Сочинение по английскому про музыку

Учреждение: гбоу сош 525 имени дважды героя советского союза г.м. гречко г. санкт-петербурга ученическая исследовательская работа по музыке на тему

Учреждение: 

ГБОУ СОШ №525 имени дважды героя Советского Союза Г.М. Гречко г. Санкт-Петербурга

Ученическая исследовательская работа по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» представлена в виде игрового пособия для учащихся по музыке о великих русских композиторах эпохи Александра III.

Подробнее о работе:

Материалами к проекту по музыке «Сила императорская, мощь композиторская» стала информация из биографии известных композиторов, которые жили и творили в императорской России. В работе предложены справочные сведения о жизни и творчестве талантливых людей, оставивших заметный след в истории и развитии отечественной музыки.

В рамках самостоятельной работы ученица 9 класса собрала нужную информацию, которую использовала для создания брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления Александра III. Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оглавление

Введение
1.  Сила императорская, мощь композиторская.
1.1 Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III.
Заключение
Литература

Введение

Данный проект по музыке на тему «Сила императорская, мощь композиторская» является творческой работой по созданию дидактического пособия для учащихся 9 класса, увлечённых изучением жизни и творчества П. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина. Творчество композиторов рассматривается в единстве времени правления императора Александра III. Многие моменты их жизни и творчества, дружба, личностное отношение друг к другу, оценка творчества и деятельности повлияли на взаимоотношения императора и великих композиторов.

Форма творческой работы представлена в виде брошюры с изложением материала о жизни и творчестве композиторов, творивших во времена правления   императора.

В конце работы учащимся предлагается ответить на вопросы, предполагающие знания, связанные с творчеством великих русских композиторов.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта

Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задание – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оформление проекта соответствует правилам оформления брошюры, а также любой другой игры, предполагающей ряд вопросов и ответов.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением музыки, творчества П. И. Чайковского, носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Музыка как вид искусства является частью жизни людей, отражающей их нравственные позиции, гражданскую позицию.

Является национальным достоянием. Изучение музыки как вида искусства начинается с изучения музыкальных произведений в рамках школьного предмета «Музыка». Постичь основы этого вида искусств задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где были написаны многие музыкальные произведения, где жили и творили великие русские композиторы и музыканты.

Цель проекта: создать игровое пособие для учащихся по музыке в виде брошюры и ряда вопросов.

Задачи:

  1. Создать концепцию брошюры (рассказ, иллюстрации)
  2. Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
  3. Изучить литературные источники, ставшие основой брошюры.
  4. Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров
  5. Оформить брошюру.
  6. Подготовить презентацию проекта.

Этапы работы:

Подготовительный

  • Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде брошюры

Основной

  • Разработка концепции брошюры
  • Создание ряда вопросов и ответов к ним
  • Подбор инвентаря для создания и оформления брошюры
  • Поиск иллюстраций для оформления брошюры
  • Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
  • Изготовление брошюры
  • Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта

Практический

  • Пробные варианты брошюры
  • Корректировка, исправление текста, вопросов
  • Оценка читающих и отвечающих на вопросы

Заключительный

  • Художественное оформление игры.

Сила императорская, мощь композиторская

Наш рассказ состоит из историй о четверых представителях конца 19 века, живших в одной стране, любивших свою страну, выполнявших свой долг, несущих свою миссию через жизнь, полную событий, решений, сочинений.

композиторы при царе

Истории о великих русских композиторах и об императоре Александре III

Странного в этом нет ничего, потому что имена великих композиторов связаны с жизнью русского императора.  Постараемся доказать, что сила императорская и мощь композиторская есть гармония того, что называют связью душ, идей, мыслей, вдохновения.

Найдем то, что связывало этих людей, представителей разных сословий, разного образа жизни, взглядов, устремлений.

Эта связь проявилась, прежде всего, в их отношении к музыке.

В чем же связь музыкантов-композиторов и русского самодержца, императора?

Александр III – какой ОН?

Начнем разбираться — проведем небольшое расследование во времени и путях связи представителей одного поколения. Займемся для начала вопросом исторического характера: что отличало этого императора от других представителей династии Романовых.

Александр III вошел в историю как царь-миротворец, потому что был единственным монархом из династии Романовых, который не вел войн. Его имя связывают с небывалым экономическим развитием страны.

Однако редко вспоминают, что этому государю Россия во многом обязана расцветом своей музыкальной культуры.

Царь-гигант, играющий на огромной трубе (геликоне) в военном оркестре. Восторженно слушающий произведения Петра Ильича Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Действительно по-настоящему влюбленный и чувствующий

музыку. Правитель, который очень много сделал для развития национального музыкального искусства.

В отличие от своего отца, императора Александра II, предпочитающего итальянскую оперу, герой нашего первого рассказа был прекрасным знатоком и тонким ценителем именно русской музыки. Любил русскую оперу, любил все русское! Да и говорил он со своими подданными только на русском языке (в отличие от отца, говорившего по-французски). Он – меломан, благотворитель. Его увлечение музыкой подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись еще при нем, продлится затем в течение всего царствования Николая II.

Александр III любил и церковную музыку. В годы его правления императорская певческая капелла расцвела и превратилась в один из крупнейших музыкальных центров Европы. Известно, что по просьбе императора, Петр Ильич Чайковский писал духовные музыкальные сочинения.

Любил Александр и народную песню. Ему очень нравилось использование в произведениях русских композиторов народной песни. Неслыханно, но именно император поддержал экспедицию Русского географического обществапо собиранию музыкальных мотивов русских песен. Была учреждена «Песенная комиссия».

При императоре Александре III был восстановлен величественный Тифлисский оперный театр. Да и сама театральная реформа дала толчок для развития и расцвета русской национальной оперы. По желанию императора казна не жалела средств на постановку новых русских опер. По всей стране открывались частные оперы.

Особое место в жизни императора занимал организованный им духовой оркестр.

По примеру «царского» оркестра стали возникать по всей стране оркестры (причем не только духовые) в военных корпусах, на фабриках, заводах, гимназиях, университетах.

К исполнительскому искусству появился интерес в самых разных сословиях россиян.

Под покровительством Александра появилась Бесплатная музыкальная школа. Здесь готовили не только музыкантов-профессионалов, но и   публику, для которой творило новое поколение русских композиторов.

В российских городах Киеве, Харькове, Казани, Омске, Одессе, Саратове, Риге появились бесплатные музыкальные школы.

Наш второй, третий и четвертый герои – это Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский. – великие имена великих русских композиторов.

Что между ними общего, что их связывало, отчего их связь была столь ощутима?  Почему эту связь мы назвали гармонией силы и мощи?

Продолжим наше расследование

Все четверо принадлежали к одному поколению. Отношение к занятиям музыкой было практически одинаковым. В начале жизненного пути не было и мысли превратить музыку в свою профессию.  Все четверо учились музыке у домашних учителей, а потом музицировали для собственного удовольствия. Сколько общего! А было ли то, что их отличало? Их происхождение. Император – наследник династии Романовых. Римский-Корсаков и Чайковский – дворянские дети и лишь Бородин – крепостной незаконнорожденный княжеский сын.

