Сочинение по картине федотова сватовство майора

Павел федотов pavel fedotov; 22 июня 1815 14 ноября 1852 гг. известный русский художник середины xix века, выдающийся

Павел Федотов (Pavel Fedotov; 22 июня 1815 — 14 ноября 1852 гг.) — известный русский художник середины XIX века, выдающийся мастер бытового жанра. Павел Федотов по праву считается основоположником критического реализма в отечественном изобразительном искусстве, а лучшие шедевры его творчества в наши дни хранятся в Третьяковской галерее. Картины живописца привлекают зрителей обилием социальной критики и национального колорита, а его биография представляет собой уникальное сочетание трагических событий и знаменательных достижений.

Павел Федотов. Картина «Автопортрет», 1848

Павел Федотов прожил очень короткую жизнь, но успел создать немало прекрасных произведений живописи и графики. Помимо изобразительного искусства он на протяжении многих лет увлекался поэзией, писал стихи и басни, а также сочинял романсы и музыку к ним.

Павел Федотов. Картина «Отдых на походе. Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», 1842

Биография Павла Федотова

Павел Андреевич Федотов появился на свет 22 июня 1815 года в Москве в семье отставного офицера. Его отец служил чиновником в городской канцелярии, а мать занималась воспитанием единственного сына и двух дочерей. С раннего детства Павел любил рисовать, но, несмотря на это, родители избрали для него карьеру военного. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик был зачислен в кадетский корпус, где готовили кадровых офицеров для императорской армии. Шесть лет будущий художник провел в стенах престижного учебного заведения, окончив его с отличием в 1832 году. Тем не менее во время обучения Федотов всегда находил время для своего увлечения и с удовольствием рисовал карикатуры на товарищей и преподавателей.

Павел Федотов. Картина «Свежий кавалер», 1846

По окончании кадетского корпуса молодой офицер полтора года отслужил в Москве, а затем получил назначение в элитный гвардейский полк в Санкт-Петербурге. В северной столице находилась единственная в Российской империи Академия художеств, где Павел наконец получил возможность профессионально обучиться основам живописи. В свободное время он начал посещать уроки рисования, а затем взялся за написание картин батального жанра акварелью и маслом.

Павел Федотов. Картина «Разборчивая невеста», 1847

Постепенно искусство полностью увлекло Федотова и ему стало очень трудно совмещать воинскую службу с творчеством. Поэтому Павел в январе 1844 года написал прошение об отставке и уволился из рядов императорской армии. К тому времени он был малоизвестным начинающим художником, но твердо верил в свои силы и намеревался сделать блестящую карьеру живописца.

Павел Федотов. Картина «Все холера виновата», 1848

Три года Павел Федотов упорно шел к исполнению своей мечты. Он снял крохотную комнатку вдали от центра, питался в общественной столовой за 15 копеек в день и неистово продолжал создавать произведения батального жанра. К счастью, несколько его работ попали в руки баснописца Крылова, который посоветовал художнику переключиться на жанровую живопись.

Павел Федотов. Картина «Сватовство майора», 1848

Воодушевленный вниманием знаменитого литератора, Павел Федотов решил прислушаться к его рекомендациям и в 1846 году написал картину «Свежий кавалер», а следом за ней и другое замечательное произведение — «Разборчивая невеста». Набравшись смелости, художник показал свои работы Карлу Брюллову, которому они безумно понравились.

Павел Федотов. Картина «Жена-модница», 1849

Наступил момент, кардинально изменивший дальнейшую профессиональную карьеру Федотова. По рекомендации Брюллова он стал членом Академии художеств и моментально приобрел широкую известность в Петербурге. Работы мастера вовсю хвалили критики, а на выставках они пользовались огромным успехом у публики. Тем не менее многие картины автора были запрещены царской цензурой из-за чересчур острой сатирической направленности.

Павел Федотов. Картина «Завтрак аристократа», 1849

В начале 1850 года живописец ненадолго уехал в Москву, чтобы помочь родителям, которые в ту пору испытывали острую нехватку денег. А вернувшись, Павел с воодушевлением вновь взялся за кисть и продолжил творить.

Павел Федотов. Картина «Портрет Ольги Петровны Жданович», 1850

Но вскоре у художника обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. Из-за многочасовой ежедневной работы при плохом освещении катастрофически ухудшилось зрение, а от постоянного морального напряжения появились сильные головные боли. Его характер кардинально изменился, мастер постарел и выглядел намного старше своих лет. А в марте 1852 года к этому прибавилось и острое психическое расстройство, которое стремительно прогрессировало.

