Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Война штука дорогая сараевское убийство 28 июня 1914 года эрцгерцога франца фердинанда, наследника австро-венгерского престола, и его жены герцогини

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Война – штука дорогая

Сараевское убийство 28 июня 1914 года эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австро-венгерского престола, и его жены герцогини Софии Гогенберг в Сараеве сербским гимназистом Гаврилой Принципом почти не повлияло на состояние финансовых рынков Европы, не говоря уже о Лондоне.

Однако австрийский ультиматум Сербии 23 июля все изменил. Европейские фондовые рынки испытали обвал, а инвесторы, как всегда в нестабильные времена, стали искать «тихую гавань» в виде банковского золота.

К 27 июля Лондон охватила паника, и Банк Англии буквально осаждали толпы людей, пытавшихся обменять свои бумажные деньги на золото.

Банки и танки. Военные займы Британии времён Первой мировой
Люди выстраиваются в очередь у Банка Англии в июле 1914 года, чтобы обменять банкноты на золото.

Рынок ценных бумаг и валютный рынок рухнули в тот же день. Немыслимо, но полный крах британской финансовой системы происходил прямо на глазах банкиров, которые не в силах были что-то самостоятельно предпринять…

30 июля Банк Англии отреагировал единственным оружием в своем арсенале: он поднял процентную ставку с трех до четырех процентов и с четырех до восьми процентов на следующий день.

31 июля Лондонская фондовая биржа закрылась впервые за свою 113-летнюю историю, а 1 августа банк снова поднял банковскую ставку до рекордного уровня в 10 процентов.
Такой сценарий не планировался, но ни у казначейства, ни у Банка Англии не было других планов на случай непредвиденных обстоятельств. Дальнейшее повышение ставок теперь считалось невозможным.

Пятница, 31 июля, должна была принести облегчение осажденным банкам. Запланированный августовский выходной день означал, что они не должны были открывать свои двери до утра вторника, однако нарастающий кризис в эти выходные привел к продлению банковских выходных. В понедельник, 3 августа, правительство объявило о беспрецедентных четырёхдневных банковских выходных, чтобы дать казначейству и банку время для принятия ряда мер по спасению финансовых рынков.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Уведомление о банковских выходных, British Linen Bank (любезно предоставлено Lloyds Banking Group)


Во время этих каникул Дэвид Ллойд Джордж, будучи в то время министром финансов, подготовил и провёл в парламенте акт – «Закон о валюте и банкнотах», согласно которому Великобритания отказывалась от золотого стандарта.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну
Дэвид Ллойд Джордж, 1-й граф Дуйвор, виконт Гвинед
(17 января 1863 – 26 марта 1945)

В соответствии с этим законом казначейство выпустило бумажных банкнот на сумму 300 миллионов фунтов стерлингов (что эквивалентно более чем 30 миллиардам фунтов стерлингов на сегодняшний день) без обеспечения золотом.

Введение в обращение поспешно напечатанных банкнот мелкого номинала, выпущенных казначейством (не Банком Англии), и принятие правительством общего моратория на платежи по контракту (что разрешало банкам отказываться выплачивать депозиты) позволили предотвратить беготню людей по банкам при их последующем открытии.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну
Казначейство запустило в обращение банкноты, подписанные сэром Джоном Брэдбери, постоянным секретарем казначейства. Их в народе тут же прозвали «Брэдбери».

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну
Джон Суонвик Брэдбери, первый барон Брэдбери,
(23 сентября 1872 – 3 мая 1950)

Пару месяцев спустя этот образец банкноты начала 1914 года был заменён более элегантной версией.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Призывы к патриотизму и обращение правительства к гражданам с просьбой прекратить попытки обменивать бумажные деньги на золото имели успех. Когда банки вновь открылись в пятницу, 7 августа, первые «Брэдбери» уже были напечатаны и развезены по банкам.

Изъяв золото из внутреннего обращения, этот закон фактически приостановил действие золотого стандарта и на практике позволил инфляционное увеличение денежной массы, что дало возможность правительству печатать банкноты для покрытия своих обязательств. Следовательно, закон предоставил правительству, действующему через Банк Англии, большие полномочия по выпуску банкнот сверх лимита, разрешенного ранее.

Итак, первое сражение Первой мировой войны было выиграно Банком Англии еще до того, как британцы сделали хоть один выстрел.

Правительство быстро осознало, что война будет очень дорогостоящей и что ему необходимо будет принять меры для привлечения денежных средств для оплаты необходимых вооружений и боеприпасов. В первые недели войны правительство финансировало свои военные расходы за счет ссуд Банка Англии, но к поздней осени 1914 года ему потребовались новые средства.

7 ноября министр финансов Ллойд Джордж представил Палате общин первый военный бюджет, в котором был указан дефицит в размере 339 миллионов фунтов стерлингов, исходя из предположения, что война продлится до конца марта 1915 года. На этом фоне были реализованы планы того, что станет первым в серии военных займов.

Размер кредита должен был быть намного больше, чем у любой предыдущей государственной облигации, что-то в районе 350 миллионов фунтов стерлингов (что эквивалентно 35 миллиардам фунтов стерлингов на сегодняшний день).

Это было в шесть раз больше, чем предыдущая самая крупная полученная ссуда (60 миллионов фунтов стерлингов, привлеченных в 1901 году для финансирования англо-бурской войны). По кредиту обещали выплачиваться проценты по ставке 3,5 %, и он должен был быть погашен правительством в период с 1925 по 1928 год.

Этот первый военный заем был выдан со скидкой 5 %, а это означало, что инвесторы могли купить акции на 100 фунтов всего за 95 фунтов – поэтому они могли рассчитывать на годовой доход в размере чуть более 4 % в течение ожидаемого срока действия кредита – привлекательный доход для инвестиций, поддерживаемых государством.

Первый военный заем был нацелен на богатых людей и учреждения, которые могли позволить себе минимальную подписку в 100 фунтов стерлингов (что эквивалентно более чем 10 000 фунтов стерлингов на сегодняшний день). Поддержка коммерческих банков Великобритании была важна для привлечения этих потенциальных инвесторов.

Финансирование Первой мировой войны потребовало от правительства Великобритании взять в долг эквивалент годового ВВП. Но его первая попытка привлечь капитал на рынке облигаций окончилась неудачей. Военный заем 1914 года собрал менее трети от запланированного показателя в 350 млн фунтов стерлингов и привлек лишь очень узкую группу инвесторов (этот факт десятилетиями скрывался от общественности).

Такая неудача повлияла на все другие усилия по сбору средств. В то время как лозунг «бизнес как обычно» характеризовал первоначальный подход Великобритании к войне, страна постепенно отказалась от последовательных давно принятых принципов свободной торговли, налогообложения и либерального капитализма.

Осенью 1915 года Великобритания резко повысила налоги, расширив льготы для среднего класса, но повысив ставки для более богатых, чтобы привлечь больше капитала. Повышенное налогообложение также должно было тормозить частное потребление, которое приводило к росту инфляции.

