Сочинение письмо матери есенин

Далеко не каждый человек, читающий это стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. зачем? прекрасно можно воспринимать поэзию,

Далеко не каждый человек, читающий это стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического рисунка.

Долгое время я считал, что стихотворение не схема, не чертеж, который можно детально разбить на составляющие части, а единый плод раздумий и чувств поэта. И лишь со временем, от урока к уроку, постигая неприятное слово «анализ», я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться в смысле стихотворения, в глубине чувств автора.

Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается для меня с того, что я вспоминаю его жизненный путь, те годы, в которые он создавал свое произведение. Так, стихотворение С. Есенина «Письмо к матери» было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. Многие произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 года.

* Я человек не новый! Что скрывать?
* Остался в прошлом я одной ногою,
* Стремясь догнать стальную рать,
* Скольжу и падаю другою.

Именно в эти годы С. Есенин пишет знаменитое «Письмо к матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но — шире — как прощание с родиной.

* Ты одна мне помощь и отрада,
* Ты одна мне несказанный свет.

Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств. Все больше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирике последних лет. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери. В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, как искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность.

* Ты жива еще, моя старушка? Жив и я.
* Привет тебе, привет!
* Пусть струится над твоей избушкой
* Тот вечерний несказанный сеет.

На память приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение «Няне». Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку.

* Подруга дней моих суровых,
* Голубка дряхлая моя!
* Одна в глуши лесов сосновых
* Давно, давно ты ждешь меня.

Но обратимся к стихотворению С.Есенина «Письмо матери». Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»).

Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Даже сам С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность. Не случайно, что до сих пор на стихи Есенина поют песни.

Вот что сказал Н. В. Гоголь о музыкальности русского стиха: «Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука. У каждого СБОЙ стих и свой звон». Этот особенный «звон» и ощущается в поэтическом произведении «Письмо к матери». Он придает стихотворению взволнованность. Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой «избушки», в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери.

Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?» В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания.

В первой строчке С. Есенин проявляет тревогу, и любовь к своей матери. Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» в том, что у него все нормально, что он «не такой уж горький… пропойца, чтоб… умереть», не увидев родную мать. Заканчивается строфа теплым пожеланием: «Пусть струится… тот несказанный свет». Во второй и третьей строфе чувствуется тревога С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о «кабацких драках», о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться:

* Не ходи так часто на дорогу
* В старомодном ветхом шушуне.

В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет «синий». Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета трудно представить С. Есенина. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты «вечерний», «ветхий», «тягостная». Не случайно употреблено и слово «саданул», в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием «Ничего, родная!» и утвердительным предложением «Успокойся». Чувствуете, как меняется тональность стиха? Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С.Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням.

* Ничего, родная! Успокойся.
* Это только тягостная бредь.

Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не к прошлому):

* Я по-прежнему такой же нежный
* И мечтаю только лишь о том,
* Чтоб скорее от тоски мятежной
* Воротиться в низенький наш дом.

Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта:

* Я вернусь, когда раскинет ветви
* По-весеннему наш белый сад.
* Только ты меня уж на рассвете
* Не буди, как восемь лет назад.

В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение — «не буди..,», «не волнуй.,.», «не сбылось,..», «не учи.,.», «не надо…», «не грусти.,.», «не ходи…»

Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя. Кольцевая композиция придает завершенность произведению, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несет в себе душевное состояние лирического героя. В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близкой и понятной многим русским людям. Ведь в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет». Лирика поэта звучи

  • Анализ стихотворений
  • Есенин
  • Письмо матери

«Письмо матери» Сергея Александровича Есенина − своеобразное подведение итогов восьмилетнего периода жизни молодого поэта. Времени, которое он провёл вдали от своей малой родины. Молодой Есенин осознаёт, каким он стал, живя в столице, что теперь значит для него родной дом. Написано стихотворение в 1924 году, в беспокойное для России время, когда страна и её народ менялись кардинально. Но никаких упоминаний о гражданской войне, голоде, арестах, бандитском разгуле в письме нет. Оно очень личное и посвящено отношению поэта к покинутым им родным местам.

