Сочинение по балладе светлана есть ли место волшебству в нашей жизни

Сочинения по литературе другие анализ баллады светлана жуковского василия андреевича жуковского по праву можно назвать основоположником романтизма в россии и
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ баллады Светлана Жуковского

Василия Андреевича Жуковского по праву можно назвать основоположником романтизма в России и мастером жанра баллады. Многие критики находят в его творчестве подражание английским поэтам. Вот и сюжет известной баллады «Светлана» был заимствован Жуковским у Бюргера.

Многие критики-литературоведы сходятся во мнении, что композиция двух баллад Жуковского: «Людмила» и «Светлана», похожи. Но если проводить тщательный анализ каждой из элегий, то они существенно различаются.

Баллада «Светлана» наполнена русским колоритом, поэтому требует более тщательного анализа и интерпретации. Жуковский существенно изменил сюжет элегии, добавил русского фольклора: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…». В отличие от баллады Бюргера и элегии «Людмила», здесь счастливый конец: жених Светланы живой, и всё заканчивается свадьбой. За небольшой проступок ее немного проучили. В балладе все сложилось удачно, потому что девушка остается при своей вере в Бога, не отступает от нее. Зайдя в страшный темный дом во сне, Светлана сразу начинает молиться иконе. Это говорит о том, что девушка чистая душой, искренняя.

В балладе присутствуют символические образы. Это голубь – птица чистая, символ Пресвятого духа. Мертвец – посланник Дьявола.

Основная тема произведения – гадание в святки. Основная мысль – не стоит верить разным поверьям и уповать на гадания, так как это всё от Дьявола. Свою судьбу каждый человек творит сам.

Мы слышим достаточно ироничный и радостный тон в начале и в конце баллады. Жуковский подсмеивается над наивностью русских девушек. В середине элегии слышны пугающие девушку интонации. Автор как бы предупреждает свою героиню, что не стоит отступать от своей веры и нужно надеяться только на лучшее.

Баллада написана простым и понятным языком. Синтаксис также несложный, незамысловатый. Произведение построено на односложных предложениях.

Даже размер элегии выбран также простой – двухсложный хорей. С помощью него действия и сюжет развивается быстро, без промедлений и раздумий. Рифмовка элегии выбрана перекрестная. Одним словом, всё скомпоновано.

Баллада яркая, красочная. Это создается с помощью красочных эпитетов: «серьги изумрудны», «милая Светлана», «кольцо златое» и другие. Незамысловатые сравнения: «душа как ясный день», «свет – судья лукавый», также говорят о простоте произведения.

Автором выбрано «говорящее» имя для своей героини – Светлана. Оно несет свет, чистоту помыслов, искренность.

Несмотря на заимствованный сюжет, балладу «Светлана» по праву можно назвать русским произведением, насыщенным бытом и нравами, традициями славян.

Вариант 2

Балладу «Светлана» Жуковский написал в 1812 году. В тот период многие литературные деятели увлекались немецким романтизмом. Жуковский не стал исключением. Он написал балладу по мотивам произведения Бюргера «Леонора». Она отличается от немецкой версии русским колоритом и народным мистицизмом.

«Светлана» написана в жанре романтизма  в сочетании русских фольклорных обрядовых и мистических традиций.

Основная тема ― сон девушки накануне Рождества, ее душевные переживания. Главная героиня по совету подружек решается погадать, чтобы узнать свою судьбу. Она давно не получала вестей от жениха, что вызывало у нее плохие предчувствия. Девушка в ночь остается одна погадать с помощью зеркала. Однако от усталости и беспокойства засыпает и видит страшный сон. Сначала ей мерещится жених, который возвращается с дальней поездки, а затем она видит его мертвым. В испуге девушка просыпается и понимает, что ей приснился дурной сон. Она считает его вещим. Однако ее волнение напрасно: баллада заканчивается оптимистично с намеком на свадьбу героини.

Главная идея баллады ― образ девушки и ее переживаний в мистическом контексте, что присуще романтическому жанру. Однако Жуковский непросто копирует немецкую версию «Леноры», а придает ей русский колорит. Характерной чертой является время, описанное в балладе: рождественские святки. Способы мистификации ― предсказание и гадание в русских традициях: на блюдцах, зеркалах, башмачках в сопровождении заговоров и песен. Введение сна героини усиливает мистичность. Автор через него показал ее истинные переживания и страхи: одиночество и потеря любимого.

Сюжет баллады развивается по нарастающей:

  • Экспозиция ― сначала автор показывает легкую обстановку в кругу подруг.
  • Завязка ― поддавшись страхам, Светлана решается погадать, но Девушка, утомленная волнением, засыпает и видит страшный сон.
  • Развитие ― во сне события развиваются стремительно и небезопасным образом.
  • Кульминация ― в мертвеце Светлана узнает жениха.
  • Развязка ― Светлана пробуждается, появляется легкая надежда на светлое будущее. Накал спадает, ситуация разряжается.
  • Эпилог ― напутствие автора.

Автор использует много художественных приемов: эпитеты (ярый воск, яркие глаза), метафоры (дрожащий свет, мертвое молчание), олицетворение (крикнул жалобно сверчок), гипербола (от копыт коней поднялась вьюга), перифраза (стол накрыт белой пеленою). Для фольклорного колорита автор использует обрядовые заговоры: «Кузнец, скуй мне злат и нов венец…». Часто использует троеточие, что подчеркивает недосказанность и сомнения главной героини.

Баллада написана в форме похожей на сонет, четырехстопным хореем с перекрестной рифмой (мужская, женская): первые два катрена АБАБ, секстина ААБААБ.

Баллада написано в романтическом стиле с мистическими элементами, но с русским фольклором. Поэтому она воспринимается, как народное произведение, в духе волшебной сказки с хорошим финалом.

Сочинение по балладе Светлана

Василий Жуковский написал «Светлана» в 1812 году. Жуковский во время своего становления подражал немецким и английским авторам, а «Светлана» стала результатом одного из переводов немецкого произведения «Ленора» автора Бюргера.

В произведении рассказывается о девушке Светлане, которая длительное время ждет возвращения своего жениха, и в крещенскую ночь решается на гадание, с другими девушками, чтобы узнать о судьбе жениха. Во время гадания она видит любимого, затем церковь, но в итоге все оборачивается избой, в которой стоит гроб с возлюбленным. Конец у баллады счастливый, в итоге жених жив и они играют свадьбу.

Баллада «Светлана» написана в лучших традициях романтизма. Творение создано из простых предложений, его легко читать, а перекрестная рифма придает мелодичность. Сравнение один из приемов, наиболее часто встречающихся в балладе, показывает отношение писателя к происходящему. Например « в ней душа — как ясный день». Образные определения показывают детальную характеристику личностям и явлениям:« милая Светлана, снежный прах, тайный мрак». Лексика «Светланы» полна историзмов и архаизмов, устаревших слов (ярый-огненный, вымолвить — сказать).

Произведение наполнено фольклорными мотивами это гадания, мотивы народных сказок, песни. Также много символики: ворон- вестник смерти, голубь как Святой Дух, петух – пробуждение от мрака.

Главной темой произведения является Вера. Героиня отчаявшаяся решается на греховный поступок гадание, но увидев неприятный конец, не отчаивается, а продолжает верить в лучшее. А тема любви пронизывает все произведение, любовь героев помогает пройти им все испытания.

Так же в произведении Жуковский поднимает тему суеверного невежества. Ведь с принятия христианства русские до сих пор наравне с православными праздниками, такими как  Пасха, отмечают и языческие праздники вроде Масленицы. Это описано в том что во время крещения ,девушки придаются греховному гаданию.

Баллада «Светлана» считается лучшим произведением Жуковского, благодаря ей у него было одноименное прозвище в литературных кругах. Произведение было подарком на свадьбу племяннице автора.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ баллады Светлана Жуковского

Анализ баллады Светлана Жуковского

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Евгений Онегин — лишний человек 9 класс

    «Евгений Онегин» является одним из самых значимых произведений в русской литературе. Сюжет романа разворачивается в начале 19 века. Это время значительных политических изменений

  • Сочинение Кто такие «маниловы»? Итоговое 11 класс

    Источником понятия фамилии «Манилов» стало известное произведение Николая Гоголя «Мертвые души». Часто называют слово «маниловщина».

