Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.
Мы собрали несколько сочинений, так что каждый может выбрать сочинение по вкусу! Хотя лучше использовать их для написания своего сочинения.
1. Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь за 5 класс
Игорь Грабарь известен пейзажными картинами, на которых изображены виды русской природы. Художник изображал природу по-особенному, так как ее видит он.
На картине художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь» нарисован зимний пейзаж. На переднем плане картины изображена береза. Художник смотрит на нее как бы снизу, лежа на земле. От этого форма березы, ее ветки выглядит как-то нереально, фантастично.
Поражают цвета на картине. Хотя изображен февральский день, но на картине мало белого цвета – цвета снега. Больше ярких весенних цветов. Художник этим передает, что скоро кончится зима и на смену ей придет весна. Голубой цвет на картине имеет много оттенков. Художник применяет и светло-зеленый, почти голубой цвет и ультрамариновый, для окрашивания зимнего неба. Впечатление, что цвета перекликаются между собой, соединяются в фантастическую музыку. Сиреневый снег, лазоревое небо, жемчужная береза – все фантастические оттенки голубого цвета сливаются и переходят друг в друга, создают какое-то праздничное настроение.
На заднем плане картины изображен лес, который нарисован такими же очаровательными цветами.
Картина понравилась своей таинственностью. Взгляд притягивает форма дерева. Береза на картине отличается тем, что на нее смотришь от самой земли. Необычный взгляд на дерево, его огромные раскидистые ветки выделяются на фоне голубого неба. Впечатление, что береза наклонилась над тобой, хочет укрыть тебя своей кроной.
Когда долго рассматриваешь картину, поднимается настроение. Хочется очутиться около этой фантастической березы, обнять ее, погладить бугристую кору дерева. Не зря художника Игоря Грабаря называли «поэтом русской зимы».
2. Второе сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь
Февраль – удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами.
Удивительную картину нам передал Грабарь на своем полотне, которое носит поэтичное название — «Февральская лазурь». На передний план вынесена береза, которая покрыта тонким слоем инея. Он переливается, блестит, поэтому кажется, что дерево обзавелось янтарными бусами. Позади мы видим березки, которые ни в чем не уступают своей подружке, которая выскользнула вперед. Они показывают, что они тоже достойны внимания, так как их наряды не менее роскошны. Все березы изображены на фоне белоснежного покрывала, которое соткано самой старухой-зимой. Она не торопится его прибирать, словно желая немного задержаться.
https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-grabarya-fevralskaya-lazur-5-klass — uchim.org
Сверху, над березовой рощей, раскинулось чистое небо, манящее и доброе. От него веет прохладой и чистотой, поэтому можно почувствовать легкое дуновение ветерка и свежий аромат весны.
От этого полотна веет свежестью и чистотой, которая кажется потрясающей на фоне современного телевидения. Хочется наяву вдохнуть свежесть морозного солнечного дня, полюбоваться снежными нарядами берез, а пока остается лишь восхищаться мастерством художника.
3. Сочинение №3
В феврале бывают дни, когда воздух и все вокруг наполнено каким-то голубым сиянием. Голубое небо, голубой снег – все окрашено в этот удивительный по красоте цвет. Именно такой день изобразил на своей картине «Февральская лазурь» Игорь Эммануилович Грабарь – один из известнейших русских художников-пейзажистов 20 века. Его пейзажи поражают своей красотой, свежестью и яркостью красок.
Но такого сочетания цветов, как на картине «Февральская лазурь», пожалуй, нет ни на одном его полотне. Сам художник вспоминает, что в один из февральских дней он любовался березами. Случайно выронив сумку, И.Э. Грабарь наклонился, чтобы поднять ее. Он снизу взглянул на небо и был восхищен его цветом. Игорь Эммануилович сразу же приступил к работе, и через две недели картина была готова.
На ее переднем плане изображена красавица береза. Ее ствол слегка изогнут, как будто береза подставляет ласковому солнышку свои бока. Чуть поодаль от нее расположились ее подруги. Их ветви светятся ярким белым цветом в солнечных лучах. Художнику удалось создать на картине именно светящийся белый цвет. Ветки берез образуют причудливый узор, сквозь который проступает удивительное по красоте лазурное небо. В вышине оно кажется таким глубоким. На фоне лазурного неба прошлогодняя листва, уцелевшая на макушках берез, кажется огненно-золотой.
