Сочинение по басне крылова ларчик

И.а. крылов, великий баснописец первой половины хх столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после

И.А. Крылов, великий баснописец первой половины ХІХ столетия, останавливает свой взгляд на басне, народном, понятном и занятном жанре, только после многих литературных проб в драматургии, комедии, журналистике.

Своеобразием его басен стал «мужицкий» взгляд на окружавшую его действительность. Высмеивая человеческие недостатки, Крылов чаще всего в своих баснях показывал различных животных. Но современники знали, что под масками Ослов, Волков, Лисиц скрывались конкретные исторические лица. Они раздражали автора своей тупостью, подлостью, жадностью. На сторону слабых и угнетенных вставал сам автор. О беззаконии сильных мира сего Крылов пишет в басне «Волк и Ягненок»:

Усильного всегда бессильный виноват!..

Последняя фраза настолько точно выразила характер представителей власти, что стала крылатой.

Новаторство Крылова

Под пером Крылова жанр басни изменился. Баснописец приблизил басню к большим жанрам: комедии или роману. Строение и законы такого текста остались прежними: рассказ и моральное поучение. Персонажи создают мир, которому тут же выносят приговор. Рассказ наполнен подробностями, персонажи наделены характерами, вместо автора присутствует в тексте рассказчик.

Нравственный вывод автор подает в виде пословиц, поговорок, афоризмов, таких близких жизненному опыту народа.

Автор и рассказчик

Показывая объективный взгляд на проблему, автор не проявляет себя в тексте прямо. На первый план выходит рассказчик, который находится рядом с героями, проникнут их чувствами, знает их не понаслышке.

Поведение рассказчика:

  • притворно доверяется персонажам;

  • дает выговориться и совершить поступки;

  • передает их точку зрения.

В конце лукавый рассказчик приводит героев к полному посрамлению, так как знает все их слабости и достоинства.

Тематика басен

С давних пор басня учила людей правилам поведения в обществе, поэтому в них высмеивались пороки человека и недостатки общественной жизни:

  • хитрость;

  • жадность;

  • лень;

  • трусость;

  • глупость;

  • невежество.

Язык басен прост и доходчив.

Тема труда

Крылов считал, что нормальная жизнь в обществе зависит от труда, профессионализма и согласия. К чему приводит отсутствие профессионализма говорится в басне «Квартет». Горе-музыканты искали причину в том, что нужно правильно сесть:

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Лишь соловей соловей открыл настоящую истину провала оркестра:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…

Об общем деле, требующим согласия, говорится и в басне «Лебедь, Щука и Рак». Животные не желали прислушиваться друг к другу, поэтому воз, который они тянули в разные стороны, не сдвинулся с места.

Тема противоречия сильных и слабых

Открыто и смело Крылов направлял свое жало сатиры против властителей, что были «богаты иль когтем, иль зубком»,

против льва и тигра, алчного волка и хитрой лисы, подразумевая под масками этих зверей грабителей вельмож, продажных чиновников, судей-взяточников:

Что Климыч на руку не чист, все это знают…

Насилие и взяточничество

Тема насилия звучит в басне «Мор зверей», в которой каятся насильники. Каждый из зверей хватает добычу согласно его положению:

что можно великому Льву, то нельзя Волку и Лисе (басня «Лев на ловле»).
.

Слон-воевода занимается преступлениями на службе, разрешая подчиненным волкам «по шкурке снять» с овцы («Слон на воеводстве»).

Продажный суд

Крестьянин в произведении Крылова «Крестьянин и овца» обращается к судье Лисице с жалобой на Овцу, подозревая ее в краже курей, потому что она была во дворе. Свидетели-соседи утверждали, что не видели в ней «ни воровства, ни плутовства», овца «совсем не ест мясного». Все же судья решает:

Все плуты, ведомо, искусны.

