«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» – эти слова мы знаем с детства. Сказка – неизменный спутник детства. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром.
Развивать фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. С этой целью мы с детьми решили сочинять сказки. Придумывая собственные экологические сказки, дети упражняли свою способность к экологическому мышлению, уясняли для себя природные взаимосвязи связи человека с окружающей средой. Эти сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Создание сказок – увлекательное занятие. Это мы увидели, проделав лишь небольшую часть работы. А проходило всё очень непосредственно.
Часто по вечерам, усевшись на ковёр, и предложив для сочинения сказок несколько персонажей на выбор, придумывали сюжет, раскрывали линию произведения. Участие принимала вся группа: кто-то помогал в выборе героев, кто-то – в сочинении сюжета. И вот так шаг за шагом появлялись сказки. Сказки небольшие, но каждая со своим смыслом, каждая описывает какой-то случай из жизни животных, помогает видеть взаимосвязь живого и неживого.
В конце каждого занятия мы с детьми прочитывали сказку, придумывали названия, прослушав несколько вариантов и выбирали название. Какова же была радость, гордость у детей, что они сами смогли сочинить сказку. А ведь до этого они лишь слушали известные всем произведения, а тут сочинили сами. И все, вся группа принимала в этом участие. Представьте, что вскоре они увидят и услышат сочинённые ими сказки от родителей, от других взрослых. Это не ли радость, счастье для детей-писателей.
В это увлекательное занятие вовлекли и родителей. Мы попросили детей сочинить небольшие сказки на новогоднюю тематику. Все хорошо постарались. Получились интересные сюжеты. Думаем, что и для родителей был интересный опыт сочинения.
Путешествие друзей
Жили – были петушок, кошка и собака. Они были хорошими друзьями. Каждое утро девочка Даша кормила их. Петушку давала зёрна, кошке – молоко, собаке – косточку. Друзья всегда её благодарили, но каждый по – своему: петушок – «ку-ка-ре-ку», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав». Покормив всех, Даша уходила домой. Однажды друзья решили погреться на солнышке. Вдруг петушок сказал: «А давайте пойдём в гости». Кошка и собака согласились. Сначала они пошли к свинье и поросятам, они купались в луже. Затем увидели лошадь с жеребёнком, они жевали траву. По пути встретили корову с телёнком, которые пили воду из реки. К концу дня друзья устали и побрели все к своему жилищу.
Яша Кудрявцев, 6 лет, Ваня Зенцов, 7 лет
Петушок
Жил – был на свете Петушок – золотой гребешок. Каждое утро он пел песни и будил всех в округе. Однажды утром к нему пришли кошка Мурлыка и собака Щенок. Они хотели поиграть с Петушком. Но он, высоко задрав голову, прокукарекал: «Я не хочу с вами ни играть, ни дружить. Ведь вы поёте не как я, красиво и звонко». Щенок и Мурлыка обиделись и ответили, что не важно кто как поёт, а важно какие мы хорошие. И ушли.
Однажды утром, когда Петушок проснулся, шёл сильный дождь, но «певец» всё равно решил исполнить свою песенку. И вот беда: у него заболело горлышко. После этого Петушок не мог каждое утро будить всех в округе.
А Щенок и Мурлыка напевали свои песенки, Петушку было обидно и ему казалось, что они смеются над ним. Но это было не так. Собака и Кошка решили помочь Петушку. Они намазали ему горлышко маслом и он поправился.
Понял тогда Петушок свою ошибку и ему стало стыдно.
Полина Захарова, 6 лет, Соня Рыбакова, 6 лет
Самый быстрый в лесу
В одном сказочном лесу жил медвежонок. Звали его Топтыжка. Каждое утро он ходил к зайцу, учиться бегать. После нескольких занятий, заяц предложил Топтыжке побежать наперегонки.
Вот началось соревнование. Зайчик, конечно, быстро побежал, а Топтыжка догонял его. По дороге он встретил волка, который поинтересовался, куда это ты, Топтыжка, торопишься. Медвежонок всё и рассказал, что они с зайцем бегут наперегонки. Волк спросил: «А где же заяц?» «Так он уже убежал, я его догоняю»,- ответил Топтыжка. Волк, услышав это, решил догнать зайца и съесть его. «Ну, беги, беги, а я пошёл дальше»,- сказал волк и побежал. А медвежонок ни о чём не догадывался. Топтыжка бежал, но никак не мог догнать зайца. Вдруг прилетел воробей и рассказал ему, что волк догоняет зайца и хочет его съесть. Медвежонок со всей силы побежал и догнал зайца и всё рассказал ему. Так он помог своему другу. Заяц поблагодарил Топтыжку и сказал, что он теперь самый быстрый в лесу.