Между 1913/14 и 1918/19 годами государственные расходы выросли более чем в 12 раз до 2,37 млрд фунтов стерлингов. Хотя налоговые поступления увеличились в четыре раза за тот же период, для финансирования оставшейся части требовались военные займы. В результате государственный долг Великобритании увеличился с примерно 25 % ВВП до 125 % ВВП за четыре года, что потребовало выпуска облигаций и наращивания долга такими темпами, которые не наблюдались ранее в мирное время.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну
Государственный долг Великобритании

Эти беспрецедентные затраты означали, что война представляла как военную, так и финансовую проблему.

Привлечение капитала не было второстепенным элементом военной стратегии Британии – как самой богатой экономики среди стран Антанты и финансового центра своего времени – это лежало в её основе.

Как сформулировал Ллойд Джордж в 1914 году, план Великобритании состоял в том, чтобы использовать свои торговые и военно-морские силы для обеспечения возможности предоставления армии для поддержки французских войск на континенте и сбора капитала, чтобы обеспечить своих союзников оружием и припасами.

Словом, как ни крути, а война – штука дорогая.

Далее последуют ещё несколько военных займов, к которым будут привлечены не только крупные инвесторы, но и обычные граждане. Публичность поднялась на несколько ступеней выше. Результатом стал выпуск ряда привлекательных плакатов, часто от известных художников – народ призывали покупать облигации.

Эта апрельская 1916 года реклама 5 % казначейских облигаций была типичной для того времени:

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

«Ссужайте деньги своей стране. Солдат не горюет, предлагая свою жизнь своей стране. Он предлагает это свободно, потому что его жизнь может быть ценой Победы. Но Победу нельзя одержать без денег так же, как без людей, а ваши деньги нужны. В отличие от солдата, инвестор не рискует. Если вы инвестируете в казначейские облигации, ваши деньги, как капитал, так и проценты, обеспечиваются в Консолидированном фонде Соединенного Королевства…»

(Перевод автора. На особую точность не претендую, но смысл, надеюсь, понятен).

Танковые банки

В 1917 году рекламная кампания по распространению облигаций военного займа приобрела новое дыхание. Был применён совершенно необычный для того времени маркетинговый ход. Решено было использовать интерес народа к чудо-оружию – танкам.

Шесть настоящих танков-ветеранов, привезенных прямо с европейских полей сражений, совершили поездку по городам и весям Англии, Шотландии и Уэльса. Основной их целью было содействие продаже государственных облигаций военного займа.

Это были британские тяжёлые танки Mark IV модификации «самец» (male) – со смешанным пушечно-пулемётным вооружением (в отличие от модификации «самка» (female) – имевших только пулемётное вооружение). Каждый из них, кроме бортового номера, по традиции того времени имел и собственное имя:

• № 113 Julian,
• № 119 Old Bill,
• № 130 Nelson,
• № 137 Drake,
• № 141 Egbert,
• № 142 Iron Ration.

Участие танков в битве на Сомме и недавнее участие в битве при Камбре пробудило воображение публики: их появление в шоу оказалось очень популярным у зрителей, очарованных этим новым чудо-оружием.

26 ноября 1917 года израненный в боях танк № 141 «Эгберт» принял участие в Lord Mayor Show в Лондоне на Трафальгарской площади. В декабре его на две недели сменил танк № 130 Nelson.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Вскоре кампания распространилась на всю страну: путешествующие танки проводили неделю в каждом городе на своём пути, а две девушки продавали военные облигации со стола, установленного внутри танка. Это стали называть – «танковые банки» (tank banks).

Танк прибывал в город с большой помпой. Высокопоставленные гражданские лица и местные знаменитости приветствовали его, и на нем часто произносились речи. Танк сопровождали солдаты и артиллерийские орудия, иногда до появления танков самолет сбрасывал над городом брошюры и буклеты с призывами вкладывать средства в облигации.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Листовка, сброшенная на Уолсолл перед визитом танка № 113 Julian.

Танк обычно устраивал шоу для публики, чтобы продемонстрировать свои возможности.
Несколько черно-белых немых видеороликов, иллюстрирующих посещение танками разных городов:

Сумма, полученная в каждом городе, объявлялась в сообщениях в национальной прессе, что обеспечивало элемент конкуренции, особенно между крупными промышленными городами.

Общие вклады в «танковые банки» для городов, где сумма была более 2 миллионов фунтов стерлингов:

• Глазго – 14 563 714 фунтов стерлингов,
• Бирмингем – 6 703 439 фунтов стерлингов,
• Эдинбург – 4 764 639 фунтов стерлингов,
• Манчестер – 4 430 000 фунтов стерлингов,
• Брэдфорд – 4 060 000 фунтов стерлингов,
• Лондон (за 2 недели) 3 423 261 фунтов стерлингов,
• Ньюкасл – 3 068 768 фунтов стерлингов,
• Суонси – 2 180 939 фунтов стерлингов,
• Халл – 2 186 820 фунтов стерлингов,
• Лестер – 2 063 250 фунтов стерлингов,
• Ливерпуль – 2 061 012 фунтов стерлингов,
• Вест-Хартлпул – 2 367 333 фунтов стерлингов (37 фунтов стерлингов на душу населения),
• Сандерленд – 2 305 000 фунтов стерлингов,
• Аберистуит – 682 448 фунтов стерлингов – 75,80 фунтов стерлингов на душу населения, что позже было подтверждено как самый высокий показатель в империи.

Суммы на самом деле огромные, если учесть, что на то время рабочий средней квалификации зарабатывал 2 фунта в неделю.

В 1919 году казначейство согласилось передать 264 танка различным городкам в знак благодарности за их финансовые усилия. Национальный комитет военных сбережений (общественная организация содействия распространению займов и сберегательных сертификатов военного времени) решил, какие города получат один из этих танков. После получения танки, как правило, размещались в парках или общественных местах. Но из-за нехватки средств или общего безразличия они впоследствии просто стояли и ржавели.

Все эти танки, кроме одного, были со временем проданы на металлолом или иным образом уничтожены ещё до Второй мировой войны. Только танк в городе Ашфорде, графство Кент, сохранился до наших дней, в основном благодаря тому, что в нем в 1929 году была установлена электрическая подстанция. Сейчас танк является зарегистрированным военным мемориалом.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Небольшое видео с рассказом об этом танке:

На самом деле, танки Mark IV сохранились в ряде музеев Англии, Австралии и США. Этот я встретил в Артиллерийско-техническом музее при полигоне в Абердине.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

А этот – в Брюсселе, в Королевском музее армии и военной истории Бельгии.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

P. S.


Я уже практически завершал работу над этой статьёй, как она внезапно получила занятное продолжение.

Пришло сообщение от фонда, в который я многие годы делал отчисления и который мне теперь выплачивает пенсию. Они поздравили меня с официальным выходом на заслуженный отдых (мне недавно исполнилось 67, а это в наших краях пенсионный возраст), указали точную сумму ежемесячных выплат, сообщили, что их организация, как и прежде, стоит на страже моих интересов, что мои сбережения находятся в целости и сохранности и даже потихоньку растут, поскольку вложены в солидные банковские фонды различных стран (перечисляются названия). Среди прочих обнаружил упоминание британских долговых обязательств (!).

Порывшись в сети, нашёл интересную информацию.

