Сочинение описание памятника минину и пожарскому 8 класс

Памятник минину и пожарскому на красной площади - один из наиболее известных памятников москвы, установленный перед собором василия блаженного. открытый

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади — один из наиболее известных памятников Москвы, установленный перед собором Василия Блаженного. Открытый в далёком 1818 году, он стал первым скульптурным памятником в городе, а в наши дни превратился в один из узнаваемых символов столицы и обязательную к посещению туристами достопримечательность.

Монумент посвящён русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения — нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени.

Автор памятника: скульптор Иван Мартос.

Скульптурная композиция


Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу — это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении.  Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.

Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.

Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин — кокошники; позади женских фигур — отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой — Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.

Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.

Кто такие Минин и Пожарский?


Гражданин Кузьма Минин (Косма Минин, Кузьма Сухорук) и князь Дмитрий Пожарский — русские национальные герои, организовавшие Второе народное ополчение, освободившее Москву от оккупации польско-литовскими интервентами, которая продолжалась с 1610 по 1612 год.

Инициатива создания ополчения исходила от торгово-ремесленного населения Нижнего Новгорода — важного хозяйственного и административного центра в те годы. Организация ополчения началась с действий Кузьмы Минина — мясника, с 1611 года — нижегородского земского старосты, который стал призывать посадский народ и городские власти к сплочению. По предложению Минина был начат сбор денег на найм военных специалистов, чтобы не получилось как с Первым ополчением, которое сумело занять почти всю Москву, но не смогло войти в Кремль и Китай-город и в итоге распалось. Согласившись с Мининым, жители города на общем собрании приняли решение, что каждый из них должен пожертвовать часть своего имущества на нужды ополчения, а кто не захочет, у того будет изъято всё его имущество.

Воззвание к нижегородцам гражданина Минина

«Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» (1861, художник Михаил Песков)

На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.

Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.

Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.

История памятника


Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.

Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.

Работа над моделью памятника началась ещё в 1811 году, скульптору не помешала даже начавшаяся Отечественная война 1812 года. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья, проект неоднократно изменялся: так, в первом проекте Минин был одет в плащ и левой рукой указывал на Москву, а Пожарский устремлялся вперёд, высоко подняв щит, свободными руками они оба держались за меч. Позже одежды мужчин упростились, а композиция стала более спокойной. Для отливки памятника был заключён договор с литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым, который одним из первых стал отливать фигуры целиком, а не частями. 5 августа 1816 года впервые в России сложная композиция, включающая фигуры двух людей, была отлита за один раз — отдельно отливали лишь меч, щит и шлем. Гранитные блоки для пьедестала были произведены петербургским скульптором-камнетёсом Самсоном Сухановым в Выборгской губернии, а его проект разработал зять Ивана Мартоса — архитектор Авраам Мельников.

В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.

Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его «историческим мусором», а писатель Демьян Бедный в стихотворении «Без пощады» отозвался о бронзовых героях как о «двух казнокрадах». К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.

20 февраля 2018 года памятник отметил 200-летний юбилей.

Интересные факты


• При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.

• В горельефе на лицевой стороне пьедестала в образе отца, отдающего двух сыновей в ополчение, скульптор изобразил сам себя и своих сыновей, один из которых — Алексей — сражался в армии Кутузова, а второй — Никита — был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции. Профильный портрет Мартоса с сыновьями был выполнен его учеником Самуилом Гальбергом.

• На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (~ 18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.

• Известный поэт Александр Пушкин высказал недовольство надписью на постаменте, дав следующий комментарий: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского».

• Памятник Минину и Пожарскому стал первым скульптурным памятником в Москве — до этого в память о каких-либо событиях в городе возводили триумфальные арки и прочие памятные сооружения. Кроме того, это первый памятник в России, на котором изображён выходец из простого народа.

• Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.


В наши дни памятник Минину и Пожарскому стал одной из наиболее популярных городских достопримечательностей и настоящим символом Москвы. Установленный в самом сердце столицы — на Красной площади, он стал обязательной к посещению точкой на туристических картах, да и сами горожане его полюбили.

Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади находится у стен храма Василия Блаженного (Красная площадь, дом 2). Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Главная>Сочинения по темам

Памятник

Быстрый переход:

Сочинение описание памятника минину и пожарскому 8 класс Вариант 1 — Минину и Пожарскому (Москва)

Сочинение описание памятника минину и пожарскому 8 класс Вариант 2 — Пушкину (Москва)

Сочинение описание памятника минину и пожарскому 8 класс Вариант 3 — Медный всадник (Санкт-Петербург)

Сочинение описание памятника минину и пожарскому 8 класс Вариант 4 — Неизвестному солдату (Москва)

Сочинение описание памятника минину и пожарскому 8 класс Вариант 5 — Екатерине II (Санкт-Петербург)

Сочинение описание памятника минину и пожарскому 8 класс Вариант 6 — Абаю Кунанбаеву (Москва)

Сочинение описание памятника минину и пожарскому 8 класс Похожие сочинения про памятник

Вариант 1 — Минину и Пожарскому (Москва)

19 предложений/ 243 слова

Этот замечательный памятник был открыт в 1818 году. Автором является скульптор Иван Мартос. Он расположен на Красной площади, между храмом Василия Блаженного и Лобным местом. Причём, изначально, он находился на Красной площади в другом месте, но был перенесён в 1931 году из-за строительства Мавзолея Владимиру Ленину.

