Сочинение он перечитал внимательно какой порядок слов прямой или обратный

Разработка урока по русскому языку.тема. порядок слов в предложениицель: углубить знания учащихся о предложении, научить выделять в нем главную информацию,

Разработка урока по русскому языку.

Тема. Порядок слов в предложении

Цель: углубить знания учащихся о предложении, научить выделять в нем главную информацию, изменяя порядок слов (прямой и обратный), развивать умения и навыки анализировать предложения, логично и последовательно излагать свои мысли; воспитывать интерес к изучению языка и литературы как неотъемлемой части жизни человека.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Литература — это искусство самовыражения с помощью слов.

Акутагава Рюноскэ

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель выборочно проверяет тетради; ученики зачитывают предложения из художественных произведений.)

2. Работа у доски.

— Сделайте синтаксический разбор предложения. Художественная литература обладает огромной познавательной силой.

3. Беседа.

1) Что такое предложение?

2) Чем предложение отличается от словосочетания?

3) Какие вы знаете признаки предложения?

4) Что называется грамматической основой предложения?

5) Чем отличается сложное предложение от простого?

6) Выражают ли законченную мысль простые предложения в составе сложного?

7) С помощью чего простые предложения соединяются в сложные?

4. Словарный диктант с грамматическим заданием.

— Используя данные словосочетания, составьте одно простое, одно сложное предложение.

— Дайте толкование слова «аттестат».

Свидетельство современников, мои ровесники, общественное признание, мужественно держаться, идеальный человек, сигнал об опасности, регулировать движение, подлинный талант, вручить аттестат, почетный диплом, наши стипендиаты.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Индивидуальное задание.

— Поменяйте местами слова в простом предложении, составленном ранее (2, 3 варианта).

— Изменился ли смысл предложения?

— Какое слово в предложении является самым важным?

— На каком месте в предложении оно стоит?

Например. Директор вручил аттестаты нашим выпускникам. Нашим выпускникам вручил аттестаты директор.

Директор нашим выпускникам аттестаты вручил.

2. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)

3. Объяснение учителя.

С помощью порядка слов мы выделяем слово, наиболее важное в предложении.

При спокойной, ненапряженной интонации такое слово обычно ставится в конце предложения. Так, смысл предложения Директор вручил аттестаты нашим выпускникам заключается в том, что директор вручил аттестаты именно выпускникам, а не другим ученикам. Смысл же предложения Нашим выпускникам вручил аттестаты директор и Директор нашим выпускникам аттестаты вручил другой: в первом утверждается, что аттестаты вручил именно директор, а не, к примеру, завуч, а во втором — что директор аттестаты вручил, а не просто отдал.

Значит, слова могут занимать в предложении различные в зависимости от его смысла места. Это является особенностью русского языка, в отличие, например, от английского, где принят четкий, фиксированный порядок слов.

Существует обычный порядок слов, который называется прямым, и менее обычный, который называется обратным.

При прямом порядке слов — подлежащее предшествует сказуемому. Я вышел на улицу.

При обратном порядке слов — сказуемое предшествует подлежащему. На улицу вышел я.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

(Один из учеников работает у доски.)

— Перестройте предложения так, чтобы выделенные слова выражали наиболее важное в сообщении.

— Определите порядок слов в предложении.

— Выделите грамматическую основу во всех предложениях.

1) Мы поедем во Львов в феврале.

2) Мы записались в сентябре в танцевальную студию.

3) Вы будете участвовать в олимпиаде в январе?

4) Соревнования состояться в Киеве во время каникул.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

(Выполняет несколько учащихся.)

— Сравните предложения, укажите порядок слов.

— Укажите, в чем отличие предложений в каждой паре.

— Составьте по два собственных предложения с прямым и обратным порядком слов.

1) Нужные цитаты я подбирал долго. — Я долго подбирал нужные цитаты.

2) Он внимательно перечитал сочинение. — Сочинение он перечитал внимательно.

3) Мы хорошо работали на субботнике. — На субботнике мы работали хорошо.

3. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Как мы выделяем наиболее важную информацию в предложении?

2) Как может меняться смысл предложения от перестановки слов?

3) Какой порядок слов в предложении существует?

4) Что такое прямой порядок слов в предложении?

5) Что такое обратный порядок слов в предложении?