Вот и все факты расследования

Композитор и ученый входил в самостоятельную жизнь.   А дальше — каждый пришел в мир музыки, выбрав свой путь. У каждого своя судьба, служба, семья, мир, полный забот, начинаний, творчества.

Продолжим рассказ. Наш путь в дом грузинского поручика князя Луки Степановича Гедианова.

Именно в его доме родился Александр Порфирьевич Бородин, вольноотпущенный дворовый человек. Ни происхождение, ни среда, ни личности родителей –  ничто не предвещало славного музыкального будущего Саши Бородина. Его детство и отрочество были вполне благополучными. Освоив гимназическую программу, немецкий, французский, он серьезно занимался музыкой. Одаренность проявлялась во всем, но больше всего он увлекался химией.

Годы занятий, обучения. Защита диссертации – степень доктора медицины. Возвращение в Россию работа в Медико-хирургической академии. Активная научная деятельность не помешала страсти Бородина – сочинение музыки. Встреча с Милием Алексеевичем Балакиревым привела его в ряды членов «Могучей кучки».

Настоящая слава пришла к нему после смерти, с постановкой его главного произведения – оперы «Князь Игорь» Друзьяобратились к Александру III – ему был послан подарок – партитура, «Князя Игоря», а вместе с ней письмо, излагающее два вопроса. Первый – патриотический: опера создана на основе величайшего памятникадревнерусской литературы «Слово о полку Игореве», второй – международного престижа: фрагменты оперы уже исполнялись за границей и имели большой успех.

Александр III не просто дал разрешение на постановку оперы на сцене императорского театра, но и распорядился не жалеть денег на постановку «Князя Игоря». Постановка получилась грандиозной. На сцену выходило до двухсот артистов!Премьера в Мариинском театре стала громадным событием в культурной жизни российской столицы. Образцы оружия, украшений, костюмов были отправлены из Средней Азии и копировались петербургскими художниками. Декорации писались по мотивам среднеазиатских картин живописца Верещагина, которые высоко ценились императором.  

Обращаясь к петербуржцам, Александр писал:» Князь Игорь» принадлежит к числу тех созданий искусства, которые приносят великую честь нашему Отечеству».

Наша история подошла к описанию жизни и творчества музыканта, который не сразу осознал себя композитором.

«Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, меня пленяла мысль быть моряком».  Дворяне Римские-Корсаковы из поколения в поколение служили во флоте, и Николай Андреевич не сразу решился прервать эту традицию и посвятить всю свою жизнь музыке. Род Корсаковых насчитывал 18 морских офицеров. Маленький Николай рос в родительском доме в провинциальном Тихвине. Образование, как и у всех дворянских детей – домашнее. Учили игре на Фортепиано, пению. Особенно нравились церковные песнопения в исполнении хора Тихвинского монастыря. А романсы и народные песни в исполнении матери приводили в восторг. Позже – Петербург. Морской-кадетский корпус.

Новая обстановка, учеба. Но все это мало интересовало будущего композитора. Музыкальная жизнь столицы открыла мир музыки. Опера – вот что покоряло молодого курсанта, вот чем он восторгался, бесконечно пересказывая сюжеты услышанных опер, вот о чем грезил. «Я страстно любил музыку и играл в нее». Но предстояло сделать выбор. Окончив учебу с отличием, молодой офицер зачислен в команду клипера «Алмаз».  Путь – к берегам Северной Америки. Три года странствий, три года сочинительства музыки. Возвращение в Петербург было связано с окончательным решением – дело его жизни — музыка.

Дальше – годы творчества, содружество друзей –композиторов «Могучая кучка». В царствование Александра III Римский-Корсаков считался главным петербургским композитором, хотя император относился к кучкистам прохладно. При этом Римский-Корсаков состоял на государственной службе. Композитор лично присутствовал на коронации императора в Москве. Царствование Александра III в жизни композитора связано с большими переменами в его профессиональной деятельности – директор петербургской консерватории, помощник управляющего Придворной певческой капеллы.

Он управляет творческим сообществом музыкантов, организованным его учеником, меценатом Беляевым. Он дирижер «Русских симфонических концертов в зале Дворянского собрания в столице. Он участник знаменитых концертах во время Всемирной выставки в Париже.  Он – автор пятнадцати опер после обращения к императору, с его Высочайшего позволения, к постановке на императорской Мариинской сцене бала допущена опера «Ночь перед рождеством».  В наши дни Мариинский театр называют «Домом Римского-Корсакова».

Около полусотни опер было поставлено на его сцене. 

И наконец рассказ последний – о любимом композиторе императора. Имя его Петр Ильич Чайковский. Он пользовался особым расположением Александра III, и это самым благотворным образом отразилось на его творческой биографии. Чайковский не только был благодарен государю, но и высоко его ценил как правителя. Император с нетерпением каждый раз ждал новых произведений Чайковского. Именно он заказал ему коронационный марш. Увертюра «1812 год» была высоко оценена им. После ее исполнения государь назначил композитору пожизненную пенсию.

В восторге Чайковский написал:» Нельзя не быть бесконечно благодарным царю, который придает значение не только военной и чиновничьей деятельности, но и артистической». Вместе с императрицей, Марией Федоровной, Александр III посещал все оперы и балеты Чайковского. Для написания оперы «Евгений Онегин» император выделил материальную помощь. «Милый брат, опера и балет имели вчера огромный успех, особенно опера всем очень понравилась.

Накануне была репетиция с Государем. Он был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка того и другого великолепна. Глаза устают от роскоши». Где только не гастролировал композитор – Лейпциг, Гамбург, Берлин, Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия. Он – член-корреспондент парижской Академии изящных искусств, почетный доктор музыки кембриджского университета.

На царствование Александра III пришел последний и весьма плодотворный этап творчества Чайковского – это и опера «Пиковая дама» и балеты «Спящая асавица» «Щелкунчик». В мемуарах графа Шереметева есть такая запись: «… В этот день оркестр играл особенно хорошо. Государь попросил исполнить что-нибудь из Чайковского. Он был очарован музыкой, даже попросил исполнить произведение еще раз.

Он слушал как-то особенно задумчиво и грустно, дивная гармония была ему доступна, и весь он был проникнут красотою этих звуков, весь отдался этому чувству». На следующий день стало известно, что в то время, когда в Гатчине император слушал музыку Чайковского, в Петербурге тот умирал. Позже император скажет: «Казалось. мы слушали его лебединую песню». Когда Чайковский лежал уже на смертном оре, Александр III посетил его. По приказу императора композитора отпевали в Казанском соборе в сопровождении хора певчих собора и хора Императорской русской оперы.

Вот собственно и все, что надо было сказать о связи великих российских музыкантах-композиторах и императоре Всероссийском. Эта связь, безусловно, подтверждает наше убеждение в том, что великая миссия служения его Величеству музыки была частью жизни российских композиторов и миропомазанника – императора Александра III. Гармония силы в лице государя и мощь композиторская возвысили значение Музыки 19 века, приведя ее на музыкальный Олимп века 21!