Несмотря на то, что памятник был установлен в 1818 году, посвящён он событиям аж 1612 года. В те годы нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский были предводителями второго народного ополчения. В 1611 году они собрали войско и выдвинулись на Москву, чтобы освободить её от польских захватчиков. В 1612 году они достигли Москвы, соединились с первым ополчением и разбили польскую армию. Именно, в благодарность им за этот подвиг, и был установлен памятник.

В то время это был самый крупный скульптурный памятник в Москве. Он состоит из фигур Минина и Пожарского, а также постамента и барельефов. Минин одной рукой призывает людей на восстание, а другой рукой отдаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил народное ополчение. Пожарский приподнимается с ложа, опираясь на щит. Они решительны, они готовы выгнать врага из страны. Высота памятника более 8 метров. Он был изготовлен в Санкт-Петербурге, а затем по воде доставлен в Москву. Самое интересное, что деньги на его изготовление собирала вся Россия, в бюджете, после страшной войны с Наполеоном, денег не было. При его открытии присутствовало много народа, в том числе был и сам император Александр I.

Памятник часто упоминается в литературе и искусстве, его изображение неоднократно было использовано на марках и монетах.

Вариант 2 — Пушкину (Москва)

21 предложение/ 237 слов

Стихи Александра Сергеевича Пушкина знакомы каждому из нас с детства. Образ великого поэта навсегда увековечен не только в его произведениях, но и в портретах и скульптурах. Одной из таких скульптур является памятник гению русской литературы в Москве.

Стоящий на гранитном пьедестале бронзовый Александр Сергеевич возвышается на Пушкинской площади, в самом центре столицы. Ежедневно сотни туристов приходят полюбоваться этой скульптурой. Они читают высеченные на камне строки из стихотворения поэта «Памятник» и возлагают цветы к подножию монумента.

Скульптура эта была создана А. М. Опекушиным и установлена на площади в 1880 году. Пушкин представлен здесь стоящим в задумчивой позе. Поэт как будто бы размышляет над созданием нового произведения: голова его слегка опущена, взгляд устремлен вдаль.

Несмотря на то что с момента создания памятника прошло уже много лет и некогда блестящая бронзовая скульптура со временем приобрела зеленоватый оттенок, она не утратила своей выразительности. Поэт по-прежнему выглядит живым, словно бы готовым вот-вот сойти с пьедестала.

Такой эффект достигается за счет реалистичности памятника. Мы можем разглядеть каждую складочку на одежде Пушкина. Поза поэта очень естественна. Он стоит, заложив одну руку за борт сюртука, а другую — откинув назад и держа в ней шляпу. Именно такими мы привыкли видеть современников Пушкина на портретах той эпохи.

Памятник поэту не всегда находился на своем привычном месте. Изначально он был установлен на противоположном конце площади, в начале Тверского бульвара. Лишь в 1950 году его переместили на другую сторону улицы. И с тех пор положение монумента остается неизменным.

Вариант 3 — Медный всадник (Санкт-Петербург)

17 предложений/ 269 слов

Медный всадник — это один из главных памятников Санкт-Петербурга, уже давно ставший истинным символом города. Несмотря на то что статуя была установлена на Сенатской площади уже более двухсот лет назад — в 1782 году, она по-прежнему привлекает внимание туристов со всего мира.

Безусловно, этому есть объяснение, поскольку памятник посвящён ни кому бы то ни было, а отцу-основателю Северной столицы — императору Петру I. Монумент создавался по желанию самой Екатерины II, а для изготовления статуи из-за границы специально был приглашён французский скульптор Этьен Морис Фальконе.

Разве могло такое творение остаться незамеченным?! Конечно же, нет! Но я думаю, что популярным памятник сделал не только его прототип и значимые условия создания, но и величественный облик самого монумента.

Статуя Петра, сидящего на коне, грозно возвышается над городом. Под копытами скакуна находится гигантский гранитный валун — «Гром-Камень». Лошадь императора встала на дыбы, и зрителю, смотрящему на монумент снизу, неизменно кажется, что она вот-вот готова обрушиться на землю и поскакать прямо на людей. Недаром подобная ассоциация возникла у главного героя поэмы Александра Пушкина «Медный всадник» Евгения.

При этом сама фигура императора выглядит удивительно статичной. Лицо Петра I выражает спокойствие, взгляд его невозмутимо направлен вперёд, а правая рука в широком покровительственном жесте отведена в сторону. Это заставляет зрителей с интересом разглядывать статую царя, удивляясь точности её портретного сходства, и находить на Медном всаднике знаменитые символы, которыми щедро наделил свою работу автор.

Простая русская рубаха на плечах царя и медвежья шкура вместо седла, как доказательство принадлежности Петра I к русской нации и единства царя со своим народом. Змей под копытами лошади, как знак победы над злом и коварством. И гранитный камень, по форме напоминающий волну, как свидетельство покорения императором морской стихии.

Вариант 4 — Неизвестному солдату (Москва)

13 предложений/ 219 слов

Люди устанавливают памятники, чтобы таким образом отметить особо значимые события в своей жизни. Ну а что может быть важнее, чем воспоминания о Великой Отечественной войне и том подвиге, который совершили русские солдаты во имя спасения своей Родины?!

Безусловно, великая жертва этих людей не могла остаться незамеченной, поэтому после окончания боевых действий во многих городах России были возведены мемориалы, к подножию которых люди по сей день приносят цветы и венки. Пожалуй, самым известным подобным памятником стала Могила Неизвестного солдата в Москве.

