Сочинение по дубровскому 6 класс по плану 1 вступление дворянство в первой половине 19 века

Права, обязанности и привилегии дворяндворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. эти данные представлены в таблице. права

Права, обязанности и привилегии дворян

Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.

Права Обязанности Привилегии
  • Потомственный дворянин с небольшим доходом имел право только присутствовать на дворянском собрании без принятия участия в обсуждаемых вопросах.
  • Обсуждение и принятие решения давало право дворянам с годовым доходом в 100 тыс. рублей. Это приравнивалось к наличию 20 крестьянских душ.
  • Правом быть избранными обладали дворяне, имевшие более 100 крестьян.
  • Всему дворянскому сословию принадлежало монопольное право владеть крестьянами.
  • Заниматься торговлей в городах.
Принимать участие на выборах и заниматься руководящей деятельностью в государстве.
  • Освобождение от рекрутского набора.
  • Освобождение от налогов.
  • Возможность взятия льготного кредита под залог земель.
  • Освобождение от телесных наказаний.

Популярные сочинения

  • Поколение отцов в романе Отцы и дети Тургенева
    В начале 1860-ых годов Иван Тургенев трудился над своим произведением под названием «Отцы и Дети», которое по сей день является одним из самых грандиозных произведений в русской классической литературе.
  • Сочинение Я хочу стать пограничником и почему
    Рано или поздно в жизни человека наступает момент, когда он должен выбрать будущую профессию. Это очень важный и сложный выбор, ведь от этого зависит как, сложится будущая жизнь.
  • Анализ 3 действия Горе от ума Грибоедова
    Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А.С. и произвело фурор в мире литературы.

Сочинение на тему дворянство в первой половине 19 века дубровский

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах. Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию. Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем. Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “… более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же. Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура :— значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”. Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Сочинение по дубровскому 6 класс по плану 1 вступление дворянство в первой половине 19 века

Лермонтов творил в эпоху, когда революция пошла на убыль. Наступила пора реакции. Основным мотивом стал мотив  непроходящей тоски, одиночества, горечи, печали. Это касается Родины, которую поэт любит » странной любовью» за леса, поля, горы и песни  мужиков, женщины, на которой одета маска и ее нельзя любить открыто, современников поэта, которых  Лермонтов считает потерянным поколением.  У них нет мечтаний  об изменениях в жизни, нет связи с прошлым,они не умеют отдавать другим людям часть души. Они — вещи в себе , поэтому » толпой угрюмою и скоро позабытой » пройдут над миром » без шума и следа, не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда».

Сочинение по дубровскому 6 класс по плану 1 вступление дворянство в первой половине 19 века

В.А. Жуковский написал сказку в стихотворной, поэтической форме, использует такие средства, как «Жил-был», числа, часто используемые в сказках, заканчивается сказка словами «Свадьба, пир, и я там был и вино на свадьбе пил; по усам вино бежало, в рот же капли не попало». Вся сказка написана в духе русской народной сказки.

<span> </span>

<span>
</span>

Сочинение по дубровскому 6 класс по плану 1 вступление дворянство в первой половине 19 века