Василина Волкова, 6 лет, Азалия Мингазова, 7 лет
Письмо
Жил – был почтальон Печкин. С ним жил кот Матроскин. Недалеко от их дома был лес, в котором жил Зайчишка – трусишка. Однажды он попросил Печкина отнести письмо в другой лес для своего брата Зайчика – Побегайчика. Почтальон согласился. Пошёл Печкин в лес и долго искал Зайца. Вдруг увидел на снегу чьи-то следы и он пошёл по следу. Так он нашёл Зайчика-Побегайчика и отдал ему письмо, рассказал все новости о его брате.Обратно Печкин шёл с другим письмом для Зайчика – Побегайчика.
Саша Казанцев – Емелин, 7 лет, Данил Глушков, 6 лет
Вини-Пух, Шарфик, Ёжик
В Африке жил Жираф, которого звали Шарфик. Однажды к нему в гости пришёл Вини-Пух. Решили они поиграть: Вини-Пух залез на шею Жирафа и спустился с него как с горки. Было весело. Но что-то хотелось есть. Тогда Шарфик достал бананы. В это время пришёл ёжик и они все вместе пошли загорать на пляж и купаться в море. Усталые, но весёлые и довольные они пришли домой и сразу же уснули. А во сне они снова купались, загорали, ели бананы…
Андрей Харченко, 6 лет
Как они спасли зайца
Жил-был в лесу заяц. Однажды к нему в гости пришла девочка Настя и пригласила его поиграть. Кошка Мурка потеряла Настю и пришла за ней следом. Так их стало трое, и они стали играть. Услышав шум, прибежала на поляну лиса, посмотреть, кто там так громко кричит. Увидев зайца, она схватила его и побежала в свою нору. Настя с Муркой побежали за лисой. Но лиса так торопилась, что упала в норку крота, который спас зайца. А лиса убежала. Тут добежали Настя и Мурка и вытащили зайца.
Настя Якимова, 7 лет, Яна Беленкова, 6 лет
Новый друг
В одном лесу жил-был волк. Он был злым, всех кусал и пугал. Все от него убегали и никто не хотел с ним дружить. В этом же лесу жили два друга лиса и заяц. Они были хорошими и все хотели с ними дружить.
Однажды с волком случилась беда. В лес пришли охотники и хотели убить злого волка. Лиса и заяц узнали об этом и решили помочь ему, рассказав всё. Вместе решили, что нужно обмануть охотников.
Когда в лес пришли охотники, волк вышел к ним навстречу, а потом и лиса, и заяц выбежали из-за деревьев. Пока охотники смотрели на них, звери уже спрятались в лесу. С тех пор волк стал добрее, и все дружили с ним в лесу.
Вика Орехова, 6 лет, Аня Братчикова, 6 лет
Как Дружок заблудился в лесу
Это пёс. Зовут его Дружок. Однажды решил он побегать и заблудился. Дружок плакал и скулил, ему было очень страшно в лесу.
Вдруг прибежала лиса и сказала: «Давай я тебя отведу домой?». Дружок согласился и пошёл за ней по дремучему лесу.
Пролетела какая-то птица, пёс испугался, но лиса успокоила его: «Это сова. Она ночью не спит, а только днём. Ты её не бойся, она охраняет.
Кто-то завыл в лесу. Дружку стало страшно. «Это волк, он съест нас»,- сказал пёс, но лиса ответила, что они пойдут по другой дороге. Так они дошли до деревни. Собаки, учуяв лису, громко залаяли, теперь испугалась лиса. Но Дружок сказал:
«Не бойся. Пойдём ко мне в будку, поспишь, а утром уйдёшь в лес. Ведь должен же я тебя поблагодарить».
Наступило утро. Лиса попрощалась с Дружком и убежала в лес.
Даша Новосёлова, 7 лет
Лесное происшествие
В одной деревне, рядом с лесом, жила девочка Катя. Много было у неё друзей и в деревне, и в лесу. Однажды утром она отправилась в гости в лес к зайке. Решили они погулять по лесу. Вдруг на земле увидели два бугорка: большой и маленький. Они стояли и думали, что же это может быть? И тут случилось неожиданное. Бугорки зашевелились и из маленького вылез крот Федя, а из большого медведь Топтыжка. Посмотрели все друг на друга и засмеялись. Ведь Катя и зайка Даша совсем забыли, что их друзья: медведь Топтыжка живёт в берлоге (большой бугорок), а крот Федя под землёй (маленький бугорок). И ты это запомни, дорогой друг.
