Сочинение отзыв бедная лиза карамзин

Наверное, нет такого человека, который бы не читал карамзина. он начал писать еще в эпоху сентиментализма. но больше всего восхищение

Наверное, нет такого человека, который бы не читал Карамзина. Он начал писать еще в эпоху сентиментализма. Но больше всего восхищение приходит после прочтения повести «Бедная Лиза». Здесь словно описываются все события, которые творились в это время. И на первый план выставлены чувства обычных людей, а потом уже разум. Кроме этого автор подчеркивает, что у каждого из героев имеется богатый внутренний мир.

Главными героями стала обычная девушка по имени Лиза и молодой и очень красивый дворянин по имени Эраст. Карамзин никогда не признавал любовь между дворянином и крестьянкой. И здесь затрагивается момент выбора между чувствами, которые вспыхнули между людьми и материальными ценностями, которых он мог лишиться, выбрав неправильный путь. Также автор старается объяснить, что независимо от сословий и чинов, если вы совершили ошибку, то будьте любезны, ее самостоятельно исправить и при этом никому не навредить. А вот Эраст решил, что жить в достатке и богатстве намного лучше, чем жить с любимой девушкой. Сначала он некоторое время пользовался девушкой, пока она ему была нужна, а потом в нужный момент решил бросить ее и жить дальше. А что будет с ней, он не подумал.

У Лизы большое и доброе сердце. Она никому никогда не сделала плохо, и даже если кому-то потребуется помощь, то девушка первая готова пойти и помочь всем, чем только сможет. Кроме этого она даже не ожидала, что мир так быстро поменяется и станет совсем другим и чужим для нее. А ведь к такому миру она оказалась не готова. И тогда она решает просто жить по зову своего сердца и что оно ей подскажет, то и будет делать. А когда встретила Эраста, то забыла про все на свете, ведь сразу же в него влюбилась. И верила, что любовь взаимна, а ведь ее очень легко обмануть. Вот эта доверчивость и сгубила девушку.

А ведь у Эраста имеются совсем другие ценности и они никак не схожи с ценностями девушки. Постепенно он разрушает ее. Сначала он дает ложные обещания, в которые девушка сразу же поверила, а потом просто ни одно из них не выполнил. От любви девушка не знает что делает и как поступает и совсем перестает слушать свое сердце. И в итоге девушка больше не хочет жить с такой обидой и горечью, да к тому же это была ее первая любовь.

Мир становится жестоким и несет людям только одни несчастья и беды.

Произведение построено на любви двух человек, вот только любила, по сути, здесь только одна Лиза, а мужчина этим умело пользовался и играл на ее чувствах.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин внес выдающийся вклад в литературное развитие своей родины конца 18 века. После путешествий за границу, писатель приезжает в Россию, и во время отдыха на даче у своего друга начинает воплощать в жизнь свое новое произведение. Природа для писателя имела колоссальную ценность, он искренне любил ее и часто выезжал на природу, чтобы почитать любимые книги и окунуться в размышления.

В 1792 году повесть «Бедная Лиза» была выпущена в «Московском журнале». Данное произведение принесло автору безмерную знаменитость. Главными персонажами являются бедная девушка Лизы и дворянина Эраста, которые по-разному относятся к чувству любви.

Лиза — простая сельская девушка. Отец умер, когда она была еще ребенком, мать болеет и чтобы прокормить семью соглашалась на любую работу. Видит в людях только хорошее и позитивное, действует по зову сердца. Чувства Лизы вполне понятны для читателя, для нее счастье это любовь и она слепо верит в это чувство.

Мать Лизы — хорошая и мудрая женщина, которая мучительно перенесла смерть мужа. Однако ее радостью осталась дочь, которую она хотела выдать замуж за порядочного молодого человека.

Эраст — безбедный дворянин. Сначала Эраст хотел влюбиться так же как герои романов, однако впоследствии понял, что не способен жить любовью. Жизнь в городе, полна роскоши и разврата уничтожает напрочь духовную любовь в нем, тем самым открыв только плотское влечение. У него порочный образ жизни, он очень непостоянный и избалованный. Влюбляется в Лизу, даже не думаю о том, что она из бедной семьи, однако, ему не удалось преодолеть трудности в этой любви.

Как выразился сам автор, данная повесть это — «сказка довольна нехитрая». Сюжет действительно очень прост. Это история любви небогатой девушки из провинции и богатого парня из высшего общества. Молодые люди познакомились на базаре, где Лиза продавала ландыши, она сразу приглянулась Эрасту и он подошел купить цветы и познакомиться. Уже скоро они начали встречаться, но недолго юноша увлекался красотой своей девушки и быстро нашел ей замену. Узнав об этом, Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись. Эраст считает это своей виной и жалеет о своем поступке всю жизнь.

