Сочинение по истории горожане и их образ жизни

Сочинения /литература /гогольв своей знаменитой пьесе гоголь показал с юмористической точки зрения всех чиновников со своими семьями во главе с
  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

В своей знаменитой пьесе Гоголь показал с юмористической точки зрения всех чиновников со своими семьями во главе с правителем городка. Все они были растревожены известием о приезде ревизора. С первых страниц произведения отчетливо видно, как в захолустье вовсю царит беспредел. Показана ветвь коррумпированной власти, существующей в то время в царской России.

В комедии показана психология людей, часто встречающихся в обществе. Ведь мы видим, что Хлестакова принимают за важного господина только потому, что он, останавливаясь в разных местах, не платит ни копейки. Вот и городничий дает ему деньги, радуясь, что взяткой своей он откупился от Хлестакова, про которого думает, что тот взяточник. Через слова чиновников особенно четко представлена картина всеобщего жульничества и коррупции. Все чиновники -порождение бюрократизма. Каждый из них делает все ради своей выгоды. Поэтому духовный и нравственный уровень их крайне низок. Местный судья Тяпкин-Ляпкин не смотрит в документы, так как не может понять, где правда, а где ложь. Много лет занимаются чиновники волокитой и взяточничеством в суде. Земляникину, смотрителю богоугодных заведений, безразлично состояние больниц. А к людям он относится с огромным равнодушием. Кроме того, он любил доносить на своих коллег. Примечательно то, что именно доносы при николаевском правлении были актуальны. Чиновник, отвечающий за почту, вскрывал чужие письма и читал их.

Но один из главных и ярких образов в произведении — это Хлестаков, безответственный молодой человек, прожигатель жизни, спускавший состояние своего батюшки, доставшееся ему в наследство. Ему нравилось приврать и покрасоваться перед всеми. Хлестаков, не имеющий понятия о добре зле, мог совершить подлость в отношении любого человека. Он бессовестный крепостник, так как ему совершенно безразлично, что его слуга ходит голодный, любитель карточных игр.

На заднем плане автор показал крестьян, мещан во всем сатирическом обличье. И можно заметить, что сатира у Николая Васильевича довольно таки показа с философской точки зрения. Ведь каждый герой является носителем своей философии, оправдывая свои поступки. И хотя Гоголь осуждает самоуверенность некоторых героев, их чванство и подлость в большей или меньшей степени, однако он видит, что душа их еще не совсем погибла. Осталось в этих людях немного человеческого. К тому же писатель приглашает нас приглядеться к ним, к их жизни и понять, что это наша жизнь.

«Что такое хлестаковщина» − сочинение

Вариант 1

В «Ревизоре» Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Он в пьесе решил «собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости». Тема «Ревизора» сама по себе носила острый политический характер, но обличительный смысл произведения углубляется тем, что писатель представил не пороки отдельных чиновников, а присущие большинству их ложные понятия об обязанностях. Благодаря этому, маленький захолустный городок, где царил произвол и не было даже полицейского порядка, где власти образуют группу мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы.

Идейный смысл комедии наиболее четко раскрывается в образах чиновничества. Среди них нет ни одного положительного. Гоголь изображает их порочными. Образ Хлестакова становится одним из самых ярких типов, созданных писателем, совершенно новый в мировой литературе. И до Гоголя в комедиях высмеивались обманщики и плуты, лгуны и хвастуны, моты и волокиты. Характер Хлестакова более сложен: ему не чужда ни одна из перечисленных черт, но все они обобщены в более сложном общественном явлении, получившем название «хлестаковщина», которое стало нарицательным.

Хлестаков – наивный баловень, «пустейший дворянчик», прожигающий средства своего отца-мошенника. Он самый обыкновенный человек и, как говорится, «без царя в голове», вместе с тем воплощение нахальства. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пустить пыль в глаза и сыграть роль, чином выше своего собственного. Он, по характеристике автора, и «лгунишка, и подляжка, и трусишка». Хлестаков может совершить любую подлость просто потому, что он лишен понятия о добре и зле. Он лжет просто из тщеславия, чтобы похвастаться своим воображаемым положением в обществе.

Его образ имеет собирательное значение. По сути, Хлестаков – это порождение бюрократического режима, пустоты и упадка крепостного общества. Черты хлестаковщины повторялись в тысячах реальных происшествиях, во многих людях. Итак, что же такое в самом деле Хлестаков? «Молодой человек, чиновник и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми. Это лицо должно быть тип многого разбросанного в разных русских характерах… и ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж иногда кажется Хлестковым».

По сути, все персонажи пьесы несут в себе черты хлестаковщины: честолюбие, карьеризм, трусость, притязание на образованность при явном невежестве, подлость, лживость, душевная пустота, грубость. По моему мнению, эти черты есть и в образе городничего. Он – не злодей по натуре, но «более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки». Он считает взяточничество вполне естественным явление, которое определяется только чином и общественным положением взяточника.

Не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, крупные куши, он спокойно кладет в свой карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив ложный рапорт, что «она начала строится и сгорела». Он предстает чрезвычайно опытным и хитрым мошенником. Поэтому в ожидании ревизора он держится достаточно бодро, надеясь обмануть и его. Панический страх городничего охватывает лишь при вести, что ревизор инкогнито живет в городе неделю. Как и Хлестакову, ему присущи лживость, грубость и мошенничество.

В комедии отрицательно изображается и поместное дворянство. Добчинский и Бобчинский – бездельники, переносчики городских вестей, сплетники, лгуны – ничем не отличаются от других чиновников. Хлестаковщина включает в себя все пороки властвующих кругов. Это повсеместное явление, порожденное укладом крепостнического общества. Такие, как Хлестаков, будут жить всегда.

Это интересно: Сочинение Описание Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»

Вариант 2

“Ревизор” — это комедия Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.

Это понятие ввел Н.Г. Чернышевский в своей статье, посвященной анализу пьесы. Под этим термином критик подразумевает душевную пустоту, глупость, простодушие и эгоизм, нежелание развиваться, лень, приспособленчество, инфантильность, склонность ко лжи и обману, желание произвести впечатление на окружающих. Как становится понятно, это довольно обширное и многозначное понятие, которое основывается на характере главного героя комедии — Иване Александровиче Хлестакове.