  • Сочинение Плюсы и минусы интернета

    Интернет пришел в нашу жизнь относительно недавно, но прочно занял в ней важное место. Люди начали получать информацию из всемирной паутины, работать и общаться в сети.

  • История любви Гринева и Маши Мироновой

    «Капитанская дочка» является исторической повестью, но нельзя отрицать значимости любовной линии между Петром Гриневым и Машей Мироновой. Девушка изменила характер молодого человека, помогла повзрослеть ему и стать смелым.

  • Характеристика и образ Александра Павловича в повести Лескова Левша сочинение

    Монарх путешествует по Европе, и приходит в восторг от изобретений иностранных держав. Ему нравятся различные безделушки, сотворённые руками чужеземцев. Российских же мастеров, он и в грош не ставит, уверяя

Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.

История создания

Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.

В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.

Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Композиция

В основе композиции баллады лежит прием антитезы: противопоставляются сон и реальность. Это столкновение обусловлено содержанием, ведь действительность в произведении противопоставлена вредоносной иллюзии, вера – суеверию, правда – лжи.

Роль композиции – показать контраст и необходимость нравственного выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой, правдой. Героиня выбрала свой путь и вернулась в реальный мир, где ее ждало счастье.

О чем?

Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.

Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.

Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду. Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают. Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.

От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.

Главные герои и их характеристика

Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.

  1. Характеристика Светланы. Кажется, что у баллады только один действующий персонаж – Светлана. Она и правда становится центральным героем в повествовании. Это молодая девушка, опечаленная тем, что от любимого нет вестей, она беспокоится о нем. Она не может веселиться, как ее подружки, и для нее гадание не является простой девичьей забавой. Героиня чиста и невинна: она не ропщет на Бога, не обвиняет судьбу, когда узнает, что ее жених умер, а наоборот, молится. Иначе вели себя Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняют Спасителя, что он не услышал их молитв. Образ Светланы противопоставлен этим героиням: она не призывает Бога на суд, поэтому темные, злые силы не могут погубить ее чистую и прекрасную душу. За смиренность, набожность и верность автор награждает героиню счастливым финалом.
  2. Голубь. Своеобразным двойником и защитником Светланы становится белоснежный голубь, который закрывает ее от сил тьмы. Это – «ангел-утешитель», которому молилась Светлана перед тем, как начать гадать.
  3. Ворон. Эта птица олицетворяет смерть и темные силы.

Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.

Темы

Основными темами произведения являются любовь и вера.

  1. Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
  2. Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
  3. Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Проблемы

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

Главная мысль

«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

Устаревшие слова

Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.

  1. Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
  2. Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Средства выразительности

Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Фольклорные элементы

В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.

Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Автор: Альбина Исмаилова

  • С самого раннего детства я очень люблю читать. В моей семье огромное количество книг. Любовь к чтению мне привила моя бабушка, которая работает библиотекарем. Именно она познакомила меня с чудесным миром книг и именно с ней я впервые сходила в библиотеку.
    Моя бабушка работает в большой центральной библиотеке, благодаря ей я с детства имела доступ к самым редким книгам. Для меня библиотека – это удивительно атмосферное место, здесь очень легко сосредоточиться на учебе, здесь работают очень отзывчивые и доброжелательные люди, которые с радостью помогут найти любую книгу, либо с легкостью посоветуют прочитать что-то особенное. Здесь персонал может подобрать литературу к любому докладу или проекту, это очень удобно.
    Особенно мне нравится читальный зал. Здорово, что здесь есть даже компьютеры. Мне нравятся уютные места для чтения, красивые настольные лампы.
    В библиотеке всегда много людей. Сюда приходят школьники, которые берут книги на дом или читают их здесь, студенты, которые готовятся к экзаменам или пишут курсовые работы, а также взрослые.
    В библиотеке существует множество клубов по интересам. К примеру, здесь есть клуб любителей английского и греческого языков, клуб рукоделия, клуб поэтов, здесь собираются даже юные ученые, а также любители живописи.
    Также в библиотеке есть летняя веранда, где любой желающий может почитать книгу. Мне очень нравится там читать, я считаю это довольно романтичным. Еще в библиотеке есть специальные полки, куда можно положить книги, которые вам больше не нужны, а также можно забрать любые понравившиеся вам книги.
    Некоторые люди считают, что библиотеки – это скучное место, от которого веет прошлым, и ему нет места в будущем. Я совершенно не согласна с этим, я считаю, что за библиотеками будущее, только вероятно библиотеки будущего будут значительно отличаться от тех, которые мы привыкли видеть. Люди ходят в библиотеки и активно читают книги, мне кажется, это отличное доказательство того, что библиотеки никогда не умрут.

    Сочинение про Библиотеку

    Библиотека играет огромную роль в нашей жизни. Проходят года, века, а библиотеки всегда остаются чем-то важным для людей и общества. Да и как может быть иначе, ведь благодаря библиотеке и книгам, собранным там, мы становимся грамотнее и узнаем много нового.

  • Библиотека в моей жизни.
    У каждого грамотного человека есть своя библиотека. Сюда входят книги, принадлежащие ему. У кого-то библиотека большая и серьезная, у кого-то книг мало.
    Если в доме есть книги, это еще не значит, что у тебя есть домашняя библиотека. Разрозненные книжки, которые валяются в папиной комнате, у тебя под кроватью, лежат на полке в ванной – это просто разрозненные книжки. А вот если они будут находиться в одном месте, будут расставлены по алфавиту, будут аккуратно переплетены, то это собрание книг уже может называться домашней библиотекой.
    Например в нашей библиотеке 457 книг. Большую часть из них составляют математические, так как бабушка с тетей учителя математики.  Есть и литература некоторых писателей, например Пушкина, Лермонтова, Гайдара, Толстого. Есть несколько севременных книг, их читаю я, потому что мои родители не стороники фантастики. Моя тетя предпочитает детективы, а бабушка любит чувашские книги.
    Все эти книги у нас уже очень давно, они находятся в нашей квартире, а в доме только те книги, которыми мы пользуемся часто.  Книги очень старые, мои бабушка с дедушкой начали делать свою библиотеку примерно в 1975 году.  Сколько лет прошло, а книги все еще хранятся.
    По тому, какая у человека библиотека, можно судить о его личности. Если это сплошь «бандитские» триллеры, плохие «ужастики» и эротические романчики, значит, и интересы у человека соответствующие. А вот маленькая библиотека еще не означает, что человек не читает книг. Ведь некоторые читают электронные книги, а другие берут книги в библиотеке, чтобы не заставлять ими весь дом и не тратить на них лишних денег.
    Работу выполнила учащаяся 7а класса МБОУ «Цивильская СОШ№2» Ешмейкина Анастасия.

