Сочинение печорин герой своего времени по плану

695 слов михаил юрьевич лермонтов является новатором в отечественной литературе. ведь он создал психологический роман герой нашего времени, в котором

(695 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов является новатором в отечественной литературе. Ведь он создал психологический роман «Герой нашего времени», в котором перед читателем предстаёт совершенно новая композиционная структура, которую по достоинству оценили многие критики. Попробуем разобраться, почему писатель отказался от привычного расположения повестей в своём известном произведении. 

Как признавался сам Лермонтов, создавая свой роман, он задумывался о каждой строчке. Работая над произведением, автор поставил перед собой задачу — продемонстрировать читателю многогранный портрет его современника. Он хотел показать реального человека с сильными и слабыми сторонами. Главный герой, наделенный многими талантами и добродетелями, под воздействием высокомерия и себялюбия смог воплотить в жизнь лишь одни порочные мысли, а достойные помыслы. Это весьма показательный итог для «потерянного поколения» — потомков декабристов, которые так и не смогли реализовать себя в условиях тирании.

В первую очередь, Михаил Юрьевич отказался от обычного расположения повестей потому, что хотел рассказать о жизни персонажа так, чтобы читателя заинтриговала личность героя. Объяснение дурных и хороших поступков Печорина он приберег на потом, чтобы публика сначала томилась, силясь разгадать загадку характера самостоятельно. Так, в первой главе произведения говорится о том, что Печорин похитил Бэлу. Вскоре она стала любовницей героя. А затем персонаж вовсе утратил интерес к героине. Также из первой главы читатель узнает, что Бэлу случайно убил Казбич, который был в нее влюблён. Похищение и охлаждение героя к бедной девушке сразу настраивают читателя на осуждение, но в то же время интригуют его: смельчак и гордец, романтический герой, чье сердце так непостоянно — вот что цепляет публику с первых же страниц.

Вторую часть писатель назвал «Максим Максимыч». Здесь повествуется о событиях, произошедших уже спустя несколько лет после гибели Бэлы. Листая страницы, читатель узнает, что Печорин погибает по пути в Персию. Также во второй главе упоминается о дневнике главного героя. Благодаря ему, читателю открываются события, произошедшие с Печориным до того момента, как он встретил Бэлу. Именно эти главы являются самыми интересными. Зная Печорина со стороны, мы вдруг получаем доступ к его душе. И вот читатель уже не может оторваться от книги…Так, в «Тамани» главный персонаж оказался в увлекательном приключении с контрбандистами. Авантюрный сюжет не только развлекает читателя, но и заставляет задуматься: почему герой видит свое предназначение лишь в том, чтобы быть слепым орудием судьбы? Мы нападаем на след истинного недуга Печорина — хандры. Глава «Княжна Мери» — это уже исповедь больного. В городе Кисловодск Печорин встретил Мери Лиговскую и нарочно играл на ее чувствах. Там же он он вновь встретил свою большую любовь — Веру, замужнюю даму. Также рассказывается о том, что герой убил Гришницкого в результате дуэли. Описывая эти события, герой дает себе беспощадную и предельно честную оценку. Мы узнаем немного о его биографии и понимаем, что его диагноз — проблема целого поколения дворян. В финальной главе произведения «Фаталист» писатель поднимает вечные вопросы смысла жизни человека. Автор пытается выяснить, способен ли человек обмануть судьбу и сам выбрать свой жизненный путь? Здесь Печорин предстаёт в образе борца за свои права на жизнь. Однако мы знаем, что именно борьба с судьбой приведёт героя к смерти. 

Как мы видим, в романе «Герой нашего времени» фабула и сюжет не совпадают. Писатель хотел добиться того, чтобы читатель, в первую очередь, обращал внимание на внутреннее состояние главного героя. И это у него получилось. Композиция «Героя нашего времени» является уникальной. Описывая жизненные испытания персонажа, Лермонтов даёт психологическую характеристику своего героя. Как считают многие критики и литераторы, необычная композиция позволяет читателю детально рассмотреть образ главного героя. 

Интересно, что писатель использует кольцевую композицию. Так, впервые персонаж предстаёт перед читателем, находясь в крепости. И в последний раз читатель наблюдает за героем, когда он находится в той же самой крепости, собираясь в Персию.

Еще одна особенность композиции — порядок рассказчиков в книге. В первой главе о Печорине читатель узнает благодаря Максиму Максимычу — человеку простодушному и невзыскательному. А вот во второй главе автор представил уже более подробную характеристику образа Печорина. Здесь рассказывается о внешности персонажа, а также о его поведении. Повествование ведётся от лица рассказчика — более искусного наблюдателя, чем капитан. В главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» главный герой описывается сам себя в своём дневнике. Можно заметить, что в этих частях внутренний психологический накал острее: мы проникаем к жерлу души героя.

Таким образом, композиция в романе «Герой нашего времени» играет важную роль. С помощью нее писатель хотел детально раскрыть образ своего героя, образ поколения, а также показать неспособность человека подчинить свою судьбу. 

Автор: Виктория Комарова

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Проблематика романа «Герой нашего времени». Перед Вами два варианта, каждый раскрывает тему. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения!

