Сочинение по картине город в николаевское время 8 класс

Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного

Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа …» и авторской программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С.Г. Бархударова (М.: Просвещение, 2019)

Авторская программа рассчитана на 105 часов.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов учебного времени из расчета 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ …» на … учебный год. Срок реализации программы – 1 год.

Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе

 • Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

• приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

 • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика программы

 Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.  Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного в 5–7 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык. 8 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Планируемые результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку

 Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание программы

Функции русского языка в современном мире.

Повторение изученного в 5 – 7 классах

Система языка. Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (устное сочинение и сочинение по картине).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание и предложение

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

Двусоставные предложения

Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Синтаксический разбор предложения.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Развитие речи (описание памятника архитектуры).

Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Выражение именной части сказуемого. Развитие речи (сочинение-описание по упражнению). Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения

Дополнение. Трудные случаи выражения дополнений. Определение. Развитие речи (изложение по упражнению). Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. Развитие речи (понятие «риторика», написание рассказа об истории родного края).

Односоставные предложения

Основные группы односоставных предложений. Предложения определенно-личные. Безличные предложения. Развитие речи (сочинение по картине). Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения. Развитие речи (изложение по упражнению). Понятие о неполных предложениях.

Предложения с однородными членами

Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Развитие речи (рассуждение, сочинение по картине).

Предложения с обособленными членами

Обособленные определения и приложения. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. Особенности обособления приложений. Обособленные обстоятельства. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Развитие речи (изложение).

Предложения с уточняющими обособленными членами

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. Развитие речи (применение публицистического стиля, диспут, изложение по упражнению).

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Обращение и знаки препинания при нем. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Предложения с междометиями. Вставные конструкции.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Диалог. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. Способы передачи чужой речи в художественном произведении. Развитие речи (изложение по упражнению, сравнительная характеристика героев).

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения», «Обращение», «Водные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи».

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Русский язык в современном мире

1

2

Повторение изученного в 5–7 классах

10

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

89

4

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

5

Итого

105

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе по русскому языку

8 «..» класс

 (реализация ФГОС ООО)

№п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

По факту

1 триместр

Функции русского языка в современном мире

Повторение.

Фонетика и графика. Орфография

Морфемика и словообразование. Орфография.

Морфемика. Орфография. Правописание приставок. Тест

Повторение. Орфография. Правописание суффиксов

Повторение. Лексика и фразеология

Повторение. Морфология. Орфография

Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении

Р.р. Стили речи. Строение текста

Р/р Сочинение по картине

И. Левитана « Осенний день. Сокольники»

Входная административная контрольная работа

Анализ контрольной работы. Словосочетание. Строение и грамматическое значение

Связь слов в словосочетании

Синтаксический разбор словосочетаний

Строение и грамматическое значение предложений

Строение и грамматическое значение предложений

Интонация простого предложения

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

Р.р. Описание архитектурного памятника как вид текста

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение».

Способы выражения подлежащего

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Выражение именной части составного именного сказуемого

Тире между подлежащим и сказуемым

Обобщение по теме « Сказуемое»

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

Анализ контрольной работы. Второстепенные члены предложения. Дополнение

2 триместр

Прямое и косвенное дополнение

Определение согласованное и
несогласованное. Способы выражения
определения

Р.р. Обучающее сжатое изложение с элементами сочинения

Определение согласованное и
несогласованное. Способы выражения
определения

Приложение как разновидность
определения.

Знаки препинания при приложении

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

Синтаксический разбор простого предложения.

Р.р. Ораторская речь и её особенности

Систематизация и обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Основные группы односоставных предложений

Предложения определённо-личные

Р.р. Описание картины

Определённо-личные предложения

Неопределенно-личные предложения, их
структурные и смысловые особенности

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности

Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым»

Назывные предложения, их
структурные и смысловые особенности

Назывные предложения, их
структурные и смысловые особенности

Неполные предложения

Неполные предложения

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Контрольная работа по теме  «Односоставные предложения»

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Понятие об однородных членах
предложения.

Однородные и неоднородные определения

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация
при них

Р.р. Сочинение-описание картины М. Добужинского «Город в николаевское время»

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Обобщающие слова при однородных
членах и знаки препинания при них

Обобщающие слова при однородных
членах предложения и знаки препинания
при них

3 триместр

Р.р. Сжатое изложение

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Анализ контрольной работы. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Р.р. Сочинение на лингвистическую тему

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений

Обособление определений с обстоятельственным значением. Обособление несогласованных определений

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

Особенности обособления приложений

Обособление согласованных приложений

Обособление согласованных приложений

Р.р. Характеристика человека

Пунктуация в предложениях с союзом КАК

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Р.р. Лингвистический анализ текста

Обособленные уточняющие члены предложения

Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами.

Систематизация изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения. Уточняющие члены предложения»

Анализ контрольной работы. Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении

Р.р. Сжатое изложение

Знаки препинания при обращении.
Употребление обращений

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения)

Вводные предложения, знаки препинания при них. Предложения с междометиями.

