Тезисы
- Человеку сложно жить в эпоху перемен, потому что она вынуждает его подстраиваться под изменяющиеся условия и выходить из зоны комфорта.
- Перемены осложняют жизнь человека, потому что разрушают мир, к которому он привык.
- Перемены заставляют нас становиться более гибкими и выносливыми, ведь представляют собой испытания, осложняющие жизнь.
- Человеку трудно жить в эпоху перемен, потому что никому не нравится пересматривать свои взгляды на мир и переделывать себя, примеряясь к обстоятельствам.
- Эпоха перемен вносит в жизнь сумятицу и неясность, порождая дискомфорт.
- Перемены эпохального значения редко бывают положительными. Зачастую они требуют жертв и приносят хаос, ведь только разрушение может очистить пространство для новых всходов.
- Чтобы кардинально изменить что-то, нужно убрать то, что уже есть, а значит, эпоха перемен усложнит жизнь людям своими разрушениями и «чистками».
- Изменения требуют от человека усилий, а значит, в любом случае усложнят его жизнь. Само собой ничего не меняется.
- Изменение всегда подразумевает действие, для которого необходимо усилие. Эпоха перемен требует напряжения воли всех людей, а значит, уж точно осложняет их жизнь.
- Меняться всегда сложнее, чем оставить все как есть, поэтому эпоха перемен не может пройти легко и бесследно для общества. Все будут задействованы и загружены в этом процессе.
Аргументы
А. Фадеев, «Разгром». В эпоху перемен всегда находятся люди, выступающие против изменений. Они порождают конфликт, сопротивляясь прогрессу. И это столкновение интересов существенно осложняет жизнь людям. Данную закономерность подтверждает пример из произведения «Разгром». Автор описывает суровую долю красноармейцев, которые находятся в меньшинстве и отступают, оставляя за собой трупы товарищей и последние надежды на успех. Мы знаем, что их движению суждено отвоевать первенство и жестоко отомстить идеологическим врагам, но в романе никто из героев не заглядывает в будущее, но все же борется. Писатель подробно описывает полный лишений быт, полную жестокости борьбу уставших людей. Отряд Левинсона попадает в кольцо и прячется в лесах. Красноармейцам негде взять еду, помыться, отдохнуть. Вокруг одни враги, и кольцо постоянно сжимается. Сам Левинсон давно не видел семью и даже не знает, живы ли его близкие. Но герой, вспоминая о них, каждый раз берет себя в руки и продолжает нести ответственность за своих людей. Понеся большие потери, его отряд прорывается через окружение, и повествование обрывается. Полная драматизма история красноармейцев показывает, каким тяжелым для людей оказалось время перемен, породившее столько битв и столкновений.
А. Блок, «12». Время перемен порождает множество противоречий в обществе, которые принимают форму вооруженных столкновений, что, бесспорно, осложняет жизнь людей. Подтверждение этому мы находим в поэме «12». Общество после революции 1917 года раскололось на «старый» и «новый» мир. Дворяне, купцы, фабриканты превратились в «буржуев», которых теперь гнали и преследовали, как бездомных собак. Улицы патрулировали люди, которые взяли власть с помощью оружия, но единственной их идеологией была месть правящей элите. Двенадцать красноармейцев искали не справедливости, а расправы. Поэтому они подняли оружие на жандарма и его спутницу. Ванька был для них предателем, а Катька — распутной девкой. И без суда, без права оправдания произошел выстрел. Патрульные убили Катьку прямо на улице. Те, кто был призван охранять порядок, сами совершили преступление. Таковы последствия эпохи перемен: она порождает социальные противоречия, которые разрешает только оружие.
С. Есенин, «Анна Снегина». Перемены никогда не могут угодить всем членам общества: при перераспределении прав и обязанностей, ценностей и привилегий всегда будут ущемленные и недовольные. Их протест порождает конфликт интересов, осложняющий жизнь всем членам общества. Такой пример мы наблюдаем в поэме «Анна Снегина». Главный герой становится свидетелем экспроприации дворянского имения. Крестьянский поэт произошел из простой семьи, но добился успеха в старом мире, и теперь стоял посередине между восставшим против буржуазии пролетариатом и той самой буржуазией, которая признала его талант и возвысила его. Более того, с хозяйкой имения Сергея связывали романтические воспоминания. Она была его первой любовью, но крестьянин и дворянка не могли быть вместе. Теперь они оба были согреты памятью о тех чувствах. Но в новых реалиях поэт ничем не мог помочь ей. Крестьянская делегация во главе с каторжником Проном Оглоблиным пришла забрать усадьбу у вдовы белого офицера. Анна тяжело переживала смерть мужа и крах своих надежд. Гражданская война и революция забрали у нее все: родовое имение, супруга, Родину. Анна Снегина вынуждена была эмигрировать и довольствоваться статусом беженки. Но и Прон стал жертвой Гражданской войны, его убили в одном из боев, ведь не все, как Анна, приняли свое новое положение. Это произведение позволяет нам сделать вывод, что эпоха перемен не только дает новые возможности, но и требует жертв от старого мира, которые не все готовы принести добровольно.
В. Маяковский, «Хорошо». Эпоха перемен порождает социальные столкновения, ведь разные группы населения видят реформы по-своему и не могут прийти к компромиссу без ожесточенных боев. В этот период всем приходится туго, что доказывает пример из революционной поэмы «Хорошо». После отречения Николая Второго во главе страны фактически оказалось Временное правительство. Председатель Керенский на словах поддерживал нововведения и демократические тенденции, но на деле был на стороне реакционных сил. В частности, в поэме автор издевательски описывает его распоряжение отправить карательные отряды для решения аграрного вопроса. Керенский не помогал народу преодолеть кризис, а лишь готовил для него новую кабалу, не лучше прежней. Для охраны своей персоны он попросил у Корнилова (белого генерала и знаменитого командира белой армии, который хотел создать военную диктатуру с собой во главе) «казачков». Зато о «безопасности» других партийных сил он обеспокоился особо, приказав арестовать всех большевиков. Но эпоха перемен сегодня возносит, а завтра на рельсы бросит: Керенский вынужден был бежать из Зимнего дворца в женском платье, а его правительство развалилось, но ценой боев и новых смертей. Многие люди стали невольниками и жертвами глобальных перемен, которые выдернули их из привычной колеи и заставили выступать в чужих ролях.
Б. Пастернак, «Доктор Живаго». Большинство людей в эпоху перемен не могут оперативно приспособиться к изменяющимся обстоятельствам и страдают от неопределенности и давления новых условий. Кого-то груз ответственности даже ломает. Например, главный герой романа «Доктор Живаго» стал жертвой кардинальных революционных изменений. Юрий получил хорошее образование, стал врачом и уважаемым человеком в обществе. У него была семья, был дом, были вполне понятные перспективы. Однако переворот 1917 года и последовавшая за ним Гражданская война спутали все карты: Юрий был оторван от семьи, фактически похищен и порабощен революционным отрядом. Вместо мирной городской практики он получил ненормированную работу в полевых условиях с риском для жизни и здоровья. Его жилье было национализировано и отдано другим людям. Его семья лишилась всего имущества и подверглась дискриминации. Тоня не выдержала давления и сбежала из страны вместе с детьми. Юрий остался в России и выжил только благодаря сводному брату, который смог подстроиться под обстоятельства и даже извлечь из них выгоду. Но даже его вмешательство не помогло герою встроиться в новую социальную реальность. От всего пережитого Юрий состарился раньше времени и не смог продолжать работу во благо общества. Он деградировал и в последние годы часто выпивал. Его сломила эпоха перемен, и не его одного. На примере его судьбы автор рассмотрел трагедию всей интеллигенции, попавшей в мясорубку пролетарской диктатуры.