Катя Рокина, 7 лет, Галя Царегородцева, 7 лет
Как Лиса повадилась в курятник
В одной деревне, в одном доме жили два друга: кошка Мурка и собачка Дружок. Каждое утро после завтрака, они гуляли по двору. И вот однажды, проходя мимо курятника, они услышали голос петуха Пети. Он предупреждал всех жителей курятника о том, что в деревню поводилась ходить лиса Юля и поэтому все должны быть очень осторожными. Услышав это, друзья решили, что весь день они проведут у курятника и проучат лису.
Прошёл день, наступила ночь. И вот пришла лиса Юля. Она шла тихо, но всё-таки друзья услышали её шаги. Когда лиса приблизилась к курятнику, они залаяли и замяукали. Так они разбудили весь двор. Услышав шум, лиса испугалась и убежала в лес. А друзья довольные своим поступком пошли в дом спать.
Аня Жукова, 6 лет
Сказки, сочинённые с родителями.
Снежная печка
Сделала я однажды снежную печку. Вставила трубу и заслонку. Дощечек, веток подбросила в неё…Раз, два, три – снежная печка гори! Ветер разметнул над трубою дымок и замерцал в очаге огонёк. Смогут теперь обогреться у печки снежные маленькие человечки.
А утром я своей печки не нашла. Ночью буран её снегом замёл. Хворост погас, а печёные ледышки съели, наверное, снежные мыши.
Ксюша Лобанова, 7 лет.
Зимний рассказ
Снегурочка послала зайчика отнести письмо Деду Морозу. По дороге ему встретилась лиса и волк. Они спросили зайчика, что ты несёшь. Он ответил, что несёт письмо деду Морозу. Когда он прочитает его, он даст подарки. Позавидовали волк и лиса да отобрали письмо у зайчика и побежали к Деду Морозу, чтобы самим получить подарки. Дед Мороз прочитал письмо и понял, что его хотят обмануть, так как письмо должен был принести зайчик. Дед Мороз разозлился на волка и лису. Отругал их, что им стало очень стыдно и они убежали. Потом пришёл зайчик весь в слезах. Дед Мороз его успокоил и отдал ему подарки, зайчик был очень рад.
Настя Алметева, 6 лет.
Чудо
Однажды в студёную, зимнюю пору
Я из дому вышла, был сильный мороз!
Смотрю весь народ, направлялся на площадь.
И мы побежали на площадь бегом.
А там, я глазам своим не поверила,
На площади ёлка стоит: «Красота!»
Там зайчики, лисы, волчата, тигрята.
Они с Дед Морозом ведут хоровод.
Меня поздравляют, подарки мне дарят.
О чудо!Ведь это пришёл Новый год!
Софья Рыбакова, 6 лет
Похожие вопросы:
Литература, 02.03.2019 00:50
Які чотири покоління людей відиляє овідій в одноймейній поемі з книги ,,метаморфози»
Ответов: 3
Литература, 07.03.2019 22:20
10 терминов связанных с театром. например: анфи театр-место в зале расположенное за
Ответов: 4
Литература, 03.03.2019 15:45
Общий обзор на поэзии цветаевой, ахматовой и есенина
Ответов: 3
Литература, 12.03.2019 18:42
Чему научился роибноз крузо пока он был на острове, чувствовал ли крузо себя несвастным, изменило ли крузо жизнь на острове если да то почему если нет то почему
Ответов: 3
Литература, 12.03.2019 20:58
Ответе на вопросы по комедии н. в.гоголь «ревизор» v действие — какая сцена v действия является высшей точкой счастья, успеха власти городничего? как он проявляет себя в этой сцене? — как в этой сцене обнаруживает свой характер жена городничего? — как раскрываются в v действии характеры чиновников и сущность их отношения к городничему? — , что в гоголевской комедии не одна, а две развязки (события, завершающие действие). какие сцены являются развязками действия? кого затрагивает первая развязка? что больше всего приводит в бешенство городничего? — вспомним, что завязка в i действии касалась персонажей и всех приводила в движение. какая развязка в комедии захватывает всех действующих лиц разом? чем именно она производит впечатление завершенности? чего может теперь ожидать зритель? — не считаете ли вы, что сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора нарушает логику комедии? чтобы ответить на этот вопрос, перечитайте внимательно письмо чмыхова, которое читал городничий в i действии. — в одной из статей о «ревизоре» есть такое замечание: «если завязка всех сразу в движение, всех действующих лиц комедии, то развязка сразу заставила всех замолчать и оцепенеть». пьеса заканчивается знаменитой немой сценой. что же заставило всех действующих лиц пьесы онеметь и почти окаменеть? — эпиграф к комедии говорит: «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». как показаны в комедии кривые рожи представителей власти, их «свиные рыла»?
