Сочинение отзыв о стихотворении

Рассказ леонида андреева кусака вышел из печати в 1901 году осенью в журнале для всех. потом произведение андреева было напечатано

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» вышел из печати в 1901 году осенью в «Журнале для всех». Потом произведение Андреева было напечатано в сборнике «Книга рассказов и стихотворений», выпущенном московским частным магазином книг. Средства, полученные от реализации экземпляров сборника, были переданы комитету почтовых и телеграфных работников, для их поддержки. После выхода из печати своего рассказа автор написал Чуковскому о важности показа в нем сильных чувств, которые может проявить любое живое существо. Независимо от того, человек это будет или животное. Андреев считал, что у всего живого одинаковая душа.

Меня заинтересовал этот рассказ, и понравилась позиция писателя. Произведение, действительно, вызывает много различных чувств и эмоций, имеет большой поучительный смысл. Тематика и проблемы рассказа мне очень близки, потому что мне небезразлично положение «братьев наших меньших» и отношение к ним человека. Многие люди любят животных, считают их друзьями, помогают им обрести хозяев. Но есть и равнодушные и, что еще страшнее, злые люди, которые могут причинить животному боль, изувечить и даже лишить жизни. Я не могу смириться с людской жестокостью и безразличием, стараюсь брошенному животному помочь, накормить, приютить или найти ему дом и доброго хозяина.

Главная героиня произведения Андреева – бездомная собака, простая, беспородная дворняга. Она давно потеряла все добрые чувства к людям, одичала и уже никому не доверяла. Но ее жизнь изменила встреча с одной доброй и сострадательной девочкой-гимназисткой Лелей. Участливое отношение Лели и других добродушных дачников способствовало приручению и одомашниванию собаки, которую Леля назвала Кусакой, за то, что та ей порвала подол платья.

Собака поверила людям. Кусака стала доверять им, и в ее жизни настала самая счастливая пора – она нашла хозяев, которые в ней нуждались. Для нее было огромной радостью служить им, охранять их покой и благополучие. Так поменялось мнение и отношение животного к людям. Но Леля не смогла упросить родителей взять собаку с собой в город. И после отъезда хозяев дачи Кусака, оставшись одна на опустевшей даче, очень тосковала по ним.

Девочка Леля своей добротой перевоспитала собаку, животное познало лучшую сторону жизни – заботу, ласку, внимание людей. И разлука с ними стала невыносима для Кусаки – оставшись одна, она завыла. Так собака почувствовала настоящее одиночество. И, если раньше она не ощущала тоски по человеческому отсутствию, то теперь, расставшись с хозяевами, она тосковала. В чем смысл произведения Андреева? Что хочет сказать автор? Чему учит? А суть и основная мысль рассказа «Кусака» состоят в том, что человек обязан нести ответственность за прирученное им животное.

Мы не имеем права выкидывать или бросать живое существо, которое без нас не сможет существовать – оно может погибнуть или стать опасным для окружающих. Взрослые – родители Лели – подали ей и другим детям отрицательный пример.

Главная тема, раскрываемая в «Кусаке» — отношения людей к окружающему миру. Животные, как и человек, понимают доброту, ласку, сострадание, и терпеливое доброжелательное к ним отношение – самое важное условие для нахождения с ним контакта. А грубость, гнев, жестокость только разрушают взаимопонимание.

Также Андреев поднимает тему сострадания и милосердия к животным. Ведь многие горожане даже не задумывались, о своем неправильном поведении с собакой, делая своими гонениями и презрением ее еще больше озлобленной, недоверчивой. А еще писатель обращает внимание своих читателей на то, что привязанность человека к животному и наоборот приводит к мучениям и тоске, как хозяина, так и прирученного друга, что и происходит в финале произведения. Почему Андреев делает его концовку такой?

Я считаю, что автор хочет сказать этим, что так не должно быть, что доброта людей должна проявляться всегда и при всех жизненных обстоятельствах. Приютив Кусаку, родители Лели должны были позаботиться о ее дальнейшей судьбе – все-таки либо взять с собой в город, либо найти ей новых заботливых хозяев.

К произведению Леонида Андреева я отношусь положительно, оно многому учить читателя, например, думать о своем поведении, о том, какими будут последствия его поступков, действий, а это основное в правильной созидательной деятельности любого из нас.

Зачастую так бывает, что многие не задумываются, к чему может привести сказанное второпях слово, поступок или, наоборот, равнодушие и бездействие. Все возвращается бумерангом. По этому поводу у русского народа даже есть поговорки – «Что посеешь, то и пожнешь», или «Как аукнется, так и откликнется». Злоба и презрение вызывают такие же ответные чувства, также как и добро, сострадание, участливое, терпеливое отношение находят отклик в озлобившейся душе, преображая ее, изменяя в положительную сторону.

