Сочинение печорин лишний человек своего времени

Посмотрите эти сочинения мцыри свободолюбивая личность сочинение романтическим эпосом называли поэму мцыри литературные критики. и это действительно так, ибо

Посмотрите эти сочинения

Мцыри — свободолюбивая личность (сочинение) Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя.
Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа.
Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
Чем меня привлекает «Мцыри»? (сочинение) Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы:
За несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве шрал,
Я б рай и вечность променял.
Натура гордая, неизмеримо-глубокая… Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
Характеристика Мцыри (сочинение ) Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему.
Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
Пьянящий аромат свободы «Мцыри» Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова – Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах.
Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
Картины природы в поэме Мцыри Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ? это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? образ юноши?горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
Три дня на воле (сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри) Поэма 1839 г. «Мцыри» ? одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
Герой поэмы ? могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:
Таких […]
Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
Дуэль Печорина с Грушницким (анализ и сочинение) Приличьем скрашенный пророк
Я смело предаю позору –
Неумолим я и жесток.
М. Ю. Лермонтов
Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей.
Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени» В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин — представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ “потерянного” […]
История жизни Печорина (сочинение) Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
Почему Печорин — странный человек? Итак, «Герой нашего времени» – психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени – оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения – раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.
Кто же такой […]
Судьба поколения 30-х в лирике Лермонтова (сочинение) «Дума» – одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
Адресаты любовной лирики Лермонтова (сочинение) 1.     Введение. Личностное отношение поэта к теме.
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить… но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) – размышляет лирический […]
Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение
Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты.
А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
Стихотворение Лермонтова «Родина» (анализ) Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
Как Печорин относится к проблеме судьбы? (сочинение) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
Для чего я не ведаю цели труда?
Почему я влеченьям своим не хозяин?
Пессо
Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно?философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
Стихотворение Лермонтова «Пророк» (анализ) Восстань, пророк, и виждь, и внемли
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
А. С. Пушкин «Пророк»
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (анализ) Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]

Актуализация знаний.

Блиц-опрос

1. Назовите имя главного героя романа. 2. Героем какого «своего» времени является Печорин ? (эпохи реакции 30-х гг. XIX в;)

3. Как определяет автор Печорина?а) передовой человек 30-х гг. XIX в. б) «лишний человек»; в) «скучающий эгоист»;

4. К какому сословию принадлежит Григорий Печорин? (дворяне) 5. Назовите чин, который носит Печорин (прапорщик)

6. Назовите жанр произведения «Герой нашего времени». (роман) 7. Сколько частей в романе? (5)

Лекция с паузами.

Идейный замысел романа «Герой нашего времени».

Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени», предложенным журналистом А.А. Краевским, вышло в 1840 г.

  • В течение какого периода Лермонтов работал над романом?

— Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

Жанр романа. «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.

В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение психологического романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях.

  • Прочитайте определение психологического романа в учебнике

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

— Назовите определяющие характеристики психологического романа.

Приемами создания психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценка действий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера. В своем произведении Лермонтов пользуется всеми этими приемами, что делает произведение более глубоким.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

В «Герое нашего времени» и вообще в прозе Лермонтов идёт, как и в лирике, по пути совмещения жанровых форм.

Попробуем определить жанр каждой из повестей. «Бэла» — путевой очерк сращивается с романтической новеллой о любви европейца к дикарке.

«Максим Максимыч» — психологическая новелла «Тамань» — сочетает в себе жанры авантюрная новелла остросюжетная повесть

«Княжна Мэри» — жанр дневниковой записи, а также очевидно влияние жанра современной Лермонтову светской повести

«Фаталист» — содержит признаки романтической повети с её загадочностью и необъяснимым вмешательством высших сил.

Особенности композиции романа.

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны? (Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров. Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий)

3. Вспомним определение фабулы художественного произведения. (Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке.)

4. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

ФО Комментарий учителя

5. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все эти части в единый роман.)

6. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.

Печорин едет к месту своей службы, останавливается в Тамани, затем посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем. Последние три повести – это дневник главного героя, история жизни, написанная им самим.

СХЕМА В УЧЕБНИКЕ, СТР. 76.

Вопросы:

1)Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

Такое построение даёт автору возможность:

1.максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

2.проследить историю его внутренней жизни;

3.образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);

4.при таком построении сложная и противоречивая натура героя раскрывается наиболее полно: герой сталкивается с людьми разных национальностей, профессий, убеждений, разной степени культуры, разных социальных слоёв. Обстановка, события, люди- всё привлекается для того, чтобы раскрыть сложный мир героя.

5.а самое главное то, каким Печорин уходит из романа. Он совершает поступок, который его достоин.

2) О чем заставляет задуматься такая композиция?

• В повести «Фаталист» читаем:

«Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем». На этих словах мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен больше всего запомниться читателю. Композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека.

Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».

Домашнее задание

Читать роман «Герой нашего времени».

В чём странность и противоречивость характера Печорина? СТР, 78 Вглубь строки. Отвечать на вопросы.

Карточка по вариантам.

Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок развития речи.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.

Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.

Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слово учителя. Слайд № 1.

Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок — семинар.

Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ — 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения — таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.

Объём вашего сочинения — 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.

Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.

II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока

Цель: мотивация учащихся.

Слово учителя. Слайд № 2.

Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде. Чтение определения. Слайд № 3.

Какие направления тем сочинений нас ждут 2 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.

В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Любовь», «Дом». Чтение направлений. Осмысление.

Слайд № 4.

Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т. к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?

Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе».

Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.

Предполагаемый ответ: история, обществознание.

III. Актуализация знаний

Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.

Слово учителя. Слайд № 5.

Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?

Чтение. Осмысление.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)

Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.

Слово учителя. Слайд № 6.

Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим по ней лексическое значение слова «время». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?

Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.

В значениях:

— форма материи;

— продолжительность;

— промежуток;

— момент;

— пора;

— период;

— эпоха;

— срок;

— грамматическая категория. Предполагаемый ответ: многозначное.

Работа со словарём: анализ, сравнение. Слово учителя. Слайд № 7.

Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени.

Слово учителя. Слайд № 8.

Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени. Учащиеся объясняют. Слово учителя. Слайд № 9.

Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Время»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде. Учащиеся читают.

Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?

Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?

Предполагаемый ответ: «Человек и время».

Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период».

V. Включение нового знания в систему понятий учащихся

Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слово учителя. Слайды № 10, 11.

Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина. Учащиеся слушают. Слово учителя. Слайд № 12.

Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно на ваших столах.

1). Почему поэт говорит, что «времена не выбирают, в них живут и умирают»?

2). Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?

3). Как вы понимаете значение слов «…время — кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?

4). Как вы понимаете строки «…время — это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека? Предположительные ответы:

1). Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.

Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.

2). Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.

3). Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры. Слово учителя. Слайд № 13.

Сделаем вывод из наших рассуждений:

Время проверяет наше право назваться Человеком.

Время проверяет нашу силу духа, способность любить, защищать те ценности, которые ты считаешь важными и необходимыми для твоего бытия. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик. Запись учащимися 1 тезиса. Слово учителя. Слайд № 14.

Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1 тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.

Слово учителя. Слайд № 15.

Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?

К уроку вы по группам перечитывали эти произведения. Чтение пунктов памятки 4, 5.

Слово учителя. Слайды №16, 17, 18.

Послушаем краткую информационную справку о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Сообщение подготовленного ученика.

Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».

О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?

Просмотр видеосюжета.

Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.

Слово учителя. Слайд № 19.

ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания человечеству.

Одно из них — Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе. Сообщение подготовленного ученика. Слово учителя. Слайд № 20.

Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем. Предположительные ответы учащихся: Андрей Соколов во время войны полностью лишился семьи, родного крова, достойно прошёл немецкий концлагерь, но сердце его не очерствело. После войны он усыновляет беспризорника Ванюшку. Слайд № 21.

Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли в котором является Сергей Бондарчук. Просмотр видеосюжета. Слово учителя. Слайд № 22.

Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем. Запись 2-го тезиса сочинения учащимися.

Слайд № 23.

Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем информационную справку.

Слово учителя. Слайд № 24.

В информационной справке мы услышали о кризисе общественного сознания, охватившем Россию 40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I, который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал 3 канцелярию — политического сыска, закрыл ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли «Николай Палкин», данный исторический период — «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это время, — «потерянным поколением». Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».

Сообщение подготовленного ученика. Поработаем с текстом романа. Слайд № 25.

Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3, 4 абзацы).

Автор отмечает, что образ Печорина собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.

Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?

Чтение учащихся.

Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.

Слово учителя. Слайд №26

Сделаем вывод: в «эпоху безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым, выбирает путь эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Но история знает и большое количество имён людей, живших в это же время и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов и многие другие. Сообщение подготовленного ученика. Слово учителя. Слайд № 27.

Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.

Слово учителя. Слайд № 28.

Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»? Предполагаемые ответы учащихся.

Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда Смерть становится реальностью, но Сотников выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.

Слово учителя.

Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.

Слово учителя. Слайд № 29.

Вернёмся к алгоритму написания сочинения.

Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».

Слайд № 30.

Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях, которые нам еще предстоит изучить: это романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.

Просмотр видеосюжета.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.

Слово учителя. Слайд № 31

Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе. Повторение учащимися информации о композиции итогового сочинения. Слово учителя. Слайд № 32

Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения? Ответы учащихся.

Слово учителя. Слайд № 33

Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?

В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.

Ответы учащихся.

VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания

Слово учителя. Слайд № 34.

Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе».

Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Время», рекомендованные ФИПИ:

1). Что значит родиться не в своё время?

2). Что значит жить, опережая время?

3). Что значит «быть с веком наравне»?

4). Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?

5). Историческое время — стрела или вихрь (круг)?

6). Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).

7). Как ни долга ночь, а рассвет будет.

VIII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Слово учителя. Слайд № 35.

Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.

Учащиеся заканчивают высказывания:

1. Урок заставил меня задуматься о…

2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык…

3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.