Поэтично.. . ЛУНА Как полная луна порой, Покрыта облаками ночи, Пробьет внезапно мрак густой И путникам заблещет в очи — Так будет вождь, сквозь мрак времен, Сиять для будущих племен; Но подвиг воина гигантский И стыд сраженных им врагов В суде ума, в суде веков — 60 Ничто пред доблестью гражданской. Кондратий Рылеев 1823 ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВООда ЛУНА Люблю вечернее светило, Когда оно, свернув крыле, Исполнив день, на влажной мгле Кровавым шаром опочило. Но если б утренней порой Оно вослед младой деннице Над изумленною землей Всплыло в вечерней багрянице?. . Нестор Кукольник 1837 ИЗ ЗАПИСОК ВЛЮБЛЕННОГО Э, други, полно! Что за радость ЛУНА В зените луна. По нищей улице Я тихо бреду. ЕСА БУСОН. ПЕРЕВОД В. МАРКОВОЙ ЛУНА Вот и новая всходит над Александрией луна, старую обнимая обеими своими руками, а мы шагаем сквозь сумрак наших сердец к Воротам Солнца – нас было трое, трое друзей. Кто же теперь захочет омыться в водах Протея? Искали метаморфоз мы в молодости далекой нашей, в той страсти, что билась огромною рыбой во внезапно высохшем море – мы верили, что мы всемогущи. ЙОРГОС СЕФЕРИС . Перевод Е. Колесова Июньские дни 1941 года ЛУНА Высоко, безмолвно Над полем кровавым Сияет луна; Аполлон Майков 1873 СТРАНЫ И НАРОДЫВАЛКИРИИ ЛУНА У повозок дремлют кони. Звонкий холод. Тишина. В сон глубокий властно клонит Полуночная луна. Валентин Катаев 1920 Словно льды в полярном море, ЛУНА Под холодной луной Голая роща — и вдруг бамбук, Три зеленых ствола. ЕСА БУСОН. ПЕРЕВОД Т. Л. СОКОЛОВОЙ-ДЕЛЮСИНОЙ ЛУНА Сквозь дымных облаков луна, Туманная, смотрела, И все казалося, она Как будто что жалела. Николай Огарев 1839 В прогулке поздней видел я ЛУНА «Дайте-дайте» — Плача, ручки тянет дитя К светлой луне. Исса Кобаяси. Перевод Т. Соколовой-Делюсиной. ХоккуИз книги «Ора га хару» («Моя весна» ) ЛУНА Был различить не в силах он Где сон, где явь, где явь, где сон, И поднялся, а из окна Глядела полная луна. Вальтер Скотт. Перевод П. Карпа ОХОТА ЛУНА Красная луна! Кто владеет ею, дети, Дайте мне ответ! Исса Кобаяси. Перевод Веры Марковой ХоккуИз книги «Ора га хару» («Моя весна» ) ЛУНА Светит луна, как далекий пожар; Ветер качает вершины чинар; Листья чинар беспокойно шумят; Лютые псы у соседа ворчат. Яков Полонский 1849 АГБАР <span> ЛУНА Ты и я, ты и я — вместе — Полной луны сила! Моя сила на тебе играет, Твоя сила во мне ликует; Высота медвяно каплет долу, Прорастают розовые стебли… Полной луны сила! Михаил Кузмин 1923 Крашены двери голубой краской,</span>

Сочинение по дубровскому 6 класс по плану 1 вступление дворянство в первой половине 19 века

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

В пятый класс я пошёл в 1948 году. В нашей деревне была только младшая школа, и чтобы учиться дальше, мне пришлось переехать в райцентр за 50 километров от дома. В то время мы жили очень голодно. Из трёх детей в семье я был самый старший. Росли мы без отца. В младшей школе я учился хорошо. В деревне меня считали грамотеем, и все говорили маме, что я должен учиться. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой.

Здесь я тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. Я легко запоминал слова и обороты речи, а вот с произношением у меня не ладилось. «Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок», от чего морщилась молоденькая учительница.

Лучше всего мне было в школе, среди сверстников, а вот дома наваливалась тоска по родной деревне. Кроме того, я сильно недоедал. Время от времени мама присылала мне хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали. «Кто потаскивал — тётя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из её старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить». В отличие от деревни, в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на ужин мне доставалась только кружка кипятку.

Сочинение по дубровскому 6 класс по плану 1 вступление дворянство в первой половине 19 века

В русском языке есть много пословиц.И многие из них имеют воспитательную и поучительные значения.вот одна из пословиц которую знают многие: семь раз отмерь один раз отрежь.Эта пословица говорит о том что не делай распашные выводы и действия . Перед тем как сделать что то подумай хорошенько а потом действуй.А так же пословица которую знает каждый школьник: старый друг лучше новых двух.Сдесь говориться что старые вещи они лучше новых потому что в ней много счастливых воспоминаний и моментов.Так же с друзьями старый друг лучше новых потому что он знает все твои секреты ,он тебя много раз выручал в трудную минуту и кто же как не он знает тебя лучше всех.пословицы действительно пригождаються в жизненные моменты .

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Гохвайс В.В. 1


1МАОУ СОШ№211

Объедкова Е.А. 1


1МАОУ СОШ№211


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. Роман оставался незавершенным некоторое время и был напечатан впервые только в 1841 году.

В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, разбойничество, особое место отведено дворянству.

Актуальность темы: несмотря на то что роман создан в 19 веке, он интересен для читателей 21 столетия. В данной работе мы рассматриваем особенности жизни русского дворянина, а это для нас, русских людей, является историей нашей страны. Важно знать традиции, истоки русской культуры!

Целью работы является анализ художественного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи как носителей культурных традиций России.