И вследствие того казнить Овцу…

Басни бытового цикла

Человеческие пороки Крылов высмеивает в баснях бытового цикла:

  • угодничество в басне «Кукушка и Петух»;

  • хвастовство — «Слон и Моська»;

  • трусость — «Мыши»;

  • неблагодарность — «Волк и Журавль»;

  • лицемерие — «Напраслина»;

  • ложь — «Лжец»;

  • невежество — «Мартышка и Очки».

Человеческие поступки проглядывают через маски зверей, а читатель без труда узнает пороки, которые высмеивает баснописец.

Система образов

Басня широко пользуется олицетворением, так как в ней нарушена логика отношений живого-неживого. Наряду с человеком в тексте живут и действуют:

  • животные, наделенные характером;

  • растения;

  • предметы быта;

  • явления природы (реки, тучи).

Крылов обычно использует антитезу, поэтому его герои представляют пару:

  • сила-бессилие («Волк и Ягненок»);

  • глупость-ум («Ворона и Лисица»).

Антитеза заключена и в название басни.

Афористичность басен

Язык басен Крылова афористичен, близок к народной разговорной речи. Многие фразы стали настолько популярными, что превратились в пословицы и поговорки, стали крылатыми:

  • «А ларчик просто открывался»;

  • «А Васька слушает да ест»;

  • «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!».

Написанные в XIX веке, басни актуальны и сегодня. Ведь и в ХХІ веке люди не избавились от человеческих пороков: также лгут, занимаются не своим делом, не слышат мнения других, власть предержащие творят беззаконие.

К кому же обращены басни Крылова? Не к нам ли? Людям прошлого, настоящего и будущего. Ведь смех во все времена воспитывал людей, показывал те недостатки, от которых надобно избавляться во все времена.

Крылов и поныне учит нас, «что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться» (басня «Синица»). Крылатые выражения И.Крылова можно применить во многих ситуациях. Они помогают нам не лгать, не сорить напрасно словами, уметь разбираться в людях, не прославиться льстецом и самим не принимать лесть.

На чтение 11 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Взгляды Крылова и их выражение в баснях

В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!». Таким образом, анализ басни «Лягушки, просящие царя» позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: «Лягушка, просящая царя», «Обоз» и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.

Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.

Мы не только сейчас сделаем анализ басни «Лягушки, просящие царя», но и увидим, какая мораль басни. Автор этого замечательного произведения — Иван Андреевич Крылов . Конечно, произведение было написано два века тому назад, но и сегодня оно не потеряло своей актуальности. Чтобы убедиться в этом, для начала рассмотрим сюжет басни, а он достаточно короток.

Чтобы подчеркнуть главную тему, автор прибегает к аллегории, то есть главные герои — это животные. Жительницы болот как-то захотели, чтобы у них появился царь. Они стали просить об этом Зевса, и тот в свою очередь поставил над ними правителя, которым оказался осиновый чурбан. Хотя лягушки побаивались его, очень скоро они поняли, что царь безобиден — он даже не сделал им ни одного упрека и не мешал их жизни, все позволяя. Однако и пользы от такого царя было мало. Тогда лягушки решили, что другой правитель окажется лучше, и высказали Зевсу соответствующую просьбу.

Чтобы увидеть мораль басни «Лягушки, просящие царя», посмотрим, что случилось дальше. Действительно, на смену первому пришел новый царь — Журавль, и оказался он куда проворнее, но Журавль съедал даже невиновных ни в чем лягушек, от чего их жизнь превратилась в настоящий кошмар. Снова попросив правителя, уже третьего по счету, лягушки получили отказ.

От Эзопа до Крылова

Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.

Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» — басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».

Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.

Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.

Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.

Читайте также:  Братья Стругацкие. Гадкие лебеди. Аннотация к книге

Анализ басни Крылова «Лягушки, просящие царя»

Басни И. А. Крылова — это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.

