Если видишь на картине, чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых, белоснежных хризантем,
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой,
Может чашка или блюдце, с золоченою каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь,
В завершение положим, спелых персиков и слив.
А ещё в картине может, нарисованным быть торт.
И поэтому картина, назовётся –
натюрморт!
Понятие о натюрморте. Натюрморт – в творчестве мастеров изобразительного искусства. Порядок построения рисунка натюрморта. Методика работы над живописным изображением натюрморта. Техника гризайль.
Что такое натюрморт?
Натюрморт(от франц.- «мертвая натура»)-это изображение неодушевленных предметов, объединенных в одну композицию.
В своих картинах художники обычно изображают цветы, фрукты, овощи, посуду, разнообразную снедь, предметы быта.
В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру, раскрывается его понимание прекрасного.
Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.
1648 Голландия
Иван Фомич Хруцкий (1810-1885 гг.)
Цветы и плоды. 1838
И.Ф. Хруцкий.
Цветы и фрукты. 1846
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939 гг.).
Натюрморт со скрипкой. 1921
Кузьма Петров-Водкин
Утренний натюрморт. 1918
Кузьма Петров-Водкин
Ветка яблони. 1918
Кузьма Петров-Водкин
Черемуха в стакане. 1932
Таисия Афонина.
Натюрморт с вербами 1964
Франс Снейдерс. «Фрукты, чашка и птицы».
П. Сезанн. «Натюрморт с драпировкой», ок. 1899г.
М. Сарьян. «Ереванские цветы»
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ НАТЮРМОРТА
К постановке натюрморта для работы с натуры следует подходить достаточно серьезно, т.к. от первого впечатления, полученного от восприятия натурной постановки, зависит результат живописи.
☼ Содержание натюрморта зависит от задач, которые мы ставим в проведении учебного занятия. В нашем случае мы можем прибегнуть натюрморту, который содержит букеты и фрукты.
☼ Можно воспользоваться примером постановки натюрморта художниками, изучив репродукции их картин.
☼ Как вариант усиления мотивации к выполнению этюда, можно предложить составить постановку самим обучающимся. Настрой и чувства участников, вызванные восприятием составленного ими натюрморта, должно помочь в ходе практической работы.
Этапы построения натюрморта.
1. Размещение на листе.
2. Сравните фрукты по ширине и высоте, определите форму предметов.
3. Выполнить линейное построение натюрморта, нанести светотени на предметах.
Гризайль
(фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной (монохромной) живописи, выполняемой в разных тонах одного цвета.
Из истории техники «Гризайль».
Художники XVIII-XIX векользовали «гризайль» на первом этапе работы над картиной.
Они использовали серую или охристую краски и получали объем, рельефность и тоновое отношение частей в композиции.
После гризайли художник приступал к работе с масляными красками.
А.Иванов
«Явление Христа народу»
В технике «Гризайль» можно нарисовать:
натюрморт
пейзаж
портрет
Чем можно рисовать в технике «Гризайль»
Масляная гризайль
Акварельная гризайль
Винная гризайль
Источники изображений для шаблона
http://farm9.staticflickr.com/8515/8443282188_af8b8f3e70_b.jpg фоновый рисунок
http://www.clker.com/cliparts/O/o/1/Q/L/r/white-paper-edges-hi.png бумага
http://s3.goodfon.ru/image/265774-1920×1200.jpg радуга
http://www.playcast.ru/uploads/2014/03/29/8025134.png палитра
http://zapartoj.my1.ru/66-2/52.jpg
Автор данного шаблона Кулакова Наталья Ивановна учитель начальных классов
ГУО «СШ № 26 г. Гродно», Беларусь
Источники изображений для презентации
http://f-picture.net/lfp/i039.radikal.ru/1102/a5/2b24c8f1a48a.jpg/htm
http://www.litsovet.ru/images/galleries/19569/18815/5dacac38_small.jpg
http://artnow.ru/img/277000/277390.jpg
http://www.malgradopoi.it/images/racconti-giallo-arte-2013/jean-baptiste-simeon-chardin-natura-morta-468×377.jpg
http://f-picture.net/lfp/s49.radikal.ru/i124/0904/a0/b16af7eec061.jpg/htm
http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-03/thumbs/1300233770_201_nevsepic.com.ua.jpg
http://i.i.ua/photo/images/pic/3/3/5720233_36503a81.jpg
http://blog.anapa-otpusk-vityazevo.ru/images/easyblog_images/65/thumb_20140420-145611.-.jpg
http://www.rest-portal.ru/photopics/15292med.jpg
http://images.forwallpaper.com/files/thumbs/list/67/673776__black-mystery_t.jpg
http://small-writer.ru/uploads/posts/2013-11/1425317153_kak_narisovat_naturmort_7.jpg
Сочинение по картине «Цветы и плоды» Хруцкий – 5 класс
Вариант 1
На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим идеальное сочетание цветов и форм. Картина заряжает нас летним настроением, причем на картине изображены дары природы от поздней весны до ранней осени.
