Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

Сочинения по картинам герасимов после дождя мокрая терраса при первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что
  • Сочинения
  • По картинам
  • Герасимов
  • После дождя мокрая терраса

После дождя мокрая терраса

При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

Цветы, стоящие в вазе на столе, слегка наклонены. Видимо ливень был сильный и побил букет, на столе лежат опавшие лепестки. Стакан, возможно, опрокинуло силой поднявшегося ветра.

На заднем плане зеленый, летний фон красивого сада. А сквозь деревья уже светит яркое солнце. Листья деревьев блестят от капель дождевой воды. Вообще, глядя на картину, идёт ощущение свежести и прохлады.

На первом фоне темный резной стол, который придает картине контраст. Всё сделано из натурального дерева: прям чувствуется запах мокрой древесины. Дождь смыл всю пыль и грязь, которая скопилась за знойные летние деньки. Чистота и красота.

Также можно задуматься о том, что до ливня здесь тихо и мирно сидели родственники. Они не спеша попивали чай, что-то обсуждали, кто-то читал интересную книгу. И вот, резко, начался проливной дождь, поднялся ветер, и им пришлось быстро забежать в дом. Терраса защищена крышей, но видимо непогода была настолько сильной, что её всю залило водой.

Картина «После дождя» сильно впечатляет. Здесь идет сочетание пейзажа и натюрморта. Такое сочетания не часто используют художники. Герасимов прекрасно справился с этой задачей. Ему удалось передать до мельчайших деталей весь прекрасный пейзаж, открывшийся его взору после дождя. Он точно передал на картине эффект воды, её отблесков и отражений. Автору удалось передать и своё настроение при написании картины: восторг, от увиденной красоты, и вдохновление. Прям представляешь как он схватил холст, мольберт, краски, уселся в глубине террасы и принялся писать картину. Говорят, что написал он её очень быстро и больше не подправлял и не переделывал.

Да, картина очень воодушевляет, ведь взгляд первым делом падает на свет от солнца. И только потом перемещается на передний фон. От неё веет чистотой, свежестью, прохладой. Как будто ощущаешь жару, которая была до ливня. И вот оно облегчение от очищенного, увлажненного воздуха, который набираешь полной грудью.

Художник написал большое количество картин, но именно эта всегда оставалась его самой любимой, и, как он считал, лучшей.

Сочинение по картине После дождя Герасимова

На написание полотна «После дождя» Александра Михайловича, натолкнуло, скорее всего, его детство, которое он провел в маленьком городке со степным климатом. Родная природа была словно муза для творца полотен. А данная картина автобиографическая, ведь были времена, когда Герасимов действительно отдыхал на данной террасе, возможно, пил ароматный чай, укутавшись в теплый плед. И вот все свои воспоминания и впечатления он решил перенести на холст, показать многим как бывает, красива природа, показать то, что неважно какая погода на улице, главное то, как ты на нее смотришь.  

Глядя на полотно можно увидеть, что дождь вот только что закончился. Тучи с неба уплыли, и небо посветлело, сквозь зеленые ветви начинают  пробиваться яркие лучи солнышка. Эти лучи словно пытаются безмолвно сказать зрителю о том, что после любой непогоды наступает тепло и свет. Но, не смотря на это, зритель еще может увидеть последствия дождя. Терраса, сделанная из дерева, вся покрыта прозрачным слоем дождевой воды, который после себя оставило небо.

Влага, она везде: на стуле, столе, деревьях, с веток которых спадают капельки словно бриллиант. Создается впечатление, что природа во время дождя разыгралась серьезно, ведь стакан, стоявший возле вазы, с прекрасными цветами не устоял, он одиноко лежит на массивном столе. В голове невольно возникает мысль, что все это похоже на жизнь: кто-то сильнее и уверенно держится, а кто-то сдается при первой же проблеме.

Солнышко на полотне выигрывает у серости. Его лучики нежно щекочут листья деревьев, скачут по крышам соседних домов и пробиваются на саму террасу. Воздух словно пропитан возрождением и скорыми переменами. На полотне мы видим, что это был лишь сильный дождь – ливень. Но художник смог это передать так роскошно, с такой тонкостью и идеальностью, что невозможно оторвать взгляд от данного полотна, кажется, что не мог человек создать такую красоту!

Насколько четко и красиво художник передал насыщенность красок, как красиво написано отражение.

При виде данного полотна, кажется, чувствуется легкое свежее дуновение летнего ветерка, слышишь, как падают капли с деревьев и крыш домов, чувствуешь, как благоухают цветы в вазе и трава во дворе. Полотно словно кричит о красоте, которую мы порой не замечаем! Достаточно оглянуться.

Описание 3

Произведение открывает перед нами картину удивительную и в то же время обычную. Кто не видел природы после дождя, кто не видел мокрых панелей, мокрого дерева и луж? Автор картины не только это увидел, но смог передать всю прелесть и манящую красоту этого природного явления.

Мы видим мокрую от дождя террасу, но самого дождя уже нет. Появляется солнышко сквозь затянутое тучами небо, отчего все предметы вокруг начинают светиться серебром и теплом. Видно, что терраса уже не новая, — доски на полу неровные, их цвет говорит о том, что этому дереву уже много лет. Тем не менее под каплями дождя терраса выглядит обновленной, чистой, свежей и мокрой. Под лучами солнца на мокрых поверхностях отражаются перила, скамейка, стройные ножки стола.

Черный лакированный стол тоже не выглядит новым, но капли дождя придали ему блеска. На столе стоит прозрачный графин с цветами, на них тоже попал дождь, он сбил несколько лепестков, которые теперь лежат на поверхности стола, придавая картине естественность. Рядом с графином лежит прозрачный стакан, который, возможно, опрокинул ветер перед начинающейся бурей и грозой. 

За пределами террасы расположен сад, по листве деревьев можно определить, что это яблони. На них еще не видно яблок, но и цветов уже нет, а потому можно сказать, что это раннее лето или поздняя весна, — время, когда грозы и дожди особенно частые, быстрые и сильные. Листья деревьев напитались влагой, набухли и потяжелели, с них свисают капельки оставшейся воды. По тому, как расположены листочки мы можем определить, что ветра на улице нет.

Вдали виднеются мокрые крыши небольших строений, листва скрывает их отчасти, поэтому сложно определить, — дома это или сарайчики, или, быть может, деревенские баньки. Картина выглядит очень гармонично и притягательно, смотря на нее, чувствуешь свежий чистый воздух, запах мокрых деревьев и листьев, аромат пропитавшихся дождем старых досок террасы.

6 класс

Описание настроения картины После дождя мокрая терраса

Чувства картины После дождя мокрая терраса

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Свежий ветер. Волга Левитана описание

    Вода, ветер, огонь и земля – являются одними из основных элементов, которые имели особое значение для древних жителей планеты Земля. Спустя многие века их значимость не потеряла своего веса и магическим образом

  • Нисский

    Художника Георгия Нисского можно назвать романтиком, отлично понимающим и чувствующим эстетику и значимость труда, который в свою очередь двигает прогресс вперед и преобразует нашу планету.

