Сочинение по картине дом пашкова

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 95. укм перспективамаленькие и большие секреты страны

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 95. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»

1. Назовите близкие по смыслу слова к слову Родина. Какие произведения о Родине вам запомнились?

Синонимы к слову Родина: Отчизна, Отечество, Родная земля, Отчий край.

Мне запомнились: 

К. Ушинский «Наше Отечество».

С. Романовский «Русь».

Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом».

А. Старостин «Куликовская битва».

А. Приставкин «Портрет отца».

2. О каких событиях в жизни страны рассказывается в произведениях, которые вы прочитали в разделе? Расскажите. Составьте летопись важных исторических событий. Какие другие события могли бы вы включить?

В произведениях этого раздела рассказывается об истории нашей Родины, о трудных для неё временах. О ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинской битве, Великой Отечественной войне.

Летопись важных исторических событий для 4 класса

  1. Ледовое побоище. 1242 год.
  2. Куликовская битва. 1380 год.
  3. Бородинское сражение. 1812 год.
  4. Великая Отечественная война. 1941-1945 года.

Я бы добавила в эту летопись Народное ополчение 1612 года, когда была освобождена Москва и Полтавскую битву 1709 года, когда были повержены шведы.

3. Рассмотрите репродукции картин. Как они называются? Кто художник? Что на них изображено?

В этом разделе я видела репродукции:

  1. А. Рылов «Пейзаж с рекой». На ней изображён уголок Родины.
  2. П. Корин «Александр Невский». изображён великий полководец.
  3. В. Серов «Ледовое побоище». Показан момент битвы.
  4. В. Серов «Въезд Александра Невского во Псков». Полководец въезжает в освобождённый город.
  5. И. Глазунов «Дмитрий Донской». Изображён московский князь Дмитрий.
  6. А. Кившенко «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». Показаны святой и полководец.
  7. А. Бубнов «Утро на Куликовом поле». Изображена русская рать.
  8. М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем». Схватка двух богатырей.
  9. А. Дейнека «Оборона Севастополя», Нарисован трагический момент обороны.
  10. Н. Бут «Защитники Бреста». Показан момент обороны крепости.
  11. В. Костецкий «Возвращение». Изображена встреча солдата дома.
  12. А. Лактионов «Письмо с фронта». Изображено чтение письма.

4. Какая картина вам больше всего понравилась? Составьте по ней рассказ и расскажите другу.

Мне больше всего понравилась картина А. Лактионова «Письмо с фронта»

Сочинение-описание по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» для 4 класса

Картина «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова является одной из лучших работ художника. На нём живописец изобразил очень простой и трогательный момент нашей недавней истории.

Идёт Великая Отечественная война. Большинство мужчин сражаются на фронтах. В тылу остались женщины, дети и раненые.

На картине изображён яркий солнечный день где-то далеко за линией фронтом. Безоблачное голубое небо говорит об отсутствии угрозы, о мирном течении жизни. Небольшая площадь провинциального городка пуста. Но на крыльце старого дома царит непривычное оживление.

Для семьи, проживающей в доме, день самый радостный. Они только что получили письмо с фронта от мужа, отца, сына. И они с радостью и нетерпением читают письмо.

На крыльце собрались все. Пожилая женщина с очками в руках хотела прочитать письмо сама, но мальчик вырвал его. Это письмо от его отца. Он громко и старательно читает письмо. Рядом стоит молодая женщина, мать, спиной к зрителям стоит девочка с косичками, младшая сестрёнка.

Пришёл разделить радость с соседями и раненый солдат. Он опирается на палочку и много курит. Ему досадно, что приходиться лечиться в тылу, пока его друзья сражаются с врагами за свободу родной земли.

Это очень яркое, красочное, но вместе с тем правдивое полотно. Художник не стремится приукрасить жизнь, он рисует то, что видит. Старые домики, сломанные доски пола, облупленные стены, простая, но чистая одежда героев. В те далёкие годы людям было не до удобств и комфорта. Они всеми силами помогали фронту, работали на заводах и фабриках, создавали оружие нашего возмездия.

Но сколько радости и веры на картине! Люди читают письмо и верят, что скоро мы победим, скоро война закончится и герои вернутся домой. И жизнь наладится.

Мне очень нравится эта картина. Нравится настроение покоя и тихого счастья, которое она создаёт. Автор показал себя настоящим гением, сумевшим выхватить взглядом столь краткий момент и перенести его на полотно.

5. Как вы понимаете пословицы?

Велика святорусская земля, а везде солнышко. Это значит, что везде на родной земле хорошо, вся страна наш общий дом.

Родина краше солнца, дороже золота. Это значит, что нет на свете ничего лучше и дороже Родины.

6. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Составьте библиографию. Составьте аннотацию на понравившиеся книги.

Библиография книг по теме «Моя Родина» для 4 класса

  1. А. Ишимова «История России в картинках».
  2. С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
  3. С. Алексеев «Рассказы о Кутузове».
  4. В. Митяев «Ветры Куликова поля».
  5. В. Богомолов «Военные рассказы».
  6. Я. Гордин «Полтавская битва».
  7. П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили».
  8. Сборник «С чего начинается Родина».
  9. Библиотека школьника «Стихи и рассказы о Родине».
  10. Н. Гурьева «Моя Родина — Россия»

Аннотация к книге А. Ишимова «История России в картинках

Книга Александры Ишимовой «История России в картинках» вышла в издательстве АСТ в 2019 году. В ней 400 страниц. 

Эту книгу писательница написала в 1836 году и в ней собраны краткие исторические рассказы о нашей стране, её истории, царях и князях, трудных и счастливых временах.

Начинается книга с описания жизни и быта славян до образование централизованного государства. Автор плавно переходит к истории Киевской Руси, потом к Руси Московской. Рассказывает о монголо-татрском иге и нашествии поляков, о народном ополчении и князьях, сумевших отстоять свободу страны.