Она расположена прямо у кремлёвских стен в Александровском саду. Здесь покоится прах одного из солдат, некогда захороненных в братской могиле под Зеленоградом. В 1967 году останки этого человека торжественно были перевезены в столицу, а на надгробной плите установлена символическая композиция: сложенное боевое знамя, а сверху на нём — военная каска и лавровая ветвь.

В центре мемориала выгравированы слова Сергея Михалкова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Рядом расположена бронзовая пятиконечная звезда, из основания которой вырывается пламя вечного огня.

Надпись, размещённая на памятнике, наилучшим образом отражает суть монумента и мысленно возвращает всех нас к трагедии, постигшей родную страну в сороковые годы. Действительно, миллионы людей тогда пали в боях и были похоронены в братских могилах. Имена их так и остались неизвестны, но это не отменяет совершённого этими солдатами подвига — каждым в отдельности и всеми вместе. И мы просто обязаны помнить о случившемся.

Вариант 5 — Екатерине II (Санкт-Петербург)

12 предложений/ 244 слова

Мало кому неизвестен памятник Екатерине II, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга на площади Островского, перед Александринским театром. Почти каждый горожанин или турист хотя бы раз сворачивал с Невского проспекта и ненадолго заглядывал в уютный сквер, чтобы полюбоваться этим величественным сооружением.

За время своего существования, монумент успел обрасти множеством всевозможных мифов и легенд. Так, многие считают, что под памятником зарыты несметные богатства, поскольку в момент его открытия в 1873 году богатые горожане стали торжественно срывать с себя украшения и бросать их в котлован, тем самым прославляя великие деяния Екатерины II.

Люди также рассказывают, что бронзовая статуя императрицы в горностаевой мантии, со скипетром и лавровым венком в руках по ночам оживает и гордо прогуливается по своим владениям, шурша складками роскошного платья. Вместе с Екатериной оживают и другие статуи на монументе, поскольку памятник правительнице — это целая скульптурная композиция.

Девять знаменитых деятелей екатерининской эпохи изображены сидящими и стоящими у ног императрицы под короной российской империи. В их числе полководец Александр Суворов, поэт Гавриил Державин, князь Александр Безбородко и другие. И все они также по ночам бродят по улицам, следуя за Екатериной.

Конечно же, можно верить этим городским легендам, можно нет, но не любоваться красотой монумента очень сложно. В создании памятника принимала участие целая команда известных мастеров искусства: художник Михаил Микешин, скульпторы Матвей Чижов и Александр Опекушин, архитектор Давид Гримм. Этим людям удалось произвести на свет настоящий шедевр, который уже много лет является главным украшением площади Островского и, наряду со статуей Петра I, считается одним из главных символов Санкт-Петербурга.

Вариант 6 — Абаю Кунанбаеву (Москва)

16 предложений/ 202 слова

Памятник Абаю Кунанбаеву, установленный в центре Москвы на Чистопрудном бульваре, — это один из наиболее интересных современных монументов. Интересна скульптура прежде всего своим адресатом. Она была возведена вовсе не в честь какого-либо известного политического деятеля или героя войны, как это было принято ранее. Памятник является точным изображением известного казахского поэта и мыслителя, творившего на рубеже XIX—XX веков.

Статуя Абая Кунанбаева выполнена из бронзы. Поэт запечатлён задумчиво сидящим на стуле. На его левом колене покоятся листы бумаги. Вероятно, это рукописи произведений и философских размышлений творца.

Сама скульптура расположена на светлом гранитном постаменте, украшенном национальным казахским узором и надписью: «Вечен творец бессмертного слова». Справа стоят два небольших каменных истукана.

Когда я проходил мимо этого прекрасного памятника, мне всегда было интересно, почему именно Кунанбаев удостоился чести быть увековеченным в подобном виде. Познакомившись с творчеством поэта, я понял, что он многое сделал для популяризации русской культуры у себя на родине. Например, переводил произведения Пушкина, Лермонтова и Крылова на казахский язык.

Таким образом, установка памятника стала своеобразным жестом благодарности со стороны России. Поэтому 4 апреля 2006 года в присутствии президентов двух государств — Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева состоялось торжественное открытие монумента, создание и установку которого финансировала казахская сторона. Авторами памятника стали скульпторы Марат Айнеков и Саид Айнеков.

Похожие сочинения про памятник:

Архитектурный памятник

Описание памятника в поэме Медный всадник, Пушкин

Неизвестный солдат

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

Название
работы

«Герои
далекого 1612 года»

ФИО
автора/авторов

Зиновкин
Илья Юрьевич

Возраст

13
лет

Название
образовательной организации (организации дополнительного образования)

Муниципальное
казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского
творчества»

Название
кружка (студии, творческого объединения, юнармейского отряда)

Сценическая
мастерская «
Next»

ФИО
педагога/руководителя

Зиновкина
Татьяна Николаевна

На
календаре уже ноябрь. Погода за окном не располагает к веселью. Хочется сесть в
теплое уютное кресло, взяв с собой чашечку ароматного чая и, как ни странно,
учебник истории. 4 ноября вся страна отмечает праздник народного единства. Сам
праздник пока молодой. Мы отмечаем его с 2005 года и называется он – День
народного единства. В этот день, 4 ноября остатки польского гарнизона, засевшие
в Кремле, сдались. Освобождение Москвы дало мощный подъем всенародной борьбы
против захватчиков.

Кто
же они — эти идейные вдохновители народа? Это земский староста – Кузьма
Аккудинович Минин, князь Дмитрий Михайлович Пожарский и патриарх Гермоген.

С
чего же все началось и какова роль этих людей в событиях минувших лет?

