Конспект урока русского языка в 6 классе.
Учитель – Пащенко Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №17 а. Псебе
Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Цели
образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;
развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;
воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Тип урока: урок развития речи
Технология: урок-мастерская
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)
Оборудование: презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
— Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.
— Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.
(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)
— Какую картину вы представили? Расскажите.
— Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1 ) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.
— Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)
— Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?
3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)
А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.
Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.
— Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)
4. Формулировка темы и задачи урока.
— Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)
— Что, по-вашему, значит — написать сочинение по картине?
— Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.
— А как подготовиться к сочинению?
— Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.
— Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?
— Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.
— Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».
5. Лексическая работа. Деконструкция.
Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.
— Можно ли увидеть в нашей местности террасы?
— Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.
— Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.
6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд
— Что изображено на картине?
— К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?
— По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?
-Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
-У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
— Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.
7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях
Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая ливнем листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск, неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.
8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)
О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели — мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» — сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» — метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?
Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)
- Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
- Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
- Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
- Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.
Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
— Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?
— Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?
— Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.
— Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.
Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)
- Картина —полотно, пейзаж
- Художник — живописец, пейзажист
- Нарисовал — изобразил, показал
9. Обсуждение путей анализа картины.
— Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)
— О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)
— А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)
— Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.
10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)
— Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.
— Почему художник использовал именно эти краски?
— Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.
— А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)
11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).
— Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.
12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)
— Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт картина.
13. Составление текста. Реконструкция.
— Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!
14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)
— Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?
— Чем нужно дополнить?
15. Домашнее задание. (слайд 19)
Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.
16. Рефлексия.
— Чему вы сегодня научились?
— Какое открытие вы сегодня сделали?
— Какое у вас настроение?
— Понравилось ли работать группой?
— Кто из товарищей удивил? Чем?
— Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?
Список использованной литературы.
1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) — М.: Просвещение, 20013.
2. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. —
М.: Просвещение. 1983
3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. — № 6.
Интернет-ресурсы:
- Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. — http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527
- шаблон — http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg
- Картины А.М.Герасимова:
- http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg
- http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487
- http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457
- http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg
- http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg
- Дом-музей — http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg
- После дождя — http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/
703e63b498f830bd94adb2d3e1d019ba/view.pic
- Сочинения
- По картинам
- Герасимов
- После дождя мокрая терраса
При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.
Цветы, стоящие в вазе на столе, слегка наклонены. Видимо ливень был сильный и побил букет, на столе лежат опавшие лепестки. Стакан, возможно, опрокинуло силой поднявшегося ветра.
На заднем плане зеленый, летний фон красивого сада. А сквозь деревья уже светит яркое солнце. Листья деревьев блестят от капель дождевой воды. Вообще, глядя на картину, идёт ощущение свежести и прохлады.
На первом фоне темный резной стол, который придает картине контраст. Всё сделано из натурального дерева: прям чувствуется запах мокрой древесины. Дождь смыл всю пыль и грязь, которая скопилась за знойные летние деньки. Чистота и красота.
Также можно задуматься о том, что до ливня здесь тихо и мирно сидели родственники. Они не спеша попивали чай, что-то обсуждали, кто-то читал интересную книгу. И вот, резко, начался проливной дождь, поднялся ветер, и им пришлось быстро забежать в дом. Терраса защищена крышей, но видимо непогода была настолько сильной, что её всю залило водой.
Картина «После дождя» сильно впечатляет. Здесь идет сочетание пейзажа и натюрморта. Такое сочетания не часто используют художники. Герасимов прекрасно справился с этой задачей. Ему удалось передать до мельчайших деталей весь прекрасный пейзаж, открывшийся его взору после дождя. Он точно передал на картине эффект воды, её отблесков и отражений. Автору удалось передать и своё настроение при написании картины: восторг, от увиденной красоты, и вдохновление. Прям представляешь как он схватил холст, мольберт, краски, уселся в глубине террасы и принялся писать картину. Говорят, что написал он её очень быстро и больше не подправлял и не переделывал.
Да, картина очень воодушевляет, ведь взгляд первым делом падает на свет от солнца. И только потом перемещается на передний фон. От неё веет чистотой, свежестью, прохладой. Как будто ощущаешь жару, которая была до ливня. И вот оно облегчение от очищенного, увлажненного воздуха, который набираешь полной грудью.
Художник написал большое количество картин, но именно эта всегда оставалась его самой любимой, и, как он считал, лучшей.
