Сочинение по думе иван сусанин

Автор андрей измаилов на чтение 9 мин. просмотров 1 опубликовано 19.06.2021 не было подвига известный русский историк николай костомаров посвятил

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Не было подвига

Известный русский историк Николай Костомаров посвятил данной теме статью «Иван Сусанин (Историческое исследование)», которая вышла в журнале «Отечественные записки» за февраль 1862 г. В ней ученый высказал мнение, что никакого подвига вообще не было.

Н.И. Костомаров обратил внимание, что ни в одной из летописей первой половины XVII века нет ни упоминания об Иване Сусанине, а ведь покушение поляков на жизнь новоизбранного царя и героизм простого крестьянина должны были быть хоть как-то отмечены.

Кроме того, первая жалованная грамота Богдану Собинину была выдана лишь в 1619 г. А ведь Михаил Федорович вскоре после своего венчания на царство щедро наградил всех, кто оказывал ему или его матери хоть какую-то помощь в Смутное время. Например, уже в марте 1614 г. царскую милость получили крестьяне Тарутины из Толгуйской волости, поддерживавшие инокиню Марфу в ссылке, которую она отбывала по приговору Бориса Годунова.

Н.И. Костомаров не верил, что царь мог надолго позабыть о человеке, пожертвовавшем за него собственной жизнью. Исследователь предположил, что Иван Сусанин был одним из многих крестьян, погибших в Смутное время от рук разбойников. А через несколько лет Богдан Собинин решил выставить своего тестя героем и выпросить для семьи жалованную грамоту. Тем более что освобождение от уплаты податей и других повинностей – цель, которой в те времена многие добивались.

Когда некий крестьянин обратился к инокине Марфе с рассказом о подвиге своего тестя, то она растрогалась и поверила, что Иван Сусанин ценой своей жизни спас ее сына. Затем женщина решила помочь семье героя, а Михаил просто не стал перечить матушке. Поэтому первая жалованная грамота и начинается словами: «по нашему царскому милосердию и по совету и прошению матери нашей, государыни великой старицы иноки Марфы Ивановны».

По мнению Н.И. Костомарова, подвиг Ивана Сусанина был придуман через двести лет после его смерти и не имеет под собой никакой исторической основы. Просто к изначальному вымыслу крестьянина Богдана Собинина добавилось коллективное народное мифотворчество.

История и вымысел

Реальность подвига, совершенного Иваном Сусанином вызвала сомнения у многих историков. Еще в XIX веке, когда по воле государственных органов началась героизация костромского крестьянина, некоторые исследователи обратили внимание на различные нестыковки между официальной версией и подлинными историческими событиями того времени.

Доктор исторических наук Алексей Бычков в своей книге «Ледовое побоище и другие “мифы” русской истории» (Москва, 2008 г.) отметил, что широкую известность в российском обществе Иван Сусанин получил лишь через два века после своей смерти. Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала среди дворян прилив патриотических чувств, тогда и возник интерес к героям Смутного времени.

«Литераторы внесли свою лепту в “украшение” реальной истории. Например, приписали Сусанину именно то, что лучше всего помнят до сих пор – заведение “вражеского отряда” в непроходимые дебри», – написал А.А. Бычков.

А между тем, в официальных документах отсутствуют сведения, подтверждающие сам факт мифологизированного подвига. Так, царь Михаил Федорович подписал две жалованные грамоты, даровав различные льготы семье Богдана Собинина. В первой из них, датированной 30 ноября 1619 г., говорится: «Как мы, великий государь, были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в ту пору были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Вторая грамота подписана Михаилом Романовым 30 января 1633 года. Поскольку Богдан Собинин к тому времени уже умер, царская милость была дарована его вдове Антониде «за терпение и за кровь, и за смерть отца ея Ивана Сусанина». Не были забыты русским монархом и внуки героя – Данилка и Костька.

Последующие представители дома Романовых тоже подписывали жалованные грамоты потомкам костромского крестьянина. Но и в этих документах, датированных 1644, 1691, 1723 и 1724 годами, по словам А.А. Бычкова, не содержится никаких сведений об отряде польско-литовских интервентов, заведенных героем в болото. И лишь в грамоте 1731 г., дарованной императрицей Анной Иоанновной крестьянину Ивану Лукьяновичу Собинину, впервые упоминается, что Иван Сусанин «отвел» поляков и литовцев от села Домнина. За это они его «посадя на столб, изрубили в мелкие части». А произошло это, согласно официальному документу, в селе Исупове.

Как полагает А.А. Бычков, спустя 118 лет вокруг смерти Ивана Сусанина начала складываться легенда, которую мы с вами все знаем. Причем, в первой половине XVIII века еще ничего не говорилось об отряде интервентов, погибшем в болоте.

