Сочинение по истории принятие христианства на руси

Германская нация приняла христианство раньше русской на полтысячелетия. с принятием христианства стали распространяться письменность, образование, летописание, строительство каменных храмов с

Германская нация приняла христианство раньше русской на полтысячелетия.

С принятием христианства стали распространяться письменность, образование, летописание, строительство каменных храмов с иконами, фресками, мозаикой, церковное пение и многое другое.

Многие мыслители первых веков христианства воодушевлялись идеей постоянного присутствия божественной искры в мире.

– Более чем, – заверил монах с протезом. – Эти мечи – святые реликвии времён раннего христианства. Им надлежит быть в церкви.

Христианским мыслителям понадобилось обращаться к философии ещё в самом начале распространения христианства.

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: поубивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

За двухтысячелетнюю историю христианства православная вера проросла в подсознание русского человека, впиталась в нашу кровь, и просто так от неё невозможно отречься.

Идея православного христианства органично связана с внутренней свободой личности.

Следствием принятия христианства стало объединение русских людей, формирование древнерусской народности, сплочённой единой территорией, верой и языком.

В нём воплотилась вера в существование могущественного христианского монарха где-то по ту сторону исламского мира, с которым западное христианство могло бы объединиться для победы над неверными.

Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения.

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов.

А между тем там, внизу, в полумраке, где теплилась одна лишь лампада, виднелся мраморный барельеф на гробнице первых времён христианства.

Эта мистическая школа стала основой традиции восточного христианства, определив призвание к созерцанию.

Принятие христианства явилось величайшим переломным моментом в историческом развитии русского народа.

Их называем ересями, если терпят поражение, или новыми ветвями христианства, если завоёвывают право на жизнь… ну там кальвинисты, пуритане, гугеноты, протестанты…

Часть населения уже исповедовала христианство, многие оставались язычниками.

Введение христианства способствовало развитию культуры на белорусских землях.

Только под влиянием христианства славяне стали цивилизованными.

С возникновением христианства появилось огромное количество христианских школ, среди которых были приходская, монастырская, соборная, или епископальная.

Смирение, борьба с гордыней является основной идеей христианства.

Поэтому в раздираемом противоречиями, конфликтами и жестокостью обществе периода поздней империи христианство распространялось с удивительной быстротой.

Приход христианства положил конец магическим процедурам, и они преданы анафеме.

Целый ряд идей, актуальных для начального периода русского христианства, присутствует в этом тексте.

Свет добрых дел христиан является основой проповеди христианства.

На протяжении двух тысячелетий христиане снова и снова пытались решить вечный конфликт между христологией сверху и христологией снизу, но именно во время соборов V века споры шли о самой сути христианства.

Вряд ли люди так разительно облагородились с появлением христианства, что у них вдруг совесть появилась.

Посольство должно было сообщить царю об удачных действиях казаков против турок и предложить служить ему против общего врага христианства37.

Это было необычно, так как христианство уже два века являлось господствующей религией.

Принятие христианства ещё долго не затронуло языческие устои, особенно в малых местечках и поселениях.

И тем не менее историческое христианство развивалось именно здесь, на нашей планете.

Не возвращают ли нас эти слова к чисто нравственному пониманию христианства?

При этом, как правило, подвергаются значительным искажениям самые фундаментальные истины христианства.

Но что видит человек, не посвящённый в сущность христианства, в эти торжественные дни, месяцы, годы?

Недоверие и предубеждение к евреям уходит корнями к ранним годам христианства.

Именно христианство дало языческому миру знание о том, что тело – это храм, поэтому его надо держать в чистоте и уважении к нему.

Ведь, как известно, рыба и крест – это древние символы христианства!

С одной стороны, она во многих отношениях напоминает современное христианство, а с другой – схожа с религией множества сект, расцвет которых пришёлся на первые три-четыре века нашей эры.

Нормы религиозного характера и дух христианства морально обязывали врача бесплатно лечить больных, о чём в некоторых случаях давалась клятва.

Заключённый в тюрьму, епископ продолжал проповедовать христианство и творить чудеса исцеления.

Например, при зарождении христианства люди считали, что это дорога ангелов, по которой те могли подниматься на небеса.

На стыке иудаизма, ранних форм христианства, восточных культов, митраизма и зороастризма, разных вариантов язычества появлялись такие причудливые религии, что только диву даёшься.

Поскольку и вербализация, и опредмечивание относятся преимущественно к функции сознания, то моделирующий его белый цвет в христианстве имеет наиболее существенные значения.

Однако как-то трудно представить, что буддизм и христианство могли иметь общие корни, если учитывать суть того и другого.

Исследователи христианства приходят к однозначному выводу: эта религия стала столь массовой в большей степени именно потому, что обещала иную, лучшую жизнь, нужно только потерпеть…

Сделав христианство своей опорой и инструментом управления обществом, русские правители естественным образом возложили на себя также и материальное бремя содержания этого нового социального института, который по понятной причине никогда после этого не выказывал значимых признаков «оппозиционности».

Победу христианства летописец связывает именно с ниспровержением идолов.

