07:48 19 октября 2021 г.
Нововведения в образовании, как правило, происходят 2 раза в году: перед новым академическим годом и перед новым календарным годом. Какие новшества нас ждут зимой, нам пока неизвестно, а вот с началом учебного года уже очередные изменения по сдаче экзаменов произошли.
Это касается как содержания самих заданий, так и их оценивания. Очень настораживает тот факт, что эти изменения, что называется, сделаны начерно и, вполне ожидаемо, что и далее нам стоит ожидать «переделок».
Составители экзамена решили значительно переработать задания тестовой части ЕГЭ-2022, а в кое-каких экзаменах постарались и внесли изменения во все блоки заданий. На данный момент все изменения выставлены на обсуждение общественности, а значит оно не финальное. Кого подразумевают под словом «общественность», не уточняется, и что-то мне мало представляется, каким образом общественность будет решать такой специфический вопрос, как содержание и процедура проведения экзамена.
Изменения коснутся иностранного языка (сейчас это английский язык, немецкий язык, французский, испанский и китайский), биологии, литературы, математики, истории, обществознания, физики, химии, географии, информатики.
Хотя представители ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) уверяют, что не ставят перед собой цели усложнения материала экзамена, задания по ряду предметов все-таки будут усложнены (как например, по литературе, математике, русскому языку, химии). Правда, их количество уменьшится, поэтому набрать баллы на легких заданиях не получится.
Сложность заключается и в том, что составители намеренно включают «ловушки», например, в экзамен по иностранному языку в разделе «Аудирование» меняют формулировки заданий (русский язык), а в экзаменах по химии и истории будет снято ограничение на количество элементов ответа, из которых может состоять полный правильный ответ. Строже будет оцениваться грамотность в экзамене по русскому языку.
Также изменится время проведения итоговых испытаний: в прошлые годы обществознание и историю писали 3 часа 55 минут, а в ЕГЭ-2022 время экзамена составит 3 часа.
Есть и совершенно бессмысленные изменения. Например, какое-то задание было под номером 6, стало под номером 2.
Оценивание также будет пересмотрено, но оценки будут более емкими, то есть заработать их станет сложнее, поэтому готовиться придется более усердно. Что понимается под «более емкими оценками», опять же не уточняется. Тестовую часть проверяет компьютер, то есть проводится сканирование бланков ответов, заполненных обязательно черной гелевой ручкой. Бланки ответов (в развернутом виде) проверяются в ручном режиме и имеют особую балльную шкалу оценивания.
На резонный вопрос, почему происходят изменения, заместитель директора ФИПИ Ольга Котова отвечает: «Все дело в том, что именно в 2022 году школу будут заканчивать ребята, которые с первого класса учились по современным школьным стандартам. А в них совершенно другие подходы. Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение».
Кроме того, составители заданий заметили «негативные последствия натаскивания на типовые задания».
Мне хочется задать составителям вопрос: а не они ли создали все предпосылки к этим натаскиваниям к экзаменам, а не к обучению? Какими УМК (учебно-методическими комплектами, то есть учебными программами или, как говорят в народе, какими учебниками) руководствовались составители при разработке в изменениях заданий, учитывая, что в стране более 40 тысяч учебных программ в разных школах, а в федеральном перечне десятки учебников, допущенных к образованию? Каким образом изменятся существующие учебники и учебные программы к ним, чтобы соответствовать нововведениям, особенно в школах отдаленных регионов? А в регионах с низким бюджетом, где учебные пособия, которые должны обновляться каждые 5 лет (в соответствии с требованиями времени и реалий), не обновляются как минимум с 2009 года? И каким образом будут переподготавливаться педкадры, если только недавно привыкли к тому, что меняли всего несколько лет тому назад? На эти вопросы пока ответов от ФИПИ не видно.
В современной сфере образования постоянно звучит понятие «апробация», то есть мы живем в состоянии перманентного эксперимента и бесконечных прожектов.
В прежние времена, когда выпускники сдавали экзамены по билетам, было совершенно ясно, к чему готовиться. Экзамены формата ЕГЭ билеты не предусматривают, а стало быть, надо учить ВСЁ. Значительный плюс, если не один из главных – была стабильность. Поступая в первый класс, учащиеся знали, что и как будет в десятом классе, то есть была абсолютная предсказуемость и ясность.
Не было среди учащихся такого психоза, какой есть сейчас, не говоря уже об обмороках на нервной почве и тем более суицидах.
Вся подготовка к ЕГЭ настолько усложнена и по своей сути нервна, что многие годы подряд проводятся пробные экзамены. Эти «пробники», как их уже давно принято называть, проводят исключительно с одной целью: не накосячить ни учащимся, ни организаторам всех уровней на настоящем экзамене.
Причина в такой косорукости, вечных метаниях, сомнениях и недальновидности составителей экзаменационных материалов, на мой взгляд, одна: лучшую систему образования и ее содержание в начале XX века создали великие люди. Задел их грандиозного и гениального труда был настолько мощный, логичный и всем понятный, что даже при всех усилиях сегодняшних чиновников не удалось его (задел) до конца разрушить. Можно ли сказать, что сейчас великие люди сидят в министерских креслах?
На пользу ли все эти преобразования, хорошо это или плохо, тщательно выверены или высосаны из пальца (раз постоянно приходится переделывать), покажут предстоящие экзамены, грамотность будущих выпускников и количество детских суицидов.
Русский язык
(задание: Сочинение)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте ее.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объем сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
***
Задача по математике
(профильный уровень с учетом изменений)
Григорий является владельцем двух заводов в разных городах. На заводах производятся абсолютно одинаковые товары, но на заводе, расположенном во втором городе, используется более совершенное оборудование. В результате, если рабочие на заводе, расположенном в первом городе, трудятся суммарно t2 часов в неделю, то за эту неделю они производят 3t единиц товара; если рабочие на заводе, расположенном во втором городе, трудятся суммарно t2 часов в неделю, то за эту неделю они производят 4t единиц товара.
За каждый час работы (на каждом из заводов) Григорий платит рабочему 500 рублей.
Григорий готов выделять 5 000 000 рублей в неделю на оплату труда рабочих. Какое наибольшее количество единиц товара можно произвести за неделю на этих двух заводах?
Ольга ЛУГОВАЯ
Калининградская обл.
Тематические тексты (топики) для тех, кто изучает английский язык в школе (5-6 класс). Данные тексты на английском языке предназначены для повторения пройденных тем, развития письменной и разговорной речи. Вопросы к текстам могут быть использованы, как основа для диалогов. Слова и выражения в текстах соответствуют пройденной в этих классах лексике. К сайту подключен словарь. Чтобы узнать перевод незнакомого слова, нужно кликнуть по нему 2 раза. К текстам прилагаются списки слов для повторения по указанным ниже темам, а также задания по теме «Личное письмо».
Тексты (топики):
- О себе. About myself
- Моя семья. My family and me.
- Мои друзья. My friends.
- Место, где я живу. My place.
- Школа. My School
- Мой день рождения. My birthday.
- Мой день. My day.
- Как я помогаю по дому. How I help about the house.
- Хобби. My Hobby.
- Мой домашний питомец. My Pet.
* * *
Тексты (топики) на английском языке (5-6 класс)
Текст 1. About Myself
My name is … . I am … years old.
I am in the … th form. We learn different subjects but my favourite subject is …
I live in … . I have a mother, a father, a sister and a brother. My family is friendly and loving.
I am tall (short). My hair is straight and long. I have big brown eyes.
I have got many friends. My best friend is … . We often spend time together. We like to ….
- Повторить слова по теме «My Family». Список №1 (родственники)
- Повторить слова по теме «My Family». Список №2 (черты характера)
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
* * *
Текст 2. My Family and Me
My family is large. There are 6 of us: father, mother, my sister, two brothers and me. My family is friendly and loving.
My father’s name is …. He is clever and kind. He is a doctor by profession.
My mother’s name is …. She is busy and loving. She doesn’t work. She is a housewife.
