.

Владимир Набоков называл балладу «Светлана» шедевром. Он считал, что знаменитую онегинскую строфу Пушкин придумал под влиянием этой баллады Жуковского.

Вспомним, что Пушкин считал Жуковского своим учителем.

К тому же Пушкин использовал строки из «Светланы» в качестве эпиграфа к повести «Метель».

Есть упоминания о балладе и цитаты из неё и в романе «Евгений Онегин».

Последние строфы баллады – обращение к Александре Воейковой, которой посвящена эта баллада. Жуковский написал её в качестве свадебного подарка своей племяннице и ученице.

Александра была младшей сестрой Маши Протасовой, в которую поэт был влюблён.

Интересно, что после такого подарка Александру домашние часто в шутку называли Светланой, к ней так обращались в письмах и посланиях.

В финальных строфах поэт поясняет смысл баллады:

Лучший друг нам в жизни сей

 Вера в провиденье.(не привиденье, а проведенье)

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье лживый сон;

Счастье пробужденье».

Последняя строфа – пожелание счастья:

«Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь её светла,

Будь весёлость, как была,

Дней её подруга.

Такое послесловие для жанра баллады тоже нетипично.

Жуковский в балладе «Светлана» проявил себя как блестящий художник и смелый новатор.

Он нарушил каноны жанра. Убрал мотив вины – в классической балладе герой страдает за свои грехи.

Светлана же чиста и невинна, поэтому силы тьмы не смогли ей завладеть. Трагический финал поэт заменил на счастливый. Вместо жутких картин классической баллады Жуковский рисует противостояние света и тьмы.

Кроме того, поэт ввёл послесловие, в котором обращается к племяннице, которой посвящена баллада.

Виссарион Белинский писал:

«Жуковский это литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии… вот его великое дело, его великий подвиг…».

Опубликовано 31.01.2016 — 10:14 —

Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе «Светлана». Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотивам баллады. Материал сопровождается наглядной презентацией, а также аудиозаписью фольклорной песни (поможет учащимся больше проникнуться атмосферой того времени).

Скачать:

Вложение Размер
zhukovskiy.doc 43.5 КБ
zhukovskiy_svetlana_dlya_nsportala.ppt 1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе “В.А.Жуковский ”Светлана”(1813).Романтические особенности баллады”.

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение баллады, беседа по вопросам, прослушивание аудио (см. приложение).

Оборудование: презентация Power Point.

Ход урока.

1.Приветствие.

Эпиграф к уроку:

“Его стихов

 пленительнаясладость

Пройдёт веков

     Завистливую даль…”            

   А.С.Пушкин. (1 слайд)

2.Проверка домашнего задания – биографии В.А,Жуковского. (2 слайд)

— С какими произведениями В.А.Жуковского мы уже знакомы? Каковы их общие черты? Особенности романтизма.(3 слайд).

— Сравним элегию “Море” (домашнее задание) и балладу “Светлана”. (4 слайд).

— Попробуйте догадаться, какие строки принадлежат перу В.А.Жуковского? (5 слайд).

Для этого еще раз вспомните характерные особенности его письма.

Баллада “Светлана”.

— Итак, с чего начинается баллада? (7 слайд).

 — На Руси среди незамужних девушек были очень популярны гадания в ночь перед Рождеством * с 18 на 19 января. (Прослушивание аудио, см. приложение)

Светлана прибегает к самому страшному из гаданий – у зеркала (т.к. зеркало, по фольклорным поверьям, считалось границей между нашим и потусторонним мирами). Как вы думаете, почему она прибегает к такому страшному гаданию?

“Год промчался – вести нет;

Им лишь сердце дышит.”

— Светлана находится в разлуке с любимым, её любовь  и вера подвергаются испытаниям. Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры.

— Расскажите, что случилось со Светланой после того, как она села к зеркалу? На какие части можно разделить балладу? (8 слайд).