В центре натюрморта расположен букет цветов. В этом букете собраны очень красивые июньские цветы: белые и розовые роскошные пионы, и синие сибирские ирисы. Композицию дополняют более мелкие белые и синие цветочки и полевая трава. Хотелось бы отметить вазу, в которой стоит букет. Она выполнена в зеленом цвете и украшена удивительным орнаментом и рисунком волков. Она прекрасно вписывается в композицию.
Также на переднем плане мы видим прозрачный стакан воды. Он наполовину заполнен водой. Чуть левее и дальше от края стола лежит ящик с персиками. Персики – это уже плоды июля. У них приятный розовый оттенок. Перед ящиком лежит один разрезанный напополам плод, чтобы показать его спелость.
По правую сторону мы видим плоды августа – груши. Они продолговатые и желтые. Там же находятся плоды сентября – тыква и виноград. Несколько зеленых ягод лежат на краю стола – вот-вот упадут. Остальная кисть винограда лежит на тыкве. Кажется, она не совсем спелая – сквозь оранжевый цвет кожуры проступают зеленые полоски. Но тыква хорошая, большая. Рядом с ней лежит апельсин, который кто-то уже разрезал, а за апельсином лежит яблоко.
На заднем плане, за персиками, стоит корзина с ягодами: зелеными и красными. А за тыквой стоит стеклянный графин, так же как и стакан на половину заполненный водой.
В натюрморте использована различная цветовая гамма: на заднем плане — темная и приглушенная, на переднем – яркая и сочная. Глядя на эту картину, невольно вспоминаешь летнее теплое солнце, сладость фруктов и запах цветов.
Натюрморт – это очень популярный, но, тем не менее, достаточно сложный вид живописи. Не так просто передать пропорции и цвета оригинальных предметов, выстроить правильную композицию.
Вариант 2
Картина исполнена в тёплых коричневых тонах с небольшими яркими пятнами в середине полотна. Этими яркими пятнами обозначено разнообразие пахучих изящных цветов. Красные большеголовые пионы, синие молодые васильки, фиолетовые пожухлые ирисы, – и всё это вкупе с зелёными веточками стебельков и листьев, которые придают букету ещё большую пышность.
Рядом с огромной расписной вазой, в которой стоят цветы, одиноко устроился стакан с прозрачной лимонной водой. Жёлтая долька тонко нарезанного лимона всплыла на поверхность и для человека в знойный июньский день, такой напиток послужил бы спасительным глотком жизни.
Слева, на заднем плане, стоит корзина, наполненная огромными ветками спелого винограда. Грозди винограда свешиваются за края лукошка, показывая зрителю всё обилие урожая. С обеих сторон корзина обрамлена стебельками пшеницы, видимо случайно попавшими в вазу. Справа же стоит огромный хрустальный кувшин, наполовину наполненный водой. Его тонкое горлышко плотно закупорено, не позволяя мелким насекомым испортить всю кристальную чистоту питьевой воды.
С переднего плана кувшин загораживает огромная спелая тыква. Вокруг тыквы, небрежно разбросаны груши, яблоки и половина сочного лимона, от которого хочется поморщиться. Видимо кусочек этого самого лимона беззаботно устроился в стакане неподалёку. В нижнем правом углу полотна расположился ещё один кусочек лимона. Возможно, из-за неровной нарезки хозяин кухни, на которой показан натюрморт, отложил его в сторону, отдавая предпочтение более ровному ломтику. На передний план справа автор поместил ящик со сладкими персиками. Некоторые плоды, выпавшие из корзины, от своей спелости разломались пополам, от зрителя не может скрыться эта деталь. От желания скушать один из фруктов, уже тяжело избавиться.
После детального просмотра картины, у зрителя возникает жуткое желание очутиться возле этого стола и вкусить каждый сочный фрукт, опустошить огромные корзины и коробки. Главное, о чём напоминает людям этот натюрморт — прекрасную летнюю пору, когда цветы не прячутся под снегом, а могут преспокойно стоять на столе, разнося по дому незабываемый цветочный аромат.
Картина русского художника и графа Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» по жанру является натюрмортом. Известный художник, родственник знаменитого Льва Толстого, написал свое произведение в Санкт-Петербурге, где жил и работал в середине 19 века. Излюбленным мотивом его полотен выступает сад и цветы.
Вариант 3
И. Т. Хруцкий является человеком художества Белоруссии. Некоторые произведения Хруцкого относятся к натюрморту. Из всех творений особенное значение имеет полотно «Цветы и плоды». Творение автора считается сложным произведением. На картине показано большое количество немалых и маленьких компонентов, которые тесно связаны между собой.
Прямо посередине нарисована ваза с большим букетом красивых цветков. Ваза сделана из глины и имеет изумрудный оттенок с красивыми рисунками. Ваза является главным элементом всей картины и вписывается на всю поверхность. Под вазой нарисован стол. А на столе автор нарисовал множество фруктов. На краю стола стоит ящик с персиками. На персиках изображена горсть винограда.
