Сочинение пирогов и пискарев

Сочинения по литературе гоголь пирогов в рассказе невский проспект молодой поручик пирогов - один из главных героев повести николая васильевича
  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Пирогов в рассказе Невский проспект

Молодой поручик Пирогов — один из главных героев повести Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», представитель «среднего класса петербуржских офицеров». Свой чин он получил совсем недавно, чем чрезвычайно гордится и старается упомянуть о своём новом положении при любом удобном случае. А случаев этих вполне достаточно, ведь Пирогов – завсегдатай театров, всяческих публичных лекций и светских приемов.

На этих мероприятиях поручик зарекомендовал себя как образованный и воспитанный молодой человек, способный поддержать любую интеллектуальную беседу. Но на деле Пирогов не разбирается ни в искусстве, ни в философии, ни в науках, знания его весьма скудны и поверхностны, а его показная любовь ко всему изящному — бездумное следование моде и желание показаться тем, кем он не является. Автор с нарочитым сарказмом описывает «таланты» поручика: превосходно декламировать стихи из «Дмитрия Донского» и «Горя от ума», пускать кольца дыма из трубки, а так же «очень приятно рассказывать анекдоты».

Однако, создавая образ Пирогова, Гоголь старается не заострять внимание читателя на качествах и умениях поручика, желая раскрыть своего персонажа через его конкретные действия. Впервые мы знакомимся с поручиком, когда тот прогуливается вместе со своим другом, художником Пискаревым, по Невскому проспекту. Замечая обворожительных барышень, Пирогов решает преследовать одну из них, восхитительную блондинку. Это же он весьма грубо советует своему приятелю, которому приглянулась другая девушка, и поспешно уходит вслед за незнакомкой. Считая себя обаятельным мужчиной, перед которым не в силах устоять ни одна девушка, поручик заранее уверен в своём успехе. Тем не менее, настигнув загадочную красавицу в её доме, мастерской немца Шиллера, Пирогов понимает, что она уже замужем. Но это не останавливает молодого человека. Он ищет любые причины, чтобы вновь и вновь приходить в мастерскую и видеть свою возлюбленную, а благоразумные отказы на грубые ухаживания лишь раззадоривают его.

Вот только недолго продлились попытки Пирогова завоевать сердце замужней женщины и склонить её к измене. После очередного бесцеремонного поступка поручика, суровый и строгий немец не выдерживает и вместе со своим другом решает проучить наглеца и «поступить с ним так грубо и невежливо», что сам автор умалчивает, что именно сделали с молодым человеком. Но даже будучи изначально неправым, Пирогов считает себя незаслуженно оскорбленным, всячески пытается придумать наказание для  Шиллера. И только очередной выход в свет усмиряет пыл поручика.

Таким образом, подведя итоги, мы можем сделать вывод, что поручик Пирогов — наглый, чрезмерно самоуверенный  молодой человек, за фальшивой образованностью и интеллигентностью которого скрывается грубость, пошлость и духовная пустота. Это подтверждает и тот факт, что за собственными проблемами он не заметил трагической смерти несчастного Пискарева, которому он покровительствовал и творчеством которого он восхищался.

Сочинение на тему поручик Пирогов

Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два приятеля: Пирогов и Пискарев. Автор сталкивает их в глазах читателя как двух антагонистов. Разберемся, кто же такой Пирогов.

Пирогов — это поручик, который в жизни мечтает только о том, чтобы добиться успешной карьеры, жениться на дочке какого-то состоятельного человека и жить себе, не зная горя. При этом, ему не важно, будет он любить эту женщину или не будет, это характеризует его, как холодного и расчётливого человека.

Он не любит решать сложные задачи и проблемы в жизни, он хочет только найти себе тёплое местечко, где можно иметь много денег и быть важным человеком в обществе. Обществу же, которое ему нравится, он старается подражать и всячески поступать так, как поступают люди, которым он хотел бы быть равным: главный герой высокомерен в отношении людей, которые ниже его чином, но всячески пытается угодить тем, кто стоит выше. У Пирогова нет принципов, он живёт только желанием обогатиться и стать влиятельным.

Однажды Пирогов встречается со своим товарищем Пискарёвым на Невском проспекте. На прогулке они видят двух девушек: брюнетку и блондинку, друзья решают разойтись по следу понравившихся им девушек — Пискарёв пошёл за брюнеткой, а Пирогов — за блондинкой. Здесь же и раскрывается чрезмерная пошлость и поверхностность Пирогова, который не мечтает о вечной и чистой бескорыстной любви, как его друг, — он хочет лишь хорошо провести время в кругу модницы-блондинки.

Позже он начинает ухаживать за девушкой, у которой, как оказалось, есть муж — немец Шиллер. Однако, этот факт не останавливает Пирогова, за что он платится: Шиллер со своим нетрезвым приятелем изрядно избивают Пирогова, а тот в свою очередь кричит Шиллеру, что сошлёт его в Сибирь, что он довольно влиятельный человек в Петербурге и всё в этом духе.

