Сочинение описание по русскому языку 6 класс рыбченкова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 19 г. феодосии республики крымурок развития речи в 6 классеподготовкак сочинению-описанию природыподготовилаучитель русского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым»

Урок развития речи в 6 классе

Подготовка

к сочинению-описанию природы

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Проскурина Людмила Леонидовна

Феодосия – 2016

Урок развития речи в 6 классе

по теме «Подготовка к сочинению-описанию природы».

Цель урока:  организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова, репродукции картин художников.

Задачи урока:                                                                                                                  —

  • образовательные: закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием;
  • развивающие: совершенствовать умение сознательно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка;
  • воспитательные: способствовать формированию внимательного отношения к природе, поэтическому восприятию природы;  воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.

Оборудование: проектор, экран, презентация для сопровождения урока, карточки с рабочими материалами.

Эпиграф:  « Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые». (К.Г.Паустовский)

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.
  • Беседа:
  • Какие типы текста мы знаем?
  • Чем отличается описание от других типов текстов?
  • Какой вопрос можно задать к тексту — описанию?
  • Как называется описание природы в литературе?

Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы.

Пейзаж

  • зимний
  • весенний
  • летний
  • осенний
  • природа леса
  • природа степей
  • река, озеро
  • море…

Всё, что нас окружает и радует своей красотой.

  1. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.
  1. Восприятие и усвоение учебного материала.
  • Эвристическая беседа.

Многие русские поэты и писатели  посвятили свои произведения описанию родной природы.

  • Какие эпитеты использует поэт для описания осенней природы?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

                              А.С.Пушкин «Осень»

Эпитет – это художественное определение (какой?).  Золотая (какая?) листва

  • О каком времени года написал Ф.И.Тютчев?

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

  • Какие выразительные средства использует поэт, чтобы изобразить не красками, а словами красоту родной природы?

(метафоры, эпитеты, сравнения)

  • Чем отличается художественное описание от всех других?
  • Назовите средства выразительности?
  • Как узнать  метафору?
  • Что такое олицетворение?
  • Что такое эпитет?
  • Как узнать сравнение? 

Соотнесите высказывания о природе  со временем года.

Клейкие нежно-з…лёные л…сточки, с..гнулась под тяжестью снега, хмурое серое небо, разн..цветье лугов, хрустальные иголочки инея, укутались в т..ж..лые бел..снежные шубы, з…л…тые и багряные леса, з..ркальная гладь замёрзшего пруда, свинц..вые  тучи, пр..зрачные н…беса, м..хнатая белая ша..ка на ёлке, лё…кая рябь на реке, густые тени в зар..слях ивняка, ярко-красные яго…ы з…мляники.

Проверьте себя.

ЗИМА:

СОгнулась под тяжестью снега, хрустальные иголочки инея, укутались в тЯжЁлые белОснежные шубы, зЕркальная гладь замёрзшего пруда, мОхнатая белая шаПка на ёлке.

ВЕСНА:

Клейкие нежно-зЕлёные лИсточки, свинцОвые тучи, прОзрачные нЕбеса, лёГкая рябь на реке.

ЛЕТО:

РазнОцветье лугов, грОзовые тучи, лёгкая рябь на реке, густые тени в зарОслях ивняка, ярко-красные ягоДы зЕмляники.

ОСЕНЬ:

Хмурое серое небо, зОлОтые и багряные леса.

  • Подберите подходящие эпитеты.

Земля покрылась (какой?) травкой. Кое-где виднеются (какие?) цветы.  Я поднялся на холм по (какой?) дорожке, и передо мной открылся (какой?) вид. На металлической решётке забора алеют (какие?) цветы. Мы оказались в (каком?) лесу.   Всюду высятся (какие?) деревья,   трепещет (какая?)  зелень их листвы. Сквозь(какие?)  ветви проглядывает (какое?) небо.

  • План сочинения – описания природы.
  1. Вводная часть.
  2. Наблюдения.
  3. Ощущения.
  4. Авторитетное мнение.
  5. Моё мнение.
  • Составьте сочинение-описание по опорным словосочетаниям.

 Лесная полянка; мягкая зеленая трава; белая кашка и голубые  колокольчики; сердитое жужжание шмеля; неподалеку куст орешника; исполинские дубы; тенистая прохлада; юркие ящерицы; невысокие елочки; нарядные березы; в нескольких шагах от…; причудливые облака.

  • Беседа по фотографии.
  • Что изображено  на фотографии?
  • Какие чувства вызывает этот пейзаж?
  • Как вы можете передать свои чувства?
  • Работа над содержанием и оформлением сочинения.

Вводная часть.

  • Я стою над обрывом…
  • Я сижу перед окном…
  • Я вышел прогуляться…
  • Ночью выпал первый снег…
  • Распустились первые нежные,  клейкие листочки…
  • Вдруг набежала тяжёлая серая туча…
  • Передо мной красуются золотые, багряные осенние деревья…

Наблюдения.