Перед ящиком нарисован персик, разделенный посередине. На второй стороне вазы нарисованы груши, виноград, половина лимона. Также не стоит забывать про крупный арбуз. За арбузом можно заметить красивый фужер, заполненный водой. Также около вазы нарисован стакан, на половину заполненный водой. В букете имеется пион, который склонился над стаканом.
Для создания картины были применены различные краски, от тусклых до темных тонов. Все цветы и фрукты отлично гармонизируют друг с другом. Полотно было нарисовано со всей любовью автора. По картине можно полагать, что автор сам выращивает фрукты. На картине все мелкие детали нарисованы до подробностей. На картине солнечный свет падает прямо на букет. Эта картина призывает любить и заботиться о природе всех людей мира.
Вариант 4
Хруцкий Иван Трофимович – известный белорусский художник-живописец. Названный многими исскуствознавцами мастером натюрмортов. Среди множества его работ особое внимание гаммой цветов и насыщенностью привлекает к себе полотно «Цветы и плоды». Сама по себе картина очень сложная. В ней множество крупных и мелких элементов, которые переплетаются между собой.
В самом центре картины мы видим красивую вазу с огромным букетом цветов. Среди них присутствуют красные и белые пионы, голубоватые ириски, нежные ромашки и еще множество больших и маленьких цветков. Глиняная ваза зеленого цвета украшена рельефным рисунком. Она очень гармонично вписывается во всю композицию картины. Рядом с вазой, на столе, лежат различные фрукты.
По правую сторону от нее – ящик с персиками, а вглубь грона винограда. Перед самым ящиком лежит один персик, разломанный пополам. С другой стороны вазы лежат груши, несколько плодов винограда, разрезанный лимон и большой арбуз. За арбузом спрятанный изящный графин с водой. Возле самой вазы стоит стакан, наполовину наполненный водою. Один цветок пиона наклонился над самым стаканом, как-бут-то хочет пить.
Цветовая гамма картины самая, что не наесть разнообразная. Начиная от темных и тусклых цветов на заднем плане и переходя к ярким и красочным впереди. Все фрукты и цветы исполнены с такой жизненной силой и любовью, что можно подумать бут-то автор масс их выращивал, срывал и складывал для своего произведения. Очень точно прорисованы все тени и мелкие детали. Самая большая часть света припадает именно на букет и, кажется, бут-то от него исходит неимоверное благоухание.
Своей картиной-натюрмортом «Цветы и плоды» И.Т. Хруцкий показывает нам, как надо любить и относится к природе. За свои старания мы всегда будем отблагодарены изяществами, которые изображены на картине.
Иван Фомич Хруцкий: краткая биография
Будущий художник был рожден в 1810 году 27 января. Место его рождения сегодня известно как Беларусь. Однако в те годы она входила в Российскую империю, поэтому его малая родина — Витебская губерния — была частью России. Родители относились к католической церкви, были очень набожны.
Сам художник с детства проявлял интерес к живописи, поэтому рано начал развивать способности в этом направлении. Он получил образование в ИАХ (Императорской академии художеств) и там же долгое время работал. В свое время имел доступ к картинам Эрмитажа с правом их копирования.
Основные стили живописи, в которых он работал, следующие:
- академическое направление;
- классицизм;
- барокко.
Как в России, так и в Польше Хруцкий известен как прекрасный живописец, специализирующийся в основном на красивых и сочных по краскам натюрмортах. Помимо них, он писал и пейзажи, и портреты, и другие картины. Однако широкую известность в художественных кругах ему принесли именно его прекрасные натюрмортные работы. фрукты») — самая Хруцкого. Натюрморт вызывает массу обсуждений по всему миру до сих пор.
Мини сочинения по картине И.Т. Хруцкого
Вариант 1
В центре картины изображена большая ваза с яркими цветами. Огромные красные пионы сразу привлекают к себе внимание, ведь большинство цветов в вазе – желтые. Множество зеленых листьев оживляет букет. Также в нем присутствуют голубые ирисы и веточка васильков на заднем плане.
Вазу с цветами окружают овощи и фрукты. Слева расположено плетеное лукошко с оранжевыми персиками. Два разломленных персика лежат на столе, показывая спелую мякоть и заполняя своим ароматом комнату. Справа от вазы художник изобразил крупные желтые груши. Рядом с ними нарисован разрезанный желтый лимон, он еще больше намекает на сладость груш. Также справа, но чуть в глубине картины находится большая оранжевая тыква. Она добавляет теплых красок в картину и намекает на приход осени.
Также в натюрморте присутствует виноград. Его прозрачные зеленоватые ягоды укрывают часть тыквы, бусинами цепляются за грушу. Виноград поблескивает и на заднем плане за лукошком с персиками. Там, в темном левом углу картины еле видны колосья овса, еще одного подарка природы. Несколько колосьев пшеницы заметны и в вазе с цветами.
