Сочинение описание памятника культуры 8 класс салават юлаев

Сочинениявеликие людисалават юлаевявляясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов россии, салават юлаев
  1. Сочинения
  2. Великие люди
  3. Салават Юлаев

Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.

Царские власти пытались искоренить род Салавата, стереть их имена из памяти людей. Но народ, несмотря на угрозы, не забыл своего предка, героя и вождя. Салават вернулся к своему народу в легендах, песнях и преданиях. Имя его увековечено в памятниках, названиях города, районов и улиц.

На крутом утесе, на самом высоком месте города Уфы, столицы суверенного Башкортостана, установлен величественный памятник Салавату. Его имя носит красивый, современный город, один из крупных промышленных центров Башкортостана. Именем Салавата назван его родной район. В республике учреждена государственная премия имени Салавата Юлаева.

Своим легендарным предком гордится не только башкирский народ. Все жители Башкортостана, представители всех народов многонационального края с гордостью произносят: « Мы – потомки Салавата». Потому что в огненные годы Крестьянской войны он возглавил освободительную борьбу всех народов Башкортостана.

Салават Юлаев был прекрасным поэтом. Мы ценим творчество Салавата Юлаева: читаем и учим наизусть его стихи и поэмы, которые в наше время уже переведены практически на все языки мира, на его произведения пишется музыка и исполняются песни. Я и сегодня восхищаюсь его сочинениями такими как «Соловей», «Сеча», «Тоска по Родине» и другие.

Многие писатели восхищаясь его талантом вождя и поэта, создают о нем произведения. Например, А. Кожевников издал роман «Золотая голытьба», где говорится о легендарном батыре Салавате, о его сыне, как бы принявшем вместе с кинжалом эстафету отца, борющемся за свободу и справедливость. Д. Лебедев написал роман «Домик на Сакмаре», где главный герой романа башкир Арслан рассказывает любимой девушке о Салавате.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Салават Юлаев был легендарным человеком, очень известным в народе, посвятившим всю свою сознательную жизнь интересам народа.

Другие сочинения: ← Пётр I Великий реформатор или тиран↑ Великие людиПетр 1 и Карл 12 в поэме Полтава →

Участие в Крестьянской войне. Начало восстания

Накануне крупнейшего антиправительственного восстания у Юлаевых случился новый виток обострения отношений с властями. Он был вызван насильственным захватом их земельных угодий под строительство Симского завода. В то время Юлай Азналин и Салават числились в составе карательного корпуса, которому была поставлена задача участвовать в боевых операциях против повстанцев. Но в октябре 1773 года большая часть подразделения решила добровольно перейти на сторону восставших, в результате чего они оказались сподвижниками Е. Пугачева. Уже 12 ноября башкиры появились в Бердской слободе, где тогда находился атаман.

Находясь в рядах восставших, Салават участвовал в борьбе против Оренбургского гарнизона, солдаты которого время от времени устраивали вылазки, затем осаждал Верхнеозерную крепость и Ильинское. Но в одном из сражений он был ранен, после чего был отправлен лечиться в родную деревню. Позднее Емельян Пугачев, помня о доблести и отваге храброго башкира, возводит его в чин полковника и поручает возглавить антиправительственное движение в районах Прикамья.

Оценки

После подавления восстания в России наблюдалось усиление цензуры[22]. Цензура была подведомственной Санкт-Петербургской академии наук, а затем Министерству народного просвещения[22]. Согласно подписанному Екатериной II манифесту от 17 марта 1775 года восстание и его участники должны быть «преданы вечному забвению и глубокому молчанию». Однако, ещё до принятия манифеста в печати подавлялись упоминания о сотрясавшем страну восстании, отсутствовали статьи в газетах того времени[23]. «Санкт-Петербургские ведомости» не напечатали ни одной заметки о происходившей в стране междоусобной войне. По мнению доктора филологических наук Мираса Идельбаева, из-за действовавшей в стране цензуры и возможности наказания учёные царской эпохи боялись писать о событиях времён Крестьянской войны[24].

Российские учёные и очевидцы событий публиковали свои работы в основном в иностранной прессе[23]. Первое упоминание о Салавате Юлаеве зарубежом появилось в 1784 году в городе Галле (Германия), затем в 1799 году в Париже на французском языке[24]. В России первые сведения о деятельности Салавата в период «пугачёвщины» были опубликованы в «Оренбургских ведомостях» за 1784 год: в них Салават, как и Емельян Пугачёв, был представлен как мятежник, «государственной злодей», разорявший заводы и деревни. Ф. Ю. фон Фрейману, взявшему Салавата в плен, принадлежит очерк на немецком языке «Getreue Darstellung der Expedition wider die jaikischen Kosaken, wie auch wider den Rebellen Pugutschew (Точное представление похода против яицких казаков и мятежника Пугачёва)» (1794), опубликованный в Германии в «Neue Nordische Miscellaneen», тт. VII и VIII на основании личных наблюдений.

В донесениях и партикулярных письмах очевидцев «пугачёвщины», впервые опубликованных в 1929 году, отмечалось, что башкиры грабили избы и имения[25], убивали сельских жителей[26][27], «чинили разорения» городам и заводам в Оренбургской губернии[28][29]. Очевидец восстания, симбирский купец И. С. Мясников, занимавшийся горнодобывающей промышленностью и у которого вместе с братом Матвеем Мясниковым был конфликт с башкирами по поводу присвоения земли, так писал о действиях башкир под предводительством Салавата:

«…и крестьянские домы выжгли до основания… мастеровых же и работных людей, сколко от прежняго забрания осталось, окроме только спасшихся от их злодейских рук уходом, побили до смерти, забрав с собою и с малолетними детьми, погнали как скотов, в дальние леса и в свои башкирския кочевья…»[30]

А. С. Пушкин, изучавший документы касающиеся пугачёвского восстания, характеризовал бригадира Салавата Юлаева в «Истории Пугачевского бунта» как «злодея» и «мятежника», а вверенные ему силы называл «шайкою»[31]. Стоит отметить, что труд Пушкина подвергся личной цензуре со стороны Николая I[32]. По его требованию в работу были внесены изменения, а название изменено с «История Пугачёва» на «История пугачёвского бунта». Значительная часть архивных материалов была скрыта от Пушкина. Основной комплекс документов, которые имелись в его распоряжении представляли собой военно-походную канцелярию генералов А. И. Бибикова и Ф . Ф. Щербатова за 1773—1774 годы и делопроизводство Секретной экспедиции Военной коллегии[32]. Сведения о деятельности Салавата встречаются в работе историка и генерала Н. Ф. Дубровина «Пугачёв и его сообщники», первого крупного специалиста, использовавшего обширное количество архивных материалов из собрания Секретной следственной комиссии.