С первых же строчек поэт создаёт вокруг отчего дома сказочный, волшебный ореол. И обращение «моя старушка», ассоциативно отсылающее нас к Пушкину и его няне, и избушка, осенённая «вечерним, несказанным» светом, и слова высокого книжного стиля «тая тревогу», «струится» в сочетании с просторечиями «шибко», «в шушуне» − всё делает образ далёкой родины милым, близким сердцу, родным и одновременно высоким. Пейзаж не залит ярким дневным светом, он сумеречный, но в нём нет ничего угнетающе тёмного. Даже вечерний мрак не чёрный, а синий.

И всё же между поэтом и родиной глубокая пропасть. Она проложена не годами, которые не смогли заставить лирического героя охладеть к ней, а новым образом жизни, судьбой. Туда, где мать-старушка ждёт сына, страшная реальность, в которой он живёт, врывается только в сновидениях: пьяная кабацкая драка, острый нож, вошедший под сыновье сердце. Эта жуткая картина, обозначенная как «тягостная бредь», отделяет Есенина от «низенького дома», где он «такой же нежный», как и раньше.

Желание вернуться продемонстрировано ярко и достоверно. Возвращение видится как праздник: «раскинет ветви по-весеннему наш белый сад». Но тут же очевидной становится невозможность самому стать прежним, просыпаться на рассвете, безмятежно радоваться жизни. Не помогут ни молитва, ни воспоминания о прежних мечтах. Окончательное, полное, на уровне души возвращение сына невозможно из-за «ранней утраты и усталости», которые выпали ему на долю.

Итоговый посыл всего «Письма» таков: родительский дом, мать, сад, по-прежнему прекрасны, это самое чудесное, что живёт в душе, что заставляет чувствовать себя человеком, а не «горьким пропойцей». Но сам Есенин уже не может быть частью этого. «К старому возврата больше нет», поэтому он просит мать не грустить о нём, не выходить, ожидая его, на дорогу.

Ангализ 2

Стихотворение великого поэта Сергея Есенина «Письмо к матери» имеет свою реальную предысторию. Поэт давно не был на Родине, он знал, что мать очень ждёт своего сына, поэтому уговорил приятелей составить ему компанию и навестить родные места. Но в день накануне отъезда вся компания задержалась в трактире, поэтому мать так и не дождалась своего сына. Одолеваемый душевными терзаниями Сергей Есенин посвятил ей своё стихотворение, но оно скорее похоже на диалог, на исповедь. Это свидетельствует о глубоких переживаниях поэта. Вообще Есенин сильно тосковал по рязанской земле. И не смотря на то, что жил в другом месте, он помнил свои истоки. Это чётко прослеживается в его лирике. В матери он видел того самого единственного человека, который всегда может принять его и простить, который не смотря ни на что ждёт. Себя поэт называет «блудным сыном», а мать «отрадой». Мать у него ассоциируется с родной землёй, с теми местами, где он родился и вырос, где прошло его детство.

Поэт стареется успокоить мать, говорит, что слухи, которые доходят к ней – это не правда, что он такой же нежный, как и прежде. И мечтает о том, чтобы вернуться в низенький дом, в сад, который раскинул ветви.   Он грустит о том, что ранняя усталость отложилась на его душе, и он больше не будет таким же беззаботным, как и прежде. Только в родном доме он мечтает отдохнуть от суеты и погрузиться в сон, чтобы никто его не будил. Он уже пресытился столичной жизнью и теперь нуждается в покое и  настоящей любви.  К матери поэт обращается самыми нежными словами, о себе же говорит, что он «горький пропойца», но при этом надеется, что ещё не всё потеряно. Ведь не может же он умереть, так и не увидев мать. Многие выражения в стихотворении наводят читателей на мысль о том, что мать одинока, как это часто бывает с людьми в старости. Мать часто «ходит на дорогу», в надежде увидеть силуэт своего сына. Не смотря на то, что обращение в стихотворении происходит к матери, на самом деле Есенин старается убедить самого себя в том, что всё хорошо, хотя на самом деле понимает, что это не так.

