Министерство культуры Российской Федерации
Государственная Третьяковская галерея
П.А. Федотов. Сватовство майора. 1848
Холст, масло. Фрагмент
Государственная Третьяковская галерея
Павел Федотов. Театр жизни.
К 200-летию со дня рождения
Пресс-конференция состоится 24 февраля в 16.00
Выставка открыта с 25 февраля по 14 июня 2015 года
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12
Кураторы: С.С. Степанова, А.З. Антонова
Коллекции-участники: Третьяковская галерея, Русский музей, Исторический музей, Ивановский областной художественный музей
Экспонируемые работы: Около 40 живописных и 130 графических произведений
Издания к выставке: Альбом-каталог, альбом из серии «Художник в Третьяковской галерее»
П.А. Федотов. Завтрак аристократа. 1849–1850
Холст, масло. 51 x 42
Государственная Третьяковская галерея
Павел Андреевич Федотов (1815–1852) – живописец и рисовальщик, один из наиболее любимых русских художников, автор хрестоматийно известных картин. Федотова называли «русским Хогартом» и «Гоголем в красках». Он изображал «человеческую комедию» русского общества 1840-х годов в широком разнообразии «типов» и «положений». Задача крупнейшей выставки сезона в Третьяковской галерее – дать наиболее полное представление о наследии Федотова и познакомить зрителя с его личностью и судьбой.
1830–1840-е годы – время творческого становления художника. Оно пришлось на период, когда русское искусство обратилось к широкой демократической аудитории, когда в обществе возрастал интерес к бытовому жанру и все большую активность демонстрировала сатирическая журнальная графика. Федотов видел себя продолжателем традиции нравоописательного искусства англичан У. Хогарта и Д. Уилки, французских рисовальщиков П. Гаварни и Ж. Гранвиля. В характере изображения деталей и тонкости живописной отделки художник ориентировался на малых голландцев.
Третьяковская галерея хранит наиболее значимые, ключевые произведения Федотова. В свое время П.М. Третьякову удалось приобрести уникальную серию сепий с развернутыми сюжетными сценами, один из вариантов картины «Вдовушка», а также ряд рисунков. Впоследствии в собрание галереи вошли произведения из коллекций К.Т. Солдатёнкова, Ф.И. Прянишникова и других. Если живописные полотна художника (такие, как «Сватовство майора» или «Завтрак аристократа») украшают постоянную экспозицию музея, то графические работы экспонируются очень редко.
Знакомство с выставкой начинается с раздела, посвященного московским корням Федотова. Здесь представлены немногочисленные портреты его родных и акварели с видами Москвы. Впервые на выставке демонстрируется цикл рисунков из собрания Государственного Русского музея, в юмористическом тоне повествующий о рождении «гениального живописца» – так их автор иронизировал над своей судьбой, не предвещавшей художественного поприща. Десять лет жизни Федотова было отдано военной службе – окончив с отличием Московский кадетский корпус, куда его десятилетнего определил отец, он поступил в привилегированный лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге. Время от времени Федотов посещал вечерние Рисовальные классы Императорской Академии художеств и вскоре стал знаменит в своем кругу как полковой художник, рисовавший лучше всех сослуживцев. Оставив в 1844 году службу, Федотов посвятил себя искусству, в котором он видел средство преподавания обществу нравственных уроков.
В центральном разделе выставки представлены главные жанровые произведения Федотова: серия сепий, четыре картины и сюжетные акварели «нравственно-критического рода». Они привнесли в русскую живопись бытовой жанр с острой фабулой, развитой драматургией. Пространство картин построено по театральным законам, действия героев «отрежессированы». Архитектура экспозиции акцентирует этот характер федотовских композиций: действие картин «„Свежий кавалер“. Утро чиновника, получившего первый крестик», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора» и «Завтрак аристократа» протекает в единой зоне, напоминающей сценическую «коробку».