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье 5 класс

    Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.

  • Сочинение по картине Вратарь Григорьева 7 класс

    Картина Григорьева «Вратарь» посвящена любимой игре мальчишек – футболу. Центральное место на картине занимает мальчик – вратарь

  • Сочинение описание картины Старая мельница Поленова

    Василий Поленов всегда мечтал прославиться как мастер исторической живописи, но по иронии судьбы стал выдающимся пейзажистом. Благодаря Поленову в теме пейзажа появилось множество новых поджанров

Конспект занятия по ознакомлению с природой

«Времена года».

Подготовительная группа

Цель: Формирование познавательного интереса детей.

Задачи:

         1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.

         2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.

         3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.

         4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.

         5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.

         Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.

         Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус.

 Дидактические игры:  «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Герасимов А.М. «После дождя. Мокрая терраса».

         Ход занятия:

Подходим с детьми к календарю природы. Рассмотреть календарь природы вместе с детьми.

Воспитатель:

Ребята, перед нами модель года. Почему она круглая?

Ответы детей.

 Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним, и так они сменяют друг друга.

Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает:  четыре времени года и у каждого по три месяца. 

Воспитатель:

Ребята, какой скоро наступит праздник?  / Новый год/

— Почему он так называется?

Ответы детей.

 Воспитатель обобщает: так повелось для того, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.

Наш Новый год начинается…? / Зимой/

У вас на столах модели года и цветные карандаши. Почитайте на сколько частей разделен наш круг? /12 частей/

СЛАЙД 1.

Сколько зимних месяцев?/ Три/. Назовите их. /Декабрь, Январь, Февраль/ Сколько частей надо закрасить на модели? /Три/

— Каким карандашом будем закрашивать зиму ? /Синим/

СЛАЙД 2.

Какое время года наступает после зимы? /Весна/ Сколько весенних месяцев?/ Три/. Назовите их. /Март,Апрель,Май/ Сколько частей надо закрасить на модели? /Три/

— Каким карандашом будем закрашивать весну? /Зеленым/

СЛАЙД 3.

— Какое время года наступает после весны? /Лето/ Сколько летних месяцев?/ Три/. Назовите их. /Июнь, Июль, Август/ Сколько частей надо закрасить на модели? /Три/

— Каким карандашом будем закрашивать лето? /Красным/

СЛАЙД 4.

— Какое время года наступает после лета? /Осень/ Сколько осенних месяцев?/ Три/. Назовите их. /Сентябрь, Октябрь, Ноябрь/ Сколько частей надо закрасить на модели? /Три/

— Каким карандашом будем закрашивать осень? /Желтым/

СЛАЙД 5.

— Какое время года наступает после осени? /Зима/. Вот у нас и получился год.

Физкультурная минутка.

Дождь

Капля — раз, капля — два,

Очень медленно сперва,                         хлопки руками на каждое слово

А потом, потом, потом —

Все бегом, бегом, бегом.                         бег

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.                           хлопки руками на каждое слово

Кап-кап, кап-кап.                                    свободные движения пальчиками

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.                           соединить руки над головой

Игра «Найди ошибку»

На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку.  

СЛАЙД 6.

/Ошибка – картинка Осенью/

Слайд 7.

/Ошибка – картинка Зима/.

Слайд 8.

/Ошибка – картинка Весна/.

Слайд 9.

/Ошибки нет, все  правильно/

— Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?

Воспитатель: СЛАЙД 10.

— Посмотрите на картину русского художника Игоря  Грабаря «Февральская лазурь».

— Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?

Дети называют признаки зимы.

Снег покрывает землю.

Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.

День короче, ночь длиннее.

Мороз.

На ветках иней, изморозь.

Реки и озёра покрылись льдом.

Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.

Метель.

Вьюги, позёмка.

Снегопад, сосульки, гололёд.

Зимующие птицы мало поют.

Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.

Люди надевают тёплую одежду.

Новый год и др.

Воспитатель: СЛАЙД 11.

 — Посмотрите на картину русского художника Исаака Левитана «Март»

— Расскажите, как вы весну отличите от других времён года?

Дети называют признаки весны.

Солнце поднимается выше, больше светит и греет.

Оттепель.

Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.

Проталины.

День прибавляется, ночь становится короче.

Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.

Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.

Гроза, туман, роса.

Кругом ароматный запах.

Начинаются работы на полях, огородах и т. д.

Воспитатель: СЛАЙД 12.

— Посмотрите на картину русского художника Александра Герасимова «После дождя. Мокрая терраса.»

— Расскажите, как вы лето отличите от других времён года?

Дети называют признаки зимы.

День длинный, ночь короткая.

Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.

Дождь тёплый.

Летом бывает гроза, роса, радуга.

Животным много в лесу еды.

Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.

Созревают ягоды, растут грибы.

Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают  и т. д.

Воспитатель: СЛАЙД 13.

— Посмотрите на картину русского художника Ильи Остроухова «Золотая осень».

— Расскажите, как вы осень отличите от других времён года ?

Дети называют признаки зимы.

День становится короче, ночь длиннее.

Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.

Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.

Трава, цветы жухнут.

Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.

Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.

Животные готовятся к зиме.

Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град

Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.

По утрам заморозки.

Люди собирают  урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.

Воспитатель вносит глобус.

— Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.

Воспитатель:

— Люди во все времена года наблюдали за природой, замечали приметы и придумывали пословицы.

Что летом родится – зимой пригодится

Мороз не велик, да стоять не велит

Весной дождь растит, а осенью гноит  

Зима спросит, что летом делал

Игра «Что лишнее».  Используем презентацию.

СЛАЙД 14

1. Снеговик, метель, листья

СЛАЙД 15

2. Ледоход, цветы, бабочки

СЛАЙД 16

3. Ручейки, листопад, проталины

СЛАЙД 17

4. Отлёт птиц, заморозки, радуга

СЛАЙД 18

5.Снег, ледоход, санки

Игра «Раскрась платья временам года»

Воспитатель: СЛАЙД 19

— Ребята, у вас на столах лежат силуэты платья. Посмотрите внимательно! Это платья сшили себе для бала: Зима, Весна, Лето и Осень. И они очень хотят и предлагают вам украсить им платья.

Как писать сочинение по картине, что должно в нем быть и как составить план — все эти вопросы мы рассмотрим в этой рубрике. Выбирайте нужную вам тему!

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

11.11.2021

В.М. Васнецов Баян 1910

Баян — сочинение по картине Васнецова для 9 класса

Салют, друзья! Вам задали писать сочинение по картине Васнеуова «Баян». Угадала? Думаю да. Ну что ж,…

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 0

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

10.10.2021

Сочинение 8 класс Осенний день Сокольники Левитана.

Сочинение по картине Левитана «Осенний день. Сокольники», 8 класс

Всем привет. Продолжаем писать про осень. Сегодня сочинение по картине Левитана «Осенний день. Сокольники».  Это тема…

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 2

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

07.10.2021

Бродский Летний сад осенью - сочинение, 7 класс

Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью для 7 класса

Как писать сочинение по картине И.И. Бродского Летний сад осенью. На самом деле не все так…

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 1

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

07.10.2021

Левитан Золотая осень

Сочинение по картине Левитана Золотая осень для 4 класса

Вот и осень наступила. Пока еще светло, более-менее тепло, и что самое главное — без дождей….