Следовательно, ведущая идея повести заключается в том, что не нужно бояться чувств, а нужно любить, сочувствовать. Повесть дает возможность научиться чему-то на чужих ошибках, быть чуткими по отношению к другим людям. Конфликт любви и эгоизма — актуальная тема, так как каждый по крайней мере раз в жизни испытывал неразделенные чувства, или пережил измену.

Рассуждение

Николай Михайлович Карамзин — не обычный писатель, а великий. Литератор заслуживающий внимание читателя. На его счету множество замечательных и интересных работ, но сегодня мы рассмотрим только одну, а именно «Бедная Лиза».

Это первое русское психологическое произведение, и оно достойно внимания. Повесть была опубликована в 1792 году и стала примером для сентиментализма. Это небольшая повесть, которую можно прочесть всего за один день и меньше, но чувств у вас будет много.

История начинается с девушки из бедной семьи. Многие скажут, что большинство произведений так и начинаются, но необходимо помнить, что заканчиваются они все по-разному. Поэтому не стоит бросать книгу на полпути, а прочитать до конца. Девушку зовут Лиза. Она ходит в город продавать цветы, и однажды встречает там красивого юношу, в которого сразу влюбляется. Через пару встреч, они начинают встречаться. Оба узнают, что влюблены друг в друга еще с первого дня. Их роман бурно развивается. Сначала это был маленьких уголек, но этот уголек быстро разгорелся и превратился в пламя. Они проводят ночи вместе, прячась под деревьями, боясь, что их кто-то увидит. Им хорошо вместе, они счастливы. Как бы хотелось, чтобы история закончилась именно на этом моменте. Чтобы мы не узнали, что будет дальше.

А дальше как правило огонь затихает и превращается в сажу, в пепел, в дым. Любовь проходит также быстро, как и началась. И только для девушки она продолжает жить. Мужчина же к ней полностью охладел. Такое часто встречается у молодых пар, которые подаются страсти, а потом понимают, что это не была любовь. Это был всего лишь порыв. Но для юной и молодой особы — это первая любовь. И она в нее верит. Поэтому после того, как узнает о женитьбе своего возлюбленного решает пойти на самоубийство. Это отчаянный и страшный поступок, а также глупый. Девушка погубила себя, даже не подумав, что в будущем может встретить свою вторую половинку. Нет, это не утверждение, это всего лишь догадка. Я не могу знать, чтобы с ней случилось будь она жива. Но мне искренне ее жаль.

Это произведение, возможно, о любви: взаимной или безответственной. Оно должно нас научить, что чувствами играть нельзя. Для кого-то отношения — это игра или развлечение, а для другого — преданность и вечная любовь. Поэтому стоит быть аккуратным в своих действиях и словах, ведь они могут ранить. Не будьте безответственны как главный герой, и отчаянны как Лиза.

`

По произведению Бедная Лиза

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Дети, бегущие от грозы Маковского

    Рассмотрим картину К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». В центре нам видны дети, которые бегут по полю от предстоящей грозы.

  • Сочинение на тему Примеры дружбы из жизни рассуждение

    Часто дружбу называют высшим даром. Я полностью согласна с этим утверждением, ведь друг — это опора и поддержка, он всегда придёт на помощь в трудную минуту, поможет справиться с различными трудностями.

  • Сочинение После бала по рассказу Толстого (8 класс)

    В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описана проблема дворянского сословия и бесправие низшего общества, нравственность людей.

Нравственные проблемы в повести
Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Андреева Елена Олеговна