Командующий царскими войсками против повстанцев П. С. Потёмкин в своём донесении Екатерине II признавал значимость Юлая и Салавата в судьбе башкир: «подлежательно по всей справедливости быть в сердце башкирского народа»

[33].

После либеральных реформ Александра II происходит смягчение цензуры. Появляются работы, в которых Салават Юлаев представлен в позитивном ключе. Принадлежат они революционерам-народникам, сочувствовавшим положению восставших против крепостнического уклада. Первый панегирик Салавату в русской литературе был написан «нечаевцем» Филиппом Нефедовым в 1880 под названием «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом: Салават, башкирский батыр». Филипп Нефедов, автор первого в России самостоятельного труда, посвящённого фигуре Салавата, так описал настроения башкирской знати накануне восстания:

«Юлай был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный… Местные власти относились к башкирскому старшине с доверием; недаром же Юлай участвовал в погоне за калмыками и ходил в Польшу усмирять польских конфедератов… Но башкирский старшина в действительности далеко не был тем, чем он так искусно умел казаться. На глазах у Юлая пылали башкирские селения, разорялся край; у него самого купцом Твердышевым отнята земля под Симский завод… Истый башкир, горячо любивший родину, Юлай не мог оставаться равнодушным зрителем; он маскировал свои чувства, но в душе оставался недоволен и таил месть. От такого отца родился Салават…»

После революции 1917 года в связи с легитимацией «пугачёвщины» как «классовой борьбы» перед лицом монархии и снятием цензурных ограничений, произошёл пересмотр оценки личности бригадира Салавата Юлаева, с чем связана популяризация и идеализация его образа в советской культуре и увековечение его памяти в XX веке.[34] В советской историографии отмечались попытки историков дореволюционной эпохи принизить роль предводителей восстания и представить их как разбойников, ослеплённых злобой и жестокостью[35]. Дореволюционные труды представляют собой в основном описательные работы, созданные без должной исторической критики используемых материалов. В положительном ключе рассматривал фигуру Салавата Юлаева историк М. Н. Покровский, благодаря которому были введены в научный оборот многочисленные документы, касающиеся истории крестьянской войны. В советские годы начинает систематически исследоваться башкирский фольклор, связанный с именем Салавата. Сбором произведений фольклора в начале XX века занимаются С. И. Руденко и М. А. Бурангулов[36].

В современной исследовательской литературе преодолеваются односторонние подходы к «пугачёвщине», с чем напрямую связано появление взвешенных трудов о Салавате Юлаеве и его роли в истории.

История создания композиции

Памятник Салавату Юлаеву разрабатывался более 30 лет. Еще в 1930-х годах башкирский скульптор Сосланбек Тавасиев начал работу по созданию монумента. Ему было необходимо продумать конструкцию, которая при своей масштабности, смогла бы вписаться в окружающую среду. В 1963-м году работа была закончена. Скульптор выставил ее на всеобщее обозрение в столице Башкирии. Местные жители высказали свои пожелания, которые были учтены. В 1967-м году монумент был отлит в Ленинграде и торжественно установлен на берегу реки Белая. Автор памятника Салавату Юлаеву за свой труд получил высокое признание и государственную премию.

Творчество

Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю, И, вбирая их простор, Божью милость познаю. Песней небо раскололось, соловей поёт в долу, Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу! Не зовёт ли на молитву верных мусульман? Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан!

Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. Его личная подпись сохранилась на Пугачевском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии. О Салавате Юлаеве как башкирском поэте и борце за свободу своего народа сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.

Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате как герое и певце-импровизаторе сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, некоторые из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).


«Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа». Рисунок Вакиля Шайхетдинова.

Каторга

Ты далёко, отчизна моя! Я бы вернулся в родные края, В кандалах я, башкиры! Мне пути заметают снега, Но весною растают снега, Я не умер, башкиры!

2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Обоз с каторжниками миновал Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москву, 14 ноября достиг Твери. Затем были Новгород, Псков, Ревель и 29 ноября они добрались до самого Рогервика.

Балтийский порт, он же Рогервик, был основан Петром I. Однако к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Салават и Юлай встретили здесь своих соратников по борьбе: пугачёвского полковника И. С. Аристова, полковника Канзафара Усаева и других. Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни.

Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе двадцать пять лет: «В Эстляндское губернское правление от находящегося при Балтийской инвалидной команды майора Дитмара. Находящиеся в моем ведении каторжные невольники 12-ти человек, которые и состоят благополучно. Против прежде поданной таковой же ведомости убыло: Сего месяца 26-го числа помре каторжный неволник Салават Юлаев, о чём сим донесть честь имею»

. Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Знаменитый уфимский памятник Салавату Юлаеву был установлен в 1967 году. Он является крупнейшей в России конной статуей, высота которой составляет около десяти метров, а вес равен сорока тоннам. Памятник возвышается над рекой Белой – это самая высокая точка центральной части города. Данный памятник считается лучшей работой скульптора Сосланбека Тавасиева, трудившегося над созданием памятника на протяжении 30 лет.
История гласит о том, что Салават Юлаев вместе со своим отрядом был отправлен в качестве подкрепления царских войск, намеревавшихся разгромить восстание Емельяна Пугачева. Однако Салават решил поддержать восставших и примкнул к атаману. Скульптор запечатлел именно этот момент – Салават Юлаев изображен привставшим на стременах, поводья натянуты – словно только что всадник осадил разгоряченного коня. Лицо его полно решимости, а поднятая рука с плетью является знаком воинам следовать за ним.
Монумент был отлит на Ленинградском заводе “Сонументскульптура” из бронзированного чугуна. С момента своего появления, памятник Салавату Юлаеву был признан одним из выдающихся достижений советской монументальной скульптуры. Это настоящий символ Уфы, предмет гордости горожан и всех жителей Башкортостана, нашедший отражение на гербе республики.