Приезд этого персонажа в уездный город становится завязкой развития сюжета. Изначально он и его слуга, полностью проигравшись в карты, случайно попадают в уездный город. Герой, по оказанному к нему уважению и приему в целом понимает, что его приняли за какую-то важную, ожидаемую персону и решает воспользоваться сложившейся ситуацией.

Как отмечал в последствии сам автор: “Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит”. Т.е. главный герой, по сути, никого не обманывает, он просто течет по течению, наслаждаясь свалившейся на него удачей.

Сам Хлестаков — это легкомысленный, ветреный и инфантильный молодой человек. Он глуп и не образован, его не ждет карьера на службе, т.к. все свое время он посвящает картам и выпивке. При этом, хвастаясь перед жителями города, он лжет о личном знакомстве и даже дружбе с Пушкиным, приписывает себе авторство многих известных произведений, например, “Женитьба Фигаро”. Главный герой — воплощение нахальства, желания наживы и денег, пустить пыль в глаза, произвести впечатление.

Важно отметить, что “хлестаковщина” присутствует не только в Хлестакове, но и во многих других героях, обитателях уездного городка.

Например, городничий Антон Сквозник-Дмуханов. Именно он приносит весть о том, что в скором времени их посетит ревизор. Взяточник, главный мошенник города, привыкший все свои проблемы улаживать с помощью денег. Жажда наживы и известности объединяет их с главным героем.

Еще один пример персонажа с такой чертой характера как “хлестаковщина” — это Аммос Ляпкин-Тяпкин, судья в этом уездном город. Он, так же как и Хлестаков, пренебрежительно относится к своей работе, делает ее “тяп-ляп”, отсюда и говорящая фамилия. Герой старается поскорее закрыть любое судебное дело, не вникая в него, т.к. совсем не разбирается в этой сфере, не смотря на то, что занимает пост главного судьи.

Таким образом, Н.В. Гоголь хотел показать, что “хлестаковщина” — это не выдуманный литературный тип, существующий только на бумаге, а вполне реальный человеческий образ того времени. В каждом из нас есть черты, роднящие нас с Хлестаковым — это главная мысль, которую хотел донести автор до читателей.

Это интересно: Пётр Яковлевич Чаадаев — русский философ и публицист.

Популярные сочинения

  • Образ тургеневской девушки в повести Ася сочинение 8 класс
    Тургеневская девушка, такое понятие было создано с того момента когда была выпущена в продажу и так сказать в свет повесть Ася. Там рассказывался идеал русской девушки со стороны Тургенева
  • Сочинение на тему Что такое бестактность
    Бестактность — это отрицательная черта некоторых людей, которая может обидеть собеседника и даже привести в ярость. Бестактность — это грубость, неуступчивость и излишняя навязчивость
  • Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина 8 класс
    В романе А. С. Пушкина есть два литературных героя, которые противопоставлены друг другу. Этими героями является Петруша Гринев, молодой честный офицер, которого отправили служить в Белгородскую крепость

Главная мысль Ревизора Гоголя

Комедия Ревизор отражает недостатки российского чиновничества того времени. Они актуальны и в настоящее время. Казнокрадство и взяточничество до сих пор остаются частыми пороками современных городничих. Немало и сегодня государственных служащих, которые основной своей задачей видят личное обогащение, а не работу на пользу общества.

Так же как и во времена Гоголя, чиновники всех уровней начинают активно работать или создавать видимость активной работы, когда ожидается визит высокого начальства. Как будто не нужно ежедневно заниматься этим. Поэтому и делаются всякие покраски и косметические ремонты по маршруту движения проверяющих, а не там где это действительно нужно.

Наверно поэтому до сих пор, слово ревизор вызывает страх у тех, кто недобросовестно исполняет свои обязанности. А ведь если стараться делать то, что тебе положено, можно не переживать за ревизию.

Думается, что экранизации и современные театральные постановки только подтверждают злободневность этого произведения. Ведь в персонажах комедии легко можно разглядеть наших современников. Не смотря на то, что со времени написания этой пьесы прошло почти 200 лет.

Какова тема комедии Ревизор Гоголя

Николай Васильевич Гоголь является автором комедии «Ревизор». Произведение, состоящее из пяти действий, было начато автором осенью 1835 года, в свет же вышло в 1836 году. Главными героями является Хлестаков – служащий низшего гражданского чина и городские чиновники.

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание.

Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Произведение хоть и носит комедийный характер, но сюжет способен вызвать грусть у стороннего читателя. На каждой странице комедии раскрывается сущность человека, который хоть чуть-чуть, но имеет отношение к власти. Взяточничество, пренебрежение к своим обязанностям, подхалимство, вранье – все человеческие пороки то и дело раскрываются на страницах комедии в лице как Хлестакова, так и городских чиновниках.

Взяточничество – самый главный порок людей, которые имеют отношение к власти. Хлестаков продолжал брать взятки с нерадивых чиновников даже тогда, когда понял, что его приняли за ревизора. Хлестаков воспользовался ситуацией сполна, без зазрения совести продолжал брать взятки. Главный герой и вовсе никак не мог навредить городским чиновникам, но жажда легкой наживы взяла верх.

Желание получать выгоду за счет своего высокого чина заставляет людей нарушать закон, идти против общепринятых норм морали и поведения. Это негативно влияет на отношение людей к своим обязанностям. На примере Хлестакова показано, что человек может брать взятки даже тогда, когда от него ничего не зависит. По всей видимости, главный герой не раз был причастен к взяткам, поэтому данная ситуация нисколько его не смутила. Взяточничество научило его пользоваться ситуацией, смело идти против общественности, обманывая чиновников без страха быть разоблаченным.