— Вы, наверное, заметили, как эта баллада наполнена звуками, цветами, которые только нагнетают обстановку, усиливают страх, ужас. Составим таблицу “Цветопись и звукопись в балладе”. 9- 10 слайды.

Цвета

Звуки

Чувства Светланы

Белый плат (платок)

Тускло светит луна

Сумрак

Белаяпелена

Свеча

Темно

Пыхнул огонёк

Тускнеет

Чёрный

Блестят

Бледен

Мрачнее

Голубочекбелый

Черный цвет против белого!!! (Добро против зла)

Мёртвое молчание

С треском пыхнул огонек

Крикнул жалобно сверчок

Кто-то стукнул

Стучит

Скрыпит

Страшное молчание

Зскрежетал

Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку

Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная

“Занялся от страха дух”

Все эти средства выразительности характерны для романтизма, создают ореол таинственности, мистики: тьма и свет, холод, страшные звуки стирают границу между реальностью и потусторонним миром.

— Подчеркните слова-символы, характеризующие жизнь и смерть (11 слайд).

Чем же закончится это опасное для человека обращение к потусторонним, враждебным силам?

12 слайд. Какова же главная героиня этой страшной баллады? Симпатична ли она вам. Выпишите цитаты из текста, характеризующие её.

— Почему всё-таки все оканчивается хорошо?

13 слайд. Выделите в этом произведении черты романтизма.

— Рефлексия.

Что вам сегодня понравилось/что – нет?  Все ли было вам понятно? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

14 слайд. Домашнее задание.

Приложение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… ” А.С.Пушкин

Слайд 2

Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Вспомним факты биографии: Он был незаконнорожденным сыном А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи. В 14 лет дебютирует в печати. Занимается переводами (Гёте, Шиллера и др.) Редактор журнала “ Вестник Европы ” . В 1812 г.поступает в ополчение. Близкий друг А.С.Пушкина. Один из излюбленных жанров – элегия.

Слайд 3

1). Интерес к сильной, исключительной личности. 2). Взгляд на жизнь “ сквозь призму сердца ” . 3). Интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному. 4). Тяготение к фантастике, к смешению комического и трагического. 5). Мучительное переживание разлада с действительностью. 6). Стремление личности к абсолютной свободе, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира. 7). Склонность отражать бессознательную форму движения души (сон).

Слайд 4

Особенности романтизма Жуковского можно рассмотреть на примере элегии «Море» и баллады «Светлана». Эти жанры, баллада и элегия, характерны для него как для романтика. Элегия – песня грустного содержания, отражающая размышления о бренности всего земного, быстротечности жизни, о несчастной любви. Этот жанр соответствовал состоянию души романтика, неудовлетворенного реальностью. А баллада отражает другую часть романтического мышления – интерес к мистике, к фантастическому.

Слайд 5

На холме, сквозь зелёной рощи, При блеске светлого ручья, Под кровом тихой майской нощи, Вдали я слышу соловья… Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!

Слайд 6

Что такое баллада? Где впервые она появилась? Докажите, что «Светлана» В.Жуковского – это баллада.

Слайд 7

«Раз в крещенский вечерок* Девушки гадали…» * Ночь с 18 на 19 января.

Слайд 8

1. Светлана гадает. 2. Сон Светланы. 3. Поездка . 4. Приезд в «Божий храм». 5. Дорога к избушке. 6. В избушке. 7. Пробуждение от сна. 8. Обращение автора.

Слайд 9

Цвета Звуки Чувства Светланы

Слайд 10

Цвета Звуки Чувства Светланы Белый плат (платок) Тускло свет ит луна Су мрак Белая пелена Свеч а Темно Пыхнул огон ёк Тускнеет Чёрный Блест ят Блед ен Мрачнее Голубочек белый Черный цвет против белого!!! (Добро против зла) Мёртвое молчание С треском пыхнул огонек Крикнул жалобно сверчок Кто-то стукнул Стучит Скрыпит Страшное молчание Зскрежетал Неприятные звуки, которые нагнетают обстановку Напряженная атмосфера, угнетающая, страшная “ Занялся от страха дух ”

Слайд 11

а) синей чертой, символизирующие смерть; б) зелёной чертой, символизирующие жизнь. Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.