Оказывается, облигации военных займов Первой мировой войны на данный момент находятся на руках 120 тысяч инвесторов.

Но с 2014 года к столетнему юбилею Великобритания начала выплачивать вкладчикам свои долги времен Первой мировой войны!

До этого времени облигации тоже не лежали мёртвым грузом, по ним регулярно выплачивались проценты.

Согласно данным британского отдела по управлению долгом, с 1917 года правительство выплатило 5,5 млрд фунтов стерлингов (8,64 млрд долларов) в виде одних лишь процентов по бессрочным 5- и 3,5-процентным облигациям военного займа.

Британское правительство также заявляет, что рассмотрит вопрос погашения ряда других антикварных казначейских бумаг.

Некоторые из этих обязательств восходят еще к XVIII (!) веку.

Так, в 1853 году премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон выпустил облигации для консолидации уставного капитала «Компании южных морей» (South Sea Company), основанной в 1711 году. Компания потерпела крах в 1720 году, оставив огромные долги.

Британское правительство в своё время обещало ей монополию на всю торговлю с испанскими колониями в Южной Америке. Ожидая повторения успеха Ост-Индской компании, которая обеспечила Англии процветающую торговлю с Индией, инвесторы скупили акции компании.

По мере того, как ее директора распространяли небылицы о невообразимых богатствах Южных морей (современная Южная Америка), акции компании выросли более чем в восемь раз в 1720 году, со 128 фунтов стерлингов в январе до 1 050 фунтов стерлингов в июне, прежде чем рухнули к концу года.

Однако на британском рынке ценных бумаг эти облигации тоже имеют свою, пусть и не очень высокую, котировку.

Да что там South Sea Company! На этом рынке котируются облигации военных долгов по войнам с Наполеоном и даже по Крымской войне 1853–1856 годов! Под них владельцы вполне могут сегодня получить ссуды на весьма удобных условиях.

Конечно, мне, запускавшему ещё в 1959 году голубей с балкона из таких вот облигаций, такая постановка вопроса кажется совершенно необычной.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Когда издали постановление, согласно которому прекращалось проведение тиражей выигрышей ранее выпущенных займов и отсрочивалось на 20 лет погашение облигаций, они пачкой валялись у дедушки в ящике совершенно без толку. Граждане не верили, что когда-нибудь государство выплатит по облигациям хоть что-то, и тогда было немало семей, где в красивые бумажки разрешили играть детям. Ну а я рад был стараться.

Источники:
Michael Anson, Norma Cohen, Alastair Owens and Daniel Todman. Your country needs funds: The extraordinary story of Britain’s early efforts to finance the First World War
Norma Cohen. How Britain paid for war: bond holders in the Great War 1914-32.
Daunton, M. (2002) Just Taxes: The Politics of Taxation in Britain 1914-1979, Cambridge
Sayers, R.S. (1975) The Bank of England 1891-1944, Vol. I.
Статьи «Википедии» и пр.
Все изображения в статье взяты с медийного склада «Википедии», ресурса свободно распространяемых изображений «Flikr» и тому подобных, если прямо не указано иное.

Лет 30 назад мы еще жили в литературоцентричной стране. Все везде читали: в метро, в автобусе. Сейчас тоже читают. Только телефоны. Может ли школьная литература исправить эту ситуацию? Нужно ли пятиклассникам читать «Муму», а шестиклассникам – «Тараса Бульбу»? Каким должно быть итоговое сочинение и какими – эссе в ЕГЭ? Об этом «Профилю» рассказала учитель московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова.

Травмированные классикой

– Можно ли сохранять в школьной программе старый добрый массив классических текстов? Или надо быть реалистами и просто стремиться к тому, чтобы дети хотя бы что-то читали и понимали текст?

– Это один из самых больных вопросов. У нас есть партия травмированных классикой и партия ею размахивающих. Травмированные говорят: скинем «Муму» и «Тараса Бульбу» с парохода современности, все это уныло, отстало от жизни и ранит чувства детей. А вторая партия твердит про духовно-нравственные ценности, патриотизм, которые непременно надо воспитывать при помощи классики. Конечно, классика отвечает человеку на важные вопросы о его жизни, но молодой человек не всегда понимает, почему он должен искать ответы на свои вопросы в жизни поручиков, титулярных советников, коллежских асессоров. Почему считается, что у них те же проблемы, что и у него? Хотя некоторые читатели обнаруживают, что у них, в общем-то, проблемы те же, что у одного датского принца.

А еще поборники классики предлагают пользоваться литературой как учебником по прикладной этике. Чтобы, когда замужняя женщина влюбляется в неженатого мужчину, она могла бы ему вовремя сказать: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». При этом у современных детей очень высокая потребность смотреть на героев с точки зрения популярной психологии. И если раньше подростки могли ассоциировать себя с Печориным и находить его очень близким себе, то сейчас они все чаще говорят: Печорин – это токсичный нарцисс, мизогин и такая себе «редиска». Им интересно выяснять, должна или не должна была Наташа бежать с Курагиным. Но литература – это не набор психологических кейсов.

Обе стороны этого спора вместе с водой выплескивают ребенка. Ведь литература – это еще и искусство. Но тут возникает вопрос: не пора ли указать литературе ее скромное местечко рядом с рисованием, МХК и прочим пением?

— Получается, что школьный предмет «Литература» до сих пор жив только потому, что его считают хранилищем духовно-нравственных ценностей. А если признать, что это «просто» искусство, то ее место в конце строя?

– Не совсем. В принципе, сама литература – очень сложный предмет. С одной стороны, она появляется в начальной школе как просто чтение. Вроде как ребенок должен научиться читать для души. Но воспитывают его на бесконечно унылых дидактичных текстах, где практически всё про родную природу. И ребенок не очень понимает, какое это имеет к нему отношение.

– Вспоминается Плещеев: «Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты»…

– Я люблю Плещеева. Но ребенку, особенно городскому, нельзя все время рассказывать исключительно о природе. У него могут быть и другие интересы.

Кроме того, этот школьный предмет пытается выполнять задачи филологические. То есть воспитывать литературоведа и историка литературы. И здесь тоже огромное поле для размышлений: надо ли давать все эти синекдохи и гиперболы, нужны ли ребенку сведения о журнальной полемике в XIX веке, о славянофилах и западниках, надо ли ему читать Белинского, Добролюбова и их противников?

Дети любят «Черного человека» и Асадова

– А как современные школьники воспринимают поэзию?

– Многие из них к окончанию школы так и не научаются понимать стихи, не чувствуют, как они сделаны, зачем написаны. А если мы посмотрим, какие стихи школьники (да и взрослые) постят в соцсетях, то увидим, что, чем проще автор, чем более простые мысли он высказывает максимально простым слогом, тем он популярнее.

– Кого дети предпочитают из поэтов?

– По моим наблюдениям, из классиков – Есенина: он наш, русский, простой, понятный. Скажем, на олимпиадах, если дети на вечере поэзии читают стихи, то непременно кто-то декламирует Асадова, кто-то – местного поэта про родимый край, обязательно Бродского, и всегда три-четыре человека хотят исполнить наизусть «Черного человека» Есенина. От начала до конца. Он созвучен подростковому возрасту.