Цель урока: создать условия для самовыражения учащихся в форме сочинения.
Задачи: проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; развивать эмоциональную сферу, способствовать развитию речи, творческих способностей, учиться самостоятельно работать с материалом.
Предполагаемый результат: создание законченного речевого высказывания аналитического и интерпретирующего характера.
Ход урока.
1. Орг.момент
2. Проверка домашнего задания
– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
– Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»? Смысл в том, что г-н Карамзин, уступая требованиям эпохи и художественного стиля (сентиментализм) попытался привлечь внимание к «простому человеку». Идя следом за французскими просветителями (Руссо, например) он попытался показать, насколько хорош, честен, светел человек из народа, живущий «естественной» жизнью, проявляющий естественные чувства и насколько испорчен, непригляден человек из высшего общества, но «испорченный цивилизацией
– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Это повесть полюбилась читателям своей простотой. История о бедной девушке крестьянке и о её безответной любви к дворянину трогает до глубины души. Каждый, кто читал это произведение, будто знал этих людей, эту местность. Симонов монастырь, березовая роща, пруд – все это было узнаваемо, поэтому и сама повесть читалась легко. Вся история была настолько точно передана автором, что в её достоверности ни у кого не возникало сомнения.
– Как проявляются в повести черты сентиментализма? ерои переживают новое для них обоих чувство любви – нежно и трогательно. Они страдают, плачут, расстаются: «Лиза рыдала – Эраст плакал…» Автор очень подробно описывает состояние души несчастной Лизы, когда она провожала Эраста на войну: «…оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Все произведение пронизывают лирические отступления.
– Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?
– В чем смысл заглавия? «бедная» в названии выражает отношение к главной героине: наивная деревенская девушка, она всем сердцем полюбила Эраста.
3. Вызов. Аналитическая беседа с учащимися.
Сегодня мы подготовимся к сочинению. Посмотрите на тему урока.
Давайте вместе проанализируем каждое слово в этом предложении.
Как вы понимаете слово «проблема»? Дайте определение.
ПРОБЛЕМА — (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Проблема — (от греч. problema — задача) – задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или осмысление уже сформировавшейся позиции ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Что такое нравственность?
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
1.Внутренние — духовные и душевные — качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.
А как вы понимаете данное сочетание слов: «нравственные проблемы»?
Проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности — определенных правил поведения; совершение безнравственных (злых) поступков или поступков, противоречащих морали и совести.
Вывод: Художественная литература всех времен и народов всегда ориентируется на нравственные проблемы, поднимает вечные вопросы добра и зла, справедливости, человеческого достоинства и совести, чести и добродетели, ответственности и добра.
Какие нравственные проблемы вы выделите в повести Карамзина?

  • проблема ответственности человека за свои поступки
  • проблема уважительного отношения к чувствам других людей
  • проблема сословного эгоизма, превосходства
  • проблема сострадания и т.д.

Но ведь автор никогда не создает произведение просто так, без цели, согласны? Для чего автор обращается к такой нравственной проблематике?
Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в своем произведении?

  • урок доброты и сострадания
  • урок ответственности за свои поступки
  • урок бережного отношения к чувствам других людей
  • урок равенства людей вне зависимости от их социального положения
  • урок осторожности, предусмотрительности и т.д.

4. Физминутка
Определите тему этого произведения?
В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство. Тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев.
Определите идею этого произведения?
«И крестьянки любит умеют»
Можно ли назвать темы, поднятые Карамзиным, актуальными в наши дни? Почему?
Вывод: Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. В небольшом по объему произведении  Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.
5. Составление плана сочинения.
Коллективное обсуждение, разъяснение пунктов плана, примеры, аргументы.
Вступление
1) Что такое нравственность? (по словарю)
2) Нравственность в моем понимании.
Основная часть
3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении и как раскрывает?
4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок, поведение, человек)
Заключение
1) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему?
Какие нравственные уроки дает нам автор?
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание
Сочинение: Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Текст, начинающийся словами «Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. »
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
 

 

Конспект
урока по русской литературе в 9 классе
.

1.    
Тема
урока: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». «И крестьянки любить умеют»

2.    
Тип
урока: комбинированный.

1)   
раскрыть
идейно — художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

2)   
формировать
умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать
устную речь.

3)   
воспитывать
чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное
отношение к окружающему миру.

1)
способствовать
воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического
мировоззрения;

2)   
способствовать
развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

3)    развивать
навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;

1)   
закрепить
знания о биографии Н.М. Карамзина;

2)   
представить
повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;

3)   
обобщить
и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике
героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза».

4.    
Оборудование:
презентация, «Литература. 9 класс. Учебник — хрестоматия для 9 кл. татар.
сред.  общеобразоват. шк». В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов,
Т.В. Воронцова, М.В. Ведишенкова; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е изд., доп. –
Казань: Магариф, 2008. – 367 с.

2. Изучение новой
темы (20 мин.)

3. Выполнение
тренировочных заданий и упражнений (10 мин.)

4. Итоги урока (7
мин.)

5. Запись
домашнего задания (1 мин.).

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Примечания

I.

Организационный
момент


Здравствуйте, ребята! Садитесь!


Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича
Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная
Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.

Сейчас
вы просмотрите фильм.

 —
Как вы думаете, почему я взяла этот ролик для просмотра?