А. Ахматова, «Реквием». Эпоха перемен разделяет людей на реакционеров и прогрессистов, и жизнь каждого человека осложняется новыми социальными противоречиями. Жертвами конфликтов становятся порой невиновные люди. Такую ситуацию описывает А. Ахматова в поэме «Реквием». Это автобиографическое произведение, в котором поэтесса выразила материнскую боль за сына, незаконно арестованного в период репрессий 30-х годов прошлого века. Лирическая героиня, как и ее прототип, сутками стояла в длинных очередях, чтобы узнать хоть что-то о судьбе ребенка. Тысячи женщин оказались в такой же ситуации и без надежды на справедливость. Они ничем не могли помочь своим мужьям, сыновьям, братьям, отцам. Их скорбное шествие было немым укором стенам тюрьмы, которая отняла у них близких. Многие женщины так и не дождались своих родственников, застенки поглотили их навсегда. Сын Ахматовой получил десять лет тюрьмы только за то, что оказался сыном контрреволюционера, убитого во время Гражданской войны. Эпоха перемен в России тогда обернулась страшным судилищем. Многим людям жизнь показалась не только сложной, но и невыносимой, ведь они оказались тем балластом, который реформаторы сбросили с корабля современности.
А. Пушкин, «Капитанская дочка». Время перемен ставит человека перед сложным выбором, который он может сделать правильно далеко не всегда, ведь за каждый ответ предусмотрено не поощрение, а наказание. Такую ситуацию читателю показал А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Главный герой оказался в гуще народного восстания. Крестьяне требовали кардинальных изменений во внутренней политике России и готовы были отвоевывать их любой ценой. Их не устраивали такие явления, как закрепощение народа, бесправие и социальное неравенство. Однако движение за справедливость и свободу не брезговало инструментарием кровавого режима. Бунтовщики вешали и увечили всех, кто не был согласен с их видением мира и планами на будущее. Жертвами их произвола становились ни в чем не повинные люди. Их судилище застигло врасплох и честного офицера Петра Гринева. Герой не был предателем и отказался шанса спасти свою жизнь. Между смертью и позором он выбрал первое и едва не поплатился головой. Он чудом избежал расправы. А вот коменданту крепости и его жене повезло меньше: мятежники убили их за то, что они выразили свой протест против действий Пугачева. Вот так благие, казалось бы, перемены оборачиваются для людей мучениями и лишениями. Они ставят нас перед выбором, который многим оказывается не по силам.
А. Чехов, «Вишневый сад». Эпоха перемен осложняет жизнь всем людям, ведь заставляет менять привычки и подстраиваться под новые правила игры. Этот нелегкий процесс описал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Раневская и Гаев — дворяне старой формации. Они с детства привыкли к праздности, роскоши и беззаботности богачей. Никто из них не получал прикладного образования и не думал о том дне, когда придется зарабатывать на хлеб насущный своим трудом. В их представлении такого дня и быть не могло. Но время оказалось безжалостно по отношению к старому миру. Ситуация в России изменилась. После крестьянской реформы таяли и дробились на мелкие части дворянские угодья. Хозяйство приходило в упадок, крестьяне становились фабричными рабочими, капиталы переходили в руки более практичных и бережливых сословий. Теперь главной опорой страны стало купечество. В отличие от помещиков, эти люди работали и вкладывали деньги в дело, а не в пустые развлечения. Но Раневская и Гаев не могли переделать себя на закате дней. К такой жизни их никто не готовил. Из-за их финансовой безграмотности и инфантильности на аукцион попало последнее их имение. Они потеряли его из-за долгов и остались нищими. Только помощь богатой тетки предотвратила окончательное разорение. Раневская снова уехала во Францию, но читатель с горечью осознает, что умрет она в нищете и своим дочерям ничего не оставит. Эпоха перемен требует от людей быстрой реакции, а если ее нет, то нововведения могут выбросить человека за борт современности и оставить его благоденствие в прошлом.
Н. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Даже если перемены позитивные и даже необходимые для общества, они оставляют после себя очень много незакрытых вопросов, проблем и трудностей. Сложно жить в такое время, ведь оно требует быстрой адаптации в самых неблагоприятных условиях. Это доказывает пример из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор. Крестьянская реформа должна была быть благом для страны и народа, но вместо «одних плюсов» на бумаге выступили сплошные минусы на практике. Оказалось, что для такой надстройки нет базиса: никто не готов к переменам такого масштаба. Многие помещики разорились или же потерпели значительные убытки, ведь их хозяйство не было рассчитано на наемный труд. Новую экономическую модель они построить не смогли, ведь их этому никто не учил. Люди вроде Оболта-Оболдуева всегда жили в условиях праздности и беззаботности. Пострадало и духовенство, ведь доходы по приходам резко упали. Но и крестьяне богатеть не начали. Напротив, без своей земли и орудий труда они не могли трудиться эффективно. Зависимость от помещика сохранялась, ведь земледельцы работали на его территории. Многие мужики в силу безграмотности становились жертвами мошенничества, как в случае с родственниками князя Утятина. Опрос, проведенный странниками, показал, что реформа не сделала русских людей счастливыми в одночасье. Она была рассчитана на перспективу и в первые годы приносила больше трудностей и проблем, чем реальной пользы.
М. Шолохов, «Тихий Дон». Любые перемены встречают противодействие от консервативной части общества, и это столкновение интересов в любом случае осложняет жизнь каждому. Иногда масштаб этого конфликта огромен и затрагивает всю страну. Такой пример описал М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Революция 1917 года разделила казачество на «красных» и «белых». Единый народ раскололся и начал истреблять сам себя. Раздор не пощадил и семью Мелеховых. Отец и старший брат Григория были на стороне белого движения, а сам главный герой склонялся к большевикам. Его лучший друг стал «красным» и в одном из боев убил Петра Мелехова. Потом он же женился на сестре Григория вопреки воле ее матери, ведь Ильинична не смогла простить убийцу сына. Григория сумятица войны гоняла из стороны в сторону: ни в одном стане герой не находил правды, везде он видел лишь жестокость и вероломство. Кардинальные перемены подорвали традиционные устои, люди забыли о морали и Боге, и обе стороны добивались победы любой ценой. В атмосфере агрессии и недоброжелательства всем жилось нелегко. Женщины и дети, никак не участвующие в войне, тем не менее, становились жертвами насилия и погибали. Мужчины истребляли друг друга и не щадили даже бывших друзей и соседей. Эпоха перемен обошлась героям очень дорого, и их жизнь в это время язык не повернется назвать «легкой».
Введение
Человек, как и весь окружающий его мир, не статичен. Каждый день по совершенно разным причинам внутри человека происходят незначительные или коренные изменения. И в окружающей человека действительности происходят перемены, которые не могут не оказать влияние на этого человека. Изменения, происходящие внутри человека и в окружающей его действительности, могут носить разный характер и давать позитивные или негативные результаты как для одного человека, так и для всего общества.
Проблемы социальных перемен и изменений, происходящих внутри человека, отображались во многих произведениях русских и зарубежных писателей, поэтов и драматургов.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» на примере конфликта представителя «отцов» Павла Петровича Кирсанова и представителя «детей» Евгения Базарова продемонстрирован конфликт между либеральными дворянами и революционными демократами.
Павел Петрович Кирсанов был типичным представителем дворянства. В споре с Базаровым он защищает аристократию, потому что не смыслит жизни без нее. Базаров же, причисляющий себя к нигилистам, отрицает необходимость аристократии, она, по его мнению, уже давно изжила себя и только затормаживает развитие страны. Автор показывает, что Базаров отрицает необходимость аристократии, а Кирсанов отрицает течение нигилизма, которое, по его мнению, разрушает общественные традиции. Взгляды персонажей, представляющих разные поколения, совершенно противоположны. Это демонстрируется и на примере отношений Кирсанова и Базарова к природе, искусству и любви, у противоборствующих в социальных взглядах сторон разные позиции даже в этих вещах. Центральным конфликтом романа становится конфликт двух поколений с разными мировоззрениями.
