Сочинение от чего зависит судьба человека по произведению пиковая дама

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: александр пушкин пиковая дама 2 слайд описание слайда: работа над повестьюсюжет

Александр Пушкин «Пиковая дама»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Александр Пушкин «Пиковая дама»

    Описание слайда:

    Александр Пушкин «Пиковая дама»

  • 2 слайд

    Работа над повестьюСюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем

    Описание слайда:

    Работа над повестью
    Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына.
    Повесть в манере Гофмана и Нодье писалась Пушкиным, по-видимому, осенью 1833 года в Болдине. Рукописный текст не сохранился. Опубликована во 2-м номере «Библиотеки для чтения» за 1834 год.

  • 3 слайд

    Персонажи произведенияГлавных персонажей трое, как и роковых карт.

    Описание слайда:

    Персонажи произведения
    Главных персонажей трое, как и роковых карт.

  • 4 слайд

    Темы & ПроблемыСудьба и рок. Мистика. Любовь. Цели и средства. Алчность Ли

    Описание слайда:

    Темы & Проблемы
    Судьба и рок.
    Мистика.
    Любовь.
    Цели и средства.
    Алчность
    Лицемерие
    Зависимость

  • 5 слайд

    Проблематика произведения

    Описание слайда:

    Проблематика произведения

  • 6 слайд

    Сочинение от чего зависит судьба человека по произведению пиковая дама

  • 7 слайд

    В каком году была написана повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дам

    Описание слайда:

    В каком году была написана повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама»?

    1832;
    1833;
    1834;
    1835.

  • 8 слайд

     Пояснение:Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году.

    Описание слайда:

    Пояснение:
    Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» была написана в 1833 году.

  • 9 слайд

    Как родились идея и сюжет повести «Пиковая дама»? В основе повести лежит заме

    Описание слайда:

    Как родились идея и сюжет повести «Пиковая дама»?
    В основе повести лежит заметка, прочитанная Пушкиным в газете;
    Похожую историю рассказал Пушкину молодой князь Голицын;
    Эта история произошла с кузиной Пушкина, Лизаветой;
    Пушкину рассказал ее близкий друг Сен-Жермен.Подробнее:

  • 10 слайд

    Пояснение: Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицын

    Описание слайда:

    Пояснение:
    Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который после крупного проигрыша в карты смог вернуть себе проигранное. Он действовал по совету старой княгини Н. П. Голицыной, поставив все деньги на три карты.

  • 11 слайд

    Кем по национальности был Германн?Немцем; Евреем; Русским; Поляком.

    Описание слайда:

    Кем по национальности был Германн?
    Немцем;
    Евреем;
    Русским;
    Поляком.

  • 12 слайд

    Пояснение: «...- Германн немец: он расчетлив, вот и все! - заметил Томский...»

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…- Германн немец: он расчетлив, вот и все! — заметил Томский…»

  • 13 слайд

    Какую тайну раскрыл бабушке Томского Сен-Жермен? Тайну того, как обмануть соп

    Описание слайда:

    Какую тайну раскрыл бабушке Томского Сен-Жермен?
    Тайну того, как обмануть соперника, подменив карты выигрышными;
    Тайну особых талисманов для игроков;
    Тайну специального заговора для выигрыша;
    Тайну трех выигрышных карт.

  • 14 слайд

    Пояснение: «...«Деньги тут не нужны, - возразил Сен-Жермен: - извольте меня в

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…«Деньги тут не нужны, — возразил Сен-Жермен: — извольте меня выслушать». Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал…»
    «…что, если старая графиня откроет мне свою тайну! — или назначит мне эти три верные карты…»

  • 15 слайд

    О ком из героинь идет речь в цитате: «она была своенравна, как женщина, избал

    Описание слайда:

    О ком из героинь идет речь в цитате: «она была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм»?
    О Лизавете Ивановне;
    О княгине, матери Томского;
    О старой графине, бабушке Томского;
    О сестре Германна.

  • 16 слайд

    Пояснение:«...Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна,

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему…»

  • 17 слайд

    Кто из героев был «тайным поклонником» Лизаветы, славшим ей любовные письма?Г

    Описание слайда:

    Кто из героев был «тайным поклонником» Лизаветы, славшим ей любовные письма?
    Германн;
    Поль;
    Нарумов;
    Чекалинский.

  • 18 слайд

    Пояснение:«...Лизавета Ивановна у самого колеса увидела своего инженера; он

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…Лизавета Ивановна у самого колеса увидела своего инженера; он схватил ее руку; она не могла опомниться от испугу, молодой человек исчез: письмо осталось в ее руке… Письмо содержало в себе признание в любви: оно было нежно, почтительно и слово в слово взято из немецкого романа…»

  • 19 слайд

    О ком из героинь идет речь в цитате: «В свете играла она самую жалкую роль. В

    Описание слайда:

    О ком из героинь идет речь в цитате: «В свете играла она самую жалкую роль. Все ее знали и никто не замечал»?
    О старой графине, бабушке Томского;
    О княгине, матери Томского;
    О сестре Германна;
    О Лизавете Ивановне.

  • 20 слайд

    Пояснение:«...Лизавета Ивановна была домашней мученицею...В свете играла она

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…Лизавета Ивановна была домашней мученицею…В свете играла она самую жалкую роль…»

  • 21 слайд

    Какой сон приснился Германну, после того как он впервые оказался возле дома с

    Описание слайда:

    Какой сон приснился Германну, после того как он впервые оказался возле дома старой графини?
    Как он беспрестанно выигрывал в карты;
    Как он убивает старую графиню из пистолета;
    Его венчание с Лизаветой;
    Как он проигрывает все свое имущество в карты.

  • 22 слайд

    Пояснение:«...когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зеленый стол, ки

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…когда сон им овладел, ему пригрезились карты, зеленый стол, кипы ассигнаций и груды червонцев. Он ставил карту за картой, гнул углы решительно, выигрывал беспрестанно, и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман…»

  • 23 слайд

    От чего умерла старая графиня? Герман застрелил старую графиню; Женщина умер

    Описание слайда:

    От чего умерла старая графиня?
    Герман застрелил старую графиню;
    Женщина умерла от испуга, увидев в руках Германна пистолет;
    Графиня умерла во сне;
    Женщину отравила Лизавета.