С взяточничеством тесно связан и другой человеческий порок, который Гоголь неплохо раскрыл в своей комедии. Это халатное отношение к своим обязанностям. Городские чиновники в этой комедии засуетились по приезду ревизора, потому что недобросовестно исполняли свои обязанности. Прекрасно понимая, что можно дать взятку ревизору, их не сильно волновало исполнение своих непосредственных обязанностей. Халатность в своей работе в лице чиновников, представляющих власть в городе, весьма недопустима. Ведь именно высшая власть должна служить примером для остальных людей. Здесь же выходит совсем по-другому.

Важное качество людей, которое так часто проявляется даже в современном мире, сумел раскрыть Гоголь в лице своего главного героя. Это качество ушло в народ, получив название от фамилии главного героя. Хлестаковщина – характер и поведение человека, полностью списанный с Хлестакова. В его лице проявляется натура человека, любящего красивую жизнь, яркие слова и разгульный образ жизни.

Такие люди далеки от реальности, они живут в своем выдуманном мире. Даже в этой комедии Хлестаков и сам поверил в то, что он является ревизором. После этого он проявил еще одно качество «хлестаковщины» – трусливая агрессивность. Хлестаков, на время, примерив свою мнимую роль, принялся ругать и распекать чиновников, делая это аккуратно, беззлобно, словно осознавая свое положение.

Чиновники в комедии начинают шевелиться, как только приезжает ревизор. Причем эти движения связаны лишь с попыткой прикрыть свои злодеяния, свои ошибки и лень. То, что они дают взятки ревизору, говорит об их двуличности, зависти и лицемерии. Однако Гоголь в большей степени раскрыл не эти качества людей. Самым главным выводом является то, что рано или поздно каждый получит по заслугам. Проявляя столь негативные качества, чиновники получили возмездие, ошибочно приняв Хлестакова за ревизора.

«Хлестаковщина» как нельзя актуальна и в наши дни. Пустые и яркие слова, броские выражения, не подкрепленные фактами, ложь в свою угоду, имеет место и в годы возникновения комедии, и в современном мире. Гоголь очень ярко представил такую сложную социальную проблему в виде комедии, благодаря чему произведение легко и приятно читать. Высмеивание острых социальных проблем и сделало эту комедию столь популярной.

Суть комедии Ревизор сочинение

Конечно комедия Николая Васильевича Гоголя «ревизор», это произведение на все времена. Именно поэтому до сих пор ее ставят в театрах и задают в общеобразовательных учреждениях до сих пор. Проблемы, описанные в пьесе, актуальны были тогда и не утратили своей значимости сейчас.

В каждом герое этого произведения мы, возможно даже до фамилий, узнаем жизнь своего собственного города, своих граждан, соседей, знакомых. Взяточничество и чиновничья безнаказанность процветали во все времена. В более ранний период становления страны это было практически легализовано высшим органом государственной власти и считалось нормой, в более поздний период, конечно — же, осуждалось, и борьба с этим не прекратилась и по сей день.

Вплетенный в пьесу момент любовного конфликта, также имеет саркастично продажный окрас, высмеянный автором.

Николай Васильевич обращает внимание и на конкретные пороки конкретных людей, не обобщая проблемы и не подгоняя их под общую вывеску. Людей, имеющих большие государственные чины, а соответственно, с них спрашивалось больше ответственности. Но…

Высокопоставленные городские чиновники занимаются казнокрадством, обиранием простых обывателей до нитки, взяточничеством. И все это совершается безнаказанно.

Обнаглевших чинов пугает только слова «ревизор», единственного, кто может повлиять на их благополучие и положить конец их привычному для них образу жизни.

Но проблемы существуют не только у высокопоставленных чиновников. Каждый житель города олицетворяет свою индивидуальную мерзкую черту, избавление общества от которой могло бы привести к созданию идеального общества.

Высмеиваются и знатные женщины, алчность которых видна невооруженным глазом, и простые люди с мелким, ограниченным мышлением рабов, боящихся выглянуть из своего укрытия, сказать слово, чтобы ответной волной, не дай Бог, не зацепило и их.

Простой народ привыкает к такому к себе отношению и начинает считать его нормой общественной жизни, смиряется с мышлением и жизнью раба. Но разве не противно осознавать, что ты просто опустил руки и плывешь по течению, вместо того, чтобы самому решать что нужно, и строить свою жизнь?

За такие поступки нужно будет отвечать также самим, а от ответственности народ отвык.

Зато тирания чиновников спокойно берет на себя эту ответственность на словах. В реальности же, отвечать они не собирались ни за поступки тех, кого они угнетают, ни за свои собственные поступки.

В чем суть комедии Гоголя

Комедия «Ревизор» уже долгое время остается актуальной среди многих последующих поколений. Все проблемы, которые поднимаются в произведении, во многом отражают суть и нашего современного общества, и это дает почву для раздумий.

Вероятно, в самом начале произведения Гоголь умышленно не дает конкретного названия города, давая понять, что это некий собирательный образ, о котором пойдет речь. В нем царит самоуправство и использование служебного положения. Лишь только когда приходит известие о том, что приедет ревизор, власти понимают, что над ними нависает угроза.

Единственное решение, к которому чиновники решили прийти – это подкупить ревизора, они считают, что абсолютно все продается и покупается. Удивительно, но долгое время им не удается раскусить Хлестакова, когда тот выдает себя за ревизора.

Городничий в произведении «Ревизор» изображен довольно неглупым человеком, но при всем этом он слывет в городе настоящим мошенником. Это происходит, потому что им руководит жажда наживы, он никогда не упускает возможности взять что-то для себя. Иногда он говорит о том, что он чтит Бога, ходит в церковь, но при этом он продолжает совершать грехопадения, хотя, возможно, и раскаивается за свои поступки.

В произведении Гоголя «Ревизор» высмеиваются такие пороки, как лживость, жадность, скупость. Интересно то, что Гоголь видит проблему не только во власти, но и в самом народе. Горожане сами унижаются перед вышестоящими чиновниками, дают понять, что с ними можно так обращаться. Так они лишь демонстрируют свою глупость и нежелание нести ответственность за собственную жизнь. Чиновники же склонны к самодурству, жажде наживы, лицемерию.