Павел Федотов. Картина «Вдовушка», 1852

Уже к началу осени живописец стал абсолютно невменяемым человеком и его положили в клинику для душевнобольных. А 14 ноября 1852 года Павел Федотов умер в окружении врачей и санитаров на больничной койке. На тот момент ему было всего 37 лет.

Павел Федотов. Картина «Игроки», 1852

Самые известные картины Павла Федотова

Признанный мастер бытового жанра оставил потомкам немало прекрасных работ. И все же самыми известными картинами Павла Федотова считаются:

  • «Свежий кавалер» (1846) — первое произведение бытового жанра, созданное мастером. Написание этой ярко сатирической картины, стало поворотным этапом в карьере художника.
  • «Разборчивая невеста» (1847) — работа создана по сюжету одноименной басни Крылова. На ней изображена финальная сцена, в которой засидевшаяся в невестах и отказавшаяся от завидных женихов женщина вынуждена принять предложение руки и сердца от уродливого немолодого горбуна.
  • «Сватовство майора» (1848) — шедевр, за который живописцу было присвоено звание члена академии искусств. Картина поднимает острую социальную тему неравного брака по расчету, которая в середине XIX столетия гневно осуждалась прогрессивным обществом.
  • «Анкор, еще анкор» (1852) — последняя работа художника, которая значительно отличается от других картин преобладанием мрачных темных тонов. Из-за душевной болезни автор так и не сумел ее завершить.

Павел Федотов. Картина «Анкор, еще анкор», 1852

Павел Федотов принадлежит к числу лучших русских художников своей эпохи, а его картины до сих пор пользуются огромной популярностью у ценителей искусства. Поэтому он навсегда останется в памяти потомков непревзойденным мастером жанровой живописи XIX столетия.

Русская живопись начала 19 века

В первой половине XIX века в живописи появилось много талантливых художников, которые, усвоив основы академического искусства, искали свой стиль, неповторимую манеру. Как раз в это время сложилась школа русской живописи. Среди ярких фигур этой эпохи были Василий Тропинин, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов.  Как раз в это время в живописи существуют рядом разные направления: классицизм, романтизм, реализм. И, хотя ни один большой художник не укладывает ся о жесткие рамки стиля, все же говорят о сочетании классицизма и романтизма у Брюллова. В творчестве Тропинина видят соединение реализма и романтизма, а вот Федотов, как считают, стал одним из первых представителей критического реализма в русской живописи. Я предлагаю вам краткий иллюстрированный рассказ об этих художниках.

Содержание

    1. Русская культура первой половины XIX века. Академия художеств.
    2. Василий Тропинин
    3. Карл Брюллов
    4. Александр Иванов
    5. Павел Федотов 

Русская культура первой половины XIX века. Академия художеств.

Первая половина XIX века стала важным периодом в становлении русской культуры, когда не только появилось много талантливых людей, но сложилась та культурная среда, которая формировала и объединяла общество. В литературе это время Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Гоголя. В музыке творили Алябьев, Варламов, Глинка, с которого началась и русская опера, и симфоническая музыка. Если прежде в Россию приглашались певцы и танцоры из-за границы, то теперь все восхищаются великой балериной Истоминой. Любимцами петербургской театральной публики были Семенова, Каратыгин.

После войны 1812 года в Москве и Петербурге было построено много великолепных зданий архитекторами Захаровым, Воронихиным, Росси, Монферраном. Именно тогда были созданы памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (скульптор Мартос), «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге Клодта.

Это было время, когда творили художники О. Кипренский, В. Тропинин, А. Венецианов, К. Брюллов, А. Иванов, П. Федотов.

Прогрессу в изобразительных искусствах способствовало открытие в 1757 году Императорской Академии художеств, первого учебного заведения России, где готовили художников, скульпторов, архитекторов, граверов. Учебный курс длился 9 лет, после которого лучших выпускников отправляли за казенный счет за границу, чаще в Италию на стажировку на срок от 3 до 6 лет. В Академии было Воспитательное училище, куда принимались мальчики в 5-6 лет. Там их учили грамоте, они рисовали орнаменты, копировали изображения.