Сочинение по картине После дождя Герасимова
На написание полотна «После дождя» Александра Михайловича, натолкнуло, скорее всего, его детство, которое он провел в маленьком городке со степным климатом. Родная природа была словно муза для творца полотен. А данная картина автобиографическая, ведь были времена, когда Герасимов действительно отдыхал на данной террасе, возможно, пил ароматный чай, укутавшись в теплый плед. И вот все свои воспоминания и впечатления он решил перенести на холст, показать многим как бывает, красива природа, показать то, что неважно какая погода на улице, главное то, как ты на нее смотришь.
Глядя на полотно можно увидеть, что дождь вот только что закончился. Тучи с неба уплыли, и небо посветлело, сквозь зеленые ветви начинают пробиваться яркие лучи солнышка. Эти лучи словно пытаются безмолвно сказать зрителю о том, что после любой непогоды наступает тепло и свет. Но, не смотря на это, зритель еще может увидеть последствия дождя. Терраса, сделанная из дерева, вся покрыта прозрачным слоем дождевой воды, который после себя оставило небо.
Влага, она везде: на стуле, столе, деревьях, с веток которых спадают капельки словно бриллиант. Создается впечатление, что природа во время дождя разыгралась серьезно, ведь стакан, стоявший возле вазы, с прекрасными цветами не устоял, он одиноко лежит на массивном столе. В голове невольно возникает мысль, что все это похоже на жизнь: кто-то сильнее и уверенно держится, а кто-то сдается при первой же проблеме.
Солнышко на полотне выигрывает у серости. Его лучики нежно щекочут листья деревьев, скачут по крышам соседних домов и пробиваются на саму террасу. Воздух словно пропитан возрождением и скорыми переменами. На полотне мы видим, что это был лишь сильный дождь – ливень. Но художник смог это передать так роскошно, с такой тонкостью и идеальностью, что невозможно оторвать взгляд от данного полотна, кажется, что не мог человек создать такую красоту!
Насколько четко и красиво художник передал насыщенность красок, как красиво написано отражение.
При виде данного полотна, кажется, чувствуется легкое свежее дуновение летнего ветерка, слышишь, как падают капли с деревьев и крыш домов, чувствуешь, как благоухают цветы в вазе и трава во дворе. Полотно словно кричит о красоте, которую мы порой не замечаем! Достаточно оглянуться.
Описание 3
Произведение открывает перед нами картину удивительную и в то же время обычную. Кто не видел природы после дождя, кто не видел мокрых панелей, мокрого дерева и луж? Автор картины не только это увидел, но смог передать всю прелесть и манящую красоту этого природного явления.
Мы видим мокрую от дождя террасу, но самого дождя уже нет. Появляется солнышко сквозь затянутое тучами небо, отчего все предметы вокруг начинают светиться серебром и теплом. Видно, что терраса уже не новая, — доски на полу неровные, их цвет говорит о том, что этому дереву уже много лет. Тем не менее под каплями дождя терраса выглядит обновленной, чистой, свежей и мокрой. Под лучами солнца на мокрых поверхностях отражаются перила, скамейка, стройные ножки стола.
Черный лакированный стол тоже не выглядит новым, но капли дождя придали ему блеска. На столе стоит прозрачный графин с цветами, на них тоже попал дождь, он сбил несколько лепестков, которые теперь лежат на поверхности стола, придавая картине естественность. Рядом с графином лежит прозрачный стакан, который, возможно, опрокинул ветер перед начинающейся бурей и грозой.
За пределами террасы расположен сад, по листве деревьев можно определить, что это яблони. На них еще не видно яблок, но и цветов уже нет, а потому можно сказать, что это раннее лето или поздняя весна, — время, когда грозы и дожди особенно частые, быстрые и сильные. Листья деревьев напитались влагой, набухли и потяжелели, с них свисают капельки оставшейся воды. По тому, как расположены листочки мы можем определить, что ветра на улице нет.
Вдали виднеются мокрые крыши небольших строений, листва скрывает их отчасти, поэтому сложно определить, — дома это или сарайчики, или, быть может, деревенские баньки. Картина выглядит очень гармонично и притягательно, смотря на нее, чувствуешь свежий чистый воздух, запах мокрых деревьев и листьев, аромат пропитавшихся дождем старых досок террасы.
6 класс
Описание настроения картины После дождя мокрая терраса
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Свежий ветер. Волга Левитана описание
Вода, ветер, огонь и земля – являются одними из основных элементов, которые имели особое значение для древних жителей планеты Земля. Спустя многие века их значимость не потеряла своего веса и магическим образом
- Нисский
Художника Георгия Нисского можно назвать романтиком, отлично понимающим и чувствующим эстетику и значимость труда, который в свою очередь двигает прогресс вперед и преобразует нашу планету.
- Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье 5 класс
Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.