Сам И.С. Тургенев говорил о том, что его произведение «направлено против дворянства как передового класса». Писатель отмечал, что поместил в повествование «хороших представителей дворянства», чтобы заставить читателя задуматься: «Если сливки плохи, то что же молоко?». Все это означает, что И.С. Тургенев выступал за общественные изменения. Литературоведы и многие современники писателя отмечали, что И.С. Тургенев был одним из первых, кто осознал неизбежность общественных перемен.
В романе «Отцы и дети» звучит тезис: «Преобразования необходимы». Автор показывает, что совершать эти преобразования должны люди нового поколения, представители «детей», коим является разночинец по происхождению Евгений Базаров. Однако нигилизм Базаров сталкивается с реальной действительностью, и мировоззрение Базарова рушится на глазах читателя. В романе происходит развенчивание нигилизма Базарова. Автор романа показывает несостоятельность взглядов не только Павла Петровича Кирсанова, но и Евгения Базарова. И.С. Тургенев уважает главного героя за стремление к изменениям в обществе, однако писатель, выступающий за постепенные преобразования, показывает свое неверие в то, что можно изменить общество революционным способом.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Центральным персонажем романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» является Григорий Пантелеевич Мелехов. Автор уделяет особое внимание внутреннему миру Григория Мелехова, его переживаниям и изменениям.
В романе-эпопее особую роль играют исторические события, на фоне которых живет Григорий Мелехов. В повествовании уделяется внимание следующим событиям: Первая мировая война, революционные события и Гражданская война. Все эти исторические события оказывают огромное влияние на народ в целом и на личность Григория Мелехова в частности.
Оказавшись на Первой мировой войне, Григорий Мелехов совершает различные подвиги, получает офицерское звание и Георгиевский крест. Вскоре, оказавшись в больнице и познакомившись с Гаранжой, Григорий Мелехов меняет свою позицию относительно царской власти и встает против нее. Когда начинается Гражданская война, Григорий Мелехов встает на сторону большевиков. Однако вскоре Григорий Мелехов разочаровывается в «красных» и присоединяется к восстанию против Красной Армии. Затем Григорию Мелехову приходится вновь перейти на сторону «красных». Потом Григорий Мелехов оказывается в бегах, потому что «красные» преследуют его из-за того, что он воевал против большевиков и имел офицерский чин.
М.А. Шолохов ярко демонстрирует, что Григорий Мелехов – личность переменчивая. На изменения, происходящие в душе главного героя, влияли исторические события. Во время революционных событий и событий Гражданской войны, где от людей требовали выбрать определенную сторону, Григорий Мелехов не мог понять, на чьей стороне находится правда. Он мечется от «белых» к «красным» и наоборот, потому что его толкают на это внутренние изменения. Григорий Мелехов отмечает: «Я говорю, что ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться». События, происходящие в стране, заставляют Григория Мелехова выбирать свой дальнейший путь, но он не может этого сделать, потому что находится в постоянных поисках самого себя. Его самого тяготит то, что он постоянно мечется от «красных» к «белым»: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как навоз в проруби…»; «Душой болел, туда-сюда качался».
События Первой мировой войны и Гражданской войны заставляют Григория Мелехова менять свою позицию и переходить от одного явления к совершенно противоположному явлению. В итоге главный герой приходит к следующему выводу: война – это бессмысленное явление, которое не может принести человеку пользу и счастье.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» носит социально-политический характер, а многие исследователи отмечают, что в мировоззрении центрального персонажа Чацкого отображены идеи декабризма.
Чацкий, вернувшийся в Россию, начал обличать пороки современных ему соотечественников. Обличение Чацким общественных пороков связано не с его желанием самоутвердиться и показать собственное превосходство. Нет, обличение тесно связано с желанием Чацкого изменить жизнь своего народа к лучшему.
Обличая фамусовское общество, Чацкий отмечал, что главными интересами и жизненными ценностями людей того времени были социальный статус и материальные средства. Главному герою противно от того, что окружающие люди готовы на все, чтобы быть успешным в карьере, чтобы получить высокое положение в обществе, чтобы обрести огромное количество денег. Чацкий – сторонник изменений в обществе. Он хочет, чтобы людей ценили за их внутренние качества, а не за внешние признаки. Чацкий выступает против старых общественных предрассудков.
В комедии «Горе от ума» показано не только то, что Чацкий как представитель «века нынешнего» выступал за необходимость общественных изменений, но и то, что представители «века минувшего» по-настоящему боялись перемен. Фамусовское общество даже не хочет слышать то, о чем говорит и к чему призывает Чацкий. А.С. Грибоедов, который соглашался с декабристами в необходимости общественных изменений, но считал, что у декабристов нет той силы, чтобы изменить общество, показывает, что представители «века минувшего» настроены решительно против изменений, потому что они боятся. Автор показывает, что представители «века минувшего» боятся потерять свою власть, боятся, что те принципы, по которым они жили всю свою жизнь, изменятся. Фамусовское общество не хочет отказываться от того, что успело получить. Фамусовскому обществу проще назвать Чацкого сумасшедшим, чем признавать необходимость изменений. Представители «века минувшего» боятся изменений, потому что они понимают, что в новом обществе им уже не будет места, что в измененном обществе они станут никем.
А.С. Грибоедову удалось продемонстрировать в комедии два социальных явления того времени: стремление к переменам, свойственное Чацкому и некоторым внесценическим персонажам, и боязнь перемен, свойственное всему фамусовскому обществу.
Л.Н. Толстой «После бала»
В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» продемонстрировано, как внутри центрального персонажа Ивана Васильевича произошли изменения в результате одного случая. Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам об одном произошедшим с ним случае, «от чего переменяется и направляется вся жизнь человека».
В последний день масленицы Иван Васильевич находился на балу, где он танцевал с Варенькой – девушкой, в которую он был влюблен. На этом же балу был и отец Вареньки – Петр Владиславич, к которому Иван Васильевич отнесся весьма положительно. После бала Иван Васильевич, которому не удавалось заснуть, отправился на улицу. Герой стал свидетелем того, что Петр Владиславич командует экзекуцией. Этот факт поменял отношение Ивана Васильевича к Петру Владиславичу, вскоре герой отказался и от любовных чувств к Вареньке. Увидевший страшные картины жестокости, которой управлял Петр Владиславлич, Иван Васильевич ощутил следующее: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Л.Н. Толстой показывает внутренние изменения Ивана Васильевича, которые произошли после одного случая. Будучи типичным представителем светского общества, Иван Васильевич меняет свое мировоззрение. Увиденные картины, связанные с Петром Владиславичем, открыли Ивану Васильевичу глаза относительно светского общества, представителем которого он был. Главный герой увидел, что за внешней красотой и великолепием светское общество скрывает пустоту и даже жестокость. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, помогает ему бросить вызов жестокому и несправедливому обществу, отрицательные черты которого раньше он попросту не замечал. Один только случай из типичного представителя общества делает Ивана Васильевича человеком, который противопоставлен обществу. Как отмечает Иван Васильевич, после увиденного он не смог «поступить в военную службу, как хотел прежде». Он больше не мог благосклонно относиться к Петру Владиславичу и его дочери, как это было раньше.
Бал, который носит в повествовании символический характер, становится тем, что делит жизнь Ивана Васильевича на до и после. То, что наблюдает Иван Васильевич после бала, коренным образом меняет его жизнь и его мировоззрение.
А.Н. Островский «Гроза»
В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется внутреннему конфликту главной героини Катерины.
