Сочинение описание памятника архитектуры пушкина

Сценарный план урока развития речи в 8 классе посвящн описанию памятника. подготовила: лунина любовь владимировна тема: описание памятника культуры по

Сценарный план урока развития речи в 8 классе посвящён описанию памятника.

Подготовила: Лунина Любовь Владимировна

Тема: Описание памятника культуры (по учебнику Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В. и др. / Под ред. Быстровой Е.А.)

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, история, православная культура)

Цели урока.

Образовательная:

продолжить формирование умения:

— собирать материал и описывать памятник культуры, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

— соблюдать  структуру текста-описания, его языковые особенности;

— составлять собственный текст на основе увиденного и услышанного;

— соблюдать нормы русского литературного языка.

Развивающая:

развивать

— письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус;

— навыки работы с дополнительной литературой.

Воспитательная:

воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и культуры, патриотизм, уважение к националь­ной истории, культуре.

Оборудование урока:

Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, толковые словари.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение);

-обогащение словарного запаса учащихся архитектурными терминами;

 -умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Метапредметные результаты:

 -развитие устной и письменной речи учащихся;

— развитие умения поиска и извлечения необходимой информации;

 -формирование навыков исследовательской деятельности.

Личностные: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре и истории.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Формулировка темы урока

— К уроку вы перечитывали фрагмент «Жития Александра Невского» в учебнике литературы. Каким изображен Александр Невский? (Он мужественный, отважный полководец, православный христианин, глубоко верующий человек, настоящий защитник земли Русской)

— Как вы думаете, помнят ли потомки дела Александра Невского?  Как в нашем городе чтут память о делах этого человека? (В Курске одна из улиц носит имя Александра Невского, школе № 55 города  присвоено имя доблестного полководца, установлен памятник в парке имени 1 Мая)

— Как вы понимаете значение слова памятник? (Памятник – это скульптурное или архитектурное сооружение в честь кого – чего-нибудь, выдающейся личности или исторического события)

— На сегодняшнем уроке речь пойдет о памятнике Александру Невскому, установленном в нашем городе.

III. Формулировка темы и целей урока

-Ребята, какова же тема нашего урока?

-Сформулируйте  цели нашего урока, вам помогут  речевые конструкции на слайде:

1) познакомиться ( с чем?)…

2) собрать (что?)…

3) обогатить (что?)…

4) описать (что?) …

IV. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, как вы думаете, кто является автором памятника Александру Невскому в Курске? (Наш земляк, скульптор Вячеслав Клыков)

-Ваша одноклассница Даша К. подготовила небольшое сообщение о В. М. Клыкове. (В. М. Клыков – скульптор с мировым именем, президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Родился в 1939 году в селе Мармыжи Курской области в крестьянской семье. В своих работах он увековечил образы многих известных людей, исторических личностей. Среди наиболее известных работ памятники

-маршалу Г. К. Жукову в Москве около Красной площади (1995);

-храм-звонница в память битвы на Курской дуге на поле под Прохоровкой (1995, с соавторами);

— Петру I на площади Петра Великого в Липецке (1996);

-Илье Муромцу в Муроме (1998);

-преподобному Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни (1998);

-В.М. Шукшину на родине писателя в селе Сростки (2004);

-Георгию Победоносцу в Рязани (2005).

-Дмитрию Донскому в Москве (2013).

Обращение Клыкова к образу Александра Невского не случайно. Это одна из ключевых фигур истории России, истории христианства на Руси.

Памятник святому благоверному князю Александру Ярославовичу Невскому находится на территории Первомайского парка в Центральном округе города Курск Курской области при активном участии курян кавалеров ордена Александра Невского. 175 курян участников Великой Отечественной войны были награждены орденом Александра Невского за мужество, проявленное на фронте.

Памятник представляет собой скульптуру Александра Невского, установленную на постаменте. На постаменте расположены памятные надписи: «Не в силе Бог, а в правде» и «Святому благоверному князю Александру Невскому». Памятник открыт 15 октября 2000 года к 780-летию со дня рождения святого благоверного князя.

В низ постамента вмонтирована капсула времени, над которой установлена памятная табличка с надписью: «Куряне! Славные потомки!  12 июня 2120 года в День рождения Александра Невского вскройте капсулу, огласите текст письма, адресованного Вам из далёкого прошлого. Берегите Россию, как это делали Ваши предки — куряне кавалеры ордена Александра Невского!»

Всем своим творчеством Клыков  утверждал историческую основу, на которой должна стоять Россия, – Православие, самодержавие, народность.
«Для каждой творческой работы необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – мое уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Все, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю ее судьбу как свою личную».

IV. Сбор рабочих материалов.

Приступаем к сбору материалов для описания памятника.

Словарная работа.

— Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­циальной лексики, которая понадобится для описания памятника. Вы поработали над ней дома, используя словари. Давайте выясним значение слов, которые будем использовать на уроке (слова показаны на слайде)

Постамент, возводить, скульптор, ваятель, монумент, скульптура, барельеф.

Беседа об особенностях памятника как скульптурного сооружения.

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал или постамент.

Запишите фразы, которые вам помогут в работе (на слайде):

а) Памятник кому? Д.п.;

б) Скульптору удалось выразить (что?) своё восхищение делами Александра Невского;

в) Памятник Александру Невскому выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто совершал духовные и военные подвиги во имя Отчизны;

г) Вячеслав Клыков сумел передать (что?) силу духа, верность долгу, непоколебимую веру доблестного полководца.

Определение жанра и стиля

— Определим жанр будущего сочинения. Можно выбрать жанр классического описания, которое строится по определенному плану. Вспомним, что такое описание (Описание – это тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описания можно задать вопрос КАКОЙ?)

— Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение).

 — Стиль вашей работы – публицистический. Каковы его особенности?

— Информативность.

— Возможное наличие риторических вопросов или обращений.

— Четкость, краткость и емкость изложения.

— Ясно выраженная авторская позиция.

План сочинения описания памятника архитектуры.

1. Вступление:

а) история памятника (где, когда памятник установлен, какому событию посвящен);

б) автор памятника – скульптор Вячеслав Клыков, наш земляк;

в) замысел скульптора.

2. Основная часть:

а) общий вид памятника (поза полководца);

б) детали памятника: лицо, взгляд, стяг в руках;

в) постамент памятника: барельеф, капсула времени.

3.Заключение. Впечатление от произведения: воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях. О чём думается, когда смотришь на памятник?

Устное сочинение – описание памятника Александру Невскому с одновременными рабочими записями в тетради.

VI. Поведение итогов.

— Чем вы занимались на уроке? (собирали материал и описывали памятник культуры)

-Какое значение для людей имеют памятники? (Это память, образец культуры, связь поколений, это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума)

 — Владимир Иванович Даль говорил: «Памятник — это все, что сделано

для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…» (на слайде)

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение – описание памятника Александру Невскому.

IX. Рефлексия. «А напоследок я скажу».

— предлагаю вам, ребята, последовательно ответить на три вопроса:

1)Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

2)Что не оправдалось и почему?

3)Мои и наши перспективы?