После такого эмоционального события он съедает пару слоёных пирожков и уже бодро веселится с друзьями, приплясывая мазурку. Это говорит нам о том, что его в действительности не заботят и проблемы его чести, достоинства. Что поручик он только по чину, но не душой. Да и вся жизнь его — это сгусток действия, которые сделаны под влиянием желания обрести высокий чин. Пирогов — жалкий человек, лишённый смысла в жизни, лишённый истинных интересов и чувств.

Вариант 3

У Гоголя существует огромное количество произведений. И одним из них является «Невский проспект», который изучается в школе. Главным героем здесь является молодой поручик Пирогов. Автор показывает его наглым человеком, который кроме себя больше никого за человека не считает. Недавно он получил звание офицера и теперь старается при любом удобном случае рассказать всем об этом, да еще и немного все это приукрасить. Кроме этого он рассказывает про литературу, которую успел прочесть, но на самом деле даже не знает как выглядят все эти пособия. Но это все очень даже нравится женщинам и поэтому они постоянно вьются возле него.

Больше всего на свете ему поскорее хочется стать полковником и тогда он станет обеспеченным человеком, которому не нужно задумываться о своей будущей жизни. Также автор предполагает, что совсем скоро главный герой сможет жениться на дочери купца. У нее имеется большое наследство, которого хватит им на всю жизнь, а также она прекрасно умеет играть на фортепиано.

А для того чтобы показать себя с хорошей стороны он ходит со знаменитыми и богатыми людьми в театр, хотя никогда им раньше не увлекался, но чего не сделаешь ради счастливой и беззаботной жизни.

Кроме этого за ним постоянно гоняются женщины, и мужчина всегда этим пользуется и совсем не задумывается, а что будет дальше. Он встречается с женщиной, проводит с ней ночь, а утром они расстаются навсегда и забывают друг про друга навсегда.

Если Пискарев встречается с женщинами только с теми, которые ему нравятся. То Пирогов старается встречаться с женщинами только для того чтобы они помогли ему продвинуться вверх по карьерной лестнице и чем выше, тем лучше. А вот когда к нему подбираются проблемы и заботы, то он старается как можно скорее от них сбежать и больше никогда не вспоминать. Пискареву все-таки удалось встретить любимую девушку, в которую он сразу же влюбляется. А вот Пирогов начинает тайно встречаться с женой ремесленника лишь для того чтобы о нем начали говорить все и завидовать ему. Да он и сам постоянно всем рассказывает про этот роман.

У Пирогова нет положительных черт, а все, потому что он уверен в том, что он является самым лучшим и именно ему нужно быть богатым человеком, а в некоторых моментах он ведет себя даже нагло и это не всем нравится.

Когда об этом узнал ремесленник, то решил сразу же разобраться с Пироговым, но для начала он поговорил со своими друзьями, а потом они для храбрости немного напились.

Также читают:

Картинка к сочинению Пирогов в рассказе Невский проспект

Пирогов в рассказе Невский проспект

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мой любимый герой в романе Война и мир Толстого

    Любимого героя этого произведения я долго не выбирал. С самого начала произведения мне очень понравился Андрей Болконский. В романе Льва Толстого на первый план по началу был выведен Пьер, так как он был очень позитивным персонажем

  • Интересные факты из жизни Шекспира

    Уильям Шекспир – один из самых величайших, но в то же время, один из самых загадочных драматургов в мире. Наряду с всемирным признанием бытует мнение, что английскому драматургу было не подвластно самостоятельно сотворить все произведения

  • Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – великое произведение классической литературы, в котором поднимаются важнейшие темы, актуальные во все времена. Тема любви – одна из ключевых в романе.

  • Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сочинение сообщение доклад

    Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы

  • Анализ повести Пушкина Гробовщик

    Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва

Сочинение — Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два друга: Пирогов и Пискарёв. Автор показывает на их примере, как легко донести до читателя, что один герой не заслуживает сочувствия и сострадания, а другой — заслуживает. Нет, конечно, можно и на фоне одного персонажа выделить его негативные качества и позитивные, но, когда это происходит на контрасте двух противоположностей, воспринимается это гораздо легче, более однозначно и без сомнений в своих суждениях.

Начнём с того, что род профессии у них совершенно разный — Пискарёв занимается художеством, а Пирогов служит поручиком. Уже здесь читатель может подумать о том, что Пискарёв, как и любая творческая личность, наделен тонкостью души, вниманием к мелочам и безграничной фантазией, с помощью которой он любит мечтать.

Пирогов же, как истинный служащий, не способен воспринимать доподлинно красоту окружающего его мира, он слаб в высоких материях, а всё, что его заботит, — деньги и влияние, чин и общественное признание. Если говорить прямо, то романтик Пискарёв живёт миром идеальным: он мечтает о чистой и бескорыстной любви, тогда как Пирогов хочет занять тёплое место под солнцем, обеспечить себе жизнь, женясь на какой-нибудь красотке, у которой богатый отец, причём вовсе не важно, будет он любить девушку или нет.

Ещё одно, что очень сильно отличает главных героев, — это отношение к любви. Когда товарищи встречаются на Невском проспекте и присматривают себе двух понравившихся барышень, Пирогов проявляет всю свою пошлость, мерзость и низменность, потому что ему нужна девушка, с которой он просто хорошо проведёт время, развлечётся. Пискарёв же надеется всем сердцем, что девушка, которая ему понравится, станет для него единственной на всю жизнь, он хочет полюбить раз и навсегда, он ждёт от этой симпатии самых высоких чувств и отношений.