Вариант 1

(491 слово) Роман «Герой нашего времени» был написан в 1839 году. Писатель создавал свое поистине известное произведение, находясь под впечатлением от поездки на Кавказ — край вольнолюбия и место для диссидентов. Видимо, поэтому Лермонтов взбунтовался даже против классических законов литературы и отказался от привычных хронологических правил в расположении повестей. Однако читатель знает, что цель такой композиции обусловлена стремлением писателя показать главного героя Печорина с разных сторон и в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, новаторская композиция позволяет затронуть многие важные проблемы, которые раскрываются в разных жизненных обстоятельствах.

Основная проблема произведения Лермонтова «Герой нашего времени» состоит в раскрытии трагедии Печорина как личности. Главный герой, получивший светское воспитание и богатое наследство, пытается обогатить свою жизнь призванием, однако попытки эти длятся недолго. Печорин оказывается равнодушным ко всему. Он ощущает в себе внутреннюю силу и энергию, но он не знает, куда ее применить. В итоге он отдаёт всего себя любовным интригам, случайным приключениям и психологическим экспериментам над людьми и делает вокруг себя несчастными. Безусловно, Печорин умен и образован, мог бы много достичь, однако герой внутренне опустошен, а потому критики назвали его «лишним человеком». 

Не менее интересна проблема предопределения. Своим поведением, с одной стороны, Печорин показывает, что свобода человека ничем не ограничена и подчинена только его воле. Так, по своему желанию герой вырывает из окружения Бэллу, экспериментирует над Мери, провоцирует Грушницкого. В то же время Печорин признаёт существование судьбы и ее силу, ведь видит «печать смерти» на лице Вулича в главе «Фаталист».

Также в своем произведении Михаил Юрьевич поставил проблему счастья. Вся жизнь Печорина представляет собой поиск разгадки простого человеческого счастья. Любовь, к которой так стремился главный герой, оказывается для него непостижимой силой. Она не принесла герою духовной гармонии, так как он любил лишь для собственного наслаждения. Герой просто впитывал чувства людей, ничего не отдавая взамен. Анализируя его способность к дружбе, читатель приходит к выводу, что Печорин осознаёт, что и на нее не способен. «Из двух друзей всегда один раб другого», — такую мысль пронес Печорин сквозь свой жизненный путь. Однако рабом быть Печорин не умеет, а управление другими он считает утомительным трудом. В своей душе персонаж ощущает лишь усталость. 

Также в образе Печорина раскрывается проблема эгоизма. Печорин является типичным страдающим эгоистом. Он причисляет себя к тем, кто скитается по земле без каких-либо убеждений и принципов. Герой не понимает, зачем родился и ради чего живет. Здесь прослеживается поднятая писателем проблема смысла жизни и предназначения. Печорин постоянно чувствует свою нравственную ущербность. Герой находится в постоянном конфликте не только с обществом, но и с самим собой. Он сделался «нравственным калекой», — такого наказание Печорина. Можно назвать его настоящим романтическим героем. Особенно это заметно в главе «Бэла», ведь она построена по законам романтизма. Здесь главный герой противопоставлен окружающему миру. Григорий ищет неземной любви, но сталкивается с суровой реальностью, где он не может нести ответственность за того, кого приручил.

Таким образом, в романе «Герой нашего времени» автор затронул множество актуальных проблем, которые очень интересны читателю даже сегодня, когда есть много доступной современной литературы. Лермонтову удалось передать весь драматизм внутренней жизни героя, которая так увлекает публику.

Вариант 2

(478 слов) «Герой нашего времени» — это уникальное произведение со множеством особенностей. В романе Михаила Юрьевича Лермонтова соединились черты романтизма и реализма. Это первый реалистический психологический роман в прозе, опубликованный в России. Оно состоит из пяти глав, совершенно самобытных и являющихся отдельными произведениями, объединенными лишь образом главного героя. И, конечно, столь же оригинальной является проблематика книги.

Основной проблемой произведения «Герой нашего времени» является жизнь лишнего человека. Писатель изучает его отношения с миром, людьми и самим собой. Данная проблема широко раскрывается в образе Печорина. Это молодой офицер и богатый дворянин с прекрасным образованием и воспитанием. Он много знает, много умеет, много мог бы сделать. Но по натуре он является типичным эгоистом, которого не заботит общественное и государственное благо. Поэтому Печорин так  и не смог найти главной цели в своей жизни и своего предназначения. В личной жизни он также неудовлетворен и не реализован. Он разочаровывается в людях и сомневается в существовании настоящей дружбы. Однако, несмотря на это, нельзя утверждать, что у героя и вовсе не было целей. Ведь одна из его целей — изучение природы и возможностей человека. Но даже в этом амплуа герой проявляет свое равнодушие к людям и их судьбам. Безразличие, навеянное эгоизмом, становится еще одной проблемой романа.

В романе раскрывается и проблема свободы. Герой все время пытался исследовать природу человека и его воли. Григорий активен, свободен, но так ли он независим от судьбы? Каково соотношение рока и воли человеческой в нашем мире? Проблема судьбы и степени человеческой свободы ярко поставлена в главе «Фаталист». Эта часть представляет собой итог всех исканий героя. Уникальность главы «Фаталист» состоит в том, что в ней представлено несколько эпизодов, которые то подтверждают, то отрицают существование судьбы. Печорин, кажется, склонен к мистической концепции предопределения, ведь ясно различил «печать смерти» на челе Вулича.