Ближе к горизонту небо светлеет. У самой земли оно сливается с таким же лазурным, лишь немного бледнее неба, снегом. Если бы не лес, который виднеется вдали, на горизонте, то небо и земля слились бы в одно, не разделенное ничем пространство. От яркого солнечного света снег тоже сияет голубыми красками. Там, где ложатся тени от деревьев, снег кажется темно-синим. Его оттенки гармонируют с синевой неба, которая на горизонте кажется какой-то яркой вспышкой.
И столько на картине света, что слепит глаза, как будто смотришь не на картину, а на искрящийся снег, сияющий ясным февральским утром.
4. Сочинение-миниатюра
Художник-пейзажист Игорь Грабарь вносит в картину свое отношение к природе, заставляет нас сосредоточиться на красоте окружающего мира, обогащает наши чувства. Известный русский художник подарил нам праздник зимы.
…Свежо. Снег искрится, переливается под солнцем. Тени яркие, цветные. Мы видим праздник лазоревого неба и жемчужных берез. Деревья пронизаны солнцем. И кажется, что они кружатся в хороводе. Пейзаж чудесен. Картина долго не отпускает нас. Она создает радостное настроение.
Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 5 класс
- Сочинения
- По картинам
- Грабарь
- Февральская лазурь
Перед нами зимний пейзаж. Небольшая березовая роща, а на ее фоне березовый лес. Автор в названии картины сообщает нам, что это февраль, последний месяц зимы, когда природа начинает просыпаться от зимней спячки, – воздух начинает пахнуть по-другому, теплом, солнце начинает светить ярче.
Героиней картины становится многолетняя, широкая, не очень стройная, но по-своему изящная береза. Автор картины смотрит на нее снизу, почти с земли. Отчетливо можно разглядеть основание березы, ее шероховатый ствол с белыми прожилками бересты. Мы отчетливо можем рассмотреть каждую веточку, отходящую от ее ствола. Какие-то ветки тянутся вверх, какие-то дерево раскинуло в бока, словно хочет кого-то обнять. На верхушке дерева остались желтые сухие листья, так и не опавшие осенью. Обычно это происходит, если холода наступают слишком быстро и дерево не успевает сбросить с себя все листья.
На заднем фоне мы можем видеть остальные березки, — все они не идеальны в своих формах. Какие-то из них растут сразу по три, изогнуто и неравномерно. Какие-то деревья поломаны ветром. Автор отображает действительность пейзажа без прикрас, — таким, какой он есть. Сквозь крону деревьев виднеется прекрасное, синее, высокое, свободное небо. Чем выше небо, тем глубиннее синий цвет. Контраст белых кривых березовых веточек и синего неба поистине прекрасен.
На горизонте виднеется березовый лес, автор картины использует светло-коричневые цвета с красноватым и розовым оттенком. Белые стволы берез, обозначенные пунктиром, переплетаются друг с другом, как будто толкаются. Они выглядят как люди в коричневых пальто. Небо от горизонта плавно переходит от почти белого, светло-голубого цвета к темно-синему, глубокому, объемному. Это голубое небо выглядит теплым, манящим, как безбрежное озеро с пресной водой, которое хочется пить и жажда эта, кажется, никогда не пройдет.
Снег выглядит ровным, сквозь него виднеется прошлогодняя сухая трава. Тени обозначены серо-голубым цветом, как будто снег отражает в себе небо, только на микроуровне. Мы не видим следов людей, птиц или животных. Вокруг художника абсолютная тишина, – возможно, это раннее утро, когда все спят, а солнце уже встало. По направлению теней подобное предположение выглядит правдиво.
Картина вызывает восторг, но не суетливый, а спокойный и размеренный. Сердце наполняется радостью, создается впечатление, как будто ты там, стоишь вместе с художником, чувствуешь запах предвесеннего воздуха, тебя обвевает прохладным, но уже не холодным ветерком.
Вариант 2
Чудесная картина Грабаря Игоря Эммануиловича «Февральская лазурь» написана в 1904 году по приезду из Европы, где он провёл несколько лет. После европейских пейзажей, сочных, красивых, художник был очарован простой русской природой, которая проникает в душу и не отпускает всю жизнь.
Картина наполнена поэзией предчувствия весны. В феврале идёт невидимое сражение между зимой и весной. Кто победит? Природа в ожидании, застыла во всей своей зимней красе. Но лёгкое дуновение весны уже витает в воздухе, в ярком солнечном свете, в необыкновенной голубизне неба.