Читайте также:  «ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ» – ВЕРШИНА ФРАНЦУЗСКОГО ЭПОСА. план-конспект урока по литературе (7 класс)

В басне «Лягушки, просящие царя» героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория — иносказание — одна из характерных особенностей басни. Под Лягушками подразумеваются люди, которые просят богов дать им государя. Зевес дал им Царя, но это был осиновый чурбан, который ни на что не реагировал. Отдохнув от страха, Лягушки стали смелы и дерзки, а потом и вовсе ни во что не ставили нового владыку. Попросив Юпитера дать им другого Царя, «подлинно на славу», они получили себе на власть Журавля. Теперь их ожидала другая крайность: Журавль ел виноватых, «а на суде его нет правых никого». Вскоре Лягушки раскаялись в своем желании и опять взмолились Юпитеру, «что даже им нельзя… ни носа высунуть, ни квакнуть безопасно». Но теперь уже Юпитер не идет на уступки.

Заключительные слова Юпитера — это мораль басни, краткое поучительное высказывание, в котором заключается основной смысл басни:

«… Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих:

Вы взбунтовались в вашей луже,

Другой вам дан — так этот очень лих;

Живите с ним, чтоб не было вам хуже!»

Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает бог. В басне автором используются разговорные и просторечные выражения: «треснулся на царство», «со всех Лягушки ног в испуге пометались», «вот пуще прежнего и кваканье, и стон», «глотает их, как мух». Многие слова и выражения устарели. Но мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»: особенности лексики

В басне используется немало лексических единиц, придающих произведению особую образность. Например, слово «пособить» означает «оказать помощь». А вот словосочетание «осиновый чурбан» символизирует грубость, неотесанность. Фраза «черный год» означает период времени, в течение которого приходится сталкиваться с неудачами и страданиями.

Цель: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Лягушки, просящие царя”. Продолжить развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.

Оборудование: книги с Крылова, портреты баснописца, иллюстрации к басням.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, прослушивание аудиокассет, разбор прослушанных басен, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.

I. Вступительное слово учителя.

</b>

В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу.

До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.

Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история “не послушалась” просветителей, почему она обманула их надежды?

В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.

Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по “логическим”, “головным” предписаниям людей, что попытки навязать истории некие “разумные” требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.

В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя.

2. Чтение и анализ басни

Лафонтен

Лягушки, просящие царя

Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя – ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал.

Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало.

– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).

– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)

– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)

Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин). 2

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по “логическим”, “головным” предписаниям людей, что попытки навязать истории некие “разумные” требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

Домашнее задание.

</b>

Составить цитатный план басни “Лягушки, просящие царя”.

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-10-29

Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и 
Соловей» (для ответов используйте текст басни и статью из учебника после
басни):

1. В каком году написана басня И. А. Крылова «Осел и
Соловей»?

— Басня «Осел и Соловей» написана в 1811 году.

2. Что отмечали современники, говоря об этой басне?

— Современники отмечали изумительную «естественность в
изображении характеров» в басне.

3. Какими художественными средствами поэт передает
красоту и очарование пением Соловья?

— Баснописец передает пение Соловья сочетанием
разнообразных глаголов
, изображающих мелодические голосовые колена, которые
выделывает Соловей: «защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался,
(…) «ослабевал», «свирелью отдавался», «мелкой дробью вдруг по роще
рассыпался».

4. Какое впечатление соловьиное пение производит на
природу и людей?

— Пение Соловья производит чудесное действие на всех,
кто его услышал, внося успокоение в природу и жизнь людей («затихли ветерки,
замолкли птичек хоры, и прилегли стада», (…) «пастух им любовался» и улыбался
пастушке).

5. Охарактеризуйте Осла. Что можно сказать о его
способности понимать искусство?

— Осел – это напыщенный невежда, который ничего не
понимает в искусстве. Он фамильярно обращается к соловью со словами «дружище»,
«мастерище». Он полон самомнения и потому желает судить о пении Соловья, дает
певцу совет: неплохо бы поучиться у петуха, чтобы еще более «навостриться» в
искусстве пения.