Да, действительно, любовь удивительна. Она умеет прощать предательство,
измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств –
равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Николая
Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».

̶ 
Здравствуйте!

Ученики
внимательно слушают учителя.


Хотели показать, что любовь бывает разной, но каждый человек мечтает именно о
той, которая представлена в ролике. И Лиза мечтала быть счастливой, родить
детей, вместе с Эрастом встретить старость. Но, к сожалению, ее мечтам не
суждено было сбыться.

II.

Изучение
новой темы

– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой
известной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она
занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц
потрясли литературный мир.

    Эпиграфом к нашему уроку являются слова Е. Осетрова: «Бедная
Лиза» — образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а
«чувствительной» душе».

 –Как вы понимаете слова Е. Осетрова?

Работа над названием произведения.

 –Подумайте, почему повесть названа именем Лизы?

–Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой
смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? Он хочет показать, что она не
имеющая достаточных средств к существованию?

 –Что Лизу сделало бедной, несчастной?

 Риторический вопрос учителя: Любовь… А почему? Почему
любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование?
В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.

– Прежде чем перейти к анализу повести, расскажите её сюжет
(восстановите цепь событий).

Ученики
внимательно слушают учителя.

–Так
как произведение относится к сентиментализму, оно прежде всего стремится
представить человеческую душу, а не внешние события (действия героев).

– Она
главный герой, с ней связана основная мысль повести.

 – Нет,
слово бедная использована в другом смысле. Автор хочет подчеркнуть несчастную
судьбу главной героини повести.

– Любовь.

– Умирает
Лизин отец, мать тяжело переносит утрату мужа. Семья обнищала. Лиза работает
день и ночь: собирает ягоды и цветы и продает их в городе. Там она знакомится
с молодым человеком – Эрастом. Поражённый её невинной красотой, он приходит к
ней в гости, где очаровывает её мать своими манерами, обхождением и добротой.
С этого дня начинаются свидания Лизы и Эраста.

Сначала
свидания носили характер «любовь-дружба», они проводили счастливые невинные
вечера, ночи… Но когда мать Лизы начала настаивать, чтобы дочь вышла замуж за
богатого крестьянина, их отношения переменились. Лиза полностью отдалась
любовному чувству, а Эраст воспользовался её доверчивостью и неопытностью.

Постепенно
чувства Эраста начинают угасать, и он говорит Лизе, что должен идти на войну.
А на самом деле он, отягчённый долгами, решает жениться на богатой пожилой
вдове. Когда Лиза обнаруживает обман, она решает, что ей нельзя жить и заканчивает
жизнь самоубийством.

III.

Выполнение
тренировочных заданий и упражнений

Работа
на осмысление содержания произведения. В форме игры с сердечком «Я тебя
люблю».

Блиц
— опрос:

1.
В каком году написано произведение?

2.
Каков жанр произведения «Бедная Лиза»?

3.
Где происходят события в повести?

4.
Кто главные герои повести?

5.
Каково социальное положение Лизы и Эраста?

6.
От чьего лица ведется повествование?

7.
Чем занималась Лиза целыми днями?

8.
А почему Лизе пришлось работать?

9.
Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста?

10.
Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы?

11.
Что случилось с главной героиней?

12.
Какие слова из повести стали афоризмом?

13.  Возле
какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения
Карамзина?

14.
Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

15. Стакан
какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной мамы?

16.
Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?

Подведение
итогов.

Вы
увидели, что повесть начинается с описания московских окрестностей. 

Как
вы думаете, какова роль пейзажа в начале повести?

–  Найдите
приметы сентиментализма в повести.


Когда два человека встречаются, какие-то события и детали кажутся им
символичными и судьбоносными. Давайте поищем их – эти знаки, заставившие
встретиться двух влюблённых.


Символичным является слово – ландыш. Напишите к нему 5-7 слов — ассоциаций.

– Какое
слово вы считаете наиболее значимым?

 
Чистота – это знак души. Это слово очень часто повторяется в тексте.

Подтвердите
это примерами  из текста.


Но на последнем свидании слово «чистый» употребляется в последний раз. Дальше
оно исчезает. С чем это связано?

 Эраст
и Лиза… могли ли они остаться вместе в конце повести и жить долго и
счастливо, как это полагается в настоящей идиллии?

III. Сопоставительная
характеристика героев.

Давайте проведём
сопоставительную характеристику героев, чтобы точно выяснить, могли ли они
быть вместе.

1
группа — Лиза, 2 группа — Эраст.

1.    
Характеристика
героев до встречи.