Вставные конструкции, особенности
употребления вставных конструкций

Вставные конструкции, особенности
употребления вставных конструкций

Систематизация и обобщение
изученного. Предложения с вводными конструкциями

Контрольная работа по темам: «Вводные слова», «Предложения с обращениями»

Анализ контрольной работы. Предложения с прямой речью. Знаки препинания

Предложения с прямой речью.
Знаки препинания

Р.р. Контрольное сжатое изложение

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Практическое занятие

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Практическое занятие

Цитаты и знаки препинания при них

Систематизация и обобщение изученного

Повторение. Словосочетание и предложение

Осложненное предложение

Пунктуационный разбор простого осложненного предложения

Административная контрольная работа за курс 8 класса

Анализ контрольной  работы. Итоговый урок

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учителя:

  1. «Уроки русского языка в 8 классе». Книга для учителя. Автор Г.А. Богданова. Москва. Просвещение, 2019 год.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. Н.В. Егорова, М. «ВАКО», 2019
  3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2018
  4. Григорьева М.В. Диктанты по русскому языку: 8 класс. М.: Экзамен, 2018
  5. Русский язык. Разноуровневые задания. 8 класс/ Сост. Н.В. Егорова.  М.: ВАКО, 2020.
  6. Никулина М.Ю. Зачетные работы по русскому языку: 8 класс. М.: Экзамен, 2020.

Литература для ученика:

  1. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2020 г
  2. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 8 класс/ Под ред. И.П. Цыбулько. –М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – (ФГОС. Тематический контроль).
  3. Никулина М.Ю. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскомцу языку: 8 класс. ФГОС. М.: Экзамен, 2018

Интернет – ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ — Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ — Серия учебных компьютерных программ ‘1С: Репетитор’ по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии ‘Репетитор. Тесты’ по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ — сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ — образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ — газета «Первое сентября»

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 3 класса

Рассмотрите картину Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». К какой сказке написана картина? Какой эпизод из сказки изобразил художник? Чем вас заинтересовала картина?

Примерный план сочинения:
1. Картина как эпизод из народной сказки
2. Описание Ивана-царевича и лягушки-квакушки
3. Интересные детали сюжета
4. Мои впечатления о репродукции

Сказка «Лягушка-царевна» глазами художника

Репродукцию «Иван-царевич и лягушка-квакушка» можно назвать иллюстрацией Билибина к русской народной сказке «Лягушка-царевна». На ней изображен эпизод встречи младшего сына царя со своей будущей женой. Он долго шел в поисках стрелы. И нашел ее в непроходимом болоте. В лапах у жабы. Согласно повелению отца, Иван должен на ней жениться.

Одежда главного героя указывает на царское происхождение. Высокая красная шапка с отворотами и украшениями, длинный камзол с золотыми узорами, голубой кушак и зеленые сапоги с острыми носками. В руках – красный лук. Царевич нелепо смотрится на фоне чахлых деревьев и пустынной, болотистой местности.

Во взгляде, позе и мимике юноши читается грусть, возмущение и разочарование. Ведь его братьям достались купеческая и боярская дочери. Он развел руки в стороны и недоуменно, сверху вниз смотрит на лягушку. Возможно, она уже заговорила с ним. Зеленая героиня сюжета выглядит крупнее своих сородичей. Она сидит под маленькой елкой. Смотрит вверх, улыбается с иронией и жалостью.

Место встречи получилось красочным, наполненным светом. Салатовая листва на белоствольных березках, голубовато-прозрачная вода, темные ели на заднем плане и безоблачное небо. В левом углу видно сломанное деревцо. Вероятно, стрела сначала попала в этот ствол. И «разрезала» его надвое.

Меня заинтересовало обрамление основного сюжета. Оно дополняет волшебную атмосферу иллюстрации. Сверху и в нижних углах – две стрелы. Сначала они летят навстречу, потом скрещиваются. Как судьбы людей. Слева и справа нанесен растительный орнамент из синих цветочков с длинными листьями. Внизу – сухая ветвь с четырьмя жуками.

Декоративное обрамление образует причудливый узор. Художник воссоздает сказочную атмосферу волшебства. Он старается оживить сказку, которая каждому известна с детства. Автор передает эмоции героев сюжета, их переживания. Он изобразил первое знакомство, которое со временем перерастет в крепкую любовь.

Вариант 2. Небольшое сочинение своими словами

Примерный план сочинения:
1. Информация о художнике и картине
2. Описание эмоций и наряда главного героя
3. Цветовая гамма
4. Что мы видим на переднем и заднем планах
5. Мое мнение об иллюстрации

В 1899 году знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин нарисовал иллюстрацию к русской народной сказке «Царевна-Лягушка». Живописец часто создавал произведения к сказочным сюжетам. Его работы были очень яркими и эмоциональными.

Главный герой картины «Иван-царевич и Лягушка-квакушка» — младший из трех царских сыновей. Он, как старшие братья по наказу батюшки-царя решил попытать счастья с помощью лука и стрелы. Ему не повезло. Стрела улетела на болото, где ее схватила лягушка. Именно этот момент и запечатлен на иллюстрации.

Юноша глядит на болотную жительницу с негодованием и брезгливостью. Он развел руками и не знает, как поступить. Брать в жены земноводное животное ему совсем не хочется. Как же неприятно оказаться в противном, гиблом месте, окруженном мутной водой и едва живыми деревцами. Сюда богатые люди ходили только на охоту. Вон, вдалеке видна стая улетающих уток, напуганных визитом странного гостя в их владения. А искать супругу они отправлялись в более приятные места.

Одежда Ивана-царевича сильно выделяется на фоне болота. Его кафтан ярко-красный с причудливыми узорами. Подпоясан он красивым голубым кушаком. Наряд дополняет старинная русская шапка и зеленые сафьяновые сапоги. Юноша держит в руках злополучный лук, из-за которого стрела прилетела совсем не туда, куда хотелось.

