Примеры сочинений на тему “Первый снег”
Пишите сочинения сами. Используйте приведенные ниже работы лишь в качестве примера.
Вариант 1
Первый снег – это праздник для всех. Особенно для детей. Они радуются первому снегу, словно волшебству или чуду. По-моему, в жизни важно всегда быть немного ребёнком. И в душе, и в голове, конечно. В каждом из нас есть ребёнок, который, конечно, хочет чудес и подарков. А ещё немножко волшебства! Зима – это самое волшебное время года. Это ощущение чуда и праздника, ожидание чего-то нового и интересного.
Мы, люди, иногда так часто забываем о том, что в каждом из нас есть ребёнок. И тогда хочется верить в чудо. Верить в сказку и волшебство. В то, что мечты сбываются. Первый снег – это начало зимы. Это первые робкие снежинки, которые будто бы ещё не в силах оторваться от своих зимних прабабушек и прадедушек. Это первая капель, которую ты слышишь, выходя на улицу. Первые сугробы, в которых можно спрятаться. Всё это – первый снег.
Он такой красивый и удивительный. Снег ложится на землю, деревья, крыши домов, крыши машин, на шапки прохожих. Он покрывает всё белым покрывалом, словно одеялом. В первый снег ты начинаешь верить в сказку. Первый снег – это маленький праздник. Это радость, которая охватывает тебя с головы до ног, когда ты видишь, как всё вокруг тебя превращается в белый танец. Мы так редко вспоминаем о первом снеге. Зима – это самое волшебное время года.
Когда на улице метель, мороз, и мы ходим в тёплой одежде. А так хочется укутаться в тёплый плед и сидеть у камина. И в руках у нас чашка горячего чая. В первый снег хочется верить в сказку. Верить в волшебство. В то, что мечты сбываются. Мы редко вспоминаем о том, что в каждом из нас есть ребёнок. Что каждый из нас верит в чудо. Но мы иногда забываем об этом.
Вариант 2
Наконец наступила зима. Мы давно ждали ее. Уже долго вся природа готовилась к наступлению зимней поры. С утра деревья и трава покрывались изморозью. Тучи над землей неслись низко и наливались свинцом. Птицы уже улетели на юг, а люди доставали из шкафов теплую одежду. Я люблю зиму, потому что зимой можно кататься на санках, ходить в парк и играть с друзьями в снежки. А еще зимой очень красиво, потому что на улице белый чистый снег. Зимой хочется лежать на диване и смотреть фильм, как в детстве. Но каждый день на улицу выходить не хочется. Зимой все по-другому, не так как летом. На улице нет яркого солнца. И можно целыми днями сидеть дома и смотреть телевизор. Мы с друзьями много гуляли зимой. Я люблю зиму за то, что она подарила мне самый лучший подарок – мою сестренку. Мы с ней очень любим зимние забавы: кататься на санках, на коньках, на лыжах. А еще мы любим всей семьей лепить снеговиков, лепить крепость из снега.
Мы с сестрой очень любим зиму, потому что зимой на улице очень красиво: мы катаемся на санках, на коньках и даже на лыжах. А еще в зимнее время года можно лепить снеговиков, играть с друзьями в снежки или просто сидеть дома и смотреть телевизор. Еще зимой можно лепить крепость из снега. Мы с мамой и сестрой часто строим снежные крепости и иногда играем в снежки.
Вариант 3
Для детей первый зимний снег – настоящее раздолье. Сразу же все выбегают на улицу и начинают строить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках и лыжах. Главное, хорошо одеться, взять перчатки или варежки, чтобы снег не морозил руки. И вот уже можно лепить снежки, строить снеговую башню. А еще можно играть в снежки, если, конечно, кто-то не залепит их снежком в нос! Можно кататься на лыжах или санках.
Так что первый снег – это настоящий праздник. В первые зимние дни всегда происходит много чудес. И если ты не успел загадать желание под бой курантов, то теперь самое время сделать это. Ведь в первые дни нового года случаются самые настоящие чудеса!
Первый снег всегда дарит много радости. Ведь это значит, что будет новый год! А ведь у каждого человека есть свое заветное желание. Кто-то хочет, чтобы в его жизни все было хорошо – тогда он загадывает, чтобы выпал снег и началась зима. А кто-то мечтает о том, чтобы у него все получилось в новом году – и тогда он желает, чтобы снег все-таки выпал.