  • Наступила зима…
  • Пришла весна…
  • Всё вокруг изменилось…
  • Солнце светит ярко…
  • Ярко выделяются на фоне зелёной травы…
  • Искрится и переливается на весеннем солнце…
  • На землю опустилась мгла…
  • Тёмный лес вдруг озарился…
  • По нежно-голубому небу  плывут лёгкие облака…

Ощущения.

  • Душа наполняется радостью…
  • Пора кататься на лыжах,  лепить снеговика…
  • Хочется остановиться  и внимательно приглядеться…
  • Как же прекрасна наша природа…
  • Вдохнуть полной грудью…
  • Не хочется уходить отсюда…
  • Стою и любуюсь, забыв обо всём…

Авторитетное мнение.

  • Радостные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

  • Сияет солнце, воды блещут,

            На всём улыбка, жизнь во всём!

                                                              Ф.И.Тютчев

  • Под голубыми небесами

            Великолепными коврами,

            Блестя на солнце, снег лежит…                          

 А.С.Пушкин

Моё мнение.

  • Мне близко и понятно…
  • Испытываю похожие чувства…
  • Вызывает восторг…
  • Каждый год с нетерпением  жду наступления лета…
  • Связано со счастливыми    надеждами и незабываемыми    впечатлениями…
  • Хочется поделиться   с друзьями своей радостью…
  • Образец сочинения

Яблони цветут.

 Я очень люблю весну. Люблю пробуждение природы, тонкий аромат нежной листвы и травы, первые цветы…

Май близится к концу. Всё ярче светит солнце. Вокруг сияет молодая зелень. Я иду в гости к бабушке. За её домом густо разрослись яблони, широко раскинули свои ветви, усыпанные белыми цветами. Они особенно ярко и красочно смотрятся на фоне безоблачного лазурного неба. Восхитительная картина! Издалека кажется, что деревья наряжены не цветами, а чистым, сверкающим снегом. Лучи солнца играют между ветвями, а лёгкий ветерок доносит до меня тонкий незабываемый аромат.

Яблони цветут.

Мне радостно. Не хочется уходить из этого прелестного уголка. Я долго стою и любуюсь красотой весеннего сада.

Чудесные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:

                        Как будто счастье впереди,

                        И унесла зима заботы!

Настроение поэта мне  близко и понятно. При виде цветущих яблонь я испытываю похожие чувства.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
  • Выбрать тему для сочинения – описания природы.
  • Подобрать материалы к сочинению.

Открытый урок
Рассуждение как тип текста, 
его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Цели: 
обучающие:
• развивать   навык   написания   сочинения­рассуждения   на   лингвистическую
тему «Роль имен прилагательных в речи»;
• выяснить роль имени прилагательного в художественной речи;
• добиться   понимания   учащимися   роли   прилагательных   и   эпитетов,
выраженных именами прилагательными;
• обогатить   память   шестиклассников   готовыми   образцами   для   выражения
своих впечатлений;
развивающие:
•   развивать такие качества, как  художественная зоркость, эмоциональность;  
•   расширение и углубление знаний по культуре речи; формирование навыков
правильного написания; 
•   предупреждение речевых ошибок при составлении предложений;
•   развитие   творческой,   речевой   и   мыслительной   активности,   интереса   к
предмету на основе языковых впечатлений.
воспитывающие: 
•   формирование нравственных качеств учащихся; 
•   воспитание любви к природе.
Задачи
 Вспомнить компоненты сочинения­рассуждения.
 Учиться работать по алгоритму написания рассуждения.
 Устанавливать   причинно­следственные   связи,   приводя   доказательства   и
делая выводы.
 Обсудить   языковые особенности  текста­рассуждения.   
 Применять клише (скрепы) для написания рассуждения.
Ход урока
Организационный момент.
1
(Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся, отметка отсутствующих.)
­ Здравствуйте, ребята! 

         ­ Садитесь. Это урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее
место:   все   ли   готово   к   уроку?   Обратите   внимание:     я   раздала   вам   файлы   с
рабочими материалами для урока.
2. Сообщение темы и цели урока.
 
      ­   В   жизни   нередко   возникают   спорные   ситуации,   когда   каждый   считает
правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей
точки зрения или установить истину. Для этого  существует особый тип речи –
рассуждение. Сегодня   мы   будем учиться   рассуждать,   доказывать свою мысль,
т.е.   будем   работать   в   паре.   Попытаемся   разобраться,   по   какой   схеме   строится
рассуждение.   Будем   учиться   доказывать,   убедительно   отстаивать   свою   точку
зрения, быть может, спорить на примере теста, содержащего прилагательные. В
связи с этим  выясним роль имени прилагательного в художественной речи.    И к концу   урока   мы  должны   научиться     писать   сочинение­рассуждение.   Откроем
тетради и запишем число, кл.работа,тема урока (тему сочинения)
 .  (слайд 2)
 