Ответов: 3
Литература, 14.03.2019 08:03
Нужно ли быть милосердным? легко ли это?
Ответов: 3
Литература, 16.03.2019 18:50
Які вирази в казці «лисичка- кума» можна пояснити поданими словами? 1. немати спільних справ, не товаришувати. 2. рухати в різні боки 3. тікати
Ответов: 3
Литература, 17.03.2019 02:00
Какие значения включает в себя строка «пока свободою «
Ответов: 1
Литература, 17.03.2019 11:58
Чи є актуальний твір г. лонгфелло сьогодні? розписати 5-7речень
Ответов: 1
Литература, 18.03.2019 02:10
Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: ещё спят в своих теплых норах и берлогах барсуки и медведи. но в ясные мартовские дни всё чаще просыпается медведь. подрастают в берлогах родившиеся зимою медвежата. (соколов-микитов и.) 2. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: и вот, выбившись из сил, а может быть затем, чтобы освободить когти и задать трёпку сороке, сова выпустила из лап мышь. полёвка камнем полетела вниз. и тотчас, задрав хвост и сложив крылья, за уроненной добычей помчалась сорока, быстро нагнала ее, ловко подхватила на лету и скрылась в кустах. (носов е.) 3. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне: тут птицы не вьют гнёзд, а звери приходят только на водопой. птицы и звери обитают на соседних мохнатых горах, где широкими полосами раскинулись дремучие сосняки, пихтарники, а на вырубках между ними буйно разрослись осинники и липняки. (по савину в.) 4. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне: в следующее воскресенье соберусь снова. и буду ходить, даже когда река станет, скованная льдом, и всю зиму и весной, по первым разводьям, круглый год буду ходить. потому что, в сущности, у рыболова не бывает пустых дней.(носов е.) 5. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса –а-: охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения. (носов е.) 6. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой от наличия /отсутствия суффикса –а-: подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. (соколов-микитов и.) 7. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: деревня, казалось, еще спала. на улице ни души, все ворота заперты, собаки и те не лаяли. (рыбаков а.) 8. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне: в кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь. (носов е.) 9. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне: однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. (носов е.) 10. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил: «ах, пети, пети! глупая собака! » но собачка не слушала его. она ела. старик смотрел на неё и вытирал рукавом глаза — они у него слезились от ветра. (по паустовскому к.)
Ответов: 3
Литература, 18.03.2019 08:30
Что общего у народной сказки и у сказки пушкина
Ответов: 3
Литература, 18.03.2019 14:05
Ответить на ! максим горький, челкаш.1) в рассказе несколько раз дается описание морского пейзажа. для чего это делается? 2) портретная характеристика челкаша. какой формирует образ? 3) челкаш — положительный или отрицательный персонаж? почему?
Ответов: 3
Вопросы по другим предметам:
Алгебра, 16.11.2020 22:36
История, 16.11.2020 22:36
Русский язык, 16.11.2020 22:37
Українська література, 16.11.2020 22:37
Українська мова, 16.11.2020 22:37
Литература, 16.11.2020 22:37
Литература, 16.11.2020 22:38
Обществознание, 16.11.2020 22:38
НОВЫЙ ГОД
Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. Зимой Новый год стали отмечать при Петре 1, в 1700году.
Царь Петр издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Указ Петра Великого: «И в знак доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».
Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. В каждом доме ставили ёлку, украшенную игрушками.
Тогда же постоянным персонажем новогоднего праздника становятся Дед Мороз и Снегурочка.
Конкурс 1
Дорогие ребята, вам необходимо разделиться на две команды (путем жеребьевки): команда Деда Мороза и команда Снегурочки. Сейчас мы предлагаем вам принять участие в интеллектуальном конкурсе нашего вечера. Называется он «Перевертыши пословиц и поговорок». Вашему вниманию предложены перевертыши пословиц, а ваша задача заключается в том, что вам необходимо их расшифровать. За правильный ответ начисляются баллы. Время на обдумывание ограничено — 10-20 секунд
Варианты перевертышей
Правильные ответы
-
Счастье перемещается кучами
Беда не приходит одна
-
Уйти от новой стиральной машины
Остаться у разбитого корыта
-
Лысина — мужское безобразие
Коса — девичья краса
-
От смелости затылок мал
У страха глаза велики
-
Чужие ботинки ближе к ногам
Своя рубашка ближе к телу
-
На милиционере валенки мокнут
На воре шапка горит
-
Ниже пяток не опустишься
Выше головы не прыгнешь
-
Скрыл, что водоросль, — выходи из аквариума
Назвался груздем — полезай в кузов
-
Курица кабану подружка
Гусь свинье не товарищ
-
Борщ соусом поправишь
Кашу маслом не испортишь
Ученик 3:
В России, как известно, живет Дед Мороз . Существует несколько версий его происхождения, но русский Дед Мороз никак не связан с прародителем Санта Клауса– Николая Мирликийским. Хотя сам Николай Мирликийский (Николай Чудотворец, Николай Угодник) – один из самых почитаем на Руси святых. Его считали покровителем русского народа.
Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорее языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.
Образ Деда Мороза складывался на протяжении многих веков.
У славян было несколько богов, которые управляли снегами и буранами. Позвизд – бог бурь и непогод. Он носился по небесам, его сопровождала свита из бурь и ураганов.
Другой персонаж – Зимник. Его представляли в образе старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Говорили, где Зимник пройдет – там жди жестокой стужи.
Был такой персонаж как Мороз – богатырь, кузнец, который сковывает воду «железными морозами». Часто «Морозами» называли суровые зимние ветры.
Среди прямых предков русского Деда Мороза значится и восточнославянский дух холода Трескун. Именно он становился героем русских народных сказок под именем Морозко или Мороз красный нос – хозяин погоды зимы и мороза.
Еще одна версия происхождения Деда Мороза гласит, что он Дух предков. Еще до появления христианства на Руси в то, что духи умерших охраняли свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. Канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы мехом наружу и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл заключался в том, что колядующие представляли собой духов, которые получали награду за неустанную заботу над живущими.
В русских сказках Деда Мороза изображают как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах и с посохом. Прикосновением посоха он может заморозить все, что угодно.
Сказочного Деда представляют как взбалмошного, но строго духа зимы.
К 1870-1880 годам в домах стали устраивать Рождественские и Новогодние праздники с подарками. В сознании россиян утвердился некий персонаж с мешком подарков. Подарки, как правило, либо раздавались либо оставались у ёлки. Звали персонажа по-разному: Святочный старик или Елочный дед.
К 1890 годам святочный старик окончательно стал именоваться Дедом Морозом. К концу XIX века Дед Мороз добрый волшебник.
К началу XX века образ деда Мороза, как доброго дарителя ёлок и подарков, закрепился окончательно .
У Деда Мороза появился новый дом (раньше обитал в ледяной избушке). Сейчас новогодний дедушка живет в Вологодской области, в городе Великий Устюг. На берегу реки Сухоны в сосновом бору для него выстроен терем, а рядом зверинец, в котором живут звери. Любое письмо или посылка, пришедшее на имя Деда Мороза, даже без адреса попадает к адресату.
У Деда Мороза и Санты Клауса немало общего. Прежде всего – это доброта. Оба они стремятся принести радость и счастье в каждый дом, порадовать подарками и детей и взрослых.
Конкурс 2: И называется он «Веселые рисунки». Вам предстоит нарисовать кистью Деда Мороза с завязанными глазами.
Ученик 4: Главный помощник Деда Мороза – Снегурочка. Образ Снегурочки возник в русской литературе XIX века.
Снегурочка
Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И тёплые-претёплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках варежки
И шапочка на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей.
Конкурс 3: Сейчас, ребята, проверим ваши знания по самому волшебному дню в году.
1. Самый главный дед на новогоднем празднике (Мороз)
2. Прозвище Деда Мороза (Красный нос)
3. Город в котором находится резиденция Деда Мороза в России (Великий Устюг)
4. Жезл Деда Мороза (посох)
5. Хранилище подарков Деда Мороза (Мешок)
6. Внучка Деда Мороза (Снегурочка)
7. Часть света, где возник обычай встречать новый год у ёлки (Европа)
8. Обязательный атрибут новогоднего праздника (Ёлка)
9. Придание ёлке новогоднего вида (украшения)
10. Место предновогодней распродажи ёлок и ёлочный украшений (Базар)
11. Нити фонариков на новогодней ёлке (гирлянда)
12. Из зажигают на ёлке, и на праздничном столе (свечи)
13. Блестящая новогодняя лента (мишура)
14. Длинная узкая лента из цветной бумаги, которую бросают друг в друга на новогоднем празднике. (Серпантин.)
15. Заменитель снега на новогодней елке. (Вата.)
16. Разноцветные бумажные кружочки, которым осыпают друг друга на новогоднем празднике. (Конфетти.)
17. Взлетающие в воздух цветные декоративные огни. (Фейерверк.)
18. Близкие люди, с которыми чаще всего встречают Новый год. (Родня.)
19. Время суток, когда встречают Новый год. (Ночь.)
20. Цепь взявшихся за руки детей и взрослых, которые с песнями ходят вокруг новогодней елки. (Хоровод.)
21. Холодное сладкое лакомство, которое похоже на снег. (Мороженое.)