Мне нравится стихотворение «Письмо к матери» своей искренностью и душевностью. Она написано так просто, но так проникновенно, что перед глазами оживает образ ветхой старушки, которая сильно ждёт сына, но уже и не надеется, что он когда-то вернётся домой. Но всё равно ходит на дорогу в своёй ветхой одежде. Так ждать и любить умеет только мать. И Есенину удалось рассказать об этом в самых простых словах так, что каждый человек помнит строки из стихотворения и в некоторой степени соотносить мать поэта со своей матерью.

Послушать стихотворение Есенина Письмо матери

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Письмо матери

Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

Автор:
Самый Зелёный
·

С. А. Есенин, или «последний поэт деревни», как он сам называл себя, прожил довольно короткую, но драматичную, полную любви и душевных потрясений жизнь. Он родился в селе Константиново, неподалеку от Рязани. Небольшой домик, школа напротив, церковь – вот и всё, что сосредотачивалось в жизни маленького Сергея Александровича. Но именно эта тихая, далекая от городской суеты жизнь, проведенная в наслаждениях рязанскими просторами, и подарила нам гений Есенина. Поэт научился видеть радость в простоте и незатейливости деревенской жизни. Он — преданный сын и брат, который никогда не забывал родителей и часто навещал их.

История создания

Лишь за год с небольшим до смерти С. А. Есенин написал «Письмо матери» в село Константиново, где мать поэта и ждала сына. Окончив школу в родных местах, ее мальчик уехал в Москву, там начал работать и учиться. Однако, несмотря на достойную столичную жизнь, он так и не смог полностью преодолеть тягу к Родине и семье. Тогда, будучи маститым виртуозом поэтического искусства, Есенин был очень занят: разъезжал по командировкам, готовил публикации для газет, посещал мероприятия. Но и в суете признания он чувствовал надломленность и усталость. Единственным человеком, которому он мог откровенно поведать об этом, была мать, которая ассоциировалась у него с малой Родиной, куда он, блудный сын, так хотел вернуться.

Стихотворение «Письмо матери» — своеобразная исповедь поэта, сына, покинувшего родное село и мать. Его физическая оторванность от прежней жизни вовсе не означает духовную разобщенность, наоборот, расстояние заставляет еще больше ценить рязанские земли, сильно тосковать по ним.

Жанр, направление, размер

«Письмо матери» — лирическое произведение, по жанру стихотворение–послание. Сергей Есенин пишет к матери, говоря о своей тоске по ней и по дому.

Творчество крестьянского поэта глубоко реалистично, «Письмо матери» — полное тому подтверждение. Однако сила образа в стихотворении велика, поэтому направление, к которому оно тяготеет – имажинизм.

Размер стихотворения – пятистопный ямб – создает динамику и четкий ритм.

