Сочинение по истории гражданская война

Сочинения 11 класс егэ революция восприятие окружающей действительности меняется с теми или иными событиями. революция является негативным поворотом в истории,
  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Революция

Восприятие окружающей действительности меняется с теми или иными событиями.  Революция является негативным поворотом в истории, вызывая не только войну, но еще и внутренние противоречия.  С точки зрения всех существующих политических концепций, а также мировоззренческих ориентиров, революция является кардинальным элементом преобразований общественного строя.

Основной чертой всех революций является то, что они сопровождаются кровавыми и не совсем гуманными методами.  Оно и понятно, что если речь идёт о бескровных преобразованиях, то подобного рода процессы не будут называться революцией.  Реформы — это путь к мягкому изменению политического строя и общественным преобразованием, в то время как революция предполагает кардинальные изменения, связанные с преобладанием физической силы и быстрого метода решения поставленных задач.

По каким причинам революция это плохо?

Негативное восприятие революционных событий связано с огромным количеством проблем, которые могут возникнуть с приходом тех или иных ситуаций.  В революциях, как ни странно, больше всего страдает именно простой народ, не относящийся к политическим партиям и противоборствующими силам.  Вопреки расхожему мнению, противоборствующие классы несильно теряют во внутренних противоречиях.

Из-за возникающих ситуаций могут страдать невинные люди, попадающие в гущу революционных событий. В качестве примера можно взять Великую французскую революцию, участники которой одинаково плохо относились к тем, кто не является участником их конфликта.

Продвигаясь по временной шкале, стоит вспомнить об Октябрьской революции на территории Российской империи. Из-за внутренних противоречий и огромного количества недовольных сформировалось большое число различных формирований политического толка. В конце концов революция вылилось в настоящую гражданскую войну, породив большое число убийств и смертей.

Если говорить конкретно о революции, то в ней больше всего страдает мирных граждан. При этом, если сравнивать потери во время войны с иностранными государствами, то можно понять, что именно во время революций люди умирают гораздо больше. Так как власть не может централизовано распределять ресурсы, а также заниматься торговлей, граждане рано или поздно начнут голодать, что также повлияет на их восприятие реальности.

Исходя из приведенных аргументов и примеров из истории, можно сделать вывод, что революция несет за собой негативные последствия касательного того или иного слоя население.

2 вариант

Каждая революция влияет на положение в стране. Это очевидно, потому что революционные события ведут к смене власти или существующего управления государством. Если изменений не произошло, а революционные события подавлены, то это также приводит к тому, что в стране вводится особый режим, чаще всего военный. Докажем это на примерах.

Самым главным событием в России в начале ХХ века не зря принято считать Первую Мировую войну. Она перетекла в революционные события 1917 — 1918 годов. В наше время данные факты освещаются с разных точек зрения. Рассмотрим их в действительности. Революция дала расслоение общества и Гражданскую войну. Это самая страшная и кровопролитная война всех со всеми. Она была развязана, несомненно, с одной целью, погубить Россию как государство и уничтожить большую часть народа. Последствием Гражданской войны стали репрессии, голод, нищета большинства населения, потери территорий, принадлежащих до этих событий к нашей стране. Экономика была погублена, транспорт и связь работали очень слабо. Таким образом, последствия революции 1917 года стали для страны ужасающими, их удалось частично преодолеть только к началу 1940 года. Полностью же экономика страны восстанавливалась до конца 80-х годов ХХ века . Очередные революционные события грянули в нашем государстве в 90-е годы ХХ века. Они принесли с собой уничтожение экономики, торговых связей, разложение и нищету в обществе, господство криминала и паралич органов власти и правопорядка. Почти двадцать лет потребовалось, чтобы частично восстановить работу органов власти, навести порядок в армии. Однако экономические отношения до сих пор не восстановлены, производственные мощности: заводы и фабрики в большинстве не работают, сельскохозяйственная отрасль развивается слабо. Похожие события происходят и в других странах мира. В Европе это Югославия, Украина, Грузия, Армения, страны Балтии, в Азии — Сирия и Ирак, в Африке – Ливия. Как видим, положительного влияния революционные события не приносят, а ведут к уничтожению государственности и обнищанию населения.