Беднейшие студенты порой получали возможность учиться бесплатно за казенный счет. Среди учеников Академии были люди разных сословий, учились даже крепостные с разрешения их господ. До 1861 года значительная часть крестьян полностью зависела от помещика и должна была на него бесплатно работать. Из этой среды выйдет немало талантливых людей. Один из них — Василий Андреевич Тропинин.

Тропинин Василий Андреевич (1776 — 1857).

Он родился крепостным крестьянином, а свободу получил в 47 лет, уже будучи самым популярным московским художником. Его хозяин граф Морков не торопился давать ему вольную, хотя многие известные люди хлопотали за Тропинин. Рисовал Василий с детства, забавляя хозяйских детей, хотя взрослые никакого толку от этих способностей мальчика не видели. Правда, в 90-е годы граф отправил его в Петербург учиться на кондитера, и Тропинин умудрялся в свободное время ходить в Академию художеств, где изучал анатомию и копировал гравюры. Интересно, что не Морков, а его двоюродный брат, узнав о способностях молодого человека дал денег, чтоб тот мог учиться. Работы Тропинина на выставках высоко оценивали, но граф вызвал крепостного в свое поместье, чтоб тот выполнял обязанности кондитера и лакея. Правда, среди его дел живопись занимает все больше места: он расписывает церковь, начинает писать портреты.  В 1808 году Тропинин женился на вольной девушке, но по закону она тоже стала крепостной. В 1809 году у них родился сын Арсений. Даже когда отец его получит вольную, сын еще несколько лет будет оставаться в собственности графа.

Когда после войны 1812 года Морковы переехали в Москву, Тропинин стал очень популярным портретистом, вот некоторые его работы: историк,создатель «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин, актер В. Каратыгин, писал он и графов Морковых. Тогда особенно ценились парадные портреты, Тропинин их написал немало. Кстати, когда в 1824 году художник получил вольную и обратился в Академию художеств, чтоб ему присудили звание художника, и получил его именно за парадный портрет гравера К. А. Леберехта.

Но его подлинным призванием было создание «домашних» портретов, где герои сидят в непринужденных позах, просто одетые. Тропинин не зря пришелся по душе москвичам, потому что в противоположность официальной холодной столице жители Москвы ценили душевную теплоту и свободу. Надо сказать, человек непростой судьбы, Тропинин не обижался на нее, и, по общему мнению, был очень добрым и мягким.

Его московский дом на Ленивке стал местом, где собирались самые талантливые люди Москвы. Порой, не застав хозяина дома, они писали свои фамилии на дверях (у Тропинина не было лакея, который бы принимал визитные карточки). Чаще других там была фамилия Брюллова, пока он жил в Москве.

Ученики, которым он преподавал в Училище живописи и ваяния, его очень любили и вспоминали о нем так: » Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей». Эта доброта душевное тепло ощущается и в его картинах.

Тропинин В.А.Картины с названиями

Тропинин написал самый известный портрет А. С. Пушкина. Сергей Соболевский, заказывая художнику портрет поэта особо настаивал, что хочет видеть своего друга на нем таким, «как он бывал чаще, не приглаженным и припомаженным». Современники отмечали поразительное сходство с оригиналом. Среди самых известных его работ — «Кружевница». Художник не раз будет рисовать крепостных- девушек-рукодельниц: золотошвеек, вышивальщиц, кружевниц, среди которых, были отличные мастерицы. А «Гитарист» — это тот самый родственник хозяина Тропинина, музыкант-виртуоз В. И. Морков, который, заметив в юноше талант, оплатил его учебу в Академии. Портрет сына Арсения кисти Тропинина давно считается одним из лучших детских портретов в русской живописи.

 Карл Павлович Брюллов (1799 — 1852)

Настоящая его фамилия была Брюлло, его предки покинули Францию еще во время религиозных войн XVII века и прижились в России. Семья эта дала России немало талантливых людей, но, конечно, «великий Карл» был самым ярким. Его художественным развитием занимался отец, академик орнаментальной скульптуры, строго наказывая мальчика за небрежность в работе. Хорошая домашняя подготовка позволила Карлу без экзаменов поступить в 10 лет в Академию и стать ее лучшим учеником. Получив за выпускную работу Большую золотую медаль, Брюллов (такая фамилия стояла теперь в его заграничном паспорте) в 1822 году отправился в Рим, где жил 12 лет. Он с увлечением писал черноглазых итальянок, эти работы принесли ему известность и в Риме, и в России, говорят, его «Итальянское утро» подарили императрице, в пару к ней он написал еще «Итальянский полдень».

