Сегодня на
уроке мы:
· узнаем, что такое басня;
· выясним, где и когда появились басни;
· познакомимся с самыми известными
баснописцами мировой литературы;
· поговорим о русских баснях и баснописцах.
Басня – это небольшой по объёму рассказ, часто
стихотворный, в котором высмеиваются человеческие недостатки. Но басня всегда иносказательна, то есть в ней
главными героями выступают не люди, а другие существа: звери, птицы, растения,
реки, предметы и так далее. Все они ведут себя, как люди – имеют те же привычки
и черты характера. Такой приём называется аллегорией.
Басня обычно
носит нравоучительный характер, то есть учит, как надо поступать и как не надо.
Но поучения эти даются не прямо, а скрыто – в поведении героев и результатах
этого поведения.
Басня состоит из двух частей: основная часть и
мораль – главная мысль всей басни. Мораль может помещаться как в начале басни, так и
в конце.
Басня –
произведение сатирическое. Сюжет её – это обычная жизненная ситуация. В басне
часто используется просторечная лексика. Герои ведут диалог – беседуют между
собой. Язык басни яркий и меткий, нередко высказывания того или иного героя
становятся крылатыми выражениями. Их начинают использовать в жизни.
Но откуда же появилось такое замечательное
произведение?
Самые первые
басни были написаны в Древней
Индии. Они собраны в
книге «Калила и Димна».
Эту книгу на
востоке называют книгой мудрости.
Но как литературный жанр басня
появилась в Древней Греции. Поэт Гесиод, живший на границе VIII и VII века до нашей эры, был выходцем из
бедной семьи. Он видел ничем не ограниченную власть богатых людей и в баснях
показывал их отношение к народу:
Самым известным баснописцем древности
был Эзоп, живший в V веке до нашей
эры
Он был рабом, то есть принадлежал, как
вещь, своему хозяину. Открыто осуждать людей он не мог. Природный ум и
сообразительность Эзопа помогали ему высказывать поучения, не называя
конкретных лиц. В его баснях действовали не люди, а животные и растения, неживые
в реальной жизни предметы.
Эта особенность – иносказание – и стала называться
«эзоповым языком».
«Волк
увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее
упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него
и луг, и травы для нее самые прекрасные.
Но
ответила ему коза: “Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что
есть тебе нечего”. Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то
все их хитросплетения оказываются ни к чему».
Довольно
долгое время басня была забыта, и только в XVII веке французский поэт Жан де Лафонтен возродил этот
литературный жанр.
Темы его басен во многом взяты из
басен Эзопа. Но были у Лафонтена и оригинальные басни.
Басня получила распространение не
только во Франции. В Германии басни писали Лессинг, в Англии
– Мур, в Испании – Ириарте.
Особое отношение к басням было в
России.
В XVIII веке, благодаря реформам Петра
I, русские читатели смогли познакомиться с творчеством зарубежных писателей.
Известны стали в России и басни. Российские авторы не оставили этот жанр без
внимания. Первыми, кто начал писать басни, были Антиох Дмиртиевич
Кантемир и Василий Кириллович Тредиаковский.
Но самым известным
автором басен был, конечно, Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов родился 13
февраля 1769 года в Москве.
Его отца звали Андреем
Прохоровичем, а мать – Марией Алексеевной. Жили довольно бедно,
так как жалованье у отца – армейского капитана в отставке – было небольшим.
Пришлось покинуть столицу и переехать в Тверь.
Учился Крылов и самостоятельно. Он
сам, без чьей-либо помощи, изучил немецкий и итальянский языки – говорил, читал
и писал на них. Знал математику, изучил теорию музыки, овладел игрой на
скрипке.
Желание учиться у Ивана было велико,
но не менее велика была и его сила. Он нередко участвовал в кулачных боях и
часто побеждал даже взрослых мужчин.
В столице найти более выгодную службу
было проще, и семья переехала в Петербург. Вскоре Крылов получил должность в
канцелярии Казённой палаты.