В соответствии с заявленной целью мы полагаем необходимым решить следующие задачи:

-исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; -рассмотреть культуру и быт дворянства в начале и середине XIX века; -выявить их значение для замысла романа и современного человека.

Обзор литературы: существует множество исследований по роману. В основном авторы обращают внимание на вопрос поэтики, языка, анализируют поступки героев, рассматривают конфликт главных персонажей.

Степень изученности данного вопроса: роман изучен очень подробно, однако тема дворянства рассматривается фрагментарно, нет работы, посвященной всем аспектам жизни дворян в Российской империи.

Глава 1. Дворянство в России

История дворянства в России

Дворяне — одна из категорий служилых людей в России княжеского и царского периодов.

Пётр I унаследовал от своего отца общество, которое делилось на сословия «тяглые», обязанные государству «тяглом» (налогами и повинностями) и «служилые», обязанные государству службой. В этой системе фактически были закрепощены все, сверху донизу, и дворяне были прикреплены к службе точно так же, как крестьяне к земле.

В 1701 году Пётр I указал, что все «служилые люди с земель службу служат, а даром землями никто не владеет».

Император сделал своей опорой дворян. В 1722 году вводится по западноевропейскому образцу Табель о рангах

Согласно Табели, пожалование старых (боярских) аристократических титулов прекращалось, хотя они формально и не отменялись. Это стало концом боярства. Слово «боярин» осталось только в народной речи как обозначение аристократа вообще и выродилось до «барин».

Дворянство как таковое не было основанием для занятия чина: последний определялся только личной выслугой. «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, — писал Пётр, — пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут».

Параллельно с учреждением Табели о рангах создаётся Герольдмейстерская контора при Сенате, задачей которой стал учёт дворян и очищение сословия от периодически появлявшихся самозванцев, самовольно производивших самих себя в дворяне и рисовавших гербы. Пётр I подтверждает, что «никому, кроме нас, и других коронованных глав, не принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать».

В дальнейшем Табель о рангах подвергалась многочисленным изменениям, однако в целом дожила до 1917 года.

Со временем государство начинает ограничивать массовый приток не-дворян в дворянство, ставший возможным благодаря выслуге чинов. Специально для удовлетворения амбиций таких не-дворян было учреждено «промежуточное» сословие почётных граждан. Оно образовано 10 апреля 1832 года, и получает такие важные привилегии дворянского сословия, как освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Круг лиц, имевших право на почётное гражданство, со временем расширялся — дети личных дворян, купцы I гильдии, коммерции- и мануфактур-советники, художники, выпускники ряда учебных заведений, дети православных церковнослужителей.

С 11 июня 1845 года гражданские чины X—XIV классов вместо личного дворянства начали давать лишь почётное гражданство. С 1856 года личное дворянство начиналось с IX класса,1 потомственное — с VI по военной службе (полковник) и с IV по гражданской (действительный статский советник)

В начале XIX века (особенно после Отечественной войны) часть дворянства прониклась республиканскими настроениями. Многие дворяне вступали в масонские ложи или тайные антиправительственные организации

После крестьянской реформы 1861 года экономические позиции дворянства ослабли. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе

К началу XX века потомственное дворянство, которое официально воспринималось, как «первая опора престола» и «одно из надёжнейших в городах».

После Октябрьского переворота все сословия в РСФСР были ликвидированы декретом ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 год

1.2 Воспитание и образование детей

Детей в дворянских семьях (впрочем, как и в крестьянских) в силу понятных причин было много и самого разного возраста — «от двадцати до двух годов». Рождение ребенка было важным, но не исключительным событием в семейном круговороте.

Характерной чертой взаимоотношений дворянских «отцов и детей» была традиция раздельного проживания. При постройке дома делался «архитектурный» акцент на том, чтобы спальня и кабинет отца были максимально отдалены от детской, «ибо за криком и шумом ничего делать нельзя будет». Сразу после рождения деток отдавали на попечение кормилицы и нянек — дядек из крепостных, хотя, конечно, матери тоже принимали участие в воспитании.

Они лично составляли программы занятий, подбирали учителей, подолгу занимались с дочерьми, обучая их рукоделию, языкам, манерам. Прежде всего делался нравственный акцент: дети должны были ясно понимать, что такое плохо, а что хорошо, что делать можно, а какую черту ни при каких обстоятельствах переступать непозволительно.