Рылеев к. ф. — Дума к. ф. рылеева иван сусанин. — сочинение

В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: эти пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и решил захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Ивана Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтвердили и последующие государи. По этим данным в тысяча восемьсот двадцать втором году Кондратий Федорович Рылеев и написал думу “Иван Сусанин”. В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земле! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой своей не погубит. Кто русский по сердцу, тот бодро и смело И радостно гибнет за правое дело! Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума “Иван Сусанин — один из самых замечательных созданий поэта. Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным: “Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколий очи … Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!” — Вошед, проворчал так сармат молодой. — “Вина нам, хозяин! Мы смокли, иззябли! Скорей!., не заставь нас приняться за сабли!” Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета. Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов. Сусанин ведет их … Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят, не шелохнется и дуб и береза; Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом идут в молчании сарматы; Все дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес: Все глуше и диче становится лес! Нет в этой “Думе” ни ослепительных молний, ни беспрерывно гремящего грома, ни прочих атрибутов предромантической пейзажной бутафории. Рылееву, несомненно, помогает в его повествовании избранный им неторопливый и плавный, нигде более у него не встречающийся размер четырехстопного амфибрахия. Наибольшего успеха Рылеев добился здесь в создании центрального образа, то есть в той области, которая для него всегда была труднейшей. Образ Су санина и сейчас потрясает простотой своего героизма. Задушевны и лишены внешних эффектов его слова перед гибелью: Ни казни, ни смерти я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь! В этой речи ярко передана психология простого русского крестьянина 17 в. с его верой в “доброго царя”, с его ненавистью к захватчикам, с его спокойной, глубокой и твердой любовью к своей земле. Знаменательно, что Пушкин, доказывавший, что в “Думах” “национального, русского нет… ничего, кроме имен”, оговаривал: “исключаю “ИванаСусанина”, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант”. Эта “Дума” крепко полюбилась М.И. Глинке и вдохновила его на создание гениальнейшей русской оперы “Иван Сусанин”.</td>

История

Автор:  |  2021-01-27 14:49:511-31.jpg

Иван Сусанин воспет во многих произведениях искусства. В Костроме ему установлен памятник. А в День народного единства официальные СМИ обязательно вспоминают о национальном герое. Образ мужественного крестьянина со временем приобрел легендарные черты. При этом многие историки сомневаются в реальности его подвига.

Завел поляков в болото

Под влиянием множества публикаций, художественных и музыкальных произведений в массовом сознании сформировался устойчивый миф. Суть его известна всем. 21 февраля (3 марта) 1613г. специально созванный Земский собор избрал молодого Михаила Романова на царство. Эта новость не понравилась полякам, стремившимся посадить на русский трон своего королевича Владислава IV. Иностранные интервенты снарядили отряд, который должен был разыскать и убить новоизбранного царя.

Поляки знали, что Михаил Романов находится в окрестностях Костромы – в своем родовом поместье. Недалеко от села Домнино враги встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали выдать местонахождение царя. Тогда народный герой обманул интервентов, пообещав привести их к Михаилу, а сам тайно поручил своему зятю Богдану Собинину отправиться к усадьбе, в которой молодой человек находился вместе со своей матерью – инокиней Марфой (в миру – Ксенией Ивановной), чтобы предупредить их о надвигающейся опасности.

Затем Иван Сусанин завел польских интервентов в непроходимое болото. Поняв это, враги пытали крестьянина, но он мужественно перенес все страдания. Убедившись, что ничего добиться от него они не смогут, поляки зарубили героя, а сами погибли в болоте. В это время Михаил Романов и его мать благополучно скрылись от опасности за стенами Ипатьевского монастыря.

То есть, крестьянин буквально отдал свою «Жизнь за царя», как следует из одноименной оперы Михаила Глинки.

Детально изучив краткое содержание оперы Иван Сусанин, учащимся 7 класса удастся понять смысл этого произведения. Стоит при этом ознакомиться также с историей его сознания и главными действующими лицами. Благодаря этому удастся должным образом подготовиться к уроку и получить отличную оценку.

История создания оперы Иван Сусанин

В опере Глинки Иван Сусанин рассказывается о событиях, произошедших в начала 17 века. Тогда польские воины отправились походом на российскую столицу. Создано это произведение было композитором в 1836 году. Автор посвятил его Николаю Первому. Именно поэтому оперу спустя время начали называть «Жизнь за царя». Она является первым российским оперным произведением на тему героизма и патриотизма. Для этой оперы характерно огромное количество хоровых сцен. Главными действующие персонажи при этом являются обычными русскими людьми, крестьянами.