Меня очень тронул рассказ Леонида Андреева. В нем заключен глубокий смысл, он учит нас быть добрее, думать о своих поступках и нести за них ответственность, оказывать посильную помощь всем, нуждающимся в этом.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Я бы никогда не спрашивал        

                                         про стихи – о чём они?                

Я бы скорее спрашивал –        

что в них?                                

                                                               В.         Солоухин                                        

Уникальная способность простыми словами говорить о главном присуща Владимиру Солоухину. Взаимоотношения человека и человека, человека и природы – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях.

«Здравствуйте»… О чём может быть стихотворение с таким простым названием? Сюжет внешне прост: на заснеженной тропинке встречаются два человека. Встречаются, поклонившись, здороваются:

Пропуская её по тропинке, я в сторону резко шагнул,

По колено увязнув в снегу.

-Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Случайная встреча двух прохожих выливается в размышление автора о том, что простое слово «здравствуйте» прибавляет «капельку солнца», «капельку счастья», «капельку радости» в мире.

Далее автор переходит к размышлению о том, что обычай здороваться потерян в больших городах из-за их многолюдности. « Здравствуйте» — будьте в хорошем здоровье — это  «главное, лучшее» в жизни, что можно пожелать человеку. А затем следует вывод о необходимости быть добрее, внимательнее друг к другу:

Но я — человек, и вы человек –

Мы люди на этой земле.-

Поклонимся же друг другу при встрече

И тропинку друг другу уступим.

Эти финальные слова усиливаются яркими контекстуальными синонимами :

Если даже там снег,

Если даже там грязь по колено.

Как далек наш мир от таких добрых, человечных поступков – нас уже не удивишь жестокостью, ненавистью и все увеличивающимся дефицитом доброты. Необходимо научиться доброте и милосердию в первую очередь нам и научить этому детей – в этом суть, это ключ к стихотворению Владимира Солоухина «Здравствуйте» — оно оживляет душу, определяет нравственные ориентиры. « Уступим» — ключевое слово. Уступить другому человеку, не думать только о себе и о боязни промокнуть и испачкаться. Люди отвыкли от доброты, от того, что тебе кто-то уступит: дорогу, место в автобусе. «Как я рад, что могу вам это сказать!» Радость доставляет человеку не зло и хамство, а просто добрый поступок. Именно от этого становится легко и радостно на душе.

. Стихи Солоухина вышли из лирической прозы. А лирическая проза не терпит фонтанов красноречия. Искренность, правдивость автор перенёс в поэзию. Точности и естественности слова «мешала» рифма, которая должна повториться через определенный промежуток, и Солоухин убрал рифму. Белый стих, но и в нем свои ограничительные законы – поэт отбросил и эти ограничения. Остался свободный стих с острым чувством интонационного, смыслового ритма фразы. Автор искал слова – и эта простота становилась и содержанием, и своеобразной формулой отношения поэта к миру. Стихотворение написано верлибром или свободным стихом, автор отказался от всех признаков привычного традиционного стихосложения. Отсутствие их восполняется иными средствами: интонацией, ритмическими повторами и, наконец, смыслом. Поражает простота построения стихотворения. В нем нет метафор, ярких сравнений, эпитетов, а в основном синтаксические фигуры, позволяющие строить поэтический текст.

 Автор умело использует синтаксический параллелизм, инверсию и парцелляцию в первых строчках стихотворения:

Мне навстречу попалась крестьянка,

Пожилая,

Вся в платках…  

 Выразительные средства не только помогают организовать стихотворение, но и рисуют зрительные образы. Автор использует звукопись (сзади, резко, увязнув). Звуки перекликаются со словом «здравствуйте», разделяющим стихотворение на смысловые части. Поэт активно использует риторические вопросы:

 Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Смысловая цепочка, которую выстраивает автор: солнце – счастье — радость. Именно в такой последовательности усиливается ощущение счастья от простой человеческой доброты.

Поэт размышляет о необходимости сохранения русских традиций:

— Здравствуйте! — был ведь когда-то обычай такой.

 Мы его в городах потеряли.

 Местоимение  «мы» говорит о том, что лирический герой близок автору. В автобиографическом романе «Мать – мачеха»  (1964 года) автор показал трудный процесс вживания героя – деревенского парня в городской мир, причём героя – поэта, человека с душой, ищущей простых и естественных отношений, которых очень мало в большом городе, разобщающем людей. Эта тема ещё будет звучать в поэзии и прозе В. Солоухина.

Что же является связующим звеном, объединяющим все части стихотворения воедино? Конечно, слово «здравствуйте», рефреном звучащее на протяжении всего стихотворения. И заканчивается стихотворение риторическим восклицанием:

— Здравствуйте,

Как я рад,

Что могу вам это сказать!