Основой жизни дворянина была государственная служба, чаще всего военная. Мальчиков с юных лет приучали к серьезным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость. Кадеты из морского корпуса считали позорным отсиживаться за спинами высокопоставленных родственников и бегали по реям мачт лучше заправских матросов, спускаясь вниз головой по одной веревке с самого верха мачты, они с детства владели собой и были приучены превозмогать страх, отчаяние и боль в любых обстоятельствах. Подобное мужество являлось вовсе не элементом необычайного природного дара, но достигалось путем воспитания. Пушкин писал: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так; но образ жизни может их развить, усилить — или задушить».

1.3 Светская жизнь дворян

Светская жизнь в дворянском понимании — это общественные отношения внутри их сословия, пронизанные определенными узами условностей.

Умение себя вести в свете являлось очень важной частью жизни дворян. Идеальный образ светского человека на протяжении всего XIX века оставался неизменным: это образованный дворянин, прекрасно изъясняющийся на французском, модно одевающийся, ловко танцующий, играющий в карты, разбирающийся в разговорах.

Об этом свидетельствуют записи публициста того времени В.Н. Погожева: «Молодой человек, желающий быть принятым в большом свете, необходимо должен иметь следующие качества: говорить по-французски, танцевать, знать хотя по названиям сочинения новейших авторов, судить о их достоинствах, порицать старых и все старое, разбирать играемые на театрах пьесы… Но главней всего – это играть в карты и быть одетым по моде».

От дамы требовалось практически такое же поведение, за исключением игры в карты.

Конечно, следует учитывать, что не все представители дворянства были ярыми поклонниками светской жизни. И. В. Каменская, А.Я. Бутковская, И.В. Икскуль, например, в своих мемуарах упоминали о том, что старые помещики редко выезжали в свет, да и гостеприимством не отличались.

В светском разговоре не нужно было иметь глубокие познания в научных достижениях или искусстве, достаточно лишь было уметь скользить от одной темы к другой. Чтобы разговор был интересен всем: и дамам, и кавалерам. Это было большое искусство вести легкий, необременительный, свободный разговор «ни о чем».

Разговоры принято было вести на модном тогда французском языке. Нужно сказать, что на французском говорили не только находясь в обществе, но и дома. В обществе XVIII века модным был не только язык, но и вообще все французское. Принято было восхищаться Парижем, французскими деятелями Просвещения. И поэтому дворяне часто отправляли своих детей учиться за границу – во Францию, реже в Германию.

В дворянской среде принято было обращаться на «Вы» к своему собеседнику. Такое обращение подчеркивало знатность происхождения, благородство и просто уважение. На «Вы» обращались не только к незнакомцу, но также и к членам своей семьи: между супругами, к родителям, к старшим людям. Подтверждение этому мы можем найти, обратившись к письмам Д.И. Фонвизина, адресованных сестре.

Когда дворянин собирался выйти в свет, он непременно должен был быть одет в дорогую одежду, соответствующую установленным правилам. Прийти в старом платье, или скудно одетым считалось верхом неприличия. Вообще, выказывать бедность считалось моветоном тоном, поэтому дамы и кавалеры весьма тщательно подбирали свой туалет.

В XVIII столетии и женщины, и мужчины носили парики. При этом они их предварительно сильно пудрили. Женщине чтобы хорошо выглядеть приходилось идти на большие жертвы: носить корсеты, которые плотно затягивались китовым усом, румяниться с ног до головы. Девушки чернили зубы, считалось, что это подчеркивало их красоту. Кроме того, они густо сурьмили брови и мазали щеки красным. Еще одной хитростью женской красоты было умение создать контраст: девушки открывали шею, плечи и декольте, однако полностью прикрывали ноги. Выставлять напоказ женские ножки было неприлично.

Таким образом, изучив историческую, мемуарную литературы, можно прийти к выводу о том, что воспитание, поведение в обществе, внешний вид дворянства были подчинены светскому этикету, строго регламентировано.

Глава 2. Изображение быта и нравов дворян в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

2.1 Троекуров как воплощение праздного образа жизни русского дворянства

Тема русского дворянства, несомненно, является одной из главных в произведениях Пушкина: его творческим пером созданы многочисленные образы русских помещиков и дворян – воплощение личных наблюдений автора.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилла Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирилла Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было много, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем.

Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кириллу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирилла Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилла Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “… более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенились и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура:— значит, стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирилла Петрович не удосужился даже выслушать.

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

2.2 Чувство собственного достоинства, честь – основа жизни дворян

Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кириллы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия, в Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но, все же, он — временный попутчик крестьян, и в борьбе со злоупотреблениями помещичьей властью. Нравственная основа данного типа дворян – честолюбие, верность слову и долгу.