Так понимаемое мистиками христианство существовало, по их мнению, от сотворения мира.

Описание

Показать на плане

Древнерусская летопись «Повесть временных лет», ссылаясь на устную традицию, в качестве прародины славян называет области Нижнего и Среднего Дуная. Занимаемые во второй половине I тыс. н.э. славянами земли простирались от Балтийского моря до Балкан и от Днепра до верхнего Дуная и Одера.
Поляне поселились в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них, между устьями рек Десны и Росси, жили северяне (Чернигов) и радимичи. На запад от полян, на правобережье Днепра и к югу от Припяти, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» – болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – приток Западной Двины). По рекам Оке и Москве расположились вятичи; на запад от них в верховьях Днепра, Двины и Волги – кривичи. Дальше всех от Дуная, на севере Восточной Европы, вокруг озера Ильмень расселились славяне, сохранившие «дунайское» имя – словене, где позже они основали Новгород и стали называться «ильменьские или новгородские словене».


«Черная могила» один из самых величественных курганов Черниговского некрополя. В 1872–1873 годах курган был раскопан известным русским археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым.
Под насыпью, возведенной в промежутке между 980 и 1025 гг., были погребены два знатных воина, взрослый мужчина и юноша, а также сопровождающая их в загробный мир женщина.
Первичная насыпь кургана достигала высоты 7 метров, затем на вершине состоялась тризна в честь умершего, после которой курган был досыпан. Именно на месте тризны были найдены вещи, символизирующие высокий, возможно, княжеский статус погребенных – два шлема, два ритона (питьевые рога), две византийские золотые монеты, два ножа и бронзовый идол скандинавского бога Тора.
Комплекс предметов, обнаруженный в кургане «Черная могила» – яркое отражение сложных путей формирования полиэтничной и восприимчивой к инокультурным инновациям элиты Древней Руси.


Древнерусское государство, возникшее на огромных пространствах Восточной Европы от Ладожского и Белого озер до Верхней Волги и Среднего Днепра, с начала своего появления было полиэтничным. Вместе со славянами здесь проживали более двадцати неславянских народов.
Полиэтничный характер государства отражен и в составе дружин первых русских князей, ходивших военными походами на Царьград (Константинополь, Византия): «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев…»
Сложившаяся в последующие столетия древнерусская народность стала результатом своеобразного социально-культурного симбиоза – активного взаимопроникновения и взаимообогащения культурных традиций различных этнических групп, проживавших на территории Восточной Европы.


О расселении славянских племен мы знаем не только из летописи, но и благодаря археологическим исследованиям древних поселений и курганных могильников. В ходе широкомасштабных раскопок сельских курганных погребений XI–XIII веков на территории Древней Руси был изучен и реконструирован славянский женский убор, включающий височные и нагрудные украшения, браслеты и перстни. Было установлено, что у каждого славянского племени был «свой» определенный тип височных колец – женских украшений, которые поддерживали прическу и носились на висках. При картографировании находок различных типов височных колец оказалось, что ареалы их распространения повторяют карту расселения восточнославянских племен, которая изложена в «Повести временных лет» Нестором.


В IX веке по территориям левобережья Днепра проходил один из путей на Восток – Донской. Нижнее течение Дона находилось под властью Хазарского каганата. Контроль над речными путями и волоками на водоразделе Оки и Дона осуществлялся славянским населением. Ключевым центром на водоразделе стало городище Супруты.
Состав находок Супрутского городища, в котором представлены различные культурные традиции, свидетельствует об этнической неоднородности его жителей. И хотя основу составляли славяне, на поселении также проживали выходцы из Скандинавии и с территории Хазарского каганата.
Городище было полностью уничтожено в первой половине X века в результате военного набега и штурма. Согласно летописи, Олег предпринимает поход в Северскую землю: «И победи Северы, и возложи на них дань легкую».
Окончательно в состав Древнерусского государства эти территории были интегрированы во время правления князя Святослава (964–972 гг.).


Верной и надежной опорой князей в их делах была дружина – отряд воинов. Название «дружина» происходит от слова «друг», которое первоначально было очень близко по значению словам «товарищ», «соратник».
Первые русские князья были связаны со своей дружиной взаимными личными обязательствами. В частности, князь брал на себя распределение средств, добытых вместе с дружиной. Дружина, в свою очередь, должна была поддерживать и защищать своего князя.
Численность княжеской дружины, по мнению современных исследователей, варьировалась от 200 до 400 вооруженных воинов.
Арсенал древнерусского дружинника был весьма разнообразен, он состоял из защитного вооружения (щит, кольчуга, шлем) и наступательного оружия (меч или сабля, копье, боевой топор, лук со стрелами, боевой нож). Исследователи также выделяют два комплекса вооружений, существенно отличающихся друг от друга: комплекс вооружения пешего воина, сложившийся под влиянием традиций Северной Европы; и всаднический комплекс, сформировавший под воздействием соседних кочевых племен (хазар, печенегов).