На переднем плане мы видим виновницу печали царевича. Лягушка человеческим жестом подняла стрелу на плечо и подняла головку, глядя на молодого человека. Эта поза могла бы подсказать невезучему парню, что перед ним не простая представительница фауны, а заколдованное существо. Но он пока об этом не догадывается. И узнает ее тайну чуть позже. Сказка закончится хорошо, как и полагается.

Я с раннего детства знакома с картинами Ивана Яковлевича Билибина. Эти иллюстрации часто попадались мне на глаза, когда родители читали мне волшебные истории и сказки. Но если тогда я просто смотрела на картинку в книжке пару секунд, то сейчас поняла, что ее можно рассматривать долго и замечать то, что при беглом знакомстве и не увидишь. Мне очень понравилась работа художника!



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Иван Билибин — художник-иллюстратор книг и оформитель театральных постановок. Ещё он известен тем, что придумал образ двуглавого орла. Такой орёл сейчас изображается на монетах. Особенно удавались художнику сказочные и былинные иллюстрации. Они получались почти волшебными. Одной из них и стала картина «Иван-царевич и Лягушка-квакушка». Художником создал её в 1899 году. Она изображает сцену из сказки о «Царевне-Лягушке».

Иван-царевич на картине забрался в лесное болото. Он ищет свою стрелу. Юноша пустил её, чтобы найти невесту. Иван увидел свою стрелу в лапках лягушки. Царевич удивлен и разочарован. Что же делать? Стыдно вести отцу такую невесту. Герой картины ещё не знает о её умении превращаться в красавицу. Образ его печален. Придётся жениться на лягушке. К ней прилетела стрела.

На царевиче надеты малиновый кафтан и высокая красная шапка. Расписной лук и его богатая одежда говорят о знатном происхождении. За голубым кушаком воткнут кинжал. Он украшен драгоценными камнями. На ногах Ивана яркие зеленые сапоги из кожи с рисунками. Одежда царского сына подчёркивает стройность его фигуры.

Лягушка-квакушка на картине почти незаметна. Она привлекает внимание красной стрелой в своих лапках. Лягушка маленькая и сливается с зеленью травы и ёлочки. Малышка словно пытается что-то сказать Ивану. Видно, что она не простая лягушка, а волшебная.

Природа на картине изображена яркой и радостной. Она будто знает о хорошем финале сказки. Героев окружает топкое болото и сломанные березки. Они предвещают Ивану-царевичу и лягушке-царевне множество препятствий на пути к счастью. Но высоко в небе летят птицы. Они уже несут на крыльях добрую весть для героев.

На картине много ярких оттенков зелёного, красного и голубого цвета. Они тоже говорят, что сказка закончится хорошо. Лягушка превратится в прекрасную и мудрую девушку. Обрамляет картину причудливый орнамент. По бокам нежные незабудки. Внизу ползут по веточке майские жуки. Это делает картину похожей на сказочный ковёр.

Картина мне понравилась ярким волшебным сюжетом. Я словно побывала в сказке. Хочется подсказать Ивану-царевичу поскорее взять лягушку и не сомневаться в невесте.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Рассуждение по рассказу Толстого После бала

Лев Толстой (1828 – 1910гг.) написал рассказ «После бала» в 1903 году, но первое издание было в 1911 году. Рассказ основан на реальных событиях.

В своем небольшом рассказе автор раскрывает три «вечные темы»: тема «отцы и дети», темы «любви» и тема «добра и зла».

Тема «отцов и детей» представлена кратко, хотя автор и хотел сначала назвать рассказ «дочь и отец». В произведении нет вражды отцов и детей, скорее наоборот, любовь и уважение. Толстой очень нежно описывает, как героиня рассказа Варя танцует на балу с отцом и как в конце танца отец целует ее в лоб. Но автор раскрывает другую сторону темы: как поступки родителей влияют на судьбу детей. Описывая отца Вари на балу, в начале рассказа, Толстой создает образ статного военного в возрасте, обладающего нежным сердцем. Но в конце произведения, автор меняет свое отношение и отношение читателя к этому военному, а все из-за одного случая, который разбивает рассказ на две части: до наказания татарина и после. Во второй части Толстой уже пишет о полковнике как о жестоком человеке и никак не может найти оправдания его действиям. Этот случай и становится роковым для главного героя, Ивана Васильевича, от имени которого идет повествование. Из-за этого поступка полковника и его жестокости, рассказчик не смог больше любить его дочь.

Тема «любви» раскрывается как второстепенная, хотя и занимает большую часть произведения. Любовь Ивана Васильевича к Варе хорошо описана в первой части рассказа, она становится толчком для совершения поступков со стороны главного героя, но до наступления переломного момента. После, эта тема почти уходит из рассказа и остается только как напоминание, что любовь пошла на убыль.

А вот тема «добра и зла», тема «рокового случая» стала в рассказе основной. С этого и начинается повествование, Иван Васильевич рассуждает, что случай может помочь человеку понять что хорошо, а что плохо и изменить принятые ранее решения. Иван Васильевич рассказывает о любви, которая с ним случилась, о любви чистой, искренней и, скорее всего, взаимной. Эта любовь выступает в качестве «добра» в рассказе. Но случается переломный момент, в котором сконцентрировано все зло и жестокость произведения. В итоге «зло» побеждает. Рассказчик делает свой выбор не в сторону любви, а в сторону отказа от нее. И дает заключение, что не случись этого события, возможно, все в его жизни сложилось по-другому: возможно, женился на Варе, поступил на военную службу. И хотя его слушатели его поддерживали, у Ивана Васильевича все же была искренняя досада. Один роковой случай в жизни, порой меняет все ее направление.