Говорит она о первом русском императоре, о войне 1812 года, и заканчивает историю правлением Александра 1.

Рассказы писательницы очень увлекательны, познавательны, она часто использует в тексте цитаты из древних литературных источников.

Это очень интересная книга, которую обязан прочитать каждый, чтобы лучше знать историю своей Родины.

AVvXsEhgMM65f2r98M5s0USAAs2uBhBJWRQN3AasF yDaX92yc2AN7PPTvD5jgCdeVxQwD4qsQl 4ZqSDaLVBpCCAZTpDA4yescKWOP6zm6M28twIN4na aGOYgruCqit AymgtGAW6bdSvSi6zsNxs4hymbdHEBU9EBRRklVVegvp bTjU XYU40Ckk jEs1Q=w299 h400


Талант — это, прежде всего, нравственная ответственность перед народом. Так считал художник Александр Иванов, автор грандиозного исторического полотна «Явление Христа народу», на которое у него ушло в общей сложности двадцать лет.

Александр Андреевич Иванов (1806–1858), знаменитый живописец, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

В академии молодой талантливый живописец учился при поддержке Общества поощрения художников, и оно же направило Иванова за границу для дальнейшего совершенствования, взяв на себя все расходы. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города». Но это не означало отрыва от России. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник, и, исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет».


Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи. Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172×247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше, и вновь приступил к работе. Прежний вариант использовал как рабочий эскиз, при этом переносил на него все то новое, что возникало на большом холсте. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность.


Только в 1858 году Александр Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и представить ее лично. Выставка живописного полотна и всех относящихся к нему эскизов и этюдов была организована в одном из залов Императорской академии художеств, но работу художника тогда не оценили. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Как это часто случалось в мировой истории живописи, гениальность произведения А. А. Иванова оценили только после его смерти. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принес его в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву, в дом Пашкова, где для картины был построен специальный павильон. При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею, однако там не оказалось зала для размещения такого масштабного полотна. Велись дебаты, куда поместить картину, в проекте здания на Крымском Валу был запланирован зал для картины Иванова, но в итоге решили пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас.

Композиционные особенности и образ Христа

Все то время, что художник работал над своим произведением, он искал наиболее удачное композиционное решение, и это, несомненно, связано с расстановкой смысловых акцентов.

Первоначально автор отдает главное место в композиции Иоанну Предтече (это связано с тем, что Иванов олицетворяет художника с пророком), и лишь позднее на первый план выходит Христос. С этого момента картина приобретает новые смысловые акценты: на первый план выступает тема выбора пути.

Парадокс в том, что фигура Спасителя небольшая, но при этом центральная, притягивающая. Такой эффект достигается тем, что художник отделяет фигуру Спасителя от основной массы изображенных людей.

Привлекает внимание зрителя к фигуре Христа и само построение композиции, движение взгляда по кругу. Оно выстроено таким образом, что условно его можно разделить на две группы: движение от Спасителя и к Нему. В группе апостолов, в которой юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее — Андрей Первозванный и Нафанаил и которую возглавляет Иоанн Креститель, видно активное движение в сторону Спасителя. Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ, идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. Усиливает этот эффект и то, что большинство фигур смотрят на Спасителя или на Иоанна Предтечу, а Иоанн указывает руками на Христа.

Спаситель на картине Иванова погружен в свои собственные раздумья, ни на кого не смотрит, ни на что не обращает внимание. Это единственный образ в картине, который никак не взаимодействует с окружающим пространством. Такое визуально-пространственное отделение подчеркивается внутренней отрешенностью.

Художник избегает каких-либо признаков мистицизма, он изображает только исторические факты. В самом начале работы над картиной А. А. Иванов еще пытался прислушиваться к советам отца, который предлагает изобразить Христа в облаке и с кружащим голубем над ним, но после нескольких эскизов отказался от такого решения. При этом одежды Спасителя остаются каноническими, синего и красного цветов, а его образ не имеет двойника.

Описание полотна

На первом плане находится группа иудеев, пришедших к водам Иордана, чтобы послушать Крестителя, смыть с себя грехи и принять крещение. Здесь изображены люди различных вероисповеданий, сословных классов и возрастов. Насколько сильные отличия между иудеями, нарисованными на полотне, настолько сильно отличны эмоции на их лицах: одни смотрят на Иоанна с умилением и тревогой перед явлением Христа, другие с недоверием и саркастической насмешкой, третьи с ненавистью и злостью.

В картине Иванов изображает богатого престарелого человека с рабом, у которого на шее находится веревка. Он сидит на корточках около хозяина и подает ему одеяние. Удивительно то, с каким вниманием раб внимает Иоанну. Смотря на него, можно убедиться, что он будет одним из ярых поклонников христианства. Так сильно впечатляют его слова пророка.

Возле Крестителя находятся апостолы: седобородый старик и женоподобный рыжий юноша. В толпе также есть Предтечи и «сомневающиеся». Это красивый юноша с черной бородой, глаза его смотрят вниз. Он закутывается в длинный зеленый хитон. Выражение его лица указывает на колебание и недоверие в речах Крестителя.

Еще один «сомневающийся» — седобородый человек в темной накидке, который вслушивается в речи Пророка. Возможно, это язычники, пришедшие послушать проповедь об Иисусе. Слева от них находится обнаженный мальчик и старик, который опирается на палку. Они только что провели обряд омовения в водах Священной реки и с упоением слушают Крестителя.

Справа группа людей, они смотрят на спускающегося Иисуса. Среди них находятся агрессивно настроенные первосвященники, которые являются староверами. Их лица выражают неприязнь к новой религии и полное равнодушие к происходящим событиям.