  • 24 слайд

    Пояснение:«...Германн встал.- Старая ведьма! - сказал он, стиснув зубы, - та

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…Германн встал.- Старая ведьма! — сказал он, стиснув зубы, — так я ж заставлю тебя отвечать…С этим словом он вынул из кармана пистолет. При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела… Потом покатилась навзничь… и осталась недвижима… Германн увидел, что она умерла…»

  • 25 слайд

    На кого из исторических деятелей был похож Германн? На Цезаря; На Кутузова;

    Описание слайда:

    На кого из исторических деятелей был похож Германн?
    На Цезаря;
    На Кутузова;
    На Наполеона;
    На Леонардо да Винчи.

  • 26 слайд

    Пояснение:«...- Этот Германн, - продолжал Томский, - лицо истинно романическ

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…- Этот Германн, — продолжал Томский, — лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля…»

  • 27 слайд

    В каком образе явился дух старой графини к Германну, чтобы раскрыть тайну тре

    Описание слайда:

    В каком образе явился дух старой графини к Германну, чтобы раскрыть тайну трех карт?
    Женщины в белом платье;
    Дряхлой старухи в черном;
    Ночного мотылька;
    Червовой дамы в алом платье.

  • 28 слайд

    Пояснение:«...Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору. Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, — и Германн узнал графиню!..»

  • 29 слайд

    Какие три карты, по словам графини, должны были принести Германну выигрыш?

    Описание слайда:

    Какие три карты, по словам графини, должны были принести Германну выигрыш?

  • 30 слайд

    Пояснение:«...Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл…»

  • 31 слайд

    Какую карту вытянул Германн вместо выигрышной во время третьей партии?

    Описание слайда:

    Какую карту вытянул Германн вместо выигрышной во время третьей партии?

  • 32 слайд

    Пояснение:«...Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пик

    Описание слайда:

    Пояснение:
    «…Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама…»

  • 33 слайд

    Какую тему Пушкин впервые в русской литературе раскрыл в повести «Пиковая дам

    Описание слайда:

    Какую тему Пушкин впервые в русской литературе раскрыл в повести «Пиковая дама»?
    Тему безответной любви;
    Тему карточной игры и карточных игроков;
    Тему судьбы, неизбежности предначертанного;
    Тему легкого обогащения.

  • 34 слайд

    Пояснение: В своем произведении Пушкин утверждал неразделимость нравственност

    Описание слайда:

    Пояснение:
    В своем произведении Пушкин утверждал неразделимость нравственности и судьбы человеческой личности. Главный герой, вступив в поединок с судьбой, решил обмануть ее, но при этом сам был жестоко наказан.

  • 35 слайд

    Итог:Основная мысль повести: Чему учит произведение:

    Описание слайда:

    Итог:
    Основная мысль повести:
    Чему учит произведение:

  • 36 слайд

    Домашнее задание:Письменно дать характеристику Германа и Лизы. Составить тези

    Описание слайда:

    Домашнее задание:
    Письменно дать характеристику Германа и Лизы.
    Составить тезисный план произведения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Тема:
Александр Сергеевич Пушкин

Похожие материалы

  • Календарно тематическое планирование по родной литературе, 5 класс.docx

  • Обобщение пройденного по сказке «Снежная королева»

  • Методическая разработка. Конспект урока «Недоросль»(8 класс)

  • Н.М. Рубцов «Звезда полей» 6-й класс

  • Работа «Впечатление от фотографии»

  • Презентация по теме «Японская поэзия»

  • Упражнения на постановку дыхания, голоса и дикции

  • Презентация по теме «Творчество поэтов Я.Л.Аким, В.Д.Берестов, Б.В.Заходер, И.П.Токмакова»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454311 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

Анна Федотовна — старая, дряхлая графиня, избалованная светской жизнью, доживающая свои последние годы. Она хоть и держит воспитанницу в строгости, тем не менее, думает о ее будущем. Образ пиковой дамы, причудившейся Германну, отличается от героини при жизни. Она мстительна, таинственна и категорична. Сделка с ней – разновидность сделки с дьяволом, ведь Германн платит за секрет душой, и дама знает это. Неслучайно она требует от молодого человека загладить свою вину перед воспитанницей и жениться на ней. Она знает, что он не сделает этого, ведь бездушный герой не способен на честность и благородство. Это выдает в ней коварство и лицемерие, присущие потусторонним силам. Пиковая дама также является символом легкого материального успеха, который кружит людям голову. Он уничтожает в них человечность и добродетель, оставляя на них месте выжженное пороками поле.
Елизавета — скромная и стеснительная молодая девушка, воспитанница Анны Федотовны, замученная постоянными упреками, прихотями и непостоянством графини. Она наивна и добра, ищет в мире понимания и любви, но находит лишь обман и жестокость. Лиза тоже романтическая героиня, но ее иллюзии терпят крах, ведь реальность не ко всем проявляет благосклонность.
Томский — князь, родственник Анны Федотовны. Он играет роль резонера, именно благодаря его рассказу происходит завязка действия: Германн сворачивает на кривую дорожку и идет на поводу у своих желаний.

Темы

Судьба и рок. Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
Мистика. В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
Любовь. Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
Цели и средства. Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.

Проблемы

Алчность. Имея коварный замысел нажиться за счёт секрета, Германн не удосуживается исполнить её посмертную просьбу, пренебрегает и тем, что она пришла к нему не по своей воле, а по указу, данному свыше. Не жалеет он и чувств Елизаветы Ивановны, которая успела довериться ему и проникнуться нежными любовными посланиями. Главная проблема произведения «Пиковая дама» заключается в расчетливости главного героя, которая оказывает отрицательное воздействие на его жизнь.
Лицемерие. Германну с его помощью удается обмануть не только легковерную девушку, но и весь свет, который принимает его успех за чистую монету. Все окружающие завидуют удаче игрока, желают ему поражения, однако сохраняют вид почтительности и доброжелательности. Этой ложью пронизан весь высший свет.
Зависимость людей от материальных благ. Герой ожесточенно добивается богатства ради признания окружения, ведь в мире салонов и балов ценятся только деньги. Проблема не в одном человеке, а в системе, где все имеет свой денежный эквивалент.