Вариант 4
Снег не просто украшает город, он словно пробуждает жизнь. Все дороги, деревья, скамейки и тротуары укрыты белым покрывалом, а когда на улице стоит мороз, снег создает ощущение тепла. Зима — это начало нового года. Многие дети ждут этого времени с нетерпением. И это неудивительно, ведь зима — время, когда можно слепить снеговика, поиграть в снежки, прокатиться на санках и лыжах. А самое любимое время года у ребятни — это зимняя сказка на Новый год.
Дети с нетерпением ждут появления Деда Мороза и Снегурочки. В эту пору они очень счастливы. А потом наступает зима, начинаются каникулы.
И это самое любимое время года у детей. Ведь зимой они могут играть в снежки, кататься с горок, на лыжах и санках. Зима — это время, когда можно вдоволь насладиться катанием на лыжах, поиграть в снежки.
У меня есть свой родной край. Я здесь родилась, живу и учусь. Здесь мои друзья, родственники. Это мой маленький мир. Он очень красив. Мне нравится, когда выпадает снег. В это время года все вокруг преображается. Становится сказочно красивым. Идя по улице, мы можем увидеть, как природа засыпает. Деревья становятся большими и белыми, а снежинки кружатся в воздухе. Так хочется, чтобы быстрее наступил Новый год.
Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.
Используйте наши сочинения, чтобы найти идеи для своего сочинения.
Сочинение для 7 класса
Однажды я проснулся и, как обычно, подошел к окну. И вместо привычного серого пейзажа увидел нечто невероятное. Наконец-то выпал первый снег! Он преобразил до неузнаваемости все вокруг: мостовые, тротуары, крыши домов. Казалось, что весь город укрыт гигантским белоснежным покрывалом или праздничной скатертью. Снег опускался на землю абсолютно бесшумно, мягко и неторопливо. Крупные хлопья заманчиво искрились и переливались на солнце.
Так и хотелось, не медля ни минуты, вскочить с места и выбежать на улицу, поближе к этому чуду. К сожалению, это было невозможно. Поэтому я поступил иначе: открыл окно и протянул ладонь навстречу снегу. Первые снежинки доверчиво опускались на мою руку и тут же превращались в сверкающие капельки воды. Атмосферу радости и ожидания какого-то праздника создавали и восторженные крики детворы из дома по соседству. Я видел, как они плясали на свежевыпавшем снегу, не пряча своего бурного ликования.
Я был не одинок в своем любовании чудесной зимней картиной. Вместе со мной радовались и другие люди: забавный старичок на балконе, женщина, живущая в доме, который находится чуть дальше по нашей улице. А вот из подъезда выскочила маленькая собачка. Увидела снег и замерла в растерянности, не понимая, что ей делать дальше. Ее коротенькие лапки полностью погрузились в снежное одеяло. Мужчина в телефонной будке тоже на минутку отвлекся от своего разговора и любуется великолепной картиной. Мое сердце переполнено восторгом, ощущением новизны и свежести и предчувствием небывалых зимних чудес!
Сочинение-описание картины Попова Первый снег
Перед моими глазами находится замечательная картина известного живописца Попова. Полотно названо очень верно и красноречиво – «Первый снег». Это творение будит во мне множество мыслей и эмоций. Картина потрясающе правдоподобна! Смотришь на нее и кажется, что выглядываешь из окна на настоящую улицу. В природе еще преобладают осенние серые и коричневые краски. Сразу понятно, что зима только-только началась и не успела еще развернуться в полную силу. Небо тяжелое, словно налитое свинцом. Кажется, что весь снег, который пока не успел выпасть, тянет облака к земле. Везде, куда ни бросишь взгляд, снег! Если приглядеться повнимательнее, то становится заметно, что он не только белый. В нем есть и голубые оттенки, и даже желтоватые тона. Вероятно, снегопад шел всю ночь, покуда люди спали, не подозревая о творящемся вокруг волшебстве. И сейчас последние снежинки все еще плавно кружатся перед окном, гонимые холодным и колючим зимним ветром. Они напоминают мне крохотных парашютистов, опускающихся на землю.
https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-popova-pervyj-sneg-7-klass — uchim.org
Первый снег до неузнаваемости преобразил городской пейзаж. В белом одеянии дома выглядят более нарядными, торжественными, праздничными. Снег укутал их с фундамента и до самой крыши. Все вокруг погрузилось в холодную снежную пучину: крыши, оконные рамы и даже тротуары, такие широкие в другое время года. Теперь же их совсем не видно под толщей снега. Деревья хранят на себе последние приметы осени. Еще не все листочки облетели с их ветвей. Природа из последних сил цепляется за тепло, которое согревало землю совсем недавно. Но эти попытки тщетны, зима наступает неумолимо и безжалостно скрывает все напоминания о солнечных днях.