Исторические события прошлых веков 18 и 19 в Европе и Америке также показали, что роль революции скорее негативна. Тем не менее, они случаются, потому что люди не склонны видеть и запоминать исторические ошибки.

Таким образом, революция ведет к огромным изменениям в стране, иногда это может быть даже крушение государства, в котором она происходит.

Как революция влияет на положение в стране?

Также читают:

Картинка к сочинению Революция

Революция

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Генерал Жигалов в рассказе Хамелеон Чехова (образ и характеристика)

    А. П. Чехов в своих многочисленных небольших рассказах изобразил ряд интересных героев, принадлежащих к разным социальным слоям. Каждый из них интересен по-своему. А вот в произведении «Хамелеон»

  • Сочинение Готовим дома

    Домашняя еда нравится всем. Почти все семья варят одинаковые супы, каши, жарят котлеты, но в нашем доме самые вкусные блюда! Не останется равнодушным даже привередливый гость

  • Сочинение по картине Детская спортивная школа Сайкиной 7 класс

    А. Сайкина написала картину Детская спортивная школа в 1979 году. На картине изображён спортивный зал, в котором некоторые гимнастки занимаются с тренером, а другие отдыхают, ожидая следующую часть тренировки

  • Главные герои произведения Поднятая целина Шолохова

    Произведение «Поднятая целина» рассказывает события времен коллективизации в России. Произведение рассказывает нам о представителях рабочего класса, которые борются с, так называемыми, кулаками.

  • Сочинение Характеристика и образ Анны Андреевны в комедии Ревизор Гоголя

    Анна Андреевна жена городничего, и мать Марии, является значительной женщиной в обществе. Вначале произведение сразу заметно, что этой героине, важно только как выглядит этот ревизор

Судьба одной семьи

Трагедия одной конкретной семьи как в зеркале отражает историю всего народа. Большая трудолюбивая семья живет миром. Большое хозяйство, любовь к земле, забота о детях объединяют взрослых и детей. В доме есть все: любовь, уважение, терпение. Мелеховы – обычная казацкая семья: отец, мать, дочери, сыновья. Война все разрушает. Родственные связи слабеют, братские чувства гаснут, на их место приходят раздражительность, страх. Отец семьи Пантелей Прокофьевич знает причину распада семьи – это война. Братья расходятся в разные стороны, один за красных, другой за белых. Жены хватаются за ружья и убивают тех, кто лишил их мужей. Люди сами устраивают казни, ищут крови и тех, кого можно лишить жизни.

Отношение к войне

К войне у всех разное отношение. Кто-то рад битвам, умеет найти в воинских буднях выгоду. К таким относится Петр Мелехов. Он видит себя офицером, человеком, которому война открывает перспективы и светлое будущее. Война радует Петра, он берет у побежденных то, что ему было не добыть честным трудом. Для таких как Петр, война – средство наживы.

Григорий не принимает войну. Она «высасывает с лица румянец». Автор говорит, что война «…красила его желчью». Что это? Злоба, жестокость, зверство? Война будит в человеке звериную суть, тяжело, если ее мало. Мужчины становятся слабыми или, наоборот, жестокими, подлыми. Чудовищные сцены изнасилования женщин, расстрелов, гибели детей для кого-то были усладой, а для других ужасом. Григорий пытается избежать несправедливости, но быть на войне и оказаться вне ее, невозможно. Гражданская война как трагедия народа в «Тихом Доне» прошла красной линией через образ главного героя.

Гражданская война в Донских рассказах М. Шолохова

Михаил Александрович Шолохов с помощью своего цикла донских рассказов пытается показать нам все ужасы гражданской войны, постигнувшей Россию в первой четверти двадцатого века. В данных произведениях мы сталкиваемся с предательством, проявлением жестокости и жадности, примерами сломанных судеб. Гражданская война особенно страшное явление потому что во время нее народ не объединяется против общего врага, а наоборот – раскалывается. Доходит до того, что даже брат может пойти на брата.