На обширных пространствах степи и лесостепи от Волги до Приазовья и Крыма, от верховьев Северского Донца и Дона до предгорий Кавказа в последней четверти I тыс. н.э. сформировалось и расцвело одно из первых раннесредневековых государственных образований Восточной Европы — Хазарский каганат.
Хазария, как и Древняя Русь была полиэтничным государством, населенным разными народами и племенами – аланами, уграми, болгарами и другими тюрками. Неоднородность этнического состава населения и разнообразие хозяйственных укладов нашло отражение в разнообразии видов археологических памятников, деталях погребального обряда, в наборе и форме бытовых предметов или оружия.
В середине VIII века хазары приняли иудаизм. Единые законы-обычаи, записанные в священном писании, упрочили столь разнородное государство.
В VIII веке они покорили соседствовавшие со степью восточнославянские племена – полян, северян, радимичей в левобережье Среднего Днепра и вятичей, сидевших на Оке.
Во второй половине IX века Хазария была разгромлена русскими дружинами Святослава, которые захватили и разорили хазарскую столицу Итиль в низовьях Волги и торгово-ремесленный центр Саркел на Нижнем Дону.


К концу первого тысячелетия хозяйство восточных славян уже в течение длительного периода было земледельческим.
Археологические исследования древнерусских селищ (остатков неукрепленных поселений) XI–XIII веков раскрывают нам картину жизни древнерусской деревни.
Как правило, деревни располагались на невысоких берегах небольших рек, рядом с возделывающимися пашнями. Немалое значение имели и заливные луга, используемые как пастбища или сенокосные угодья.
Основным орудием обработки земли в Древней Руси было рало, которое наравне с плугом упоминается в летописях. Позднее, с XIII века появляется термин «соха». Сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, бобы, горох, возделывали огородные культуры.
Важной отраслью сельского хозяйства было животноводство. О составе стада дают представления письменные источники, согласующиеся с археологическими. На поселениях XI–XIII веков обнаружены кости лошади, коровы, мелкого рогатого скота, свиньи, собаки, кошки, курицы, утки, гуся. Главную роль в хозяйстве играла лошадь.


Скандинавы, которых в Европе принято называть «норманнами» («северными людьми»), появились на севере Восточной Европы еще в середине VIII века – на Ладоге. Сами себя они называли «викингами». Будучи отважными и искусными мореходами, ловкими купцами и безжалостными воинами-пиратами, они искали пути в Византию и страны Арабского Халифата, где можно было добыть себе богатство.
В «Повести временных лет», живущих на севере, за Варяжским (Балтийским) морем, называли «варягами», среди которых выделяли «свеев, урман, англян», а также «русь». По летописному преданию, Русская земля «прозвалась» от «всей руси», пришедшей с князьями, которые были призваны славянами от варягов.
Походы по рекам через земли славян и финно-угров требовали развитой инфраструктуры. Варяги-русы (скандинавы) селились на территории будущей Руси, тем самым создавая опорные пункты для своих торговых экспедиций. К таким поселениям, на которых очевидно постоянное присутствие выходцев из Скандинавии, можно отнести Ладогу в низовьях Волхова, Рюриково городище в истоках Волхова, Гнёздово на берегу Днепра под Смоленском, Тимерёво, Михайловское, Петровское в Ярославском Поволжье (верховья Волги).


Первые русские князья были, в первую очередь, предводителями военных отрядов-дружин. Война была основным их занятием, военные набеги и походы совершались практически ежегодно и приносили либо богатую добычу, либо поражение и даже смерть.
Основные усилия первых русских князей были направлены на защиту собственных рубежей извне, покорение соседних племен и дальнейшее расширение сферы своего влияния.
Летописи донесли до нас имена первых русских князей из династии Рюриковичей. В научной литературе принято выделять князя Олега, объединившего Русь своим походом из Новгорода в Киев (882 г.), княгиню Ольгу (945–964 гг.), которая стала первой христианкой и провела первую административно-налоговую реформу, установившую места сбора и объемы дани («уроки и погосты»). Особо выделяют правление князя Владимира (980–1015 гг.), которого принято называть Владимир Святой, или Владимир Великий, Владимир Креститель. Впоследствии он был причислен к лику святых. Владимир сделал христианство основной религией государства. Именно при нем возникла новая идейная основа древнерусского государства: «один бог – один правитель».


Обширное пространство юго-восточного побережья Балтийского моря от Калининградского полуострова до Рижского залива, включая значительные территории бассейнов Немана и Западной Двины в средние века занимали балтские племена. Со славянами они были давними соседями и находились в самых тесных контактах.
Древнерусские летописи называют отдельные племена балтов – литву, пруссов, жмудь, летголу, голядь и др.
Самоназвания у данной этнической общности нет, этноним «балты» появился в научной литературе с середины XIX века и по своему происхождению связан с Балтийским морем.