Свежести картине добавляет прозрачный стакан с водой и ломтиком лимона, расположенный на переднем крае стола, а также большой стеклянный кувшин, немного спрятанный за тыквой. Присутствие воды на картине подчеркивает сочность изображенных на ней фруктов, а лимон в стакане смягчает их приторную сладость.
Картина выполнена в теплых тонах, характерных для конца лета и начала осени. Пожухлый зеленоватый оттенок стола и вазы отлично контрастирует с яркими желтыми и оранжевыми тонами тыквы, фруктов и цветов в вазе. Передний край картины подсвечен солнечным светом, что только усиливает ее теплоту и мягкость. Более яркие цвета на переднем плане плавно переходят в темные на заднем плане. Такой переход намекает на уходящее лето, которое плавно сменяет осень со своими щедрыми подарками.
Вариант 2
Молодой художник Иван Тимофеевич выбрал сложный жанр – натюрморт. Здесь перекликаются два основных объекта – вкусные плоды и ароматные цветы. Всё многообразие форм и объектов распределено на большом столе прямоугольной формы. Всё это богатства нашего лета.
В центре картины расположена ваза из глины, расписанная замысловатым рисунком. В ней поставлен пышный красочный букет, состоящий из пионов, ирисов, васильков и колосьев пшеницы. Мелких полевых цветов.
В левой части произведения расположен ящик с сочными абрикосами. Один из них разделён на две части. Сзади находится плетёная корзинка с душистым виноградом: синими и зелёными ягодами.
На правой стороне разложены жёлтые груши. За ними возвышается оранжевая тыква. На ней висит сочный виноград. Часть ягодок упало возле неё. Она круглой формы с чётко проведёнными полосками.
Рядом с вазой стоит прозрачный стакан. В нём налита вода. И плавает кусок лимона. Рядом лежит половина нарезанного лимона.
Аппетитные сочные персики лежат на зелёной бумаге. На коричневом фоне нет пустого места. Художник словно делится своими впечатлениями от многообразия форм и красочных объектов.
Дары природы яркие, нежные, так и хочется всё понюхать, потрогать и ощутить нежную, сочную мякоть, впитавшую тепло нежного солнца.
Всё это воспоминания о прошедшем лете, пёстрой ранней осени. Особенно приятно смотреть этот сюжет холодной, белоснежной зимой. Так и хочется всё попробовать. Кругом изобилие даров доброй, щедрой природы.
Чувствуется, что художник передаёт воспоминания о прошедшем лете, богатой осени. Все объекты не могут лежать и стоять рядом сразу, так как сроки их созревания происходят в различные периоды времени. Я словно ожидаю вместе с автором нового чуда, которое подарит нам следующий год. Наслаждаюсь чудесными природными сокровищами. Хочу побывать рядом с этим столом и вдохнуть все нежные запахи цветочной композиции и насыщенных фруктов.
Вариант 3
Картина И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» привлекает к себе внимание большим количеством отображенных предметов и особым контрастом цветов.
В центре композиции изображен букет ярких садовых цветов, преимущественно: красно — малиновых пионов и нежно – фиолетовых ирисов. На заднем плане видны незабудки, дополняют букет мелкие полевые цветы. Ваза для букета подобрана изумительно. Ведь ничто не может так лаконично гармонировать с растениями, как животные, изображенные в нижней части сосуда. Кроме того, ваза изготовлена из натурального природного материала, что подчеркивает естественность натюрморта.
Слева от цветов в плетеном берестяном ящичке отдыхают спелые, очевидно, недавно снятые с дерева, персики. А один из них разрезан, как будто приглашает испробовать вкус сочного плода.
Справа изображены груши, срезанный лимон и желтое яблоко с малиновым бочком. За огромной полосатой тыквой притаился виноград, но часть его все же пробралась на передний план, чтобы придать немного озорства желто – оранжевой композиции.
Отличительной особенностью картины являются дополнительные аксессуары, позволяющие подчеркнуть великолепие центральной части полотна.
Так, стакан с водой не просто позволит, проходящему мимо утолить жажду, но и попробовать лимонную дольку, а может и поэкспериментировать с другими фруктами. С этой целью на заднем плане возвышается стеклянный графин, прикрытый небольшой крышкой в форме сливы.
Значимую часть заднего плана художник заполнил ветками мелкого зеленого и фиолетового винограда в плетеной корзине. Возникает соблазн очутиться рядом с ягодной корзиной и незаметно прихватить пару веточек.
В целях придания натюрморту естественности, фоном для композиции выбран тканевый холст. Эту же цель преследовал автор, изобразив в основе композиции старый серый стол с огромной трещиной посередине. Поверхность стола будто ломится от обилия цветов и плодов.
При написании картины автор использовал широкую палитру красок: от темно – коричневых до светло-розовых. Достаточно точно отображена тень там, где необходимо смазать цвет, и очень ярок свет, указывающий в центр композиции. От грамотной игры света и тени букет особенно выигрывает.
Картина художника И.Т. Хруцкого многогранна. В ней переплетается животный и растительный мир, что позволяет в полной мере оценить мастерство и задумку художника.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 186-187
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?
