Сочинение петька на даче

История публикации рассказ леонида андреева друг впервые напечатан, под заглавием собака и с подзаголовком эскиз, в газете курьер 13 ноября

История публикации

Рассказ Леонида Андреева «Друг» впервые напечатан, под заглавием «Собака» и с подзаголовком «Эскиз», в газете «Курьер» 13 ноября 1899 года.

Жанр, литературное направление, идея

Подзаголовок «Эскиз» можно было бы рассматривать в качестве жанрового определения этого раннего произведения Леонида Андреева, если бы этот короткий текст не содержал в себе, по сути, два эскиза, плохо корреспондирующих между собой.

С одной стороны, перед нами набросок рассказа о собаке. Эта жанровая традиция второй половины ХІХ века, начатая Тургеневым и оконченная Чеховым, в начале ХХ века продолжилась рассказом Леонида Андреева «Кусака», эскизом к которому можно считать данный небольшой рассказ.

С другой стороны, герой рассказа – начинающий писатель Владимир Михайлович – наделён некоторыми автобиографическими чертами. Тут и «горделивые помыслы» «о славе», и сомнения дебютанта в своих силах, и одиночество, и страх перед «зловещим спутником одиноких» – алкоголем, и надежда, что взаимная любовь к Наталии Лаврентьевне возродит его к жизни, причём даже имя и отчество возлюбленной тоже взяты прямо из жизни: в дневнике писателя упоминается курсистка Наталья Лаврентьевна Жданова, с которой Андреев познакомился 14 ноября 1897 года (роман с ней длился с перерывами до конца сентября 1898 года).

Всё это нагромождение деталей в одном, реалистически несостоятельном, эскизе, да ещё под названием «Собака», в более поздней, символистической редакции искупается названием и лейтмотивом «Друг». Пёс Васюк – единственный настоящий друг Владимира Михайловича. Любовь и дружба собаки – тот идеал, до которого никогда не поднимутся человеческие отношения, ибо ни настоящая дружба, ни настоящая любовь среди представителей рода человеческого невозможны. Такова идея рассказа «Друг».

Тема, персонажи, сюжет, композиция

Таким образом, тема рассказа «Друг» – обманутые собачьи любовь, преданность и верность.

Главные герои, взаимоотношения которых довольно сложные, – Владимир Михайлович и его пёс Васюк. Эти взаимоотношения и составляют сюжет рассказа, а человеческая массовка и всё, что в ней происходит, – лишь фон, на котором разворачиваются эти взаимоотношения. Соответственно построена композиция рассказа.

В экспозиции мы знакомимся с тремя обитателями одной квартиры. Это усталый труженик Владимир Михайлович и два его сожителя: равнодушная к нему родная тётка и любящий, неравнодушный пёс Васюк.

Завязка – мечта главного героя о славе. Ночью, трудясь над очередным литературным произведением, Владимир Михайлович обещает Васюку, что когда он, его хозяин, станет знаменит, пёс будет питаться одной печёнкой, которую тот очень любит. Эта печёнка становится символическим обозначением лейтмотива дружбы.

Сначала слава всё не идёт к Владимиру Михайловичу. С горя он пьёт, дебоширит и вымещает зло на собаке.

Наконец приходит слава, а с нею и любовь красивой девушки. Теперь

«каждую ночь спрашивал он собаку о печенке, но постоянно забывал купить ее, так как голова его была полна планами новых творений и мыслями о женщине, которую он полюбил. Раз только вспомнил он о печенке; это было вечером, и он проходил мимо мясной лавки, а под руку с ним шла красивая женщина и плотно прижимала свой локоть к его локтю. Он шутливо рассказал ей о своей собаке, хвалил ее ум и понятливость. Немного рисуясь, он передал о том, что были ужасные, тяжелые минуты, когда он считал собаку единственным своим другом, и шутя рассказал о своем обещании купить другу печенки, когда будет счастлив… Он плотнее прижал к себе руку девушки.
— Художник! — смеясь, воскликнула она. — Вы даже камни заставите говорить; а я очень не люблю собак: от них так легко заразиться.
Владимир Михайлович согласился, что от собаки легко можно заразиться, и промолчал о том, что он иногда целовал блестящую черную морду».

Сразу после этого идёт трагическая часть эскиза – кульминация, посвящённая болезни и смерти собаки.