Выразительны изображения первого плана. Это полуголый юный человек с длинными рыжими волосами, он смотрит на Иисуса. Возле него находятся «дрожащие» мальчик с отцом. Они только окунулись в Иордан, приняв крещение. Дальше в толпе можно увидеть римских воинов, которых прислали смотреть за порядком, девушки, раскаивающийся грешник в бордовой накидке.

«Смотрящий» и «дрожащие отец и сын»

Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». Здесь звучит тема наготы. «Смотрящий» — это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Хоть юноша и не одет, можно без труда определить его социальное положение: с первого взгляда видно, что это человек не бедный. Это можно определить по его красивой нежной коже, по гладко уложенным золотистым кудрям, по изящному движению руки, которая отодвигает упавшие пряди волос с лица, чтобы они не мешали видеть. Юноша завороженно смотрит на Христа: это аллегория того, что мир античности тоже примет Спасителя.

В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын», и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат? Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены. Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:9,10). Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя.

Композиция

В центре картины — фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов — юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной — Нафанаил, так называемый «сомневающийся». На первом плане — юноши и старцы — образ непрекращающейся жизни. В центре — богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Справа — фигура «ближайшего к Христу», в котором узнаётся облик писателя Н. В. Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалёку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.

На первом плане под вековым деревом — группа апостолов, возглавляемая пророчествующим Иоанном Крестителем, который указывает на шествующего вдали Христа. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Между этими полюсами — вереница людей. В их позах, выражениях лиц символизируются разные степени понимания происходящего, ступени причастности к преобразующему мир ходу исторического времени.

«Человечество на историческом перепутье» — так можно определить ведущую тему картины, где человеческий род показан на рубеже язычества и христианства. Иванов определял свой художественный метод как метод «сличений и сравнений». В его картине событию предшествует слово Иоанна Крестителя, и люди всматриваются, проверяют, «сличают и сравнивают» то, что предлагает им увидеть Иоанн, с тем, что они могут постигнуть сами изнутри своего собственного душевного опыта,— они сравнивают слово с действительностью, мечту с явью. Они одновременно слушают и зрят — это зрение, опосредованное работой мысли, возбужденной словом,— умное зрение.

Пластический рисунок поз лишен поэтому импульсивности, бессознательности стихийного порыва и имеет тут как бы заторможенный характер, когда на пороге решения в человеке вдруг просыпается вопрос. В построении левой, апостольской, группы прочитывается восходящее движение, направленное к Христу, В противоположной группе господствует нисходящее движение— от Христа. Пространство картины оказывается, таким образом, как бы пронизанным действиями сил, влекущих к Христу и уводящих от него Поза и, соответственно, психологический рисунок каждого персонажа представляют собой каждый раз особое сочетание этих разнонаправленных сил. Действие в картине Иванова показано не как поступок, а как проблема — проблема выбора пути. Герои картины отдаются переживанию происходящего с такой самозабвенной серьезностью, как будто в эту минуту решается их судьба, по логике известной мудрости: «посеешь характер— пожнешь судьбу».

Несмотря на обилие деталей и многофигурность, композиция «Явление Христа народу» великолепно сбалансирована. Своеобразный центр полотна — мальчик в синем плаще перед Иоанном Крестителем. Сам Иоанн — своего рода ось, к нему смещается взгляд, на какой бы фигуре он изначально ни находился — и затем устремляется за вытянутой рукой — в сторону Спасителя.

Композиция этого монументального, программного произведения зиждется на классицистической основе (симметрия, размещение выразительной главной фигуры переднего плана – Иоанна Крестителя – по центру, барельефное расположение всей группы в целом), но традиционная схема своеобразно переосмыслена художником. Живописец стремился к передаче динамичности построения, глубинности пространства. Иванов долго искал это решение и добился его благодаря тому, что фигура Христа появляется и приближается к людям, принимающим крещение от Иоанна в водах Иордана, из глубины. Но главное, что поражает в картине,– необычайная правдивость разнообразных персонажей, их психологические характеристики, сообщающие потрясающую достоверность всей сцене. Отсюда и убедительность духовного перерождения героев.

Автопортрет, или странник

В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. Традиция писать автопортреты в своих полотнах не нова, этот прием широко использовался мастерами Возрождения. Иванов изобразил себя в образе странника, или путешественника. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. «Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции. Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Он словно пытается запомнить каждую деталь всего происходящего, чтобы потом все это воссоздать в своем полотне.

Биография Иванова

Александр Иванов был рожден в семье художника в 1806 г. Проходил учебу в Императорской Академии Художеств. За успехи в изобразительном искусстве, будучи еще юношей, он получает множество медалей и похвальных отзывов. После «Общество поощрения художников» решило отослать Иванова в Рим, чтобы он совершенствовался в искусстве.

Именно тут художник и написал свой грандиозный шедевр «Явление Христа народу». Это сочинение Иванова на тему религии в Италии получило большой успех. Но вот в России полотно встретили вначале холодно.

Лишь прогрессивные люди, дискутируя возле холста, признали в картине великий образ абсолютно нового направления в живописи. Через короткий промежуток времени после демонстрации произведения Иванов заражается холерой и умирает.

После чего император Александр Второй за 15000 р. выкупает картину. В дальнейшем она переезжает в Москву, где попадает в Третьяковскую галерею. Холст расположен там и сегодня.

Популярные сочинения

  • Героизм на войне — сочинение рассуждение
    Война. Какие ассоциации с этим словом сразу всплывают в нашей голове? Страх, боль, ужас, смерть – это только малая часть синонимов, которые приходят на ум. Война – это непоправимая трагедия
  • Сочинение про Семью
    Семья – это люди, которые любят и принимают тебя таким, какой ты есть. Жизнь очень непростая штука. Порой в ней случаются неудачи, неприятности и кризисы. Человек один не в состоянии это преодолеть
  • Кино в нашей жизни — сочинение
    Всё люди смотрят кино. Но далеко немногие задаются вопросом: какую роль кино играет в нашей жизни? Этот вопрос достаточно сложный, но я все же постараюсь на него ответить.