  • Просмотров (4389)
    Библиотека в моей жизни…Какое место занимает библиотека в жизни этих женщин? С уверенностью можно сказать – центральное. Потому что невозможно отдать двадцать-тридцать лет своей трудовой деятельности делу, которым занимаешься, не испытывая к нему влечения души, настоящей любви и преданности. Они настоящие библиотекари, библиотекари по призванию, Библиотекари с большой буквы. Библиотека – это их стихия. Они счастливые люди, потому что найти дело по душе и с удовольствием им заниматься всю свою жизнь – это большое счастье, и подтверждением тому – их добрые светлые счастливые лица и памятный след, оставленный ими в душах и сердцах читателей и «не читателей» односельчан.
    Надежда Ивановна Воронина
    Говорят, что легко жить в Сослагательном наклонении. А в реальной жизни? Что было бы, если бы… Если бы все окружающие стали бы вдруг похожими на Воронину Надежду Ивановну? Во-первых, рядом оказались бы просто красивые люди, милые и приветливые, с неизменно доброжелательными лицами. Это чисто внешнее проявление. А во-вторых, если уж говорить о полном сходстве с Надеждой Ивановной, нужно сказать о необыкновенной, редчайшей гармонии души и тела.
    Четверть века во главе огромной библиотечной системы /35 библиотек/ – и ни разу, ни один из коллег, друзей, просто знакомых не упрекнул ее в черствости, невнимательности к окружающим, непрофессионализме. Легко ли ей? Глядя в милое, располагающее лицо, можно сделать ошибочный вывод – нет ничего проще. Люди вокруг понимающие, добросовестные, исполнительные. Но ведь в том, что образовался такой коллектив единомышленников заслуга Надежды Ивановны – хозяйки большой империи библиотечных работников района. Она отстаивала само право на существование ЦБС в годы застоя и перестройки. Находила выход из самых, казалось бы, тупиковых ситуаций, и ни у кого ни разу не возникло сомнение в ее компетентности или профессионализме. Чего ей это стоило? Поступаться приходилось многим – семьей, личным временем, были и компромиссы… Но вот принималось решение – и Надежда Ивановна шла к цели, не останавливаясь на полпути. К ней прислушивались, шли на встречу, ее уважали, потому что знали – ее предложения обдуманы, а просьбы обоснованны. Жизнерадостная, любящая жизнь и людей, она всегда впереди и тем, кто рядом с ней никогда не приходит в голову отстать или просто не поддержать своего директора.
    А ведь она же еще прекрасная хозяйка, умеющая так накрыть стол и накормить гостей, что глядя на умиротворенные лица людей, уплетающих очередное фирменное блюдо невольно думаешь: « А каких бы высот могла она достичь и на этом поприще!».
    Так вот, если кто-нибудь еще скептически улыбнется, услышав: «если бы…», приезжайте в Осакаровку. Здесь вам расскажут о Ворониной Надежде Ивановне и вы сами сделаете вывод – если бы все вокруг стали похожими на Надежду Ивановну, какого великого множества проблем удалось бы избежать, насколько светлее и богаче духовно стала бы жизнь людей.
    Надежда Ивановна Ускова
    посвятила библиотеке 25 лет своей жизни. Она всегда энергична, добра и весела. Такой ее помнят коллеги, работавшие с ней, такой она остается и сейчас будучи на заслуженном отдыхе. Заботливая хозяйка, замечательная жена и мать. Ее пышные булочки и румяные пироги – как мы их любим! Увлекается чтением любовных романов, публикаций об интересных и известных людях. Это наша коллега Ускова Надежда Ивановна. И не зря в ее имени огромный заряд энергии, ожидания чего-то хорошего, Надина терпеливость и доброта делают ее человеком, очень удобным для общения. Она мудрый советчик, надежный друг, замечательная подруга и интереснейший собеседник. О ее человеческих качествах можно говорить бесконечно. Ее ответственность, особый интерес к работе, ее увлеченность и созданная благодаря этому в библиотеке атмосфера порядка, уюта, доброжелательная обстановка всегда неизменно привлекают к ней людей. Всех она встретит с приветливой улыбкой; уделит особое внимание каждому читателю, выполнит любой читательский запрос, предложит почитать книгу, интересную именно этому читателю. В работе библиотекаря нужен особый дар разговаривать с людьми и он у нее есть. Особая деликатность, чувство такта позволили ей найти много друзей среди наших читателей.
    Людмила Ивановна Криштопа
    Проработала в библиотеке 30 лет. Начинала в библиотекарем детской библиотеки в 1981 году и прошла практически все отделы, работу знает на отлично. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
    Популярность библиотеки обусловлена не только богатым выбором литературы, но и атмосферой внимания и доброжелательности. Такт, деликатность, какое-то особое внимание к собеседнику чувствуешь при разговоре с этой энергичной женщиной. Людмила Ивановна просто умница и к тому же верный и надежный друг. Ее осведомленность практически во всем, не остывающий интерес к новым книгам – не просто профессиональные заботы, а стремление увлекать за собой в мир знаний.
    Людмила Ивановна хороший наставник молодых библиотекарей. Она щедро делится с ними своим богатым опытом, всегда рада оказать практическую и методическую помощь. Немало внимания Людмила Ивановна уделяет самообразованию и повышению своей квалификации, активно участвует в работе районных семинаров. Если она возьмется за дело, то обязательно доводит его до конца, вкладывая всю себя без остатка.
    А еще она добрый друг, с которым можно поговорить на любую тему, открыть душу и получить необходимый совет в трудную минуту жизни.
    Татьяна Павловна Федулова
    Двадцать четыре года своей трудовой деятельности отдала библиотеке с.Пионерское. В 2012 году ушла на заслуженный отдых. Островок любви, доброты в маленькой сельской библиотеке – это ее рук дело. Здесь всегда интересно и часто бывает шумно. Она умеет увлечь в мир чтения и книг, умеет раскрыть таланты и способности своих читателей. В общем – она надежный, компетентный и авторитетный проводник в мире информации.

    Александра Ивановна Чернова
    Работала агрономом в с.Пионерское. В 1951 году пришла работать в библиотеку в этом же селе, и как выяснилось впоследствии, именно эта работа стала призванием и делом всей ее жизни. Проработала библиотекарем около тридцати лет. Александра Ивановна очень хорошо знала свое дело, и каждый посетитель библиотеки был уверен в ее своевременной профессиональной помощи. Она всегда находила время поговорить с людьми, расспросить их о том, что беспокоило, всегда находила нужные, чтобы подбодрить.
    К своей работе Александра Ивановна относилась очень серьезно и ответственно. Она выступала с просветительскими лекциями, посещала семинары библиотекарей. Стала участником I съезда библиотекарей Казахстана. За добросовестный труд ее не раз награждали почетными грамотами, ценными призами и юбилейными медалями.
    Добрая, отзывчивая, грамотная, человек неиссякаемой энергии – такой запомнили ее односельчане.
    Елена Владимировна Назарова
    На лице у этой милой женщины всегда неизменная улыбка, словно с рождения поселился в ней лучик солнца. Она всех готова согреть теплом своей души. И люди это чувствуют, к ней тянутся. Глядя на нее понимаешь, что вот именно таким должен быть библиотекарь – по-девичьи веселым, по-матерински заботливым и по-настоящему профессиональным. Тридцать семь лет – таков ее трудовой стаж. И все эти годы Елена Владимировна проработала в библиотеке с.Карагайлы и можно с абсолютной уверенностью сказать, библиотечная профессия – ее призвание.