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 0

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

04.10.2021

Наводнение - сочинение по картине Комарова 5 класс

Сочинение по картине Комарова «Наводнение» для 5 класса

Ну что, друзья, вот и добрались мы до второго сочинения про половодье. Исаак Левитан и его…

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 0

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

03.10.2021

Аисты сочинение 9 класс

Сочинение по картине И. Тихого «Аисты» для 9 класса

Всем привет. Вот мы и добрались до старшеклассников, а точнее, до 9 класса. Сегодня пишем сочинение…

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 0

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

03.10.2021

А. А. Пластов Летом сочинение по картине 6 класс

Сочинение по картине А. Пластова «Летом» для 5 класса.

Итак, вам задали написать сочинение по картине А.А Пластова «Летом». Я думаю, сегодня эту задачу мы…

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 0

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

03.10.2021

Золотая осень Остроухов сочинение 2 класс

Сочинение по картине Золотая осень Остроухова для 2 класса

Ура, сегодня пишем сочинение по картине Ильи Остроухова «Золотая осень» для 2-го класса. На мой взгляд,…

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 0

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

03.10.2021

Яблонская Утро - сочинение по картине 6 клсаа

Сочинение по картине Яблонской «Утро» для 6 класса

Всем привет. Данную тему для сочинения мне подсказали случайно. Порылась в Интернете, нашла картину и удивилась….

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 1

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

30.09.2021

А.М. Герасимов После дождя сочинение

Сочинение по картине Герасимова «После дождя» для 6 класса

Итак, пишем сочинение по картине Герасимова После дождя или Мокрая терраса. Задают его в 6 классе….

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 0

Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса длинное

26.09.2021

Сочинение по картине На севере диком

Сочинение по картине «На севере диком» Шишкина для 9 класса

Всем привет. Разбираемся, как писать сочинение по картине Шишкина «На севере диком» для 9 класса. Сразу…

Read More

  • Сочинения по картинам
  • 0

Все материалы с раздела: Сочинения по картинам для 6 класса

Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (6 класс)

Вариант 1

         Мне очень нравится картина А.М. Герасимова «После дождя». Она меня вдохновляет и создаёт светлое и радостное настроение. Глядя на неё, я ощущаю пьянящий чистый воздух, который стал удивительно свежим и прохладным после дождя.

        Летний дождь как будто бы смыл всю пыль, очистил и умыл всё вокруг. И от этого удивительно легко дышится и ощущается прилив сил.

        Герасимов нарисовал свою картину, вдохновленный этой красотой. Чувствуется, что он наслаждается ароматным свежим воздухом, любуется красотой природы, которая словно умыта освежающим потоком дождя.

        По картине видно, что дождь прошел сильный и как следует промочил всё вокруг. Художник рисует свою картину, находясь на веранде, где стоит стол с пышным букетом цветов. На столе лежит опрокинутый стакан, который, скорее всего, упал под порывом ветра. Все скамейки и пол деревянной веранды мокрые от дождя, об этом говорит их зеркальный блеск, в котором можно увидеть своё отражение.

Вариант 2

        На этой картине изображен летний сад, притихший после дождя. Вид на этот сад открывается с деревянной веранды, на которой стоит красивый стол. На столе расположена большая стеклянная ваза с пышным букетом цветов. Рядом с вазой лежит опрокинутый стакан, который, вероятно, упал от сильного порыва ветра. Также на столе видны лепестки цветов, которые, я думаю, тоже сорвал ветер.

        От этой картины как будто бы исходит запах летнего дождя. Художнику настолько реалистично удалось всё изобразить, что кажется, будто к мокрой скамейке можно прикоснуться рукой и почувствовать капли дождя.

        Скамейка и пол веранды сверкают так, будто бы их только что покрыли лаком. Дождь сделал всё вокруг чистым и сияющим, он досыта напитал землю влагой и принес прохладу в теплый летний день.

        Видно, что на улице после дождя стало спокойно и тихо, деревья стоят неподвижно, не шелестя листвой, как бывает при ветреной погоде.

        После дождя всё замерло и застыло. Когда глядишь на картину, ощущается вся атмосфера этого летнего дня, его пьянящая свежесть и чистота, ведь дождь смысл с него всю пыль и духоту.

Вариант 3

       Герасимов Александр Михайлович – выдающийся советский живописец  двадцатого века, доктор искусствоведения и первый президент Академии художеств СССР. Стал народным художником СССР, и все эти звания и награды достались ему неспроста. Картины Александра Михайловича всегда отличались своей красочностью и разнообразием цветовой гаммой. Одной из его наиболее известных работ стала картина «Поле дождя».

        На картине изображена летняя терраса какого-то загородного дома, так как мы видим буйную растительность, большое изобилие деревьев и трав, чего уж точно не встретишь в городской местности. Картина исполнена в технике мазков масляными красками, что придает ей большую реалистичность и объемность.

        На переднем плане мы видим деревянный стол, вероятнее всего из дуба, так как только это дерево имеет такой насыщенный темно-коричневый цвет. На столе изображена стеклянная ваза с розами красного и белого цвета. Рядом с вазой лежит упавший стакан. Художнику удалось очень четко передать прозрачность стеклянного стакана, хотя сделать это довольно непросто.

        Сама терраса изображена в светло-коричневом цвете. Выглядит она очень красиво и аккуратно; пол из деревянных дощечек. Она имеет красивые резные поручни и ровную скамейку возле них.  Вся терраса блестит, словно только что залакированная. Скорее всего, такое свечение образовалось после дождя, который намочил всю террасу, и теперь в остатках воды можно увидеть отблески солнца.  Именно благодаря этому картина и получила свое название «После дождя».

        На заднем фоне изображено огромное количество  зеленых, ярких и очень красочных деревьев. Художнику удалось очень четко изобразить каждый листик и каждую веточку, что придает картине особого шарма и реалистичности.

Вариант 4
Сочинение-описание по картине А.М. Герасимова «После дождя» (6 класс, по плану)

План
1. Вступление. История создания полотна.
2. Основная часть: описание картины А.М. Герасимова.
3. Заключение: Какие чувства и эмоции вызывает произведение?

Полотно известного русского художника советского периода А.М. Герасимова «После дождя» или «Мокрая терраса» было написано в 1935 году в его родном городе Мичуринске Тамбовской области. Написал он его, когда был в отпуске, сразу после обильного летнего ливня. Писал, торопился, потому что прекрасный вид омытой дождем природы менялся на глазах.

На переднем плане картины художник изобразил мокрую деревянную террасу. Особенностью этого произведения является то, что на нем на всех поверхностях запечатлены световые блики с отражениями, делающие его глянцевым. Это придает шедевру реалистичность и особую прелесть.

На открытой веранде мы видим изящный темно-коричневый столик на красиво изогнутых резных ножках. На нем – букет пионов в прозрачной стеклянной вазе. В букете собраны розовые, малиновые и белые цветы.