– Странный набор авторов. Особенно Асадов, стихи которого считались пошлыми.

– А теперь – совсем нет.

После ХIХ века ничего не было

– Нужно ли следовать хронологической канве при изучении литературы? Начинать с древности, потом – сентиментализм, романтизм, реализм.

– У хронологического подхода есть свои перекосы. Античность изучают в пятом классе, и от «Илиады» с «Одиссеей» в голове у детей остаются две-три картинки, два сюжета. Античность остается просто непонятой, а с другой стороны, происходит огромный перекос в сторону ХIХ века, который мы читаем в 8–9–10-м классах. Зарубежная литература обрывается на романтизме, и дальше на нее времени не остается. А огромный русский ХХ век и ХХI, почти четверть которого уже прошла, остаются на 11-й класс. Но выпускникам не до литературы. И мы еле успеваем добраться до «оттепели». Трех часов в неделю нам не хватает, да и дети ходят на уроки нерегулярно: они разъехались по олимпиадам, готовятся к ЕГЭ, уходят на семейное обучение, чтобы сосредоточиться на нужных предметах. В итоге в голове у выпускника остается та самая русская классика, с тем представлением, что после Толстого и Достоевского уже больше ничего не было. И русский «критический реализм» – венец развития литературы. А всё, что на него не похоже, – это какое-то вредное «дегенеративное искусство».

– И все-таки вы придерживаетесь хронологического подхода.

– Да. Это мне помогает лучше структурировать материал. Что касается сентиментализма или романтизма, то, думаю, ничего плохого в знакомстве с ними нет. Тогда дети поймут, почему «Бедная Лиза» кажется им такой смешной и нелепой. Интересно понять и почему «Станционный смотритель», написанный Пушкиным всего через несколько десятилетий после «Бедной Лизы», – это почти современная проза, а «Бедная Лиза» – устаревшая. И увидеть, что за это время произошло с русским языком и что сделал Пушкин. Это вроде бы исторические вопросы, но они помогают нам понять место Пушкина в русской литературе. Если же мы будем «Бедную Лизу» преподносить как учебник морали (девушки, не целуйтесь с Эрастами, у которых розовые губы, не давайте погибнуть своей невинности), то ничего, кроме хохота, это у детей не вызовет. А если им рассказать о сентиментализме, они узнают, что это было за направление в культуре Европы, как выражалось в музыке, в живописи, даже в садово-парковой культуре. Нелишнее понимание для культурного человека. Интересно, кстати, и обсудить, что в сегодняшней популярной культуре восходит к сентиментализму.

– Далеко не каждый школьник понимает, зачем ему становиться «культурным человеком».

– Увы, это так. Произошло огромное расслоение школ. Для многих классов вопрос сентиментализма совершенно лишний. Там задача учителя – вообще научить школьника получать от чтения хоть какую-то радость и пользу.

– При этом у нас говорят, что должны быть единая образовательная программа и единое образовательное пространство.

– Этого категорически нельзя делать. Наоборот, надо, чтобы у учителя оставалась возможность соизмерять требования программы с потребностями своего класса. Чтобы над нами не стоял этот ужас: вы обязаны пройти всю программу, освоить все методические единицы и т. д. В этом смысле достаточно прогрессивным был прошлый ФГОС (Федеральный образовательный стандарт), в котором были прописаны требования к школьнику на выходе и давалась примерная программа. Это были три списка – A, B и C. Обязательные произведения, обязательные авторы и группы произведений, из которых можно выбирать. А теперь ты на свой страх и риск работаешь, до первого бдительного родителя, который заподозрит какой-то компромат в том, что ты даешь на уроке.

«Зачем Герасим утопил Муму»

– Что бы вы исключили из программы, а что, наоборот, включили?

– Ну, пока нам даже новый ФГОС оставил немножко простора для маневров и капельку вариативности. Все-таки учителю важно иметь немного свободы. Я, например, не очень люблю с детьми читать прозу о войне в 11-м классе. Меня ею в школе перекормили. По долгу службы я это делаю, конечно, но предпочла бы читать с ними стихи о войне.

Или – я терпеть не могу «Тихий Дон». Хотя у меня был ученик, который его очень любил и даже сделал проект «Мысль народная в «Войне и мире» и в «Тихом Доне»». В программе про «Тихий Дон», так же как про «Архипелаг ГУЛАГ», стыдливо пишут, фрагментами. Все-таки нобелевские лауреаты.

– Я у вас в Facebook читала дискуссию о том, нужно ли проходить «Муму» и «Тараса Бульбу». Ведь это травмирует детскую психику.

– Я не уверена, что детям стоит читать «Муму». Это вовсе не детский рассказ. Он не только о несвободе, но и о конфликте лояльностей. Но сейчас ребенку уже не понять, что это такое, когда Герасим так осознает себя слугой своей госпожи, что для него служение ей – его задача в жизни.

Грустные уроки: почему у географии запредельно низкий статус в школе

У нас сейчас нет такого типа взаимоотношений. И когда барыня, которой он всецело предан, заставляет его убить единственное любимое и родное существо, человеческую душу здесь раздирает совершенно страшный конфликт лояльности. Герасим выбирает, как герой классицизма, примат долга над страстью и идет топить несчастную Муму. А сделав это, понимает, что утратил все самое любимое, самое дорогое. И наступает полное опустошение, потому что теперь ему вообще терять нечего. У него ничего не осталось, и он от всего свободен, в том числе и от барыни, которая вынудила его совершить такое чудовищное насилие над собой. Как ребенок в пятом классе может понять вот это, я не знаю. В 11 лет он понимает одно: какая-то дура барыня дураку Герасиму приказала утопить собачку, и он утопил. Нет бы сразу ушел с ней в деревню. Естественно, любому нормальному ребенку жалко только Муму. А того, что делает крепостное право с человеческой душой, в этом возрасте и не разглядеть, и не понять. Рассказ проходит мимо них и только зря мучает своей жестокостью по отношению к Муму.

– А «Тарас Бульба»? Его сейчас, как и раньше, проходят?

– Проходят, конечно: «Нет уз святее товарищества». Но у меня вот сидит на уроке мальчик из еврейской семьи и читает, как они там собираются «перерезать всех жидов» или как младенцев в огонь кидают. И он спрашивает: а мы должны это в школе проходить? Не все же читают в приглаженном виде из хрестоматии. Да и сама идея «я тебя породил, я же и убью» тоже не очень симпатична школьникам. Далеко не все воспринимают Тараса Бульбу как образец для подражания. Просто современные дети не видят большой доблести в том, чтобы устроить набег на мирные села и разорить их, устроить осаду города и уморить там всех голодом. Чтобы они вообще способны были выносить все описанные зверства, надо очень много говорить об историзме мышления, о том, что мы не можем применять сегодняшние этические мерки и сегодняшнее международное право ко вчерашнему и позавчерашнему дню.