     «Стихи – самое радостное и дорогое, что было и есть у меня в жизни». Так писал о своих стихах Владимир Солоухин. Так что же в них, в стихах Владимира Солоухина, я открыла для себя? Любовь к миру, к жизни, уважение к человеку, тот гуманистический пафос, который характерен для нашей великой, не побоюсь этого слова, литературы.

Может быть  это будет отступлением от темы, но я очень рада участию в олимпиаде, она открыла для меня мир внешне простых, но глубоких по содержанию стихотворений замечательного русского поэта и писателя. Мне особенно близка его любовь к родной земле, родным владимирским просёлкам, исхоженным им пешком, моя душа откликается на замечательные строчки его стихотворения «Родник»:

Я тех мест святыми не считаю,

Только я не так еще отвык,

Только пусть пока не высыхает

Очень звонкий маленький родник.

Пусть вдали от низенького дома

Я, мужая, сделаюсь седым.

Я еще приду к нему, живому,

И еще напьюсь его воды!

«Я шел по земной, вьющейся меж деревьев и трав незамысловатой, но – хочется верить – своей тропе.» Так скромно оценивал свой творческий путь Владимир Солоухин. Поэт ушёл, а нам остались его «Камешки на ладони», заставляющие задуматься о многом:

«Чтобы любить и защищать родную культуру, достаточно, может быть, родиться в своей стране, среди своего народа и, так сказать, впитать национальные чувства с молоком матери.
Чтобы любить и защищать культуру другого народа, нужно обладать самому высокой и широкой культурой.
Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем…
Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше, чем человеком.»
 

Стихотворение Федора Тютчева «О, как убийственно мы любим!» было сочинено в 1851 г., а в 1854 г. его опубликовали в журнале «Современник» № 3. Произведение, как и многие другие стихи, а их около 300, посвящено любовной тематике и отражает нежные, любовные чувства автора к его женщинам.

История создания

В личной жизни поэт был счастлив не всегда, но у него возникали многочисленные романы, некоторые были продолжительными. Например, его отношения с Еленой Александровной Денисьевой длились около 14 лет. Подруга и ровесница его дочери, девушка была намного моложе поэта, а он был семейным мужчиной. Свою любовную связь влюбленные держали в тайне вплоть до рождения ребенка.

После этого молодая женщина подверглась травле высшего света, светского общества, куда ее перестали принимать. Для нее были закрыты многие приличные дома и престижные салоны, их связь была обсуждаема в общественных кругах. А Тютчев разрывался между своими женщинами. Потом у Елены и поэта родился второй ребенок. Но Денисьева не выдерживает такого к себе отношения со стороны общества, постоянного стресса и умирает в молодом возрасте.

Данное произведение автобиографичное, интересно и построение его содержания, сама структура. Автор сравнивает их любовные отношения с Денисьевой с замкнутым кругом, для изображения этой особенности поэт употребляет кольцевую рифмовку, где рифмуются строки 1 с последней.

Жанр, размер, направление

Рассматриваемый стих «О, как убийственно мы любим!» является элегией, потому что в нем имеются и философские размышления, и прослеживаются оттенки различных эмоций и чувств, таких как, печаль, тоска, безысходность. Это произведение из знаменитого «Денисьевского цикла».

Стих соответствует направлению поэзии, которого придерживался Тютчев, «Чистому искусству». В нем прослеживается оторванность от реальности и отдается особое предпочтение изображению прелести окружающего мира и выражению чувств и настроя автора.

Стихотворение написано в четырехстопном ямбе, что позволяет декламировать его плавно, легко, непринужденно.

Рифма в тексте перекрестная, также в строках чередуются рифмы женская и мужская.

Образы и символы

В произведении представлен монолог лирического героя. Он обвиняет себя в том несчастье, что произошло с любимой женщиной. Изначально он обращает внимание читателя на свою основную вину, а затем подробно раскрывает свои эмоции, ощущения, пускается в воспоминания о возлюбленной. Он отмечает свой эгоизм, по отношению к любимой, который привел к беде, к трагическому фатальному исходу.

Данное стихотворение автора является во многом пророческим, потому что слово «убийственно» — это не только метафора, оно имеет более откровенное прямое и переносное значение. Поэт винит стихотворного героя в легкомысленности и говорит, что этим он сгубил девицу. В реальности на ранний уход из жизни Елены Александровны повлияли легкомыслие и эгоизм Тютчева. Его поведение было причиной отторжения девушки светским обществом. Потому ей было стыдно, и она постоянно находилась в стрессе. Это сказалось и на характере возлюбленной, который начал портиться, на скором ее старении и смерти. В том, конечно же, автор обвинял себя, и эти обвинения в свой адрес он включил в монолог лирического героя.