Рядом с вазой на столе лежит перевернутый порывом ветра или брызгами дождя стакан. Судя по пионам и природе сада, автор запечатлел на полотне начало лета. На поверхности стола отражаются цветы, деревья, небо. Также выглядят зеркальными мокрые деревянные поверхности пола и перил.

На заднем плане художник изобразил нежную, свежую, пышную молодую зелень сада. Она омыта ливнем, это заметно по капелькам воды, создающим блеск. Герасимов мастерски подошел к написанию полотна, показал нам красоту обновленной дождем природы, ее потрясающий вид.

В глубине сада в густых ветвях заметно какое-то строение.

Мне очень понравилась картина Герасимова, потому что на ней запечатлен мой любимый период времен года – конец весны – начало лета, тогда вся природа нежная, все благоухает и цветет. А когда прольется теплый дождь, запах зелени, цветов усиливается, и душа радуется.

Вариант 5
Сочинение по картине Герасимова «После (6 класс, с планом)

         План:
         Вступление.
         Описание веранды.
         Задний план полотна.
         Эмоции, возникающие от просмотра картины.

Александр Михайлович Герасимов создал свою замечательную картину “После дождя” в 1935 году во время отдыха в своем родном городе. На ней он изобразил красоту природы после летнего дождя.

Большую часть картины занимает деревянная веранда. Недавно прошел дождь и оставил на ней свои следы. Веранда блестит мокрыми досками, а на перилах и деревянной скамеечке вдоль них еще не высохли капельки воды. Омыт дождем и старинный полированный стол с изогнутыми ножками, стоящий на веранде. На его поверхности в беспорядке рассыпались лепестки цветов, которые находятся в стеклянном кувшине. Видимо дождь был сильный. Порывы ветра опрокинули пустую банку и она лежит здесь же, рядом с кувшином, поблескивая мокрым боком.

Сразу за верандой виден сад. Он влажен и свеж после прошедшей стихии. Его краски чисты и ярки: сочная зелень намокшей листвы сочетается с бронзой влажного дерева веранды, где на полу разлита, отражающаяся в лужицах воды, небесная лазурь.

Картина заряжает зрителя энергией свежести и чистоты, поднимает настроение и показывает всю прелесть омытой дождем природы.

Вариант 6
Сочинение по картине Герасимова «Мокрая терраса» (6 класс)

        Александр Михайлович Герасимов – известный советский, а также российский художник. Живописец, архитектор и художественный теоретик. Доктор искусствоведения. Первый президент Академии художеств. Также этот выдающийся человек является Народным художником СССР и лауреатом четырех Сталинских премий. Судя по всему вышесказанному можно сделать вывод, что Александр Михайлович является одним из непревзойденных художников и талантов СССР. Его картина «Мокрая терраса» является эталоном в живописи, именно поэтому мы рассмотрим не что иное, как это полотно.

        Картина изображена в ярких и красочных тонах. Глядя на неё, мы испытывает душевный подъем. Перед нами предстает красивый летний пейзаж. На переднем плане мы видим деревянную террасу, которая недавно была омыта дождем. Пол её мокрый, и поэтому солнечный свет находит в нем свое отражение, благодаря чему деревянные доски словно начинают светиться, задавая приятное и трепетное ощущение лета. Глядя на эту картину, я словно чувствую свежесть, которую нам приносит погода после дождя, я словно окунаюсь в эту атмосферу и могу сполна ею насладиться.

        Задний фон картины также задает летнее настроение, ощущение тепла и приближения скорых веселых каникул, которых так ждет каждый школьник. На заднем плане изображены различные деревья и высокие кусты, ветки которых наклонены к земле. Листочки на растениях зеленые, и их очень много на каждой ветке, что делает эти растения пышными и величественными.

        В целом картина оставляет после себя незабываемое впечатление. А летные мотивы поднимают настроение. Благодаря творчеству Александра Герасимова все мы имеем возможность насладиться прекрасной летней природой даже в зимнее время года, именно за это хочется сказать этом великому советскому художнику огромное спасибо.

Вариант 7
Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (6 класс, с описанием и планом)

         Перед нами картина Герасимова «После дождя.  Мокрая терраса».  На картине изображён трогательный и милый летний пейзаж.Мы видим дощатую террасу, мокрую после сильного летнего дождя. Судя по тому, что и деревянный стол, и терраса, и деревья вокруг сильно намокли, этот дождь был продолжительный, возможно, даже с грозой.     

        Картина передает неповторимую атмосферу летнего теплого вечера, когда сперва накрапывают крупные капли, которые переходят в густую пелену дождя. Смотришь на эту красоту из окна, укутавшись в уютный плед, и на душе такое умиротворение. На мокрой террасе отражается круглый стол, низкий заборчик и уже прояснившееся небо. Вокруг террасы раскинулся зелёный ковер из травы и стоит множество деревьев. Одно из них нависает прямо над скамейкой. У входа на террасу расположен красивый круглый стол, тоже весь мокрый от дождя, а на столе стоит пышный букет из разных цветов в прозрачном кувшине с ручкой. Рядом с кувшином опрокинутый стакан. Видимо, он не выдержал порыва ветра.  

        На заднем плане сквозь густую листву деревьев виднеется деревянная постройка с крышей из шифера, а на крыше дымоход. От этого пейзажа исходит что-то очень родное, дорогое сердцу. Сразу вспоминаются близкие нам люди, лето у бабушки в деревне, лучшие друзья. Мне кажется, что художник Герасимов прекрасно передал летний вечер после дождя. 

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по картинам для 6 класса

Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс

Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс

Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его в тетради, а после выполняют задания.

У каждого человека есть своё любимое время года. Многие любят лето, когда можно отдыхать, купаться, загорать. Больше всего лето любят дети, ведь именно летом на дворе стоит прекрасная солнечная погода. Все мы любим отдыхать на даче. Ведь только там можно пойти в огород и нарвать душистой, сладкой, вкусной клубники. Ещё там растут разные красивые цветы, вкусные ягоды. А воздух такой свежий чистый, что совсем не хочется возвращаться в город!
Задания:

1. Выписать из этого текста словосочетания. Найти в них главное слово и зависимое.

2. Выписать простые предложения. Подчеркнуть в них главные члены и второстепенные. Обозначить, какими частями речи являются члены предложений. Найти однородные члены предложения. Подчеркнуть их.

Это задание оценивается. В конце урока учитель собирает тетради на проверку.

V. Итог урока

— Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому.)

— Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)

— Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль.)

Домашнее задание: упражнения 28 и 30.

Урок 7. Сложное предложение.

Запятые в сложном предложении. Синтаксический

и пунктуационный разбор предложений
Цели: сформировать понятие о сложном предложении; отработать навыки постановки занятых в сложном предложении.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Анализ проверочного диктанта

Учитель осуществляет подробный разбор допущенных ошибок. Если допущены грамматические ошибки, учащиеся должны выписать слова правильно, графически обозначив орфограмму. Если допущены пунктуационные ошибки, предложение выписывается полностью правильно и устно учащиеся объясняют, почему нужно писать именно так.