Главная мысль

Повесть Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься: стоит ли сомнительное везение неоправданного риска? Ведь ощутив себя любимцем фортуны однажды, человек начинает втягиваться в игру, ему становится сложно перебороть зависимость от постоянного ощущения азарта. Но это лишь одна грань произведения. Идея, которую преследовал Александр Сергеевич Пушкин – это ироническое воплощение типичного романтического героя, который не зря является именно немцем. Романтизм родом из Германии, и автор критически оценивал его. Например, он иронизировал по поводу его далеких от реальной жизни канонов даже в «Руслане и Людмиле». Поэт осуждает оторванность этого направления от действительности и непременное желание выставить ее в дурном свете. Прежде всего, он обрушает критику на романтического героя. Соответственно Германн, несмотря на мистический уклон и веру в магию трех карт, остается обычным мещанином с банальным набором ценностей. Возвышенно-показная его натура не меняется к лучшему от волшебства, ведь он применяет его в алчных целях. То есть, основная мысль «Пиковой дамы», что никакие внешние романтические атрибуты типа мистики, азарта и незаурядности характера не помогут персонажу избавиться от суеты и мерзости материального мира, а лишь оправдают его безнравственность, сделают возможным преступление, ведь суть романтического героя — это противостояние с обществом. Такую форму оно запросто может принять, в этом и опасность немецкого культа индивидуализма – веры в превосходство личности над социумом. Поэтому финал книги доказывает обратное: общество выше Германна, который нарушил его законы. Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.

Чему учит?

Прочитав «Пиковую даму», читатель невольно задумывается о негативном влиянии желания постоянной наживы. Огромные суммы денег так и манят человека вновь и вновь возвращаться за карточный стол. Исходя из негативного примера Германна, можно сделать вывод о том, что не стоит гнаться за легкими деньгами, тем самым искушая судьбу. Путь к цели, даже если эта цель – благосостояние, должен быть честным и достойным.
Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Критика

Повесть нашла положительные отклики среди поэтов и литературоведов, а так же получила большую популярность в странах Европы. Фёдор Михайлович Достоевский отзывался о произведении как о «совершенной фантастической прозе». Русский литературовед и литературный критик Дмитрий Петрович Святополк-Мирский назвал «Пиковую Даму» «лучшим и наиболее характерным для него произведением Пушкина в прозе».
Действительно, книга вызвала в обществе того времени целую волну неожиданных реакций. Например, игроки под влиянием прочитанного начали ставить на тройку, семерку и туза, а придворные дамы заняли себя поисками прототипа загадочной Пиковой дамы. Пушкин лишь иронизировал у себя в дневнике над тем, какую модную тенденцию породило его творение. Не зря критик Анненков вспоминал о произведенном фуроре так:  « Повесть произвела при появлении своём всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслажденьем».
Знаменитый рецензент русской классики Белинский тоже не обошел книгу вниманием и высказался лестно для автора:
«Пиковая дама» — собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот: для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно. Но рассказ — повторяем — верх мастерства.
Успешный и авторитетный издатель Краевский тоже похвалил работу Пушкина и отметил ее исключительную натуралистичность:
В «Пиковой даме» герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе; рассказ простой, отличающийся изящностью…
Традиционно критически творческую удачу автора восприняли рецензенты из консервативно настроенного издания «Северная пчела», отметив отсутствие идеологического подтекста в книге, необходимого для завершенности художественного замысла писателя.
Автор: Дарья Чиняева

Урок
внеклассного чтения в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Тема
урока.
      «Три
злодейства» (по повести А.С. Пушкина Пиковая дама»)

Цели
урока:
  1.
образовательные:
познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением
А.С. Пушкина, развивать навыки аналитической работы с текстом, показать
актуальность  произведения в наши дни.

2.
развивающие
:
развитие умения анализировать художественный текст, умения работать со словом,
художественной деталью, умения сопоставлять, обобщать.

3.
коммуникативные
: формировать умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению
одноклассников.

4.
воспитывающие
:
формирование нравственных принципов, распознавание истинных и ложных ценностей,
неприятие эгоизма, грубого расчета, бесчеловечности.

                                                
Ход урока.

1.
Организационный этап. Мотивирование учащихся

  
На фоне вальса П. И. Чайковского  инсценирование отрывка из 4 главы повести.
» Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства, «-
небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу с Лизаветой Ивановной.  
«Молодая мечтательница» очень серьезно воспринимает «мазурочную
болтовню» кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она
вспомнит: «У этого человека по крайней мере три злодейства на душе.»

   
Какие же три злодейства совершил Германн?  — вот вопрос, на который мы с вами
должны ответить.

Итак,
тема сегодняшнего урока «Три злодейства» (по повести А.С. Пушкина
«Пиковая дама»)

Эпиграф
к уроку :                    Человек есть тайна…

                                                      
Ф. М. Достоевский.

2.
Аналитическая беседа по произведению.

  1. История создания повести.

  «Человек
есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не
говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть
человеком»,-  этими словами Ф. М. Достоевского мы начнем разговор о
«Пиковой даме» Пушкина, полной загадок и тайн.

А.С.
Пушкин говорил, что завязка повести не вымышлена. Старая графиня — это Наталья
Петровна Голицына, мать московского губернатора, действительно жившая в Париже.
Внук её Голицын рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке
просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в
Париже Сен-Жерменом. «Попробуй,»- сказала бабушка. Внучек поставил и
отыгрался.  «Пиковая дама» произвела при появлении в 1834 году
всеобщий говор и перечитывание от пышных чертогов до скромных жилищ с
одинаковым наслаждением» (С. Анненков).

2. Анализ повести.

«Человек
очень замечательный», — так отзывается о главном герое Томский.

         
   — Чем же замечателен Германн?

 Пушкин
создает образ внешне заурядного, даже скучного человека («жил одним
жалованьем, не позволял себе ни малейшей прихоти», «никогда не брал
он карты в руки» («Его состояние не позволяло ему…жертвовать
необходимым в надежде приобрести излишнее»), в котором, впрочем,  жили
«сильные страсти»и «огненное воображение»азартного
человека, который «целые ночи просиживал за карточными столами и следовал
с лихорадочным трепетом за  различными оборотами игры».

           
—  Чем объяснить подобную противоречивость натуры пушкинского героя?

 
«Сын обрусевшего немца» Германн совместил в себе бескрылую немецкую
философию, лишенную поэзии («расчет, умеренность и трудолюбие» ) с
сильными страстями русского человека, про которого Достоевский скажет:   
» Широк человек».  Эти страсти скрываются, но не могут не
почувствоваться окружающими.» У него профиль Наполеона и душа
Мефистофеля», — приоткроет завесу тайной, внутренней жизни Германна
Томский. 

     
      — Какое слово  (глава 3) точнее передает исключительность Германна?