Главные герои этого стихотворение — крестьянские дети. Поэтому оно так названо.
Это стихотворение о крестьянских детях, об их нелёгкой судьбе и коротком детстве.
Герой после охоты спал в сарае, а дети наблюдали за ним. Герою сразу понравилось выражение глаз детей.
Рассказчик — барин, он опять в деревне ради охоты. Он пишет вирши-стихи. У него дорогие часы, золотая цепочка, ружьё.
Эпитеты: внимательных глаз, святой доброты, милые плуты.
Сравнения: как в поле цветы, так стаей летят воробьи.
Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Это привлекло внимание автора.
2. Чему подивились дети и какой приговор изрекли? Почему они решили, что незнакомец не барин?
Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы, поэтому решили, что незнакомец не барин.
3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
Автор вместе с детьми ходил за грибами, раскапывал листья, обшаривал пни, примечал грибное местечко.
Они губили змей, считая это подвигом. И ждали одобрения своих поступков от прохожих.
Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.
Рассказами их радовали прохожие: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, горожанин
4. В чём состоит нарядная сторона труда и как привлекали родители детей к труду?
Нарядная сторона труда состоит в наблюдении за работой родителей, помощи им, которая кажется детям игрой.
Родители специально брали маленьких детей в поле, чтобы они видели, как трудятся родители, помогали им и привыкали к крестьянскому труду. Они прививали детям любовь к полю и труду.
6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
Мне больше всего запомнилась картина с Власом. Серьёзный мальчик вёз из леса дрова и считал себя мужиком, который обязан содержать дом и хозяйство.
Мне стало жаль мальчика, который так рано повзрослел и лишился счастливого, беззаботного детства.
7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
Картины детских игр и забав пронизаны весельем. Картины детского труда кажутся грустными.
Я считаю, что правильно ответила на заданный вопрос. Автор хотел сказать, что крестьянским детям очень рано приходиться работать наравне со взрослыми, у них почти нет детства, они с малых лет знают, что такое труд.
8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
Поэт рисует яркие картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами. Он рассказывает, как дети внимательно слушают рассказы взрослых, как всё им интересно.
Дальше он рассказывает, как начинают трудиться крестьянские дети и что их ждёт в будущем. Он показывает мальчика, который возит из леса дрова наравне со взрослыми.
Обогащаем свою речь
1. Как вы понимаете слова и словосочетания:
Вирши. Стихи.
Коснулось души умиленье. Стало приятно на душе.
Милые плуты. Милые проказники, озорники.
Святой доброты. Бескорыстной доброты.
Грибные набеги. Поход в лес за грибами.
Рубанки. Инструмент плотника.
Синеющей лентой. Голубая лента реки.
Вековое наследство. Оставленное предками.
Хлеб трудовой. Добытый тяжёлым трудом.
2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.
Вона — вон.
Гляди-тко — смотрите.
Чай — наверное.
Стволина — ствол.
Спроста — наивно, без причины.
Вестимо — само собой.
Не засти — не заслоняй.
УкрАдут — украдУт.
3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.
Изваяние — скульптура.
Величава — величественна, внушительна.
Родименький — родной.
Удел — доля, судьба.
Заповедать — завещать.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.
Мне кажется, что эти иллюстрации хорошо дополняют стихотворение и помогают лучше представить образ крестьянских детей.
Устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрациях Шмаринова
На первой иллюстрации мы видим детей, которые отправились в лес за грибами. Девочка постарше, одетая в простую, но чистую одежду, держит на руках малыша. Рядом мальчик палочкой тычет в ёжика, которого дети нашли на опушке. К ним спешит со всех ног ещё один мальчик с огромной корзиной для грибов. Он в огромной кепке, чтобы казаться взрослым, но без штанов.
Мне понятно, что детям сказали набрать полную корзину, и хотя для них лес полон тайн и игр, всё равно им придётся потрудиться. Но стоит жаркое лето и дети счастливы.
На второй иллюстрации мы видим Власа, маленького шестилетнего мальчика, который помогает отцу.
Наступила зима. Мальчик тепло одет. Он глубоко утопает в снегу, но упрямо ведёт под уздцы лошадь с возом дров. Он серьёзен, он чувствует ответственность и немного горд своей важностью. Влас ещё не понимает, что игры для него закончились и начинается полная невзгод и трудов взрослая жизнь.
2 четверть — Мир наших вещей. Натюрморт
Урок 9. Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника
Цели деятельности учителя | Формирование представлений о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ. Формирование самостоятельности в эстетических суждениях. |
задачи | 1. Познакомить учащихся с понятиями «реальность» и «фантазия» в творчестве художников; рассказать об условности и правдоподобии в изобразительном искусстве; .Дать представление о неразрывности восприятия реальности и творческой фантазии в произведениях искусства на любые темы, в том числе при изображении предметного мира. Научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить с особенностями творчества великих русских художников 2. Развивать творческие способности учащихся 3. Показать учащимся ценность каждой вещи, формировать умение видеть заложенную в вещи частичку души человека |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты | Предметные: научатся понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность и фантазии в творчестве художника, составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции, многообразие взглядов |
Методы и формы обучения | Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.artsait.ru |
Оборудование | Бумага, гуашь, кисти, |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация. Репродукции картин: Марк Шагал «Прогулка», Леонардо да Винчи. «Проекты»; В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», М.Врубель «Царевна Лебедь»; Хруцкий «Цветы и плоды»; УНП « Сказочно- былинный жанр». |
Основные понятия | Условность, реальность в изображении, фантазия в творчестве реальность и фантазия, правда искусства |
Ход урока.