Слайд 12

1.Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану. Найдите в тексте её описание. 2. Как автор относится к своей героине? Найти слова в тексте. 3. Как вы думаете, почему бал- лада заканчивается хорошо?

Слайд 13

Фантастически напряженный ход событий. Драматизированный сюжет Противопоставление 2 миров Мотив сна

Слайд 14

Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вы узнали нового? Как вы оцениваете свою работу?

Слайд 15

1). Выучить отрывок наизусть “ Раз в крещенский вечерок девушки гадали… ” 2). На дополнительную оценку – нарисовать иллюстрацию к балладе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс ««Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова «Песнь про…купца Калашникова». Основная цель урока: формирование представлений о » двух силах» в произведении: силе правды и власти….

конспект урока литературы 7 класс

Поэзия хокку…

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса…

Конспект урока литературы. (7 класс). «Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка….

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека….

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» — один из памятников и источников древнерусской литературы…

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.&raquo…

  • Мне нравится

Конспект урока по балладе В.А.Жуковского «Светлана» план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
  2. Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
  3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
  4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
  5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
  6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.

Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»

Читайте также:  Сочинение Роман «Мать» — реалистическое произведение М.Горького

Этапы урока :

  1. Организационный момент урока

— Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

— Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)

— Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)

3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

— Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

— Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

— Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

-Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

— С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)

  1. Сообщение темы и целей урока.

— К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

  1. Проверка индивидуальных домашних заданий

— Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

— Первое задание — найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)

— Второе задание – вспомнить характерные признаки баллады. (СЛАЙД № (запись в тетрадь)

  1. Анализ произведения
  1. Исследовательская работа

— А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

Читайте также:  Творческая работа — сочинение на тему: «Как музыка может помочь людям в трудную минуту?»

— Ответ 1 варианта на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

— Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

(Ответ учащихся)

— В тексте:

Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

— Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)

— Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

— В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)

— Символом чего является голубь? (В народе — символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?

— А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)

— Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)

Читайте также:  Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс

2. Анализ поэтического текста.

-Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

— Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

— как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

— Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

— Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

— Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

— Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

— В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)

— До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

— Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

-Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

— Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)

— Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)

— Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.

— Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)

— Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.

— Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)

цвет значение доводы местоположение
белый печаль снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона сон Светланы
белый чистота белая скатерть, белый голубь И наяву (до сна) и во сне Светланы
чёрный печаль чёрная даль, чёрный ворон сон Светланы
алый теплота, забота, нежность «пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимого пробуждение Светланы

— Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

— Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

— И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

4. Подведение итогов

— Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

— В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..» (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

7. Домашнее задание — Выучить отрывок из баллады

Читайте также:  Герман Гессе. «Игра в бисер». Бисер детям не игрушка!

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.

Баллада Жуковского «Светлана»

Используемые источники:

  • https://videouroki.net/video/16-vasilij-andreevich-zhukovskij-ballada-svetlana.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/01/31/konspekt-uroka-literatury-v-9-klasse-na-temu-v-a-zhukovskiy
  • https://usfeu-tds.ru/bank-sochinenij/sochinenie-ballada-svetlana.html

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииСочинение по картине Пластова А.А. «Первый снег»

Сочинение по картине Пластова А.А. «Первый снег»Учитель начальных классов Г...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сочинение по картине Пластова А.А. «Первый снег»Учитель начальных классов Г

    Описание слайда:

    Сочинение
    по картине Пластова А.А.
    «Первый снег»
    Учитель начальных классов
    ГБОУ школы № 542
    Петродворцового района Санкт-Петербурга
    Гринева Надежда Сергеевна

  • 2 слайд

    ПластовАркадий Александрович

    Описание слайда:

    Пластов
    Аркадий Александрович

  • 3 слайд

    Аркадий Александрович Пластов – известный советский художник. Он

    Описание слайда:

    Аркадий Александрович Пластов – известный советский художник.