Когда Пискарёв узнаёт, что его девушка работает в непристойном заведении, он сильно ужасается, что говорит читателю о высоких моральных принципах героя. Из благородства своего он даже готов простить ей эту работу, если она только бросит её немедленно и будет жить с ним, Пискарёвым. Отказ девушки становится для него настоящим ударом, от которого он не смог оправиться и скончался. Пирогов же ухаживает за своей девушкой, у которой есть муж. Это говорит о его бесчестии и желании к забавам в жизни. Получив по морде от мужа понравившейся барышне, он грозится арестом и судом. Автор этим как бы показывает, что для него важна честь, но тут же этот Пирогов идёт танцевать мазурку с друзьями в ресторане. Его уже не заботит его честь, это был фарс.

Пирогов и Пискарёв — это антагонисты, на фоне различия которых можно найти, кого презирать, а кому сочувствовать. И решать, кто есть кто, смогут только моральные принципы читателя.

Сочинение Пискарев и Пирогов

Во многих произведениях гоголя значимое место занимал цикл «Петербургские повести». Цикл нельзя назвать полным без повести «Невский проспект». В этом творении Гоголь подробно описал самый главный проспект Санкт-Петербурга в разные времена. После идет знакомства с молодыми людьми, а именно, Пироговым и живописцем Пискаревым.

Сравнивать Пирогова и Пискарева можно уже с самого начала произведения. У двоих мужчин есть общая цель: волочение за женщинами, которые часто прогуливаюсь вдоль Невы. Пискарев – это человек, которого можно назвать романтиком. Он мечтает о светлой любви и хочет ее познать. Увидев на проспекте чудесную и обворожительную брюнетку, он начинает преследовать даму. Однако, его ждало разочарование. Проследив за ней, он попал в публичный дом. Значит, девушка была куртизанкой. Не о такой любви, конечно, мечтает Пискарев.

Художнику дико и не понятно, как такое вообще может быть. Как такая чудесная дама может оказаться настолько падшей. После случившегося молодой человек отправился домой, чтобы поразмышлять об всем происходящем. Полной неожиданностью стало то, что за ним приехала карета, дама хочет его видеть. Пискарев попадает на балл, там он видит всю ту же брюнетку. Однако, поговорить с ней не может, он постоянно исчезает из его поля зрения. Художник судорожно пытается найти ее, но не выходит. Потом он просто просыпается. Молодой человек не может успокоиться, он представляет эту девушку на месте своей возлюбленной. День настал, когда Пискарев решился сделать первый шаг и прийти к ней, предложив тихую и спокойную семейную жизнь. Однако, дама выставила художника за двери и Пискарев ушел домой. Буквально через семь дней его нашли мертвым у себя дома.

С Пироговым в тоже время произошли довольно странные обстоятельства. В тот же вечер мужчина познакомился с  прекрасной девушкой, только уже блондинкой, которая покорила сердце Пирогова. Он последовал к ней домой. Однако, попал в дом к нетрезвому немцу, который просил юношу отрезать ему нос. Пирогов решил вмешать и получил по заслугам. Как оказалась, эта обворожительная блондинка жена пьяного немца. Он начинает ухаживать за блондинкой, но муж оказался настоящим извергом. Он сделал с Пироговым такое, что автор даже не хотел это писывать. Пирогов, в порыве гнева, хочет выслать взбешенного мужа в Сибирь. Однако, он быстро забывает обо всем и живет дальше, тихой и спокойной жизнью, будто ничего и не было.

Все сочинения

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 14.03.2019 21:49

Анкета джупітера з твору золотий жук

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 14.03.2019 21:34

Описание петуха рассказ » кот-ворюга» на завтра

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 15.03.2019 00:00

Помгите написать небольшое сочинение.. произведение «бедная лиза» карамзина)) тема : «эраст — это только носитель зла? тогда почему этого не почувствовала лиза и полюбила его? «

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 15.03.2019 12:33

Нужно сочинить волшебную сказку. примерно на один тетрадный лист. можно немного больше. 5 класс. других сайтов и ответов не 50 ! заранее !

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 15.03.2019 19:14

Стихотворения пушкина «я помню чудное мгновенье».

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 15.03.2019 19:10

Как воспринимает известие о смерти а. а. «значительное лицо»? для чего автору фантастический элемент в повести? повесть шинель

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 18:16

Сравнить сказку «морока» и «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ! сильно нужно!

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 19.03.2019 21:51

Нипишите 3 вопроса к стихотворению есенина «пороша», это нужно.