А.Н. Островский неслучайно вкладывает в уста своей героини рассуждения о ее прежней жизни. В драме показано, что внешние изменения, с которыми столкнулась Катерина, оказали огромное влияние на ее душу. Если раньше Катерина чувствовала себя счастливой, так как «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», то после замужества она чувствовала себя несчастной, так как в доме Кабановых ей не давали той свободы, к которой она привыкла и которую она так сильно ценила. Воспоминания о жизни в родительском доме, где ей «таково хорошо было», делают существование Катерины в доме Кабановых еще болезненней. С каждым днем Катерина чувствует себя более несчастной, одиночество и тирания Кабанихи до ужаса тяготят ее. Возможно, если бы Катерина родилась в Калинове и сразу же воспитывалась в соответствии с принципами «темного царства», то она бы реагировала на жизнь в Калинове не так болезненно, но Катерина воспитывалась свободной личностью, поэтому несвобода в доме Кабановых и в Калинове в целом не могла не сказаться на душе Катерины.
Сначала Катерина пытается подчиниться тем принципам, по которым живет город Калинов. Неравнодушная к Борису Катерина оказывается перед нравственным выбором: остаться верной мужу, которого она не любила, или отдаться любви человеку, в которого она была влюблена. Не сразу, душевно мучаясь от выбора, Катерина все же выбирает второй вариант, однако внутренний конфликт остается неразрешенным. Она тяготится тем, что нарушила традиции того патриархального общества, в котором она находилась. Душевные терзания во время встреч с Борисом и после приезда Тихона приводят Катерину в тому, что она признается мужу и его семье в измене.
После признания Катерина еще больше тяготится «жестокими нравами» города Калинова. Она больше не хочет жить той несвободной жизнью, которой жила все это время, находясь в доме Кабановых. После отказа Бориса сбежать вместе с ней Катерина задумывается о самоубийстве, а вскоре и совершает его. Самоубийство главной герои становится своеобразным бунтом против несправедливого и жестокого «темного царства», в котором не было место свободе и возможности развития индивидуальных черт. А.Н. Островский показывает, что Катерина долгое время пыталась привыкнуть к своей новой жизни, однако внутренние терзания не позволяли ей вести существование, которое ей было противно.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особенно ярко продемонстрированы изменения, происходящие внутри центрального персонажа Петра Гринева.
Жизнь Петра Гринева меняется кардинальным образом, когда он в шестнадцать лет отправляется на службу. До шестнадцатилетнего возраста Петр Гринев был типичным недорослем: в двенадцать лет главный герой занимался с французом Бопре, который не дал ему никаких знаний. Петр Гринев отмечает, что его образование закончилось в тот момент, когда его учителя-бездельника выгнали из дома. Петр Гринев до отправления на службу представлен в повествовании как недоросль, гонявший голубей.
А.С. Пушкин показывает первоначальное отношение Петра Гринева к службе: он мечтал о том, что будет служить в Петербурге, где его будет ждать праздная и разгульная жизнь. Главный герой представлен как типичный дворянин, стремящийся к веселью и получению удовольствий.
Вопреки своим ожиданиям Петр Гринев отправился на службу в Оренбург, потому что так захотел отец главного героя, человек с довольно строгим характером. По пути на службу Петр Гринев все еще ведет себя беспечно, проигрывая деньги Зурину. Но уже здесь происходят явные изменения: Петр Гринев отдает вожатому, который вывел их из бурана, заячий тулуп; разве мог типичный разбалованный недоросль совершить такой милосердный поступок?
Когда Петр Гринев оказывается на службе в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, он начинает вести себя как настоящий мужчина. Он честно ведет службу, а когда в стране начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, Петр Гринев остается на стороне государства, рискуя собственной жизнью. Центральный персонаж защищает и Родину, и всех своих родных и близких. Он поступает в соответствии с честью и достоинством.
А.С. Пушкин показывает, что мировоззрение Петра Гринева меняется в результате нескольких факторов. Главный герой повзрослел, поэтому на многие вещи он стал смотреть по-другому. Во многом на становление характера центрального персонажа повлиял наказ его отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Также на Петра Гринева повлияла служба, которая заставляла пересмотреть свои прежние приоритеты. Важно также то, что на личность Петра Гринева не могли сказать те события, которые происходили в стране.
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
В романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия» показаны внутренние изменения представителей молодежи в результате изменений, происходящих в окружающей действительности.
Центральными персонажами романа являются представители молодежной организации «Молодая гвардия». А.А. Фадеев показывает, что на внутренний мир героев повлияли события Великой Отечественной войны.
Когда к городу Краснодону, который является центром почти всех сюжетных событий, подходили немцы, многие представители молодежи начали задумываться над тем, как противостоять врагу. А.А. Фадеев показывает, как меняют свое мировоззрение еще школьники или только закончившие школу ребята. Великая Отечественная война заставила еще совсем юных парней и девушек повзрослеть и принимать по-настоящему серьезные решения, от которых зависело очень многое. В романе подчеркивается, что взросление главных героев произошло вынужденно и слишком быстро, буквально в один миг, ведь этого требовали военные события, повлиявшие на всех жителей страны.
Вмиг повзрослевшие ребята, находящиеся в оккупированном немцами городе, начали подпольную деятельность против врага. Вскоре в городе Краснодоне появилась целая организация «Молодая гвардия», которая отличалась тем, что в ней находились ребята от 14 до 20 лет. Ребята понимали весь риск, который несет их подпольная деятельность, однако они не отказывались от совершения тех действий, которые подрывают деятельность немцев и полицаев. Юноши и девушки, у которых впереди была целая жизнь, думали о благе Отечества, перенося собственные интересы и цели на второй план. Опасность не пугала героев, представители «Молодой гвардии» были готовы жертвовать собственными жизнями, чтобы помочь Родине победить врага. Все члены «Молодой гвардии» выдерживают все испытания, с которыми им пришлось столкнуться, когда их арестовали, и остаются верными Родине и самим себе до самой смерти. То, что все ребята, кроме Стаховича, не признавали своей причастности к подпольной деятельности и не сдавали немцам друг друга, говорит о том, что еще юные ребята и девушки действительно внутренне изменились, став преданными собственным нравственным ценностям. Военные события раскрыли жизненные ценности каждого жителя Краснодона: и если некоторые взрослые люди переходили на сторону немцев, то члены «Молодой гвардии» оставались верными Родине до конца, до самой смерти.
И.А. Гончаров «Обломов»
В романе И.А. Гончарова «Обломов» поднимается проблема «обломовщины». Данное понятие обозначает не столько образ жизни центрального персонажа Ильи Ильича Обломова, сколько социальное явление, которое связано с распадом крепостных устоев дореформенной России. Образ Обломова важен в идейно-смысловом содержании романа, так как он является олицетворением всего угасающего дворянства. Это бездеятельный общественный тип, который не может найти себе применение в жизни. С помощью образа Обломова И.А. Гончаров демонстрирует деградацию помещичьего дворянства, которое не может и не хочет приспособиться к происходящим изменениям.
Любовь заставляет Обломова измениться физически и душевно. Чувства к Ольге Сергеевне Ильинской помогают главному герою обрести смысл жизни, помогают встать с дивана и снять свой засаленный халат. Однако перемены, произошедшие в жизни и в душе Обломова, не долгосрочны. Со временем он понимает, что новая жизнь, которую он обрел из-за желания быть рядом с Ольгой, ему не приносит никакого удовольствия. Он вновь возвращается к прежнему образу жизни, прогресс заменяется регрессом.