    Он родился и вырос в селе Прислониха Ульяновской области. Здесь прошло его детство. Здесь поля, на которых работали его родители. Здесь жили и работали герои его картин.

    Много произведений художник посвятил жизни деревенских ребят.

  • 4 слайд

    снег небо берёза девочка мальчик настроение детей лошадь тона картины

    Описание слайда:

    снег
    небо
    берёза
    девочка
    мальчик
    настроение детей
    лошадь
    тона картины

  • 5 слайд

    Сне : Белый, чистый, пуш стый; падает мохнатыми хлопьями; надел меховые ша

    Описание слайда:

    Сне :
    Белый, чистый, пуш стый;
    падает мохнатыми хлопьями;
    надел меховые ша ки (на) крыш_ д мов;
    укутал всю землю белоснежным ковром;
    медленно круж тся (в) воздухе.

  • 6 слайд

    Девочка: в бело-розовом платьице; большие чёрные валенки; без п льто выб

    Описание слайда:

    Девочка:
    в бело-розовом платьице;
    большие чёрные валенки;
    без п льто выб жала на крыльцо;
    с уд влением наблюдает;
    восхищённо смотрит;
    завор ж нно смотрит на сне ;
    лё кий пл ток.

  • 7 слайд

    Мальчик: (в) чёрный пиджак; на голову нахлобучил шапку - ушанку; одет по - з

    Описание слайда:

    Мальчик:
    (в) чёрный пиджак;
    на голову нахлобучил шапку — ушанку;
    одет по — зимнему;
    мечтает покатат ся на санках;
    давно наблюдает.

  • 8 слайд

    Настроение детей: радость восторг волнение беспокойство испуг восхищение г

    Описание слайда:

    Настроение детей:
    радость
    восторг
    волнение
    беспокойство
    испуг
    восхищение
    грусть
    интерес
    удивление

  • 9 слайд

    Б рёза: старая; могучая; с белым ств лом; ветки у б рёзы ги кие, длинны

    Описание слайда:

    Б рёза:
    старая; могучая;
    с белым ств лом;
    ветки у б рёзы ги кие, длинные, раскидистые.

    В_р_на:
    спокойная;
    важная;
    шагающая по снегу.

  • 10 слайд

    Тона картины: светлые тёплые розоватые лиловые бледно-голубые серовато-розовые

    Описание слайда:

    Тона картины:
    светлые
    тёплые
    розоватые
    лиловые
    бледно-голубые
    серовато-розовые

  • 11 слайд

    Передний план: крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девоч

    Описание слайда:

    Передний план:
    крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом;
    мальчик и девочка (сестра и брат);
    раскидистая берёза.

    Задний план:
    деревенская улица,
    лошадь,
    человек,
    ворона,
    крыши домов покрыты снегом.

  • 12 слайд

    Помогут слова и словосочетания со значением места: слева от … виднеется; н

    Описание слайда:

    Помогут слова и словосочетания
    со значением места:

    слева от … виднеется;
    на переднем плане художник пишет …;
    прямо перед нами изображены … ;
    вдалеке виднеется…

  • 13 слайд

    План:1.Первый снег глазами художника. 2. Первый день зимы. 3. Радость детей.

    Описание слайда:

    План:
    1.Первый снег глазами художника.

    2. Первый день зимы.
    3. Радость детей.

    4. Цвет и настроение картины.
    5. Моё отношение к картине.
    I. Вступительная часть.
    II. Основная часть.
    III. Заключительная часть.

  • 14 слайд

    Закончить сочинение по этой картине можно:У меня возникает ощущение радости,

    Описание слайда:

    Закончить сочинение по этой картине можно:
    У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

    Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

    Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

  • 15 слайд

    Картина (произведение живописи, полотно). Художник (автор картины, живописе

    Описание слайда:

    Картина (произведение живописи, полотно).

    Художник (автор картины, живописец, Аркадий Пластов)

    Изобразил (показал, запечатлел, передал).