Помимо службы, Крылов много внимания
уделял театру: писал пьесы, либретто для опер. Скоро его имя стало известным
публике. А ещё он занимался журналистикой и даже начал издавать свой
журнал «Почта духов». Журнал был сатирический, высмеивал высшее
общество – в результате вскоре его издание было запрещено.
Крылов пробовал издавать и другие
сатирические журналы, но все они были запрещены. Но как-то однажды Крылов
показал известному баснописцу того времени Ивану Ивановичу Дмитриеву две свои басни,
которые он перевёл с французского языка. Это были басни французского
баснописца Жана де Лафонтена.
Дмитриев очень похвально отозвался о
баснях Крылова и посоветовал ему заняться именно баснями.
Крылов ещё и служил, но почётная
должность помощника библиотекаря Императорской публичной библиотеки была не для
заработка, а для подчёркивания его заслуг. Должности, чины его постоянно
повышались. Он был избран членом Российской Академии и получил от неё золотую
медаль за литературные заслуги.
Слава Крылова росла. Не было в России
человека, который бы не знал великого баснописца – да, уже при жизни он был
признан великим. Не раз он видел переиздание своих басен: 9 сборников вышли в
печати. Басни Крылова читали, учили наизусть, гордились его книгами в своей библиотеке.
Но здоровье его становилось всё хуже,
и 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Каждый
близкий Крылову человек в день похорон получил книгу его басен. На первом листе
в траурной кайме были слова: «Приношение на память об Иване Андреевиче,
по его желанию».
«Волк на
псарне»
1. Прослушайте
басню
Басня «Волк на псарне» была создана
И.А. Крылов в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с
Кутузовым о перемирии. После бородинского сражения и отступления французской
армии из Москвы Наполеону стало понятно, что компания уже проиграна.
«Волк на псарне» и другие
патриотические басни Крылова были очень популярны в армии. Кутузов получил
текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам в ноябре, после
битвы под Красным, что недалеко от Смоленска.
Основная
тема – решительная и беспощадная борьба против агрессора. Крылов
уверен: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.
Аллегория понятна: Волк – Наполеон,
псарня – русская армия, Ловчий – главнокомандующий
русской армии Кутузов.
Басня написана простым, разговорным языком,
в ней встречаются просторечия, например междометия «ахти», означающее выражение
сильной тревоги.
Выразительна метафора «Съесть
глазами», автор изображает злость, агрессивность Волка.
В басне активно используется
противопоставление(антитеза). Овчарня – псарня,(«Волк ночью, думая залезть в
овчарню,/ попал на псарню»), что предопределяет неизбежное поражение Волка.
Обилие глаголов действия («поднялся»,
«залились»…) и наречий, обозначающих мгновенность, быстроту действий («вдруг»,
«вон»..), подчеркивает динамизм, напряженность, активность происходящего.
«Свинья под
дубом»
Прослушать
басню
Басня «Свинья
под Дубом» написана в 1823 году, в 1825 году она была напечатана. Сюжет этой
басни полностью оригинален, то есть Крылов придумал его сам. Эту басню, как и
всякую другую, можно рассматривать в прямом значении и в переносном.
Настоящая
свинья могла подрывать корни дерева, не понимая, что губит его. Свинья, в силу
строения её тела, не может смотреть вверх. Она не видит, что жёлуди на землю
падают с дуба. Но Крылов своей басней под видом Свиньи показывает не просто
невежду, а невежду воинствующего. Невежду, готового уничтожить всё, недоступное
его пониманию, непривычное его быту.
Как всегда,
Крыловым точно выбраны герои для раскрытия сути басни. Свинья – это грязь,
грубость, лень, невежество. Ворон – мудрость и рассудительность. Дуб – тот, кто
щедро и безвозмездно делится всем, что у него есть. Все герои на своих местах и
действуют согласно тем представлениям, которые сложились о них в народе.
Домашнее задание:
Ознакомиться с конспектом. Записать в тетрадь все,
что выделено желтым цветом (фото не присылать) Выучить басню «Свинья под дубом» ( снять на видео и прислать на электронную почту
anastasiadzus1995@yandex.ru )
Срок выполнения: 19.11.2021 г.