Сочинение №2

В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой демонстрирует нам насколько может измениться жизнь человека всего лишь за одно единственное утро.

В первой части рассказа мы знакомимся с Иваном Васильевичем, которого «все очень любят и уважают». Он достаточно подробно повествует о своей жизни, и, самое главное внимание в его рассказе уделяться его любимой – Вареньке Б. Иван Васильевич буквально околдован юной красавицей. Ей всего лишь восемнадцать лет, она обаятельна и мила, обладает горящими глазами и вечно веселой улыбкой.

Во второй части рассказа Л.Н. Толстой отправляет читателей на бал. Иван Васильевич все сильнее влюбляется в красавицу Варю, в нем кипит страсть, он готов полюбить весь мир и поделиться с каждым частичкой своих чувств. Ничто не способно отвлечь Ивана Васильевича от его объекта обожания. А когда Варенька начинает танцевать с полковником, он и вовсе приходит в ошарашенное состояние, причем все гости начинают чувствовать нечто похожее. Во время танца каждый видит, насколько же красива девушка, как много в ней грации и стройности линий. Девушка прекрасна, а Иван Васильевич все больше и больше уверяется в своей любви. Вскоре Иван Васильевич возвращается домой, и начинает метаться из угла в угол, не зная чем себя отвлечь от любви. Вдруг он понимает, что должен быть рядом с Варей и отправляется к ней домой.

Но, придя в дом к полковнику и его дочери, Иван Васильевич видит жестокую картину. Он видит, как полковник изуверский избивает солдата. И это уже вовсе не тот благородный старый вояка, которого видел на балу наш герой. Это настоящий варвар, изувер, изверг! Мир Ивана Васильевича переворачивается с ног на голову, он находится в шоке от таких действий отца своей любимой. Молодой человек не был никаким образом связан с армией, но в скором времени желал связать свою жизнь с воинским делом. Но теперь, видя такие метаморфозы полковника, он уже и не верит, что у него были такие мысли. Любовь к Варе исчезает в мгновение. В ее лице он видит ее отца-подонка. Идеал Ивана Васильевича разрушен в прах, мечты растоптаны, те чувства, которые он испытывал буквально недавно, сошли на нет. Варенька становится лишь досадным воспоминанием, и Иван Васильевич уже никогда не пойдем служить в армию, в которой главенствуют такие вот полковники.

Прототипом Ивана Васильевича стал родной брат Льва Николаевича – Сергей. Рассказ также основан на реальных событиях. Произведение было написано именно для брата, которому Лев Николаевич таким образом сумел доказать его правоту в данной ситуации. Не встреть он полковника и бедного солдата, кто знает, как бы повернулась жизнь Сергея, возможно, ему пришлось бы долгие годы жить рядом с таким чудовищным человеком.

Популярные сочинения

  • Примеры милосердия из жизни
    К сожалению, в нашем мире не каждый способен проявить милосердие. Войны вспыхивают в разных уголках земли, властвует жестокость. Сердца человечества очерствляются с каждым новым поколением.
  • Тарас Бульба — патриот русской земли сочинение для 6, 7 класса
    Николай Васильевич Гоголь посвятил свое произведение «Тарас Бульба» временам, когда на Руси жили славные казаки. Писатель не случайно посвятил им одно из самых лучших своих произведений
  • Сочинение Становление личности Петра Гринева (8 класс)
    В центре повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка» находится выдуманный персонаж, в котором автор филигранно соединяет положительные и отрицательные качества.

Вариант 3

В основе рассказа, написанного Львом Николаевичем Толстым, лежат события, пережитые его братом Сергеем. Впоследствии образовавшийся рассказ был подготовлен и отправлен в сборник Шолом-Алейхема, создающийся в поддержку евреям, пострадавшим во время кишинёвского погрома. Любовь, от которой отрекся герой данного произведения, имеет особенный смысл, как отречение от формальной веры, значение коей было для Толстого подорвано, после трагедии, произошедшей в так называемый «чистый понедельник». Именно в этот день состоялась расправа с евреями, развеявшая представление о христианском обществе, как о милосердном и благородном. Это жестокая христианская проповедь преподносится внимательному читателю в форме шпицрутенов, которыми наказывается инакомыслящий татарин, отказавшийся подчиниться и решившийся на неудачный побег.

Юный Иван Васильевич влюбился так сильно в первый раз во всю жизнь. Протанцевав с Варей далеко не один раз, а в конце, получив от любимой девушки, помимо пера из ее веера, еще и перчатку, показавшую крайнее расположение Вареньки, он оказался на вершине своего счастья и впал в то добродушное умиление, свойственное практически каждому влюбленному. В памяти его запечатлелась еще одна умилительная картина: ее любезный отец носит старинные опойковые сапоги, что легко позволяет понять, с какой заботой он относится к своей дочери, отказывая себе в комфорте, чтобы обеспечить дочь самым лучшим. Это лучше всего демонстрирует его, как доброго и нежного отца семейства.

В счастливом упоении и, вероятно, мечтая о скорейшей женитьбе, он не мог и представить, как скоро его грезы развеются о настоящую жестокость, проявленную отцом Вареньки и не дающую ему и дальше забываться в сладком любовном наслаждении, постоянно являющейся ему в воспоминаниях, как только он решается приблизиться к некогда любимой. Татарин, пробегающий под грудою ударов, сыплющихся ему от недавних товарищей, рука в замшевой перчатке, бьющей офицера лишь за то одно, что он ударил не в полную силу и слова: «Братцы, помилосердствуйте», вклинились ему в память так, что уже и нельзя было позабыть. Это и послужило причиной, изменившей его дальнейшую жизнь, не дававшей ему найти свое место на службе и заставившей его отречься от драгоценного чувства.