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 21:38

Фрагмент: а лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…— что сделаю я для людей? ! — сильнее грома крикнул данко. и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес за­молчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. люди же, изумленные, стали как камни.— идем! — крикнул данко и бросился вперед на свое место, вы­соко держа горящее сердце и освещая им путь людям. они бросились за ним, очарованные. тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бе­гущих людей. все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зре­лищем горящего сердца. и теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. а данко все был впе­реди, и сердце его все пылало, пылало! и вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди данко. кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. а потом упал и — умер. люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом данко его смелое сердце. только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, на­ступил на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…1.  какова роль образов природы в этом фрагменте? 2.  в чем аллегорический смысл образа «осторожного человека»? 3.  сопоставьте фрагмент из рассказа максима горького «старуха изергиль» и «легенды об арионе» геродота. какие схожие темы и мотивы представлены в этих произведениях? фрагмент рассказа геродота «легенды об арионе»… арион большую часть времени своей жизни провел у перианд­ра и затем решил отплыть в италию и сикелию. там он нажил вели­кое богатство, потом пожелал возвратиться назад в коринф. он от­правился в путь из таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. а корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить ариона в море и за­владеть его сокровищами. арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. однако ему не удалось смягчить корабельщиков. они велели ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле, либо сейчас же броситься в море. в таком отчаянном положении ар ион все же корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. окончив песнь, он, как был во всем наряде, ринулся в море. между тем корабельщики отплыли в ко­ринф, ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к тенару.​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 20.03.2019 22:22

Покупка пряника-конь с розовой гривой является сюжетообразующей, именно это событие стало в рассказе основным. с этой покупки связанно повествование о том трудном времени, о трудной судьбе героя(надо это доказать, примеры, посочинять на эту тему,10 предложений)40

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 24.03.2019 18:34

Ответить на вопросы к стихотворению ,, необычное приключение , бывшее с владимиром маяковским летом на даче ,,

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 25.03.2019 09:30

Ревизор чиновники уездного города таблица

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

Русский язык, 23.08.2019 21:00

Определите способ образования слов. развесёлый, бездонный, безбилетник, предгрозовой, удар, переход, подводный, водный, домик, насыпь, сокурсник, листопад, бумажник, берёзовый, лес…

Категория

Английский язык, 23.08.2019 21:00

Категория

Русский язык, 23.08.2019 21:00

Категория

Математика, 23.08.2019 20:00

Категория

Математика, 23.08.2019 21:10

Категория

Геометрия, 23.08.2019 19:59

Категория

Математика, 23.08.2019 21:10

Категория

Математика, 23.08.2019 19:57

Категория

Українська мова, 23.08.2019 21:10

Категория

Литература, 23.08.2019 19:53

Мы подготовили для Вас несколько аргументов к сочинению по произведению «Чудесный доктор». Берите наши примеры для написания своего сочинения на урок литературы.

Вариант 1

В произведении А.И.Куприна “Чудесный доктор” автор рассказывает нам о семье Мерцаловых, которое уже более года ютится в сыром подвале старого дома. Самый младший ребёнок голоден и кричит в своей колыбели. У девочки постарше высокая температура, но на лекарство денег нет. Глава семьи не смог обеспечить свою семью. Он потерял веру в будущее и намеревался наложить на себя руки, потому что он не мог выносить вида плачущих и голодных детей, больной жены и облезлых стен подвала. Однако, нашелся человек, который помог семье подняться на ноги и вылечил их дочку. Но если бы Мерцалов утратил надежду, и совершил задуманное, то его жена и дети умерли бы мучительной смертью.

Вариант 2

Каждый человек склонен к общению: люди переписываются в социальных сетях, пересекаются на улице, разговаривают по телефону или просто гуляют вместе. Индивид взаимодействует с окружающими, однако это предполагает не только удовлетворение собственных потребностей, но и познание чужой личности. Но как же понять другого человека? Это не простой процесс, который связан с такими понятиями как сочувствие, сопереживание, сострадание. Важно правильно проанализировать поведение другого человека, осознать причины его поведения и поступков. Проблема понимания другого человека является актуальной, особенно в наше время, она поднимается во многих произведениях русской и зарубежной литературы

И. Куприна «Чудесный доктор» — интереснейшее произведение, центральное место в котором занимает поступок доктора Пирогова — человека, который умеет понимать окружающих его людей. Герой случайно знакомится с Емельяном Мерцаловым и, несмотря на грубые слова и резкие жесты незнакомца, догадывается, что за этим поведением скрываются внутренние переживания и отчаянье. Узнав о бедственном положении нового знакомого, доктор, ни минуты не раздумывая, предложил свою помощь. Пирогову удалось спасти семью Мерцаловых, ведь он не мог пройти мимо нуждающихся в помощи людей. Таким образом, проникнувшись сочувствием и состраданием, приняв чужое горе как своё, доктор смог «понять» другого человека и во время прийти на помощь. Эта же тема рассматривается в романе Достоевского «Преступление и наказание». Героиня произведения Соня Мармеладова — падшая женщина, переступившая «законы нравственности», зарабатывающая деньги проституцией.

Девушка жертвует собой, чтобы помочь мачехе растить детей. Именно Соня смогла понять горе Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу. Девушка, выслушав молодого убийцу и проанализировав его поступки, понимает, что перед ней не жестокий человек. Она развенчивает жуткую теорию Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих». А поняв сердцем и умом причины его преступления, Соня делает все для его духовного возрождения. Богатый жизненный опыт сделал девушку не по годам мудрой, а сострадание, сопереживание и умение анализировать поступки людей помогли ей не только осознать боль молодого человека, но проникнуть в его душу, направить её к спасению. Таким образом, умение анализировать поступки окружающих, сочувствие и сопереживание помогают человеку понять личность другого человека.