2.    
Отношение
автора к героям.

3.    
Отношение
Лизы к Эрасту, отношение Эраста к Лизе.

— В 1792
году.


повесть.

— в
Москве.

— Лиза и
Эраст.

— Лиза –
крестьянка, Эраст –

богатый
дворянин.


Повествование ведется от первого лица, от лица автора.

— Ткала
холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, собирала ягоды и продавала их.

— отец
Лизы умер, Лиза с матерью обедняли, и чтобы содержать себя и маму, ей
приходилось работать.


Ландыши.

— 100
рублей.

— Она
утопилась в пруду.

— И
крестьянки любить умеют.


Симонов монастырь.

— В Москве.


Молока.

— По
соображениям выгоды.

– Подготавливает
к восприятию повести, показывает, на каком фоне будут происходить события,
настраивает на возвышенный, чувствительный тон.


Культ чувства, в центре частная жизнь простых людей с их богатым внутренним
миром, разнообразными переживаниями; воспевается идиллическая жизнь человека
на лоне природы.

– нежный, хрупкий, белоснежный

красивый, чистый, невинный

ангельский.

–Чистый.

–Чистые
источники; чистые радости; чистый пруд; чисты и непорочны объятия

 Эта
чистота и непорочность относилась не только к реке, пруду, ландышам, но и  по
отношению к Лизе. А вместе с последним свиданием для Эраста Лизины объятия
перестали казаться такими же чистыми, как раньше…

– Скорее
всего, нет, между ними слишком большая разница: он богатый дворянин, она –
бедная крестьянка. Слишком сильны сословные традиции и общественные
предрассудки, которые бы не дали молодым жить счастливо

Ученики
разделяются на группы, составляют по плану характеристику героев.

См.
приложение №1.

IV.

Итоги
урока

– Могут
ли деньги Эраста компенсировать всё то, что отдала ему Лиза?

– Каково
психологическое состояние героини в эти минуты?

– Какова
основная мысль повести?

Нет,
ведь Лиза не хотела брать даже рубля за ландыши. А Эраст даёт ей сто рублей.
Он знал, что она их не возьмёт, поэтому положил их в её карман

–Она
унижена, оскорблена, раздавлена обманом и предательством. Она жила одной
любовью, её любовь разбита, чистота запятнана, надежды умерли, белый свет
померк. Чем ей теперь жить?Чистый ландыш растоптан в грязи

– «И
крестьянки умеют любить» – на весь мир провозгласил Н.М.Карамзин. Это было
принципиально новое утверждение, ведь раньше считалось, что способность к
высоким чувствам – это привилегия людей светского общества. На примере любви
матери Лизы и самой Лизы Н.М.Карамзин убедил всех, что «и крестьянки любить
умеют».

V.Запись
домашнего задания

    Написать сочинение «Мое отношение к Лизе и Эрасту».

Ученики
записывают домашнее задание в дневники.

Приложение
№1.

Автор: Карамзин Николай Михайлович, родился в 1766г, умер в 1826г. Российский историк, литератор, редактор, реформатор русского литературного языка. Самые известные произведения — «Бедная Лиза», «История государства Российского». Считается открывателем эпохи сентиментализма в русской литературе. 

Название: «Бедная Лиза»

Жанр произведения: Сентиментальная повесть

Тема произведения: Трагедия социального неравенства для человеческих отношений

Число страниц: 62

Год написания повести «Бедная Лиза» — 1792, в том же году опубликована. Эпоха царствования Екатерины II. Незадолго до написания повести «Бедная Лиза», в 1789-90 гг Карамзин путешествовал по Европе. Именно знание европейской литературы натолкнуло автора на сюжет и стилистику повести.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Лиза – юная девушка, крестьянка. Скромная, трудолюбивая, с нежным и отзывчивым сердцем. Сирота, осталась без отца в 15 лет. Во всем помогает матери, самоотверженная и искренняя в чувствах и поступках. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?»
  2. Эраст – молодой дворянин. Привлекателен, обходителен, но слабохарактерен. Порывистый, увлекающийся, романтический, но поверхностный. Азартный игрок. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!».

Фактически в повести «Бедная Лиза» действуют всего два персонажа: Лиза, как положительный образ и Эраст, как отрицательный. Мать Лизы и соседка Анюта встречаются эпизодически и не влияют на сюжет.

Время и место действия повести «Бедная Лиза» — Россия, конец XVIII века. Действие происходит в Москве, упоминается и узнаваемое место – окрестности от Симонова монастыря. Пруд возле монастыря впоследствии назывался в народе «Лизиным прудом». Действие начинается весной: Лиза продает ландыши, которые обычно цветут в мае.