4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…

(774 слова) Михаил Юрьевич Лермонтов снискал популярность не только на поприще поэзии и писательства, но и в драматургии.  В число известных его произведений входят 3 романа, 6 драм. Он написал около 400 стихотворений, 30 поэм. В основе его творчества лежат личные, гражданские и философские мотивы.

В этой статье мы займемся характеристикой персонажа знаменитого произведения писателя «Герой нашего времени», а именно одного из центральных его героев – Грушницкого.

По мере раскрытия внутреннего мира и мировоззрения главного героя романа Григория Печорина автор показывает своим читателям, какие проблемы были острыми в его время. Нам он представил обыкновенного представителя высшего света из дворян, молодого человека интересной внешности. Вместе с его образом автор указал и факторы, повлиявшие на формирование его личности, например, люди, окружавшие молодого Печорина. И рассматриваемый нами Грушницкий как раз и относился к таким людям, и во многом психика Печорина сложилась под его влиянием.

Грушницкий – это сослуживец и друг Григория Александровича, они ровесники. Однако Грушницкий находится в чине офицера и имеет относительно небогатое состояние, хоть и является дворянином. Он привлекателен, обладает смуглой кожей, темными волосами и красивым лицом,  имеет хорошее образование, а также он знает и исполняет все правила этикета, которые приняты в его обществе, и полностью освоил французский язык. Благодаря этим показателям он во многом преуспевает, и особенный успех имеет среди женщин – о нем у них благосклонное впечатление, ведь он всегда мил и учтив, тактичен и остроумен. А офицер это впечатление регулярно использует для своей выгоды.

Но если вчитываться в диалоги этого персонажа с другими, то становится заметно, что он любитель громких и высоких выражений ни о чем, о пустом. То есть, он уже изначально показан нам как тщеславный персонаж – и это, действительно, так, у него завышенная самооценка, и он гордится той бессмыслицей, о которой говорит и заявляет.

Грушницкий считает, что о нем напишут роман, и он будет в нем главным героем. И в связи с этим мы наблюдаем его романтические наклонности, доходящие порой до настоящего фанатизма – персонаж чувствует себя важным и неповторимым, он разжигает в себе пламя высоких чувств, которых на самом деле нет.  А для самого себя он думает, что презирает общество.

Офицер настолько вжился в придуманную роль, что даже в форменной одежде отдает предпочтение не принятой для его чина форме юнкеров, а ходит в обычной солдатской шинели.  Грушницкий считает, что такая простота в образе добавляет ему романтичности и делает исключительным в глазах людей. Он влюблен сам в себя, и в нем нет ничего естественного, все создано им самим, иными словами – искусственный человек, он лишь кажется тем, кем не является на самом деле.

Однако, заметно, что он не особо умен, да и отваги в нем нет, зато есть место малодушию – даже в бои он идет с закрытыми глазами. А поскольку жизнь он проживает легко и не задумываясь, то и в людях он не умеет разбираться и не знает, кто из них что из себя представляет. Из-за этого он не чувствует, что его главный враг – его сотоварищ Печорин.

Вообще же, поначалу Грушницкий создает впечатление о себе, как о романтичном, милом и слегка глупом молодом максималисте. И видно, что он старается обратить на себя внимание, быть в его центре, метя попасть в более высокое и выгодное положение.

Но рассматриваемый персонаж показывает и свои негативные качества – он способен на предательство и обман, может и отомстить из-за мелочи. Например, после того, как ему отказала во взаимности княжна Мэри, он принимается распускать о ней порочащие сплетни. А поскольку он знает о симпатии главного героя к княжне, то старается избегать прямого конфликта с ним и, говоря о девушке, пользуется лишь тем, что намекает и ссылается на слухи. Однако его это не спасает, и он становится соперником Печорина на дуэли. И там он проявил свои подлые качества и страх – боясь, что выстрел Печорина станет удачным, он ломает пистолет главного героя. Только случайно Печорин узнал о том, что оружие испорчено, и этим самым он вскрыл обман, затеянный Грушницким.

А поскольку главный герой – человек благородный, то он предлагает завершить дуэль миром. Но Грушницкий отказывается, поскольку знает, что если согласится на предложение Печорина, то опозорится на все свое сословие, и не видать ему столь желанных им благ. В итоге Печорин убивает его. Для Грушницкого мнение социума оказалось важнее, чем собственная жизнь.

Заметно, что сам автор не питал к Грушницкому особых симпатий и не хотел ярко показывать хорошие черты персонажа, тем более, что им в его душе почти не оставалось места – ведь герой стал полностью зависимым от общества, к которому принадлежит, и теперь не он был хозяином своей жизни, а именно общество. Именно из-за этого Грушницкий и погиб. Но, если бы он не стал считаться с мнением общественности, а поступил бы разумно, то остался бы жив. И пусть о нем бы не написали романа, но персонаж остался бы верен себе. А так его жизнь – пуста и бессмысленна.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками. В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества.

Создается новый образ – «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом. В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин. Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей.

Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» – баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал».

Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник : «я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли.

Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть. Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого.

Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане. Также слаб он и в психологическом плане.

Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Слов.

Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?

С каждой прочтенной книгой человек становится намного богаче внутри и умнее. Некоторые книги являются настоящими друзьями, они могут дать правильный совет, ведь писатели чаще всего в своих произведениях делятся с читателями своим ценным опытом, который они могли приобрести спустя большой отрезок времени.

Часто в книгах люди ищут утешение, поскольку они привыкли прибегать к ним с самого раннего детства. Тогда мы читаем самые интересные сказки и делимся приятными впечатлениями со своими друзьями. Начинаем верить в принцев или принцесс, в злых героев и в добро, которое их побеждает.

А с возрастом, когда мы начинаем читать не много другие произведения, то не перестаем фантазировать, ведь каждая история как будто переносит нас в другое время, в иное измерение, расширяет наше мировоззрение и дарит множество приятных впечатлений.

Они даже способны поднять человеку настроение и отвлечь от негативных эмоций или переживаний. С интересной книгой никто никогда не бывает одиноким. А вот что касается любимых книг, то они, конечно же, становятся настоящими друзьями, ведь их всегда приятно перечитывать и мысленно опять погружаться в любимую историю.

С ними мы не хотим расставаться, поэтому они с нами на всю жизнь. Каждый человек имеет свое любимое произведение. Это может быть «Анна Каренина» или «Герой нашего времени», «Война и мир» да и многие другие. Некоторые предпочитают сборники стихотворений, в которых собрана самая разнообразная тематика.

И любовь, и печаль, и радость, и разлука. Такие различные понятия присутствуют в гениальных строках Маяковского, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, Блока, Бродского и многих других.

Алексей Толстой невероятно правильно выразился, сказав, что именно книгу можно сопоставить с беседой с умным человеком. Поскольку когда читаем произведение, мы как будто общаемся с ее героями, переживаем вместе с ними. Читать – прекрасно и полезно, ведь человек, который любит книги, имеет очень глубокий внутренний мир и никогда не бывает одиноким. Я согласна с этим выражением.

Книга- умнейший собеседник. И если вам не скучно наедине с книгой, то других собеседников и не надо!

Слов.

Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Герой нашего времени — лишний человек Мы поможем в написании ваших работ!

Печорин лишний человек и почему сочинение 9 класс

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Почему Печорин лишний человек

На первых порах 19 столетия начинают проявляться работы, основной темой которых является конфликт человека и общества. Появляется современный образ — «лишнего человека», отвергнутый, и не только, людьми.

В произведении «Герой нашего времени» как раз и появляется этот образ по имени Григорий Александрович Печорин. Он происходит из влиятельной семьи дворян, из-за чего с самого детства всегда был окружен богатыми людьми. Но вскоре ему надоело богатое общество с бессмысленными потехами за деньги, то есть различные баллы, обеды, маскарады и так далее. Григорий был заинтересован больше в науке.

Внутренний мир Печорина пустовал, причиной этому было его развитие. С рождения он был вынужден жить пустой жизнью и его будущее было тоже пустым. Он писал в своем дневнике, что если он был скромен — его обвиняли в лжи; он стал скрытным, так как никто не дарил ему ласки; он стал злым, так как его оскорбляли; он был готов полюбить всех, но никто его не понял и он стал ненавидеть всех.

В произведении Печорина показывают, как жертва дворян. В результате этого с ранних лет он становился бездушным, грубым и эгоистичным человеком, он каждый раз понемногу отодвигался от общества.

В течении всего произведения Печорин старается бороться с пустотой внутри. Однако его попытки оказываются неудачными. Все что он затевал было провальным. Печорин это знает и мучается из-за этого.

Его муки показываются в нескончаемом противостоянии между гуманизмом и цинизмом. Все эти страдания он написал в дневнике, в своей внутренней борьбе он лишал себя всем нужным для существования.

Вот эти все страдания сделали его «лишним человеком» среди людей.

  Сочинение на тему “Почему важно быть грамотным человеком”

Еще Печорин измучен в моральном аспекте. Он не хочет знакомиться с людьми, беседовать с интересными собеседниками. У Печорина нет близких друзей, также ему никто не нравится.

Печорин оправдывается тем, что дружба не опирается на равноправности, а на страхе лишиться свободы. В результате этого можно умозаключить, что Печорин придает внимание только своей свободе.

Он так любит свободу, что грезит властью и хочет подчинить себе все и всех.

Доктор Вернер и Вера являются ближайшими людьми Печорина. С доктором они похожи своим одиночеством, душевной неустроенностью и складом ума.

Вера — это первая девушка в мире, которую он любит восхищенно и благородно, но вскоре у них возникают препятствия, которые он не в силах решить. В его сердце всегда борются огненная страсть и ледяное безразличие.

Эгоизм Печорина проявляет его безрезультативность во всем, так как он не делает ни добра, ни зла, уделяя внимание своим стремлениям и проблемам. Это говорит о том, что он замкнулся в себе.

Вариант 2

Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Название романа подсказывает нам, что его герой был типичным представителем своего времени, времени бездуховности и жестокого политического преследования людей передовых взглядов после разгрома восстания декабристов.