Не менее интересна проблема справедливости. Григорий, с одной стороны, является чутким и справедливым человеком. Ему претит откровенная безнравственность, поэтому он, например, находит в себе силы прямо признаться Мери в том, что он ее обманул. Благодаря своему уму и наблюдательности, Печорин разоблачает Грушницкого, ведь его злит подлость этого человека. Чтобы докопаться до его сущности, Печорин ставит героя в трагическую ситуацию. И в этом эпизоде Григорий переход грань между поисками справедливости и откровенной жестокостью. Он убивает юнкера только за то, что тот попытался подложить незаряженный пистолет и не признался в этом. В этой ситуации от Печорина отворачивается даже его родственная душа — Вернер. Сложная этическая дилемма, в которой оказался герой, ставит неразрешимые вопросы и перед читателем. Имел ли право Григорий убивать своего обидчика? Гуманизм все-таки подсказывает, что нет.

Печорин является противоречивым героем. Вызывают возмущение и недоумение его цинизм и эгоизм. В то же время, восхищают его ум и сила характера. Потрясенный смертью Бэлы, герой сумел увидеть свои недостатки и осудить себя.

Таким образом, произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает актуальные во все времена проблемы. Отличительной чертой знаменитого романа писателя является использованный им прием психологизма. С помощью него читатель знакомится с внутренним состоянием и переживаниями героев произведения.

Автор: Виктория Комарова

Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей  композиции; доказать, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.

Задачи: создать условия для более полного понимания текста; развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.  

Оформление доски:  число, тема » М.Ю.Лермонтов“Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции.»

Тип урока:

Эпиграф: “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” (М.Ю.Лермонтов)

Домашнее задание к уроку:

-Чтение романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

-Анализ композиции произведения.

а) Кто рассказывает историю Печорина?

  • Степень знакомства рассказчика с героем.
  • Его социальный статус.
  • Интеллектуально-культурный уровень.
  • Нравственные качества.

б) Проанализируйте сюжет романа.

в) Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабула).

I Организационный  момент.

II Вступительное слово учителя.

Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально  как цельное произведение. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 года:  в 1839 в журнале «Отечественные записки» — «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и  позже «Фаталист». 1840  — «Тамань». В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

III Основная часть

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.

— Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении “Героя нашего времени”. Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин?

Ответы учащихся.

Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

  • Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
  • Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
  • Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
  • А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

– Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

-Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо вспомнить историю, что было характерным для 30-х -50-х годов 18 века.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно- философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М.Ю. Лермонтова могло стать эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.

  А.  Обратимся к композиции сочинения.

I. – Кто рассказывает историю Печорина?

Ответы учащихся.

Запись на доске (работа в тетрадях):

1. Максим Максимыч  («Бэла») – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.

2.  Странствующий офицер (офицер-повествователь) («Максим Максимыч») Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.

3. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.

— А где же автор? Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.

Б. – Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

— Давайте откроем содержание романа.

— Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)

— Сколько частей в романе? (две)

— А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)

— Почему после главы «Максим Максимыч» идёт глава №1 «Тамань»? (повествование начинает сам Печорин)

Ответы учащихся 

— Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

 Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором  о них сообщает автор).

  1. “Бэла” /4/
  2. “Максим Максимыч” /5/
  3. “Предисловие”
  4. “Журналу Печорина” /6/
  5. “Тамань” /1/
  6. “Княжна Мери” /2/
  7. “Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

  1. “Тамань”
  2. “Княжна Мери”
  3. “Фаталист”
  4. “Бэла”
  5. “Максим Максимыч”
  6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

— Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

— Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.

В. – Восстановите хронологический порядок событий.

-Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову (

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

— Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

—  Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)

Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).

Запись в тетрадях:

Такое построение даёт автору возможность:

— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

— проследить историю его внутренней жизни;

— образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);

— при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: «Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем». На этих словах мы прощаемся  не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.    

Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Г. — Почему «Герой нашего времени» -это первый психологический роман в русской литературе?

— Что такое психологизм?

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

  • Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
  • Офицер-повествователь.
  • “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

 Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

 IV Диспут  : почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.

V Домашнее задание ( Слайд 13): комментированное чтение главы «Княжна Мэри», выбрать эпизоды, которые будут использованы для характеристики века Лермонтова.
VI   Итоги: -В чём необычность композиции романа Лермонтова?

— что такое психологизм и почему произведение «Герой нашего времени » является первым психологическим романом в русской литературе?

Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).

Рефлексия:  

Урок  мне                     понравился / не понравился

Материал показался   сложным/ сложным, но нужным/ ненужным

Домашнее задание      заинтересовало/ безразлично/ сложно

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» вошло в историю мировой и отечественной литературы не только благодаря новому для своего времени сюжету и героям, но и из-за своей формы и художественной ценности содержания. Поэт мастерски выписал не только характеры своих героев, но и оставил для предшественников ярчайшую и достоверную картину того мира, в котором жил сам. К тому же, будучи знатоком человеческих душ, в данном романе он так четко и лаконично подметил некоторые человеческие привычки и жизненные закономерности и облек в свои стихи, что они и по сей день не исчезли из нашей речи.

Афоризм — лаконично изложенная законченная мысль, зафиксированная в текстовой форме и в дальнейшем часто воспроизводимая другими людьми. Иными словами, афоризмами и являются те четкие и хлесткие наблюдения Александра Сергеевича, которых множество в его лирических отступлениях и авторских словах. Острый и ироничный ум поэта сделали первый в российской литературе роман в стихах одним из самых известных и цитируемых по сей день. Но порой мы используем пушкинские фразы даже не зная откуда они и кому принадлежат. В данной статье собраны самые популярные афоризмы и известные строки из романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина по главам.