Знаменитое произведение «Вдовушка» обозначило поворот в творчестве художника от сюжетной занимательности к передаче внутреннего состояния и настроения персонажей. Его замысел был подсказан частной житейской историей – вдовством сестры Федотова. Однако работа над полотном обернулась поиском новой образности, метафорического, а не повествовательного решения темы. В экспозиции представлены три варианта картины, в которых художник варьирует колорит, меняет типаж героини и отдельные детали, уходит от жанрового характера сцены, создает грустную элегию.
Поздние работы художника свидетельствуют о нарастающем беспокойстве и болезненности его душевного состояния, приведшей к ранней кончине. В этих произведениях художник отказывается от развитого действия, живопись психологизируется, передает тревогу и смятение. Так, в рисунках к полотну «Игроки» заметно меняется характер линии и штриха. В живописи картины «Анкор, еще анкор!» акцентируется роль светотени и цвета. Упрощаются контуры, лаконичнее становятся формы, лихорадочней штриховка и работа кистью, художественный образ рождается из цветовой экспрессии и тревожной атмосферы, пронизывающей полотно.
В отдельной части экспозиции представлены портреты кисти Федотова, считающиеся кульминацией в развитии русского интимного портрета. В них автор ставил своей целью запечатлеть искренний, откровенный камерный образ.
Монографическая выставка демонстрирует многообразие творческих интересов Федотова и тем самым позволяет зрителям понять, что его искусство выходит далеко за границы иронии, сатиры и критического реализма.
www.tretyakovgallery.ru
«Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки» — картина русского художника Павла Федотова (1815—1852), датированная 1846 годом. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
История
До 1845 года в Российской империи награждение чиновника любым орденом давало потомственное дворянство, а значит, намного повышало социальный статус и было для многих предметом вожделения. Чтобы ограничить расширение высшего сословия, правительство с июля 1845 года даже прекратило награждение низшими степенями ордена св. Станислава.
Первой работой Федотова на сюжет о бедном чиновнике, хвастающемся перед кухаркой своим первым орденом, был рисунок сепией, созданный ещё в 1844 г. в серии критических бытовых сцен. Рисунки увидел И. А. Крылов, который в письме к Федотову посоветовал ему развиваться дальше в этом направлении. Тогда начинающий художник решил превратить зарисовку об утре чиновника в свою первую полноценную сюжетную картину со сложной композицией. Работа шла тяжело. «Это мой первый птенчик, которого я „нянчил“ разными поправками около девяти месяцев», — записал Федотов в дневнике. Готовую картину вместе со своей второй работой («Разборчивой невестой», написанной в конце 1847 г.) он представил в мае 1848 г. на суд Академии художеств, где они получили официальное одобрение, а также высокую оценку Карла Брюллова. В следующем году обе картины были представлены публике на годичной выставке Академии и произвели настоящую сенсацию как в академической среде, так и среди столичной публики.
Следующая выставка, организованная в апреле 1850 года Московским училищем живописи и ваяния, вместе со славой принесла внимание цензуры, особенно суровой после событий 1848 года: было запрещено снятие литографий со «Свежего кавалера» из-за непочтительного изображения ордена, а убрать орден с картины без разрушения её сюжета было невозможно. В письме цензору М. Н. Мусину-Пушкину Федотов писал:
…там, где постоянно скудость и лишения, там выражение радости награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь. […] звезды носят на халатах, и это только знак, что дорожат ими
Однако в просьбе разрешить распространение картины «в настоящем виде» было отказано. Это стало одной из причин впадания Федотова в нужду.
В 1850 году картина экспонировалась в Москве, в галерее графа Ростопчина и в залах МУЖВ. После этого Федотов, обременённый долгами и необходимостью помогать семье, был вынужден продать её коллекционеру тайному советнику Ф. И. Прянишникову, который первоначально предлагал тысячу рублей, но теперь снизил цену до пятисот. В 1867 году, со смертью Прянишникова, «Свежий кавалер» был передан в Румянцевский музей, а в 1925 — в Третьяковскую галерею.