  • Описание слайда:
    С августа 2000 года моряки земли иркутской отмечают День подводника в Черемхово у мемориала матросам подводной лодки К-129. Эта советская субмарина затонула в нейтральных водах Тихого океана в марте 1968 года, предположительно после столкновения с американской подлодкой. Из автономки тогда не вернулись 98 членов экипажа. На Черемховском мемориале девять фамилий матросов ракетоносца, призывавшихся из Иркутской области. Памятник официально открывали в День города Черемхово 27 августа 2000 года. Этот мемориал привлекает своим внешним видом. Памятник представляет собой стелу, сделанную из металла, окрашенную в черный цвет, стела содержит фрагменты, сделанные в символике морского флота. На самом верху памятника вырисовывается объемная подводная лодка на голубом фоне, дополнительные элементы – звезда, барометр и символ труда – серп и молот. На памятнике написаны фамилии моряков – подводников из Иркутской области, погибшие на К-129 в марте 1968 года, дата гибели написана ниже списка погибших. В комплекс входят цепи с двумя скрещенными якорями, все элементы черного цвета, что соответствует морской экипировке и придает особый колорит. Стела изготовлена специалистами – литейщиками Рудоремонтного завода города Черемхово (директор Виктор Панченко). На чугунных планках монумента золотом выведены имена девяти моряков, призванных из иркутской области. О члене экипаже – иркутянине А.П. Дынкине, стало известно чуть позже.

  • Теперь, наконец, можно обратиться собственно к описанию. Рассказывая о позе, выражении лица, одежде, не забываем связывать это со смыслом, который вкладывал автор. Следует обратить внимание на мелкие детали: предметы в руках персонажа или в непосредственной от него близости, изображения представителей флоры и фауны, которые часто несут определённую символику, барельефы на постаменте и т.д.
    Дальше обращаем внимание на надписи. Не обязательно приводить полные тексты, но смысл написанного желательно донести (возможно, понадобится переводчик).
    Завершить сочинение можно рассказом о сегодняшней “жизни9quot; памятника: очень часто каменные и бронзовые изваяния становятся негласным центром неких культурных феноменов. Допустим, около памятника назначают свидания, или собираются графоманы, читающие свои стихи, или суеверные студенты перед экзаменом показывают ему зачётки, или ещё что-нибудь подобное. Если в подобных акциях памятник не замечен, можно упомянуть, что гости города охотно фотографируются рядом с памятником и что он стал одним из символов этих мест. В любом случае, в завершении должно содержаться несколько тёплых слов о человеке или событии, которому посвящён памятник, и об авторе этого памятника.
    Для начала выберем памятник, который будем описывать. Затем нужно исследовать биографию изображаемого человека, историю создания памятника, то есть собрать материал для написания сочинения.
    Вступительную часть можно начать с того, что в каждом населенном пункте имеются памятники истории, которые представляют ценность и напоминают о прошлом, о каком-то важном человеке, внесшем особый вклад в жизнь страны или о событии. И плавно перейти к памятнику, который вы выбрали для описания.
    В основной части можно написать о важности этого памятника, что в нем особенного. Описание памятника состоит из нескольких этапов – расположение на местности, материал из которого он изготовлен, куда устремлен взгляд, выражение лица, поза, одежда. Почему именно так скульптор изобразил этого человека?
    В заключительной части следует сделать выводы. Напишите о важности и необходимости этого элемента истории.
    Прежде всего нужно заметить, что памятники бывают разные. А также указать, что памятники ставятся для увековечивания памяти.
    А дальше можно сказать все зависит от того о каких памятниках вы хотели бы написать. Ведь в России порой вначале памятники ставят , а потом могут и снести.
    Так как много зависит от того кому ставят памятники. Также необходимо отметить, что последнее время появилось такое явление как памятники при жизни отдельным политикам.
    И вот тут можно описать один из последних памятников, который поставил себе Жириновский.
    Он увековечил себя в бронзе в центре Москвы.
    Памятник около 3 метров и сам Жириновский его себе открывал.
    Аналогично можно описать и любой другой памятник.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента – В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет воспринимать творение скульптора.
    Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая- непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность – думы о чем-то своем.
    Возможно, это размышления о своей Родине или о трудной судьбе простого русского человека. А возможно, он создает какое-то новое поэтическое произведение. Но весь общий внешний вид – это образ творящего, вдохновенного человека.
    Его одежда скромна, повседневна, обычна для тех времен. На сюртук накинут длинный плащ, который ниспадает складками. Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который является символом того, что поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное.
    Даже сам Пушкин без лишней скромности мог сказать о себе:
    Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознеся выше он главою непокорной
    Александрийского столба.. .
    На постаменте высечены строки из этого же стихотворения. В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.. .
    Невозможно представить памятник Пушкину и без площади, окружающей его. С обеих сторон от памятника стоят изящные чугунные фонари того времени. Это придает всему колорит 19 века. Вокруг памятника, словно лавровый венок вокруг головы поэта, цепь в виде лавровых листочков, закрепленная на бронзовых тумбах. Со всех сторон площадь окружают деревья, кустарники – все это создает особый мир, особую атмосферу, где все еще живет наш Пушкин.

  • Памятники культуры представляют особую ценность для истории страны, которой принадлежат. Часто они сохраняются с древних времен, дойдя до нашего времени в неизменном или уже отреставрированном виде. Эти сооружения являются символами искусства и частью истории государства, они воплощают в себе яркий талант создателей, демонстрируя нам всю тонкость красоты и величия. Также к памятникам культуры относят находки археологов, рисунки первобытных людей, древние иероглифы. Всё это имеет огромную историческую ценность.
    В России немало памятников культуры, сохранившихся из прошлых веков. Самыми известными из них можно назвать Красную площадь и Кремль в Москве. Это здорово, что мы стремимся сохранить ценности культуры своей Родины, бережно храня памятники, изучая их историю. В этом проявляется духовность и единство народа.
    Прекрасным примером памятника культуры, величественного и красивого, можно назвать Царь-колокол. Огромный колокол имеет высоту более шести метров. Отливали его по приказу императрицы Анны Иоанновны. Колокол оказался таким большим и тяжелым, что его не смогли поднять, поэтому он оставался в плавильной яме. При пожаре от монумента откололся кусок. Только спустя сто лет этот знаменитый памятник смогли поднять — сегодня он красуется в московском Кремле, вызывая восторг у каждого, кто увидит Царь-колокол.
    Старинные храмы и соборы тоже являются памятниками культуры России. Прекрасный храм Покрова Божьей Матери, который в народе переименовали в Собор Василия Блаженного, своими шестью разноцветными куполами символизирует звезду Вифлеема. Вид этого святого памятника культуры завораживает и вызывает неподдельный трепет перед талантом зодчих, создавших его.
    Сохранение памятников культуры — это задача всего народа. Мы должны изучать свою историю, ведь отношение к прошлому раскрывает будущее страны. И уважение к предкам, к величайшим их творениям искусства — это признак духовного расцвета народа.
    Ещё одно сочинение от ученика 8 класса по теме «Памятник культуры»
    Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.
    Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.
    Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.
    Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.
    Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.