1 глава

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь

(гл. 1, ст. 5, слова автора)

Эти строки – одна из самых популярных фраз, заимствованных у А.С. Пушкина. Данный афоризм можно употребить в качестве указания на то, что полученных знаний недостаточно, они неполны и поверхностны. Про своего главного героя А.С. Пушкин говорит точно так же: его поверхностных знаний на самые популярные в обществе темы было достаточно для того, чтобы прослыть человеком умным и блестяще образованным, но не более того.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

(гл. 1, ст. 46, слова автора)

Эти строки в контексте романа были призваны дать характеристику не только Онегину, но и поколению молодых людей в целом. Зачастую недостаточный жизненный опыт и первые юношеские разочарования, неизбежно наступающие после столкновения с реальным миром, они принимают за константу и считают свои необоснованные суждения правдой жизни. Характерные для современников Онегина привычки идеализировать, все отрицать и ко всему относиться скептически в итоге приводят к особому поведению юных людей, к пренебрежительному отношению к окружающим и к уверенности в своей уникальности и особенности. Такое поведение повсеместно встречается и в современном мире, а значит, строки не утратили своей актуальности.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей

(гл. 1, ст. 25, слова автора)

Чтобы понять суть сказанного, стоит обратиться к тому историческому контексту, в котором создавалось это произведение. Белинский в своей критике «Евгения Онегина» указывал на следующую особенность: русский человек все еще не может принять тот факт, что истинно национальным и народным русским романом может быть произведение не только про грубых мужиков и деревенский быт, но и про людей светских, пусть и одевающихся по европейской моде, но не перестающих быть русскими. Дворянство по-прежнему остается ведущим классом, неким транслятором образования и прогресса внутри своей родной страны, несмотря на внешний «иноземный» лоск. Конечно, есть в данных строках и более приземленный смысл: уделять внимание своей внешности может и должен любой. Независимо от должности, призвания и возраста опрятный человек всегда располагает к себе и проявляет уважение к своему окружению.

2 глава

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Это одна из самых ярких цитат из произведения, строки, призванные показать насколько сильно отличаются друг от друга Онегин и Ленский. Эти юноши – полные противоположности друг друга и судьбами, и характерами, а саму фразу и сегодня используют для того, чтобы красочно указать на различия между кем-либо или чем-либо. В реальном мире, как и в произведении Пушкина, порой даже самые непохоже друг на друга люди находят общий язык, становятся друзьями или создают семьи. Как в природе противоположные по всем признакам вещи сосуществуют рядом, так и человеческий социум держится на контрастах и противопоставлениях так же, как и на сходствах и родстве.

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Несмотря на все различия Онегин и Ленский находят общий язык и проводят в компании друг друга довольно много времени. Если Ленский и считает Евгения своим другом, то для него Владимир лишь приятель, способный хоть немного развлечь и скрасить его будни, наполненные скукой и разочарованием. Молодым людям нечем заняться в деревне, поблизости нет больше достаточно образованных и интересных людей, способных находиться с ними «на одной волне». Этими строками Пушкин прямо указывает на причину их так называемой дружбы – скуку.

Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя

(гл. 2, ст. 14, слова автора)

А.С. Пушкин – проницательный и привыкший к размышлениям поэт, знаток человеческих душ. Он не только создает и постоянно расширяет портреты своих героев, но и анализирует как самого себя, так и свое окружение, вычленяет главные и самые яркие черты, создает своеобразную энциклопедию людских характеров, привычек и недостатков. Данные строки говорят об одной неизменной человеческой черте, присущей каждому – мы склонны идеализировать себя, ставить в центр мира, такова эгоистичная природа людей, особенность восприятия, которая без должного внимания и проработки может привести к печальным последствиям.

Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она

(гл. 2, ст. 31, слова автора)

Данные строки относятся не только к старшей Лариной, чью историю рассказывает читателям Александр Сергеевич, но и к человеческому обществу в целом. Подобно молодой девушке, привыкающей к жизни с нелюбимым мужем, к новому непривычному дому и чужому окружению, многие приспосабливаются к абсолютно новым стрессовым условиям и ситуациям. Такова человеческая психика: она подвижна и изменчива, ведь ради своего выживания люди порой идут на любые ухищрения. Так и Ларина, поначалу страдающая от своей новой жизни, научилась находить в ней моменты радости и удовлетворения.

4 глава

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей

(гл. 4, ст. 7, слова автора)

Эти строки давно стали излюбленной цитатой многих людей, а используется она повсеместно. Размышления Александра Сергеевича о женской любви достаточно точны и интересны, а также до сих пор актуальны, несмотря на то, что современные женщины разительно отличаются от девушек начала 19 века. Взаимоотношения порой бывают непредсказуемы и не поддаются законам логики из-за своей чувственной природы. И по сей день такие легкомысленные и по-своему жестокие к чужим чувствам молодые люди без особых усилий влюбляют в себя наивных дам, какими были многие барышни пушкинского времени.