2.3 Верейский – представитель «салонного» дворянства

Иной тип дворянина являет фигура князя Верейского, проводившего большую часть времени за границей, никогда не видевшего своего имения, вместе с тем аккуратно получавшего с него большие доходы, которые и давали ему возможность «вести рассеянный образ жизни» и предаваться «излишествам».

Верейский – носитель культуры салонного общения, навыки которого формировались у него, когда он жил в столице и за границей. Князь – интеллектуал, воспитанный в духе европейского просвещения, обладающий обширным жизненным и культурным кругозором.

Очевидно пристрастие Верейского к английской культуре. В определенном смысле он англоман, а сказывается прежде всего в эстетических пристрастиях.

Верейский не только потребитель искусства, но его тонкий ценитель и знаток. Искусство окружает его, прочно входит в его жизнь, он театрально воссоздает дух идиллической «заграницы». А его коллекция картин – это не случайное собрание, о чем свидетельствует хотя бы то, как комментирует их содержание князь: «Потом они занялись рассмотрением галерей картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кириловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинство и недостатки. Он говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением» .

Общение для него – способ преодоления скуки, на что и указывает Пушкин: «Привыкнув к рассеянности, он не мог вынести уединения, и на третий день по приезде отправился обедать к Троекурову, с которым был некогда знаком».

Очень изящно, артистично и даже театрализованно отказывается от прогулки верхом: «…к<нязь> извинился, указывая на свои бархатные сапоги – и шутя над своею подагрой – он предпочѐл прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою», он блюдет внешнюю форму, следует этикету, приличиям, скрытен, расчетлив, психологически изощрен.

«Князю было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». И, по сути, перед читателем предстает равнодушный, развращенный самодур в духе Троекурова, только без открытых грубых внешних проявлений.

Трезвость, расчетливость, эгоизм князя прикрываются изящно утонченной оболочкой светского лоска, выдержки.

Итак, нрав каждого из помещиков, уклад усадебной жизни позволяют создать полное представление о том, как жило сословие дворян во времена А. С. Пушкина.

2.2 Дворянские усадьбы как отражение уклада жизни дворян

Покровское – имение Кирилы Петровича Троекурова автор описал так: «На холме над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер (башенка над крышей) огромного каменного дома… около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями…»

Арбатово – богатое поместье князя Верейского. Господский дом в имении князя выстроен «во вкусе английских замков». Как и англичане, в парке он предпочитает «так называемую природу», поэтому в имении Верейского в соответствии с правилами английской дворцовой парковой культуры в природу органично вписаны произведения искусства: мраморная статуя, уединенная пещера, памятник с таинственной надписью. Ландшафт становится красивой театральной декорацией: «Перед домом расстилался густозеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон». В свою очередь естественный, живой пейзаж подается как произведение искусства.

Завершает впечатление английской усадьбы прогулка по озеру в духе английских королевских увеселений: духовая музыка, сопровождающая плавание на лодке. «Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. Вдруг раздалась духовая музыка, и лодка причалила к беседке. Они поехали по озеру в лодке, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью… Вечером перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхивали»…

Имение князя Верейского – Арбатово – располагалось на берегу Волги: «Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекою – тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность». Князя не прельстила затейливая роскошь усадьбы Троекурова: на псарне он чуть было не задохнулся в «собачьей атмосфере» и спешил выйти вон, «зажимая нос платком, опрысканным духами». Ему, владельцу английского парка, не понравился старинный сад Троекурова «с его стрижеными липами, четверо угольным прудом и правильными аллеями». Арбатово поражает совершенным безлюдьем, вместо самих крестьян показаны лишь их «чистые и веселые избы». Каменный господский дом выстроен во вкусе английских замков, «перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон».

Заключение

Значение романа очень велико, потому что в нем нашла отражение история нашей страны, культурные традиции. Работая по теме, пришли к некоторым выводам.

1.А.С.Пушкин в своем романе подробно и правдиво раскрыл для читателей пусть и неприятную, но правдивую реальность о жизни дворян того времени. Он показал жестокость, самовластие, барство дикое и прекрасную жизнь дворян, основанную на изнурительном труде крестьян.

2.Досуг дворян в романе «Дубровский» очень подробно изображен ежедневные занятия, дела дворян. В каждой главе можно увидеть фрагменты жизни, быта описание усадьб, садов, рощ, различных прилегающих построек, оформление дома того времени все это помогает читателю погрузиться в ту эпоху.