В это время от познакомился с русской богачкой и аристократкой Юлией Самойловой. Между ними возник роман, который потом перешел в долгую дружбу. Оба они были яркими,   темпераментными, Юлия вполне соответствовала тому женскому типу, который уже узнавали поклонники Брюллова. Как писал Гоголь: «женщина его блещет, но она не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, – она женщина страстная, сверкающая, южная, итальянская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты» По заказу Самойловой Брюллов написал «Всадницу», где изобразил двух падчериц графини. Картину очень высоко оценили итальянцы, сказав, что давно не видели «конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством».  Картина украшала гостиную Самойловой, а когда незадолго до смерти она разорилась, «Всадницу» выставили на аукцион, а в 1893 году была куплена Третьяковым для его галереи. Напишет позднее Брюллов и несколько портретов и самой графини. Самый знаменитый — «Портрет Графини Юлии Павловны Самойловой», уходящей с придворного маскарада.  Одна из первых петербургских красавиц была своевольна и не терпела условностей большого света. На картине она оставляет за спиной светское общество, предпочитая ему свободную жизнь. Кстати, именно ради свободы они покинула Россию и поселилась в Италии.

Брюллов К Женские образы

Но Общество поощрения русских художников, которое финансировало пребывание Брюллова в Италии ожидало от него большой исторической картины и было недовольно, что художник растрачивает себя по мелочам. Впрочем, скоро Брюллов сам увлекся исторической темой. Богач, владелец уральских заводов Анатолий Демидов пригласил его на раскопки города Помпеи, который погиб во время извержения Везувия в 79 году н. э. В это время многие ездили в окрестности Неаполя, чтоб посмотреть на этот город, похороненный под лавой и пеплом и таким образом сохранившийся с античных времен. Брюллов бывал там еще несколько раз. Ему захотелось написать картину о трагедии Помпей, а Демидов пообещал купить картину, если он ее напишет. В общей сложности, над картиной Брюллов работал 6 лет (начал в 1827, закончил в 1833). Художник взялся за создание картины с таким увлечением, что работал порой до полного изнеможения. Сначала он прочел все, что можно было найти об этой трагедии. Потом долго готовил холст.

На картине нет одного главного героя. Это многоликая человеческая трагедия: дети, которые пытаются спасти старика-отца, юноша (в правом нижнем углу), пытается уговорить мать бежать с ним. Считается, что это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту. В левом верхнем углу изображен человек с кистями и красками на голове. Художник, которые смотрит и запоминает. Это автопортрет самого Брюллова. Несколько женщин на картине писались явно с Юлии Самойловой.

Брюллов К. Последни

Картина имела огромный успех и в Риме, и в Милане, и в Париже, где она получила Золотую медаль. Владелец картины Демидов подарил ее царю. Когда в  1835 году Брюллов вернулся в Россию, его ждал восторженный прием. Пушкин в стихах передал впечатление о картине:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Чтоб увидеть «Последний день Помпеи» люди стояли в очереди, но звания профессора за нее художнику  так и не дали. Вообще с официальной Россией у вольнолюбивого художника отношения не складывались. И хотя царь явно хотел, чтоб «великий Карл» написал его портрет художник от этой чести уклонялся. Зато за 14 лет, что он проживет на родине, Брюллов создаст портретную галерею замечательных русских деятелей культуры: поэта и прозаика А. К. Толстого, баснописца И. А. Крылова, поэта В. А. Жуковского.

Портреты К. Брюллова

У этого портрета интересная судьба. Жуковский попросил Брюллова написать его портрет, чтоб разыграть его на придворной лотерее, а на вырученные деньги выкупить из крепостничества украинского поэта Тараса Шевченко. Действительно, собранных 2500 тысяч рублей хватило для освобождения поэта и художника. Шевченко потом стал любимым учеником Брюллова.

С Елизаветой Павловной Салтыковой Брюллов познакомился в Риме, куда она приехала, потрясенная недавней смертью мужа. Художник написал ее среди роскошной обстановки, но в первую очередь нам бросается в глаза не павлиньи перья или экзотический мех, а тонкое печальное лицо женщины.

