Научные исследования языка ведутся в Российской АН, в АН Башкирии, в двух местных университетах: академическом и педагогическом. Башкирский язык достоин изучения, он мелодичен, ярок, в нём заключена народная мудрость. В среде башкирского народа выросло много поэтов и писателей. Самые известные — Акмулла, Мустай Карим, Зайнаб Биишева, Мажит. Они внесли большой вклад в развитие родного литературного языка.
Для любой нации важно сохранить свою культуру, основа которой — язык и история. Бережно хранить историю своей земли — благородная задача краеведов, не менее благородна миссия филологов, работающих над изучением и сохранностью родного языка. Учителя, ведущие обучение детей на башкирском языке, и писатели, творящие на родном языке, вносят большой вклад в его сохранение и развитие.
Вероятно, способность народа сохранить свою национальную идентичность говорит о его перспективности, его возможностях. Знать свою историю и свой язык не только право, но и условие национального самосознания человека. К сожалению, нередки случаи, когда живущие на своей земле башкиры не понимают родной речи и не знают истории своего народа. А ведь язык, мало востребованный, мертвеет.
Надежда возложена на молодое поколение. Современные мальчики и девочки Башкортостана изучают родной язык, читают и пишут на нём, а не только используют его в быту. Это обстоятельство позволяет прогнозировать расцвет башкирской национальной культуры, возвращение народа к своим живительным истокам и очищению от всего наносного.
Язык – это именно то важное явление, без которого человек не может жить и существовать. Возник язык еще в глубокой древности, когда первобытные люди, пытаясь передать свои мысли, чувства и эмоции, рисовали на скалах рисунки, где пытались изобразить все то, что им необходимо было сказать и поведать собеседнику или племени.
Преодолев все эволюционные изменения, язык стал таким, каким мы его воспринимаем сейчас, которым пользуемся в современном мире, чтобы передавать информацию. Стоит только задуматься, чтобы было, если человек не мог реализовать свое право – владеть родным языком. Наверное, многие из тех достижений и открытий, имеющиеся у нас на сегодняшний день, были бы просто не совершенны и не открыты.
Наш родной язык – это частичка народа, который окружает нас, это частичка семьи, где рождается и растет человек, это частичка, прежде всего, каждого из нас. Мой родной язык – это русский, и я этим очень горжусь. Именно на этом, родном для меня языке, говорит самый великий и сильный народ мира. Конечно же, он отличается от тех языков, которые окружают нас в других странах. Так, например, ударение в нем подвижное, но зато, сколько слов собрано в моем родном языке!
Да и сложно не любить тот язык, который был впитан нами с молоком матери, и на котором говорили такие русские писатели, как Пушкин, Лермонтов, Чехов, Достоевский и многие другие. Звучный, богатый, мелодичный и красивый, родной язык заставляет слушать его и восхищаться. Ведь для всего, что существует в этом мире, в родном моем языке находятся слова, которые метко отмечают и подчеркивают достоинства предмета или явления.
В последнее время русский язык стал менять свой состав, появилось очень много заимствованных слов, сленги. Но я надеюсь, что даже это не помешает моему родному языку и дальше быть таким ярким и живописным. Нам, носителям этого языка. Остается лишь только позаботиться о том, чтобы сохранить его и обогатить новыми словами и выражениями.
Мини-сочинение на тему “Мой родной язык” (Вариант 2)
Мини-сочинение на тему “Мой родной язык” (Вариант 3)
Мини-сочинение на тему “Мой родной язык” (Вариант 4)
Мини-сочинение на тему “Мой родной язык” (Вариант 5)
Эссе на тему “Мой родной язык казахский”
«Пою мою республику».
Уникальность башкирской природы.
Башкортостан – родной мой край.
То место, где поет курай,
А ветер ему подпевает
Так странно радость навивает.
Все горы, все леса, все реки,
Все то, что есть в родной земле
Милее и краше всех на свете,
Наверно, знает только ветер
Все прелести родной земли.
Моя родина – Башкортостан. Наша республика входит в состав великой России. Каждому свой край очень близок и дорог. Обойди весь свет – не найдешь милее сердцу природы, свежее воздуха, чем у себя на родине. Я горда тем, что Башкортостан для многих приезжих и гостей остается краем зеленых лесов, рек с кристально чистой водой, величавых Уральских гор и землей гостеприимного и добродушного народа. Родина – это не только моя семья и мой родной дом, моя родина – это весь Башкортостан.
Как хорошо и раздольно в жаркий летний день прогуливаться в тени могучих дубов и березок, слушать музыку быстрого родника, который не останавливаясь журчит и летом, и зимой, и весной, и осенью. А сколько здесь ягод и грибов, лекарственных трав, которые смело можно назвать экологически чистыми, ведь в нашем краю так много мест, куда еще не ступала нога человека. Когда меня спрашивают о моей родине, то у меня в памяти всплывают живописные картины наших известных художников Лотфуллина и Абдуллина.
На территории Республики Башкортостан протекает порядка тысячи рек и почти три тысячи озер. Самыми крупными из них являются реки Урал и Белая. Горы Башкирии ежегодно привлекают десятки тысяч туристов. Одни отправляются за яркими впечатлениями, а другие напротив – ищут спокойствия. Но не только горами и водоемами славна башкирская природа. Поистине уникальным природным объектом является пещера Шульган-Таш, которая была домом для доисторического человека. Главным же достоинством башкирской природы является её чистота, её нетронутость. Вырвавшись из города и погрузившись в волшебный мир башкирской природы, вы почувствуете себя так, как будто вы вернулись в прошлое на сотни лет, ведь с тех пор башкирская природа не изменилась.Природа Башкортостана способна завоевать любовь каждого. Казалось бы, что в ней может быть такого особенного, такого, чего не найти больше нигде?
