Сочинение по басне волк и ягненок 5 класс

Хищник был голодным, у него было четкое и понятное намерение кого-нибудь съесть. маленькому барашку просто не посчастливилось, он оказался
  • Хищник был голодным, у него было четкое и понятное намерение – кого-нибудь съесть. Маленькому барашку просто не посчастливилось, он оказался не в том месте и не в то время. И если бы Волку встретился кто-то другой, он также бы пострадал, как Ягненок. Мораль басни состоит в том, что слабое существо всегда находится в безвыходной ситуации. Волк же еще пытается оправдаться, упрекая Ягненка в том, что тот помешал ему напиться воды.
    Малыш вежливо парирует злобному хищнику, объясняя, что находится намного ниже и попросту не может быть помехой. Волка такой ответ не устраивает, вернее даже, он ему совершенно не нужен. Его начинает злить сложившаяся ситуация. Волк ищет новые доводы и заявляет ну совершенный абсурд: он обвиняет Ягненка в грубых словах, сказанных ему ровно на этом же месте год назад. Малыш пребывает в совершенном недоумении: этого просто не может быть, ведь в прошлом году он еще даже не родился на свет. Стараясь защититься, он объясняет, что это был кто-то из его родственников, а отвечать за их непозволительное поведение он не должен. Волка же это совершенно не интересует. Ягненок виноват в любом случае, а самое главное – в том, что хищник попросту хочет есть. Волку надоело вести бессмысленные разговоры, ведь итог все равно один. И он тащит беззащитного Ягненка в темные лесные дебри.
    Этой ситуацией Иван Андреевич хочет показать, что побеждает тот, кто сильнее. А справедливость находится уже на втором месте. Ее никто даже и не берет в расчет. В выигрыше оказывается тот, на чьей стороне сила и власть. Вот и весь ответ.

  • Волк

    Богатого, знатного и имеющего власть человека олицетворяет читателям один из главных героев Волк, который не стыдится злоупотреблять своей властью или можно сказать по-другому – воплощение «власти» в современном мире.
    Писатель показывает нам на Волке образец злой силы и ее принцип действия.

    Ягненок

    В Ягненке наоборот мы видимо бедного и беззащитного человека или же «народ».
    Ягненок поначалу диалога не страшится Волка, так как он же никому не мешает, и даже после нелепых обвинений, которые выдвигает Волк Ягненку, он не боится отрицать их, но и пытается сохранить тон своего уважения и почтения. При помощи «закона» Волк пытается обвинить Ягненка, хотя при этом он прекрасно знает, что не прав, это читатели могут увидеть в строках «…Но, делу дать хотя законный вид и толк…». Анализируя ответы Ягненка, складывается впечатление, мол, это он загоняет врага в тупик, в его ответах чувствуется самоуважение и смелость. Но к огорчению Ягненка это не спасает. Каждый стоящий его ответ злит хищника все больше и больше. Вскоре Волк не может найти никаких доводов для обвинений, «…Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» – последняя несправедливая и абсурдная реплика с его стороны в сторону Ягненка, после которой происходит неожиданное и ожидаемое одновременно: «Сказал и в темный лес Ягненка поволок». С первых строк было уже ясно, что так оно произойдет или должно было произойти, однако наблюдая за смелостью Ягненка, была надежда, что он докажет свою невиновность и останется в безопасности.

    Анализ

    Так же и в современном человеческом мире, очень часто можно встретить подобную ситуацию, и это не касается только власти и народа. Подобный случай может случиться где угодно, на работе, в школе или даже в детском саду.

    Польза басен

    «Подлинная книга народной мудрости» — говорил Н. В. Гоголь про басни И. Крылова. Подобные басни будут полезны не только детям, но и взрослым. С помощью таких придуманных авторами аллегорий, учишься быть честным, справедливым и смелым. Поэтому перечитывать такие произведения и делать выводы из прошлых ошибок очень полезно, чтобы не повторять их в дальнейшем.

  • Басня Крылова
    Волк и Ягненок
    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
    Но мы Истории не пишем;
    А вот о том как в Баснях говорят.
    Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
    И надобно ж беде случиться.
    Что около тех мест голодный рыскал Волк.
    Ягненка видит он, на до?бычу стремится;
    Но, делу дать хотя законный вид и толк,
    Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питье
    Мое
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву». —
    «Когда светлейший Волк позволит,
    Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
    От Светлости его шагов я на сто пью;
    И гневаться напрасно он изволит:
    Питья мутить ему никак я не могу». —
    «Поэтому я лгу!
    Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
    Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
    Мне здесь же как-то нагрубил:
    Я этого, приятель, не забыл!» —
    «Помилуй, мне еще и отроду нет году»,
    Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
    «Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
    И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
    Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
    Вы все мне зла хотите,
    И если можете, то мне всегда вредите:
    Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
    «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
    Сказал и в темный лес ягненка поволок.

  • Сочинение.
    Басня И.А. Крылова “Волк и Ягненок”. Восприятие, толкование,
    оценка

