Проект «Музей истории библиотеки» продолжает цикл публикаций о людях, составивших славу Ленинки. О библиографе, историке и книговеде Григории Петровиче Георгиевском рассказывает главный специалист сектора истории библиотеки Ольга Леонидовна Соломина.
Вид Дома Пашкова с Моховой. Конец XIX века. Архив РГБ
Григорий Петрович Георгиевский работал в Московском публичном и Румянцевском музее — впоследствии Библиотеке имени В. И. Ленина — 58 лет: с 1890 по 1948 год. Начинал дежурным в читальном зале библиотеки, затем работал помощником хранителя отделения рукописей и старопечатных книг, заведующим отделом рукописей, консультантом этого отдела.
Григорий Петрович родился в семье сельского священника села Глинки Гжатского уезда Смоленской губернии, рано осиротел, воспитывался сестрой и тёткой. Как сын священника, получил духовное образование: окончил Вяземское духовное училище, Смоленскую духовную семинарию в 1886 году, как лучший студент курса был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию на казённый счёт. Однокурсниками Георгиевского были Страгородский Иван Николаевич — впоследствии патриарх Московский и всея Руси Сергий, и Сергий Дмитриевич Городцов — впоследствии Варфоломей, митрополит Новосибирский и Барнаульский, с которыми до конца своей жизни он поддерживал дружеские отношения. Окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия в 1890 году, защитив кандидатское сочинение «Христианство в понимании русских людей в домонгольский период по памятникам книжной и народной литературы».
Григорий Петрович Георгиевский. Первая страница воспоминаний о Московском Публичном и Румянцевском музеях. 1920-e годы. Автограф. Архив Г. П. Георгиевского
В годы учёбы произошла его встреча с Москвой и её главным музеем. В воспоминаниях, написанных в 1920-е годы, Григорий Петрович рассказывает: «С Москвой я познакомился очень рано. Как круглого сироту, как хорошего ученика и скромного мальчика меня на каникулы брали к себе соседние помещики. Те из них, которые по зимам проживали в Москве, приглашали в Москву на рождественские каникулы. В один из таких приездов мне показывали Румянцевский музей. Я был поражён красотой самого дома Пашковых, как тогда называли помещение Музея… Кроме прекрасного расположения на холме против Боровицких ворот Кремля, поставленный лицом на Москву-реку и Замоскворечье, он всегда был предметом восторженного удивления своими лёгкими формами и множеством украшений по всем сторонам здания… У лицевого фасада был раскинут целый сад с прудами, на которых плавали лебеди. Сад окружала изящная решётка с фонтаном на углу. Из этого фонтана водовозы, на моей памяти, брали воду в свои кадки и развозили её по соседним улицам. …Румянцевский музей представлял собою большой комплекс разнообразных коллекций».
Сотрудники Румянцевского музея в Ивановском зале картинной галереи. В верхнем ряду в центре — Иван Владимирович Цветаев, директор музея, справа от него — Григорий Петрович Георгиевский. Архив РГБ
Детские впечатления, близкое знакомство с педагогом Сергеем Александровичем Рачинским, общественной деятельницей Ольгой Алексеевной Новиковой оказали большое влияние на будущего священника. После окончания академии Георгиевский решает посвятить себя научной и общественной деятельности.
В ноябре 1890 года Григорий Петрович получает место дежурного при читальном зале библиотеки Румянцевского музея. Это событие определило его дальнейшую жизнь. Не сразу удалось ему попасть в отделение рукописей, первое место работы — второй дежурный при читальном зале библиотеки Румянцевского музея. В это время первым дежурным служил «идеальный библиотекарь», философ Николай Фёдорович Фёдоров. Молодой сотрудник «преклонялся перед его положительностью и образованностью». Одновременно с работой в музее Григорий Петрович 8 лет преподавал в церковно-приходских школах в уплату долга за полученное духовное образование. В 1892 году он перешёл в отделение рукописей и старопечатных книг, которое и стало его судьбой. Работа по формированию собраний отдела рукописей, их описанию и публикации документов стала смыслом жизни и деятельности Георгиевского. Он активно печатался в журналах и периодических изданиях, привлекая документы, хранящиеся в отделе рукописей.
Слева: Фотография Г. П. Георгиевского с документа. 1940-е годы. Архив Г. П. Георгиевского. Справа: Г. П. Георгиевский и сотрудница отдела рукописей. 1910-e годы. Архив Г. П. Георгиевского
Его первые публикации документов связаны с празднованием 100-летнего юбилея со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Этой теме Григорий Петрович останется верен всю жизнь. В 1919 году, когда в Румянцевский музей поступил дневник поэта за 1834—1835 годы, он будет готовить текст к публикации. В 1937 году Георгиевский участвует во Всесоюзной выставке, посвящённой 100-летию смерти поэта, в 1938 году передаёт документы архива Пушкина во вновь организованный Государственный музей А. С. Пушкина.
На протяжении всей жизни Григорий Петрович будет изучать рукописи Гоголя: его первые исследования — «Гоголь и народная песня», «Гоголь в Оптиной пустыни (Материалы для биографии Гоголя)». К концу жизни Георгиевский подготовил описание архива Гоголя, хранившегося в отделе рукописей, и оно было издано в 1940 году под названием «Рукописи Н. В. Гоголя: Каталог». Публиковал Григорий Петрович переписку Герцена и Огарёва, документы Отечественной войны 1812 года, документы поэта Николая Ивановича Гнедича, историка Алексея Николаевича Оленина. Себя же он представлял как специалиста по русской рукописной книге. Им было подготовлено описание рукописного собрание Николая Саввича Тихонравова (1913) и описание собрания Тихона Фёдоровича Большакова (1915), которые до сих пор используются современными исследователями.
Письмо Павла Петровича Овчинникова, сына собирателя рукописей П. А. Овчинникова, к Г. П. Георгиевскому. 8 ноября 1918 года. Архив Г. П. Георгиевского
В 1912 году к пятидесятилетию музея по инициативе Георгиевского было осуществлено фототипическое издание одной из древнейших датированных русских рукописей — Архангельского Евангелия 1092 года. Это издание передавало внешние особенности рукописи — размер, толщину, цвет листов, характер переплёта — и было в то время последним достижением в развитии археографии. Георгиевский «являлся на службу в 6 часов утра и уходил со службы не ранее 10 часов вечера. Благодаря усиленной работе издание, начатое в мае, было приготовлено к концу августа». К этому изданию Григорий Петрович написал вступительную статью.