Иудеи, пришедшие к водам Священной реки

Среди пришедших к реке есть те, кто пожелал очиститься от грехов и принять крещение. Другая часть людей пока не доверяет Предтечи, также пришли и те, кто настроен враждебно, на их лицах — злость и ненависть.

Слева от Крестителя апостолы — седовласый Андрей и рыжеволосый юноша Иоанн Богослов, которые станут учениками Христа и расскажут о его земной жизни после Воскрешения. Рядом с ними (у края картины) — сомневающиеся и еще не верящие в произошедшее чудо. Один из них, молодой мужчина в голубом плаще, опустил глаза, справа от него седовласый старец.

Раздетые персонажи — это иудеи, совершившие омовение и принявшие крещение. Они с любопытством смотрят на Иоанна. Обратите внимание на мальчика и его отца в правой части картины, которые с трепетом и умилением слушают Крестителя и выражают желание принять новую веру. Левее — юноша-раб в голубом платье, подающий одежду своему господину. На его лице — отчаяние и надежда, чувство безнадежности и радости.

Выше изображена группа людей, вероятно, это еврейские священники, настроенные против нового учения. Их лица выражают равнодушие и недовольство. Особенно характерна поза и выражение лица мужчины в белом одеянии, нарисованного в профиль.

Обратите внимание на мужчину тёмно-бордовой накидке. Он был написан с Николая Гоголя, лучшего друга художника.

Тема картины

Художника долго увлекала идея создать полотно, изображающее явление Мессии. Перечитывая Евангелие, он пришел к созданию картины с библейским сюжетом. До него эту тему использовал в живописи Доменико ди Томмазо дель Гирландайо, итальянский художник эпохи Возрождения при создании своего шедевра «Крещение святым Иоанном Христа». Обратимся к части Библии, содержащей повествование о важном событии, которому посвятил свою картину Иванов. Явление Христа народу – один из главнейших эпизодов Нового завета.

В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан. В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Его родители, Елисавета и Захария, были уже в преклонном возрасте, когда у них появился сын. Мальчика нарекли Иоанном. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Когда царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, мать его, Елисавета, бежала с двухлетним сыном в пустыню, чтобы спасти свое дитя от кровавой расправы. Вскоре Иоанн лишился родителей. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Они внимали каждому его слову. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Все ждали этого.

Наконец желанный день наступил. На берегах Священной реки появился Иисус Христос в простых одеждах галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не заметил этого. Сын Божий шел смиренно, ничем не выделяясь среди других людей. Он вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна. Омовение в святой воде для него позднее закончится кровавым омовением на Голгофе. Именно этот сюжет о крещении страждущих людей, ждущих прихода Мессии, и изобразил на своем полотне Иванов.

Как проходила работа над полотном?


Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». История создания ее очень интересна. За три года до этого художник написал полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов настойчиво искал прообразы героев картины среди друзей, случайных прохожих на улицах, рынках и так далее. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Что интересно, картина так и не была закончена. Этому помешала прогрессирующая болезнь глаз живописца, а также изменение в его мировоззрении. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека. Но и в таком незаконченном виде полотно представляет собой выдающийся образец классического монументализма.

Фигура Христа

Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. А вот Спаситель изображен вдали. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Но все в нем выдает «сына Божьего»: и величественность поступи, и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Какие эмоции оно выражает? Кажется, что в нем есть все: и спокойствие, и величественность, и радость, и умиление… Силуэт Христа выразителен и вместе с тем размыт и неясен. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Это особая задумка автора картины. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Во-первых, он хотел сделать акцент не на лице и фигуре Спасителя, пришедшего в этот мир для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на явление Иисуса. А во-вторых, само христианство в то время иудеям представлялось таким же таинственным и возвышенно-непонятным.

Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» (описание)

Картину художника Александра Андреевича Ива­нова «Явление Христа народу» (первоначально назы­валась «Явление Мессии») сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители. Конечно, она поражает не только своими огромными размерами (540 х 750 см). Что же привлекает наше внимание? Библейский сю­жет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно. Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для себя.

Человечество на перепутье… Какой выбор возмо­жен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и греш­ные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневает­ся. Потрясены и те и другие. Все взволнованы… В эту минуту решается их судьба.

Как по-разному выражают свои чувства собравшие­ся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители — фарисеи. Их головы опущены, на лицах нескрываемая враждебность, взгляд потуплен, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, сожаление об ухо­дящем прошлом, здесь зреет зловещий умысел. О чём думают в эти минуты встревоженные всадники, пред­ставляющие Великую Римскую империю, империю Власти?

А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тех, кто уже принял крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся в грехах, пожелал очиститься от них и начать новую жизнь, переполняет чувство радостного ожидания и надежды. Они устре­мились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом. Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее. Скор­чившись на земле и вскинув голову, внимая пропове­дям Иоанна, он в то же время готов услужливо наки­нуть полосатую ткань на изнеженное, холёное тело своего господина. Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице? И только выразительный жест руки хозяина, сидяще­го спиной к зрителям, красноречиво призывает не очень-то доверяться проповедям Иоанна Крестителя.

Но как страстно и самозабвенно звучат его пророче­ские слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит, утомлённый долгой дорогой и скитаниями, крепко держась ру­кой за посох. Какая сила духа и убеждённость в его взоре! Как благороден и выразителен его лик! О Цар­стве Небесном он говорит так убедительно, что не по­нять его слов невозможно, не поверить — тем более! И по контрасту с ним — фигура сомневающегося чело­века в голубом хитоне. Чуть отступив в глубину, он пропускает мимо себя идущих за пророком людей. И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неиз­веданный путь? Можно ли до конца верить странным словам неистового пророка?