Абсолютно все виноваты в том беспорядке и ужасе, который творится в городе. Это чиновники, которые потеряли человеческий облик и считают, что им все позволено. Это купцы, которые без зазрения совести предлагают взятки. Это обычные люди, которые только и делают, что пьют и уповают на свою несчастную жизнь, не считая, что все коренные изменения возможны после того, как они изменят свое отношение к ситуации.

Произведения Гоголя «Ревизор» несет в себе огромный смысл. Гоголь как бы намекает всему своему окружению, что необходимо что-то менять, ведь и в нашем обществе есть такие ситуации и истории, когда все ищут виноватых, но даже не хотят посмотреть на себя.

Сочинение по произведению Ревизор

Среди произведений Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» занимает одно из ведущих мест. Первые наброски этой комедии относятся 1834 – 1835 годам. Интересно, что сюжет произведения писателю по дружбе «подбросил» А.С.Пушкин. Впервые на сцене её поставили в 1836 году.

Действие происходит в некотором уездном городке (названия его не указано). Городок явно расположен в центральной России, на что указывают слова одного из героев о том, что от них хоть три года скачи, ни до какой границы не доскачешь.

В центре произведения – молодой чиновник Хлестаков, который проездом оказался в городе, и местная «элита» во главе с городничим. В столице (Санкт-Петербурге) Хлестаков занимает самый низший чин, но сам о себе высокого мнения, и любит другим пустить пыль в глаза. Например, он старается одеваться у лучшего портного, но вскоре вынужден закладывать обновку, так как остается совсем без денег. В городке он все деньги спустил в карты, и даже купить еды и ехать дальше ему не на что.

Внешность Хлестакова невзрачна – тощий юноша, на котором даже сюртук не смотрится. Он глуп и чрезвычайно разговорчив, часто болтает попусту, сочиняет небылицы на ходу, набивает себе цену.

Городничий Антон Антонович – прожжённый плут, знающий, казалось бы, все хитрости государевой службы. Но он получил письмо с предупреждением от друга: в их городок инкогнито направляется ревизор. И опытный городничий, взволнованный возможными последствиями, верит словам двух болтунов – местных дворян Бобчинского и Добчинского, которые приняли Хлестакова за ревизора.

Невероятная чехарда, которую вызвал своей болтливостью мнимый ревизор, набирает обороты. Все чиновники (каждый из них знает свои немалые грехи) стараются дать ему взятку, местные жители приходят к нему с челобитными, надеясь на справедливость столичного гостя. Каждый старается его задобрить.

Хлестакову показывают «богоугодные заведения». В больнице, как уверяет врач, все «выздоравливают, как мухи». В школе учитель, рассказывая о полководце Александре Македонском, в азарте ломает стулья. В городишке имитируют ремонтные работы – расставляют соломенные вехи.

Для Хлестакова городничий дает пышный обед, попутно выпрашивая себе разные блага и очерняя своих противников. Подвыпивший юноша даже успевает поухаживать за женой городничего и посвататься за его дочь.

Сообразив конце-концов (с помощью слуги Осипа, который поумнее своего хозяина), что пора убираться, Хлестаков уезжает на лучших лошадях, любезно предоставленных ему.

Не в меру любопытный почтмейстер (любит почитывать чужие письма и даже делать выписки из полюбившихся мест) из письма, отправленным Хлестаковым приятелю, узнаёт, что тот вовсе не ревизор. Известие о появлении настоящего ревизора, приехавшего в город, вводит всех в ступор.

В комедии талантливо, рельефно показаны типичные черты чиновников, и вообще «элиты общества». Замечательно тонко поданы детали, которые характеризуют персонажей. Что характерно, нет ни одного положительного персонажа. Любопытнее всего, что комедия написана 180 лет назад, а отражены в ней и сегодняшние реалии жизни.

«Ревизор» − сочинение для 8 класса

Вариант 1

Гоголь был великим русским писателем, он умел подметить нелицеприятные стороны российского общества.

Комедия «Ревизор» обнаруживает «русские характеры». В ней вскрываются социальные язвы и общественные пороки, являющиеся порождением самодержавия. Высмеиваются плуты, взяточники, казнокрады. Они были показаны автором очень ярко и правдиво. В какой-то момент комедия превращается в обличающий документ, который критикует существующий строй.

Гоголь виртуозно собирал свои наблюдения в единый художественный образ, в котором любой мог узнать черты знакомых людей. Актуальность комедии обуславливалась тем, что ее сюжет был взят из жизни, а герои были знакомы каждому. Автор утверждал, что в своем произведении он ничего не выдумал. «Ревизор» полон намеков, позволяющих прочувствовать Гоголевскую действительность. Посредством высмеивания общественных пороков писатель заставляет понять всю их тлетворность, задуматься и постараться от них освободиться.

В качестве художественных приемов Гоголь использует говорящие фамилии, например, Ляпкин-Тяпкин и неприкрытые реплики героев. Это позволило автору убрать маску благопристойности и вскрыть всю безобразность нечистых на руку чиновников.

Особая роль в произведении отводится авторским ремаркам. «Замечания для господ актеров» дают характеристику персонажей, выражая свое отношение открыто, либо завуалировано через портретные описания. Для них также характерна ирония.

Положительного героя в свою комедию Гоголь не ввел намеренно. В «Ревизоре» в качестве положительного начала воплощается высокий нравственный идеал автора, основа его сатиры – смех. Как ни печально, жизнь доказывает, что не бывает такого ревизора, которого невозможно было бы подкупить. Время идет, а созданная Гоголем комедия по-прежнему не теряет своей актуальности.

Вариант 2

В своем «Ревизоре» Гоголь собрал все чиновничьи пороки в России в одну кучу. Произведение получилось острым, правдивым и полным сатиры. В нем автор описал свою эпоху со всеми ее недостатками. На этот сюжет, кстати, его вдохновил Пушкин.

Действие происходит в небольшом захолустном городке, где нет порядка, а чиновничий произвол доходит до абсурда. Власти городка – все сплошь воры, тунеядцы и мошенники. Они выступают в роли обобщенного символа николаевской системы. Уже в эпиграфе мы видим обличительный посыл произведения: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Главный герой пьесы – Хлестаков, молодой человек невысокого ума, мелкий чиновник, не имеющий гроша за душой. Он случайно попадает в городок, а местная знать ошибочно принимает его за ревизора из столицы. Основной причиной такой ошибки становится страх проворовавшихся чиновников, он-то и затуманивает им глаза.