Являясь борцом за освобождение и счастье не только представителей башкирского народа, но и всех народов России, Салават Юлаев стал одним из выдающихся людей времен Крестьянской войны.
Царские власти пытались искоренить род Салавата, стереть их имена из памяти людей. Но народ, несмотря на угрозы, не забыл своего предка, героя и вождя. Салават вернулся к своему народу в легендах, песнях и преданиях. Имя его увековечено в памятниках, названиях города, районов и улиц.
На крутом утесе, на самом высоком месте города Уфы, столицы суверенного Башкортостана, установлен величественный памятник Салавату. Его имя носит красивый, современный город, один из крупных промышленных центров Башкортостана. Именем Салавата назван его родной район. В республике учреждена государственная премия имени Салавата Юлаева.
Своим легендарным предком гордится не только башкирский народ. Все жители Башкортостана, представители всех народов многонационального края с гордостью произносят: « Мы – потомки Салавата». Потому что в огненные годы Крестьянской войны он возглавил освободительную борьбу всех народов Башкортостана.
Салават Юлаев был прекрасным поэтом. Мы ценим творчество Салавата Юлаева: читаем и учим наизусть его стихи и поэмы, которые в наше время уже переведены практически на все языки мира, на его произведения пишется музыка и исполняются песни. Я и сегодня восхищаюсь его сочинениями такими как «Соловей», «Сеча», «Тоска по Родине» и другие.
Многие писатели восхищаясь его талантом вождя и поэта, создают о нем произведения. Например, А. Кожевников издал роман «Золотая голытьба», где говорится о легендарном батыре Салавате, о его сыне, как бы принявшем вместе с кинжалом эстафету отца, борющемся за свободу и справедливость. Д. Лебедев написал роман «Домик на Сакмаре», где главный герой романа башкир Арслан рассказывает любимой девушке о Салавате.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Салават Юлаев был легендарным человеком, очень известным в народе, посвятившим всю свою сознательную жизнь интересам народа.

17 ноября 1967 года был торжественно открыт памятник Салавату Юлаеву. Памятник установлен на самой высокой точке центральной части Уфы, на утесе, возвышающемся над рекой Белой. Памятник Салавату Юлаеву это  самая крупная конная статуя в России. Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Его автором является народный скульптор Северной Осетии и Башкортостана Сосланбек Тавасиев.
Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн, у него всего три опорные точки. Высота памятника достигает 9,8 метров.
Через три года (после открытие памятника) Сосланбеку Дафаевичу была присуждена Государственная премия СССР.
Немного о Салавате Юлаеве
Салават Юлаев (башк. Салауат Юлай улы; 16 июня 1754 — 8 октября 1800) — башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва, происходит из тарханского рода. Поэт-импровизатор.
Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Соединение в нем таланта поэта и певца с воинской доблестью и даром полководца олицетворяло собой идеальный духовный облик башкирского народа. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.
Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились, имеется лишь его личная подпись на Пугачевском манифесте, написанном на башкирском языке. О Салавате Юлаеве, как башкирском поэте и борце за свободу своего народа, сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.
Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате, как герое и певце-импровизаторе, сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, многие из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).
Салават всю жизнь свято чтил и выполнял народные обычаи — взял в жёны вдову старшего брата вместе с детьми. Как истинный башкир, он любил лошадей, борьбу на поясах и охотничьи поединки с медведем. Он отлично владел конём и оружием, выделялся личной храбростью, сам водил в бой свои отряды.
Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа. В годы СССР он стал символом современного Башкортостана.
Памятник Салавату Юлаеву — Уфа
История памятника.
Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 долгих лет. Впервые об историческом герое Сосланбек Дафаевич Тавасиев услышал в селе Стерлибашево, куда сопровождал эвакуированных из Москвы летом 1941 года семьи художников. Он собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор. С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева. Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищем с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского Салавата» оказалась слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Сонументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Руководители, инженеры и рабочие завода работали с любовью. Это была очень сложная, трудоемкая работа. Отливали памятник в течение полутора месяцев. Крупная конная скульптура, опирающаяся на три точки (со значительным смещением центра тяжести, связанным с приданием скульптуре большей динамичности и выразительности), а также наличие больших ветровых нагрузок потребовали специального расчета. Вопрос был решен путем устройства уникальной стальной рамы, заделанной основанием в железобетонный постамент и пропущенной через опирающиеся ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.

17 ноября 1967 года был торжественно открыт памятник Салавату Юлаеву. Памятник установлен на самой высокой точке центральной части Уфы, на утесе, возвышающемся над рекой Белой. Памятник Салавату Юлаеву это самая крупная конная статуя в России. Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Его автором является народный скульптор Северной Осетии и Башкортостана Сосланбек Тавасиев.
Памятник уникален тем, что при весе в 40 тонн, у него всего три опорные точки. Высота памятника достигает 9,8 метров.
Через три года (после открытие памятника) Сосланбеку Дафаевичу была присуждена Государственная премия СССР.
История памятника.
Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 долгих лет. Впервые об историческом герое Сосланбек Дафаевич Тавасиев услышал в селе Стерлибашево, куда сопровождал эвакуированных из Москвы летом 1941 года семьи художников. Он собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор. С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева. Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского Салавата» оказалась слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Сонументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Руководители, инженеры и рабочие завода работали с любовью. Это была очень сложная, трудоемкая работа. Отливали памятник в течение полутора месяцев. Крупная конная скульптура, опирающаяся на три точки (со значительным смещением центра тяжести, связанным с приданием скульптуре большей динамичности и выразительности), а также наличие больших ветровых нагрузок потребовали специального расчета. Вопрос был решен путем устройства уникальной стальной рамы, заделанной основанием в железобетонный постамент и пропущенной через опирающиеся ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.

17 ноября 1967 года был торжественно открыт памятник Салавату Юлаеву. Памятник установлен на самой высокой точке центральной части Уфы, на утесе, возвышающемся над рекой Белой. Памятник Салавату Юлаеву это  самая крупная конная статуя в России. Памятник Салавату стал визитной карточкой Уфы, национальным достоянием. Его автором является народный скульптор Северной Осетии и Башкортостана Сосланбек Тавасиев.

Памятник Салавату Юлаеву - УфаПамятник уникален тем, что при весе в 40 тонн, у него всего три опорные точки. Высота памятника достигает 9,8 метров.

Через три года (после открытие памятника) Сосланбеку Дафаевичу была присуждена Государственная премия СССР.

Немного о Салавате Юлаеве

Салават Юлаев (башк. Салауат Юлай улы; 16 июня 1754 — 8 октября 1800) — башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва, происходит из тарханского рода. Поэт-импровизатор.

Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Соединение в нем таланта поэта и певца с воинской доблестью и даром полководца олицетворяло собой идеальный духовный облик башкирского народа. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились, имеется лишь его личная подпись на Пугачевском манифесте, написанном на башкирском языке. О Салавате Юлаеве, как башкирском поэте и борце за свободу своего народа, сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.

Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате, как герое и певце-импровизаторе, сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, многие из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).

Салават всю жизнь свято чтил и выполнял народные обычаи — взял в жёны вдову старшего брата вместе с детьми. Как истинный башкир, он любил лошадей, борьбу на поясах и охотничьи поединки с медведем. Он отлично владел конём и оружием, выделялся личной храбростью, сам водил в бой свои отряды.

Салават Юлаев — национальный герой башкирского народа. В годы СССР он стал символом современного Башкортостана.

Памятник Салавату Юлаеву - УфаПамятник Салавату Юлаеву — Уфа

История памятника.

Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 долгих лет. Впервые об историческом герое Сосланбек Дафаевич Тавасиев услышал в селе Стерлибашево, куда сопровождал эвакуированных из Москвы летом 1941 года семьи художников. Он собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор. С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева. Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищем с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского Салавата» оказалась слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Сонументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Руководители, инженеры и рабочие завода работали с любовью. Это была очень сложная, трудоемкая работа. Отливали памятник в течение полутора месяцев. Крупная конная скульптура, опирающаяся на три точки (со значительным смещением центра тяжести, связанным с приданием скульптуре большей динамичности и выразительности), а также наличие больших ветровых нагрузок потребовали специального расчета. Вопрос был решен путем устройства уникальной стальной рамы, заделанной основанием в железобетонный постамент и пропущенной через опирающиеся ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.

«Река Белая как змея обвивается близ самого Черкалихиного утёса. За ней видно пространство слишком на двадцать вёрст, покрытое лесами, хлебными полями с сенокосными долинами, по которым вьются две жёлтые полосы. Это две почтовые дороги: одна в Оренбург, другая в Казань».
(В.В. Зефиров, краевед, 1850)
Памятник Салавату Юлаеву – главный символ нашего города. Любой гость Уфы первым делом направляется именно сюда – на площадь перед Конгресс-Холлом, чтобы полюбоваться на величественного всадника, который, кажется вот-вот взлетит на своем скакуне над красавицей Агиделью. А ведь когда-то давно здесь был лишь покрытый скудной растительностью скалистый холм, окруженный лесистыми оврагами. Вдоль него тянулись могильные курганы, по берегам реки орудовали банды разбойников. Место это было окутано ореолом таинственности… Какие же секреты хранит в себе Черкалихина гора?

Легенды Черкалихиной слободы.

Район нынешнего Телецентра раньше назывался Черкалихиной слободой, а в народе просто Черкалихой. Гора, на которой теперь возвышается памятник Салавату Юлаеву, звалась Черкалихиной (Черкалихинской). Окружали гору два оврага – Черкалихин и Ключ. С севера за горой проходила также одноименная улица – Черкалихинская. До сих пор нет единого мнения, откуда пошли эти названия. Есть несколько версий и все они носят фольклорный характер:
…Однажды во время ледокола на Белой перевернулась лодка с пассажирами. Погибли все, кроме слепого старца по прозвищу Черкалиха. Он чудом ухватился за бревно и доплыл до берега в районе оврага. Так и стали называть тот овраг – Черкалихиным.
По другой версии, в стародавние времена разбойники держали в овраге дочь местного воеводы и требовали за неё выкуп. Овраг же назвали по имени главного разбойника.
Известный уфимский краевед Василий Васильевич Зефиров описывал в своих трудах похожую историю: «Дочь казачьего атамана Черкалова была похищена разбойниками и спрятана в овраге. Её требовали обменять на плененного товарища, но девушке удалось спастись самой». Отважную пленницу прозвали Черкалихой, её именем стали называть овраг, а затем и всю слободу.
Другой краевед – Руф Гаврилович Игнатьев в 1868 году писал, что на вершине горы раньше находился один из самых больших курганов. Высота его была 8 метров, а диаметр – почти 60! Со стороны Черкалихиного оврага был вход в пещеру, находившуюся в горе. В ней, по преданиям, разбойники прятали награбленное добро.
Почти до начала 2000-х годов овраг был совершенно заросшим. И только при строительстве Конгресс-Холла старые заросли были выкорчеваны, овраг засыпали черноземом. Склоны его стали более отвесными, а дно – пологим. В этом году вид оврага и вовсе изменился до неузнаваемости – горожанам была подарена новая смотровая площадка со спуском на набережную Агидели (Белой). А рядом с математическим корпусом БГУ теперь возвышается отель Хилтон.

«За мной, воины!» Памятник Салавату Юлаеву.

Памятник Салавату Юлаеву – ещё одна достопримечательность бывшей Черкалихиной слободы. 20-метровый монумент был торжественно открыт в ноябре 1967 года. Его автор – скульптор Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Родился он в Северной Осетии, а в Башкирию попал в годы Великой Отечественной войны, в 1941 году, с эвакуацией. Тогда то и возникла у неё идея создать памятник башкирскому национальному герою, сподвижнику Емельяна Пугачева. Но с этого момента до претворения замысла в жизнь прошло целых 30 лет!
Поначалу Сосланбек Дафаевич внимательно изучает литературу о Салавате, работает с архивами, собирает исторические факты и предания из уст жителей деревни Стерлибашево, где он жил в годы войны. Первую модель памятника в натуральную величину он заканчивает в 1963 году и, после утверждения её Министерством Культуры СССР, привозит батыра в Уфу. Модель была установлена в фойе Театра Оперы и Балета на обсуждение уфимцев (интересно, как она там уместилась?).
Первоначально Салават был изображен совсем молодым юношей, но жители города решили, что национальный герой должен быть более величественным. Скульптор согласился и внес необходимые коррективы. Скульптура была отлита в Ленинграде, на заводе «Монументскульптура». Её вес около 40 тонн, несмотря на то, что корпус коня – пустотелый. Высота скульптуры – 9,8 метра, а всего монумента в целом (вместе с гранитным постаментом) – около двадцати.
Долгие споры возникли вокруг выбора места для памятника. Скульптор решил, что батыр непременно должен быть установлен на высокой круче, дабы призывная поза всадника говорила сама за себя: «За мной, воины!» Для этого отлично подходила Черкалихина гора – самая высокая точка Старой Уфы. Но нашлись и противники идеи автора. Кто-то говорил, что горожане в таком случае не смогут как следует разглядеть памятник спереди. Кто-то был недоволен тем, что конь повернут к городу не самой парадной своей частью. А кто-то утверждал, что скульптура должна быть намного больше, потому что издалека она кажется мелкой. Батыра предлагали установить и на Советской площади, и на Горсовете, и даже в Дёме. Однако Тавасиев настоял на своем, и теперь мы можем любоваться не только на сам памятник, но и на чудесную композицию в целом, так великолепно вписывающуюся в природный ландшафт.

Интересные факты.