Аврора Демидова славилась своей удивительной красотой и добротой. Это, по легенде, в ее честь назвали знаменитый крейсер, давший сигнал к штурму Зимнего дворца. Павел Демидов, один из самых богатых и просвещенных людей в России,  заказал вскоре после свадьбы портрет своей жены Авроры. На автопортрете 1849 года Брюллов выглядит усталым и опустошенным. А тут еще, расписывая плафон Исаакиевского собора, он заболел, надышавшись мраморной пылью в сыром недостроенном здании. По настоянию врачей он уехала сначала на Мадейру, потом в Италию, где умер в 1852 году.

Александр Андреевич Иванов (1806  — 1858).

Александр Иванов, как и Брюллов был сыном художника. Андрей Иванович Иванов был профессором исторического класса, мечтал, что сын продолжит его дело. Получив дома отличную подготовку, мальчик легко поступил в 11 лет в Академию, где учился 10 лет. Отец и в Академии был преподавателем сына, и кое-кто подозревал даже, что профессор выполнял за студента часть работы. Поэтому, хотя выпускную работу Александр написал блестяще и получил большую Золотую медаль, прежде, чем отправить его в Италию, ему предложили сделать еще одну картину. Очевидно, после этого Общество поощрения художников поверило Иванову, и в 1830 году он отправился в Италию, предварительно посетив музеи Германии.

Приехав в Рим, Иванов начал напряженно работать. Обычно в первые годы молодые художники знакомились с картинами великих мастеров, копировали их, и лишь потом брались за свои картины. Иванов копировал Микеланджело в Сикстинской капелле, но одновременно начал осуществлять собственные идеи. В первые три года, кроме набросков, он работал над картиной «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», которую не закончил.  Следующая его работа «Явление Христа Марии Магдалине» так понравилась в России, что ему за нее дали звание академика и продлили пребывание в Риме еще на 3 года. Известно, что после воскресения Христа первой его увидела самая преданная его последовательница — Мария Магдалина. Но когда она бросилась к нему, Христос сделал предостерегающий жест: «Не прикасайся ко мне», давая понять, что теперь уже невозможны физические контакты между ним и людьми. Виттория Марини была хозяйкой квартиры, где они с братом жили в Риме. Очень необычная работа для XIX века. Скорее, ее мог бы написать художник XX века, передавая лишь обобщенный женский образ. Иванов считал, что задача современного живописца вдохновение заключать «в строгие математические формы».

image

По свидетельству современников, Иванов вставал в 5 утра и работал с перерывами до вечера. Жил очень скромно, потому что принципиально не писал картин на заказ, так что небольшая пенсия, которую он получал из России была единственным источником его существования. Большое влияние на него оказала дружба с Гоголем, который тоже жил в Риме. Они познакомились в 1837 году. Это Гоголь советовал ему: «Спокойствия духа между тем никак не теряйте, на то, что получают большие деньги другие, никак не глядите. Помните, что нельзя работать богу и мамоне вместе. Вы сами избрали трудную дорогу себе, стало быть, должны уметь и крепиться на ней».

Гоголь нередко будет материально помогать художнику, а еще они много разговаривали о высоком назначении искусства, и Гоголю нравилось, как внимательно слушал его молодой художник. Как раз в Италии писатель работал над «Мертвыми душами», книгой, которая, как он мечтал, могла изменить жизнь России. Иванову была близка мечта писателя о великой роли искусства в духовном преображении людей. В 1836 году он начал работать над главной картиной своей жизни — «Явление Христа народу».

Явление Христа народу

Художник будет писать картину больше 20 лет с 1836 по 1857 годы, бесконечно переделывать, искать все новые лица. Для картины написано более 400 этюдов, портретов. Порой его пейзажные зарисовки опережают свое время, предвосхищая импрессионистов.

Сначала Христос был у него на первом плане, как обычно и бывает. Но потом художнику стало интересно, как его появление действует на людей.  Мы видим Спасителя вдали на пригорке. В центре Иоанн Креститель, неистовый пророк, который уже несколько лет предсказывал явление Мессии и призывал людей очиститься от грехов, готовясь к его пришествию. Чтобы люди могли смыть как духовную, так и телесную грязь, он погружал их в воды реки Иордан.  На картине среди ожидающих крещения и богатые люди, и бедняки и даже рабы. Только что Иоанн сказал, указывая на фигуру, видную на холме, что это тот самый Мессия, Спаситель, о котором он давно говорит. Вся гамма человеческих чувств отразилась на лицах людей, собравшихся вокруг него.