Не пропустите самые интересные выражения, крылатые цитаты с фразами из басен И. А. Крылова (1769–1844) – самого оригинального и плодовитого из российских литераторов XVIII—XIX века. Узнайте, какими афоризмами пользуются люди в современности.
Все знают, чем известен русский писатель Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — самый плодовитый российский литератор нашей культуры в XVIII—XIX веке. Цитаты и крылатые выражения из басен Крылова сохраняют актуальность, значение и свежесть по сегодняшний день, мы неустанно цитируем оригинальные высказывания, меткие фразы и афоризмы русского баснотворца.
Яркая особенность жанра писателя заключается в лаконичности, характерных персонажах и подведении итогов формулирования морали басен. Не смотря на то, что немалая часть сюжетов И. А. Крылова почерпнута у предшественников – Эзопа и Лафонтена, все-таки значительная часть произведений самобытна. Она создавалась литератором по свежим историческим событиям.
Публикация предназначена не только для тех, кто во 2-м, 5-м или 7-м классе общеобразовательной школы, но и взрослым для поддержки и развития образного и творческого мышления.
Из басни «Зеркало и обезьяна» (мартышка)
Полный текст басни:
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
“Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть”.
“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” –
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Можно сказать, что мораль этой басни заключается в том, что…
«Не любит узнавать никто себя в сатире».
А крылатое выражение здесь будет считаться…
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Ведь Крылов любит высмеивать глупцов и невежд. В истории с зеркалом, пример невежды – Обезьяна. Она не видит и не хочет видеть своих недостатков. Тем не менее, в своих подружках находит массу изъянов. Так и в жизни. Никто не хочет признавать, что у него есть проблемы, такие, которые он замечает в других людях.
Стрекоза и муравей
Идея этой басни Крыловым была перенята у баснописца Лафонтена, который также позаимствовал сюжет у писателя древней Греции Эзопа. Здесь:
- Муравей – символ трудолюбия и старания без устали.
- Стрекоза, наоборот, легкомысленна, не прозорлива и ветрена.
Мораль басни такова: чтобы пережить зимние холода, не замерзнуть и не голодать – летом нужно трудиться, а не гулять и веселиться.
Тут крылатая фраза:
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела…»
Мартышка и очки
В басне иронизируют тех, кто как мартышка пытается разобраться в том, что им не дано. Очки ассоциируются с наукой, а вертлявая обезьянка – с глупцами. Выводы: невежды, ничего не смыслящие в научных изысканиях, не должны высказываться по этому поводу. Они будут смешны в своих попытках объяснить то, о чем не имеют понятия.
Крылатые басенные выражения:
- Мартышка к старости слаба глазами стала…
- Тот дурак, кто слушает людских всех врак.
Ворона и лисица
Как бы ни сладка была лесть, которая в укромном уголочке сердца может найти место, не надо ей поддаваться и верить. Это может обернуться для человека бедой, что и произошло с Вороной.
Знаменитыми цитатами можно считать:
- Ворона каркнула во все воронье горло
- Вороне где-то бог послал кусочек сыру
- От радости в зобу дыханье сперло
- В сердце льстец всегда отыщет уголок
- Какие перышки, какой носок!
Мышь и крыса
Мораль басни “Мышь и Крыса” заключается в том, что слабые, запуганные или просто трусливые люди нередко преувеличивают силу и могущество тех, кто сильнее их. Так, Мышь считает Кошку опаснее Льва, хотя всем хорошо известно, что Лев значительно сильнее и крупнее Кошки.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:
“Я сколько раз видал, приметьте это сами: Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами.”
В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, трусость, малодушие, пугливость, неуверенность.
Педагог Д. И. Тихомиров комментирует суть и смысл басни следующим образом:
“Много терпит слабый от сильного, и нередко только потому, что по своей глупости и трусости преувеличивает в своем воображении силу и значение сильного… (“Мышь и Крыса”)”.
Слон и моська
Пытаясь определить скрытую мораль в басне «Слон и Моська», мнения читателей делятся на два лагеря.
- Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”.
- Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум.
Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.
Крылатое высказывание:
Знать, она сильна, что лает на Слона
10 крылатых выражений и высказываний из басен И. Крылова
- “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”
- “А воз и ныне там”.
- “У нас запляшут лес и горы!”
- “Слона-то я и не приметил”.
- “В зобу дыханье спёрло”.
- “Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник…”
- “Демьянова уха”.
- “Вороне где-то бог послал кусочек сыра”.
- “Спой, светик, не стыдись!”
- “Рыльце в пуху”.
Можно парочку добавить к этим десяти:
- “Совсем без драки попасть в большие забияки”.
- “На взгляд-то он хорош, да зелен”.
Все крылатые выражения и пословицы из басен Крылова
- А Васька слушает да ест. «Кот и повар»
- А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
- А где пастух дурак, там и собаки дуры. «Волк и Волчонок»
- А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. «Трудолюбивый медведь»
- А жаль, что незнаком ты с нашим петухом. «Осёл и Соловей»
- А ларчик просто открывался. «Ларчик»
- А он – дивит свой только муравейник. «Муравей»
- А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. «Щука и Кот»
- Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. «Скворец»
- Ведь я не здешнего прихода. «Прихожанин»
- Великий зверь на малые дела. «Воспитание Льва»
- Ворона каркнула во всё воронье горло. «Ворона и Лисица»
- Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
- Да только воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»
- Если голова пуста, то голове ума не придадут места. «Парнас»
- Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. «Музыканты»
- За что же, не боясь греха, кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. «Кукушка и Петух»
- Избави Бог и нас от этих судей! «Осёл и Соловей»
- И из гостей домой пришла свинья – свиньёй. «Свинья»
- И сделалась моя Матрёна ни пава, ни ворона. «Ворона»
- И Щуку бросили — в реку! «Щука»
- Как белка в колесе. «Белка»
- Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. «Стрекоза и Муравей»
- Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. «Две собаки»
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Щука и Рак»
- Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. «Лев и Барс»
- Полают да отстанут. «Прохожие и собаки»
- Попался, как ворона в суп! «Ворона и Курица»
- Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. «Стрекоза и муравей»
- Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»
- Рыльце у тебя в пуху. «Лисица и Сурок»
- С разбором выбирай друзей. «Роща и Огонь»
- Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
- Слона – то я и не приметил. «Любопытный»
- Скупой теряет всё, желая всё достать. «Скупой и Курица»
- Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. «Волк и Ягнёнок»
- Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши! «Стрекоза и Муравей»
- Ты сер, а я, приятель, сед. «Волк на псарне»
- Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. «Муха и Пчела»
- Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. «Крестьянин и Работник»
- Кто посмирней, так тот и виноват. «Мор зверей»
- Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку. «Две бочки»
- Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду. «Лебедь, Щука и Рак»
- Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
- Молчи! Всё знаю я сама; да эта крыса мне кума. «Совет мышей»
- Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. «Квартет»
- Навозну кучу разрывая, петух нашёл жемчужное зерно. «Петух и Жемчужное зерно»
- Наделала Синица славы, а моря не зажгла. «Синица»
- Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. «Орёл и Крот»
- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. «Лев и Мышь»
- Но умысел другой тут был. «Музыканты»
- Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. «Лебедь, Щука и Рак»
- Одни поддельные цветы дождя боятся. «Цветы»
- Они немножечко дерут: зато уж в рот хмельного не берут. «Музыканты»
- Он порча, он чума, он язва здешних мест! «Кот и Повар»
- Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться! «Орёл и Куры»
- Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, и на Осле уж возят воду. «Осёл»
- Отколе, умная, бредёшь ты, голова? «Лисица и Осёл»
- От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и Лисица»
- Охотно мы дарим, что нам не надобно самим. «Волк и Лисица»
- По мне уж лучше пей, да дело разумей. «Музыканты»
- У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»
- Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и Медведь»
- Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и Виноград»
- Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя всё то же. «Крестьянин и Змея»
- Худые песни Соловью в гостях у Кошки. «Кошка и Соловей»
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна»
- Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. «Кот и Повар»
- Что от ворон она отстала, а к павам не пристала. «Ворона»
- Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. «Воронёнок»
- Я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»
Источник: свободные ресурсы Интернета.