    Басня “Волк
    и Ягненок” была написана И.А. Крыловым в 1808 г. и в этом же
    году опубликована в журнале “Драматический вестник”.
    К этому сюжету (встреча
    волка с ягненком) обращались все баснописцы, начиная с Эзопа: “Волк
    увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под
    благовидным предлогом ягненка сожрать. Встал он выше по течению
    и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить.
    Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может
    мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не
    удалось обвинение, сказал волк: “Но в прошлом году ты бранными
    словами поносил отца моего!” Ответил ягненок, что его тогда
    еще на свете не было. Сказал на это волк: “Хоть ты и ловок
    оправдываться, а все-таки я тебя съем!”
    Басня показывает:
    кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания
    не остановят”.
    Затем к этому сюжету
    обращались Федр, Лафонтен, в русской литературе – Тредиаковский,
    Державин и Сумароков. Каждый из этих авторов привносил свое видение
    в трактовку известного сюжета. Точно так же оригинален и И.А. Крылов
    в своей басне.
    Зачином становится
    обозначение автором принятого в мире морального принципа: “У
    сильного всегда бессильный виноват”. Затем Крылов сопоставляет
    Историю и Басню, “действительность проверяется вымыслом, абстрактная
    истина – конкретным эпизодом. Вымысел должен в чем-то подправить
    действительность и типизировать ее”.
    Затем начинает разворачиваться
    сам сюжет. Ягненок идет к ручью напиться и встречается с голодным
    Волком. Ягненок для него – желанная добыча. Но Волк стремится “делу
    дать… законный вид и толк”, то есть мотивировать свое поведение.
    Поэтому он начинает нападать на несчастного Ягненка, ставя ему в
    вину различные прегрешения. Причем эти обвинения представляют собой
    градацию, идущую по ослаблению смысловой значимости. Так, вначале
    волк обвиняет Ягненка в том, что тот мутит воду в ручье. Однако
    Ягненок умело парирует это обвинение, заметив, что он находится
    от Волка на расстоянии ста шагов и потому не может “питья мутить”.
    Следующее замечание Волка уже не относится к настоящему событию
    (оно якобы было в прошлом):
    “…Да, помнится,
    что ты еще в запрошлом лете
    Мне здесь же как-то нагрубил:
    Я этого, приятель, не забыл!…”
    Однако и на этот
    довод у Ягненка находится неопровержимый аргумент собственной невиновности:
    “Помилуй, мне еще и отроду нет году”. Тогда мысль Волка
    переключается на родственников Ягненка, первый обозначает свою враждебность
    по отношению к целому роду:
    “Так это был
    твой брат”. –
    “Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват
    И, словом, кто-нибудь из вашего же роду…”
    А затем это обобщение
    и вовсе расширяется: Волк противопоставляет себя овцам, псам и пастухам,
    объясняя это тем, что все они хотят ему зла. И это обвинение уже
    совсем безосновательно, пусто, логически не обоснованно. “Ах,
    я чем виноват?” – спрашивает Ягненок в финале, и в этом вопросе
    – моральная победа Ягненка в этом споре. Однако разрешение ситуации
    остается за Волком:
    “Молчи! устал
    я слушать,
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. –
    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
    Крылов избегает
    в этой басне открытого морализирования. Но его авторская позиция
    выражена при этом очень определенно. Этот круг расширяющихся обобщений,
    который происходит в сознании Волка, переводит идейное содержание
    басни в иной план – мы видим в ней черты социальной сатиры. “Пользуясь
    своим высоким положением в обществе, Волк нарушает естественные
    и простые моральные нормы, он пренебрегает истиной, как только она
    расходится с его интересами, но в той легкости, с которой каждый
    раз оправдывается Ягненок, заключена сила коренных и неисчезающих
    моральных устоев”. “Нарушение моральных норм
    ведет к безнаказанному произволу… Место естественных, простых
    и справедливых отношений занимают ложные, извращенные, по сути своей
    аморальные и безнравственные”, – отмечает В. Коровин.
    Очень выразительная
    речь персонажей. Речь Волка очень груба, резка, он гневается, кричит,
    бранится. “Наглец”, “негодный”, “щенок”
    – так он обращается к Ягненку. Последний, напротив, разговаривает
    с Волком мирно, даже почтительно:
    “Когда светлейший
    Волк позволит,
    Осмелюсь я донести, что ниже по ручью
    От Светлости его шагов я на сто пью”.
    В речи волка присутствуют
    метафоры (“голову с тебя сорву”, “я с тобой за их
    разведаюсь грехи”), разговорные и бранные слова (“нечистым
    рылом”, ” в позапрошлом лете”). В речи Ягненка, напротив,
    присутствуют книжные выражения (“гневаться напрасно он изволит”).
    Непосредственно в авторской речи находим эпитеты (“в жаркий
    день”, “голодный волк”, “в темный лес”),
    фразеологический канцеляризм (“делу дать хотя законный вид
    и толк”) разговорные выражения (“рыскал”, “поволок”).

  • Мораль поучительной басни «Волк и Ягненок» открывается читателю в первой же его строке: в столкновениях сильного и бессильного всегда побеждает первый, независимо от того, на чьей стороне правда.

    Анализ басни «Волк и Ягненок»

    Басня «Волк и Ягненок» имеет редкое для произведений Крылова строение: во-первых, начинается она с морали, а во-вторых, оба героя, присутствующие в ней, одинаково важны для повествования и существовать в нем один без другого не могут.
    Первый из них – Волк – является олицетворением сильного, властного человека. Он прекрасно понимает уровень своей власти и безнаказанности, но все же пытается сначала дать делу «законный вид и толк», а когда это у него не получается, хищник перестает искать себе оправдание и называет истинную причину своих придирок, а после силой хватает Ягненка и уносит его в лес для расправы.
    Второй герой – ни в чем не повинный Ягненок, ставший жертвой обстоятельств. Он, как народ, бесправный и бессильный, пытается воззвать к справедливости, и его аргументы остаются неопровержимы. Жаль лишь, что сила, действующая, как ей вздумается, в лице Волка не хочет считаться с этой справедливостью, поскольку ее личный интерес совсем в другом.
    Так же происходит в нашей жизни: неважно, кто прав, кто виноват, на чьей стороне власть – тот победитель. И это главный порок общества.

    Крылатые выражения из басни «Волк и Ягненок»

    «Делу дать… законный вид и толк» – данным выражением в басне «Волк и Ягненок» обозначают имитацию справедливости, правосудия.
    «У сильного всегда бессильный виноват» – используется как насмешка над теми, кто вместо признания своих ошибок, делает крайним других – тех, кто не может отстоять свои права в силу меньшего возраста, низшей должности и т.п.
    Читать все басни Крылова

  • У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
    Но мы Истории не пишем;
    А вот о том как в Баснях говорят.
    Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться
    И надобно ж беде случиться,
    Что около тех мест голодный рыскал Волк.
    Ягненка видит он, на добычу стремится;
    Но, делу дать хотя законный вид и толк,
    Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питье
    Мое
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву”.
    “Когда светлейший Волк позволит,
    Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
    От Светлости его шагов я на сто пью;
    И гневаться напрасно он изволит:
    Питья мутить ему никак я не могу”.
    “Поэтому я лгу!
    Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
    Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
    Мне здесь же как-то нагрубил:
    Я этого, приятель, не забыл!”
    “Помилуй, мне еще и от роду нет году”, –
    Ягненок говорит. “Так это был твой брат”.
    “Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват
    О, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
    Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
    Вы все мне зла хотите,
    И если можете, то мне всегда вредите,
    Но я с тобой за их разведаюсь грехи”.
    “Ах, я чем виноват?” – “Молчи! устал я слушать,
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”,
    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

  • Питья мутить ему никак я не могу.
    Однако вежливость Ягненка не успокоила Волка. Наоборот, он стал возмущаться, что Яг­ненок упрекнул его во лжи. Вспомнил, как в по­запрошлом лете Ягненок нагрубил ему на этом же месте. Ягненок сказал, что ему еще нет и го­ду от рождения, это никак не мог быть он. Одна­ко и это не смутило Волка, он сказал, что это был брат, кум или сват Ягненка.
    Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
    Вы все мне зла хотите,
    И если можете, то мне всегда вредите,
    Но я с тобой за их разведаюсь грехи.
    Несчастный Ягненок спрашивал, чем же он виноват, но Волк был непоколебим.
    Молчи! устал я слушать,
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
    Сказав это, Волк поволок Ягненка в темный лес.
    ***
    Басня не зря начинается словами: «У сильно­го всегда бессильный виноват». Так бывает очень часто, и не только в мире зверей, но и в ми­ре людей. Сильные пользуются бессильными в корыстных целях, обвиняя их для того, чтобы оправдать свои поступки.
    В данном случае Волк, обеспокоенный чув­ством голода, недолго думая, обвиняет несчаст­ного Ягненка во всех грехах. Ему все равно, что Ягненок приводит в свое оправдания вполне ло­гичные факты, например, что он не мог оскор­бить его в позапрошлом году, потому что ему еще нет и года. Но Волк не слушает его, считая, что Ягненок виноват уже тем, что ему, Волку, хочется кушать. Эту фразу можно считать клю­чевой в данной басне.

  • Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему – бесправие простого народа. Будучи ярым защитником всех обиженных, автор не упустил возможность ещё одним басенным стихотворением с присущей ему легкостью расставить все отношения по местам. Высмеиваемые в басне человеческие пороки необходимо искоренить из общества людей, исправить. Крылов понимает, что силу, действующую как ей заблагорассудится, сложно остановить. Таким как Волк ведь даже не нужно ни перед кем оправдываться! Хотелось, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Нам остается только восхищаться способностью Крылова лаконично и остро напоминать сильнейшим, как унизительно они порой себя ведут.
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
    У сильного всегда бессильный виноват
    Делу дать хотя законный вид и толк
    АНАЛИЗ БАСЕН «КВАРТЕТ» И «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА»
    Иван Андреевич Крылов —великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне «Квартет» поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).
    Проказница-мартышка,
    Осел,
    Козел
    Да косолапый Мишка ;
    Затеяли сыграть квартет»
    Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
    И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:
    Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
    И споры
    Кому и как сидеть.
    Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работы Государственного совета — профессионализм:
    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
    И уши ваших понежней»,
    Им отвечает Соловей.
    И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
    «А вы, друзья, как ни садитесь.
    Все в музыканты не годитесь».
    Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей…. говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
    Эту же тему Крылов продолжает в басне «Лебедь, Рак и Щука». По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
    Однажды Лебедь, Рак да Щука
    Везти с поклажей воз взялись,
    И вместе трое все в него впряглись;
    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
    Поклажа бы для них казалась и легка,
    Да Лебедь рвется в облака,
    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
    Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен? У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич. Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину. Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
    В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством— в этом секрет их долголетия.

  • Басня “Волк и Ягнёнок” для меня пожалуй самая жизненная в том смысле что описанная ситуация всегда была, будет и существует в наше время жизни почти каждого человека, в басне говорится о Ягнёнке который пил воду с ручья и тут появился голодный и хитрый Волк обвинивший Ягнёнка в том что он баламутит ему воду, Ягнёнок начал оправдывается и доказывать свою невиность так как он не баламутил воду, но Волк стоял на своём, сделал его виновным и “в наказание” сьел Ягнёнка.
    Мораль такова: если ты в низком социальном положении, тебя унижают и обвиняют в чём то, ты доказываешь и оправдываешься всевозможными способами, тот кто выше тебя, докажет и сделает тебя виноватым даже если ты прав, ведь нужно сделать кого то крайним.
    Например в этой ситуации: ты работаешь охранником на складе дорогой техники, один из сотрудников что то украл и ты точно знаешь кто нодоказать некак, тем более ты новенький а вор давно работающий там человек, начальник начинает тебя обвинять в содеянном, а ты начинаешь оправдывается и доказывать что это украл тот самый работник, вор говорит что не брал и начальник ему верит потому что “хорошо” его знает, а тебя обвинили и ты выгнали с работы.

  • Образ Волка характеризует тип человека, обладающего большой силой, который всегда пользуется своим положением и понимает свою безнаказанность. К тому же он очень груб. Это подтверждают слова Волка о том, что Ягненок – наглец с нечистым рылом. В общем, всю свою бесстыдную и наглую сущность хищник раскрывает в словах: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
    Образ Ягненка является олицетворением простого беззащитного человека или бесправного народа. Он хочет добром и лаской смягчить озлобленный настрой Волка и, понимая свое бессилие, все же не нарушает и нотки почтения в своих словах.

    Мораль басни «Волк и Ягненок»

    Теперь можно попытаться сделать выводы. Басня Крылова «Волк и Ягненок» является открытым намеком сильным мира сего о бесправии простого народа. В своих произведениях Иван Андреевич считал эту тему излюбленной. Вот и тут он не упустил возможности еще одной басней легко расставить все отношения по своим местам. Он считает, что те человеческие пороки, которые высмеиваются в басне, нужно немедленно искоренять в обществе. Но Крылов понимает, что действующую силу сложно остановить, и она будет все равно действовать, как ей заблагорассудится. Ведь Волкам не требуется ни перед кем оправдываться в своих поступках.
    Басня Крылова «Волк и Ягненок» говорит о том, что сила человека должна быть всегда направлена на восстановление справедливости. Читателю только и остается, что восхищаться удивительной способностью Крылова тонко и лаконично напоминать сильным мира сего о том, как порой унизительно они себя ведут.

  • Аудио версия басни
    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в истории мы тьму примеров слышим
    Но мы истории не пишем,
    А вот о том как в баснях говорят…
    Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
    И надобно ж беде случиться,
    Что около тех мест голодный рыскал Волк.
    Ягненка видит он, на добычу стремится;
    Но, делу дать хотя законный вид и толк,
    Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питье Мое
    С песком и с илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву”. –
    “Когда светлейший Волк позволит,
    Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
    От Светлости его шагов я на сто пью;
    И гневаться напрасно он изволит:
    Питья мутить ему никак я не могу”. –
    “Поэтому я лгу!
    Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
    Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
    Мне здесь же как-то нагрубил;
    Я этого, приятель, не забыл!” –
    “Помилуй, мне еще и от роду нет году”. –
    Ягненок говорит. – “Так это был твой брат”. –
    “Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват.
    И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
    Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
    Вы все мне зла хотите,
    И если можете, то мне всегда вредите;
    Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. –
    “Ах, я чем виноват?” – “Молчи! Устал я слушать.
    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

  • Поучительная, но очень печальная басня Ивана Андреевича Крылова “Волк и ягненок” обличает очень нехорошие качества. Она показывает, как могут вести себя люди (представленные волком), которые ищут оправдания своим злым поступкам. Они готовы обижать слабых и беззащитных (представленных ягненком) людей, да еще и обвинять их самих же. К сожалению, ягненку в этой басне не удалось избежать печальной участи.
    Краткое содержание можно передать так:
    Ягненок пришел к ручью попить. Его приметил голодный волк. Чтобы как-то оправдать желание съесть ягненка, он обвинил его в том, что тот мутит воду, которую волк пьет. Но ведь ягненок находится ниже по течению и не может мутить питьевую воду. Тогда волк обвинил его в том, что тот нагрубил ему год назад. А ягненок тогда еще и не жил. Тогда волк обвинил его родных и все его стадо. Он хотел найти оправдание тому, что хочет съесть беднягу. Ягненок не был виноват, но волк все равно утащил его в лес.
    Краткий план:
    Ягненок пьет из ручья.
    Приходит волк, хочет съесть его.
    Волк обвиняет ягненка.
    Ягненок не виноват, но оправдаться не может.
    Вол уносит беднягу в лес.
    Басня показывает, как плохо быть жестоким и несправедливым. Если наша совесть нас осуждает, и мы понимаем, что наши поступки плохие, не стоит искать себе оправдания, как это делал волк. И не стоит искать повод, чтобы сделать зло. Лучше делать добрые дела и не притеснять тех, кто является более слабым.

  • Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древние времена, не потеряли актуальности и сейчас. К таковым относится «Волк и Ягненок». Впервые о них рассказал древнегреческий баснописец Эзоп. Ягненок, страдая от жажды, в жаркий летний день подошел к ручью и стал пить студеную воду. Волк решил его съесть. Желая оправдать свой поступок, предъявил обвинение в том, что ягненок замутил воду, из-за чего теперь хищник не может напиться. Ягненок ответил, что этого не может быть, потому, что воды он едва касается губами, да и находится ниже по течению. Тогда Волк сказал, что в

    прошлом году он оскорбил его отца. И здесь малыш нашел аргументы, ведь тогда он еще не появился на свет и даже если бы захотел, не смог бы этого сделать. Волк заметил, что Ягненок знает толк в оправданиях, но он все равно будет съеден. Если кто-то решил совершить злое дело, то его ничего не остановит. Такова мораль басни «Волк и Ягненок». Затем на этот же сюжет создали басни Лафонтен, Сумароков, Державин. В начале 19 века одноименную басню написал Крылов.

    Вариант 2

    Многие басни великого И.А.Крылова знакомы с детства. Крылатые фразы из них прочно вошли в языковой оборот и используются в повседневном общении. Каждое творение писателя- шедевр, изобличающий пороки людей и общества целиком.

    Не исключение составляет и басня «Волк и ягненок». Необычность произведения, в сравнении с другими крыловскими творениями, составляет наличие морали в начале басни. Читателю сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Сильный всегда найдет виноватого, того кто его слабее. Мораль написана не как наставление мудрого учителя, а как установленный человеческим обществом факт.

    Из название произведения понятно, что главными героями являются Волк и Ягненок. Образы настолько тесно связаны друг с другом, что невозможно воспринимать их отдельно.

    Волк- олицетворение силы, власти. Он понимает, что его положение в обществе позволяет ему совершать проступки и быть безнаказанным. Словно хозяин жизни он ведет себя нагло и все дозволенно. В образе Волка автор воплощает не только представителей высших чинов света, но и всю государственную машину власти.

    Ягненок — существо безобидное, понимающее свое бесправное положение. Он старается своим поведением не спровоцировать того кто выше тебя положением. Он безропотно терпит все оскорбления в свой адрес. Вот он русский народ- бесправный, не имеющий право свободно выражать свои взгляды.

    Сюжет не замысловат. Маленький ягненок пытается удалить жажду в жаркий день и тут появляется Волк, который хочет есть. Все как в обычно в животном мире. И тут Крылов прибегает к литературному приему аллегории. Голодный волк ищет предлог, чтобы съесть ягненка, придирается к нему, притворяется несчастным созданием, которого все стараются обмануть. Ягненок оправдывается, каждому обвинению у него имеются доводы непричастности. Когда у Волка все надуманные обвинения заканчиваются, он тащит его в лесную глушь. Читатель понимает, что Волк в любом случае съел бы ягненка, независимо не от чего.

    Басня актуальна и по сей день. Люди старшие по должности часто унижают младших. У сильных мира виноваты слабые. Достаточно обернуться и можно увидеть, как обычные люди готовы переступить через своего друга, близкого для достижения желаемого результата. Не устаревают строки басен: «У сильного всегда бессильный виноват», « Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

    Конспект урока по литературе «Басня И.А.Крылова «Волк и Ягненок».

    Урок по теме «Басня И.А.Крылова «Волк и Ягненок».

    Цели урока.

    1.Раскрыть отличительные особенности басен Крылова.

    2. Научить постигать ход художественной мысли автора, логику его образов; развивать индивидуальные творческие возможности учащихся.

    3. Воспитывать неприязнь к таким чертам, как самодовольство, бахвальство, жестокость.

    Ход урока.

    Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание.

    1.Работа с эпиграфом.

    — Как вы понимаете это высказывание?

    2. Слово учителя.

    — В последнее время в нашей жизни активно насаждается культ силы. С экранов телевизоров и с обложек журналов на нас глядят супермены, уверенные и хладнокровные. Они с легкостью крушат все препятствия, уничтожают своих врагов всех, кто мешает им на пути. Кулаки и оружие – их надежные помощники. Зачастую эти киногерои выглядят благородными, привлекательными и даже положительными. Но разве могут быть положительными те, кто убивает не задумываясь и не сожалея, будто имеет дело не с живыми людьми (пусть и плохими), а с мишенями в тире?! Те, кто грабит, те, кто решает все проблемы только с позиции силы?..

    — Задумаемся, кому нужен этот культ силы, почему он приживается в нашей среде. И что скрывается по сути за понятием силы?

    — К силе прибегают тогда, когда хотят обойти закон, когда закон неудобен или когда он молчит… Она действенна только тогда, когда подкреплена властью и деньгами. И за романтическими суперменами чаще всего скрываются именно они. Они позволяют совершаться произволу, обходить закон. Они диктуют свои правила и законы, не считаясь ни с моралью, ни с окружающими их желаниями и мнениями. У них один закон – право сильного. И это мы ежедневно наблюдаем в сегодняшней жизни. Поэтому басня И.А.Крылова «Волк и Ягненок» приобретает сегодня особую актуальность.

    3. Новый материал. Анализ басни.

    — Начнем урок, посвященный этой басне, с ее выразительного чтения (чтение по ролям). Затем приступим к анализу.

    ЧТЕНИЕ БАСНИ

    — Ребята, басня начинается с морали. Найдите ее. («У сильного всегда бессильный виноват».)

    — Кто же эти «сильный» и «бессильный»? (Волк и Ягненок)

    — Как вы думаете, почему Крылов для басни с такой моралью выбрал именно Волка и Ягненка? Какими вы представляете их? Как их характеры выражаются в их речи?

    Волк – хищник, враждебное человеку существо, коварное и опасное, не случайно его часто связывают с нечистой силой. Ягненок – беспомощный, беззащитный, невинный, он — жертва. Поэтому эти животные становятся воплощением силы и произвола, с одной стороны, и слабости и беззащитности – с другой. Уже в самом названии басни есть противопоставление.

    Именно грубую силу мы видим в лице Волка и невинную жертву – в лице Ягненка. Волк самоуверенный, наглый, не стесняющийся в выражениях, бранные слова и грубая лексика есть в его речи. Зачитайте.

    Ягненок же – вежливый, робкий, смиренный, и его обращения к Волку полны почтительности. Зачитайте.

    — Чем объясняется эта разница в речи и интонациях? (Волк – сильный, Ягненок – бессильный, Волк – господин и хозяин положения, могучий, мощный. Ягненок – подчиненный и бесправный, слабый, беззащитный. Волк наделен властью, Ягненок обычный, рядовой.)

    — Что нам в басне подсказывает, что Волк- особа титулованная, наделенная властью? (Ягненок называет В. «светлейшим» и «светлостью», а в России 18-19 веков светлейший – это дворянский титул, дававшийся за особые заслуги; светлость – почетное обращение к светлейшей особе: следовательно, Волк – вельможа, наделенный властью и занимающий важное положение в обществе.)

    — Как вы думаете, мог ли Волк съесть Ягненка просто так, безо всяких обвинений и претензий? (Безусловно! Что стоило хищнику накинуться на слабого, беззащитного Ягненка, утащить в темный лес и преспокойно съесть?! Ничего!)