- Сочинение по картине Вратарь Григорьева 7 класс
Картина Григорьева «Вратарь» посвящена любимой игре мальчишек – футболу. Центральное место на картине занимает мальчик – вратарь
- Сочинение описание картины Старая мельница Поленова
Василий Поленов всегда мечтал прославиться как мастер исторической живописи, но по иронии судьбы стал выдающимся пейзажистом. Благодаря Поленову в теме пейзажа появилось множество новых поджанров
Автор
Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) – русский и советский художник, заслуживший своим творчеством множество наград и званий. К 1935 году, написав немало портретов советских руководителей и добившись успеха и официального признания, стал крупнейшим мастером соцреализма. За долгую жизнь создал немало полотен на разные сюжеты, но в конце пути, с высоты прожитых лет признавал картину «После дождя» самой значительной своей работой. Художник – приверженец ярких и насыщенных красок, которые словно заимствует у самой природы на родине – в старинном зелёном Козлове (сейчас Мичуринск Тамбовской области).
Сочинение №2
Сюжет картины «После дождя. Мокрая терраса» достаточно прост — букет цветов на столе, зеленая листва сада и, собственно сама деревянная терраса, мокрая от былого ливня. Глядя на холст невольно чувствуешь прохладу и свежесть обновленной природы, которую художник сумел изобразить максимально реалистично.
Тем не менее, создается впечатление, что картина написана на одном дыхании. Допустим, кроны деревьев весьма размашисты. Видно, что деталям в данном случае не уделялось достаточного внимания. Хотя, вполне вероятно это было ненужным – ведь основным желанием автора было изобразить именно террасу. Зеленые кроны же служат просто украшением и элементом интерьера.
Легкая небрежность ничуть не портит общее впечатление. Зато с цветом автор играет отменно – это невозможно не отметить. Опрокинутый стакан на столе показывает, что гроза застала людей врасплох, поэтому они спешно покидали место своего завтрака. Забыты и садовые цветы, что украшали стол. Впрочем, приятно, что с ними ничего не произошло.
Сам А.М. Герасимов считал данное полотно одной из своих лучших работ, а его родная сестра рассказывала, что картина была писана с натуры, во время вполне реальной ситуации. Автор имеет весьма высокую живописную технику, показывая мокрую древесину в мельчайших подробностях.
Настроение работы вовсе не тяжеловесное, а легкое и умиротворенное. Кажется, что художник спокоен и рад видеть обновление окружающего мира, в результате чего ему и самому легче дышится, он чувствует вдохновение и душевный подъем. Кстати, дождевая вода делает краски и оттенки куда более насыщенными, просто волшебными.
В целом, творение достаточно интересно: конечно, оно не настолько детально, как картины Шишкина либо Куинджи, однако порой кажется, что данный холст ничуть не хуже, ведь тоже изображает гармонию и единение с природой, способное возвысить человека как личность, принести ему позитивные эмоции и умиротворение.
Радует и реалистичность картины. Мало того, при просмотре невольно приходит мысль о том, что даже не хочется добавлять ничего в сюжет – кажется, что полотно полноценно само по себе и божественно прекрасно.
Другие темы: ← Полдень. Теплый дождь↑ Герасимов АлександрДары осени →
`
История создания картины «После дождя»
Герасимов написал произведение именно в родном городе. Приехав летом домой отдохнуть, художник стал свидетелем необычайно сильного ливня. Распахнув дверь на террасу, когда всё утихло, Александр Михайлович ахнул – он был потрясён открывшейся картиной. Воздух благоухал свежими ароматами трав и цветов, вода сверкала зеркальными лужами со скамеек, пола и стола, обильно умытая зелень играла яркими красками, за деревьями светлело небо.
Подняв на ноги помощника, художник молниеносно принялся за работу. Кисть мелькала между палитрой и холстом – надо было спешить, ведь с течением времени чудесные лужицы становятся всё меньше, а сверкающие капли с крыши и веток деревьев всё реже. Через три часа картина была готова.
Несмотря на спонтанность возникновения картины, она не случайна. Ещё в годы учёбы в Училище живописи Герасимова привлекал мотив природы, обновлённой дождём. Ему удавалось живописное изображение мокрых строений, предметов, листвы и травы. Возможно, сам того не подозревая, художник неосознанно стремился к подобному произведению долгие годы, ведь родные места, впечатления детства играют в жизни человека важнейшую роль. Быть может, сокровенная история взросления Герасимова или становления его как художника связана с романтичными дождями, и вот теперь она вылилась в создание долго вынашиваемой картины. В противном случае живописец мог просто взглянуть на залитую безжалостным ливнем террасу и поёжиться.