Литература

  1. Асафьев Б. В. «Гений музыки Петр Ильич Чайковский. Жизнь и творчество». Под редакцией А. Н. Римского-Корсакова.
  2. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.
  3. Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. М., 1956. (Там же: Воспоминания о Петербургской консерватории в 1905 году Ю. Л. Вейсберг и А. Н. Дроздова.)
  4. Дианин. A. П.  А. П. Бородин. Биографический очерк и воспоминания. «Журнал Русского физико-химического общества», т. XX, выпуск. 4, 1888.
  5. Дианин С.А. “Бородин Жизнеописание, материалы и документы. «Государственное музыкальное издательство», 1960г.
  6. Орлова Е. М. Пётр Ильич Чайковский. — М., 1990.
  7. Рацкая Ц. С. Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд., переработка — М.: Музыка, 1977. — 112 с. — 50 000 экз.
  8. Тальберг Н. Д. Александр III. Очерки истории Императорской России. М., 2000.
  9. Чайковского М. И. «Жизнь Петра Ильича Чайковского. Том 3»

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Особое значение для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеют школьные предметы, связанные с искусством, воспитывающее влияние которого обусловлено, прежде всего, его эстетическим содержанием и сопереживанием в силу эмоционального характера воздействия. Особая роль в этом процессе принадлежит музыкальному искусству, обладающему огромным духовно-нравственным потенциалом, поскольку оно отражает общечеловеческие, нравственные и художественные ценности.

В настоящее время накоплен определенный практический опыт и существуют теоретико-методические разработки, посвященные различным вопросам духовно-нравственного воспитания школьников.

В общеобразовательной школе музыкальному искусству зачастую отводится важная, но не первостепенная роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Это может быть обусловлено пассивностью определенной части родителей и педагогов, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовно-нравственном становлении личности и др. Эту тенденцию также провоцирует развитие развлекательной составляющей различных телевизионных передач, в которых музыка часто носит развлекательный характер или является фоном для чего-либо.

Зачастую на уроках музыки внимание учителя в большей степени сфокусировано на музыке классической, народной, в результате чего потенциал современного музыкального искусства остается нереализованным.

Современная академическая музыка построена по канонам, основанным на традициях музыкального искусства и музыкального образования. Академической музыкой занимаются преимущественно профессиональные музыканты, имеющие в своем арсенале знания по теории и истории музыки, а также владеющие навыками в каком-либо виде музыкальной деятельности: игра на инструменте, пение (сольное, ансамблевое), дирижирование, аранжировка и сочинение музыки. Следует отметить, что сегодня мы можем наблюдать тенденцию, выражающуюся в стремлении академических музыкантов активно идти на диалог с массовой музыкой, не только преломляя в своем творчестве народно-песенные интонации (что было характерно в XVIII-XX вв.), но и заимствуя особенности тех стилей, которые зародились далеко за пределами академической среды (джаз, рок и т.д.). Это связано прежде всего с поисками новых возможностей музыкального звучания, а также со стремлением сделать музыку понятной и узнаваемой для современного слушателя.

Примеры слияния академической, массовой эстрадной и фольклорной музыки многочисленны и разнообразны. В наше время получили значительное распространение различные виды обработки классической музыки прошлого, направленные на слияние авторских и современных стилевых особенностей.

Например, широко известны такие образцы популяризации классической музыки, как различные версии «Времен года» А.Вивальди, И.С.Баха, Л.Бетховена, М.Моцарта, П.Чайковского и др. Сближение происходит также в рамках концертной жизни, когда речь идет о творческих дуэтах исполнителей, принадлежащих к разным видам музыкальной культуры. Среди представителей академический музыки также есть исполнители, которых знает и любит массовая публика, среди них, например, пианист Д.Мацуев, певицы А.Нетребко, Х.Герзмава, дирижеры В.Гергиев, и мн. др.

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников происходит в процессе обучения на уроке, который предполагает участие старшеклассников в разных коллективных видах музыкальной деятельности: слушание и анализ музыкальных произведений, пение (хоровое и ансамблевое, иногда сольное), игра на доступных музыкальных инструментах. Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, исполнительство и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях, а также на сформированных навыках в определенном виде музыкальной деятельности.

При этом в задачи уроков музыки в области духовно-нравственного воспитания старшеклассников важно включить: развитие способности к эстетическому сопереживанию действительности, отраженной в произведениях музыкального искусства, как некоего умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций и т.п.; стимулирование положительной мотивации для занятий музыкальным искусством; развитие способности к целостному и гармоничному восприятию действительности путем активизации эмоциональночувственной сферы; обогащение знаниями и формирование опыта деятельности в создании ценностей музыкального искусства; развитие практических умений в области различных видов музыкальной деятельности.

Ряд примеров использования образцов современной музыки в различных видах музыкальной деятельности на уроке музыки в рамках тем, связанных с музыкой современной и современностью в музыке, так или иначе отраженных в различных программах по музыке для общеобразовательных школ.

В качестве примера полистилистики в современной академической музыке может быть представлено сочинение А.Шнитке «Серенада» для пяти музыкантов, в котором нашли воплощение тенденции к сближению различных стилей и жанров. В данном музыкальном произведении используется джазовая импровизация в сочетании со всевозможными танцевальными жанрами (полька, вальс, фокстрот и др.). А.Шнитке относил данное произведение к числу первых полистилистических опытов. Замысел композитора в том, что музыканты исполняют отрывки из музыки кино на разных инструментах, причем для каждого инструмента характерна своя мелодия. Время от времени эту разноголосицу прерывают колокольные удары, которые выступают в качестве режиссирующей партии, принадлежащей ударным инструментам. Интересно, что, несмотря на попытки ударного инструмента навести порядок в звучании, оно остается полистилистичным до самого конца.

В преддверии Дня Победы в качестве примера для слушания и анализа старшеклассникам может быть предложено произведение, относящееся к современной рок-музыке и творчеству шведской хэви-пауэр-метал группы «Sabaton». Основной темой песен данной группы являются войны и отдельные сражения. Старшеклассникам предлагается песня «Panzerkampf», что переводится как «Танковая битва». Интересно, что многие песни данной группы посвящены темам Великой Отечественной войны, в том числе и представленная для слушания песня, которая повествует о событиях 1943 г. и борьбе советской армии с фашистами на Курской дуге. К данной песне создано множество презентаций, поэтому возможно не только прослушивание, но и показ данной песни в формате видео.

Примеры слияния академической и массовой популярной музыки многочисленны и разнообразны. Например, для прослушивания старшеклассникам могут быть предложены произведения в исполнении скрипачки Ванессы Мей, Лондонского симфонического оркестра, оркестра Поля Мориа, а также российских исполнителей, например, Баянного дуэта Mixx, которые в привычное звучание классической музыки привносят техно-ритмы, тембры электронных инструментов, интересно трансформирующие характер звучания музыкальных произведений.