My elder sister’s name is … She is a very beautiful girl. Her hobby is singing.
My younger brother’s name is … He is very active. He likes sport.My hobby is drawing. I like to draw in my free time. Also I like reading books. My favourite writer is …
At the weekends all the members of our family spend time together. We go for a walk, visit museums, go to the cinema or to the theatre.
I love my family very much.
- Повторить слова по теме «Описание внешности».
- Повторить слова по теме «Описание характера».
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
* * *
Текст 3. My Friends
I have got a close friend. His name is… My friend is in the same form as me. He studies well. He is a good pupil and a good friend. He often helps me to do homework.
I like to spend time with my friend. We go for a walk, talk about music and go to the cinema together.
I have got another friend…. (his/her name). She is a nice girl. Her favourite subject is English. She spends a lot of time on it and knows it very well. Also she is fond of music. She can play the piano very well.
I like my friend very much and think that we are true friends.
- Повторить английские слова по теме «My Best Friend»
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
* * *
Текст 4. My Place
- neither … nor — ни … ни…
- It’s a pity! — Жаль!
I live in a flat. It is neither big nor small. It is on the fifth floor. Our flat has two rooms, a kitchen, a bathroom and a hall.
Our living room is big. It is light because it has a large window. To the left of the window there is a piano. To the right of the window there is an old wardrobe. In the middle of the room there is a big round table. We often gather together at this table and play table games. On the walls there are beautiful paintings of modern artists.
I have my own room. It is small. It hasn’t got much furniture but it is very cosy. It is a pity that there is no balcony in my room.
Our kitchen is big and comfortable. We have a big fridge and a microwave oven. We usually have breakfast and supper in the kitchen.
I like my flat.
- Повторить слова по теме «Home. My Place» (для начинающих)
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
* * *
Текст 5. My School
I live in Russia. In my country the school year starts in September. It has four or three terms.
I go to school № 2009. This year I am in the 5th form. I have 5 or 6 lessons a day. The lessons start at half past 8. My favourite lesson is Art. I like drawing and our teacher is very kind. She always gives us good marks. I have many other subjects in my timetable too.
I have lunch at half past 10. I have dinner at school, too. I don’t go home after dinner. I stay at school and have fun with my friends. I sometimes do my homework at school, too.
I like school, but I don’t like lessons. The school year finishes in May. We have summer holidays in June, July and August. I love summer!
- Повторить английские слова по теме «School»
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
* * *
Текст 6. My Birthday
I have my birthday on the … of … (month). I like my birthday because I get a lot of presents.
Last year I got a … This year I hope my parents will give me … as a birthday present.
I usually have a birthday party at home and we have a big meal. All my family gather around a big table. There is a birthday cake with candles on it. All my relatives say “Happy birthday” to me.
Next day I invite my friends and organize games and quizes, sing songs and play jokes. We usually have fun.
I enjoy my birthday party very much.
- Повторить английские слова по теме «Parties»
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
* * *
Текст 7. My Day
I usually get up at 7 o’clock on Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday and Friday. At the weekends I get up late because I don’t have to go to school (work).
After that I go to the bathroom and wash my face. Next I make my bed and dress.
I have breakfast at half past 7. I usually have a glass of juice and a sandwich.
I leave home at 8 o’clock. My school is near my house and it takes me 5 minutes to get there. I usually have 6 lessons at school. For example, today I have English, Russian, Science, Maths, History and Art.
I come home at 2 o’clock and have dinner. Then I have a little rest and start doing my homework.
In the evening I have supper and then watch TV or play computer games.
I go to bed at 10 o’clock.
- Повторить слова по теме «Мой обычный день». Список слов №1
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
* * *
Текст 8. How I help about the house
- take turns — делать по очереди
- don’t mind — не возражать
I live with my parents and I have to help about the house. Every Sunday I do my room. I dust the furniture and vacuum the carpet. I water the flowers once a week.
I help my mother to lay the table. I wash the dishes after dinner. We take turns with my brother.
Sometimes I help my mother make cakes and pies. I seldom go shopping only when my mother asks me. I buy bread and fruit.
I understand that I must help my parents because they work hard. And I don’t mind doing it.
- Повторить слова по теме «Мой день. Домашние обязанности». Список №2
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
* * *
Текст 9. My Hobby
Hobby is what people like to do in their free time. We choose a hobby to our tastes. Hobby makes our life interesting. Sometimes it helps us to choose our future profession.
I have got a hobby too. My hobby is …… When I have free time, I always … (describe your hobby)
Also I like to make toys in my free time. I like reading books, too. My favourite writer is …
If your hobby is cooking, you can say how you make cakes and pies.
- Повторить слова по теме «Свободное время. Хобби». Список слов №1
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
Текст 10. My Pet
Запомните выражение: I have a hamster as a pet. — У меня есть домашнее животное, хомяк.
I keep a hamster as a pet. — Я держу дома хомяка.
Hello there! I would like to tell you about my pet. It is a hamster and her name is Sue.
Sue is about one year old. She is very funny. She has soft skin and bright black eyes. Sue is very lively (подвижная) and likes to run around a wheel in her cage.
I keep her cage in the hall because she makes noise at night. But in the daytime I let her run about the flat and play with her.
Sue eats vegetables and I feed her every day. I clean her cage every week. I like to take care of my pet.
I hope that one day my parents will buy me one more pet. I would like to get a rabbit on my birthday.
- Pets. Список домашних питомцев на английском языке
- Описание внешности животного. Английские слова
- Написать письмо другу
- Задание и вопросы к тексту
Эти тексты нужно дополнить и уметь рассказывать. Заучивать наизусть тексты НЕ НАДО. Ниже вы найдете список вопросов к текстам, на которые надо уметь отвечать.
* * *
Задания и вопросы к текстам на английском языке (5-6 класс)
Text 1. About Myself
1. Complete the text.
My name is _______. I am ________years old. I live in _______.
I have a ______ family. There are 6 of ______: my parents, my grandparents, my sister and me.
As for my appearance, you can see yourself. I am _______. I have ______hair and ______ eyes.
I like _______and always go to the ______ in my free time.
2. Answer the questions to the text.
- Introduce yourself.
- What are you?
- How old are you?
- Is your hair long or short?
- What are eyes like?
- Can you describe (описать) yourself?
- Where do you live?
- Have you any friends?
* * *
Text 2. My Family and Me.
1. Complete text 1.
There are ………….of us in my family. We are a close family. We are sociable and …
My mother is a ………………… My mother is loving and ……….
My father is a ……………………… My father is strong and …………..
As for me, I think I am ……………………… I would like to be more ……..
I have (not) got……. My elder brother is active and …….
My little sister is pretty but ……….I love my family ……
2. Answer the questions to the text.
- main characteristic — главная черта характера
- How would you describe your family?
- What do your parents do?
- What are your parents’ main characteristics?
- What are your main characteristics?
- Have you got any brothers or sisters?
- How old are they?
- What are they like?
- What do you like doing together?
2. Complete text 2 with the words: close, sociable, get on, hobby, card, typical, intelligent, naughty, humour.
ОБРАЗЕЦ ПИСЬМА на тему «My Family»
Dear Ann,
Thank you for your letter. You asked me to write about my family.Well, our family is a _____ Russian family: a father, a mother, two children (my little sister and me) and a cat. We are a _____ family and _____ well with each other.
My mum is a teacher at school. She is _____. Her ______ is painting. My dad is a computer _________. He is _________. He has a good sense of __________. My little sister Ann is funny and sometimes ____________.
Hope to hear from you soon.
Best wishes,
Polina
* * *
Text 3. My Friends.
1. Complete the text.
I have a _____ friend. Her name is….. . She is a ______ girl.She has got ______ brown hair and ______ blue eyes. She is slim and ______. She is crazy about collecting dolls. She is very proud of her big _________.
We meet every day because we are in the same form. We talk during the ______and often _____ time together after school.
She is a good student and sometimes help me with my _______.
2. Answer the questions to the text.
- Have you got many friends?
- Who is your best friend?
- When did you make friends?