Памятник Салавату Юлаеву внесен в число «7 чудес Башкортостана» и принимал участие в проекте «Визуальные символы России», где занял хоть и 47-ое, но для нас, все же, почетное место.
Гипсовый макет памятника, который стоял когда-то в фойе Театра Оперы и Балета, был впоследствии перевезен к месту его создания: к церкви деревни Ахтырка, что в Московской области. Почти 20 лет к макету водили экскурсии. В 1990 году старую церковь отреставрировали, а макет вывезли. Только вот куда – неизвестно…
…Да, что и говорить, бывшая Черкалихина слобода выглядит теперь совсем иначе. Дремучие леса оврага превратились в прекрасное место отдыха. На холмах выросли современные сооружения из стекла и бетона, где проходят события мирового масштаба. Только вот очень уж интересует меня один вопрос: «Где же вход в ту таинственную пещеру, куда разбойники прятали награбленное добро?» Вот бы её отыскать!
При написании статьи использована информация из свободных интернет-источников.
Другие статьи блога “Родной город Уфа”:
Набережная – лицо города.
Ботанический сад. Уфимские тропики.
“Романтика над Белой. Сад на Случевской горе”,
“Там на Лысой горе Чертов камень лежит…” (С)
“Загадки старой башни”.

Достопримечательности Республики Башкортостан. Природные достопримечательности Башкортостана (фото)

Республика Башкортостан, являющаяся субъектом Российской Федерации, относится к Приволжскому федеральному округу.

Общая характеристика

Многие достопримечательности Башкортостана отражают его многовековую историю. Она берет свое начало очень давно. За 10 тыс. лет до нашей эры здесь уже появились первые жители. В работах Геродота рассказывается о том, что к началу нашей эры башкиры обособились от других культур, став отдельной народностью, жившей самостоятельно на территории современной республики.

Исторические факты доказывают: в XVI веке местное население приняло решение добровольно войти в состав России. В XX веке эта территория приобрела свой современный статус и стала называться «Республика Башкортостан».

Достопримечательности Башкортостана весьма разнообразны и многочисленны. Среди них есть как рукотворные шедевры (архитектурные и культурные памятники), так и природные красоты.

Памятник Салавату Юлаеву

Такие достопримечательности Башкортостана, как памятник Салавату Юлаеву, позволяют передавать молодым поколениям исторические истины о вкладе великих людей в становление республики. Изображение этого памятника есть на гербе республики. Он является, таким образом, ее своеобразным символом. Открытие скульптуры датируется 1967 годом. Причем все эти годы она является самой крупной статуей, изображающей всадника, в нашей стране. Вес памятника – более 40 тонн. Автор скульптуры, несомненно, успешно справился со своей работой. Особенно впечатляет вид памятника издалека. При взгляде на него кажется, что это наездник, застывший в стремительном беге. Визуальная стремительность и динамичность во многом обусловлены тем, что у скульптуры лишь три опорные точки. Творцом этого шедеврального памятника является Сосланбек Тавасиев, работа которого была по достоинству оценена. За нее он получил несколько государственных наград. В скульптуре чувствуется сила и отвага, героизм и смелость. Черты лица всадника, его поза, приподнятая над головой плетка – все это создает впечатление, что сейчас он сорвется со своего постамента и бросится в бой.

942830

Национальный парк «Башкирия»

Природные достопримечательности Башкортостана поражают воображение разнообразием растительного мира, красотой рек и мощью лесных массивов. Все это относится к одному из самых известных культурных памятников в Европе. Национальный парк “Башкирия” – поистине уникальное место, занимающее огромную территорию в 79 тысяч гектаров. Это живописный лес, в котором протекают чистые глубоководные реки, а в горных массивах спрятаны таинственные уникальные пещеры. Флора и фауна очень разнообразны. Именно здесь находится Нугушское водохранилище площадью 2 500 гектаров, созданное благодаря совместным усилиям природы и человека.

942831

Уникальные объекты парка – это ручьи Шульган, Кутук, Сумган и Юриаш. Образуя бурные потоки в низменных местах, в верховьях они исчезают под землей. Там, под известняками, они прокладывают себе дорогу. Таким образом происходит образование карстовых полостей, каковыми являются Каповая пещера и Сумганский провал.

В парке огромное количество степной, таежной, широколиственной и горно-луговой растительности. Известно, что это уникальное место является местом обитания пятнадцати видов редких и исчезающих пернатых, которые занесены в Красную книгу. Большое видовое разнообразие животных, характерных для территории Южного Урала, здесь представлено очень широко. В речных глубинах обитают такие рыбы, как судак, европейский хариус и прочие.

Карстовый мост «Куперля»

Достопримечательности Башкортостана в большом количестве сосредоточены именно на территории национального парка. Одним из них является карстовый мост «Куперля». Природа создавала этот объект долгие миллионы лет. Речка с аналогичным названием Куперля исчезла в подземном канале, где, постепенно прокладывая себе путь, образовала контуры пещеры. С течением времени кровля пещеры становилась все более тонкой. А когда она обрушилась, то осталась часть в виде моста.

942845

Кутук-Сумган

Еще одним примечательным объектом считается Кутук-Сумган. Это своеобразный спелеологический музей, где долины рек соседствуют с карстовыми пещерами, различных размеров воронками и большим количеством родников. В подземном зале много различных минералов. Но больше всего сталагмитов, пещерного жемчуга, кальцитовых пластин, сталактитов. Эта пещеру по праву называют самой протяженной на Урале. Многометровые языки льда, словно застывшие волны, завораживают и поражают своими масштабами. У туристов Кутук-Сумган пользуется большой популярностью.

942832

Достопримечательности города Октябрьского

Один из самых древних населенных пунктов республики – это Октябрьский. Башкортостан, достопримечательности которого в своем большинстве сосредоточены в Уфе и на природных ландшафтах, имеет на своей территории и такой замечательный город. В нем действительно есть что посмотреть.

Любителям старины будет интересно прогуляться по улочкам центральной части Октябрьского. Здесь большое количество построек сталинской эпохи. Сильнее всего своей необычной архитектурой выделяются здания ресторана «Девон», кинотеатра «Орфей», Дворца молодежи, Дворца спорта, музыкального училища. Поражает своим величием площадь В. И. Ленина. Изумительная красота фонтанов Молодежного сквера привлекает сюда много отдыхающих.

942843

В пригороде Октябрьского располагается гора Нарыш-Тау. Ее высота – более 321 метра. Прямо на горе сооружен памятник трудовой славы – скважина № 100. А с вершины весь город просматривается как на ладони. Любой желающий может взобраться туда и насладиться великолепным зрелищем.

Достопримечательности Башкортостана, фото которых можно увидеть в данной статье, действительно заслуживают того, чтобы их посетить. Путешествие по этим краям никого не оставит равнодушным.

Памятники Республики Башкортостан

Салават Юлаев — народный поэт Башкортостана, герой Крестьянской войны, выдающийся деятель республики. В столице Башкортостана установлен ему памятник. Постамент был установлен 17 ноября 1967 года на берегу реки Белая и долгое время являлся главной визитной карточкой города. На гербе Башкортостана можно увидеть изображение памятника. Перед тем как памятник установили, было проведено городское голосование. Монумент к своей установке готовился полтора месяца в Ленинграде. На памятнике изображен деятель Салават Юлаев на коне. В руке поэт держит кнут.