Языческие представления населения (славян, финно-угров, скандинавов, балтов) были важнейшей составляющей духовной культуры Древней Руси IX–X веков.
Для монаха Нестора, из летописи которого мы узнаем о язычестве славян, это верования разных племен – «языков», не знавших библейского учения о едином Боге. Другое название язычников в древнерусских летописях – «поганые».
Погребальная обрядность Древней Руси IX–X веков — наглядная иллюстрация всего разнообразия языческих верований населения. Сожжение умерших и возведение кургана, широко распространенные вплоть до рубежа X–XI веков – наиболее яркие проявления языческих ритуалов. К элементам языческой культуры также относятся обычаи сооружения коллективных курганов-усыпальниц (сопки, длинные курганы); сопровождения погребенного набором различных предметов, в том числе оружия и «его порчи»; помещения заупокойной пищи; изготовления глиняных имитаций звериных лап для погребения и т.д.


Северными и северо-восточными соседями славян были финно-угорские племена и народности. Они занимали значительные территории лесной зоны Восточной Европы от побережья Балтийского моря на западе до Уральских гор на востоке и далее западно-сибирские земли, охватывающие бассейн среднего и нижнего течения реки Оби.
К началу средневековья финно-угры в языковом и культурном отношениях разделились на множество племен и племенных группировок.
Чудь – славянское название северных финно-угорских народов – употреблялось в Древней Руси в узком и широком смысле слова. Имя этих «чужих» племен переносилось на разные финно-угорские народы по мере продвижения славян в лесной зоне и стало их обобщающим названием.
В летописи мы также встречаем уже более точные названия финно-угорских племен: весь, меря, мурома, мордва, черемисы и другие. Некоторые из них, например мурома и меря, были полностью ассимилированы славянами и приняли участие в формировании древнерусской народности и ее культуры.


После смерти Святослава на Руси вспыхнула первая междоусобная война между его сыновьями. Победу в итоге одержал Владимир, захвативший Киев в 980 году. Перед Владимиром встали задачи обустройства Русской земли и обеспечения единовластия киевских князей.
Еще одним существенным обстоятельством были правители соседних стран, которые не признавали князя-язычника равным партнером.
«Испытав» разные веры своих соседей, Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду (православие). Он крестился сам, крестил большинство своих приближенных – дружину. Это событие стало лишь отправной точкой для христианизации всей Руси. Основная масса населения еще долгое время оставалась языческой. Археологические находки свидетельствуют о распространении так называемого «двоебожия» – сохранения языческих обрядов и символики наравне с христианскими традициями.
Принятие христианства означало новый этап на пути развития культуры страны.


Образование единого Древнерусского государства, политически объединившего земли славян, расселившихся на территории Восточной Европы, стало существенным фактором в становлении и развитии восточнославянского этноса, который, в свою очередь, явился основой для формирования древнерусской народности.
Начало образования восточнославянского культурного единства по археологическим данным принято относить к концу X – началу XI века. Этим временем также определяют начальный этап становления древнерусской народности, окончательное оформление которой происходит в XI–XII веках.
В этот период происходит формирование единого для всей территории Руси погребального обряда – трупоположение под невысокими полусферическими курганными насыпями и появление христианских погребений.


На южных границах Древней Руси, в восточноевропейских степях от Волги до Дуная, к середине X века обосновались печенеги. О них мы знаем благодаря Константину Багрянородному (византийский автор), составившему достаточно полное их описание.
На протяжении длительного периода русским князьям, объединившим восточнославянские племена в единое государство Древняя Русь, приходилось вести борьбу с печенегами. Печенеги заняли стратегически важную территорию – днепровские пороги, тем самым перерезав «Путь из варяг в греки» (торговый путь из Северной Европы через земли славян в Византию). Лишь в 1036 году князю Ярославу Мудрому удалось фактически уничтожить печенежскую опасность, разбив соединенные силы нескольких печенежских орд, отправившихся походом на Киев.

Возникновение древнерусской литературы было вызвано общественными и духовными потребностями. Основными предпосылками возникновения древнерусской литературы стали: 1) образование государства, 2) появление письменности, 3) высокоразвитое народное творчество.

Древнерусское государство формируется на протяжении нескольких веков: IV — VII вв. (период военной демократии); VIII — Х вв. (формирование собственно государственности). Образование государства обуславливает возникновение письменности как важнейшего средства хранения, передачи и получения информации.

Письменность на Руси появилась еще до принятия христианства, о чем свидетельствуют договоры Олега с греками (911 г.), берестяные грамоты, надписи на ремесленных изделиях. Толчком к дальнейшему развитию письменности на Руси стало официальное принятие христианства в 988 г. Русь приняла христианство из Византии — высоко культурного государства. Византийская православная церковь, в отличие от католической (римская церковь выдвигала в качестве литературного языка латинский), допускала свободное развитие национальных языков. Литературным церковным языком Руси стал древнеславянский, близкий по своему характеру древнерусскому.

К концу Х в. на Руси начинает складываться система образования, появляются переводчики с греческого на славянский. Главными очагами письменности становятся монастыри, среди которых важнейшую роль играл Киево-Печерский монастырь (основан в середине ХI в.).

К Х в. в фольклоре восточных славян происходят значительные изменения: намечается переход от мифологических сюжетов к историческим, формируется народный эпос, развивается деловая письменность, появляются жанры с устойчивыми клише, особой выразительностью.