Началось
все 1598 году, когда умер царь Федор не оставив наследников. На этом династия
Рюриковичей, правивших Россией, прервалась. Патриарх Иов становится инициатором
избрания на трон Бориса Годунова. В результате его политики, как внешней так и
внутренней, недовольство народа, усиленное 3 годичным неурожаем, растет. В это
время появляется человек, который называет себя чудом спасшимся царевичем
Дмитрием, братом царя Федора. Многие переходят на его сторону. После смерти
Годунова в 1605 году Лжедмитрий венчается на русский престол.
Становится
ясно, что Россию ожидают страшные времена, к  ее границам двинулись полки
интервентов. Патриарх Иов первым начал распространять грамоты с призывом к
русским людям не поддаваться панике и защищать свою землю и веру. Он отказался
присягнуть Лжедмитрию
I. За это патриарх
был жестоко избит и сослан в ссылку в Старицкую обитель, откуда он начинал
путь. В течение двух лет Иов оставался там. Он вел смиренную жизнь простого
инока, по-прежнему оставаясь верным сброшенным с трона Годуновым. Это считалось
первой попыткой остановить смуту и призвать народ восстать против захватчиков.
На фоне того, как Московское боярство придает свой народ и призывает на царский
престол польского царевича Владислава, возникает не менее важная, но сейчас
забытая фигура человека, выдающегося патриота, государственного и религиозного
деятеля
, без которого не могло воскреснуть почти
полностью сломленное и уничтоженное врагами Российское государство. Имя его –
патриарх Гермоген.

Именно
он в глазах русских людей в период бесцарствия считался главой Русского
государства. Именно он призвал русских людей «быть верными православию и не
присягать самозванцам и иноземцам!»

Патриарх
Гермоген — выходец из простого народа. Всю свою жизнь служил Богу и был простым
приходским священником, и лишь в 53 года стал епископом, а затем митрополитом
Казанским. Будучи человеком религиозным, он не мог выносить того, что поляки
попирают православие – основу Российского государства. Во время венчания
Лжедмитрия и Марины Мнишек казанский митрополит заявил, что Марина должна
принять православие, иначе брак не действителен. Митрополит казанский отказался
благословлять такой брак. За это его заточили в монастырь. Но речь его возымела
действие, люди очнулись от страшного сна. И когда спустя неделю в Москве вспыхнуло
восстание, Лжедмитрий был убит. Требовался новый патриарх. Вспомнили про
опального узника Иова, но он оказался слишком стар. Иов указал на Гермогена. К
нему были посланы гонцы. Так Гермоген стал Патриархом. Ему исполнилось 75 лет.

Еще
не успел прах Лжедмитрия развеяться, как уже новые дрязги и иноверцы раздирали
Россию, распуская слухи о чудесном спасении Дмитрия. Тогда патриарх стал
рассылать грамоты по всей Руси, в которых удостоверял подлинную смерть царевича
Дмитрия.

В
1607 году в Успенском соборе патриарх Иов каялся, освобождал народ от клятвы
верности царю Борису Годунову. Этот шаг уговорил его сделать патриарх Гермоген
для ликвидации раскола. Даже после того, как Владислава московское боярство
провозгласило царем «Всея Руси», патриарх не признал его и не подписал грамоту
на царство и продолжал рассылать свои разоблачительные грамоты по всей Руси. В
них он призывал не признавать польских захватчиков и  «Маринкина сына на
царство».

Патриарх
Гермоген стал олицетворять непокорность захватчикам, надежду на возрождение
Отечества. Весть о его заключении разнеслась по всей Руси, что еще больше
возвысило его в глазах простого русского народа. Даже в заточении патриарх
Гермоген находил возможность передавать на волю свои пламенные «листы». Именно
он в 1611 году, узнав о собирающихся там силах, благословил второе ополчение и
призвал их спасти Россию. Это было его последнее письмо из заточения.
Оставленный без пищи, сидящий в сыром подвале, 80-летний старец ослаб телом, но
не духом. 17 февраля 1612 года скончался от голода, но грамоты его все шли и
шли от города к городу, и так по всей Руси. Патриарх стал символом мужества,
веры и несгибаемой воли. Глубоковерующий, он многим преподал урок настоящего
патриотизма.

Именно
последнее письмо патриарха Гермогена,  отправленное перед смертью в Нижний
Новгород, послужило толчком для создания второго ополчения, несмотря на то, что
первое ополчение не смогло освободить Москву.  Второе ополчение начало
собираться осенью 1611 года в Нижнем Новгороде. Кузьма Минин обратился с речью,
в которой призывал жителей города всеми силами и средствами создать ополчение
для освобождения России от иноземных захватчиков. Минин призывал действовать не
порознь, а «купно за едино!» — «вместе за одно!». Нижегородцы поддержали своего
старосту, потому что его уважали. Было ему на тот момент около 50 лет, по тем
временам это был почтенный возраст. Родился он в промысловом городке Балахны,
торговал мясом и рыбой. За свой ум, смекалку, мудрость, деловую хватку,
милосердный, но твердый нрав был избран на сходе земским старостой. Должность
была с серьезными полномочиями,наделенными большой властью, но – общественная,
без жалованья, и  совсем малоприятная.   В первую очередь он отвечал за сбор
налогов, но помимо этого еще за благоустройство, пожарный надзор, общинные
работы, ходатайства по мирским делам. Минин был представительной внешности, не
косноязычен, и о народной нужде у него душа болела. Назначен на должность был
осенью 1611 года и сразу стал призывать спасать Россию. Он первый пожертвовал
немалые деньги.