3.Традиции и уклад жизни дворян также нашли отражение в романе: развлечения, костюмы, отношение к крепостным, вопросы воспитания и образования детей.

Роман «Дубровский» позволяет читателю, погрузившись в эпоху, подробно познакомиться с бытом и нравами основного сословия нашей страны, а также культурными традициями, что очень важно для подрастающего поколения.

Список используемой литературы:

А. С. Пушкин «Дубровский»

И.С. Юхнова КНЯЗЬ ВЕРЕЙСКИЙ КАК РЕЧЕВОЙ ТИП. РОМАН А.С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» Нижний Новгород 2011

https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-povesti-a-s-pushkina-dubrovskii.html

4.http://www.myshared.ru/slide/1081474/

5.https://sites.google.com/site/projectaristocrats/3-soderzanie-proekta

6.http://cyberleninka.ru/article/n/usadebnyy-byt-v-romane-a-s-pushkina-dubrovskiy

7.https://otvet.mail.ru/question/176050490

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B5_(%D1%87%D0%B8%D0%BD)

Просмотров работы: 4538

ОБРАЗЫ ДВОРЯН В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “ДУБРОВСКИЙ”

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие – менее

Подробно (князь Верейский), о третьих – вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).

Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. В этом человеке автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала

свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России.

Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию.

Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при

его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он без конца устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, имевшей назначение увеселения своих гостей, а более всего – себя, была затея с медведем, которого Троекуров специально откармливал в своем поместье, чтобы при случае подшутить над новым гостем.

Несмотря на то, что почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья, жаловаться на Кирила Петровича никто не решался – слишком уж безграничной была его власть в округе.

Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех ее участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.

Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирила Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “…более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство – не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или, по крайней мере, хотя бы так же.

Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура – значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.

Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь, угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое разделенная

Любовь? Почти с уверенностью можно сказать – нет. Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”.

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульный, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян – необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина – Андрея Гавриловича Дубровского. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным и разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.

Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского – образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем кошельке, но и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Права, обязанности и привилегии дворян

Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.

Права Обязанности Привилегии
  • Потомственный дворянин с небольшим доходом имел право только присутствовать на дворянском собрании без принятия участия в обсуждаемых вопросах.
  • Обсуждение и принятие решения давало право дворянам с годовым доходом в 100 тыс. рублей. Это приравнивалось к наличию 20 крестьянских душ.
  • Правом быть избранными обладали дворяне, имевшие более 100 крестьян.
  • Всему дворянскому сословию принадлежало монопольное право владеть крестьянами.
  • Заниматься торговлей в городах.
Принимать участие на выборах и заниматься руководящей деятельностью в государстве.
  • Освобождение от рекрутского набора.
  • Освобождение от налогов.
  • Возможность взятия льготного кредита под залог земель.
  • Освобождение от телесных наказаний.

Деление дворянства

Несмотря на то, что в первой половине XIX столетия дворянство представляло единое сословие, оно разделялось:

  • по происхождению;
  • по размерам доходов.

По происхождению

В зависимости от источника происхождения дворянство разделялось:

  1. Титулованное. К нему относились графы, бароны,
  2. Древнее. Это были представители, предки которых получили такое звание более 100 лет назад.
  3. Данное государём.
  4. Полученное за заслуги на военной или гражданской службе.
  5. Иностранное. Имелись в виду дворяне, получившие это звание за границей и перешедшие на российскую службу.
  6. Личное дворянство.

По размерам доходов

В зависимости от доходов дворянство разделялось на разряды:

  1. Низший. К нему относились дворяне, которые имели до 20 человек крепостных.
  2. Средний. Количество крепостных душ составляло от 21 до 100 человек.
  3. Высший. Такие представители сословия имели более 100 человек крепостных, а уровень их доходов составлял 400-750 рублей.

Сочинение на тему дворянство в первой половине 19 века дубровский

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах. Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию. Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем. Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “… более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же. Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура :— значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”. Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Сочинение по дубровскому 6 класс по всем главам
  • Сочинение по дубровскому 6 класс по плану благородный разбойник
  • Сочинение по дубровскому 6 класс по плану почему дубровский стал разбойником кратко по плану
  • Сочинение по дубровскому 6 класс краткое содержание
  • Сочинение по дубровскому 6 класс любовь маши и дубровского