Русская литература периода становления в значительной степени была представлена переводными книгами византийского происхождения. Посредниками между Русью и Византией стали болгары, принявшие христианство за сто с лишним лет до русских и, держась византийского церковного обряда, успевшие разработать литературный язык для перевода книг. Начало литературному славянскому языку было положено знаменитыми греческими миссионерами в Моравии Кириллом и Мефодием, сделавшими переводы на славянский язык основных книг христианского вероучения, церковных правил и некоторых житий в конце IХ в. К концу Х в. в Болгарии были отредактированы переводы Священного писания, сделаны их «толкования» (толковые книги «Пророков», толковая Псалтырь, толковые Евангелия и Апостол, «Шестоднев» (обширный трактат, объясняющий рассказ ветхозаветной книги Бытия)), переведены произведения византийских богословов и проповедников, жития, церковные песнопения, сочинения по всеобщей истории. Массовый поток болгарских книг, начавшийся в конце Х в., разросся в первой половине ХI в., во время интенсивной книжной деятельности князя Ярослава Владимировича. Книжность из Византии приходит на Русь почти в чистом виде, поэтому этот процесс получает название трансплантации (пересадки). Д.С. Лихачев («Возникновение русской литературы»; см. II; 7) называет влияние Византии на возникновение русской литературы определяющим: благодаря ему русская культура становится частью общеевропейской.

Вместе с христианством Киевская Русь получила отдельные части Библии, Священного писания в иудейской и христианской религиях. Библия на Руси вплоть до ХV в. ходила отдельными частями: ветхозаветные чтения в церкви («Паримийник»), Пятикнижие Моисеево, 12 «малых» пророков, Псалтырь, Евангелие, Апостол.

Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового завета. В Ветхий завет входят книги исторические (Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, объединяемые именем Пятикнижия Моисея, книги Иисуса Навина, Судей, четыре книги Царств, пророческие книги), включающие мифы, легенды ипредания опроисхождении еврейского народа, его судьбах, оего знаменитых героях, царях, ритуальные и моральные постановления. Пророческие книги представляют смесь из проповедей, оракулов и изречений разновременного происхождения, содержание которых — проповедь культа главного иудейского божества Ягве, объяснение разного рода бедствий гневом за нарушение договора, заключенного богом с народом. Среди поэтических книг наиболее популярными были Псалтырь — собрание 150 псалмов, которое в иудейской и христианской религиях вошло в богослужебную практику, и Песнь Песней — собрание свадебных песен. Дидактические изречения представлены в Библии Притчами Соломона, Книгой премудрости Соломона и Екклезиастом. К разновидности эсхатологических сочинений, говоривших о гибели мира, принадлежит книга пророка Даниила. Всоставе Нового завета также были книги исторические (четыре Евангелия и «Деяния апостолов»), дидактические («Апостольские послания») иэсхатологические («Откровение, или Апокалипсис» Иоанна). В них повествовалось о земной жизни Иисуса, излагалось его учение, рассказывалось о проповеди апостолами христианства и изображался в символических образах конец мира. Новый завет не имел такого влияния на средневековую литературу, как Ветхий, в отношении стилистическом; он был использован, главным образом, как источник новых моральных, философских и общественных представлений.

Источник: Юрина Н.Г. История древнерусской литературы / Н.Г. Юрина. — М.: ФЛИНТА, 2015

Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу России.

В период становления Древнерусского государства основная масса населения еще придерживалась язычества. Один ряд языческих верований был связан с оживотворением природы. Жители Киевской Руси поклонялись богам, олицетворявшим различные природные стихии: ветер, солнце, воду, землю, и т.п. Поклонялись священным источникам, деревьям, камням, животным и птицам. Другой ряд верований – обоготворение умерших предков, пращуров. Пращур, или чур, считался хранителем своего рода, родовых владений и имущества.

В то же время, геополитическое положение Руси, окруженной народами, исследовавшими различные монотеистические религии, способствовало превращению ее в объект воздействия с целью приобщения к ним, что имело политическую подоплеку. Тесное переплетение религии и политики, свойственное средневековью, побуждало к использованию религиозного фактора как в сношении с другими странами, так и во внутреннем управлении. Это, вероятно, хорошо осознавал и князь Владимир Святославович, осуществивший две религиозно-политические реформы.

980 – Создание пантеона языческих богов (Перун, Хоре, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Макошь) Причины – борьба с племенным сепаратизмом, этнополитическая консолидация, укрепление княжеской власти. Результаты и последствия: реформа не достигла поставленных целей

988– Принятие христианства

Выбор Византии в качестве религиозного ориентира можно объяснить рядом обстоятельств. В то время она являлась мощным, процветающим государством, стабильным внутренне и ведущим успешную внутреннюю политику и оказывала огромное политическое, экономическое и культурное влияние на окружающие страны и народы. Византийская религия должна была импонировать Владимиру, так как отвечала внутренним задачам, которые он пытался решить: стабилизировать общество, объединив его на основе норм христианской морали, принципов милосердия и человеколюбия. Привлекательной для князя, добивавшегося укрепления своей власти, должна была быть идея божественного происхождения императорской власти, учение о едином Боге, освящающем власть одного государя. Кроме того, в Византии существовала «симфония» церковной и светской властей. Между ними не было соперничества: церковь была зависима от императора, который играл в ее жизни первостепенную роль.