Русский
историк И. Е. Забелин так написал про Кузьму Минина: «Пора было возбуждать
спящих, то есть указать выход из безвыходного, гибельного положения! Такой
живой человек, возбудитель спящих, и явился». Тех, кто уклонялся от помощи в
сборе ополчения, строго и прилюдно наказывали.

Собрать
ополчение – это было еще полдела. Нужен был славный воевода, способный вести в
бой собранное войско. И тогда обратились к князю Дмитрию Михайловичу
Пожарскому, который жил в 120 верстах от Нижнего Новгорода в Суздальском уезде
в селе Мигреево. Не сразу дал он свое согласие, ссылаясь на старые боевые раны,
но затем согласился. Наслышанный о сборе ополчения, и о роли Минина в этом деле,
выбрал его как человека, «из посадских людей, кому быть с ним в такова велика
дела и казну сбирати».

Князь
был худощав, ростом не велик, действия его были неторопливые, был
немногословен, обладал недюжинным природным умом, отличался скромностью. Хоть и
именовался князем, но был беден. Ко двору был представлен в возрасте 15 лет в
1593 году, как «князюшка захудалый, ветром прибитый». Только спустя 4 года
после этого события в 1597 году получил первое звание при дворе – стал стряпчим
с платьем. В его обязанности входило сопровождение царя на выходах в народ, и он
нес перед ним скипетр. Когда царь входил в церковь, стряпчий держал его платок
и шапку, он исполнял различные мелкие поручения. Подвох в престиже должности
состоял в том, что стряпчих в Москве насчитывалось около 800 человек.  Дмитрий
Пожарский был 7 лет «на посылках» у царей до 1604 года, когда получил новое
назначение – стольника. Прослужив в этой должности 6 лет, он становится
воеводой города Зарайска. Продвижение по карьерной лестнице проходило из рук
вон плохо, так как по своей натуре князь Дмитрий не был властолюбив, в
придворных интригах не участвовал и держался в стороне от тайных союзов и
заговоров. Но исполнял ратный долг Дмитрий Михайлович не за страх, а за совесть.
Так, когда во вверенном ему городе вспыхнул мятеж сторонников очередного
Лжедмитрия, он подавил его. Участвовал князь и в первом ополчении, но был
тяжело ранен в голову и ногу.

И
не было подобного боевого братства, и, казалось бы, быть не могло на Руси, где
понятия рода и чина были на первом месте. Кузьму Минина, пусть избранного, но
все — таки простого человека, и Дмитрия Пожарского, представителя, хоть и
обедневшей, но княжеской фамилии, разделяла социальная пропасть. Но с именем
Господа на устах шли они плечом к плечу, став настоящими единомышленниками. Эти
понятия они прививали и всему своему воинству. Эти удивительные люди сплотили
своей идеей огромное количество людей разных народностей и вероисповеданий.

Великой
любовью к Родине, своей вере проникнута каждая минута этого похода. Труден был
путь Минина и Пожарского к Москве, но когда же они выполнили свою миссию, Пожарскому
предложили стать царем, но он отказался. Не ради наград и почестей и тем более
престола Российского спасали они Родину!

Я
думаю, что Патриарх Гермоген, Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, посланные
Богом и избранные людьми в дни общего уныния и растерянности, прилагали
невероятные усилия к тому, чтобы у будущих поколений была своя независимая
Родина, своё государство – своя Россия. Мы, россияне никогда не должны забывать
о том героическом подвиге, совершенном сотни лет назад.

Ну,
вот чай допит, история дочитана. За окном всё тот же серый ноябрь и я, вставая
из своего удобного кресла понимаю, что этот этап истории, этот урок настоящего
мужества, героизма и патриотизма русского народа останется в моей памяти навсегда.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому – украшение главной площади столицы России. Открыт в далеком XIX

веке, эта композиция одна из первых установленных в городе. В наше время мало кто не знает о его существовании, огромное количество гостей столицы обязательно включают его в туристическую программу.

Монумент посвящен двум героям, которые стали главными идеологами Второго ополчения, это Кузьма Минин, староста из Нижнего Новгорода и князю Дмитрию Пожарскому. А так же в целом событиям, связанным с изгнанием интервентов из Москвы в сложное для России время, в 1612

году.

Скульптура как бы показывает момент начала формирования ополчения, Минин призывает Пожарского на борьбу, указывая рукой на Москву. Дмитрий сидит, опираясь на большой щит на котором красуется лик Спаса Нерукотворного, поза князя немного неудобная, он вытянул одну ногу вперед, это как бы напоминает всем о том, что еще свежи его раны. Мужчины одеты в национальную одежду еще раз показывая свою любовь к Отчизне. Памятник имеет интересный пьедестал, выполненный из красного гранита.

Впервые о появлении такого монумента задумались в начале 1802

года, ректорат Императорской Академии предложил выполнить зачетную работу по этой тематике. Через год Василий Попугаев, известный писатель высказался конкретно за разработку данной скульптуры, но император не проникся идеей, Александр посчитал этот памятник – пустая трата, больших денег.

Спустя два года Иван Мартос предложил уже готовый набросок будущего памятника, он очень понравился народу. С 1808

года решили начать сбор добровольных средств на его возведение. В этот раз император решил оказать посильную помощь и тут же издает указ о начале конкурса на лучшую работу. Много знаменитых людей приняли в нем участие, но все же победителем оказался инициатор Мартос. Только к
1811
году набралось достаточное количество денег для начала постройки. По первоочередному плану он должен был стать украшением Нижнего Новгорода, но автор идеи настаивал на Москве, ему удалось отстоять свою точку зрения, и месторасположение было изменено, но Новгород не обделили, там появился обелиск.