Образы и символы

  1. Лирический герой Есенина – это преданный семье и родине сын, которого измотала жизнь на чужбине. Дом для него – нечто освещенное и возвышенное. Недаром над ним читатель видит «несказанный свет». Герой с большой любовью говорит о родных местах. Он мечтает вернуться в свой «низенький дом». Важно отражение так называемого alter-ego поэта в лирическом герое: судьба Есенина и его героя фактически совпадают и существуют в едином мире.
  2. Образ матери, как и образ дома, влечет своей неизведанной притягательной силой. Это добрая волшебница, которая охраняет чистые и светлые стороны души рассказчика. «Ты одна мне помощь и отрада», — говорит поэт матери. Она для Есенина, любящего сына, способна помогать на расстоянии, простые мысли и воспоминания о матери пробуждают чувства и душу поэта, заставляют ностальгировать. Более того, даже читатель заражается ностальгией лирического героя – настолько живой язык и манера передачи мысли – и переносится вместе с ним в деревенский домик, смотрит на старушку «в старомодном ветхом шушуне» и жаждет приезда ее сына. Пожилая женщина ассоциируется с образом родины, крестьянской России, которую поэт берег и любил, как мог. Только в ней он чувствовал себя родным и нужным.
  3. Образ дороги символичен: по ней, откуда-то издалека, должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением блудного сына домой, с надеждой, которая связывает мать и сына: она ждет и верит в то, что мальчик сожмет ее объятиях, а он надеется найти приют и спасение в этой долгожданной встрече.
  4. Дом для лирического героя – это территория безмятежности, где можно отдохнуть от суеты. Здесь хорошо забыться и спать долго-долго, чтобы никто не будил. Сам поэт жил в столице, и, возможно, поэтому из столичного движения ему хотелось снова окунуться в сельское умиротворение и покой.
  5. Лирический герой опровергает образ «пропойцы» как свой собственный. Он хочет оправдаться в глазах матери, которая всегда желала видеть в сыне достойного человека.

Темы и проблемы

Настроение, которое дарит нам «Письмо к матери», дарит ощущение ностальгии и светлой грусти.

  1. Тема семьи и взаимоотношения отцов и детей – основная тема в произведении. Она важна для понимания стихотворения. Безграничная материнская любовь заставляет старушку каждый день идти ожидать приезда дорогого человека. Здесь же невозможно обойти тему Родины – одно воспоминание о ней поддерживает человека всю жизнь. Все данные темы в совокупности открывают внутренний мир героя как нельзя точнее. Мать переживает за сына, а сын – за мать. Дом выступает как приют для души, успокоение, спасение от волнений и тревог. Здесь, в этом тихом уголке, ждет самая сильная и преданная любовь, которую ничем нельзя заменить.
  2. Проблема отцов и детей: как бы герой ни просил мать не ходить на дорогу, она будет ходить, потому что в этом ее успокоение.
  3. Проблема взросления тоже занимает важное место: герой обращается к матери с просьбой не учить его больше молиться. Хочется добавить: сын вырос, поздно учить его. Кроме того, лирический герой уже говорит о преждевременно приобретенном жизненном опыте («Слишком раннюю утрату и усталость» герой уже испытал на веку). Он ощущает себя старше своих лет.
  4. Проблема памяти – герой С. Есенина не забывает о родителях и доме. Он стремится вырваться из шумной городской жизни в тихую сельскую.

Основная идея

Главная мысль, которую хочет донести поэт, — это необходимость заботы и памяти о родителях, об их чувствах. Нельзя забывать о матери, сердце которой всегда тревожится за детей, поэтому герой успокаивает «свою старушку», просит не волноваться и не рисовать себе страшных картин. Поэт напоминает читателям: если вы можете жить спокойно, забывшись собственными делами и проблемами, то родители живут только заботами своих детей. Сергей Есенин, обращаясь к матери, использует только нежные слова и выражения, просит ее отбросить пустые переживания, которые лишь тревожат ее. Поэт обещает приехать, а его слову надо верить, ведь он «не такой уж горький пропойца». Смысл его обращения – вселить надежду, но не только в пожилую женщину, но и в себя, ведь именно себя он убеждает в том, что все хорошо.

В образе матери интересна деталь – шушун, с его старостью и ветхостью. Эта деталь рисует картину одиночества и покинутости — частых «друзей» пожилых людей. Поэт ощущает трагизм ее положения и спешит утешить ее, убедить, что она – не одна на свете, даже если дорога пока пустует.

Средства выразительности

Тропы Есенина с первых строк позволяют определить его авторство, ведь они весьма индивидуальны.