6. Как Соловей реагирует на слова Осла?

— Соловей, услышав совет Осла поучиться у петуха
искусству пения, обижается и улетает «за тридевять полей».

7. Как меняются чувства и настроение, переживаемые
автором?

— Вначале мы чувствуем восхищение автора пением
Соловья, потом он сочувствует певцу, который слышит суд Осла, называет «мой
бедный Соловей» и с горечью подводит итог: «Избави Бог и нас от эдаких судей».

Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни» (для ответов используйте текст басни и статью из учебника после басни):

1. На каком художественном приеме строится сюжет басни
И. А. Крылова «Листы и Корни»?

— Сюжет басни И. А. Крылова «Листы и Корни» строится
на противопоставлении – антитезе. Листы и Корни описаны не как часть единого
целого – дерева – а как разрозненные, противопоставленные части. Листы не
осознают, что их жизнь напрямую зависит от жизнедеятельности Корней.

2. Опишите Листы: каковы они по характеру?

— Уже с самых первых строк Листы описываются как нечто
непостоянное, ветреное, эфемерное, ненадежное: они

шепчутся с ветром (шепчутся, а не говорят
– элемент игривости, непостоянства (а может быть, у них недостаточно сильны,
чтобы говорить в полный голос?));

хвалятся, что говорит об их нескромности
(причем хвалятся «густотой», «зеленостью» — тем, что очень недолговечно и
навсегда исчезнет осенью), называют себя «красой долины всей».

3. Какими собственными качествами гордятся Листы?

— По мнению Листов, они вполне уверенно могут
гордиться такими своими качествами, как:

— ими «дерево пышно и кудряво, раскидисто и величаво»;

— укрывают людей от зноя;

— привлекают к дереву как к месту для развлечений и
отдыха;

— среди Листов поет соловей;

— Листы постоянно ласкает ветер.

4. Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и
Корней.

— Листы «залепетали», а у Корней – «голос
отвечал смиренно
» (Корни не бунтуют, они просто просят к себе
элементарного уважения за их тяжелый труд).

5. Какие качества Листы приписывают Корням?

— Листы называют Корни наглыми, надменными, дерзкими.

6. За что Корни осуждают Листы?

— Корни осуждают Листы за хвастовство, надменность,
неблагодарность — за то, что они не ценят их тяжелый труд.

7. О чем иносказательно говорит автор, используя
образы Листов и Корней? Каково его отношение к Листам и Корням? Почему?

— Используя образы Листов и Корней, автор
иносказательно говорит о правящей богатой верхушке общества – дворянстве
(Листах) и простых крестьянах (Корнях), за счет труда которых и живут дворяне.
Не будет Корней – не будет и Листов. Однако автору одинаково дороги и Листы, и
Корни, но он осуждает спесь и бахвальство Листов, которые только себе
приписывают деятельность, полезную для государства и общества.

Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»
(для ответов используйте текст басни и статью из учебника после басни):

1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»?

— Тема басни И. А. Крылова «Ларчик» — осуждение
пустого мудрствования, неумение просто взяться за дело, чтобы быстро и
правильно выполнить его.

2. Кого сравнивает, сопоставляет автор?

— Автор сравнивает, сопоставляет, с одной стороны,
мастера, который искусно сделал Ларец, а с другой стороны – «механики мудреца»,
который, прослыв «мудрецом», еще ничего не сделал.

3. Опишите Ларец.

— Ларец очень искусно сделан: «Отделкой, чистотой
Ларец в глаза кидался; / Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался».

4. Ради чего «механики мудрец» решился открыть Ларец?

— Ларец был очень красив, и «механики мудрец» решил,
что так просто он открываться не может, и решил доказать, что сам он
«чего-нибудь да стоит»
в механике и сказал, что откроет ларец.