Правильно ли поступил Иван Васильевич, позволив случайно увиденной сцене изменить всю его жизнь и отворотить его от недавней любви? Я считаю, что да, иначе нельзя было бы прожить по-настоящему счастливую семейную жизнь, осознавая, что отец твоей невесты монстр, терпеть которого ты будешь до самой смерти

Сочинение по рассказу Толстого После бала 8 класс

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Толстой После бала

Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «После бала», а не «Бал»?

Название произведения указывает на главный смысловой акцент и привлекает внимание читателя к кульминационным событиям. Композиция рассказа проста: он разделен на две части, которые отличаются эмоциональной окраской. Контрастное восприятие происходящего возникает у читателя вслед за главным героем, от лица которого ведется повествование. Рассказ показывает, как один короткий эпизод способен изменить впечатление о человеке и раскрыть глаза на его истинную сущность.

Первая часть посвящена балу – это праздник в честь завершения недели Масленицы. Главный герой молодой человек по имени Иван Васильевич полон радужных надежд на будущее и склонен видеть окружающую действительность в розовом свете. Жизнь кажется ему прекрасной: на балу он танцует с Варенькой Б., в которую влюблен, это чувство окрыляет его. Любимая девушка кажется ему самым возвышенным и прекрасным существом на свете, в лучах ее очарования все люди кажутся лучше, чем они есть на самом деле.

На балу Иван Васильевич впервые видит отца Вареньки, полковника Б. Тот производит впечатление благородного человека полного чувства собственного достоинства, рассказчик видит его «седым стройны стариком» и мгновенно преисполняется глубокого уважения. Такое восприятие продиктовано исключительно чувствами к Вареньке, однако в тот момент главный герой этого не осознает. Хотя верно подмечает типаж: «он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Под конец бала рассказчик наблюдает трогательную сцену семейной любви – танец полковника Б. с дочерью. От Ивана Васильевича не скрылось, сколько любви и нежности светилось в глазах старого служаки, когда он смотрел на Вареньку, как отец гордится своей прекрасной дочерью. Этот эпизод еще больше расположил героя к старому полковнику. На этом завершается бал.

Вторая часть рисует перед читателем рассвет и дорогу рассказчика домой после бала. Наш герой все также счастлив и расслаблен, он влюблен и потому любит весь мир, ничто, кажется, не способно омрачить его настроение. Иван Васильевич отправляется домой пешком, и по пути становится свидетелем отвратительной сцены, которая кардинально меняет его отношение к полковнику и заставляет серьезно задуматься о жизни и о человеческих характерах.

Итак, проходя мимо плаца главный герой видит, как наказывают беглого татарина: солдаты с дубинками выстроены в две шеренги, между ними должны провести наказуемого. Казнью руководит полковник Б., тот самый благородный старец преисполненный собственного достоинства. То, что пришлось увидеть Ивану Васильевичу, поражает молодого человека до глубины души. В отце его возлюбленной Вареньки не осталось ничего из того положительного портрета, который рассказчик нарисовал себе на балу.

Теперь это хладнокровный мучитель, он не просто исполняет приказ, но следит за тем, чтобы солдаты приводили приговор в исполнение добросовестно. Автор намеренно сгущает краски, упоминая, что спина татарина походила на «окровавленный кусок сырого мяса».

Особенно неприятно рассказчику становится в момент, когда полковник Б. напускается на одного из солдат, намеренно или случайно пожалевшего осужденного. Палка опустилась на израненную спину с недостаточной силой, и полковник наказывает солдата, проявившего жалость и смягчившего удар.

Ситуация усугубляется тем что все происходит в день после Масленицы, то есть первый день Великого поста, времени, когда все верующие люди должны особенно пристально следить за чистотой свих помыслов и дел. Именно в этот день полковник Б. руководит жестокой казнью и делает это с особенным рвением.

Увиденное глубоко поразило Ивана Васильевича. Как прежде очарование Вареньки придавало благородства ее отцу, так теперь впечатление от отца-чудовища отбросило тень на девушку, и чувство рассказчика к ней постепенно угасло. Еще в то памятное утро герой принимает решение «никогда и нигде не служить» — так Л.Н. Толстой подводит читателя к идее деструктивной роли государственной машины.

Так одно утро не просто меняет отношение молодого человека к конкретным людям, но заставляет задуматься о важных жизненных вопросах. Его всерьез волнуют проблемы нравственности и личной ответственности за свои поступки, меняется взгляд на окружающую действительность и на собственную жизнь.