К работе приступили тут же, даже Отечественная война 1812

года не смогла остановить скульптора. Что бы максимально четко изобразить человеческие образы Иван привлек к работе сыновей, которые часами позировали ему. В процессе создания проект не раз менялся. И только к августу
1816
года неординарный памятник был отлит.

В 1818

году разгорелись жаркие споры по поводу конкретного места его расположения, были варианты с Тверской Заставой, но Иван Мартос опять проявил настойчивость и предложил расположить на Красной площади, его разместили недалеко от торговых рядов лицом к Кремлю. Торжественное открытие прогремело зимой
1820
года, сам император и его семья участвовали в церемонии. Люди прониклись идей с самого начала, поэтому вся округа была заполнена толпой.

В советское время на эту композицию обрушился шквал гневных отзывов, некоторые называли его «безвкусицей» или «мусором» , прошлись и по главным героям — Минину и Пожарскому, объявив их взяточниками и казнокрадами. Слава Богу, памятник удалось отстоять. Но в 30

годах
XX
века его сместили из – за нехватки места для возведения Мавзолея. С того времени и по сей день он украшает территорию около Покровского Собора. В последних числах
февраля2018
года монумент отметил свой двухсотый день рождения.

Создание памятника

В 1808 году прошел конкурс на выполнение проекта памятника, в результате которого победу одержала работа Ивана Мартоса. Средства на строительство собирали по всей России, причем все желающие могли увидеть гравюру с изображением будущего монумента.

Над скульптурной композицией Иван Мартос работал 14 лет — с 1804 по 1817 год. Установить ее планировалось в 1812 году к 200-летию победы над польско-литовскими интервентами, но война с Наполеоном помешала выполнить эти планы. Вместе с тем, победа России над французами вызвала новую волну патриотизма, воплощением которого стала созданная Мартосом скульптурная композиция.

Поэтическая критика

На центральном памятнике Москвы все должно быть с умом. Придерживался этого мнения и Александр Сергеевич Пушкин, который в своих сочинениях сообщал о фактической ошибке в надписи на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».

Русский царь Михаил Федорович Романов

Не менее поразил меня и другой факт, поведанный экскурсоводом. Князь Пожарский постоянно подносил монастырю дорогие дары: украшенное самоцветами Евангелие, драгоценные чаши и другие подобные вещи.

Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале

Они до сих пор хранятся в «золотой кладовой» обители. Щедрость полководца понятна — он слыл религиозным человеком. Но стояла перед князем также другая цель: взамен Дмитрий Михайлович надеялся быть погребенным рядом со своими предками и «зарабатывал» на это разрешение святых отцов.

Возникает вопрос: ну, а если бы не додал народный герой подарков монастырю, что тогда? Похороны на обычном кладбище и, спустя века, грустная констатация: могила спасителя Отечества неизвестна?

Похоже на правду. Ведь второй и главный избавитель России от смуты – Кузьма Минин нашел последний приют на заурядном погосте, прожив после своего воззвания всего четыре года.

Царь Михаил Федорович, родоначальник династии Романовых оказался человеком крайне неблагодарным. Пожаловав Минину титул думного дворянина и село Богородское, а Пожарскому – парчовую шубу и новое «именьице», самодержец этим ограничился.

Царь Михаил Федорович

Затем благополучно забыл, кому он обязан своей короной. Вслед за государем «закрыла глаза» на подвиг Минина и Пожарского Россия.

Реставрации памятника

Памятник Минину и Пожарскому нравился не всем и не всегда. В советские годы неоднократно высказывались идеи о сносе скульптуры. Ее называли даже историческим мусором. Однако он до сих пор остался цел. И не последнюю роль в его сохранении для потомков сыграли реставрации. Их было довольно много.

  1. В 1890-е годы. Были произведены работы на 2 000 рублей — очистка монумента, полировка гранита, натирание бронзовых элементов олифой, ремонт выбоин.
  2. В 1926 году. Отремонтирована чугунная решетка. Отломанные части заменили деревянными элементами.
  3. В 1940 году. Были проведены работы по очистке памятника от окиси и грязи, подсыпан грунт к основанию пьедестала, закреплены швы и трещины, укреплен гранитный бордюр.
  4. В 1980 году. Скульптура была помыта, патинирована и покрыта защитным лаком. Трещины и сколы были зашпаклеваны.
  5. В 1967 году. Памятную надпись на постаменте покрыли сусальным золотом.
  6. В 1980 году. Скульптуру отмыли от грязи, копоти, птичьего помета.
  7. В 2002 году. Отреставрировали тыльный барельеф с пьедестала памятника.
  8. В 2010-2011 годах. Очистка коррозийных участков, заделка трещин и выбоин.

В 2021 году памятник передали в ведение Государственного исторического музея. По оценке экспертов, культурный объект нуждался в капитальной реставрации. Чтобы ее начать, был организован всероссийский сбор средств. Пожертвования делали как обычные граждане, так и различные организации.

В начале 2021 года была утверждена сметная документация на реставрацию памятника Минину и Пожарскому на Красной Площади. Согласно ей. для выполнения работ потребуется сумма 58 232 070 рублей. Продолжительность реставрации составит примерно 2,5 года. Для ее проведения в смете предусмотрено строительство специальной мастерской, оснащенной всем необходимым оборудованием.