Образ героини стихотворения, возлюбленной Тютчева, слабый и жертвенный. Она представляется поэту красивым хрупким цветком, который погубили. Любовь же автор сравнивает со скакуном, топчущим возлюбленную на полном ходу.

Темы и проблемы произведения

В рассматриваемом стихотворении полно и глубоко Тютчев раскрывает главную тему – несчастную любовь, а также наиболее значимые проблемы таких взаимоотношений и их роковые последствия. Возникает вопрос – как и почему любовь может стать несчастливой, если она взаимна? И автор постепенно нам показывает процесс их взаимоотношений с самого начала и до конца. При описании начального периода их романа у героя и у его возлюбленной возникают радостные, светлые, нежные чувства. Но прошло менее года и счастливый, беззаботный, звонкий девичий смех сменился страданием, муками, болью. Почему же любовь становится убийственной?

Тютчев в произведении открыто отвечает на возникающий вопрос, пишет, что так рано девушку сгубила его страстная любовь. Также поэт говорит с читателями о том, что свои сокровенные и искренние мысли и чувства нужно беречь от внимания общества и обсуждений в свете. Он считает, что интриги, слухи, осуждение общества безжалостно сломали судьбу и жизнь девушки, что толпа бесцеремонно растоптала ее душу.

Основная идея

Смысл стиха и его основная мысль заключены в понимании как созидательной, так и разрушительной силы чувства, что любовь может не только окрылять и делать человека счастливым, но и убивать, угнетать. Что вряд ли это чувство принесет счастье, ежели встречаются на пути преграды. Это подтверждает и русская народная поговорка: «На чужом несчастье счастья не построишь».

Лирический герой в порыве легкомысленной страсти обрекает на поругание и травлю возлюбленную. Их роман был обречен изначально, но они не смогли преодолеть обоюдную страсть и остановиться вовремя.

Кроме того, лирический герой должен осознавать, что он несет ответственность за любимого человека, за девушку. Герой же понимает, что виноват, уже после произошедшего несчастья.

Поэтому в стихотворении имеется также еще важная мысль, что нужно быть ответственным по отношению к другим людям, иначе легкомыслие, несерьезность, эгоизм в отношениях приведут к очень плачевному исходу. А в случае с Тютчевым и Еленой Денисьевой, она принесла себя в жертву их любви, а поэт не смог пожертвовать своими чувствами ради ее благополучия.

Выразительные средства

.Для создания настроя стихотворения, выражения своих эмоций и ощущений автор использует различные изобразительно-выразительные средства.

Стих написан в атмосфере повышенной эмоциональности, на это указывают 1 и 4 предложения, содержащие восклицательные знаки.

Для портретной характеристики героини и объяснения своих ощущений Тютчев употребляет вполне обычные эпитеты такие как, «волшебный взор», «встреча роковая», «смех младенчески живой», а также метафоры, например, «куда ланит девались розы», «слепость страстей», «В ее душевной глубине ей оставались воспоминанья», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была» и другие.

В строке «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!» автор использует прием аллитерации (з/ж/л), этим поддерживая и усиливая эмоциональное состояние героев. Здесь слово «боль» упоминается трижды, что нагнетает и сгущает депрессивный настрой стиха.

Сравнивая первоначальный портрет любимой и через год, поэт употребляет в тексте выразительное средство – оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение на тему: Поэзия и судьба Цветаевой