1. Организационный момент. (Приветствие, подготовка готовности учеников к уроку.)
У Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В нем говорится о том, как два товарища рассказывали друг другу небылицы:
– Я раньше летать умел, – говорил один.
– А я был в Африке, и меня там крокодил съел, – соврал другой.
– Почему же ты теперь живой? – спросил его друг.
– А он меня потом выплюнул! – засмеялся мальчик.
Так ребята выдумывали небылицы, пока к ним не подошел еще один мальчик. Послушал он разговор мальчишек и сказал:
– Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза. Я съел варенье, а спящей сестре губы вареньем испачкал. Ей досталось от мамы, а мне ничего.
Мальчики назвали его вруном и не захотели с ним дружить.
– Как вы думаете ребята, что такое фантазия? Допустим ли вымысел в науке? Возможен ли вымысел в искусстве? Чем фантазия отличается ото лжи? Что общего между фантазией и воображением?
2. Беседа. Введение в тему « Реальность и фантазия в творчестве художника».
— Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение? (Чтобы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, делать открытия.)
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ необходимо для того, чтобы сочинять, но не менее — для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества.
-
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве.
-
Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
Во все времена человек создавал изображения окружающего мира. Когда мы смотрим на картины художников, нам трудно определить, реальность или фантазия то, что изобразил мастер.
Реальность и фантазия — два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать. Он может сочинять, изображать то, чего нет, — небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и далекое будущее. Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни людей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ и немыслимые механизмы (Леонардо да Винчи. «Проекты). А мы, понимая это, не считаем его обманщиком — мы радуемся и огорчаемся вместе с ним.
Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реальностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение. А в искусстве, даже тогда, когда оно убедительно показывает нам то, что реально существует, художник ведет отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явление жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторонами, которые выбрал художник, которые взволновали его.
-
Правда искусства как реальность, пережитая человеком.
Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои переживания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведении искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за саму реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.
Все, о чем мы здесь говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту.
Ответьте на вопросы:
— Как вы думаете, был ли Суриков очевидцем казни стрельцов и покорения Сибири Ермаком, видел ли, как везли опальную боярыню Морозову по улицам заснеженной древней Москвы?
— Встречал ли Васнецов Ивана-царевича на Сером Волке?
— Опускался ли Репин в подводное царство?»
В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно путем не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.
Воображение И. И. Левитан не слабее, чем воображение С. Дали. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и написать новую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая зоркость, творческая самостоятельность воображения.
Ещё одна важная мысль: ценность произведения искусства не в том чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание которым оперирует художник, пластическим выражением художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения; или копирования непосредственно воспринятого. И.И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка природы выйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».
То, что мы воспринимаем в жизни, в повседневном опыте, по большей части случайно, мы далеко не всегда выделяем характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Художник видит по-иному: его зрение, сознание ведут отбор значимого, характерного. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали.
3. Рассмтривание и анализ репродукций Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников.
1) Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка».
Представлена картина Марка Шагала «Прогулка» (название картины не сообщать).
Вопросы классу
1. Как бы вы назвали эту картину?
2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?
3. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?
4. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг:
а) жанр картины;
б) сюжет и композиция;
в) рисунок, ритм, колорит… .
Вывод: «При создании произведения художник пропускает реальность через свою фантазию. Правда искусства – это реальность, пережитая человеком»
Разве может быть так, чтобы люди летали? Люди не могут, а художник в юности ускользнул в небо из своего родного города Витебска, устроился на облаке и начал писать. Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так и в «Прогулке» он изобрази сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой и фигурой художника. Герои картины замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и… взлетели над Витебском, устремились на небеса. Полёт в «Прогулке» радостен, безмятежен и возможен только благодаря прекрасному чувству любви жениха и невесты. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом, ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника.
Фантазия — это не просто нереально сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности.
Мощное творческое воображение узнаётся: не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее потому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир. Некоторые тонкие и хрупкие переживания- значимые факты внутренней жизни —часто как бы заслоняются и затемняются в условиях; обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к отклонению от некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна.
Творческое воображение необходимо мастеру для создания произведения. Порой художник изображает не действительность, а именно фантастический мир вещей для того, чтобы передать нам — зрителям — свое настроение.
2) . Анализ картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» см. папку Жанры живописи, текст на репродукции
Сегодня на уроке мы будем говорить о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» (рис. 11), На примере данной работы мы познакомимся с фантастическим миром в живописи.