Не
картежник, тешащий самолюбие за карточным столом, не раб карт, а игрок,
умеющий выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и
поставить на карту всё, вплоть до жизни, своей и чужой. Как истинный игрок, он
сочетает в себе азарт, до поры сдерживаемый, и расчет, доставшийся от предков.

Пересказ
анекдота о трех картах. (глава2).

          
— Как подействовал на Германна рассказ о трех картах?  В каком вопросе Германна
проявляется его истинная сущность игрока?

  
«Почему же не попробовать своего счастья?»  Германн, отозвавшийся на
историю, рассказанную Томским, внешне пренебрежительно :»Сказка!»,
уловивший недоверчивые отзывы других игроков( «случай»,
«порошковые карты», «однако спать пора») все же загорелся
жаждой узнать тайну и сказочно быстро  «утроить, усемерить…капитал»
и доставить себе «покой и независимость.

       
— Что приносится во имя «пробы» этого счастья?    Кто же первая
жертва Германна?

   
Осуществление плана начинается с растаптывания чувства Елизаветы Ивановны.
Способность любить — главная мера человека. Германн не только не способен
любить, но и позволяет себе надругаться над чувством девушки.

     
— Что мы узнали о Лизавете Ивановне? Как ей живется в доме графини? Как
относятся к ней молодые люди? О чем она мечтает? (глава 2)

      
Чем же покорил девушку  человек с «душой Мефистофеля»?  Почему 
Лизавета Ивановна поверила ему?

В
душе  игрок  Германн  по-немецки педантично играет в любовь, демонстрируя все
приметы влюбленного.

     
—  Назовите эти приметы. 

Письмо 
с признанием в любви (» слово в  слово , взятое из немецкого 
романа», но » Лизавета Ивановна по-немецки не умела и была очень им
довольна»),  за которым последовали другие, заставили девушку, не
искушенную  в таких делах , поверить в честные намерения молодого незнакомца.
Тем более что Германн  правильно избрал предмет своей наигранной страсти:
«Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела вокруг
себя, с нетерпением, ожидая избавителя:

      
Давно сердечное томленье

       
Теснило ей младую грудь;

         Душа
ждала … кого-нибудь,

        
И дождалась…

Тем
более что Германн пишет «вдохновенный страстью», он «трепещет,
как тигр»,  ожидая назначенного  времени.

     
—   Что это за страсть?

  
«Деньги, — вот что алкала его душа! Не она могла утолить его желания и
осчастливить его!» — позднее поймет девушка, она осознает. что «эти
пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это была не
любовь» Это позднее она ощутит себя «слепой  помощницей
разбойника» и заплачет в «позднем мучительном своем раскаянии».

    
— Страдает ли «суровая душа» Германна?  Если страдает, то от чего?

  
«Сердце
его также  терзалось»;  но не от рыданий девушки и осознания совершенного,
его ужасает  «невозвратная потеря тайны, от которой ждал
обогащения».  Несмотря на отчаяние, Лизавета точно определяет суть
Германна:  «Вы чудовище!» (  гл. 4)

Итак,
первое злодейство  — это растоптанное чувство, разбитое сердце.

       
—   Кто же является второй жертвой ненасытного корыстолюбия?

       
— Что мы узнали о старой графине? На что готов пойти Германн, чтобы овладеть
тайной трех карт?

Игра,
затеянная с графиней не менее цинична: «подбиться в её милости, -пожалуй,
сделаться её любовником» 

      
—  Как Пушкин предупреждает читателя о надвигающейся трагедии?

Германн 
готов продать душу дьяволу.

       
— Почему графиня не открыла своей тайны?  Можно ли верить графине?  Как автор
убеждает читателя в правдивости слов старой графини?  (гл. 3).   Какова роль
лексического повтора?

«Это
была шутка, клянусь вам! Это была шутка!» И мы, безусловно, верим
графине:  старый человек клянется, дважды говорит  слово «шутка»,
дважды

автор
отметит: «графиня молчала» (все сказано!). Ей нечего  выдавать —
тайны не было.

           
— Графиня поклялась, что легенда о трех картах — шутка. Почему же Германн не
верит ей?

Герой
Пушкина действительно уже после того, как дан ответ, «с трепетом ожидал её
ответа».  «Этим нечего шутить!»- сердито возражает он графине.
Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка. Душа,
алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть. «Он не чувствовал
угрызения совести при мысли о мертвой старухе»

         
—  Убитая любовь, убитая жизнь… Что же или кто станет третьим звеном это
страшной цепи «злодейства»?    Кто же третья жертва?

  
Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут к его саморазрушению.
Еще до героя Достоевского Германн мог воскликнуть: » Я себя убил, а не
старушонку»

    
—   Как вы оцените поведение Германна в церкви?

Эпизод
из фильма «Пиковая дама», 1982 год, режиссер И. Масленников.

 
— Все же Германн добился своего : он узнал секрет графини. От кого?  Была ли
умершая старуха (её призрак) в комнате Германна? Или это было видение?  Почему
Германн записал это видение?

  
Он видению поверил: все мысли его слились в одну — воспользоваться тайной,
которая ему дорого стоила. Итак, призрака не было —  но Германн его видел.
Графиня не выдавала секрет трех карт — но Германн его узнал.

 
Чтение заключительных страниц повести.

       
—  Случайно ли выигрывают две карты?

Временный
триумф Германна  как предвестие страшной в своей необратимости катастрофы,
которая тем ужаснее, чем менее ожидаема.»Дама ваша убита!»- разрушена
бредовая, бесчеловечная идея алчного обогащения — сразу и навсегда.

          
Случайно ли сумасшествие Германна?

Алчная
жажда  обогащения постепенно заслоняет в его душе все остальные человеческие
чувства : ни сомнения, ни раскаяния , ни угрызения совести не испытывает герой               
 (» Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого, »
— авторская оценка героя).  У Германна  профиль Наполеона — бесчувственный
профиль, словно отчеканенный на монете.

 Соединения
корыстолюбия с огненным воображением привело Германна к трагическому концу:
человек с душой Мефистофеля превращается в душевно больного. Мечтая обрести
покой и независимость, он до конца своей жизни словно в наказание себе и в
назидание другим повторяет название трех карт «тройка, семерка, туз»
(формулу выигрыша  обогащения), которая чередуется с другой комбинацией  «тройка,
семерка, дама»  — символом краха человека и игрока»

      
—  В чем актуальность повести «Пиковая дама» сегодня, в наши дни?