3. Формулирование задач урока.  (работа со слайдами 3­4) 
4. Работа по теме урока
      Беседа.
* Какие вы знаете типы речи? 
* В чем особенность каждого типа речи? (слайд 5)
* Рассуждение  –  словесное   изложение,   разъяснение,   подтверждение   или
опровержение какой­либо мысли. (слайд 6)
(слайд 7)
 Объяснение учителя. Углубление знаний. 
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ­РАССУЖДЕНИЯ (тезис, оказательства, 
вывод.) 
Слайд 8.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ
*  Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой­то мысли.) 
*  Что такое аргументы? (Аргументы – доказательства (или опровержения) этой
мысли: а)…б)…в)… т.д., сопровождаемые примерами. 
*   Вывод, или заключение.
*   От чего зависит степень убедительности сообщения? 
(cid:216)  От количества и качества аргументов;
(cid:216)  от порядка изложения аргументов;
(cid:216)  от формы их изложения.
 СООБЩЕНИЕ:(Фильков Н.)
Лингвистика?  (Лингвиистика  (языкознаание,  языковеедение;   от   лат.  lingua  —
Слайд 9.
язык) — наука, изучающая языки.)
Лингвистическое   сочинение?  (основным   содержанием   такого   сочинения
будет именно лингвистический материал)
 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ­РАССУЖДЕНИЮ
Слайд 10.
НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В
РЕЧИ»  
Анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала.
У.: Обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича
Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине
с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда:
прилагательные   пропали,   и   «цветной   рисунок»   превратился   в   «карандашный
набросок».  Ваша   задача:   разукрасить   текст,   вернув   в   него   пропавшие   имена
прилагательные 
 
 (Слайд 11)
(1)…, …  день. (2)…  лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту
необыкновенно … осень. (3)Удивительно … тишина.
(4)Сижу над … прудком в парке. (5)… дно засыпано … листьями. (6)И они
блестят   в   воде,   как  …  блёсны.   (7)А   поверху   бежит   стайка   рыбешек.
(8)Наверно,   рыбешки   воображают   себя  …  смельчаками.   (9)Подплывут,
остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в
сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.
           У.:   Какую же картину природы вы себе представили?  
получилось. 
 Проверим, что у вас
 
У.: Неплохо. А теперь давайте сравним, насколько мы близки к оригиналу: 
(Слайд 12) (1)Теплый, солнечный день. (2)Бабье лето, которое, как чудо,
спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.
(3)Удивительно целебная тишина.
(4)Сижу   над  маленьким  прудком   в   парке.   (5)Замшелое  дно   засыпано
дубовыми  листьями.   (6)И   они   блестят   в   воде,   как  медные  блёсны.   (7)А
поверху   бежит   стайка   рыбешек.   (8)Наверно,   рыбешки   воображают   себя
невероятными  смельчаками.   (9)Подплывут,   остановятся,   осмотрятся   –
далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к
далям, к неведомому. (12)И опять вперед. 
У.: Почему у писателя текст интереснее, образнее, красивее, чем у нас?
У.:  С   помощью   чего   автор   добился   такого   точного   описания   природы?
(ЗАПИСЬ   В   ТЕТРАДИ)   (Обилие   прилагательных   создает   образную,
живописную   картину   теплого,   солнечного   дня.   Позволяет   читателю
увидеть природу в разнообразии осенних красок.)  (слайд 13)
У.:  Использование какого  художественного  средства  выразительности  помогает
автору создать яркую, образную картину? (Эпитет)
У.:  Что   мы   знаем   об   эпитете?   (Доценко   Д.)(Эпитет   –   это   образное
определение)
 Для учителя:
Эпитет (образное определение)  ­ слово, определяющее предмет и подсказывающее его свойства.
В   художественном   произведении   эпитет   помогает   живо  представить  себе  предмет,
отношение автора к нему. 
 почувствовать
У.:  Найдите в данной пейзажной зарисовке   эпитеты, выраженные именами
 (Теплый  (день),  Бабье  (лето),    сырую  (осень),  целебная
прилагательными  
 
(тишина), невероятными (смельчаками) )
У.: Какова их роль в данном произведении?
Эпитеты делают описание более наглядным, ощутимым, придают
ему  образность и яркость (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ).
У.: Какое словосочетание, содержащее в себе эпитет, обратило на себя ваше
внимание своей необычностью? (Целебная тишина.)
       У.:  Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)
 У.: Обобщим сказанное вами о роли прилагательных в речи: 
1. Писатели используют имена прилагательные, чтобы описываемая
картина была не серой, а красочной, то есть  прилагательные украшают
нашу речь. 2. Прилагательные помогают автору выразить своё отношение к тому,
о чём он пишет.
3.   С   помощью   прилагательных­эпитетов  описываемые   явления
становятся точными, меткими, выразительными.
4. Прилагательные помогают нам представить картину, а, может быть,
и изобразить её как художники. Слайд 14.
Слайд 15.
 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Упражнение.
Если я называю эпитет, вы вытягиваете руки вперед и два раза хлопаете в ладоши
перед собой.
Если прилагательное употреблено в прямом значении, то поднимаете руки вверх и
потягиваетесь.  Золотое кольцо  (руки вверх),  золотая осень  (два раза хлопаем),
бабье лето (два раза хлопаем), бабье платье (руки вверх), целебное питьё (руки
вверх), целебная тишина (два раза хлопаем).
 РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ 
У.:   Ребята,  а  какие   вопросы   встают   перед   нами,   когда   нам   надо   написать
сочинение?
(С чего начать? Что писать в основной части? Как закончить?)
                  