Свежий утренний ветер разогнал облака, вспенил волны, громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками тёмно-синего плаща, нежно при­коснулся к золотистым волосам того, кто идёт по скло­ну холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает. Он, как всегда, сохраняя невозмутимое спокойствие, идёт к людям, несёт в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие. Материал с сайта https://worldofschool.ru

Так о чём же эта картина? Об ожидании справедли­вости, правды, веры в совершенного человека, пони­мающего все нужды и чаяния народа, готового прине­сти себя в жертву ради спасения человечества? Сомне­ния ещё витают в толпе, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства и истины.

Более двадцати лет работал художник над этой кар­тиной. Она в буквальном смысле была им выстрадана. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Известно, что Священный Синод не сразу утвердил тему, которая никогда не была канонизирована в искусстве живопи­си. Поэтому её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Многое предстояло художнику решить впервые. Одних этюдов, приготовленных для картины, хватает на целый зал в музее, они могут со­ставить отдельную выставку. Каждый из них — это по­иск оптимального решения. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоя­тельные работы.

На этой странице материал по темам:

  • Описание картины а.а.иванова явление христа народу

  • Картины с описание сюжета на тему рождение христа

  • Краткое описание картины появление христа народу

  • Описание картины иванова явление христа народу

  • А.иванова явление христа народу краткое описание

Вопросы по этому материалу:

  • Какова главная идея картины А. А. Иванова «Явление Христа наро­ду»?

  • Почему А. А. Иванов объединил в единый сюжет момент пророчества Иоанна Крестителя и явление Мессии?

  • Почему неожиданное появление Иисуса произвело столь сильное впечатление на собравшихся на берегу реки Иордан?

  • Почему художник придавал большое значение изображению пейзажа в картине «Явление Христа наро­ду»?

Подборка текстов, которые были на итоговом собеседовании 10 февраля.

Текст используется в двух заданиях:

Задание 1. Чтение текста.
Задание 2. Пересказ текста.

Текст 1

Ви́ктор Соро́ка-Роси́нский родился в семье военного. Он мечтал стать офицером, как и его отец. Но, повзрослев, понял, что его истинное призвание – педагогика. Будучи студентом, он изучал психологию, вопросы особенностей памяти, воображения и внимания, слушал лекции знаменитого психиатра Бе́хтерева, публиковал статьи по педагогике и психологии.

Революция 1917 года и Гражданская война лишили дома тысячи детей и подростков, которые выживали, побираясь, воруя, участвуя в бандитских налётах. Директор открытой в 1920 году школы для сирот Виктор Николаевич Сорока-Росинский лично ходил по соцраспределителям и отбирал в свою школу самых трудных подростков.

Увлечённый новыми идеями в педагогике, Сорока-Росинский в своей Школе трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД) в большей
степени уделял внимание не физическому труду, а творческой, познавательной деятельности. Оказавшись в ШКИДе, бывшие преступники
много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли. Выпускники школы стали известными журналистами, писателями,
режиссёрами, инженерами, военными.

В 1927 году была издана повесть «Республика ШКИД», авторами которой были Пантеле́ ев и Белы́х – воспитанники Сороки-Росинского. Книга
сделала школу и её директора знаменитыми на всю страну. Позже по этому произведению был снят кинофильм, ставший очень популярным в Советском Союзе.

Текст 2

Па́вел Петро́вич Бажо́в – знаменитый писатель, автор известных многим уральских сказов. И взрослые, и дети любят мультфильм «Серебряное копытце», читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», куда входят сказы «Каменный цветок», «Синю́шкин колодец» и многие
другие. Всего писателем создано более 50 сказов.

С 1907 года Павел Петрович стал заниматься преподавательской деятельностью: работал учителем в духовном училище Екатеринбурга, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция была подарком для слушателей: он читал произведения великих
классиков с душой, был одним из тех редких педагогов, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу.

Главная тема бажовских сказов – простой человек: его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется
у его героев через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка помогает герою сказа «Каменный цветок» Даниле раскрыть свой талант и подарить его людям.

Писатель неповторимым языком рассказал о красоте Урала, о несметных богатствах его недр, о могучих, гордых, сильных духом мастеровых. Его сказы переведены на десятки языков мира. В 2013 году уральские сказы Бажова вошли в список 100 книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения.

Текст 3

Карл Павлович Брюллов — единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук самого императора. Он создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров.

Творческая судьба Карла Павловича была предопределена с рождения: его отец был живописцем в третьем поколении, преподавал в Академии художеств, где учился Карл и четверо его братьев.

За картину «Последний день Помпеи» Карла Брюллова назвали «первой кистью государства». Брюллов писал это произведение почти шесть лет. Трагическая гибель людей во время извержения Везувия, поэтика чувств, величие человеческого духа перед грозной стихией иллюстрировали драматическое восприятие художником жизни. Результат превзошёл все ожидания: «Последний день Помпеи» ждал триумф не только в России, но и во всех странах Европы. Полотно художника получило первую премию в Париже в 1834 году. Картина, выставленная в Академии художеств в Санкт-Петербурге, привлекла много зрителей, посмотреть на неё выстраивались длинные очереди. В настоящее время она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге и продолжает вызывать восхищение людей.

Творчество Карла Павловича Брюллова — одна из вершин русской живописи середины XIX века. Талант художника подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Итальянский полдень», «Гадающая Светлана». Его полотнами восхищались Александр Пушкин, Николай Гоголь, Афанасий Фет. Брюллов оказал существенное влияние на развитие русской живописи: традицию брюлловских портретов можно проследить у многих русских мастеров.

Текст 4

Василий Иванович Баженов — первый русский зодчий, получивший профессиональное образование. Он является автором ансамбля усадьбы Царицыно и дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге, а также ряда других зданий. Баженов — новатор в отечественной архитектуре: его сооружения связаны с окружающим ландшафтом и городской средой.