- What does your friend look like?
- Why do you like him (her)?
- What do you have in common?
- Do you share ideas?
- How often do you phone each other?
- How do you like to spend your time together?
- What does your friend like doing?
* * *
Text 4. My Place.
1. Complete the text.
My family lives on the _______ floor in a big house. Our flat is ______. We have two bedrooms, a _______, a _________ , a ________ and a toilet.
The biggest room in our flat is the _______. It is a _____ room with a big table in the center. In the _____ there is a cosy sofa. Just on the opposite wall there is a large flat screen.
When we are at home, we often _____ in the room and spend time playing games or watching TV.
2. Answer the questions to the text.
- Do you live in a flat or in a house?
- Is it big or small?
- How many rooms has it?
- What is there in the living-room?
- What is there in the kitchen?
- Do you have your own room?
* * *
Text 5. My School.
1. Complete the text.
My name is ____ I am ____. I am in the______ at school number _____.
I _____ a lot of subjects this year. I study Maths, History, Russian, English, Science, _______. I like _______. I don’t like _________.
I like school because I like to ________my friends during the breaks.
But I don’t like to get _____marks.
3. Answer the questions to the text.
- What school do you study at?
- What form are you in?
- What lessons / subjects do you like?
- What lessons / subjects don’t you like?
- How many subjects do you have? What are they?
- What subjects do you have in your timetable (on Monday)?
- What do you do at your English lessons?
- What subject would you like to study?
- Do you like breaks?
- Some schoolchildren don’t like school. Do you think why?
* * *
Text 6. My Birthday.
1. Complete the text.
My Last Birthday Party
Last year my sisters arranged a birthday party for me.
When I was out, they got _________for the party. They _________the house and _______ pizza. They decorate my room with the balloons. They _______on their best clothes and looked ________.
When I rang the doorbell, the music started playing. I came into the room and saw a big _________ on the table. _______ 13 candles on it.
My sisters sang to me, «Happy birthday to you. Happy birthday to you. Happy birthday, ……Happy birthday to you. »
I was very ……
Обратите внимание на слова: прежде всего, потом, и, итак, также. Они делают ваш рассказ более связным. Еще о словах-связках читайте ЗДЕСЬ (скоро)
How to Arrange a School Party
I am _____________to have a school party next week.
First of all, I will arrange date and time and write ____________ (приглашения).
Then I will think who can help me to organise the party. I think I will ask my friend Ilya to bring CDs. He will be responsible for ___________. I am _______ to ask my friend Slava to ________a guitar. He can play the guitar very __________. I will ask Anya to ________food.
And I will ask Sveta to make a____________. So, the girls will be ______________ for the meal.
Also I am ______ to buy small presents for my friends because we will have quizes and contests at the party.
I hope the party will be _____________.
2. Answer the questions to the text.
- How old are you now?
- When is your birthday?
- Do you like birthday parties?
- How do you celebrate your birthday?
- Whom do you invite to your birthday party?
- You like to get presents, don’t you?
- What kind of presents do you like to get best of all?
* * *
Text 7. My Day (My Working Day / My Day Out)
1. Complete the text.
My school day begins early.
I get up at 7 o’clock, _______my face and dress. Then I ______ my bed and go to the _______to have my breakfast.
I leave home for school at 8 o’clock. On the way to school I often _____ my friends and we go the school ______.
I ______home at 3 o’clock.
I have dinner and after that______ because I am often _____. When I have little homework, I can go to _______ or_______.
In the evening I usually ______ or______.
I ________to bed at 10 p.m.
2.1. Answer the questions to the text «My working Day».
- When do you get up on your working days?
- It is difficult for you to get up early, isn’t it?
- Do you usually make your bed?
- What do you usually have for breakfast?
- When do you leave home for school?
- Where is your school?
- How long does it take you to get to your school on foot?
- When do you come home?
- What do you do after that?
- What do you like to do in the evenings?
- When do you go to bed?
2.2. Answer the questions to the text «My Day Out»
- Do you like weekends? Why?
- What time do you get up?
- What do you do in the morning/ in the afternoon/ in the evening?
- Do you like to watch TV?
- Do you go to the park?
- Do you go swimming?
- Do you meet your friends?
- Who does shopping in your family?
- Do you like shopping?
2.3 Составьте свой рассказ по плану ниже. Обязательно используйте слова, передающие последовательность действий(СКОРО). Они выделены в тексте жирным шрифтом.
My Usual Day
I usually get up at about (около) …
Then I …
Next I …
At school I …
When I come home from school, I …
<…>
We usually eat dinner at about…
I help my mother with dinner. I ….
<….>
After I do my homework, I like …
I always do …. before I go to bed.
* * *
Text 8. How I help about the house.
1. Complete the text.
My name is_____________. I live with parents.
I love my family and help my parents ________the house.
I always vacuum the ________. Sometimes I help my mother to _______the table. And I usually ________ up after meals. I often ______my room and __________the flowers.
But I never do the___________. I don’t like it.
2. Answer the questions to the text.
- Do your friends help their parents?
- Do you help your parents about the house?
- Can you clean your room?
- Do you water the flowers?
- Do you wash the dishes?
- Do you help to lay the table?
- Do you vacuum the carpet?
- Do you go to the shops and buy food?
- What don’t you like to do?
* * *
Text 9. My Hobby.
1. Complete the text.
Our Hobbies
Different people like ____________ things. That’s why we have ____________ hobbies.
I am fond of________________________ ( 3 предложения о себе ).
My friend Nastya likes __________ . She is crazy about_____________( 3 предложения о своем друге/ подруге)
I think hobbies make our life ______________.
2. Answer the questions to the text.
- What hobbies do you know?
- Do you play any musical instrument?
- What is your hobby?
- Do you think your hobby may help you in future?
- What do you want to be?
* * *
Text 10. My Pet.
1. Complete the text.
The animals we keep at home are our_____. They can be dogs, _______,________,
________ or _______.People are fond of pets. They like to watch them and treat them as real members of the family. Dogs and cats are our _________pets.
I have got _____pets. In my house _________three cats, a dog, two hamsters and a parrot. I love them all and I am very _________ when I play with them. I _______care of them, too. My mum helps me to ________ them. When I grow up, I want to _______a vet and take ________of animals.
2. Answer the questions to the text.
- Have you got a pet?
- What pet is it?
- What is your pet like?
- How do you take care of your pet?
- Would you like to have one more pet?
* * *
Для написания статьи использованы разработки к различным учебникам, а также пособие Т.Ю. Журина «Английский язык. 55 устных тем по английскому языку для школьников 5-11 класс» (частично переработанное и дополненное)
Всем доброго времени суток!
Одни из моих помощников в подготовке к части С
Сегодня речь пойдёт о том, как мы готовимся с 11-классниками к письменной части С2 ЕГЭ. Один из самых сложных разделов, пожалуй.
Чтобы успешно написать эту часть, надо обладать не только хорошей языковой подготовкой, но и иметь в голове мысли, аргументы, чтобы доказать свою точку зрению.
Некоторые ученики даже не пытаются делать этот раздел, пишут только личное письмо С1 и успокаиваются на этом.
Как писать личное письмо С1, я думаю, что особых каких-то рекомендаций я не дам лучше, чем сделала это Сотникова Елена Юрьевна в своём видео здесь. Она подробно разъясняет как оформлять письмо, какие слова и выражения лучше использовать и какова вообще структура письма личного характера.
А вот на написании эссе я всё-таки хотела бы сделать акцент. Потому как здесь очень важно подготовить ученика уметь правильно пользоваться своими мыслями, логично излагать их и уметь приводить аргументы.
Если вам интересно получить информацию о подготовке к написанию эссе, задания С2 ЕГЭ, то читайте далее…
Раньше для меня этот раздел казался самым сложным, я также боялась, как и мои ученики, неправильно что-то написать в плане изложения своих мыслей.
Согласитесь, не все люди владеют правильной речью и умением излагать мысли, как положено, даже на русском языке. Что уж там говорить об английском! Но, как оказывается, этому можно научиться!