Усилия Григория Петровича были направлены на превращение отдела рукописей в «крупнейшее в мире хранилище славяно-русских рукописей». В первые десятилетия работы Румянцевского музея собирание рукописей шло преимущественно на основе пожертвований музею документов любителями старины, учёными, владельцами личных и семейных архивов. По словам Григория Петровича, хранители «старались входить в дружбу с людьми, у которых сохранились старые рукописные книги, автографы». Георгиевский перевернул представление о комплектовании, он сам стал выезжать в экспедиции для покупки книг. Для сбора рукописей он в 1904—1905 годах едет в Зауралье к старообрядцам и на Макарьевскую ярмарку в Нижегородскую губернию. Среди рукописей, привезённых в эти годы, можно назвать «Русский хронограф» (редакция 1617 года) и «Свод юстицкий по третей части юстиции» (не ранее 1767 г.).
Собрание Н. С. Тихонравова. Рукописи. Составитель Г. П. Георгиевский. М., 1913
Георгиевский ищет рукописи по всей стране: в 1912-м году — в Нижнем Новгороде, в 1913-м — в Архангельске. В это же время он заезжает в Кострому и Тверь. В отчёте директору Румянцевского музея за 1913 год он пишет: «…В Нижнем Новгороде, на ярмарке, я приобрёл для Музея 32 рукописи и старопечатные книги… причём 24 рукописи и книги мною приобретены у мстерского торговца Степана Степановича Рассадина и деньги мною уплачены ему по счёту, 8 рукописей и книг куплены мною при ручной розничной продаже у неизвестных лиц…»
В годы Первой мировой войны Георгиевский продолжает искать рукописи на северо-востоке России. В Вологодской и Вятской губерниях были сделаны «исключительно удачные» приобретения. Среди привезённых рукописей Григорий Петрович отмечал две «замечательные»: список Софийской летописи XVI века и Лицевой Апокалипсис.
В 1915 году благодаря усилиям Георгиевского в отдел поступает архив Льва Николаевича Толстого.
Сотрудники Румянцевского музея во дворе музея. Фото. 1910-e. Архив Г. П. Георгиевского
Свидетельством признания научной общественностью археографической деятельности Георгиевского было принятие его в члены Русского военно-исторического общества в 1908 году, Общества истории и древностей российских в 1912 году, Общества любителей древней письменности в 1914 году, Московского археологического общества в 1916 году.
Григорий Петрович Георгиевский в музейной жизни занимал активную позицию. В 1911—1914 годах он был членом хозяйственного комитета музея, в 1912 году — членом строительной комиссии. Весной 1915 года по инициативе директора Румянцевского музея Василия Дмитриевича Голицына был организован комитет Российского общества Красного Креста при Румянцевском музее. Его делопроизводителем стал Григорий Петрович. Комитетом был организован «46 передовой отряд для перевозки раненых с поля боя», который содержался на добровольные пожертвования и действовал до 1917 года. В тяжёлое революционное время Георгиевский был председателем домового комитета (1917—1922). «Эту нагрузку непрерывно нёс более пяти лет и за это время организовал сбор вещей для Красной армии и пошивку белья для неё. Одновременно был членом месткома, причём три раза избирался председателем месткома». Он добывал продовольственные пайки для сотрудников Румянцевского музея, дрова для отопления, организовывал дежурства для охраны музея, распределял места в музейных экспозициях, куда поступали новые экспонаты.
Команда 46-го имени великого князя Николая Михайловича передового отряда для перевозки раненых. На заднем плане — здание Румянцевского музея (Пашков дом). Фото. 1915 год. Архив Г. П. Георгиевского
После октября 1917 года изменились условия собирания рукописных материалов. Изменились и взаимоотношения с владельцами архивов и собраний — источниками поступления рукописей стали реквизиции из помещичьих усадеб, закрытых монастырей, спасение коллекций из поместий, брошенных владельцами, передача собраний владельцами на государственное хранение.
Благодаря усилиям Георгиевского были сохранены уникальные коллекции древнерусских и старопечатных книг, иконописи и мелкой пластики собирателя Егора Егоровича Егорова, поступившие после смерти владельца в 1917 году в Румянцевский музей. Георгиевский составил описание части собрания рукописных книг Егорова.
Пандекты Никона Черногорца, болгарского извода. Середина XIV века. Рукопись происходит из Зографского монастыря на Афоне. Собрание Е. Е. Егорова
В 1918—1922 годах Григорий Петрович был в числе эмиссаров, выезжавших на места для спасения рукописных материалов и вывоза их из национализированных имений, закрывшихся монастырей и учреждений. Георгиевский принимал активное участие в передаче в Румянцевский музей собраний рукописей Петра Алексеевича Овчинникова, Григория Матвеевича Прянишникова. Три года шли переговоры между владельцами собраний и Нижегородской комиссией по охране памятников старины и искусства о том, отдать ли рукописи в Москву или оставить их на месте, создав здесь музей истории и быта. Владельцы собраний хотели передать их в Москву, просили Георгиевского прислать подтверждение охранной грамоты, а ещё усерднее просили приехать и разобраться во всём на месте. Григорий Петрович организовал осмотр, получение и перевозку собраний из Городца Нижегородской губернии в Москву.
При его участии была проведена передача собрания рукописей Троице-Сергиевой лавры. При посредстве Георгиевского в 1929 году в отдел поступил архив Оптиной пустыни.
Григорий Петрович Георгиевский. Описание рукописных книг собрания Е. Е. Егорова. (№ 1—176). 1920-e годы. Архив Г. П. Георгиевского
Трудно было немолодому уже хранителю в 1920-е — 1930-е годы, когда в библиотеке проходили многочисленные чистки. В анкетах в графе «образование» приходилось писать «духовная академия, словесное отделение». Арест настиг его в конце 1941 года, но через два месяца Георгиевский был освобождён за «отсутствием состава преступления».
В 1930-е годы отдел рукописей расширял штаты, приходили новые люди. Георгий Петрович проводил с ними занятия по научному описанию рукописей, консультировал, проводил экскурсии с показом документов отдела. Он писал: «Усилившийся приток внимания к отделу иногда перегружает отдел экскурсиями, работниками разных издательств. При этих обстоятельствах заведующий отделом является и руководителем экскурсий, и решающим специалистом, и инструктором, и экспертом». С 1936 года Георгий Петрович становится консультантом отдела. В 1938 году Учёный совет библиотеки присвоил Георгиевскому звание профессора книговедения.
Г. П. Георгиевский и сотрудница отдела рукописей. 1910-e годы. Архив Г. П. Георгиевского
Не обходил вниманием Григорий Петрович и современных ему писателей. Во время Великой Отечественной войны библиотека эвакуировала свои ценные фонды. Через посредство Георгиевского в августе 1941 года вдова писателя Михаила Булгакова передала архив своего мужа на временное хранение, чтобы он был взят в эвакуацию.
Во время Великой Отечественной войны была легализирована деятельность Русской Православной Церкви. Григорий Петрович активно участвовал в церковной жизни, переписывался со своими уцелевшими однокашниками. В 1943 году вошёл в редколлегию «Журнала Московской Патриархии», в 1945 году участвовал в Поместном соборе по избранию Патриарха Алексия I.