Вы будете ступать на тот же грунт, что и ваши предки. Вы будете дышать тем же воздухом, каким дышал человек многие века тому назад. Башкирская природа оставляет стойкое ощущение, что вы не просто побывали за городом и посмотрели на красоты природы. Вас не оставляет ощущения, что вы вернулись из волшебного мира, где время течет по-своему, во много раз медленней. И вы обязательно вернетесь снова, ведь именно эти ощущения и есть настоящая жизнь.
Природа — все необходимое для жизни человека. Часто, как взрослые, так и дети, срывают цветы, веточки деревьев, не задумываясь о том, что стоит человеку вырастить то деревце. Как прекрасна же природа!
Весной появляются первые росточки из земли, словно делают первые шаги. Летом в садах, на огородах цветут разноцветными пышными шапочками цветки. С наступлением осеннего периода кроны деревьев желтеют — приближается пора золотой осени. Людям очень нравится бабье лето.
И хотя оно длится короткий срок, но приносит людям радость, потому что это самые теплые деньки осени. Зимние дни часто выдаются с оттепелью, появляется солнышко, терпимый морозец, и на всем, на всем — иней, все деревья разные, а цветут одинаково — белым цветом.
Охранять родную природу — значит охранять родину. Эти слова замечательного русского писателя являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь ее так же, как мы любим и бережем нашу Родину. «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают ее к сердцу, — писал М. М. Пришвин — и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу» . Для этого нужно помнить, что живой мир и человек — дети одной Матери-Природы. А Природа, как Мать, как Родина, у нас одна ,единственная и неповторимая. Наши предки оставили нам замечательное наследие в виде тысяч сортов и пород растений и животных. Каждый день мы пьем молоко коров, кушаем хлеб, сделанный из ржи или пшеницы, одеваемся в одежду из волокон хлопчатника или из шерсти овец. Вся наша жизнь самым тесным образом связана с продуктами, которые дают нам царства животных, растений, грибов . Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, солнечный свет золотыми струями разливается вокруг каждое утро. Нам кажется, что все это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зеленым ковром травы, будут цвести цветы, очаровывая нас своим ароматом, в лесах будет раздаваться пение птиц, морские волны с тихим шелестом будут перекатывать прибрежную гальку, морские глубины всегда будут полны тайн и загадок, а земные недра всегда будут дарить свои богатства, чтобы нам было светло, тепло и уютно жить. Мы думаем так потому, что привыкли получать все это и забываем, что удивительный, а порой неожиданный мир, который окружает и принимает нас, подвержен непрерывному изменению, что кажущаяся неизменность живой природы так же обманчива, как обманчиво ощущение, будто Солнце движется по небосводу вокруг Земли.. . Мы привыкли использовать дары природы в своих целях, для своей пользы, но отвыкли воспринимать себя как часть мира живой природы, и потому редко задумываемся о том, какие процессы происходят прямо на наших глазах. Мы не замечаем, как меняются животные и растения которые придают красоту и неповторимость любимому уголку природы и без которых жизнь человека была бы бедной, скучной, а порой и невозможной. Сегодня человечество быстро развивается, на Земле живет более 5 миллиардов людей, а через 30 лет это число может удвоиться. И каждому человеку нужно сегодня, и завтра будет нужно пространство для жизни, работы и отдыха, нужны пища и одежда, и потому для природы остается все меньше и меньше места, сокращается численность многих видов растений и животных, загрязняется атмосфера, мелеют реки, пересыхают озера.. . Неужели природа должна погибнуть? Конечно, нет. Мы должны сохранить ее для будущих поколений, чтобы и они могли любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины. «Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — писал Л. Н. Толстой, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое о нас временем» . Никогда не нужно забывать об этом, необходимо заботиться об окружающей природе, воспитывать чувство любви и бережного отношения к ней. Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача — взять под охрану основу нашего существования — уникальную природу нашей родины, и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину. Каждый человек обязан заботиться о природе нашей родины.
Беречь красоту и неповторимость родного края — общая забота всех населяющих его людей, их обязанность и священный долг.
А нам с тобой нужно беречь,
Присматривать, любить, стеречь,
Все то, что дал нам край родной,
Ведь он и мой, и твой.
Цвети, родной Башкортостан!
И славься ты, на радость нам!