Небольшое отступление — как я пришла к подготовке ЕГЭ!
В своё время я прошла дистанционные московские курсы, организованные Педагогическим университетом «Первое сентября». Это было в 2008 году и курсы назывались «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку».
Тогда, я помню, это было всё новым и про ЕГЭ по английскому было мало информации. Тем более уж никто к этому не готовил, по крайней мере, у нас в Казани.
Вот по таким книжечкам я впитывала информацию о таком непонятном для меня тогда экзамене
Я усердно училась, читала и прорабатывала лекции по специальным брошюркам и даже делала контрольные работы по теории и итоговую работу в виде проведения экзамена в своей школе.
Именно тогда я почувствовала, что знаю больше, чем остальные, кто не прошёл эти курсы, я многим рекомендовала пройти эти занятия (они были не очень дорогими), но потом, они, к сожалению, исчезли и сейчас до сих пор их нет. А жаль! Мне они тогда очень помогли. Возможно сейчас просто много информации об этом, не знаю.
Помнится, мне даже удостоверение в красивой синей корочке прислали.
Удостоверение о том, что закончила московские курсы по ЕГЭ
На этом отступление закончим, теперь вы знаете, что, пройдя эти курсы, я не остановилась на этом, а стала продолжать изучать все «прелести» этого экзамена. И до сих пор, мне приходится следить за нововедениями и различными технологиями. Хотя со временем выработались уже свои методы, с которыми я и делюсь с вами.
Что такое сочинение с элементами рассуждения или эссе?
В сочинении (типа «Моё мнение») нужно выразить свою точку зрения на заданную тему, а также привести противоположные вашей точки зрения других людей и объяснить, почему вы с ними не согласны.
Ваше мнение должно быть чётко сформулировано и подкреплено примерами или доказательствами.
Формат и правила написания
- Сочинение пишется в нейтральном стиле.
- Объём сочинения 200-250 слов (минимум 180 слов, максимум 275 слов).
- Необходимо активно использовать конструкции типа In my opinion, I think, I believe
- Также использовать вводные слова и конструкции типа On the one hand, on the other hand, слова-связки Nevertheless, Moreover, Despite и т.д
- Сочинение имеет строгую структуру, изменение которой при написании сочинения приведёт к снижению балла. Всего пять абзацев:
- Вступление
- Выразить своё мнение и дать 2-3 аргумента
- Выразить противоположное мнение и дать 1-2 аргумента
- Объяснить, почему вы не согласны с противоположным мнением
- Заключение
Я очень кратко сейчас рассказала о главных принципах написании сочинения, потому как более подробную информацию я предлагаю вам скачать ниже. Обычно, когда ко мне приходит ученик, я знакомлю его со всеми моментами написания эссе и даю в качестве материала небольшие памятки, если так можно сказать.
В этот комплект материалов входят рекомендации по написанию сочинения, где подробно описывается, как и что писать в каждом абзаце. Также я включила туда лексику, необходимую для написания сочинения (она представлена в виде таблицы, для каждого абзаца-свои слова и выражения).
И, наконец, в качестве примера демонстрационный вариант сочинения, чтобы ученики представляли, как оно должно выглядеть.
Скачать комплект для ученика
Пошаговой метод работы с темой сочинения
(как это делаю я)
Допустим, мы ознакомились сами и познакомили учеников с правилами и форматом написания сочинения. Но самое главное и важное мы ещё не затронули. Берём любой типовой вариант ЕГЭ и смотрим раздел «Письмо». Что нам предлагают авторы? Какая тема там идёт?
И вот здесь начинается самое интересное. Нужно полностью продумать своё эссе, начиная от того, как мы начнём, какие аргументы приведём и, соответственно, как закончим.
Я делаю так:
- Сначала обсуждаем с учеником тему по-русски, пытаюсь понять, какого мнения придерживается сам ученик. Стараемся привести нужные доводы, аргументы. Вообщем, идём по заданной структуре (вступление, своё мнение, противоположное мнение и так далее).
- Далее пытаемся вместе с учеником сделать небольшие тезисы, заметки. Обычно я прошу прочертить листок на две половинки и вписать туда плюсы и минусы или «моё мнение» и «мнение других». Стараемся по возможности делать это на английском, чтобы уже привыкать мыслить на этом языке.
- Далее придумываем вступление, а оно, ни в коем случае не должно повторяться с самой темой слово в слово, берём нужные обороты из нашей памятки и делаем первое предложение обобщающим. Пусть ученик выучит сразу понравившиеся ему обороты для вступления и использует их постоянно, чтобы на самом экзамене не тратить время.
- Так как у нас уже есть табличка с плюсами и минусами, то сейчас нам проще раскидать их по абзацам 2, 3 и 4.
- Во втором абзаце прошу ученика высказать свою одну точку зрения и привести 2-3 аргумента. Это мы уже заранее сделали в самом начале, выбираем правильные слова-связки и выражения из нашей памятки.
- В третьем абзаце ученик уже приводит противоположное мнение с 1-2 аргументами. Этот абзац не может состоять из одного предложения, должно быть 2-3 предложения.
- Четвёртый абзац, по моем мнению, самый сложный в придумывании, так как все аргументы «за» уже почти использованы и надо как-то защитить своё мнение ещё раз. Поэтому прошу ученика очень внимательно раскидывать аргументы и не тратить их все во втором абзаце. Повторять аргументы здесь не стоит, они должны быть логично связаны с третьим абзацом.
- Ну и, наконец, заключение, которое в принципе даётся уже легче всего, так как тема вся раскрыта, мы ещё раз просто подчёркиваем наше мнение, не забыв при этом указать, что существуют две точки зрения на данную проблему.
- Сочинение готово! Но всегда прошу ученика обратить внимание на следующие моменты, после того, как он уже написал сочинение, а именно:
- Проверить объём сочинения (200-250 слов, минимум 180, максимум 275).
- В каждом абзаце должны правильно использоваться разнообразные средства логической связи.
- Проверить ещё раз сочинение на правильность использования грамматических конструкций, времена глаголов, чтобы в предложении всегда было подлежащее и сказуемое, правильно выбранные предлоги и артикли, правильно ли подобрана лексика, везде ли стоят нужные знаки препинания. Я всегда держусь принципа Не уверен, не используй! Лучше проще, но правильно!
Вот приблизительно так выглядит моя работа с учеником при подготовке написания задания С2. Работа трудоёмкая только сначала, потом ученик привыкает к такому режиму и постепенно начинает уже сам соображать, что да как.
Откуда брать темы и аргументы?
(книги в помощь)
Конечно, было бы легко, если бы все мои могли правильно мыслить и с лёгкостью добывать аргументы. Но не всем это дано! Кто-то действительно легко придумывает аргументы, а кому-то нужно перечитать какие-то заготовки и тексты, чтобы появилась муза!
Я вам расскажу, какие пособия нам с учениками помогают правильно излагать свои мысли и приводить нужные и логически построенные аргументы.
Итак, самая наверное полезная книга на сегодняшний день — это из серии Готовимся к ЕГЭ, автор М. А. Бодоньи. Это даже не книга, а «Тренировочная тетрадь для подготовки к выполнению части С на ЕГЭ»
Я купила себе один экземпляр для пробы и пока просто распечатываю ученикам по одной теме, мне пока так удобно, но в будущем, буду рекомендовать уже купить каждому себе экземпляр, так как сама тетрадь не очень дорогая, в районе 150 р.
Следующим интересным пособием мне показалось книга авторов Андрощук Н.А., Зенкевич Е.В. и Решетниковой А.С «Технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку» В продаже её, к сожалению, нет, хотя год 2012, зато скачать в интернете может каждый.
Занимательное пособие по подготовке к ЕГЭ
Пособие содержит 26 тем. Чем оно примечательное? Как построен принцип каждой темы? Идёт тема, например, самая первая, My future career.