Война безжалостно вовлекает детей, которым вместо учебы приходиться начинать воевать с малого возраста. В рассказе «Родинка» мы сталкиваемся со случаем, когда отец, не видевший своего сына 18 лет убивает его, узнав об этом, опознав родимое пятно на трупе. Родителям приходится нелегко, ведь их сыновья чаще всего уходят на фронт навсегда. Проблема отцов и детей раскрывается в другом рассказе автора «Чужая кровь». Эта история показывает нам как война разрушает привычный уклад жизни стариков, лишая их поддержки в виде сыновей. Главный герой Гаврила, осиротевший старик, от досады об утрате, решается выходить парня похожего на своего сына. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Война сталкивает людей с нравственным выбором, результатом которого являются жизни других людей. Четырнадцатилетний герой рассказа «Алешкино сердце» принял свою смерть взамен смерти четырехлетней девочки. Его заданием было кинуть гранату в банду, но увидев на руках маленького ребенка, Алеша прыгнул животом на гранату сам. Автор хочет выразить, насколько важно даже во время сложных жизненных испытаний оставаться человеком, сохранить свое сердце и душу чистыми, открытыми любви и добру.

Полезный материал по теме:

  1. Гражданская война как трагедия народа
  2. Гражданская война, как трагедия народа
  3. Гражданская война на страницах романа-эпопеи «Тихий Дон»
  4. Гражданская война в романе-эпопее «Тихий Дон»: трагедия для народа или торжество справедливости? (анализ эпизода)
  5. Биография Шолохова Михайла

Отличие гражданской войны

Самая страшная из войн – гражданская. В ней встают друг против друга родные люди: братья, отцы и сыновья. Те, кто был крепким ядром, становятся отдельными звеньями разных плодов. Гражданская бойня раскрывает людей. Деление на белых и красных становится сильнее родственных связей. В одной семье появляются враги. Тяжело матери сидеть за столом с убийцей своего сына, но дочь выбирает его в мужья. Ненависть заполняет и ожесточает сердца.

Автор показывает, как рушатся семьи. Земледелец, крестьянин, думавший об урожае, о хлебе, начинает просчитывать смерть и убийства. Внутренняя ломка человека – это суть гражданской войны. Удивительно отношение к описанию битв литературоведов, исторических деятелей России. Сталину показался мягким образ белогвардейца Корнилова. Многие пытались перенаправить перо Шолохова, изменить образ Мелехова. Им хотелось увидеть его настоящим большевиком, но у автора была другая цель. Он показал правду жизни, реалии гражданской войны, ее истинную жестокость. Красота революционных событий была раскрыта с другой стороны.

Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года.

Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. Оказавшись у красных, Григорий видит жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает все: налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Герои Шолохова Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой, практически все мужское население втянуты в битвы, смысл которых им непонятен. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть.

Большевики Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв, где люди – как оловянные солдатики в чужой игре, где жалость к человеку – преступление. Тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей; голодать и умирать – им, а не комиссарам. Бунчук устраивает самосуд над Калмыковым, а в свое оправданье говорит: «Они нас или мы их!.. Середки нету». Ненависть ослепляет, никто не хочет остановиться и подумать, безнаказанность развязывает руки. Григорий становится свидетелем того, как комиссар Малкин садистски издевается над населением в захваченной станице. Видит страшные картины разбоя бойцов Тираспольского отряда 2-й Социалистической армии, которые грабят хутора и насилуют женщин. Как поется в старинной песне, мутным стал ты, батюшка тихий Дон. Григорий понимает, что на самом деле не правду ищут обезумевшие от крови люди, а творится на Дону настоящая смута.

Мелехов не случайно мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять. Подтелков приказывает казнить пленных, и казаки, забыв про воинскую честь, рубят безоружных людей. Они выполнили приказ, но когда Григорий понял, что рубил пленных, он впадает в исступление: «Кого же рубил!.. Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога… в бога мать… Смерти… предайте!» Христоня, оттаскивая «взбесившегося» Мелехова от Подтелкова, с горечью говорит: «Господи Боже, что делается с людьми?» А подъесаул Шеин, уже понявший суть происходящего, пророчески обещает Подтелкову, что «казаки очнутся – и тебя же повесют». Мать упрекает Григория за то, что он участвовал в казни пленных матросов, но он и сам признается, каким жестоким стал на войне: «детву и ту не жалею». Уйдя от красных, Григорий прибивается к белым, где видит казнь Подтелкова. Мелехов говорит ему: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли?.. По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель Донского совнаркома!»