Мой родной край- Башкорстан. Башкирский язык исторически входит в северозападную (кыпчакскую) группу тюркской семьи наряду с татарским, казахским, киргизским, каракалпакским, ногайским, балкарским, карачаевским, кумыкским, караимским и отчасти крымско-татарским. Имеет ряд специфических особенностей в фонетике (особенно по линии согласных) и лексике, принадлежит к числу социально развитых языков: это инструмент школьного и частично гуманитарного вузовского обучения, орудие активного литературного процесса и реализации газетно-журнальной продукции, средство библиотечного и книготоргового обслуживания, язык радио- и телепередач, политических кампаний и методов художественно-культурного воспитания. Следовательно, общественный диапазон башкирского языка должен быть признан достаточно широким и престижным. Классификация башкирских диалектов и говоров окончательно не установлена: традиционно насчитывается два диалекта-южный (юрматынский) и восточный (куваканский); ныне к ним отдельные диалектологи присоединяют на правах переходной группы говоров и третий, западный. Самоназвание б а ш к о р т разными специалистами интерпретируется на базе тюркских, монгольских, иранских и уральских языков. Автор настоящего очерка, со своей стороны, выдвинул версию о происхождении этнонима из тюркского башка “другой, особый” и алтайского орд (а) / у рта “войско, лагерь, ханская ставка; центр, средоточие” в общем значении “отдельное войско, особое племя” – поскольку предки башкир шли на Урал действительно собственным путем, контактируя с северными соседями и развив поэтому в своем языке и культуре много своеобычных черт. Сегодня в России по итогам переписи населения 2002 года на башкирском языке говорит свыше одного миллиона 379 тыс. человек.
МОУ «Быковская основная общеобразовательная школа №16»
Региональный конкурс сочинений для обучающихся
с неродным русским языком
«Моё Отечество»
Творческая работа
учащегося 7 класса
Режаббоева Исламжона
2017 г.
Мой родной язык
Родной язык!
Он дорог мне, он мой.
На нём ветра в предгорьях свищут.
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной…
У каждого человека есть родной язык. Язык, который входит в наше сознание с колыбельными песнями матери. Язык, на котором мы произносим первые слова: «мама», «дом», «родина». Посредством родного языка мы постигаем мир. Став чуть постарше, в школе, мы начинаем изучать правила языка, его грамматику, лексику, тем самым отдавая дань его величию, и преклоняясь перед его безмерным богатством. Не уметь грамотно говорить и писать на родном языке — это высшее невежество. Не зная родного языка, человек навсегда утрачивает свою Родину, а человек без Родины – это человек, не имеющий ничего того, что бы могло его радовать, человек, не знающий родного языка, — одинокий человек.
Мой родной язык – узбекский язык. Узбекистан – моя Родина, моё отечество. В этой прекрасной стране я родился, сделал свои первые шаги, услышал сказки и песни моего народа.
Узбекский язык является государственным языком Республики Узбекистан и языком межнационального общения. Во многом он сформировался под влиянием персидского и таджикского языков. В разных городах Узбекистана общаются на различных диалектах. В некоторых регионах, таких как Самарканд и Бухара, коренное население говорит на таджикском языке. До 80% населения могут изъясняться на русском языке: моя страна была когда-то частью великого государства – СССР. В 1940 году узбекская письменность была переведена на алфавит, созданный на основе кириллицы. В 1993 году узбекский язык официально переведён на латиницу. Кириллица и латиница доныне сосуществуют, продолжают употребляться на неофициальном уровне.
Мой родной язык богат и выразителен. В нём много заимствований из персидского и арабского языков, но фонетически он отличается от других тюркских языков. Думаю, вам интересно узнать, что в узбекском алфавите 29 букв, 6 из них – гласные. В нём, как и в русском языке, 6 падежей, но нет категории рода.
Лексическое богатство моего родного узбекского языка проявляется в многообразии синонимов и антонимов, пословиц и поговорок. Вот самые известные из них: «Выпущенная стрела назад не возвращается», «Рана от меча заживает, а рана от языка нет», «Лицо человека огня жарче».
Вот уже третий год я живу в России, успешно овладеваю новым языком – русским. Но свой родной язык – узбекский – не забываю. Знание родного языка помогает мне в изучении языков латинского происхождения, так как в узбекском алфавите тоже латинские буквы. Я читаю книги на узбекском языке, иногда общаюсь с родными в домашней обстановке. Как сказал известный татарский поэт Абдулла Тукай, «родной язык – святой язык, отца и матери язык», поэтому его нельзя забывать. Ведь я должен знать свои истоки и помнить, что я – Узбек. Как приятно услышать свою родную речь, когда находишься в чужой стране. Именно родной язык согревает, в эти моменты на душе становится очень тепло.
Баш?ортостан – ожмах иле.
Баш?ортостан – мине? тыу?ан республикам. Мин уны? мен?н ысын
к??елд?н ?орурланам. Баш?ортостан ??ене? ?оса?ына
нинд?й ген? милл?тте ?ый?ырма?ан – баш?орт, татар, рус, сыуаш ?.б.
Улар б?т??е л? ??-ара татыу й?ш?й. Республикамда ??р бер ?ала, ??р
бер район ??ене? хал?ы, т?би??те мен?н дан тота. ?йт?йек, ?ф? –
Баш?ортостанды? баш ?ала?ы, Ст?рлетама? –
шихандары, Б?рй?н – Ш?лг?нташ м?мерй??е, ?бй?лил
т?р?н к?лд?ре мен?н б?т? илг?
билд?ле. ? бе??е? Салауат ?ала?ы ??ене?
эшс?н, талантлы хал?ы мен?н баш?алар?ан
айырылып тора. Республикабы??а йыл?ысылы?, умартасылы?,
игенселек, урмансылы?, ?унарсылы? ал?а китк?н. Тыу?ан
я?ымды? т?би??те ??р бер кешене ??ен? ылы?тырып,
ым?ындырып са?ырып тора. Ю??а ?ына Баш?ортостанды икенсе Швейцария
тип атамай?ар. Ошондай м??жиз?ле ожмахтай ер?? й?ш??ем мен?н
мин бик б?хетлемен.
“Баш?ортостан карта?ына
?ара?а? я?шы ?ына,
Баш?ортостан шул картала
Бер япра? са?лы ?ына!”