Класс: 8.
Предмет: литература.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: расширить знания учеников о баснописце и его баснях; проанализировать басню И.А.Крылова «Обоз» с точки зрения композиционных особенностей, увидеть, как отражает Крылов в басне политическую ситуацию того времени (критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года), актуальность басни, ее воспитательное значение.
Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.
Основные понятия: басня, мораль, аллегория.
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД ученика
1. Актуализация
и пробное учебное действие
— Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.
Слово учителя. Представляю вашему вниманию кроссенс, разгадав его, вы узнаете, о творчестве какого русского классика мы сегодня будем говорить. (слайд 1)
Вы правы, сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А.Крылову и его басням. На небосклоне русской литературы И.А.Крылов появился, когда ему минуло 40 лет. Именно в это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне. Давайте вспомним основные факты из биографии великого баснописца.
— Когда и где родился И.А.Крылов? (2 февраля 1769 года в г.Москве)
— Сколько лет было И.А.Крылову, когда он написал первую басню? (в 11 лет)
— В каком журнале Крылов помещает первые басни, которые принесли ему успех? (в журнале «Московский зритель»)
— Расскажите об увлечениях Крылова (рисовал, играл на скрипке, при чтении своих басен легко перевоплощался в своих героев, изучал математику, главное увлечение всей жизни — русский язык и литература).
— В каком году вышла первая книга басен Крылова? (1809 г.)
— В каком году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку? (1812 году).
— Сколько лет он там прослужил? (30 лет).
— Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? (9 книг, включающих более 200 басен)
— Когда умер И.А.Крылов?
— Где похоронен? (9 ноября 1844 г. в возрасте 75 лет. Похоронен в Петербурге).
Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
Л: мотивация, смыслообразование; П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;
Р: коррекция, волевая саморегуляция;
К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
П: формулирование проблемы;
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
Называют имя И.А.Крылова.
Пытаются обосновать свой ответа.
1) основное повествование. Здесь в аллегорической (иносказательной) форме показана жизнь. Герои — животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзопов язык.
2) мораль. Поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни)
2. Объявление темы и целей урока. Выявление места и причины затруднения
Беседа с классом
Сегодня мы проанализируем басню «Обоз»
— Какова ваша цель работы на этом уроке?
— «Историческая основа басни «Обоз».
Историческая ситуация 1812 года. Вторжение в пределы России в 1812 году армии Наполеона во многом изменило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из новостей. Однажды в столицу пришло известие, что Наполеон, вскоре после оставления Москвы, направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине. Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным. Вскоре последовала новая басня Крылова. Она появилась после рескрипта (письма) царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне «Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805-1807 годах привела ко многим неудачам. Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова (слайд 2)
Просмотр видеролика «Аустерлицкое сражение»
Записывают тему урока в тетрадях,формулируют цель урока. (ответы уч-ся)
П: формулирование проблемы;
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.
П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.
3. Работа с текстом
Послушайте басню (аудиозапись)
— О чем рассказывает басня «Обоз»? В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?
-Какие слова вам непонятны? Запишите их лексическое значение.
— Кто герои басни? (конь, лошадь молодая)
— Запишите в тетради слова, характеризующие главных героев.
— Зачитайте, как ругает.
— Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!
Что вышло на деле?
Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.
Включите своё воображение и вспомните себя. Приходилось ли вам когда-нибудь спускаться с крутой горы на велосипедах, санках, бегом или пешком? Вспомнили?
— Какое чувство вы испытывали? Что для вас было важнее: скорость или безопасность? Как обычно поступаете вы? В ком из героев вы себя узнаёте? В «добром коне» или «лошади молодой»?
— Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы? Приведите свои примеры и, опираясь на текст, расскажите, что и как вы видите, представляете, о чём размышляете?
Найдите главную часть басни — мораль.