Примером органичного сочетания различных направлений современной музыки может служить дуэт испанской оперной певицы М.Кабалье и солиста рок-группы «Queen» Ф.Меркьюри. Песня была записана в 1988 г. и стала лейтмотивом Олимпийских игр в Барселоне в 1992 г. В данной музыкальной композиции исполнители воплотили одну из актуальных до сегодняшнего дня идей современной музыки, которая заключается в поиске возможностей для расширения не только жанровой, интонационной, тембровой палитры музыки. В дуэте рок-музыканта Меркьюри и оперной певицы Кабалье мы слышим успешное совмещение двух своеобразных вокальных тембров, характеризующих разные вокальные манеры — академическую и эстрадную, — но не противоречащие, а дополняющие друг друга. Данное музыкальное произведение интересно как послушать, так и посмотреть в формате видео.

Духовно-нравственное воспитания старшеклассников на уроке музыки в процессе певческой деятельности возможно через исполнение различных песен патриотической тематики, а также популярных эстрадных песен. Например, многие песни эстрадного композитора И.Матвиенко, из репертуара группы «Любэ» (такие как «Выйду ночью в поле с конем» или «Отчего так в России березы шумят»), песни И.Крутого, Е.Мартынова, А.Ермолова и мн. др.

Таким образом, воспитательное значение музыкального искусства сегодня актуально как никогда. Одним из путей интенсификации духовно-нравственного воспитания старшеклассников в общеобразовательной школе может выступать включение в содержание урока музыки произведений различных направлений современного музыкального искусства — академического, фольклорного, эстрадного направлений, а также бардовской песни. При этом современное музыкальное искусство многообразно, но, безусловно, неоднородно как по духовно-нравственным основам, так и по своему музыкальному языку. В связи с этим для достижения положительного эффекта, наряду с учетом музыкальных предпочтений старшеклассников, требуется строгий отбор произведений для слушания, анализа и исполнения, а также в образцах современной музыки важно найти и подчеркнуть положительное духовно-нравственное содержание, которое может служить опорой для поддержания мотивации старшеклассников к урокам музыки, а также способствовать успешности их духовно-нравственного воспитания.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

7 класс

I ПОЛУГОДИЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Урок 1: Классика и современность

Цель урока: Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся; проявление интереса учащихся к музыке как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи:

— содействовать пониманию учащимися того, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений;

— учить осознавать образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства; знакомить с законами, принципами, приёмами развития и построения музыки;

— знакомить учащихся с понятиями классика и классическая музыка, классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

— уметь распознавать интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений;

— формировать умения соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; выражать личностное отношение к музыке;

— развивать у школьников стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение;

— развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся; представления, память, воссоздающее воображение, зрительное и слуховое восприятие; умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному;

— воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов;

— воспитывать умение работать в коллективе;

— формировать художественный вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

  1. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль.

  2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

  3. Воспринимать и сравнивать образцы лёгкой и серьёзной музыки.

  4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

  5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: вводный.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Музыкальный материал: М.П. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке; С.С. Прокофьев. Монтекки и Капулетти (фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»);Л.В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (начальный фрагмент);Э.-Л. Уэббер. Ария «Память» из мюзикла «Кошки»; песня «Вчера» (из репертуара гр. «Битлз»).

Оборудование и мультимедийное сопровождение: синтезатор, фортепиано, проектор, компьютер; презентация по теме урока, видеоматериал.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Приветствие.

Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

— Из беседы о ваших летних музыкальных впечатлениях становится понятно, что музыка вас сопровождает всегда. Музыка разная, — каждому нравится своя. И вот такое многообразие музыки заставляет нас задуматься: Что же нас в ней привлекает?

?Прослушайте два музыкальных фрагмента и определите, какая будет звучать музыка – классическая или современная.

Слушание музыкальных фрагментов:

  1. П.И. Чайковский. Ноктюрн ре минор (соч. 19, №4)

  2. Ф. Шопен. Вальс дождя (в соврем. обработке)

2. Постановка проблемы. Сообщение темы занятия. Целеполагание

?А как вы думаете, какая музыка вечная?

Ответы учащихся.

Музыка вечная та, котораяполучила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

И сегодня мы с вами поговорим о таких музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей, поговорим о музыке, которую называют классической.

Музыкальные сочинения, которые вы сегодня прослушаете, являются, можно сказать, новацией в музыкальном искусстве своего времени. Но для того, чтобы понять такую музыку, заинтересоваться ей, вы должны понять, что классическая музыка – это музыка, к которой надо идти, в отличие от произведений так называемоймассовой культуры – музыки, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Именно это определяет тему нашего вводного урока — «Классика и современность».

Говоря об искусстве, люди часто используют слово «классика» в различных сочетаниях.

На экране приведены несколько подобных выражений:

  • Классическая музыка

  • Музыкальный классицизм

  • Классика музыкального жанра

Как вы думаете, они имеют одинаковое или различное значение?

— Различное.

— Верно. Аргументируйте ответ.

Сегодня вы узнаете, что означает слово «классика», чем оно отличается от термина «классицизм»; какие музыкальные произведения принято называть «классикой жанра» и почему классику иногда противопоставляют современной музыке.

Также вы познакомитесь с основными законамимузыкальной драматургии, научитесь отличать повтор от варьирования,секвенцию от имитации.

  1. Основной этап урока

  1. Беседа

Что же означает слово «классика»? О какой музыке говорят «классическая»? Какие произведения называют классическими?

История развития культуры и искусства насчитывает не одну сотню лет. За это время было создано множество музыкальных произведений. Некоторые из них теперь забыты. Другие — продолжают звучать, несмотря на свой «почтенный возраст».
Музыка, прошедшая проверку временем, становится классической. 

Классикой (от лат. classicus– совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства,которые, независимо от того в какую эпоху они были созданы, являются лучшими, получили общее признание и продолжают волновать многие поколения людей, а также имеют непреходящую ценность для человечества, для национальной и мировой культуры.Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

В отличие от этого понятия, термин «классицизм» обозначает совершенно определённыйхудожественный стиль, этап в истории искусства. К нему относят музыку Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Эти композиторы жили во второй половине XVIII – начале XIX веков, и все так или иначе были связаны с городом Веной. Поэтому их ещё называют венскими классиками.

В эпоху классицизма окончательно сформировались многие жанры,принципы музыкального развития. С незапамятных времён народные музыканты пользовались приёмами повтора, варьирования. В профессиональной музыке приём варьирования превратился в соответствующуюмузыкальную форму – вариации.
В творчестве венских классиков особое значение получил приём разработки музыкальных тем. Он придаёт музыке динамичность, она звучит как захватывающее повествование, полное событий и противоречий. Во многих сонатах, симфониях венских классиков есть раздел, основанный на таком приёме развития.

Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма. Понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут называться произведения, созданные в далёком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Очевидно, именно поэтому музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, посколькуговорит о вечных проблемах жизни.