После войны Георгиевский продолжал работать. Тяжело больной человек, он приходил в библиотеку и описывал рукописи. По воспоминаниям Сарры Владимировны Житомирской, впоследствии заведующей отделом рукописей, «в 1945 году он был „дедом“, чудом уцелевшей реликвией прошлого». 18 февраля 1948 года Григорий Петрович умер. Похоронен он на 10-м участке Введенского кладбища в Москве.
Читальный зал на Знаменке. Конец 1920-х годов. Архив РГБ
Как написать эссе (сочинение) по истории ЕГЭ в 2021 год
Как написать эссе (сочинение) по истории ЕГЭ в 2021 год
Как показала практика, 25 задание ЕГЭ по истории вызывает у учащихся особые затруднения. Здесь важно не только знать хорошо историю, ее последовательность, деятельность исторических личностей, но и уметь все это логично изложить в форме сочинения. Самостоятельная, с элементами творчества, работа. Задание относится к категории сложных, так как требует упоминания исторических событий, их анализ и структурирование. Необходимо указать исторических личностей и оценить их деятельность, упомянуть общепринятые взгляды историков на конкретный период истории. Рассмотрим особенности, требования и структуру сочинения по истории.
Особенности эссе по истории
Сочинение в формате ЕГЭ по истории не совсем творческая работа, и значительно отличается обычных сочинений по литературе и другим дисциплинам. Есть определенный алгоритм сочинения по истории ЕГЭ,
Во-первых, в нем необходимо указывать достоверные исторические факты, даты, описать и оценить деятельность исторических деятелей, а в завершении сделать вывод, в котором высказать свою точку зрения.
Во-вторых, это отличная форма проверки знаний учащихся исторических событий, а также развивает способности систематизировать большой объем информации, анализировать и высказывать в свободной форме свою точку зрения.
В-третьих, как там ни было, это прием развития личности учащегося, так как учит навыку высказывать свою точку зрения, учащиеся делают оценочную характеристику исторического периода, формирует у них ценностных приоритеты.
Требования к написанию и алгоритм сочинения ЕГЭ по истории
В демоверсиях и примерах ЕГЭ по истории написаны основные требования, которые выдвигаются к написанию. Учащимся дается три исторических периоды, из которых он выбирает один. К примеру, дается 1) 1613 – 1645 гг.; 2) 1801 -1812 гг.; 3) 1922-1928 гг.
- По требованию указывается не менее 2-х значимых исторических событий из этого периода истории. К значимым событиям относятся проведенные реформы, войны и конкретные битвы, принятие важных указов, законов, документов, восстания, бунты.
- Упоминание двух исторических личностей и их деятельность.
- Выявить и логично вставить в текст причинно-следственные связи данного периода. Как эти события и деятельность исторических персонажей повлияли на последующий ход истории.
- Оценить значимость периода в общей канве истории, как отечественной, так и мировой.
- Необходимо корректно использовать исторические понятия, определения, названия и термины. Правильно оформить эссе.
К примеру, выбираем 1801 – 1812 годы и пишем, основываясь на требованиях. Сначала все заносим в черновик.
- Определяем эпоху. В нашем случае это первый период правления Александра Павловича, вошедшего в историю, как император Александр I. Первый исторический деятель у нас есть. Выписываем в черновик.
- Определяем основные направления внутренней и внешней политике императора. В первый период молодой император на внешнеполитической арене пытался противостоять росту влияния Франции, а во внутри страны декларировал идеи внедрения в России республиканского строя, желал ослабить крепостничество и провести ряд демократических реформ.
- Император был не одинок в своих стремлениях. У него были соратники. Вспоминаем их и выписываем фамилии в черновик.
- После определения исторических деятелей выделяем значимые исторические события, и находим между ними причинно-следственные связи. К примеру, стремление провести демократические реформы привело к созданию Государственного Совета, который возглавил выдающийся реформатор М.М. Сперанский.
- Не забываем про исторические термины и понятия, относящиеся к этой исторической эпохе. Их также выписываем в черновик.
- Выбирая значимые исторические события, не забываем указать их оценку ведущих историков прошлого и современности.
- После событий отечественной истории вспоминаем о деятельности России на международной арене. Важнейшим событием этой эпохи стало подписание Тильзитского мира, который оказал большое влияние на развитие всей Европы и России.
- Важный этап работы над сочинением – это систематизация информации, выстраивание событий в хронологической последовательности.
- Формируем свою оценку и на ее основе пишем вывод. Тоже сначала на черновике.
- Теперь всю информацию с черновика оформляем в форме сочинения в бланк ответа тестового задания ЕГЭ.
Пример Эссе по истории период с марта 1801 по май 1812:
В результате дворцового переворота, который стал последним в истории России, к власти пришел сын Павла и внук Екатерины II Александр Павлович, ставший императором Александром I.
С юности Александр был увлечен идеями французского просвещения, а потому, придя к власти, загорелся идеей провести в стране ряд демократических преобразований. Вокруг него сложилась группа единомышленников, которая оформилась в Негласный Совет. Своеобразный кружок, члены которого хотели провести либеральные реформы, облегчить крепостное право, провести ряд реформ на ограничение неограниченной власти императора. Идеи Александра поддерживали Чарторыйский, Строганов, Кочубей. Стремясь решить крестьянский вопрос, Александр в 1803 году подписывает указ «О вольных хлебопашцах».
Но сыграть роль великого реформатора в этот период выпала М.М. Сперанскому. По его инициативе в Российской империи создали Государственный совет. Своеобразный законодательный орган при императоре, который выполнял, по сути, лишь совещательную функцию. Но его создание уже было важным шагом на пути конституционных преобразований. Сперанский становиться вторым человеком в российском государстве, а собрания Государственного Совета регулярно проводятся в Эрмитаже и Зимнем Дворце.
На внешней арене России в этот период вынуждена была участвовать в ряде войн. Страна вступает в многочисленные антифранцузские коалиции, а русские солдаты и офицеры вынуждены воевать на полях сражений Европы. В июне 1807 года Российская империя была вынуждена пописать с Францией не выгодный Тильзитский мир. Во-первых, присоединившись к экономической блокаде Англии, России начала нести большие убытки в торговле. Во-вторых, по условиям мира было создано Варшавское герцогство. Россия потеряла часть территорий.
Таким образом, можно отметить, что этот исторический период в Российской империи был противоречивым и неоднозначным. С одной стороны во внутренней политике начались попытки демократических преобразований, а с другой Россия сдавала позиции на международной арене. Тильзитский мир принес России не только экономические убытки, но и показал неизбежность военного столкновения с наполеоновской Францией.
Несколько советов
Необходимо помнить, что сочинение по истории имеет ряд особенностей.