А. М. Герасимов «После дождя» описание картины
История и описание картины «После дождя» известного советского живописца А. М. Герасимова.
Автор картины, описание которой здесь представлено, Александр Михайлович Герасимов (1881-1963). Считается одним из выдающихся советских художников. Являлся Первым президентом Академии художеств СССР (1947-1957), Академиком АХ СССР. В 1943 году ему было присуждено почётное звание Народного художника СССР. Стал Лауреатом четырёх Сталинских премий. Написал немало картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами русской живописи. Его работы находятся в таких крупных музеях, как Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Одной из работ художника, которая заслуживает особого внимания, является картина «После дождя».
Картина «После дождя» была написана в 1935 году. Также имеет название «Мокрая терраса». Холст, масло. Размеры: 78 х 85 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
К моменту создания картины Александр Герасимов уже считался одним из ярчайших представителей соцреализма. Он писал портреты советских руководителей, среди которых были Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин. Картина, которая несколько отличается от соцреализма, была написана во время отдыха художника в родном городе Козлове. О том, как происходило создание картины, позже рассказала сестра живописца. По её словам, Александр Михайлович был потрясён видом их беседки и сада после обильного дождя. Вода была буквально везде, она сверкала «создавая необычайный живописный аккорд», а природа благоухала свежестью. Художник просто не мог пройти мимо такого зрелища, и создал картину, которая впоследствии поразила всех любителей и ценителей живописи.
Задумав написать данную картину, Александр закричал своему помощнику: «Митя, скорее палитру!». В итоге картина была написана за три часа. Работа, которая была написана на одном дыхании, буквально дышит свежестью, радует глаз своей натуральностью и простотой. Многие из нас неоднократно видели нечто подобное после дождя, но за массой дел и мыслей зачастую просто не обращали внимания, насколько красива бывает обновлённая природа после обычного дождя. Глядя на картину этого художника, понимаешь, как много прекрасного в таком обычном явлении, которое талантливый живописец передал при помощи быстрой зарисовки небольшого уголка беседки и окружающего его сада.
Солнце, которое пробивается сквозь тучи, делает лужи на досках террасы по-настоящему чарующими. Они блестят и переливаются разными оттенками. На столике мы можем увидеть вазу с цветами, стакан, который был опрокинут ливнем или ветром, который ещё больше создаёт ощущение прошедшей непогоды, прилипшие к столу лепестки. На заднем плане видны деревья сада. Ветви деревьев прогнулись от влаги, которая скопилась на листьях. За деревьями можно увидеть часть дома или хозяйственной постройки. Благодаря тому, что А. М. Герасимов создал картину очень быстро, на одном дыхании, будучи поражённым и вдохновлённым неожиданным преображением природы, в картине он смог запечатлеть не просто внешний вид окружения после дождя, но и свои ощущения и эмоции от увиденной красоты.
Описание картины Герасимова
«После дождя» на первый взгляд представляет собой повседневный вид обычной деревянной веранды, мало чем примечательной. Зритель смотрит из её глубины наружу, на улицу, где перед ним открывается мокрый сад – только что закончился проливной дождь.
Дощатый пол, обшивка веранды из ровных дощечек с просветами между ними, деревянные перила и скамейка вдоль них, навес на бревенчатых опорах – всё натурального тёплого цвета дерева, который усилен и преображён тем, что повсюду следы недавнего ливня. По-видимому, не обошлось без ветра – пол мокрый даже под крышей навеса, да к тому же опрокинут стакан на тёмном столе. Этот старинный стол с резными изогнутыми ножками и замысловатой столешницей стоит у края беседки, крыша которой его не спасла от водопада с неба. Поэтому изрядно досталось от дождя и цветам в стеклянном кувшине, и стакану, который чудом не скатился и не разбился.
Букет крупных пионов – отдельный акцент цвета, в котором розовый чуть разных оттенков оживляет колорит букета и картины в целом. Лишь несколько лепестков потерял букет под струями дождя, они белыми кляксами лежат на мокром столе. Благоухающие шапки пионов, кстати, указывают время отпуска художника в 1935 году – на Тамбовщине пионы цветут в июне.
Всё ощутимо влажное, блестит глянцем и переливается. Ещё часто срываются капли с перил, крыши, листвы. Все поверхности на террасе подобны зеркалам, в которых отражения удивительно накладываются на тени, делая всё изображение сочным и невероятно приятным для глаза. В просвет между листвой поодаль виднеется невысокое деревянное строение с трубой, вероятно, баня. Наверное, каких-то полчаса назад она и не была видна из-за стены дождя. Обновление, чистота и свежий влажный воздух чрезвычайно мастерски переданы художником – хочется не отрывая взгляд дышать полной грудью и вдыхать ароматы трав и цветов, петь, делать что-то хорошее и просто жить!