Сочинение.
Поэзия и судьба Цветаевой

Марина Цветаева — поэт огромного таланта и трагической судьбы. Она всегда оставалась верна себе, голосу своей совести, голосу своей музы, которая ни разу “добру и красоте не изменила”. Стихи писать она начинает очень рано, и конечно же, первые строки о любви: Нас разлучили не люди, а тени. Мальчик мой, сердце мое. Не было, нет и не будет замены, Мальчик мой, сердце мое! О ее первой книге “Вечерний альбом” признанный мэтр русской поэзии М. Волошин писал: “Вечерний альбом” — это прекрасная и непосредственная книга…” Лирика Цветаевой обращена к душе, сосредоточена на быстро меняющемся внутреннем мире человека и, в конце концов, на самой жизни во всей ее полноте: Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. В стихах Цветаевой, как цветные тени в волшебном фонаре, возникают: Дон-Жуан в московской вьюге, юные генералы 1812 года, “продолговатый и твердый овал” бабушки-польки, “бешеный атаман” Степан Разин, страстная Кармен. Больше всего, наверное, меня привлекает в поэзии Цветаевой ее раскрепощенность, искренность. Она как будто протягивает нам сердце на ладони, признаваясь: Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю… Иногда кажется, вся лирика Цветаевой — это непрерывное объяснение в любви к людям, к миру и к конкретному человеку. Живость, внимательность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жгучий темперамент — вот характерные черты лирической героини Цветаевой, а вместе с тем и ее самой. Эти особенности характера помогли ей сохранить вкус жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути. Во главу своей жизни Марина Цветаева поставила труд поэта, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, буквально преследовавшие ее. Но быт побеждало бытие, выраставшее из упорного, подвижнического труда. Результат — сотни стихов, пьесы, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза, в которой Цветаева сказала все о себе самой. Можно лишь преклониться перед гением Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу. До революции Марина Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить свой голос среди пестрого многоголосия литературных школ и течений “серебряного века”. Ее перу принадлежат оригинальные, точные по форме и мысли произведения, многие из которых стоят рядом с вершинами русской поэзии. Я знаю правду! Все прежние правды — прочь. Не надо людям с людьми на земле бороться. Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь. О чем — поэты, любовники, полководцы? Уж ветер стелется. Уже земля в росе, Уж скоро звездная в небе застанет вьюга, И под землею скоро уснем мы все, Кто на земле не давали уснуть друг другу… Поэзия Марины Цветаевой требует усилия мысли. Ее стихи и поэмы нельзя читать и почитывать между делом, бездумно скользя по строкам и страницам. Сама она так определила “сотворчество”№ писателя и читателя: “Что есть чтение, — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошенная, а творческая”. Цветаева видела Блока лишь издали, не перемолвилась с ним ни единым словом. Цветаевский цикл “Стихи к Блоку” — это монолог влюбленности, нежный и трепетный. И хотя поэтесса обращается к нему на “ты”, но эпитеты, которые присваиваются поэту (“нежный призрак”, “рыцарь без укоризны”, “снежный лебедь”, “праведник”, “свете тихий”) говорят, что Блок для нее — это не реально существующий человек, а символический образ самой Поэзии: Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Сколько музыки в этих удивительных четырех строчках и сколько любви! Но предмет любви недосягаем, любовь несбыточна: Но моя река — да с твоей рекой, Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся. Радость моя, доколь Не догонит заря — зари. С присущей ей афористичностью Марина Ивановна Цветаева так сформулировала определение поэта: “Равенство дара души и глагола — вот поэт”. В ней самой счастливо сочетались эти два качества — дар души (“Душа родилась крылатой”) и дар слова. Я счастлива жить образцово и просто: Как солнце — как маятник — как календарь. Быть светской пустынницей стройного роста, Премудрой — как всякая Божия тварь. Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый! Входить без докладу, как луч и как взгляд. Жить так, как пишу: образцово и сжато, — Как Бог повелел и друзья не велят. Трагедия Цветаевой начинается после революции 1917 года. Она не понимает и не принимает ее, она оказывается одна с двумя маленькими дочерьми в хаосе послеоктябрьской России. Кажется, все рухнуло: муж неизвестно где, окружающим не до поэзии, а что поэт без творчества? И Марина в отчаянии спрашивает: Что же мне делать, ребром и промыслом Певчей! — как провод! загар! Сибирь! По наважденьям своим — как по мосту! С их невесомостью В мире гирь. Никогда, — ни в страшные послереволюционные годы, ни потом в эмиграции; — Цветаева не предала себя, не изменила себе, человеку и поэту. За границей она трудно сближалась с русской эмиграцией. Ее незаживающая боль, открытая рана — Россия. Не забыть, не выбросить из сердца. (“Точно жизнь мою убили… истекает жизнь”.) В 1939 году Марина Ивановна Цветаева вернулась на Родину. И начался последний акт трагедии. Страна, придавленная свинцовым туманом сталинщины, как бы доказывала — еще и еще раз, что ей не нужен поэт, любивший ее и стремившийся на Родину. Стремившийся, как оказалось, чтобы умереть. В богом забытой Елабуге 31 августа 1941 года — петля. Трагедия окончена. Окончена жизнь. Что осталось? Сила духа, бунтарство, неподкупность. Осталась Поэзия. Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет — мелкой. Миска — плоской. Через край — и мимо — В землю черную, питать тростник. Невозвратимо, неостановимо, Невосстановимо хлещет стих. О Цветаевой, о ее стихах я могу писать бесконечно. Удивительна ее любовная лирика. Ну кто еще мог именно так определить любовь: Ятаган? Огонь? Поскромнее, — куда так громко! Боль, знакомая, как глазам — ладонь, Как губам — Имя собственного ребенка. В стихах Цветаевой вся она, мятежная и сильная, и в боли продолжающая дарить себя людям, из трагедии и страданий создающая Поэзию. Птица-Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю — и горю дотла! И да будет вам ночь — светла!
Сегодня сбылось пророчество Марины Цветаевой: она один их самых любимых и читаемых современных поэтов.