    Орынша Кудушевна Нукеева
    Сказать, что Орынша Кудушевна Нуркеева работает в детской библиотеке 38 лет, значит, ничего не сказать. Ведь 38 лет – это жизнь, а для Орыншы Кудушевны – это жизнь, неотделимая от библиотеки. Так уж получилось, что на слове «библиотека» у нее «завязано» все – профессия, жизнь, любимое занятие. А если добавить сюда такие очевидные качества, как профессионализм, настойчивость, любовь к выбранному делу, то не трудно предугадать результат – безграничная любовь и уважение юных читателей и жителей п.Молодежного всех возрастов, многочисленные награды и почетное звание у библиотеки.
    Орынша Кудушевна Нуркеева работает заведующей детской библиотекой п.Молордежный с 1972 года. На эту должность она была назначена с момента создания библиотеки, поэтому все, чего достигло это учреждение к сегодняшнему дню создано ее трудом. Сейчас детская библиотека – одна из лучших не только в нашем районе, но и в Карагандинской области. Ей присвоено звание библиотеки отличной работы, а сама Орынша Кудушевна неоднократно награждалась дипломами, почетными грамотами и благодарственными письмами за достижения и успехи в работе, за победы на областных смотрах-конкурсах по различным номинациям, конкурсах рефератов, энциклопедий, чтецов и юных любителей книги. А в 2008 году она получила премию акима Карагандинской области в номинации «Лучший библиотекарь села».
    Елизавета Ивановна Левина
    Библиотеку с.Батпак Елизавета Ивановна приняла в 1951 году и проработала в ней 39 лет. Бывало всякое, пришлось пережить и холод и необустроенность в библиотеке, когда книги стояли на примитивных наскоро сколоченных из досок полках, а читателям приходилось за единственным длинным столом, покрытым скатертью и читать и играть в шахматы и шашки. С переездом в новое здание клуба, библиотека обрела две просторные светлые комнаты, мебель, стеллажи.
    Елизавета Ивановна организовала в библиотеке клуб по интересам «Хозяюшка». В нем собирались жительницы села обменивались кулинарными рецептами, угощали друг друга своими лакомствами и выпечкой, организовывали чаепития. В библиотеке устраивались выставки рукоделий – вязанные жилеты, платья, салфетки похожие на кружева. Этому искусству научились и передавали друг другу участники клуба «Хозяюшка» О работе этого клуба по интересам была статья в журнале «Советская Женщина» на английском языке №9 за 1989 год.
    Елизавета Ивановна многие годы руководила Батпактинским женским советом. Честная, добрая, безотказная, добросовестная, душевная – так отзывались о ней совершенно разные люди. Ведь работа в женсовете требует много душевных сил и времени. Она также два созыва была депутатом райсовета и четыре созыва депутатом сельского совета.
    В 1989 году Елизавета Ивановна ушла на заслуженный отдых и передала библиотеку в заботливые руки своей дочери Тамары Павловной Матковой, которая достойно продолжает дело.
    Нина Александровна Попова
    Более тридцати лет заведовала библиотекой маленького села Колхозное. Знала каждую семью, круг интересов и атмосферу в ней, помнила, как учатся школьники и что их увлекает и каждому умела предложить самую нужную книгу. С каждым читателем Нина Александровна задушевно поговорит, окажет необходимую помощь. Своему делу отдала она все свои знания, всю силу души. В 1975 году сельская библиотека с.Колхозное заслуженно получила звание «Библиотека отличной работы», а сама Нина Александровна неоднократно награждалась Почетными грамотами и ценными подарками.
    Ее работа «Энциклопедия села Колхозное» была отмечена жюри областного конкурса и получила диплом и премию.
    Сейчас, находясь на пенсии, Нина Александровна часто посещает библиотеку в качестве читателя, делится своими знаниями и опытом с молодым библиотекарем, продолжающим ее дело.
    Ирина Владимировна Вебер
    родилась в 1932 году в Москве. В 1941 году их семью незаконно выслали в административном порядке на положение спецпоселенцев в Казахстан. Здесь в поселке № 5 она состояла на спцучете в органах НКВД без права на передвижение до 1956 года. В этом поселке – Литвинское (ныне с.Есиль) окончила восьмилетку. Девятый и десятый классы училась в СШ№1 п.Осакаровка. Пришла работать в сельскую библиотеку села Литвинского в 1952 году. И очень пришлась эта работа ей по душе, отдала ей всю свою трудовую жизнь, а это ни много, ни мало тридцать лет. В 1957 году успешно закончила Семипалатинский библиотечный техникум им.Абая.
    Ирина Владимировна очень требовательный к себе человек, ответственный и неутомимый в работе. Вместе со своей мамой, которая работала в ее библиотеке техничкой, занимались оформлением книжных выставок, ремонтом книг, чему подтверждением является отличная сохранность фонда. Когда Ирина Владимировна начинала свою трудовую деятельность, фонд библиотеки составлял 5500 экземпляров, в 1982 численность его достигла 24 000 экземпляров.
    Ирина Владимировна систематически проходила обучение на курсах повышения квалификации, неоднократно принимала участие в работе научно-практических конференций.
    Она неоднократно награждалась дипломами, грамотами, значками, ценными подарками и премиями. Награждена медалью «За доблестный труд».
    С 1982 года Ирина Владимировна вышла на пенсию. Жители села помнят ее как интеллигентного и очень трудолюбивого человека. Всегда опрятна и собрана, она очень любит жизнь. А еще она любит цветы, которыми всегда усыпан ее палисадник – шикарные розы, прекрасные белые лилии, ромашки и гладиолусы.
    Нина Ивановна Похильчук
    Нина Ивановна Похильчук в качестве библиотекаря совхоза «Родниковский» проработала 26 лет с 1967 года после окончания курсов библиотечных работников. По отзывам односельчан, Нина Ивановна была грамотной доброй отзывчивой, умела выслушать, делилась своими впечатлениями, была добрым советчиком и наставником для многих жителей села. Была по-настоящему увлечена библиотечной деятельностью, интересно проводила в библиотеке круглые столы, диспуты, читательские конференции, лекции, библиотечные уроки, книжные выставки различной тематики. Нина Ивановна выезжала в бригады в составе агитбригады, знакомила сельских тружеников с новинками литературы, новой информацией. Работала в тесном контакте с учителями-словесниками, которые проводили свои внеклассные мероприятия в сельской библиотеке. Принимала активное участие в работе клубов «Горизонт» и «Глобус» при сельской школе. Являясь мамой четверых детей, Нина Ивановна была бессменным руководителем родительского комитета школы.
    Совместно в Сельским советом был организован клуб «Очаг», в котором она также была активной участницей. Устраивались посиделки, где молодые женщины могли почерпнуть опыт ведения домашнего хозяйства от опытных хозяек.
    Жители села любили ходить в библиотеку, посидеть в читальном зале, пообщаться с умным чутким, добрым библиотекарем Ниной Ивановной. Сейчас она живет в России, в городе нефтяников Лангепасе Тюменской области. Родниковцы до сих пор вспоминают добрым словом Нину Ивановну и желают ей хорошего здоровья, бодрого настроения, долголетия и всегда рады видеть ее в Родниковском. На фото Нина Ивановна (в светлой кофте) вместе с учителем русского языка и литературы проводят обзор новых поступлений литературы (1973 г.)

  • Я очень люблю ходить в библиотеку, потому что люблю читать. Многие могут возразить, что сейчас, для того, чтобы прочитать книгу, не обязательно­ идти в библиотеку, но я не соглашусь. Конечно, сейчас, благодаря интернету, благодаря компьютерам, ноутбукам и электронным книгам, даже телефонам, книги можно читать в интернете в любом формате. Это стало очень удобно, потому что можно брать такие книги повсюду, и не нужно носить с собой огромные­ печатные издания. Но с другой стороны, мне всегда больше нравилось читать печатные книги, потому что можно ощутить предмет. Хотя удобство электронных вариантов, конечно, неоспоримо. Но если хочется прочитать что-то с душой, обычные книги подойдет гораздо больше.
    Библиотека – это настоящий рай для тех, кто ценит книги и любит чтение. Это так, потому что библиотека включает в себя столько книг, сколько не может поместиться в обычном доме. В прошлом веке образованные и богатые люди, которые жили­ в огромных особняках и могли себе позволить содержать целую библиотеку. У них была большая комната, вся заставлена книгами и шкафами с ними, где было удобное место для работы и чтения. Я бы хотел также иметь свою собственную библиотеку, когда обзаведусь своим собственным домом. Библиотека также была и кабинетом, и местом для разговоров, местом, где могли проходить деловые совещания или переговоры. Очень часто семьи собирались вечером и читали друг другу вслух. То есть, библиотека всегда была­ интеллектуальным центром дома.
    После революции библиотеки стали публичными, поэтому очень многие люди получили возможность читать, читать много и читать то, что им хочется. Библиотеки дали возможность тем, у кого не было возможности постоянно покупать книги, читать то, что было интересно, современно, читать произведения классиков русской и зарубежной литературы, читать стихи и прозу великих­ писателей, которые уже были известны по всему миру. Библиотеки дали возможность русскому­ народу просвещаться, выходить из темноты к свету. Поэтому, как я считаю, библиотеки­ играли очень важную роль в становлении русского народа, так же как хорошее питание играет важную роль­ в выздоровлении после болезни.
    Книги можно сравнить с пищей, а библиотеку с рестораном. Библиотека всегда полна хороших книг, которые помогут развиться вашему уму и воображению, которые помогут вам повзрослеть, по-другому взглянуть на мир, увидеть различные ситуации со стороны. Но всегда зависит только он читателя, какое именно блюдо он выберет. Когда человек приходит в библиотеку, он сам выбирает то, что будет читать,­ иногда не слушая советов опытного библиотекаря. В каждом ресторане есть испорченные блюда, иногда нужно быть очень аккуратным, чтобы оно не попало к вам на обеденный стол.