5. Какие глаголы передают усилия «мудреца» в поисках
«секрета» Ларчика?

 — Усилия «мудреца» передают глаголы: «вертит»,
«ломает», «пожимает», «рвется», «потел, потел», «устал», «отстал», «не
догадался».

6. Как окружающие реагируют на процесс поиска
«секрета»?

— Люди, видя бесполезные усилия «мудреца», смеются
исподтишка, «шепчутся».

7. В чем заключается комизм ситуации, описанной в
басне?

— Комизм ситуации, описанной в басне, заключается в
том, что никаких мудрствований не требовалось, потому что Ларчик был без
какого-либо секрета и даже без замка – он «просто открывался».

Сочинение: объясните, как вы понимаете
заключительные слова басни И. А. Крылова «Осел и Соловей» («Избави Бог и нас от
этаких судей»).

Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и 
Соловей» (для ответов на все басни используйте текст самих басен и статьи
из учебника после басен):

1.
В каком
году написана басня И. А. Крылова «Осел и Соловей»? 2. Что отмечали
современники, говоря об этой басне? 3. Какими художественными средствами
поэт передает красоту и очарование пением Соловья? 4. Какое впечатление
соловьиное пение производит на природу и людей? 5. Охарактеризуйте Осла.
Что можно сказать о его способности понимать искусство? 6. Как Соловей
реагирует на слова Осла? 7. Как меняются чувства и настроение,
переживаемые автором?

Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни»:

1. На каком художественном приеме строится
сюжет басни И. А. Крылова «Листы и Корни»? 2. Опишите Листы: каковы они
по характеру? 3. Какими собственными качествами гордятся Листы? 4.
Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и Корней. 5. Какие
качества Листы приписывают Корням?  6. За что Корни осуждают Листы? 7.
О чем иносказательно говорит автор, используя образы Листов и Корней? Каково
его отношение к Листам и Корням? Почему?

Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»:

1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»? 2.
Кого сравнивает, сопоставляет автор? 3. Опишите Ларец. 4. Ради
чего «механики мудрец» решился открыть Ларец? 5. Какие глаголы передают
усилия «мудреца» в поисках «секрета» Ларчика? 6. Как окружающие
реагируют на процесс поиска «секрета»? 7. В чем заключается комизм
ситуации, описанной в басне?

————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и 
Соловей» (для ответов на все басни используйте текст самих басен и
статьи из учебника после басен):

1.
В каком
году написана басня И. А. Крылова «Осел и Соловей»? 2. Что отмечали
современники, говоря об этой басне? 3. Какими художественными средствами
поэт передает красоту и очарование пением Соловья? 4. Какое впечатление
соловьиное пение производит на природу и людей? 5. Охарактеризуйте Осла.
Что можно сказать о его способности понимать искусство? 6. Как Соловей
реагирует на слова Осла? 7. Как меняются чувства и настроение,
переживаемые автором?

Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни»:

1. На каком художественном приеме строится сюжет
басни И. А. Крылова «Листы и Корни»? 2. Опишите Листы: каковы они по
характеру? 3. Какими собственными качествами гордятся Листы? 4.
Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и Корней. 5. Какие
качества Листы приписывают Корням?  6. За что Корни осуждают Листы? 7.
О чем иносказательно говорит автор, используя образы Листов и Корней? Каково
его отношение к Листам и Корням? Почему?

Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»:

1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»? 2.
Кого сравнивает, сопоставляет автор? 3. Опишите Ларец. 4. Ради
чего «механики мудрец» решился открыть Ларец? 5. Какие глаголы передают
усилия «мудреца» в поисках «секрета» Ларчика? 6. Как окружающие
реагируют на процесс поиска «секрета»? 7. В чем заключается комизм
ситуации, описанной в басне?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и  Соловей»
(для ответов на все басни используйте текст самих басен и статьи
из учебника после басен):

1.
В каком
году написана басня И. А. Крылова «Осел и Соловей»? 2. Что отмечали
современники, говоря об этой басне? 3. Какими художественными средствами
поэт передает красоту и очарование пением Соловья? 4. Какое впечатление
соловьиное пение производит на природу и людей? 5. Охарактеризуйте Осла.
Что можно сказать о его способности понимать искусство? 6. Как Соловей
реагирует на слова Осла? 7. Как меняются чувства и настроение,
переживаемые автором?

Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни»:

1. На каком художественном приеме строится
сюжет басни И. А. Крылова «Листы и Корни»? 2. Опишите Листы: каковы они
по характеру? 3. Какими собственными качествами гордятся Листы? 4.
Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и Корней. 5. Какие
качества Листы приписывают Корням?  6. За что Корни осуждают Листы? 7.
О чем иносказательно говорит автор, используя образы Листов и Корней? Каково
его отношение к Листам и Корням? Почему?

Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»:

1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»? 2.
Кого сравнивает, сопоставляет автор? 3. Опишите Ларец. 4. Ради
чего «механики мудрец» решился открыть Ларец? 5. Какие глаголы передают
усилия «мудреца» в поисках «секрета» Ларчика? 6. Как окружающие
реагируют на процесс поиска «секрета»? 7. В чем заключается комизм
ситуации, описанной в басне?

——————————————————————————————————————————————————————

Вопросы к басне И. А. Крылова «Осел и 
Соловей» (для ответов на все басни используйте текст самих басен и
статьи из учебника после басен):

1.
В каком
году написана басня И. А. Крылова «Осел и Соловей»? 2. Что отмечали
современники, говоря об этой басне? 3. Какими художественными средствами
поэт передает красоту и очарование пением Соловья? 4. Какое впечатление
соловьиное пение производит на природу и людей? 5. Охарактеризуйте Осла.
Что можно сказать о его способности понимать искусство? 6. Как Соловей
реагирует на слова Осла? 7. Как меняются чувства и настроение,
переживаемые автором?

Вопросы к басне И. А. Крылова «Листы и
Корни»:

1. На каком художественном приеме строится
сюжет басни И. А. Крылова «Листы и Корни»? 2. Опишите Листы: каковы они
по характеру? 3. Какими собственными качествами гордятся Листы? 4.
Назовите глаголы, характеризующие речь Листов и Корней. 5. Какие
качества Листы приписывают Корням?  6. За что Корни осуждают Листы? 7.
О чем иносказательно говорит автор, используя образы Листов и Корней? Каково
его отношение к Листам и Корням? Почему?

Вопросы к басне И. А. Крылова «Ларчик»:

1. Какова тема басни И. А. Крылова «Ларчик»? 2.
Кого сравнивает, сопоставляет автор? 3. Опишите Ларец. 4. Ради
чего «механики мудрец» решился открыть Ларец? 5. Какие глаголы передают
усилия «мудреца» в поисках «секрета» Ларчика? 6. Как окружающие
реагируют на процесс поиска «секрета»? 7. В чем заключается комизм
ситуации, описанной в басне?

——————————————————————————————————————————————————————

17.09

Литература          
6 класс

Начинаем урок, на котором мы откроем еще одну страницу
литературы. Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и
красоту русского языка в своей устной и письменной речи. Как именно выполнять различные
задания каждый из вас выбирает сам.  Доверьтесь своим чувствам, мыслям,
тогда и рука, я уверена, будет послушна.

Сегодня мы узнаем новое  о И.А.Крылове;
познакомимся с баснями И.А.Крылова«Листы и Корни»,» Ларчик»  что такое
мораль, басня

Запишите в тетрадях число и тему

И.А.Крылов «Листы и Корни». «Ларчик».

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве бедной
дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни
пансионатского образования.

Первоначальные навыки чтения и письма привил ему отец. Он
учил его арифметики, а мать приобщила его к чтению. Это был смышлёный и
способный мальчик. Учение Крылову давалось легко. Он был музыкален. Сам
выучился играть на скрипке.

Отец отдал его в учение французу-гувернёру, который
преподавал в доме губернатора.

Отец, через службу получивший дворянство, рано ушел из
жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше.

Мать отдаёт его в богатую семью Львовых, где он прислуживал
и постигал науку вместе с детьми хозяев. Учиться маленькому Ванюше приходилось
самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло, но учёба ему даётся пока
трудно. И тут на помощь снова приходит мать. Она даёт читать ему книги,
оставшиеся после смерти отца. Так постепенно он овладел русским языком, русской
литературой, стал начитанным человеком. А затем овладел и французским языком.
Это не прошло даром. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей
своего времени.

В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку,
где прослужил библиотекарем более 30 лет. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой
Крыловым» назвал народ своего баснописца.

-Давайте вспомним, что такое басня?

Запишите в тетрадях определения басни

 Басня – краткий рассказ нравоучительного характера

Через животных, через растения автор передаёт человеческие
поступки, говорит о человеческих пороках: лени, лжи, жадности.

-Из скольких частей состоит басня?

Запишите

Басня состоит из двух частей Основная
мысль и мораль

А что такое мораль?

Мораль -это нравоучительная часть басни

Запишите в тетрадях определение морали

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней
И.А.Крылова «Листы и корни» и « Ларчик»

Перед чтением басни познакомимся со следующими словами:

Зефир – теплый, легкий ветер

Толковать – говорить

Запишите в тетрадь эти слова

А теперь прочитали басню «Листы и корни»

 Кто герои басни?

— Что говорят листья? А корни?

— По тому, как они говорят, как их можно охарактеризовать?

— Какой иносказательный (аллегорический) смысл заключен в
басне?

— Какова ее мораль?  Чему она учит нас?

В басне «Листы и корни», как явствует из ее названия,
Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, свет и тьму, пишет о тех, кто
работает и кто пользуется чужими трудами – о барах и мужиках, и крестьянстве и
дворянстве.

Листья и Корни – составляющие одного и того же дерева.
Гордость листьев за то, что они красивы и всеми любимы, не дает им увидеть
очевидного
.

Основная мысль басниВ
басне скрыт глубокий смысл – часто тот, кто на виду, производит важное
впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле
главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показать) себя, иногда
из-за скромности).

 Мораль басни:

 u Без участия скромных, трудолюбивых, мужественных
людей (не делается) ни одно дело;

 u Все разногласия «кто главнее» лишены смысла.

— На кого  вы хотели бы быть похожими?

А теперь прочитали
 басню «Ларчик»

Словарная работа

Ларчик – искусно
сделанный украшенный ящичек для
хранения драгоценностей

Механики мудрец – умный человек, который разбирается в механике

Исподтишка
(смеяться) – скрыто (смеяться)

Запишите эти слова в тетрадь

О чем эта басня?

критика мнимого мастера, хвастуна

Почему нам смешно?

 (Механик старается, а ничего у него не
получается)

Напишите в тетрадях главную мысль этой басни

Домашнее задание
страница 40. Ответить на вопросы. Выразительное чтение басни.

Страница 43 ответить на вопросы. Выразительное
чтение басни.

У кого новый учебник , читаем здесь

Басня
Ларчик читать

https://deti-online.com/images/basni-krylova--larchik.jpg

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.

Басня
Листы и корни читать

https://deti-online.com/images/basni-krylova--listy-i-korni.jpg

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что́ б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».—
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те»,
Им снизу отвечали:
«Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».

image003image003Что хотел сказать Крылов басней «Листы и корни»?

Над чем смеется баснописец в басне
«Ларчик»?