- Не старайтесь писать много. История, наука, основанная на фактах. Пишите конкретно, а при написании вывода опирайтесь на события и деятельность исторических личностей.
- Четко устанавливайте между событиями причинно-следственные связи.
- Помните, что событий и исторических личностей в эссе можно указывать больше двух. Главное содержательно раскрыть исторический период, а также определить его значимость.
- Перед учащимися в 25 задании три исторических периода, поэтому выбирайте тот, который хорошо знаете и сможете четко описать.
- Не делайте ошибок в изложении фактического материала. Если не уверены в правильности даты, написании фамилии исторического деятеля, названии документа, лучше опустите, чтобы не потерять на этом баллы. Постарайтесь вспомнить другие важные моменты выбранного периода и вставить их в свое сочинение.
Структура эссе по истории
Для всех сочинений, по какому бы историческому периоду они не писались, есть определенный шаблон, конкретная структура.
Условно, и на бумаге эссе можно поделить на 4 основных части, которые выделяются абзацами. Но и это не догма. Абзацев может быть меньше или больше, ведь главное раскрыть тематику.
В первой части обязательно указываем, чем период значим в общей истории России, а главное – подтверждаем это фактическим материалом. Указываем события, исторических личностей.
Вот, к примеру, период правления Екатерины II:
- В период с июня 1762 по ноябрь 1796 тт. был важен для истории Российской Империи, как время демонстрации
собственных сил на европейской театре политических действий. - Выделим следующие два события. Во-первых, первый раздел Речи Посполитой. Причинами данного события были
спабость и политическая нестабильность в Речи Посполитой, которая была неспособна защищать свою
территориальную целостность, а также стремление ее соседей — Российской империи, Австрии и Пруссии захватить её территории и включить их в свой состав - Во-вторых, первая русско-турецкая война при Екатерине 1. Причинами данного события были необходимость Российской империи получить выход к Черному морю, а также объявление Турцией войны Российской империи с целью поддержки польских конфедератов, с которыми воевала Россия.
Вторая часть будет наполнена ролью указанных исторических личностей в событиях данного периода:
- Ключевую роль в разделе Речи Посполитой сыграла императрица Екатерина Великая. Она пригласила прусского
короля Фридриха II Санкт-Петербург, где подписала с ним секретное соглашение о будущем разделе Речи
Посполитой. - Ключевую роль в русско-японской войне при Екатерине Второй сыграл Петр Румянцев. Он был назначен
командующим одной из русских армий и одержал несколько крупных побед благодаря своему полководческому
таланту.
Третья часть отводится под выявление и описание причинно-следственных связей. Вот, конкретные для данного периода:
- При Екатерине И Российская империя решит задачу получения выхода к Черному морю и поставит цель установить, контроль над Балканским полуостровом; осуществлять защиту православного населения данного региона; вести дальнейшую борьбу с Османской империей. С их реализацией будет связана внешняя политика русских императоров ХХ века, известная как решение «восточного вопроса».
В четвертой части делаете вывод и формулируете общую оценку для исторического периода:
- Таким образом, данный период сыграл существенную роль в отечественной истории. В период правления Екатерины Великой будет осуществлена губернская реформа, установившая порядок управления губерниями, который сохранится почти без изменений до 1917 года.
Это своеобразный шаблон, но не забывайте, что историческое эссе должно быть связным, логично выстроенным текстом, а не просто перечислением исторических дат, фактов, личностей.
В завершении еще один важный совет. Чтобы правильно и хорошо написать эссе, необходима постоянная практика. В период самостоятельной, или под контролем учителя, подготовки к сдаче ЕГЭ по истории выбирайте любую эпоху и старайтесь писать эссе по предложенной структуре и в соответствии с критериями.
Для всех 11-классников, планирующих сдавать ЕГЭ по истории в 2022 году предлагаем детальный разбор новых КИМов от ФИПИ и запланированных изменений в оценивании дисциплины. Также поговорим о том, какой будет дата проведения испытаний по истории и как должна быть организована подготовка для достижения наилучшего результата.
Изменения 2022 года
Федеральный институт педагогических изменений (ФИПИ) официально объявил, что разработчики намерены видоизменить задания ЕГЭ с 2022 до 2024 года. Внедрение обновленных заданий ЕГЭ по всем предметам будет вестись поэтапно, но стартует очередная реформа ИГА уже летом 2022.
Первая важная новость – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории в 2022 году сократили с 3 часов 55 минут до 3 часов, сообщили в Рособрнадзоре. Также в экзаменационную работу включили новые модели заданий на применение предметных навыков.
Из работы исключён ряд заданий, которые дублировали проверку знаний и умений, проверяемых другими заданиями. Это задания
- на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.);
- на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.);
- задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
Из работы исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
- Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
- Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
- Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
- Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
- Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в задание добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).
В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.
Так, в 2022 году ЕГЭ по истории не станет проще, ведь хоть из КИМов исключили историческое сочинение, но добавили новое задание на установление причинно-следственных связей, а задание с кратким ответом, посвященное Великой Отечественной войне, заменили заданием с развернутым ответом, предполагающим работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.
Теперь давайте рассмотрим изменения, которые произошли в ЕГЭ по истории 2022 года более подробно.
Структура КИМ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 19 заданий:
- часть 1 содержит 11 заданий с ответами в виде последовательности цифр или слова (словосочетания);
- часть 2 содержит 8 заданий, требующих развернутого ответа.
Часть 1
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;
- на определение последовательности расположения данных элементов;
- на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов;
- на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.
Часть 2
Часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений:
- Задания 12 и 13 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации).
- Задания 14 и 15 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом изображений (требуется сделать вывод на основе анализа изображения, сформулировать объяснение сделанного вывода, на основе знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним факт).
- Задание 16 посвящено Великой Отечественной войне. В задании требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия.
- Задание 17 нацелено на проверку умения устанавливать причинноследственные связи.
- Задание 18 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте.
- Задание 19 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.
Оценивание ЕГЭ 2022 по истории
В 2022 году за выполнение 19 заданий на ЕГЭ по истории можно максимально получить 38 первичных баллов. Из начисление будет осуществляться по такому принципу:
Часть | Кол-во заданий | Баллы |
1 | 11 | 19 |
2 | 8 | 19 |
Итого | 19 | 38 |
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 8–10 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 5–7, 11 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущены две-три ошибки – 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Ответы на задания части 2 проверяются предметной комиссией. Выполнение заданий части 2 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 12–15 и 18 ставится от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 16, 17 и 19 – от 0 до 3 баллов
Далее первичный балл будет переведен в тестовый (вторичный) по таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ. Обратите внимание, что таблица, которая использовалась до 2022 года уже не актуальна.
Важно! Оценка ЕГЭ в 2022 году не подлежит переводу в классическую 5-бальную систему.