  • Можно начать с описания места, где установлен памятник (площадь, вокзал, сквер). Рассказ об окрестностях завершить плавным введением в общую картину интересующего нас объекта, например, так: “Недалеко от фонтана, там, где широкая аллея прорезает густую зелень парка, нас встречает бронзовый всадник на разгорячённом коне”.
    Следующим предложением сообщаем читателю, кому этот памятник и когда он здесь установлен (возможно, в честь какой-то исторической даты или к юбилею).
    Дальше начинаем рассказ об этом человеке (или этом событии). Тут всё понятно.
    Потом рассказываем об авторе памятника – скульпторе или архитекторе, и о том, как памятник был создан.
    Теперь, наконец, можно обратиться собственно к описанию. Рассказывая о позе, выражении лица, одежде, не забываем связывать это со смыслом, который вкладывал автор. Следует обратить внимание на мелкие детали: предметы в руках персонажа или в непосредственной от него близости, изображения представителей флоры и фауны, которые часто несут определённую символику, барельефы на постаменте и т.д.
    Дальше обращаем внимание на надписи. Не обязательно приводить полные тексты, но смысл написанного желательно донести (возможно, понадобится переводчик).
    Завершить сочинение можно рассказом о сегодняшней “жизни” памятника: очень часто каменные и бронзовые изваяния становятся негласным центром неких культурных феноменов. Допустим, около памятника назначают свидания, или собираются графоманы, читающие свои стихи, или суеверные студенты перед экзаменом показывают ему зачётки, или ещё что-нибудь подобное. Если в подобных акциях памятник не замечен, можно упомянуть, что гости города охотно фотографируются рядом с памятником и что он стал одним из символов этих мест. В любом случае, в завершении должно содержаться несколько тёплых слов о человеке или событии, которому посвящён памятник, и об авторе этого памятника.

  • Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента – В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет воспринимать творение скульптора.
    Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая – непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность – думы о чем-то своем.
    Возможно, это размышления о своей Родине или о трудной судьбе простого русского человека. А возможно, он создает какое-то новое поэтическое произведение. Но весь общий внешний вид – это образ творящего, вдохновенного человека.
    Его одежда скромна, повседневна, обычна для тех времен. На сюртук накинут длинный плащ, который ниспадает складками. Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который является символом того, что поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное.
    Даже сам Пушкин без лишней скромности мог сказать о себе:
    Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознеся выше он главою непокорной
    Александрийского столба … .
    На постаменте высечены строки из этого же стихотворения. В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал … .
    Невозможно представить памятник Пушкину и без площади, окружающей его. С обеих сторон от памятника стоят изящные чугунные фонари того времени. Это придает всему колорит 19 века. Вокруг памятника, словно лавровый венок вокруг головы поэта, цепь в виде лавровых листочков, закрепленная на бронзовых тумбах. Со всех сторон площадь окружают деревья, кустарники – все это создает особый мир, особую атмосферу, где все еще живет наш Пушкин.

  • «Река Белая как змея обвивается близ самого Черкалихиного утёса. За ней видно пространство слишком на двадцать вёрст, покрытое лесами, хлебными полями с сенокосными долинами, по которым вьются две жёлтые полосы. Это две почтовые дороги: одна в Оренбург, другая в Казань».
    (В.В. Зефиров, краевед, 1850)
    Памятник Салавату Юлаеву – главный символ нашего города. Любой гость Уфы первым делом направляется именно сюда – на площадь перед Конгресс-Холлом, чтобы полюбоваться на величественного всадника, который, кажется вот-вот взлетит на своем скакуне над красавицей Агиделью. А ведь когда-то давно здесь был лишь покрытый скудной растительностью скалистый холм, окруженный лесистыми оврагами. Вдоль него тянулись могильные курганы, по берегам реки орудовали банды разбойников. Место это было окутано ореолом таинственности… Какие же секреты хранит в себе Черкалихина гора?

    Легенды Черкалихиной слободы.

    Район нынешнего Телецентра раньше назывался Черкалихиной слободой, а в народе просто Черкалихой. Гора, на которой теперь возвышается памятник Салавату Юлаеву, звалась Черкалихиной (Черкалихинской). Окружали гору два оврага – Черкалихин и Ключ. С севера за горой проходила также одноименная улица – Черкалихинская. До сих пор нет единого мнения, откуда пошли эти названия. Есть несколько версий и все они носят фольклорный характер:
    …Однажды во время ледокола на Белой перевернулась лодка с пассажирами. Погибли все, кроме слепого старца по прозвищу Черкалиха. Он чудом ухватился за бревно и доплыл до берега в районе оврага. Так и стали называть тот овраг – Черкалихиным.
    По другой версии, в стародавние времена разбойники держали в овраге дочь местного воеводы и требовали за неё выкуп. Овраг же назвали по имени главного разбойника.
    Известный уфимский краевед Василий Васильевич Зефиров описывал в своих трудах похожую историю: «Дочь казачьего атамана Черкалова была похищена разбойниками и спрятана в овраге. Её требовали обменять на плененного товарища, но девушке удалось спастись самой». Отважную пленницу прозвали Черкалихой, её именем стали называть овраг, а затем и всю слободу.
    Другой краевед – Руф Гаврилович Игнатьев в 1868 году писал, что на вершине горы раньше находился один из самых больших курганов. Высота его была 8 метров, а диаметр – почти 60! Со стороны Черкалихиного оврага был вход в пещеру, находившуюся в горе. В ней, по преданиям, разбойники прятали награбленное добро.
    Почти до начала 2000-х годов овраг был совершенно заросшим. И только при строительстве Конгресс-Холла старые заросли были выкорчеваны, овраг засыпали черноземом. Склоны его стали более отвесными, а дно – пологим. В этом году вид оврага и вовсе изменился до неузнаваемости – горожанам была подарена новая смотровая площадка со спуском на набережную Агидели (Белой). А рядом с математическим корпусом БГУ теперь возвышается отель Хилтон.

    «За мной, воины!» Памятник Салавату Юлаеву.