Урок «Поэзия Марины Цветаевой как история её жизни» (11 класс)

Содержание учебного проекта и этапы его проведения

Тема урока-проекта — «Поэзия Марины Цветаевой как история ее жизни»

Возрастная категория учащихся – ученики 11 класса

Продолжительность проекта: 2 урока

Обоснование проекта

Поэт Марина Цветаева. Женщина с морским именем и свободной душой, любимая и постоянно одинокая, уже в ранней юности предчувствующая свою смерть, однажды с горечью сказавшая: «И к имени моему «МАРИНА» — прибавьте: мученица». Какая она? Попробуем ответить на этот нелегкий вопрос.

С целью привлечения внимания учащихся к личности поэтессы ещё до начала изучения темы предлагаю организовать работу ребят над проектами. Происходит «погружение» детей в тему будущего урока, активизируется их творческая деятельность и повышается учебно-познавательная мотивация к уроку. Кроме того, работа над проектами позволяет устранить недостатки программы литературного образования: слишком малое количество часов на изучение личности и творчества художника слова. Двух часов на изучение творчества М. Цветаевой становится достаточным для разговора в классе, на уроке, поскольку большая работы проделывается за рамками урока. Стараюсь сформулировать задания для групп таким образом, чтобы при работе над проектами в воображении учащихся « ожил» облик М.И. Цветаевой, появился глубокий интерес к её личности. Задача ребят на данном этапе не столько изучать факты биографии Цветаевой, сколько проникать в душу этого человека, узнавать о её взглядах и принципах. Во время работы групп над проектами занимаю позицию консультанта.

После выступления групп предлагаю следующие виды домашнего задания:

-выучить одно из понравившихся стихотворений наизусть;

-написать отзыв о стихотворении;

-написать мини-сочинение о поэзии Марины Цветаевой.

Цель урока-проекта: создать условия для изучения поэзии Марины Цветаевой на основе созданных учащимися мини-проектов.

Задачи личностного развития:

развитие интереса к личности Цветаевой и ее поэзии;

расширение представления учащихся о жизненных ценностях;

формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами;

содействие рациональной организации труда;

формирование навыков работы в команде.

Вопросы учебной темы:

Истоки творчества поэта (семья Марины Цветаевой).

Поэт и рыцарь (история отношений с Сергеем Эфроном).

Поэт и время (отношение к революции, эмиграция).

Поэт и поэты (отношение к Пушкину, поэтам Серебряного века, переводы Цветаевой).

Поэт и Родина (возвращение из эмиграции).

Поэт и его наследие (стихотворения, ставшие песнями).

После создания и защиты мини-проектов учащиеся должны:

-знать: основные этапы жизни Цветаевой, мотивы творчества на разных этапах;

-уметь: анализировать стихотворения, находить связь между жизненными реалиями и их творческим воплощением.

Виды деятельности групп:

Изучение научно-популярной литературы, знакомство с мнением разных учёных-литературоведов, общественных деятелей;

Оформление выставки, посвящённой жизни и творчеству Цветаевой;

Чтение и анализ стихотворений;

Составление вопросов по теме своего проекта.

Формирование групп для проведения исследований

Класс делится на шесть групп в соответствии с вопросами. Деление класса на группы может осуществляться разными способами:

-в соответствии с желанием учащихся;

-на усмотрение учителя (в зависимости от уровня подготовленности класса, умения учащихся работать самостоятельно, презентовать результаты работы).

После выступления групп проводится выходной контроль. Каждая группа формулирует по два вопроса: один репродуктивного, второй — аналитического характера, которые заранее сдают учителю.

Характер всех учебных мини-проектов — информационно-творческий.

Рекомендации для всех групп:

сформулировать цели и задачи своего мини-проекта;

сформулировать гипотезу (предположение результата);

выделить объект исследования;

определить предмет исследования.

Задание 1 группе:

Изучите биографию Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой литературы). Подумайте, каким образом можно передать внутренний мир этого человека.

-детство и юность поэта;

-художественный мир «Вечернего альбома», «Волшебного фонаря», «Из двух книг» («Моим стихам…», «Идешь, на меня похожий», «Красною кистью рябина зажглась…», «Бабушке» и др.)

Задание 2 группе:

Расскажите об истории знакомства и взаимоотношений Сергея Эфрона и Марины Цветаевой (см. список рекомендуемой литературы).

-романтическая история с сердоликом;

-сопоставление героя стихотворений с образом Эфрона в воспоминаниях современников;

-черты идеального романтического героя;

-Эфрон в Добровольческой армии («Я с вызовом ношу его кольцо», «Писала я на аспидной доске», цикл «Лебединый стан» и др.)