8 глава

Любви все возрасты покорны

(гл. 8, ст. 29, слова автора)

Сегодня эти слова являются одной из самых популярных цитат о любви, ее можно услышать с экранов и в повседневной речи своего окружения. Многие даже не помнят откуда данные слова, но все прекрасно понимают их значение, которое не требует долгих объяснений. Любовь доступна каждому независимо от возраста, общественного положения и личных предпочтений.

                Ãåðîè ñâîåãî âðåìåíè

       Ïðèøëî âðåìÿ ñëóæèòü Ðîäèíå. Ðîäèíà çàõîòåëà, ÷òîáû ÿ ñëóæèë íà åå îêðàèíå, òàì, ãäå çà ðå÷êîé ßõñó íà÷èíàëñÿ Ïàìèð. Âåñíîé, â ìàå, íà åãî ïðåäãîðüÿõ êðàñíûì æèâûì êîâðîì öâåëè ìàêè. Ìû, âûìîòàííûå øåñòèêèëîìåòðîâûì êðîññîì ïî ïåðåñå÷¸ííîé ìåñòíîñòè, ïàäàëè â ýòî êðàñíîå ìîðå è ïëàêàëè òàêèìè æå êðàñíûìè ñëåçàìè îò ñ÷àñòüÿ, ÷òî åùå æèâû.
       Êíèãè â àðìèè áûëè íåáîëüøîãî ôîðìàòà, ÷òîáû ìîãëè ïîìåñòèòüñÿ â êàðìàíàõ øèðîêèõ ãàëèôå. Ýòî áûëè óñòàâû. Èõ íå íàäî áûëî ÷èòàòü, èõ íàäî áûëî ó÷èòü íàèçóñòü, äëÿ ýòîãî âûäåëÿëîñü ñïåöèàëüíîå âðåìÿ. È åùå â ïåðâûé ìåñÿö ñëóæáû íàäî áûëî âûó÷èòü òåêñò ïðèñÿãè. Óñòàâîâ áûëî íåñêîëüêî, òåêñòû íàïå÷àòàíû â òèïîãðàôèè, íî âñå îíè ñíà÷àëà áûëè ïèñàíû êðîâüþ. Âîò òàêîå ÷òåíèå áûëî çàïëàíèðîâàíî íà ñëóæáå, ìîæíî áûëî åùå ïî÷èòàòü ãàçåòû â êðàñíîì óãîëêå èëè ñîðòèðå.
       Íî, êàê âñåãäà íåîæèäàííî, ïîÿâèëàñü êíèãà, êîòîðîé ÿ çà÷èòûâàëñÿ, ïîòåðÿâ ñ÷åò âðåìåíè. Êîãäà ÿ äîñòîéíî îòñëóæèë ïîëãîäà, ìíå áûëè ïîæàëîâàíû ÷èí ìëàäøåãî ñåðæàíòà è äîëæíîñòü çàìåñòèòåëÿ êîìàíäèðà âçâîäà.
       Íåñêîëüêî ñëîâ îá îôèöåðàõ, ñ êîòîðûìè ïðèøëîñü ñëóæèòü, èíà÷å êíèãó áû ÿ íå óâèäåë.  ýòó «äûðó» Ðîäèíà îòïðàâëÿëà «çàñëóæåííûõ» îôèöåðîâ, õîòÿ êàê ëþäè îíè áûëè î÷åíü äàæå íîðìàëüíûå. Ìîé ÷àñòî ïüþùèé êîìàíäèð âçâîäà ïîðó÷èë ïðîâîäèòü ìíå, êðîìå ïîëîæåííûõ çàíÿòèé, åùå è çàíÿòèÿ ïî ñïåöèàëüíîé ïîäãîòîâêå. Äëÿ ýòîãî îí îôîðìèë ìíå äîïóñê â ñåêðåòíóþ áèáëèîòåêó (íó êàê áåç áèáëèîòåêè?), ãäå ÿ äîëæåí áûë ïèñàòü êîíñïåêò ïðåäñòîÿùåãî óðîêà è ïîäïèñûâàòü ýòîò êîíñïåêò ó íåãî. Ïîíà÷àëó îí ÷èòàë ýòè êîíñïåêòû, ïîòîì ïîíÿë, ÷òî ÿ îòëè÷àþ òðèããåð îò áëîêèíã-ãåíåðàòîðà, è ÷èòàòü êîíñïåêòû ïåðåñòàë. Âîò òàì, â ñåêðåòíîé áèáëèîòåêå ÿ íàòêíóëñÿ íà ýòó êíèãó. [14]