Духовный и нравственный упадок чиновников заметен в их репликах. Никто из них не чувствует своего долга перед страной и делом, каждый печется лишь о собственных интересах. Хлестаков же принимается напропалую лгать о своем положении, богатстве и солидных связях. Все его фантазии принимаются за чистую монету.

Тяпкин-Ляпкин, Земляника, Хлопов, Почтмейстер, Хлестаков, городничий – все они являются отражением своей эпохи. Ярче всего, на мой взгляд, получился образ Хлестакова. От него даже произошло целое понятие «хлестаковщина», означающего пустого, глупого человека, который прожигает жизнь и тратит родительские деньги. Главным для Хлестакова было пустить пыль в глаза.

Чем же кончается пьеса? Мнимый ревизор уезжает, а чиновники понимают, что их одурачили. Они, конечно, заслужили гораздо больше, чем просто оказаться в глупом положении. Но Гоголь не наказывает их, он выставляет их на всеобщее обозрение с надеждой на торжество справедливости.

Это интересно: Краткое содержание баллады «Василий Шибанов» А. К. Толстого.

Вариант 3

В комедии «Ревизор» Гоголь высмеивает и осуждает николаевскую бюрократическую Россию. В произведении описываются знатные люди, которые любят брать взятки и заниматься мошенничеством. Каждому чиновнику автор приписывает характерные черты, судью Тяпкина-Ляпкина он представляет как вольнодумца, который прочитал несколько книг за всю жизнь. Героя Землянику он описывает как неуклюжего, толстого мужчину, которому свойственна пронырливость и хитрость.

Когда герои узнают, что к ним приедет ревизор, они стараются навести порядок в делах, хотя в реальной жизни относятся к ним халатно и безалаберно. Комедия «Ревизор» – это гневная сатира на чиновничество Руси. Автор осуждает не только чиновников, но и дворян. Этих людей он называет сплетниками и бездельниками, среди них Бобчинский и Допчинский.

Купечество также нечестное, полицейские ведут себя несправедливо: они могут обидеть даже того, кто прав. Этот произвол государственных служащих направлен против самых бесправных слоев русского населения. Сколько несправедливости! Арестанты практически не получают пищу, кругом воровство, и цель чиновников – нажиться на чужом горе. Эти образы Гоголь демонстрирует в своей комедии и мы понимаем, какие пороки существовали в царской России.

Вариант 4

Николай Васильевич Гоголь дал в комедии «Ревизор» широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30‑х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники.

Описывая чиновников, Н. В, Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии «Ревизор».

Во главе всех стоит городничий. Мы видим, что он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками». Городничий — убежденный взяточник: «Это уж так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят».

Он постоянно присваивает себе казенные деньги. Цель стремлений этого чиновника — «со временем… влезть в генералы». А в общении с подчиненными он груб и деспотичен. «Что, самоварники, аршинники…», — обращается он к ним. Совсем по-другому этот человек говорит с начальством: заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такие типичные черты российского чиновничества, как взяточничество, чинопочитание.

Групповой портрет типичного николаевского чиновника хорошо дополняет судья Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия говорит об отношении этого чиновника к своей службе. Именно такие люди и исповедуют принцип «закон, что дышло». Ляпкин-Тяпкин — представитель выборной власти («избран судьей по воле дворянства»). Поэтому он держится свободно даже с городничим, позволяет себе оспаривать его. Поскольку этот человек прочел за свою жизнь 5—6 книг, он считается «вольнодумцем и образованным». Эта деталь подчеркивает невежество чиновников, их низкий уровень образования.

Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он увлекается охотой, поэтому взятки берет борзыми щенками. Делами же он совсем не занимается, и в суде царит ‑беспорядок.

О полном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит в комедии и образ попечителя богоугодных заведений Земляники, «человекатолстого, но плута тонкого». В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи, врач «по-русски ни слова не знает». Земляника же тем временем рассуждает: «Человек простой; если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Как типичному представителю чиновничества, ему также свойственно низкопоклонство перед вышестоящими и готовность донести на своих сослуживцев, что он и делает, когда приезжает Хлестаков.

Трепет перед начальством испытывает и смотритель уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до смерти запуганный человек. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», — говорит он. А почтмейстер Шпекин не нашел себе лучшего занятия, как вскрывать письма. Об ограниченности этого «простодушного до наивности» человека говорит то, что именно из чужих писем он черпает свои познания о жизни.

Наверное, групповой портрет российского чиновничества 30‑х годов XIX века не был бы полным без такого яркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого соображения». Значимость в комедии образа Хлестакова еще и в том, что он не принадлежит к кругу провинциального чиновничества. Но, как мы видим, петербургский служащий по уровню своей образованности, нравственным качествам ничуть не выше остальных персонажей комедии. Это говорит об обобщающем характере изображенных в комедии чиновников — таковы они по всей России.

Наверняка почти каждый из них, подобно Хлестакову, стремится «сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена». И при этом «лжет с чувством» и «в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого». Испытываемый же чиновниками города всеобщий страх, на котором и держится действие в комедии, не позволяет городничему и его подчиненным увидеть, кто же Хлестаков на самом деле. Поэтому они и верят в его вранье.

Все эти персонажи комедии создают обобщенный облик чиновничества, управлявшего Россией в те годы. Правдивое их изображение Николаем Васильевичем Гоголем позволило сказать В. Г, Белинскому, что чиновничество — это «корпорация разных служебных воров и грабителей».

Это интересно: «Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.

Сочинение Ревизор

Ревизор — величайшее произведение Николая Васильевича Гоголя. В произведении выявляются все общественные пороки свойственные той эпохи. Автор пытается высмеять взяточников и казнокрадов. Рассказ получился острым, но правдивым. Сюжет пьесы очень легкий и простой для понимания каждому. Легко можно понять, что сюжет взят из реальной жизни и все образы героев правдивы.