Пусть
история Германна станет предостережение нам, в наше время, когда о
«золотом тельце» и сегодня мечтают многие и многие, а компьтерные
игры приобретают характер эпидемии. Из-за игромании жизнь превращается в
мучительное существование! Рушится все: взаимоотношения в семье, работа,
отношения с любимыми, друзьями. Практически невозможно находиться наедине с
собой, вся жизнь стремительно летит под откос! Сердце наполняется горечью,
негодованием, отчаянием.

Игромания
— это болезнь души.  Игрок погружается в виртуальный мир, в котором находит
воплощение своих фантазий. Люди, страдающие игроманией, теряют связь с реальным
миром, они забывают семью, друзей, учебу, работу. Страсть к азартным играм
провоцирует агрессию, люди, одержимые игрой, часто совершают преступления. ( в
качестве примера можно использовать интернет ресурсы)

3. Домашнее задание:     1 вариант составить  даймонд (образ Германна), 2
вариант — синквейн.

                                  
    Даймонд

                                   
Игрок

         
расчетливый, честолюбивый

          
просиживал, не играл,  следил

  
сильные страсти, огненное воображение

   
анекдот сильно подействовал на него

  
почему не попробовать своего счастья

                          
Чудовище!

                 
      Синквей 

                         
 Игрок

       
страстный , расчетливый

  трепетал,
, вздрогнул, сошел с ума

Почему
же не попробовать своего счастья?

                
      Чудовище!

Краткое содержание повести

На закате жизни помещик Петр Гринев повествует о ярких событиях своего прошлого. До шестнадцати лет он жил в Симбирской губернии, пока отец не распорядился отправить его в армию. Находясь в пути на место службы, юноша знакомится с Емельяном Пугачевым, который на тот момент являлся простым беглым казаком. Он соглашается проводить Гринева и его верного слугу Савельича в гостевой дом, за что в награду получает заячий тулуп Петра.

В Белогорской крепости молодой офицер знакомится с дочкой коменданта Марией. В девушку также влюбляется сослуживец юноши Швабрин, который вызывает Гринева на дуэль. Петр получает ранение. Отец рассказчика узнает о происходящем и запрещает ему жениться на капитанской дочке.

В то же время Пугачев со своими людьми производит захват крепости в оренбургской степи, в ходе чего погибают родители Маши Мироновой. Швабрин приносит присягу Пугачеву, в то время как Гринев отказывается совершить предательство. Савельич разговаривает с Пугачевым, тот вспоминает об оказанной помощи и решает пощадить юношу.

Гринев отказывается присоединиться к Пугачеву. Он отправляется в осажденный Оренбург и сражается против повстанцев. Однажды Гриневу приходит сообщение от Марии, в котором она рассказывает о том, что Швабрин хочет сделать ее своей женой.

Петр самовольно покидает службу и едет спасать Машу. Его арестовывают из-за подлого поступка Швабрина и собираются отправить в ссылку в Сибирь. Опечаленная дочь коменданта отправляется к Екатерине II и рассказывает, что возлюбленный не смог доказать свою невиновность перед судом лишь потому, что не желал ввязывать в это дело ее. Государыня соглашается помочь бедной девушке.

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Капитанская дочка
  • Это сочинение списано 89 266 раз

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою».

Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!» Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего «она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью». Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…».

Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». После этих слов Пугачёв всё понял: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю». Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: «Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!» Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: «они видели благо дать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить». Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям «пустою блажью», они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. «Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти».

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что «вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность». В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: «Я в долгу перед дочерью капитана Миронова».

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки — простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.

Посмотрите эти сочинения

  • Пугачев и народное восстание в романе Пушкина «Капитанская дочка» А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман […]
  • Маша Миронова (сочинение) Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
  • Емельян Пугачев (сочинение) Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
  • Маша Миронова – воплощение русского национального характера Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
  • Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
  • Гринев и Швабрин (сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка») В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
  • Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
  • Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение) «Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
  • «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
  • Нравы и быт дворян 18 века в изображении А. С. Пушкина в произведении «Капитанская дочка» (сочинение) Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
  • Как принял Гринев завет отца? (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
  • Троекуров — старинный русский барин (сочинение) А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин — человек широких, либеральных, «подцензурных» взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от «мегаполиса» 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя «потомок арапов» гораздо свободнее и «в своей тарелке». Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные «народу» дышат уважением и […]
  • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
  • Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
  • Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (таблица) Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
  • Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери» Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). «Маленькие трагедии» — цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 год). «Маленькие трагедии» — не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание «маленькие трагедии» употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Татьяна – милый идеал Пушкина» Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
  • Сочинение по поэме «Руслан и Людмила» На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]

Формирование характера персонажа

В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин описал много ярких героев — мужественных, самобытных и решительных. Мария Миронова, безусловно, выделяется на общем фоне. Известны следующие факты о героине:

  1. Девушка живет в Белогорской крепости, комендантом которой служит ее отец.
  2. Марии около 18 лет, она имеет круглое, румяное лицо и волосы светло-русого цвета, зачесанные за уши. Мать зовет ее трусливой, а Швабрин считает героиню дурочкой.
  3. Однако по мере развития сюжета становится заметна цельность характера и нравственная чистота Маши Мироновой. Девушка обладает искренностью, благоразумием и прекрасной душой. Она приветлива и радушна.
  4. Когда девушка оказывается в критическом положении, ее образ проявляется с незнакомой стороны. Она показывает силу духа и ведет себя очень стойко. Мария остается без семьи и ее хотят насильно сделать женой Швабрина, но она дает ему понять, что скорее умрет, чем «сделается вашей».
  5. Когда Мария узнает, что Петр Гринев арестован, она отправляется в Петербург, просить государыню о помощи. Девушка знает, что обвинения в предательстве и измене несправедливы, а ее любимый человек не должен заключаться под стражу. Героиня рассказывает Екатерине об отношениях Гринева и Пугачева, после чего возлюбленного Маши освобождают. Кроме того, императрица обещает устроить жизнь осиротевшей девушки.

Образ Марии Мироновой

Капитанская дочка росла в окружении «простых» людей, не отличающихся высокой культурой, но обладающих мужеством и честностью. Нахождение в таком обществе сильно повлияло на характер девушки и ее рассуждения о жизни.

Первое впечатление, складывающееся о Маше — обыкновенность. Автор как будто специально кратко подчеркнул ее внешнюю непримечательность. Рассказчик заметил: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». Держится Мария застенчиво и скромно. Когда героиня слышит упоминание о себе, она тут же краснеет.