Илья Ильич Обломов и Ольга Сергеевна Ильинская не могут быть вместе из-за разных взглядов на жизнь: если Обломов понимает пустоту существования общества, но ничего не делает для его изменения, то Ольга Ильинская выступает за общественные изменения. Неудивительно, что Ольга Ильинская выходит замуж за деятельного Андрея Штольца, ведь они смотрят на жизнь в одном направлении. Многие исследователи и критики именно в Ольге Ильинской, а не в Андрее Штольце, видели человека настоящего, способного предложить пути развития России, способного повести всю Россию за собой, освободив ее от «обломовщины».
И.А. Гончаров, демонстрируя образ жизни Обломова, выражает мысль о том, что дворянско-помещичья среда обречена на гибель. Неслучайно центральный персонаж погибает, а писатель устами Штольца прощается с «обломовщиной». Прощание с Обломовкой и «обломовщиной» выражает идею необходимости коренных общественных преобразований. То, что после смерти центрального персонажа повествование продолжается, указывает на авторскую позицию: гибель дворянско-помещичьей среды не станет причиной общественных потрясений, так как в обществе уже есть люди, готовые вести Россию по новому пути развития.
А.С. Пушкин «Медный всадник»
В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» продемонстрировано, как на жизнь отдельного человека влияют изменения, происходящие в окружающей среде.
Центральным персонажем поэмы является Евгений. В начале повествования он представлен как ничем не примечательный человек, живущий и служащий в бедном районе Санкт-Петербурга. У Евгения была возлюбленная Параша. Главный герой имел скромные и весьма обыденные цели: жениться на Параше и получить «местечко». А.С. Пушкин показывает, что для Евгения целью в жизни является обретение семьи и возможности работать на более успешной работе, нежели у него была.
Жизнь Евгения в один момент кардинально меняется. Когда на Санкт-Петербург обрушивается наводнение, возлюбленная Евгения Параша погибает. В собственном мире «маленького человека» на момент, когда его возлюбленная еще была жива, Евгений был счастлив. Та совместная жизнь с Парашей, о которой мечтал Евгений, после наводнения не может стать реальностью, поэтому Евгений стал по-настоящему несчастным человеком. То, что было самым ценным в его жизни, то, что давало Евгению смысл жизни, лишило наводнение. Потеряв возлюбленную, Евгений лишился рассудка. Пусть жизнь Евгения до наводнения была повседневна и скучна, но у героя хотя бы были цели и явления, которые приносили ему счастье. После наводнения же Евгений не жил, а существовал, он стал призраком, который был ни живым, ни мертвым. Оставшись в живых без своей возлюбленной, Евгений вынужден был постоянно корить себя и мучить страданиями от гибели Параши и от гибели возможного счастья, которое уже не может исполниться.
То, что произошло с Евгением, заставило его задуматься о государственной несправедливости. Находясь рядом со статуей Петра I, Евгений начинает обвинять царя, который построил город рядом с бушующей стихией, способной лишить человека жизни, не задумываясь о судьбах простых людей. Произошедшее в жизни Евгения несчастье заставляет его задуматься над более глубокими и философскими явлениями, чем собственное существование. Евгений, на несколько минут ставший бунтарем, задумывается над тем, что его жизнь была разрушена самодержавной властью.
Поэма «Медный всадник» заставляет задуматься над тем, что внешние обстоятельства способны вмиг изменить жизнь человека, что эти внешние обстоятельства меняют человеческое мировоззрение.
А.П. Чехов «Вишневый сад»
В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» все персонажи разделены на три временных категории: прошлое, настоящее и будущее.
Прошлое представлено образами Любви Андреевны Раневской, Леонида Андреевича Гаева и Фирса. Автор показывает, что эти герои боятся прощаться с прежними порядками, потому что они привыкли к ним. Раневская, Гаев и Фирс привыкли к тому образу жизни, которой они вели всю жизнь. Раневская и Гаев считают, что такая жизнь является прекрасной и идеальной, ведь фактически им ничего не приходилось делать, так как за них все делали слуги, они только получали различные удовольствия. Любовь Андреевна и ее брат Леонид Андреевич, а также верный им Фирс, не могут смириться с теми изменениями, которые произошли в обществе, им тяжело приспособиться к новой жизни, они пытаются противостоять будущему, все еще живя по старым порядкам. Имение Раневской находится на грани продажи из-за долгов, однако она отказывается от предложения Лопахина сдать имение под дачи. Любовь Андреевна не хочет прощаться со своим вишневым садом, однако ей приходится это сделать, так как имение все же оказалось продано. А.П. Чехов сюжетно подчеркивает, что прошлое изжило себя. На это особо ярко указывает смерть представителя прошлого Фирса, которая становится весьма символичной.
Происходят перемены: с пьедестала уходят представители дворянства Раневская и Гаев, на их место приходит Лопахин – представитель настоящего. Именно он покупает имение Раневской, которое планирует сдавать под дачи. А.П. Чехов не отрицает достоинств Лопахина, но подчеркивает и его недостатки. В пьесе «Вишневый сад», где показан приход капиталистического общества, воплощенный образом Лопахина, купившим бывшее имение дворян, выражается мысль о том, что время Лопахиных будет таким же трагичным, как и время Раневских и Гаевых.
Демонстрируя смену старого поколения новым, А.П. Чехов выступает за еще большие общественные преобразования, поэтому он помещает в повествовании образы людей будущего: Ани и Пети Трофимова. Они довольно равнодушно отнеслись к продаже имения, автор показывает, что они понимали необходимость общественных перемен. И они готовы бороться за лучшее будущее и дальше. А.П. Чехов показывает, что в отличие от представителей прошлого, которые пользовались вишневым садом, созданным чужими руками, в отличие от представителей настоящего, которые вырубают вишневый сад ради наживы, представители будущего планируют вновь посадить вишневый сад, символизирующий в пьесе всю Россию, только сделать это не чужими, а собственными руками.
У. Голдинг «Повелитель мух»
В романе У. Голдинга «Повелитель мух» показаны коренные изменения в жизни ребят, оказавшихся на необитаемом острове, а также изменения, происходящие в душах этих ребят.
Герои романа, которыми оказываются дети, оказываются на необитаемом острове и почти сразу придумывают правила, по которым им стоит жить. Автор показывает, что первоначально жизнь ребят была вне опасности и под защитой, потому что все герои жили дружно, думая не только о себе, но и об окружающих. Мальчиками, которые становятся своеобразными вожаками, являются Ральф и Джек.
У. Голдинг показывает изменения, происходящие в душе Джека. В один момент ему больше не хотелось делить власть с Ральфом, он хотел получить всю власть в собственные руки. Он был готов пойти на все, чтобы добиться желаемого.
Перемены, происходящие в душе одного человека, становятся причиной изменений в окружающей действительности. Все общество ребят, оказавшихся на необитаемом острове, делится на две группы: одни ребята поддерживают восставшего против прежних правил Джека, а другие остаются на стороне Ральфа, который призывал к единению для благополучного выживания на острове. С каждым днем конфликт между Джеком и Ральфом становится сильнее. Когда конфликт уже приобретает кровавый характер, многие ребята из группы Ральфа переходят на сторону Джека, превращаясь в настоящих животных. Другие же ребята, поддерживающие Ральфа, погибают. На Ральфа организуется охота, Джек хочет навсегда избавиться от своего противника.
Демонстрируя появившийся конфликт между представителями одной и той же группы людей, вынужденной выживать на необитаемом острове, У. Голдинг выражает мысль о том, что не всегда изменения, происходящие в окружающей действительности, к лучшему. Революционные действия Джека приводят не к всеобщему благу, а к разрушениям и гибели многих ребят. У. Голдинг показывает, что изменения, негативно сказывающиеся на личности людей, становятся причиной того, что люди становятся похожими на животных, охотящихся друг на друга. У. Голдинг поднимает в романе проблему нравственной и общественной деградации.