  • Эпитеты (несказанный, родная), как и всегда, придают образность и наглядность. Они оживляют общую картину стихотворения. Метафоричность «тоски мятежной» словно вселяет душу в стихотворение.
  • Среди синтаксических средств можно выделить диалектизмы (шибко) и индивидуально авторские слова (бредь), которые помогают определить героя как одного из выходцев из сельской среды.
  • Сравнения («будто кто-то мне в кабацкой драке») позволяют создавать дополнительные яркие картины.

Автор: Татьяна Стекольникова

Метки: Письмо к материразборСергей Есенин

Читайте также:

Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нём звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому.

Анализ стихотворения Письмо матери

Предлагаем краткий и полный анализ «Письмо матери» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 10–11 классе или к написанию сочинения на заданную тему.

Текст стихотворения «Письмо матери»

Сергей Есенин

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

1924 г.

Краткий анализ произведения

Стихотворение «Письмо к матери» имеет свою реальную предысторию. Поэт давно не был на Родине, он знал, что мать очень ждёт своего сына, поэтому уговорил приятелей составить ему компанию и навестить родные места.

Но в день накануне отъезда вся компания задержалась в трактире, поэтому мать так и не дождалась своего сына. Одолеваемый душевными терзаниями Сергей Есенин посвятил ей своё стихотворение, но оно скорее похоже на диалог, на исповедь.

  • История создания – Произведение написано в 1924 году.
  • Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.
  • Композиция – Кольцевая композиция.
  • Жанр – Послание.
  • Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.
  • Метафоры – «струится свет».
  • Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».
  • Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».
  • Просторечные выражения – «шибко», «саданул».

Стихотворение «Письмо к матери» написано так просто, но так проникновенно, что перед глазами оживает образ ветхой старушки, которая сильно ждёт сына, но уже и не надеется, что он когда-то вернётся домой. Но всё равно ходит на дорогу в своей ветхой одежде. Так ждать и любить умеет только мать.

И Есенину удалось рассказать об этом в самых простых словах так, что каждый человек помнит строки из стихотворения и в некоторой степени соотносить мать поэта со своей матерью.

Анализ стихотворения «Письмо матери»

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.

В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.

Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета.

Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:

Ты жива ещё, моя старушка? 

Жив и я. Привет тебе, привет!

Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:

Пусть струится над твоей избушкой 

Тот вечерний несказанный свет.

Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя.

Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.

Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко».

«Тая» — значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль.

Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным.

Диалектное слово «шушун» — женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи.

В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:

Будто кто-то мне в кабацкой драке 

Саданул под сердце финский нож.

«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» — это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.

Четвертая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8‑ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:

Ничего, родная! Успокойся. 

Это только тягостная бредь. 

Не такой уж горький я пропойца, 

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный».

Обращаем внимание на существительное 3‑го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.

Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом.

«Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» — звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет».

«Слишком ранняя утрата и усталость» — вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение.

Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:

Не буди того, что отмечталось, 

Не волнуй того, что не сбылось…

Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события.

В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел».

Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость. Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве?

Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво:

«Стыдно мне, что я в бога верил. 

Горько мне, что не верю теперь».

Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.

Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери.

Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.

Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.

Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются.

Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».

Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.

Стихотворение относится к жанру послания, которое довольно часто встречается в лирике Есенина. В прозе давно был известен жанр письма, а в поэзии письмо сделалось популярным в Серебряный век. Эпистолярная лирика Есенина наиболее оригинальная, новаторская по форме и содержанию.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрёстная. Чередуются женская (старушка – избушкой) и мужская (привет – свет) рифмы.

Музыкальность – ещё одна особенность лирики Есенина. Многие его стихи положены на музыку, не является исключением и «Письмо матери».

Подробный анализ стихотворения

История создания

После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в кругу своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – в селе Константиново.

Вдохновлённые живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете и не села в свой поезд.

Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».

Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своём творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.

Тема

Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и всё поймёт – перед матерью.

Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.

В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорогого, что есть у него в жизни.

Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.

Композиция

Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.

Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.

В четвёртой строфе лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.

В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. В последней строфе автор подводит итог своей исповеди.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках.