Картина была написана в 1889 г., в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. После завершения работа была выставлена на передвижной художественной выставке. Эта картина представляет собой иллюстрацию к известной русской сказке «Иван-царевич и серый волк». Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на волке сквозь темный лес, спасаясь от погони. Для образа царевны Васнецов использовал написанный в 1883 г. этюд с племянницы СИ. Мамонтова Натальи — «Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой». Посмотрите на картину внимательно. Иван-царевич гордо восседает на волке, взгляд его устремлен вдаль, он верит в спасение.
Главный герой бережно обнимает Елену, чувствуя свою ответственность за ее судьбу.
Обратите внимание на одежду Ивана-царевича. Он одет в парчовый кафтан и подпоясан зеленым кушаком. На его голове — царская шапка, отороченная мехом, а на руках — узорчатые рукавицы. Червленый меч будто догоняет хозяина на лету.
Образ Елены олицетворяет чистоту и покорность. Ее голова лежит на плече Ивана-царевича, а руки сложены на коленях. Густые шелковые волосы героини развеваются на ветру. Елена одета в шелковое платье салатного цвета. На голове — яхонтовая корона, на шее — бусы из скатного жемчуга, на ногах — сафьяновые сапожки.
Хотя картина выдержана в темных тонах, она производит радостное впечатление. Возможно, между героями возникает чувство любви, а белые цветы символизируют их счастливую будущую жизнь.
Ответы на вопросы
-
Какой эпизод запечатлел художник на картине? {На картине запечатлен эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой
Прекрасной от царя Далмата к царю Кусману.) -
Что мы видим на переднем плане картины? {На переднем плане картины мы видим болото с кувшинками, старую кривую яблоню с цветущей веткой.)
-
Что изображено в центре картины? {В центр художник поместил всадников на волке.) ,
-
Что изображено на дальнем плане? {Могучие стволы вековых дубов.)
-
Какую цветовую гамму использовал Васнецов? Почему? {Примерный ответ. Васнецов использовал в основном темные тона, так как всадники мчатся по темному ночному лесу, их преследуют. Темная гамма передает состояние страха, чувство опасности. Светлыми тонами написаны всадники, так как они совершают доброе дело. А белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа — символ надежды на успех, веры в счастливый финал.)
3). Анализ картины М.Врубель «Царевна Лебедь»;
4). Анализ картины Хруцкий «Цветы и плоды»;
5) Условность и правдоподобность в искусстве. Каждый художник обладает одновременно как физическим, так и художественным зрением. Как и всякий не художник он смотрит на окружающий мир — на природу, на людей, предметы — при помощи своего физического зрения, но , когда он вглядывается во все это как художник, притом не просто для того, чтобы полюбоваться, а с целью запечатлеть виденное на бумаге или холсте, на помощь его физическому зрению приходит зрение художественное. В этот момент он не только смотрит но и создает образ.
Как бы ни был совершенен этот образ, он ни когда не будет совпадать с природой, а всегда будет являться некоторым вольным или не вольным видоизменением ее, иногда даже преображением.
4) Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.
5) Ценность произведений искусства. Почему люди хранят произведения искусства и высоко ценят их, передавая из поколения в поколение. Для некоторых людей рисование превращается в главное дело жизни. И если чувства и мысли художника будут интересны многим людям — получится произведение искусства, Только нужно много знать и уметь. Картина похожа на окно в мир, созданный художником. Но самые лучшие картины собирают в музеях искусства для того, что бы люди свободно могли приходить к ним в гости и беседовать с ними. Они несут радость, заставляют думать о смысле и правде жизни, о добре и зле.
Предметы изображенные на картинах помогают нам лучше понять обстановку, условия жизни людей. Художник передовая в картинах предметы, рассказывал о людях, изображал ту среду в которой они жили, и конечно передавал свое отношение к изображаемому. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только, что вышел и может вернутся в любой момент. Содержание натюрморта всегда отражает характер человека, время в котором он живет, его интересы и т.д.. В натюрморте художник выражает не только свое отношение5 к окружающему миру, но и свое чувство и понимание прекрасного. Через натюрморт мы можем понять духовный мир его автора.
4. Объяснение порядка работы.
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их — предметы быта, т.к. они необходимы для нашего удобства и комфорта. Но случайно ли именно эти вещи попали к вам в дом? Каждую из них выбирали вы или ваши родители, а может быть, и более старшие представители вашей семьи. Выбирали их по принципу удобства, красоты, общего стиля вашего дома. У каждой вещи, как и у человека, есть своя судьба с момента рождения и до «смерти».
Творческие задания
Вариант – 1. Написать маленькую новеллу о ценной для вас вещи. Нарисовать ее на этом же листе. Материалы: альбомный лист, цветные карандаши, пастель, акварель или гуашь.
Вариант –23 На этом занятии вам предлагается изобразить фантастический мир. Используйте краски разных цветов. Замысел своей работы вы можете позаимствовать из русских народных сказок.