Война озлобляет и разъединяет людей. Григорий замечает, что из сознания исчезают понятия «брат», «честь», «отечество». Распадается веками крепкое сообщество казаков. Теперь – каждый за себя и за свою семью. Кошевой, пользуясь своей властью, решил казнить местного богатея Мирона Коршунова. Сын Мирона, Митька, мстит за отца и убивает мать Кошевого. Кошевой убивает Петра Мелехова, его жена Дарья застрелила Ивана Алексеевича. Кошевой за смерть матери мстит уже всему хутору Татарскому: уезжая, поджигает «подряд семь домов». Кровь крови ищет.

Вглядываясь в прошлое, Шолохов воссоздает события Верхне-Донского восстания. Когда восстание началось, Мелехов воспрянул духом, решил, что теперь все изменится к лучшему: «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…» Чуть не загнав коня, он мчится сражаться с красными. Казаки протестовали против разрушения своего уклада жизни, но, стремясь к справедливости, пытались решить проблему агрессией и конфликтом, что приводило к обратному результату. И здесь Григория ждало разочарование. Пристав к коннице Буденного, Григорий не находит ответа на горькие вопросы. Он говорит: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция… Хочу жить возле своих детишек».

Писатель показывает, что правды быть не может там, где смерть. Правда – одна, она не бывает «красной» или «белой». Война убивает лучших. Осознав это, Григорий, бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. Герою нет еще и 30 лет, но война превратила его в старика, отняла, выжгла у него лучшую часть души. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…»

В романе-эпопее Шолохов создал грандиозное историческое полотно, подробно описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен.

Деление на белых и красных

Классик объективен и правдив, он не приукрашивает события, передает всю их реалистичность. Шолохов сравнивает войну с плугом, который режет землю. Еще страшнее звучат фраза о смене цвета: «белый был – красным стал».

Отчего? «Кровь обагрила». Так же легко красный становится белым: «смерть побелила». Критики и писатели увидели в этих словах великую смелость автора. Он отмел всю политичность понятия гражданская война. Показал, как тяжело было обычному казаку, далекому от мятежей верхов, понять различие двух воюющих классов. Бедные казаки хотели свободы. Они шли за обещаниями красных, но видели жестокость и желание убивать. Переходя к интеллигентным белым, обнаруживали ту же лживость и жажду крови и власти. Запутавшиеся мужики шли в банды, но и там не находили себе места.

Войны рушат судьбы людей, уничтожают целые народы. Шолохов показал, как ужасна гражданская война, изменившая Россию. Написать сочинение «Гражданская война трагедия народа» используя материал, станет несколько легче, но сама проблема сложна и многогранна. Она требует знания истории своей страны и казачества.

Сочинение: Гражданская война в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

В своём романе-эпопее «Тихий Дон» наиболее ярко изобразил трагедию революции и гражданской войны. В произведении показано, как во время «великих потрясений» менялись характеры людей, их жизненные принципы и идеалы. Автор позволяет читателю взглянуть на события глазами их непосредственных участников, причём как красных, так и белых, что было необычно для советской литературы того времени, когда был написан роман.

И не одной из сторон писатель не сочувствует до конца. Он защищает права человека на мирную, спокойную жизнь, честный труд. Всего этого русских людей лишила гражданская война, разделившая пополам не только страну, но и множество семей, и ставшая в прямом смысле слова братоубийственной. В романе описание войны и связанных с ней бед совсем лишены романтизма, в нем нет гимна классовой борьбе. Главное для писателя ─ человеческая жизнь, и она не стоит ни какой-либо идеологии, ни призрачной мечты о «светлом будущем».

Большое количество массовых сцен, персонажей второго плана, исторические экскурсы не заслоняют от читателя главных героев. Ярко выведенные образы Григория, Аксиньи, Натальи, Пантелея Прокофьича, Ильиничны помогают лучше понять все сложности и противоречия времени, они очень глубоки по содержанию. Ключевые исторические события являются и главными местами в сюжете и композиции произведения. Они помогают автору рассказать о движущих силах истории. Исторический процесс в эпопее представлен как движение огромных масс, как кровопролитная борьба «всех против всех», которая затронула не только общественные, но и личные, бытовые стороны жизни народа. Два плана в романе, исторический и личной жизни персонажей, постоянно дополняют друг друга. Из мелеховского дома читатель попадает то в Москву, то в Петроград, то на фронты Первой мировой войны. Встречается с Николаем Вторым, белым генералом Алексеевым, командующим красной конницей Будённым. Но главными героями «Тихого Дона» стали простые казаки, храбрые воины и трудолюбивые земледельцы. Именно эти главные черты казачества ─ «казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе», а также неукротимая воля, наиболее заметны в характере главного героя романа ─ Григория Мелехова. Его метания, переходы от белых к красным и обратно ─ не только эпизоды его жизни. В его судьбе отразилась нелёгкая доля всего донского казачества.