Согласно разработанной и утвержденной документации запланированы следующие работы: расчистка поверхности скульптуры и заделка дефектов — выбоин, трещин, сколов, очистка полостей и удаление металлических элементов каркаса, которые подверглись коррозии.

Отдельный комплекс работ предусмотрен для постамента: дренирование фундамента, его усиление и гидроизоляция, реставрация гранита и бронзовых барельефов, восстановление позолоты на памятной надписи.

В перечень работ включены также монтаж подсветки и озеленение прилегающей территории.

История памятника

Идея воплотить в скульптуре память об освобождении России от польского нашествия принадлежит членам «Вольного Общества любителей словесности, науки и художеств». В 1803 году они организовали для памятника сбор пожертвований. Вначале скульптуру думали установить в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Император Александр идею одобрил и издал указ всячески содействовать разработке проектов. Среди конкурсантов, выставлявших свои варианты монумента, несомненным победителем оказался Мартос. Учитывая огромную идейно-патриотическую важность проекта, Высочайшим повелением было решено установить композицию в Москве, а в Нижнем – обелиск из мрамора. После победы в войне 1812 года значимость проекта возросла ещё больше. При открытии памятника был проведён торжественный парад войск. С тех пор и украшает он Москву – первый в Росси монумент в честь народа-освободителя!

Неблагодарная дрянь

В 1614 году Дмитрий Пожарский поссорился с неким боярином Салтыковым. Царь Пожарского правым не признал. И народный герой был «выдан» своему врагу. Это означало, что он обязан был придти на двор к своему обидчику и стоять с непокрытой головой, пока надутый боярин публично хулил его последними словами.

Что касается Минина, то игумен Толоконцевского монастыря под Нижним Новгородом обвинил его в том, что он получил взятку от монахов Печерской обители. Якобы, те просили Кузьму таким образом помочь разрешить имущественный спор в их пользу. Челобитной на Минина дали ход, клевета разбиралась до самой смерти героя Отечества в 1616 году.

После похорон о Кузьме Минине царь вообще перестал вспоминать. Боярин Романов не хотел думать о посадском человеке, который «подарил» ему трон.

Народные герои


Красная площадь, Кремль, куранты, Собор Василия Блаженного – главные достопримечательности столицы, её символы. Однако перечень их неполон без ещё одного важного сооружения. Описание памятника Минину и Пожарскому, с подробным объяснением того, что это за народные герои и чем прославились, входит во все туристические рекламные проспекты и путеводители по городу. Оно и понятно. Ведь величественная скульптурная композиция, отлитая из меди и латуни, уже почти два столетия возвышается вблизи Кремля. И уже невозможно представить себе сердце Москвы без героических её защитников, словно самой историей поставленных тут на века охранять мир и спокойствие граждан. А описание памятника Минину и Пожарскому будет непонятным без экскурса во времена, давно минувшие, в эпоху Смутного времени.

Второй барельеф

Второй барельеф скульптор памятника Минину и Пожарскому посвятил батальным сценам. Он изобразил эпизоды сражений войска русского во главе с князем, конь которого топчет копытами польских солдат. Те разбегаются в панике и оглядываются на мужественные, сосредоточенные и суровые лица ополченцев. Так показано освобождение Москвы. Этот барельеф, как и предыдущий, полон динамики, выразительности и жизненной достоверности. Но, подчёркивая народную основу подвига россиян, Мартос всё же на лицевую сторону помещает сцены сбора пожертвований.

Внешний вид памятника


Скульптура воплощает собою те идеалы высокой гражданственности, патриотизма, личной сознательности и сыновнего долга перед родиной, которые подвигли её прототипов совершить свой подвиг. Герои её – представители народного ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Первый стоит во весь рост, энергично откинув руку, указывая в этом призывном жесте на Москву, которую нужно отстоять от польских захватчиков. Он вручает своему собрату по оружию меч, чтобы тот как полководец возглавил войска народного ополчения. Основание монумента украшено барельефами.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Историю страны, народа невозможно уместить на скудных страничках учебников или пространных рассуждениях монографий. Она заявляет о себе в названиях улиц населённых пунктов, фасадами старинных зданий – памятников архитектуры, монументами и скульптурами в честь тех или иных знаменательных дат и великих личностей. Об одной такой композиции, ставшей визитной карточкой Москвы, мы и поговорим в данной статье.

Народные герои

описание памятника Минину и Пожарскому

Красная площадь, Кремль, куранты, Собор Василия Блаженного – главные достопримечательности столицы, её символы. Однако перечень их неполон без ещё одного важного сооружения. Описание памятника Минину и Пожарскому, с подробным объяснением того, что это за народные герои и чем прославились, входит во все туристические рекламные проспекты и путеводители по городу. Оно и понятно. Ведь величественная скульптурная композиция, отлитая из меди и латуни, уже почти два столетия возвышается вблизи Кремля. И уже невозможно представить себе сердце Москвы без героических её защитников, словно самой историей поставленных тут на века охранять мир и спокойствие граждан. А описание памятника Минину и Пожарскому будет непонятным без экскурса во времена, давно минувшие, в эпоху Смутного времени.

Внешний вид памятника

памятник Минину и Пожарскому

Скульптура воплощает собою те идеалы высокой гражданственности, патриотизма, личной сознательности и сыновнего долга перед родиной, которые подвигли её прототипов совершить свой подвиг. Герои её – представители народного ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Первый стоит во весь рост, энергично откинув руку, указывая в этом призывном жесте на Москву, которую нужно отстоять от польских захватчиков. Он вручает своему собрату по оружию меч, чтобы тот как полководец возглавил войска народного ополчения. Основание монумента украшено барельефами.