Сочинение на тему после дождя герасимов 6 класс краткое содержание
Сочинение по картине После дождя А.М.Герасимова для учащихся 6 класса.
План
Сюжет картины А.Герасимова «После дождя» Описание террасы, стола, кувшина с цветами Задний план картины (сад, дом, постройка) Техника изображения картины Мое настроение от увиденного. Я смотрю на картину А.М.Герасимова «После дождя». Все, что я вижу, мне нужно описать в сочинении. Начну с сюжета картины. Перед нашими глазами предстает небольшая терраса после дождя. Художник выбрал объектом своего холста предметы: стол, кувшин с цветами, часть террасы с перилами, и изобразил их на фоне природы. Только что прошел дождь. Мы видим разлившиеся небольшие лужицы на скамейке и полу террасы. Все отражается в блеске мокрой поверхности. На столе лежит опрокинутый граненый стакан. Видимо, дождь был очень сильный, если оставил после себя столько «следов». Сама терраса видится нам не полностью. Вертикальные опоры держат крышу (мы видим лишь ее угол), деревянная площадка имеет ступеньки для выхода в сад. Неширокая скамейка завершается незамысловатыми перилами. На такой террасе приятно посидеть вечером и насладиться запахами природы. Или можно собраться семьей и выпить по чашечке чаю. Слева находится стол с резными ножками. Фигурная крышка стола тоже покрыта каплями дождя. А на столе стоит стеклянный кувшин с цветами. Букет красивых цветов тоже ощутил на себе силу дождя. Некоторые лепестки упали и лежат в воде, скопившейся на краю стола. А может это ветер уронил кувшин и развеял нежные лепестки? Цветы раскрашены в белый и красный цвета, где-то они имеют оттенки розового и нежно-зеленого. Листья имеют очень темный и насыщенный зеленый цвет. Букет, наверное, собрали только до дождя, чтобы украсить им стол. Но неожиданно начался ливень, и букет остался на террасе. На заднем плане картины мы видим часть сада. Вся его зелень пестрит разными оттенками. Где-то она очень яркая, светлая, даже переходящая в салатовый цвет, а где-то темно-зеленая, сочная, имеющая оттенок изумрудного и даже синего цветов. В саду очень много деревьев. В стороне виднеется какая-то деревянная постройка, может, это маленький сарай или небольшая баня. На ее крыше есть труба. Справа на картине за густой листвой мы видим угол дома, к которому и примыкает терраса. А.Герасимов использовал интересную технику изображения. Все предметы имеют размытые очертания. Нет четких правильных линий. Техника размытого мазка делают картину интересной. Если приглядеться, то можно увидеть вместо листиков на дереве просто неясный мазок кисти. Как будто художник не старался вырисовывать все элементы так, как они выглядят, и оставлял на холсте размытые пятна нужных цветов. Так же изображены и цветы в кувшине, и часть террасы, и кусочек неба, который просвечивает сквозь густую листву. Здесь хорошо смешиваются цвета. Они сочетаются друг с другом, образуя новый оттенок. Картина на создает хорошее настроение. После дождя становится светло и радостно, природа обновляется, свежеет все вокруг. Никаких грустных мыслей, только позитивные эмоции!
Второе имя произведения
«Мокрая терраса» – второе название этого произведения, лирического и бодрящего одновременно. При его созерцании любознательный и внимательный непременно заинтересуется тенями и отражениями, впечатлительный и чуткий услышит пение птиц, фантазёр придумает рассказ о жильцах дома, например, как они спасались от ливня. Главное, что картина рождает приятные воспоминания, смутные или явные, и добрые эмоции. Дети разного возраста выражают их тоже по-разному. Важно, чтобы они были.
Размышления над сочинением на тему картины Герасимова с дождём в качестве главного виновника открывшейся картины позволяют по-новому взглянуть на привычные вещи, совершить открытия в повседневной действительности и переворот в собственной душе.
Звезда соцреализма
Александр Герасимов начинал свою творческую деятельность как художник-импрессионист, но в 1920-е годы увлекся новым направлением и стал советским «живописцем номер один», подавляющее большинство картин которого выполнено в жанре социалистического реализма. Тем не менее прежние вкусы Герасимова постоянно давали о себе знать: достаточно и неспециалисту в художестве взглянуть на картину «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» и заметить, как поэтично выглядят мокрый после дождя асфальт, листва, объемные облака и мягкие блики.