  • 16 слайд

    План: 1. Первый снег глазами художника. 2. Первый день зимы. 3. Радо

    Описание слайда:

    План:
    1. Первый снег глазами художника.
    2. Первый день зимы.
    3. Радость детей.
    4. Цвет и настроение картины.
    5. Моё отношение к картине.

    Снег: белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе, как стая белых мошек, чистый.
    Девочка: в бело-розовом платьице; большие чёрные валенки; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит; заворожённо смотрит на снег; лёгкий платок
    Мальчик: в чёрный пиджак; на голову нахлобучил шапку-ушанку; одет по-зимнему; мечтает покататься на санках; давно наблюдает.
    Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые.
    Ворона; спокойная; важная; шагающая по снегу.
    Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.
    Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.

  • 17 слайд

    Спасибо за работу на уроке!

    Описание слайда:

    Спасибо
    за работу на уроке!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение по картине игра в бабки конспект урока

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Сочинение по картине игра в бабки конспект урока

  • Сейчас обучается 318 человек из 65 регионов

Сочинение по картине игра в бабки конспект урока

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема:
Имя существительное

Похожие материалы

  • Презентация. Методическое портфолио. Нестандартные уроки.

  • КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО»НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • «Здоровьесбережение в начальной школе»

  • Статья «Формирование нравственных ценностей»

  • Статья «Беседа с родителями»

  • Конспект урока окружающего мира «Голубая планета Земля»

  • Конспект урока литературного чтения «Русская народная сказка»Снегурочка»

  • Презентация «Гимнастика для глаз» (начальная школа)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452591 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Инфоурок

Начальные классы
Другие методич. материалыКарточка — помощница при составлении текста сочинения по теме «Лоси»

Инфоурокбиблиотека материалов

Карточка-помощница

Какой день
изображен на этом полотне? 

пасмурный зимний

 Что мы видим на
заднем плане?

зимний лес

 Какое небо?

серое

 Что изображено
в центре картины?

стог сена,
занесённый снегом

 Кого мы видим
рядом со стогом?

семью лосей

Что они
принялись есть?

вкусное душистое
сено

Какие рога у
старого лося?

Голова у этих
животных?

огромные ветвистые рога,

голова большая с
вытянутой мордой

Какая шерсть у
лосей?

грубая,
короткая, тёмного цвета

Какие ноги?

стройные, высокие

    Что делает
этот лось?

настороженно
прислушивается, нет ли опасности

Сочинение по картине А.
С. Степанова «Лоси» 2 класс «Школа России»

(примерный текст)

Алексей Степанович Степанов – знаменитый  русский художник
пейзажист. Перед нами репродукция его картины «Лоси».

На картине изображен зимний лес. На опушке леса
лежит большой стог сена. К нему подошла семья лосей. Лосята принялись есть
вкусное и душистое сено. У старого лося огромные ветвистые рога. Лосиха и лось
настороженно прислушиваются, нет ли опасности.

Картина А. С. Степанова «Лоси» мне очень понравилась. Очень хочется помочь семье лосей спастись от голода в трудное
зимнее время.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сочинение по картине игра в бабки конспект урока

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Сочинение по картине игра в бабки конспект урока

  • Сейчас обучается 890 человек из 81 региона

Сочинение по картине игра в бабки конспект урока

  • Сейчас обучается 350 человек из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Данный материал представляет собой карточку — помощницу для ученика при составлении текста по теме «Лоси» по одноимённой картине А.С. Степанова «Лоси». Урок русского языка, программа «Школа России», 2 класс.А также имеется примерный текст сочинения для озвучивания учителем на уроке в качестве примера.

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация интегрированного урока /азбука + письмо/ Буквы Я я. 2 урок УМК «Школа России».