Художник считал наиважнейшими в истории людей строки из Евангелия, где рассказывается, как Христос крестился в реке Иордан, и в этот момент на него сошел Святой Дух. Он объяснял, что в этот момент люди находились «на перепутье из физических сил в духовные». То есть человечество, чей собирательный образ дан на картине, готовится перейти в иное качество, усваивая истины, которые принес Христос. Художник надеялся, что его картина сможет «духовно преобразить не только искусство, но и само общество».

Он мечтал, что «Явление Христа народу» однажды станет частью внутреннего убранства храма Христа Спасителя, который в тот момент строился в Москве. Но потом узнал, что заказ передали другому. Последние годы за границей он жил в большой нужде, одолевали болезни. В 1858 году Иванов вернулся в Россию. Но настали другие времена, требовались острые социальные сюжеты, религиозные идеи, тема нравственного усовершенствования не волновала общество. Картину почти не заметили, а автор вскоре умер от холеры. «Явление Христа народу» купил все же царь Александр II, а с 1920 года полотно находится в Третьяковской галерее, где для него специально пристроили павильон.

Павел Андреевич Федотов (1815 — 1852)

Сын героя Русско-турецкой войны, пожалованного за героизм офицерским чином, Павел Федотов имел все шансы стать отличным офицером, а, может, и генералом. В 11 лет он поступил в Московский кадетский корпус, и, хотя не имел домашней подготовки, к концу первого года учебы стал лучшим учеником, и оставался им до конца учебы. У него было много трудолюбия и блестящая память: «Если на экзамене или при повторении уроков мне случалось запамятовать, ту или другую подробность, одну или две фразы, мне стоило закрыть глаза на минуту — и все забытое, будто откуда-то выпрыгнув, являлось предо мною, как написанное на бумаге».  Кроме успехов в учебе, музыкальных способностей, он славился тем, что делал очень похожие карандашные портреты учителей и товарищей. В 1833 году после окончания кадетского корпуса он был распределен в гвардейский полк в Петербург. Столичная жизнь не отвлекла его от любимого увлечения. Федотов не расставался с карандашом, зарисовывал виды из окна, потом сделал портрет одного-другого товарища, и скоро не было отбоя от желающих получить свой портрет, потому что получалось очень похоже.

В 1834 году Федотов поступил на вечерние рисовальные курсы при Академии художеств. Усердно рисовал гипсовые головы, никогда не пропускал занятий. А еще он писал акварели, где изображал события из жизни полка. Одну такую работы он показал шефу полка, брату царя Михаилу Павловичу. Тому работа очень понравилась, он подарил художнику перстень с бриллиантом и потом уже не терял его из вида.

В 1839 году Павел Федотов начал новую картину — «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара». Когда он показал ее Великому князю Михаилу Павловичу, тот не только выделил ему денег на краски, но и пообещал показать картину царю. Тому работа тоже понравилась, и он сказал, что, если художник надумает выйти в отставку, чтоб заняться живописью, он назначит ему пенсию. Федотов долго не решался закончить военную карьеру, продолжая сочетать военную службу с живописью, но в 1844 году вышел в отставку, получив от царя 100 рублей серебром в месяц. Часть этой суммы он отсылал родными Москву, поэтому жил очень скромно, но, увлеченный живописью, по этому поводу не огорчался. Поначалу он продолжал писать работы на военную тему. Но в его фотографической памяти стали всплывать сценки из повседневной жизни, которые он помнил еще со времен московского детства. Бытовой жанр в русской живописи еще не существовал. Федотов станет первым. Кстати, благословил его на написание бытовых картин и И. А. Крылов.  В 1847 году он написал свою первую картину о современной жизни «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест». Смешная и грустная картина. Небогатый чиновник получил орден (то есть стал кавалером) и вечера с друзьями шумно отметил это событие. Федотов подробно изобразил следы пирушки. А сегодня виновник торжества предстал перед служанкой в старом халате, к которому прикреплен орден. Он с гордостью на него указывает женщине, которая в ответ демонстрирует ему старый сапог, который давно пора сменить. Забавная сценка, по которой легко сочинить рассказ. Но и грустная: как ничтожна жизнь этого человека, как мало в ней радости! И сколько было по России таких людей! В 1842 году Гоголь написал об этих бедных забитых существах повесть «Шинель».

image

В 1848 году Федотов написал «Завтрак аристократа». Опять грустный и смешной маленький человек, который хочет казаться не тем, кто он есть. Рассказывает всем, наверное, что он богач, пудель у него у лучшего мастера подстрижен. А сам завтракает черным хлебом и куском мяса. Поэтому, когда собака залаяла, услышав стук незваного гостя, он быстро прикрывает бумагой свой скромный завтрак.