У.: Давайте посмотрим на экран
работы: 
     и выясним, правильно ли мы определили этапы
 
Этапы работы (СЛАЙДЫ  16,17,18)
1. Продумать вступление. В нём должны содержаться ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
2.
о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ
 Аргументы. 
Их должно быть не менее двух аргументов
Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса
3. Вывод   должен   содержать   ИТОГ   всего,   что   сказано   в   сочинении,   и   не
противоречить тезису 
 СБОР МАТЕРИАЛА НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СЛАЙД 19)
ЧЕРНОВИК (слайд 20) – кол­во обзацев.
1) ВСТУПЛЕНИЕ. (слайд 21)
У.: Мы с вами только учимся писать сочинение на лингвистическую тему, поэтому
в этот раз я подготовила вам  вступление сама. Давайте попробуем выявить из него
тезис. Но теперь  следует вступительную часть закончить, т.е. сделать переход к
основной части и записать это в черновик. (Можно пользоваться памятками)
  
У.: Так ли это важно – связывать части? 
 
2) АРГУМЕНТЫ (слайд 22­24)
У.: Не забыли, в сочинении должны быть аргументы. Посмотрите еще раз на текст
Федора Александровича Абрамова. Выберите два прилагательных, которые, на ваш
 (Да, связки должны быть обязательно) взгляд помогут нам доказать, что они очень важны для раскрытия основной мысли
текста? (бабье, целебная)
У.:  Как  прилагательное «
 бабье»
 ,  входящий в  состав фразеологизма,  
 
 
нам понять, что описывается ранняя осень
 
У.: Сообщение Леонова А.,  когда приходит бабье лето. Что характерно для этого
времени года? 
У.: Какова роль прилагательного «бабье» в данном тексте?
Запись ответов в черновиках:
Аргумент 1
 позволяет
 
 ?    (  Бабье
  лето)
Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору
подчеркнуть   характерные   признаки   ранней   осени,   зарядить   читателя
хорошим   настроением,   передать   психологическую   атмосферу   тишины,
душевного покоя.
У.:  Продолжаем   подбирать   аргументы.  Какое   прилагательное­эпитет,   на   ваш
 выражает   авторское   отношение,   описывая   то   состояние   природы,
 
взгляд,  
  (Прилагательное целебная )
которое благоприятно воздействует на человека?
 
Давайте запишем слово, объясняя его роль в речи.
Запись ответов в черновиках:
Аргумент 2
Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов
передает   своё   впечатление   от   увиденного,   выражает   своё   внутреннее
состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу. 
3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (слайд 25­27)
У.:  Аргументы   мы   подобрали.   Теперь   нам   надо   завершить   работу.   И   вновь
обратимся   к   презентации.   На   слайде   и   на   листках,   лежащих   на   партах,   вам
предложены   варианты   заключений.   Прочитайте   их   и   выберите  
 тот   вариант,
 
который, на ваш взгляд, больше всего связан с тезисом и вашими аргументами.
 «ОЗВУЧКА» написанного совместно  СОЧИНЕНИЯ.(слайд 28)
У.:  Итак, мы все вместе написали сочинение, Давайте прочитаем, что же у нас
получилось.
Наша   речь   без   прилагательных   была   бы   похожа   на   картину,
написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и
разнообразие   окружающего   мира.   Чтобы   доказать   данный   тезис,
обратимся к тексту Федора Абрамова.
Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору
подчеркнуть   характерные   признаки   ранней   осени,   зарядить   читателя
хорошим   настроением,   передать   психологическую   атмосферу   тишины,
душевного покоя. Кроме   этого,   с   помощью   эпитета   «целебная»   (предложение   3)
Ф.Абрамов   передает   своё   впечатление   от   увиденного,   выражает   своё
внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.
Таким образом, мы убедились, что обилие прилагательных создает
образную,   живописную   картину   теплого,   солнечного   дня,   позволяет
читателю   увидеть   природу   в   разнообразии   осенних   красок,   помогает
понять авторское отношение к описываемому.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 29)
­   С   чего   начинается   написание   сочинения­рассуждения?  (Начинается
сочинение со вступления­тезиса). 
­   Что   сообщается   во   вступлении?  (Во   вступлении     сообщаются     общие
сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи).
­ Из скольких предложений может состоять тезис? (Тезис может состоять
из 2­х предложений минимум и более). 
­ Что вы знаете о написании аргументов.
    ­ Что нужно помнить о выводе? (Вывод должен содержать     итог всего,
что сказано в сочинении, и не противоречить тезису). 
 