Зима не собирается уходить, она ещё не нагулялась, запугивает вьюгами и морозами. В феврале это особенно видно. Застывший морозный воздух, снег на деревьях, но солнечные лучи уже сделали своё дело, образовали проталины вокруг берёз. Художник, как истинный поэт природы, увидел всю красоту февральского дня.
Прекрасный хоровод из берёзок, когда на передний план выступают старые, умудрённые опытом, деревья, а молоденькие, еще не совсем окрепшие, ведут хоровод сзади. Но все они, раскинув укутанные снегом ветви, похожие на вологодское кружево, медленно двигаются в танце. Недаром берёза считается символом России, её девичья красота, тонкость и хрупкость вызывают восхищение, желание любоваться ею. Художник передал эти чувства в полной мере. Стоя у картины, невозможно не услышать русские песни о красавице берёзе.
Нарядные, в белом одеянии деревья изображены на фоне небесной лазури, которая отражается в последнем февральском снеге. В воздухе разлита необыкновенная чистота и прозрачность. Снег, пока ещё пушистый и белый, переливается всеми цветами радуги. Солнце, по-зимнему яркое, стоит высоко в небе и с удовольствием смотрит на берёзовый хоровод.
На этот праздник проводов зимы пришли и другие гости, не решившиеся подойти поближе. На заднем фоне виден плотный ряд деревьев, а впереди, как дети, стоят маленькие ёлочки, которые в удивлении застыли перед необычным танцем.
А над всем этим великолепием как большой шатёр, раскинулось лазоревое небо
Все оттенки синего цвета, белого, бирюзы использовал художник в своей картине, подчеркнув этим прозрачность, чистоту, хрупкость последних дней зимы. Такие солнечные необыкновенные деньки, как подарок природе среди холодной и вьюжной русской зимы. Художнику удалось не только увидеть это чудо, наполненное светом и воздухом, но и запечатлеть его на холсте.
Как же надо любить свою родную природу, чтобы с такой теплотой, со всей душой передать и красоту её, и мощь, и чистоту. Оценить всю прелесть картины способны люди разного возраста.
Сочинение описание картины Февральская лазурь Грабаря
Когда смотришь на произведение «Февральская лазурь» на первый взгляд, кажется, что художник изобразил самую обыкновенную зимнюю природу. На земле голубоватым покрывалом лежит снег. Голые березы раскинули свои заснеженные кроны на фоне голубого неба, а где-то вдали утрачивая свою яркость, виднеется полоса березовой рощи, которая определяет задний фон полотна. На этом полотне используется двухступенчатый фон. На переднем плане заднего фона изображено редколесье.
Однако автор представляет картину в непривычном зрителю ракурсе, снизу вверх.
На переднем плане стоит береза. Нижняя часть ее ствола темная, но чем выше поднимается взгляд, тем ствол дерева становится белее. Складывается такое ощущение, что художник будто бы лежал на земле когда рисовал эту картину. А когда смотришь снизу вверх — то нижние детали видятся намного четче, чем верхние. Обращая внимание на главное дерево на холсте понимаешь, что художник неспроста, избрал такой масштаб, при помощи которого боковые ветки дерева не вместились на полотно целиком. Так же можно сказать и о кроне дерева: она тянется вверх, словно хочет соприкоснуться, с синим небом. Глядя на березу, кажется, что она пустилась в пляс, слегка изогнув свой стройный ствол.
По тому, как художник назвал картину, понимаешь, что на полотне изображена не просто зимняя природа, а именно природа самого сурового зимнего месяца — февраля. Однако автор изобразил светлое утро, так как свет восходящего солнца кидает свои розоватые отблески на снег.
На холсте «Февральская лазурь» художник изобразил всю чистоту и красоту окружающей природы. Ее величие, могущество и в то же время – незащищенность перед человеком. Что может быть сильнее топора и пилы? Даже самое огромное и обладающее огромной силой дерево, чьи корни уходят в самую глубь земли, а ветви его напоминающие руки, протянутые к небу перед всем этим бессильны. Этим произведением искусства художник непринужденно учит своего зрителя любить и оберегать свою родную природу.
Когда художник создавал свою картину, он использовал не большое количество цветовых гамм. Основными цветами картины являются – белый, коричневый, бледно-розовый и лазурный. Но при этом малом количестве цветовых гамм автор смог донести натуральный образ сказочной зимней природы, показав тем самым свое мастерство.