III. Работа по теме урока

1. Анализ сложных предложений.

На доске записан текст:
Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами. (И.С. Тургенев)
— Найдите в этом отрывке сложное предложение. Как вы определили, что оно сложное?

— Сколько в этом предложении главных членов?

— Какими частями речи они выражены?

— С помощью чего связаны простые предложения в составе сложного?

— Какой знак ставится между частями сложного предложения?
2. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

— Откройте ваши учебники на странице 15. Прочитайте план синтаксического разбора предложений. Попробуйте по этому плану разобрать предложение: Она держала в руках корзину, наполненную цветами.

О б р а з е ц р а з б о р а

Предложение повествовательное, невосклицательное. Грамматическая основа: она держала. Предложение распространённое. Главные члены предложения — она (подлежащее, выражено существительным) держала (сказуемое, выражено глаголом). Второстепенные члены: корзину (дополнение, выражено существительным), в руках (обстоятельство, выражено существительным с предлогом), наполненную цветами (причастный оборот).

Затем учитель просит учащихся самостоятельно сделать пунктуационный разбор этого предложения.
IV. Итог урока

Учитель предлагает учащимся из простых предложений составить сложные, в которых было бы как можно больше частей (простых предложений).

Вчера я ходила в музей. Он находится недалеко от Красной площади. В этом музее открылась выставка моего любимого художника. Этот художник писал картины на морскую тему. Я провела в музее больше двух часов. Мне очень понравилось рассматривать эти произведения искусства.
Домашнее задание: упражнение 39.

Урок 8. Контрольный диктант
Цель: проверить степень освоенности учащимися теоретического материала.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Написание диктанта

Учитель читает текст диктанта три раза. В первый раз учащиеся его просто слушают, во второй раз объясняют непонятные слова, их значение и правописание. В третий раз учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся его записывают.

Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом все гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примерзла до самой весны. Под этой аркой проходили звери и люди изредка на лыжах. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке и не сгибать спину. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. (По М. Пришвину)
III. Выполнение грамматического задания

Вариант I

1. Записать транскрипцию первого предложения.

2. Сделать фонетический разбор слова медленно.

3. Сделать морфологический разбор слова примерзла.

Вариант II

1. Записать транскрипцию последнего предложения.

2. Сделать фонетический разбор слова деревьев.

3. Сделать морфологический разбор слова волшебное.

IV. Итог урока

Учащиеся проверяют диктант самостоятельно и сдают тетради.

Урок 9. Индивидуальная работа по карточкам
Цель: закрепить знания и умения, полученные учащимися на предыдущих уроках.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Анализ контрольного диктанта

Слова с самыми часто встречающимися ошибками учащиеся записывают в тетради и графически отмечают орфограммы.

III. Проведение индивидуальной работы по карточкам (Карточки см. в приложении 1.1.)
IV. Итог урока

Учащиеся проверяют свои работы по карточкам и сдают их учителю.

Домашнее задание: подготовиться к уроку развития речи на тему «Текст».

Урок 10. Развитие речи. Текст
Цель: сформировать у учащихся понятие о тексте, его структуре и типах.
Ход урока

I. Организационный момент
II Работа по теме урока

Учащиеся читают правило нас. 18 и делают выводы о том, что можно назвать текстом, отмечают особенности текста.

Учитель задает наводящие вопросы.

— Что такое текст? (Текст — это два и более предложений, связанных по смыслу, а также при помощи языковых средств и расположенных в определенной последовательности.)

— Для чего нужны специальные языковые средства в тексте? (Специальные языковые средства отражают связь предложений в тексте.)

— Обязательно ли в тексте должно быть заглавие? (Нет, текст может быть и без заглавия.)

— Какие два плана можно выделить в тексте? (В тексте можно выделить план выражения и план содержания — это языковые средства.)

2. Анализ текстов.

Ученики читают тексты упражнений в учебнике и находят среди них тексты — описания, рассуждения, повествования.

— В чём разница между этими типами текстов, а в чём они похожи?
3. Индивидуальное творческое задание.

Учитель дает задание двум учащимся: подумать и составить диалог, состоящий из 10 фраз на тему «Обед в школьной столовой». Затем эти ученики выходят к доске и разыгрывают сценку, используя свой диалог.

III. Итог урока

В завершение урока учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд (см. приложение 1.2).

По горизонтали: 1. Тема. 2. Предложение. 3. Язык. 4. Смысл. 5. Повествование. По вертикали: 1. Текст.

Домашнее задание: упражнение 25.

Урок 11. Развитие речи. Официально-деловой стиль речи
Цели: систематизировать знания о стилях речи; сформировать навыки определения стиля.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Работа по теме урока

1. Повторение изученного материала.

— Давайте вспомним, какие стили речи бывают. (Публицистический, художественный, разговорный, официально-деловой, научный.)

— Чем они отличаются друг от друга? (Они отличаются сферой применения и словами, которые употребляются в том или ином стиле речи.)

— А в чём особенность официально-делового стиля? Для ответа на этот вопрос прочтите правило на странице 21 вашего учебника.
2. Выполнение упражнения 50 (устно).
3. Индивидуальное творческое задание.

Учитель предлагает ученикам составить заявление о приёме на работу в какую-нибудь секцию или на курсы. Это задание выполняется письменно и самостоятельно.

Проверку этого задания можно интересно обыграть. Например:

— Здравствуйте. Я бы хотел у вас работать.

— Здравствуйте. Для этого вам нужно написать заявление о приёме на работу.

— Расскажите мне, пожалуйста, по каким стандартам оформляется заявление.

— Для этого существуют особые стандарты, ведь заявление должно быть выдержано в официально-деловом стиле. Очень важна для такого рода документов предельная точность изложения, чтобы исключить разное толкование.

Это задание не только способствует запоминанию особенностей официально-делового стиля, но и отрабатывает навыки диалогической речи.
III. Итог урока

Учащиеся должны самостоятельно в течение 5—7 минут придумать небольшой текст в официально-деловом стиле. Затем некоторые учащиеся зачитывают свои тексты вслух.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Урок 12. Лексика. Повторение изученного в пятом классе
Цель: систематизировать знания о лексическом составе русского языка, о лексикологии как о науке о языке.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Изучение нового материала

1. Работа над правилом.

— Откройте свои учебники на странице 22. Прочитайте правила в синей рамочке.

Каждый ученик по очереди может вслух читать по одному правилу.

— А теперь давайте запишем эти правила в тетради. К каждому определению придумайте примеры.
2. Выполнение упражнения 56 на доске и в тетрадях.
III. Закрепление изученного материала

— Как называется приём, когда действия живого существа (человека или животного) приписываются неживому существу? (Олицетворение.)

— Для чего многие авторы используют этот приём в своих произведениях? (Чтобы придать большую выразительность и ярче показать какую-либо картину, образ.)

— Какие ещё авторские приёмы вы знаете? (Сравнение, метафора, эпитет, гипербола, литота.)