8 класс

Другие: ← Будущее России↑ По литературеОбраз Евгения Онегина →

Толстой После бала
Сейчас читают:

  • Сочинение Подготовка к Новому году Еще с самого детства, Новый год, мой самый любимый праздник, так как это самое волшебное время, когда могут сбываются самые заветные желания, а это всегда кажется невероятным и волшебным действием, которого ты всегда ждешь.
  • Сочинение на тему Любовь к животным
    Человек живет в мире, который существует параллельно с миром, который нам еще не очень то и знаком, так как в этом мире существуют свои, особенные правила, которые нам простым людям не понятны. Мир животных, это особенная система
  • Поэма Мцыри как романтическое произведение сочинение
    Поэма – одна из любимых форм произведений М.Ю.Лермонтова. На пике расцвета своего творческого потенциала поэт написал романтическую поэму «Мцыри». Произведение «Мцыри» можно считать романтической поэмой по нескольким признакам.
  • Сочинение на тему Звуки осени 7 класс
    В нашей жизненной суете мы очень редко прислушиваемся к природе. Выходя в город, только и слышно шум машин, серены и разговоры людей. Складывается ощущение, что ты находишься в огромном изолированном улике. И это все не
  • Роль художественной детали в рассказах Чехова
    Антон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве отдавал малой прозе — рассказам. Для такого литературного жанра характерно быстрое развитие событий и сравнительно небольшой объем содержания. Поэтому использование в тексте подробных
  • Сочинение по картине Кипренского Портрет Н.В. Кочубей
    Портретная техника – одна из сложных техник в живописи. Автору необходимо передать помимо внешних качеств человека еще его и внутренний мир, темперамент, настроение. Одним из таких знаменитых русских художников

dobuginskij

В 2015 году Мстислав Валерианович Добужинский отметил бы сто сорок лет со дня рождения (1875), и потому этот текст — запоздалое посвящение одному из лучших русских художников Серебряного века, принадлежавшего  младшему поколению мирискусников, эстетике модернизма которых остался верен до конца. 

За 55 лет своей творческой жизни Добужинский проявил себя, кажется, во всех качествах. Был замечательным  графиком и одним из лучших иллюстраторов детских книг, живописцем и театральным художником, постановщиком массовых мероприятий на заре советской власти и даже либреттистом.

Но ключом к его творчеству являются изображения городов и городской жизни. С городов, в которых художник  жил, учился, в которых побывал в путешествиях и которые полюбил, Мстислав Добужинский начинал и изображением городов  он закончил.

dobuginskij1

Город. 1904

Основная тема  Добужинского – большие столичные города — Петербург, Москва,  Вильнюс, Париж, Амстердам, Гаага — и города  малые, провинциальные, с их полусонным существованием, старенькими церквушками, свиньями и большими лужами на центральной площади. Это русские города начала XIX века: Курск, Витебск, Воронеж, Псков, Новгород…

Город стал своеобразной визитной карточкой художника, любимым сюжетом, сближающим его с современниками XXI века, живущими среди тех же городских стен и пропитанными  той же городской психологией, которую Добужинский очень точно почувствовал и изобразил еще в начале XX века.

Художника интересует не только и не столько  городская архитектура, которую он любил изображать на открытках, умея расположить силуэты и детали зданий в интересном ракурсе, сколько  городская жизнь, предстающая в его изображениях дьявольским огромным пауком, диктующим человеку свои законы и свою философию.

dobuginskij2

Фабрика газов. 1914

Добужинский не копирует то, что видит, а изображает поэтические образы,  рождающиеся в его собственном воображении. Город Добужинского почти всегда безлюдный, мертвый, с огромными безжизненными стенами домов и фабрик, постепенно заглатывающими маленькие деревянные домишки с их маленькими двориками, садиками и поленницами дров.

Город в изображении Добужинского – это жуткий монстр, питающимся душами людей, из которых он по капле высасывает жизнь. Люди – это маленькие насекомые, которые почти не видны  на фоне огромного паука, в чьи сети они попадают. Человек живет, ходит, умирает, а дома продолжают  жить  своей жизнью, оставаясь на тех же местах, ожидая новые жертвы.

В его картинах присутствует тайная  жуть, пропитанная психологией смерти, завораживающая и пленяющая одновременно. Огромные дома, пустынные дворы-колодцы, заснеженные крыши Петербурга – все это напоминает город Достоевского с его безрадостной тоскливой жизнью.

dobuginskij4

Дьявол (образ города-тюрьмы)

Мстислав Добужинский любил иллюстрировать Достоевского, потому что чувствовал писателя. Достоевский был близок ему по мироощущению и философии. Город Добужинского-Достоевского, большой и таинственный, влечет к себе, завораживает своими колдовскими чарами и не отпускает человека  до тех пор, пока не напитается его кровью.

Особенно страшен город ночью: молчаливый  и тихий, огромный и ужасный он пугает маленького ничтожного зверька по имени «человек», который ютится в  своей маленькой норке-комнатушке многоэтажных домов.  Однажды я тоже ощутила такой же страх, когда увидела строящийся дом, в котором были возведены стены, но пока не было окон.

Эти пустые глазницы действительно были похожи на труп мертвого человека. Так выглядят разрушенные войной города и, наверное, такой образ всплыл из подвалов моего подсознания. Противовесом ужасу, который внушает человеку огромный столичный город, превращающий его в хмурого, серого и одинокого, являются,  по мысли Добужинского, маленькие и уютные провинциальные города.

dobuginskij3

Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга 1905-1906 (образ городского человека)

В них жизнь гораздо привлекательнее, несмотря на сонную размеренность и неспешность. Художник изображает провинциальные города с улыбкой и юмором, но без злорадства и надменности. Жизнь в них человечнее и теплее, чем в крупных:  спящий городовой, свинья, чешущаяся у верстового  столба, разбитый фонарь, огромная лужа, дом гостиного двора со знакомыми арками.

Это не город «Белых ночей», «Преступления и наказания» и «Идиота» Достоевского, холодный и мрачный. Это город Гоголя времен Николая I, узнаваемый по «Мертвым душам» или «Ревизору». И если большие города Добужинского пронизаны скучной ежедневной работой, бессонницей, тоской, страданиями и одиночеством, то  провинциальные города дышат неторопливостью, ленью, благодушием, покоем  и стариной.