  • Игра «Будьте вежливы» (нач. классы)

  • Исследовательская работа «Моя черепашка»

  • Итоговая контрольная работа по математике 1 класс «Школа России»

  • Конспект урока » Буква безударных гласных»

  • Рабочая программа «Русский язык» 2 класс

  • Рабочая программа «Математика» 2 класс

  • Рабочая программа «Литературное чтение» 2 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452591 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Оставьте свой комментарий

Конспект
урока развития речи в 6 классе по русской литературе «Образ дождя в
стихотворениях русских поэтов».

Цели: Учить видеть красоту слова, образа,
в окружающем мире и создавать ее.

Задачи: Познакомить учащихся со
стихотворениями, раскрыть идею и смысл; находить изобразительные средства
языка, рисовать картины природы.

Развивать речь, выразительное чтение,
эмоционально-чувственное отношение к действительности.

Воспитывать любовь к чтению; прививать
любовь к природе; развивать  эстетический вкус.

Оборудование: ПК, проектор, презентация (
приложение 1), индивидуальные листы (приложение 2), музыка дождя композитора А.
Шукаева, песня «Сааьы уруйдаан» в исполнении Мичийэ Куо. Иллюстрации учащихся.

Опережающее задание: 1. выразительное
чтение стихотворений русских поэтов о дожде: А.А.Фет «Весенний дождь», Ф.И.
Тютчев «Весенняя гроза», А.А. Блок «О, как безумно за окном», С.Я.Маршак
«Дождь».

2. Нарисовать иллюстрации к
стихотворениям, создать образ дождя в красках и линиях.

Ход
урока:

   
Эпиграф урока:  Поэт – тот, кто в

предмете
видит то, чего без его помощи другой

не
увидит.

А.А.Фет

1.      Здравствуйте, 
ребята! Сегодня мы начнем наш урок с песни.

Песня
о весне  «Сааьы уруйдаан» в исполнении Мичийэ Куо.

О
чем песня и какое настроение она создает? (радость, приподнятое настроение)

Как вы думаете, с
какой целью я включила именно эту песню?

Какое домашнее задание
было задано? (выучить стихотворения)

Какова тема урока?
Весна. Весенний дождь.

3.
Чтобы писать сочинение, что нам необходимо делать на уроке?

-собрать материал:
слова, образы,

— определить
основную мыcль сочинения

— создать образ
дождя

2.      Игра
«Ассоциации». Какие ассоциации, образы возникают у вас со словом «весна»?

Вопросы
эвристической беседы.

Несколько дней назад природа порадовала
нас первым дождём, предвестником весны.

—  Попадали ли вы под дождь?

— Что вы при этом чувствовали, ощущали?

— Вы слышали такое выражение: «На улице
пахнет дождём»? А как пахнет дождь?

— Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля –
дождевая нота.

Дождь можно
увидеть, услышать, ощущать его запах.

5.
Сегодня на уроке мы с вами прочитаем стихотворения русских поэтов о весне,
узнаем как великие  авторы создают неповторимые образы  дождя.

Выразительное
чтение стихотворений о дожде: А.А.Фет «Весенний дождь»

Ф.И.
Тютчев «Весенняя гроза», А.А. Блок «О, как безумно за окном»,

С.Я.Маршак
«Дождь».

6.
А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя? (При
помощи слов).

Работа
с текстами стихотворений

Запись в тетрадь:
Образный ряд стихотворения А.А. Фета “Весенний дождь”: …

– Какой образный
ряд возник в вашем воображении при прочтении стиха?

(окно, воробей,
солнце блещет, движется завеса, две капли брызнули в окно).

– Какие слова
помогают автору показать движение от одного образа к другому?

Такое обилие
глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать

Динамику.
Движение.

– Как вы понимаете слово завеса?

– Подберите слова синонимы.

Прочитаем и запомним значение этого слова.

– Какое художественно – изобразительное
средство применил автор во 2 строфе 2-го четверостишья? (метафора)

Запись в тетрадь “Качаясь, движется
завеса” – это метафора.

Что такое метафора?

Вспомним определение

– Есть ли у нас ещё во втором
четверостишье сравнение?