- Текст на заданную тему
- За ним идёт карточка устная для того, чтобы высказаться по этой теме (задание С3 из ЕГЭ)
- Большое количество упражнений на освоение новой лексики по теме и всё, что предшествует тому, чтобы хорошо и правильно выразить своё мнение по теме
- Словообразование по лексике, которую только что тренировали и закрепили
- Написание личного письма С1 по теме
- Написание эссе С2 по теме, причём вот здесь мне очень нравится сама технология выполнения задания
И так все 26 тем организованы по такому принципу. Вообщем, авторы проделали хорошую работу и думаю, что вам обязательно надо ознакомиться с этим пособием.
Скачать Технологии подготовки к ЕГЭ
В помощь также могу предложить ещё две книги.
Первая — это из серии Открывая мир с английским языком «150 эссе для ЕГЭ», автор Юнева С. А. данное пособие включает в себя 150 эссе, составленных в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к письменному высказыванию с элементами рассуждения.
Полезная книга содержит в себе целых 150 тем для написания эссе!
Но поскольку это просто сборник тем, там нет каких-то шаблонов, то с учениками можно брать просто аргументы, обсуждать их и использовать при написании сочинения. Обращаю ваше внимание, что эссе там состоят из четырёх абзацев, а не из пяти, как требует сейчас новые правила.
Скачать 150 эссе для ЕГЭ
Вторая книга — из серии ЕГЭ. Английский язык — Эссе: темы и аргументы, автор Занина Е. Л.
Английский язык. Эссе. Темы и аргументы. Елена Занина |
Книга очень толстая, 510 страниц. Большое количество тем с аргументами, есть после каждого текста словарь, так как тексты на первый взгляд не совсем простые, но этим и полезно, что хорошо расширяет словарный запас.
То есть это не просто топики, а такие хорошие, добротные тексты с разнообразной лексикой. Но не для начинающих!
На этом пока все пособия, на которые стоит обратить внимание. Конечно есть ещё книжечки Музлановой, но в принципе, это самые основные. Возможно у вас что-то есть полезное, что вы можете также мне рекомендовать?
Как оценивать эссе?
Ещё на что нужно сделать акцент, так это проверка эссе. Мы ребёнка научили писать, а проверять его сочинение кто будет? Конечно же нам этой участи не избежать и поэтому нужно знать про оценку всё!
- Для того, что правильно и объективно оценить сочинение ученика, нужно знать все критерии оценки эссе. Для этого я подготовила для вас материалы, вернее комплект
- Туда входит: подробный анализ части С2 с рекомендациями, чтобы те, кто делает это впервые, мог примерно представлять, как оценивают, сами критерии оценивания (их пять штук) и дополнительная схема оценивания к основным критериям.
- Те, кто уже знаком с этими критериями, то для них это будет всё уже знакомо, тем более если вы активно используете сайт ФИПИ.
- Скачать Комплект материалов для учителя
Ну вот, вроде и всё, что я хотела вам рассказать, поделиться своими мыслями по поводу подготовки письменной части. Буду рада услышать ваши комментарии, возможно вы поделитесь своими мыслями.
С уважением, Лия Осетрова
Эссе по английскому языку, примеры для ЕГЭ
Мир полон знаний, а образование – это единственная ступень, помогающая человеку достичь совершенства. Интересно, что слово «эссе» пришло в русский язык из французского, однако имеет латинскую историю. Французское слово «essai» может иметь несколько вариантов перевода, «опыт», «проба», «очерк».
Итак, эссе – это сочинение заданного объема и зачастую свободной композиции, однако если речь идет об эссе по английскому, то тут нужно придерживаться четкого плана, все зависит от типа сочинения. Основными чертами эссе являются наличие исчерпывающей информации касательно конкретной темы, выражение индивидуального мнения, а также контраргументы.
Школьникам важно научиться писать эссе, чтобы с легкостью справиться с заданиями на экзамене, а позже суметь подать себя и описать свои достижения потенциальному работодателю.
Основная цель эссе заключается в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного выражения мыслей.
И если грамотно выражать мысли вы уже научились, то структурировать информацию, а также выделять связи и иллюстрировать все примерами, довольно сложно. Именно поэтому такое сочинение как эссе по английскому языку и выносится на ЕГЭ.
Эссе по английскому примеры
Electronic books versus printed books. Who will be the winner in future?
Recent researches have shown that the quantity of readers of printed books is constantly reducing. Electronic books are becoming the most popular way of getting information. But despite of their certain advantages many of us prefer acquaintance with fresh printed volumes. Will electronic books replace printed ones?
I am convinced that the growing number of readers will be absolutely happy to get an e-book as their birthday present. First of all, electronic versions can store thousands of books at the same time. Besides, there will be no need to go shopping for every new book because people can do buy it at one click.
On the other hand, there are a lot of people who are not ready to replace printed books because they are better for human eyes.
Moreover printed books are much easier to read because of no need in electricity supply.
Nowadays less people are ready to buy books because of its expensive price but printed books are still the reminding of a miracle that each of us can easily touch and breathe in.
Summing up all the above, I think both books variants will happily coexist in future, it means that it will be possible to enjoy fresh printed books as well as easily download electronic ones into your gadget.
Электронные книги против печатных книг. Кто станет победителем в будущем?
Недавние исследования показали, что количество читателей печатных книг постоянно уменьшается. Говоря об электронных книгах, они становятся наиболее популярным способом получения информации. Но, несмотря на их определенные преимущества, многие из нас предпочитают знакомство со свеженапечатанными книгами. Заменят ли электронные книги печатные?
Я уверена, что растущее число читателей будет абсолютно счастливы получить электронную книгу в качестве подарка на день рождения. Во-первых, электронные версии могут хранить тысячи книг одновременно. Кроме того, не будет необходимости отправляться за покупкой каждой новой книги, ведь ее можно купить в один клик.
С другой стороны, есть много людей, не готовых заменить печатные книги, потому что они лучше для глаз. Кроме того, печатные книги легче читать, так как они не нуждаются в электропитании. Сегодня меньше людей готовы купить книги из-за высокой цены, но печатные книги все еще остаются напоминанием о чуде, к которому каждый из нас может прикоснуться и вдохнуть.
Подводя итог вышесказанному, я считаю, что оба варианта книг смогут счастливо сосуществовать в будущем, а это значит, что будет возможно наслаждаться печатными книгами также, как и легко скачать электронную книгу в свой гаджет.
Эссе за и против по английскому
Что касается эссе «за и против», то здесь важно четко выразить два противоположных мнения – а так же выразить собственное мнение о проблеме. Например, если речь об изучении нескольких иностранных языков в школе. Начать стоит с постановки проблемы:
Nowadays people are keen on many different languages to survive in the fast moving world. Therefore people send children to schools to learn as many languages as possible. However, is it good to get knowledge of several languages at the same time?
Теперь нужно подчеркнуть, что есть и отрицательные стороны изучения нескольких иностранных языков одновременно.
On the other hand, learning several languages can be confusing, especially if talking about languages of the same group. Some languages contain many rules while others many have exceptions. All this can lead to misunderstanding of new languages as well as the native one.
3 Типичные ошибки в эссе по английскому
Если эссе не соответствует теме, его не спасут ни идеальная грамматика, ни смелые метафоры, ни стройная структура.
Эссе — это личное размышление на заданную тему, а не пересказ топика из учебника. Если на экзамене предлагают поразмышлять на тему «Ранний выбор профессии — ключ к успеху», то не нужно писать сочинение, слово в слово повторяющее текст «Моя будущая профессия».
Хорошо, что с 2019 года на ЕГЭ по английскому можно выбрать одну из двух тем эссе — это вдвое повышает шансы написать сочинение о том, что действительно интересно.
2. Непродуманная структура
Эссе — сложное задание, оно соответствует B2 (пороговому продвинутому уровню Intermediate). И оно менее творческое, чем может показаться — у экзаменационного эссе есть строгая структура.
Структура эссе по английскому
- Вступление — тут школьник обрисовывает проблему.
- Позиция автора — ученик обозначает свое мнение и приводит пару подтверждающих аргументов.