Создание картины было приурочено к выставке, посвященной двадцатилетию Красной армии и военно-морского флота, а спустя год она побывала на международном художественном мероприятии «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке. После этого было принято решение поместить полотно в собрание Третьяковской галереи, куда А.М. Герасимов и передал его в 1941 году. В это же время живописец получил Сталинскую премию первой степени «За выдающиеся произведения в области искусства и литературы». На этом триумф главного советского художника не закончился: уже в 1943 году он удостоился звания «Народного», а уже после Великой Отечественной войны стал первым президентом Академии художеств СССР.
И.В. Сталин и А.М. Горький на прогулке. Художник А.М. Герасимов. 1948 год
Источник: mtdata.ru
Пример сочинения по картине Герасимова «После дождя»
На картине крупным планом изображена простая деревянная веранда в летний день, пристройка к дому. Буквально первые минуты после сильного ливня. Всё сверкает водой, которая совсем недавно свежими сильными струями лилась с неба. Пол, лавка, перила, стол – всё стало мишенью для них. Повсюду лужи, в которых ломаные отражения предметов и зелени. Влажно блестит красивый тёмный стол на изогнутых ножках. На нём стоит прозрачная ваза с большим букетом розовых и белых пионов. Дождь и ветер сорвали с пышных цветов несколько лепестков, которые прилипли к мокрой столешнице. Рядом лежит стеклянный стакан. Его, наверное, опрокинули сильные струи дождя и ветер. Незамутненность стекла этих предметов посуды удивительно перекликается с хрустальной чистотой воды, которая повсюду. Эту общую прозрачность живописец подметил очень точно.
Деревья будто пропитались влагой, их ветки склонились к земле под тяжестью сочной листвы. И дождь будто продолжается, но уже не из тучи, а стекая каплями с тысяч листочков. Вся зелень в саду посвежела, стала чистой и яркой. Небо неуклонно светлеет. Солнце пока не яркое, сквозь тучи пробиваются первые его лучи. Но оно скоро в полную силу озарит умытый и обновлённый сад и заиграет в каплях и лужах тысячами искр. Воспрянут затаившиеся птицы, отряхнут свои пёрышки и запоют. Сначала робко, потом бодро, на все голоса, радуясь свежести природы.
В глубине сада виднеется мокрая стена невысокой баньки с белеющей крышей. Её отделяет от дома широкая зелёная лужайка. Дождь напоил травы на ней, теперь они буйно разрастутся на радость детворе. Хорошо здесь играть и кувыркаться. Или просто поваляться на мягкой травке с интересной книжкой.
Картина Герасимова «После дождя» впечатляет красками и блеском, великолепно переданной свежестью и чистотой. Она поднимает настроение. Ведь тихая погода после дождя всегда радует, приносит покой и светлые мысли. Невозможно равнодушно смотреть на эту картину. Вспоминаются похожие моменты чудесных летних дней и на душе становится тепло.
Популярные сочинения
- Образ Руси в поэзии Блока — сочинение 11 класс
Тема Родины во все времена была самой освещаемой в поэзии. Всегда поэты старательно воспевали, а иногда и упрекали родную землю. Однако, в творчестве А. Блока данная тема приобретает - Сочинение Отношение Базарова к родителям
Основная проблема, затрагиваемая в произведении, заключается во взаимоотношениях двух поколений, молодого и старого. - Уроки доброты в рассказе Уроки французского сочинение
Будучи известным писателем, Валентином Распутиным было написано очень много произведений, в которых содержится глубокий философский и поучительный смысл. Обычно он несет в себе основы правды
Творчество всегда волновало Многомудрого Литрекона, ведь он видит источник вдохновения и красоты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он написал сочинение-описание по картине А.М. Герасимова «После дождя» в двух вариантах. Приятного просвещения!
Вариант 1
(309 слов) А.М. Герасимов — знаменитый советский художник, картины которого до сих пор выставляются в ведущих мировых галереях. Сам он считал своей самой лучшей работой полотно, написанное в 1935 году и получившее целых два названия: «Мокрая терраса» и «После дождя». Эту картину он написал во время июньского отпуска, который он провел в родном городе — Козлове (сегодня это Мичуринск в Тамбовской области). Процесс создания полотна занял всего 3 часа, так как художник спешил успеть запечатлеть красивейший вид, который буквально таял на глазах. Результат превзошел все его ожидания.