Во время своей учебы на курсах в Академии Федотов не раз обращался за советом к Брюллову. И когда он сделал эскиз картины «Сватовство майора», то показал картину мастеру, и тот не только одобрил его, но и добился в Академии пособия художнику. Федотов тщательно изучал натуру. Заходил в купеческие дома, чтоб посмотреть, как они обставлены, а потом зарисовать по памяти. «Сватовство майора» было закончено в 1848 году, художник получил за него звание академика. Картина имела большой успех. Кстати, автор стоял рядом и комментировал ее стихами собственного сочинения.

image

Но успех картин имел и обратную сторону. Насторожилась цензура. Вдруг оказалось, что «Сватовство майора» обижает  офицеров, а «Свежий кавалер» — чиновников. Поэтому делать гравюры с них, как хотел Федотов, нельзя. А у него были проблемы: отец болел, сестра овдовела. Это именно ее он написал на печальной картине «Вдовушка».

image

Мы видим, что он не только мастер бытовой сатиры, но и тонкий лирик. Эти же качества видны на его портрете Надежды Жданович, сестры его товарища, написанную в 1850 году. Надежда Петровна хранила его рисунки, письма и картину, а в 1912 году, незадолго до смерти передала все это Русскому музею.

Усиленные занятия, бедность, невозможность помочь родным, столкновение с официальной государственной машиной надломили его здоровье. У Федотова стала развиваться мания преследования. Друзья поместили его в лечебницу для душевнобольных, где он умер 26 ноября 1852 года, в возрасте 37 лет.

Вопросы контрольной.

      1. Назовите несколько имен писателей, скульпторов, архитекторов начала 19 века.
      2. В 1757 году открылась…
      3. Лучшие ученики Академии за казенный счет ехали в…
      4. Тропинин по происхождению был…
      5. Свободу он получил, когда ему было…
      6. Граф Морков отправил Тропинина в Петербург, чтобы тот учился на…
      7. В свободное время Тропинин в Петербурге посещал…
      8. В Москве говорили, что Тропинину особенно удаются … портреты (какие?)
      9. Портреты каких известных современников написал Тропинин?
      10. На картине «Гитарист» Тропинин изобразил…
      11. После окончания Академии Брюллова отправили в… где он жил… лет
      12. В первые годы пребывания в Риме он написал картины…
      13. С 1827 по 1833 годы Брюллов работал над картиной…
      14. Назовите 2-3 портрета, созданных Брюлловым
      15. За эту картину А. Иванову дали звание академика
      16. В Риме Иванов подружился с…
      17. Сколько лет он писал «Явление Христа народу»?
      18. Кто такой Иоанн Креститель?
      19. «Явление Христа народу» сегодня находится в…
      20. Кем был по профессии Федотов?
      21. В 1844 году он…
      22. Сначала Федотов писал картины из жизни военных, а на написание бытовых картин его благословил…
      23. За эту картину Федотов получил звание академика.
      24. Назовите картину и ее автора.