На поверхности снега уже заметны чьи-то петляющие следы. Это маленький щенок порезвился на засыпанном снегом тротуаре. Похоже, что животное никогда в жизни не видело снега. Щенок в растерянности: что происходит вокруг и чего можно ожидать от этого непонятного и холодного покрова под лапами? А вот и человеческие следы. Их оставили три девочки, которые сейчас так искренне и беззаветно радуются переменам в природе. Несложно представить, как они при взгляде на выпавший снег хватают зимнюю одежду и со всех ног бегут во двор. Вероятно, дети дружат давно. Ведь цепочки следов начинаются от трех домов, стоящих по соседству.
Но не только непосредственные дети радуются снегу. Вот в будке с телефонной трубкой в руке стоит молодой мужчина. Кто знает, возможно, именно в эту минуту он делится с кем-то близким волнующей новостью о долгожданном снеге. За одним из окон находится девушка. Она задумчиво смотрит на падающие снежинки. О чем она размышляет? Это невозможно угадать, ведь первый снег у каждого человека вызывает свои ассоциации и образы.
Что значит для меня первый снег? Это всегда праздник, маленький, волнующий и совершенно неожиданный. Снег – это подарок зимы, сюрприз людям от щедрой природы. Сложно с точностью до дня сказать, когда именно пойдет снег. Остается только ждать и предвкушать это чудо, способное, как по мановению волшебной палочки, изменить все вокруг. Снег дарит нам ощущение светлой и чистой сказки. Сказки, в которой самые интересные главы еще впереди. Обязательно будет веселое празднование Нового года и Рождества, будут захватывающие дух катания с крутых горок. Впереди нас ждет череда радостных и снежных дней. И все они будут наполнены весельем и счастьем до краев. Так, как сейчас утопает в снегу тихий московский дворик на полотне художника Попова.
Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Попова Первый снег 7 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие причастия
Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.
Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.
Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:
- Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
- Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.
Основные группы причастий:
- Страдательные причастия настоящего времени.
- Страдательные причастия прошедшего времени.
- Действительные причастия настоящего времени.
- Действительные причастия прошедшего времени.
Рассмотрим пример действительных причастий:
- Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
- Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.
Рассмотрим пример страдательных причастий:
- Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
- Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.
А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.
Определение причастного оборота
Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.
Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.
Запоминаем!
Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?
Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.
Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:
В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.
Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Границы причастного оборота
Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.
Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:
- Пригревающее (кого?) — нас.
- Пригревающее (как?) — нежно.
Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».
Запоминаем!
Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.
Знаки препинания при причастном обороте
Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.
По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:
-
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.
Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.
-
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).
Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.
-
Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:
- причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
- причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
- причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:
- Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.
❌
✅
Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.
Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.
Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.
От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой
- Страдательные и действительные причастия выполняют разную функцию.
❌
✅
Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.
Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.
- Синтаксическая конструкция имеет однородный вид.
❌
✅
Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.
В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.
- Главное слово стоит до или после ПО, а не разрывает его.
❌
✅
Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.
Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.
«Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.).
Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту.
Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь как полную, так и краткую форму.
Понаблюдаем:
- летящий самолет;
- заржавевший гвоздь;
- посеянная трава — трава посеяна;
- рассыпанные листья — листья рассыпаны.
Слитное написание «не» с причастиями в полной форме
Правило
Слитно пишутся с «не» действительные причастия в полной форме, образованные от глаголов, не употребляющихся без не-.
Примеры:
- ненавидеть — ненавидящий ложь;
- недоумевать — недоумевающий пассажир;
- негодовать — негодовавший покупатель;
- невзлюбить — невзлюбивший с первого взгляда.
С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы:
- застроенный участок — незастроенный участок;
- заселенная квартира — незаселенная квартира;
- испорченный продукт — неиспорченный продукт.
Обратим внимание, что у этих причастий нет поясняющих их слов.
Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:
- недолюбливающий соседа;
- недоговоривший о чём-то;
- недооценивший его старания.
Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова:
- не доеденный мной ужин
- не доконченное вчера письмо
- не досказанные им слова
- не досмотренный до конца фильм
«Не» с причастиями пишется раздельно
Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например:
- не прочитанная дедушкой газета;
- ещё не погасший костёр;
- не боящийся высоты;
- не поднятый матросами флаг;
- давно не бритый подбородок.
В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия:
- никем не замеченная публикация;
- нисколько не усвоенное правило;
- ничем не оправданный поступок;
- ничуть не замеченный жест.
В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием:
На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал.
В гнезде пищали не оперившиеся, а слегка покрытые нежным пушком птенцы.
В-третьих, замечаем в предложении слова далеко, вовсе, отнюдь:
- далеко не предусмотренное обстоятельство;
- вовсе не исследованный район;
- отнюдь не решённая задача.
Наречия меры и степени, усиливающие степень признака, не влияют на слитное или раздельное написание причастий:
- совершенно неисследованный остров; совершенно не исследованный геологами остров;
- совсем непрошитая ткань; совсем не прошитая бабушкой ткань;
- чрезвычайно необдуманное решение; чрезвычайно не обдуманное нами решение;
- абсолютно неуставший спортсмен; абсолютно не уставший во время тренировки спортсмен;
- почти незасеянное поле; почти не засеянное с утра поле.
Правописание «не» с причастиями в краткой форме
Правило
Страдательные причастия в краткой форме всегда пишутся раздельно с частицей «не».
Сравним:
- вещи не уложены, вещи ещё не уложены, вещи не уложены с вечера, вещи не уложены нами;
- рассказ не завершён, рассказ автором не завершён, рассказ мной не завершён;
- зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.
Отдельно поговорим о причастиях и отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -мый.
Все рассуждения о слитном и раздельном написании остаются в силе, сравним:
- невидимые слезы;
- не видимые мною слезы;
- никому не видимые слезы;
- вовсе не видимые слезы.
Учтем, что без приставки не- в русском языке не употребляются слова:
непобедимый, невообразимый, невозмутимый, невредимый, невыразимый, незыблемый, неизменимый, неизгладимый, неистощимый, неописуемый, неотъемлемый, непоколебимый, неотвратимый, неразделимый, нескончаемый, непререкаемый, несмолкаемый, нестерпимый, неугасимый, неустрашимый, неутолимый, неутомимый и пр.
Большей частью эти страдательные причастия настоящего времени потеряли признак действия и стали прилагательными.
Дополнительный материал
Таблица с примерами
Для наглядности укажем правила написания «не» с причастиями в следующей таблице с примерами.
Написание | Правила | Примеры |
Раздельное | Полное причастие имеет зависимые слова (существительные или местоимения) и образует причастный оборот | переулок, не мощённый камнями; ёлка, не украшенная игрушками; сообщение, не дописанное до конца; |
У полного причастия имеется противопоставление с союзом «а» | участок не загороженный, а обозначенный столбами; рыба не запеченная, а провяленная; ворот не застёгнутый, а открытый нараспашку; | |
Краткие причастия | миф не развеян; скорлупа ореха не расколота; ключ не потерян; тесто не замешено; | |
Слитное | Причастия, не употребляющиеся без приставки не- | ненавидящий ложь; несдобровавший; невзлюбивший; недомогающий; |
У полного причастия нет зависимых слов | нетающие льдины; нескрываемое обстоятельство; незастегнутое пальто; несобранный виноград; | |
Причастия со сложной приставкой не-до- | недоеденный обед; недосмотренный малыш; недовыполненное задание. |
Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»
Антонимы (гр. Anti – против + Onyma – имя) – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: Правда – ложь, добрый – злой, говорить – молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары. Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой – противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, для антонимических – семантическое различие.
Антонимия в языке представлена `уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку – качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: Красивый – некрасивый, много – мало, утро – вечер, удалять – приближать. Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: Дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ. Большинство антонимов характеризуют качества (Хороший – плохой, умный – глупый, родной – чужой, густой – редкий И под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временные отношения (Большой – маленький, просторный – тесный, высокий – низкий, широкий – узкий; ранний – поздний, день – ночь); меньше антонимических пар с количественным значением (Многие – немногие; единственный – многочисленный). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (Плакать – смеяться, радоваться – горевать), но таких немного.
Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово Добрый, например, вызывает в нашем сознании слово Злой, далекий напоминает о Близком, ускорить – о Замедлить. Антонимы “находятся на крайних точках лексической парадигмы” [Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология. С. 140], но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: Богатый – зажиточный – неимущий – бедный – нищий; вредный – безвредный – бесполезный – полезный. Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. Gradatio – постепенное повышение).
Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: Молодой – старый, большой – маленький, мелкий – крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: Верх – низ, день – ночь, жизнь – смерть, мужчина – женщина. Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать Худой, чем Тощий; пожилой, чем Старый. Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. Еu – хорошо + Phemi – говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме. В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. Conversio – изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору [См.
: Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1973. С. 35, 145].
Существует в языке и внутрисловная антонимия – антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. Enantios – противоположный + sema – знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол Отходить может означать ‘приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше’, но он же может означать ‘умирать, прощаться с жизнью’.
Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под. По структуре антонимы делятся на разнокорневые (День – ночь) и однокорневые (Приходить – уходить, революция – контрреволюция). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые – лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.
: Вложить – выложить, приставить – отставить, закрыть – открыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок Не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (Молодой – немолодой), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается “приглушенной” (Немолодой – это еще не означает ‘старый’). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: Удачный – неудачный, сильный – бессильный. Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в “незакрытом”, многочленном ряду, ср.: Конкретный – абстрактный, отвлеченный; веселый – грустный, печальный, унылый, скучный. Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали – антонимические.
Например: Умный – глупый Грустить – радоватьсяРазумный – бестолковый Печалиться – веселитьсяМудрый – безмозглый Тосковать – ликоватьГоловастый – безголовыйТолковый – тупой Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2012
Антонимы «находятся на крайних точках лексической парадигмы», но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый – зажиточный – неимущий – бедный – нищий; вредный – безвредный – бесполезный – полезный. Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio – постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой – старый, большой – маленький, мелкий – крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх – низ, день – ночь, жизнь – смерть, мужчина – женщина.
Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой, чем тощий; пожилой, чем старый. Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu – хорошо + phemi – говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000., С. 140
В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio – изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору.
Существует в языке и внутрисловная антонимия – антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios – противоположный + sema – знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но он же может означать «умирать, прощаться с жизнью». Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.
По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день – ночь) и однокорневые (приходить – уходить, революция – контрреволюция). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые – лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: вложить – выложить, приставить – отставить, закрыть – открыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой – немолодой), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается «приглушенной» (немолодой – это еще не означает «старый»). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный – неудачный, сильный – бессильный.
Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним.
Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду, ср.: конкретный – абстрактный, отвлеченный; веселый – грустный, печальный, унылый, скучный.
Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали – антонимические.
Например:
Умный – глупый
Грустить – радоваться
Разумный – бестолковый
Печалиться – веселиться
Мудрый – безмозглый
Тосковать – ликовать
Головастый – безголовый
Толковый – тупой
Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.
Тема: Антонимы в современной речи.
План
Введение 3
1. Анонимы в русском языке 4
2. Антонимия и полисемия 6
3. Использование антонимов в русском языке 7
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Особое место в русском языке занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности слов по содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое сходство, то для антонимических – семантическое различие.
Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой.
Предметом рассмотрения в реферате будет употребление антонимов в русском языке.
Задачи реферата:
— рассмотреть определение антонимов;
— проанализировать связь антонимов и полисемии;
— рассмотреть и обобщить функции использования антонимов в русском языке.
При написании реферата использовались учебные и методические материалы по русскому языку и культуре речи. Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Антонимы в русском языке
Антонимы (гр. anti — против + onyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.
Антонимия в языке представлена уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку — качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый — некрасивый, много — мало, утро — вечер, удалять — приближать.[1] Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ. Большинство антонимов характеризуют качества (хороший — плохой, умный — глупый, родной — чужой, густой — редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временные отношения (большой — маленький, просторный — тесный, высокий — низкий, широкий — узкий; ранний — поздний, день — ночь); меньше антонимических пар с количественным значением (многие — немногие; единственный — многочисленный). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать — смеяться, радоваться — горевать), но таких немного.
Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый, например, вызывает в нашем сознании слово злой, далекий напоминает о близком, ускорить — о замедлить.
Антонимы «находятся на крайних точках лексической парадигмы», но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый — зажиточный — неимущий — бедный — нищий; вредный — безвредный — бесполезный — полезный. Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio — постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой — старый, большой — маленький, мелкий — крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх — низ, день — ночь, жизнь — смерть, мужчина — женщина.
Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой, чем тощий; пожилой, чем старый. Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu — хорошо + phemi — говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.[2]
В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio — изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору.
Существует в языке и внутрисловная антонимия — антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios — противоположный + sema — знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но он же может означать «умирать, прощаться с жизнью». Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.
По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день — ночь) и однокорневые (приходить — уходить, революция — контрреволюция). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые — лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: вложить — выложить, приставить — отставить, закрыть — открыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой — немолодой), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается «приглушенной» (немолодой — это еще не означает «старый»). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный — неудачный, сильный — бессильный.
Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним.
Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду, ср.: конкретный — абстрактный, отвлеченный; веселый — грустный, печальный, унылый, скучный.
Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали — антонимические.
Например:
Умный – глупый Грустить – радоваться Разумный — бестолковый Печалиться – веселиться Мудрый – безмозглый Тосковать – ликовать Головастый – безголовый Толковый — тупой Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.
2. Антонимия и полисемия
При изучении лексической антонимии следует иметь в виду, что отдельные значения многозначных слов тоже могут быть антонимичны. Например, верхний в значении «находящийся наверху, выше прочих» имеет антоним нижний в значении «расположенный внизу» (верхняя ступенька — нижняя ступенька). В своем втором значении – «близкий к верховью реки»- слово верхний также противопоставлено соответствующему значению его антонима – «расположенный ближе к устью» (верхнее течение — нижнее течение). Антонимизируются и специальные значения этих слов: «относящийся к верхам» (верхний регистр) и «образующий низший предел диапазона какого-нибудь голоса или инструмента» (нижний регистр). Однако полная антонимия всех значений многозначных слов — явление сравнительно редкое, гораздо чаще в антонимические отношения вступают лишь некоторые значения полисеманта. Например, слово день в значении «часть суток» имеет антоним ночь, а в значении «сутки, дата» вовсе не имеет антонимов. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Например, слово близкий в значениях «находящийся на небольшом расстоянии» и «отдаленный небольшим промежутком времени» имеет антоним далекий (близкое расстояние — далекое расстояние, близкие годы — далекие годы). А в значении «кровно связанный» это слово антонимично слову чужой (близкие люди — чужие люди). Выступая же в значении «сходный, похожий», образует антонимическую пару со словом различный (ср.: произведения, близкие по содержанию, но различные по форме).
Антонимические отношения слов отражаются и в возможностях их лексической сочетаемости. Если антонимическую оппозицию образуют слова, имеющие широкие границы лексической сочетаемости, то их можно использовать в разнообразных антонимических сочетаниях: левый — правый (рука, плечо, ухо, глаз, бок, крыло, лапа, сторона, часть, половина, берег, фланг, партия, уклон и т. д.). У слов, имеющих ограниченные возможности лексической сочетаемости, зона антонимии невелика: свежий — черствый (батон, хлеб).
3. Использование антонимов в русском языке
В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер.[3] Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет — лунный свет; один год — вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально. Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи.
Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis — противоположение) — стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.
По структуре антитеза может быть простой (одночленной): У сильного всегда бессильный виноват и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.
Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так.
Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: Горы разделяют страны, но сближают людей; Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений. Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы; ср.: Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые. Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы, но предрассудки стары; Чем ночь темней, тем ярче звезды; Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron — остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: «Плохой хороший человек» (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца), другие — на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; Пышное природы увяданье. Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.
В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова? Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним — глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti — против + phrasis — выражение).[4]
К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный!; злому: Как ты добр! и т. д.
Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмочь, полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые. Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла; Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь.
Столкновение в речи антонимов — многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour).[5] Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален, Молодая была уже не молода.
Антонимы благодаря устойчивым связям в лексической системе языка воспринимаются в речи на фоне своих семантических коррелятов. Так, встречая то или иное слово, имеющее антоним, мы невольно сопоставляем эти взаимосвязанные слова. Например, у Гоголя — Как вам показался наш город? — примолвила Манилова.- Приятно ли провели там время? — Очень хороший город, прекрасный город,- отвечал Чичиков,- и время провел очень приятно: общество самое обходительное.
— А как вы нашли нашего губернатора? — сказала Манилова.
— Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? — прибавил Манилов.
— Совершенная правда,- сказал Чичиков,- препочтеннейший человек.