Тыу?ан Баш?ортостанымды б?й?к ша?ирыбы? Мостай К?рим ?айын
япра?ы мен?н ти?л?й. ?айын япра?ындай ?ына бул?а ла, мине?
республикам бик ?ур. Баш?ортостан ??ене? ?орур тау?ары, т?р?н
йыл?алары, та?а к?лд?ре мен?н данлы. ?урай мо?о, хуш е?ле
балы тик мине? тыу?ан я?ымда ?ына бар. ?уйы
урмандары, борма-борма а?ып ят?ан йыл?алары, ?ая ??т?нд? таш
ара?ында ??к?н ?ара?ай?ары мен?н ??р кемде хайран ?алдыра. Мине?
республикамда эш??й?р, яр?амсыл халы? й?ш?й. Мин д? Баш?ортостанды?
??ешен? ?? ?л?ш?мд? я?шы у?ыуым мен?н индер?м. С?нки республикамды?
кил?с?ге бе??е? ?улдар?а.
Баш?ортостанды? т?би??те.
??р кемг? ??зиз, я?ын тыу?ан ил бер?? ген? була.
Баш?ортостан-мине? илем. Бында тыу?ым, ??тем, й?ш?йем ??м быны?
мен?н сик?е? ?орурланам. С?нки тыу?ан я?ыбы? т?би??тене? байлы?ы,
матурлы?ы, ?орур тау-?аялары, йыл?а-к?лд?рене? к?плеге, ?ыу?арыны?
муллы?ы ?о?лан?ыс! Баш?ортостанды? т?би??те ??е бер м??жиз?. Бында
м??р?р ?аялар, бейек тау?ар мен?н бер р?тт?н сик?е? далалар?ы ла
осратыр?а м?мкин. Тыу?ан илемде? ??емлект?р ??м хайуандар донъя?ы
ла бай ??м к?п т?рл?. Баш?ортостан -б?р?к?тле ер. Баш?орт балы ??м
шифалы ?ымы?ыны? даны баш?а илд?рг? л? тарал?ан. Мин шундай
республикала й?ш??ем? бик шатмын.
Можно почитать молодежную газету на башкирском языке Йэшлек, возможно, там тоже найдете интересную Как написать сочинение на тему “Мой родной язык”?
Родной язык волнует душу мне. Сэсэна сказ и матери напевы. Для жизни он вобрал, а не для лжи.
родной язык, историю и литературу, читать крупицы истинного богатства из источников добра и красоты, каковыми являются башкирский народный эпос, стихи
Мой родной язык. В школьном краеведческом музее. Моя семья- моя крепость (сочинение на башкирском языке).
Сочинение Кашаповой Гульназ о родном крае на башкирском языке. Сочинение Яхиной Гузель Мой родной край(3 класс).
Башкирский язык, родной язык! Помогите пожалуйста С ПЕРЕВОДОМ СОЧИНЕНИЕ НА БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК:
Сочинение мой родной язык башкирский. Сочинение на башкирском языке “Татыу ?аил?-ил к?рке”. Моя семья- моя крепость (сочинение на башкирском языке).
Родной язык – сочинение. Знаем ли мы родной язык. Родной язык в стихотворениях М. Рыльского и В. Сосюры. Сочинение моя любимая книга.
сочинение мой родной язык башкирский. сочинение мой родной язык башкирский. путаница игра в одноклассниках ответы 13 уровень.
«Родной (башкирский) язык и литература». Вступительные экзамены сдаются по башкирскому языку (устно, сочинение), по башкирской литературе (устно).
Мине? ?аил?м
??р кемде? ?аил??е, тыу?ан йорто бар. ?аил? ул ?ине я?лай, ?а?лай тор?ан бер ?й . Был ?й?? кеше ??ен тыныс, яуызлы?тар?ан ?а?лан?ан итеп тоя. ??р кемде? тормошо тыу?ан йортонан, ?аил??ен?н башлана. Мине? ?аил?м д?рт кешен?н тора: атайым, ?с?йем, мин ??м ?устым Ильяс. Бе??е? ?аил? бик татыу ??м дус. Бе? берг? циркка, концерттар?а, ?уна??а й?р?йбез. Тыу?ан к?нд?р?е, байрамдар?ы берг?л?п ?тк?р?без.
Минем атайм Юлдаш. Ул а?ыллы, к?сл?, яр?амсыл ??м йомарт. К?р?к са?та ул ??р сак яр?амг?а кил?, тынысландыра. Ул яныбы??а са?та ??р ва?ыт р?х?т.
?с?йм Эльвера. Ул бик матур, я?ымлы. Уны? мен?н бик к??елле. ?с?йем ми?? д?рес ??ерл?ш? . Ул т?мле аштар бешер?. Мин у?а яр?ам итеш?м. ?с?йм у?ытыусы булып эшл?й. Ул балалар?а белем бир?. У?ыусылары уны х?рм?т ит?л?р.
Мин Айг?л,2 синыфта у?ыйым. Мине? исемем т?р?к теленд? “ай с?ск??е” тиг?нде а?лата. Мин м?кт?пт? бик тырышып у?ыйым. Т?рл? конкурстарза ?атнашам , призлы урындар алам. Буш ва?ытымда китап у?ыр?а, бейерг?, йырлар?а , ?устым мел?н уйнар?а яратам.