— Кого и что высмеивает И.А.Крылов? (В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805-1807 годах привела ко многим неудачам, самонадеянность, безответственность, зазнайство).
Вывод: узнали, что у этой басни есть не только исторический, политический смысл, но и бытовой, философский.
Работа в тетради (записывают устаревшие слова)
Учащиеся работают в парах.
Надобно — нужно
Воз — повозка
Легонько — осторожно
Конь добрый — опытный, знает свое дело
На крестце — на спине
Лепится, как рак — тихо двигаться
Конь — добрый — (на крестце) понес!
— Лошадь — молодая — ругает (коня).
— Конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду, — Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем
— Телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге — потеря среди «горшков»
Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация
П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций
преобразовывать и сохранять информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
К: формирование навыков речевой деятельности
4. Закрепление. Творческая и практическая деятельность
Рассмотрите иллюстрацию художника А.Лаптева к басне «Обоз». (слайд )
В чем сходство и в чем различие иллюстраций?
Какие слова басни могли бы стать подписью к этой иллюстрации?
Сообщение ученика о художнике А.Лаптеве
Алексей Михайлович Лаптев (28 марта [10 апреля] 1905 Москва — 15 января 1965, там же) [4] — советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР (1954), Заслуженный деятель искусств РСФСР[5] (1958).
Учился в школе-студии Ф.И.Рерберга (1923) в Москве, Иллюстрировал детские книги: «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Басни» И.А.Крылова (1944-1945).
После выхода «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя с его иллюстрациями был избран членом-корреспондентом академии художеств
Сотрудничал в журнале «Весёлые картинки» с момента его основания.
Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Последней работой стали иллюстрации к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями.
Последний раз одна из книг А.Лаптева была переиздана в 2013 г.
Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.
К: формирование умения определять вид сказки
Р: высказывать предположения на основе аблюдений; самостоятельно делать выводы
5. Итог урока. Рефлексия
Отметим, что нового узнали мы сегодня?
В чём состояла особенность работы на уроке?
Как вы оцениваете свою работу?
Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли?
О чём забыли?
Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить?
Над какими словами нужно ещё поработать?
Отвечают с использованием таблицы «Знаю — узнал»
Приём «Чтение с пометками»
V — «знал раньше»
+ — «новое»
? — «непонятно»
! — «интересно»
6. Домашнее задание
1. РТ стр. 31-32, задание 44, 45.
2. Написать сочинение-миниатюра. Какова мораль басни Крылова, и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Напишите небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью из басни
Сообщения
Сообщения за Ноябрь, 2021
30.11.2021 Литература 6-Б
Дата 30.11.2021 Литература 6-Б Тема Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский» Здравствуйте, ребята! Вам необходимо подготовится к написанию контрольного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Я предлагаю вам 3 темы. а) «К. Троекуров и А. Дубровский» б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского» в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?» Итак, рассмотрим каждую тему. Тема 1. «К. Троекуров и А. Дубровский». Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский» Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века. ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский. 1. Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского. 2. Характер героев. 3. Отношение с людьми. 4. Причина гибели А. Дубровского. ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому Для написания первого пункта этой темы, у вас есть сообщение, в которой дается
22.11.2021 Литература 5-А, 5-Б
Дата 22.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Здравствуйте, ребята! Начиная с 22.ноября 2021 года мы возвращаемся к очному формату обучения. Теперь на блоге будет размещаться дополнительная информация по темам уроков. Вы будете заходить на блог, смотреть видеофайлы, выполнять задания и получать оценки. Сегодня вам необходимо выполнить ряд заданий: Задание 1. Прочитать информацию. Поэму «Руслана и Людмилу» А. С. Пушкин задумывал написать как «богатырскую» сказочную поэму. Написана она была в 1818-1820 годах после выхода из Царскосельского лицея. Писателю было тогда всего 20 лет. К началу работы его подтолкнули вышедшие в феврале 1818 года первые тома «Истории государства Российского» известного писателя н. М. Карамзина. Из этого исторического труда Пушкин заимствовал многие исторические подробности и имена всех троих соперников Руслана – Рогдай, Ратмир и Фарлаф. Поэма печаталась в журнале «Сын отечества» с весны 1820 года отдельными отрывками, а первое отдельное издание поэмы вышло в мае того