    — Но почему он так не сделал? Ведь это проще и быстрее, чем вступать в дискуссию со своей жертвой. (Да, проще, но Волк, как особа титулованная, хочет «делу дать…законный вид и толк»,чтобы съедение Ягненка выглядело благопристойно и обоснованно)

    4. Работа в группах. Самостоятельная работа.

    1. Какие же обвинения возводит он на Ягненка? На чем они основываются? Есть ли в них здравый смысл?

    2. А чем оправдывается Ягненок? Убедительны ли его доводы? Есть ли в них здравый смысл?

    Составление таблицы на доске и в тетради.

    ВОЛК Обвинения.

    ЯГНЕНОК Оправдания

    1. Мутит питье.

    1.Не может мутить воду, так как пьет ниже по ручью «шагов на сто».

    1. Нагрубил «в запрошлом лете».

    2. Не мог нагрубить, так как ему «еще и от роду нет году».

    1. Весь род Ягненка хочет Волку зла.

    3. «Ах, я чем виноват?»

    1. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

    Ответы на вопросы, составление таблицы.

    — Обвинения Волка надуманны и лишены здравого смысла, это обычные придирки. Когда ему уже нечего придумать, он называет истинную причину своих претензий: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», это объясняет всю ситуацию.

    Оправдания Ягненка убедительны и опираются на здравый смысл, но они не действенны.

    — Почему Волк не слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.)

    — Почему Волк съел Ягненка? (Волку хотелось есть, ему на пути попался Ягненок, слабый и беззащитный, все его попытки самозащиты оказались тщетны, и он стал жертвой Волка.)

    — Жизненна ли ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.

    С тех пор как существует человечество, такие ситуации постоянно встречаются в его жизни, о них рассказывается даже в народных сказках, а уж пословиц о неправедном суде еще больше, например:

    1. Слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись.
    2. Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
    3. Судьям то и полезно, что в карман полезло.

    Крылов, создавая эту басню, оттолкнулся не только от своих наблюдений за окружающей жизнью, как и всегда делал, но и от сюжета одноименной басни Эзопа.

    Сравним их. (Чтение учителем басни Эзопа.)

    — В какой из басен, на ваш взгляд, мораль более конкретна? Обоснуйте.

    Вывод учителя.

    — Закон силы, основанный на власти и богатстве, нигде не записан. Тем не менее существует издавна. Об этом русским народом(да и другими народами тоже) сложено немало пословиц.

    — Познакомьтесь с ними и подумайте, какие из них и почему тоже могли стать моралью басни Крылова.

    На доске

    ПОСЛОВИЦЫ

    1. Волки чуют, где овцы ночуют.
    2. Сильная рука сама владыка.
    3. Богач норовит, как бы бедного с ног сбить.
    4. Когда деньги говорят, правда молчит.
    5. С сильным не борись, с богатым не судись: сильный поборет, богатый осудит.
    6. Кто у власти, тот и ест сласти.
    7. Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться.
    8. У волка всегда овца виновата.

    Практически каждая из этих пословиц созвучна басне «Волк и Ягненок». Мораль «У сильного всегда бессильный виноват» сама стала пословицей. И хотя ее происхождение литературное, а не фольклорное, она по своей точности и мудрости. Лаконичности и выразительности близка к народным пословицам. Поэтому и прочно вошла в наш язык, стала его украшением.

    5.Работа с иллюстрациями. (11, 11окт., 11окт., 12.)

    — Басню Крылова иллюстрировали многие художники. Познакомимся с некоторыми иллюстрациями. Рассмотрите их.

    — Какая из этих иллюстраций вам нравится больше и почему?

    — Как вы думаете, почему многие художники наряжают крыловских персонажей в человеческие одежды? (Под образами животных мы угадываем людей, узнаем человеческие отношения, сталкиваемся с их проблемами: ведь басня — это аллегория. Наряжая героев в кафтаны, мундиры и т.п. , художники будто приоткрывают нам смысл басни, помогают глубже понять его.)

    — Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, ближе всего к смыслу басни, точнее раскрывает ее идею? (Е.Рачева)

    — Актуальна ли басня сегодня? (Конечно. Почти в каждой газете мы найдем факты, описывающие произвол сильных над слабыми. В нашей жизни их более чем достаточно. Так что мы можем переодеть рачевских персонажей в современные одежды.)

    — Как бы вы нарядили современных Волка и Ягненка?

    6.Чтение басни по ролям.

    7.Домашнее задание. 1. Выполнить иллюстрацию к басне.

    2.Инсценирование басни Крылова (3 группы).

    «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».

    Идея басни

    Каждый текст басни учит чему-то хорошему, поскольку в этом основное назначение этого рассказа, ведь в нем существует мораль. Крылов описывал в своих сочинениях жизненные ситуации, которые и сегодня животрепещущие и злободневные.

    Это произведение учит тому, что никогда не нужно пользоваться своим положением, использовать власть и силу. Не надо это делать только, чтобы унизить людей, которые не могут сопротивляться, отстоять свою позицию. Естественно, суть басни находится гораздо глубже.

    В ней описывается бесправие обычного русского народа. Писатель пытается восстановить справедливость, но осознает, что противостоять толстым волкам трудно. Они пользуются своей властью так, как им угодно, их сложно остановить. Однако Крылов пробует сделать это хотя бы с помощью творчества. Ведь, даже если эту проблему поднимут и в дальнейшем о ней заговорят — это уже весомая лепта в ее искоренении.

    Писатель указывает на то, что главное — это справедливость. И если человек обладает властью или силой, их нужно направить на восстановление справедливости, а не чтобы унижать невинных. Помимо этого, поэт показывает вероломным и подлым образ волка, описывает, как отвратительно он может себя иногда вести.

    Отзывы читателей

    Прочитав это произведение, я получил много готовых ответов на вопросы о нравственном воспитании. Автор правильно выражает мысль, что, несмотря на положительные черты ягненка, волк утащил его в лес под елку, чтобы съесть. Это говорит о том, что справедливости не было и не будет!

    Валерий

    «Волк и ягненок» — своего рода аллегория, которая учит быть справедливым и внимательным. Конечно, сильные всегда преобладают над слабыми, но иногда стоит побороться за свое место.

    Татьяна

    Мне очень понравилась эта басня, я даже писала по ее сюжету сочинение в школе. Эта история дает понять, что нужно всегда оставаться человеком, несмотря на свое положение в обществе.
    Светлана

    Характеристики главных персонажей

    Описать главных персонажей басен Крылова несложно. Они делятся на плохих и хороших. Характеристика героев Крылова «Волк и Ягненок»:

    1. Волк — подлый, бессовестный, бесстыдный, алчный. Это трус, поскольку обижает лишь слабых, а с соперником в таком же статусе, вероятно, не связывался бы. С овцой себя ведет смело и по хамски. Не проявляет уважение к собеседнику («тыкает ему»). Придирчив — все время мотивирует причины вины овцы. Это у волка выходит не самым лучшим образом. Однако жертва так сильно боится его, что потеряла возможность строить логические цепочки. Можно заметить, что главный герой практикует это поведение уже продолжительное время. Его действия происходят по четкой схеме. Это позволяет выдвинуть теорию, что этих овец в его жизни были и будут сотни.
    2. Овца — это аллегория. Ягненок является интеллигентным, воспитанным, скромным, обходительным. Помимо того, что он пытается оправдаться перед своим мучителем за то, что ни в чем не виноват, он еще и сделал это учтиво, общаясь с волком как к высшим существом. Но это и показывает взаимоотношение «народ-власть». Персонаж называет обидчика на «Вы», употребляет довольно сложные речевые обороты, которые характерны для официального разговора той эпохи. Этот слог вполне можно было использовать при общении с государем-императором.