5 класс
Описание настроения картины Февральская лазурь
Популярные сегодня темы
- Нестеров
Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – известный русский художник, портретист, график и иконописец. О жизни Михаила Васильевича известно достаточно много из его мемуаров.
- Сочинение по картине Васнецова Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем
Васнецов часто обращался к различным былинным сюжетам, которые были популярным на Руси. Сюжет с победой над змеем изобилует разнообразными вариациями
- Сочинение по картине Зима Саврасова 3 класс
В 1873 была написана непростая картина « Зима », кистью талантливого русского художника Саврасова Алексея Кондратьева. На картине как вы, наверное, уже догадались, изображена зима, по свежему
- Сочинение по картине Репина Портрет Л.Н. Толстого
Всем известен знаменитый русский писатель по имени Лев Николаевич Толстой, который за всю собственную жизнь одарил читателей книгами, несущие глубокие знания и важные истины. Интересно то, что за время его существования был написан по его образу портрет
- Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс
Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись
Уроки развития речи у обучающихся часто вызывают затруднения. В своей практике при подготовке к написанию сочинений разных видов можно использовать рабочие листы, которые заполняются в ходе урока необходимыми для написания текста материалами.
После серии подобных уроков содержание рабочего листа становится всё меньше. Постепенно рабочие листы можно исключить из содержания урока или оставить только для слабых обучающихся.
Автор: Домогарова Лариса Викторовна
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи)
Цели:
– учить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), чтобы точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний;
– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах;
– развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
– воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства.
Оборудование: репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (учебник), рабочие листы.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Целеполагание
III. Работа по развитию речи
1.Актуализация знаний учащихся
– Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи, как описание. Что характерно для описания? (В описании говорится об одновременных признаках.)
– Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.)
– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Г. Гладков
– А кто знает, что такое пейзаж?
– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в XVII веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.
2. Слово о художнике И.Э. Грабаре. История создания картины.
Игорь Эммануилович Грабарь (1881-1960) – известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. После окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был Илья Репин. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца «Сентябрьский снег», «Белая зима. Грачиные гнёзда», «Мартовский снег», «Лучезарное утро», «Ясный осенний вечер», «Зимний пейзаж», «Берёзы летом». Эти и многие другие картины проникнуты радостным светлым чувством. «Февральская лазурь» – одно из лучших его полотен.
Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра – пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.
«Февральскую лазурь» И. Грабарь писал зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал «Февральскую лазурь» с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона, вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления».
И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы, хотя он писал и весну, и осень. Но зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.
3.Беседа по картине «Февральская лазурь».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину и поделиться первыми впечатлениями.
– Ребята, вы уже написали много сочинений и знаете, из каких частей состоит текст. Обратите внимание на упражнение 1 в рабочем листе. Нужно восстановить деформированный план сочинения.
– Теперь, когда вы восстановили план, мы можем перейти к детальному рассматриванию картины.
– Какое время дня изображено на картине?
– А что нам говорит о том, что зима близится к концу?
– Что такое «лазурь»? (Учащиеся списывают значение данного слова в тетради).
– Почему картина так названа?
– Где на картине вы видите голубые оттенки?
– Что мы видим на переднем плане?
– Что мы видим на верхних ветках?
– Что художник изобразил на заднем плане?
– Небо на картине одного цвета?
– Какую задачу ставил перед собой художник в этой картине?
Вывод: на картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».
4. Речевая подготовка
– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Подберите эпитеты для описания березы и запишите их в рабочий лист. (Белая, белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, прямоствольная, пышная, стройная, тонкая, веселая, задумчивая, освещенная, печальная, радостная, сверкающая, сияющая; коралловые ветки, ярко—красные; другие березки обыкновенные, менее величественные).
– Внимательно рассмотрев картину, выполните задание 3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания.
– Чтобы красочно описать снег, изображенный на картине И. Грабаря, выполните задание 4.
– При написании сочинения очень важно избегать неоправданных повторов слов, т.е. не допускать речевых ошибок. Подберите синонимы к словам в упражнении 5:
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.
– Мы проделали необходимую работу для написания хорошего сочинения. Давайте составим «скелет» сочинения. Выполните упражнение 6.
IV. Итог урока
– В сочинении нужно использовать разные средства художественной выразительности, чтобы сделать своё описание образным, содержательным. Используйте слова в переносном значении, введите в текст олицетворение, сравнение, эпитеты.
– Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» – полотно, отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты.
V. Домашнее задание
– Допишите сочинение, основываясь на материалах, отраженных в рабочем листе.
Приложение
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ
ПО КАРТИНЕ И.Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»
Упражнение 1. Восстановите деформированный план сочинения.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Заключение.
Описание деталей картины.
Умелое использование красок художником.
Настроение, рожденное пейзажем.
Основная часть.
Первое впечатление от картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Сведения о художнике
III. Вступление.
Моё отношение к произведению.
Упражнение 2. Речевая подготовка
БЕРЕЗА:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Упражнение 3. Вставьте пропущенные слова и словосочетания:
На переднем плане картины мы видим _____________________________________________________. На _________________небесном фоне рельефно выделяется ствол __________________берёзы.
Береза, словно девушка-красавица, одета в _________________сарафан, а ее _______________________ветви горят необыкновенным огнем на фоне лазоревого неба.
Упражнение 4. Восстановите предложение, используя словарный материал.
Снег
_____________снег в лучах солнца стал_____________, с глубокими _____________тенями от берез, даже кое-где _________________на солнышке.
Снег здесь ______________с тончайшими оттенками_______________________.
Словарный материал: Снег кажется хрустальным, сапфировые тени, синие или зелёные; сиреневый снег, розоватый, беловато-розовый, искрится, сверкает, ослепительно блестит на солнце.
Небо
На фоне ____________________неба разворачивается праздничный хоровод берез. На горизонте оно ______________________________, а на переднем плане картины небеса уже ____________________________. В _______________________ воздухе пахнет __________________.
Словарный материал: лазоревое небо, бесконечное, высокое, звенящее, глубокое, бирюзовое, чистое, ярко-синее, безоблачное, горизонт.
Упражнение 5. Подберите к словам синонимы
Художник – ______________________________________________________
Картина – ______________________________________________________
Картина чудесная – _______________________________________________
Художник создаёт – _______________________________________________
Упражнение 6. Составьте «скелет» сочинения
ВСТУПЛЕНИЕ:
Продолжи предложение:
1.Передо мной прекрасная репродукция картины_____________________.
Всё в ней просто и бесподобно, ____________________________________.
2.Посмотришь на картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и________
________________________________________________________________.
3.Я постараюсь описать эту картину так, чтобы тот, кто ещё не видел____
________________________________________________________________.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.На переднем плане мы видим ___________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________.
2.Теперь поговорим о главном______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Чувствуется, что____________________________________________
Мое сочинение было бы неполным, если бы я не _________________
Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать ___________________________________________________
Успехов в написании содержательного сочинения-описания!
РР. Подготовка к сочинению – описанию природы
(на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»)
Цель: подготовиться
к написанию сочинения по картине;
научиться правильно и последовательно
описывать картину, используя средства лексики: синонимы, слова с переносным
значением.
повторить тип речи — описание,
художественно-изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение)
I Стадия
вызова. Речевая разминка
— Ребята, вы
каждый день идете в школу одной и той же дорогой. Наверняка на этом пути есть
какой-то уголок природы. Опишите, пожалуйста, картину, которую вы видели, когда
шли сегодня в школу? (Снег мягкий, пушистый, ковром закутал озябшую землю.
Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.)
— Посмотрите, сегодня 2 марта, но зима еще властвует в природе. Вот как
видел прекрасный морозный зимний день А.С. Пушкин:
Под голубыми
небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
—
Какая картина предстаёт перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки?
Попытайтесь нарисовать её словами.
— Каково
настроение автора?
— Подумайте, какие
слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу? Постарайтесь
определить, каково оно? (Поэт восхищается зимней ночью: великолепными
коврами…)
— А у вас какие
чувства пробуждает этот отрывок? (Чувство радости, бодрости. Хочется на
санках покататься в такую погоду, в снежки поиграть)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова его тема? (Описание
природы. Пейзаж)
— Откроем тетради,
запишем число, классная работа, тема урока.
— Ребята, а какие
цели мы можем себе поставить на этом уроке? Чему вы хотите научиться?
(готовимся создавать данные тексты в устной и письменной форме)
— Для чего нам
нужны эти умения? (умение видеть, любоваться природой, чувствовать ее
красоту, беречь ее; устный экзамен по русскому языку, общая грамотность и т.д.)