 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль
имен прилагательных в речи» на основе текста С. Аксакова о лебеде. При работе
над сочинением пользуйтесь раздаточным материалом. (слайд 30)

Текст-рассуждение

Рассуждать – это последовательно излагать свои мысли, приводя доказательства.
Текст-рассуждение – это текст, в котором что-либо объясняется, делаются выводы, текст, который отвечает на вопрос почему?

Пример

Корни дерева выполняют две службы. Во-первых, они кормят и питают дерево пищей, которую сосут из земли. Во-вторых, они прикрепляют дерево к земле. Отнимите у дерева корни – и оно умрет.

Это текст-рассуждение, так как в нем дан ответ на вопрос: зачем деревьям корни?

Почему мы любим сказки или почему нельзя опаздывать на уроки, почему слоны не летают? Отвечая на эти вопросы, мы высказываем свое мнение и приводим доказательства этого мнения, а значит, строим текст-рассуждение.

Части текста-рассуждения

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис – утверждение, которое нужно доказать.

К примеру:

Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..

Например:

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Например:

Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Тезис – я люблю ходить в школу, доказательство – во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.

Вывод – это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

На письме все слова, кроме слова «поэтому», выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу.

«Вот поэтому я люблю ходить в школу» – это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Популярные сочинения

  • Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 5 класс
    Лето. Море. Солнце. Песок. Это является мечтой для каждого человека. Но некоторым выпадает возможность жить на побережье и это очень дорого. Прекрасно иметь такую возможность.
  • Сочинение Репортаж (5, 7, 8 класс)
    Мы начинаем наш репортаж с важнейшего события сегодняшнего дня. В школу привезли компьютеры! Итак, прямая трансляция. Подъехала и теперь паркуется к входу машина типа «Газель», которую уже поджидал наш учитель информатики.
  • Сочинение Победа в войне — заслуга народа
    В обществе есть определенные управляющие и направляющие элементы, которые определяют зачастую если не структуры этого сообщества, то формы, очертания, ход основных процессов.

Примеры текстов-рассуждений

Задание 1.

Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод.

Кто на свете самый сильный?

Вы скажете: «кит» или «слон». Ошибаетесь, самое сильное живое существо – это муравей.

Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.

Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.

Поэтому самый сильный на свете – муравей.

Задание 2.

Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение.

Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый.

«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.

Почему воробья так назвали?

Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:

Почему воробья так назвали?

Дело в том, что он очень прожорливый.

Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.

«Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Так и зовут его с тех пор.

Задание 3.

Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст-рассуждение.

Собака – _____ человека _______, она спасает людей в горах, при пожарах _______, помогает в работе. Собака может быть _________, _______ и _________. И наконец, она просто отличный товарищ __________ собакам люди ставят памятники, пишут о них ______.

Одним из вариантов может быть:

Собака – друг человека. Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ. Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги.

Вывод в тексте-рассуждении иногда может отсутствовать.