— Для чего они нужны? (Чтобы придать большую выразительность.)

Ученики по очереди выходят к доске и записывают по одной строке из этого упражнения, выполняя все задания.
2. Словарная работа.

Учитель предлагает ученикам подобрать синонимы к словам: союз, спор, упрек, робость, мечтать, строить, серьёзный.

— А теперь давайте посмотрим по толковому словарю, сколько значений имеют все эти слова. И если какие-то из них многозначны, подберем синонимы к каждому значению.

Для выполнения этой работы желательно иметь в классе несколько толковых словарей, чтобы каждый ученик мог принять участие в выполнении задания.

3. Чтение и анализ стихотворения.

Учитель зачитывает учащимся стихотворение «Дорога».

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами.

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

«До встречи! Счастливой дороги!»

Подумайте только, как много

значений у слова «дорога».

— Посчитайте, сколько значений у слова «дорога». (У слова «дорога» восемь значений.)

— Составьте три предложения со словом «дорога», употребив его в разных значениях.

IV. Итог урока

— Какой раздел мы начали сегодня изучать на уроке? (Лексику.)

— С какими языковыми понятиями вы ознакомились? (Лексическое значение слова, изобразительно-выразительные средства языка.)
Домашнее задание: упражнение 57.

Урок 13. Развитие речи. Собирание материалов к сочинению
Цель: собрать материалы, необходимые для написания сочинения.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Работа по теме урока

— Откройте учебник на странице 177. Что вы там видите? Как называется эта картина?

— Что изображено на этой картине?

— Откройте страницу 178. Там изображены два фрагмента картины более крупно, чтобы вы могли подробнее рассмотреть их. Какие предметы вы видите на картине? Запишите их названия. (Стакан, ваза, цветы в вазе, стол, деревья, перила, пол, тень от перил, дом на заднем плане, трава, крыша террасы, вода в вазе.)

— Можете ли вы устно описать то, что изображено, используя слова, помещенные в рамке на странице 26?

— Запишите слова в рамке. Они помогут вам при написании сочинения.

III. Итог урока

Учащиеся повторяют то, что они увидели на картине в учебнике. Учитель может дать задание составить словосочетания с этими названиями, или даже предложения.

Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения по картине.

Уроки 14—15. Развитие речи. Сочинение по картине

А. М. Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса)
(Из них первый урок — составление плана сочинения, второй — написание сочинение.)

Урок 16. Общеупотребительные слова.

Профессионализмы
Цель: сформировать понятие об общеупотребительных, необщеупотребительных словах, а также о профессионализмах.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Изучение нового материала

1. Работа с учебником (§ 14).

После чтения теоретической справки на с. 27 учитель делает вывод о том, какие слова называются общеупотребительными, а какие — необщеупотребительными. (Общеупотребительные слова — это те слова, которые мы с вами употребляем в своей речи каждый день. Эти слова употребляют все люди в обыденной жизни, и не важно, где эти люди живут или чем они занимаются. А необщеупотребительные — это слова, которые используют в своей речи не все люди. Это могут быть слова людей определенных профессий, тогда они называются профессионализмы, или слова жителей определенной местности, тогда они называются диалектизмы.)
2. Беседа.

— А теперь давайте поговорим о профессионализмах. Как вы думаете, какие слова можно назвать профессионализмами? (Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.)

— Вспомните, может быть, вы слышали когда-нибудь слова, относящиеся к профессионализмам? Какие это слова и с какой профессией они связаны?

— Как вы думаете, если мы видим в словаре какое-то слово, как определить, профессионализм это или нет? При профессионализмах в словаре ставится помета спец. или указывается, с какими специальностями связано то или иное слово. Например, техн. — техническое.

III. Закрепление изученного материала

Выполнение упражнений 67 и 68 (устно).

В упражнении 68 письменно выполняется задание, в котором нужно составить предложение с любым профессиональным словом.

— Для того чтобы правильно составить предложение, нужно знать точно, в какой сфере употребляется слово. А узнать это поможет вам толковый словарь.

IV. Итог урока

Учитель предлагает учащимися устно составить небольшой текст, используя как можно больше профессионализмов.

Это задание можно выполнять коллективно, то есть, один учащийся начинает текст, говорит первое предложение, следующий продолжает, тоже одно предложение. Так можно составить достаточно большой и интересный рассказ.
Домашнее задание: упражнение 71.

Урок 17. Диалектизмы
Цели: сформировать понятие о диалектизмах; рассказать о сфере их употребления.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Проводится в форме фронтального опроса по заданиям упражнения 71.

— О чем говорится в тексте упражнения? (В тексте упражнения говорится о мальчике, который не понял, о чем его спросила тетя, работающая хирургом. Когда мальчик понял, о чем речь, он очень удивился: для чего использовать в речи непонятные слова, если их можно заменить простыми, смысл которых известен каждому.)

— Какое профессиональное слово не понял Алик? (Алик не понял, что означает слово «кариес».)

— Прав ли он, что вообще не надо употреблять профессиональные слова? (Он не прав, так как бывают случаи, когда необходимо использовать слова профессиональной лексики, но такие случаи не должны часто иметь место в повседневной жизни и в повседневном общении.)

— Как вы думаете, всегда ли можно употреблять профессионализмы или существуют ситуации, когда можно без них обойтись? (Без профессионализмов можно обойтись, например, при общении с друзьями.)

— Обоснуйте свою точку зрения.
III. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Каждый из вас, наверное, когда-нибудь был в деревне. И, наверное, вы не раз слышали как бабушка или дедушка говорят слова, нам не совсем понятные. Или было такое, что всем знакомые предметы они называют по-другому, не так, как мы привыкли их называть. Вот такие слова и называются диалектными словами. Появляются они в речи жителей той или иной местности. Их появление связано с тем, что в старину люди большую часть своей жизни проводили в своей местности, не выезжали никуда. А когда нужно было дать название какому-либо предмету, они придумывали это название сами. Вот и получилось, что некоторые предметы в речи жителей разных деревень, поселков, городов называются по-разному. Существует наука, которая изучает диалектные слова. Она называется диалектология. Это очень интересная наука, ведь всегда интересно узнать, как то или иное слово звучит в разных диалектах.

Существуют даже специальные диалектные словари, или словари русских диалектных говоров, в которых фиксируются диалектные слова. А если вы встретите диалектное слово в толковом словаре, то рядом с ним обязательно будет стоять помета обл., что значит «областное».

2. Чтение правила на с. 31.
3. Словарная работа.

— Диалектные слова также часто употребляются в литературных произведениях. Как вы думаете, для чего? (Чтобы передать особенности речи жителей определенной местности.)

Далее учитель дает задание: найти в толковом словаре учебника два диалектных слова, записать их в тетрадь и объяснить значение этих слов.
IV. Закрепление изученного материала

Выполнение упражнения 73.

Один из учеников читает текст упражнения, затем все ищут диалектные слова, записывают их к себе в тетради и объясняют значение этих слов.

Если осталось время, можно дать задание составить предложения с выписанными из толкового словаря диалектными словами.