Вывод. С помощью порядка слов мы выделяем наиболее важное в предложении слово, при спокойной интонации такое слово обычно стоит в конце; слова могут занимать в предложении различные места в зависимости от смысла; существует прямой порядок слов (подлежащее стоит перед сказуемым) и обратный (сказуемое стоит перед подлежащим).

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Подготовить выразительное чтение любого четверостишия, выписать пять простых предложений и преобразовать их (прямой порядок слов заменить обратным).

Д.Э.Розенталь

“Справочник по правописанию и стилистике” 

К оглавлению

XLII. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения.

Различаются   п р я м о й   п о р я д о к   слов, определяемый типом и структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди других слов, которые  непосредственно   с  ним   связаны,   а  также   стилем   речи   и  контекстом,   и   о б р а т н ы й
п о р я д о к,  являющийся отступлением   от  обычного  порядка  и  выполняющий  чаще всего  функцию
и н в е р с и и,  т. е. стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко используется в произведениях публицистических и литературно-художественных; особую роль обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.

Определяющим фактором расположения слов в предложении является целенаправленность высказывания, его коммуникативное задание. С ним связано так называемое а к т у а л ь н о е ч л е н е н и е   высказывания, которое предполагает движение мысли от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое (основа высказывания) обычно заключено в начальной части предложения, второе (ядро высказывания) – в его конечной части. Ср.:

1) 12 апреля 1961 года состоялся полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества (исходной точкой, основой высказывания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром высказывания – остальная часть предложения, которая логически подчеркивается);

2) Полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 года (основой высказывания является сообщение об историческом полете Ю. А. Гагарина, а ядром высказывания – указание на дату, которое логически подчеркивается).

§ 178. Место подлежащего и сказуемого

  1. В   п о в е с т в о в а т е л ь н ы х  предложениях подлежащее обычно предшествует сказуемому, например: Провода тянулись от дерева к дереву… (Ажаев); Кое-кто уходил из деревни на заработки… (Гладков); Земля вращается вокруг Солнца.

    Взаимное расположение подлежащего и сказуемого может зависеть от того, обозначает ли подлежащее определенный, известный предмет или, наоборот, предмет неопределенный, неизвестный. Ср.: Поезд пришёл (определенный). – Пришёл поезд (неопределенный, какой-то).

    Обратный порядок главных членов предложения (сначала сказуемое, потом подлежащее) является обычным в следующих случаях:

    1) в авторских словах, разрывающих прямую речь или стоящих после нее, например: – Я не странный, – ответил мальчик грустно (Короленко).

    Постановка подлежащего впереди сказуемого в подобных случаях встречалась в старых текстах, например: – Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть кур красть? – крестьянин говорил лисице, встретясь с нею (Крылов); – Дедушку знаешь, мамаша? – матери сын говорит (Некрасов); учитывается и ритм стиха;

    2) в авторских ремарках, включаемых в текст драматических произведений, например: Входит Глумов (А. Н. Островский); Видна часть дома с террасой (Чехов);

    3) в предложениях, в которых подлежащее обозначает отрезок времени или явление природы, а сказуемое выражено глаголом со значением бытия, становления, протекания действия и т. д., например: Прошло сто лет… (Пушкин); Пришла весна (Л. Толстой); Была лунная ночь (Чехов);

    4) в описаниях, в рассказе, например: Поёт море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (Горький);

    5) в качестве стилистически заданного приема   и н в е р с и и,  с целью логического выделения одного из главных членов предложения, например: Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (А. Коптяева).

    При постановке обстоятельственных слов в начале предложения подлежащее часто стоит после сказуемого, например: С улицы доносился шум… (Чехов). Однако встречается в этих условиях и прямой порядок главных членов предложения, например: К базе Уваров и Анна подъехали в самое жаркое время дня (А. Коптяева).

  2. В   в о п р о с и т е л ь н ы х  предложениях сказуемое часто предшествует подлежащему, например: Не заступятся ли за меня дедушка али тётушка? (Пушкин); Так отдам ли я тебе эту волюшку, дорогую, короткую? (А. Н. Островский).
  3. В   п о б у д и т е л ь н ы х   предложениях местоимения-подлежащие, предшествующие глаголу-сказуемому, усиливают категоричность приказания, совета, побуждения, а следуя за сказуемым, они смягчают тон приказания. Ср.: Ты у меня пикни только (А. Н. Островский). – Не сокрушай ты меня, старуху (Тургенев).
  4. В разговорной речи связка часто ставится на первое место, например: Был я молодым, горячим, искренним, неглупым… (Чехов).
  5. Постановка именной части сказуемого впереди подлежащего служит целям инверсии, например: Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей; загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплоты древесной почки (Паустовский).