На полотне изображена деревянная терраса после сильного ливня. Уникальность этого вида состоит в том, что все поверхности усеяны бликами, отражающими свет. За счет этого картина кажется глянцевой и очень реалистичной. На переднем плане изображен красивый темно-коричневый стол с изогнутыми ножками. На нем стоит стеклянная ваза с пышным букетом розовых пионов. Их цветовая гамма поражает детальностью и сочностью красок: в букете есть белые, розовые, малиновые оттенки. Значит, на дворе июнь, раз цветут пионы. Вся поверхность стола напоминает зеркало, в котором отражаются деревья и небо. Тот же мастерски переданный эффект мы наблюдаем на полу и на лавке. Они из дерева, но кажется, будто перед нами водная гладь. Дощатый пол перетекает в деревянные перила с вертикальными дощечками. Сверху художник захватил часть навеса крыши. На заднем плане картины изображена густая листва деревьев. Каждый листок переливается по-своему, на полотне нет одинаковых листьев. Как и в природе, свет преломляется по-разному, отсюда такое разнообразие цветов. За обильными кронами скрывается теплица. Справа расположено еще одно строение, полностью утопающее в зелени сада. Красота изображения кроется в том, как живописец выхватил и запечатлел дождевые капли, создающие сияние.
Мне очень понравилась картина А.М. Герасимова «После дождя», потому что она написана мастерски. Цвета сочные и многогранные, реалистичность и детальность поражают воображение, ракурс выбран со вкусом. Полотно погружает в летнюю атмосферу и заставляет учащенно дышать. Кажется, что вот-вот запахнет дождем и обновлением природы.
План сочинения-описания по картине А.М. Герасимова «После дождя»:
- Вступление: история создания полотна;
- Основная часть: описание картины Герасимова;
- Заключение: мое мнение о произведении.
Вариант 2
(361 слово) В Третьяковской галерее есть бесчисленное множество экспонатов, собирающих толпы посетителей вокруг себя. Одним из них по праву является шедевр А.М. Герасимова «После дождя» (или «Мокрая терраса»). Знаменитый советский художник написал эту работу в своем родном городе — Козлове (ныне Мичуринске). В юности он очень увлекался импрессионизмом, поэтому любил рисовать яркие и насыщенные светом полотна. Произведение «После дождя» стало его любимым творческим достижением, ведь оно выполнено в лучших традициях импрессионизма: в нем много красок, световых бликов и оптических эффектов.
На картине «После дождя» изображена мокрая терраса, и оба названия нас не обманывают. На первом плане расположен темно-коричневый стол с изогнутыми ножками. У него круглая столешница, залитая водой и отражающая вид сверху. В центре стола стоит стеклянная прозрачная ваза, похожая на кувшин. В ней уютно устроился большой и красочный букет розовых пионов. В нем фигурируют, правда, и белые цветы. Значит, этот ливень пошел в июне, так как именно тогда в Тамбовской области обычно расцветают эти пышные цветы. Рядом с вазой лежит стакан цилиндрической формы, который, видимо, упал под натиском ветра. На нем тоже играют блики. Терраса построена из дерева: мокрый дощатый пол стал таким же светоотражающим, как водная гладь. Справа мы видим невысокие деревянные перилла из светлого дерева. К ним примыкает широкая и длинная скамья. Все залито дождем, все сияет и ловит пятна света. Это не так уж просто, ведь терраса находится в тени деревьев. Могучая крона норовит залезть под навес. Листья наполнены сочной летней зеленью. Каждый листок имеет свой неповторимый оттенок. Каждый из них отражает свое пятнышко света. На заднем плане за кустарниками и мокрой, отливающей глянцем травой возвышается парник. Справа стоит темно-коричневое строение, которого мы не видим из-за угла. Вверху прорывается через буйную зелень серо-голубое небо. Пока оно тусклое, но все рано пропускает свет, заливающий все поверхности, мокрые от ливня.
Мне очень понравилась картина А.М. Герасимова «После дождя», потому что она передает летнее настроение и погружает нас в атмосферу природного ликования. Зелень с нетерпением ждала дождя, и теперь природа обновилась и стала еще более красивой. Автору удалось виртуозно овладеть мастерством работы со светом: он точно и детально изобразил блики на воде. Кажется, будто перед нами удачный снимок, и не верится, что живописец мог быть настолько талантлив!
План сочинения-описания по картине А.М. Герасимова «После дождя»:
- Вступление: история создания полотна;
- Основная часть: описание картины Герасимова;
- Заключение: мое впечатление о произведении.
Картина А.М. Герасимова «После дождя» включает в себя разные жанровые элементы и тем самым вызывает огромный интерес. Перед нами открывается терраса, на которой, возможно, всего час назад сидели: может влюблённые, а может большая дружная семья. Они чайовничали, читали газеты, обменивались интересными историями, кто-то, возможно, вышивал или вязал на уже опустелой скамье. Можно представить, как люди бегут от внезапно нахлынувшего дождя.