Война прошлась кровавым колесом и по семье Мелеховых. «Возлюбила смерть мелеховский курень» ─ говорит Ильинична, мать Григория. Он сам пытается найти правильный путь, мучается, сомневается: правда на всех одна или у каждого «своя правда, своя дорога»? Как соединить общенародное и «своё, казачье»? «А я с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный, качаюсь» ─ признаётся Григорий. Он «отрёкся от старого мира», но мир новый, построенный на крови, насилии и страданиях, тоже не принял. Вместе с Аксиньей он пытается бежать от жестокой действительности, но неумолимая эпоха настигает его в виде случайной пули, убившей Аксинью.

В «Тихом Доне» Шолохов ставит общечеловеческие вопросы о роли личности в истории, о долге и свободе выбора, об исторических коллизиях, которые порождают страшные, кровопролитные конфликты.

Роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон» ─ своего рода трагедия, где персонажи с сильными и яркими характерами действуют в главные моменты не только своей личной жизни, но и жизни всего народа, всей страны.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Как погибает Тарас Бульба?

Следующая

СочиненияСочинение: Смысл романа «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Тихий Дон»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Тихий Дон»
  • для самых компанейских — Главные герои «Тихий Дон»
  • для самых любопытных — Анализ «Тихий Дон» Шолохов

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

85 лет назад в Советском Союзе была принята новая Конституция, которую часто называют сталинской. Историки считают её одной из наиболее демократичных в мире для своего времени. По словам экспертов, в ситуации, когда в Европе массово приходили к власти ультраправые партии, а значительная часть Азии и Африки была поделена на колонии западных держав, советская Конституция, в которой были закреплены социальные права и всеобщее равенство, выглядела как крупная победа сил, выступающих за мир и прогресс.

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял новую Конституцию. Она отражала образование в составе Советского Союза ряда новых республик, утверждала установление социалистической системы хозяйства, а также фиксировала новые права и свободы советских граждан. Эксперты называют её одной из наиболее демократичных в мире для своего времени.

Принятие Конституции

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Она закрепила объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое государство. Её основой послужили Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР, утверждённые I Всесоюзным съездом Советов 1922 года.

«Когда большевики только пришли к власти, речь шла об утверждении диктатуры пролетариата. Вся правовая система строилась на этом принципе. Существовали целые слои общества, лишённые гражданских и политических прав. Это было сделано для того, чтобы ликвидировать наследие прошлого. Однако с ликвидацией антагонистических классов общество было консолидировано и необходимость в конкретных мерах, направленных на установление диктатуры пролетариата, отпала», — рассказал в беседе с RT историк Евгений Спицын.

Также по теме

5c52b868183561a2388b4571
«Бомба замедленного действия»: как на историю России повлияла первая Конституция СССР

31 января 1924 года II Всесоюзный съезд Советов единогласно утвердил первую Конституцию Союза Советских Социалистических Республик….

По словам экспертов, уже в 1930-е годы стало окончательно ясно, что первая советская Конституция себя изжила.

«Происходили огромные изменения в экономическом и социальном положении страны. Аграрная страна стала индустриальной, в ней произошла культурная революция. Первая Конституция была порождена Гражданской войной, а новая должна была постулировать переход к гражданскому миру», — подчеркнул в комментарии RT кандидат исторических наук Юрий Емельянов.

7 февраля 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Иосифа Сталина и 12 подкомиссий. В июне 1936 года был опубликован проект новой Конституции. Шесть месяцев продолжалось его обсуждение. Было собрано в общей сложности около 1,5 млн поправок и предложений.