    Памятник Салавату Юлаеву – ещё одна достопримечательность бывшей Черкалихиной слободы. 20-метровый монумент был торжественно открыт в ноябре 1967 года. Его автор – скульптор Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Родился он в Северной Осетии, а в Башкирию попал в годы Великой Отечественной войны, в 1941 году, с эвакуацией. Тогда то и возникла у неё идея создать памятник башкирскому национальному герою, сподвижнику Емельяна Пугачева. Но с этого момента до претворения замысла в жизнь прошло целых 30 лет!
    Поначалу Сосланбек Дафаевич внимательно изучает литературу о Салавате, работает с архивами, собирает исторические факты и предания из уст жителей деревни Стерлибашево, где он жил в годы войны. Первую модель памятника в натуральную величину он заканчивает в 1963 году и, после утверждения её Министерством Культуры СССР, привозит батыра в Уфу. Модель была установлена в фойе Театра Оперы и Балета на обсуждение уфимцев (интересно, как она там уместилась?).
    Первоначально Салават был изображен совсем молодым юношей, но жители города решили, что национальный герой должен быть более величественным. Скульптор согласился и внес необходимые коррективы. Скульптура была отлита в Ленинграде, на заводе «Монументскульптура». Её вес около 40 тонн, несмотря на то, что корпус коня – пустотелый. Высота скульптуры – 9,8 метра, а всего монумента в целом (вместе с гранитным постаментом) – около двадцати.
    Долгие споры возникли вокруг выбора места для памятника. Скульптор решил, что батыр непременно должен быть установлен на высокой круче, дабы призывная поза всадника говорила сама за себя: «За мной, воины!» Для этого отлично подходила Черкалихина гора – самая высокая точка Старой Уфы. Но нашлись и противники идеи автора. Кто-то говорил, что горожане в таком случае не смогут как следует разглядеть памятник спереди. Кто-то был недоволен тем, что конь повернут к городу не самой парадной своей частью. А кто-то утверждал, что скульптура должна быть намного больше, потому что издалека она кажется мелкой. Батыра предлагали установить и на Советской площади, и на Горсовете, и даже в Дёме. Однако Тавасиев настоял на своем, и теперь мы можем любоваться не только на сам памятник, но и на чудесную композицию в целом, так великолепно вписывающуюся в природный ландшафт.

    Интересные факты.

    Памятник Салавату Юлаеву внесен в число «7 чудес Башкортостана» и принимал участие в проекте «Визуальные символы России», где занял хоть и 47-ое, но для нас, все же, почетное место.
    Гипсовый макет памятника, который стоял когда-то в фойе Театра Оперы и Балета, был впоследствии перевезен к месту его создания: к церкви деревни Ахтырка, что в Московской области. Почти 20 лет к макету водили экскурсии. В 1990 году старую церковь отреставрировали, а макет вывезли. Только вот куда – неизвестно…
    …Да, что и говорить, бывшая Черкалихина слобода выглядит теперь совсем иначе. Дремучие леса оврага превратились в прекрасное место отдыха. На холмах выросли современные сооружения из стекла и бетона, где проходят события мирового масштаба. Только вот очень уж интересует меня один вопрос: «Где же вход в ту таинственную пещеру, куда разбойники прятали награбленное добро?» Вот бы её отыскать!
    При написании статьи использована информация из свободных интернет-источников.
    Другие статьи блога “Родной город Уфа”:
    Набережная – лицо города.
    Ботанический сад. Уфимские тропики.
    “Романтика над Белой. Сад на Случевской горе”,
    “Там на Лысой горе Чертов камень лежит…” (С)
    “Загадки старой башни”.

    На чтение 19 мин. Просмотров 20 Опубликовано

    Опубликовано 30.03.2016 — 16:04 — Урокразвитияречив 8 классеПодготовкаксочинениюописаниюпамятникаархитектуры

    Скачать:

    Вложение Размер
    urok_razvitiya_rechi_v_8_klasse._podgotovka_k_sochineniyu_opisaniyu_pamyatnika_arhitektury.doc 147 КБ
    x-office-presentation.pngurok_razvitiya_rechi_v_8_klasse._podgotovka_k_sochineniyu_opisaniyu_pamyatnika_arhitektury.ppt 903 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.Цель: совершенствовать навыки устной речи; расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

                                             Ход урока.

    1. Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?

    Русская архитектура,возводить храм, автор скульптурзамысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, великий зодчий, древнерусское зодчество

    1. Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова

    Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.

    Возводить – строить, сооружать.

    Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

    Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.

    Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.

    Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

    Зодчий – архитектор, строитель.

    Зодчество – искусство архитектуры, строительства.

    Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

    Аллегория – иносказание.

    Монумент – большой памятник.

    Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.

    Постамент – основа памятника, колонны, статуи.

    Пьедестал – подножие статуи.

    Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

    Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

    С 2-3 слова составить и записать предложения.

    1. Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком. (упр.57)

    Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».

    Галлы — народность арийского происхождения; они населяли издавна Галлию, Британию, Дунайские страны.

    Отеч.война 1812г.Триумфальная арка.

    Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…

    Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.

    Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…

    Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.

    И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».

    1. Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана. 

    План подробного пересказа.

    1. В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка? 
    2. Кто её автор? 
    3. В честь какого события она была сооружена? 
    4. Где планировал разместить свое произведение автор и почему? 
    5. Где первоначально была установлена арка? 
    6. Что изображено на её вершине? 
    7. Чем ещё украшен памятник? 
    1. Устное описание иллюстрации.
    1. Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.

    Триумфальная арка.

    Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

    Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве. 

    1. Образцы описаний памятников архитектуры. Упр.108.
    1. Прочитайте и устно ответьте на вопросы: 1) Где и когда был установлен памятник А.С.Пушкину в городе на Неве? 2) Кто его автор? 3) Как изображен поэт? 4) К какому стилю относится этот текст?

    В 1935г. Великий город на Неве торжественно отмечал своё 250-летие. В канун праздника на площади искусств состоялось открытие памятника А.С.Пушкину.

    Автор этого замечательного произведения известный русский архитектор М.К. Аникушин. Художник показал Пушкина увлечённо и страстно читающим свои стихи.Мы видим живой острый взгляд, высокий лоб, ясно очерченную линию губ. Стройность линий фигуры, слегка приподнятая голова, особенно жест правой руки, поворот кисти, пальцы — всё подчёркивает вдохновение поэта.

    Скульптура установлена на постаменте из красного гранита. Памятник стоит в зелени, вокруг него расположены величественные здания пушкинской эпохи: Русский музей, Музей этнографии, Малый оперный театр, филармония.

    Упр.111

    1. Храм- памятник Василия Блаженного в Москве. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи текста. Составьте план, отражая в каждом пункте микротемы. 

    В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменовании этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.

    Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из девяти столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.

    Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золочёные спирали, то отчётливее становятся его растущие вверх башнеобразные объёмы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.

    Имена создателей Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце 19 века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения храма, в том числе о его строителях – Барме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить ещё один точно такой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму. <spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-76076-1508663518.jpg»>Урок развития речи в 8 классе по теме Описание памятника культуры

    Презентация для урока русского языка в 8 классе по теме Описание памятника культуры. Презентация содержит план, фотографии Храма Покрова на Нерли, словосочетания для написания сочинения….

    Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению — рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

    Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине….

    Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».

    Изложение по тексту Куприна «Тапер»…

    Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

    Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся…

    • Мне нравится

    Как писать основную часть?

    Основная часть — это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки. При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым. От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.

    Некоторые советы

    На примере сочинения на тему описания памятника культуры (Ленину) хотелось бы дать несколько советов по написанию подобных работ:

    • Следует начать с упоминания о том, где расположен объект и когда он появился. Памятник находится в городе Екатеринбурге. Его создали в 1957 году, а установлен он на площади 1905 года.

    • Описать позу. Фигура изображает момент обращения к слушателям с речью. Эмоциональность жестов отражает манеру поведения человека.

    • В дополнение можно написать о том, из чего изготовлен памятник. Какое значение он имеет для людей?