- Альтернативная позиция — школьник выводит альтернативную точку зрения и аргументирует ее.
- Контраргументы — ученик говорит, почему он не согласен с противоположной позицией.
- Заключение — подытоживает основную позицию ученика.
Дарья Гребенюк, старший методист Skysmart | «Не пытайтесь сразу же втискиваться в рамки требований ЕГЭ. Первое, что следует сделать, — научиться гладко выражать свои мысли. Берите любую тему, рассуждайте, отстаивайте свою точку зрения и спорьте с воображаемым оппонентом. Перечитайте написанное, подумайте, раскрыта ли тема, нравится ли вам то, что вы написали, понятна ли идея сочинения. Если все в порядке — возьмите отличный учебник Радислава Мильруда, где описаны четыре типа эссе и пробуйте писать академическое эссе по заданным параметрам». |
Поскольку структура эссе состоит из пяти пунктов, желательно, чтобы абзацев тоже было пять. Причем все они должны быть логически связаны: не следует перескакивать с идеи на идею, каждое утверждение должно вытекать из предыдущего.
Чтобы сделать эти переходы естественными, используют слова-связки: in my opinion (по моему мнению), on the other hand (с другой стороны), however (тем не менее), in conclusion (в заключение) и другие.
Чтобы понять, все ли в порядке со структурой или над ней нужно поработать еще, посмотрите на начало предложений.
Если все они начинаются со слов-связок, обозначающих временной порядок — first (сперва), next (затем), after (после), then (потом) — или со слов, обозначающих перечисление — also (еще), in addition (к тому же) — есть риск, что вместо того, чтобы аргументировать позицию, ученик просто приводит несколько примеров один за другим или излагает идеи, не пытаясь связать их между собой.
3. Слишком короткое или слишком длинное эссе
Желательный объем эссе — 200-250 слов. Это примерно 1,5-2 тетрадных страницы — все зависит от почерка. Важно держаться в рамках этого объема, поскольку и недобор, и перебор могут снизить оценку.
Дарья Гребенюк, старший методист Skysmart | «От заданного объема можно отклоняться на 10% в обе стороны: в итоге получается диапазон от 180 до 275 слов. Если написать меньше 180 слов — эссе проверять не будут. Эксперт поставит ноль баллов за решение коммуникативной задачи. А ноль за этот пункт означает ноль за все задание. А если написать больше 275 слов, — эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны». |
За одно слово считают:
- Предлоги, частицы и артикли
- Цифры
- Два слова, написанные через дефис (good-looking)
- Краткие формы: she’s, can’t, isn’t
- Числительные с процентами: 100%
- Аббревиатуры: UK, NASA.
Как готовиться к эссе по английскому
Расширять словарный запас
Темы эссе меняются каждый год, но категории всегда одни и те же: Family (семья), Education (образование), Sport (спорт), Environment (окружающая среда) и так далее.
Заранее составьте списки слов, устойчивых выражений и оборотов для каждой из этих тем. Во время тренировки старайтесь использовать как минимум 10-15 слов из этих списков.
Другой вариант — смотреть англоязычные документальные фильмы обо всех этих темах и запоминать выражения, которые там используются. Особенно советуем документалки производства ВВС. Кстати, это еще и хорошая тренировка аудирования.
Чтобы понять, как помочь школьникам подготовиться к экзаменам продуктивно и без стресса, мы проводим исследование и дарим подарки. Расскажите, как вы относитесь к ОГЭ и ЕГЭ и выиграйте 8 уроков от онлайн-школы Skysmart.
Помнить о времени
Мало кто может прийти на экзамен и без тренировки уложиться в отведенное время. Часто школьники пишут эссе на черновике, и им не хватает времени, чтобы переписать его в официальный бланк.
Провалиться из-за такой мелочи — очень обидно! Поэтому полезно тренироваться писать эссе, держа под рукой телефон с таймером. Закладывайте 15 минут на переписывание и еще 5 — на подсчет слов.
Не забывать об альтернативном мнении
Одна из главных задач автора эссе — рассмотреть проблему со всех сторон. Поэтому важно указать и другую точку зрения. Например, если мы пишем сочинение о роли денег, нужно не только развернуто доказать, что деньги не всегда приносят счастье, но и учесть мнение тех, кто считает, что без денег радоваться жизни невозможно.
Хорошее эссе содержит не только разные точки зрения, но аргументы за и против. А в конце автор должен суммировать все сказанное и дать понять, на чьей он стороне.
Дарья Гребенюк, старший методист Skysmart | «Помните, что эссе — самая трудная часть экзамена. Поэтому лучше всего начинать подготовку к ЕГЭ по английскому именно с него, а не с грамматики или аудирования. Во время тренировки эссе вы сразу заметите все проблемные места: пробелы в грамматике, нехватку словарного запаса и трудности с пунктуацией. И если сделать это, как можно раньше — останется время, чтобы прокачать слабые места и повысить шансы на более высокий балл». |
Клише для Эссе по английскому ЕГЭ — план, общие фразы, вводные слова
Требования к знанию иностранного языка выдвигают на факультетах многих престижных ВУЗов, поэтому все большее число выпускников выбирает для сдачи ЕГЭ по английскому. Экзамен состоит из нескольких частей, и больше всего трудностей вызывает заключительный раздел – написание сочинения. Так что сегодня в статье поможем выпускникам и дадим советы, как справляться с написанием текстовой части экзамена. В материале покажем план работы, приведем для составления эссе по английскому (ЕГЭ) клише и расскажем хитрости по набору нужного объема слов. Присоединяйтесь к чтению, если хотите серьезно подготовиться и показать на экзамене максимум своих способностей.
Что собой представляют для эссе по английскому на ЕГЭ клише
Начнем с краткого отступления, которое поможет нам сложить четкое представление о теме статьи. Итак, что собственно такое речевые клише для эссе на английском? Для ответа на этот вопрос сравним экзамены по русскому и иностранному языкам.
Смотрите, ЕГЭ по русскому языку также завершается обязательной письменной частью. Разница лишь в том, что она пишется на основе большого авторского текста.
При этом ученикам нужно озвучить проблематику приведенного текста, выразить свое мнение по этому поводу и подкрепить свою позицию аргументами.
Так вот педагоги, уже зная все критерии оценки такого эссе, в течение года обучают школьников правильно выражать свои мысли. Так, для раскрытия каждого пункта ученикам предлагают воспользоваться стандартными фразами, по типу:
- Я согласен/не согласен с автором…;
- Эта проблема очень актуальна в наши дни, потому что…;
- В качестве примера можно привести…;
- Этот текст побуждает задуматься о….
Подобные выражения помогают легко сформулировать мысль, грамотно связать все пункты в один текст и набрать нужный объем сочинения.
Мы тоже предлагаем использовать эти приемы, но уже при составлении эссе для государственного экзамена по английскому языку.
Почему нет? Тем более что такая методика значительно упрощает написание экзамена, и увеличивает шансы на успешную сдачу. И всего-то надо разучить речевые клише для эссе по английскому языку, т.е.
запомнить такие же стандартные фразы и выражения, только свойственные речи британцев. Хотите легко писать сочинения по-английски? Испробуйте данную методику!
План эссе для ЕГЭ по английскому языку 2020
Итак, мы разобрались, какую роль играют речевые клише для сочинения по английскому языку, и наступило время перейти от теории к практике. Сейчас рассмотрим популярные фразы и выражения для составления текста, но сделаем это систематизировано.
Любой пример эссе по английскому на ЕГЭ составлен по стандартному плану, который мы и изучим одновременно с речевыми клише. Таким образом, к концу занятия у нас сложится полное понимание структуры и содержания английского сочинения для госэкзамена.
Введение
Как и в случае с русскими примерами, эссе по английскому языку ЕГЭ требует начинать со вступительного слова.
Для выполнения письменной части экзамена ученикам на выбор предоставляют 2 тезиса: соответственно, раскрытие выбранного утверждения и есть тема сочинения.