Можно, с другой стороны, упростить все и пытаться на примере этого текста говорить о патриотизме и товариществе, как это делалось в нашем детстве. Некоторым детям вполне достаточно увидеть в Тарасе былинного богатыря. А другие задают неожиданные вопросы. Одна шестиклассница спросила, помнится: а вот смотрите – в «Ромео и Джульетте» тот же самый конфликт. Они принадлежат к враждующим кланам, полюбили друг друга. Осознали, что они отдельные люди, а не только часть рода. За что же мы осуждаем Андрия? И другие дети сказали: за то, что он, полюбив женщину из другой семьи, поднял меч против своей.

«Гарри Поттер» помогает анализировать прозу

– Нужна ли в школе современная литература? На нее же времени не остается.

– Современная литература – и русская, и зарубежная – нужна всегда. Кстати, если мы хотим обсуждать какие-то этические или психологические проблемы, то современная детская литература гораздо удобнее, чем классика. Там и конфликты ближе к пониманию нынешних детей, и обстановка ближе к современной. И проще показывать, как текст сделан – с точки зрения литературоведческой.

– Пользуетесь ли вы «Гарри Поттером»?

– Очень много. Когда объясняю законы эпоса, например. Потому что Роулинг прекрасно работает с архетипами, мастерски строит сюжет, свою вселенную. Так же, как и Толкиен во «Властелине колец». Современные дети это читали и знают. Но не обязательно хвататься за эпопею. Можно брать маленькие рассказы современных писателей, можно – небольшие стихотворения. По субботам я веду кружок для шестиклассников. На творчестве современных писателей мы изучаем, как устроено литературное произведение, учимся анализировать тексты.

Сочинения полезные и вредные

Как вы относитесь к нынешним сочинениям. Будь то итоговое в 11-м классе или эссе в ЕГЭ по русскому и литературе. Я знаю, что, для того чтобы получить хорошие баллы за эссе по русскому, нужно понимать, по каким критериям оно будет оцениваться, и соответствовать им. Ни о каком творчестве тут и говорить нельзя. В ЕГЭ по литературе по-другому?

– Примерно так же. Там только нужно написать пять сочинений: четыре маленьких и одно большое. Если ты не знаешь критериев оценивания, твой предел – балла 72. Это пятерка, но в топовый вуз ты с таким баллом не попадешь.

Леонид Кацва: «Без знания истории всегда рискуешь стать жертвой манипуляции»

Когда вводилось нынешнее итоговое сочинение, которое пишут в декабре 11-классники, оно предполагалось как метапредметное. И вначале все было почти хорошо: дети в самом деле старались написать что-то свое, небанальное. Но и дети, и учителя страшно боятся сделать не так, поэтому тут же расплодились шаблоны, подпорки для тех, кому трудно строить высказывание: начать надо так-то, затем мне хотелось бы перейти к такому-то вопросу, там привести пример из литературы (примеры взять из того, что все читали: «Войны и мира» или «Судьбы человека»). Эти шаблоны стали восприниматься как закон. И дети стали шпарить по ним. В итоге сочинения стали так похожи одно на другое, что их бессмысленно проверять. А задумывалось это, чтобы показать независимость суждений.

Сочинение мне кажется мертвым жанром: у текста должна быть коммуникативная задача. А многие дети не умеют эти задачи решать. Например, не умеют написать простое письмо преподавателю, поздороваться, обратиться по имени-отчеству. Не понимают, что резюме, рекламная статья, текст для своего блога, комментарий к видео, мотивационное письмо (почему я хочу работать в вашей компании) – это пишется по-разному, разным языком…

У экзаменационного же текста другая задача. Выпускник должен показать, что хорошо ориентируется в изученном материале и владеет навыками, которые должен был усвоить. Но в нынешнем виде итоговое сочинение вообще ничего не проверяет, кроме умения создавать текст по шаблону. И сочинение в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение в рамках шаблона продемонстрировать владение общепринятыми морально-этическими нормами и согласиться с утверждением автора, что раньше было лучше, чем сейчас (русский язык засоряется, природа загрязняется, люди стали грубее и уткнулись в гаджеты). Но мне кажется, если даже придумать экзамен, не требующий шаблона, общество тут же выдвинет против него свой шаблон.

Класс: 2.

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке в центре нашего внимания картинная галерея художника Алексея Степановича Степанова и его картина.

II. Подготовительная работа

1) Знакомство с художником и его картинами.

— Кто автор картины?

Автором картины является известный русский живописец Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин. Алексей Степанов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок (передвижник), академиком Императорской Академии художеств. Художник был талантлив в различных жанрах — пейзажи, анимализм, жанровые и бытовые сцены. Картина, которую мы здесь рассматриваем, относится к анималистическому жанру живописи. Представляет собой зимний пейзаж на опушке леса, где возле стога сена собралось семейство лосей. Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

2) Беседа о лосях.

— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

— Что вы знаете о лосях?

Лось один из самых больших лесных зверей нашей Родины. Иногда его называют сохатым. В высоту достигает 2 метра и весит до 600 кг. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Самцы имеют характерное отличие — рога, и чем старше зверь, тем внушительнее рога. Лосята, их обычно двое, появляются в мае-начале июня. Маленькие лосята довольно быстро растут и набирают вес. Шестимесячный лосенок может весить 200 кг. Лосята имеют рыжий окрас, но в сентябре становятся бурыми как взрослые звери. Летом лоси питаются травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, осины, молодые деревца сосны. Лоси не любят кормушки, поэтому подкормку лесники для них складируют в кучу.

III. Работа по картине А.С.Степанова «Лоси»

1) Постановка цели урока.

— Перед вами картина Степанова «Лоси». По этой картине мы будем писать сочинение. Кто знает, что такое сочинение? (Мы будем рассматривать картину и описывать, что на ней изображено).

2) Рассматривание сюжета картины.

Картина написана в анималистическо-пейзажном жанре. Здесь художник изобразил хмурую зиму и группу лосей, состоящую из лосихи и лосят. Холодной и снежной зимой таким большим животным непросто найти пропитание. Увидев на опушке леса стог сена, оставленный здесь лесниками специально для их подкормки, взрослые лоси привели сюда лосят, чтобы те вдоволь полакомились.

Действие картины происходит на опушке леса. Густой тёмный лес находится вдалеке. Здесь же растёт небольшой подлесок, состоящий из осин, берёз, кустарника. Ещё осенью люди косили здесь траву и заготовили на зиму стога сена. Лесные жители в поисках пропитания вышли из леса и решили полакомиться человеческими дарами. Два лосёнка с удовольствием поедают сено, а вот отец семейства стоит на страже. Главное для него, чтобы детки остались сытыми и у них было много сил, чтобы пережить все тяготы холодного времени года. Голые изогнутые деревца на переднем плане подчёркивают как непросто в это время года найти пропитание.

Вожак стоит на страже детей, готовый в любой момент применить силу и острые рога, чтобы справиться с любой возможной опасностью. Сохатый понимает, что сейчас они находятся на открытой местности, для всех «как на ладони». Возле стога сена пахнет человеческим духом. В любой момент из засады могут выйти хищники. Жизнь лесных зверей непростая, но с такой защитой лосята могут быть спокойны. Рядом со взрослым лосем стоит лосиха, она поменьше ростом и без рогов.

Многие ошибочно называют стоящего на страже самца-вожака — лосихой. На самом деле самки лосей безрогие и чуть меньше ростом. Самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре, потому можно говорить о том, что на картине изображена либо поздняя осень, либо ранняя зима.