Роман «Повелитель мух» становится аллегорией тех трагичных событий, которые происходили в первой половине XX века. Жестокое поведение детей на острове символизирует поведение человечества во время Второй мировой войны.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» становится своеобразной иллюстрацией конечного этапа развития техносферы.
В романе поднимается проблема технического прогресса, которая в свою очередь тесно связана с проблемой нравственной деградации человечества. Р. Брэдбери изображает, что люди настолько привыкли к тому, что за них все делает техника, что уже разучились думать. Общество представлено в романе как бездумное стадо, в котором нет места для индивидуальностей. Автор рисует тоталитарное общество, которое запрещает всякое проявление инакомыслия. Общество принимает к себе только людей-копий, которые имеют одинаковое, разрешенное властями мировоззрение. Властями разрешено только то, что не может угрожать самой власти. В романе показано, как уничтожаются книги, в которых может оказаться информация, противоречащая принципам государства, как преследуют людей, имеющих собственное мнение, отличающееся от мнения большинства. Читатель видит, что общество вместе с книгами уничтожает само себя. Р. Брэдбери в своем романе показывает, что общество стремится к прогрессу для того, чтобы жизнь человека была идеальной, однако измененная жизнь превращается в сущий кошмар, который вряд ли можно назвать настоящей жизнью.
Главный герой романа Гай Монтаг первоначально является типичным обывателем. Гай Монтаг работает в организации, сжигающей книги. В начале повествования показано, что центральный персонаж ничего не имеет против той жизни, которая была создана прогрессом. Но Р. Брэдбери показывает образ Гая Монтага как личность развивающуюся и внутренне изменяющуюся. После знакомства с Клариссой Маклеллан главный герой с каждым днем осознает ничтожность своего существования. В итоге Гай Монтаг отказывается от работы по уничтожению книг и оказывается среди бродяг, которые заучивают тексты произведений, чтобы иметь возможность передавать их содержание. Главный герой бунтует против деградирующего общества и выступает за изменение окружающей действительности.
Роман «451 градус по Фаренгейту» можно назвать романом-предупреждением, ведь Р. Брэдбери фактически предостерегает человечества от тех последствиях, которые может принести технический прогресс, если его поставить превыше человеческой личности.
Вывод
Таким образом, общественные перемены и перемены внутри отдельного человека могут иметь разные причины и приводить к разным результатам. В некоторых случаях происходящие изменения способствуют развитию личности и общества, а в других – способствуют нравственной и общественной деградации.
Дополнительные материалы по направлению «Время перемен»:
- Структура, клише и аргументы для итогового сочинения по направлению «Время перемен»
- Топ-100 тем итогового сочинения по направлению «Время перемен»
- Топ-100 книг из списка литературы по направлению «Время перемен»
- Цитаты по направлению «Время перемен»
Образец сочинения №1
Никто не станет отрицать важность перемен в жизни человека и общества. Наше время – это время перемен, которые постоянно происходят как в научно-технической сфере, так и в сознании людей. Ведь в прошлые исторические эпохи жизнь человечества могла существенным образом не меняться на протяжении сотен лет. А теперь что-то новое происходит часто и непрерывно.
Зададимся вопросами: как мы относимся к разнообразным изменениям, происходящим в нашей жизни? Хотим ли мы их или же мы их опасаемся и просто вынуждены считаться с ними как с неизбежностью? Почему перемены не всегда бывают к лучшему?
Я думаю, что абсолютное большинство людей относится к переменам достаточно настороженно. И это закономерно. Как сказал в своё время Булат Окуджава, «все хотят перемен, но боятся, как бы чего не случилось». Почему так происходит? Потому что любое изменение становится для человека выходом из его «зоны комфорта» – той самой среды, к которой он привык и приспособился, где он чувствует себя в относительной безопасности.
Когда же такой выход происходит, то человеческое мышление стремится к формуле: «всё к лучшему», поскольку верить во что-то положительное приятнее и, опять же, безопаснее. Хочется акцентировать внимание на следующем: чтобы перемены действительно привели к лучшему, необходимо осознанно подходить к ним, не нужно бояться их и той ответственности, что за ними наступает. Нельзя просто «плыть по течению», иначе перемены приведут к противоположным последствиям.
Проиллюстрировать свой тезис я хотел бы примерами из классической литературы.
В известном романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» самолёт с подростками терпит крушение, и они оказываются на необитаемом острове. Взрослых с ними нет, и никаких запретов тоже. Произошли коренные изменения в их жизни. Дети успешно справляются с задачами поиска пропитания, пользуясь очками как лупой, добывают огонь.
Однако в ходе жизнедеятельности в новых условиях они постепенно начинают проявлять всё больше жестокости друг к другу, жить по варварским обычаям и скатываться к мировоззрению первобытных людей. Ситуация выходит из-под контроля и приводит к нескольким убийствам.
Такое погружение подростков в духовную пропасть и одичание никак нельзя назвать переменами к лучшему. А произошло это потому, что часть детей забыла об общечеловеческих ценностях, гуманному отношению друг к другу. Поэтому постепенно они превратились в первобытных дикарей – простых охотников и собирателей.
Проблема неоднозначного влияния перемен, вызовов, которые они ставят перед человеком и обществом, волновала многих писателей. Вспомним знаменитый рассказ Антона Чехова «Ионыч».
В этом произведении рассказывается о том, как молодой врач Дмитрий Ионович Старцев начинает свою профессиональную практику в одном провинциальном городе. Он активен, полон честолюбивых жизненных планов и верит в то, что сможет изменить жизнь к лучшему, принести пользу обществу.
Но его кругом общения стали обыватели и мещане, которые погрязли в «житейском болоте» и не имеют никаких целей. Постепенно в этом «болоте» повседневности погряз и Старцев. Он стал просто «плыть по течению», довольствоваться хорошим достатком, солидным положением в обществе, и ни к чему не стремиться. В итоге умный и амбициозный человек, мечтавший принести пользу обществу, превратился в алчного и ворчливого Ионыча. Он деградировал из-за негативного влияния среды и из-за собственной инертности: неумения и нежелания противостоять таким негативным переменам в своей судьбе.
Таким образом, мы приходим к выводу: перемены неизбежны в жизни каждого человека. Тот, кто не просто пассивно ждёт их, но ещё и сам предпринимает что-то, имеет больше шансов на то, что перемены эти будут к лучшему. А тому, кто, как Ионыч, живет в «зоне комфорта» и «плывёт по течению», придётся довольствоваться теми переменами, которые привнесут в его жизнь другие. По справедливому изречению Махатмы Ганди, «хочешь изменить мир – начни с себя».
Образец сочинения №2
Тема: «Сегодня мы создаём наше завтра, обращаясь к написанному нами вчера»
Вся история человеческого существования, известная нам, говорит о том, что обществу свойственна динамичность – с каждым днём мы меняемся, совершаем открытия и непрерывно двигаемся в будущее. Что же нас ждёт впереди? И как оно выглядит, это будущее? Размышляя над этими вопросами, приходит понимание, что составить приблизительную картину нашего завтра мы можем лишь теоретически, опираясь на сегодняшние достижения. При этом сегодня мы непрерывно возвращаемся к нашему вчера, чтобы проанализировать ошибки и скорректировать будущие действия.
Прошлое, настоящее и будущее непрерывно связано. Да, сегодня мы совершаем стремительный прорыв во всех сферах жизнедеятельности человека. Но следует помнить, что все основополагающие открытия совершались в далёком прошлом, после чего шаг за шагом, поколение за поколением, человек совершенствовал уже начатое, открывал новые горизонты и двигался в завтра. Но порой за великие достижения платилась слишком большая цена. Двигаясь в будущее без оглядки на прошлое, и не отвечая за настоящее, люди приближали всеразрушающую неизбежность. К сожалению, иногда осознать свою ошибку получается лишь тогда, когда видишь её последствия. Чтобы убедиться в правильности такой точки зрения, обратимся к произведениям художественной литературы.