В это время у молодежи не было возможности осуществить свои планы и идеи, поэтому в их сознании появлялось неверие и сомнение.

Все эти черты, присущие целому поколению, автор и отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин.

Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему он стал таким? Почему он не нужен обществу?

Родился Григорий в богатой дворянской семье. Детство у него было радостным и безоблачным. Но в характере мальчика с ранних лет зарождались грубость, жестокость, лицемерие. Он впоследствии сам понимал это, записывая в дневник.

С дневника Григория мы узнаем, что когда он говорил правду, ему не верили, вот и научился врать.

Его не жалели, оскорбляли, вот и появились такие черты характера как злопамятность, ненависть ко всему окружающему и внутренняя пустота.

Юность также не принесла Печорину удовлетворения. Ему быстро наскучили балы и другие праздные события светской жизни с пустыми разговорами ни о чем. Он стал постепенно отдаляться от людей, теряя веру в жизнь. Печорин решил заняться наукой, много читает, но это занятие ему быстро становится скучным.

Можно сделать вывод, что среда, в которой он рос и заложила в его личность все пороки. Но с этими пороками он пытался бороться, хотя эта борьба была нерешительной и сводилась к нулю. Все, чтобы он не начинал делать, было обречено на провал и он очень страдает от этого.

Психологически он также слаб: боится заводить новые знакомства, общаться с умными людьми, иметь друзей, ибо в его понимании все это ограничит свободу. В нем идет внутренняя борьба между добром и злом.

Его свободолюбивая натура боится потери независимости, поэтому он подчиняет все своей воле, даже любовь. Он замкнулся в себе и для него чужды добрые дела и поступки.

Два человека ему близки – Вернер и Вера, но даже в отношении к ним он не может перебороть себя.

Главная трагедия Печорина в том, что он мог изменить свою жизнь, но его действия при этом были ничтожны. Он приносил только несчастья окружающим, нигде не мог найти применения своим силе и таланту, поэтому везде был лишним человеком. В конце романа Печорин осознает, что не мог найти свое место в жизни, он стал здесь лишним.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими.

Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся.

Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то).

Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него.

Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя.

Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми.

Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать.

Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать.

Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

9 класс

Печорин — тип «лишнего человека»

Белинский утверждал, что Онегин — герой времени того поколения, а его сходство с Печориным меньше, чем расстояние между реками Онегой и Печорой. Однако, налицо сходство между двумя этими персонажами. Они оба — дворяне, любившие светские удовольствия.

И Онегин, и Печорин разочаровались в окружении, и ставили себя выше него; также они обладали незаурядными умственными способностями, но не смогли применить их.

И обоих героев можно назвать «лишними людьми», потому что они не смогли встроиться в социальную структуру общества…

Печорин жил в эпоху политической реакции, и это существенно сказалось на его внутреннем мире. У героя просто не было «питательной почвы» для саморазвития и самовыражения.

Главный герой романа чрезвычайно одарен, читатель сразу замечает его высокий интеллектуальный уровень, сильные страсти и глубину души. Природный ум Печорина, развитый и обогащенный культурой и богатым жизненным опытом, делает его проницательным человеком, безошибочно разгадывающим людей и их душевные переживания.

Печорин — очень сильная личность, он обладает волей и жаждет действия. Однако этого персонажа терзают противоречия. Несмеющиеся глаза, усталая походка при крепком телосложении и энергичности — даже внешность содержить противоречия. «Болезнь» героя того времени можно поэтапно проанализировать.

Во-первых, Печорин мечется между двух начал: с одной стороны, герой циник и скептик, с другой стороны, он хочет живой деятельности и ярких впечатлений.

Во-вторых, этот персонаж не может найти баланс между рассудком и чувствами, эгоизмом и состраданием. Он глубоко анализирует себя, поступки окружающих, но в то же время, Печорин обладает горячим сердцем и способностью понимать окружающую действительность.

Герой очаровывает княжну Мери, чтобы самоутвердиться за счет Грушницкого, насмехается над «водяным обществом», доводит до погибели Бэлу, до изнеможения анализирует свои мысли.

И в то же время, он в слезах бежит за Верой, открывает душу княжне, любуется природой перед дуэлью.

Именно эти противоречия делают Печорина лишним в обществе. Он не может полностью раскрыть свои задатки, самовыразиться из-за социальных и политических факторов. Внешняя среда загоняет его в тупик. А внутренний мир, бесконечная «рефлексия» и анализ, поедают все душевные силы героя. Вот почему Печорин — «лишний человек».

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  Сочинение на тему “Мой любимый уголок города” (Ответы)

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.
  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением.

Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной.

Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком.

Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин.

Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком».

Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Черты характера

В погоне за острыми ощущениями молодой человек часто пренебрегает чувства окружающих. Он делает все, чтобы добиться желаемого. На основе поступков можно кратко выделить главные черты его поведения:

  1. Бесстрашие и желание идти до конца — фатализм (соглашается на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т. д. ).
  2. Потакание любым, даже мелочным желанием — он от скуки влюбляет в себя молодую княжну, а затем разбивает ей сердце.
  3. Неосведомленность в том, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда необдуманных поступков, повлекшая многие трагедии, например, смерть Бэлы.
  4. Недоверие, с которым он относится ко всем вокруг, включая людей, переживающих о его самочувствии — Вера, Максим Максимыч, Вернер.