В ноябре 2007 года на проспекте Октябре был установлен памятник дворнику. Памятник бронзовый, весит 300 кг. Памятник был изготовлен за сравнительно короткий срок, за 2 месяца. Бронзовый дворник был установлен в честь празднования 450-летия официального вхождения Республики Башкортостан в состав России. По мнению горожан, основной целью памятника является своеобразное напоминание о том, что на улицах города необходимо соблюдать чистоту и порядок. В последнее время Правительство Уфы уделяет огромное внимание облагораживанию территории, жилых домов, коммерческих зданий, в частности, наведению чистоты в городе.

Монумент Дружбы располагается на Первомайской площади. Гранитный обелиск устремился вверх на 35 м. Создателями памятника являются скульпторы из Москвы Г. П. Левицкая и М. Ф Бабурин и архитекторы Г. И. Гаврилов и Е. И. Кутырев. Две высокие вертикальные стелы являются символами убеждения дружбы. Основание памятника украшено скульптурами двух женщин, сидящих полуоборотом друг другу. Скульптуры изображают Россию и Башкирию, в их руках находятся лавровые венки, символизирующие мир.

Данный обелиск посвящен тем воинам, которые ушли из села, чтобы защищать родину во время Великой Отечественной войны, всего их было 34 человека – настоящих защитника. Данный памятник был построен в 1967 году к 22-ой годовщине и выполнен из кирпича и мрамора, имеет высоту более 3 метров. Ежегодно 9 мая проводится митинг, а также возложение венков, проводится покраска и побелка. Каждый житель, которых не так много в поселке, помнит и чтит память тех, кто ушел их защищать в то тяжелое время

Одна из жемчужин железнодорожных достопримечательностей России является Белорецкая узкоколейная железная дорога. Эта дорога прекрасно сочетала в себе красоту природы и богатую историю края с многочисленными постройками на станциях. Строительство этого железнодорожного пути началось в 1909 году и через несколько лет по ней стали ездить паровозы. Благодаря появлению железной дороги изменилась жизнь на древнем металлургическом заводе, а поселение вокруг него стал прекрасным уральским городом Белорецк. Ежегодно БЖД ставала все более интересной железной дорогой как для граждан нашей страны, так и для иностранцев, которые восхищались архитектурой старинных станций, деревянными пассажирскими вагонами и тепловозами.

Этот памятник расположили на горе Нарыш-тау, что на высоте более чем 320 метров над уровнем моря. Его называют покровительницей девонской нефти в районе Туймазин. Скважина начала строится еще в далеком 1943 году, а уже в конце следующего года до 1967, она пребывала в эксплуатации. На скважине сохранилась вышка, которая была использована для работ, а также стелы из бетона. На одной из этих стел есть надпись, в которой речь идет о том, что именно эта скважина и положила начало множественным разработкам девонских пластов в регионах Волги и Уральска. Ее пробурили в конце сентября 1944 года, а в работе участвовали такие мастера как В.Н. Андрияшин и А.Т. Трипольский. На второй бетонной стеле изобразили фонтан из нефти.

10 чудес Башкортостана: самые известные памятники природы и архитектуры

Республика Башкортостан – невообразимо увлекательное и интересное назначение для туризма. Республика с ее интересными местами запомнятся туристам на долгое время, благодаря обилию внушительных исторических и природных пространств, раскиданных по ее земле.

10 чудес Башкортостана

Предлагаем вам список из семи самых известных памятников природы и архитектуры Башкортостана. К сожалению, в этот список не вошли другие многочисленные и достойные достопримечательности республики Башкортостан. Если хотите с ними ознакомиться, то приглашаем посетить наш каталог достопримечательностей Башкортостана.

Стерлитамакские шиханы

Не все знают, что в Башкирии можно увидеть настоящие древние коралловые рифы, которые находились в прошлом на дне Пермского моря. Это удивительное место находится около города Стерлитамак и представляет собой несколько высоких холмов конусообразной формы. Их называют Стерлитамакскими шиханами.

Стерлитамакские шиханы являются уникальными геологическими памятниками природы. Их возраст – более 230 миллионов лет. Всего шиханов три – это Юрактау, Куштау и Тратау. До недавнего времени был и четвертый шихан – Шахтау. Но, увы, его поглотило стерлитимакское предприятие «Сода» — на месте шихана теперь карьер.

Памятник Салавату Юлаеву

Самый известный памятник города Уфы – это, безусловно, памятник Салавату Юлаеву. Этот памятник даже изображен на гербе республики Башкортостан. Он стал визитной карточкой Уфы и Башкирии.

Автор памятника – известный монументалист и художник Сосланбек Тавасиев. Монументалист работал над ним на протяжении тридцати лет. Как пояснил сам автор скульптуры, в монументе он показал момент принятия Салаватом решения перейти на сторону Пугачева. Сидящий на коне Салават Юлаев показан со смелым и волевым лицом, правая рука с плетью поднята в призывном жесте. Словно он призывает своих соратников идти за Пугачевым.

Гора Янгантау

Гора Янгантау – одно из самых уникальных и известных мест республики Башкортостан. Высота горы Янгантау невелика – всего 504 метра над уровнем моря.

Прославилась она тем, что из трещин на вершине горы всегда идут горячие струи пара. По трещинам в горе на поверхность поднимаются горячие газы, температура которых на выходе колеблется от +37 до +150 градусов, а в пробуренной на глубину 90 метров скважине температура достигает 380 градусов! Всего на горе найдено пять «горячих» точек. Исследователи установили, что самая высокая температура — на южном склоне горы. Это при том, что никакой вулканической активности в этих местах нет. Среди ученых до сих пор нет единого мнения, объясняющего феномен загадочной горы Янгантау.

Пещера Шульган-таш (Капова)

Капова пещера (или Шульган-Таш) – одна из самых известных на Урале и одна из самых крупных карстовых полостей.

Широкую известность пещере придали открытые в ней в 1954 году зоологом А.В. Рюминым древние наскальные рисунки. Ученые датируют их эпохой палеолита. Возраст рисунков огромен – 14-14.5 тысяч лет. Количество рисунков – около двух сотен, но относительно хорошо сохранилось лишь около трех десятков. Размер рисунков на редкость велик – от 44 до 112 сантиметров. Почти все рисунки выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, выполненные углем. Древние люди изобразили на стенах пещеры мамонтов, лошадей, других животных, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.

Гора Иремель

Иремель – одна из самых красивых вершин Уральских гор. Эта достопримечательность — вторая по высоте вершина Южного Урала (1582 метра). Для сравнения высота самой высокой горы Южного Уралагоры Ямантау – 1640 метров. То есть разница всего лишь в 58 метров.