22. Последний день декабря по отношению к Новому году. (Канун.)
23. Ветка новогодней ели. (Лапа.)
24. Их принято дарить на Новый год. (Подарки.)
25. Игрушка, которая, разрываясь от удара, издает резкий звук и выбрасывает конфетти. (Хлопушка.)
26. Костюмированный бал в новогоднюю ночь. (Маскарад.)
Ученик 5: Из истории украшения елки… За многие годы традиции использовались самые разные украшения для Рождественской ели. Ее обсыпали мишурой, на нее подвешивали посеребренные и позолоченные картофелины, фигурные пряники и печенки.
В XVII веке, Европа сделала первый шаг вперед в изготовлении елочных украшений. Они стали более интересными, более нарядными – золоченые шишки, звездочки, бабочки, цветы, сложенные из с серебряной фольги, оловянные проволоки. И конечно особую, неповторимую красоту елки придавали стеклянные шары.
Традиция украшения елки берет свое начало на островах Туманного Альбиона. В Англии придумали вешать на елку позолоченные апельсины и миндаль, а отсюда уже пошел обычай стеклянных новогодних игрушек.
Стеклянные украшения в Англии вошли в моду с 1850 года. Их появление было вынужденным. Этот год был засушливым и настоящие яблоки и орехи не уродились. Вот и пришлось заменить их искусственными. Но, как бы там, ни было, традиция стеклянных ёлочных украшений пришлась всем по душе.
).
Конкурс 4
Волшебный телеграф
От каждой команды вызываем по три человека. Поворачиваем первого лицом к доске, даем в руку мел, остальных ставим за спиной первого участника. Иначе говоря, получится 4 ребенка, которые стоят лицом к доске с мелом в руке, у каждого по 2 помощника сзади.
Нужно 4 простых рисунка: домик, рожица, снеговик, снежинка. Крайнему в каждой команде показываем один рисунок. Он молча рисует его пальцем на спине впереди стоящего. Тот пытается понять, что ему нарисовали, тоже рисует пальцем первому участнику. Теперь очередь того, кто с мелом, воссоздать картинку на доске.
Так можно попробовать нарисовать буквы и даже короткие слова по одной букве: слон, окно, туча, рыба и т.д. Все задания для команд положите в конверт с надписью «Телеграф».
Потом интересно сравнить первоначальный и конечный рисунок.
Конкурс 5
Счастливый апельсин
Это танцевальное развлечение под музыкальную «нарезку». Все становятся в круг, ведущий дает кому-нибудь апельсин в руки. Короткие фрагменты известных хитов достаточно быстро сменяют друг друга, нужно показать несколько движений (остальные повторяют) и передать фрукт кому-нибудь другому. Как правило, взять на несколько секунд «счастливый апельсин» никто не отказывается.
Конкурс
Танцевальный батл Участников делят на две команды и каждой по очереди включают музыку. Чья заслужит больше аплодисментов, та и выигрывает. Примеры танцевальных композиций: цыганочка; реп; восточная музыка; русская народная песня; соблазнительная; в клубном стиле; индийская.
Конкурс 6
Капсула времени
Ведущий: «Каждому из нас так трудно избавиться от каких-то вредных привычек — лени или бесконтрольной потери времени на всякие пустяки. Мы планируем взять себя в руки, начать учить иностранные языки, делать зарядку и т.д.
Вот такая Капсула Времени, в которую каждый из нас положит записочку с обещанием самому себе изменить что-то очень важное в новом году, обладает странным волшебством. Наша общая сила желаний поможет воплотить в жизнь любые идеи. Пишем:
«Я обещаю в Новом году…»
Все записочки складываем в бутылку или коробку и договариваемся открыть через год!
Пока дети пишут и думают, включаем красивую новогоднюю мелодию.
Ведущий: Наша праздничная встреча подошла к концу.
Я желаю вам радости! Желаю не скучать!
Мам и бабушек не огорчать!
И всегда просить прощенья
За любые огорченья!
Пора друзья! Проститься нужно,
Всех поздравляю от души!
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые, и малыши!
Я в Новый год вам желаю успехов,
Побольше весёлого звонкого смеха!
Побольше хороших друзей и подруг,
Отметок отличных и знаний сундук! (Награждение команд).
I. Организационный момент.
У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:
“Чтение – вот лучшее…” (учение)
У. — Закончите фразу.
— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?
Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.
II. Разминка « Читалочка».
(На доске чистоговорка)
Тара-тара-тараторка,
Быстрая чистоговорка,
Чистая чистоговорка.
Я её проговорю
И пятёрку получу.
1. Читаем глазками.
— Что это? для чего нужна чистоговорка?