    Средством выделения сказуемого служит также постановка именной части перед связкой, например: …Оба голодные остались (Л. Толстой); Бор глухим, сумрачным стал (Сейфуллина). То же в составном глагольном сказуемом при постановке инфинитива перед вспомогательным глаголом, например: Так ты, что же, и сеять не думал? (Шолохов).

§ 179. Место определения в предложении

  1. С о г л а с о в а н н о е  определение обычно ставится впереди определяемого имени существительного, например: интересный сюжет, контрольная вычитка, проверенные цитаты, третье издание, наше издательство.

    Постановка согласованного определения после определяемого существительного служит целям инверсии, например: Со всех сторон горы неприступные (Лермонтов).

    Постпозитивное определение (т. е. определение, стоящее после определяемого слова) часто встречалось в произведениях писателей и поэтов XIX в., например: На меня она имела влияние сильное (Тургенев); Участие и любовь непритворные видны были на лице Анны (Л. Толстой); Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (Лермонтов); Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора… (Тютчев).

    Обычны постпозитивные определения, относящиеся к имени существительному, повторяющемуся в данном предложении, например: Это представление о рефлексе, конечно, представление старое… (акад. И. П. Павлов); Воропаев вспомнил свою первую встречу с Горевой – встречу удивительную и редкую по своеобразной фронтовой красоте (Павленко). Ср. в публицистической и деловой речи: Такие планы, планы смелые и оригинальные, могли возникнуть только в наших условиях; Это решение, безусловно, решение неправильное, и подлежит отмене.

    В речи стилизованной постпозитивные определения придают рассказу характер народного повествования; ср. у Неверова: Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

    Определения, выраженные притяжательными местоимениями, находясь в положении после определяемого существительного, могут придавать высказыванию экспрессивную окраску, например: Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.

    В нейтральных стилях нередки постпозитивные определения, выраженные указательными местоимениями, например: Полустанок этот… был обнесён двойным валом из толстых сосновых брёвен (Казакевич).

    Средством смыслового выделения определения служит:

    а) его обособление, например: Люди же, изумлённые, стали как камни (Горький);

    б) отрыв определения от определяемого существительного, например: Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды (Шолохов).

    Обособленное определение обычно постпозитивно, например: публикация писем, поступивших в редакцию; выставка картин, выдвинутых на соискание премии. Постановка таких распространенных определений (без их обособления) впереди определяемого слова воспринимается как своего рода инверсия; ср.: публикация поступивших в редакцию писем; выставка выдвинутых на соискание премии картин.

  2. При наличии нескольких согласованных определений порядок их расположения зависит от морфологического их выражения:

    1) определения, выраженные местоимениями, ставятся впереди определений, выраженных другими частями речи, например: в этот торжественный день, наши дальнейшие планы, все замеченные опечатки, каждый четвёртый вторник. Постановка определений-местоимений после определений-прилагательных является инверсией, например: В утренний этот серебристо-опаловый час спал весь дом (Федин); Танкист боролся с медленной своей и долгой болью (Л. Соболев);

    2) определительные местоимения предшествуют другим местоимениям, например: все эти поправки, каждое ваше замечание. Но местоимение самый ставится после указательного местоимения, например: эти же самые возможности, тот же самый случай;

    3) определения, выраженные качественными прилагательными, ставятся впереди определений, выраженных относительными прилагательными, например: новый исторический роман, тёплое шерстяное бельё, светлый кожаный переплёт, поздняя осенняя пора;

    4) если неоднородные определения выражены одними качественными прилагательными, то ближе к определяемому существительному ставится то из них, которое обозначает более устойчивый признак, например: огромные чёрные глаза, приятный лёгкий ветерок, интересная новая повесть;

    5) если неоднородные определения выражены одними относительными прилагательными, то, как правило, они располагаются в порядке восходящей смысловой градации (от более узкого понятия к более широкому), например: ежедневные метеорологические сводки, антикварные бронзовые изделия, специализированный книжный магазин.

  3. Н е с о г л а с о в а н н о е  определение ставится после определяемого существительного, например: заключение специалиста, книга в кожаном переплёте, роман с продолжением. Но определения, выраженные личными местоимениями в роли притяжательных, стоят впереди определяемого слова, например: его возражения, их заявления.