Вариант 3

Александр Иванович Куприн написал святочный рассказ «Чудесный доктор», в центр повествования которого поместил настоящее чудо.

По-другому действия доктора Пирогова назвать нельзя. Для бедной семьи, которая находилась по-настоящему в тяжёлом положении и которая уже отчаялась в своих попытках бороться за свое существование, помощь доктора была показателем чудесности героя.

Герой добр по своей природе. Когда Мерцалов разозлился на него из-за того, что тот сказал про подарки, герой не отвечает на зло злом. Он внимательно выслушивает человека, который находится на грани жизни и смерти. Узнав о тяжёлой судьбе героя, доктор идёт в дом к Мерцалову. Он помогает тяжело больной дочери, выписывает ей рецепт, советует врача, а также помогает героям в денежном плане. Доктор ничего не требует взамен, он поступает так, как говорит его доброе сердце.

Поступок чудесного доктора изменил дальнейшую судьбу семьи Мерцаловых. Его доброе отношение к незнакомым людям навсегда запомнится каждому члену семьи.

Доброта, милосердие, способность к самопожертвованию — вот проявления чудесности Пирогова. Качества эти встречаются в обществе довольно редко, и автор это несколько раз подчеркивает. В этом проявляется необычность героя. Благодаря этим качествам доктор спасает людей от гибели. Именно своим состраданием не только на слове, но и на деле герой помог семье Мерцаловых в трудную минуту и послужил своеобразным толчком для изменения жизни.

Доктор является в произведении воплощением божественного начала. Герой сравнивается с ангелом, который внезапно спустился к семье и помог выбраться ей из тяжёлого положения. Ведь после появления доктора, как отмечает рассказчик, дела семьи стали улучшаться: отец семейства нашел работу, здоровье матери улучшилось, что, конечно, отразилось и на здоровье грудного ребенка, а Володя и Гриша стали обучаться в гимназии.

Этот ангел совершает настоящее чудо, происходит это именно в рождественские праздники. Доктор заставляет и героев произведения, и читателя поверить в чудеса, ждать их и никогда не опускать руки. Причем ждать чудо нужно не только в праздники, но и в обычной, повседневной жизни.

А.И. Куприн показывает, что поступок доктора, хоть и добр, но не является волшебством. Однако среди того безразличия и лицемерия, царящих в обществе, дело Пирогова становится действительно чудом. И это, по мнению автора, очень печально.

Когда Мерцалов заболевает, ему сразу же находят замену на работе. Начальству не важно было положение его семьи. Никто не хочет понять беду героев, им либо отказывают мягко, либо грубо выгоняют прочь. Среди такого отношения поступок доктора, конечно, выделяется. Он навсегда запомнится семье, которая благодаря одному доброму делу смогла выйти из сложных обстоятельств.

Чудо заключается еще в том, что всего лишь одно маленькое доброе дело способно изменить к лучшему целую жизнь. И это чудо совершает обычный человек. Таким образом писатель призывает читателей совершать такие маленькие «чудесные» дела, способные изменить целый мир. Только тогда, когда в мире будут царствовать «чудесные» человеческие качества, между людьми установится лишь любовь и доброта.

Рабочая тетрадь

для подготовки к итоговому

сочинению по пятому

тематическому направлению

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

ИТАК, пятое тематическое направление «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства) сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ

  • Гражданин, гражданский долг, ответственность гражданина на судьбу своей страны. Взаимосвязь моральных качеств человека и его гражданской позиции. Отношение к Родине, патриотизм, долг перед Отечеством.

  • Социальная справедливость и социальное неравенство. Реформы и их последствия, социальные противоречия. Угнетенные слои населения, «маленький», «лишний», «бывший», «новый», «униженный и оскорбленный» человек, социальное незащищенные слои общества, социальные проблемы.

  • Социальные пороки, причины их возникновения, способы борьбы с ними. Художественная литература как способ борьбы с пороками (обличительная литература, натуральная школа, некрасовская школа). Русский национальный характер.

  • Народное счастье. Поиск правды, тема странничества в литературе. Свобода и ответственность. Свобода как высшая ценность. Тема народного заступничества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА НАПРАВЛЕНИЯ:

гражданин, гражданское общество, народное счастье, гражданский долг, социальная справедливость, социальные пороки, народ, свобода, и ответственность. 

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ВЗЯТЬ?

При раскрытии тем пятого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.

  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).

  3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.

  4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.

  5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.

  6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.

  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.

  8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.

  9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.

  10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.

  11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.

  12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.

  13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.

  14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.

  15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.

  16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.

  17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.

  18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.

  19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.

  20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.

  21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.

  22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.

  23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.

  24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.

  25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

ПОДБОРКА ТЕМ К ПЯТОМУ ТЕМАТИЧЕСКОМУ

НАПРАВЛЕНИЮ.

Темы сочинений пятого направления ориентированы на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

  • Кто счастлив на Руси?