    Читайте также:  Темы для сочинения по «Слову о полку Игореве» картотека по литературе (9 класс) на тему

    Великое русское наследие

    Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков. Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы.

    Но в первую очередь стоит отметить такие величественные сооружения как храмы, соборы, кремли и другие постройки, что дышат русским духом, наполняют нашу культуру и объединяют в себе ее особености.

    Смотреть галерею

    Одно из таких творений — Храм Василия Блаженого. Этот удивительный архитектурный ансамбль был создан еще в XVI веке при царе Иване Грозном, который повелел воздвигнуть собор в честь взятия города Казани.

    Место для его постройки выбрали не простое: храм стоит в самом сердце русской столицы — на Красной площади. По преданию, увидев готовый храм небывалой красоты, Иван Грозный приказал выколоть глаза зодчему, создававшему его, чтобы тот не смог больше построить столь красивый собор где-то еще.

    Смотреть галерею

    На Красной площади невоможно не заметить это удивительное здание, необычное, яркое, но в то же время гармоничное и прекрасное.

    Храм Василия Блаженого — это ансамбль из 8 церквей, объединенных общим фундаментом и галереей. Он привлекает внимание необычной расцветкой. Здесь вы найдете и красный кирпич, и белые крашеные стены, и зеленые, и голубые, и желтые узоры, и роспись, и позолоту. Он выглядит богато и величественно.

    Все 10 его куполов не повторяют друг друга, они рельефны и пестро раскрашены. Здание украшено искусной резьбой, росписью и позолотой. Переливающиеся на солнце и радующие глаз изразцы, иконы и причудливые колонны — это лишь малая часть.

    В основании храма лежит четырехугольник, но примечательно то, что в нем не наблюдается симметрии. Все его церкви уникальны и не похожи друг на друга, что придает ему еще большую необычность и великолепие. Четыре из них — малые церкви — расположены по бокам, еще четыре — побольше — находятся ближе к центру. В самом центре возвышается величественная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Шатровый свод завораживает, когда стоишь под его вершиной и обращаешь взгляд вверх. Кроме главного купола церковь увенчана еще и маленькой «главкой». Несмотря на то, что само сооружение достаточно масштабно, оно не выглядит громоздким и тяжелым, а напротив, кажется легким и воздушным, ведь все архитектурные линии здесь стремятся ввысь, к небу, а светлые и чистые тона усиливают эффект.

    Собор гармонично сочетается с красной кирпичной стеной Кремля. Таков он снаружи. А что же внутри?

    Внутреннее убранство храма восхищает: редкие и старинные иконы, затейливая роспись, растительные орнаменты, живописные и реалистичные фрески на сводах, причудливая резьба на иконостасе, мягкое натуральное освещение, которое словно нисходит с небес.

    В нижней галерее множество арок и переходов. Все они расписаны в едином с основным собором стиле. Сейчас здесь располагается известный во всем мире музей, куда съезжаются туристы и путешественники, желающие взглянуть на удивительной красоты образец мировой архитектуры.

    А вот и началось богослужение… Тихие и напевные голоса уносятся ввысь, под купола собора. Здесь всегда особая атмосфера — возвышенная, таинственная, душевная. Собор поражает и восхищает лабиринтами, необычностью архитектуры, гармоничностью.

    Смотреть галерею

    Смотреть галерею

    Мы предложили один из вариантов сочинения-описания памятника архитектуры. Собор Василия Блаженного привлекает вниимание школьников ярким декором, они охотно пишут о нем на экзаменах.

    Читайте также:  Тема города в русской литературе (По произведениям М. А. Булгакова)

    По предложенной схеме можно выстроить сочинение-описание памятника архитектуры в 8 классе о любом историческом здании, архитектурной постройке, уникальном сооружении. Правильно составленный план значительно упрощает работу, помогает вычленить основные идеи и обрисовать проблемы.

    Наша статья дает лишь один из многочисленных примеров сочинения-описания памятника архитектуры. Троицкий Собор, Спас-на-Крови, Исаакиевский собор — вариантов и тем может быть огромное количество, и все они будут чем-то схожи и различны между собой.

    Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры»

    Конспект урока русского языка в 8 классе с использованием ИКТ «Подготовка к сочинению-описанию»

    Данный урок входит в систему уроков развития речи в 8 классе, предназначен для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 8 классе

    Урок русского языка в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры»

    Цели урока:

    подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры; составить словарь слов, необходимый для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать средства выразительности для сочинения; способствовать формированию интереса к русской культуре.Задачи урока: обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков работы с различными источниками информации; развитие у учащихся интереса к истории родного города; воспитание у школьников уважения к национальной истории, культуре, интереса к изучаемому предметуЭпиграф Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников Аполлон Григорьев, русский критик, поэтХод урокаI. Постановка целей и задач урока -Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе? — Есть ли в нашем родном городе Почепе такой памятник? (Да, это Воскресенский собор) -Определите, пожалуйста, тему урока. -А умеете ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?II. Словарно — лексическая работа. Разбор словосочетаний Памятник архитектура грандиозный постамент зодчий — Какие из этих слов являются синонимами? Составить с ними словосочетания и разобрать — Где можно использовать данные словосочетания?III. Создание проблемной ситуации. — Мы выяснили, что собор или хотя бы его изображение видели почти все. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе? — Почему же вы не можете справиться с этим заданием? — Тогда я сформулирую другое задание. Перед вами фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? — Что же мешает описать храм, изображение которого перед вашими глазами? Действительно, это задание невозможно выполнить без дополнительных сведений как о самом храме, так и о его архитектурных особенностях. А ведь может так случиться, что вы окажитесь в ситуации, когда не на уроке, а в жизни вы будете беспомощны: не сможете ответить на вопросы человека, который спросит вас об этом или любом другом храме, вам нечего будет сказать своим друзьям, родственникам, знакомым, если зайдет разговор на эту тему. Каждый человек, живущий на своей земле, должен знать и уметь говорить о наиболее значимых явлениях родной культуры, в том числе и из области архитектуры. Литература не создается только для писателей и поэтов, живопись радует не только живописцев, архитектура существует не только для архитекторов — это наше общее наследие, наше достояние. Поэтому наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания, научиться описывать, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание на тему «Моё знакомство с Воскресенским собором». Для облегчения работы вы будете заполнять опорную карточку. Помогут вам справиться с этой задачей ваши одноклассники, которые выступят в роли «историка» , «архитектора» и «декоратора»IV. Индивидуальные задания Выступление историка Если отправиться в путешествие на запад от Брянска в сторону Гомеля, то через 80 км вам встретится небольшой, но очень старинный город Почеп. Входивший когда-то в состав Малороссии город, в 1709 году был подарен Петром I своему любимцу А. Д. Меньшикову. В середине XVIII века Почеп принадлежал последнему гетману Украины графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Пользуясь благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и связями при дворе, он сумел получить огромные земельные владения и восстановить ненадолго гетманство. Став полноправным хозяином Почепа, граф Разумовский принялся обустраивать город с размахом. Кроме шикарного дворца и парка, по заказу К. Г. Разумовского в 1765–1771 годах был построен красивейший Воскресенский собор. Проект храма разрабатывался придворным итальянским архитектором Антонио Ринальди. Творения итальянского зодчего до сих пор украшают Петербург и его окрестности. Первоначально собор входил в ансамбль усадьбы Разумовского (дворец был разрушен во время Великой Отечественной войны). Выступление «архитектора» На сегодняшний день храм является главной достопримечательностью города Почепа и его визитной карточкой. В архитектурном облике собора прослеживаются черты классицизма и барокко. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что храм построен в форме креста. Сбоку пристроена высокая колокольня с длинным шпилем. Познакомимся с некоторыми архитектурными терминами (приводятся примеры терминов) Храм имеет два этажа, из которых главным является второй. Его интерьер поражает своим великолепием, нехарактерным для провинциального храма. Золочёные капители, витражи на окнах создают внутри праздничную, торжественную атмосферу . Выступление «декоратора» В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли. Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ. На западной стене второго этажа сохранилась уникальная надпись XVIII века, которая сообщает нам о дате основания собора. Воскресенский собор Почепа мог вполне стать украшением столицы, но ему выпала судьба быть главной достопримечательностью провинциального городка.V. Физкультминутка (упражнение для глаз при работе с компьютером) VI. Групповые задания. Составить предложения, используя причастные и деепричастные обороты и выполнить синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений (Примеры предложений О чём же думал тот гениальный мастер, оставляя после себя эту светлую белокаменную сказку? Мы пришли посмотреть на расположенный вдоль реки храм. Мы залюбовались куполом, выделяющимся на фоне сумеречного неба. Маковки церкви, сияющие последними лучами солнца, были разного цвета. Плывущие по багряно-золотому небу облака отражались в них и становились похожи на ангелов. Пройдя по тропинке, ты попадёшь в церковь)VII. Работа с учебником (упр. 90- учебник «Русский язык. 8 класс» /авторы: Т.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская — М., «Просвещение», 2013г.). Анализ текста. — Как можно озаглавить этот текст? — Какие средства выразительности использовал автор текста? — С чем можно сравнить этот храм? — Придумайте примеры сравнений , подходящих для нашего Воскресенского собора. (Парус, уносящийся вдаль по безбрежным волнам; Лучистая звезда; Лебедь- храм)VIII. Подведение итогов. Рефлексия. — Какие чувства испытывали вы сегодня, узнав историю создания храма, увидев его в различное время года, в различное время суток? (Его история смягчает и трогает душу; овевает светлой грустью…) — К чему стремился создававший храм архитектор? Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота. У одного торжествующая, у другого щемящая, у третьего пронзительная… Надо только научиться слушать эти ноты… (видео «Воскресенский собор г. Почепа Брянской области»)