На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную личность, истощенную в моральном плане.

Печорин, несомненно, полон изнутри различными чувствами и переживаниями, но убежден, что они никому не нужны, и предпочитает прятать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина лишним человеком.

В сочинении Лермонтова герой демонстрирует окружающим внутреннюю пустоту и возводит вокруг своего сердца стены, которые никто не в силах пробить.

Можно предположить, что Печорин — «маленький человек». Однако это не так. Он знает, какую цену имеет его жизнь, может ею управлять и делать важные решения просто этого не хочет.

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это.

Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается.

Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.

«Лишние люди» появляются в любую эпоху. Одни рождаются раньше времени, другие живут прошлым веком. Написать сочинение «Печорин – «лишний человек» можно, взяв за основу предложенный рассуждения.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии.

Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения.

Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Печорин – лишний человек своего времени (по роману «Герой нашего времени»)

Для читателей Литероведа предлагаем новое сочинение на тему «Печорин – лишний человек своего времени (по роману «Герой нашего времени»)», в котором не только расскажем о личностных качествах главного героя романа, но и ответим на вопрос, почему его назвали лишним человеком.

В 1836 году известный русский поэт М.Ю. Лермонтов задумал написать вместе с С.А. Раевским роман о своем современнике, гвардейском офицере, представителе светского общества.

Однако арест и ссылка 1837 года прервали работу над произведением. За годы, проведенные на Кавказе в ссылке, писатель обогатился  новыми впечатлениями, познакомился с новыми людьми, которые стали прототипом героев романа.

Уже в марте 1839 года читатели познакомились в первой главой произведения.

Главный персонаж «Героя нашего времени» — Григорий Александрович Печорин, названный «лишним человеком своего времени». Лишними в обществе называют людей, которые не могут найти себе место в мире и реализовать свои богатые возможности. Таков и Григорий Печорин.

Он молодой дворянин, родился и вырос в высшем свете, поэтому знает все пороки великосветского общества не понаслышке. Сначала он гонялся за светскими удовольствиями, однако вскоре они пресытили его, разочаровали.

Затем он пытался заняться наукой, чтением книг, однако и эти занятия не удовлетворили его потребности, не сделали его счастливым, тогда он стал искать счастья в любви, в военной службе, но везде и всюду, как верный пес, за ним следовали все те же разочарование и скука. 

Герой – образованный, умный, сообразительный представитель своего поколения. Он тонкий психолог, умеет хорошо разбираться в людях, видит их насквозь, дает окружающим тонкие и верные характеристики.

Это качество не раз помогало ему в жизни, благодаря ему он сумел одержать победу над Грушницким, влюбить в себя черкешенку Бэлу и княжну Мери, знал, как вести себя в светском обществе, где нет ни одного искреннего чувства, правдивого слова, только маски и интриги.

 Печорин не довольствуется ролью пассивного наблюдателя жизненных событий, он всегда стремится стать их активным участником, вмешаться в события, при этом его не пугают ни опасности, ни смерть.

Кажется, имея такие качества, как ум, активность, наблюдательность, самообладание, невозможно не быть счастливым человеком. Однако ничего из того, чем бы занимался Печорин, не имеет большой и четкой цели.

Печорин — активный человек, однако его активность не нужна никому: ни ему самому, ни другим людям, с которыми он встречается на жизненном пути. Он ищет настоящее дело, к которому можно приложить его талант и недюжинные силы, но вместо этого находит лишь подобие дела и не получает ни счастья, ни радости.

Он умен и образован, наблюдателен и находчив, но все эти достоинства приносят несчастья другим людям, с которыми судьба столкнула Печорина: погибла Бэла, вырванная из привычной среды, из родительского дома; пропал Азамат, оставив отца; разбито сердце княжны Мери Лиговской, имеющей неосторожность полюбить героя; погиб Грушницкий, осмелившийся вступить в противоборство с Печориным; разрушена жизнь честных контрабандистов. Нет в жизни Печорина достойной цели, все его действия, поступки случайны, продиктованы сиюминутными порывами. Активность героя бесплодна, словно выжженное поле, а сам герой глубоко несчастлив. История его жизни – это история незаурядного человека, пытающегося реализовать себя, найти удовлетворение своим потребностям; это история утраты Печориным  жизненных сил.

Герой называет себя нравственным калекой и обвиняет в этом общество. В дневнике Печорин пишет, что все его дурные качества родились только потому, что их в нем предполагали. В скромности героя  окружающие подозревали лукавство; в правде, которую он говорил, слышали ложь; его никто не ласкал, только оскорбляли. Окружающие не понимали, что герой глубоко чувствует добро и зло.