  • Сочинение ученицы 7-х класса Меньшиковой Натальи на тему: «Книги в моей жизни».
    Испокон веков человек стремился к знаниям, хотел постичь настоящее и будущее. Недаром на протяжении многих столетий его волновала идея «машины времени», разработанная
    Г. Уэлсом в романе, который так и называется – «Машина времени».
    И в наши дни у нас есть своя «машина времени» – это книги. И прежде всего и больше всего художественная литература. Звучат с её страниц и, как живые, доходят до нас и споры древних греков, и плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», и страдания короля Лира.
    «Литература – учебник жизни», – говорил Горький. И часто она выполняет эту роль в прямом смысле слова.
    С первой любовью и дружбой, горестями и радостями человек сначала встречается на страницах книг, а потом уже и в жизни. И от того, чего молодой человек успеет начитаться, что успеет почерпнуть из книг, будет во многом зависеть его будущее.
    Книги – это источники информации, знаний, воспитания. Они окружают нас с самого рождения. Вначале это «малютки» с множеством цветных картинок, сказок, загадок, они помогают ребёнку мыслить, а потом произносить первые слова. Малыш растёт, и взрослеют его книги.
    Мы узнаём, что на земном шаре есть леса, поля, равнины и горы, моря, реки и озёра. Перед нашим взором проходят поэтические картины природы, будто слышим песнь ручейков, шум лесов и дубрав, звон косы в росистом лугу. Мы познаём мир: видим, как сменяются дни и ночи. Осень и зима, весна и лето. Узнаём, что такое тундра и тайга, какое поле самое большое; где живут животные, какие они; сколько звёзд на небе; почему в космос летают на ракете; «чем пахнут ремёсла» – книга даёт нам ответы на тысячи «почему».
    Книга – это чудесный мир превращений, и через этот мир  мы «видим»  чужую боль, страдания, радость, счастье. Она не только даёт нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш учитель, с которым мы не расстаёмся всю жизнь. … Как раньше были необходимы для современников Радищева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова «Путешествие из Петербурга в Москву», «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени» и «Кому на Руси жить хорошо», так и для нас полезны и поучительны эти замечательные произведения.
    Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого  ты привык искать ответы на  вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
    Моё знакомство с Чеховым произошло в раннем детстве, когда мама прочитала мне      «Каштанку». Меня до слёз взволновала судьба собаки, потерявшей своего хозяина, и я уже не могла равнодушно относиться к тому, что мальчишки мучают кошек, стреляют из рогаток по воробьям… Я тут же начинала представлять себе, как больно и обидно этим беззащитным существам, как страдают они. И я ввязывалась в драки, защищая ни в чём не повинных животных и птиц.
    Читая Чехова, я представляю его неким рыцарем без страха и упрёка, который отважно борется с тем, что вредит России.
    Я с детства влюблена в историю России. Вереницей проходили передо мной ратоборцы и хранители Русской земли, о которых я читала в исторических книгах. Героический Александр Невский, суровый Данила Галицкий, хитрый Иван Калита, победитель татар Дмитрий Донской, собиратель России Иван III, великий Пётр и другие. Мне кажется, что без знаний о них и о других исторических деятелях моё представление о Родине было бы плоским, как нескончаемые выжженные степи.
    Быть может, долго бы я ещё не прониклась интересом и любовью к истории, если бы не роман Василия Григорьевича Яна «Батый». Я прочитала его на одном дыхании и долго ещё жила в мире битв и пожаров, видела леса, в которых прятались народные мстители, и юрту Батыя. И ещё я поняла, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
    Когда-то Максим Горький высказал интересную мысль: «Любите книгу… Она научит вас уважать человека и самих себя». Я согласна с писателем, книга – это маленькая тайна, проникнуть в которую может лишь преданный читатель. Именно книги учат уважительному отношению и к себе, и к другим.
    Книги – мои лучшие друзья. О чём только не узнаёшь из них!
    Помню, какое сильное впечатление произвёл на меня рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала». Мне ещё долго потом вспоминался полковник в белых перчатках, который бил солдата за то, что тот недостаточно жестоко истязал товарища.
    Самое любимое моё произведение – это повесть А. С. Грина «Алые паруса».
    С самого начала повествования читатель попадает в необыкновенный мир, созданный воображением писателя. А. С. Грин развивает мысль о том, что людям необходима вера в сказку.
    Маленькая мечтательница Ассоль живёт в нехитром мире среди игрушек, созданных её отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у неё) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу, отдают причал и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать».
    Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему тесно и душно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «…Грей шёл к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
    Казалось бы, нехитрое повествование уводит читателей в красивую сказку, но каждый понимает – надо только очень желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для её воплощения в жизнь.
    В часы тяжёлых раздумий, когда жизнь, окружающая тебя, кажется пошлой и пустой, необходимы поддержка, добрые и твёрдые слова друга. И лучшим другом будут в этом случае книги. Они раскрывают перед человеком его собственную красоту и благородство, они согревают, делая действительность красивее и лучше, будят желание верить людям и наперекор всему, что ты часто видишь в жизни, добиваться цели.
    Книги играли,  и, думаю, будут играть в моей жизни огромную роль.

  • Моя любимая  библиотека.
    В одном из микрорайонов моего любимого города Балея, на Золотой горке,  возвышается красивое здание – средняя  общеобразательная  школа  №14, в которой  я обучаюсь в 5 А  классе.
    В ней находится замечательная библиотека. Это  таинственное местечко, которое проникнуто покоем и умиротворением, заведует ей  замечательный педагог, Лидия Алексеевна Борисова. Она знает все тонкости литературы, всегда подскажет, поможет подобрать нужную  книгу. У  неё всегда царит порядок, тепло и уют. На стенах красивое оформление, на окнах цветут цветы, на полках новинки литературы.
    Я с первого класса знаю  Лидию Алексеевну и с большим удовольствием посещаю  библиотеку, так как очень люблю читать. Заходя в светлую, просторную,  уютную комнату, боюсь нарушить тишину неповторимо спокойной обстановки. Стеллажи книг, наполненные разной литературой, подсказывают, а сколько же нужно времени, чтобы прочитать их все? Но, я думаю, что не хватит целой жизни, чтобы прочесть все произведения.
    Интерес к чтению у меня вызван ещё с детства, когда я ещё, не умея читать, пыталась  повторять за мамой, у  меня не получалось, и я плакала. Но благодаря моей любимой мамочке и классному руководителю Светлане Валерьевне,  я научилась читать, теперь мне не страшны никакие преграды, и  я сама читаю любые книги. Я мечтаю о том, что к концу одиннадцатого  класса, я перечитаю  много произведений из моей любимой библиотеки.
    Мне очень нравятся сказки, приключения, рассказы, стихотворения. Я с удовольствием читаю журналы, иллюстрированные энциклопедии, очень часто обращаюсь к словарям.
    Некоторые дети из моего класса не любят читать. Они больше предпочитают компьютерные игры, а я думаю, что нужно больше читать, чтобы много знать, ведь нам это в жизни пригодится.  Ведь книга – это самый верный друг, именно благодаря  чтению  книг,   мы пополняем свой словарный запас.
    И я хочу, чтобы моя любимая библиотека  пополнялась  самыми интересными и  полезными книгами, журналами, иллюстрированными энциклопедиями.