Краткое содержание повести «Бедная Лиза»

  1. Рассказчик, прогуливаясь в окрестностях монастыря, восхищается красотой пейзажа и попутно рассказывает печальную судьбу девушки Лизы. В его изложении девушка, продающая ландыши на улицах Москвы, знакомится с приятным молодым человеком, дворянином Эрастом.
  2. Между Эрастом и Лизой вспыхивает влюбленность. Он знакомится с матерью девушки, становится желанным гостем в их доме, заполняет собой всю жизнь Лизы. Хотя Лиза понимает, что крестьянка не может стать женой дворянина, она отказывает сватавшемуся к ней сыну богатого крестьянина.  
  3. В порыве страсти Лиза отдает невинность Эрасту. Вскоре молодой человек пресыщается их встречами и сообщает, что вынужден уйти на войну. Пара трепетно прощается, но через два месяца Лиза внезапно встречает возлюбленного в Москве.
  4. Эраст холодно сообщает ей, что вскоре женится на богатой вдове, дает девушке сто рублей и выпроваживает ее. Будучи в армии, он проиграл в карты свое имение. В отчаянии, обманутая девушка топится в пруду.   
  5. Узнав о страшной гибели дочери, умирает и ее старушка-мать. Автор говорит, что и сам Эраст был несчастен до конца своих дней и считал себя убийцей. Именно Эраст за год до своей смерти показал автору могилу бедной Лизы.

Главная мысль повести «Бедная Лиза».

В повести поднимаются сразу две проблемы: социальная и нравственная. Социальная проблематика – это изначальное неравенство Лизы и Эраста, которое она отлично осознает и не тешит себя иллюзиями. Нравственный аспект – это способность девушки поддаться чувствам, утратить разум от любви и в результате погубить себя (судьба обесчещенной девушки-крестьянки в любом случае была бы незавидной).

Отзыв о повести «Бедная Лиза».

Интрига повести «Бедная Лиза» — вневременная, она может развиваться в любую эпоху. Во все времена были богатые и бедные, те, кто выше и ниже по положению в обществе. Но отношения мужчины и женщины всегда неизменны. Повесть можно назвать назидательной: потеря интереса мужчины к девушке, которой он добился, нередка, и автор словно стремится предостеречь от такой ошибки юных читательниц (ведь очевидно, что сентиментальную повесть будут читать в первую очередь женщины). С большой психологической достоверностью описываются в повести мысли и чувства как невинной, поглощенной первым чувством девушки, так и увлеченного и быстро пресытившегося мужчины. Искренность и безыскусность повести принесла ей любовь читателей, а Карамзину – множество подражателей среди современников. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнился отрывок, в котором описывается, как развивались отношения Лизы и Эраста после того, как они стали близки. Это очень точное, даже откровенное, и при этом эмоционально и лексически богатое описание разницы отношения мужчины и женщины к свершившемуся событию. Удивляет психологическая достоверность помыслов и мотивов героя: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу». Этот отрывок готовит читателя к трагической развязке и настраивает на нее.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Горлица — птица семейства голубиных
  • Империал — золотая монета, чеканилась в 1755-1805
  • Кринка — глиняный сосуд для молока, расширяющийся книзу
  • Мирт — вечнозеленое растение
  • Сажень — старорусская мера длины ( 2,16 метра )

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви.
  • ибо и крестьянки любить умеют!
  • Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!
  • Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?
  • Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?
  • Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Jis —

Мастер

(2291)


10 лет назад

Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца». Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.

Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза», которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.

Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.

Кто же такая Лиза, из-за которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез?

Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной бедной старушкой», от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.

Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным» Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и «ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку «любовью брата», восхищается своей «пастушкой».

Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах «ангелом непорочным», который восхищал его душу.
Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове.

Чувствительность — так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.

Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести «Бедная Лиза» деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных.