Проблема великих, но губительных для человечества достижений науки раскрыта в произведении Курта Воннегута «Колыбель для кошки». Губительных, потому что созданных без взгляда в будущее, без анализа последствий, лишь из любви к науке. Автор повествует о гении науки, создавшем опасное вещество «Лёд-9», а до этого трудившегося над разработкой атомной бомбы. Так как сам автор пережил Вторую мировую войну, на его долю выпало узнать, к чему приводят подобные великие, но бездумные открытия. Вместе с главным героем Воннегута мы шагаем по страницам произведения, охватившего временной отрезок более пятидесяти лет. Читатель сталкивается с проблемой того, как научный интерес в совокупности с жаждой наживы преобладает над здравым смыслом, как сильные мира сего укрепляют свой авторитет за счёт подобных открытий ценой человеческих жизней. «Может ли разумный человек, учитывая опыт прошлых веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества?» — спрашивает Воннегут. Данное произведение и реальные исторические события приводят к пониманию того, как важно не терять связь между опытом, действием и последствиями.
В заключение хочется выразить надежду на то, что современному обществу досталось в наследие более чем достаточно неудачного опыта наряду со способностью тщательно анализировать происходящее и хоть немного проектировать возможное будущее. И если очередное великое открытие рискует спровоцировать хаос, пускай лучше оно останется неизвестным, нежели обретёт величие ценой разрушения.
Направление Итогового сочинения
« Время Перемен »
Пронько Е.Н. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3
1
«Время перемен»: как раскрыть тему
- В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники(художественные произведения, мемуары, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
1
Как можно раскрыть тему:
- Внутренние и внешние перемены в жизни человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.
- Человек в эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.
- Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
- Эволюция, революция, деградация. Перемены к лучшему и худшему.
1
Определения по направлению «Время перемен»
- ВРЕМЯ – фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий.
- ПЕРЕМЕНЫ – действие и состояние, наступившее в ком-чем-нибудь, изменение, поворот к чему-нибудь новому, появление чего-нибудь нового.
Синонимы и эпитеты для направления «Время перемен»
- Глобальные перемены, великие перемены, серьёзные перемены, перемена в жизни, грандиозные перемены, кардинальные перемены, грядущие перемены, позитивные перемены, радикальная перемена, интересное время, непростые времена, сложные времена, удивительное время, смутные времена, новое время, плохие времена, странное время, прекрасные времена. переоценка ценностей, здесь и сейчас, точка невозврата, новый век.
- Эпитеты
- Резкая, внезапная, неожиданная, существенная, важная, значительная, удивительная
ИЗМЕНЕНИЯ,ПЕРЕМЕНЫ
В ЧЕЛОВЕКЕ
В сознании,
в убеждениях
В ОБЩЕСТВЕ
ИДЕОЛОГИЯ
В ОБЩЕСТВЕ
Условия жизни
Примерные темы по направлению «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
- Почему люди боятся перемен?
- Какие исторические события меняют судьбы людей?
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Когда заканчивается детство?
- Выбор, который меняет человека.
- Как современные технологии влияют на жизнь общества?
- Может ли человек жить без перемен?
- Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
- К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
- Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
- Что способно изменить человека?
- Как вы понимаете словосочетание «время перемен»?
- Почему многие люди боятся перемен?
- Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
- К каким последствиям могут привести перемены?
- Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
- Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
- Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?
- Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?
- Всегда ли перемены бывают к лучшему?
1
Список произведений «Время перемен»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
- И. Гончаров «Обломов»
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
- А. Блок «Двенадцать»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Ю.Ф. Трифонов «Обмен»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- С. Есенин «Я усталым таким еще не был»
- М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»
- А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
- М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Гроза»
- Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
- Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»
«Время перемен»: аргументы
- Из-за чего возникает боязнь к переменам? «Горе от ума», автор А.С. Грибоедов.
- Скорее всего, с нежеланием принимать ответственность, связанную с ними. Правильность данного мнения подтверждается в пьесе. Герои отказываются прислушиваться к нравоучениям Чацкого, которые могут привести к необходимости изменения устаревшего жизненного уклада. Некоторые из крепостников понимают, что в сказанном соотечественником, вернувшимся из-за границы, есть смысл, но к переменам они не готовы. Почему? Да потому что необходимо будет расстаться с нажитыми привилегиями, возникнет необходимость работать и учиться. Также придется отменить крепостное право и начать развивать отечественную культуру. Никто не хочет брать ответственность за последующие перемены, ведь понимают, что они потребуют титанических усилий, без которых невозможен прогресс.
Если мечтать о переменах, они произойдут? «Обломов», автор И. А. Гончаров.
- Нет, здесь одного желания мало, нужны еще целенаправленные действия. Это описано в данном романе. В первые годы жизни в Петербурге Обломов много мечтал, на что-то надеялся, ждал перемен. По истечению десяти лет все осталось без изменений: Илья Ильич продолжал рисовать будущее в уме. Герой любил полежать на диване, на улицу выходил редко. Он живет безмятежной жизнью в имении, даже упадок хозяйства и угроза выселения не мотивируют к действию Обломова. Временное пробуждение героя наступает благодаря его другу Андрею Штольцу. В этот период Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской. Это талантливая и прогрессивно мыслящая девушка, сумевшая покорить сердце героя. Обломов долго раздумывает, сомневается, но все же делает ей предложение. После этого опять следует период безмятежной жизни. Увидев Илью Ильича в таком состоянии, Ольга поняла, что его от себя самого ничего не спасет – они расстаются. По стечению обстоятельств, поддавшись интригам Тарантьева, Обломов попадает в дом Пшеницыной. Постепенно женщина прибирает хозяйство Ильи Ильича в свои руки. Позже Пшеницына влюбляется в Обломова и у них рождается сын Андрей. Из-за малоподвижного образа жизни и инсульта Обломов умирает молодым, так и не достигнув того, о чем мечтал. Герой прожил жизнь, плывя по течению.
Нужны ли перемены обществу и почему?И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», раскрывается тема новых людей, которые отрицали сформировавшиеся веками устои – не признавали христианские ценности, призывали к свободным отношениям. Таким человеком и являлся главный герой произведения – Евгений Базаров. Словами своего героя, автор говорит о том, что необходимо «расчистить место», намекая на свержение старого режима. С таких людей, как Базаров, началась революционная ситуация, которая впоследствии приведёт страну к 1917 году, к глобальным и необратимым переменам.
Афоризмы и цитаты «Время перемен»
- Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней. М.А. Булгаков
- Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества,
- начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена
- чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли. Л.Н. Толстой
- Если вы заметили, что вы на стороне большинства — это верный признак того, что пора меняться. М. Твен
- Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире. Махатма Ганди
- Человечество изменится только в том случае, если оно захочет измениться. А. Бергсон
- Изменение порождает изменения. Ч. Диккенс
- Я не верю в политические движения, я верю в личное движение, в движение души,
- когда человек, взглянувши на себя, устыдится настолько, что попытается заняться
- какими-нибудь переменами: в себе самом, а не снаружи. И. Бродский
- Изменяя природу, человек сам изменяется. Эрих Фромм
- Перевороты и изменения, на которые по старому масштабу требовались бы века,
- теперь совершаются в десятилетия, даже в годы. История стала торопливой, — гораздо более торопливой, чем наша мысль. Л. Троцкий
- Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось.
- Б. Окуджава.
Оценивание экспертом
Требование №1. Объём итогового сочинения.