V. Итог урока

— Сегодня на уроке вы ознакомились с диалектными словами. Давайте теперь разгадаем кроссворд на эту тему. Разгадать этот кроссворд вам поможет текст упражнения 73.

(Кроссворд см. в приложении 1.2.)

1. Диалект. 2. Обедник. 3. Сиверко. 4. Летник. 5. Всток.

Домашнее задание: упражнение 75.

Урок 18. Жаргонизмы

Цели: ознакомить учащихся с понятием «жаргонизмы»; рассказать о сфере употребления жаргонизмов.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

— Как вы озаглавили этот текст?

— Какова основная мысль текста?

— На сколько частей можно разделить этот текст? (Этот текст можно разделить на три части.)

— Выделите основные факты и действия в каждой части.

— Как вы ответили на вопрос: «Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика?»? (Его заинтересовала очень интересная манера говорить, непонятные слова, которые произносил ямщик.)

III. Изучение нового материала

1. Работа с учебником.

Ознакомление с жаргонной лексикой учитель может провести на материале § 17 учебника. Это может быть чтение правил вслух и их обсуждение в классе.

После ознакомления с теоретическим материалом учащиеся выполняют упражнение 76 (по заданиям учебника).

2. Слово учителя. Беседа.

Жаргонизмы — это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением. Например, в предложении «Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет» встретился жаргонизм хибара, что значит дом.

В жаргонах искажаются и значения, и облик многих слов. Например, в ученическом и студенческом жаргоне бытуют словечки: пара — «оценка два», удочка, уд — «удовлетворительно», физра — «физкультура как учебный предмет», хвост — «несданный экзамен», преп — «преподаватель» и т. д.

Значение жаргонизмов часто неточны, расплывчаты. Например, глагол усечь может означать «понять, усвоить, сообразить, запомнить, заметить», глагол кемарить может означать «отдыхать, дремать, спать, бездельничать». Прилагательное железный употребляется в значении «хороший, прекрасный, надежный, ценный, верный, красивый».

Богатства оценочной лексики, которая в нашем языке выражает тончайшие оттенки человеческих чувств, в жаргоне подменяются условными определениями, которые сводятся к математическим знакам «плюс» и «минус». Положительная оценка выражается в жаргонных словечках блеск, клёво, железно, коронно, обалденно, а отрицательная — в жаргонизмах прокол, муть, мура.

— Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам. А вы как думаете?

— Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные и полновесные русские слова?
IV. Закрепление изученного материала

Выполнение упражнения 79.

V. Итог урока

Каждый учащийся должен составить по одному предложению, в котором должны присутствовать жаргонные слова.

Домашнее задание: § 17, упражнение 77.

Урок 19. Эмоционально окрашенные слова
Цель: ознакомить учащихся с понятием «эмоционально окрашенные слова».
Ход урока

I. Организационный момент
II. Изучение нового материала. Слово учителя

Многие слова вместе с названием предмета, действия, признака содержат положительную или отрицательную оценку. Например, словом доброта называется положительное качество, словом злость — отрицательное, словом смелость — положительное, словом трусость — отрицательное и т. д. Однако в зависимости от речевой ситуации слово с положительной окраской может стать отрицательным, а отрицательное — положительным. Например, ненависть к врагам Родины будет положительным качеством, а доброта к врагам — отрицательным. Кроме того, одно и тоже слово в разных значениях может выражать как положительное, так и отрицательное качество.

Эмоционально окрашенные слова можно условно разбить на группы:

1) слова, которые лексически квалифицируют предмет, явление или с положительной или с отрицательной стороны, например: грубость, честность, правдивость; красивый, искренний, безобразный, льстивый и др.;

2) слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически, то есть особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки, например: нога, крыло не имеют никакой окраски, а слова ноженька и ножище, крылышко эмоционально окрашены.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами могут в этой же форме выражать и совершенно другие эмоции (презрение, негодование, пренебрежение): произведеньице, работеночка. (По Л. Т. Григорян)

III. Закрепление изученного материала

На доске написано стихотворение И. Новикова «Теленочек».

Я теленочка ласкала,

Он был маленький.

Свежей травкой угощала

Я теленочка любила,

Был он нежненький.

Я водичкою поила

Как над маленьким я пела

Навсегда ему велела:

Пусть большие все коровы —

Ты будь маленький!

Травки дам тебе я новой

В данном стихотворении учащиеся должны найти и выписать в тетрадь эмоционально окрашенные слова.
IV. Самостоятельная работа

На доске написан отрывок из сказки А. С. Пушкина «О попе и работнике его Балде»:

Пустился бесенок и зайка:

Бесенок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь,

Мысля: дело с Балдою сладит.

Глядь — а Балда братца гладит,

Приговаривая: «Братец мой любимый,

Устал, бедняжка! Отдохни, родимый».

Хвостик поджал, совсем присмирел.

Учащимся необходимо выписать из него слова с суффиксами эмоциональной оценки.
V. Итог урока

— На какие группы можно разделить эмоционально окрашенные слова?
Домашнее задание: § 18, упражнения 81, 83.

Урок 20. Устаревшие слова
Цель: ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

— На какие две группы можно разделить все слова в русском языке? Приведите примеры слов из каждой группы. (На слова нейтральной окраски и слова, эмоционально окрашенные.)

— Чем они отличаются друг от друга? (Интонацией произнесения, также они несут на себе смысловую нагрузку.)

— Как называют слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям? (Эмоционально окрашенные слова.)

— Какой может быть эмоциональная окраска? (Позитивной и негативной.)

— Какие пометы ставятся в словарях при эмоционально окрашенных словах? (Прост., груб., высок., ирон. и т. д.)

III. Изучение нового материала

1. Работа над § 18 учебника.

2. Беседа по вопросам (ответы записываются в тетрадь).

— Какие слова называют устаревшими? (Устаревшими называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления.)

— Как вы думаете, почему некоторые слова выходят из активного повседневного употребления, становятся устаревшими? (Одни слова выходят из активного употребления, потому что исчезают называемые ими предметы или явления; такие слова называются историзмами. Другие слова выходят из употребления, потому что слова, которые являются более точными для называния того или иного предмета, явления, действия; такие слова называются архаизмами.)

— Можно ли устаревшее слово найти в толковом словаре? (Можно. В толковых словарях помещаются устаревшие слова, часто встречающиеся в художественных произведениях. При них ставится помета «устар.».)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику.

— Откройте свои учебники на странице 36. Посмотрите на картинку, расположенную под названием темы нашего урока. Подумайте, являются ли нарисованные предметы и их названия устаревшими?

— Какие названия можно отнести к историзмам, а какие — к архаизмам?

2. Выполнение упражнения 85 (устно).
V. Словарно-орфографическая работа

Учащиеся должны в словаре найти по пять устаревших слов и разобрать их по составу.

VI. Итог урока

— Какие слова называют устаревшими? Приведите примеры.

— Какие слова называют историзмами? Приведите примеры.

— Какие слова называют архаизмами? Приведите примеры.

Домашнее задание: упражнение 86.