Задание 3 группе:

Проанализируйте условия жизни и положение Марины Цветаевой в годы революции и Гражданской войны (см. список рекомендуемой литературы).

-творчество периода эмиграции (книга «Разлука», «Поэма горы», «Поэма конца», «Мой милый, что тебе я сделала» и др.)

Задание 4 группе:

Исследуйте отношение Цветаевой к Пушкину, к поэтам-современникам, переводы поэта.

-образы поэтов в стихах Цветаевой (А. Ахматова, А. Блок, О. Мандельштам, Б. Пастернак);

-переводы Марины Цветаевой.

Задание 5 группе:

Изучите историю возвращения поэта на Родину и последние годы жизни Цветаевой.

-тоска Цветаевой по Родине;

-тема противостояния поэта и мира;

-возвращение мужа и дочери;

-Цветаева в России, несовместимость поэта и реальной жизни;

-невыносимая травля («Тоска по Родине! Давно…», «Страна», «Родина» и др.)

Задание 6 группе:

Расскажите о стихотворениях Цветаевой, ставших песнями.

-авторы музыки, режиссеры фильмов, где звучат песни, их исполнители («Я тебя отвоюю…», «Мне нравится», «Хочу у зеркала, где муть…» и др.)

Итогами работы могут стать презентация, буклет, брошюра, бюллетень; оформление выставки книг, фотографий, цитат Цветаевой; подбор отзывов современников о поэте.

Критерии оценки учебных мини-проектов:

Полнота раскрытия темы.

Иллюстрация мысли поэтическими строками.

Оригинальность подачи материала.

Соблюдение регламента (выступление группы не более 8 минут).

Список рекомендуемой литературы:

Белкина М.О. / Скрещение судеб . изд. 3-е, перераб. и доп. М.: « А и Б», 1999.

Каган Ю.М. / Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. М.; «Отечество»,1992.

Кудрова И.В. / Гибель Марины Цветаевой. Новый мир, 1988, № 7, с. 181.

Лосская Вероника / Марина Цветаева в жизни (Неизданные воспоминания современников). М.: «Культура и традиции»,1992.

Саакянц А.А. / Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М.: «Эллис Лак», 1999.

Федосеева Л.Г. / Марина Цветаева. Путь в вечность. М.: «Знание», 1992.

Цветаева А.И. / Неисчерпаемое. М: «Отечество», 1992.

Цветаева М.И . / За всех — противу всех! // Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах / Сост. Л.В. Поликовской / Вступит. ст., коммент. Л.В. Поликовской, М.А. Долговой. М.: «Высшая школа», 1992.

Цветаева М.И . / Избранные произведения // Авт. предисловия С.Букчин. Минск: «Мастацкая литература», 1984.

Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. // Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / Сост., подгот. текста и коммент. А.Саакянц, вступит. ст. Вс.Рождественского. Минск: «Нар. асвета». Минск, 1988.

Цветаева М.И. / Сочинения: В 2 т. // Т. 2. Проза / Сост., подгот. текста и коммент. Саакянц А. А. Минск: «Нар. асвета». Минск, 1988.

Швейцер В.А. / Быт и бытие Марины Цветаевой. М:«СП Интерпринт»,1992.

100 русских поэтов / Сост. М.Засецкая. СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000.

Марина Цветаева. Жизнь в стихах

a24aa54514b1c5be303bc99120567f0a

vk gray

fb gray

ok gray

tw gray

mail gray

viber gray

print

Для российской литературы она стала настоящим феноменом, отдельной эпохой. Её стихи всегда звучали искренне — в них она была настоящей, писала о своих самых личных чувствах и переживаниях.

И каждое событие её жизни нашло отражение в гениальных стихах.

Рождение

Родилась Марина Цветаева в Москве, 26 сентября по старому стилю (8 октября по новому) 1892 года, в день празднования памяти Иоанна Богослова — одного из 12 апостолов.

День был субботний:

a0a5464d9715450728816868d822d409

Детство

В семье Цветаевых, помимо будущей поэтессы, было двое детей — сестра Анастасия и сводный брат Андрей.

Он был синеглазый и рыжий,

(Как порох во время игры!)

Лукавый и ласковый. Мы же

Две маленьких русых сестры.

Смерть матери

В 1906 году, когда Марине было 14, умирает её мать. Девочка, оставшаяся на попечении отца вместе с сестрой и братом, тяжело переживает эту трагедию.

С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров…

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывёт по воле всех ветров!

Всё бледней лазурный остров-детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Путешествия

В детстве Марина много путешествовала — мать болела чахоткой, поэтому при её жизни семья часто переезжала с места на место в поисках наиболее подходящего для Марии Александровны климата. Жило семейство в Италии, Швейцарии, Германии. А в 1909 году, уже после смерти матери, Марина, свободно владевшая немецким и французским, посетила Париж — там она прослушала курс лекций по старофранцузской литературе в университете Сорбонны.