Постепенно становится заметно искреннее отношение Пушкина к Маше Мироновой. Рассказчик отмечает, что увидел в ней «благоразумную и чувствительную девушку». В свою очередь, героиня нашла в Гриневе человека доброго и честного. Она влюбляется в него и первой признается в своих чувствах. В этом плане героиня ведет себе очень уверенно, слабый человек никогда бы не смог решиться на такой серьезный шаг.

Наблюдая за отношениями молодого офицера и капитанской дочки, не возникает сомнений в том, почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом. Вся история их любви рассказывает о чистоте души девушки, ее бескорыстности и искренности. Отец Гринева запрещает ему жениться на Марии, но она не перестает считать его героем своего романа. Чем тяжелее складываются обстоятельства, тем сильнее становятся чувства главной героини и укрепляется ее характер.

Доброта и простота Марии безотказно действуют на людей. Окружающие любят девушку. Простая русская женщина Попадья рискует жизнью и скрывает от Пугачева, что юная героиня — дочь коменданта. Родители Гринева тоже привязываются к возлюбленной сына, потому что нравственную красоту героини Маши Мироновой невозможно не разглядеть.

Решение отправиться в Петербург говорит о стойкости ее духа и сильном характере. Удача благоволит капитанской дочке, однако, тот факт, что супруга смотрителя сразу же разговорилась с ней, указывает на то, что Мария умеет располагать к себе разных людей. После того как девушка добивается нужного результата, она сразу же отправляется домой, даже не пожелав изучить Петербург.

Образ Маши Мироновой

«Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина» – сочинение, в котором должны быть указаны черты героини, позволившие ей пережить горе и в конце концов найти свое счастье в браке с любимым. Ключевые сцены в повести Пушкина – это сцены с ее участием. В первую очередь это касается, разумеется, финала произведения, когда Маша просит помощи у самой императрицы Екатерины II для своего жениха. Миронова проявляет при этом такую настойчивость, что помилование не заставляет себя ждать: буквально сразу по возвращении домой после разговора с государыней Маша получает новость об освобождении Петра Гринева.

Ценность главной героини

В повести Пушкина «Капитанская дочка» нельзя выделить одного-единственного главного героя. На эту роль подходит и молодой офицер, и дочь коменданта. Казалось бы, само название указывает на то, что центральным персонажем является девушка, но в то же время повествование ведется от лица Гринева. Он также является участником большей части событий. Однако определенные моменты дают понять, что Маша Миронова — главная героиня:

  1. Она отличается смелостью. В течение всего повествования девушка проявляет храбрость. Несмотря на всю опасность своего положения и угрозы со стороны Швабрина, Мария отказывается принять предложение неприятеля. Когда возлюбленного девушки несправедливо обвинили в предательстве, она сразу же заступилась за него.
  2. Не возникает сомнения в преданности Маши. После того как произошла дуэль между Гриневым и Швабриным, юная героиня самоотверженно ухаживала за любимым. А когда Петр Андреевич оказался в Сибири, она поехала в Петербург просить помощи у императрицы. Хотя Миронова и оказалась в крайне тяжелом положении, она ни на минуту не утратила своей решительности.
  3. В глаза бросается скромность девушки и ее благочестивое воспитание. Отец Гринева верит в лживые слова Швабрина и отказывает благословлять брак Петра и Марии, но героиня настаивает на том, чтобы все традиции строго соблюдались. По ее мнению, счастья не будет, если каждый из родителей не согласится на этот союз. Когда Маша начинает жить с матерью и отцом Гринева, в их семью приходит понимание, и они меняют отношение к ней. Родители офицера начинают относиться к ней, как к родной дочери. Маша не смогла этого добиться, если бы не ее скромность и прилежность.
  4. Кроме того, Мария умеет находить общий язык с окружающими. Даже Савельич испытывает к героине теплые чувства. Если не ее способность ладить с людьми, девушка не смогла бы выжить.

Мария Миронова — один из ключевых героев повести «Капитанская дочка». Образ девушки нравится не только другим персонажам произведения, но и любителям литературы. Положительные душевные качества делают ее настоящим нравственным идеалом Пушкина.

Популярные сочинения

  • Сочинение Капитан Миронов (характеристика и образ) в Капитанской дочке
    Одним из персонажей произведения «Капитанская дочка» является Иван Кузмич Миронов. Это герой второго плана, но роль его гораздо значительнее. В образе Ивана Кузьмича показан характер русского человека – простого и доброго.
  • Трагическая судьба Герасима из рассказа Муму сочинение (5 класс)
    Центральным персонажем рассказа является Герасим. Он находился в услужении одной капризной барыни, проживавшей в Москве. Герасим от рождения был глухонемой, поэтому особой общительностью не отличался.
  • Сочинение на тему Примеры дружбы из жизни рассуждение
    Часто дружбу называют высшим даром. Я полностью согласна с этим утверждением, ведь друг — это опора и поддержка, он всегда придёт на помощь в трудную минуту, поможет справиться с различными трудностями.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Проблема совместимости гениальности и злодейства. По Д. А. Гранину

Проблема совместимости гениальности и злодейства. И. П. Цыбулько 2021. Вариант № 4 («С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам…»)

Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина? Могут ли гении совершать злодейские поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Д. А. Гранина.

Раскрывая проблему совместимости гениальности и злодейства, автор опирается на собственные размышления, приводит яркие примеры. Рассказчик гулял со знакомым физиком, и они обсуждали трагедию Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Учёный подчеркнул, что злодейство каким-то образом связано с гением, следует за ним. Это говорит о том, что гениальный человек несёт ответственность за свои открытия, которые не должны приносить человечеству вред. Эйнштейн чувствовал свою ответственность за атомные бомбардировки, хотя не был прямым виновником этого страшного преступления. Горячий спор с физиком заставил рассказчика обратиться к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», где звучит высказывание о том, что гений и злодейство несовместимы. Размышляя о судьбе Сальери, автор отмечает в этом композиторе упорный труд, целеустремлённость, но в то же время подчёркивает, что, как только Сальери отравил Моцарта, он перестал быть гением. Из этого следует, что злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что гений не должен совершать безнравственные поступки, таким образом он отрезает себя от всего человечества и перестаёт быть гениальным.