Описание
Авторское описание картины выглядит так:
Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить.
На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.
Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь.
Бедный чиновник, получив младшую из наград Российской империи — орден св. Станислава 3-й степени — вечером устроил у себя в комнате пирушку. Его сожительство с кухаркой и её беременность ограничивает доступное ему общество низшими слоями населения: его уснувший под столом гость, который почти скрыт в тени и на первый взгляд даже незаметен — «тоже кавалер», отставной солдат с двумя Георгиевскими крестиками на груди. Приняв гордую позу, откинув голову и выпятив нижнюю губу, чиновник указывает кухарке на свой орден; кухарка улыбается и, в одной руке неся мельницу с кофе, другой показывает его прохудившиеся сапоги.
Тесная комнатка заставлена разномастной мебелью. На укрытом скатертью столике стоят в беспорядке бутылки, тарелки, на газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» лежит кусок колбасы. Рядом зеркальце, бритвенные принадлежности и щипцы для завивки волос. Под столиком спит собака, а на стуле напротив потягивается, царапая обивку, беспородная кошка; к потолку подвешена птичья клетка. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит мундирный фрак (самый простой и дешёвый из видов форменной одежды) со значком «За 15 лет беспорочной службы». Под стулом лежит раскрытый томик Ф. Булгарина (предположение, что это роман «Иван Выжигин», «первый русский бестселлер», ставится под сомнение). На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать, разгадывая таким образом смысл происходящего.
Восприятие и критика
Почтовая марка СССР № 4592, 1976 г.
С самой середины XIX века сложилась традиция воспринимать картину как социально-критическую, обличающую пороки общества, воплощённые в главном герое. Так, известный русский критик В. В. Стасов в 1882 году писал об изображённом чиновнике: «Перед нами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем более не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите — и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет».
Ленинградский искусствовед Э. Д. Кузнецов, указывая, что автор не только изобразил бедную обстановку, но и сам характеризовал своего героя как честного труженика, всё же считает его стремящимся самоутвердиться за счёт прислуги. В то же время В. А. Солоухин замечает, что поведение чиновника вкупе с гитарой и следами попойки «говорит скорее о его весёлом, общительном нраве», а реакция кухарки — о том, что между ними «скорее панибратство и фамильярность, нежели острая идейная борьба». В. Б. Шкловский в своей беллетризованной биографии Федотова отметил, что герой картины — «человек красивый и способный к развитию; не он сам, а действия его смешны». Художник и критик Александр Бенуа хотя и писал, что в картинах Федотова «есть насмешка над очень мерзким и порицание очень позорного», одновременно отмечал, что тот глубоко сочувствует своим героям, делит их интересы и их сетования.
Отмечалась также пародийность картины по отношению к традициям академической живописи: герой, бедный чиновник, стоит посреди своей жалкой обстановки и беспорядка в позе античного героя, запахнув поношенный халат наподобие тоги и с папильотками в волосах вместо лаврового венка. По выражению Э. Д. Кузнецова, «в его [Федотова] первой картине русская живопись, смеясь, расставалась с академизмом».
В последнее время тема сексуальных домогательств у всех на слуху. Неприличные и навязчивые знаки внимания стали видеть кругом, даже в самых безобидных случаях. Давайте и мы попробуем рассмотреть сексуальные домогательства в картинах классиков живописи и провести аналогии со звездными скандалами.
Если наши с вами житейские дела становятся достоянием немногих, то истории из жизни публичных людей быстро перестают принадлежать только им. В истории, мифологии, а также на страницах Библии полно ситуаций, которые постоянно повторяются в жизни знаменитостей.
Рассматривая старинные полотна, мы можем найти сцены, которыми легко можно иллюстрировать похождения звезд Голливуда и других известных персон. Давайте насладимся шедеврами живописи и попробуем увидеть в них намеки на скандалы, потрясавшие прессу и интернет последние годы.