Секреты подготовки
Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории. Выпускникам 2022 года рекомендуем обратить особе внимание в ходе подготовки к ЕГЭ по истории на такие важные блоки.
История России
Все этапы, от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивные порции:
- древняя история до династии Романовых (IX в.-1613 г.);
- сами Романовы (1613-1917 гг.);
- отдельно XX век.
Лучше уделить каждой из порций равное количество времени, ХХ веку — чуть больше. Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В.В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д.А. Медведева.
Всеобщая история
Общемировой исторический контекст проверяется в 1 и 11 заданиях. Для их решения нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в кодификаторе, их чуть больше сотни.
Культура
В заданиях 17-19 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов.
Картографический блок
В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — огромная карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война или экономическое развитие страны. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие.
В заданиях 13-16 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков.
Великая Отечественная война
Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной. Ей посвящено отдельное 8 задание. А еще в КИМах она всплывает несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление.
Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР.
Также рекомендуем посмотреть на видео разбор новой демоверсии КИМов по истории для ЕГЭ 2022 года:
Читайте также:
- Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам
- Нормы ГТО 2022: таблица нормативов
- ЕГЭ по математике в 2022 году
История — это не учительница, а надзирательница:
она ничему не учит, но сурово наказывает
за незнание уроков.
В. О. Ключевский
30 лет назад, 8 декабря 1991 года, три человека, представлявших Российскую Федерацию, Украину и Республику Беларусь, подписали в Беловежской пуще соглашения, которые официально оформили распад СССР. Однако распад начался раньше — когда на фоне стремительных изменений на стыке 1980-х и 1990-х годов фактически все высшее советское руководство продемонстрировало непонимание духа времени и свое полное несоответствие вызовам эпохи.
ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕ
Шел 1989 год. Я заведовал сводным экономическим отделом Комиссии по экономической реформе Совмина СССР. В стране ухудшалась экономическая ситуация и набирали силу дезинтеграционные политические процессы. Все более сложным становилось взаимодействие между центром и республиками. Союзный договор 1922 года был основой тоталитарного управления государством, в то время как в конце 1980-х в Советском Союзе уже пробивались первые ростки демократии, появилась свобода слова. Все явнее становились признаки архаичности и неэффективности государственной конструкции, созданной большевиками. Состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, проходили первые, еще не свободные, но заметно отличавшиеся от безальтернативных советских выборы в верховные советы союзных республик. Стало отчетливо ясно: пришло время реформировать отношения центра с республиками, менять правила совместной жизни.
Осенью 1989 года я доложил эти соображения председателю правительства СССР Николаю Рыжкову и его заместителю Леониду Абалкину, подчеркнув, что для сохранения экономики страны необходим новый союзный договор. На тот момент, работая непосредственно с руководителями правительств союзных республик, я знал, что к движению в этом направлении многие республики уже были готовы. Я попросил Рыжкова обсудить подготовку и заключение нового союзного договора с генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым.
Спустя несколько месяцев, вновь докладывая текущие вопросы Рыжкову, я позволил себе напомнить о моей просьбе переговорить с Горбачевым о необходимости нового союзного договора. «Михаил Сергеевич очень занят. У него визиты, очень много зарубежных делегаций, пленумы ЦК, секретариаты, заседания Политбюро…» — сказал мне председатель правительства. Возвращаясь по кремлевскому коридору к себе в кабинет, я думал о том, что может ждать нашу страну, когда первые ее руководители не отличают главное от второстепенного. И ничего хорошего на ум не приходило.
Таким образом, поскольку к началу 1990 года вопрос обновления основы политической интеграции Союза не рассматривался как ключевой, исторический момент был упущен. Началось отставание от времени.
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ О БЕЛОВЕЖСКИХ СОГЛАШЕНИЯХ
Вопрос распада политического пространства СССР довольно быстро входил в повестку дня. На этом фоне ухудшалась экономическая ситуация. Я понимал, что в таких условиях особенно важно было сохранить единое экономическое пространство. Так возникла идея подготовки специального экономического договора между союзными республиками. Создание на новых основаниях единого экономического пространства, строительство общей рыночной и конкурентной экономики вместо уже не работавшей плановой казалось мне безусловным велением времени в начале 1990-х, а потому и важнейшим государственным делом. Я полагал, что если экономический союз между республиками будет реализован, то через какое-то время появятся предпосылки и к качественно новому политическому сближению. Тем более уже тогда было очевидно, что мир движется в сторону глобализации. Но высшие советские руководители не понимали этих процессов и хотели повернуть время вспять. Августовский путч 1991 года ярко продемонстрировал это тотальное непонимание времени и несоответствие эпохе.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
Сразу после провала ГКЧП Борис Ельцин и Михаил Горбачев предложили мне войти в состав Комитета по управлению народным хозяйством СССР. В качестве одного из трех заместителей председателя комитета я занимался всеми текущими экономическими вопросами в стране. Кроме того, я отвечал за подготовку проекта экономического договора. Вместе со мной над проектом договора и разработкой ряда конкретных экономических соглашений по его реализации работали лучшие специалисты аппарата Совмина СССР.
И вот 18 октября 1991 года в Кремле главы восьми тогда еще союзных республик, а также первый и последний президент СССР подписали Договор об экономическом сообществе (через несколько дней к договору присоединилась Украина — свою подпись поставил украинский премьер-министр, а три балтийские республики подписали протокол соглашения в качестве наблюдателей). В договоре и соглашениях к нему речь шла среди прочего о банковском союзе и рубле как общей валюте, открытых границах и едином таможенном пространстве, общей зоне свободной торговли и согласовании законодательства по приватизации — всего 59 статей на 12 страницах.
Европа к такой модели взаимодействия, к такому уровню интеграции пришла лишь спустя десять лет. У России же и других бывших республик СССР возможность пойти по пути современной для того времени интеграции была еще осенью 1991-го. Движение именно в этом направлении потенциально могло преобразовать центробежные устремления республиканских элит в энергию созидания, а не распада. Ведь речь шла не о политическом контроле из центра, а о реализации экономического потенциала, который несет интеграция. В отличие от европейцев, перед нами не стояло задачи решать фундаментальные проблемы объединения экономик. У нас уже была основа для интеграции: почти семь десятилетий действовала общая советская экономическая система, сложился во многом схожий менталитет. В этой ситуации проще и гораздо эффективнее было построить на принципиально новых основаниях одну общую экономическую систему, чем пятнадцать разных. Это был бы естественный, менее болезненный и гораздо более перспективный переход от советской модели экономики к свободному рынку, частной собственности, реальной конкуренции.
Газета «Известия» от 17 сентября 1991 года
Обсуждать какие-то политические договоренности между почти уже бывшими союзными республиками осенью 1991 года было бессмысленно. Во-первых, потому что согласовывать и подписывать новые договоренности могла только та же высокопоставленная партийная номенклатура (собственно, она и оставалась у власти практически во всех республиках после падения коммунистической системы), представители которой в силу своего ограниченного понимания были просто неспособны прийти к новой политической модели взаимодействия. Во-вторых, после августовского путча в республиках чувствовалось глубокое разочарование в советской системе, и новый союзный договор должен был предложить принципиально новое политическое устройство. В-третьих, ситуация на всем постсоветском пространстве требовала принятия немедленных мер по реанимации экономики, а для этого необходимо было в первую очередь экономическое соглашение. Другими словами, решение о сохранении обновленного Союза на тот момент состояло в заключении экономического договора, который в случае успеха через какое-то время имел бы и политические перспективы.
«РОССИЯ ПОЙДЕТ ОДНА, ОНА НЕ МОЖЕТ ЖДАТЬ»
Но политическое руководство России не собиралось реализовывать подписанные в Кремле соглашения. В начале октября, за несколько дней до подписания Договора об экономическом сообществе, у меня состоялась беседа с Ельциным. Борис Николаевич обсуждал со мной новую экономическую политику. Я спросил, будут ли координироваться вопросы экономического развития с другими республиками, на что Ельцин прямо сказал: «Россия пойдет одна, она не может ждать». А уже 5 ноября помощник Ельцина Геннадий Бурбулис пригласил меня в Белый дом и предложил возглавить правительство РСФСР. На мой вопрос, какая будет экономическая программа, Бурбулис ответил, что Россия будет действовать самостоятельно, а в самые первые дни 1992 года будет одномоментно почти полностью снят контроль за ценами. Я сказал, что это авантюра, которая спровоцирует высокую инфляцию и приведет к резкому спаду производства. Объяснил, что у меня совсем другие представления о том, что необходимо делать, и отказался от предложенного поста. В январе 1992-го «отпустили» цены, гиперинфляция к концу года действительно составила 2600%, а ВВП в последующие три года снизился на 39%.
Экономическая ситуация в стране к концу 1991 года была крайне тяжелая: повсюду царил хаос, дефицит практически всех товаров стал нормой. Тем не менее работал черный рынок и продукты питания были доступны, голод стране не грозил, а годовая инфляция в декабре не превышала 12%. Кроме того, уже был разработан отечественный план реформ — «500 дней». Эта программа была подготовлена в 1989–1991 годах группой российских специалистов и после тщательного обсуждения поддержана авторитетными экономистами мирового уровня. В основе программы лежали малая и средняя приватизация за счет сбережений населения и, как результат, сбалансирование спроса и предложения, а также создание среднего класса предпринимателей и реализация Экономического договора. Правда, у «500 дней» не было реальной поддержки в Вашингтоне. Вероятно, это было связано с тем, что наша экономическая программа в перспективе могла привести к восстановлению некоего обновленного союза, а геополитические расчеты руководства США такого развития не предполагали, поэтому за этим планом не стояли кредиты МВФ (Как и тогда, считаю, что руководство России должно было настаивать на собственной программе. Авторитет России в мире в то время был настолько высок, что мы, без сомнения, могли получить необходимые кредиты под нашу собственную программу, которая гораздо лучше отражала реалии постсоветской экономической ситуации. Непонимание сути необходимых экономических реформ, нежелание в этом разбираться и неверие в свои силы привели к реализации ошибочного для России плана). В том числе по этим причинам отечественная концепция реформ была отвергнута Ельциным и к реализации была принята другая программа — так называемый вашингтонский консенсус. Исполнителем этого плана согласился стать Егор Гайдар.
Меня тогда часто спрашивали, что будет, если одномоментно отделить все республики от России. Для меня сам этот вопрос звучал дико: зачем намеренно разрывать существовавшую десятилетия кооперацию? Но окружавшие Ельцина политики-радикалы настаивали, что если не разорвать на части компартию и КГБ, то не получится ликвидировать союзный центр. Я же считал, что центр следовало сохранить, поскольку общую экономику необходимо перестраивать, а не рвать на части. Мне как экономисту и просто гражданину своей страны намеренная дезинтеграция казалась абсурдной и противоестественной. В декабре 1991 года Комитет по управлению народным хозяйством СССР прекратил свое существование, и я вскоре уехал со своей командой в Нижний Новгород, где вместе с только что назначенным нижегородским губернатором Борисом Немцовым занялся региональной реформой.
Подписанным 18 октября 1991 года в Кремле соглашениям об экономическом сотрудничестве так и не дали реализоваться. А уже в декабре в Беловежской пуще идея экономического договора была уничтожена окончательно. Россия пошла одна. Результатом стала полная конфискация сбережений у населения, тотальное обнищание граждан, а затем, естественно, криминальная приватизация.
ПОНИМАТЬ ВРЕМЯ
После победного завершения Отечественной войны 1812 года Россия вплотную подошла к отмене крепостного права. В 1816–1819 годах сразу в нескольких российских губерниях была отменена личная крепостная зависимость. Царь Александр I намеревался отказаться от крепостного права повсеместно. Это могло стать началом модернизации всего государства. Но российское самодержавие не поняло требования времени и смысла исторического момента и не решилось на этот шаг. На распространявшиеся устремления освободиться от крепостной зависимости самодержавная власть ответила народу буквально: «Бог подаст» (в манифесте об окончании войны от 30 августа 1814 года Александр I написал: «А крестьяне, добрый наш народ, да получат мзду свою от Бога»).
Процесс был прерван на 42 года. Уже в 1825 году произошло восстание декабристов в Петербурге. Один из мятежников, декабрист Александр Бестужев, писал Николаю I из Петропавловской крепости: «…Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». А другой современник тех событий, член тайной организации декабристов «Союз благоденствия» Николай Тургенев, в 1826 году уехавший в Англию и осужденный заочно, отмечал: «Когда неприятель ушел, крепостные крестьяне полагали, что своим героическим сопротивлением французам, мужественным и безропотным перенесением для общего освобождения стольких опасностей и лишений они заслужили свободу. Убежденные в этом, они во многих местностях не хотели признавать власть господ».
Спустя десять лет вопрос о будущем развитии страны был замещен, с одной стороны, борьбой за власть и идеей цареубийства, а с другой — виселицами и каторгой для политических оппонентов. Потом были новые войны на Кавказе, на юге и в Средней Азии. В итоге крепостное право было отменено императором Александром II лишь в 1861 году, после поражения России в Крымской войне. Исторический момент был упущен, маховик истории было не остановить: народовольцы, большевистский переворот 1917 года и десятилетия красного террора — вот плата за непонимание истории и времени.
У каждого времени есть свой смысл, в соответствии с которым надо действовать, и тогда в случае успеха решения могут быть эффективными, их результат — долговременным, достижения — стратегическими. Если не понимать, не чувствовать время, неизбежны тяжелые ошибки.
В конце 1980-х советские реформаторы не осознавали необходимости нового союзного договора для обновления и сохранения государства, что привело к распаду СССР. В 1991 году новое российское руководство не понимало первостепенной важности подписания экономических соглашений, сохранения и использования потенциала интеграции, в результате чего в этот критический для будущего момент вся политика свелась к национализму и кулуарным договоренностям республиканских верхушек о разделе страны. Последствия радикальной дезинтеграции на скорую руку в Беловежской пуще и отказ от экономического договора сказываются по сей день, но это ошибки, которые невозможно исправить.
Вот и сегодня высшие российские элиты не понимают, что диктуемый историей и временем путь вперед для России — это не какая-то выдуманная «отдельная цивилизация», не попытка пристроиться к чуждому нам азиатскому партнеру и не бесконечное бряцание оружием перед ближайшими соседями, что в любой момент может обернуться реальной войной. Нет, эволюционное движение для нас — это, несмотря ни на что, постепенное, но неуклонное сближение с Европой сначала в экономической сфере, а со временем и в политической. Если такого сближения не произойдет в ближайшие 20 лет, наше государство ждут уже необратимые последствия.
В ноябре 2020 года в Ханое на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 15 государств (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Австралия, Китай, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония) после девяти лет подготовки подписали соглашение о создании Всестороннего регионального экономического партнерства — зоны свободной торговли (ВРЭП/RCEP). На долю этих стран Юго-Восточной Азии и Океании приходится 32% мирового ВВП, что в сумме исчисляется 28 трлн долларов. Таким образом, был сформирован крупнейший экономический блок в мире. Конкурировать с такой мощью может разве что Северная Америка. Европа после «брекзита», на фоне миграционного кризиса и набирающего силу на континенте крайне правого популизма находится в тяжелой политической и экономической ситуации. В этих условиях шанс обрести качественно новую перспективу, новый прилив экономических сил у Европы появится только при всестороннем сотрудничестве с крупным и сильным партнером. Когда единственно возможным партнером для европейцев останутся США и возникнет американо-европейское экономическое объединение, по своим параметрам сопоставимое с ВРЭП, Россия окажется буквально между молотом и наковальней, зажатая между двумя противостоящими экономическими блоками — американо-европейским и азиатским. Тогда наша страна будет уже не субъектом глобальной политики, а объектом, за территорию и ресурсы которого будет идти борьба.
Именно поэтому Россия заинтересована в интеграции с Европой. В этом случае у нас появится надежная перспектива сохраниться и развиваться как современная страна на прочном фундаменте своих исторических особенностей и культурного своеобразия. Именно в российско-европейской интеграции содержится не только решение проблемы отношений России и Украины, но и путь к безопасному и благополучному будущему для самой России и для Беларуси.
Да и философия европейского развития подразумевает расширение, которое теперь возможно только в одном направлении — на восток. В этом контексте становление российско-европейского мира, основанного на ценностях, свободе, уважении к человеку, жизни без страха, обуздании технического прогресса, опережающего сегодня человеческое сознание, можно назвать главным политическим смыслом первой половины ХХI века. Это не вопрос оценки возможностей в текущей политической ситуации, не вопрос идеологии. С точки зрения большой экономики и безопасной политики интеграция — это как законы природы, объективная реальность, которая существует вне зависимости от нашего отношения к ней. Мы же можем либо учитывать и использовать эту реальность, опираться на нее и идти вперед, либо проигрывать. При этом речь, конечно, идет об интеграции на основе общего понимания прав и свобод человека, реальной демократии и фундаментальных принципов государственного устройства, таких как разделение властей, независимость правосудия, неприкосновенность частной собственности. Это не интеграция по типу членства в ВТО или даже участия в Таможенном союзе. Это стратегия формирования третьего глобального центра силы — российско-европейского — наряду с центрами в Северной Америке и Азии.
«Задача государственного деятеля — слышать шаги Бога, шагающие по истории, и стараться цепляться за Его фалды, когда Он проходит мимо», — писал первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. У истории есть содержание, и политик обязан его понимать, обязан чувствовать момент и суть времени. Непонимание этого, несоответствие действий требованиям времени приводят к таким катастрофам, как утрата государства. В ХХ веке Россия пережила это дважды — в 1917 и 1991 годах. И если уроки истории так и не будут поняты и выучены, нам придется расплачиваться и в ХХI веке.
Оригинал
сочинение по истории егэ 2021 примеры исторических сочинений
На сайте представлен архив исторических сочинений по разным временным периодам: От князя Олега до президента В. В. Путина (882 — 2012 года)
Рекомендации по написанию исторического сочинения (задание № 25)
Этап 1. Формирование кейса фактического материала для сочинения
1. Необходимо вспомнить, с деятельностью какого руководителя государства связан период, обозначенный в задании, и зафиксировать имя в черновике
2. Необходимо вспомнить и записать в черновике события (явления, процессы), относящиеся к данному периоду
3. Необходимо вспомнить и записать в черновике две исторические личности, чья деятельность связана с зафиксированными во втором шаге событиями
4. Необходимо вспомнить и записать в черновике причины зафиксированных во втором шаге событий
5. Необходимо вспомнить и записать в черновике последствия зафиксированных во втором шаге cобытий
6. Необходимо вспомнить и записать в черновике исторические термины, относящиеся к данному периоду
Этап 2. Выстраивание структуры сочинения в черновике
7. Обозначаем во вводном предложении, с деятельностью какого руководителя государства связан рассматриваемый период.
8. Фиксируем в первом абзаце текста сочинения события, относящиеся к рассматриваемому периоду
9. Фиксируем во втором абзаце текста причины указанных событий
10. Фиксируем в третьем абзаце текста исторических личностей, чья деятельность связана с обозначенными событиями, описываем их роль в данных событиях
11. Фиксируем во втором абзаце текста последствия указанных событий
12. Фиксируем оценку влияния событий данного периода на дальнейшую историю России
Этап 3. Проверка и коррекция текста
13. Вставляем в текст сочинения (в нужный абзац) исторические термины, относящиеся к рассматриваемому периоду. Придаем тексту сочинения характера последовательного изложения путем использования связующих предложений и перестановки последовательности предложений
14. Проверяем текст на наличие фактических ошибок
Этап 4. Перенос текста сочинения в бланк ответов
15. Аккуратно переписываем текст сочинения в бланк ответов № 2
Теперь рекомендуем вам ознакомиться с примерами исторических сочинений по разным временным периодам
Рассмотрим применение алгоритма на примере периода 882–912 гг.