Авторская позиция заключается в следующем: гений и злодейство несовместимы. Нравственное начало становится пробой гения. Человечество отбирает только тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Мне близка позиция автора. Действительно, люди считают гениальным только того, кто сочетает в себе талант и нравственность. Если талант переходит на сторону зла, то автоматически перестаёт считаться гением.

В произведении К. Г. Паустовского «Старый повар» молодой Моцарт оказывается у постели умирающего графского повара и выполняет его просьбу – возвращает его во времена молодости, когда он познакомился со своей женой. Моцарт стал играть на клавесине, и слепой старик вообразил себе чудесную картину молодости. Моцарт гениален, потому что его музыка делает людей счастливыми и возвращает в прекрасные времена.

В заключение подчеркну, что гениальный человек должен дорожить своим талантом и не совершать безнравственных поступков, губительных не только для его души, но и для его божественного дара.

Текст

С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку. Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры. Вот, очевидно, почему меня так задел один давний разговор, случайный летний разговор на берегу моря. Мы гуляли с Н., одним из лучших наших физиков, и говорили об истории создания атомной бомбы, о трагедии Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму. Злодейство всегда каким-то образом связано с гением, — сказал Н., — оно следует за ним, как Сальери за Моцартом. Как чёрный человек, — поправил кто-то. Нет, чёрный человек — это не злодейство, — сказал Н. — Это что-то другое — судьба, рок; Моцарт ведь исполняет заказ чёрного человека, он пишет реквием, он не боится… А я говорю о злодействе. Я уже не помню точно фраз и не хочу сочинять диалог, спорили о том, кто Сальери для Пушкина. Противник, злодей, которого он ненавидит, разоблачает, или же это воплощение иного отношения к искусству? Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? А что если для Пушкина Моцарт и Сальери — это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал?.. От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности. Неожиданным было, как много сложных проблем пробуждает маленькая пушкинская трагедия. И то, как много можно понять из неё о нравственных требованиях Пушкина, о его отношении к искусству… Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. Злодейством был немецкий мотоциклист. В блестящей чёрной коже, в чёрном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному просёлку. Мы лежали в кювете. Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда нёсся грохочущий чёрный мотоцикл. Винтовка дрожала в моих руках… Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери. Это пришло куда позже — тогда, на войне, надо было стрелять… Я возвращаюсь к началу: я учился трудному искусству читать Пушкина. Простота его стихов обманчива. Иногда мне казалось, что я нашёл ответ, но всякий раз новые вопросы озадачивали меня. Могут ли гении совершать злодейства? Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? Что же злодейство доказывает, что Сальери не гений? И опять: что такое гений? У Пушкина гений — Дельвиг: «Дельвиг милый… навек от нас утекший гений», Державин обладает порывами истинного гения. Для Пушкина гений сохраняет древний смысл души, её творческую крылатость. Гений — не только степень таланта, но и свойство его — некое нравственное начало, добрый дух. Слово «гений» ныне обычно связано с великими созданиями, изобретениями, открытиями. Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. Наверное, тут следует разделить: открытие может быть гениальным, но гений не только само открытие. В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. Моцарт готов восторгаться всем хорошим, что есть у Сальери. Он свободен от зависти. Он открыт и простодушен. Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством. Моцарт наиболее чисто олицетворяет тот дар, который ненавистен Сальери. Прогце всего было объяснить ненависть завистью. О зависти твердит сам Сальери. Но разве Сальери лишь завистник? Он смолоду признаёт чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними, понимая прошлые свои заблуждения. Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь. Может ли человек стать гением?.. Стать, достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? Сальери считал, что да, может. Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремлённая, в каком-то смысле идеальная прямая. Таким представлялся мне идеал учёного. Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь. Сальери одержим. Но идея у него особая — стать творцом. Способность творить ему не была дана — он добывал её, вырабатывал… Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта. Композитором Сальери стал выдающимся. Слава ему улыбнулась. Музыка его нашла признание. Сам Моцарт твердит в счастливые минуты мотив Сальери из «Тарара». Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? Грань тут неуловима. Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим. Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба страстно любят искусство, могут ценить его, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу. До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба — и Моцарт, и Сальери — были равноправные сыновья гармонии. Но теперь гений отделился, яд разделил их. Отравленное вино расторгло союз. Последняя реакция, последнее средство отделить подлинный гений от мнимого — это нравственное испытание. Злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. Маска сорвана. Сущность открывается и самому Сальери. Вместе с ядом начинает действовать и логическая схема: гений для Моцарта не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно, он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений… Нравственное начало становится пробой гения. И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт это нравственное начало. Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. Остаётся злодейство, но торжествует гений.

По Д. А. Гранину

Гений и злодейство — вещи несовместные (Сергей Мазаев)

В пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» есть интересное замечание: «гений и злодейство — вещи несовместные». Тезис спорный и при этом нигде не поясняется. Наверное, для самого Пушкина все здесь было очевидно. Что ж, поверим поэту на слово? Или можно привести какие-то рациональные аргументы в пользу несовместимости гениальности и зла?

Рассуждение о гении и злодействе в области искусства можно было бы построить следующим образом: найти компонент гениальности, без которого ее невозможно помыслить, а затем показать несовместимость этого элемента с пороком. Таким образом, с очевидностью демонстрировалась бы справедливость пушкинского суждения.

Один из булгаковских персонажей — поэт Рюхин — разглядывая памятник Пушкину на Страстном бульваре, размышлял: «Вот пример настоящей удачливости… какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я не понимаю… Что-нибудь особенное есть в этих словах: „Буря мглою…“? Не понимаю!.. Повезло, повезло!.. стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро, и обеспечил бессмертие…»

Думается, этим эпизодом Булгаков стремился развеять у читателя всякие сомнения относительно одаренности Рюхина как поэта. И действительно, разве не должен гениальный художник в обязательном порядке обладать абсолютным вкусом к прекрасному? Разве возможно быть выдающимся музыкантом, не имея абсолютного слуха, различающего малейшую фальшь?

Вкус нельзя отнести к числу вещей, которые изначально «либо есть, либо нет». Он способен ослабевать и утрачиваться, развиваться и достигать превосходной степени. Об этом убедительно говорит Экзюпери: «И умеющим наслаждаться поэзией стихи не всегда в радость, иначе бы они никогда не грустили, они бы читали стихи и ликовали. Все человечество читало бы стихи и ликовало, и больше ему ничего не было бы нужно».