    Дополнительный материал Материал для сочинения «Моё знакомство с Воскресенским собором». (Опорная карточка) • Воскресенский собор находится (где?) на _________________________ , в месте ___________________________________. • Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________ ______________________________________________________________________. • На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________. • Как оформлен собор снаружи? _____________________ _______________________________________________________________________. • Как храм оформлен изнутри? __________________________________________________ ________________________________________________________________________. • Храм похож на __________________________________________________. • Как вписан храм в окружающий пейзаж?_________________________________________

    Опубликовано вкл 26.11.2014 — 18:13Автор: Басалаева Полина

    Сочинение «Описание памятника архитектуры»

    Скачать:

    Вложение Размер
    sochinenie.docx 14.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание  памятника  архитектуры.

               Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры. Церковь Покрова на Нерли, о которой далее я поведу свой рассказ, находится за городом. Это прекрасное здание выделяется своей ослепительной белизной, лишь купол и крыша храма выделяются чёрным цветом. Этот контраст придаёт храму более привлекательный вид. В целом интерьер церкви необыкновенно лёгок и светел.

               Храм находится на заливных лугах неподалёку от слияния рек Нерли и Клязьмы. Его называют шедевром мирового зодчества, лучшим творением владимирских мастеров эпохи Владимиро-Суздальского княжества. И это совершенно неоспоримо. Ведь эта церковь не только очень красива, но и удивляет своей красотой с очень выгодного места. Дело в том, что во время весеннего разлива Нерль могла затопить весь луг, но церковь стоит на холме и вода её не затапливает. Это выглядит чрезвычайно необычно, когда среди огромных масс воды плавает небольшой островок, коронованный этим белоснежным чудом.

              Стены церкви украшены резным рельефом. Центральное место занимает фигура царя Давида с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой всех посетителей этого несомненно святого места. Так же на стенах здания есть фигуры львов, птиц и женские маски. Эти маски символизируют Богородицу.

               Храм посвящается Покрову Богородицы, которая по поверьям держала в руках плат, защитив город от врагов. Храмы с таким же названием имеются и в других городах.

    Ученица 8 класса

    Басалаева Полина

    Выбери путь

    В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?

    Астрономический календарь. Июнь, 2019

    Интересные факты о мультфильме «Моана»

    Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

    Используемые источники:

    • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/03/30/urok-razvitiya-rechi-v-8-klasse-podgotovka-k-sochineniyu
    • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/opisanie-pamyatnika-arhitektury.html
    • https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/26/sochinenie-opisanie-pamyatnika-arkhitektury

    План-конспект
    урока по русскому языку в 8 классе

     по теме «Описание 
    памятника культуры»

     (по учебнику
    «Русский язык. 8 класс»     Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А.
    Д.)

    Тип урока: урок
    развития речи

    Вид
    урока:

    интегрированный (литература, русский язык, история, православная культура)

    Цель
    урока.

    Образовательная: научить собирать
    материал и описывать архитектурный памятник культуры в заданном стиле,
    используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;
    соблюдать
     структуру текста-описания, его языковые особенности; составлять
    собственный текст на основе увиденного и услышанного, выбирать тип речи, соблюдать
    нормы русского литературного языка;
    добиваться полного соответствия содержания
    и языковых средств коммуникативной задаче речи, используя специальную лексику.

    Развивающая: развивать
    письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию,
    художественный вкус, навыки работы с разными словарями, дополнительной
    литературой,

    интерес к архитектурным сооружениями и памятникам культуры.

    Воспитательная:
    воспитывать уважительное и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры,
    патриотизм, интерес к предмету, уважение к
    националь­
    ной истории, культуре.

    Оборудование
    урока:

    Планируемые
    результаты:

    Познавательные-
    адекватно
    воспринимают содержание устного и письменного сообщения; способны извлекать
    информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации
    материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои
    мысли в устной форме; используя родной язык как средство  получения знаний по
    другим учебным предметам.

    Регулятивные
    определяют цели деятельности, последовательность действий

    Коммуникативные-
    осуществляют
    коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
    речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
    совместной деятельности, обсуждениях.

    Ход
    урока

    I.
    Организационный момент.
    — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада
    приветствовать вас на нашем уроке.

    II.Формулировка
    темы урока.