5. Рассматривание и анализ работ нарисованных учащимися в прошлые годы .
6. Практическая работа.
Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) Контроль организации рабочего места;
2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка; 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;
7. Итог.
ВОПРОСЫ
-
Как ты понимаешь роль фантазии в жизни человека?
-
Помогает ли искусство развитию фантазии?
-
Как ты думаешь, что такое творческое воображение художника и что такое творческое воображение зрителя?
На примере данных картин мы увидели, как художники запечатлели фантастический образ, выразив свою мысль при помощи различных художественных средств; искусство в целом представляет собой игру образов, а не реальных объектов, сотворение вымышленного мира, в котором живут выдуманные
Рассматривание и анализ нарисованных работ. – Придумай сюжет своей будущей картины. Расскажите так, чтобы ребята смогли составить о ней представление! Предлагает придумать поэтичное название для изложенного сюжета.
– Ваши сюжеты очень интересны, и хочется вам сказать:
Рисование – дело такое,
Что фантазии не удержать…
Нарисуй мне зарю над рекою,
Поспеши кисть к листочку прижать.
Рисовать – это так интересно,
Подперев подбородок рукой!
И поверь, будет всем интересен
Мир, что создан твоею душой.
Болдышев Сергей
Рефлексия
8. Домашнее задание:
Подобрать репродукции н-тов с различными состояниями, освещением колоритом. Принести бумагу, краски и начатый на этом уроке натюрморт. Найти дома памятные вещи для вашей семьи, узнать их историю,
поговорив с родителями.
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Художественная династия Маковских дала миру несколько поколений живописцев. Наиболее известными из них стали Константин и Владимир Маковские. Братья при жизни достигли признания и славы. Любимчиком русской аристократии был Константин, с небывалым успехом писавший заказные портреты в конце 19 и начале 20 веков. Также Константин Маковский одним из первых в искусстве обратился к жанру исторической живописи. Его полотна до сих пор нравятся зрителю жизнерадостным обаянием. Мастер искал красоту в давно прошедших веках, в древнерусской старине. Большую популярность приобрела его серия полотен с русскими боярышнями. Для их изображения Маковский избрал стиль романтизма.
2. Художника интересовали русские красавицы 15 – 17 веков. Героинь своих портретов мастер непременно изображал в национальных одеждах. Написанных им картин с названием «Боярышня» насчитывается несколько десятков. Константин Маковский начал создавать серию боярышень ещё в 1880-х годах и не расставался с этой идеей до конца жизни. Позировали мастеру его современницы. Живописец наряжал их в старинную одежду, которую специально разыскивал и скупал для своих моделей. Сундуки и комоды в доме мастера были полны тяжёлых старинных тканей и восхитительных головных уборов. Боярышня в зелёном платье относится к позднему периоду творчества Маковского. Год её создания примерно 1910.
3. Сюжет картины представляет нашему вниманию красивую девушку, облаченную в традиционный праздничный костюм. Роскошь украшений и богатство наряда говорят о её знатном происхождении.
4. Внешность величавой красавицы подчёркнуто благородна. Чёрные брови взлетают горделиво, зелёные глаза умны и проницательны. Румяное лицо цветёт здоровьем и молодостью. Оно выражает спокойствие и достоинство. Черты лица правильные и выразительные. Пышные алые губы крупные и чувственные. Тёмные волосы видны лишь на виске и за ярко-розовым ухом красавицы. Её коса спрятана под головным убором. Лицо героини максимально приближено к зрителю.
5. Детали наряда живописец передал с точностью, но не прописывая всё до подробностей. Основное внимание на полотне уделено лицу. Несмотря на крупные свободные мазки, которыми написан верх платья, мы понимаем, что девушка одета изысканно. Кокошник в виде высокой короны украшает огромный изумруд. Небольшой камень из такого же материала мы видим в массивной золотой серёжке, над ней искусно потрудился ювелир. Украшение вокруг лба, которое называется очельем, напоминает кружево. Скорее всего, очелье расшито мелким жемчугом. Оно пришито к шапочке, удерживающей кокошник. Привлекает внимание вуаль, струящаяся с затылка на спину и плечи. Она сделана из тончайшей полупрозрачной ткани с разноцветным орнаментом и золотой нитью.
6. Фон полотна выполнен хаотичными мазками и затемнён для того, чтобы высветлить лицо девушки и выгодно оттенить роскошное сияние наряда героини. Бусы из крупного жемчуга подчёркивают царственность пленительного образа. Тёмно-рубиновые ряды бус говорят о ярком темпераменте героини.
7. Маковский любуется своей моделью. Он стремится передать своё восхищение зрителю. Очарованность молодостью, красотой, блеском украшений и нарядов – вот яркий посыл мастера, настигающий нас и через множество лет.
8. Мне понравилось в картине то, что художник именно такой изобразил русскую красавицу давно ушедшей эпохи. Пусть её образ несколько идеализирован, однако он вдохновляет и дарит эстетическое наслаждение.