19.11.2021 Литература 6-Б
Дата 19.11.2021 Литература 6-Б Уважаемые шестиклассники! Напоминаю, что вам необходимо выучить наизусть стихотворения А.С. Пушкина «И.И.Пущину», «Узник», «Зимнее утро», записать на видео и прислать на мою почту z.malin2505@gmail.com Письменные задания по урокам выполняются ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!. Все работы в тетради проверятся и будет выставлена оценка в журнал. Выполняйте задания в срок, не накапливайте долги, потом будет сложно «нагнать» материал. Дистанционное обучение – это обучение, а не карантин или каникулы. Огромная просьба: правильно подписывайте свои письма: 6-Б. 08.11. Иванов А., где 6-Б – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма6-Б. 08.11. Иванов А., где 6-Б – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. Тема: «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. А счастье было так возможно. А. С. Пушкин Ход урока 1. О
17.11.2021 Литература 6-Б
Дата 17.11.2021 Литература 6-Б Уважаемые шестиклассники! Напоминаю, что вам необходимо выучить наизусть стихотворения А.С. Пушкина «И.И.Пущину», «Узник», «Зимнее утро», записать на видео и прислать на мою почту z.malin2505@gmail.com Также выполнить письменные задания по урокам. Выполняйте задания в срок, не накапливайте долги, потом будет сложно «нагнать» материал. Дистанционное обучение – это обучение, а не карантин или каникулы. Огромная просьба: правильно подписывайте свои письма: 6-Б. 08.11. Иванов А., где 6-Б – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма6-Б. 08.11. Иванов А., где 6-Б – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. Тема: «Дубровский». Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем разбор и анализ романа А.С.Пушкина «Дубровский»
17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б урок 2
Дата 17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Тема: А.С. Пушкин. Сведения о детстве поэта. Стихотворение «Няне». Ход урока Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. П.Антокольский 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Здравствуйте, ребята! Мы завершили изучение темы «Басни. И.А. Крылов» и сегодня начнем знакомство с произведениями другого великого и известного всему миру поэта, писателя. Но сначала подведем итоги по изученному материалу. 1.1.Пройти тест по басням И.А.Крылова (в тетрадях) 1. Как автор называет Лисицу из басни «Ворона и Лисица»? а) Голубушка б) Плутовка в) Царь-птица 2. Какие события из истории России запечатлел И.А. Крылов в басне «Волк на псарне»? а) Войну с Наполеоном в 1812 году б) Войну с фашистами в 1941-1945 году в) Куликовскую битву 3. Куда села Ворона с кусочком сыра? а) На ветку б) На дерево в) На ель 4 . Из какой басни в
17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б
Дата 17.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Уважаемые родители, ребята! Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Если вы присылаете фото , то его также необходимо подписать по образцу: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Фотографии должны быть читабельными. Много времени у меня уходит на переименование работ. Моя электронная почта: z.malin2505@gmail.com . При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. Тема урока: И.А.Крылов. «Волк на псарне» – отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. «Ворона и Лисица». Ход урока: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством русского баснописца Ивана Андреевича Крыло
15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б
Дата 15.11.2021 Литература 5-А, 5-Б Уважаемые родители, ребята! Напоминаю, что вам необходимо забрать свои рабочие тетради в холле школы( у дежурного на 1 этаже Огромная просьба: правильно подписывайте Лист контроля в формате Word: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия, и указывайте тему письма: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Если вы присылаете фото , то его также необходимо подписать по образцу: 5-А. 08.11. Иванов А., где 5-А – ваш класс; 08.11. – дата урока; Иванов А. – ваша фамилия. Фотографии должны быть читабельными. Много времени у меня уходит на переименование работ. Моя электронная почта: z.malin2505@gmail.com . При возникновении вопросов звоните по телефону: 071-412-51-86. Всегда рада помочь! Тема: Русские басни. Жанр басни. Иван Андреевич КРЫЛОВ Цель урока: расширить представление о басне как литературном жанре; познакомить с основными факт
Тесты
/
Литература
/
5 класс
/ Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
Тодорив Юля Васильевна
07.11.2021.