В маленький городок приезжает обычный парень. Он любит строить из себя богатого и успешного мужчину. Но когда деньги заканчиваются, он снова превращается в обычного бедняка. Недавно в этот город поступило письмо, что скоро приедет с проверкой ревизор. Люди начинают бояться и ищут ревизора везде. Все вокруг кричат, что Хлестаков является ревизором.

Заведующие пытаются дать взятки ревизору, чтобы закрыть ему глаза на воровство казенных денег. Для юноши накрывают огромный стол с вкусными угощениями. Немного подвыпивший Хлестаков ухаживает за женой и практически зовет замуж дочку городничего. Слуга Осип намекает Хлестакову, что ему пора уезжать. Хлестаков уезжает на лучших лошадях, которых ему предоставил народ этого города.

Почтмейстер, который всегда любил подглядывать и читать письма, сделал это и сейчас. Он прочитал письмо от Хлестакова другу, в котором тот говорил, что он не является ревизором. Все герои произведения после такого письма встают в ступор. Как они могли попасться на уловки Хлестакова и поверить ему.

Каждый образ продуман до мелочей. Все фамилии в точности соответствуют характерам и образам жизни героев. Особенно образ Хлестакова. Он смог все это время играть роль ревизора и очень странно как все смогли ему поверить. Из-за него получился термин «хлестаковщина». Это означает глупый и пустой человек, умеющий только тратить деньги родителей.

Гоголь пытался передать, как сильно гниет общество. Чиновники легко продаются, берут взятки и воруют деньги из государственного бюджета. Возможно, все измениться. Ведь перед немой сценой мы узнаем что, наконец, то прибыл настоящий ревизор.

Комедия ревизор учит людей быть честными, ведь правда рано или поздно вырвется наружу. Следует быть справедливым и не нарушать законы. В произведение высмеиваются глупые и необразованные люди. Следует учиться и получать образование, чтобы вас не считали такими.

Другие темы: ← Хлестаков в комедии Ревизор↑ ГогольХарактеристика Тараса Бульбы →

`

«О чем мечтают герои комедии “Ревизор”» — сочинение-рассуждение

Герои гоголевского «Ревизора» — обычные люди: чиновники и разночинцы. Автор стремился высмеять пороки своих современников, поэтому описал наиболее яркие и распространенные типажи. Как у всех людей, у них есть свои желания и мечты.

Иван Хлестаков, главный герой, волею судеб оказавшийся временно на месте ревизора. Это не очень-то умный, но достаточно амбициозный молодой человек, мечтающий о богатстве и положении в обществе. Стоит заметить, что для исполнения своей мечты он не делает ровным счетом ничего, но когда его в провинциальном городке перепутали с важным чиновником из столицы, начинает напропалую фантазировать и врать. Он упивается своей мнимой важностью, не задумываясь о том, что будет, когда обман раскроется. Показательным является его убеждение: «ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Городничий же мечтает о том, как благодаря богатому зятю станет генералом в Петербурге, обретет власть и деньги. Все его мечты наполнены алчностью, при этом он совершенно не задумывается о том, будет ли его дочери хорошо с новоиспеченным мужем. Он грезит сладкой жизнью: «… Поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде…».

Его жена мечтает о высшем свете, в котором сможет блистать и заманивать молодых кавалеров. Их дочь, как многие молодые девушки, желает удачно выйти замуж. Все без исключения чиновники хотят, чтобы ревизор поскорее их покинул, чтобы вернулась привычная ленивая и размеренная жизнь, в которой им не нужно напрягаться, а деньги текут сами.

Никто из героев не делает ничего конструктивного для достижения желаемого. Они мечтают, приписывая себе небывалые заслуги. Выглядит это смешно и нелепо, если не задумываться о том, что так поступают многие люди и сейчас. Далеко не все упорно идут к достижению целей и преодолевают препятствия, предпочитая пускать все на самотек. Думаю, здесь есть о чем задуматься.

Это интересно: А. А. Фет – стихи о любви для учеников 9–11 классов

Город резко отличался от деревни, замка, монастыря устройством, управлением, архи­тектурой и, конечно же, жителями: их числом, работой, образом жизни.

1. Городские бедняки и богачи. Городом управляли богачи — купцы, владельцы кораб­лей и домов, земельных участков. Они заседа­ли в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. По­степенно они выделялись в городскую знать — их называли патрициями.

Патриции в быту подражали рыцарям. Они жили в каменных домах, заводили гербы, сра­жались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, ста­новились «благородными». В то же время гос­пода, проживавшие в городах, не брезговали за­ниматься торговлей, покупать торговые кораб­ли, сдавать свои земли в аренду под лавки, ма­стерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении горо­дом, но лишь в немногих городах им удавалось включить своих делегатов в старые советы. Ча­ще всего создавался новый совет все из тех же патрициев.

Из округи в города приходило много бедня­ков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу, становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса иска­леченных и немощных людей, которые нищен­ствовали и воровали, а также множество голо­дающих, бежавших из деревень. Не раз в горо­дах вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи со­седних феодалов.

2. Как жили горожане. Обычно население средневекового города не превышало 5-6 ты­сяч человек, а часто было и того меньше — 1- 2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, та­кие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100-200 тысяч жителей. Хотя главным занятием горожан были ремесла, тор­говля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города еще долго не порывали с сель­ским хозяйством. Город защищал себя мощны­ми стенами, с бойницами и укрепленными во­ротами. Он выглядел как настоящая крепость (по-немецки — «бург»), поэтому горожан назы­вали в Средние века бюргерами. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Нередко горожане владе­ли и пашнями. Луга и огороды часто распола­гались и в пределах города, по улицам броди­ли свиньи.

Горожанам было тесно на небольшом про­странстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переул­ков — 1-2 м. В Брюсселе одна из улиц назы­валась «Улица одного человека» — двое не мог­ли на ней разминуться.

Дома строили в два-три этажа, верхние эта­жи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Боль­шинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.


Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и улич­ного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Рань­ше всего улицы стали мостить камнем в круп­ных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесно­ты и. грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.

Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади каз­нили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная го­родская церковь — собор, обычно самое краси­вое здание в городе; к двери собора нередко при­бивали «локоть» — образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.

На рыночной площади горожане сооружали ратушу — здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набат­ным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападе­нии врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

640 1

В городах возводились и другие обществен­ные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (ору­жейные, монетные, кирпичные), дома город­ских сообществ.

3. Взгляд из города. Город стал самым яр­ким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие тог­дашнего мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располага­лись кварталы ремесленников, гостиницы, хи­жины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с ее ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли на мостах.

В городе жили люди разных профессий: не только ремесленники и торговцы, но судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строите­ли кораблей, рыбаки и мельники. В городах на­ходилось много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно «нищенствующих» орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах имелись резиденции феодалов, вместе с их охра­ной, слугами и приближенными. Многие горо­да были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.

Города были административными, полити­ческими центрами, там располагались местные правители, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным ок­ружением, принимали просителей и диплома­тов, собирали парламент. Города с их стенами служили и военным целям, там размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Боль­ницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда — из разных земель и стран. На улицах городов слышалась много­язычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида и цвета кожи.

Многообразие населения, значительную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, по­знавать окружающий мир, обогащаться за счет многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и куль­турной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского обще­ства.

Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров, но не брезговали при этом грабежом на войне и захватами земель. Купцы были деятельны и предприимчивы, пус­кались в далекие и опасные путешествия. Де­ловые люди следовали правилу: «Человек рож­ден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.

Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех заду­манных дел. Недаром на башнях ратуш появи­лись механические часы, напоминавшие, что время — ценность и его надо беречь. Тогда го­ворили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».

Купцы и банкиры соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды, давали заказы на художественные про­изведения, украшения, картины и статуи.

Растущим городам требовалось все больше образованных людей: обученных торговцев, писцов, бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей, врачей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в го­родских судах, советах. Короли и правители нуждались в грамотных чиновниках и судьях. Требовалось все больше книг и справочников. В городах возникали нецерковные школы и скриптории — они были частными или содер­жались на средства городских советов. А уже в XII веке в Европе появились первые высшие школы — университеты, где преподавали прославленные ученые. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и ученые сочинения. Так в городах возникала ин­теллигенция — особая группа людей, занятых умственным трудом.

Горожане были любознательными и жадны­ми до зрелищ людьми. А зрелищами были са­мые разные события: въезд в город короля или иностранного посла, казнь преступника, драка и, конечно же, выступления артистов. Среди них были и кукольники, которые за переносны­ми ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и соленых слове­чек. Там высмеивались и попы, и богатые куп­цы, и болтливые жены, и ревнивые мужья. В праздники многие горожане участвовали в мистериях: многочасовых представлениях на библейские или исторические темы. Зрители активно сопереживали происходящему на спе­циальной сцене-помосте, кричали и иногда лез­ли на сцену, чтобы поучаствовать в побоище. Большой популярностью пользовались карна­валы и всякие шествия, где все цехи и гильдии шли со своими флажками.

Люди городского труда составляли особое городское, сословие, которое настойчиво отстаи­вало свои привилегии и свободы. Короли счи­тались с городами: там были крепкие стены, го­рода платили хорошие налоги и пошлины, выс­тавляли ополчение. А города поддерживали королей, поскольку боялись разорительных меж­доусобиц. Так сложился союз королей и городов, выгодный обеим сторонам.

Значительную роль сыграли и городские организации, типа цеха или гильдии, с их стар­шинами, своими порядками и уставами, и осо­бенно городские советы. Все власти в свободных городах были выборными. В своих объединени­ях горожане обсуждали и решали общие дела. Эти обычаи управления и характер органов вла­сти в городах стали одним из важных истоков демократических порядков в странах Западной Европы.

1. Города во Франции и Северной Италии, освободившиеся от власти
сеньоров, назывались:

а) общины;

б) коммуны;

в) патрициат.

2. Причинами появления новых городов в XIXIII вв. были:

а) укрепление позиций феодалов-землевладельцев;

б) отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие торговли;

в) ослабление королевской власти.                             

3.  Средневековые города появлялись

 а) на пересечении торговых путей

 б) у морских гаваней и переправ;                           

в) у стен больших монастырей и замков феодалов

г) верно всё перечисленное.

4. Жители средневековых городов боролись с сеньо­рами, потому что:

а) хотели освободиться от влияния и поборов феодалов;

б) сеньоры не вкладывали деньги в развитие ремёсел;

в) в городах было много не занятых в хозяйстве воинов.

А

5. Соотнесите подятия и их определения:

1) коммуна                а) хозяин и главный работник мастерскои;

2) шедевр                   б) городской житель;

3) бюргер                  в)
город, добившийся самоуправления;

4) мастер                  г)
образцовое изделие для экзамена на звание мастера

6.  Городом, жители которого победили в борьбе с сеньором, управлял:

а) мэр;                                 

б) городской совет;

в) суд

7.  Причинами появления новых городов в средневековой Европе были:                          
а) успехи в сельском хозяйстве;

б) отделение ремесла от сельского хозяйства

в) верно всё перечисленное

8.  Орган управления городом, который избирался  горожанами, назывался

а) совет знати;

б) совет старейшин;

в) городской совет.

9. Смысл выражения «Городской воздух делает сво­бодным» заключается в
том, что:

а)  зависимый крестьянин, проживший в городе один год и один день,
был обязан вернуться к сеньору;

б)  любой человек, проживший в городе один год и один день,
становился свободным;

в) любой человек, проживший в городе хотя бы сутки, становился
свободным.

10. Соотнесите понятия и их определения:

1) цех

2) устав

3) ратуша

4)гильдия

а)  товарищество купцов, созданное для защиты их торговых
интересов;

б)  здание, где заседал городской со­вет;

в)  союз ремесленников одной спе­циальности;

г)  запись норм, определявших про­фессиональную деятельность масте­ров-ремесленников
.