    Постановка несогласованного определения, выраженного существительным, впереди определяемого слова является инверсией, например: средней величины медведь (Гоголь); генерала Жукова дворовый (Чехов).

    Препозитивные несогласованные определения, т. е. стоящие впереди определяемого слова, закрепились в некоторых устойчивых оборотах, например: часовых дел мастер, гвардии старший лейтенант, добрейшей души человек.

    Согласованные определения обычно предшествуют несогласованным, например: высокая красного дерева кровать (Л. Толстой); старые табачного цвета глаза (Сергеев-Ценский). Но несогласованное определение, выраженное личным местоимением с притяжательным значением, обычно предшествует согласованному определению, например: его последнее выступление, их возросшие запросы.

§ 180. Место дополнения в предложении

  1. Дополнение обычно следует за управляющим словом, например: вычитать рукопись, исправление опечаток, готовы к набору.

    Дополнение (чаще всего прямое), выраженное местоимением (личным, неопределенным), может предшествовать управляющему слову, не создавая инверсии, например: Книга мне понравилась; Это зрелище его поразило; Мать что-то заметила в выражении лица дочери; Я вам рад.

    Постановка дополнения впереди управляющего слова обычно имеет характер инверсии, например: Аптекаршу, быть может, увидим (Чехов); Душа к высокому тянется (В. Панова). Ср. в живой разговорной речи: Вас кто-то спрашивает; Всех своих друзей позабыли; А телевизор вы можете починить?

    Обычна препозиция дополнения со значением лица в безличных предложениях, например: Ему нужно поговорить с вами; Сестре нездоровится; Всем хотелось отдохнуть.

  2. При наличии нескольких дополнений, относящихся к одному управляющему слову, возможен различный порядок слов:

    1) обычно прямое дополнение предшествует другим дополнениям, например: Возьмите рукопись у корректора; Обсудите вопрос со своими сотрудниками; Вошедший подал руку всем присутствующим;

    2) косвенное дополнение  л и ц а,  стоящее в дательном падеже, обычно предшествует прямому дополнению  п р е д м е т а,  например: Сообщите нам свой адрес; Мать подарила ребёнку красивую игрушку; Эта женщина спасла Бекишеву жизнь… (В. Панова).

    Точно так же родительный падеж со значением действующего лица (несогласованное определение) предшествует другому падежу (в роли дополнения), например: приезд сына к родителям, памятная записка автора для редактора.

  3. Прямое дополнение, совпадающее по форме с подлежащим, ставится, как правило, после сказуемого, например: Мать любит дочь; Весло задело платье; Лень порождает беспечность; Суды защищают законы. При перестановке подлежащего и дополнения меняется смысл предложения (Дочь любит мать; Платье задело весло) или возникает двусмысленность (Беспечность порождает лень; Законы защищают суды). Иногда в подобных случаях инверсии сохраняется нужный смысл, вытекающий из лексического значения названных членов предложения (Велосипед разбил трамвай; Солнце закрыло облако), но правильное понимание таких предложений несколько затрудняется, поэтому рекомендуется или сохранять прямой порядок слов, или действительный оборот заменять страдательным (Велосипед разбит трамваем; Солнце закрыто облаком).

§ 181. Место обстоятельств в предложении

  1. Обстоятельства  о б р а з а   д е й с т в и я,  выраженные наречиями на -о, -е, обычно ставятся впереди глагола-сказуемого, например: Перевод точно отражает содержание оригинала; Мальчик вызывающе смотрел на нас; Гаврюшка густо покраснел и бурно запротестовал… (Гладков); Вокзал быстрее и быстрее уплывал назад… (Г. Николаева); Мостовая гладко белела (Антонов).

    Некоторые наречия, сочетающиеся с немногими глаголами, ставятся после них, например: идти шагом, лежать ничком, пройтись босиком, упасть навзничь, ходить пешком.

    Обычно постпозитивны обстоятельства образа действия, выраженные именем существительным в наречном значении, например: разбегаться волнами, расходиться кругами.

    Место обстоятельства образа действия может зависеть от наличия или отсутствия в предложении других второстепенных членов; ср.: Альпинисты шли медленно. – Альпинисты медленно шли по крутой тропинке.