      Èç ýòîé áèáëèîòåêè êíèãè âûíîñèòü íåëüçÿ, êîíñïåêòû ÿ ïèñàë â ñïåöèàëüíîé ñáðîøþðîâàííîé è îïå÷àòàííîé òåòðàäè, îíà òîæå õðàíèëàñü â áèáëèîòåêå è âûäàâàëàñü ìíå ïîä ðîñïèñü òîëüêî íà âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèÿ, êîòîðîå òîæå ïðîâîäèëîñü â ñåêðåòíîì êëàññå. Íî ÷èòàòü òàì áûëî ìîæíî. ß óõîäèë òóäà, êàê òîëüêî âûïàäàëà ìèíóòêà. Ñåêðåò÷èê, òî åñòü áèáëèîòåêàðü, áûë òàêîé æå ñëóæèâûé, êàê è ÿ. Ìû ñ íèì ïîäðóæèëèñü, ÿ îòäàâàë åìó ñâîþ ïàéêó ìàñëà, à îí ðàçðåøàë ÷èòàòü êíèãó.
       ß ÷èòàë åå êàê çàõâàòûâàþùèé ðîìàí, ñ ïåðåïëåòåíèåì ñþæåòà, ñ èíòðèãîé, ñ äðàìàìè è ïîáåäàìè. Âñå òåõíè÷åñêèå òåðìèíû ìíå áûëè ïîíÿòíû, à åñëè ÷òî-òî íå îñîçíàâàëîñü, ÿ ñïðàøèâàë ó ñâîåãî êîìàíäèðà, èíîãäà ïîâåðãàÿ åãî â øîê. Çà âñåì ýòèì ñþæåòîì ÿ ÷åòêî âèäåë ó÷åíûõ, êîíñòðóêòîðîâ, âîåííûõ. Ýòî áûëè  íèêîìó íå èçâåñòíûå ãåðîè íàøåãî âðåìåíè, âîèíû áåççâó÷íîé àðìèè ïåðåäíåãî ôðîíòà íàóêè. Îíè ãðîìèëè àìåðèêàíñêóþ àâèàöèîííóþ òåõíèêó, êàæäûé ðàç íàõîäÿ ïðîòèâîÿäèå èëè èçîáðåòàÿ íåîæèäàííûé è ñêðûòíûé õîä.
      Ãîðàçäî ïîçæå, çà ïîëãîäà äî îêîí÷àíèÿ ñëóæáû, óæå â äðóãîé ÷àñòè ÿ ñäàâàë ýêçàìåí íà êëàññíîñòü (ýòî êàê ðàçðÿä ó òîêàðÿ èëè ñâàðùèêà). Óñïåøíî ñäàâ íà âòîðîé êëàññ, ÿ îáðàòèëñÿ ê ïîëêîâíèêó, ïðåäñåäàòåëþ êîìèññèè ñ ïðîñüáîé ñäàòü ýêñòåðíîì íà ïåðâûé êëàññ. Ïîëêîâíèê óñìåõíóëñÿ è çàäàë ìíå, êàê îí ñ÷èòàë, êàâåðçíûé âîïðîñ:
     – Íà êàêîì ïðèíöèïå îñíîâàíà ðàáîòà ñèñòåìû ÑÄÖ?
     – Íà ýôôåêòå Äîïëåðà, –  îòâåòèë ÿ è äàæå íàïèñàë íà äîñêå íåñëîæíóþ ôîðìóëó.
      – Ïåðâûé ðàç âèæó ñîëäàòà, êîòîðûé ìîæåò íàïèñàòü ôîðìóëó, – ñêàçàë ïîëêîâíèê.
       Âñå, ïåðâûé êëàññ áûë ïîëó÷åí è âìåñòå ñ íèì ïðåäëîæåíèå î ïîñòóïëåíèè ïî÷òè áåç ýêçàìåíîâ â âîåííîå ó÷èëèùå. Íî ïåðåäî ìíîé ìàÿ÷èëè êîðÿâûå êàê ñàêñàóë ñóäüáû íàøèõ îôèöåðîâ, èõ íåñ÷àñòíûå è íå â ÷åì íåïîâèííûå ñåìüè. À ó ìåíÿ áûë ìîé, äàëåêèé îò äèñöèïëèíû è ïîðÿäêà õàðàêòåð. Âîåííîå ó÷èëèùå – íå ìîÿ ñóäüáà.
Çà ïåðâûé êëàññ ïëàòèëè åæåìåñÿ÷íî ïÿòü ðóáëåé, íà ýòè äåíüãè, íàêîïëåííûå çà ïîëãîäà, ïåðåä îòúåçäîì ÿ êóïèë â ìàãàçèíå âîåíòîðãà ñåáå äæèíñîâûé êîñòþì, à ìàìå ÷åøñêèå òóôëè.
       Òåõíè÷åñêèå çíàíèÿ è íàâûêè, ïðèîáðåò¸ííûå íà ñëóæáå, îïðåäåëèëè äàëüíåéøåå íàïðàâëåíèå æèçíåííîãî ïóòè.  ìàå ÿ âåðíóëñÿ íà ðàäèîçàâîä, îòêóäà ÿ óø¸ë â àðìèþ, äîãîâîðèëñÿ ñ íà÷àëüñòâîì î ðàáîòå òîëüêî âî âòîðóþ ñìåíó, ÷åìó íà÷àëüñòâî áûëî î÷åíü ðàäî. Ïî óòðàì ÿ ñàäèëñÿ çà ó÷åáíèêè è ãîòîâèëñÿ â àâãóñòå ñòàòü ñ÷àñòëèâûì ñòóäåíòîì êàêîãî-íèáóäü ðàäèî èíñòèòóòà. Ñìóùàëî è ïå÷àëèëî òîëüêî îäíî – íàäî ïèñàòü ñî÷èíåíèå. Êàê ïèñàòü, åñëè èç øêîëüíîé ïðîãðàììû íå ÷èòàíî íè÷åãî?