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых ещё не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество С. Прокофьева, Р. Щедрина, А. Шнитке и других великих композиторов.

Обычно термин «классика» употребляют по отношению к серьёзной музыке – операм, балетам, симфониям. Но в каждом музыкальном направлении есть и своя классика жанра. В этом случае классическими называют произведения лёгкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.

Композиции в исполнении оркестра Глена Миллера, трубача Оскара Питерсона, певицы Эллы Фитцджеральд нередко называют джазовой классикой. Поклонники рокаклассическими считают творчество групп «Metallica» или «AC/DC».

Чтобы научиться разбираться во всём многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определённому стилю, художественному направлению.

Словостиль (от греч. stylos, буквально – палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный,индивидуальный стиль – стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растёт интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются её новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими современниками, и с людьми далёкого прошлого – как бы побывать в разных временах.

► Приведите примеры.

  • Вспомните и назовите классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда.

  • Вспомните современную музыку, которая вам сначала нравилась, а потом вы перестали её слушать. Объясните, почему так произошло.

2)Слушание и анализ музыкальных произведений. Творческое их осмысливание

А) Ответы на вопросы

Прослушайте несколько музыкальных фрагментов из уже знакомых вам музыкальных произведений и определите:

  • Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, а какие — композиторами прошлого?

  • Какие сочинения написаны зарубежными композиторами, а какие – русскими?

  • Какие из них относятся к жанру серьёзной, а какие – к жанру лёгкой музыки?

  • Какие из этих произведений можно отнести к классике? (М. Мусоргский, С. Прокофьев, Л. Бетховен – классика; Э. Уэббер, «Битлз» — классика жанра)

Звучат фрагменты: «Монтекки и Капулетти» (из балета «Ромео и Джульетта») С.С. Прокофьева; Ария «Память» из мюзикла «Кошки» Э.-Л. Уэббера; «Рассвет на Москве-реке» (музыка Вступления к опере «Хованщина») М.П. Мусоргского; Увертюра «Эгмонт» Л.В. Бетховена;песня «Вчера» (из репертуара британской рок-группы «Битлз»).

Песни группы «Битлз» также считаются классикой — образцом рок-музыки. В 20 веке ваши дедушки и бабушки, мамы и папы были современниками популярной в то время рок-группы «Битлз». И сейчас музыка этой группы не потеряла свою популярность.

Picture 3

На фотографии перед вами — британская рок-группа «Битлз» из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. С неё началось всемирное признание  «ливерпульского» звучания рок-музыки. Музыкантам группы и их продюсеру и звукорежиссёру Джорджу Мартину принадлежат новаторские разработки в области звукозаписи, комбинирования различных стилей, включая симфоническую музыку, а также съёмок видеоклипов. Эта рок-группа до сих пор на первом месте в списке величайших исполнителей всех времён.

  • Какие песни этой группы вы ещё знаете? Кто сможет исполнить их в классе?

N.B.Учитель должен быть готов к предложениям детей и иметь возможность исполнить аккомпанемент названных школьниками песен или включить аудиозапись с музыкой этой группы.

Б) Работа с учебником

В ваших учебниках приведены нотные примеры прослушанных произведений. Попытайтесь соотнести звучание музыки с нотами.

Теперьнапойте мелодию «Рассвета…» Мусоргского,

(Учащиеся выполняют задание.)

Слушая сегодня музыкальные произведения, анализируя музыку и исполняя её, вы смогли убедиться, что не только лучшие образцы серьёзной музыки, но и лучшие образцы лёгкой музыки могут быть названными классическими.Примером тому является и ария «Память» из мюзикла «Кошки» английского композитора XX в. Э.-Л. Уэббера.

Сегодня мы также разучим и исполним эту замечательную классическую арию.

  1. Вокально-хоровая работа

  1. Распевание

Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласные звуки «у», «о», «и», с использованием слогов «да-де-ди-до-ду», «ми-я-ма».

  1. Работа над песней

При разучивании песни обращать внимание на точность исполнения мелодии; фразировку; дикцию.

Текст песни:

Память… Блики лунного света…

Уведи меня, память,

В полуночную сень.

Там я встречу потерянное счастье свое,

Новой жизни новый день.

Память. Я одна в лунном свете

Снова грежу о прошлом,

О былой красоте.

Снова вижу растаявшее счастье своё,

Каждый светлый прошлый день.

Дымный вечер злого дня,

Прогорклый утра запах.

Бледнеет ночь,

И новый день тихонько

Бредёт на мягких лапах.

Солнце… Юный свет новой жизни…

Я должна ждать рассвета

И подняться с колен.

И с восходом, я знаю, станет памятью ночь

И начнётся новый день.

Солнце плещет в летних листьях,

И блестит, и тает.

Лепестками на краю рассвета

Память облетает.

Боже! Как легко меня бросить!

Я прошу вас о ласке,

Прикоснитесь ко мне.

Лишь дотроньтесь – и вы поймёте счастья суть,

И начнётся новый день.

  1. Итог урока

Классика — это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители — художники прошлого. Можно не знать этого опыта, можно пренебречь им, что нередко и случается, но тогда мы лишаем себя возможности общения с лучшими образцами проявления человеческого духа и подвергаемся опасности превратиться в заурядных потребителей материальных ценностей.

Общение с классической музыкой обогащает наше мировосприятие, позволяет прожить иную жизнь, выраженную в художественных образах, сделать её своей и тем самым начать глубже чувствовать и понимать реальную жизнь.

По звучанию музыки всегда можно определить стиль эпохи — старинная или современная эта музыка, стиль национальный — русская или зарубежная, индивидуальный стиль автора (музыка Бетховена, Мусоргского, Прокофьева), который отличает совокупность характерных черт, приёмов, способов, особенностей творчества.

Для постижения художественных произведений разных стилей определяющими становятся слова Д.Д. Шостаковича:«Никакие, даже самые вдохновенные слова о музыке не могут дать представление обо всём её неисчерпаемом богатстве. Никакие слова не могут оказать на душу слушателя того воздействия, которое производит сама музыка… Чтобы узнать и любить музыку, недостаточно читать о ней. Надо её слушать».

По музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры.

Музыка всегда бездонна.

Это значит —

Хвалят иль порочат —

Каждый в ней находит то, что хочет… Л. Мартынов

«То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой — зыбко, коротко проходяще и склонно быстро уступать место новому, ещё более модному» — говорил Д.Б. Кабалевский.

«Кто был хорошим современником своей эпохи, тот имеет наибольшие шансы оказаться современником многих эпох будущего», — писал А.В. Луначарский.

Я надеюсь, что рядом с вами всегда будет хорошая музыка: и лёгкая, и серьёзная. Думаю, что вы не раз ощутите на собственном опыте, сколь велико влияние музыки на человека.

  1. Рефлексия

  • Понравилось вам размышлять о музыке?

  • Венгерский композитор Ф. Лист говорил: «Есть музыка, которая идёт к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли».