1. «Ничего не могу с собой поделать»
Аполлон и Дафна. Пьеро дель Поллайоло, 1470–1480 гг.
Эта картина выглядит как готовый мем, к которому нужно только добавить подходящую подпись. Однако ничего смешного в ней нет, так как она иллюстрирует трагическую историю ил «Метаморфоз» Овидия. В этой истории бог Аполлон добивался расположения нимфы Дафны, которая была не слишком заинтересована в близких отношениях.
Чтобы избежать назойливых ухаживаний бога, Дафна попросила своих родителей, которыми были богиня земли и бог рек, спасти ее. Старики или не так что-то поняли или неудачно провели воспитательный момент, но в итоге нимфа превратилась в лавровое дерево. Опечаленный Аполлон сделал лавр вечнозеленым, а венок из ветвей этого дерева – одним из своих символов.
У овидиевского Аполлона есть серьезное оправдание своей навязчивости – он почти болен. До истории с Дафной он повздорил с Эросом, который в отместку пронзил его любовной стрелой, внушив страсть к неприступной нимфе. Свои истории болезни готовы предъявить и участники самых громких скандалов с домогательствами – продюсер Харви Вайнштейн и актер Кевин Спейси. Знаменитости, после обвинений в неблаговидных поступках, отправились в клинику для сексуально озабоченных и считаются не распутниками, а глубоко нездоровыми людьми.
2. От дьяволицы так просто не уйдешь…
Искушение святого Антония. Иероним Босх, 1505—1506 гг.
Одно из важнейших произведений Босха как и большинство остальных его работ насыщено событиями. На правой створке триптиха художник изобразил дьяволицу, явившегося Антонию под видом нагой купальщицы. Исчадие Ада представилось святому царицей и приглашает в гости, предлагая интересную и полезную экскурсию.
Очевидно Антоний понимает, что дело попахивает соблазнением и просто делает вид, что ничего не случилось. Святой просто отвернулся от обнаженной девы и продолжает предаваться своим богоугодным размышлениям, проявляя недюжинную силу веры и демонстрируя крепкие нервы.
Сюжет правой створки напоминает историю Майкла Анелло – телохранителя поп-дивы Мэрайи Кери. Мужчина обвинил певицу в том, что она соблазняла его, представая перед ним в откровенных нарядах. В частности однажды Майкл был приглашен в номер отеля, чтобы забрать багаж и увидел перед собой Кери в прозрачном пеньюаре. Анелло хотел удалиться, но Мэрайя ему этого не разрешила, заставив собрать чемоданы в ее присутствии. Также бедняга утверждает, что получил моральную травму из-за того, что женщина занималась с мужчинами сексом в его присутствии.
3. А теперь — время душить гуся
Леда и лебедь. Микеланджело, около 1530 г.
Великий художник эпохи Возрождения изобразил супругу спартанского царя Леду, которой пытается овладеть Зевс, для конспирации превратившийся в красивую большую птицу. Этот популярный сюжет беспощадно эксплуатировался со времен античности до относительно недавнего времени художниками, скульпторами, театральными режиссерами и даже постановщиками порнографических фильмов.
Леда и лебедь. Леонардо да Винчи, около 1508 г.
Также свою версию предложил и Леонардо – она менее непристойная, все-таки рядом дети. Очевидно, что физически крепкая Леда отчаянно сопротивлялась, но художники изобразили момент, когда царица отчаялась отбиться от лебедя и уже готова отдаться.
Истории со знаменитостями, которые прикидывались милыми и безобидными, а затем шокировали своих жертв непристойным поведением, случались часто. Из последних примеров можно привести поведение режиссера Джеймса Тобака, который любил знакомиться с девушками на улице. Заинтересовав очередную юную прелестницу карьерой в кино, Тобак приглашал ее домой, где показывал свою истинную сущность, заставляя смотреть, как он мастурбирует.