Тест. Литература, 5 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
Вопрос 1
Что называется басней?
Варианты ответов
- Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
- Один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий
- Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.
Вопрос 2
Установите соответствие
Варианты ответов
- А) изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.
- Б) нравоучительный вывод
- В) вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленные.
Вопрос 3
Кто в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица» назвал Ворону голубушкой, сестрицей, восхищался ее шейкой, глазками, перышками, носком и голоском?
Варианты ответов
- А. Волк
- Б. Лисица
- В. Свинья.
Вопрос 4
Куда в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» Волк хотел залезть ночью?
Варианты ответов
- А. на псарню
- Б. в овчарню
- В. в конюшню.
Вопрос 5
К какому историческому событию посвящена басня И.А. Крылова «Волк на псарне»?
Варианты ответов
- А. Куликовской битве;
- Б. Бородинскому сражению;
- В. Отечественной войне 1812 года.
Вопрос 6
Сколько лет было Дубу, под которым «Свинья … наелась желудей досыта, до отвала»?
Варианты ответов
- А. 100
- В. 200.
- Б. 150
Вопрос 7
Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» заканчивается так:
Невежда также в олслепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Кто такой невежда?
Варианты ответов
- А. малообразованный человек, а также человек, не сведущий в какой-нибудь области;
- Б. грубый, невоспитанный человек;
- В. глупый человек.
Вопрос 8
Как звали царя в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
Варианты ответов
- А. Елисей
- Б. Матвей
- В. Василий.
Вопрос 9
Кто царице сообщил, что у неё родится дочь?
Варианты ответов
- А. колдунья .
- Б. врач
- В. рак
Вопрос 10
Какой была чародейка, которую не позвали на пир?
Варианты ответов
- А. Хромоногая, старая, злая;
- Б. Весёлая, красивая, молодая;
- В. Пожилая, добродушная, щедрая.
Вопрос 11
Какой приказ издал царь, чтобы избежать беды?
Варианты ответов
- А. Охранять царевну день и ночь, не выпускать из дворца;
- Б. Увезти царевну в другое царство-государство;
- В. Не сеять лён, выслать всех прях из царства.
Вопрос 12
К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика.
Варианты ответов
- колдунья
- дружба
- лес
- уйти
- ошибиться
Вопрос 13
Как называется сказка А.С.Пушкина?
Варианты ответов
- А. Сказка о мёртвой царице и о семи богатырях
- Б. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- В. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- Г. Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях.
Вопрос 14
Как называли служанку царицы для «чёрной» работы?
Варианты ответов
- А. Чернава
- Б. Чернява
- В. Чернавка
Вопрос 15
Какой волшебный предмет был у царицы?
Варианты ответов
- А. Тарелка с яблочком
- Б. зеркальце
- В. ковёр-самолёт
Вопрос 16
Что такое сказка?
Варианты ответов
- А. занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
- Б. стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом;
- В. один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий.
Вопрос 17
Какие герои баллады В.А.Жуковского «Кубок» наделены нравственными качествами, перечисленными ниже? Соедините верные ответы.
Варианты ответов
- паж
- царь
- царевна
Вопрос 18
Соотнесите понятия.
Варианты ответов
- А) рифма, при которой рифмуются первая и четвертая строки. (АББА)
- Б) рифма, при которой рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. (АБАБ)
- В) созвучие окончаний стихотворных строк.
- Г) рифма, при которой рифмуются две строки подряд. (ААББ)
Вопрос 19
Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Определите в них вид рифмы, запишите.
Варианты ответов
- Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… - Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом. - Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Вопрос 20
С кем В.А.Жуковский вступил в своеобразное «состязание», когда написал сказку «Спящая царевна»?
Варианты ответов
- с Гоголем;
- с Державиным;
- с Пушкиным.