Как вы понимаете это высказывание?

  • Какое искусство мы называем классическим?

  • Сопоставьте термин и его определение:

Shape3Shape4Shape2Shape1 Классика жанра Стиль в европейском искусстве XVII – XIX веков

Shape6Shape5

Классицизм Лучшие образцы того или иного жанра, направления

Shape8Shape7

Shape9 Классика Лучшие произведения искусства, имеющие непреходящую

ценность для культуры

  • Какому из этих терминов соответствует следующее определение: «совокупность характерных черт, элементов музыкального языка, приёмов и способов творчества»? Выберите нужное:

Shape10Shape11Shape12 Музыкальная форма Музыкальный жанр Музыкальный стиль

  • Какая музыка нужна современному человеку?

  • Почему Л.В. Бетховена, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева называют великими нашими современниками?

  • Каких ещё композиторов вы бы назвали так же?

  1. Домашнее задание

  1. Закрепите знания, просмотрев видеоматериал — https://youtu.be/1YvWmmdGi5o.

  2. Запишите в тетрадь впечатления от знакомых классических произведений разных жанров, выразив личностное отношение к музыке.

  3. Напишите названия музыкальных произведений современных композиторов, которые стали классикой.

  4. Выучите наизусть Арию «Память» Э.-Л. Уэббера.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/463510-konspekt-uroka-muzyki-na-temu-klassika-i-sovr

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Спасибо, Ольга Михайловна, за многофункциональный образовательный ресурс! Интере…

Спасибо, Ольга Михайловна, за содержательный ресурс в роскошном оформлении! У Ва…

Спасибо, Лидия Петровна, за полезный ресурс в формате тренажёра! Ваша помощь кол…

Признательна Вам за добрый комментарий, Марина Юрьевна! Рада была Вас видеть на …

Спасибо большое за оценку игры, Марина Юрьевна!

Спасибо, Марина Юрьевна! Ценю Ваше внимание!

Спасибо за пожелание, Марина Юрьевна! И Вам всех благ в наступившем году!!!

Ребенок 6-10 лет еще не может непрерывно заниматься образовательной деятельностью достаточно долго. Методисты рекомендуют в течение урока делать перерывы на несколько минут, чтобы сменить умственную деятельность физической. Мы собрали большую коллекцию качественных интерактивных музыкальных физкультминуток для начальных классов.

Категория Физминутки на уроках в школе содержит материалов: 509

Страницы: 1 2 3 25 26 »

Зарядка для стройной фигуры. Часть 2

s14691707

Данный ресурс предназначен учащимся 8 –11 классов. Создание стройного, подтянутого тела подразумевает обязательное повышение физической активности, поэтому рекомендуется заняться спортом. Если нет много времени на тренировки, то предлагается эффективная утренняя зарядка для спортивной фигуры и здоровья.

№80169 |
22.12.2021 |
Эрика

| 9.3Mb

Физминутка «Я петух»

s71451585

Ролик создан на основе одноименной озорной песни «Я петух» Татьяны и Сергея Никитиных.Пригодится учителям начальной школы или воспитателям детских садов для разнообразия игровой деятельности.

№77282 |
21.06.2021 |
luba57

| 9.1Mb

Физминутка «Космическая зарядка»

s91368582

День космонавтики в нашей стране отмечается 12 апреля. Данный ролик можно использовать для проведения динамических пауз. Ресурс создан на основе фрагмента песни «Земля в иллюминаторе» в исполнении группы «Земляне». Длительность 3 минуты 8 секунд.

№76668 |
01.03.2021 |
luba57

| 13.9Mb

Физминутка с поварами

90247065

Ролик создан на основе весёлой детской песни. Цель: снять усталость и напряжение на занятии, способствовать весёлому настроению, вызвать положительные эмоции у школьников. Продолжительность ролика 1 минуты 19 секунд. Ресурс создан в программе Windows Movie Maker 2.6

№76479 |
07.02.2021 |
luba57

| 9.1Mb

Физминутка с быками

s15051816

Физминутки обеспечивают кратковременный отдых детей и способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.Цель и задачи ресурса:способствовать весёлому настроению детей. Снять усталость. Вызвать положительные эмоции у школьников.

№76232 |
04.01.2021 |
luba57

| 14.0Mb

Физминутка «Зарядка со слоном»

s63393847

20 июня — Всемирный День защиты слонов в зоопарках с 2009 года по решению организации «В защиту животных» стал праздником, назначение которого — привлечь внимание общественности к достойным условиям содержания этих редких животных.Ресурс можно применить для снятия напряжения и усталости.

№74617 |
11.06.2020 |
luba57

| 17.9Mb

Физминутка «Петушиная зарядка»

s52176149

Физминутка создана для учащихся начальной школы или воспитанников детского сада. Ресурс предназначен для снятия напряжения и усталости во время урочной и внеурочной деятельности. Весёлая музыка поможет улучшить настроение сидя дома.

№74178 |
22.04.2020 |
luba57

| 7.8Mb

Физминутка «Задорные цыплята»

s04531038

Физминутка заряжает бодростью, энергией, чувством радости и удовлетворения. Это замечательное утреннее занятие и добрая традиция начинать с неё день.
Вместе с задорными цыплятами дети, сменив вид деятельности, отдохнут, получат положительный эмоциональный заряд, снимут статическое напряжение.

№71517 |
22.10.2019 |
Осипова

| 4.7Mb

Физминутка «Улыбнись!»

s77001102

Данный ресурс можно использовать для проведения динамических пауз, как в начальной школе, так и в среднем звене. Ролик поможет учителям и воспитателям при проведении любого внеклассного события.Видеоролик создан в программе Windows Movie Maker 2.6 на основе детской песни в исполнении группы Барбарики. Продолжительность ролика 2 минуты 30 секунд.

№68950 |
31.03.2019 |
luba57

| 15.2Mb

Физминутка «Ёжик»

s03922946

Ресурс создан на основе детской песенки «Ёжик резиновый» Сергея и Татьяны Никитиных. Рекомендуется для снятия напряжения и усталости во время урочной и внеурочной деятельности.Под весёлую песенку ребятам предлагается повторить движения ёжика, который выполняют зарядку.

№68650 |
10.03.2019 |
luba57

| 0.6Mb

Физминутка «Чик и Чики-брик»

s84774471

Ресурс рекомендуется для снятия напряжения и усталости во время урочной и внеурочной деятельности. Под весёлую детскую песню «Чики-брик» ребятам предлагается повторить движения весёлых человечков, которые выполняют зарядку.

№68649 |
10.03.2019 |
luba57

| 0.4Mb

Физминутка «Танец со снеговиками»

s23362143

Ролик можно применить для снятия напряжения и усталости.Его можно использовать на любом зимнем событии. Ресурс создан на основе одноимённой плясовой детской песни. Будет полезен учителям и воспитателям.