На столе стоит ваза с цветами и перевернувшийся стакан (скорее всего, его спокойствие нарушил порыв ветра) – это признаки натюрмортного жанра. Присмотревшись внимательно, мы видим девственный пейзаж – летний сад, который искусно омылся дождем.
Смотря на картину, мы чувствуем последождевую свежесть, влажность воздуха. Художник мастерски передал атмосферу, которая может возникнуть после свежего летнего дождя. Всё, что открывается перед нами на холсте, намокло от сильного дождя. И это, наверное, самое удивительное. Без тени сомнения понятно, что ливень прошёл несколько минут назад, и ещё ничего не успело высохнуть, не исчезло это слияние природной красоты и стихии дождя. Вода красиво блестит, переливаясь всеми цветами радуги. Все предметы – стол, пол, скамья, листья, в переливах.
Не всякий творец умеет так правдиво и чувственно передать эффект последождевой красоты природы. А вот русский художник Александр Герасимов любил и умело мог воспроизвести натуральность на холсте. Более тёмные краски видны на переднем плане картины, яркие – на среднем, на заднем плане совсем светлые краски. Наш взгляд устремляется к свету, солнечному плану. Живописец смог донести не только момент во всей красе, но и воплотить в своё творение прекрасные чувства – первобытность красоты и величие природы.
Герасимов создал за весь свой жизненный художественный путь огромное количество неземных работ, за которые был достойно вознаграждён премиями и наградами. Но его работа «После дождя. Мокрая терраса», пожалуй, самая лучшая из всех! Он и сам признавал это творение самым ярким своим детищем.
Сочинение по картине «После дождя» (А.М. Герасимов), 6 класс
(2 вариант)
На полотне А.М. Герасимова «После дождя» нарисована летняя природа. В центре полотна влажная терраса. Куда не посмотри — все вокруг блестит. На террасе находится столик с резными ножками. На нем ваза с цветами и опрокинутый дождиком стакан. Видимо, дождь был очень сильный, раз сумел опрокинуть его.
В вазе немало различных цветов, скорее всего, это пионы. Они разных оттенков: белого цвета, розовые и насыщенно-красные. Дождик и их сумел пригнуть. Лепестки опали прямо на стол. За террасой нарисована яблоня и угол дома. Всё дерево влажное. Дождь наклонил яблоньку. Автор даже на доме запечатлел капельки дождика.
На дальнем плане полотна изображены деревья и баня. Капли на деревьях переливаются на солнышке розовым цветом. Вдали баня. Она построена из сероватого кирпича, крыша из шифера. Она также влажная и поблескивает.
Вся травка мокрая, кругом лужи. Это ещё раз говорит о том, что дождь был очень сильным. Кустики даже легли на землю. Как великолепна летняя природа после дождя!
Сочинение по картине «После дождя» (Мокрая терраса) для 6 класса
(3 вариант)
На полотне А.М. Герасимова «После дождя» нарисована терраса в теплый летний день. Только-только прошел сильнейший ливень. Всюду влажное сияние. Ярко сверкает залитый водой пол, поблескивают перила и лавочки. Мокрым блеском светится влажный стол на резных ножках. В лужицах отражаются перила, листва окружающих террасу деревьев.
Дождь был сильным, истинный летний ливень. От ударов больших капель свалился стакан, стоявший на столе неподалеку от вазы с цветами, осыпались лепестки с цветов и прилипли к влажной поверхности столика. Ветви деревьев в саду, начинает казаться, немного прогнулись под тяжестью омытой дождиком листвы. Их зелень стала яркой, сочной, посвежевшей после ливня.
Пышные красивые деревья в саду освещены еще довольно тусклым солнцем. Небо сероватое, однако уже начинает светлеть, как вымытые после долгой зимы окна. Неяркий свет льется и на крышу сарая, которая показывается через листву в глубине сада. Она будто бы покрыта серебром, так украсил ее дождик и лучики солнышка, с трудом пробивающиеся сквозь тучи.
Полотно Герасимова производит сильное впечатление. Оно все заполнено светом, невероятно ярким блеском, восхитительной чистотой омытой дождиком природы. Сам автор был так восхищен открывшейся ему картиной освеженной природы, что написал свое произведение на одном дыхании, без разного рода доработок и исправлений.
Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса), 6 класс
читайте также:
Сочинение по картине Левитана «Лесистый берег», 6 класс
Сочинение по картине Пластова «Жатва», 6 класс
Сочинение по картине Сыромятниковой «Первые зрители», 6 класс
Сочинение по картине Яблонской «Утро», 6 класс