«Шло широкое обсуждение проекта. Материалы обсуждений и различные мнения по этому поводу публиковались в газетах. Сталин лично правил проект — и, кстати, его правка была разумной», — отметил в разговоре с RT заведующий кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ доктор юридических наук Владимир Томсинов.

61a86512ae5ac97f7a20e64a

  • В горном ауле изучают проект новой Конституции. Июнь 1936
  • © Сергей Струнников / Wikimedia Commons

По словам экспертов, Сталин настаивал на отмене многоступенчатой системы выборов и внедрении в СССР практики тайного голосования.

«В СССР было предложено ликвидировать категорию лишенцев. Все граждане Советского Союза должны были получить право избирать и быть избранными», — подчёркивает Евгений Спицын.

5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР. Она состояла из 13 глав и 146 статей.

«Опережала своё время»

Конституция 1936 года отразила образование в составе СССР ряда новых республик, ранее входивших в состав РСФСР и ЗСФСР. При этом основной закон даровал союзным республикам суверенитет.

В Конституции шла речь о победе в Советском Союзе социализма и установлении социалистической системы хозяйства. Социалистическая система собственности утверждалась в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. При этом официально признавалось право личной собственности граждан на свои трудовые доходы, накопления и подсобное хозяйство.

Также по теме

Фрагмент плаката 1930 года
«Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР

90 лет назад в Советском Союзе была принята резолюция о пятилетнем планировании развития народного хозяйства, которая создала основу…

Принятие новой Конституции подразумевало также проведение масштабной административной реформы. Вместо Всесоюзного съезда советов и двухпалатного ЦИК создавался двухпалатный Верховный совет СССР с Президиумом. Власти Советского Союза официально делились на законодательные и исполнительные. Законодательная власть с 1936 года закреплялась за ВС СССР, а исполнительная и распорядительная — за Совнаркомом.

Конституция 1936 года официально фиксировала место Коммунистической партии в политической системе советского общества как «руководящего ядра всех организаций трудящихся».

Советы разных уровней стали постоянными органами. В СССР провозглашалось равное и прямое всеобщее избирательное право при тайном голосовании. Право голоса советские граждане получали с 18 лет, а право быть избранными — с 23. Производственно-территориальный принцип организации выборов заменялся исключительно территориальным, отмечает Евгений Спицын.

61a86490ae5ac912577d6050

  • Иосиф Сталин выступает на VIII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов с докладом «О проекте Конституции». 1936 год
  • РИА Новости

«Борьба за отказ от политической дискриминации отдельных категорий граждан шла вплоть до самого съезда», — отметил Юрий Емельянов.

Кроме того, по его словам, в новой Конституции фиксировались демократические права и свободы: право на отдых, на образование, на социальное обеспечение, на труд, а также свобода совести, слова и собраний.

«Советская Конституция 1936 года закрепляла новые права. При этом она уделяла значительно больше внимания правам социальным, чем основные законы других стран. Это был большой шаг к построению нового общества», — заявил Владимир Томсинов.

61a8680fae5ac97cc046a4d1

  • Надежда Константиновна Крупская (слева) и актриса Екатерина Павловна Корчагина-Александровская на VIII Чрезвычайном съезде Советов (ноябрь — декабрь 1936 года) в Кремле
  • РИА Новости
  • © Георгий Зельма

Конституция декларировала равноправие всех граждан и их равенство перед законом вне зависимости от пола и национальности. Она гарантировала неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки.

«Основной закон гарантировал права и свободы, которые невозможно было обеспечить ещё в 1920-е годы. Это было отражением тех перемен, которые произошли в обществе», — подчеркнул Емельянов.

По мнению части экспертов, содержание Конституции 1936 года не в полной мере соответствовало реалиям советского общества. К примеру, из-за ограничений, накладываемых на права и свободы партийными и правоохранительными органами, а также из-за принудительного характера труда для ряда категорий населения. Однако при этом практически все историки соглашаются с тем, что по содержанию Конституция 1936 года была одной из наиболее демократичных в мире.