Атмосфера картины несколько сероватая, хмурая. Небо затянули серые тучи, которые скрывают яркое солнце. Таким образом художник подчеркнул промозглый холод, который царит вокруг. Повсюду лежит неглубокий снег. На открытой местности лосей со всех сторон обдувает холодный ветер.

3) Определение темы и основной мысли сюжета картины.

— О ком или о чем эта картина?

— Какова основная мысль? Что хотел сказать этой картиной художник?

— О чем будем писать сочинение? Как его назовете? Запишите заголовок сочинения.

IV. Работа по составлению предложений

1) Беседа по вопросам учебника (стр. 118, упр.191).

— Сейчас мы рассматриваем картину:

— Что изобразил художник на картине? (зимний лес и семью лосей)

— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

— Какое время года изображено на картине? (Наступила зима.)

— Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

— Какие цвета автор использует на картине и почему? При помощи таких цветовых гамм художник пытается передать ту печаль и грусть которые испытывают лоси. О том, как нелегко, зимой добывать себе пищу. Глядя на это полотно становится грустно и печально, хочется помочь животным пережить эту холодную зиму.

— Кого художник изобразил в центре картины? (Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

— Откуда вышли лоси? (Лоси вышли из леса.)

— Чем они заняты? (Они увидели сено и едят его).

— Что такое стог сена? (Стог — это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве).

— Посмотрите на лосят. Какие они?

— Чем занялись лосята? (Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

— Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят?

— Посмотрите на лося-самца. Какой он?

— Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (Он их сторожит)

— Что мы видим на заднем плане картины?

— Какое общее впечатление от картины? Понравилась ли вам картина? Чем?

2) Составление плана.

— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, концовка (мои впечатления)).

План сочинения по картине «Лоси», 2 класс

  1. Художник А.С.Степанов
  2. Природа, время года
  3. Передний план, лоси
  4. Мои впечатления от картины

План

I. Вступление.

  • О художнике и его творчестве.

II. Основная часть.

1) На переднем плане репродукции картины

2) На дальнем плане репродукции картины

III. Заключение.

  • Какие чувства вызывает картина?
  • Каждая часть пишется с красной строки.
  • Устное составление предложений.

— На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений. Составьте устный рассказ.

Вопросы

Опорные слова

1 часть

Кто такой А.С.Степанов?

известный русский художник

талантливый русский художник

знаменитый русский художник

Какие картины создавал А.С.Степанов?

о русской природе и животных

про животных и русскую природу

о красоте родной природы

Что изобразил художник на картине?

семью лосей

Какой день изображён на этом полотне?

пасмурный зимний день

В каких тонах написана картина?

в серых и коричневых

темные серые краски

мрачные цвета

Почему картина так названа?

потому, что на ней изображены лоси

2 часть

Что виднеется на дальнем плане картины?

зимний лес

Какое небо нависло над зимним лесом?

серое и пасмурное

хмурое

серое и темное

Трудно зимой в лесу лосям найти корм?

трудно

Кто помогает животным?

Лесники

Что делают люди?

подкармливают зверей

Что изображено в центре картины?

стог сена, занесённый снегом

стог сена

большой стог душистого сена

Кого мы видим рядом со стогом сена?

семья лосей

семья сохатых

Откуда она вышла?

из леса

Чем занялись лосята?

принялись есть вкусное душистое сено

с аппетитом едят душистое сено

с жадностью едят сено

наслаждаются вкусным угощением

Что делает мама-лосиха?

протянула голову к сену

ест сено и посматривает по сторонам

прячет от холодного ветра маленького лосёнка

Кто охраняет свою семью?

старый сильный лось

Какой папа-лось?

большой, сильный, с красивыми рогами

Какая шерсть у лося?

Грубая, короткая, темного цвета

Какая голова у этих животных?

большая с вытянутой мордой

Какие у него ноги?

Стройные, высокие

Какие рога у старого лося?

Огромные ветвистые

О чём говорят его огромные ветвистые рога?

о силе главы семьи

Что он делает?

настороженно прислушивается, нет ли опасности

охраняет свою семью

прислушивается к каждому шороху

настороженно стоит и прислушивается

внимательно вглядывается вдаль

следит, чтобы никто не подкрался незаметно

3 часть

Какое чувство вызвала эта картина?

чувство жалости, потому что лосям трудно приходится зимой

грустное чувство, потому что появляется желание помочь семейству лосей пережить это трудное зимнее время

чувство восторга, потому что изображена красота и величие лесных красавцев-лосей

О чём вы задумались?

Я задумался (лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека;

Очень хочется помочь семье лосей спастись от голода.

Какие общие впечатления от картины?

Мне картина понравилась, потому что…

3) Орфографическая работа.

— Прочитайте еще раз опорные слова. Слова на какие правила встретятся в тексте? О чем нужно помнить? Как проверить слова?

VI. Практическая работа

— Используя опорные слова, запишите текст. После выполнения, проверьте свою работу.

VII. Итог

— Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

Список использованных источников:

  1. Абрамова Татьяна Анатольевна Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/06/obuchayushchee-sochinenie-po-kartine-asstepanova-losi
  2. Блинцов А.А. Картина «Лоси» Степанова: https://art-assorty.ru/63219-kartina-losi-stepanova.html
  3. Малых Галина Викторовна Опорная карточка к сочинению по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/russkij-yazyk-2klass/2709-opornaya-kartochka-k-sochineniyu-po-kartine-a-s-stepanova-losi.html
  4. Русский живописец Алексей Степанов: https://www.liveinternet.ru/users/nianfora_n/post248544703
  5. Чернова Людмила Николаевна Конспект урока русского языка Тема: «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://infourok.ru/konspekt_uroka_russkogo_yazyka_tema_sochinenie_po_kartine_a.s.stepanova_losi-374847.htm

Протоиерей Федор Конюхов Протоиерей Федор Конюхов 12 декабря 2021 года протоиерей Федор Конюхов отметил свое 70-летие. Его имя знакомо, наверное, каждому. Но не каждый знает обо всех его талантах и достижениях, например, о том, что прославленный путешественник строит храмы и часовни.

Тягу к путешествиям Федор Филиппович унаследовал от предков – поморов Архангельской губернии. Родившись на берегу Азовского моря, уже в 15 лет он пересек его на рыбацкой весельной лодке. За плечами отважного покорителя стихии – 5 кругосветных плаваний. Он 17 раз пересек Атлантику на парусных яхтах и один раз – на весельной лодке «Уралаз». Конюхов первым в мире достиг пяти полюсов нашей планеты: Северного географического (три раза), Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюса высоты – вершины Эвереста – и полюса яхтсменов – Мыса Горн. Всего на счету Конюхова более 50 уникальных морских и сухопутных экспедиций и восхождений. Он – первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест).

Он – первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем»

Его имя занесено в энциклопедию «Хроника человечества». Путешественник – почетный житель городов Находка (Приморский край, Россия), Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия). Среди наград отца Федора – орден Дружбы народов, орден Украинской Православной Церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.