И вот печальный эпилог:

«С тех пор прошло много времени. Слава ушла от Владимира Михайловича так же, как и пришла — загадочная и жестокая. Он обманул надежды, которые возлагали на него, и все были злы на этот обман и выместили его негодующими речами и холодными насмешками. А потом, точно крышка гроба, опустилось на него мертвое, тяжелое забвение.
Женщина покинула его: она также считала себя обманутой.
Проходили угарные, чадные ночи и беспощадно карающие белые дни, и часто, чаще, чем прежде, гулко раздавались в пустой квартире шаги тетки, а он лежал на своей кровати, смотрел в знакомое пятнышко на потолке и шептал:
— Друг, друг мой единственный…
И бессильно падала на пустое место дрожащая рука».

  • «Иуда Искариот», краткое содержание по главам повести Андреева

  • «Кусака», анализ рассказа Андреева

  • «Иуда Искариот», анализ повести Андреева

  • «Ангелочек», анализ рассказа Андреева

  • «Петька на даче», анализ рассказа Андреева

  • «Бездна», анализ рассказа Андреева

  • «Город», анализ рассказа Андреева

По писателю: Андреев Леонид Николаевич

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием рассказа русского писателя начала 20 века Л. Н. Андреева «Петька на даче», в котором идет речь о нелегкой жизни мальчика Петьки и его удивительной поездке на дачу.

Главные герои

Петька – мальчик, служащий в парикмахерской.

Кухарка Надежда – мать героя.

Николка – его товарищ по парикмахерской.

Краткое содержание

Осип Абрамович – хозяин парикмахерской. У него служит мальчиком Петька. Его обязанность – исполнять мелкие поручения парикмахеров. Они все время недовольны его работой и грозным шепотом грозят наказать нерадивого работника. Причин для недовольства было немало: то он медленно нес воду, то она недостаточно горяча. Посетители были согласны с парикмахерами, думая: «Так их и следует».

Посетители приходили нетребовательные: рабочие, приказчики, служащие. Сам квартал, где находилась парикмахерская, имел оттенок чего-то тревожного и беспорядочного.

Кроме Петьки в парикмахерской работал еще и Николка. Он как старший по возрасту должен вскоре перейти в подмастерья. Когда хозяина не бывало на работе, Николку посылали стричь посетителей попроще, он этим очень гордился. Если клиент был недоволен стрижкой, парикмахеры ругали Николку, но только для вида. Правда, такие случаи были нечасты. Чтобы казаться старше, Николка курил, «сплевывал через зубы» и ругался.

Петьке всего десять лет. Он еще не курил и не ругался. Когда не было клиентов, Петька с Николкой беседовали о разных вещах. Старший товарищ объяснял, как стричь «под польку, бобриком или с пробором». Иногда они просто сидели у окна и наблюдали за жизнью.  За окном был бульвар, который начинал движение с раннего утра. Пыльные деревья отбрасывали «серую, не охлаждающую тень». На лавочках располагались странно одетые мужчины и женщины. Они казались злыми, утомленными, равнодушными к тому, что происходит вокруг. Нередко они засыпали, сидя на скамейках. По бульвару прохаживался сторож и следил за порядком. Женщины одевались получше, чувствовался даже какой-то намек на моду. Их внешность, хриплые голоса были похожи друг на друга. Люди пили водку, ругались. Потом между ними происходили драки. Мужчины дрались не только между собой, они били и женщин.

Николка некоторых знал по именам и рассказывал о них грязные истории. При этом он смеялся и скалил зубы. Петька восхищался старшим товарищем, думая, «какой он умный и бесстрашный». Он думал, что в будущем станет таким же, а пока что ему хотелось оказаться где-нибудь подальше отсюда.

Дни были долгими, похожими один на другой. Все вокруг было одно и то же: комната, зеркала, картина на стене, копоть от керосиновой лампы. Целыми днями Петька слышал крик: «Мальчик, воды!» по воскресеньям прохожие могли наблюдать маленькую сгорбленную фигурку на стуле, погруженную не то в думы, не то в сон.

Петька все время хотел спать, и все окружающее казалось ему противным сном. Он похудел, на голове появились струпья, у глаз появились морщинки. Он сделался похожим на старого карлика. Посетители стали брезгливо посматривать на него.