Каждое из выделенных слов читатель мысленно отличает от возможного антонима, в чем предполагаются системные связи слов в лексике.
Заключение
Антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют важную роль в лексической системе языка.
Антонимам свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции.
Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям.
Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений.
Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений.
Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.
Список литературы:
1. Головин Б. Н. Основы культуры речи.- М.: Издательский дом ЮНИТИ,1988.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
3. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003.
4. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002.
6. Русский язык и культура речи/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
7. Современный русский язык/Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник. 1999
8. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.
9. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
[1] Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993., С. 35
[2] Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000., С. 140
[3] Современный русский язык/Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник. 1999. С. 258
[4] Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997., С. 129
[5] Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993., С. 87
Главная
Русский язык
Сообщение на тему Вредные привычки и влияние их на организм человека
Сообщение на тему Вредные привычки и влияние их на организм человека
Сочинение на тему Экология: структура, нынешнее положение и будущее окружающей среды
Правила и примеры написания слов с приставкой без- (бес-)
Как подчеркивается и выделяется деепричастный оборот
Значение суффикса -изн- у существительных и примеры слов
Фонетический (звуко-буквенный) и морфемный разбор слова «яблоко»
Подчинительная связь предложений и словосочетаний, примеры
Как проверять безударную гласную в корне слова: правила и примеры
Определение постоянных и непостоянных признаков глагола
Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания
Составное глагольное сказуемое: примеры и таблица
На какие вопросы отвечает обстоятельство в предложении
Служебные части речи: предлог, союз, частица
Как сделать морфологический разбор глагола: схема и примеры
Корни с чередованием гласных: таблица и примеры
Как правильно подчеркиваются части речи в предложении
Правила правописания слов с суффиксом -енн-
Оформление прямой речи в тексте
Неопределённо-личные предложения в русском языке: примеры
Приставочный способ образования слов: примеры словообразования
Характеристика односложных слов в русском языке
Происхождение и определение слова «отрок»
Сложносокращенные слова: расшифровка значений и примеры
Исконно русские слова: история происхождения и примеры
Фонетический разбор: основные сведения, анализ слова «лёгкий»
Кануть в Лету: значение и происхождение фразеологизма
Правила написания «как-то так», «так как»
Созвучные слова: определение и примеры
Заимствованные слова в русском языке: от истории до сегодня
Фразеологизмы со словом «глаза» и их значение
Понятие наречия в русском языке
Правила выделения причастного оборота в предложении
Определение и виды обстоятельств в русском языке
Суффиксы -инк- и -енк-: примеры их правописания в словах
Значение фразеологизма «глас вопиющего в пустыне»
Проблема буриданова осла — происхождение и значение фразеологизма
Написание «не» с существительными
Слова с суффиксом ость: правила написания с примерами
Союзы и союзные слова в сложных предложениях
О качественных прилагательных с примерами
Пословицы про здоровье на русском и английском языке
Буквы Ы и И после приставок на гласную и согласную
Примеры и правила написания слов с суффиксом -оньк-
Значение фразеологизма Тришкин кафтан
Пословицы и поговорки о труде и лени для детей
Значение фразеологизма Крокодиловы слёзы
На встречу или навстречу: какая часть речи и как пишется?
Тёртый калач — герой или хлебная выпечка? Значение фразеологизма
Каково значение фразеологизма Семь пядей во лбу
Согласные буквы русского языка: разнообразие в алфавите
Пословицы и поговорки о семье и семейных ценностях для 5 класса
Запятая перед сочинительным союзом «и»
Водить за нос значение фразеологизма, история и синонимы выражения
Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений
Должно ли выделяться наоборот: обособление знаками препинания запятыми
Примеры предложений с обращением в русском языке
Понятие парадигмы простыми словами и ее виды
Примеры простых распространенных предложений за 5 класс
Происхождение и значение фразеологизма «танталовы муки»
Какое значение у фразеологизма «без царя в голове»
Значение слова «невежда» в толковом словаре
Цыплят по осени считают: значение пословицы
Собаку съел — разные толкования фразеологизма
Правописание парных согласных в корне слов
Глаголы-исключения 1 и 2 спряжения
Cклонение существительных в русском языке: правила и примеры
Мал золотник да дорог — значение пословицы, объяснение и смысл
Зарубить на носу — значение фразеологизма
Слова-исключения в правилах русского языка
В каких случаях нужно обособлять приложения
Гласные О и Ё после шипящих в корне слова
Слова-антонимы в русском языке: примеры их употребления
Средства и способы связи предложений в тексте
Союзная и бессоюзная подчинительная связь в сложном предложении
История и значение фразеологизма Белая ворона
Краткие причастия — как образуются, на какие вопросы отвечают, примеры
Собственные и нарицательные имена существительные
Как правильно пишется слово «в общем»
Что такое диалект: значение, происхождение, полудиалекты
Как пишется так же и также — слитно или раздельно
Наречие: на какие вопросы отвечает, как классифицируется
Как пишется «как будто»: примеры, правила, нужен ли дефис
Когда перед союзом как ставится запятая, а когда — нет?