    Эта басня говорит о том, что власть человека обязана быть направлена только на то, чтобы восстановить справедливость. Можно лишь восхищаться уникальной способностью Крылова тонко и немногословно напомнить сильным мира сего, как иногда низко они себя могут вести.

    Книжку «Басни» Крылова я знаю еще с самого детства. Помню, «Волк и Ягненок» нам задавали выучить наизусть, но многие я просто так прочла, когда уже стала взрослой. Все басни довольно интересные, при этом очень поучительные. И, наверное, почти всем известные.

    Елена Анисимова, 35 лет, г. Самара

    «Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и множество других — во всех баснях описывается мораль, некий вывод. Басни смогут нас многому научить. Особенность написания басен, как я считаю, заключается в очень простом языке, который легок для восприятия, можно читать как детям, так и взрослым. Читается приятно и легко. В некоторых ситуациях эти басни даже комичны. Но необходимо словить главное: смысл басни и мораль.

    Екатерина Светлакова, 28 лет, г. Москва

    Книжку Крылова нам подарили в садике на Новый год, точней, ее всем подарили — это решал родительский комитет, просто она очень универсальная, еще в дальнейшем в школе потребуется. Что относительно самих басен — это, естественно, на любителя. Читать их сложно, смысл понять детям трудно. Как-то она у меня больше вызывает ассоциации со школьным возрастом, маленькие дети ее не любят, потому читаем нечасто. Но все басни все равно очень поучительные.
    Виктория Дубцова, 32 года, г. Киев

    Главные герои

    Образ Волка характеризует тип человека, обладающего большой силой, который всегда пользуется своим положением и понимает свою безнаказанность. К тому же он очень груб. Это подтверждают слова Волка о том, что Ягненок — наглец с нечистым рылом. В общем, всю свою бесстыдную и наглую сущность хищник раскрывает в словах: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

    Образ Ягненка является олицетворением простого беззащитного человека или бесправного народа. Он хочет добром и лаской смягчить озлобленный настрой Волка и, понимая свое бессилие, все же не нарушает и нотки почтения в своих словах.

    План к басне «Волк и Ягненок»: основные пункты, разбор

    По плану вы сможете своими словами рассказать басню и объяснить те или иные моменты. Вот план к басне «Волк и Ягненок» — основные пункты:

    1. Мораль.
    2. Появление ягненка, встреча с волком.
    3. Придирки хищника и попытки ягненка оправдаться.
    4. Нежелание Волка вникать в суть проблемы.
    5. Волк силком тащит ягненка в лес на верную погибель.

    Этот план поможет выучить басню наизусть и потом ответить на все вопросы учителя, касаемо этого произведения.

    Тема высмеивания

    Басня высмеивает людей, думающих, что стать сильнее можно только благодаря унижению слабых. Произведение осуждает людей, которые пользуются рабочим положением или статусом в собственных целях, а также тех, кто пытается переложить ответственность за свои деяния на других. И не просто на других, а на людей, которые не могут дать достойный отпор. Но, даже если они и подбирают какие-то слова, обидчики их просто не слушают.

    Можно уверенно говорить, что поэт высмеивает политиков и власть, которая, как и волк, избавляется от неугодных, наказывает за свои оплошности, а сама дальше жирует, оставаясь свободной. Обычные люди в этом случае — безропотные овцы, они хоть изредка и пытаются отстоять собственное мнение, однако это выходит совершенно неубедительно. При этом у «волков» изначально все решено — кто слабее, тот и виновен, как и в сказке Кривина «Волк на елке».

    Описание героев

    В художественном произведении «Волк и ягненок» Крылов использовал непривычное для него построение басни. Особенность заключается в том, что начал он с морали. Герои, которых он описывал, являлись важными для передачи основной мысли, исключить одного из них просто невозможно. Чтобы понять мораль басни «Волк и ягненок», нужно дать характеристику каждому персонажу отдельно:

    1. Волк сильный и грубый. Всем своим нутром он дает понять, что относится к окружающим пренебрежительно, уверен в своей безнаказанности. Он показывает собственную сущность и наглость в своих выражениях.
    2. Ягненок добрый и бессильный. Он обращается к волку, как к важной персоне, и пытается смягчить разговор, тем самым проявляя свою беспомощность.

    Именно так и происходит в жизни. Каким бы ни был человек, соблюдает он законы или нет, прав будет тот, на чьей стороне власть. Это и есть главный порок общества.

    Тропы и фигуры речи

    Эпитеты: «сильного», «бессильный», «жаркий», «светлейший». Метафоры: «щенок» (в обращении к Ягнёнку).

    Метонимия: «мы истории не пишем».

    Инверсия: «Питья мутить ему никак я не могу», «Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, / Вы все мне зла хотите».

    Архаические слова: «тьму примеров».

    Архаические слова: «Досуг мне разбирать вины твои» («досуг» в значении «недосуг»), «Но я с тобой за их разведаюсь грехи» («разведаюсь» в значении «разделаюсь», «разберусь»).

    Риторические восклицания: «Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!».

    Мораль произведения

    Мораль «Волка и ягненка» заключается в описании проблем простого народа, который ежедневно сталкивается с несправедливостью. Такая идея очень полюбилась автору, так как он был бравым правозащитником и всегда боролся с неравноправием.

    Сюжет произведения незамысловат. Сказка остается актуальной по сей день. Она учит добру и справедливости. Крылатые слова и фразы из текста стали разговорными оборотами. Все это произошло из-за того, что описываемую в басне проблему искоренить сложно. Благодаря литературному творению автора люди, обладающие властью, могут увидеть себя со стороны и, возможно, пересмотреть свое отношение к тем, кто ниже их по социальному статусу.

    Басня Крылова «Волк и Ягненок» может понадобиться для разбора на уроке литературы. В этой статье вы найдете примеры из жизни, крылатые выражение и другую необходимую информацию для домашнего задания.

    Небылицы учат высмеивать подлость и лживость, злоупотребление властью и полномочиями. Басня «Волк и Ягненок» имеет свою мораль, как и другие произведения автора. Кто написал это творение, чему оно еще учит, что высмеивает? Ответы на эти и другие вопросы ищите в данной статье. Читайте далее.

    Басня «Волк и Ягненок»: автор, текст

    Кто автор басни «Волк и ягненок»? Вот ответ:

    • Произведение было написано Иваном Андреевичем Крыловым.