№67127 |
10.12.2018 |
luba57

| 10.8Mb

Физминутка «Поросята»

s55614822

Физминутка создана на основе детской песенки «Всем на свете нужен дом». Под весёлую музыку ребятам предлагается повторить движения поросят — анимашек, которые выполняют зарядку. Рекомендуется для снятия напряжения и усталости во время урочной и внеурочной деятельности.

№67039 |
04.12.2018 |
luba57

| 4.9Mb

Физминутка «Цирк!»

s37041134

Физминутки способствуют предупреждению и снятию утомления, повышению активного внимания и работоспособности. Интерактивная физминутка «Цирк!» может быть использована на любом уроке и во внеурочной деятельности. Музыка встроена, слайды переключаются автоматически.

Физминутка «Наши пальчики»

s72665464

Физкультминутка «Наши пальчики» создана на основе музыки Сергея и Екатерины Железновых. Пальчиковая гимнастика — важный элемент здоровьесберегающей технологии.

№66288 |
30.10.2018 |
larisa2011m

| 12.3Mb

Физкультминутка с ускорением «Пельмешки»

s81380515

Физкультминутка с ускорением «Пельмешки» для дошкольников и детей начальной школы, идёт автоматически. В ней 4 куплета. С каждым куплетом темп убыстряется.
Шаблон создан компанией Майкрософт на тему: «Эмблема».

№65049 |
20.08.2018 |
larisa2011m

| 10.5Mb

Физминутка для начальной школы «Утро на ферме»

s87842236

Презентация физминутка «Утро на ферме» предназначены для снятия напряжения и усталости во время урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы. Под веселую музыку дети повторяют движения за животными. Ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010. Музыка встроена в презентацию.

№64907 |
10.08.2018 |
valyusha

| 10.2Mb

Видеоролик «Физминутка «Пяточка — носочек»

s79889506

Физминутка «Пяточка – носочек» на слова и музыку Сергея и Екатерины Железновых может быть использована после напряжённой работы на уроке. Данный ресурс помогает ученикам отвлечься, отдохнуть и перестроиться на следующий этап работы.

№64025 |
09.06.2018 |
obeigily613

| 23.6Mb


Юные музыканты соревновались в прямом эфире во время трех этапов конкурса. В финале они выступили с оркестром на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского.

Каждое соревнование — серьезный экзамен для его участников. Результат может быть непредсказуем, но каким бы он ни был, важно не останавливаться. Именно так поступают победители XXII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», который с 2000 года проводит телеканал «Россия К» («Культура»). Участвовать в нем могут исполнители в возрасте до 14 лет со всего мира, а выступления ребят оценивает интернациональное жюри.

О том, насколько сложно соревноваться в прямом эфире, возможно ли совмещать учебу с музыкой, а также о своих мечтах лауреаты конкурса и их родители рассказали mos.ru.

Глеб Семенов — от фортепиано к медицине и обратно

13-летний Глеб Семенов завоевал «Серебряного Щелкунчика» в номинации «Фортепиано». Юный пианист учится в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Фридерика Шопена у преподавателя Алексея Холодова.

«На фортепиано я играю благодаря маме, именно она выбрала для меня этот инструмент, когда я был совсем маленьким. Заниматься начал в шесть лет. Несмотря на то что мои родители — врачи, они считают музыкальное образование важным для интеллектуального развития. Например, моя родная сестренка Ульяна, ей семь лет, сегодня учится играть на скрипке и профессионально занимается балетом», — рассказал Глеб.

Глеб Семенов

Дарья Русакова, мама Глеба, разглядела талант в детях в раннем возрасте и сделала все возможное, чтобы дать ему раскрыться. Глеб, например, обладает абсолютным музыкальным слухом и легко запоминает информацию. Такие способности помогают ему и в учебе: мальчик учится на отлично в английской спецшколе, где ему легко даются языки.

«Я учусь в медицинском классе в школе с английским уклоном № 1253. С седьмого класса началось распределение по направлениям, я выбрал медицину. А до этого углубленно изучал английский и немецкий языки», — заметил Глеб Семенов.

Однако игра на фортепиано занимает большую часть его жизни. Только в 2021-м он стал финалистом на соискание грантов Мэра Москвы (второе место) и лауреатом Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие», получил первую премию Международного конкурса фортепианного искусства Maestoso (Казань), Гран-при Международного конкурса пианистов имени Рудольфа Керера (Москва). Теперь к ним добавился и конкурс «Щелкунчик». В финале Глеб Семенов исполнил третью часть Концерта для фортепиано № 1 Феликса Мендельсона и завоевал серебро.

Глеб Семенов

«Участие в “Щелкунчике” — большая ответственность. Все три тура проходили в прямом эфире. К сожалению, в этом году в связи с пандемией зрителей в зале не было, потому что обычно и публика поддерживает. Хотелось бы отметить прекрасный оркестр, дирижера и жюри», — поделился пианист.

Среди творческих достижений Глеб отмечает то, что он стал стипендиатом фонда «Новые имена», принял участие в телевизионном проекте «Синяя птица», а также прошел отбор на Международный юношеский конкурс имени П.И. Чайковского.

Пока юный музыкант не знает, как сложится его жизнь. Но сегодня Глеб также интересуется дирижированием, исполнением оркестровой музыки и художественной трактовкой произведений.

Дмитрий Мелькумов: В моей жизни две страсти — гобой и футбол

Для 13-летнего Дмитрия Мелькумова, обладателя «Золотого Щелкунчика», участие в телевизионном конкурсе стало дебютным. И пусть два первых тура проходили в стенах его родной Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, но играть на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского довелось впервые. Особенно непривычно было выступать перед камерами. Но этот опыт Диме понравился. Тем более он получил премию «Золотой Щелкунчик» в номинации «Духовые и ударные инструменты». В финале он исполнил Концерт для гобоя с оркестром Алессандро Марчелло.

«Выступать перед таким авторитетным жюри было волнительно. Мне все время казалось, что я забываю ноты. Но с самого начала было очень сильное желание сыграть программу второго тура, и моей главной целью было выйти туда. О финале я мог лишь мечтать. Конечно же, я был невероятно счастлив, что получил там золото. Это безумно приятно. Меня так много людей никогда в жизни не поздравляло: при личной встрече, в соцсетях», — говорит Дима.

Дмитрий Мелькумов

Юный музыкант участвует в международных конкурсах с 2015 года. Выступления уже принесли ему более 10 премий первой степени или Гран-при.

В семье Димы музыкой профессионально никто не занимается. Рекомендацию же перейти на гобой родители Дмитрия получили при его поступлении в школу от подводившего итоги экзаменов директора Михаила Хохлова.

Наибольшее влияние на развитие Дмитрия как музыканта оказал его педагог по классу гобоя Денис Освер. «Это тот человек, без которого не было бы меня как музыканта. Это великолепный музыкант (первый гобой в оркестре “Новая Россия” под управлением Юрия Башмета) и потрясающий преподаватель», — отметил Дима.