Предпосылки принятия христианства:

1.Языческое многобожие противоречило стремлению киевских князей укрепить свою власть и авторитет.

2.Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившейся у ее западных, северных или восточных соседей.

Последствия принятия христианства:

1.Княжеская власть получила в новой религии надежную опору – духовную и политическую. Единая вера давала новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание – важный элемент единства

2.Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение.

3.Сближение славянских и финских племен.

4.Расцвет материальной культуры – иконопись, мозаика, фреска, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело. Через Византию Русь познакомилась и с наследием античного мира.

5.После крещения возросло количество тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. На Русь из Болгарии и Византии приходили богослужебные книги., в частности созданные болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Распространялась грамотность.

6.Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запретила жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство. Общество вперве познакомилось с понятием греха, отсутствовавшим в языческом мировоззрении.

7.Русь перестала быть варварской страной. Она стала равной среди европейских держав. Укрепление ее положения выразилось в многочисленных династических браках. Правда, позднее, из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

8.Христианство нанесло удар по родовым обычаям (кровная месть).

* Причины –укрепление государственной власти и территориального единства, установление равноправных связей с христианскими странами. Результаты и последствия: 1. Расширение международных связей, установление союзных отношений с христианскими государствами Европы 2. Формирование единой древнерусской народности 3. Укрепление государства и княжеской власти 4. Появление новой системы нравственных ценностей и нового кодекса поведения человека. 5. Приобщение к культурным достижениям Византии и других христианских стран, распространение письменности, просвещения. Возникновение каменного зодчества, изобразительного искусства.

Важнейшим фактором, повлиявшим на жизнь древнерусского общества, на быт и повседневность, стало принятие христианства. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство страны. Принятие новой религии способствовало установлению прочных политических, торговых и культурных связей со многими христианскими странами. Появились первые русские монеты. Церковь содействовала созданию на Руси великолепной архитектуры и искусства. Сразу после принятия христианства появились первые школы, в которых обучались дети из разных слоев населения.

Христианский выбор означал изменение всего строя жизни – от семейных отношений до общественных установлений. Как известно, язычество не возбраняло многоженство. С принятием христианства необходимо было перейти к другим основам жизни. Семью христианская религия рассматривала как священный союз мужчины и женщины, связанных взаимными обязательствами. Необходимо иметь в виду, что языческая культура допускала жестокость во всех сферах жизни как норму. Христианство принесло смягчение нравов, гуманизацию образа жизни, утверждение традиций милосердия.

Особой религиозностью Русь не отличалась. Древнерусское общество во многом было светским. Например, в городах посадские люди с удовольствием участвовали в игрищах. С появлением христианства язычество не исчезло, они стали граничить друг с другом. Домовые, лесовики, русалки мирно уживались с христианскими святыми. Сила двоеверия позволяет говорить о своеобразном историческо-культурном феномене жизни средневековой Руси.

** До середины 15 века, когда русская церковь находилась под контролем византийской, еще сохранялась возможность воспринимать достижения запада. Но в середине 15 века русская православная церковь, не одобрившая Флорентийской унии(1439г.) практически становится автокефальной.

Ф.У. – соглашение, заключенное на соборе во Флоренции в 1439, об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и верховенства Папы Римского при сохранении православных обрядов

988г. – год принятия христианства Русью.

Влияние христианства на славял проявлялось задогло до его превращения в офицальную религию Руси.

После похода на греческий город Корсунь(Херсонес), Владимир крестил киевлян на берегах Днепра. Сам факт крещения носил добровольно-принудительный характер. Принятие Русью христианства из Византии включило Русь в сферу византийского культурного влияния. Ключевский отмечал, что вместе с христианством стали проникать на Русь новые политические понятия и отношения. Русскую церковь возглавля митрополит Киевский и всея Русской земли. Митрополия зависила от патриарха Константинопольского.

Церковь вносила в древнерусское общество новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, освященное венчанием и нерасторжимого, отцала многожество, боролась против других пережитков языческого быта, против кровной мести, против грубых и жестоких форм рабства. Церковь стала основным институтом феодальной культуры Древней Руси. Она сыграла важную положительную роль в развитии русской государственности, обогатила социальным и политическим опытом древнерусское политическое право.

Возникшая на Руси ситуация «двоеверия» (христианство и язычество) сказывалась на всех уровнях общественного сознания. В итоге на Руси утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренческий идеал – русское православие, не во всем повторявший исходный вариант – восточное христианство.

Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Оно постепенно входило в жизнь древнерусского общества. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе).

Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно.

значение для дальнейшего развития Руси:

· Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

· В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

· развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

· Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину» (составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения).

· Монастыри превратились в крупнейших земельных собственников

· Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам

Значение принятия христианства на Руси

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем — сословия), все более осознавая себя русским православным.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.

Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального “спасения”, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или, как будут говорить славянофилы в Х1Х в., — соборной личности. В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а следовательно и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становленияличности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения. Однако трудность достижения как духовного совершенства, так и особенно одухотворения мира, его спасения, очень часто приводила к разочарованию и, в итоге, — к отпадению человека от бога. В русской истории эти периоды были отмечены народными бунтами, преступлениями и другими социальными бедствиями. Переходы же от одной крайности к другой, т.е. от стремления к идеалу, а затем — к резкому отказу от него, определяли циклический, инверсионный характер русской истории.

Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.

В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями будут нарастать. Отчуждение особенно усилится в годы вхождения Руси в состав азиатского государства- Золотая Орда. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой станет раскол, т. е. сочетание в себе черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных цивилизационных векторов будет влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный, инверсионный характер.

Значение принятия христианства на Руси

В период рабовладения, когда христианство только возникло, оно стало отдушиной для угнетенных народов. Постепенно эта религия превращалась в мощное орудие для власти. Христианство принимали не только угнетенные, но и совершенно сознательно и богатое население исповедующих эту веру стран. Восточные славяне жили в совершенно иных условиях. Элемент искупления остался им чужд. Уже позднее произошло постепенное слияние « днепровской религии с византийским христианством». Это случилось тогда, когда церковь взамен языческим культурам выдвинула своих и взяла часть языческих обрядов в христианство, наделила ангелов «специальными функциями», а болезни и несчастья она приписала действию бесов, для борьбы с которыми были составлены особые церковные заклинания. «Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединились с первобытным культом мертвых».

Растопился лед отчуждения с христианскими западными державами. Принятие христианства имело статус Руси в системе международных отношений, сделав ее цивилизованным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения. Иностранные купцы и дипломаты перестали бояться пересекать русскую границу.

В самой Киевской Руси принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, в то время, как в языческие времена они считались признаками доблести. Вспомним: Владимир, прежде чем сесть на киевский постол, убил двух своих братьев. Его никто не осудил, более того- его поступки считались правильными. Но уже после смерти Владимира убийство Святополком Окаянным детей Анны Бориса и Глеба сделали первого презренным князем, а его убитых братьев – святыми. (Борис и Глеб – первые русские святые)

Христианская мораль ограничивала алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах и даже в рабах людей. Бедные получили духовное утешение: ведь это они, а не знать, были любимцами Бога, их полный лишний путь прямо в рай. Одновременно христианство освящало и власть монарха: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

Кроме храма св. Ильи, где еще дружинники- христиане князя Игоря клялись соблюдать мир с Византией, начали строиться и другие церкви, возникла древнерусская архитектура. Создание фресок, мозаик, икон, драгоценной древнерусской утвари ускорило составление древнерусской живописи и прикладного искусства.

Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: не только общественного, но и семейного. Например, язычество не возбраняло многоженство. Мы это помним по личным сведениям о самом Владимире. Нравы были жестокими. По смерти хозяина убивали жен и наложниц, чтобы они сопровождали его в загробной жизни. Конечно, рядовой труженик не мог содержать такое число жен, как великий князь, но нравы в отношениях мужчин и женщин были одинаковы в любом социальном слое. Христианство же рассматривает семью как священный религиозный союз мужчины и женщины, которые связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они рождены в браке, освященном церковью. Об убийстве жены после смерти мужа и речи быть не могло. Это – целая революция в личностных отношениях.

В целом, принятие христианства имело огромное значение, так как Киевская Русь вошла в сферу христианской культуры, стала развивать свою. Это проявилось в строительстве церквей и обретении письменности, изобретенной братьями Кириллом и Мефодием. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Введя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве» и т.д. Русь не стала пассивным приложения византийской культуры, она и сама оказывала сильное влияние, трансформируя византийское наследие в духе местных традиций.

Центрами культуры стали монастыри. Там монахи – ученые стали вести летописи, переписывать и переводить книги, создавать оригинальные литературные сочинения. Среди монахов были врачи и учителя. При монастырях стали открывать школы.

Огромное значение оказывало православие на формирование менталитета древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно- культурной, этической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни и устраненность от светской власти. Православное мировоззрение – понимание смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве, коллективном движении к лучшему будущему, социальной справедливости. Неудивительно поэтому, что для русского человека духовность всегда значит больше, чем рационализм и политизированность.

Принятие христианства на Руси:

988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности,

Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Многим школьникам доводится писать про крещение Руси сочинение. Например в 4 и 6 классе, а также на ЕГЭ. Как правило, задают сочинение крещение Руси по истории. Ведь данное событие имеет немаловажное историческое значение. Чтобы рассказать обо всем этом достаточно изучить, как другие школьники описывают в сочинении, как изменилась жизнь на Руси после крещения.

Сочинение на тему крещение Руси

В сочинении про крещение Руси я хочу сказать, что назвать это событие лишь принятием определенной религии нельзя. С этого момента у славян начался совершенно новый жизненный этап.