    Оно освещает проблему взаимоотношения сильных и слабых, а также неспособность последних отстоять свои права в споре с первыми. Текст басни:

    Басня «Волк и Ягненок»


    Басня «Волк и Ягненок»

    Мораль басни «Волк и Ягненок»: своими словами

    Басня «Волк и Ягненок»
    Данное произведение имеет не типичную структуру, ведь оно не заканчивается моралью (как все остальные), а начинается с нее. Вот своими словами мораль басни «Волк и Ягненок»:

    Уже с первых строк Крылов дает понятие о том, какая проблема будет рассмотрена, говоря, что у того, кто обладает силой, всегда будет виноват тот, кто слабее. Даже если слабый не совершил никакой провинности. Просто потому, что выместить свой негатив на том, кто не может сравниться с обидчиком по моральной и физической стойкости, очень просто.

    Просто, но подло. Однако, именно с помощью этого многим удается не только самоутвердиться, но и заслужить уважение тех, кто не разбирается в ситуации. Мораль применима и в современном мире. Ведь сила – это не всегда физические показатели. Это также положение в обществе, власть, какие-либо полномочия. Поэтому ягненок – олицетворение простых людей, а волки – это политики, чиновники, представители закона.

    Естественно, последние полагают, что отстаивают общие интересы. Но есть и те из них, кто думает только о себе и использует свое служебное положение. Как правило, таким невозможно что-либо доказать. Если они считают, что человек повинен в чем-то, то у него нет иной дороги, кроме как понести наказание. Поскольку его аргументы никто не будет слушать.

    Также волками могут быть и любители оклеветать кого-либо, опорочить доброе имя только лишь из антипатии, создать другим проблемы для того, чтобы добиться своего. Осмеиваются злоупотребление властью и полномочиями, подлость и лживость.

    Крылов волк и ягненок читательский дневник, краткое содержание

    По берегу у ручья бегал голодный Волк. Он увидел Ягненка, который спокойно пил воду. Волк захотел скушать добычу, но он решил все обставить так, чтобы Ягненок не выглядел жертвой, а был в чем-то виноват. Сначала хищник обвиняет домашнее животное в том, что он своей мордочкой замутил воду. Ягненок себя защищает и приводит аргументы, которые его оправдывают, объясняя, что воду он пьет по течению ниже. Волк не отступает и сыпет следующим обвинением, вспоминая, Ягненок ему в том году нагрубил. Тот отвечает, что ему только год, поэтому нагрубить никак не мог. Разъярившийся Волк сообщает Ягненку, что тот виноват, потому что хищник хочет есть и уносит его с собой в лес.

    План к басне «Волк и Ягненок»: основные пункты, разбор

    По плану вы сможете своими словами рассказать басню и объяснить те или иные моменты. Вот план к басне «Волк и Ягненок» — основные пункты:

    1. Мораль.
    2. Появление ягненка, встреча с волком.
    3. Придирки хищника и попытки ягненка оправдаться.
    4. Нежелание Волка вникать в суть проблемы.
    5. Волк силком тащит ягненка в лес на верную погибель.

    Этот план поможет выучить басню наизусть и потом ответить на все вопросы учителя, касаемо этого произведения.

    Чему учит басня «Волк и Ягненок»: задачи

    Басня «Волк и Ягненок»
    Любая басня должна учить хорошему, ведь в этом предназначение такого произведения, так как в нем есть мораль. Крылов писал жизненные небылицы, которые до сих пор являются злободневными и животрепещущими. Какие задачи этой басни и чему она учит? Вот ответ по творению «Волк и Ягненок»:

    Басня учит тому, что никогда не надо использовать свое положение, свои силу и власть. Не стоит этого делать ради того, чтобы унизить человека, который не может оказать сопротивления, дать достойный отпор. Безусловно, смысл басни намного глубже.

    Описано бесправие простого русского люда. Крылов старается восстановить справедливость, однако понимает, что противостоять волкам очень сложно. Они используют силу так, как заблагорассудится, их очень сложно приструнить. Тем не менее, автор пытается делать это хотя бы посредством своего творчества. Ведь даже если о проблеме узнают и заговорят – это уже достаточно большая лепта в ее решении.

    Автор учит тому, что главное — справедливость. И если у человека есть сила либо власть, они должны быть направлены на восстановление справедливости. А не на то, чтобы издеваться над безвинными. Мало того, баснописец показывает подлым, вероломным прообразам волка, как отвратительно они себя порой ведут.

    Популярные сегодня пересказы

    • Краткое содержание рассказа Усомнившийся макар Платонова
      Небольшая деревенька, где развиваются события. Здесь живет Макар, он просто без ума от маскарадов, театральных сцен, парень любит весело проводить время и развлекать народ.
    • Ванькины именины — краткое содержание рассказа Мамин-Сибиряк
      Произведение по жанровой направленности является литературной сказкой, главным героем которой является кукольный мальчик по имени Ванька, справляющий собственное день рождения.
    • Краткое содержание романа Так говорил Заратустра Ницше
      Данный роман описан в четырех частях, каждая из которых издавалась отдельно друг от друга. В его основе есть притчи из философии, также рассказывается о нравственных и моральных вещах
    • Краткое содержание сказки Сказание о гордом Аггее Гаршина
      В одном государстве правил гордый и властный царь. Звали его Аггей. Друзей он не имел, и все враги его боялись. Народ не бунтовал, все жили смирно, боясь разгневать своего правителя

    Вопросы по басне «Волк и Ягненок»: основные моменты, презентация


    Басня «Волк и Ягненок»
    Вопросы по произведению помогут подготовиться к уроку или презентации. С их помощью можно быстро пересказать творение своими словами или даже вспомнить, если вы учили наизусть и какую-то строчку забыли. Вот вопросы по басне «Волк и Ягненок»:

    1. Куда отправлялся ягненок до того, как встретился с Волком?
    2. Чем закончилась для ягненка встреча с Волком?
    3. Куда утащил ягненка волк?
    4. Что символизируют ягненок и волк? (для рассуждения)

    Вывод, который можно сказать в конце презентации: как следовало бы поступить ягненку, чтобы избежать такой участи? Можно ли было ее избежать? После этого можно начать рассуждение по символизму героев и их поступков.

    Главная мысль басни «Волк и Ягненок»: в деталях

    Главная мысль в небылице обычно прослеживается сразу. Ее видно с первых строк, так же как и мораль. Вот главная мысль басни «Волк и Ягненок» в деталях:

    Есть два типа людей:

    • Первые не несут в себе ничего плохого, но не имеют прав и статуса.
    • Вторые подлые, корыстные, алчные, коварные – но им все прощается, поскольку они имеют чин и полномочия.

    Соответственно, чтобы не сделал первый тип, для второго он всегда будет виноват. Лишь потому, что не сможет опровергнуть свою вину, его никто не будет слушать. Как и в дикой природе, сильный съедает слабого. Становится ли он сам от этого сильнее? Вопрос весьма спорный.

    Тем не менее, так называемые «сильные» боятся ответственности. Они никогда не признают своих злодеяний и недостатков. Проще обвинить в этом бесправного и слабого. На самом деле, это очень низко.

    Главное – это справедливость. Ее добиться сложно, но можно. Ягненок (в данном случае, простой народ) не должен оправдываться и молчать. Он должен заявлять о своих правах и требовать их исполнения, бороться за них. Конечно же, для этого важно сплотиться – ведь один в поле не воин.