(Будто в золотой пыли)

– Какое слово указывает на сравнение?
Подчеркните его.

Вспомним определение – Прочитайте
выразительно стихотворение про себя.

Особо мы остановимся на последних двух
строчках стихотворения.

Прочитайте их еще раз

 И что-то к саду подошло

 По свежим листьям барабанит.

– Что подошло к саду?

– Какое художественно-выразительное
средство использует автор для создания дождя.

(Олицетворение)

Вспомним определение.

В образный ряд, который мы составили в
начале урока этот образ не вошёл.

– Почему?

(Потому что сложно за каплями дождя
разглядеть, что же подошло к саду)

– В каком образе можно представить это
таинственное существо?

7.
Образ дождя

– Давайте рассмотрим, как художники
увидели это таинственное существо в виде женщины.

– Слова “вода”, “капля” женского рода –
дождь из воды, следовательно, дождь может быть изображён в картине в виде
женщины. У каждой из женщин– дождей есть водная вуаль, что закрывает её, делает
её таинственной, не всегда видимыми и поэтому “ что – то к саду подошло”.

– Согласитесь, картины очень разные.

– Чем они отличаются друг от друга?

– А чем они похожи?

– Какую из этих картин мы могли бы назвать
“Девушка Летний дождь”, “Женщина дождя Поздней Осени”?

– Предлагаю подобрать слова к
изображенным на картинах образам
, которые помогут нам описать их характер и
настроение.

Запись на доске: По одному определению, по
очереди.

– А какие ассоциации у вас возникают со
словом ребёнок?

(Ручки, ножки, младенец, кулачок,
напевает, хлопает в ладоши, весело смеётся, ребёнок играет)

– А теперь представим дождь в виде
ребёнка.

– Ваша задача составить 2-3 словосочетания
или предложения, где дождь представлен в виде младенца.

– А вот какое стихотворение написал С.Я.
Маршак.

Художники,
музыканты представили нам свое видение дождя.

Посмотрим, совпали ли наши восприятия
этих картин,
с восприятиями поэтов?

Иллюстрации
учащихся. Зад: Рассказать какой образ дождя вы увидели при чтении данного
стихотворения.

Физкультминутка
под музыку.

8.
Творческая работа. Выразительные средства: сравнения, эпитеты, олицетворения

 Радуга
 а)
Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Какой предмет вам напоминает радугу?

Б)
С чем можно сравнить радугу? Придумайте ваше авторское сравнение радуге (по
таблице)

Яркая, Разноцветная, сочная

Висит, улыбается

Как ожерелье, Как бусы

Как шапочка, Как шарфик

Как дуга, Как коромысло, как ободок.

Я предлагаю вам
послушать музыку дождя и посмотреть фото-ассоциации на тему дождя. Во время
просмотра и прослушивания предложенного материала попробуйте мысленно короткими
фразами нарисовать свой дождь.

(музыка дождя
композитора А. Шукаева).

9.
Составить выразительные средства к сочинению по таблице.

Я предлагаю вам составить текст из 2-3
предложений, описание вашего нового дождя.

Озаглавьте текст. Как и А.А.Фет, передайте
в своем тексте цвет, запах, звук дождя. Используйте сравнение и олицетворение.

А процессу вашей работы вам поможет музыка
и фотообразы.

10.
Словесное рисование дождя. 2-3 ученика.

Читают 2–3 ученика свою работу Получилась
ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал
в нашем сознании?

– Как вы видите, у
каждого из нас разное восприятие дождя.

Каждый видит,
слышит, ощущает дождь по– своему. Наши дожди имеют разное настроение.

Мы словесно
рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот.

11.Заключение. 
Изменился ли образ дождя в вашем воображении в результате нашей работы?

Чему научились?

Достигли мы целей поставленных в начале
урока?

     Эпиграф:  Поэт
– тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит.

А.А.Фет

Мы стали поэтами, которые умеют замечать
красоту в окружающем мире.