В вводной части текста от учеников требуется лишь немного переформулировать исходный тезис своими словами и поставить акцент на его значимости. Помогут это сделать вступительные фразы для эссе на ЕГЭ по английскому.
Клише для вводной части | |
We live in a world in which … | Мы живем в мире, в котором… |
Some people are convinced that…and others believe that… | Часть людей убеждена в … другие же больше верят в … |
It is generally agreed today that … | Сегодня в обществе принято считать, что… |
Nowadays people are getting more and more concerned about… | Современные люди все больше и больше убеждены в том, что… |
One issue that has caused lots of controversy over the years is… | Одним из проблемных вопросов, вызывающих в последние годы большие споры, считается… |
Many people think … but others do not agree. | Многие люди думают, что… но часть общества с ними не согласна. |
One very complex problem in modern world is… | Одной из ключевых проблем современного мира считается… |
For the great majority of people … | Для большинства людей… |
Nowadays many people face difficult decision when they….. | В наши дни людям часто приходится сталкиваться с трудным выбором, когда они… |
But all the same, there are clear benefits and drawbacks to both opinions…. | Но в то же время, у каждой точки зрения есть свои положительные и отрицательные стороны. |
A common opinion is that… | По общепринятому мнению предполагается, что … |
Let us consider what the advantages and disadvantages of … are. | Давайте разберемся в том, какие есть плюсы и минусы … |
Как подготовиться к ЕГЭ по английскому языку
Содержание:
- Как устроен ЕГЭ по английскому языку?
- Даты проведения ЕГЭ по английскому языку 2021
- Как подготовиться к ЕГЭ по английскому самостоятельно?
- План подготовки
- Материалы для подготовки
- Описание и структура ЕГЭ по английскому
- Аудирование (Listening Comprehension)
- Чтение (Reading)
- Лексика и грамматика (Vocabulary & Grammar)
- Письменная часть (Writing).
- Говорение (Speaking)
- Ошибки при подготовке к ЕГЭ
- Репетиторы для подготовки к ЕГЭ
- Курсы английского по ЕГЭ
- Дополнительные советы
Подготовка к ЕГЭ по английскому языку — это долгий и трудоемкий процесс, с которым сталкиваются многие школьники, желающие получить гуманитарное образование. Из-за этого экзамен необходим для поступления, например, на лингвистику, преподавание, переводоведение. Также он может потребоваться при поступлении на международные отношения или регионоведение. В этой статье мы расскажем, как устроен экзамен, разберем его задания, выделим основные ошибки при подготовке.
Как устроен ЕГЭ по английскому языку?
ЕГЭ по английскому языку сдается по желанию учащегося. Экзамен состоит из двух частей — устной и письменной. В устную входит говорение. В этом разделе экзаменуемому необходимо отвечать на поставленные вопросы, давать аргументированные ответы, описывать картинки. За устную часть максимально можно получить 20 баллов.
Письменный экзамен состоит из аудирования (Listening), задания которого показывают насколько хорошо выпускник понимает английскую речь, чтения (Reading), в котором нужно находить важную информацию и отвечать на вопросы по смыслу прочитанного.
Последняя часть экзамена — это письмо (Writing). Здесь необходимо писать письмо и эссе на заданную тему, формулировать собственные мысли, письменно отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения.
В этой части максимально можно получить 80 баллов.
Всего же в экзамене школьникам предлагается выполнить 44 задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Длительность ЕГЭ по иностранному языку составляет 180 минут.
За это время выпускник сдает письменную часть работы. Устная часть экзамена проводится в отдельный день. Время на устный экзамен — 15 минут вместе с подготовкой.
При этом минимальный балл для сдачи экзамена вырос по сравнению с 2020 годом и теперь составляет 30 баллов вместо 22.
Экзамен нельзя пересдать, однако если выпускник не согласен с результатами, он может оспорить их во время апелляции. Заново сдать ЕГЭ по английскому можно только в следующем году.
Даты проведения ЕГЭ по английскому языку 2021
ЕГЭ по иностранному языку проходит в два периода: досрочный и основной, для которых предусмотрены разные дни. Первый досрочный этап пройдет с 22 марта по 16 апреля.
В эти дни экзамен будут сдавать выпускники школ прошлых лет и те, кто учился экстерном, а также выпускники колледжей и спортсмены сборных команд России.
Для выпускников этого года основной этап ЕГЭ пройдет с 24 мая по 22 июня.
Как подготовиться к ЕГЭ по английскому самостоятельно?
Задания ЕГЭ по английскому направлены на проверку ваших знаний, а именно:
- на понимание беглой английской речи на слух, вычленении из нее нужной информации;
- на навык чтения и анализа английских текстов, с последующими ответами на вопросы;
- на умение строить грамматически правильные английские предложения, использовать английские времена и глаголы, разбираться в словообразовании, артикля, предлогах и т.д.;
- умение стройно излагать собственные мысли письменно, четко аргументировать свою позицию.
Кроме этого, необходимо говорить по-английски без ярко выраженного русского акцента и грамматических ошибок.
Если вы начинаете подготовку с нуля или у вас низкий уровень, то следует, прежде всего, обратить внимание на два момента: лексику и грамматику.
Словарный запас должен быть богатым, чтобы с успехом выполнить все задания. Например, для самых простых английских диалогов нужно знать 200-300 слов, но чтобы разговаривать на более серьезные темы и понимать тексты, необходимо более 2000 слов в лексиконе.
Поэтому, первым делом стоит усвоить личные местоимения и основные глаголы во всех формах. Потом уже можно перейти к часто используемым существительным и постепенно расширять словарный запас, углубляясь в другие сферы, которые касаются хобби, искусства, науки, работы, и т.д.
Следует уделять обучению хотя бы 10-15 минут каждый день. Чтобы сделать запоминание максимально эффективным, нужно прописывать слова на бумаге. Также можно смотреть иностранные фильмы и сериалы на языке оригинала, сначала с субтитрами, а потом уже и без них.
Таким образом можно не только пополнить запас слов, но и лучше воспринимать речь на слух, что пригодится для аудирования.
Не делайте долгих перерывов в обучении, иначе можно многое забыть.
Помимо лексики, необходимо знать и грамматику, причем на высоком уровне для получения хороших баллов. В первую очередь это касается времен в английском языке, после их усвоения необходимо плавно расширять спектр знаний и регулярно практиковаться, выполняя все более и более сложные задания.
Используйте качественные пособия по грамматике, например Essential Grammar in Use или Grammarway, а также проходите бесплатные онлайн-тесты до тех пор, пока не закрепите все темы.
План подготовки
При подготовке к ЕГЭ по английскому языку лучше руководствоваться планом, чтобы оптимизировать процесс и получить из него максимум пользы.
- Определитесь с высшим учебным заведением. Это необходимо для того, чтобы узнать проходной балл по английскому по вашей специальности и понять сколько минимум нужно набрать именно вам.
- Найдите свои слабые места. Сделать это можно после прохождения пробного ЕГЭ, который покажет самые проблемные темы. Им стоит уделить больше внимания и практики, чтобы закрепить результат, вместо того, чтобы тратить время на то, что вы и так хорошо знаете. После того как вы отточили знания, пройдите заново пробный текст. Его можно бесплатно скачать на сайте ФИПИ.
- Распределите время. Распишите в ежедневнике когда и что вам необходимо сделать. Например, каждое воскресенье следует писать эссе, во вторник заниматься чтением, в четверг — тренировать восприятие английского на слух, и так на каждый день недели.
- Заниматься нужно ежедневно. Речь не идет о занятиях по несколько часов, потому что для улучшения знаний вам понадобиться 20-30 минут в день. Это будет намного эффективнее, чем уроки по паре часов два раза в неделю.
- Общайтесь. Сейчас в Интернете множество сайтов, с помощью которых можно найти людей, которые готовы поспособствовать вам в изучении английского языка. Это могут быть друзья по переписке, разговорные клубы или просто общение по скайпу. Это пригодится для оттачивания навыка говорения на английском.