Мине? кустым Ильяс. У?а ?с й?ш.. Ул шундай матур, к??елле, а?ыллы к?л?с й??л?. Ба?тырыш уйнар?а, бейерг?, китаптар а?тарыр?а ярата. Мине? м?кт?пт?н ?айтыуымды шатланып к?т?п ала.
Бе? берг?л?п ел?кк?, б?шм?кк? й?р?йбе?. Й?шелс?, с?ск?кл?р ??тер?бе?. Й?й к?н? ба?сабы? г?лба?са?а ?йл?н? .
Мине? атайымды? олата?ы с?с?н бул?ан. Ул Сабирй?н с?с?н М?х?м?т?олов .Ул 1890 йылды? февраленд? Ырымбур губерна?ы Орск ?й??е ?ыпса? ауылында (х??ерге Баш?ортостан Республика?ы Б?рй?н районы ?бделм?мб?т ауылы) х?лле кр??ти?н ?аил??енд? тыу?ан. М?ш??р «Бабса? мен?н К?с?к» тиг?н эпик поэманы терк?п ?алдыр?ан, байта? ши?ыр?арын бе?г? мира? итк?н. Быйыл уны? 125 йыллы?ын у??ыр?ылар.
Мин атай-?с?йем, тыу?андарым мен?н ?орурланам. Шундай татыу, ду? ?аил?л? й?ш??ем? мин бик шатмын. Мин ?е??не бик яратам !
КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ,
ПОСВЯЩЁННЫЙ ДНЮ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И
ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ
«ПОЮ МОЮ РЕСПУБЛИКУ»
Моя семья
Работу выполнила: Мухаметкулова Айгуль Юлдашевна
ученица 2 класса МОБУ СОШ с. Староиликово
муниципального района Благовещенский район РБ
Учитель: Мухаметкулова Эльвера Сагитовна
Баш?ортостан Республика?ы к?н?н? ??м
???би?т йылына
ба?ышлан?ан конкурс
“Дан йырлайым республикам”
Мине? ?аил?м.
Автор: М?х?м?т?улова Айг?л Юлдаш кы?ы,
2-се класс укыусы?ы
Баш?ортостан республика?ы
Благовещен районы муниципаль районы
И?ке Илек аулыны? урта
д?й?м белем бир? м?кт?бе
У?ытыусы?ы: М?х?м?т?улова Эльвера Са?ит кы?ы
Республика ара инша конкурсы «Пою мою республику»
Тыу?ан ауылым
?т?не: К?й?мова Зарина 3 “а” класс Нефтекама ?ала?ыны? 7-се урта д?й?м белем бире? м?кт?бе Муниципаль д?й?м белем бире? бюджет учреждения?ы У?ытыусы: Мусина Р.Н.
Тыу?ан ил… ?е? уны нисек к?? алды?ы??а килтер??еге?? Был, ?лбитт?, бе? тыу?ан урын, т??ге тап?ыр таны?ан ??м к?рг?н ер. Башта ул бе??е? ?й, ?у?ынан урам, ялан, урман… Бе? у??бе?, ??м бе??е? д? ил тура?ында белемебе? ?кренл?п арта бара. Мин иншамды ??ебе??е? матур ??м к?рк?м ауылыбы? Ямады тура?ында я?ыр?а булдым. Бе? ике йыл элек ул ауылдан ?айл?бе? мен?н Нефтекама ?ала?ына к?сеп килдек. Мин ауылым мен?н бик ?орурланам. Бе??е? ауылды тир?- я?ын ?алын урмандар, бейек тау?ар сол?ап ал?ан. Улар?ы? исемд?ре ?к ауылымды нурлап тора: Г?р?й йыл?а?ы, ? и? ?ур тау?ар – Й?к??, К?ли ??м Т???р?к. Улар?ы? ??р бере?ене? исеме ?лл? нинд?й сер ?а?лай ке?ек ми??. Ауылымды? урта?ында матур к?л ята. Я?ын унда сел?н, торна килеп та?ы ла уны й?мл?й. Й?й к?нд?ренд? бе? унда ?ыу ин?бе?, балы? тотабы?. Шуны?ы ?ы?ы?, х??ер был к?лд? тырышып – тырмашып ?ондо??ар плотиналар ?ора. Улар ?а бе??е? ауылды ?? ит?л?р бу?ай. Болон -?ыр?арында аллы – г?лл? с?ск?л?р, тос баша?лы игенд?р у??. Урмандары ел?к – емешк?, й?нлект?рг?, ?оштар?а бай. Баш?ортостанды? барлы? т?б?ге л? бе??еке ке?ек матур. Мин уны? г?з?ллеген китап -журналдар?ан, д?реслект?р??н, телевизор?ан ?арап бел?м. Баш?ортостанды? хуш е?ле балын, серле ?урайын б?т? ер шарында бел?л?р. У?ытыусыбы? ??йл??енс?, к?пт?р бе??е? республиканы? исемен ишетк?с, «О Салауат иле, Мостай иле» ти??р ик?н. Мине? тыу?ан я?ым ер й???нд? и?-и? матуры, мин уны бер нинд?й сит илд?рг? л? алмаштырмайым. Шулай итеп, мин ??емде? Баш?ортостан республика?ы мен?н бик ?орурланам. Республика ара инша конкурсы «Пою мою республику» Тыу?ан я?ым- Баш?ортостан ?т?не: ??симова З?лфи? 4 “д” класс Нефтекама ?ала?ыны? 7-се урта д?й?м белем бире? м?кт?бе Муниципаль д?й?м белем бире? бюджет учреждения?ы У?ытыусы: Мусина Р.Н.