     Откройте  учебник
    на с.45 и прочтите  выразительно текст упражнения 88 и ответьте   на вопрос: о
    чем данный текст? Что описывается в данном тексте? ( О памятнике архитектуры
    , в данном тексте описывается храм)

    Сформулируйте и 
    запишите  тему нашего урока по ключевым словам
    :

    Описание
    памятника культуры

    — Как вы понимаете
    значение слова памятник? (Памятник- это скульптурное или архитектурное
    сооружение в честь кого –чего-нибудь, выдающейся личности или исторического
    события)
    На сегодняшнем уроке речь пойдет о архитектурном памятнике,
    памятнике культуры

    III .Формулировка
    целей урока

      Сформулируйте  цели  нашего урока,  помогут
    вам в этом речевые конструкции:

    1)
    Познакомиться ( с чем?)

    2) Собрать
    (что?)

    3)
    Обогатить (что?)

    4)
    Описать (что?) ( речевые конструкции на доске)

    (Возможные
    ответы учащихся:

    -познакомиться
    с памятником архитектуры ,

    -собрать материалы
    для  описания памятника  культуры;


    обогатить  свою речь, расширить свой кругозор знанием о памятнике культуры;

    — описать памятник
    культуры

    IV. Мотивация учебной деятельности. Откройте цветную вклейку в учебнике на с. 176, -что перед  вами? (репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на
    Нерли»  и  С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли») Внимательно рассмотрите их.

    Упр 89
    первый абзац

    — На
    какой из них показана  связь церкви с природой, а на какой  более отчетливо
    выписаны детали церкви?

    На дом
    были заданы индивидуальные задания подготовить небольшие сообщения о художниках
    этих картин

      (Сергей
    Васильевич Герасимов
     — родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец
    был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял
    стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что
    обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на
    пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву  поступать в Строгановское
    училище на декоративное отделение.
    Художник любил рисовать пейзажи,
    портреты, обращаться к мотивам народного быта. Герасимова называют изысканным
    пейзажистом и лириком. 
    Любовь к природе просматривается
    во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь покрова на Нерли» написана
    с любовью к природе и уважением к народной святыне. Полотна  Герасимова
     украшают
    крупнейшие музеи и картинные галереи России).

    (Художник
    Сергей Алексеевич Баулин родился 13 сентября 1904 года в Москве,
    писал портреты, пейзажи, натюрморты. Баулин был
    непревзойденным мастером пейзажа с элементами архитектуры. Он создавал
    грандиозные картины, на которых великолепно изображал необычные здания разного
    времени. Художнику удавалось четко передать особенности архитектуры различных
    зданий.
    На многих своих картинах
    автор очень талантливо изображает архитектурные стили разных времен. К его
    удивительным работам относится церковь Покрова, расположенная на реке Нерль)

    IV. Сбор
    рабочих материалов
    .

    Приступаем
    к сбору материалов для описания памятника культуры, собирать материал мы будем
    в соответствии с заданием упражнения 89 (второй абзац), прочтите его.

    1.
    Словарная работа.

    — Вы видите,
    ребята, что храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к
    творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас. Чтобы писать о церковном
    памятнике, необходимо знать историю его создания, архитектурные особенности.


    Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без
    спе­
    циальной лексики, которая
    понадобится для
    описания храма. Давайте
    выясним значение  слов, которые будем использовать  на уроке.

    Архитектура — искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений;

    Фасад – передняя сторона
    здания;

    Апсида — выступ здания,
    полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или
    сомкнутым полусводом.

    СТОЛП — высокая 
    башня, колонна, а также любое башнеобразное  сооружение.

    Глава — купол собора ,храма
    в форме шлема или луковицы .

    Фриз – это верхняя часть здания.

     Пилястры —  это прямоугольные выступы
    стены в виде вделанных в неё колонн

    Возводить – сооружать,
    строить.

    Зодчий – древний
    архитектор, строитель.

    Луковица – церковная глава,
    напоминающая луковицу.

    Увенчать – завершить,
    закончить.

    Храм – собор, церковь.

    Барабан— часть здания,
    поддерживающая купол (словарные слова на
    карточках)

    2.Определение жанра и
    стиля

    1)
    Начнем с тип речи нашего будущего сочинения. Мы можем выбрать с
    вами жанр классического описания, которое строится по определенному плану. Вспомним что такое
    описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются
    признаки предметов и явлений окружающего мира
    ; К тексту описания можно
    задать вопрос КАКОЙ?
    )


    Какова стру­ктура любого описания (общее впечатление,
    детальное
    описание
    , личное отношение).

    2)Какой стиль
    используем?

    — Вы будете писать
    сочинение в публицистическом стиле. Каковы его особенности?

    — Информативность;

    — Эмоциональность;

    — Возможное
    наличие риторических вопросов или обращений;

    — Четкость,
    краткость и емкость изложения;

    — Ясно выраженная
    авторская позиция

    3. Работа в группах. Мини-исследование   

    Проведем
    мини-исследование

    Собирать материал к сочинению мы будем, работая в группах:
    первая  группа — географы, вторая – историки, третья – архитекторы, четвёртая 
    – литераторы. Порядок работы такой: каждая группа получает задание, на
    выполнение которого дается  5-7  мин . Один представитель от группы выступает,
    все остальные внимательно слушают . После каждого выступления вы заполняете
     «Опорную
    карточку»
     . Так вы будете собирать
    материал к сочинению.
     Для  сбора информации у вас на столах 
    энциклопедии, дидактические материалы, дома вы тоже получили задание
    подготовить сведения о храме Покрова на Нерли.

    -Итак,
    задание по группам

    1
    группа : выяснить географическое расположение
    Храма Покрова на
    Нерли.

    2 группа : выяснить историю  построения храма.

    3 группа : выяснить архитектурные особенности храма.

    4 группа : найти стихотворения, высказывания писателей и
    поэтов об этом храме

    4.Проверка работы в группах ,заполнение опорных карточек

    1
    группа
    : выяснить географическое расположение Храма
    Покрова на Нерли

    Недалеко
    от Владимира есть село Боголюбово, а в полутора километрах от него и стоит храм
    Покрова на реке Нерль, в том месте, где она сливается с Клязьмой. (Работа с
    «Опорной карточкой»).

    2 группа : выяснить историю  построения храма.

    В середине ХII века во главе Суздальского княжества встал внук
    Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого князь Андрей Юрьевич.  Он
    перенёс столицу княжества во Владимир, а недалеко от столицы построил укреплённый
    княжеский замок Боголюбово — основную свою резиденцию, по названию которой он и
    получил прозвище Боголюбский. Само же название резиденции объясняется тем, что
    среди прочих русских князей Андрей Юрьевич выделялся благочестием: сам сочинял
    проповеди и молитвы, в благодарность за победы строил храмы и устанавливал
    церковные праздники.

    Церковь Покрова на Нерли построена по его приказу в 1165 году.
    Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом
    владимирских полков на Волжскую Булгарию  в 1164 году. В этом походе сын Андрея
    Боголюбского, молодой князь Изяслав, получил тяжёлое ранение, от которого и
    скончался в 1165 году. В память об этих событиях Андрей Боголюбский и заложил
    Покровский храм. Место для его возведения указал сам.