       È òóò âíîâü – Åãî âåëè÷åñòâî ñëó÷àé, íî åñëè îí æåíñêîãî ðîäà, òî – ñëó÷àéíîñòü. Îäíà ìîÿ çíàêîìàÿ, áóäó÷è óæå ñòóäåíòêîé ôèëîëîãè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà, ïðèåõàëà íà êàíèêóëû è ñòàëà ïðèãëàøàòü ìåíÿ íà ïðîãóëêè. Êàêèå ïðîãóëêè äí¸ì? Åñëè òîëüêî íà ïëÿæ, íà ïëÿæ äàæå çäîðîâî.
       – Ìíå íàäî ê ñî÷èíåíèþ ãîòîâèòüñÿ,– ïëàêàëñÿ ÿ.
       – ß òåáå ïîìîãó, – ñêàçàëà Ñëó÷àéíîñòü è ïðèíåñëà ìíå äâà æóðíàëà.
       – Âîò, ïðî÷ò¸øü ýòè ðîìàí è ïîâåñòü, è ìîæåøü ïèñàòü íà ëþáóþ ñâîáîäíóþ òåìó ïî ñîâðåìåííîé ëèòåðàòóðå. ×èòàë ÿ íà ïëÿæå. [15]   
        ðîìàíå  ìîëîäûå ëåñîçàãîòîâèòåëè, êîìñîìîëüöû ñî ñâîèì ëèäåðîì âî ãëàâå âñòóïàþò â áîðüáó ñ êëàññè÷åñêèì, óêîðåíèâøèìñÿ çëîì ñîöèàëèçìà, äëÿ êîòîðîãî ãëàâíîå – ñîáñòâåííîå áëàãîïîëó÷èå. Ñîâñåì åùå ìîëîäûå ëþäè ïðîèãðûâàþò, à èõ ëèäåð ãèáíåò. Èìåííî ñ åãî ãèáåëè è íà÷èíàåòñÿ ðîìàí. À êàê èíà÷å?   
       À ïîâåñòü – ïðîñòàÿ èñòîðèÿ, ñîîòâåòñòâóþùàÿ ñâîåìó âðåìåíè. Ïåðåä ãëàâíûì ãåðîåì ïîñëå ñëóæáû â àðìèè îòêðûâàåòñÿ äîðîãà â æèçíü, âñòàþò
âîïðîñû, îò êîòîðûõ áóäåò çàâèñåòü, êàê ñëîæèòñÿ åãî äàëüíåéøàÿ ñóäüáà.
Ëèòåðàòóðíûå ãåðîè – ìîëîäûå ïàðíè ìîåé ýïîõè, òàêèå ïðîñòûå è íåïðîñòûå, êàê áû ëó÷øàÿ êàëüêà íàøåãî ïîêîëåíèÿ, áåç íàñòàâëåíèé è íðàâîó÷åíèé. Ìîæíî ñêàçàòü – ãåðîè ñâîåãî âðåìåíè.
       Ñåãîäíÿ, êðîìå ëèòåðàòóðîâåäîâ, ìàëî êòî âñïîìíèò ýòè ïðîèçâåäåíèÿ. Ýòî âåäü áîëüøàÿ ïðîáëåìà: ñðîê ãîäíîñòè ëèòåðàòóðû. Åäèíè÷íûå ïðîèçâåäåíèÿ æèâóò äåñÿòèëåòèÿ èëè ñòîëåòèÿ, â îñíîâíîì æå – â òîì ÷èñëå ñîçäàííûå è î÷åíü òàëàíòëèâûìè àâòîðàìè – óõîäÿò â íåáûòèå. Íî òîãäà îáà ïðîèçâåäåíèÿ ïîíðàâèëèñü, çàïîìíèëèñü, è ÿ íàäåÿëñÿ íàïèñàòü èçëîæåíèå, ýòî ÿ óìåþ.
       Ïîòîëîê ðóõíóë, ñòåíû êà÷íóëèñü, êîãäà, âîéäÿ â àóäèòîðèþ íà ýêçàìåí ïî ðóññêîìó è ëèòåðàòóðå, ÿ ïðî÷¸ë íà äîñêå òåìû ñî÷èíåíèé:
      «Ïå÷îðèí – ãåðîé ñâîåãî âðåìåíè»,
      «Áûò è íðàâû «Òåìíîãî öàðñòâà»»,
      «Ëåíèí â ïðîèçâåäåíèÿõ ñîâåòñêèõ àâòîðîâ».
      Êàòàñòðîôà. ×òî äåëàòü?  Ïðî Ëåíèíà ÿ ïîìíèë òîëüêî:  «Êàìåíü íà êàìåíü, êèðïè÷ íà êèðïè÷. Óìåð íàø Ëåíèí Âëàäèìèð Èëüè÷!»
Ïèñàòü î Ïå÷îðèíå?  Ó íåãî íåäîñòàòêîâ áîëüøå, ÷åì äîñòîèíñòâ. Îí ïðè÷èíà íåñ÷àñòèé äðóãèõ ëþäåé. Êàêîé îí ê ÷åðòó ãåðîé? Ìó÷èòåëüíî âñïîìèíàþ, ÷òî ÿ ïîìíþ èç «Ãðîçû». Âñïëûâàþò èìåíà: Äèêîé, Êàáàíèõà, Êàòåðèíà. Òàê, óæå íåïëîõî, ìîæíî ÷òî-òî ñî÷èíèòü. Êàê æå çâàëè   âîçëþáëåííîãî Êàòåðèíû? Ýòîò âîïðîñ ÿ îòñûëàþ ø¸ïîòîì äåâî÷êå, ñèäÿùåé ðÿäîì. Ãîñïîäè, ÿ íèêîãäà íå âèäåë òàêèõ âûïó÷åííûõ ãëàç, êîòîðûìè ýòà äåâî÷êà ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ.