4. «Пройдемьте в номера, чтобы выбрать лучшую»
Лукас Кранах Старший. Суд Париса, 1528 г.
На этой картине происходит своеобразный конкурс красоты. Перед основным виновником Троянской войны предстали три богини – Гера, Афродита и Афина, которым был необходим независимый эксперт. Богини делили яблоко с надписью «Прекраснейшей», подброшенное богиней раздора. Изначально назвать лучшую должен был Зевс, но он перепоручил эту работу сыну троянских правителей Приама и Гекубы.
Парис повел себя непорядочно и выбрал лучшей Афродиту, пообещавшую взятку. Богиня красоты предложила взамен любовь Елены Прекрасной, жены царя Спарты. Как мы видим, спартанские царицы в древности пользовались большим спросом. В итоге все закончилось нехорошо – кровопролитной Троянской войной
Здесь можно снова вспомнить Харви Вайнштейна, который звал в номер актрис, которым за ночь любви предлагал лучшие роли в своих фильмах и номинации на «Оскар». Конечно, Харви далеко не Елена Прекрасная, даже наоборот, но и Троянской войны не последовало.
5. Благочестивая против похотливого старца
Сусанна и старцы. Артемизия Джентилески, 1610 г.
Здесь представлен библейский сюжет с участием благочестивой Сусанны, жены Иоахима. Женщина принимала ванну на свежем воздухе, за чем наблюдали два пожилых извращенца. Старики так разошлись, что стали домогаться Сусанну, шантажируя ее тем, что заявят о наличии у нее любовника. Это было серьезным обвинением, так как за прелюбодеяние полагалась смерть.
Женщина не поддалась, ее оклеветали, но чудесное знамение юноше Даниилу спасло праведницу от жестокой расправы. Сусанну оправдали, старые вуайеристы были посрамлены, а очень кстати открывший в себе дар пророка молодой человек сделал себе карьеру.
Именно методом шантажа пресловутый Харви Вайнштейн добивался расположения модели Амбры Гуттьерес. «Не стоит рушить дружбу со мной из-за пяти минут,» – говорил продюсер девушке, намекая на возможные проблемы. И неприятности не заставили себя ждать – негодяй нанял людей, которые подбросили Амбре в кошелек наркотики. Именно Гуттьерес первая обвинила Харви в домогательствах.
6. Греческая любовь небесного цвета
Похищение Ганимеда. Питер Пауль Рубенс, 1636 г.
Зевс, пораженный красотой царевича Ганимеда, отправил на землю орла, чтобы тот похитил юношу и доставил его на Олимп. По другой версии, в птицу превратился сам Зевс, чтобы лично выкрасть молодого человека. В итоге бог подарил Ганимеду бессмертие и назначил на должность олимпийского виночерпия – во время застолий в чертогах громовержца юноша должен был разливать богам и героям нектар и амброзию по кубкам.
Кроме этого, вполне возможно, в его обязанности входило делить ложе с Зевсом. Этот момент до сих пор является спорным, но расположение колчана на картине ясно дает нам понять, что думал об этом сам шутник Рубенс. Впрочем, в Древней Греции в этом не видели ничего предосудительного.
Кевин Спейси, кстати, так и не понес наказания за совращение юношей, несмотря на то, что некоторым из них было всего по 14–15 лет. Вот такая вот античная терпимость к порокам знаменитостей была замечена в XXI столетии в стране, где наиболее строго осуждают совратителей несовершеннолетних.
7. И быстро распахнуть халат…
Свежий кавалер или утро чиновника, получившего первый крестик. Павел Федотов, 1846 г.
Мелкий чиновник всю ночь праздновал получение первого ордена, о чем говорят явные следы большого застолья. Утром, не совсем протрезвев, демонстрирует кухарке награду, прицепив ее к рваному халату. Девушка, в ответ, со смехом показывает новоиспеченному орденоносцу его дырявые сапоги.