Петькой овладела апатия, у него исчезли все эмоции. Ему только хотелось уйти отсюда в другое место, в какое он и сам не знал. Иногда к нему приходила мать, работавшая кухаркой. Мальчик ел принесенные ею сладости и просил забрать отсюда. Когда мать уходила, он оставался безучастным, даже не интересовался, когда она придет еще. Кухарка Надежда горестно смотрела на сына, называя его про себя дурачком.

Однажды мать ненадолго забрала Петьку на дачу в Царицыно, где летом жили ее хозяева. Петька обрадовался и стал торопить мать, которая ради приличия расспрашивала хозяина о его делах, здоровье жены. Он даже забыл о Николке, который дерзко посматривал на Надежду. Он был сирота, но подросток не отказался бы и от такой, как Надежда. А еще он никогда не был на даче.

Петька впервые оказался на вокзале. На него произвело большое впечатление такое количество народа, толкотня, суета. Он заразился всеобщим нетерпением и боялся опоздать. Когда они, наконец, сели в вагон, «Петька прилип к окну».

Мальчик никогда не выезжал из города. То, что он увидел в окно поезда, было для него новым и впечатляющим. Небо было огромным, по небу как ангелы летели облака, далекий лес казался травкой. Петька смотрел в свое окно, перебегал к другому, касаясь пассажиров отмытыми ручонками. Те смотрели на него с улыбкой. Мать извинялась, объясняя, что «впервой по чугунке едет». Еще Надежде хотелось поделиться, что Петька третий год живет у парикмахера, который «обещал поставить его на ноги».  Будет он ей, одинокой, помощником на старости лет.

Когда поезд заехал на мост и словно повис над речкой, Петька испугался. С лица мальчика исчезло сонное выражение, а вместе с ним морщинки.

На даче Петька получил множество впечатлений. Он впервые оказался так близко к природе. Его пугал шум леса, он медленно прохаживался по берегу пруда. С удовольствием он ложился отдыхать от прогулки на мягкую, душистую траву. Через два дня мальчик пришел в полное согласие с природой. Этому немало способствовал гимназист Митя. Он ловил рыбу и дал Петьке подержать удочку. Потом он научил его купаться в пруду. Петька плескался до посинения. Следующей затеей было расследование развалин. Петька вскоре забыл, что существует город, парикмахерская, Осип Абрамович. Он потолстел, стал «чистый купец», по словам матери. Ел он немного, так как у него было много дел. Петька копал червей, бегал на рыбалку, купался в пруду.

Когда пришло письмо из города от Осипа Абрамовича, Надежда заплакала. Петька играл в классики, когда к нему подошел барин и сказал, что нужно ехать. Мальчик сначала удивился, когда до него дошел смысл сказанного, он закричал, стал кататься по земле и бить кулаком. Постепенно он успокоился. Барыне было очень жаль его. На другой день утром Петька уехал в Москву.

Снова в поезде сидел морщинистый, апатичный мальчик. Он не вертелся, как в первый раз, и не смотрел в окно. И снова голос в парикмахерской закричал: «Воды, мальчик!» И снова слышался угрожающий шепот, означающий, что мальчик разлил воду.  По ночам Петька рассказывал Николке о даче, где он был счастлив. А за окном слышался грохот проезжающего обоза, и снова кричали пьяные мужчины и женщины.

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, черствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, веселый и общительный мальчик, большой фантазер.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Петька на даче»

Краткое содержание

Произведение начинается с описания парикмахерской Осипа Абрамовича. Она находилась недалеко от дома разврата, поэтому публика приходила нетребовательная. У Осипа всегда на подхвате были подмастерья. Также в помощниках было 2 мальчика. Один из них, Николка, готовился перейти в подмастерья. Он подражал взрослым, курил и сплевывал сквозь зубы. Петьке было всего 10 лет и он выполнял разные поручения.

Когда не было заданий, мальчик слушал Николку либо смотрел на улицу. Местные женщины были просто одеты, часто пили водку и курили. Иногда их били мужчины, но никто за них не вступался. Николка знал много грязных историй и Петька уважал его, втайне мечтая походить на парня.

Жизнь мальчика была скучной. Он подавал воду и мыл полы. Ему постоянно хотелось спать, его грязная шея и лицо вызывали неприязнь. Петька упрашивал маму забрать его, но она не могла.

Как-то раз Надежде удалось уговорить Осипа ненадолго отпустить сына на дачу. Там отдыхали ее господа.