II Работа
по теме урока
1.Пейзаж в
различных видах искусства
— Все вы, ребята,
любите путешествовать. Давайте совершим необычайное путешествие в лес. А
помогут нам в этом полотна прекрасного художника-пейзажиста Юрия Корникова в
сопровождении фортепьянной пьесы П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
— При просмотре
подумайте над вопросами, какое время года изображают художник и композитор? И какими
средствами они пользуются для передачи своих чувств, своего отношения к изображенному
времени года?
Смотрим
фильм
— Что изображено
на картинах?
— Какое время года
запечатлел художник? Поясните ответ. (Зима.)
— Какое
настроение, какие чувства вызывают у вас это живописные полотна?
— Как достигает
художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи
своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как зима? (Художник
использует определенные краски: прозрачные, неяркие, холодные тона; игра света)
— Мы с вами
слушали пьесу «Март» П.И. Чайковского, как в ней передано настроение зимы и
приближающейся весны? (звуками)
2.
Подготовка к восприятию.
— Посмотрите, и
поэт, и художник, и композитор очарованы той картиной зимней природы, которую
они видят. Каждый из них (один — словом, другой – красками, третий – звуками)
передает нам это восхищение.
— И сегодня на
уроке мы поговорим об одном удивительном февральском дне… Посмотрите на стр.
112 вашего учебника или на слайд. Картина!!
— Вот что пишет об
этом дне сам художник: «В то необычное утро природа праздновала какой-то
небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых
веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра
берёзы, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда
я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от
открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и
перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть
десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно…»
И художник (Игорь
Эммануилович Грабарь) несмотря на сильный мороз, создавал картину в течение
двух недель в вырытой им траншее из снега.
3. Беседа
по картине
– Какое
впечатление производит на вас эта картина? (Приятное,
радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и
понятная.)
— Сам художник долго думал, как назвать картину: «Лазоревый февраль» или «Конец
февраля». Наконец решил: «Февральская лазурь»…
— Сначала давайте
выясним, что такое лазурь? (Лазурь -это светло-синий, голубой с сиреневым
оттенком цвет).
– Итак, как вы
понимаете название этой картины? Почему картина названа «Февральская
лазурь», хотя в центре — берёза, и она очень хороша?
(Словом
«февральский» художник подчёркивает время года, а словом «лазурь» –
то, что на картине изображено всё в светло–синем цвете. Название
«Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный
февральский день с ослепляющей голубизной неба, белоствольной
красавицей-берёзой и сиреневым снегом)
— В процессе
беседы по картине делайте необходимые записи себе в тетрадь. Итак, какой день
показывает художник – теплый или холодный? (это зима, лежит снег, но уже
пригревает солнце)
— А что
помогает понять, что день солнечный? (сверкают стволы берез, тени)
— Какие краски
использует художник? (желтые, красноватые, оранжевые оттенки – теплые тона)
— Какими бы тонами
изобразил художник стужу? (белыми, серыми, синими тонами.)
Вывод: В картине
И. Грабаря сочетаются теплые и холодные тона, поэтому можно сказать, что это
солнечный прекрасный февральский день.
— Посмотрите
внимательно на небо на картине Грабаря. Есть ли на нём облака? Какого оно цвета
вверху и на горизонте? Когда бывает такое небо? (Ослепляет лазорево-синим
небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. В
феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день).
Итак, небо –
лазоревое, светло-синее, голубое, яркое, чистое.
— Что ещё
изобразил художник? (берёзы)
-А как
выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её
ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта берёза? (На
переднем плане могучая берёза. У неё толстый ствол, много веток)
Запись: Береза –
жемчужная, как королева, царица, развесила коралловые ветки, серебристые
кружева.
-Что можно сказать
о других берёзках? А на заднем плане, какие берёзы? (там одна старая
берёза и много молодых; они словно пляшут).
— Какие
краски использует художник, рисуя берёзы? (жёлтые, красноватые,
оранжевые оттенки – тёплые тона).
-А почему именно
берёзу выбрал художник? (Это наше самое любимое, красивое, нарядное
дерево. Берёза – символ нашей родины, символ русской зимы.).
— Рассмотрите
снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?(Снег рыхлый, кое-где
осел, подтаял).
— Ощущаете ли вы
присутствие человека? (Нет, снег не тронут, нет следов. Тени на снегу только
от берёз. Это берёзовая роща зимой).
Снег –
серебристый, белый с сиреневыми тенями, синеватый.