Печорин признается, что был готов любить весь свет, однако его никто не понимал. Такое отношение со стороны великосветского общества сделало героя злопамятным, злым, завистливым, скрытным. Он научился ненавидеть и лгать, хоронить свои настоящие, добрые чувства так глубоко, что никто даже и не подозревал об их наличии.

Тогда в его груди родилось отчаяние: не такое, которое лечится под пулями, а холодное и бессильное, мастерски прикрытое  светской любезностью и милой улыбкой. Но он отмечает, что одна половина его души умерла. Герой одинок, он не может никому открыть душу, поэтому изливает свои мысли только на бумаге, в дневнике.

Деятельный, энергичный, умный, он не просто уходит от общества, а бежит от него, становясь жестоким и нелюдимым, однако измениться уже не может.

Судьба лишних людей всегда предсказуема: сначала они умирают морально, а потом и физически. Именно так и случилось с Печориным.

Он, к сожалению, появился не в свое время: вступил в жизнь в 30-е годы 19 века, после разгрома декабристов, а умер прежде, чем на историческую сцену вступили революционные демократы, поэтому дела, достойного такой сильной, волевой натуры, как Печорин, не нашлось, что обрекло его стать лишним человеком.

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

  • Выполнила ученица 10 класса МКОУ «Никольская СОШ» Новоусманского района Воронежской области Саяпина Ирина Павловна
  • Проверила учитель русского языка и литературы Гордиенко Оксана Владимировна
  • Почему Печорин «Лишний человек»?

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся поэт и прозаик XIX века. Несчастливое детство, ранняя смерть матери, бесконечные распри между отцом и бабушкой – все это отразилось на творчестве писателя,придавая ему настроения грусти , одиночества и глубокого самоанализа .

Не смотря на то что Лермонтов прожил всего 27 лет , он достиг больших успехов и смог встать на одном уровне со своим кумиром – Александром Пушкиным .

Условно творчество Михаила Юрьевича можно поделить на 3 периода : ранний (1828-1832 г.) , переходный (1833-1836г.

) и зрелый (1837-1841 г ); переломным моментом между которыми является смерть Пушкина , имеющего особое влияние, как на личность , так и творчество Лермонтова .

Под впечатлением первой ссылки на Кавказ Михаил Юрьевич в 1837 году начинает работать над первым психологическим романом «Герой нашего времени». В центре произведения сложная и противоречивая личность – Григорий Печорин. Автора интересуют не столько события, сколько внутренний мир героя .

Изображению и раскрытию образа Григория способствует особая композиция романа , состоящего из 5 частей , каждая их которых имеет собственное заглавие и сюжет . Лермонтов намеренно нарушает хронологический порядок глав , следующих друг за другом по принципу более глубокого проникновения в мир Печорина .

сперва оценка действиям главного героя дается самим автором , затем оценка извне , то каким его видят современники .

Но настоящим Печорин предстает в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист », в которых происходит самораскрытие героя , его самоанализ , проявление способности видеть насквозь других людей и в какой то степени умение манипулировать ими .

В предисловии Михаил Юрьевич называет Печорина «безнравственным человеком », а позже и сам герой назовет себя «нравственным калекой » «Герой Нашего Времени – портрет не одного человека : это портрет из пороков всего нашего поколения в полном их развитии »- отмечает писатель.

Печорин по типу героев является «лишним человеком». Герой данного типа – не просто отвергнутый обществом человек , это люди , которые не могут найти себе места в мире . Эти герои всегда находятся в конфликте с современным для них обществом , они способны видеть пороки других людей , но не способны им противостоять .

Печорин молодой человек из дворянской семьи. Сперва юноша наслаждается тем, что можно купить за деньги , вскоре ему это надоедает. Григорий попадает в высший свет, любовь светских красавиц раскаляла в нем самолюбие и воображение, но сердце героя оставалось пустым . Печорин решает обучаться наукам , но и это для него становится скучным .

Герой находится в постоянном движении ,надеясь хоть где-то найти себе место . Вскоре его переводят на Кавказ, в нем селится надежда , что «скука не живет под чеченскими пулями», но уже через месяц близость смерти становится привычкой и герой теряет последнюю надежду .

Жизнь Григория Александровича становится пустее день ото дня и он старается убедить себя , что путешествия по Америке , Аравии , Индии наскучат ему не так скоро. В главе «Максим Максимыч» герои находят странности в Печорине: «в дождик , в холод целый день на охоте ;все зябнут ,устанут – а ему ничего.

А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет ,уверяет, что простудился ; бывало , по целым часам слова не добьешься , зато уж иногда как начнет рассказывать , так животики надорвешь со смеха». Также про него говорили : «Его холодный металлический взгляд.

Глаза не смеялись – признак злого нрава или постоянной грусти»- одна из главных черт «лишнего человека», герой постоянно хандрит. «Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками при ходьбе »- верный признак того ,что он скрытен .

Черты скрытности и эгоизма проявляются при встрече Печорина с бежавшим к нему после длительной разлуке штабс-капитаном . Максим Максимыч хотел кинуться на шею Григорию , но тот довольно холодно, но с приветливой улыбкой протянул ему руку.