  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

  • Кому на Руси жить плохо и почему?

  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?

  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

  • Что значит «любить Родину»?

  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?

  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?

  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?

  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?

  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?

  • Как научиться ценить свою Родину?

  • Как сделать Россию лучше?

  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?

  • Кто виноват в бедах русского человека?

  • Почему люди на Руси страдают?

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

  • Что мешает нам найти счастье на Руси?

  • Какого человека можно назвать патриотом?

  • Что объединяет нас в одну страну?

  • Как нужно относиться к своей Родине?

  • В чем польза и опасность патриотизма? 

  • В чем польза и опасность критики России?

  • Какими качествами обладает русский человек?

ЦИТАТЫ.

Предлагаем несколько вариантов фраз-эпиграфов (но в основной части приводить эти цитаты, разумеется, тоже можно:

  • Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет.

В. Маяковский

  • А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам,

А Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

С. Есенин

  • Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

В.Сухомлинский

  • Я Родину свою люблю, но государство ненавижу.

Б. Окуджава

  • Может быть народ наш и плох, но он — наш народ, и это решает все.

Василий Розанов

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ПРИМЕРЫ

1.

Историческое (предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических и культурных особенностей того времени).

После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как: изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» .Главная проблема поэмы – проблема счастья, и решение её поэт видел в революционной борьбе.

2.

Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме).

Многие русские писатели и поэты в своём творчестве обращались к теме народа, описывали его жизнь, быт, возмущались несправедливостью существующих порядков, пытались заглянуть в сердце, душу крестьянина. Однако никто до Н.А.Некрасова не смог так глубоко погрузиться во внутренний мир простого человека, так бережно исследовать его и с такой любовью изобразить на страницах своих произведений. Одно из выдающихся творений поэта, посвящённых теме народа, народного счастья, — поэма «Кому на Руси жить хорошо?», где создал ряд ярких образов русских крестьян.

3.

Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения).

Счастье-понятие многостороннее.

Не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по-

-своему. Счастье бывает маленькое и большое, мимолётное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек испытывает крохотное счастье. Над таким понятием, как счастье, бились многие мудрецы, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей — столько мнений.

4.

Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)

«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить »… Эти слова, сказанные более века назад, остаются актуальными и сейчас, принадлежат русскому поэту Фёдору Тютчеву. «Умом Россию не понять»… Действительно, очень многие события из отечественной истории не поддаются пониманию. Россия прошла и через набеги кочевых племен, и через зависимость от монгольского хана, и через множество войн. Было много побед и поражений. Однако ничто не смогло заставить пасть духом русский народ. Он всегда полон патриотизма и любви к Родине, поэтому готов защищать её любой ценой.

5.

Личностное

(заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения)

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения… 

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать вступление.

Задание №1. Составьте аналитическое вступление на одну из тем

  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Составьте цитатное вступление на одну из тем

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как научиться ценить свою Родину?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Составьте личностное вступление на одну из тем

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАСКРЫВАЕТ ИДЕЮ СОЧИНЕНИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ВОПРОСЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СИСТЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВЫДВИНУТЫХ ПОЛОЖЕНИЙ.

Основная часть = Тезис + Аргументы

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать основную часть сочинения.

Задание №4. Представьте систему доказательств к сочинению на тему

  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Тезис №1

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №1

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис №2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №2

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. Представьте систему доказательств к сочинению на тему

  • Какого человека можно назвать патриотом?

Тезис №1

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №1

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис №2

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доказательство №2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Микровывод №2

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СОДЕРЖИТ КОНЕЧНЫЕ ВЫВОДЫ И ОЦЕНКИ.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ.

Учимся писать заключение.

Задание №6. Составьте заключение вывод на тему

  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7. Составьте заключение выражение надежды на тему

  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №8. Составьте заключение оригинальное (зарисовка, которая возвращает к вступлению) на тему

  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №9. Составьте заключение оригинальное (цитата) на тему

  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

1.Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.

2.Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

В.М. Шукшин в рассказе «Срезал» демонстрирует разницу между тем, кто покинул малую родину для достижения успеха, и тем, кто остался. Константин Журавлев стал кандидатом наук, нашел жену себе под стать, завел семью. Он стал успешным человеком и достиг высокого уровня благосостояния. Дочь посещала школу и имела все перспективы пойти по стопам родителей. А что нашел в деревне эрудит Глеб Капустин? Он питал свой ум вырезками из газет и случайными источниками знаний, поэтому его образование напоминает не систему, а сборную солянку из неприменимых премудростей. Он остался один, в деревне он не может найти компанию своего уровня, и все смотрят на него, как будто он шут и показывает представление. Он не сделал карьеру, не женился, не завел детей. Самоутверждение, мелкое и подлое, он находит только в унижении тех, кто чего-то добился в жизни. Глебу обидно, что он сам никуда не поехал и ничего не смог сделать. Поэтому его пример убеждает нас в том, что человек должен искать средства для реализации себя в том месте, где для этого созданы все условия. Кандидатом наук в деревне не стать — это очевидно.

3.Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства. Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.

4.Кто счастлив на Руси?