    Но имеет ли место победа «ягнят?» Годы с момента написания творения показывают, что, увы, нет. До сих пор существуют люди, которые пользуются своим статусом и могут безнаказанно творить очень подлые действия, обвиняя в этом невинных.

    Главные герои волк и ягненок

    • Волк – характеризует персонажа, который силен физически и теперь этим пользуется. Волк пренебрегает правилами и понимает, что останется безнаказанным. Груб по отношению к слабому, показывает наглость своими словами, что Ягненок виноват перед ним, потому что Волку есть хочется.
    • Ягненок – этот персонаж олицетворяет морально или физически слабого человека, либо бесправный народ. Ягненок в разговоре хочет успокоить Волка своими словами, хотя четко осознает бессилие перед ним.

    История создания басни «Волк и Ягненок»: как это было?

    Басня «Волк и Ягненок»
    Как же появилось это произведение? Вот история создания басни «Волк и Ягненок»:

    Такое творение Крылова было впервые опубликовано в «Драматическом вестнике» в 1808 году. О времени написания басни данных нет. Крылов относил басню к числу «переводов или подражаний».

    Произведение является обработкой басни Лафонтена «Волк и ягненок» — «Le loup et l’agneau». Последняя, в свою очередь, восходит к произведениям Эзопа и Федра.

    Крылатые выражения из басни Крылова «Волк и Ягненок»

    Басня «Волк и Ягненок»
    Если вы делаете презентацию или готовите сообщение для урока по теме этого произведения, то вот крылатые выражения из басни Крылова «Волк и Ягненок»:

    • «У сильного всегда бессильный виноват».
    • «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье?».
    • «За дерзость таковую я голову с тебя сорву».
    • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

    Эти фразы используются и в нашей жизни. Кто-то употребляет их целиком, а другие — отдельными словами.

    Анализ произведения басни «Волк и ягненок»: восприятие, толкование, оценка


    Басня «Волк и ягненок» картинки
    Басня «Волк и Ягненок» была написана И.А. Крыловым в 1808 г. и в этом же году опубликована в журнале «Драматический вестник».

    К этому сюжету (встреча волка с ягненком) обращались все баснописцы, начиная с Эзопа: «Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать.

    Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил отца моего!» Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!»

    Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят».


    Басня «Волк и ягненок» картинки

    Затем к этому сюжету обращались Федр, Лафонтен, в русской литературе — Тредиаковский, Державин и Сумароков. Каждый из этих авторов привносил свое видение в трактовку известного сюжета. Точно так же оригинален и И.А. Крылов в своей басне.

    Зачином становится обозначение автором принятого в мире морального принципа: «У сильного всегда бессильный виноват». Затем Крылов сопоставляет Историю и Басню, «действительность проверяется вымыслом, абстрактная истина — конкретным эпизодом. Вымысел должен в чем-то подправить действительность и типизировать се».

    Что высмеивает басня «Волк и Ягненок»: объяснение

    Басня «Волк и Ягненок» высмеивает людей, которые думают, что стать сильным можно только лишь за счет унижения слабых. Вот подробное объяснение:

    Творение осуждает тех, кто пользуется своей должностью в корыстных целях, а также тех, кто перекладывает ответственность за собственные действия на невинных. И не просто на невиноватых, а на тех, кто не может защитить себя. Впрочем, даже если таковые и находят какие-либо слова, обидчики пропускают это мимо ушей.

    Можно сказать с уверенностью, что Крылов высмеивает чиновников и власть, которая, подобно волку, устраняет неугодных, наказывает их за собственные грехи, а сама продолжает жировать на свободе. Народ в данном случае – безропотный ягненок, который хоть иногда и пытается отстоять свое мнение, но получается это очень неубедительно. Тем более, что у «волков» априори все решено – кто слаб, тот виноват.

    Басня Крылова «Волк и Ягненок»: жизненные примеры


    Пример из жизни одноклассников по басне «Волк и Ягненок»
    Закрепим теперь пройденный материал примерами из жизни. Они помогут понять суть небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Волк и Ягненок»:

    Пример 1:

    Папа рассказывал, что когда он служил в армии, существовало негласное правило – новенький должен отдавать старослужащему свою порцию масла, которая дается за обедом. Это считалось данью уважения. Если же молодой солдат противился, то его ожидало наказание.

    Конечно же, вся рота безропотно выполняла волю сержантов. Отец отказался. Разумеется, вначале ему досталось от старослужащих. А после его назначили на два месяца «вечным дежурным по роте». Только лишь за то, что он осмелился сказать о том, что это несправедливая традиция. И даже не прибегал к физической силе. Просто не послушался. Мало того, на дежурство его отправили по приказу командования. Обвинили в хулиганстве и угрожали трибуналом. Вот уж действительно, у сильного всегда бессильный виноват.

    Пример 2:

    У меня есть одноклассник Витя. В моем классе учится также двое хулиганов, Саша и Женя, которые остались на второй год. Конечно же, их многие боятся – ведь они старше и сильнее. Однако если для остальных все ограничивается тумаками, то к Вите, который совершенно не может постоять за себя, у них «особое отношение». Вот уже полгода он носит им «дань» — каждое утро отдает свои завтраки и карманные деньги, чтобы они его не трогали.

    Я говорил ему, что так продолжаться не может. И нужно либо дать отпор хулиганам самому либо сказать взрослым. Иначе эти двое так и будут изводить его до последнего класса. А учиться нам в школе еще 5 лет. Это же целая вечность. Он сказал, что не будет ябедничать. Поэтому я просто заступаюсь за него. Но получается плохо, я намного слабее их. Однажды, во время перепалки они толкнули меня, я упал и разбил вазу в классе. Когда пришла учительница, эти двое смирно сидели за партами, а про меня сказали, что я стрелял по вазе из рогатки. Поверили не нам с Витей, а хулиганам. Родителей вызвали в школу и велели заплатить за имущество. А я ведь всего лишь пытался защитить друга. Вот уж действительно – у сильного всегда бессильный виноват.

    Рисунок волк и ягненок, поэтапно карандашом

    1. Рисуем волка. Нарисуйте круг, на нем добавьте очертания ушей, и пасти.
    2. Прорисуйте нос и глаза. Добавьте клыки в пасти.
    3. Нарисуйте шерсть и уделите внимание деталям.

    4. Перейдите к ягненку. Нарисуйте овал и круг на нем – это будет туловище.
    5. Дорисуйте ноги и мордочку, согласно образцу.

    6. Сделайте ноги потолще, добавив шерсть, также дорисуйте шерсть по всему туловищу. Детализируйте мордочку, прорисовав глаза, нос и рот.

    Басня напоминает о том, что нельзя обижать слабых и пользоваться своим положением (силой, социальным статусом). Читайте басни и помните о настоящих ценностях.

  • Сочинение по английскому языку характер моего друга
  • Сочинение по басне крылова ларчик
  • Сочинение по балету петрушка
  • Сочинение по балладе жуковского кубок 5 класс
  • Сочинение по асе тургенева