Баш?ортостан… Мин был ????е ишетк?с, мине? к?? алдыма ?орур, бейек тау?ар, ки? далалар, тау йыл?алары, саф, тоно? к?лд?р, ?уйы урмандар ба?а. «Баш?ортостан» ???ен ишетк?с, баш?орт ер??рене? матурлы?ын ??йл?г?н ?урай тауышын ишет?м. Мин ??емде? тыу?ан еремде, тыу?ан республикамды яратам. ??р бер кешег? ??ене? тыу?ан ере ???ерле, ??р бер кешег? ??ене? иле и? матур булып тора. Бе? уны бында тыу?ан, ??к?н, беренсе тап?ыр эшл?нг?н а?ымдар, беренсе тап?ыр «?с?й» ???е, беренсе тап?ыр м?кт?пк? бар?ан ?с?н яратабы?. Бе??е? бында и? ???ерле кешел?р, ту?андар: ?с?й, атай, ду?тарыбы? й?ш?г?н ?с?н ??й?бе?. Мин ??ебе??е? тыу?ан илебе? мен?н ?орурланам. ??ебе??е? баш?орт ер??ребе??е? матурлы?ы к?п кен? баш?орт йыр?арында йырлана, к?п кен? билд?ле бул?ан р?ссамдар эшт?ренд? т?ш?р?лг?н. Ша?ир?ар ????рене? ши?ыр?арында, йырсылар ????рене? йыр?арында, к?й??ренд? ??р?тт?й??р. ??ебе??е? республикабы??а р?химле, тыныс атмосфера?ы ?с?н шатмын. Бе??е? баш?орт ер??ренд? сик?е? к?с, сик?е? байлы? туплан?ан. Был баш?орт нефте, алтын, тимер м??д?не, малахиттар… Был бай ??емлек ??м малсылы? донъя?ы, бе??е? а?ыл, ярат?ан баш?орт балы, ?умы?ы, минерал ?ыу?ары. ??ебе??е? тыу?ан еребе??е? б?т? байлы?тарын ?анап б?т?р?рл?к т?гел, уны? таланттары, матурлы?ы тура?ында сик?е? ??йл?рг? була. Бе??е? й?ш быуын ту?ан телен, тарихын ??м ???би?тен белерг? тейеш. ??р беребе?г? л? тыу?ан Баш?ортостаныбы??ы? я?мышы ???ерле. Мине? уйлауымса, бе??е? республикабы?, бе??е? илебе? матур булып й?ш?рг? тейеш, мин тырышып у?ыр?а, ??емде? я?ындарымды, ду?тарымды яратыр?а, кил?с?ге тура?ында ?ай?ыртыр?а тейешмен. Мин б?т? кешел?р?е л? бындай матур илд? татыу й?ш?рг? ?нд?йем.
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 МР
УЧАЛИНСКИЙ РАЙОН Республика
Башкортостан
Рассмотрено:
Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО
зам.директора по УВР директор школы
Протокол №2 Атаева
С.В._______ Сергеева Е.А._______
от « 26» августа 2020 г.
Рабочая
программа по внеурочной деятельности
«Учим
башкирский язык»
(общеинтеллектуальное
направление)
Уровень
образования: основное общее
Срок
реализации программы: 2020-2021 учебный год.
Классы
6 А,В,Г.
Учитель:Хужина
Г.Н.
Пояснительная
записка по внеурочной деятельности
«Учим башкирский
язык»
Программа
курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а также основной
образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает
возрастные, учебные и психологические особенности обучающихся,
и является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает
развитие интеллектуальных учебных умений у обучающихся, необходимых для
дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Раскрытие
богатства башкирского
языка пробуждает у обучающихся
чувство гордости за красивый, родной
язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение
наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к
слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у обучающихся
воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно
выполнять задания. Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и
занимательности в занятия по языку располагает преподаватель
во внеклассной работе.
Внеклассные
занятия способствуют формированию у обучающихся элементарных
понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению обучающих с
богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на
уроках.
Рабочая
программа кружка по башкирскому
«Учим башкирский язык» для обучающихся 6 классов создана
на основании Федерального государственного
образовательного
стандарта по на базе основного общего образования с получением
основного общего образования.
Данная
программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления учащихся,
способствует повышению их интеллектуального уровня при
изучении башкирского языка, как родного, воспитывает
чувство уважения к башкирскому
языку. В отличие от уроков родного языка на внеурочных занятиях учащиеся
получают углубленные знания по всем разделам лингвистики, в т.ч. речевого
этикета. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам.
Используя
информационные компьютерные технологии, обучающиеся учатся находить нужный
материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои
предположения языковедческими примерами.
Также
обучающиеся на занятиях учатся составлять проекты, работать в команде,
планировать и оценивать свою деятельность, что является необходимым для
формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Общая характеристика
внеурочной деятельности
Основная цель:
Курс
башкирского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание
гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению
культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к башкирскому
языку;
совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение башкирским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования;
обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи обучающихся;
развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение
знаний о башкирском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения, об основных нормах башкирского литературного
языка, о башкирском речевом этикете;
формирование
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
Обучающие:
— развитие интереса к башкирскому
языку как к учебному предмету;
— приобретение знаний, умений, навыков по
грамматике башкирского
языка;
—
пробуждение потребности у обучающихся
к самостоятельной работе над познанием родного языка;
— развитие мотивации к изучению башкирского
языка;
— развитие творчества и обогащение
словарного запаса;
— совершенствование общего языкового
развития обучающихся;
-углубление и расширение знаний и
представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом
отношении обучающихся.