Действующие лица

Прежде, чем изучать краткое содержание оперы Иван Сусанин по действиям, следует выделить действующих лиц, которые присутствуют в данном произведении:

✔️ Иван Сусанин – бедный крестьянин, проживающий в населенном пункте Домнина;

✔️ Антонина – дочка главного героя;

✔️ Иван – сын главного персонажа, предупредивший российских воинов о подстерегающей опасности. Он является Сусанину не родным ребенком, а приемным;

✔️ Богдан Собонин – является ополченцем и женихом дочери Сусанина;

✔️ Сигизмунд Третий – король Польши, решившийся отправить войска для захвата российской столицы;

✔️ Минин – возглавляет освободительное движение.

1 действие

Краткое содержание оперы Глинки Иван Сусанин начинается со знакомства с главным героем. Он является обычным крестьянином, проживает вместе с детьми в маленьком селе. Жителям данного населенного пункта становится известно, что поляки напали на страну. Правда, люди при этом не хотят сдаваться, не отдадут Родину без боя.

Богдан, как и множество других наполненных силами молодых крестьян, вступает в ряды народного ополчения. Проходит немного времени и он сообщает, что проживающий в Нижнем Новгороде крестьянин по фамилии Минин занялся сбором могучей дружины, чтобы одержать над врагами сокрушительную победу и освободить при этом Москву от вражеских сил.

Дочь Сусанина вместе со своим женихом обращаются к отцу, чтобы тот благословил их и разрешил сыграть свадьбу. Правда, тот отвечает отказом. Мол, сейчас далеко не самое лучшее время для свадебных торжеств. Нужно защищать родную землю и воевать.

2 действие

Продолжая краткое содержание либретто оперы Иван Сусанин, мы переносимся на территорию Польши. Сигизмунд уже празднует победу и устраивает по этому поводу шикарный бал. Поляки воодушевлены успехом своих войск и уже мечтают, как хорошо заживут благодаря награбленному.

В это же время король получает от посла весьма неприятные известия. Он узнает, что русское войско, которое возглавил Минин, оказывают явное сопротивление. Одни из отрядов в столице был осажден, а остальные войска испытывают панику и попросту разбегаются.

3 действие

Сын Сусанина самостоятельно сделал себе из дерева копье и грезит, что скоро повзрослеет, тоже будет защищать Родину. Вдруг в дом заходит Иван и говорит, что поблизости с селом, в лесной чаще Минин с войском разбил свой лагерь.

Антонина вместе с возлюбленным готовятся к долгожданному свадебному торжеству. К ним в дом приходят крестьяне, желающие поздравить влюбленных с грядущим событием. Когда же они уходят по домам, в избу Сусанина вбегают поляки. Они требуют чтобы Сусанин отвел их в разбитый Мининым лагерь.

Изначально старик отказывает, но потом придумывает весьма коварный план. Он собирается завести вражеских воинов в самую глушь леса, чтобы погубить. При этом он тихо говорит сыну, чтобы тот бежал к ополченцам и сообщил им о подстерегающей опасности. При этом сам Сусанин идет с поляками в лес.

К Антониде приходят подружки. Девушка вся в слезах говорит им о том, какая беда приключилась. Ее жених собирает крестьян и вместе с ними идет помочь Ивану.

4 действие

Ночью Ваня добегает до лагеря ополченцев и говорит предводителю, что напали вражеские войска. Воины явно обеспокоены и тут же собираются в поход. В это же время Сусанин ведет поляков в глубину непроходимых лесов. Он осознает, что жить ему осталось совсем недолго и уже начинает в своих мыслях прощаться с детьми.

Враги уже устали идти по лесу и начинают подозревать, что что-то пошло не так. Они пытаются выпытать у старика, куда же именно он их завел. Крестьянин же проявляет отвагу и сообщает, что привел их туда, где все они погибнут голодной смертью. Естественно, что это вызвало у врагов гнев. Они расправляются с крестьянином и лишают его жизни.

Эпилог

На Красной площади собралось огромное количество народа. Люди искренне радуются, что над врагом была одержана победа. Слышится звон колоколов, сообщающий о радостном для всех событии. При этом на фоне всего остального народа явно заметны Ваня, Богдан и Антонида. Лица у них грустные.

К ним подходит воин и спрашивает, почему они грустят. Тогда Ваня говорит ему какой героический поступок совершил его приемный отец. Воины начинают утешать мальчишку. Они говорят, что Иван Сусанин теперь всегда будет жить в памяти русского народа.

На площади появляются Пожарский и Минин. Люди воодушевленно приветствуют освободителей. Слышатся песни, в которых восхваляют этих героев.

  • Сочинение по екимову два случая
  • Сочинение по дубровскому роман
  • Сочинение по дубровскому сравнение троекурова и дубровского 6 класс
  • Сочинение по дубровскому том первый 6 класс
  • Сочинение по дубровскому пушкин 6 класс