Ещё в детстве он проявил любовь к искусству, срисовывая всякого рода здания в Москве В 1758 году его в числе лучших воспитанников Московского университета отправили в Санкт-Петербург для обучения в Академии художеств, а потом за выдающиеся успехи в учёбе — в Париж.

В 1776 году архитектор получил заказ от Екатерины 11: построить для неё подмосковную резиденцию в Царицыно. На возведение этого комплекса Баженов потратил 10 лет своей жизни. Он целыми днями пропадал на строительной площадке, разрабатывал единый дворцово-парковый ансамбль, в котором здания сочетались бы с холмистым ландшафтом и прудами, будто бы небрежно разбросанными по всей территории.

Из проектов, которые удалось реализовать Василию Баженову, сохранились только несколько построек в усадьбе Царицыно. Авторство остальных работ, которые приписывают архитектору, до сих пор остаётся под вопросом. Критики называли его «бумажным архитектором», потому что большинство проектов мастера так и остались невыполненными.

Текст 5

Александр Александрович Дейнека — художник, известный как создатель цикла работ о советских людях, которые занимаются спортом или трудятся на фабриках и заводах.

В 1930-х годах здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Александр Александрович с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом. Личный спортивный опыт помогал художнику отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Наиболее ярко это запечатлено на картинах «Вратарь», «Юность», «Бегуны», «Баскетбол».

Страшное время Великой Отечественной войны открыло новую грань таланта художника. В этот период Дейнека живёт в Москве и создаёт не только плакаты для военно-оборонного издательства «Окна ТАСС», но и драматичные произведения. В картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» он выступает как лирик, с горечью показывая терпящий бедствие город. А в 1942 году художник создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя», которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Полная трагизма, ярости, героики картина по праву считается одним из лучших произведений, посвящённых войне советского народа с фашизмом.

Спускаясь в московское метро, обязательно задержитесь на станциях «Маяковская» и «Новокузнецкая», поднимите голову вверх — и вы увидите мозаики Александра Дейнеки: синее небо, парашютистов, парящие самолёты, дымящие трубы заводов и макушки цветущих деревьев.

Остальные тексты будут позже.

5 декабря 1620 года родился протопоп Аввакум, один из главных идеологов старообрядчества, святой Русской православной старообрядческой церкви.

Личное дело

Сочинение по картине дом пашкова

«Священномученик и исповедник Аввакум»

Фреска в Ильинском приделе Никольского храма (Москва)

Аввакум (1620 – 1682) родился в семье сельского священника Петра, сына Кондратьева, в селе Григорово под Нижним Новгородом. Отец его был привержен «питию хмельному», воспитанием детей, видимо, больше занималась мать – «постница и молитвенница», внушившая сыну глубокое религиозное чувство. В семнадцать лет Аввакум женился на четырнадцатилетней дочери кузнеца Анастасии Марковне. В 1642 году был рукоположен в дьяконы, два года спустя – в священники. Стал служить в церкви села Лопатицы. С первых же дней строгость Аввакума восстановила против него его паству. С одинаковой суровостью он изобличал грехи и нерадивость и крестьян, и дворян, и представителей духовенства. Бескомпромиссный священник постоянно вступал в конфликты с местным начальством, воеводами и дьяками, упрекая их в злоупотреблениях. Из-за этого Аввакума нередко избивали, а однажды сбросили в Волгу, так что он едва выплыл.

В 1647 году Аввакум с женой и новорожденным ребенком вынужден был бежать из Лопатиц в Москву.

В Москве Аввакум встретился с протопопом Благовещенского собора Кремля и царским духовником Стефаном Вонифатьевым. Аввакум вошел в объединившийся вокруг Вонифатьева круг представителей духовенства, стремившихся к исправлению церковной жизни и нравов Руси путем борьбы с пороками среди духовенства, проповеди христианской нравственности среди паствы, социальных мер (закрытие кабаков, устройство богаделен), а также исправления церковных обрядов и богослужебных книг. В истории это неформальное сообщество известно под названием «кружок ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка был и архимандрит Новоспасского монастыря Никон – будущий патриарх.

В начале 1650-х годов Аввакум был назначен протопопом в Юрьевец-Повольский (современый Юрьевец Ивановской области). Но там повторилась история, ранее случившаяся в селе Лопатицы: строгость Аввакума оказалась столь велика, что уже через два месяца местные жители «среди улицы били батожьем и топтали его». Аввакум снова бежит в Москву. Он служит в Казанском соборе, настоятелем которого был его близкий друг Иоанн Неронов, а также участвует в организованной патриархом Иосифом работе по исправлению церковных книг, путем сверки их с наиболее древними образцами.

В 1652 году патриархом становится Никон, который резко ускоряет ход церковной реформы. Исправление богослужебных книг продолжается, но уже не по древнерусским, а по греческим образцам.

Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов и Аввакум становятся лидерами церковной оппозиции, противостоявшей реформам патриарха Никона. После заключения Неронова в Спасов-Каменный монастырь Аввакум отказался служить в Казанском соборе по новому обряду и демонстративно перенес службу во двор дома опального Неронова, приспособив для этой цели «сушило» (сеновал). Был схвачен прямо во время всенощной и заключен в подземелье Адроникова монастыря. Перенес избиения и пытку голодом, но отказался принять нововведения Никона.