Сколько бы герои не просили Печорина остаться с ними , хотя бы еще часа на два, Печорин в спешке решил их покинуть . О себе герой говорит , что у него несчастный характер , сам несчастен и приносит его другим . Ведь по его вине была убита Бела , от его руки погибает Грушницкий, люди вокруг него не могут быть счастливы. Также Григорий Александрович говорит о двойственности своей натуры: «Во мне два человека, один делает ,другой мыслит и судит ».

Печорин не боится давать оценку обществу, при этом постоянно анализирует самого себя, он мыслитель и тонкий психолог . В своих пороках он винит общество, в котором он вырос .

в главе «Княжна Мери », Григорий делится с героиней: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств ,которых не было; но их предполагали и они родились ; моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом».

Печорин чувствует себя выше других людей, в глубине сердца давно умерли чувства, в нем родилось отчаяние .

Именно все это и делает Печорина «лишним человеком», который появился раньше своего времени.

Печорин – «лишний человек» (по роману «Герой нашего времени») – Лермонтов М.Ю. Литература 19 века

Проблема героя является центральной в романе, на что указывает его название — «Герой нашего времени». Однако когда роман создавался, он назывался по-другому — «Один из героев начала века». Различие между этими названиями имеет принципиальный характер. Если бы Лермонтов оставил черновое название, его герой был бы поставлен в ряд многих других героев.

Печорин же, как утверждает автор в окончательном варианте названия, обобщает тип современного героя, вбирая в себя черты персонажей предшествующей литературы, начиная с немецких писателей Гёте и Шиллера, английских — Байрона и Вальтера Скотта, французских романтиков Р. Шатобриана и В. Гюго и, конечно, русских писателей А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и других.

Григорий Александрович Печорин — представитель своего времени, тип героя, в котором отразились эпохальные перемены, происшедшие в мире к началу XIX века.

Эти перемены затронули мировоззрение нового человека, его жизненные ценности, вывели на иной уровень отношения личности и общества, сделали внутреннюю жизнь человека более глубокой.

Лермонтовский герой стал в этом отношении героем, воплощающим черты нового человека.

В обществе, естественно, возникала ситуация, когда отдельные наиболее талантливые личности опережали в своём развитии и поведении значительную часть общества, инертную и отстающую от темпа перемен. Они часто не могли найти себя в общей жизни, их взгляды и позиция вызывали подозрение, и консервативное общество зачастую отторгало их от себя, защищая таким образом свой привычный образ жизни.

В этих обстоятельствах рождалась литература о «лишних людях». Поначалу героями были романтические личности, изгнанные обществом или бежавшие от него, что объясняет такую распространённость в романтизме мотивов бегства и изгнанничества. Позже причины разрыва личности с обществом стали изображаться более объективно, то есть реалистически, учитывая социальную природу и психологию человека.

Произведений о «лишних людях» было написано немало. «Лишними» можно считать ещё гётевского Вертера или байроновского Чайльд Гарольда, однако в русской литературе это особый тип героя.

Термин «лишние люди» возник значительно позже самого литературного явления.

Вернее, явление было отмечено ещё Пушкиным в черновых вариантах «Евгения Онегина», а словосочетание стало популярным после повести «Дневник лишнего человека» (1849) И.С. Тургенева.

«Лишних людей» в русской литературе традиционно представляли триадой героев — Чацкий, Онегин, Печорин. «Лишний человек» — это тип героя-дворянина, отчуждённого от своей социальной среды, то есть фигура, отражающая исторические реалии. Тем не менее, называя этих героев «лишними людьми», следует помнить, что подобное определение значительно упрощает сложность и богатство этих образов.

Тенденция воспринимать литературный образ суженно, то есть проецировать его на условия и обстоятельства реальной личной жизни читателя и критика, проявилась сразу же после выхода романа «Герой нашего времени».

Героя попросту не «узнали», воспринимая его как прославление безнравственности и гордыни или клевету на добропорядочное общество и его мораль. Более тонкие читатели, такие как В.Г.

Белинский, видели в Печорине «болезнь времени», но не в полной мере осознавали, что Печорин — это не отдельный человек, а литературный тип.

Такое восприятие романа современниками побудило Лермонтова написать «разъяснение» в предисловии ко второму прижизненному изданию 1841 года: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

При анализе образа главного героя романа следует исходить из соображения, что Печорин — это человек в самом широком смысле слова.

В этом герое мы непременно обнаружим черты, свойственные нашему поведению, поведению и как частных людей, и как членов общества, то есть в социально-историческом контексте, а также поступки и жизненный выбор, присущие человеку любо/о исторического времени.

На этих уровнях и следует понимать образ Печорина, и если мы предпочтём один уровень чтения другому, то непременно исказим мысль, которую вкладывал автор в своё произведение.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

  • Сочинение писем от марьяны старой нашей няньки ждать не приходилось сочинение
  • Сочинение пикник в лесу
  • Сочинение пикник с друзьями
  • Сочинение печорин человек своего времени сочинение
  • Сочинение пикник на природе с семьей