Сочинение на тему рассуждение 6 класс русский язык

Конспект урока по теме «Высказывания на дискуссионную тему. Сочинение-рассуждение» . 6 класс. Составитель: Ю.С. Гарифуллина, учитель русского и литературы МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК», г. Мариинск, Кемеровской области. Учебник: Русский язык.6 класс/ М.Т.. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- Москва.: Просвещение, 2020. Цель урока:1. Ознакомление учащихся с особенностями рассуждений на дискуссионную тему; Освоение способов написания сочинения с применением алгоритма. 2.Развитие умения отстаивать свою точку зрения. 3. Воспитание уважения к собственному труду. Задачи: создать условия для развития УУД: познавательных: анализировать, сравнивать, извлекать информацию из текста создавать письменное высказывание-рассуждение на дискуссионную тему; регулятивных: формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач. коммуникативных: адекватно понимать информацию письменного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. личностных: осознание значимости получаемой учебной информации, стремление к речевому совершенствованию. Планируемые результаты: Предметные: иметь представление о сочинении- рассуждении на дискуссионную тему, уметь применять алгоритм написания сочинения-рассуждения на тему,связанную с анлизом текста. Личностные: уметь проводить самооценку речевого совершенствования. Метапредметные: уметь формулировать цели, проблему и задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. Основные понятия: рассуждение, дискуссия, дискуссионная тема Межпредметные связи: литература. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Организация пространства: фронтальная, групповая, работа в парах. Основные ресурсы: учебник, раздаточный материал. Технологическая карта урока Таблица 2 Ход занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1.Организационный момент (1 мин) Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Регулятивные УУД формирование умения внутренне организовать себя,сосредо-точиться. 2.Введение в тему. Актуализация знаний. (4мин) Читает эпиграф, записанный на доске : Дискуссия – демократический способ соединения знаний в общий фонд, это сотрудничество во время выслушивания и высказывания различных точек зрения. (Н. И. Формановская. «Речевой этикет и культура общения»), формулирует задание. – Для вас одноклассники подготовили небольшую сценку. Вы посмотрите её и определите, была ли здесь дискуссия. – Как вы думаете, связана ли эта сценка с нашей темой урока? Попробуйте сформулировать тему урока. Актуализирует значение темы. — В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека; события в жизни людей, общества; книги и фильмы и т. д. Иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В таких случаях важно суметь доказать свою правоту. Как это сделать? – Можете ли вы ответить на этот вопрос? Проигрывают сценку. (Приложение 1) Осмысливают и отвечают на вопросы: – Нет. Дискуссии не было. Здесь просто девочки не поняли друг друга. И даже не попытались друг другу что-то доказать. – Высказывания на дискуссионную тему.. – Нет. Нам нужно этому учиться. Коммуникативные УУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками Регулятивные УУД аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные УУД Находить информацию в тексте; подведение под понятие; целеполагание Совместная постановка целей и задач урока. Уточняет понимание целей и задач. – Соответственно чему мы будем сегодня на уроке учиться? – Да. Мы сегодня будем учиться писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему (упр. 480); пользуясь алгоритмом, который у вас лежит на парте. Уточняет понимание поставленных целей и задач. – А для чего вам это нужно знать? Формулируют цель и задачи. – познакомиться с особенностями рассуждений на дискуссионную тему, учиться оформлять на письме. Эти знания пригодятся в жизни, а в ближайшем будущем при сдаче зачётов и экзаменов. КоммуникативныеУУД Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательных целей Личностные УУД осознание значи-мости изучаемого материала. 3. Открытие учащимися новых знаний( 10мин) Запишите понятия в тетради: Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу , сужде- нию. Дискуссия – это рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения. Дискуссионная тема – это тема, которая вызывает споры. Контролирует выполнение задания (спрашивает 2 пары учеников) -Расскажите друг другу. Предлагает упр.№ 480 стр.87. Контролирует выполнение работы. – Как озаглавили текст? Записывают число, тему урока, понятия, комментируют по предложению. Работают в паре с понятиями. Рассказывают друг другу. Продолжают работать в паре. Знакомятся с текстом учебника, обсуждают прочитанное, озаглавливают текст. (устно). – Кто прав? – Спор. КоммуникативныеУУД Инициативное сотрудничество в поиске информации Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений 4.Подготовка к практической деятельности( 10мин) Объясняет новый материал, подготавливает к практической деятельности (Сл.5-8). – Мы с вами сейчас рассмотрим структуру и алгоритм написания сочинения- рассуждения на дискуссионную тему. И вы напишите сочинение. Раздаёт клише на каждую парту. Знакомятся со структурой и алгоритмом написания сочинения-рассуждения, рассматривают клише к каждой части. (Приложение 2). (Приложение 3). Регулятивные УУД предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. КоммуникативныеУУД Умение работать в паре, в группе Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации в решении рабочих задач. Формулирует вопросы. – Разбираем по алгоритму – На сколько смысловых частей делится текст? Озаглавьте части. – Как вы думаете, кто прав? Вы должны сейчас разделиться на группы.1группа пишет о правоте деда; 2 группа о правоте внучки; 3 – что оба правы. – Кто автор? – Найдите в тексте предложение, от которого будете отталкиваться, отвечая на дискуссионный вопрос. – Что хотел сказать автор в своём высказывании? – Сейчас вы, работая в группе, будете объяснять видение ситуации. Какое клише вы используете во введении? – Так как текст у нас небольшой вы приведёте 1 аргумент. А в экзаменационной работе нужно, сколько обязательно аргументов? – Какое клише к основной части выбирают группы? – И последний пункт прочитайте…. – Назовите мне клише к выводу. Работают по алгоритму, подбирают клише. -на 5 Работают в паре 1. У меня есть внучка. 