Урок 21. Новые слова (Неологизмы)
Цели: сформировать понятие о неологизмах; объяснить причины появления этих слов в языке.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания

Учитель осуществляет устную проверку упражнения 86.

III. Изучение нового материала

— На прошлом уроке мы изучали устаревшие слова. Как вы уже знаете, это слова, которые постепенно выходят из активной повседневной лексики. Но словарный состав языка должен пополняться, им на смену должны приходить новые слова. Вот такие слова, новые, которые появляются в языке и называются неологизмами. Неологизмы появляются в связи с прогрессом в науке, технике, искусстве и других отраслях.

— А теперь давайте прочтем правило на странице 39 учебника.

— Подумайте, какие ещё слова могли возникнуть в связи с полетом человека в космос?

IV. Закрепление изученного материала

— Есть замечательный русский поэт Владимир Маяковский. В его стихах часто можно увидеть новые слова. Например, громадьё, златокудрый. Можете ли вы объяснить значение этих слов?

— Запомните, что новые слова, которые появляются в художественных произведениях и которые созданы автором этих произведений, Называются авторскими неологизмами. Те неологизмы, которые входят в повседневную речь людей — общеязыковые неологизмы.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют упражнения 87 и 88.

V. Итог урока

Учитель диктует слова. Учащиеся должны хлопнуть в ладони один раз, если они слышат неологизм.

Птичка, лапти, веретено, атмосфера, акванавт, микробус, ендова, имидж, лузгать, водрузить.
Домашнее задание: упражнение 89.

Урок 22. Исконно русские и заимствованные слова
Цель: сформировать понятие об исконно русской и заимствованной лексике русского языка.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

(Для объяснения темы учитель может использовать отрывок из книги Л. Т. Григорян «Язык мой — друг мой», посвященный истории слова вокзал.)

Основной фонд нашего языка — это исконно русские слова. По подсчётам ученых, они составляют 90 % слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке. (Н. М. Шанский)

Заимствованные слова есть во всех языках, потому что народы, общаясь, «меняются словами».

По исследованиям ученых, заимствованные слова в современном русском языке составляют 10 % всего его словарного состава.

Слово вокзал появилось в ХVIII веке. Некая дама по имени Джейн Во превратила свою усадьбу в окрестностях Лондона в место общественных увеселений и построила там павильон, на зван его «Воксхолл» — «зал госпожи Во». Впоследствии так стали называть и другие увеселительные заведения с садами. По его примеру появились такие же сады в других городах. В конце ХIХ века воксхолл» уже значило «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в Петербурге стали называть вокзалом. Когда была построена железнодорожная линия из Петербурга, конечную остановку назвали Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции России.
2. Беседа.

— Каким образом в русском языке появляются заимствованные слова?

— Какова история происхождения слова вокзал?
III. Закрепление изученного материала

Можно провести небольшую самостоятельную работу (см. приложение 1.1).

IV. Итог урока

— Как вы думаете, почему заимствованные слова составляют такую малую часть (10 %) от всего словарного состава русского языка?

Домашнее задание: упражнение 93.

Урок 23. Фразеология. Фразеологизмы
Цель: ознакомить учащихся с фразеологией как разделом науки о языке.
Ход урока

I. Организационный момент

На доске записан эпиграф к уроку: «. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» (Н. В. Гоголь).

II. Изучение нового материала

— Все вы, наверное, знаете мною русских пословиц и поговорок. Учитель может попросить нескольких учеников вспомнить, какие пословицы они знают.

— Так вот эти пословицы и поговорки являются фразеологическими оборотами или фразеологизмами. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется около пятидесяти фразеологических оборотов. Давайте приведем несколько примеров.

Учитель приводит пример, а учащиеся объясняют, что значит этот фразеологизм.

Валится из рук; голыми руками взять; мастер на все руки; не покладая рук; дать руку на отсечение; легкая рука.
— Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы, поговорки) возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега — много хлеба); другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется фразеологией.
III. Закрепление изученного материала

1. Словарная работа.

Учитель дает ученикам задание — заменить фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Можно привести слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

Это задание можно выполнять под диктовку учителя. Один ученик выполняет его у доски, остальные — в тетрадях.

2. Выполнение упражнений 98, 99 (устно).
IV. Итог урока
Игра «Кто больше?»

Учащиеся по очереди называют по одному фразеологизму (это может быть пословица, поговорка, устойчивое сочетание слов). Все ответы фиксируются учителем на доске. Побеждает тот ученик, который вспомнил больше других фразеологизмов.

Домашнее задание: § 22, 23, упражнение 101; подобрать 5 фразеологизмов с общим словом голова; подготовиться к словарному диктанту; выучить правописание слов, расположенных в рамочке в разделах «Лексика» и «Фразеология».

Урок 24. Повторение изученного в разделах

«Лексика» и «Фразеология»
Цели: систематизировать знания о лексике и фразеологии, проверить степень усвоения материала.
Ход урока

I. Организационный момент
II. Работа по теме урока

1. Словарный диктант.

Поражать, бордовый, ответить, отозваться, откликнуться, экономить, перила, терраса, мокрый, влажный, сырой, исчезать, пропадать, теряться, солдат, изобретение, атмосфера, ракета, реформа, фразеология.
2. Опрос по контрольным вопросам и заданиям учебника (с. 48).

— Какие слова называются диалектизмами? (Диалектизмы — это слова, которые употребляются только жителями той или иной отдельной местности.)

— Какие слова называются профессионализмами? (Профессионализмы — это слова, которые употребляются представителями той или иной профессии.)

— Какие слова называются исконно русскими, а какие — заимствованными? (Исконно русские слова — слова, которые появились и существуют в русском языке. Заимствования — слова, которые пришли в русский язык из других языков.)

— Какую роль в речи выполняют эмоционально окрашенные слова? (Они выражают отношение к предмету.)

— Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы? (Он называется фразеологией.)

— Какие сочетания слов называются фразеологизмами? (Фразеологизмами называются устойчивые сочетания слов.)
III. Итог урока
Домашнее задание: вспомнить, что такое словообразование, какие способы образования слов существуют.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Уроки 25—26. Повторение изученного в пятом классе
Цели: систематизировать знания, полученные учащимися по словообразованию в пятом классе; отрабатывать навыки словообразовательного анализа.
Ход урока 1

I. Организационный момент
II. Работа по теме урока

— Что такое словообразование? (Словообразование — это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.)

— Что такое морфемика? (Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается морфемный состав слов, то есть приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова.)

— Какие морфемы могут входить в состав слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

— Расскажите подробнее о каждой морфеме. (Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Окончание — значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении. Основа слова — часть изменяемого слова без окончания.)

— Что такое орфография? (Орфография — раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.)
2. Работа с таблицей.

Ученики по очереди выходят к доске и заполняют таблицу (заранее начерченную на доске).

  • Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс мокрая терраса кратко и понятно
  • Сочинение по картине герасимова после дождя задний план
  • Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс по плану перед нами картина
  • Сочинение по картине герасимова натюрморт полевые цветы 5 класс
  • Сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс небольшое