    Средством смыслового выделения обстоятельства образа действия или меры и степени является постановка их в начале предложения или отрыв от слов, к которым они примыкают, например: Тщетно Григорий старался увидеть на горизонте казачью лаву (Шолохов); Дважды пережил такое чувство Никита (Федин); Да, мы дружны были очень (Л. Толстой).

  2. Препозитивны обстоятельства   м е р ы    и    с т е п е н и,   например: Диктор дважды повторил приведённые в тексте цифры; Директор очень занят; Рукопись вполне подготовлена к набору.
  3. Обстоятельство  в р е м е н и  обычно предшествует глаголу-сказуемому, например: За ужином разговаривали мало (Тургенев); Через месяц Беликов умер (Чехов); По вечерам доктор оставался один (В. Панова).

    Нередко, однако, обстоятельство времени бывает постпозитивно, что способствует его смысловому выделению, например: Сестра поднялась рано; Я пришёл до рассвета.

  4. Обстоятельство  м е с т а  обычно препозитивно, причем часто стоит в начале предложения, например: На фабрике было неспокойно… (Горький); С запада шла туча (Шолохов).

    Если обстоятельство места стоит в начале предложения, то часто непосредственно за ним следует сказуемое, а потом уже подлежащее, например: Справа подымалось белое здание больницы… (Гаршин); Отовсюду неслись незнакомые запахи трав и цветов… (Серафимович). Однако в этих условиях возможен и прямой порядок главных членов предложения, например: Над седой равниной моря ветер тучи собирает (Горький).

    Постановка обстоятельства места после сказуемого является нормой в тех сочетаниях, в которых наличие обстоятельства необходимо для полноты высказывания, например: Дом находится на окраине города; Родители его постоянно живут на юге.

    Если в предложении имеются обстоятельство времени и обстоятельство места, то обычно они ставятся в начале предложения, причем на первом месте стоит обстоятельство времени, а на втором – обстоятельство места, например: Завтра в нашем городе ожидается тёплая погода без осадков; К вечеру в доме всё успокоилось. Постановка рядом двух обстоятельств подчеркивает их смысловую роль в предложении. Возможно и другое их размещение: на первом месте ставится обстоятельство времени, затем подлежащее, за ним сказуемое и, наконец, обстоятельство места и другие члены предложения, например: В начале апреля река вскрылась на всём своём протяжении; Вчера я встретил на улице своего старого друга.

  5. Обстоятельства   п р и ч и н ы    и    ц е л и   чаще стоят впереди сказуемого, например: По случаю волнения на море пароход пришел поздно (Чехов); Две девушки от страха плакали (В. Панова); Мужик с сумою на спине… для смеху подтолкнул другого плечом (Малышкин).

    Постановка названных обстоятельств после глагола-сказуемого обычно приводит к их смысловому выделению, например: Она проснулась от страха; Он не ходит на работу якобы из-за болезни; Электричка отправлена в депо на годовой ремонт.

§ 182. Местоположение вводных слов, обращений, частиц, предлогов

  1. Не являясь членами предложения, вводные слова свободно располагаются в нем, если относятся к предложению в целом; ср.: Казалось, он уснул. – Он, казалось, уснул. – Он уснул, казалось.

    Вместе с тем следует отметить, что смысловая нагрузка вводного слова в приведенных вариантах неодинакова: в большей степени она отмечается в первом из них, где в начале предложения слово казалось по значению приближается к простому предложению в составе бессоюзного сложного предложения; последние два варианта равноценны.

    Если вводное слово по смыслу связано с отдельным членом предложения, то оно ставится рядом с ним, например: Стала появляться настоящая птица, дичь, по выражению охотников (Аксаков); Наше ветхое судёнышко наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, на неглубоком месте (Тургенев).

    Не следует ставить вводное слово между предлогом и тем словом, которым предлог управляет, например: «Дело находилось в, казалось бы, верных руках» (вместо: Дело находилось, казалось бы, в верных руках).

  2. Обращения также свободно располагаются в предложении, однако для смыслового и интонационного их выделения не безразлично место, занимаемое ими в предложении: обращение, стоящее в начале или в конце предложения, логически подчеркивается. Ср.: Доктор, скажите, что с моим ребёнком. – Скажите, доктор, что с моим ребёнком. – Скажите, что с моим ребёнком, доктор.

    В призывах, лозунгах, воззваниях, приказах, ораторских выступлениях, официальных и личных письмах обращение, как правило, ставится в начале предложения.