  • «Библиотека в моей жизни»
    Сернова Любовь Ивановна,
    читательница библиотеки-филиала №6
    Моё детство и юность прошли в небольшом Башкирском городке Белебее. На весь город было три кирпичных двухэтажных здания – почта, средняя школа и горсовет. Свой досуг можно было провести в районном доме куль­туры, кинотеатре и в библиотеке.
    Мне запомнилось, как мой отец ходил в библиотеку, брал сочинения Ленина и Сталина, книги о коммунистической партии, а нам, детям, прино­сил детские книжки. Мы с удовольствием читали произведения Маршака, сказки Пушкина, повести Гайдара. Позднее когда я подросла, отец меня за­писал в библиотеку, и я могла самостоятельно туда ходить и выбирать лите­ратуру на свое усмотрение.
    Библиотека находилась в небольшом здании и состояла из двух комнат: в одной выдавали книги на дом, а в другой был читальный зал, где можно было поработать с книгами только там.
    Читателей всегда было очень много и, ожидая своей очереди на абоне­мент, мы проходили в читальный зал и с интересом рассматривали стенды, Из информации размещенной на стендах мы узнавали о своем крае, о родном городе, о знаменитом башкирском народном герое Салавате Юлаеве, о том, что железнодорожная станция «Аксакове», которая находиться в нескольких километрах от Белебея, названа в честь писателя С.Аксакова, написавшего сказка Аленький цветочек. Лом в котором жил писатель у своей бабушки-помешицы, сохранился до сих пор. Также мы узнали, что через наш город проходили военные отряды легендарного Чапаева.
    В библиотеку мы ходили постоянно. Во время учебы в школе нужны были произведения Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Некрасова и многих других писателей, а также критические статьи на их произведения. Библиотекари всегда помогали нам в подборе материала. Чаще всего свои сочинения и доклады мы писали в читальном зале, а библиотекари нам подсказывали какие журналы или брошюры можно использовать при их на­писании.
    Вероятно, работники библиотеки были увлечены своей работой. Они организовывали беседы о книгах и их авторах. Именно из этих бесед я узнала о польском друге А.Пушкина Адаме Мицкевиче. Библиотекарь очень инте­ресно рассказывала биографию поэта, о его произведениях, а потом прочита­ла наизусть его балладу Лилии. Мы слушали библиотекаря, затаив дыхание, а потом все захотели выучить эту балладу. Эта книга была одна, а желающих ее взять было много. Тогда работники библиотеки, видя такой интерес, пере­печатали балладу в нескольких экземплярах, чтобы как можно больше чита­телей имело возможность ее прочитать.
    Мне вспоминается такой эпизод: в роман-газете была напечатана книга Фадеева ^ Молодая гвардия. Она вызвала большой интерес. Можно сказать ее зачитали «до дыр». И опять работники библиотеки проявили смекалку. Они договорились с местной радиостанцией и каждый вечер читали по радио главы этой книги.
    Шли годы. Я закончила медучилище, вышла замуж и в 1963 году приехала в г.Астрахань, устроилась работать медсестрой в Александровскую больницу. При больнице была библиотека и, как и прежде, она пришла мне на помощь, т.к. мне нужны были медицинские книги и газеты для работы (были поручения выступить перед сотрудниками с докладом).
    После рождения детей появилась необходимость в книгах о здоровье и воспитании. Такие журналы как ^ Семья и шкала, Родительский факультет помогли справиться с возникшими трудностями.
    Дети подрастали и им тоже были нужны свои книги. Они, так же кш и я когда-то, стали изучать Пушкина, Толстого, Чехова, писали доклады и со­чинения, а всю информацию находили в библиотеке.
    Можно сказать, что в течение всей жизни человек находиться в тесном контакте с библиотекой. Вот и сейчас, хотя я на пенсии, но хожу в библиоте­ку своего района, теперь выбираю книги для своих внуков. Наши приветли­вые библиотекари, уже знают наши интересы и пристрастия, подбирают не­обходимые книги. А мы в свою очередь наслаждаемся чтением и забываем о своей старости. И хочется сказать спасибо библиотеке, ведь она прошла че­рез всю нашу жизнь, научила любить книги, а без книг жить было бы скучно.

  • В МБОУ «Рослятинская
    литературы. В рамках
    конференция на тему:
    Если нравится, можно
    учитель русскогоьяз.
    СОШ» в феврале проходила неделя русского
    этой недели у школьников состоялась
    «Польза чтения». Вот некоторые работы.
    поместить в вашей газете. С уважением,
    И литературы Гросул В.А.Февраль 2013 год)
    Публичное выступление.
    Уважаемые одноклассники ! Я собрала вас в нашем классе,чтобы
    обсудить сложную проблему. Наш класс недружный .Давайте
    поговорим об этом сообща.
    Мы не должны выбирать,кто хороший,кто плохой,а общаться со
    всеми ребятами в классе. Мы должны уважать мнения и интересы
    наших одноклассников. Всегда спешить на помощь и помогать
    бескорыстно. Мы не должны ссориться по пустякам,нужно уметь
    выслушать мнения других людей. Когда нам будет плохо,мы можем
    рассчитывать на помощь одноклассников. У каждого из нас есть
    недостатки,но каждый хорош сам по себе. В трудной ситуации
    приятно рассчитывать на помощь друзей. Дружный класс вызывает
    уважение у остальных ребят в школе. На такой класс хочется
    равняться и брать с них пример. Мы должны понимать , что,когда
    мы вместе,нам под силу решать любые задачи.
    Дружба,которая зародилась в школе,должна быть пронесена через
    долгие годы.(Подготовила Киселева Наталья, 7 класс)
    Сочинение – рассуждение: «Какие книги мы читаем и почему?»
    В жизни нельзя жить без книг, литературы , чтения. В
    современном мире есть и другие источники информации.
    Но именно книги позволяют нам окунуться в необычайный мир,
    полный знаний , приключений. Библиотека- это хранилище многих
    полезных, интересных книг. Если вам нужна какая-то книга, то
    вам поможет её найти библиотекарь.
    В этом учебном году пятиклассники выбирают разные книжки.
    Кроме того, что задают по программе в школе, мы любим читать о
    животных, о природе, о растениях, романы для девочек,
    интересные журналы. Чаще всего в библиотеку ходят следующие
    учащиеся пятого класса: Шумилова Ксения, Алексеева Анастасия,
    Киселёва Карина,
    Черепанова Ульяна. Редко посещают библиотеку: Шумилов Никита,
    Беляева Наталья, Казунин Никита, Шумилов Евгений, Косоногова
    Александра, Попов Роман, Гасратов Иван, Девятилов Сергей. Все
    остальные : Плюснина Светлана, Грачёва Анастасия, Стеблева
    Светлана, Андреева Анастасия, Черепанова Анастасия, Григорьева
    Екатерина, Андреева Татьяна, Комарова Яна- посещали библиотеку
    от одного до трёх раз, взяли от трёх до десяти книг. Если
    нужно найти дополнительный материал к кому-либо уроку, нам в
    этом всегда помогут энциклопедии, которые можно найти в
    читальном зале.
    Мы читаем именно эти книги, потому что они увлекательные ,
    познавательные, интересные .Хотелось бы , чтобы учащиеся школы
    чаще ходили в библиотеку.(Подготовила Алексеева Анастасия ,5
    класс)
    Сочинение -рассуждение на тему: «Нецензурная лексика».
    В7 классе был проведён опрос на тему :«Нецензурная лексика».
    Результаты опроса использованы в сочинении. Всего было пять
    вопросов.
    Первый вопрос: «знаете ли вы, что такое нецензурная
    лексика?». По результатам опроса 80% обучающихся класса знают,
    что такое нецензурная лексика. В принципе , смысл этой фразы
    понятен, но всё же обратимся к словарю. В словаре есть только
    слово «цензура». Цензура – это учрежденья для просмотра,
    одобрения и запрещения к печати рукописей. Вроде, к нашей теме
    не имеет отношения, но об этом в следующем вопросе.
    Второй вопрос: «Почему она называется нецензурной?» Были
    разные варианты ответа:
    1.
    Потому что ни к чему хорошему не приведет.
    2.
    Потому что это плохие слова(2 раза)
    3.
    Потому что нельзя говорить в общественном месте( 2 раза)
    4.
    Потому что запрещённые слова.
    5.
    Не знаю (4 раза)
    Всё это правильно. Запрещённые, плохие слова. Напоминаю,
    цензура – это учрежденье для просмотра, одобрения и запрещения
    к печати рукописей. Слова, которые относятся к нецензурным,
    запрещены в печати, а так же в произношении.
    Третий вопрос: « Где вы чаще слышите нецензурную лексику:
    дома, на улице, в школе?» Результаты показали, что чаще слышат
    нецензурную лексику:
    60% в школе 30% на улице 10% везде.
    Четвёртый вопрос: «Нужна ли нецензурная лексика?».
    Результаты таковы:
    70% учащихся класса считают, что не нужна 30% сомневаются.
    Один из учащихся сказал, что в русском языке есть много других
    хороших слов. Я согласна с ним.
    « Почему она появилась?» У большинства (80%) этот вопрос
    вызвал затруднение, но некоторые всё же ответили:
    1.
    Она появилась, чтобы одному человеку что-то высказать
    другому.
    2.
    Она появилась, потому что у некоторых людей нервы на
    исходе, и они не знают, что уже сказать, вот и начинают
    употреблять нецензурную лексику.
    По-моему , она появилась для того, что бы наша речь была
    красивее. Для этого и составили список нецензурных слов и
    выражений.
    Пятый вопрос: «Как избавиться от нецензурной лексики?»3десь
    вариантов было побольше:
    1.50% не знают, как от неё избавиться.
    2.Другие 50% предложили свои варианты:
    1 .Не произносить эти слова и не обращать на них внимание.
    2.
    Постараться не думать о плохом или сдерживаться.
    3. С детства прививать культуру речи. Объяснять, что так
    выражаться не нужно, в русском языке много хороших слов.
    4. Штрафами- вряд ли, а вот ТЮРЬМОЙ годиков на 6-10, может,
    подумают потом, как материться.
    Все варианты, на мой взгляд, подходят.
    Следите за своей речью, старайтесь не употреблять
    нецензурную речь, хотя бы в общественных местах.
    (Подготовила Шумилова Дарья ,7 класс,2013 год.)
    Сочинение на тему
    Почему мы читаем мало?
    «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» – это сказал
    один известный человек.
    На самом деле в России читают книги 22% россиян, от случая к
    случаю 42% .очень редко или никогда – 35%.Число читающих книги
    граждан за 13 лет снизилось с 80% до 65%,а 79% россиян хотя бы
    иногда читают газеты и 64% – журналы.
    Более трети россиян не читают книги.
    Интерес к литературе заметно падает. Совсем недавно мы ещё
    считались самой читающей страной, а сегодня Россия занимает
    лишь 34-е место в мировом рейтинге. Значение книги в жизни
    человека явно меняется. Меняются авторы, меняются способы
    получения информации, её носители и доступность.
    За три месяца житель России прочитывает в среднем 4 книги , в
    тс время как в 1992 году этот показатель составлял 5 книг.
    Время чтению чаще посвящают жители Москвы и Санкт-Петербурга и
    люди предпенсионного возраста.
    А у нас в классе 65% учащихся посещают библиотеку, но за
    январь её посетили всего 15%. (Комарова Яна, Алексеева Настя,
    Стеблев; Света).
    Я думаю, что мало читают не только в нашем классе, но и вообще
    дети стали мало интересоваться книгами. Это происходит из-за
    того, что у детей стало больше других развлечений.
    Я считаю, что, не смотря на разные развлечения, книга должна
    занимать достойное место в жизни каждого человека, ведь из кн
    можно узнать много нового и интересного!
    Читайте книги!(Подготовила Стеблева Светлана, 5 класс)