2. Что подарить подруге? 3.Советы мамы. 4. Подарок своими руками. 5. Скажут, что я плохая подруга. – Дедушка – Внучка – Оба правы Садятся по группам и работают в соответствии со своим заданием. – Дедушка, который рассказывает. 1 группа:…. В дни рождения дарить ….. что сделано своими руками. 2 группа: Нужно купить какой-нибудь подарок. 3 группа: Что бы ей подарить? – Дети не имеют денег и должны проявлять творчество и подарки делать своими руками. 1 группа: Я думаю…. 2 группа: Я считаю… 3 группа.: Мне думается, что… – Два примера. – Эту мысль подтверждает предложение… – Читают. 1.Исходя из сказанного… 2.Таким образом, мы пришли к выводу… 3. Исходя из сказанного.. 5.Физкультминутка.(1 мин) Предлагает выполнить гимнастику для шеи. 1. Повернуть шею вперёд, назад – 5раз. 2. Влево, вправо – 5 раз Выполняют гимнастику. 6.Творческая практическая работа. (15 мин) Контролирует практическую работу, корректирует текст. Работают в группе, пишут сочинение. Личностные: уметь проводить само-оценку речевого совершенствования Регулятивные УУД Умение контролировать и оценивать учебные действия Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. КоммуникативныеУУД понимать информацию письменного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать. 7.Итог урока. Рефлексия.(3 мин) Подводит итог. Организует общение. Закончите предложения: 1.Я познакомилась сегодня с понятиями…. 2. Сочинение – рассуждение на дискуссионную тему имеет структуру…. 3. Мне понравился урок, потому что…. Осуществляют самооценку собственной деятельности. Ставят отметки за работу на уроке. Познавательные УУД уметь анализировать свою деятельность Коммуникативные УУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные УУД осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствова-нию. Регулятивные УУД Оценивать степень успешности. 8. Домашнее задание(1 мин) Даёт комментарий к домашнему заданию. Выучить алгоритм. Упр.481стр.88. В задании вам нужно обосновать своё мнение. Как вы это будете делать? Записывают задание. – Сначала выразим своё согласие или не согласие, потом приведём аргумент и сделаем вывод. Регулятивные УУД Умение самостоятельно выполнять учебные задания Список использованной литературы 1. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предметной области «Филология» [Текст]: методические рекомендации: в двух ч. / сост. И.Г.Вертилецкая, Л.В. Ровнова – Ч.1. Русский язык и литература.- Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2014- 387с. 2. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Г. Баранов и др. – 2-е изд.- М. : Просвещение , 2014.- 159 с. 3. Русский язык. 6 класс. [Текст] Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Г. Баранов и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский – 5-е изд- М. : Просвещение, 2020.- 191с. 4. Русский язык. 9- класс. Подготовка к ОГЭ – 2020. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2020 год [Текст] : учебно- методическое пособие / под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д : Легион, 2020.- 496 с. Приложение 1 Сценка для учащихся. Маша: Слушай, я тебе смешную историю расскажу. Я вчера взяла папку по мышку и пошла, заплатить за свет, меня мама попросила. Марина: Ха-ха-ха! И, правда, смешно. Маша (удивлённо): Да чего смешного? Я ещё и рассказывать не начала. Марина (хохоча): Папку… под мышку! Хорошо выдумала. Да твой папка под мышку и не поместится, он же не котёнок! Маша: Почему «мой папка»? Папка – папина. Ты от смеха правильно говорить разучилась, что ли? Марина: (подпрыгивая и стуча себя по лбу): А, я догадалась! Дедушку – под мышку! Сама неправильно говорит, а ещё учит. Теперь понятно: папка папин – это твой дедушка Стёпа! А вообще, здорово ты это придумала – смешно и с загадкой! Маша (обиженно): Причём тут мой дедушка Стёпа? Я тебе совсем другое хотела рассказать. Не дослушала, а смеёшься, говорить мешаешь. Да ещё дедушку моего приплела, под мышку посадила! Ну и сказочница! Лучше я домой пойду, чем с тобой разговаривать. Марина (сама себе, оставшись одна): И чего она обиделась? Зачем смешные истории рассказывать, если и посмеяться нельзя? Приложение 2. Алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему, связанную с анализом текста. 1. Вдумчиво и не спеша прочитайте текст. 2. На сколько смысловых частей делится текст. Озаглавьте каждую часть. Подчеркните в каждой части ключевые слова. 3.Найдите в тексте предложение, от которого будете отталкиваться, отвечая на дискуссионный вопрос, и подчеркните его. Определите: а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) в начале, середине или конце; б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору; в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль передать читателю ( …… какова идея произведения); г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно; д)если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение ( при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, его речевой характеристики ). 4.Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента. 5. Объясните, как вы поняли текст: дайте своё видение дискуссионной ситуации, свою трактовку смысла рассказа. Помните, что вы должны выразить своё мнение . 6.Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о сложившейся ситуации. 7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла дискуссионной ситуации. Приложение 3. Клише к сочинению – рассуждению 15.2 Часть сочинения Клише Вступление Я думаю (считаю), что… По-моему… Мне кажется (думается), что… в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре). Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…. Основная (аргументация) Примером может стать аргумент из текста, в котором…. Эту мысль подтверждает…. Эту мысль подтверждает предложение… Заключение (вывод) Итак, в заключение….Исходя из сказанного…. Таким образом, мы пришли к выводу…Делая выводы….