2.Читаем хором.
— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?
3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.
5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).
Вывод:
— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?
III. Постановка цели урока.
У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?
(ксазак)
Д. – Сказка.
У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?
Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».
У. – А кто автор этой сказки?
Д. – Александр Сергеевич Пушкин.
У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?
Д. Происходит волшебство.
У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»
Д. – Это волшебная сказка.
У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?
У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.
Д. Старик, Старуха, рыбка.
IV. Работа по теме урока.
У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.
Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).
Характер старика | сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный алчный податливый грубый неуживчивый | Характер старухи |
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».
У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.
План.
1.В Где живёт герой?
2.В Чем занимается?
3.В Какие поступки совершает?
4.В Какой характер у героя?
5.В Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Первому характеристику мы дадим старику.
У. – Где живёт старик?
Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.
У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
У. Чем занимается старик?
Д. – Старик ловил рыбу.
У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Старик ловил неводом рыбу.
У. Какие поступки совершает старик?
Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.
У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.
Д. Раз он в море закинул невод,
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
« Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
« Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
У. — Какой характер у старика?
Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.
У. – Докажите, что характер у старика был добрый?
Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.
У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?
Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.
У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?
(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.
У. – Где живёт старуха?
Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.
У. Чем занимается старуха?
Д. – Старуха прядёт свою пряжу.
У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.
Д. – Старуха пряла свою пряжу.
У. Какие поступки совершает старуха?
Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.
У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.
В
Вольная царица.
Владычица морская.
Новое корыто.
В
Столбовая дворянка.
В
Новая изба.
У. — Какой характер у старухи?
Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,
злобная, властная, грубая.
У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?
Физкультминутка.
— Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились в раз.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
Самостоятельная работа.
У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.
( Выслушиваются ответы детей).
У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?
Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.
У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.
Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».
У. – Почему так изменялось настроение моря?
Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.
У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?
Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.
У. – Вспомните, как называется сказка?
У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?
Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?
У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.
У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.
Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
В
Как плохо быть сварливым и жадным.
В
Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.
V. Итог урока.
У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.
На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.
(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)
У. — Спасибо за урок
Цель: обобщение и конкретизация знаний детей о творчестве великого русского поэта и сказочника А.С.Пушкина.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять и обобщать знания о сказках А.С.Пушкина, знакомить с произведениями живописи (творчеством художника Михаила Врубеля), творчеством композитора Николая Римского-Корсакова по мотивам произведений поэта и сказочника,
- развивать интерес к истории, жизни русского народа через поэтическое слово А.С.Пушкина, расширять кругозор.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать приобщению детей в ДОУ, семье к классической литературе в процессе познавательной и творческой деятельности.
- развивать и поддерживать интерес к художественной литературе, умение понимать идею произведений, правильно оценивать поступки героев;
- развивать связную речь, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, расширять словарный запас, учить понимать выразительные средства;
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении отрывков из произведений;
- развивать творческие способности, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к поэтической речи; помочь почувствовать её красоту.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».
Оборудование: макет избушки, макет дуба, клубок, книги поэта, ларец, ложки, диск с музыкой Н.Римского-Корсакова, репродукция картины Михаила Врубеля «Царевна-лебедь», театр кукол, мольберты; детские костюмы старика, царевны, белочки, коршуна, ученого кота, синее полотно.
Предварительная работа:
- чтение сказок А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций к произведениям поэта;
- просмотр презентаций; слушание фрагментов из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
- заучивание наизусть некоторых отрывков из произведений;
- выставка книг, иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;
- выставка рисунков «Мир сказок А.С.Пушкина
Ход мероприятия
В зале все напоминает о великом поэте: его портреты, его книги.
Звучит фортепианная музыка. На экране появляется портрет А.С.Пушкина.
Учитель-логопед:
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
1. Краткий рассказ педагога о А.С.Пушкине
Родился в Москве в 1799 г. в семье небогатого дворянина. А.С.Пушкин — великий русский поэт, прозаик, сказочник.
Его произведения знают во всём цивилизованном мире. На стихи Пушкина написаны романсы, оперы, поставлены балеты. В наше время по произведениям А.С.Пушкина сняты фильмы, мультфильмы.
В бабушкином селе Захарово А.Пушкин наблюдал народные праздники, хороводы. Его няня — Арина Родионовна рассказывала ему сказки, знакомила с народными пословицами и поговорками.
Воспитатель: Ребятами, отправимся в путешествие по сказкам А.С.Пушкина на кораблике.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Вижу на горизонте сказочный остров. Звучит сказочная мелодия (В.Дашкевич «Приходи, сказка»), появляется избушка на курьих ножках.