Издавна Иремель почитали как священную вершину, на которой жили боги. В древности ходить сюда обычным, рядовым людям жившие здесь башкиры строго-настрого запрещали.

Мечеть «Ляля-Тюльпан»

top17 dostoprimechatelnostey ufa08

Главное украшение – мечеть-медресе Ляля Тюльпан – воплощение смелой и нестандартной идеи архитекторов. Два минарета мечети представляют собой два стилизованных стебля тюльпанов, с красными бутонами.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан является одним из украшений Уфы современной эпохи. Сюда можно зайти и внутрь, посмотреть с балкона на богослужение. Главное – соблюдать тишину и не мешать верующим.

Красноусольские минеральные источники

Красноусольские минеральные источники – это множество естественных родников, протекающих на пойме и террасе речки Усолки по обоим берегам. В их минеральных водах содержатся соли радия, ионы лития, стронция, бария, йода, брома, аммония.

В 2,5 километрах выше села Красноусольское на берегу бьет так называемый Усольский горький родник. Вода в нем действительно специфическая. «Усольский горький» является памятником природы и имеет высокую научную ценность: учеными до сих пор не разгадана природа вод этого источника.

Озеро Аслыкуль

Аслыкуль (или Асылыкуль) — самое большое озеро Башкирии. Площадь озера достигает 23,5 квадратных километров.

Башкиры называют озеро немного иначе – Асылыкул или Асыулыкул. Вариантов перевода названия озера встречается несколько — «горькое озеро», «развалистое озеро», «светлое озеро». Присутствие слова «горькое» в одном из вариантов трактовки названия объясняется солоноватостью озера в связи с высокой минерализацией воды из-за бессточности озера. Своего рода небольшое море в центре Башкирии.

Нугушское водохранилище

Нугушское водохранилище – одна из главных достопримечательностей Башкирии. Это место славится среди туристов своей неповторимой красотой. Летом сюда приезжают не только жители Башкирии, но и других уральских регионов.

По берегам водоема расположено множество турбаз, детских лагерей и баз отдыха. Неповторимую красоту водохранилищу придают окружающие его живописные горы и скалы, поросшие лесом.

Ирендыкский медведь

irendyk medved«Ирендыкский медведь» — золотой самородок с удивительной и необычной историей. Он назван национальным достоянием России и Башкирии. Самородок был найден на восточном отроге Ирендыкских гор рядом с деревней Кусеево Баймакского района в 1992 году при вспашке земли на глубине около 30 см механизатором Р.И. Утягуловым, который и дал своей находке название из-за схожести её формы с медведем.

По легенде, он был передан башкирами Ивану Грозному в знак уважения, но по дороге на обоз напали разбойники. Один из стрельцов успел закопать самородок в землю. Его нашли только спустя 435 лет. Сейчас «Ирендыкский медведь» находится в Национальном музее Республики Башкортостан, его можно посмотреть на специальных выставках.

Достопримечательности Республики Башкортостан. Природные достопримечательности Башкортостана (фото)

Республика Башкортостан, являющаяся субъектом Российской Федерации, относится к Приволжскому федеральному округу.

Общая характеристика

Многие достопримечательности Башкортостана отражают его многовековую историю. Она берет свое начало очень давно. За 10 тыс. лет до нашей эры здесь уже появились первые жители. В работах Геродота рассказывается о том, что к началу нашей эры башкиры обособились от других культур, став отдельной народностью, жившей самостоятельно на территории современной республики.

Исторические факты доказывают: в XVI веке местное население приняло решение добровольно войти в состав России. В XX веке эта территория приобрела свой современный статус и стала называться «Республика Башкортостан».

Достопримечательности Башкортостана весьма разнообразны и многочисленны. Среди них есть как рукотворные шедевры (архитектурные и культурные памятники), так и природные красоты.

Памятник Салавату Юлаеву

Такие достопримечательности Башкортостана, как памятник Салавату Юлаеву, позволяют передавать молодым поколениям исторические истины о вкладе великих людей в становление республики. Изображение этого памятника есть на гербе республики. Он является, таким образом, ее своеобразным символом. Открытие скульптуры датируется 1967 годом. Причем все эти годы она является самой крупной статуей, изображающей всадника, в нашей стране. Вес памятника – более 40 тонн. Автор скульптуры, несомненно, успешно справился со своей работой. Особенно впечатляет вид памятника издалека. При взгляде на него кажется, что это наездник, застывший в стремительном беге. Визуальная стремительность и динамичность во многом обусловлены тем, что у скульптуры лишь три опорные точки. Творцом этого шедеврального памятника является Сосланбек Тавасиев, работа которого была по достоинству оценена. За нее он получил несколько государственных наград. В скульптуре чувствуется сила и отвага, героизм и смелость. Черты лица всадника, его поза, приподнятая над головой плетка – все это создает впечатление, что сейчас он сорвется со своего постамента и бросится в бой.

942830

Национальный парк «Башкирия»

Природные достопримечательности Башкортостана поражают воображение разнообразием растительного мира, красотой рек и мощью лесных массивов. Все это относится к одному из самых известных культурных памятников в Европе. Национальный парк “Башкирия” – поистине уникальное место, занимающее огромную территорию в 79 тысяч гектаров. Это живописный лес, в котором протекают чистые глубоководные реки, а в горных массивах спрятаны таинственные уникальные пещеры. Флора и фауна очень разнообразны. Именно здесь находится Нугушское водохранилище площадью 2 500 гектаров, созданное благодаря совместным усилиям природы и человека.

942831

Уникальные объекты парка – это ручьи Шульган, Кутук, Сумган и Юриаш. Образуя бурные потоки в низменных местах, в верховьях они исчезают под землей. Там, под известняками, они прокладывают себе дорогу. Таким образом происходит образование карстовых полостей, каковыми являются Каповая пещера и Сумганский провал.

В парке огромное количество степной, таежной, широколиственной и горно-луговой растительности. Известно, что это уникальное место является местом обитания пятнадцати видов редких и исчезающих пернатых, которые занесены в Красную книгу. Большое видовое разнообразие животных, характерных для территории Южного Урала, здесь представлено очень широко. В речных глубинах обитают такие рыбы, как судак, европейский хариус и прочие.

Карстовый мост «Куперля»

Достопримечательности Башкортостана в большом количестве сосредоточены именно на территории национального парка. Одним из них является карстовый мост «Куперля». Природа создавала этот объект долгие миллионы лет. Речка с аналогичным названием Куперля исчезла в подземном канале, где, постепенно прокладывая себе путь, образовала контуры пещеры. С течением времени кровля пещеры становилась все более тонкой. А когда она обрушилась, то осталась часть в виде моста.