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,

Дороже сердцу прежний бред!

Иду домой, там грусть фиалок

И чей-то ласковый портрет.

Первый сборник

Спустя год, в 1910 году, 18-летняя Марина выпускает свой первый сборник — «Вечерний альбом». Книга, изданная на карманные деньги Цветаевой, вышла тиражом всего в 500 экземпляров и была посвящена памяти Марии Башкирцевой — французской художницы русского происхождения, умершей в 20 с небольшим лет от туберкулёза. Тем не менее сборник сразу отметили Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов и Николай Гумилёв — как они писали, Цветаева здесь «вся на грани последних дней детства и первой юности».

9c6ec5182babc801ba44dc6f9312a0e9

Замужество

1912 год оказался для Цветаевой судьбоносным: в январе она вышла замуж за литератора Сергея Эфрона, а в сентябре у них рождается дочь Ариадна. Тогда же поэтесса выпускает и свой второй сборник, посвящённый мужу — «Волшебный фонарь».

Самовар отшумевший заглох;

Погружается дом в полутьму.

Мне счастья не надо, — ему

Отдай моё счастье, Бог!

Зимний сумрак касается роз

На обоях и ярких углей.

Пошли ему вечер светлей,

Теплее, чем мне, Христос!

Я сдержу и улыбку и вздох,

Я с проклятием рук не сожму,

Но только — дай счастье ему,

О, дай ему счастье, Бог!

Отношения с Софией Парнок

Спустя пару лет после замужества Марина Цветаева знакомится с Софией Парнок — тоже поэтессой и переводчицей. София после развода с мужем начала строить отношения только с женщинами, вот и с Цветаевой их соединили романтические чувства. Ради новой возлюбленной Марина даже бросила своего мужа, но в 1916 году, после расставания с Софией, снова возвращается к нему.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Всё передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том, для чего не знаю слова,

Годы гражданской войны

Цветаева переживает сложный период в жизни. Муж призван на службу и воюет в Добровольческой армии белых, а на Марину ложится забота о доме и о двух дочках — недавно она родила второго ребёнка.

87b995f9ce2c60521eb398a158f1be5d

Смерть младшей дочери

Положение очень плачевное, денег не хватает, и, чтобы спасти детей от голода, поэтесса решается на отчаянный шаг — отдаёт их в приют. Девочки там заболевают, и мать забирает Ариадну домой. Младшая дочь, Ирина, через какое-то время умирает в приюте.

Под рокот гражданских бурь,

Даю тебе имя — мир,

В наследье — лазурь.

Эмиграция

С 1922 года всё семейство — Цветаева, её муж и дочь — проживает за границей. Сергея Эфрона обвиняют в том, что он был завербован НКВД. В 1925 году рождается ещё один ребёнок — сын Георг. При этом средств к существованию становится всё меньше и меньше.

6f84f5144cdd1f0eabc13a03a911e4e4

«Стихов я почти не пишу, и вот почему: я не могу ограничиться одним стихом — они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю, следовательно — и вопрос времени… А стихов моих, забывая, что я — поэт, нигде не берут, никто не берёт — ни строчки».

Возвращение на Родину и смерть

В 1939-м Цветаева возвращается в СССР. Муж, замешанный в политическом убийстве, приехал обратно ещё раньше. Вскоре арестовывают сначала Ариадну, а затем и Сергея Эфрона. В 1941 г. супруга поэтессы расстреливают, а дочь реабилитируют только в 1955 году.

Марина, вернувшись на родину, практически не пишет стихов, занимается переводами. Одна из последних записок поэтессы — просьба взять её посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда от 26 августа 1941 года.

Спустя несколько дней, 31 августа, Цветаева повесилась. Напоследок она оставила 3 письма, одно из которых было адресовано сыну.

a24d49cb732d413309fa1e8deb079228

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

Я читала во втором и третьем классах:

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».

А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».

И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».

Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.

«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.

«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.

4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»

Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.

Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»

Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.

Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.

5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.

«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?

На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.

Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.

7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.

Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.

Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.

Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.

Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.

Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.

Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.

Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.

Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.

Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.

Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.

Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.

Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.

Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.

Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»

  1. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
  2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
  3. А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
  4. И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
  5. И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
  6. Н. Некрасов «Славная осень».
  7. С. Есенин «Поёт зима — аукает».

1

  • Сочинение отзыв телешов белая цапля
  • Сочинение отзыв про бедную лизу
  • Сочинение отзыв о полтаве
  • Сочинение памятный день в школе 5 класс урок
  • Сочинение памятный день в школе 5 класс ладыженская