    Храм
    был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Этот праздник был
    установлен владимирским духовенством и князем Андреем и призван был
    свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. По
    старинному поверью, Богородица держала в руках плат – покров, защитив город от
    врагов. (Праздник отмечается на Руси 14 октября). (Работа с «Опорной
    карточкой»).

    3 группа : выяснить
    архитектурные особенности храма.

    Церковь стоит на искусственном холме высотой 4 метра, который
    был насыпан специально, чтобы во время весеннего половодья уберечь храм от
    сырости. Когда воды разлившихся Нерли и Клязьмы образуют озеро, над его гладью
    возвышается только этот стройный белокаменный храм
    . Это
    небольшой храм (в плане 10 на 14 метров, высотой 30 метров) и очень красивый. В
    чём секрет его красоты?  С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей
    конструкции чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества
    одноглавый крестовокупольный  четырехстолпный храм . . Нельзя, конечно, не сказать
    о том, что храм украшен луковичным куполом на высоком барабане, стены храма
    украшены арочным фризом , пилястрами , посредине стен проходит пояс из
    полуколонок, на арочном фризе расположены рельефы,
    изображающие псалмопевца Давида, который в окружении птиц и львов
    прославляет Богоматерь под звон гуслей. Храм
    пленяет своим изяществом. С помощью удачно выбранных пропорций и форм зодчим
    удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности
    ввысь. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка
    наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту
    здания.
    Если заглянуть внутрь , там тоже испытаешь ощущение
    устремлённости ввысь.

    И,
    конечно же, храм удивительно гармонично вписан в окружающую его природу. Вокруг
    — полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и
    пышными травами. (Работа с «Опорной карточкой»). 

    4 группа найти стихотворения, высказывания писателей и поэтов об
    этом храме

    Писатели и поэты придумали много замечательных сравнений для
    церкви Покрова на Нерли. Одни называют её  парусом, уносящимся вдаль
    по безбрежным волнам времени, другие уподобляют лучистой безмолвной
    звезде, уплывающей в бесконечность мироздания, третьи сравнивают этот
    архитектурный памятник с поэмой, запечатлённой в камне .

    Русский
    художник Игорь Грабарь сказал:  «Церковь Покрова на Нерли
    близ Владимира является не только самым совершенным храмом , созданным на Руси,
    но и одним из величайших памятников мирового искусства»

    Нам 
    понравилось стихотворение 
    Нам  понравилось стихотворение Покрова
    на Нерли – Леонида Грайвороновского
     

    То ли храм, то ли
    сказка,

    То ль поклон да
    привет

    Из старинной Руси,

    То ли белая лебедь

    Заснула случайно,

    И назвали ее –
    Покрова на Нерли.

    Покрова на Нерли –

    Наша боль и
    отрада,

    Наш привет
    журавлям,

    Что вернутся
    домой.

    Покрова на Нерли-

    То ли храм, то ли
    сказка,

    Наша гордость и
    боль

    Пополам со слезой.

    Словно облако с
    неба

    В поля опустилось,

    И не будет такого

    Еще на Руси.

    Как прощение нам

    От распятого Бога

    Этот храм на
    лугах-

    Покрова
    на Нерли!..

     (Работа с «Опорной
    карточкой
    »)

    Лебедь — храм Покрова на Нерли(опорная карточка)

    ·        
    Храм
    Покрова на Нерли находится (где?) во _________________________ области,

    при впадении реки
    _______________в____________________.

    ·        
    Он
    построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________

    ______________________________________________________________________.

    ·        
    Историки
    связывают это (с каким событием?) _______________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________.

    ·        
    На
    первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________

    ·        
    ________________________________________________________________________.

    ·        
    Мы
    видим элементы, обычные для древнерусской архитектуры (какие?): _________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________.

    ·        
    Храм
    (какой?)_________________________________________________________
    _______________________________________________________________________.

    ·        
    _____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    Поэты сравнивают
    храм (с чем?) ________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    ·        
    (Что
    является фоном для храма?)_______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    ·        
    (Как
    связан храм с окружающим
    пейзажем?)_____________________________________________________________

    ____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    (Какие чувства
    вызывает у вас этот храм?)
    _____________________________________________________________________________.

    V.Актуализация
    знаний

    1.Лексическая
    работа

    — Как вы могли бы озаглавить текст?

    1.       «Храм
    Покрова на Нерли»

    2.       «Поэма в
    камне»

    3.       «Лебедь-храм»

    4.       «Лебедь
    белокаменный»

    5.       «Чудо на
    Нерли»

    2.Подберите
    синонимы к словам (устно)

    Храм, художник,
    картина, изображено

    Ответы: Храм: церковь,
    шедевр архитектуры, памятник культуры, собор

    Художник: живописец,
    мастер кисти, пейзажист

    Картина: полотно,
    репродукция

    Изображено: показано,
    нарисовано, передано

    3.
    Орфографическая работа
    , направленная на предупреждение
    орфографических ошибок.( Синонимичный ряд в учебнике)

    Задание: напишите
    слова, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов

    1.      В…ликолепный

    2.      Ф…нтастический

    3.      Уд…вительный

    4.      Осл…пительный                       

    4.   План сочинения — описание памятника архитектуры.

    5.      I.
    Храм Покрова на Нерли – величайший памятник древнерусской архитектуры.

    6.      II.
    «Белая лебедь русской архитектуры»:

    7.      1)
    общее впечатление;

    8.      2)
    место расположения храма;

    9.      3)
    архитектурные особенности.

    10.  III.
    Мое  отношение к  памятнику культуры.

    5.В своем
    сочинении вы можете использовать рабочие материалы : 

     А)- Упр
    88 учебника

     Б)- Белокаменная
    церковь; храм возвышается как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм;
    холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как
    сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в
    окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые
    цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.

    6.Устное
    сочинение –описание храма Покрова на Нерли

    Возвратимся к
    заданию упр.89 – поделитесь впечатлениями, увиденными на картинах (по
    вариантам, один ученик устно описывает картину Герасимова, а второй – картину
    Баулина)

    VI.Поведение
    итогов. Вывод:

    -С чем вы
    познакомились на уроке?

    — Чем вы
    занимались на уроке? (собирали  материал и описывали памятник культуры)

    -Какое значение
    для русской культуры имеют памятники? (Это память, образец культуры, связь
    поколений, это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное
    творение человеческих рук, ума)

     (Ответы
    учащихся.)

    VII.
    Выставление оценок.

    VIII. Домашнее
    задание.

    Написать 
    сочинение – описание памятника архитектуры Храма Покрова на Нерли

    IX.
    Рефлексия.

    Что вам
    понравилось?

    Как вы оцениваете
    результаты своей работы

  • Сочинение описание памятника архитектуры 8 класс по русскому языку церковь покрова на нерли
  • Сочинение описание памятника архитектуры собор василия блаженного 8 класс
  • Сочинение описание памятника архитектуры москвы
  • Сочинение описание памятника архитектуры 8 класс по русскому языку храм василия блаженного
  • Сочинение описание памятник архитектуры храм василия блаженного