    То же в поэтической речи, причем обращение нередко выделяется в самостоятельное предложение, например: Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов); Мать-земля моя родная, сторона моя лесная, край, страдающий в плену! Я приду – лишь дня не знаю, но приду, тебя верну (Твардовский). Ср. разорванное обращение с основной частью в конце предложения: За кровь и слёзы жаждавший расплаты, тебя мы видим, сорок первый год (Щипачёв).

  3. Частицы, как правило, стоят перед словом, к которому они по смыслу относятся. Ср.:

    а) Эта книга трудна даже для него (речь идет о трудности для квалифицированного человека);

    б) Эта книга даже трудна для него (подчеркивается неожиданность трудности);

    в) Даже эта книга трудна для него (речь идет о неподготовленном читателе).

    Частица -таки постпозитивна (довольно-таки, настоял-таки), но для подчеркивания смысла иногда в разговорной речи ее ставят перед глаголом, например: Статский советник хоть и сам пропал, но таки упёк своего товарища (Гоголь); Елена промолчала, и я таки запер её и в этот раз (Достоевский).

  4. Неудачен отрыв предлога от управляемого существительного в конструкциях типа: «Я приду с ещё несколькими товарищами» (вместо: Я приду ещё с несколькими товарищами); «Объем экспорта сократился с примерно…; увеличился до примерно…» (вместо: …сократился примерно с…; увеличился примерно до…).

    Не следует ставить подряд два предлога, например: «В одном из от вас полученных писем…» (вместо: В одном из полученных от вас писем…); «Обратить внимание на во всех отношениях выдающуюся работу» (вместо: Обратить внимание на выдающуюся во всех отношениях работу).

    В сочетаниях имени существительного с именем числительным, обозначающих приблизительное количество, предлог ставится между названными частями речи (минут через десять, шагах в двадцати), а не перед всем сочетанием («через минут десять», «в шагах двадцати»).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний о порядке слов в предложении.

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

обучающийся получит возможность научится поиску необходимой информации, создавать и преобразовывать схемы для решения задач, давать определение понятиям.

обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; обучающийся получит возможность оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения.

обучающийся получит возможность правильно находить предложения, в которых есть инверсия, т.е. неправильный порядок слов, научится исправлять ошибки в таких предложениях.

учебник «Русский язык»8 класс. Быстрова Е.А.

лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

алгоритм проверки порядка слов в предложении, эталоны для самопроверки порядка слов в предложении.

1этап. Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Здравствуйте! Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?

Ученик. Я хорошо учусь, потому что мои знания, пригодятся мне в жизни.

Ученик. Я много читаю, потому что чтение помогает мне пополнить мои знания.

Учитель. А вы готовы изучать новую тему?

Ученик. Готовы.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение

264, проверьте его по эталону, спроецированному на экран.

Спишите и подчеркните в стихотворении обстоятельства.

Облаками вставал.

Начал падать снежок.

Из — под чёрных кудрей.

(И. Никитин)

Эталон №1 к упражнению №264

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

…В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из — под чёрных кудрей.

(И. Никитин)

Поутру (обстоятельства времени).

Вчера (обстоятельство времени).

Над землёю (обстоятельство места).

Весело (обстоятельство образа действия).

Учитель. Кто выполнил упражнение, проверьте по эталону, спроецированному на экран.

Учитель. Запишите предложения, подчеркните обстоятельства, рядом надпишите их вид.

Из темноты сверкнуло созвездие огней и вода под этими огнями заметалась острыми быстрыми вспышками. Долго бродила Олёнка по лесу, болоту, в березняках. В ольховых зарослях ручьёв и в низинах появились первые стайки зарянок и запели свои несложные песенки. Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, букашки, личинки.

Эталон №2

Из темноты (обстоятельство места) сверкнуло созвездие огней и вода под этими огнями заметалась острыми быстрыми вспышками. Долго бродила Олёнка по лесу, болоту, в березняках (обстоятельство места). В ольховых зарослях ручьёв и в низинах появились первые стайки зарянок и запели свои несложные песенки. Под пеньком в хвое и листьях (обстоятельство места) шныряют муравьи, букашки, личинки.

Учитель.  Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Подойдите ко мне.

Ученик: Я выполнил упражнение без ошибок.

Учитель: Какие затруднения при выполнении упражнения вы испытали?

Ученик: Я поставил неверно вопросы к обстоятельствам.

Ученик: Я нашёл не все обстоятельства в тексте.