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает человека, который был счастлив, несмотря на бедность и униженность положения. В отличие от Раскольникова, который жил на средства матери и сестры, да еще и жаловался на судьбу, Разумихин не получал помощи. Зато он много работал, чтобы оплатить учебу самостоятельно: давал уроки, делал переводы, старался заработать честно. Дмитрий много веселится, общается со всеми, умеет дружить и сопереживать людям, поэтому его окружают позитивные и доброжелательные товарищи, которые выручают и Раскольникова. Все эти юноши не думают о своем высоком статусе и сравнении с Наполеоном. Они трудятся и добиваются успеха, а не замыкаются в своем несчастье. Живет Дмитрий не богаче Родиона, но он счастлив и делится этим состоянием с другими. Значит, внутреннее состояние зависит не от дохода или происхождения, а от того, насколько человек открыт миру и готов к созидательному взаимодействию с ним.

5.Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает людей выйти из зоны комфорта и отправиться туда, где их таланты можно раскрыть и усовершенствовать. Его героиня живет в маленьком городе и довольствуется малым — тем, что ей дает обеспеченная бабушка. Для Нади нашли подходящего жениха и сняли дом. И все идет к свадьбе, только вот невесело невесте. Она родилась там, где ее способности пригодиться не могут. В этом городе юной девушке только и остается, что выйти замуж и вести праздную жизнь с скуке и довольстве. Но Надя поняла, что хочет иной судьбы. Благодаря студенту Саше она смогла сбежать из дома и поступить в учебное заведение. Родные простили Надю и приняли ее выбор. А она обрела счастье в саморазвитии, возможном только в большом городе. Увы, в глубинке люди не могут получить достойное образование и найти работу по специальности.

6.Кому на Руси жить плохо и почему?

И.С. Тургенев в рассказе «Му-му» описал судьбу крепостного человека, который был зависим от своей сумасбродной барыни. В условиях рабства люди не могут быть счастливы, в чем мы убеждаемся, читая данную историю. Герасима насильно перевезли из деревни в город, принудили отказаться от брака с любимой женщиной, а потом и лишили единственного близкого ему существа — собаки. Помещица приказала крепостному топить Му-му просто из-за того, что таков был ее каприз. А человек не имел права ослушаться. С горечью Герасим осознал: будучи собакой на крепостной привязи, он сам не может заводить ни семью, ни животных. Он не мог сберечь то, что ему дорого, ведь вся его жизнь была сравнима лишь с участью самой Му-му. Поэтому до конца своей жизни он прожил один. Ему жилось плохо на Руси, потому что он был зависимым человеком и не мог управлять своей жизнью. На таких условиях ему было бы плохо везде.

7.Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» предложил публике свой план по усовершенствованию России. И он отчасти воплотился в жизнь, ведь был правильным: чтобы женщины жили свободно и счастливо, а мужчины не тащили в одиночку бремя содержания семьи, необходимо создать условия для полноценного вовлечения всех людей в экономические, социальные и политические процессы. Девушки должны иметь право на образование, работу и равные возможности в обществе. Находясь в финансовой зависимости, они становятся предметами торговли и бесправными существами, судьба которых — это узаконенная форма проституции, брак без любви и выбора. Вера могла быть насильно выдана замуж за Михаила, и лишь вмешательство Дмитрия помогло ей встать на ноги и начать себя обеспечивать. Поэтому в финале героиня стала образованной, успешной и счастливой женщиной, а ее семья была построена на любви и взаимоуважении. Сейчас все девушки в нашей стране имеют такие возможности, что изменило нашу жизнь к лучшему.

8.Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал разные точки зрения на долг гражданина перед Родиной. В эпилоге Пьер Безухов настаивает на необходимости перемен и пересмотре прав монарха. Он входит в тайные общества и хочет активно участвовать в формировании политического курса страны и ее законов. Пьер не исключает и возможности открытого выступления против существующего строя. А Николай Ростов, напротив, видит обязанность гражданина в защите государства от таких инициатив. Он открыто признает, что может применить оружие против бунтовщиков, какими бы ни были их намерения. По его мнению, подданые должны подчиняться, а решать глобальные вопросы должен лишь царь. Оба героя осознают свой долг перед Родиной, но его видение у каждого свое. 

9.Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» поднимает важные проблемы России, которые пока имеют статус «вечных». Чиновники воруют, халатно относятся к своим обязанностям и всячески унижают своих сограждан, которым повезло меньше. Для героев нет ничего святого: внешне набожные и степенные господа расхищают даже те деньги, которые выделены на строительство церкви. Городничий закрывает глаза на лень и бестолковость подчиненных, их связывает круговая порука. Поэтому они стремятся вовлечь в нее приезжего проверяющего. Подкупы не имеют границ, городничий даже готов отдать свою дочь замуж за Хлестакова, которого едва знает. К сожалению, воз и ныне там, чиновники все еще злоупотребляют своим положением. Видимо, без кардинального ужесточения контроля и наказания за коррупцию невозможно решить эти проблемы раз и навсегда.