Источник: а в мое время гугла не было =)

Даниил Кулик

Ученик

(242)


5 лет назад

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была написана в 1792 году. Это произведение во многом стало вехой в русской литературе. Оно явилось образцом русской сентименталистской прозы.
Известно, что родоначальником и разработчиком сентиментализма был именно Н. М. Карамзин. В основе этого направления лежало внимание к человеческим чувствам, к миру человеческой души вне зависимости от сословий и рангов.
Сентименталистская литература очень много сделала и для развития русского литературного языка. Она привнесла в него целый пласт новой лексики, дала образец для иного языка — изящного, утонченного, «салонного».
Данное произведение посвящено раскрытию души, мира чувств простой девушки из народа. Само название – «Бедная Лиза» — показывает, что главной героиней является именно крестьянка Лиза, и автора, прежде всего, интересует ее душевная трагедия.
Выведя на первый план свою Лизу, Карамзин утверждал гуманистическую идею. Он был убежден в том, что все люди равны, что все они, независимо от сословий и богатства, испытывают одинаковые чувства, хотят любить, страдают от предательства, плачут и радуются одинаковым вещам. И чувства крестьянки равноценны по значимости чувствам аристократа, а, может быть, и более благородны, чисты, возвышенны.
В основе произведения лежит история любви бедной девушки Лизы к молодому дворянину Эрасту. Лиза описывается в идеальных тонах. Это красивая трудолюбивая девушка, которая была вынуждена пойти работать, потому что умер ее отец. На руках у Лизы осталась больная мать. Любящая дочь не могла позволить ей работать. Поэтому Лиза ходит в город продавать цветы. Именно там она знакомится с Эрастом.
Этот молодой повеса вел разгульный образ жизни. Он пресытился светскими красавицами, романы с ними были для героя не в новинку. В Лизе Эраст увидел свежесть, прелестную чистоту и наивность – то, чего не было у женщин высшего света. Эраст быстро увлекся девушкой, познакомился с ее матерью.
Мать Лизы будто чувствовала что-то неладное и предупреждала дочь об опасностях, таящихся в городе. Но было поздно. Лиза влюбилась в Эраста со всей силой своей невинной души. Классовые предрассудки и страхи отступили перед ее любовью. Всю себя она отдала Эрасту: «Когда ты, — говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста».
Но что же этот «благородный счастливчик»? Каковы были его чувства по отношению к Лизе? Автор пишет, что Эраст упивался их отношениями, пока они были духовными, почти дружескими. Видя в глазах девушки безмерную любовь, герой возвышался в своих глазах, тешил свое самолюбие. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» — думал Эраст.
Но как только отношения между ним и Лизой стали плотскими, то молодой человек охладел к девушке. Новизна исчезла, пропал интерес, и появилась рутина, скука, обыденность. Эраст стал отдаляться от своей возлюбленной и, наконец, объявил ей, что отправляется на войну. Горю и страхам Лизы не было предела, но что она могла поделать? Эраст обещал помнить свою милую.
Для Лизы наступили тяжелые времена. Все вокруг ей показалось унылым, печальным, тягостным. Но в один миг сердце девушки было окончательно разбито. Она узнала, что ее Эраст женится на другой. В армии этот ловелас промотался и теперь нашел себе богатую вдову. О Лизе он и думать забыл.
Конечно, девушка не могла перенести такой удар. Что ей оставалось? Только свести счеты с жизнью, ведь ее сердце было разбито, а честь поругана. Лиза бросается с воду.
Финал повести становится еще более печальным от того, что умирает и мать Лизы, узнав

Андрей Смирнов

Ученик

(215)


5 лет назад

Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, «жизнь сердца». Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.

Огромный успех принесла Карамзину повесть «Бедная Лиза», которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.

Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.

Лиза в Москве встречает молодого дворянина Эраста «с добрым сердцем, но слабым и ветренным» Жизнь свою он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и «ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Он влюбляется в Лизу.

Однако любовь вскоре между молодыми людьми переходит в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать.
Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. В свое оправдание он говорит что ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не сражается с непреятелем, а играет в карты. Чтобы отдать долг он женится на богатой пожилой вдове.

Карамзин одним из первых ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести «Бедная Лиза» деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных.

Ризван Гаджиметов

Ученик

(104)