Эталон №3

2 задание . Синквейн.

1 пример.

обстоятельство

второстепенный, зависящий

обозначает, отвечает, зависит

от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака

член предложения

2 пример.

Обстоятельство

Разное, распространённое

Обозначает, зависит, выражается

Обстоятельство зависит от сказуемого

Второстепенный член

Учитель. Те, кто составил синквейн, выберите лучшее.

Учитель: На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик: На удовлетворительном, мы ещё допускаем ошибки, поэтому нам необходимо продолжать работать.

Учитель: У вас на партах лежат листы самооценки. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Лист самооценки

Ученика (цы) 8 класса по теме «Порядок слов в предложении».

Ф.И.______________

Домашнее задание

Составление алгоритма

Самостоятельная работа

Карточка 1 (групповая работа)

Карточка №2

— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

— задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель. На доске записаны предложения, подчеркните грамматическую основу.

Солнце зашло.

Воздух был тих и звучен.

Мы живем на огромной земле.

Степь весело пестреет цветами.

Жарко светило солнце.

В техникуме учится сын.

На завтра перенесли экзамен.

Учитель. По каким признакам вы будете распределять предложения в две колонки?

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экране.

Эталон №4

Солнце зашло.

Воздух был тих и звучен.

Мы живем на огромной земле.

Степь весело пестреет цветами.

Жарко светило солнце.

В техникуме учится сын.

На завтра перенесли экзамен.

Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик. Я еще ничего не знаю о правильном и обратном порядке слов.

Ученик. А я обратила внимание на то, что на первом месте у нас стоят главные члены предложения.

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку с правилами, с которыми познакомились на уроке? Какова же проблема?

Ученик. Нет, затрудняемся. Не хватает знаний.

Учитель. Правильно определили главные члены предложения?

Ученик. Я неправильно подчеркнул в предложении подлежащее. То есть подчеркнул вместо подлежащего, дополнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Мы хотим узнать об этих предложениях, чтобы использовать в своей речи и находить в художественных текстах.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Затрудняемся.

Учитель. Высказывайте ваши предположения.

Ученик. Может, расположение главных членов в предложении?

Учитель. Я поправлю. Тема нашего урока: «Порядок слов в предложении»

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда могли объяснить какое- либо правописание?

Ученик. Работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте правило на стр.236, параграф 25. Что вы узнали из параграфа 25?

Ученик. Из параграфа 25 я узнал, что в русском языке обычным является порядок, при котором: подлежащее предшествует сказуемому.

Например: Солнце зашло

А также, что дополнение находится после сказуемого.

Ученик. А я заметила, что обстоятельство может находиться как перед сказуемым, так и после него.

Например: Жарко светило солнце

Такой порядок называется прямым. Но есть и обратный. Его ещё называют инверсией.

Ещё хочу добавить, что порядок слов помогает выделить наиболее важное в смысловом отношении слово.

Например: Сын учится в техникуме.

В техникуме учится сын.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. Представьте первая группа, свой алгоритм.

Алгоритм действия

Порядок слов в предложении

Согласованное — определение

На огромной земле

Обратный

Или

Инверсия

Сказуемое — обстоятельство

Жарко светило

Прямой

подлежащее — сказуемое

Солнце зашло

Дополнение – сказуемое

Пестреет цветами

Алгоритм действия

Порядок слов в предложении

Прямой

Обратный

Или

Инверсия

подлежащее согласованное сказуемое дополнение -сказуемое

-сказуемое -определение -обстоятеьство

Ученик. Мы составили алгоритмы по теме: «Порядок слов в предложении». По алгоритму мы сможем объяснить, почему в некоторых предложениях меняется порядок слов.

Ученик. В предложении задаём вопрос по шагам.

Учитель. На ваших столах лежат карточки. Стихотворение «Белеет парус одинокий», нужно проработать, используя алгоритм №2. Прочитайте стихотворение и определите главные и второстепенные члены предложения. И распределите предложения с прямым и обратным порядком слов в предложении и запишите их в два столбика.

Ученик.

Ученик.

Ученик.

Учитель. Можете ли вы теперь объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока?

Ученик. Можем. В предложении: «Жарко светит солнце» — мы вписали в инверсию, а надо в прямой порядок слов в предложении.

Ученик. В предложении «Тёплый воздух чист и звучен» — я определил, как предложение в обратным порядком слов, а надо было к прямому, потому что ……..