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Восходненская школа Красногвардейского района Республика Крым

Конспект урока по русскому языку 6 класс

«Особенности строения текста-описания»

(по учебнику Рыбченковой Л.М.)

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

Сорокина Юлия Александровна

2016г

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Тема урока: Р/р Особенности строения текста-описания.

Цели урока: Развитие умения создавать текст-описание.

Задачи: Регулятивные: постановка учебной задачи Личностные: самоопределение Познавательные: формулирование проблемы и выбор способов ее решения Коммуникативные: монологическая речь, письменная речь

Тип урока: развитие речи

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев? (Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение? (Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картины к которым мы сегодня обратимся будут связаны непосредственно с этим временем года.hello_html_m43d50db9.jpg

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас.

  1. Работа над сочинением

1. Повторение о тексте-описании.

— Но прежде чем перейти к Тексту-описанию, мне бы хотелось поговорить о этом типе речи, ка таковом.

— Что такое текст-описание?

Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос «КАКОЙ?» В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)

— Из каких частей он может состоять?

Вводная часть (узнаем оком пойдет речь)

Основная часть (описание внешнего вида)

Заключительная часть (вывод о внешнем виде)

— Как вы считаете, а что характерно для сочинения-описания, а что нет?

Описывать можно всё, что угодно. Давайте поговорим с вами о море. Ведь лето – это море…

Каким может быть море? А оно может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим. И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег. hello_html_mcad282.jpg

hello_html_m63c9671.jpg

hello_html_b9fd45a.jpg

— Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите.

М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.

 Распределите эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.

  1. По величине: …

  2. По глубине: …

  3. По цвету: …

Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений .

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей .

Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

В.А. Жуковский «Море»

hello_html_m59ff8f62.jpg

И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревёт,
И до звёзд допрянуть хочет
До незыблемых высот.
Ф.И. Тютчев «Море и утёс»

hello_html_m613cfa67.jpg

Как прекрасно море на закате! __ волны ___ берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь день море было ___. А к вечеру вода стала ___. Солнце садилось, оставляя на воде _____ дорожку.

hello_html_58306fd2.jpg 

2. Работа над репродукцией Н.Рачкова «Девочка с ягодами»

— Ну а сейчас, я хотела бы, чтоб вы обратились к учебнику, к упражнению 286, стр. 147

— Давайте просмотрим текст и выполним задания к нему.

— А сейчас, давайте поработаем над картиной Николая Рачкова «Девочка с ягодами» hello_html_m668bdd51.jpg

— Кого мы видим на картине? (великолепный портрет русской девочки, как бы предлагающей попробовать Вам, только что собранные ягоды.)

— Портрет русской девочки.

А что главное в портрете? (лицо и одежда)

— Давайте, найдём прилагательные и опишем лицо девочки. (Наивное, простое, бесхитростное, доброе лицо девочки, дарящее ласку и тепло. Теперь редко встретишь такого лица. С простым, открытым и добрым взглядом. Широко открытые глаза открывают душу и невозможно остаться равнодушным.)

— Обратите внимание на руки девочки. Опишите их. (бережно держит деревянную расписную чашку с ягодами, ей совсем не хочется уронить ее и тем самым погубить свой труд)

— Что хотел показать нам автор? (Своей картиной художник показал чистоту, открытость русской души. В образе девочки все гармонично и одежда, и взгляд, и жесты.)

3. Словарная работа.

Продолжите ряд определений.

Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое, добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое…

Выражение лица: заинтересованное, загадочное, лука- вое, простодушное…

Глаза: светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные, широко открытые, круглые…

Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой…

Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий, правильный, курносый, вздёрнутый… Губы: алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые, тонкие…

Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные, каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные…

Одежда: платок

фигура, поза.

4. Составление плана.

5. Заключение.
1) Настроение, переданное художником.


III. Работа над сочинением. (Работа в черновиках. Корректировка работ при необходимости)IV. Домашнее задание.
Переписать сочинение в тетрадь.

9

Конспект урока развития речи в 6-м классе

на тему: «Сочинение на лингвистическую тему».

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык.

Дата: 01.03.2017

Тема урока: «Сочинение на лингвистическую тему».

Класс: 6, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 6 классе.

Тип урока:  урок развития речи.

Дидактическая цель: совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имён числительных в текстах учебно-научного стиля речи и разговорной речи.

Оборудование:  школьная доска, учебник.

Место данного урока в системе уроков по теме: одиннадцатый урок по теме: «Имя числительное».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Спасибо. Садитесь.

II.Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.

III. Беседа.

Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?

Ученики: описание, повествование, рассуждение.

Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?

Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

Учитель: Каковы особенности описания?

Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой

он). Это можно отразить в одном рисунке.

Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.

Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.

Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что

потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства,

подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

IV. Работа с учебником.

Учитель: Давайте откроем учебник на странице 51, обратимся к упражнению 417.

Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).

(чтение учителем текста)

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.

V. Собирание материала к сочинению, составление плана.

Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания.

Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола.

(Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к материалу на странице (рубрика «Советы помощника»)).

Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог.

(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи).

Вариант ответа учеников может быть таким:

Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении упоминаются собирательные числительные.

Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.

(учитель записывает на доске)

Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.

Учитель: Что же такое тезис?

Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.

Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?

Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста;

Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.

(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.)

Учитель: Итак, давайте определим тезис.

Ученики: Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются с существительными женского рода».

Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?

Ученики: Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат Пети говорит о „восьмерых работавших“, нам то-же понятно, что это лица мужского пола».

VI. Написание сочинения-рассуждения.

VII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнение 415.

  • Сочинение осень с деепричастным оборотом
  • Сочинение описание по фотографии в гиппенрейтера
  • Сочинение описать внешность одноклассника
  • Сочинение оперы князь игорь началось в конце 60 х годов какого века
  • Сочинение описание на тему рассвет это лучшее время суток сочинение