11.    Если в названии средневекового города
присутствует частица -бург, то скорее всего он вырос

1)  из укрепленного места, крепости

2)  близ монастыря

3)  близ переправы

12.    Место постоянной торговли

1)  рынок

2)  крепость

3)  замок

13.    Первые горожане стремились в города, чтобы
найти в них

1)  безопасность

2)  условия для торговли

3)  суд сеньора

14.    Ручное производство орудий труда, посуды,
оружия, юве­лирных изделий, тканей и др.

1)  ремесло

2)  труд

3)   мастерская

15.    Сеньоры, на земле которых возникали
города, как правило

1)  не замечали первых горожан

2)  противились росту городов

3)  охотно разрешали первым поселенцам заниматься ремес­лом и
торговлей

16.    Группа самых влиятельных, богатых горожан,
управлявших городскими делами

1)  бюргерство

2)  патрициат

3)  коммуна

17.    Города-коммуны (укажите несколько
признаков)

1)  были полностью свободны от власти сеньора

2)  имели собственные органы управления

3)  признавали власть сеньора в судебных вопросах

4)  имели собственные законы

18.    «Городской воздух делает свободным». Это
выражение озна­чает, что

1)  любой человек, проживший в городе хотя бы сутки, ста­новился
свободным

2)  любой человек, проживший в городе один год и один день, становился
свободным

3)  зависимым крестьянам было запрещено появляться в го­родах

19.    Города, как правило, возникали

1)  на свободной, никому не принадлежавшей земле

2)  на выкупленной у сеньора земле

3)  на земле сеньора

20.    Городское сословие в средневековой Европе

1)  патрициат

2)  бюргерство

3)  духовенство

21.    Восстание, переговоры, выкуп — что
объединяет эти слова?

1)  эти слова никак не связаны

2)  это формы борьбы горожан за вольности

3)  горожане данного города могли добиться от сеньора само­управления
только одним из указанных способов, восста­ние не могло сочетаться с
переговорами и выкупом

22.    Города-коммуны (укажите несколько
признаков)

1)  управлялись городским советом

2)  имели собственные налоги

3)  подчинялись сеньору при принятии законов

4)  чеканили собственную монету

23.    «Один год и один день». Это выражение
означает, что

1)  зависимый крестьянин, проживший в городе один год и один день,
становился свободным

2)  любой человек, проживший в городе один год и один день, становился
свободным

3)  между соглашением горожан с сеньором о вольностях и принятием
хартии, закреплявшей эти вольности, должен был пройти один год и один день

24.    Средневековый цех — это

1)   союз ремесленников одной специальности

2)   союз ремесленников одного города

3)  мастерская ремесленника

25.    Установите соответствие между понятиями и
их определе­ниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­ствующими
буквами.

ПОНЯТИЯ         ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) мастер           1) купеческий
союз, контролировавший тор-

Б) шедевр                говлю
по Северному и Балтийскому морям

В) Ганза             2) полноправный
член цеха

Г) меняла          3) образцовое
изделие, которое подмастерье

                                  выполнял для того, чтобы стать
мастером

                               4) человек, занимавшийся
определением

26.   Прочтите текст и найдите в нем ошибку.

Торговля в Средние века была занятием опасным. На морях  промышляли
пираты. Разбойники грабили на больших доро
гах.
Крупные сеньоры брали пошлины за проезд, пользова ние мостами и переправами. На
пустынных дорогах можно было встретить лишь хорошо охраняемые купеческие кара­ваны.

1)   на самом деле брать пошлины за проезд,
пользование мос­тами и переправами могли только короли

2)  на самом деле купцы не пользовались охраной, не брали с I собой
оружия

3)   на самом деле вместе с купцами по дорогам
шли богомоль­цы, студенты, подмастерья и другие путешествующие

27.    Средневековая гильдия — это

1)  товарищество, созданное купцами для защиты своих ин^ тересов

2)  союз ремесленников одного города

3)  товарищество ремесленников одной специальности

28.    Прочтите текст и найдите в нем ошибку.

Цех контролировал буквально все. Где, когда, по какой цене, какого
качества покупать сырье? Сколько иметь учеников? Как раскладывать товар на
витрине? Какого качества изде­лия выпускать? Какую цену устанавливать? Все эти
вопросы имели строгие, обязательные для членов цеха — мастеров и подмастерьев —
ответы.

1)  на самом деле порядок покупки сырья каждый ремеслен­ник определял
самостоятельно

2)  на самом деле цех не вмешивался в вопросы производства ремесленных
изделий, он лишь помогал ремесленникам в их повседневной жизни

3)   на самом деле членами цеха были только
мастера

29. Установите соответствие между понятиями и их определе­ниями.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­ствующими буквами.

ПОНЯТИЯ А) ярмарка

Б) подмастерье

В) банк

Г) устав цеха

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1)   учреждение,  занимавшееся в Сред­ние   века  хранением,  
переводом   и предоставлением в долг денег

2)   рынок,   регулярно  организуемый  в определенное время и в
определен­ном месте

3)   завершивший срок ученичества ре­месленник,  не ставший полноправ­ным
мастером

4)   запись норм, определявших хозяйст­венную деятельность и жизнь
ремес­ленных мастеров

30.    «Что с возу упало — то пропало»: что означает это выраже­ние?

1)   так говорили о хрупком товаре, который нужно было пе­ревозить с
особой осторожностью

2)   товар, упавший с купеческой подводы, считался собст­венностью
владельца земли

3)   это поговорка, не имеющая отношения к средневековой торговле

31.    Все средневековые города

1)  были обнесены крепостной стеной

2)  имели широкие, мощенные камнем улицы

3)   были застроены зданиями с черепичными
крышами

32.    Все средневековые города

1)  имели рыночную площадь, на которой или неподалеку от которой
находились главные городские здания

2)  были довольно чистыми, имели канализацию, службу, следившую за
вывозом мусора

3)  были застроены одноэтажными домами

  • Сочинение по истории 6 класс на тему один день из жизни крестьянина от первого лица
  • Сочинение по истории 7 класс один день из жизни иезуита
  • Сочинение по истории на тему жизнь первобытных людей
  • Сочинение по истории 5 класс от имени ремесленника
  • Сочинение по жуховицкому в маленьком городишке стратфорде