Контрольная русское искусство

«Сватовство майора» — картина известного русского художника Павла Андреевича Федотова (Pavel Andreevich Fedotov) отражает довольно распространенную тенденцию в России XIX века: немолодой холостяк, желающий поправить свое материальное положение, женится на купеческой дочери. Художник показал не само сватовство, а предшествующие ему минуты. Композиция напоминает театральную постановку с последовательно развивающимся действием от бравой фигуры майора к главным героям произведения (дочь и мать). Данной композиционной схемой автор подчеркивал неискренность и лживый блеск происходящего. Взаимосвязь персонажей прослеживается в их жестах и позах. В результате создается определенная динамика по направлению слева направо. У входа в комнату стоит уверенный в себе щеголь в парадном офицерском мундире. Сваха, переступившая порог, с лукавой насмешливостью сообщает главе семейства о том, что жених явился. Люди, присутствующие в помещении, по-разному реагируют на слова свахи: пожилой бородатый батюшка-купец торопится выйти навстречу майору; молодая кокетка в пышном платье пытается выскользнуть из комнаты, но мать хватает ее за подол; на них пристально смотрит кухарка, выставляя на стол закуски; позади нее перешептываются домочадцы. И только пятнистая кошка на переднем плане остается безразличной к хозяйской жизни. На холсте выхвачено всего одно мгновение из серии сменяющих друг друга событий, но, глядя на картину, легко можно догадаться, что случится в следующий момент. Мастерски передает гений воздушность тканей наряда девушки, ее ожерелье из жемчуга, складки шелкового платья матери. Невесомые цветовые сочетания, едва заметные переходы от одной тональности в другую объединяют героинь. Особое внимание живописец уделил окружающей обстановке. Интерьер помещения демонстрирует претензии владельцев на «приличное общество». Но зритель замечает, что повсюду доминирует купеческий вкус: неуклюже сидящий сюртук на хозяине дома, по-крестьянски завязанный платок на голове его супруги, наигранные движения дочери. Предметы окружающей обстановки выдают пристрастия их обладателей — поднос с бокалами на тонких ножках помещен на стул, стену наряду с модными картинами украшает портрет митрополита московского Филарета, дорогая многоярусная люстра подвешена к расписному потолку. Автор акцентирует внимание на купеческом образе жизни, на его простом, но основательном быте. Несмотря на комедийность ситуации, картина передает теплую семейную атмосферу. Все действующие лица всего лишь заложники сложившихся обстоятельств. Живописец посмеивается над ними без злости и гнева, а с добросердечной иронией. Веселая сцена осуждает женитьбу по расчету и призывает к переустройству общественного уклада.

Павел Федотов. Картина «Сватовство майора», 1848

  • Название картины: «Сватовство майора».
  • Автор: Павел Андреевич Федотов (1815-1852).
  • Год написания: 1848 г.
  • Размер: 58,3 х 75,4 см.
  • Стиль: Реализм.
  • Жанр: Бытовой.
  • Техника: Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Павел Андреевич Федотов — родоначальник жанровой живописи XIX века. Мастер славился сатирическими произведениями. Ему удалось высмеять и непоколебимые стереотипы, пороки общества с утонченным психологизмом и романтическим мироощущением. Сюжеты своих творений художник брал из настоящей жизни, замечая и изображая все мельчайшие нюансы характеров и обстановки с невероятной точностью. Искусствоведы определяли его стиль не просто как разновидность бытовой живописи, а как критический романтизм или комический реализм.

Изначально шедевр назывался «Женитьба майора». Он экспонировался в Петербурге в 1849 году на ежегодной выставке Академии художеств. Поясняя картину, Федотов самолично читал стихотворное произведение собственного сочинения — знаменитую «Рацею». Шутливый балаганный текст в авторском исполнении вызывал улыбку у публики.

Существует легенда, что однажды Павла Андреевича посетил майор в отставке, который буквально со слезами на глазах выразил благодарность живописцу за то, как он точно передал личную семейную историю офицера. Семейная жизнь майора удалась и, конечно же, иронии картины он не понял.

Работа дошла до наших дней в двух версиях. В 1851 году мастер создал авторскую копию своего произведения, в котором уже не ограничивал себя сатирическими задачами, но стремился к созданию положительных русских образов. Второй вариант хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, крупнейшем собрании российского искусства в мире.

Павел Федотов. Картина «Сватовство майора», 1851

Картина «Сватовство майора» Павла Андреевича Федотова интересна не только как иллюстрация нравов прошлого. Она является своеобразной энциклопедией жизни среднего класса. Работа достоверно отражает человеческие пороки и актуальна для настоящего времени. Ведь настойчивое стремление любыми путями попасть в высшее общество характерно для некоторых людей и сейчас.

  • Сочинение по картине шишкина на севере диком 9 класс по стихотворению лермонтова сосна экскурсия
  • Сочинение по картинкам церковь покрова на нерли и храм покрова на нерли
  • Сочинение по картине петр 1 допрашивает царевича алексея петровича в петергофе
  • Сочинение по картине подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича
  • Сочинение по картине речка свинка близ алексина 1900