Мальчик не знал, что такое дача. Вокзал поразил его, а стоило тронуться поезду, как он прилип к окну. Природа поразила его. Когда они приехали, лес сразу начал благотворно влиять на мальчика. Петька познакомился с гимназистом Митей. Тот показал как ловить рыбу, купаться и бродить по траве босиком.

Но через неделю пришло письмо, где Осип требовал возвращения помощника. Все мысли Петьки уже были заняты другим и он забыл о парикмахерской, но мама велела ему возвращаться. Он принялся кричать и кататься по земле, но безуспешно. В поезде он был апатичным и вялым, а в парикмахерской его ждало все тоже самое — привычная публика и требование нести воды.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Анализ рассказа Андреева «Петька на даче»

Среди огромного множества поучительных детских рассказов стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче»

. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора.

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

Главный герой – мальчик Петя

бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

Приятель Петьки, Николка

, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист Митька

. За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

Автор подымает в рассказе важную социальную проблему своего времени: бедные дети, лишенные радостей детства.

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

Рассказ «Петька на даче» Андреева — призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

1. Что вы можете рассказать о Петьке? Как проходили его обычные дни? Какие впечатления получил он от дороги? Как вёл себя на даче? Чем завершилось его пребывание там?

Петька маленький мальчик 10 лет, который работал в парикмахерской, подавал воду. Все его дни были однообразны, праздников не было, ребенок работал каждый день. В дороге Петьке было все поразительно ново и странно, он вертелся, перебегал на другую сторону вагона, чтобы все рассмотреть. Когда его мать забрала его на дачу в Царицыно, где жили ее господа, мальчик был в восторге. «Сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку.» «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.» Его пребывание на даче завершилось тем, что Петька закричал и заплакал в отчаянии, от того что он должен вернуться опять в город.

2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?

Мне кажется, что автор хотел показать всю трагичность судьбы мальчика. Маленький ребенок вынужден был работать в 10 лет. Вырвавшись из города, где он ничего не видел кроме серых будней и работы, Петька отдохнул, ожил, стал играть, он как птица вырвался на свободу, но настал тот момент, когда его повезли обратно в город. Этот рассказ вызвал чувство жалости к этому мальчику из-за не справедливости данной ситуации. У детей должно быть детство, они должны ощущать себя любимыми, должны играть, ходить в школу, а не на работу.

3. Сформулируйте 2 — 3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской».

Где работал Петька? Куда Петька отправился с матерью? С кем подружился Петька в Царицыно? Кем работала мать Петьки? Сколько лет было Петьке? Как звали парикмахера?

4. Внимательно перечитайте три эпизода. Первый — от слов: «Петькины дня тянулись удивительно однообразно…» до слов:»Петька не знал, скучно ему или весело…»; второй от слов: «Но прошло еще два дня…» до слов: «Смотри-ка, растолстел как!»; третий — от слов: «Но Петька и не думал плакать…» до слов: «Вот видишь, перестал…» Озаглавьте каждый эпизод.

1. Однообразные трудные дни в парикмахерской 2. Петька почувствовал себя на даче как дома 3. Горе мальчика

5. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трёх эпизодов. С помощью каких изобразительных средств оно передаётся писателем? Ответ на вопрос дайте письменно.

В первом эпизоде жизнь мальчика трудна, скучна и однообразна. Мальчик не знает другой жизни, а эта ему не нравится, он уставший и измотан работой. Во втором эпизоде мальчик счастлив, он открыл для себя другой мир, совсем не похожий на прежний, где можно играть, резвиться и наслаждаться жизнью. В третьем эпизоде у мальчика горе, трагедия, он не хочет возвращаться к прежней жизни.

Благодаря художественным деталям писатель передает настроение мальчика. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее, ярко представили характер персонажа.

6. Известно, что прототип Петьки всё-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Как вы думаете, почему автор закончил рассказ по-другому?

Автор хотел показать всю трагичность ситуации в которую попал маленький Петька. Возможно, что у мальчика в дальнейшем сложилась судьба, но сколько детей в то сложное время страдали и были вынуждены работать.

  • Сочинение петрович это и с тургенев
  • Сочинение переезд в другой город
  • Сочинение песня верный спутник человека
  • Сочинение перед вами две картины на которых изображена церковь покрова на нерли
  • Сочинение песнь о собаке есенин