10.Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

М. Горький в пьесе «На дне» продемонстрировал пороки, которые присущи многим русским людям, считающим себя несправедливо обделенными судьбой. Ночлежку населяют далеко не ангелы: шулеры, бывшие каторжники, воры, пьяницы. Даже честный работник Клещ, который так гордится своим положением, сживает со свету жену, бьет ее и оскорбляет. А Василиса, едва вырвавшись из грязи в князи благодаря браку по расчету, тиранит людей без жалости. Увы, нравы этой среды полностью соответствуют уровню ее достатка. Актер, Барон, Сатин, Бубнов вовсе не стремятся трудиться и выходить из нищеты. Им и так нормально, ведь делать ничего не нужно и ответственности никакой. Сатин открыто пропагандирует лень и противопоставляет себя тем, кто трудится. Что мешает им жить хорошо? Они сами и менталитет социального дна.

11.Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

М. Горький в повести «Детство» показал социальные проблемы, которые, к сожалению, не решены до сих пор. Речь идет о насилии в семье. В доме Кашириных постоянные драки и скандалы. Дети становятся жертвами агрессивного и злого дедушки, которому никто не может помешать учинять унизительные расправы. Василий Васильевич бьет и жену, и детей, хоть они уже и взрослые. Поэтому нас не удивляет тот факт, что сыновья Каширина выросли такими же жестокими, пьющими и неблагополучными родителями. Они готовы убить отца за наследство, а детей не жалеют, как и жен. Один из них даже довел супругу до гроба своими побоями. Сегодня детей из таких семей изымают, но не всегда. Довольно долго они могут терпеть насилие и издевательства. Видимо, в этой сфере закон требуется ужесточить, а контролирующие органы заменить на более эффективные.

12.Как научиться ценить свою Родину?

А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал парадоксальную вещь: люди учатся патриотизму за рубежом! Александр Чацкий получил заграничное образование и несколько лет путешествовал. Глядя на благополучие и прогрессивность других стран, он понял, чего не хватает его Родине. У Александра появилась четкая гражданская позиция. Он сформулировал взгляды и почувствовал желание помочь своей России. Герой думал, что и дома найдет единомышленников. Однако соотечественники оказались более равнодушными и эгоистичными, чем он. Дворяне имели узкий кругозор, из своих хором не выезжали, поэтому им казалось, что все нормально. Реформаторов они считали якобинцами и осуждали. Для них патриотизм ограничивался орденом на шее и безграничной лояльностью правящей элите. Им не хватало опыта Александра и его кругозора, чтобы понять, что России нужно развитие, что у нее есть огромный потенциал, что французики из Бордо — не предел мечтаний.

13.Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что благополучие каждого из нас неразрывно связано с Родиной и ее состоянием. Андрей Соколов мог бы отсидеться в погребе и понаблюдать за битвами издалека, а не рисковать собой… Или не мог? Нет, конечно! Враги приходили в каждый дом, разоряли все земли. Альтернативы не было. Андрей не мог наслаждаться счастьем наедине с семьей, когда вражеский снаряд разнес его дом и убил жену и дочерей. Война не щадила никого и показывала каждым своим патроном, что личного счастья на оккупированной земле быть не может. Человек неразрывно связан со своей страной и ее судьбой, поэтому выбирать ему не приходится.

14.В чем польза и опасность патриотизма?

Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» показал изнанку патриотизма, когда людей загоняли на сербскую войну, прикрывая очевидное безумие этой затеи возвышенными речами о благе Родины. Какой? Чьей? Но эти вопросы пропаганда обходит стороной. Общественное мнение обмануто ею. Светские дамы с улыбками и цветами провожают на бойню тех, кто воспринимает геополитику буквально и погибнет, в отличие от хитрых агитаторов. Разговоры о патриотизме прикрывают амбиции властолюбцев и направляют людей на смерть. А по факту судьба «славянских народов» не должна затрагивать интересы солдат из других стран, ведь такая война, как это позже и случится, перерастает в мировую и заканчивается поражением всех участников. Человек должен быть готов защищать только свой дом, а другие спекуляции на патриотизме нужно пресекать, так как они ведут к войне.

15.Какими качествами обладает русский человек?

Н.С. Лесков в сказе «Левша» описал менталитет русского народа в образе главного героя. Он талантлив, патриотичен, религиозен. Левша без образования, микроскопа и большого финансирования смог подковать иностранную танцующую блоху и проявить феноменальное мастерство. Но он же проявляет и отрицательные качества русского человека: много пьет, терпит унижения вышестоящих особ и не понимает свою значимость в стране. Будучи честным, работящим и преданным Родине мастером, он не соглашается переехать в Англию, несмотря на заманчивые условия. Но он же напивается и не выполняет свою миссию: его оружейный секрет теряется, ведь никто не будет прислушиваться к пьянице. Русский менталитет невероятно сложен и парадоксален. У нас талантливый и смекалистый народ, но не знает себе цену и не может постоять за свои права.

ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна «Чудесный доктор». Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

В заключение хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить казаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

19

  • Сочинение песня в моей жизни
  • Сочинение по английскому мой любимый предмет в школе
  • Сочинение по английскому на 100 слов по английскому языку
  • Сочинение отзыв о книге маленький принц
  • Сочинение откуда взялась человеческая совесть сочинение