Жанр

Произведение написано в жанре послания, и он обозначен уже в самом названии произведения. Это письмо, предназначенное конкретному адресату – матери.

Средства выразительности

В своем произведении поэт мастерски пользуется самыми разнообразными средствами выразительности, среди которых метафоры («струится свет»), эпитеты («тягостная», «несказанный», «горький»), инверсии («низенький наш дом», «тоски мятежной»), просторечные выражения («шибко», «саданул»).

Сочинение о стихотворении Письмо матери

В 1924 году, после 8‑летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.

Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты.

«Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.

Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом.

Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе.

Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках.

Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось».

Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни.

Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно.

Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.

Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны.

Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы.

Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Читайте также: Анализ стихотворения «Береза» Сергея Есенина.

Стихотворение «Письмо матери» Сергея Александровича Есенина − своеобразное подведение итогов восьмилетнего периода жизни молодого поэта. Времени, которое он провёл вдали от своей малой родины. Молодой Есенин осознаёт, каким он стал, живя в столице, что теперь значит для него родной дом.

Краткий анализ произведения

39

Подробный анализ стихотворения

7

Сочинение о стихотворении Письмо матери

1

Анализ стихотворения «Письмо матери»

Анализ стихотворения «Письмо матери», которое написал Сергей Александрович Есенин, помогает узнать историю создания произведения, а так же познакомиться с основными особенностями. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому изучение произведения «Письмо матери» станет намного проще.

История создания

Стихотворение «Письмо матери» Серей Александрович пишет за год до своей смерти, отправляя его в родное село Константиново, где его и дожидалась любимая мать. После окончания школы еще тогда юный Есенин уезжает в Москву, чтобы продолжить обучение и начать работать.

Несмотря на то, что жизнь в Москве била ключом, Сергей Есенин так и продолжал скучать за своей Родиной и семьей. Он был востребованным поэтом, который находился постоянно в разъездах, готовился к публикации произведений, а так же был званым гостем на многих мероприятиях. Но даже в этой суете, он испытывал постоянную тоску и усталость. Самым близким человеком, которому он мог рассказать обо всем наболевшем, была его мать. Мама навсегда была связана для поэта с его родиной, родным селом, куда он постоянно хотел приехать.

Анализируемое стихотворение можно назвать своеобразной исповедью, в которой он обращается к своей матери. То, что он уехал из своего родного села Константиново, лишь сделало сильнее его любовь и тоску по Родине. Находясь достаточно далеко, поэт постоянно вспоминает свою родную землю и мечтает туда вернуться.

Жанр, размер

Лирическое произведение по жанру можно отнести к посланию. Поэт обращается в своем послании к самому родному человеку – своей матери. Он рассказывает, насколько он тоскует по своей семье и дому.

Весь творческий поэта был очень реалистичным, хорошим подтверждением чему является произведение «Письмо к матери». Что касается направления произведения, то это имажинизм.

Для написания Есенин выбирает пятистопный ямб, благодаря чему создается определенная динамика и ритм произведения.

Образы и символы

В анализируемом стихотворении присутствует образ лирического героя, в котором не сложно узнать самого поэта. Он предстает перед читателем в образе преданного человека, который очень любит свою семью и Родину. Он устал от жизни на чужбине и очень скучает по дому. Дом для него является самым священным и возвышенным местом.

Лирический герой с любовью и трепетом вспоминает родные места, мечтая как можно скорее туда вернуться.

Вторым образом в произведении является образ матери. Для лирического героя данный образ считается самым важным и священным. Он показывает её в роли доброй волшебницы, которая с трепетом хранит душу поэта. Для него она является защитой, опорой и поддержкой. Постоянно вспоминая мать, он придается воспоминаниям и ностальгии.

Ностальгия лирического героя передается даже читателю, благодаря живому языку и манере изложения. Читателю начинает казаться, что он перенесся в тот самый домик в деревне, сидит рядом с матерью-старушкой, дожидаясь, когда приедет из Москвы её сын.