-Что виднеется на
горизонте? (кустарник или березовый лес).
— Когда-то
И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего
пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? (Да, его мечта осуществилась.
«Февральская лазурь» завораживает: на неё хочется смотреть и смотреть. Зимний
пейзаж прекрасен).
Запись: Зима –
волшебница, искусница, чародейка, красавица, нарядила природу как на праздник.
III Работа
по теме урока
Березы на картине
словно пляшут. Пришло время и нам поплясать-размяться. Тянем ручки вверх, как
ветви березка, отрясаем с них снег. Подставим солнышку то один бок, то другой.
Покажем ветвями широту Руси и поклонимся своей Родине.
5.
Лексическая работа
И. Грабарь писал: «В
природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то
небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных
берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
Выпишите
выделенные слова в столбик.
Послушаем …, дома
он поработал со словарем и нашел лексическое значение этих слов. Ваша задача
записать определения этих слов.
Лазурь (др.
русск. — из греч.) — 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего
цвета.
Лазурный =
лазоревый = голубой.
Коралловый (цвет)
— (перен.) ярко-красный.
Сапфировый (цвет)
— (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.
Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок белого.
6.
Подготовка к сочинению
— Смотрите,
ребята, мы с вами уже готовы… К чему? (описать картину)
А теперь
посмотрите, какова тема нашего урока. Кто заметил разницу? В чем она? (описание
природы, но не картины)
— Совершенно
верно. И сегодня я предлагаю вам описать не картину, а день, отраженный в ней.
Мы уйдем от привычных нам сообщений об авторе картины, от оборотов «на картине
изображено и т.д.».
— Ваша задача:
представить, что именно вы увидели эту березовую рощу в
удивительный
февральский день. А раз мы словно находимся там, в окружении природы, наши
впечатления сводятся ли только к зрительным?
— Может, мы что-то
слышим? (пение, щебетание птиц, падение подтаявшего снега)
— Нас окружают не
только виды природы, не только звуки, но и запахи… Какие запахи будут у этого
солнечного, теплого февральского дня? (свежести, запах талого снега)
— А кожей, лицом
мы можем что-то ощутить? (дуновение теплого ветерка)
— А теперь пришло
время познакомиться с планом вашего сочинения. Переверните листочек, лежащий у
вас на столе.
План
1) Удивительный
февральский день («Однажды в конце февраля выдался….»)
2) Березовая
роща передо мной: красавица-береза и ее подружки.
3) Необыкновенное
небо.
4) Мир
вокруг: звуки, запахи, ощущения.
5) Мое
отношение к этому дню. (Хотелось бы, чтоб он повторился? Запомнится ли он на
долгое время?)
7. Устное
сочинение
— Как вы
понимаете, домашним заданием будет написать данное сочинение. Кстати, не
забудьте дать название своему тексту. А сейчас даю вам 2 минуты на подготовку
устного варианта вашего сочинения.
Проверка 3-4
вариантов.
IV Итог
урока
— Скажите,
приходилось ли вам любоваться подобными картинами зимы на прогулке в зимнем
лесу или когда катались на лыжах.
— Всегда ли мы
замечаем красоту природы?
— Помогли ли нам
поэты и художники увидеть красоту зимних картин?
Резерв.
Пример сочинения
Февральские
дни славятся суровыми метелями и сильными ветрами. Но бывают и чудесные
солнечные деньки. Однажды выдался именно такой удивительный погожий день.
Я
стою у березовой рощи, передо мной слегка изогнутая роскошная береза.
Она покрыта тонким слоем инея. От яркого солнца иней переливается. Кажется, что
на раскинутых ветвях березы висят жемчужные бусы. Чуть позади
расположилось множество тонких молодых березок. Они словно водят хоровод под
солнечными лучами. На них такие же роскошные наряды, а старая листва на верхушках
берез кажется огненно-золотой, коралловой. Все березы стоят на
белоснежном покрывале и отбрасывают на него голубоватые и сиреневые тени.
Над
березовой рощей раскинулось безоблачное лазурное небо. На нем нет облаков.
Ближе к горизонту небо светлеет.
В
воздухе ощущается приближение весны, пахнет свежестью и талым снегом. В лицо
дует легкий ветерок. Приближение весны чувствую не только я, но и птицы. Они
весело щебечут под лучами солнца.
Как
же хочется, чтобы весна окончательно воцарилась?! Но и такой чудесный день
просто прекрасен.