Требование №2 . Самостоятельность написания итогового сочинения. 100% уникальность.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Критерий № 5 «Грамотность»
полезные Ссылки
https://www.sochinyashka.ru/russkiy_jazik/vremya-peremen-spisok-sochineniy.html
https://rustutors.ru/itogovoe2020/2498-200-argumentov-dlja-itogovogo-sochinenija-2020-2021.html
MyBook.ru › Библиотека
Литрекон — литературный журнал
litrekon.ru
Как раскрыть тему «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН». Итоговое сочинение 2020 года
«ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» Аргументы для итогового сочинения 2020 года
«ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» Список литературы для итогового сочинения 2020
«ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» Цитаты и афоризмы для итогового сочинения 2020
«ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» Примерные темы для итогового сочинения 2020 года
Поздравляем вас с началом нового экзамена по рускому языку и литературе! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении в 11 классе вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2021 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению пройдет 2 декабря 2020 года, 3 февраля и 5 мая 2021 года.
2020-2021 учебный год. ЕГЭ. ОГЭ. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?
Человеческая жизнь как элемент исторического процесса слишком коротка, чтобы наше сознание «правильно» осознало суть происходящего. Здравомыслие – явление очень индивидуальное. В основе нашего мышления, как правило, лежат идеологические направляющие, привитые нам воспитанием и образованием.
Но люди извечно стараются понять и описать законы природы и социального бытия. Философия создавала и создает логические системы бесконечного развития и существования общества. При этом новые идеи возникают из старых.
Социально-религиозные учения образуют политические партии и строят человеческие пирамиды. Государства сражаются за лучшее место под солнцем. Империи и нации зарождаются, растут и умирают.
Все сущее на Земле существует по «единому и бесконечному» образу и подобию, которые мы приписываем богу и… себе!
Политика – это не наука, а «искусство управления государством». Но все виды искусства имеют свои термины, правила и законы.
Жизнь вождей – это и борьба за власть на лезвие политического меча, и умение руководить между молотом и наковальней социальных проблем, и способность выживать на ледяной вершине человеческой зависти…
Большая власть – это огромная ответственность и зависимость от сотен, тысяч и миллионов людей. Но это и главная страсть одинокой души, ради которой люди часто становятся человекоорудиями «великих» социальных идей.
Так ради чего политики стремятся к власти?!
Революция в природе – это стихийное явление, подобное падению метеорита, извержению вулкана или приливу цунами. Под «эпохой перемен» большинство из нас понимает революционные преобразования в государственном устройстве народной жизни.
У рожденных в СССР людей по аналогии почему-то создается впечатление, что жизнь природы более эволюционна, чем жизнь людей. Но это вовсе не так. Специалисты по эволюции знают, что в основе ВСЕХ изменений вида лежат мутации – случайные «революционные» изменения отдельных генов. Может быть, и в социуме происходит нечто подобное?
Стихийно срабатывают «человеческий фактор», изоляция социальной группы, борьба за власть… И происходит «естественный отбор» победителей.
А почему бы и нет?!
Любые философские, социальные и политические учения, описывающие исторические процессы обычно лишь придумывают новые термины и на их основе «оригинально» объясняют причинно-следственный механизм естественного явления.
Давайте вспомним древних греков, которые первыми заметили регулярное чередование «сильной», «умеренной» и «слабой» власти в своих государствах-полисах. По современной аналогии это приблизительно соответствует категориям «диктатура», «власть элиты» и «демократия»…
В основе миропонимания эпохи многобожия лежат страсти человеческие! Их распространение в народе – состояние нравственного здоровья общества – и определяло состояние дел в стране. По мнению Платона, самым худшим из различных форм государственного устройства было «народовластие», которое постоянно приводило к кризису морали и «революционному скачку».
Позже в политическом мире появились: идея «власти от бога», гениальный трактат Макиавелли о ее целесообразности, разнообразные «экономические» учения, теория о классовой борьбе и даже весьма талантливые произведения духовидцев о взаимодействии параллельных миров (например «Роза мира» Даниила Андреева)…
Сегодня, как известно, все эти «идеологии» по-прежнему находят своих почитателей. Особенно оживились религиозные догматики – социальная расслоенность и безнравственность мира стали слишком заметными благодаря ТВ и Интернету.
Может быть, стоит вернуться к «первоисточникам» самого древнейшего из искусств?
Современное человечество объединяет лишь «теория заговора». Убийство президента Кеннеди и теракт 11 сентября 2001 года нагнали страху на всех демократов мира. Глобализация тоже не дремлет… Да и неправедные миллиарды олигархических кланов не позволяют честным людям спать спокойно!
Всемирные политические заговоры на исторической помойке растут, как грибы. Чему, естественно, способствуют секретные службы всех «демократических» империй. Новый мировой катаклизм становится политической необходимостью.
«Грибная плесень» снова грозит вырасти в символ ядерного взрыва. Политики «сильной» власти выползают из недр исторического процесса. Но люди остаются людьми. «Человеческий фактор» истории должен совершить мутацию двадцать первого века.
Какой же она будет на этот раз?
После развала Советского Союза главным производителем «новых» идей стали Соединенные Штаты. Богатейшему государству планеты особенно необходимо поддерживать уровень жизни своего среднего класса и подпитывать иллюзию американской мечты инновационными технологиями да трудовым энтузиазмом эмигрантов.
Для этого им необходимо сохранить бумажно-финансовую модель экономики, а также иметь неограниченный доступ к мировым ресурсам и дешевому иностранному труду. Идеалы свободного мира направлены на экспорт товаров и поддержку локальных войн на границах развивающихся стран.
Только дикая демократия и унитарная тирания позволяют диктовать элитам «неприсоединившихся» государств собственные экономические условия. Вот и процветают на свете так называемые «двойные стандарты», согласно которым президент постоянно воюющей страны получает Нобелевскую премию мира.
Это ли не главный признак эпохи грядущих вождей?
«Ничто не вечно под луной!..» Удивляет Китай – новейшая супердержава оказалась способной ухватить экономическую «истину» за оба конца. Ее «коммунистическое» руководство при этом сохраняет хитрое волевое лицо.
А это означает, что деление мира по марксистским «понятиям» в политическом отношении потеряло всякий смысл. Всемирный капитализм давно обрел социалистическое сознание.
Северная Корея – это пионер великого прошлого. Страна феодального типа. Первобытные племена тоже зачем-то нужны ноосфере Земли!
На мой взгляд, в ближайшем будущем выстрелит либо китайский генотип, либо победит мутация из Южной Америки.
«Человеческий фактор» определяет большинство правил политики, но и сам формируется благодаря естественным законам Истории. Эпоху перемен готовят реформаторы, начинают ее революционеры, а завершают консерваторы.
Часто этот процесс возглавляет не имеющий высоких идеалов человек, который должен быть близок и понятен «толпе». Но и он вынужден играть в политику по правилам социальной мимикрии.
В большинстве своем к власти стремятся лидеры двух противоположных типов – униженные и возвышенные («закомплексованные») воспитанием. Здоровому обывателю лишняя ответственность не нужна. Принцип любого руководства подразумевает эмоциональную ограниченность в принятии жестких решений.
Почему же люди так упрямо верят в «гениально-добрых» царей и тиранов?
Думать самостоятельно и сложно, и трудно, и больно. Еще хуже принимать решение в противоречивой ситуации, когда любой выбор создает эмоциональный дискомфорт. Человеческие чувства противоречивы, но взаимосвязаны – за каждым интеллектуальным «прозрением» следуют сомнение и разочарование…
Вот почему большинство из нас предпочитает доверять более уверенным в себе, образованным и хитрым людям – жить чужими мыслями и плыть по течению рассудочных потребностей.
Жизнь обывателя – это бег трусцой за простыми и доступными удовольствиями. Мы почти всегда выбираем самый простой способ существования.
Это и есть главный недостаток человеческого фактора Истории!
Читать далее…
.