19 декабря 2010 года, в 58 лет, был рукоположен в сан священника. Отец троих детей, дедушка четырех внуков и двух внучек, он является не только знаменитым путешественником, капитаном дальнего плавания, яхтенным капитаном, заслуженным мастером спорта, действительным членом Российского географического общества, но и членом Союза художников, лауреатом золотой медали Российской академии художеств, почетным академиком Российской академии художеств, участником российских и международных выставок, членом Союза писателей РФ, автором более 20 книг.

Федор Конюхов Федор Конюхов

Всю жизнь отец Федор занимается тем, что ему нравится: имея талант художника (он учился живописи), рисует, путешествует, служит священником. Он стал им, потому что это у него в крови. В его роду все – священники и моряки. Священниками были его дед и брат деда, канонизированный как новомученик. Уже в школе в рыбачьем поселке Федя Конюхов спрашивал учительницу литературы: «Почему вы говорите, что Бога нет, если Пушкин в него верил?»

Дед Федора очень любил Георгия Яковлевича Седова, в первой экспедиции которого на Новую землю он участвовал. Всегда жалел, что не был с ним в последней экспедиции. Дед умер, когда Феде было 8 лет. Уже тогда мальчик знал, что сначала станет таким путешественником, как Седов, что дойдет до Северного полюса, чтобы продолжить его дело, а лет в 50 перестанет путешествовать и будет служить священником на приходе.

Феодор Конюхов на воздушном шаре Феодор Конюхов на воздушном шаре

По словам отца Федора, нужно соглашаться с тем, что есть, ведь никогда на земном шаре не будет рая, никогда не будет легко жить. Все время идут войны. Дед отца Федора воевал в Первую мировую войну, отец – во Вторую, дядя воевал в Корее в 1953-м году, брат – в Афганистане. Сам он служил мотористом на корабле во Вьетнаме, хотя и не воевал. В нынешней обстановке невидимой войны, как и всегда, уповать нужно только на Бога, Который поругаем не бывает.

Отец Федор родился в верующей семье, накануне дня памяти апостола Андрея Первозванного. Устанавливая мировые рекорды, борясь со стихией в Тихом, Индийском, Атлантическом океанах, знаменитый путешественник не мог знать, что 13 декабря 2017 года, на следующий день после своего дня рождения, будет награжден Международной премией Фонда Андрея Первозванного «Вера и Верность» «за создание героического образа российского человека, мужество и силу духа победителя».

Протоиерей Федор Конюхов получил из рук Президента России Владимира Путина высокую награду - орден Почета Протоиерей Федор Конюхов получил из рук Президента России Владимира Путина высокую награду — орден Почета

Помню, как во время XXV торжественной церемонии вручения премии «Вера и Верность» в Государственном Кремлевском дворце наш выдающийся современник сказал:

«Все, что я делал, делаю и, надеюсь, буду делать, – это все во славу нашей православной страны. Я не считаю свои экспедиции, но, как кто-то посчитал, – сегодня все 20 мировых рекордов принадлежат России. И мне это приятно. Я горжусь тем, что я русский».

Вся его жизнь – действительно во славу России!

Его любовь к Богу, людям, России находит отражение в богослужениях, в написанных им книгах и картинах, в построенных храмах и часовнях, в созданных им «Школах путешественников» и в других начинаниях отца Федора. Вся его жизнь – действительно во славу России!

Отец Федор награжден также орденом Дружбы народов, премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды, призом ЮНЕСКО «За честную игру», орденом Украинской Православной Церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.

Как грузинский святой «прописался» в Тульской области

К сожалению, мало кто знает известного во всем мире своими одиночными путешествиями Федора Конюхова как храмоздателя – строителя храмов и часовен. Сейчас он строит храм в честь Христа ради юродивого Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе).

Федор Конюхов на вёсельной лодке «Акрос» Федор Конюхов на вёсельной лодке «Акрос»

В 2018–2019 гг. во время плавания на вёсельной лодке «Акрос» от Новой Зеландии к Мысу Горн (переход через Южный океан длился 154 дня) путешественник попал в затяжной 10-бальный шторм и горячо молился старцу Гавриилу. Ощутив его помощь, дал обет построить небольшую часовню в честь грузинского святого. В 2019-м году в Тульской области началось строительство часовни, руководит которым сам автор проекта – отец Федор. Но вскоре он понял, что в честь преподобного Гавриила нужно строить не часовню, а самобытный храм в грузинском стиле с черепичной крышей и стенами, выложенными из камня, чтобы там совершалась Божественная литургия.

Эскиз внешнего облика храма прп. Гавриила Эскиз внешнего облика храма прп. Гавриила

Эскиз внутреннего пространства храма прп. Гавриила Эскиз внутреннего пространства храма прп. Гавриила

Отец Федор уже отслужил молебен на основание храма в честь Прп. Гавриила (Ургебадзе).

По словам Федора Конюхова, путешествия, полные опасностей и совершаемые в одиночестве, помогали ему развиваться духовно. Во всех сложных ситуациях отец Федор молится Богу и Его святым о помощи и заступничестве. Какой же должна быть вера и сила неустанной молитвы, чтобы совершать то, что он совершает, ведь это превышает обычные человеческие силы! Это просто фантастика, а вернее сказать – чудо!

Не уставая удивляться созданному Богом миру, отец Федор благодарит Его за все! Все препятствия знаменитый путешественник преодолевает только с молитвой и упованием на Творца и Его угодников. Получив помощь, не забывает поблагодарить словом и делом тех, к кому обращался. Дав обет по возвращении из каждого путешествия строить храм или часовню, он строит их с 1992 года по зову сердца.

Путешествия, полные опасностей и совершаемые в одиночестве, помогали ему развиваться духовно

4 храма и 19 часовен он возвел на Дальнем Востоке, на Шантарских островах, на Украине, в Архангельске, Переславле Залесском, Севастополе. Сегодня в своей деревне в Тульской области отец Федор и его единомышленники построили и продолжают строить более 20 часовен и храмов, посвященных почитаемым ими святым.

В маленьком дворике своей московской мастерской Федор Конюхов построил часовню Николая Чудотворца. Ему же – как покровителю путешествующих – посвящен и главный храм в деревне Федора Конюхова. Особо почитает священник своего небесного покровителя – великого адмирала, флотоводца Федора Ушакова, человека уникальной праведной жизни. Сетуя на то, что моряки очень любят и уважают Ушакова исключительно как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения, как пример для подражания, отец Федор рассказывает им о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники.

Когда старшина первой статьи, военный моряк Федор Конюхов впервые приехал в Санаксарский монастырь, стоя на коленях перед ракой с мощами прославленного в лике святых Федора Ушакова, будущий священник оказался лицом к лицу со святым.

«На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна», – вспоминал путешественник. Вскоре у него родилась идея построить храмовый комплекс памяти адмирала в виде корабля. При взгляде сверху храмовый комплекс напоминает контурами рыбу – древний христианский символ.