12. Домашнее
задание (на выбор)

—  Составить
по таблице 1. предложения на тему  «Весенний дождь».

—  Написать
сказку на тему «Весенний дождь».

—  Сочинить
своё маленькое стихотворение о весеннем дожде.

13.Рефлексия:

1.Как вы думаете, кто за урок может поставить
себе отличную и хорошую отметку?

2.Оцените себя

3. Назовите одноклассника, чья работа на
уроке была лучшей.

4. Что понравилось на уроке?

Спасибо за урок!

Приложение 1.Таблица

Какой?

(эпитет)

Что?

Как?

Что делает?

(олицетворение)

Сравнение

Где?

Чем?

Долгожданная

Ранняя

поздняя

весна

Пришла

наступила

Веселый

дождь

бодро

начинается

Звенит

Барабанит,

Стучит

Шумит,
играет

Скачет,
резвится

шепчет

Как
барабанщик,

По
крышам, по скамейкам, по ведрам

молодой

гром

Гремит

Грохочет

раскатывается

Как шум
бочки

яркая

молния

Сверкает

блестит

вдали

лужи

появляются

Как
маленькие озера,

Как
синие глазки

На
дороге

Проворные,

Резвые

 Быстрые

говорливые

Ручьи

ручейки

звонко

Журчат

бегут

Как
колокольчики

С горки

Звонкая

веселая

капель

Заговорила

стучит

С крыш

Блестящие

Сверкающие

капли

Лежат

висят

Как
драгоценные камни,

Как
блестки

На
деревьях, на кустах

Яркая

Разноцветная

радуга

дугой

Висит

улыбается

Как
ожерелье

Как бусы

Как
шапочка

Как
шарфик

Как дуга

Как
коромысло

На небе,
над рекой

яркое

Солнце

солнышко

светит,

греет

пригревает

землю

Голубое Синее

Высокое

Ясное

светло-голубое

небо

ярко

Синеет

Радуется

Как шелк

Как
ребенок

Легкие

белые

облака

медленно

плывут

Как
белые лебеди

Свежий

весенний

воздух

Пахнет,

Мокрой
землей,

Свежестью

перелетные

птицы

Щебечут

Радуются

Купаются

пьют

Родная

Весенняя

вся

природа

Радуется,

Пробуждается,

оживает

Структура
урока проблемно — диалогического обучения

        
Проблемный урок отличается от
традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний.
При подготовке к урокам используются следующие этапы:
1. Создание проблемной ситуации на уроке и формулирование проблемы учениками.
Песня  С какой целью я включила именно эту песню?

Урок развития речи
— .сочинение  Какова тема урока? Весна. Весенний дождь

Выразительное
чтение стихотворений


2.Актуализация обучающимися своих знаний (вопросы, на которые возможны разные
правильные варианты ответов; учащиеся вспоминают изученный ранее материал:
понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы).

Чтобы
писать сочинение-миниатюру, что нам необходимо делать?

-собрать материал:
слова, образы,

— определить
основную мыcль сочинения

— составить план

        
Поиск решения проблемы: на основе ранее
обобщённого материала необходимо найти ответ на проблемный вопрос.

Работа
с текстами стихотворений

Образ
дождя

Выразительные
средства: сравнения, эпитеты, олицетворения

        
 Выражение решения. Применение нового
знания. Обобщение, вывод по проблеме. Дается задание на продуктивное применение
– рассказ, рисунок и т.п.

Составить
предложения к сочинению по таблице

        
1) Чередовать формы работы:
индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

        
 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах
выполнения задания
, чтобы развивалась и монологическая речь.

  • Сочинение по картине ивана фирсова юный живописец для 4 класса
  • Сочинение по картине ивана ивановича шишкина утро в сосновом лесу 7 класс
  • Сочинение по картине иван царевич на сером волке для 4 класса по русскому языку
  • Сочинение по картине иван царевич на сером волке для 4 класса по плану написать васнецова
  • Сочинение по картине ивана царевича на сером волке 4 класс