Существует множество стратегий подготовки к ЕГЭ, поэтому можно выбрать наиболее комфортную и эффективную именно для вас.
Материалы для подготовки
Для того, чтобы получить максимальные баллы на ЕГЭ по английскому языку, одного учебника будет недостаточно. Зачастую необходимо пользоваться разными книгами, пособиями, онлайн-ресурсами. Вот лучшие из них:
- ЕГЭ. Устная часть — А.И. Немыкина, А.В. Почепаева
Эта книга разработана специально для улучшения навыков устной речи, а также содержит тренажер для их отработки на компьютере. Если вы занимаетесь самостоятельно, то “ЕГЭ. Устная часть” — это то, с чего стоит начать подготовку.
- Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ под редакцией Вербицкой
Это сборник заданий по ЕГЭ с ответами, подготовленный разработчиками контрольных измерительных материалов экзамена. Книга продается в разных видах — 10 и 30 вариантов тестов по английскому. Благодаря ей можно проверить насколько хорошо ученик готов к сдаче и отточить навыки решения всех заданий.
- Учебники Macmillan Exam Skills for Russia
Считается, что эта серия одна из лучших для подготовки, потому что с ее помощью можно отработать каждую часть экзамена — говорение, чтение, аудирование и письмо. На сайте Macmillan.ru также есть дополнительные материалы по ЕГЭ: онлайн-тесты, аудиофайлы, видеосоветы и т.д. Начинать заниматься по этим книгам следует по достижении уровня Intermediate.
Это официальный сайт Федерального института педагогических измерений. На нем можно найти множество заданий к ЕГЭ по английскому языку. Делать их лучше с учителем, потому что ответов на сайте нет.
Очень полезный сайт, на котором вы найдете живое общение, единомышленников, полезные статьи, советы, последние методики и тенденции во всём, что касается английского. Все основные функции станут доступны после регистрации. Также на сайте есть отзывы практически на все книги и курсы по английскому, что существенно облегчит их выбор.
Это очень удобная платформа для изучения и запоминания новых слов. С помощью обучающего механизма можно выучить повседневные слова и фразы, погрузиться в языковую среду, научиться понимать разговорный язык.
- Podcastsinenglish.com, britishcouncil.org, bbc.co.uk
Здесь собраны разнообразные подкасты, которые помогут развить навык восприятия английской речи на слух. Это особенно важно для раздела “аудирование”.
Тут вы найдете множество вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ, а также сможете отработать понимание информации в тексте, написание письма, повысить грамматические и лексические навыки владения английским языком.
Это сайт всемирно известного проекта “Гутенберг”, цель которого — создание электронной бесплатной библиотеки. Тут есть художественная литература, которая находится в свободном доступе — это поможет улучшить навык чтения.
Структура теста ЕГЭ по английскому
Аудирование (Listening Comprehension)
В этом разделе проверяется способность ученика воспринимать английскую речь на слух. В нем три задания, в которых экзаменаторы включают запись, а экзаменуемые во время ее прослушивая должны читать задания и вносить ответы в бланк. Для этого даются паузы.
- Первое задание заключается в прослушивании высказываний и соотношении их с утверждениями, одно из которых лишнее. За правильное выполнение засчитывается 6 баллов.
- Второе задание — экзаменуемому нужно прослушать диалог и определить, какие утверждения ложные, а какие — правильные. Также нужно найти те утверждения, о которых не упоминается в тексте. Максимальный балл — 7.
- Последние задание этого раздела — необходимо прослушать интервью и выбрать правильный вариант ответа из трех предложенных. Максимальный балл — 7.
Главное — не паниковать, если вы чего не расслышали или не поняли. Также в самом задании зачастую есть подсказки, поэтому нужно быть очень внимательными.
Чтение (Reading)
На выполнение этого блока заданий по английскому отведено 30 минут. Здесь будет проверяться способность экзаменуемого понимать и анализировать, выделять из него основную информацию.
- В задании №10 будут предложены семь мини-текстов по 3-6 предложений и 8 заголовков. Их нужно правильно подобрать для каждого текста, причем один окажется лишним. Максимальный балл — 7.
- В 11 задании будет предложено семь отрывков, которыми предстоит заполнить текст с шестью пропусками. Здесь необходимо продемонстрировать умение находить структурно-смысловые связи.
- В заданиях №12-18 нужно прочитать текст, у которого есть 7 вопросов с вариантами ответа. Необходимо выбрать один правильный вариант в каждом вопросе.
Особенность 11 задания состоит в том, что часто предложения в ответах по структуре и смыслу могут подходить сразу в несколько мест текста, из-за чего случаются ошибки. Чтобы избежать этого, нужно читать и текст и ответы очень внимательно. После выполнения задания, его следует полностью перечитать, однако постарайтесь не тратить на него больше 10 минут.
В заданиях №12-18 проверяется ваше знание английской лексики. Их особенность состоит в том, что вопросы располагаются в том порядке, в котором к ним даются ответы в тексте, что несколько облегчает выполнение задания.
При подготовке следует набивать руку и выполнять разные упражнения из разных сборников, потому что тексты зачастую отличаются уровнем сложности. Если вы хотите высокий балл, то стоит обратить внимание на экзамены FCE и IELTS, где есть похожие задания.
Правда они отличаются довольно высоким уровнем сложности.
Лексика и грамматика (Vocabulary & Grammar)
Здесь проверяются ваши грамматические навыки английского языка, а также знания слов. Выпускнику необходимо ознакомиться с текстом и выбрать один из четырех предложенных ответов. Важно учитывать контекст и грамматические формы.
- В первой части дается текст с семью пропущенными словами. Их нужно заполнить представленными рядом словами, которые следует преобразовать в правильную грамматическую форму. Максимальное количество баллов — 7.
- Во втором задании нужно прочитать еще один текст с пропусками, где также необходимо преобразовывать слова. Максимальный балл — 6.
- Третье задание опять состоит из текста, к нему нужно выбрать один из четырех вариантов ответа. Максимальный балл — 7.
Для получения высоких баллов следует, прежде всего, хорошо знать устойчивые словосочетания и правильно употреблять предлоги с глаголами. При подготовке к экзамену необходимо максимально расширить словарный запас и повторить следующие темы:
- времена;
- залоги в английском;
- формы глаголов;
- степени сравнения прилагательных;
- образование английских суффиксов:
- порядковые числительные;
- приставки и т.д.
Письменная часть (Writing)
В этой части ученику предстоит выполнить всего два задания, но объемных. На них выделено 80 минут, за которые необходимо не только написать два текста, но и успеть их проверить, поэтому важно правильно распределить время.
В первом приведено письмо вашего “друга”, за которым следует его вопросы. Вам нужно написать ему подобное письмо, ответить на эти самые вопросы и задать свои. Максимальный бал за выполнения этого задания — 6.
Во втором задании необходимо написать эссе объемом около 200-250 слов. Вам будет дано какое-то спорное утверждение, о котором нужно порассуждать письменно. Здесь важно продемонстрировать знания слов и грамматики, а также умение ясно аргументировать свою позицию.
В первом задании нужно правильно структурировать письмо. В нем должно быть обращение к другу, краткое вступление, основная часть, заключение, завершающая фраза и ваша подпись. Не забудьте поблагодарить друга за письмо. Не возбраняется использовать неформальный стиль общения.
Например: “Guess what?”, “What’s up?”, “Howdy!”, “Later!”. Также начинать предложения (он не все, конечно) следует с фраз “I believe …”, “I assume …”, “In my opinion …”. Вот еще некоторые шаблоны:
- Sorry I haven’t written for so long but….
- I was really pleased to hear that…
- Thanks for your letter. It was really great to hear all your news, after not hearing from you for ages…
Во втором задания очень важно четко понимать тему сочинения, чтобы правильно и аргументированно его написать. Постарайтесь не использовать слишком сложные грамматические конструкции, если боитесь допустить в них ошибку. Придерживайтесь нейтрального стиля. Начинать эссе можно одной из этих фраз:
- In this essay I will try to express my opinion on this issue.