Ученик. «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом», теперь мы можем объяснить, где были допущены ошибки в начале урока. Используя алгоритм №2 выполнить задание было нетрудно.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Тогда поработаем по карточке №3. Прочитайте предложения.

Найдите прямой и обратный порядок слов.

Запишите их в два столбика.

  1. Поёт море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки.

  2. Лёгкие белые облака лениво плыли в прозрачной тишине.

  3. Сейчас пройдёт дождь.

  4. Да, мы дружны были очень.

  5. На меня имела влияние сильное.

карточка №3

Найдите прямой и обратный порядок слов.

1.

2.

3.

4.

5.

Ученик. В предложении «Поёт море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки» —

Ученик. В предложении «Лёгкие белые облака лениво плыли в прозрачной тишине»

Ученик. В предложении «Сейчас пройдёт дождь»

Ученик. В предложении «Да, мы дружны были очень»

Ученик. В предложении «На меня имела влияние сильное»

Учитель. Сверьте свои работы с эталоном.

Эталон

Обратный

Прямой

Прямой

Обратный

Обратный

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного задания?

Ученик. Да, надо еще потренироваться. Ещё допускаем ошибки.

Учитель. Для дальнейшего закрепления, поработаем в группах. Прочитайте предложения и выпишите только с обратным порядком слов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Эталон

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Мы долго спорили, куда отнесём предложение

Ученик. Но обратившись к эталону, мы поняли, что это предложение с ……

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Откройте карточку №4, прочитайте предложения и распределите в следующую таблицу. Подчеркните главные члены предложения.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проведём взаимопроверку по эталону, который спроецирован на доске.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я выделил не все инверсии.

Учитель. Есть ещё ошибки?

Ученик.

Ученик. Нет, мы можем объяснить предложения, используя алгоритм.

Физкультминутка.

Выполняется физкультминутка с мультимедийным персонажем.

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет.

Учитель. Тогда посмотрите на картинку спроецированной на экране. Составьте по ней 3-4 предложений с прямым и обратным порядком слов.

hello_html_m25c90790.jpg

Учитель. Прочитайте, какие предложения вы составили.

Ученик (читает) Я пользовался при составлении предложений алгоритмом

1.

2.

Ученик. Я тоже пользовался алгоритмом, и мне было очень легко.

3.

4.

Эталон

Учитель. Какие затруднения при выполнении данного задания?

Ученик. Мне кажется, предложение……..

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. В чем особенность предложений, над которыми вы работали?

Ученик. Мы научились определять предложения с прямой и инверсией.

Учитель. А теперь составьте связный рассказ с прямым и обратным порядком слов.

Учитель. Прочитайте связное высказывание.

Учитель. Прослушайте сочинение.

Ученик. Наступило лето. (Подлежащее-сказуемое)

Дети играют на игровой площадке. (Согласованное определение)

Мальчики играют с мячом. Маша рисует красками. Дима занят чтением интересной книги. (Дополнение после сказуемого)

Солнце светит ярко. (Обстоятельство после сказуемого)

Летом детям весело. (Инверсия)

Ученик. Сочинение получилось связное. Мы использовали прямой и обратный порядок слов.

Ученик. Но мне кажется оно незаконченное.

Учитель.

9. Этап рефлексия.

Учитель. Что вы узнали на уроке? Выполнили ли мы те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

Ученик. Свою задачу мы выполнили. Мы научились составлять предложения по картине с прямым и обратным порядком слов.

Ученик. Научились определять правильный порядок слов в предложении.

Также научились отличать прямой порядок слов от обратного.

Ученик. Научились составлять алгоритм.

Домашнее задание.

1)Параграф 25. Упражнение 278. Спишите. Прокомментируйте приём инверсии, главных и второстепенных членов предложения.

2) Упражнение 279. Найдите ошибки связанные с нарушением порядка слов и исправьте их. Запишите получившиеся предложения.

3)Напишите сочинение – рассуждение на тему: Почему мне нужно изучать тему: Порядок слов в предложении.

Учитель.

Всем спасибо, ребята, за работу на уроке.

  • Сочинение он летел на похороны матери сочинение
  • Сочинение описание времени года осень
  • Сочинение описание памятника ленина в москве
  • Сочинение он перечитал внимательно мы плыли по реке дней восемь
  • Сочинение он растяпа этот вовка олег же его предупреждал