17 сентября 1653 года Аввакум «за ево многое бесчинство» был сослан с семьей в Тобольск. Там он продолжал «укорять ересь Никонову», поэтому в 1655 году его приказали отправить в Енисейск. Затем Аввакуму предписали в качестве отрядного священника отправиться в Забайкалье с отрядом воеводы Афанасия Пашкова. С Пашковым Аввакум непрерывно конфликтовал и претерпел от него немало притеснений. В Братском остроге по приказу Пашкова Аввакум был бит кнутом и заключен в «студеной башне: там зима в те поры живет, да Бог грел и без платья! Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было: я их скуфьею бил — и батошка не дадут! Все на брюхе лежал: спина гнила». Перезимовав в Братском остроге отряд Пашкова отправился далее, через Байкал он проследовал по Селенге и Хилку до Иргень-озера, затем волоком до реки Ингоды, оттуда по Ингоде и Шилке, достигнув в начале июля 1658 года устья Нерчи. В обратный путь из Нерчинского острога Аввакум отправился весной 1661 года, снова пересек Байкал, зимовал в 1662 – 1663 году в Енисейске и в июне 1663 года очутился в Тобольске. Все эти годы он разделял труды казаков: тянул с ними суда, волок сани, валил строевой лес, охотился на зверя, ловил рыбу.

В 1663 году царь Алексей Михайлович вызвал Аввакума в Москву, надеясь привлечь на свою сторону популярного противника. Путь в Москву занял почти два года, при этом Аввакум «по всем городам и селам, во церквах и на торгах кричал», обличая никонианские реформы. Прибыв в столицу, Аввакум был окружен почетом. Алексей Михайлович всячески выказывал ему свое расположение. «Кланялся часто со мною, низенько таки, — рассказывал Аввакум, — а сам говорит: “благослови де меня и помолися о мне”; и шапку в иную пору мурманку снимаючи, с головы уронил, будучи верхом. Из кареты бывало высунется ко мне, и все бояре после царя челом, да челом: протопоп! благослови и молися о нас». Но Аввакум не уступил уговорам царя и бояр, не польстился на высокую должность царского духовника и предлагавшееся ему богатство и продолжил отстаивать свои взгляды. После того, как он подал царю гневную челобитную с требованием восстановить старые обряды, Алексей Михайлович отправил его в новую ссылку, на этот раз на север, в Пустозерск.

Иоанн Неронов, в то время уже смирившийся с церковными нововведениями, написал царю челобитную с просьбой смягчить участь Аввакума. Царь разрешил изменить место ссылки на Мезень. В марте 1666 года Аввакума привезли в Москву, где заседал специально собранный церковный собор. Аввакум содержался под стражей на Крутицком подворье, где его «увещевал» митрополит Павел, затем был послан «под начал» в Боровский Пафнутьев монастырь. 13 мая протопоп Аввакум и его соратник дьякон Федор после бурной полемики с участниками собора были расстрижены и преданы церковному проклятью в Успенском соборе Московского кремля. В ответ Аввакум сам проклял своих оппонентов.

После расстрижения Аввакум был привезен в Никольский монастырь на Угреши и помещен под церковью в отдельную «палатку студеную над ледником» под охраной стрельцов. Затем его вновь отправили в заключение в Боровск, а в августе 1666 года – в Пустозерск. Там он был заточен в земляной тюрьме, где провел пятнадцать лет.

14 апреля 1682 года Аввакум вместе с «соузниками» – попом Лазарем, иноком Епифанием и дьяконом Федором по указу царя Федора Алексеевича были сожжены в срубе в Пустозерске.

Чем знаменит

Виднейший лидер старообрядчества, идеолог и учитель. Во многом благодаря его трудам старообрядческая традиция сохранилась в годы гонений XVII века. Слава Аввакума стала распространяться по Руси еще во время его сибирской ссылки, а в дальнейшем его авторитет многократно усилился. Находясь в заключении, Аввакум написал множество посланий своим единоверцам. Когда не было письменных принадлежностей, писал лучиной. Через «верных людей» его письма передавались из Пустозерска в Мезень, оттуда в Москву, где во множестве переписывались и распространялись по всей Руси. В посланиях Аввакума отстаивалась правота старообрядцев и обличались пороки официальной церкви и властей.

Аввакум был духовным отцом другой знаменитой деятельницы старообрядчества – боярыни Феодосии Морозовой – и вел с ней переписку. Когда она, вместе с Евдокией Урусовой и Марией Даниловой, была уморена голодом в Боровске, Аввакум написал о них сочинение «О трех исповедницах слова плачевного».

Старообрядцы стали почитать протопопа Аввакума как святого сразу после его смерти. Официальная канонизация его старообрядцами Белокриницкого согласия состоялась на соборе 1917 года. 

О чем надо знать

Аввакум был выдающимся писателем и публицистом. Неподдельная страсть, исповедальная искренность, сочетание красноречия с разговорным языком в его сочинениях не оставляют равнодушным даже современного читателя. Главный труд Аввакума – его собственное «Житие» – было написано им в Пустозерске около 1673 года. Оно стало первым в русской литературе автобиографическим произведением. «Житие» сохранилось в нескольких редакциях, среди списков есть два автографа самого Аввакума. Также он сочинил «Книгу бесед», направленную на «крестособорную ересь никонианскую», «Книгу толкований», представляющую собой размышления о священном писании, труд «Снискание и толкование о божестве и о твари, и како созда Бог человека», «Книгу всем нашим горемыкам миленьким», три слова против толкования догмата троичности диаконом Федором, многочисленные челобитные и послания.