Воспитывающие:
— воспитание культуры обращения с книгой;
— формирование и развитие у обучающихся разносторонних
интересов, культуры мышления.
Развивающие:
— развивать смекалку и сообразительность;
— приобщение обучающихся к
самостоятельной исследовательской работе;
— развивать умение пользоваться
разнообразными словарями;
— учить организации личной и коллективной
деятельности в работе с книгой.
Описание учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ
СОШ №10 г.Учалы.
На изучение курса отводится всего 34 часа (1
час в неделю.)
Программа ориентирована на учащихся 6
классов.
При проведении занятий по курсу основное
место
займут
следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная;
методы работы: частично-поисковые,
исследовательские, тренинги.
Программа
имеет несколько разделов, каждый из которых предполагает проектную
деятельность.
Освоение
курса завершается итоговой олимпиадой по башкирскому языку
и литературе.
Оценка
знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты
практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий
(выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от
наличия свободного времени) и письменных работ.
Текущая
и промежуточная аттестация осуществляется качественно без фиксации отметок по
5-ти бальной шкале.
Формы проведения занятий:
— беседы,
лекции;
—
практические занятия с элементами игр и
игровых элементов; с использованием дидактических и раздаточных материалов,
пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок,
сказок;
— комплексная
работа с текстом;
—
самостоятельная работа (индивидуальная и
групповая) со словарями разного типа;
— поиск
информации в интернете;
— встречи
с писателями и поэтами;
— встречи
с выдающимися людьми г.Учалы и Учалинского района.
Интерес
обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сказок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
1.игровая;
2.теоретическая;
3.практическая.
Основные методы и технологии:
— технология
разновозрастного обучения;
— развивающее
обучение;
— технология
обучения в сотрудничестве;
— коммуникативная
технология.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
В
процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной
мотивации, в соблюдении норм современного башкирского
языка,
культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными
результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных
учебных действий.
Личностные:
—
чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться
к совершенствованию собственной речи);
— эмоциональность (умение управлять своими
эмоциями);
— интерес к изучению
языка.
Регулятивные:
—
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
— корректировать свою деятельность;
— способность к объективной самооценке.
Познавательные:
—
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и справочной литературы;
— устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемых лингвистических явлениях.
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные,
прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
— владеть монологической и диалогической
формами речи;
—
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
—
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— формулировать собственное мнение и
позицию.
Содержание программы
Введение. Речь. 1 ч.
Тема 1. Высказывания великих людей о башкирском
языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.
Тема 2. Выдающиеся писатели РБ.
Тема 3.Выдающиеся
поэты РБ.
Тема 4.
Необычные правила.
Тема
5.
Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание трудных
слов. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.
Тема
5. Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания,
который исследует происхождение и историю развития слов).
Тема
6. Слитно, раздельно или через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его
в речи и на письме. Работа с текстом.)
Тема 7. Частицы
и окончания ( Трудные случаи написания)
Тема
8. Различай и отличай. Проектная работа. (Дидактические игры и упражнения).
Тема
9. Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведение о
самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).
Тема 10. Тайна в имени твоём. (
Узнай о себе больше)
Тема
11. Именная родня. (Все именные части речи башкирского
языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение.Лингвистические
игры «Давайте поиграем».)
Тема 12. Семь
чудес Башкортостана (Практическое занятие).
Тема 13. Семь
чудес Учалинского района. Проектная работа.
Тема
14. Шэжэрэ (Обобщение изученного о родословных.
Стихотворение К.Аралбая. Практическое занятие)
Тема 15. Жизнь
и творчество М.Карима.
Тема
16. Просмотр кинофильма по произведению М.Карима «Сестренка»
Тема 17. Лекарственные
растения родного края (Составление
презентаций.)
Тема
18. Главнее главного. (Башкирский язык – родной язык
Р.Гарипова, М.Карима, З.Биишевой и т.д.)
Тема
19. Действую по-разному. ( Составление кроссвордов,
ребусов.Игра «Кто быстрее?»).
Тема 20. Определяй и дополняй. (Устное
народное творчество)
Тема 21.Знаменитые
личности Учалинского района).
Тема 22. Знаменитые личности Учалинского
района.
Тема
23. Экскурсия на городскую библитеку (Встреча
с работниками библиотеки.)
Тема
24. Мой родной Башкортостан.
(Употребление собственных имен в
географических названиях гор, озер,местностей.)
Тема
25. Тема 26. Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в
тексте.Построение текстов.)
Тема
26. Прямая речь в башкирском языке.
Тема 27. Текст
(Конкурс
на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)
Тема
28. Сочетай, конструируй и вставляй.. (Использование знаков препинания
в предложениях. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
Тема 29. Конкурс
чтецов (В деревне сабантуй.Работа с текстом).
Тема 30. История
сел и деревень района. (Исторические
данные)
Тема 31. Проектная работа.( кто какую тему
выбрал)
Тема
32. Сочинение на тему «Мое любимое произведение»
Требования
к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
«Родной башкирский язык».