942845

Кутук-Сумган

Еще одним примечательным объектом считается Кутук-Сумган. Это своеобразный спелеологический музей, где долины рек соседствуют с карстовыми пещерами, различных размеров воронками и большим количеством родников. В подземном зале много различных минералов. Но больше всего сталагмитов, пещерного жемчуга, кальцитовых пластин, сталактитов. Эта пещеру по праву называют самой протяженной на Урале. Многометровые языки льда, словно застывшие волны, завораживают и поражают своими масштабами. У туристов Кутук-Сумган пользуется большой популярностью.

942832

Достопримечательности города Октябрьского

Один из самых древних населенных пунктов республики – это Октябрьский. Башкортостан, достопримечательности которого в своем большинстве сосредоточены в Уфе и на природных ландшафтах, имеет на своей территории и такой замечательный город. В нем действительно есть что посмотреть.

Любителям старины будет интересно прогуляться по улочкам центральной части Октябрьского. Здесь большое количество построек сталинской эпохи. Сильнее всего своей необычной архитектурой выделяются здания ресторана «Девон», кинотеатра «Орфей», Дворца молодежи, Дворца спорта, музыкального училища. Поражает своим величием площадь В. И. Ленина. Изумительная красота фонтанов Молодежного сквера привлекает сюда много отдыхающих.

942843

В пригороде Октябрьского располагается гора Нарыш-Тау. Ее высота – более 321 метра. Прямо на горе сооружен памятник трудовой славы – скважина № 100. А с вершины весь город просматривается как на ладони. Любой желающий может взобраться туда и насладиться великолепным зрелищем.

Достопримечательности Башкортостана, фото которых можно увидеть в данной статье, действительно заслуживают того, чтобы их посетить. Путешествие по этим краям никого не оставит равнодушным.

Районный конкурс сочинений, посвященный Дню Республики Башкортостан «Пою мою Республику и году культуры в РБ» Тема: «Культурное наследие Башкортостана – капитал невозместимой ценности. »

picture 1089494 1543930700

Скачать:

Вложение Размер
ismag.docx 21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ

Районный конкурс сочинений,

посвященный Дню Республики Башкортостан

«Пою мою Республику и году культуры в РБ»

«Культурное наследие Башкортостана –

капитал невозместимой ценности. »

обуч-ся 9 класса

филиала МОАУ СОШ № 2

ОООШ д. Новопетровское

Учитель русского языка и литературы филиала МОАУ СОШ № 2

ООШ д. Новопетровское

Наша страна Россия и родной Башкортостан богаты памятниками, которые вошли в историю и являются культурным наследием .Что можно отнести к культурному наследию ? Давайте поразмышляем об этом.

Наше культурно-историческое наследие – это капитал невозместимой ценности. На уроках истории Тулумбаев Фаниль Гайнитдинович нам рассказывал о том, что культурное наследие во многом формирует менталитет, сохраняет традиции. Сохранение культурного наследия – это основа дальнейшего развития общества, это, как говорил учитель истории нашей школы, конституционная обязанность каждого гражданина страны.
Доказывая это, наш учитель принёс в класс Конституцию Российской Федерации и зачитал нам статью 44.3. ,которая гласит ,что «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Сначала мы ,сидя на уроке, ничего не понимали ,а потом , в силу своего возраста, я начала размышлять и поняла, что эта тема должна волновать не только взрослого ,но и каждого учащегося, так как от нас многое зависит . Радует ,что у России и у нашей республики Башкортостан богатая культурная традиция. Это мы знаем не только из уроков истории. Каждый день мы узнаем о каких – нибудь новых достижениях и открытиях наших ученых и изобретателей. Я горжусь, что только в России – самая лучшая военная техника. Я горжусь, что российские спортсмены,в том числе и спортсмены из нашей республики , на мировых спортивных аренах занимают далеко не последние места. Я очень горжусь башкирскими писателями и поэтами.
К объектам культурного наследия можно отнести памятники истории и культуры народов нашей страны, нашей республики. На уроках литературы мы говорим о памятниках литературы, например, «Слово о полку Игореве». А сколько памятников в нашем родном Башкортостане, о которых мы узнаем на уроках истории и культуры Башкортостана. Только подумайте- это же наше ,это же родное, это же история страны, республики. Эти уникальные ценности для всего многонационального народа Российской Федерации и Башкортостана являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Я считаю, что к культурному наследию нужно отнести и живое, то ,что есть сейчас, чем мы будем гордиться в будущем, чем будут гордиться наши дети.

Так отрадно, что наша республика и наш район не забывают про это. Так в 2013 г в Башкортостане стартовал проект «Земляне»- создание истории районов Башкортостана в лицах. Зианчуринский район тоже принял в этом участие. Более того, в этом проекте участвовали наши учителя и даже моя мама . Она получила «Благодарность» от президента нашей Республики. Моя мама внесла в этот список человека, которым гордится наш район, наше село ,наша школа. Это заслуженный учитель Башкортостана, писатель, человек, который отдал школе, именно нашей школе полвека- Идрисов Рашит Галеевич. Я горжусь этим, и на моих глазах наворачиваются слёзы. Вот она- наша история. Разве это не культурное наследие?

Наша классная руководительница объясняла нам , что участие в этом проекте, говорит о нашем неравнодушии ,о любви к родной земле и простым людям ;о том ,что мы настоящие патриоты республики.

Я считаю, что нужно искренне поблагодарить президента нашей Республики-Рустэма Хамитова и всех тех ,кто разрабатывал этот проект, который восстанавливает связь поколений , учит чтить память предков, ценить труд современников.

Действительно, Башкортостан –земля богатой истории . Несмотря на свой небольшой возраст ,я бы тоже хотела поучаствовать в таких проектах и надеюсь, что для обучающихся тоже будет создано что-нибудь интересное, где мы могли бы внести хоть малейшую частичку в историю своей страны, мы должны отдать им заслуженную дань уважения , так как молодое поколение закладывает фундамент будущего процветания нашей великой страны, нашей великой Республики.

Я считаю ,что когда уровень нашей культуры будет выше, когда мы будем понимать ,любить, беречь, охранять наше наследие, только тогда мы можем говорить и рассуждать о культурном наследии в целом. Возрождение Русской культуры начнется тогда, когда каждый из нас внесёт свой вклад в это дело: начать нужно с изучения культуры, науки , всех достижений русских писателей и ученых. И самое главное- любить нашу Родину! Давайте будем истинными патриотами нашей страны ,а значит и нашей Республики !

  • Сочинение описание памятника дмитрию разумовскому
  • Сочинение описание памятника архитектуры медный всадник
  • Сочинение описание памятника архитектуры триумфальная арка кратко
  • Сочинение описание памятника архитектуры 8 класс пушкин
  • Сочинение описание памятника архитектуры 8 класс по русскому языку храм покрова на нерли