61a862b702e8bd3c4f7d68fd

  • Конституция, утвержденная 5 декабря 1936 года, на выставке, посвящённой 50-летию со дня смерти Иосифа Сталина «1953 год: между прошлым и будущим»
  • РИА Новости
  • © Юрий Абрамочкин

«В ситуации, когда в Европе массово приходили к власти ультраправые режимы, а значительная часть Африки и Азии была поделена на колонии западных держав, Основной закон СССР выглядел как крупная победа сил, выступающих за мир и прогресс», — отметил Юрий Емельянов.

По мнению Владимира Томсинова, Конституция 1936 года сильно ударила по полномочиям партийных секретарей, которые не желали отказываться от политики классовой вражды и смотрели на своих политических оппонентов как на врагов.

«Конституция 1936 года опережала своё время демократизмом, правами и свободами, заложенной в ней прогрессивной структурой власти. Во многом благодаря принятию этой Конституции советский народ успешно прошёл такие тяжёлые испытания, как Великая Отечественная война. Её правильно называют «Конституцией победителей»», — заявил Томсинов.

61a867aeae5ac91e96457bcb

  • Марки, посвящённые Конституции 1936 года

По словам Евгения Спицына, Конституция 1936 года успешно создавала предпосылки для динамичного развития советского государства и поэтому действовала она более сорока лет — до 1977 года.

«Это был выдающийся правовой документ. Он создал благоприятную основу для развития государства, в том числе благодаря формированию эффективных механизмов защиты прав граждан», — подытожил Евгений Спицын.

Тест по истории Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма» для 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 вариантов, в каждом по 10 заданий.

Вариант 1

1. Продразверстка — это

1) монополия государства на производство и продажу хлеба
2) предоставление льгот бедняцким хозяйствам
3) всеобщая трудовая повинность
4) норма сдачи хлеба государству

2. Что из названного относится к политике «военного ком­мунизма»?

1) введение демократических свобод для всех категорий населения
2) введение натурального обмена при отмене свободной торговли
3) национализация крупных предприятий, мелкие и средние находились в частных руках
4) повсеместное создание колхозов

3. Во главе Добровольческой армии, созданной на Дону в конце 1917 г., встал

1) Л. Г. Корнилов
2) А. М. Каледин
3) А. В. Колчак
4) Е. К. Миллер

4. Император Николай II и его семья были расстреляны в Екатеринбурге

1) 6 июля 1918 г.
2) 17 июля 1918 г.
3) 30 августа 1918 г.
4) 5 сентября 1918 г.

5. В мае-июне 1919 г. началось крупномасштабное наступление войск под командованием

1) А. И. Деникина
2) А. М. Каледина
3) А. В. Колчака
4) П. Н. Врангеля

6. Управление социально-экономическими делами в государстве было сосредоточено в

1) ВЧК
2) Рабкрин
3) ВСНХ
4) ВЦИК

7. Военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства называется

1) экспроприацией
2) интервенцией
3) концессией
4) монополией

8. Правительство Директории, пытавшееся организовать вооруженную борьбу с большевиками, было создано в сентябре 1918 г.

1) в Самаре
2) в Уфе
3) в Омске
4) в Нижнем Новгороде

9. Что из перечисленного относится к характеристике «воен­ного коммунизма»?

1) всеобщая национализация промышленности
2) разрешение иностранных концессий
3) укрепление курса рубля
4) разрешение рыночных отношений под контролем властей

10. Какое из названных событий произошло 6 июля 1918 г.?

1) мятеж Чехословацкого корпуса
2) начало формирования Добровольческой армии
3) заключение Брестского мира
4) мятеж левых эсеров в Москве

Вариант 2

1. Передача заводов и фабрик, земель, банков, отраслей хозяйства из частной собственности в собственность государ­ства

1) экспроприация
2) социализация
3) национализация
4) конверсия

2. Создание Красной Армии началось в соответствии

1) с Декретом о мире 26 октября 191 7 г.
2) с Декретом СНК 15 января 1918 г.
3) с Декретом СНК 11 июня 1918 г.
4) с Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа 3 января 1918 г.

3. Политику «красного террора» большевики провозгласили после

1) расстрела царской семьи
2) покушения на В. И. Ленина
3) начала наступления А. И. Деникина на Москву
4) заключения Брестского мира

4. Укажите хронологические рамки войны РСФСР с Польшей.

1) январь 1919 — апрель 1920 г.
2) июнь 1919 г. — март 1920 г.
3) май 1919 г. — март 1920 г.
4) апрель-октябрь 1920 г.

5. Войска под командованием А. И. Колчака были разбиты

1) в 1918 г.
2) в 1919 г.
3) в 1920 г.
4) в 1921 г.

6. Войска под командованием А. И. Деникина были окончательно разбиты

1) в октябре 1919 г.
2) в январе 1920 г.
3) в марте 1920 г.
4) в октябре 1920 г.

7. Мир с Польшей, по которому Россия потеряла Западную Украину и Западную Белоруссию, был подписан

1) 3 марта 1920 г.
2) 18 марта 1921 г.
3) 12 октября 1921 г.
4) 7 ноября 1921 г.

8. Военное руководство Первой Конной армией осуществляли

1) Л. Троцкий и И. Сталин
2) М. Тухачевский и М. Фрунзе
3) С. Каменев и А. Егоров
4) С. Буденный и К. Ворошилов

9. Какое событие из названных произошло в июле 1920 г.?

1) войска под командованием М. Тухачевского начали наступление на Варшаву
2) войска под командованием Врангеля покинули Крым
3) прекратила сопротивление армия под командованием Е. Миллера
4) расстрелян А. Колчак

10. Создание Дальневосточной республики было провозглашено

1) в 1918 г.
2) в 1919 г.
3) в 1920 г.
4) в 1921 г.

Вариант 3

1. Определите одну из причин, обусловивших победу большевиков в Гражданской войне.

1) политика продразверстки
2) введение всеобщих демократических прав и свобод·
3) всеобщая поддержка крестьянством советской власти
4) создание боеспособных вооруженных сил

2. Успеху Красной Армии в борьбе с деникинцами способствовали(а)

1) военные действия повстанцев под руководством Н. Махно
2) введение политики «красного террора»
3) многочисленные крестьянские восстания в Крыму
4) поддержка Советской России рабочими европейских стран

3. Комитеты бедноты (комбеды) были созданы с целью

1) организовать контроль пролетариата за производством на мелких и средних промышленных предприятиях
2) помочь продовольственным отрядам реквизировать хлеб у крестьян
3) помочь местным органам советской власти в проведении мобилизации в Красную Армию
4) борьбы с контрреволюцией

4. Восстание крестьян в Тамбовской губернии произошло

1) в 1919 г.
2) в 1920 г.
3) в 1921 г.
4) в 1923 г.

5. Против восставших крестьян под руководством А. С. Антонова воевали войска под командованием

1) М. Тухачевского
2) М. Фрунзе
3) Л. Троцкого
4) В. Блюхера

6. Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР

1) в 1919 г.
2) в 1920 г.
3) в 1922 г.
4) в 1923 г.

7. Какое событие из названных произошло в 1920 г.?

1) установлена советская власть в Туркестане
2) Красная Армия разбила войска барона Унгерна
3) японские войска эвакуированы из Владивостока
4) прекратила сопротивление Добровольческая армия под командованием Л. Корнилова

8. Установлению советской власти в Средней Азии способст­вовало(а)

1) требование большевиков об отмене частной собственности
2) угроза военного вмешательства со стороны Турции
3) стремление национальных политических партий к союзу с партией большевиков
4) иностранная интервенция

9. Участник Гражданской войны в Сибири и в Поморье, член ЦИК Сибири

1) В. Чапаев
2) Н. Щорс
3) С. Лазо
4) Г. Котовский

10. Кто из названных лиц командовал армией Дальневосточной республики?

1) В. Блюхер
2) А. Егоров
3) П. Якир
4) П. Уборевич

Ответы на тест по истории Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма» для 11 класса
Вариант 1
1-4
2-2
3-1
4-2
5-1
6-3
7-2
8-2
9-1
10-4
Вариант 2
1-3
2-2
3-2
4-4
5-2
6-3
7-2
8-4
9-1
10-3
Вариант 3
1-4
2-1
3-2
4-3
5-1
6-3
7-1
8-2
9-3
10-1

  • Сочинение по истории первая мировая война 10 класс
  • Сочинение по истории горожане и их образ жизни
  • Сочинение по истории 6 класс на тему один день из жизни крестьянина от первого лица
  • Сочинение по истории 7 класс один день из жизни иезуита
  • Сочинение по истории на тему жизнь первобытных людей