Шаг 1. Олег Вещий
Шаг 2. 882 г. — захват Олегом Киева; 884 г. — поход Олега в земли славянского племени северян; 885 г. — поход Олег в земли славянского племени радимичей; 907 г. — поход Олега на Византию; 911 г. — заключение Олегом письменного договора с Византией
Шаг 3. Аскольд и Дир — князья, правили в Киеве до 882 г.; Олег Вещий — киевский князь с 882 г., воевал с Византией, подписал договор с Византией
Шаг 4. Стремясь объединить восточнославянские племена, Олег совершил поход в земли северян и радимичей. Олег стремился установить равноправные отношения Руси с Византийской империей
Шаг 5. Большинство восточнославянских племен были объединены под властью Олега. Договор с Византией обеспечивал выгодные условия торговли для русских купцов
Шаг 6. Путь из «варяг в греки»; великий князь; дань
Шаг 7. Рассматриваемый нами период связан с деятельностью князя Олега Вещего
Шаг 8. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев. В 884 г. Олег совершил поход в земли славянского племени северян. В 885 г. Олег совершил поход в земли славянского племени радимичей. В 907 г. Олег совершил поход на Византию. В 911 г. Олег заключил первый письменный договор Руси с Византией
Шаг 9. Стремясь объединить восточнославянские племена, Олег совершил поход в земли северян и радимичей. Олег стремился установить равноправные отношения Руси с Византийской империей
Шаг 10. В 882 г. при захвате Киева были убиты княжившие там Аскольд и Дир. Олег, став великим князем Киевским, совершил много военных походов
Шаг 11. Большинство восточнославянских племен были объединены под властью Олега. Возникло единое Русское государство. Договоры с Византией обеспечивали выгодные условия торговли для русских купцов
Шаг 12. По итогам периода правления Олега Русь на международной арене стала самостоятельной силой, проводившей впоследствии самостоятельную внешнюю политику
Шаг 13. Рассматриваемый нами период связан с деятельностью князя Олега Вещего. В 882 г. новгородский князь Олег, пройдя по пути из «варяг в греки», захватил Киев. При захвате Киева были убиты княжившие там варяги Аскольд и Дир. Захватив Киев, Олег провозгласил себя великим князем, сохранив при этом власть племенных князей. Став великим князем Киевским, Олег совершил много военных походов. Стремясь объединить восточнославянские племена, Олег совершил поход в земли северян и радимичей. В 884 г. Олег совершил поход в земли славянского племени северян. В 885 г. Олег совершил поход в земли славянского племени радимичей. Избавив северян и радимичей от власти Хазарского каганата и стремясь привлечь их симпатии, Олег установил для них дань более низкую, чем хазары. Олег стремился установить равноправне отношения Руси с Византийской империей. С этой целью в 907 г. Олег совершил поход на Византию, разорив окрестности Константинополя. В 911 г. Олег заключил первый письменный договор Руси с Византией. Результатом деятельности Олега стало то, что большинство славянских племен были объединены под властью Киева. Возникло единое Русское государство. Договоры 907 и 911 гг. с Византией обеспечивали русским купцам выгодные условия торговли. По итогам периода княжения Олега Киевская Русь на международной арене стала серьезной силой, проводившей впоследствии самостоятельную внешнюю политику
Шаг 3. Аскольд и Дир — князья, правили в Киеве до 882 г.; Олег Вещий — киевский князь с 882 г., воевал с Византией, подписал договор с Византией
Этап 1. Формирование кейса фактического материала для сочинения
1. Необходимо вспомнить, с деятельностью какого руководителя государства связан период, обозначенный в задании, и зафиксировать имя в черновике
2. Необходимо вспомнить и записать в черновике события (явления, процессы), относящиеся к данному периоду
3. Необходимо вспомнить и записать в черновике две исторические личности, чья деятельность связана с зафиксированными во втором шаге событиями
4. Необходимо вспомнить и записать в черновике причины зафиксированных во втором шаге событий
5. Необходимо вспомнить и записать в черновике последствия зафиксированных во втором шаге cобытий
6. Необходимо вспомнить и записать в черновике исторические термины, относящиеся к данному периоду
Этап 2. Выстраивание структуры сочинения в черновике
7. Обозначаем во вводном предложении, с деятельностью какого руководителя государства связан рассматриваемый период.
8. Фиксируем в первом абзаце текста сочинения события, относящиеся к рассматриваемому периоду
9. Фиксируем во втором абзаце текста причины указанных событий
10. Фиксируем в третьем абзаце текста исторических личностей, чья деятельность связана с обозначенными событиями, описываем их роль в данных событиях
11. Фиксируем во втором абзаце текста последствия указанных событий
12. Фиксируем оценку влияния событий данного периода на дальнейшую историю России
Этап 3. Проверка и коррекция текста
13. Вставляем в текст сочинения (в нужный абзац) исторические термины, относящиеся к рассматриваемому периоду. Придаем тексту сочинения характера последовательного изложения путем использования связующих предложений и перестановки последовательности предложений
14. Проверяем текст на наличие фактических ошибок
Этап 4. Перенос текста сочинения в бланк ответов
15. Аккуратно переписываем текст сочинения в бланк ответов № 2
Теперь рекомендуем вам ознакомиться с примерами исторических сочинений по разным временным периодам
Шаг 7. Рассматриваемый нами период связан с деятельностью князя Олега Вещего
Рекомендации по написанию исторического сочинения (задание № 25)
Возникло единое Русское государство.
Izilearn. ru
19.11.2019 17:33:16
2019-11-19 17:33:16
Готовые сочинения для задания 25 ЕГЭ по истории.
Образцы сочинений по второму периоду. Согласно критериям 2020 года от независимой лабораторией образования Антона Чубукова vk. com/club71258816.
Задание 25 из демоверсии;
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связан с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Готовые сочинения для задания 25 ЕГЭ по истории.
Готовые сочинения для задания 25 ЕГЭ по истории.
Образцы сочинений по второму периоду. Согласно критериям 2020 года от независимой лабораторией образования Антона Чубукова vk. com/club71258816.
Задание 25 из демоверсии;
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связан с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Задание 25 из демоверсии;
Готовые сочинения для задания 25 ЕГЭ по истории.
Vpr-ege. ru
08.10.2018 12:36:11
2018-10-08 12:36:11
4ege. ru
08.10.2018 12:36:11
2018-10-08 12:36:11
Источники:
Https://nashol. me/20200911124802/ege-2021-istoriya-10-variantov-tipovie-testovie-zadaniya-ot-razrabotchikov-ege-melnikova-o-n-melnikov-s-p-2021.html
Https://nashol. me/20200218118488/istoriya-novii-polnii-spravochnik-shkolnika-dlya-podgotovki-k-ege-baranov-p-a-nikolaev-b-g-rojkov-b-g-2019.html
Https://izilearn. ru/index. php? r=history%2Finform
Https://vpr-ege. ru/ege/istoriya/649-12-istoricheskikh-sochinenij-zadanie-25-ege-po-istorii
Https://4ege. ru/istoriya/53649-sbornik-istoricheskih-sochineniy. html