  • Суд в Карелии признал виновным 65-летнего историка Юрия Дмитриева в изготовлении порнографии, развратных действиях и хранении оружия и увеличил ему срок до 15 лет лишения свободы. Дмитриев уже был осужден на 13 лет, но в начале декабря прокурор потребовал еще больше ужесточить приговор, на два года, и судья Петрозаводского суда Хомякова так и сделала.

    Дмитриев отрицает вину по всем обвинениям. Его многочисленные сторонники убеждены, что все дела против него сфабрикованы и являются местью властей. Заседание было открытым. В зал пустили около 15 человек. После оглашения приговора присутствующие скандировали «Свободу Дмитриеву» и «Невиновен».

    – Ничего неожиданного не произошло, потому что подобный результат – 15 лет – прогнозировался мной, – так прокомментировал решение суда адвокат Дмитриева Виктор Ануфриев. – После того как апелляцией было определено 13 лет, было ясно, что в этом суде при новом рассмотрении будет именно два года. Я полагаю, это для того, чтобы показать силу, значение, влияние в наше время силовых структур, которые направили дело в суд и попросили изначально при втором рассмотрении 15 лет Юрию Алексеевичу Дмитриеву. Суд не внял указаниям и просьбам силовых структур и определил в то время сами знаете что. Поэтому такая арифметика была, на мой взгляд, придумана, и это неслучайно, что сегодня и произошло.

    Местный журналист Валерий Поташов написал на своей странице в фейсбуке после приговора историку: «Юрий Дмитриев принял приговор достойно и попросил поблагодарить всех, кто пришёл его сегодня поддержать и поддерживал все эти годы».

    – Поражает ощущение обыденности происходящего. Обыденным голосом человека приговаривают к смертной казни фактически, – говорит журналист Виктория Ивлева, которая была на суде. – Абсолютное проявление банальности зла – так же можно было читать постановление о закупке на овощебазе кабачков. Я понимаю, что вы спросите: а как бы это было не обыденно? Ну, может быть, пафосный революционный трибунал приговаривает негодяя и изменника. Нет, все тихо, это туда, это сюда – там прибавляется, тут убавляется, это за сроком давности не считается. И ты понимаешь при этом, что каждое слово – вранье. Внутри огромной лжи выстраивается какая-то странная формальная «правда».

    – Поздравляю, наше отечество, вернулись в 1937-й год. Мстят за его работу. Это смертный приговор, – говорит Север.Реалии актриса Лия Ахеджакова. – Я почему-то думала, что не допустят этого зверства. Теперь только Европейский суд по правам человека. Нет надежды на справедливый суд в России. Не исключено даже, что такое громкое дело рассмотрят быстрее, чем обычно. В деле Дмитриева всё ясно, нет ни одной неясной строки в этом деле. Пять лет его мучили и ещё добавили.

    «15 лет – месть за расследования сталинских преступлений в Сандармохе. То есть за расследование насильственных действий политического характера. 15 лет в несомненной надежде, что Дмитриев не доживёт до свободы», – считает псковский политик Лев Шлосберг.

    – За пять лет у меня мало что менялось в общей оценке и позиции. Я лично знал Юрия Алексеевича 20 лет до того, как его схватили и арестовали, знаю как замечательного коллегу и замечательного человека, и ни в коем случае не отступал от этого, – говорит историк Анатолий Разумов. – И наша задача – защищать этого замечательного человека. А задачей тех, кто придумал это кривосудное дело, было всячески изобразить его исчадием ада. Ничего нового ни для меня, ни для Юрия Алексеевича в этом нет. Дело в том, что, работая над Книгами памяти, мы просмотрели, изучили десятки тысяч дел людей, которые обвинялись в чудовищных преступлениях. Они все реабилитированы. И мы создаем книги их памяти, и мы продолжим и не остановимся. Поэтому мне кажется, самое важное в эти дни – понимать, что не на того напали. Юрий Алексеевич – очень твердый духом человек, продолжающий свое дело и готовый ко всем поворотам, которые могли случиться. Поэтому он сегодня замечательно твердо вел себя во время оглашения приговора, и мы дальше будем работать с ним и будем его защищать, ведь стратегия защиты изначально была построена на том, что мы никогда не остановимся до его полного оправдания.

    В последнем интервью корреспонденту Север.Реалии, которое удалось записать через систему ФСИН-письмо, Юрий Дмитриев рассказал, как создавали «Мемориал» в Карелии, как он относится к суду по ликвидации «Мемориала» и связано ли его дело с «травлей» организации.

    – Травля – нормальное явление. Значит, «Мемориал» наступает на нужные мозоли власти. «Мемориалу» я верю. Значит, нужно менять организм с мозолями, – ответил Дмитриев.

    На вопрос, связывает ли он свое уголовное дело со своей работой в «Мемориале», Дмитриев ответил, что в противном случае «этого дела вообще бы не было, кому интересен простой инженер с фабрики-прачечной?»

    Юрий Дмитриев известен тем, что составлял Книги памяти жертв политических репрессий в Карелии в 30–40-е годы прошлого века. Он обнаружил места массовых захоронений людей, расстрелянных в Сандармохе и Красном Бору, занимался поисками других мест массовых внесудебных казней в Карелии, а в 2016 году готовился закончить книгу, посвященную карельским спецпоселенцам.

    В конце 2016 года Дмитриева обвинили по статьям о порнографии и развратных действиях. Внимание следователей привлекли снимки его приемной дочери в обнаженном виде. Дмитриев объяснял это тем, что фотографировал девочку без одежды «для контроля ее физического развития» на случай, если органы опеки заинтересуются здоровьем ребенка.