Подготовьте выразительное чтение

Сочинение.
Значение басен Крылова

Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не .забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. В это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне, В 1808 году вышло первое издание его “Басен”, Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. В это время он был милостиво принят при царском дворе. Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа. Лафонтена, Марциала, его произведения абсолютно самостоятельны. Басен на заимствованные сюжеты только 30, остальные принадлежат собственно ему и по вымыслу, и по рассказу. И. А. Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил сам Державин. Иностранцы, так же как и русские, почитали талант Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национальной прелести, были переведены на разные европейские языки. Особенно знаменательны были почести, оказанные баснописцу в 1831 году. Император Николай в числе своих подарков на Новый год прислал сыну (впоследствии императору Александру I) бюст Крылова. . . Наверное, высшая награда для человека пишущего — полное принятие его произведений народом, когда его «литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами. Басня — это небольшой аллегорический рассказ, чаще стихотворный, имеющий целью нравоучение. Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова-баснописца, конечно, состоит не в подражании этой традиции. Как классицист, Крылов считал, что искоренять пороки человечества следует смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Басни Крылова»имеют не только бытовой характер, у него есть басни на исторические темы (“Волк на псарне”, “Щука и кот”) и социальные басни (“Воспитание Льва”). Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне “Лев и Барс”, где лев ‘ и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чиновничество. Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват” — гласит мораль. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента: Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет,.. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. Действительно, что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если во главе его поставлены столь разные животные. Эту же тему продолжает Крылов в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему — это совсем небольшое произведение, но это не умаляет его достоинств. Мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, высказанные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта: Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из колеи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка. Да Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу басни. Для обрисовки русского национального характера Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных разговорную речь разных сословий того времени. В крыловских баснях слышится яркая живая народная речь. Именно благодаря басням Крылова она стала одним из необходимейших источников русского литературного языка. Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим тон рассказчика с присущими ему одному формами и оборотами речи. Постараемся его себе представить. “Лебедь, Рак да Щука”, взявшись за дело, “из кожи лезут вон”. “Механик пуще рвется”, чтобы открыть ларец. Лягушка, захотевшая сравняться с Волом, вначале стала “топорщиться, пыхтеть”, а затем “с натуги лопнула и — околела”. Бедняк, увидев Смерть, “оторопел”. Моська появляется “отколе ни возьмись”. “Свинья на барский двор когда-то затесалась”. Другая свинья, выспавшись под дубом, “продирает глаза”. Встречаются в баснях такие обороты: “зима катит в глаза”, “с ним была плутовка такова”. Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них как о знакомых, дает им прозвища: попрыгунья Стрекоза, проказница Мартышка, Повар-грамотей, Механик-мудрец. Лягушку, захотевшую сравняться с Волом, он называет “моя затейница”, музыкантов, горланящих вздор,— “молодцами”. Иногда в самих обращениях выражено отношение рассказчика: “мой бедный соловей”, “бедный Фока мой”, “мой хитрец” (“Волк на псарне”). Но такое приближение к персонажам не мешает давать им справедливую оценку: “Избави Бог и нас от этаких судей”. Юно про свои дела кричит всем без умолку. В том, верно, мало толку… Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка: Кто виноват из них, кто прав — судить не нам, Да только воз и ныне там. Это как раз и есть то “веселое лукавство ума”, о котором писал Пушкин. Крылов широко использует в своих баснях пословицы и поговорки: “Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова” (“Музыканты”). То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. И наоборот, многие выражения стали восприниматься как пословицы: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”. “Слона-то я и не приметил”. Некоторые выражения стали популярными в частично измененном виде: “Кукушка хвалит Петуха за то. что хвалит он Кукушку”. Это позволяет сказать, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, внеся вклад в формирование русского литературного языка. Басни И. А. Крылова — совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку.
Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

  • Сочинение по балету петрушка
  • Сочинение по балладе жуковского кубок 5 класс
  • Сочинение по асе тургенева
  • Сочинение по английскому языку про спорт
  • Сочинение по английскому языку про свой район