А еще юный гобоист любит футбол. На фестиваль-конкурс «Музыка мира» в Иерусалиме Дима отправился со сломанным пальцем стопы и играл в гипсе. Музыковед Михаил Казиник, подводя итоги конкурса, сказал, что миру нужно больше хороших гобоистов, хороших футболистов и так достаточно. Тогда Дима вернулся в Москву с очередными победами — двумя Гран-при за гобой соло и дуэт с флейтисткой Ксенией Агафоновой.

Несмотря на юный возраст, Дмитрий является победителем многих престижных международных конкурсов и обладателем трех Гран-при. Девять раз он становился лауреатом первой степени.

Дмитрий Мелькумов

Для гобоя написано не так много произведений. Сам Дмитрий может играть на нем разную музыку: от Depeche Mode до сюит Бенджамина Бриттена.

Свое будущее Дмитрий связывает с музыкой. Возможно, он будет играть в оркестре, а пока учится и готовится к новым конкурсам.

Константин Синев — юный музыкант, говорящий «нет» стереотипам

14-летний саксофонист Константин Синев участвовал в конкурсе «Щелкунчик» не впервые. Но в 2020-м выступление пошло не по плану — он не вышел во второй тур.

«Для меня выступление в этом году имело особое значение: мне нужно было преодолеть психологическую травму, которую я получил от своего поражения, и это удалось — я прошел и во второй тур, и в финал. А в итоге меня удостоили “Серебряным Щелкунчиком” в номинации “Духовые и ударные инструменты”. Если в прошлом году я был единственным саксофонистом, отобранным на этот конкурс, то в этом у меня был конкурент — Анна Калихман, представляющая академическую школу», — отметил Костя.

Отец Кости Владимир Синев считает, что талант сына раскрылся благодаря домашним занятиям. Он сам был одним из наставников Кости вместе с пианистами из Московской консерватории Юлией Корень и Василием Заболотним. В молодости Владимир тоже занимался музыкой, но позже выбрал художественное направление. В 2015 году он вернулся из командировки и увидел старшего сына Костю с блокфлейтой. После того как родители поняли, насколько семилетний ребенок серьезно увлечен этим инструментом, они купили ему сопрано-саксофон, и начались настоящие уроки с отцом и концертмейстерами.

Константин Синев

Сначала Костя занимался в музыкальной школе в Долгопрудном, затем в детской школе искусств имени А.Н. Верстовского в соседнем городе Химки. Когда он выучил первое сложное произведение — Концерт для гобоя и струнных ре минор Алессандро Марчелло, родители поняли, что у Кости есть талант и его нужно развивать.

«Мой первый конкурс прошел зимой 2017 года. На нем я сыграл Сонату ми-бемоль мажор для флейты и клавира Иоганна Себастьяна Баха и завоевал первое место впервые в жизни, жизни. Мне это очень понравилось!» — рассказал Костя.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже играл довольно технично. В 2018 году в его жизни появился джаз, а в 2019-м он был удостоен Гран-при фестиваля «Детский триумф джаза». Сегодня юный музыкант обучается в Академии джаза (преподаватели Виктор Потемкин и Алексей Подымкин) и детской школе искусств имени А.Н. Верстовского (преподаватели Карина Каграманова и Изабель Кифле). Там он занимается по специальной программе, готовя свои концертные и конкурсные выступления.

Константин Синев

«“Щелкунчик” — это, наверное, сотый конкурс в моей жизни, но такой значительный был впервые. С девяти лет я активно участвую в музыкальных соревнованиях, на которых занимал места не ниже вторых и первых. В год получалось не меньше 20 конкурсов», — заметил Костя.

В первом туре конкурса «Щелкунчик» Костя исполнил Рондо фа мажор Вольфганга Амадея Моцарта и Неаполитанскую тарантеллу Оскара Беме. Академические саксофонисты не берутся за такие произведения, так как считается, что тембральная окраска этого инструмента для сочинений Моцарта неблагозвучна. Тарантеллу Беме не играют из-за сложной техники стаккато — двойной и тройной репетиции, которую Костя освоил.

«Костя сыграл эту музыку довольно качественно и показал, что Моцарта и Беме можно и нужно играть на саксофоне. А также Гайдна, Вивальди и любых других композиторов, потому что именно музыкальная практика по-настоящему просвещает ребенка и делает его знающим и культурным человеком», — добавил отец музыканта.

Семен Саломатников — с теорией Гладуэлла к высоким результатам

14-летний Семен Саломатников — ученик детской музыкальной школы имени А.Б. Гольденвейзера (педагог Роман Иванов). Он завоевал на конкурсе «Бронзового Щелкунчика» в номинации «Духовые и ударные инструменты».

Еще в раннем детстве юный трубач ходил в центр творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость». Здесь мальчик обучался вокалу, а когда стал старше, начал играть на блокфлейте. В шесть лет Семен пришел сюда с мамой Татьяной на день открытых дверей, чтобы выбрать основной инструмент. В первом классе рассказывали о трубе. Мальчик вышел оттуда и сказал: «Я больше ни в какой другой класс не пойду, я выбираю трубу!».

Семен Саломатников

«Обучение шло хорошо. И когда родители на одном из отчетных концертов заметили, как я уверено чувствую себя на сцене, играя на трубе, решили, что моему образованию нужно посвящать больше времени, не ограничиваясь одним разом в неделю», — отметил Семен.

При этом предпосылок, что мальчик станет музыкантом, не было. Среди четырех детей (у Семена есть две сестры и брат) он единственный, кто занимается музыкой.

В прошлом году Семен дошел на конкурсе «Щелкунчик» до второго тура и оказался среди четырех ребят, набравших максимальное количество баллов. Но в финал не попал. В этом году была похожая ситуация, однако на этот раз удача улыбнулась музыканту. В финале Семен исполнил Концерт для трубы с оркестром Йозефа Гайдна.

Семен Саломатников

Год назад Семен узнал о правиле 10 тысяч часов, которое вывел канадский журналист Малкольм Гладуэлл. Согласно ему нужно потратить 10 тысяч часов, чтобы добиться успеха в чем-либо. Теория вдохновила Семена на то, чтобы больше заниматься музыкой. Тем более сейчас парень учится дистанционно в музыкальной школе, а это позволяет экономить до трех часов в день. Теперь занятия на трубе длятся по шесть часов ежедневно.

Такое упорство приносит музыканту успехи. За плечами Семена уже много побед, например в Международном конкурсе трубачей Ictus 2020 (первая премия) и на VII Международном фестивале-конкурсе «Детский триумф джаза» (2021). Он становился лауреатом первой степени в таких конкурсах, как «Солист оркестра» (2020, Владимир) и «Дети за лучший мир» (2019, Хорватия).

Семен Саломатников не мыслит свое будущее без трубы, но пока не знает, в каком качестве — солиста или оркестранта — продолжит свой путь. Еще один важный выбор нужно сделать между классической музыкой и джазовой импровизацией. Время покажет.

  • Сочинение по английскому про свободное время
  • Сочинение по английскому про мою семью
  • Сочинение по английскому про свою семью
  • Сочинение по английскому про свою квартиру
  • Сочинение по английскому про россию