Мать-старушку поэт ассоциирует с самой Родиной, к которой испытывает очень похожие чувства: любовь, преданность и теплоту. Только в этом домике рядом с матерью он понимал, что кому-то нужен в этом мире.

Есть в стихотворении и образ дороги. Именно на ней должен показаться лирический герой, который издалека возвращается домой. Автор ассоциирует её с долгожданным возвращением любимого сына. Они оба очень сильно ждут эту встречу, которая приносит им радость и счастье.

Образ дома является для лирического героя территорией безмятежности, где он отдыхает от всего. Ему очень нравится находиться дома, где он чувствует себя нужным и любимым. Живя в шумной столице, Есенину порой становилось жизненно необходимо уехать подальше от городской суеты и просто отдохнуть. Таким местом становится его родной дом, где он обретает долгожданный покой и умиротворение.

Темы и проблемы

Настроение, которым пропитан весь текст стихотворения, дает ощущение ностальгии.

В нем поднимается такая важная тема, как тема семьи. Автор показывает на примере старушки, которая неустанно каждый день выходит в ожидании приезда любимого сына, ту огромную материнскую любовь, которая связывает детей и родителей. Она тесно переплетается с темой Родины, воспоминание о которой дает человеку новое дыхание жизни. Совокупность этих тем отлично раскрывают внутренний мир героя.

Мать очень любит своего сына и ждет, а сын, в свою очередь, очень ждет встречи с матерью. Дом – это то место, где лирический герой обретает умиротворение, покой. Здесь, от шумной суеты столицы, ему хорошо, спокойно и уютно. Его здесь любят и ждут, всегда поймут и придут на помощь.

Проблема отцов и детей так же явно прослеживается в тексте. Лирический герой просит свою старушку-мать, чтобы она не ходила каждый день на дорогу встречать его, но женщина неустанно совершает свой ежедневный ритуал. Это ей приносит успокоение.

Автор так же показывает проблему взросления. Лирический герой просит свою мать, чтобы она не учила его больше молиться. Он пытается объяснить ей, что он давно уже вырос, и в материнском учении больше не нуждается. Более того, он считает, что достаточно пережил испытаний, что сумел приобрести немалый жизненный опыт.

Но, несмотря на все это, Есенин никогда не забывал свою семью, родителей и дом. Для него это было священно, поэтому при первой же возможности он старался приехать в деревню.  

Средства художественной выразительности

Благодаря оригинальному использованию различных троп, творчество Есенина всегда узнаваемо.

Он использует эпитеты для придания еще большей наглядности картины. Они придают стихотворению яркость, делая его живым. Использование метафор так же играет немаловажную роль.  Автор использует диалектизмы, собственные авторские слова и выражения, сравнения.

Основная мысль

Основной мыслью стихотворения «Письмо матери» становится необходимость заботы о своих родных. Автор считает очень важным постоянно помогать своим родным, помнить их и как можно чаще находиться рядом.

Рисуя образ матери, поэт показывает то, что мать постоянно тревожится и переживает о своих детях, какими бы взрослыми они не были. Хоть он и просит мать, чтобы она не так сильно тревожилась о нем, но сердце матери все равно постоянно болит о своем сыне.

Дети уезжают, у них начинается своя жизнь, в которой родители отходят на второй план. Для родителей же их дети всегда будут стоять превыше всего. Автор очень любит свою мать, поэтому при обращении к ней использует лишь нежные слова, полные трепета и любви.

Сам лирический герой с нетерпением ждет того момента, когда же наконец-то сможет переступить порог родного дома, обнять старушку-мать и почувствовать себя счастливым.

  • Сочинение письмо другу 3 класс по русскому языку образец
  • Сочинение письмо литературному герою
  • Сочинение письмо лидии михайловны мальчику
  • Сочинение письмо дуне из повести станционный смотритель от себя
  • Сочинение письмо дуни к отцу станционный смотритель