      – Ìóæà çâàëè Òèõîí, à âëþáèëàñü îíà â Áîðèñà,– ñêîëüêî ñàðêàçìà è íàñìåøêè áûëî â ýòîì îòâåòå.
      Íî äóøà-òî âñòðåïåíóëàñü. Âñå âñòàëî íà ñâîè ìåñòà. Âîò óãíåòàòåëè, âîò óãíåòåííûå, âîò ëþáîâíûé òðåóãîëüíèê. Ñî÷èíåíèå áûëî íàïèñàíî íà ïîëóòîðà ñòðàíèöàõ, êîðîòêîå, åìêîå, ïî÷òè ëîçóíãàìè, êàê òà öèòàòà î Ôåäîðå Ìèõàéëîâè÷å. Òùàòåëüíî ïðîâåðåíà îðôîãðàôèÿ.
×åðåç òðè ÷àñà ÿ áûë â äåêàíàòå (íå ïîëíîñòüþ çàïîëíèë àíêåòó), êîãäà äâåðü îòêðûëàñü, âîøëà æåíùèíà ñ êàêèì-òî ñïèñêîì.
       – Âîò ðåçóëüòàòû ñî÷èíåíèé, – îíà ïðîòÿíóëà ñåêðåòàðþ ñïèñîê.
ß çàìåð. Æåíùèíà óøëà, à ÿ ðîáêî ñïðîñèë:
       – Ìîæíî óçíàòü ìîþ îöåíêó?
       – Êàê ôàìèëèÿ?   
ß íàçâàë, ñåêðåòàðü ïðîáåæàëà ãëàçàìè ñïèñîê è ñêàçàëà:
       – Ìîëîäåö, ó òåáÿ ÷åòûðå.
Òàê ÿ ñòàë ñòóäåíòîì. Êñòàòè, òà äåâî÷êà, êîòîðàÿ ïîäñêàçàëà ìíå, â èíñòèòóò íå ïîñòóïèëà.
      È åùå î ãåðîÿõ ðàçíûõ âðåìåí.
– Âîò êàê íàäî èäòè ïî æèçíè,– ñêàçàë ìîé ñîêóðñíèê è ñîæèòåëü ïî êîìíàòå â îáùåæèòèè, áðîñèâ ìíå íà êðîâàòü æóðíàë «Þíîñòü». Óñòàâ îò èíñòèòóòñêèõ ó÷åáíèêîâ è êîíñïåêòîâ, ÿ ïðî÷åë ïîâåñòü èç æóðíàëà çà îäèí  âå÷åð. [16]         
ß óïîìÿíóë ýòî ïðîèçâåäåíèå òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ïîñëå åãî ïðî÷òåíèÿ çàõîòåëîñü ñòàòü ïîõîæèì íà ãåðîÿ ýòîé ïîâåñòè. Òàêîå æå áûëî ñî ìíîé ïðè ÷òåíèè êíèã î Ñåâåðå, òîæå íðàâèëèñü èõ ãåðîè, íî òàì õîëîä, è ìíå òóäà íå õîòåëîñü. À çäåñü âîò çàõîòåëîñü òàê æå ïðèéòè â ðåñòîðàí î÷åíü õîðîøî îäåòûì è çàêàçàòü îòâàðíóþ êàðòîøêó ñ ñåëåäî÷êîé áåç êîñòî÷åê. ß äî ýòîãî äàæå íå ïðåäñòàâëÿë, ÷òî ñåëåäêà ìîæåò áûòü áåç êîñòåé. Ñàìîå ãëàâíîå, ïåðåäî ìíîé âäðóã îêàçàëîñü ïîñîáèå, êàê ñàìîìó ñåáÿ ñäåëàòü è ïîâûãîäíåå ïðîäàòü â óñëîâèÿõ ñîöèàëèçìà è áîëüøîãî ãîðîäà.
       Ìîæåò, äåéñòâèòåëüíî íóæíî äåéñòâîâàòü ïî ïëàíó, ñîñòàâëåííîìó ñàìèì äëÿ ñåáÿ ëþáèìîãî, êàê ãåðîé ýòîé ïîâåñòè?  È Ìîñêâà ðÿäîì. Ïîâåñòü ïîíðàâèëàñü, íî æèçíü íå èçìåíèëàñü.

[14] «Íàñòàâëåíèå ïî áîåâîé ðàáîòå …….» (ïî îïûòó âîéíû âî Âüåòíàìå).
[15] Âèëü Ëèïàòîâ, ðîìàí «È ýòî âñå î íåì»,
     Âàñèëèé ×è÷êîâ, ïîâåñòü «Ýòè íåïîñëóøíûå ñûíîâüÿ».
[16] Ñåðãåé Åñèí, ïîâåñòü «Ñ÷¸ò äî ñîðîêà… èëè Ж78».    

  • Сочинение печально я гляжу на наше поколение
  • Сочинение печорин и белла
  • Сочинение печорин и грушницкий сравнительная характеристика
  • Сочинение петр 1 и карл 12 в поэме полтава 7 класс кратко очень
  • Сочинение печорин лишний герой