В течении или в течение: как правильно писать
Как правильно писать и говорить — надеть или одеть?
На какой слог надо ставить ударение в слове баловать?
Как правильно поставить ударение в слове квартал
Ударение в слове «щавель» по нормам русского языка
Куда падает ударение в слове торты
Что такое тавтология в русском языке?
Правильное ударение в слове свекла
Что такое фонетический разбор слова, что это значит?
Приставки: правила русского языка, правописание и примеры в таблице
Что такое страдательное причастие в русском языке
Морфология русского языка и что она изучает
Диалектизмы в русском языке, примеры использования
Прописные и строчные буквы: как их пишут в русском языке
Перифраза, примеры из литературы и разговорной речи
Выучить спряжение глаголов в русском языке по таблице
Слова-синонимы в русском языке, примеры
Как отличить причастие от прилагательного — примеры
Когда перед союзом «как» ставится запятая?
Однородные и однородные второстепенные члены предложения, примеры
Не смотря на или «несмотря на»: как правильно, слитно или раздельно
Таблица местоимений, их разряды и формы с примерами
Деепричастие, как часть речи — что нужно знать?
Что такое неопределённая форма глагола и в чём её роль
Слова, в которых звуков больше, чем букв
Применяется ли слово нету в русском языке, и есть ли оно вообще
Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении
Односоставные определенно-личные предложения с примерами
Всё о составном именном сказуемом с примерами
Паронимы в русском языке. Как правильно говорить, примеры паронимов
Омонимы, что это такое и можно ли без них в русском языке
Грамматическая основа в предложении: подлежащее и сказуемое
Основные типы лексических значений слов
Таблица падежей русского языка: сложные вопросы и простые ответы
Таблицы и статьи про падежи в русском языке
Правильное ударение в слове «торты». Знать или заглянуть в словарь?
Как писать «всёравно» – раздельно или слитно
Сложносочинённые предложения в литературе: примеры и типы
Причастный оборот: примеры и предложения с причастными оборотами
Что такое морфологический разбор слова на конкретных примерах
Фразеологизмы в русском языке и их значение в речи
Друзья языка — фразеологизмы. Примеры и объяснения лексического смысла
Как правильно ставить ударение в слове «одновременно»
Что такое деепричастный оборот. Примеры употребления
Что такое определение в русском языке?
Что означает понятие «словосочетание» в русском языке
Синтаксис: наука о языке, что она изучает, основные понятия
Омофоны: определение и примеры в предложениях
Определение лица глагола в русском языке, возвратные глаголы
Антонимы — слова, принадлежащие одной части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное значение. Не все слова могут являться антонимами, а только те, которые противопоставляются друг другу по определенному существенному признаку: качеству (добрый – злой, быстро – медленно), направленности (передний – задний, вниз – вверх) и другим. Соответственно, слова с отсутствующей оценочной семантикой, то есть не выражающие противоположность, не имеют антонимов: зонт, лицо, чайник и др.Важно помнить, что слова разных частей речи не являются антонимами. Антонимов нет у местоимений, числительных и имён собственных. Антонимы используются в публицистическом, разговорном, научном и других стилях. Особенно они популярны в художественной литературе.Антонимы бывают:разнокорневые (толстый – тонкий, большой – маленький) и однокорневые (вбегать – выбегать, счастье – несчатье);языковые (существуют в системе языка: высокий – низкий, правый – левый) и речевые (образуются в речевых оборотах: бесценный – грош цена, красавица – кикимара болотная);соразмерные (имеющие противоположные действия: подниматься – опускаться, толстеть – худеть) и несоразмерные (некому действию противопоставляется бездействие: уехать – остаться, зажигать – тушить).У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.