Каждый из нас плывет в море житейских страстей на своем судне – кто-то на корабле с большой дружной командой, кто-то гребет в одиночку на шлюпке. Для многих отец Федор – пример того, что и один в море пловец, и один в поле воин. Но, с другой стороны, он глава большой дружной семьи, кормчий корабля, на котором плывут жена Ирина, сыновья Оскар и Николай, дочь Татьяна, внуки Филипп, Итэн, Аркадий, Блэйк, внучки Полина, Кейт и Екатерина. И эта семья – настоящий «ковчег спасения». И сам отец Федор родился в многодетной семье, имел двух сестер и трех братьев, среди которых всегда был лидером.

«Школы путешественников»

В конце 1980-х годов как тренер по яхтенному спорту Федор Конюхов работал с детскими спортивными школами. Но в ДЮСШ все сводилось к физическим тренировкам, спорт ставился на первое место. Поэтому он создал «Школу путешественников», где ребята ходят в походы, занимаются спортом, фотографируют, рисуют, ведут дневники, пишут стихи и песни, играют на гитаре, учатся управлять парусом, лазить по скалам. Они читают не только книги об Амундсене, Скотте, Нансене, Седове, Папанине, но и Библию, рассказы об апостолах, жития святых, и обязательно участвуют в молебнах.

Протоиерей Феодор Конюхов Протоиерей Феодор Конюхов

Отец Федор открыл три «Школы путешественников» – на Вологодчине в Тотьме, в Сергиевом Посаде, где у него есть участок и дом, и на Дальнем Востоке, в Миассе, где он жил раньше. Он против того, чтобы это были обычные спортивные школы, для него важен баланс между физическим и духовным воспитанием. Он учит тому, что любое физическое усилие должно служить развитию души, что, тренируя тело, нужно тренировать и дух.

«Если ты только тело свое хочешь взгромоздить на Эверест, в этом нет никакого смысла, – говорит отец Федор. – Путешествуя, я всегда радовался возможности увидеть красоту сотворенного Богом мира, побыть наедине с собой, почувствовать присутствие Божие рядом. Только так достигается гармония, и именно этому я хотел научить других».

Урок рисования в «Школе путешественников» Урок рисования в «Школе путешественников»

Вот почему в этих школах в наше прагматичное бездуховное время воспитывают детей-романтиков, патриотов, на которых остальные должны равняться, как на идеал.

«Когда ты живешь с целью, у тебя есть все, – считает отец Федор. – И в детях надо воспитывать цельность. Тогда человек не будет думать ни о куреве, ни о пьянке, ни о деньгах».

По словам отца Федора Конюхова, он путешествует для того, чтобы быть ближе к Богу

По словам отца Федора Конюхова, он путешествует для того, чтобы быть ближе к Богу, путешествие для него – важная часть духовной жизни. Он против бессмысленного риска экстремального спорта, что, по сути, есть грех. Подобно тому, как священники духовно окормляют военных, больных, молодежь, нужно молиться и духовно окормлять альпинистов и других любителей экстремального спорта. Нужно находить с ними общий язык, нужно создавать приходы для таких людей, чтобы они задумались о том, зачем идут в горы или садятся в гоночную машину.

Велопоход «Школы путешественников» Велопоход «Школы путешественников»

После развала страны, в которой он родился, малая родина отца Федора оказалась на территории Украины, а места, где он жил в детстве, – в России, на Дальнем Востоке. Но он чувствует духовное единство страны, центр которой, на его взгляд, не в Москве или Киеве, а у мощей преподобного Сергия. В 1990-м году, когда Советский Союз трещал по швам, Федор Конюхов общался в Австралии с отцом Алексием. Тот сказал: «Пока мощи преподобного Сергия остаются в России, она не распадется». Отец Федор счастлив, что рядом с Троице-Сергиевой лаврой он владеет четырьмя сотками.

Деревня Федора Конюхова

Но в России у отца Федора есть не только мастерская в Москве и 4 сотки в Сергиевом Посаде, но и целая деревня! Подобно Джеку Лондону, Федор Конюхов всегда хотел построить дом для друзей. Реализовать эту мечту ему помог губернатор Тульской области, выделивший знаменитому путешественнику участок земли необычайной красоты под деревню, рассчитанный на 250 домов. Впервые увидев поляны, окруженные заповедными лесами и полями, глубокие овраги, создающие перепады рельефа, отец Федор понял, что здесь можно не только построить дома и храмы, но и школу, детский сад, можно организовать детский лагерь с проложенными веревочными маршрутами различной категории сложности. Увидев красивые опушки, пруды, озера, где можно порыбачить, он сразу сказал: «Я хочу здесь жить!» Сбор цветов, ягод, грибов, а зимой – катание на лыжах и снегоходах. Весь год единение с природой и красотой – что может быть лучше?!

Деревня Федора Конюхова Деревня Федора Конюхова

Но жить только для себя и своей семьи отец Федор не умеет. Поэтому у него родился проект, цель которого – создание уникальной деревни, служащей образцом для возрождения умирающих деревень в русской глубинке. Это будет место трудов и отдыха, место общения и вдохновения людей, которые умеют ценить активный образ жизни, природу, свободу от тисков «каменных джунглей». Среди друзей и единомышленников Федора Конюхова – близкие ему по духу романтики, любители открытий, писатели, художники и, конечно, путешественники.

Деревня Федора Конюхова Деревня Федора Конюхова

Главная и самая длинная улица деревни называется улицей Путешественников. Расположенные перпендикулярно к ней улицы пока почти не застроены, но уже названы именами великих путешественников и выдающихся первооткрывателей. Здесь появятся русская традиционная изба и казачий курень, вилла в скандинавском и средиземноморском стилях, уютные жилища Средней и Юго-Восточной Азии, арабского Востока, Крайнего Севера и Сибири, здания в стиле доколумбовой Америки. Историю открытий и путешествий можно будет прочитать на памятных досках. Украсят улицы скульптурные композиции, изображающие сцены исторических событий.

Сочинение от имени тутмоса 3 почему я так любил войну

Деревня Федора Конюхова задумана и как место паломничества, и как площадка для проведения конференций, встреч туристических и географических обществ, экскурсий по музею великого путешественника, где можно будет увидеть его находки во время странствий, ценные предметы и книги. Духовно-нравственному и культурному развитию региона будут способствовать будущие школа и детский сад, куда смогут ходить дети жителей деревни и ребята из окрестных населенных пунктов, и уже существующие картинная галерея, храмы и часовни.

Помни прошлое, живи достойно в настоящем и формируй доброе будущее

Идея проекта укладывается в формулу: помни прошлое, живи достойно в настоящем и формируй доброе будущее. А какое будущее без храмов?.. Сейчас, когда начался второй этап сбора средств на строительства храма в честь Прп. Гавриила, наша лепта в это благое дело может стать прекрасным подарком и к 70-летию отца Федора, и к грядущему 10-летию со дня прославления преподобного Гавриила. Святые, которым мы посвящаем храмы, становятся нашими заступниками и защитниками до конца земных дней. Строить храм вместе с нашим выдающимся современником – это большая честь и радость.

А дорогому отцу Федору – многая и благая лета!

  • Сочинение описание семейный альбом
  • Сочинение особенности волшебной сказки 5 класс
  • Сочинение осень на кубани
  • Сочинение описание по русскому языку 6 класс рыбченкова
  • Сочинение осень с деепричастным оборотом