    Экспертизы, проведенные в ходе первого процесса, заключили, что снимки не являются порнографическими, а у самого Дмитриева нет склонности к педофилии. В апреле 2018 года суд оправдал его по «педофильским» статьям и приговорил к 2,5 годам ограничения свободы за незаконное хранение оружия, было в деле и такое обвинение. Дмитриев вышел на свободу. Но в июне 2018 года снова был арестован. На этот раз ему выдвинули более тяжкое обвинение – в насильственных действиях сексуального характера в отношении ребенка. Первый приговор суда был отменен, и дело стало рассматриваться вновь.

    Второе дело против Дмитриева шло два с лишним года в закрытом режиме. В июле 2020 года суд признал его виновным в насильственных действиях сексуального характера, назначив ему 3,5 года колонии. По статьям об изготовлении и хранении порнографии, развратных действиях и даже о хранении оружия, по которому первый суд вынес обвинительный приговор, историк был оправдан.

    С учетом отбытого под стражей времени Дмитриев должен был выйти на свободу в ноябре. Но в сентябре 2020 года Верховный суд Карелии в апелляции неожиданно ужесточил приговор Дмитриеву до 13 лет колонии строгого режима. Решение Верховного суда отменило и оправдательные приговоры по другим обвинениям, дело было направлено на новое рассмотрение. Дмитриева снова обвинили в развратных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетней приемной дочери, изготовлении детской порнографии и хранении оружия.

    В марте юристы правозащитного центра «Мемориал» (внесен в российский реестр НКО-иноагентов, прокуратура направила в суд иск о его ликвидации) подали в Европейский суд по правам человека жалобу на приговор Дмитриеву. Юристы считают, что в его деле нарушены четыре статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод: статья 6 (Право на справедливое судебное разбирательство), статья 7 (Наказание исключительно на основании закона), статья 8 (Право на уважение частной и семейной жизни) и статья 18 (Пределы использования ограничений в отношении прав).

    Все пять лет, что идет процесс по делу историка, его поддержали тысячи человек от рядовых наблюдателей и активистов со всей России до известных в стране и мире деятелей культуры, искусства, науки, религии, а также общественные деятели и представители дипломатического корпуса из Европы и США. Многие из них вели и продолжают вести переписку с Дмитриевым. Правозащитный центр «Мемориал» признал Дмитриева политзаключенным.

    За эти пять лет, что шли уголовные процессы, Юрий Дмитриев получил несколько премий и наград государственного и международного уровня. Последняя премия академика Сахарова от Норвежского Хельсинкского комитета. В своей для этой премии речи Дмитриев написал:

    «Все эти годы я, по мере сил и способностей, возвращал имена и добрую память многочисленным жертвам коммунистического произвола, существовавшего в моей стране в прошлом веке. Искал, находил и превращал в места памяти могилы жертв политических репрессий. Возвращал ныне живущим людям из разных стран имена и память о пропавших во мраке коммунистических времен их родных и близких, рассказывал о судьбе, об их трагической кончине, о месте их захоронения. Писал книги, чтобы сохранить эту память.

    Нам казалось, что эти темные времена остались в прошлом. Но правы оказались те, кто говорит, что история развивается по спирали. Вновь в России заработал репрессивный механизм. Вновь арестовывают и бросают в тюрьмы людей, несогласных с сегодняшним политическим курсом правителей. Вновь поводом для ареста служат придуманные перепуганной властью причины. Снова в моей стране по желанию власти закрываются газеты и журналы, редакции теле- и интернет- изданий. Все больше людей вынуждены покинуть страну, опасаясь за свою жизнь, за своих детей, родных и близких».

    В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор баллад. Жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным.
    Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о любви: «Людмила», «Светлана», «Леонора», «Алина и Альсим», «Эль-вина и Эдвин», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург», где господствует тон меланхолической любви и наслаждения печалью.
    В балладе «Светлана» Жуковский воскрешает старинный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных очень важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто религиозную форму.
    В этой балладе Жуковский предпринял удачную попытку соединить чувства героини с национальной историей, с бытом, обычаями и преданиями русского народа. По такому же пути пошел затем и Пушкин, сравнивший свою любимую героиню Татьяну Ларину со Светланой и окруживший ее народными песнями, сказками, сельской природой и деревенским бытом.
    Весь стиль баллады в женственном, девичьем ореоле. Героиня — очаровательная, милая Светлана — окружена такими же милыми девушками, «подружками», «подруженьками», как называет их автор. И все, связанное с ними, вызывает у поэта ласковое чувство: «башмачок», «песенки», «крещенский вечерок». Мы попадаем в удивительный девичий мир, в котором уделено внимание и башмачку, и изумрудным серьгам, и перстню золотому, а особенно зеркалу; даже у коней, на которых приехал жених-мертвец, «поводья шелковы», красивы. Внешние атрибуты, конечно, не самое главное, важнее в балладе «атрибуты» внутренние: грусть о женихе, мечты, гадания, сны, слезы, внутренний трепет, разговор со своим «вещим сердцем» о будущем:
    Что сулишь душе моей,
    Радость иль кручину?
    Баллада не только рассказывает об одном эпизоде из жизни молоденькой девушки (гадании в крещенский вечерок о жених но и представляет ее внутренний мир:
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали;
    Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
    Счетным курицу зерном;
    Ярый воск топили…
    Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается от крещенских игр. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть, и во сне ее попеременно одолевают страх и надежда, тревога и доверие к жениху. Ее чувства напряжены и обострены, сердце на все чутко отзывается. Богатый внутренний мир Светланы, лирическую направленность ее переживаний и раздумий автор подчеркивает вопросами и восклицаниями, в которых звучит музыка ее души. Эмоции выплескиваются через край и свидетельствуют о сложном внутреннем мире героини. Все очарование баллады заключено именно в образе Светланы.
    Баллада написана в стремительном ритме, который передает торопливое движение, биение сердца, и вся погружена в своеобразный романтический фон. Белый цвет — цвет надежды и победы над злом. Источник белого цвета в балладе — снег. Он то «валит клоками», то «на солнышке блестит», «вьюга под санями», «метелица кругом». Белизна подкрепляется образами «белого платка», используемого во время гадания, стола, покрытого белой скатертью, «белоснежного голубка» и даже «белого полотна», которым накрыт мертвец. Белый цвет снега ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет — цвет чистоты и непорочности. Контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: «темно в зеркале» во время гадания, «темна даль» дороги, по которой мчатся кони, «одинокая, впотьмах» стоит Светлана перед избушкой. Баллада также наполнена «огоньками» -т— светом свечи, которую зажгла Светлана, начиная гадать, светом в распахнувшихся дверях церкви. В темноте «брезжит в поле огонек» из окон избушки, в страшной хижине горит свеча. В комнате, освещенной лишь одной свечой, очень страшно:
    Кто-то, чудилось, блестит
    Яркими глазами…
    Все страхи влюбленной Светланы рассеялись, она ни в чем не повинна, но поэт предупреждает ее: смирись, покорствуй провидению Вера в провидение оборачивается верой в жизнь:
    Здесь несчастье — лживый сон;
    Счастье — пробужденье.
    Счастье девушки непосредственно зависит от того, сохраняет ли она верность народным обычаям. Светлана не потеряла надежды, и потому награда ей — не смерть в разлуке с любимым, а разделенная любовь на земле. По мысли Жуковского, даже гибель жениха не мешает любви, потому что любящие души соединяются за пределами земного.
    Мы видим, что сюжет баллады построен на народно-поэтической и народно-религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. Отступление от романтического начала, живущего в душе, несет гибель, а преданность ему, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над темными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.
    Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчеркивает этим народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от нее самой, от народности и романтичности ее внутреннего мира, от заложенных в нем нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным преградам.
    В. Г. Белинский считал, что «любовь играет главную роль в поэзии Жуковского», и одновременно отмечал, что поэт передавал в стихах не столько само чувство, сколько «потребность, жажду любви, стремление к любви…», и баллада «Светлана» наилучшим образом выразила эту человеческую потребность.

    Похожие сочинения

    Сюжетный анализ баллады «Светлана»

  • Сочинение по басне волк и ягненок 5 класс
  • Сочинение по английскому языку характер моего друга
  • Сочинение по басне крылова ларчик
  • Сочинение по балету петрушка
  • Сочинение по балладе жуковского кубок 5 класс