Все это присутствует в одной из лучших картин Добужинского «Провинция 1830-х годов» (1907). Здесь — ироничное и лиричное, гротескное и комичное, поэтичное  и мелодичное составляют единый образ провинциального города, начиная от архитектуры, туалетов дам и природы со стаями ворон и прозрачными кронами деревьев, кончая рожицами на главном столбе, нелепой рекламой и купцами.

dobuginskij5

Провинция 1830-х годов. 1907

В 1912 году Добужинский отправляется в путешествие по русским провинциальным городам и посетит Курск, Воронеж, Нежин. Их быт и культура становятся сюжетами многих картин и акварелей художника.

В акварели «Воронеж. Ворота» в центре – столб ворот, за которыми видна улица и тупичок, упирающийся в храм. Художник изображает  много любопытных деталей: водосток на доме слева, сделанный в виде крылатого дракона, украшение столба ворот колючей железной шишкой и т.д..

Комичным выглядит провинциальный Чернигов, запечатленный на другой картине Добужинского «Чернигов. Фотография», тоже выполненной в ходе поездки. На картине – нелепый городской «шедевр» — вычурное крыльцо, больше похожее на сказочный трон.

dobuginskij6

Чернигов. Фотография. 1912

Оно украшено резьбой и завершается куполом. Аляповатость крыльца доведена до гротеска расцветкой: красное, зеленое, синее… Женщина, склонившаяся перед крыльцом, рассматривает фотографии, выставленные в качестве рекламы. И здесь же, напротив крыльца, чахленькое деревце без листьев с мощной оградой.

Серия картин цикла «Русская провинция» экспонировалась в 1912 году на выставке «Мира искусства», а в 1976 году – в Москве, в Третьяковке.  Барон Николай Николаевич Врангель, любивший творчество Мстислава Добужинского, писал про него так:

«За эту своеобразную психологию, за это понимание быта и уменье правдиво и изысканно передать его, нельзя не ценить и не любить Добужинскаго. Тихое и степенное повествование его рисунков кажется говором той хорошей любимой книжки, что читал в детстве и перечитываешь теперь».

dobuginskij7

Воронеж. Ворота. 1912

Тина Гай

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 6 класс

Рассмотрите репродукцию картины Ильи Ефимовича Репина «Стрекоза». На этой картине изображена дочь художника Верочка.

Примерный план сочинения:
1. Описание внешности Верочки
2. Определение характера по внешнему виду
3. Почему Репин назвал картину «Стрекоза»

Девочка-стрекоза на полотне Репина

Верочка, старшая дочь художника Репина, стала моделью для написания картины «Стрекоза». Отца вдохновила подвижность и легкость ребенка. Девочка на мгновение замерла на тонкой деревянной жердочке. Земли не видно, просматриваются только коричнево-зеленоватые верхушки растений. Большую часть фона занимает чистое и прозрачное, ярко-голубое небо.

Вверху виднеются ажурные очертания белоснежного облака. Поэтому создается впечатление, что героиня сюжета парит в воздухе. Слева ее фигура освещена яркими солнечными лучами. Вера – подвижный ребенок. Ее ноги в немного сползших белых чулках напряжены. Руки надежно и крепко обхватили бревно. Еще мгновение – и она спрыгнет, чтобы умчатся по важным детским делам.

Если присмотреться к выражению лица и одежде девочки, можно предположить, какой у нее характер. Из-под шляпки выглядываю веселые и озорные глаза. Они хитро прищурены. Кажется, что героиня на мгновение задумалась или старательно позирует. Но ей тяжело усидеть на месте. Смуглый цвет лица указывает на то, что она много времени проводит на свежем воздухе. На полных губах играет еле заметная улыбка «с хитринкой». Ребенок находится на значительной высоте, но чувствует себя спокойно и уверенно. Это говорит о смелости.

Вера сидит на штакетнике и покачивает ногой. Она напоминает стрекозу, которая вот-вот вспорхнет и улетит. По цвету и форме девичий наряд «летящего кроя» напоминает золотистые и голубовато-зеленые крылья подвижного насекомого. Такая иллюзия создается за счет разводов, ленточек и складок на платье. Художник как будто смотрит на нее снизу вверх. Илья Ефимович любуется беззаботностью и непосредственностью дочери.

Голубые, желтоватые и зеленоватые полутона пейзажа воссоздают мягкую и уютную атмосферу. Как на берегу водоема, который облюбовали яркие и красочные стрекозы. На фоне небесного простора контрастная, темная фигура девочки выглядит более выразительно. Картина пропитана нежностью и любовью мастера.

Вариант 2. Кратко своими словами

Примерный план сочинения:
1. Информация о художнике
2. Описание полотна
3. Сюжет картины
4. Главная героиня
5. Цветовая палитра
6. Мое мнение

Художник Илья Ефимович Репин был прославленным портретистом. Он создал целую галерею с изображением именитых современников. Каждый портрет прекрасно передает характер, внутренний мир и эмоции этих великих людей.

Картина «Стрекоза» была написана знаменитым живописцем в 1884 году. Сейчас полотно находится в Государственной Третьяковской галерее.

На холсте мы видим старшую дочь автора Веру. Двенадцатилетняя девочка беззаботно уселась на длинный деревянный штакетник и оттуда позирует своему папе. Чувствуется, что ей не впервой приходится так сидеть, но она готова при первой возможности спрыгнуть с бревна и пойти по своим делам. Наверное, она прибегает на луг, что виднеется позади нее, с друзьями, чтобы побегать, поиграть в догонялки, половить бабочек или ящериц.

На Вере надето легкое, короткое летнее платье. Соломенная шляпка защищает голову подростка от ярких солнечных лучей. На стройных ножках девочки — светлые чулки и кожаные ботиночки. Весь ее образ говорит о беззаботности, открытости и детской непосредственности. При написании картины художник расположился на траве, у ног своей любимицы. Поэтому кажется, что девочка будто парит над лугом, как стрекоза, насекомое, в чью честь названа картина.

Фоном юной красавице служит огромное, светло-голубое небо с небольшими облачками. Под ее ногами луговые цветы и трава. Они уже не такие сочные и зеленые, как бывают в конце весны — начале лета. Значит сейчас июль или август. Если присмотреться, можно заметить вдалеке водоем и темную полоску другого берега, заросшего густым лесом. У воды всегда легче дышится, особенно, в разгар летнего зноя.

Краски, которые выбрал мастер для создания портрета своей любимицы, спокойные и светлые. По голубому небосводу плывут белые, почти прозрачные облака. Луг, хоть и пожелтел от палящего солнца, но на нем еще видны зеленые травинки и стебли цветов. Цвета одежды подростка заметно выделяются на фоне окружающей ее природы. Красками она напоминает зелено-желтые крылья стрекозы и ее золотистое тельце.

Вера Репина на этой картине — моя ровесница. Задорным видом, испытывающим, заинтересованным взглядом она похожа на любую девочку из моего класса. Думаю, что я смогла бы подружиться с нею. И после, с радостью побегала бы по летнему лугу, в поисках красивых цветов и бабочек, а потом — искупались бы вместе в прохладной, прозрачной воде близкой реки. Автору удалось передать нам свое восхищение жизнерадостностью и естественностью ребенка. И это здорово!



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

Художник Илья Репин – прославленный мастер масштабных жанровых картин. Им создано немало шедевров, которые и сегодня покоряют зрителей. Это полотна «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван», Запорожцы пишут письмо турецкому султану, и многие другие. В русском реализме этот живописец стал уже в молодые годы одной из ключевых фигур.

Проявил себя мастер и как превосходный портретист. Работая в этом жанре, художник не забывал и о своих домашних. Его старшая дочь Вера стала героиней двух известных портеров. Для одного из них Репин придумал название «Стрекоза». На нём изображена 12-летняя Вера на даче. Картина была написана в 1884 году в небольшом посёлке Мартышкино на берегу финского залива под Петербургом.

Сюжет портрета напоминает жанровую сценку. Девочка резвилась в саду и забралась на перекладину старой изгороди. Юную натурщицу окружает высокое летнее небо. Художник запечатлел её за короткой передышкой от игр.

Героиня портрета освещена солнцем. Она удобно уселась на жёрдочке и ухватилась за неё руками. Солнечные лучи ярко освещают часть её лица и шеи. Они просвечивают даже сквозь козырёк шляпки и делают ухо девочки розовым. Тёмные глаза смотрят внимательно. Пухлые щёки и яркие полноватые губы напоминают о совсем юном возрасте героини портрета.

Девочка одета в свободное для игр на свежем воздухе платье. Её зеленоватая шляпка украшена лентой и завязана тонкой чёрной тесёмкой у подбородка, чтобы не слетала от ветра. Платье подобрано в тон шляпке – зеленовато-коричневое. На ногах удобные для прогулок черные туфли на шнуровке. Светлые чулки внизу собрались складками от беготни.

Судя по лицу у девочки спокойный, чуть озорной характер. Она не боится высоты и привычно сидит на перекладине, будто на стуле. Поза её непринуждённа. Художник не случайно назвал картину «Стрекоза». Название отражает характер девочки, непоседливый и любопытный.

Художник расположил героиню портрета высоко, словно мы смотрим на неё снизу. Фоном картины стало прозрачно-голубое небо с едва приметным расплывчатым облаком. Оно призвано сказать о беззаботности, лёгкой радости жизни и детской непосредственности Веры. Внизу неотчётливо прописаны верхушки высокой, выгоревшей на солнце травы. Фон не отвлекает внимания от девочки.

В цветовой гамме картины много неярких оттенков зелёного, коричневого, синего. Нежные и пастельные тона оттеняют неброское очарование милой девочки. Солнечный день передан игрой светотени. На одежде героини желтоватые блики. Она словно вся в солнечных зайчиках.

Полотно «Стрекоза» в творчестве Репина выделяется из ряда его привычных портретов. Мастер здесь не стремится передать глубину внутреннего мира человека. Он не вводит никаких говорящих деталей. Его цель – показать красоту мгновения здесь и сейчас. Он запечатлел обаяние Верочки, для которой главное занятие – радоваться сегодняшнему дню.

Картина понравилась мне тем, что походит на случайно увиденную сценку из жизни далёкой ровесницы. Художник удачно придумал название. Девочка и правда похожа не стрекозу. Она лишь на минутку присела отдохнуть от полета и полюбоваться миром.

  • Сочинение по картине грачи прилетели 2 класс русский язык короткие
  • Сочинение по картине грабаря зимнее утро пятый класс
  • Сочинение по картине грабаря зимнее утро 5 класс конспект урока
  • Сочинение по картине герасимова храм покрова на нерли 8 класс по плану
  • Сочинение по картине герасимова церковь покрова на нерли и баулина храм покрова на нерли сравнение