Если так, то отчего же зависит вкус? Какие факторы непосредственно определяют способность человека находить прекрасное? «Меня не удивляет, что так много людей не находят царства в царстве, храма в храме, поэзии в стихах и музыки в музыке. — Говорит французский писатель. — Чтобы насладиться поэзией, нужно дотянуться до нее и преодолеть… Чужие стихи — тоже плод твоих усилий, твое внутреннее восхождение… Всякое восхождение мучительно. Преображение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке звучать».

Дотянуться и преодолеть. Внутреннее восхождение. Болезненное преображение. О чем это говорит Экзюпери? В чем усматривает он причину способности читать, слышать и видеть прекрасное? Нетрудно догадаться, что речь здесь идет об аскезе.

Большинство людей по привычке связывают аскезу исключительно с сотериологической целью. Для чего постится монах? «Спасает душу» — скажет простец, пребывая в наивной уверенности, будто Богу угодно слышать, как урчит чей-то пустой желудок. Между тем, истинная цель аскезы была хорошо знакома уже языческим философам за несколько столетий до Рождества Христова. Идея воздержания появляется как способ разрешения одной деликатной проблемы.

Однажды мы с моим другом, директором нефтеторговой в шикарном московском ресторане. Глядя на роскошный стол, он как-то грустно сказал:

— Знаешь, нас в семье было трое братьев. Мать растила нас одна и работала конструктором в совковом НИИ. Мы не голодали, но жили более чем скромно. По воскресеньям нас навещал дядя и всегда привозил гостинец — коробку овсяного печенья. Мы растягивали удовольствие на целую неделю, разделив его на троих так, что в день на каждого из нас приходилось ровно по половинке. Я помню, как это было здорово. Сейчас я могу позволить себе все, но, веришь ли, весь этот стол я отдал бы за ту самую половинку овсяного печенья.

— В чем же проблема? — спросил я. — Построй рядом с домом кондитерскую фабрику.

— Видишь ли, — отвечал мой друг, — проблема во мне: я перестал быть бедным ребенком, многое перепробовал, и меня больше не впечатляет овсяное печенье.

Дело в том, что чувства теряют упругость от изобилия впечатлений. Зрение ухудшается от яркого света, слух притупляется от слишком сильных раздражителей. Городской человек неспособен расслышать в лесу шорох листьев под чьей-то осторожной лапой, что у какого-нибудь деревенского «пасынка природы» с ружьишком на плече вызывает немалое удивление: вы что там, в столице, все глухие что ли?

Душа, привыкшая к сильным впечатлениям страстей, похожа на разбитое кабацкое фортепьяно: его струны расстроены, оно откликается только на грубую руку лабуха. Едва ли на нем можно исполнить что-то, кроме любимой завсегдатаями «Мурки». Но представим себе другой, бережно настроенный инструмент: его струны хорошо натянуты, откликаются на малейший чистый тон и сами собой звучат в унисон тихому голосу играющей рядом скрипки.

Аскеза, «тренирующая» чувствительность души, приобретает исключительную роль в сфере творчества и, вообще-то, неразлучно сопровождает художника в его пути. Пушкин, человек темпераментный и любящий жизнь во всех ее проявлениях, неоднократно воспевает монашеское уединение:

Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны.

Пожалуй, любому художнику знаком особый род разочарования, наступающий при критическом перечитывании написанного: заметна досадная разница между предметом, вызвавшим прилив вдохновения, и его материальным отпечатком в виде текста на листе бумаги.

Период «охлаждения» может привести к разочарованию и к одной, несомненно, ложной и крайне пагубной мысли, способной превратить творца в скопца: «Мысль изреченная есть ложь». В этом случае будет уместен совет: почитай кого-нибудь из великих и ты увидишь, что с их текстами происходит ровно то же самое. Не так давно ты сидел над этими строчками и в уме пульсировала и билась мысль: Он гений! Гений! «Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу!» Но прошло малое время и в том, что тебя так взволновало, ты видишь только мертвые камни слов — криво отесанные, порой плохо подогнанные друг к другу. Очевидно, что текст измениться не мог. Значит, изменился ты. Еще вчера видел красоту лицом к лицу, оживленно беседовал с нею с глазу на глаз, но сегодня развратился и попросту перестал ее замечать. В творческой сфере, пожалуй, лучше всего заметно это движение так называемого ползучего «невольного греха», следствия нашей поврежденной природы. В отличие от обывателя, художник может судить о том, что незаметно для себя все же сделал что-то не то, замечая, как «охлаждение» к прекрасному сменяет вдохновение.

И красота, и любовь открываются только человеку, совершающему подвиг, через непрерывные духовные упражнения. Вот как об этом сказал однажды Экзюпери: «Если не изменяться день ото дня, словно в материнстве, не догнать любви. А ты хочешь усесться в гондолу и всю жизнь звучать песней — ты не прав. Вне пути и восхождения ничего не существует. Стоит остановиться, как тебя одолевает скука, потому что пейзажу больше нечего тебе рассказать, и тогда ты бросаешь женщину, хотя надо было бы выбросить тебя».

Таким образом, гению для того, чтобы сбыться, недостаточно просто воздерживаться от явного зла — приходится бороться за вдохновение с ползучей экспансией «невольного греха», прочно связывая свою жизнь с аскезой. Великий художник живет, лишь изредка нисходя до простых удовольствий, и, не задерживаясь при них дольше одного дня, на закате неизменно возвращается в свою цитадель. А потому пушкинский Моцарт, несомненно, прав: «гений и злодейство — две вещи несовместные», ведь зло вредит в первую очередь совершившему его человеку, уничтожая способность прозревать прекрасное.

В замечательной экранизации «Маленьких трагедий» пушкинский сюжет дополнен почти мистической деталью. Отравив Моцарта, Сальери пытается опытным путем разрешить мучающее его сомнение: гений он или нет. Он нерешительно подходит к фортепьяно, струны которого еще не «остыли» после могучего моцартовского «Реквиема» и пробует импровизировать. Увы! Клавиши под его рукой издают лишь сухие деревянные щелчки, а в завершающих аккордах отчетливо угадывается двойной пистолетный выстрел — словно сделанный в упор холодным, расчетливым убийцей.

pravoslavie.ru

  • Сочинение от имени путешественника франка который впервые увидел церковь святой софии какие чувства
  • Сочинение отдых в египте
  • Сочинение от третьего лица какие они современные подростки
  • Сочинение отзыв на тему живое пламя
  • Сочинение осенний сад 10 действительных причастий настоящего и прошедшего времени