5 лет назад

Вот как писала я, писала сама…, но без «во-первых, во-вторых и третьих и вывод»
Повесть «Бедная лиза» начинается с описании природы Москвы. Открываются, словно, панорама природы, души, всей натуры. описываются готические башни Симонова моностыря, множество домов и церквей, дубовые рощи, златоглавый Данилов монастырь, Воробьевы горы, а также леса, поля, дубравы…
описания природы вызывают у меня прежде всего чувство умиленной тоски. Что-то нежное, хрупкое, тонкое ощущается в представлении такой картины. Такое чувство понятно, но не всем…. Чувста эти помогают понять, что повесть насыщена субтильными (нежными) чувствами, сентиментализмом, что у повести «Бедная Лиза» горькая и плачевная судьба.
В отличие от Эраста, Лиза умела любить, и отдалась вся ему, отдала ему всю свою любовь… Эраст же думал только о своем благополучии. Он был с добрым сердцем от природы, но слабым и ветхим. В этом и есть их различия, у всех есть сердце, но не все способны так отчаянно любить, как любила, например Лиза.
По началу отношения Лизы и Эраста шли, как по водной глади. Они каждый день виделись друг с другом, каждый вечер. На берегу реки или в березовой роще, но чаще под тению столетних дубов. Они признавались друг другу в любви, обнимались, целовались. Казалось, их любовь была чиста и невинна. .Свидания их продолжались, но все переменилось . Эраст недоволен одними ласками Лизы. Он хотел
больше, ведь исполение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Эрасту эта любовь Лизы была какой-то пресной, монотонной. Постепенно страсть его угасала. Эти изменения в Эрасте видела Лиза и говорила ему:» Прежде бывал ты веселее»…
Пришел день, когда Эраст должен был уйти, уйти на службу. Он и вправду был в армии, но не работал, а играл в карты и проигрывал деньги.
В один день Лиза и Эраст встретились. Эраст всё объяснил лизе, что он женился на пожилой богатой вдове, еоторая давно была влюблена в него, ибо ему нужно было поправить свои обстоятельства.

Я думаю, это можно сделать выводом.
Автор сознавался:» Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слёзы нежной скорби». Этим самым Н. М. Карамзин показывает то, что незачем стыдится слёз.

Полина Купряшина

Знаток

(358)


5 лет назад

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» написана в сентиментализме. Сентиментализм- направление в литературе, где на первом месте частная жизнь человека, его жизнь, природа. Произведения в сентиментализме пишутся не для воспитания человека и его разума, а для пробуждения «добрых чувств». Предложения в повести звучат как стих, вступление очень растянутое, продолжительное. Имеется контраст, который выражается в образе города (зла) и села (добра), Эраста (зла) и Лизы (добра). Обычно героем этого направления является простой человек, каким была милая девушка Лиза.

История о Лизе и Эрасте очень печальная. Уже сначала повести автор настраивает нас на то, что в этой истории не будет счастливого конца » Но все приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си… нова монастыря», разве может монастырь быть мрачным? Ведь он наоборот несет свет, тепло и радость людям, посетившим его. «…туда же прихожу мрачные дни осени горевать вместе с природою»,»…на развалинах гробных камней внимаю глухому стону времен», » Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, — печальные картины», автор старается даже в самых, казалось бы, прекрасных вещах показать печаль, грусть, страдания.

Отношения Лизы и Эраста не назовешь счастливыми. Они познакомились в Москве, когда крестьянка продавала ландыши. В этой встрече Эраст старался казаться щедрым, вежливым, внимательным. Вторая их встреча произошла у дома Лизы и её матушки. Вскоре девушка поняла, что влюбилась в этого молодого человека. «Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга»- думала Лиза. Но через некоторое время молодой человек перестал ценить свою милую подругу. Он всё реже стал её посещать, перед этим говоря «Завтра, Лиза, не могу с тобой видеться: мне встретилось важное дело». Затем сообщил, что не сможет приходить к ней некоторое время, так как уходит в армию. Но в один день девушка отправилась в Москву, за розовой водой. В городе Лиза увидела карету, в которой сидел Эраст, она побежала к молодому человеку, обняла его, но он «…побледнел — потом, не отвечая ни слова на её восклицания, взял её за руку, привел в свой кабинет» там молодой человек рассказал, что женат и дал девушке 100 рублей. Бедная Лиза была расстроена, весь её мир разрушился в раз, сама того не замечая, она оказалась у глубокого пруда и бросилась в него. Эраст же «… был до конца жизни своей несчастлив», «он считал себя убийцей».

Карамзин сострадал Лизе «Сердце моё обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте, готов проклинать его…» писал автор после раскрытия обмана молодого человека. Он считал её любезной, робкой, самоотверженной, прелестной, чистой, услужливой, с истинными ценностями. Эраст же для автора был «слабым и ветреным сердцем», но была у него честь и честность, однако ценности его были ложными. Автор считает Эраста виновным в смерти девушки и не оправдывает его действий.

Я была тронута данной повестью, во время прочтения истории я переживала, плакала, радовалась вместе с Лизой. Произведение заставило меня задуматься о том, что прекрасное чувство — любовь не распространяется только на богатых или только на бедных, она существует для всех, просто не все способны любить.

  • Сочинение от лица путешественника посетившего византию
  • Сочинение от имени путешественника впервые посетившего византию
  • Сочинение описание про дом
  • Сочинение особенности моего характера
  • Сочинение описание фотографии последний звонок