Дети:
Избушка, избушка,
Встань к лесу задом,
А к нам передом (избушка разворачивается)
Воспитатель: Подскажи нам, избушка, как добраться до волшебной страны Лукоморья?
Избушка: Возьмите клубок волшебный, он дорогу подскажет.
Ведущий бросает клубок, дети по ниточке идут к дубу. Доходят до дуба с золотой цепью.
Воспитатель: Узнаю сказочное Лукоморье.
Кот:
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Я вполне ученый кот.
Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
Воспитатель: Мы путешествуем по сказкам А.С.Пушкина.
Его сказки мы знаем, любим очень и читаем…
Кот: А вы знаете сказки Пушкина? А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Кот: Сказки вы знаете, а загадку из волшебного сундучка отгадаете?
Она не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет (золотая рыбка)
Раздается шум моря.
Сцена I
Старик (ребенок):
Жил старик со своею старухою
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз он закинул невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Воспитатель: Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
(«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»)
— Вспомните, какой откуп просил старик у золотой рыбки?
— Почему старик со старухой остались у разбитого корыта?
— Почему так говорят: остаться у разбитого корыта? (остаться ни с чем).
— Как автор описывает синее море? (помутилось синее море, почернело синее море, на море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют…)
2. Игра «Перепрыгни через волну»
Взрослые натягивают ткань синего цвета, изображают волны разной высоты, сопровождая действия словами из сказки: море слегка разыгралось, неспокойное синее море, почернело синее море, на море черное море, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так и воют (дети перешагивают, перепрыгивают через ткань).
Учитель-дефектолог:
— Назовите сказку, где встречаются слова: окошко, царь, сёстры, бочка, остров, лебедь, чародей, шмель, богатыри, белка, свадьба, расплата («Сказка о царе Салтане»)
— В этой сказке много чудес и превращений. Вспомните и назовите три чуда (белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь).
Эта сказка вдохновляла художников и композиторов. Так художник Михаил Врубель написал картину «Царевна-лебедь». Он сумел передать момент превращения птицы в царевну. Царевна с полотна таинственна и загадочна, лицо ее печально. Композитор Николай Римский-Корсаков написал оперу по этой волшебной сказке.
Сцена II
Звучит шум моря и появляется князь Гвидон.
Гвидон:
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
Ведущий:
Только к морю подходит он, вот и слышит будто стон…
Видно на море не тихо; смотрит — дело лихо
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
В воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил, клев кровавый навострит…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела-
Ведущий:
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет и царевичу потом
Молвит русским языком.
Царевна-Лебедь:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду: ты найдешь меня повсюду.
Учитель-дефектолог: В кого превратилась Лебедь? (в Царевну, в девицу)
Встрепенулась, тряхнулась
и царевной обернулась.
Царевна-Лебедь:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает словно пава;
Сладко речь — то говорит
Словно реченька журчит.
Воспитатель: В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь? (в муху, комара, шмеля)
Прослушивание произведения Николая Римского-Корсакова «Полет шмеля».
— Как называется остров на пути в царство славного Салтана? (остров Буян)
— Кто охранял этот чудесный остров Буян, нёс дозор?
Ребенок:
Чешуей как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Ребенок:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
К царству славного Салтана
Вместе с вами поплывем
И спектакль мы свой начнем.
Ведущий (обращаясь к детям):
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Дети — гости:
Мы объехали весь свет,
За морем житье не худо
Где-то есть такое чудо.
Ель в лесу, под елью белка,
Диво, право не безделка —
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
Воспитатель:
Свет о белке правду бает
Это чудо знаем мы.
Белочка:
Ель растет перед дворцом,
а под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет, да орешки все грызет,
А орешки непростые, все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд…
Воспитатель: Ребята, давайте поможем белочке собрать изумруды в ларцы»
3. Игра «Помоги белочке перенести изумруды (в деревянных ложках) в ларец»
Звучит музыка «Во саду ли, в городе» (танец белочки с платочком)
Ведущий: Конечно же, как и во всех сказках все закончилось благополучно. Князь Гвидон женился на прекрасной девице, а царь Салтан встретился со своей царицей.
Сказка закончилась веселым пиром.
Дети, мы совершили с вами небольшое путешествие по Лукоморью, а сейчас нам пора возвращаться в обратным путь. Нас ждет наш корабль.
Звучит финальная музыка.
Литература
- Бурейко, И.А. Викторина «По дорогам сказок» в подготовительной группе / И.А.Бурейко, Е.В.Гришина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3677/ (дата обращения: 24.06.2020).
- Парфенова Е.В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности. М.: Сфера, 2013.
- Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. Гном и Д, 1999.
- Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1998.
- Сказки Пушкина. Новый формат. 2003.