После кончины князя Ярослава все земли разделили между тремя его сыновьями. Правда, каждый из них начал доказывать собственное первенство и в этой борьбе удалось одержать победу Владимиру. Он ставил перед собой одну главную цель — укрепление и единство государства. Именно новая религия помогла бы справиться с данной задачей. Кроме того, к этому моменту практически во всей Европе уже приняли христианство. Поэтому Русь попросту не могла так и продолжать оставаться языческой.

Выбор определенной религии для Владимира дался далеко не легко. Правда в это вмешалась судьба. Князь решил связать себя узами брака с византийской принцессой. Для того, чтобы произвести венчание, ему и пришлось принять христианство. Произошло данное событие в городе, который называется Херсонес.

Спустя всего год после этого события в Киев съехались священники из Византии. Они приводили киевлян к реке, читали молитвы, и окропили при этом их святой водой. Тогда и случился религиозный переворот.

Историческое значение крещения

Как по мне, историческое значение крещения Руси невероятно большое. Благодаря вере во Всевышнего люди начали проявлять терпимость, стали с уважением относиться к правительству, помогали тем, кто в этом нуждается.

Власть князя после этого укрепилась. Начала распространяться письменность. Люди становились более образованными. Отмечалось стремительное развитие культуры. Церкви уже строили из кирпича, популярность обрела мозаика, а также иконопись. Народ при этом стал сплоченным. Запретили жертвоприношения людей, а также торговлю рабами.

Я постарался объяснить кратко, как изменилась жизнь на Руси после крещения. Об этом событии написано немало книг и даже были сняты кинофильмы. Действительно, ведь событие является немаловажным. По сей день ведутся споры по данному поводу. Решения князя стремятся переосмыслить, но церковь продолжает чтить память о Владимире, который много столетий назад принял столь важное решение, благодаря которому изменилась судьба всего народа.

Крещение Руси сочинение

Сочинение рассуждение значение крещения Руси

Приступая к сочинению рассуждению на тему значение крещения Руси прежде всего скажу, что до середины десятого века подавляющая часть населения Руси являлась язычниками. Люди веровали в равновесии пары начал, которые можно условно назвать злом и добром. Естественно, что при язычестве объеденить все княжество путем выбора одной для всех цели не представлялось возможным. Когда Владимир одержал победу над своими братьями, он пошел на достаточно серьезный шаг и произвел крещение Руси, объединив тем самым все его территории.

Как изменилась жизнь на Руси после крещения

Отдельно стоит разобраться, как изменилась жизнь на Руси после крещения. Это событие в развитии державы сыграло немаловажную роль. Ведь благодаря этому удалось сплотить страну. Кроме того, начали отмечаться серьезные сдвиги в науки и культуре. При принятии христианства на Руси появилась письменность, начали создаваться настоящие памятники литературных произведений, которые дошли вплоть до наших дней.

Благодаря христианству началось активное развитие музыки, архитектуры и даже живописи. Существенно наладились отношения с Византией, а также западной частью Европы и Болгарией. Изменилось и мировоззрение народа. Ведь раньше они находились в страхе, боялись природных сил, постоянно кому-то преклонялись. Христианство же подарило надежду в спасение и достижение светлого будущего. Этими словами я и закончу сочинение на тему Крещение Руси.

Сочинение крещение Руси 4-6 класс

Попробую написать сочинение крещение Руси кратко. Начать при этом хочу с кроткого предисловия. Ранее на территории государства было распространено язычество. Лишь в конце 10 века появилась единая вера – христианство. Исходя из старинных рукописей и летописей становится ясно, что произошло данное событие в далеком 988 году.

Состоялось крещение в период правления князя Владимира. Неудивительно, что на берегу Днепра в столице Украины ему возвели памятник. Русский народ прозвал его святителем. Ведь благодаря его решению люди смогли приобщиться к новой, тогда еще неизвестной им религии и принять христианство.

Данное событие в истории государства играет огромное значение. Ведь после крещения держава начала активно развиваться. Причем не только в политическом, но и духовном, культурном плане. Религия подразумевала такие идеи, как миролюбие, справедливость, добро и благородство. Началась активная борьба с любым злом, проявлением жестокости и насилия.

В 1988 году все верующие люди отметили немаловажный для себя праздник. Прошла тысяча лет с того момента, как было принято христианство. Тогда в нашу столицу съехались представители христианства со всего мира, а также делегации от других религий. Гостями Москвы оказались представители не менее 100 государств. В эти дни все москвичи могли слышать звон колоколов, оповещающий о столь важном празднике. Колокольный перезвон был слышен на протяжении двух дней. Разве все это не указывает на значимость принятого так давно Владимиром решения? Приняв христианство, он достиг не только единства государства, но и обеспечил народу веру в светлое будущее. Именно с этого момента в государстве начался совершенно новый, важный этап, а изменения прочувствовали все славяне.

  • Сочинение по кабардинскому языку бжьыхьэ дыщафэ
  • Сочинение по истории ярослав мудрый
  • Сочинение по капитанской дочери
  • Сочинение по кавказскому пленнику 5 класс
  • Сочинение по истории смутное время