Характеристика образов

Описание памятника Минину и Пожарскому говорит о том, что фигура Минина привлекает к себе внимание в первую очередь. Она образует смысловой центр памятника. Своим знаменитым жестом Кузьма зовёт весь народ – не только современников, но и будущие поколения – отстоять Отечество от любого посягательства на его независимость.

памятник Минину и Пожарскому Москва

Гордое лицо напоминает правильными выразительными чертами портреты героев античности. Но бородка и подстриженные «скобкой» волосы указывают на явно русское, простонародное происхождение героя. Рубаха его, с одной стороны, явно крестьянская косоворотка. В то же время она ассоциируется с греческим хитоном. Таким образом, описание памятника Минину и Пожарскому строится на исконно русских и античных традициях. Это ещё больше возвеличивает подвиг народных героев. Характерно, что именно простолюдина, посадского человека выбрал скульптор для основы композиции.

автор памятника Минину и Пожарскому

Мощный торс, широкий шаг – всё пышет силой, энергией, вдохновением, уверенностью в правоте того дела, во имя которого герой поднялся на борьбу. Установлен же памятник Минину и Пожарскому, и второй персонаж композиции важен не меньше. Князь Дмитрий Михайлович ранен, но призыв Минина не оставляет его равнодушным. Пожарский приподнимается с ложа, одной рукой хватаясь за меч, второй опираясь на щит. Его жесты также энергичны, в руках чувствуется воля и решимость. А изображение Спаса на щите утверждает святость героизма защитников Москвы и России. Меч в скульптуре – не только оружие, но и символ воинской доблести, единства устремлений и помыслов персонажей, пробуждение сознания народа в час беды и военного лихолетья.

Первый барельеф

Мартос памятник Минину и Пожарскому

Автор памятника Минину и Пожарскому – скульптор Иван Мартос. Основание своего произведения он украсил двумя аллегорическими барельефами. Лицевой рассказывает о том, как Минин собирает пожертвования для народной армии. Автор изобразил скорбные и величавые фигуры женщин в кокошниках – крестьянок и боярышень, отдающих свои ценности на нужды войска. Их коленопреклоненные силуэты символизируют святость поступка. Усиливают впечатление фигуры мужские. Это отец, отдающий армии двоих сыновей. Такой сюжет ввёл не случайно Мартос. Памятник Минину и Пожарскому прославляет ещё один подвиг русского оружия – Отечественную войну 1812 года. В армии Кутузова сражался и погиб один из сыновей скульптора. Изображая сцену родительского благословения, автор памятника подчёркивает духовную связь и преемственность поколений, славные традиции подвига. Сверху лицевой барельеф украшен благодарственной надписью.

скульптор памятника Минину и Пожарскому

Второй барельеф

Второй барельеф скульптор памятника Минину и Пожарскому посвятил батальным сценам. Он изобразил эпизоды сражений войска русского во главе с князем, конь которого топчет копытами польских солдат. Те разбегаются в панике и оглядываются на мужественные, сосредоточенные и суровые лица ополченцев. Так показано освобождение Москвы. Этот барельеф, как и предыдущий, полон динамики, выразительности и жизненной достоверности. Но, подчёркивая народную основу подвига россиян, Мартос всё же на лицевую сторону помещает сцены сбора пожертвований.

барельеф памятника

Историческая основа

А теперь несколько слов о том, по поводу чего был установлен памятник Минину и Пожарскому. Москва начала далёкого XVII века. Смутные времена, как прозвали их в истории России. После смерти Ивана Грозного и Бориса Годунова страна, ослабленная боярскими интригами за престол и власть, представляла собою лакомый кусочек для врагов: Речи Посполитой, шведов и немцев. И хотя первое их нашествие, во главе с Лжедмитрием, окончилось поражением, мир и покой не пришли на русскую землю. 1610 год стал переломным в этой борьбе. Когда при «семибоярщине» перед поляками были распахнуты ворота Москвы и подписано соглашение призвать на царство Владислава Сигизмундовича, Минин и Пожарский сплотили народ, организовали ополчение и спасли Отечество. Первый собирал средства для войска русского, второй возглавил русский люд, повёл на борьбу. Около 3 лет напряжённой войны увенчались победой русского оружия. Россия была спасена.

История памятника

Идея воплотить в скульптуре память об освобождении России от польского нашествия принадлежит членам «Вольного Общества любителей словесности, науки и художеств». В 1803 году они организовали для памятника сбор пожертвований. Вначале скульптуру думали установить в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Император Александр идею одобрил и издал указ всячески содействовать разработке проектов. Среди конкурсантов, выставлявших свои варианты монумента, несомненным победителем оказался Мартос. Учитывая огромную идейно-патриотическую важность проекта, Высочайшим повелением было решено установить композицию в Москве, а в Нижнем – обелиск из мрамора. После победы в войне 1812 года значимость проекта возросла ещё больше. При открытии памятника был проведён торжественный парад войск. С тех пор и украшает он Москву – первый в Росси монумент в честь народа-освободителя!

  • Сочинение описание памятника культуры церковь покрова на нерли по картинам герасимова и баулина
  • Сочинение описание памятника культуры церковь покрова на нерли архитектурные особенности
  • Сочинение описание памятника культуры церковь покрова на нерли 8 класс по плану 1 история памятника
  • Сочинение описание памятника культуры церковь покрова на нерли 8 класс ладыженская кратко
  • Сочинение описание памятника культуры храм покрова на нерли 8 класс баулин по плану