Казалось бы, обычный сатирический сюжет, если бы не мелкие детали. Федотов, кроме таланта живописца обладавший также литературным даром, подписал картину так:
«Под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к проходящим. Талия кухарки не дает права хозяину иметь гостей лучшего тона. Где завелась дурная связь, там и в великий праздник — грязь».
Под кавалером, пристающим с паспортами, подразумевается квартальный надзиратель. Этим Федотов дает понять, что к типу, сделавшему ребенка своей кухарке, никто приличнее мелкой полицейской сошки в гости не придет.
Аналогия? Все тот же самый мерзкий тип Харви Вайнштейн. Продюсер приглашал на кастинг начинающих актрис к себе домой и выходил к ним в халате на голое тело. Именно так он и был увековечен в Голливуде – памятник домогательствам, установленный в честь череды секс-скандалов, изображает Харви в домашнем халате и тапочках. Называется композиция – «Кастинг на диване».
8. Пролиться золотым дождем
Даная. Густав Климт, 1907 г.
Очередная история из античных времен. Отцу Данаи оракулы предсказали, что он умрет от руки внука. Поэтому он спрятал свою дочь так, чтобы ни один мужчина не смог и близко к ней подойти. Но Зевс, который умел найти выход из любой ситуации, просто пролился на нее золотым дождем и та родила сына Персея.
Луи Си Кей
Среди голливудских знаменитостей немало находчивых парней. Джеймс Тобак, Луи Си Кей, Харви Вайнштейн – все эти ребята знали подход к дамам. К одной из их оригинальных находок относилось внезапное появление перед гостьями в распахнутом халате или с расстегнутой ширинкой. Кстати, Вайнштейн еще знаменит и тем, что как-то раз, в роскошном ресторане, при других посетителях, «пролился золотым дождем» в цветочный вазон.
9. Гениталии увидеть не хотите ли?
Автопортрет. Эгон Шиле, 1910 г.
Эгон Шиле – очень самобытный художник, оставивший наследие из множества отличных картин. Среди его работ много автопортретов, некоторые из которых очень эмоциональны, а иногда откровенно порнографичны. Да что там говорить – мастер сам не был святым. Шиле неоднократно уличали в приставаниям к натурщицам, а один раз даже обвинили в совращении несовершеннолетней.
В прошлом году в австрийской столице проходила выставка, посвященная столетию смерти Эгона Шиле и Густава Климта. Афиша на входе в выставочный зал в Вене была обработана цензурой и, приобретая билет на выставку, посетитель соглашался с тем, что готов увидеть не совсем обычные вещи категории 18+. Конечно же, несовершеннолетним вход на мероприятие был строго запрещен. Но большинство знаменитостей, ставших героями скандалов с домогательствами, совсем не интересовались, хотят ли видеть их гениталии дамы, приглашенные в гости под благовидным предлогом. Еще меньше их беспокоил возраст жертв.
10. А был ли мальчик?
Черный квадрат. Казимир Малевич, 1915 г.
Спустя сто лет после написания этой иконы супрематизма, эксперты нашли на ней еле заметную подпись, сделанную рукой художника: «Битва негров в темной пещере». Эта шутка говорит о том, что Малевич был хорошо знаком с творчеством карикатуриста Альфонса Алле, Этот художник еще в 1880‑х рисовал разноцветные фигуры, снабжая их подписями: «Сутенёры в расцвете сил, пьющие абсент, лёжа на животах в траве» – о зеленом прямоугольнике, или «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» – о красном.
Какая здесь связь с сексуальными домогательствами? Можно сказать прямая! Картина похожа на попытку найти домогательства там, где их не было. К сожалению, кроме реальных случаев сексуальных злоупотреблений, существует огромное количество надуманных, когда за приставания принимают комплимент, приглашение на кофе или рассказанный анекдот.
Источник: bigpicture.ru