Прямая речь

«Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на неё набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «матушка-государыня, прости! » А протопопица кричит: «что ты, батько, меня задавил? » Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет? » И я говорю: «Марковна, до самыя смерти! » Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем»».
Из «Жития протопопа Аввакума»

«А егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица, многими грехми обременена, блудному делу и малакии всякой повинна, нача мне, плакавшеся, подробну

возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный врач, слышавше от нея, сам разболевся, внутрь жгом огнем блудным, и горко мне бысть в той час. Зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил правую руку на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжежение. И отпустя девицу, сложа с себя ризы, помолясь, пошел в дом свой зело скорбен».
Из «Жития протопопа Аввакума»

«… запечатлен в живом аде плотно гораздо; ни очию возвести на небо возможно, едина скважня, сиречь окошко. В него пищу подают, что собаке; в него же и ветхая измещем; тут же и отдыхаем. Сперва зело тяжко от дыму было: иногда на земли валяяся, удушисься, насилу отдохнешь. А на полу том воды по колени, — все беда. От печали великия и туги неначаяхомся и живы быти, многажды и дух в телеси займется, яко мертв — насилу отдохнешь. А сежу наг, нет на мне ни рубашки, лише крест з гойтаном: нельзя мне в грязи той сидя носить одежды. Я уж не жалея, когда ел, когда не ел, — не спрашиваю и не тужу о том многажды. Иногда седмь дней, иногда десять, а иногда и сорок не ел, да бог помогает и молитвы святых отец и братии поспешествуют. От масленицы до Вербнаго воскресения не ел, да как стал хлеб от есть, так меня мыть мучило недель с пять: умер было, да добро, нечево себя жалеть…»
Описание пустозерской темницы в «Житии протопопа Аввакума»

«И в нынешнем, государи, во 165 (1656)-м году сентября в 15 день, как я, холоп ваш, буду по Тунгуске реке, не дошед Братцково острогу, на Долгом пороге, и тот ссыльной роспопа Аввакумко, умысля воровски неведомо по чьему воровскому наученью, писал своею рукою воровскую составную память глухую безымянно, буттось, государи, везде в начальных людех, во всех чинех нет никакия правды. И иные, государи, многия непристойныя свои воровския речи в той своей подметной памяти написал, хотя в вашей государевой даурской службе в полку моем учинить смуту. И то, государи, знатно, что он, вор роспопа, тем своим воровским письмом хотел приводить служилых людей на то, чтоб оне вам, государем, изменили и вашево б государева указу не послушали и от меня б, холопа вашево государева, отказались и были б не под вашим государевым указом <…> И то, государи, ево роспопино воровское письмо, ево руки, по сыску принесено ко мне, холопу вашему, и по вашему государеву указу я, холоп ваш, велел ему, вору роспопу, учинить наказанье — бить кнутом на козле, чтоб, государи, на то смотря, иныя такия ж воры впредь в ваших государевых ратех нигде такими ж воровскими письмами смуты не чинили. И как, государи, ему, вору роспопе Аввакумку, по вашему государеву указу давано наказанье — бит кнутом на козле, и он, роспопа, своим же воровским умыслом хотя служилых людей со мною ссорить, говорил в то время: «Братцы казаки, не подайте!» — буттось он, вор, на них, служилых людей, в том своем воровстве надежен. И иныя, государи, многия неистовыя речи говорил он, вор, почасту».
Отписка воеводы Афанасия Пашкова о наказании протопопа Аввакума кнутом за «многие неистовые речи»

10 фактов о протопопе Аввакуме

  • Протопопа Аввакума часто называют Аввакум Петров, но в этом случае следует помнить, что Петров – это не фамилия, а отчество.
  • В современном русском и в церковнославянском языках ударение в имени Аввакум падает на второй слог, но в старообрядческой традиции ударение в нем падает на предпоследний слог.
  • У Аввакума с женой Анастасией Марковной (1628–1710) было девять детей: Иван, Агриппина, Прокопий, Корнилий, Ографена, Ксения (Оксиньица), Афанасий. Имена еще двух сыновей не сохранились, поскольку они умерли маленькими – один по дороге в Тобольск и второй – на речке Нерче.
  • Передавать послания своим единомышленникам пустозерские узники могли лишь тайно. Например, они использовали тайник, сделанный в древке бердыша, которым был вооружен один из стрельцов-охранников.
  • Изобличая католическую церковь, Аввакум использовал и приемы «народной этимологии»: «Егда же соблудиша римстии людие и весь Запад над церковию, нарекоша имя ей костел, понеже стоит на костях апостола Петра».
  • На решение царя Федора о казни Аввакума, возможно, повлияло то, что в январе 1681 года приверженцы старой веры, «тайно вкрадучися в соборныя церкви», обмазали дегтем гробницу царя Алексея Михайловича. Сообщается, что среди них был и сын протопопа Аввакума Афанасий. Власти не без оснований полагали, что сделано это было «наущением того же расколоначальника… Аввакума. Он же самна берестяных хартиях начертавал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании».
  • «Житие» протопопа Аввакума послужило источником для книг Д. Л. Мордовцева («Великий раскол», 1881), А. В. Амфитеатрова («Семик», 1921), А. Алтаева («Разоренные гнезда», 1928), А. П. Чапыгина («Гулящие люди», 1938), стихотворений и поэм Д. С. Мережковского (1888) и М. А. Волошина (1919), трагедии В. Ф. Боцяновского (1923).
  • Сын Аввакума Прокопий скрылся из Мезени, где в ссылке жила семья. Он добрался до Урала, где, по местному преданию, основал деревню Мартьянов на реке Чусовой. Назывался он Прокопием Мезениным. Его потомки живут в Свердловской области и поныне.
  • В Петрозаводске в 1982 году было организовано юбилейное заседание памяти протопопа Аввакума, но, чтобы не вызвать недовольства властей, в официальном названии мероприятия он был назван «русским писателем А. Петровым».
  • На родине Аввакума в селе Григорово ему установлен памятник.

Материалы о протопопе Аввакуме

Протопоп Аввакум в фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор»

Житие протопопа Аввакума

Трусов В.А. Потомки протопопа Аввакума на Урале

Статья о протопопе Аввакуме в энциклопедии «Кругосвет»

Протопоп Аввакум в проекте «Хронос»

Статья о протопопе Аввакуме в русской Википедии

  • Сочинение по картине дети за обедом 2 класс
  • Сочинение по картине дети бегущие от грозы третий класс
  • Сочинение по картине дети бегущие от грозы для 3 класса школа россии
  • Сочинение по картине григорьева вратарь рассказ по картине
  • Сочинение по картине грабаря зимнее утро 5 класс небольшое сочинение