В
результате изучения данной программы на
обучающиеся
получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством
педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы);
в
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других
участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на
этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять
и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение
(версию);
учиться работать по предложенному
педагогом плану;
учиться совместно с педагогом и другими студентами
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от
педагога, и используя учебную литературу.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и
пытаться договориться;
овладевать
навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются
формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении
признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
наделять предметы новыми свойствами.
Список литературы:
Төп әҙәбиәт: М.Усманова, З.Солтанғолова.
Башҡорт теле дәүләт теле итеп уҡытылған башланғыс биреү учреждениелары өсөн..
Учебный словарь, башкиро-русский
русско-башкирский,Усманова М.Г.,Саяхова Л.Г., Киньягулова З.И., Уфа: 2006 ;
Русско- башкирский учебный словарь,
Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г., Асадуллина Ф.Ф., Сахипова З.Г., Уфа: Китап, 2001
№ | Темы: | Планируемые | Дата |
1 | Введение. | принимать учебно-творческую задачу, действия; | 3.09. |
2 | Высказывания | пользоваться видами просмотровым, ознакомительным; – представленную формах (сплошной несплошной иллюстрация, | 10.09. |
3 | Выдающиеся | уметь необходимые собственной сотрудничества | 17.09. |
4 | Выдающиеся | излагать прочитанного (прослушанного) подробно, | 24.09. |
5 | Необычные | пользоваться справочниками; – следственные – | 1.10. |
6 | Лингвистические | слушать пытаться точку корректировать зрения; | 8.10. |
7 | Путеводные | выполнять действия речи, в | 15.10. |
8 | Слитно, | создавать типа, – речевые различных задач; и речи, монолога | 22.10 |
9 | Частицы | самостоятельно вычитывать текстовой | 5.11. |
10 | Различай | осуществлять поиск соответствии исследовательской использованием библиотек | 12.11. |
11 | Морфологическая | владеть диалогической | 19.11. |
12 | Тайна в | самостоятельно варианты творческой | 26.11. |
13 | Именная | выступать сверстников | 3.12. |
14 | Семь | ценностное отношение к Башкортостану,своему народу, | 10.12. |
15 | Семь | первоначальные умения видеть красоту в окружающем | 17.12. |
16 | Шэжэрэ | знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним. | 24.12. |
17 | Жизнь и | самостоятельно формулировать | 14.01. |
18 | Работа | первоначальные навыки трудового творческого | 21.01. |
19 | Лекарственные | ценностное отношение к природе, окружающей среде | 28.01. |
20 | Главнее | составлять план решения учебной проблемы | 4.02. |
21 | Действую | перерабатывать и преобразовывать | 11.02. |
22 | Определяй | строить рассуждения; | 18.02. |
23 | Знаменитые | Находить, использовать и представлять информацию. | 25.02. |
24 | Знаменитые | адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой | 4.03. |
25 | Экскурсия | осуществлять поиск нужной информации для выполнения | 11.03. |
26 | Мой | работать по плану, сверяя свои действия с | 18.03. |
27 | Просмотр кинофильма по произведению | интерес к письму, к созданию собственных | 25.03. |
28 | Обратись | осознание ответственности за произнесённое и | 8.04. |
29 | Текст | 15.04. | |
30 | Сочетай, | договариваться и приходить к общему решению | 22.04. |
31 | Конкурс | чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и | 29.04. |
32 | История | любовь и уважение к Отечеству, его | 6.05. |
33 | Проектная | анализировать объекты, выделять главное; | 13.05. |
34 | Итоговое | -формулировать собственное | 20.05. |
Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку
Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.
В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:
- Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
- Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
- В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
- Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.
Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.
Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.
Задание №27 – сочинение
В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:
Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.
К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:
Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.
План сочинения
Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.
Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:
- Формулировка проблемы.
- Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
- Позиция автора.
- Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
- Вывод (коротко).
Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.
В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.
Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.
Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::
Оценивание сочинения
За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).
Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:
- Объем текста менее 70 слов.
- Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).
Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-1 | Формулировка проблемы | 1 |
К-2 | Комментарий к проблеме | 6 |
К-3 | Отражение позиции автора | 1 |
К-4 | Отношение к позиции автора | 1 |
К-5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
К-6 | Точность и выразительность речи | 2 |
К-7 | Орфографические нормы | 3 |
К-8 | Пунктуационные нормы | 3 |
К-9 | Грамматические нормы | 2 |
К-10 | Речевые нормы | 2 |
К-11 | Этические нормы | 1 |
К-12 | Точность фактов в фоновом материале | 1 |
При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.
Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.
№ | Критерий | Максимальный балл |
К-7 | Орфографические нормы | 2 |
К-8 | Пунктуационные нормы | 2 |
К-9 | Грамматические нормы | 1 |
К-10 | Речевые нормы | 1 |
Советы педагогов
Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.
Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:
- Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
- Историческая память поколений.
- Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
- Жертвенность материнской любви.
- Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
- Сложность и противоречивость поступков людей.
- Смысл жизни и ценности человека.
- Человеческое благородство.
- Честь и достоинство.
- Патриотизм.
- Очищающая сила искусства.
- Отношения человека с окружающими.
- Восприятие человека окружающими.
- Сострадание к окружающим.
- Одиночество.
- Человек и искусство.
- Отношение людей к войне.
- Человек и мир природы.
- Бережное отношение к языку.
- Человек и власть, которой он наделен.
Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.
Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.
Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.
Читайте также:
- ЕГЭ по биологии в 2022 году
- ЕГЭ по истории в 2022 году
- Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам