Сочинение о церкви михаила архангела

2 декабря 2021 г. 19:1327 ноября 2021 года в передаче церковь и мир, выходящей на канале россия 24 по субботам

2 декабря 2021 г. 19:13

27 ноября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Главные вопросы о событиях в России и мире мы каждую неделю задаем председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: На теневых интернет-ресурсах были выставлены на продажу данные граждан, которые покупали себе поддельные справки о вакцинации и ПЦР. В базах персональной информации более 500 тысяч человек. По мнению некоторых, собственно эти сайты и ресурсы и создавались для того, чтобы в дальнейшем этих самых граждан шантажировать. В связи с этой новостью поднялось обсуждение: необходима ли амнистия для таких граждан и для врачей, потому что участились и обращения от якобы вакцинированных россиян с тем, чтобы по истечение месяца, двух, трех сделать уже настоящую вакцину? Как Вам кажется, владыка, должна ли быть такого рода амнистия объявлена для врачей, выдававших поддельные справки для «вакцинированных»?

Митрополит Иларион: Я думаю, что речь идет прежде всего о нарушении законодательства, а если люди нарушают законодательство, они должны нести наказание по закону. Сейчас не то время, когда нужно амнистировать обманщиков и авантюристов. Сейчас нужно принять все меры для того, чтобы исключить возможность продажи фейковых сертификатов, чтобы каждый человек, который сделал вакцину, получал подлинный сертификат и с ним мог входить в общественные места.

Что означает фейковый сертификат? Во-первых, что человек ставит под угрозу свою жизнь, а во-вторых, жизнь окружающих людей. Мы ежедневно бьем рекорды по количеству смертности, у нас умирает больше тысячи человек в день — это огромное число. Что бы ни говорили противники вакцинации, что бы ни говорили те, кто утверждают, что от гриппа умирают не меньше, чем от ковида, это не соответствует действительности. Это огромные цифры, мы теряем людей. Больницы переполнены, врачи перегружены. И на фоне этого огромного кризиса, который охватил нашу страну, продажа фейковых сертификатов является в высшей степени безнравственным поступком и преступлением, за который виновные должны нести ответственность: и те, кто продают эти сертификаты, и те, кто их покупает.

Е. Грачева: Владыка, на этой неделе стало известно, что правительство одобрило и внесло в Госдуму на рассмотрение законопроект о расширении прав мужчин на получение материнского капитала. В списке категорий мужчин, которые могут получить этот маткапитал, и те, кто воспитывает детей от суррогатных матерей. Мы помним, что уже в июне первая «ласточка» пролетела: Конституционный суд одобрил такую норму. Теперь слово за Государственной Думой. «Комсомольская правда» провела свой опрос: 60 процентов опрошенных с таким решение согласны. А что скажет на это Церковь?

Митрополит Иларион: У нас есть определенная позиция в отношении суррогатного материнства, которая зафиксирована в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», и потом в дополнительно принятом документе «О крещении детей, родившихся от суррогатных матерей». Мы не вмешиваемся в законодательство, в личную жизнь людей, но в отношении тех, кто является членами Церкви, мы говорим совершенно ясно и однозначно: суррогатное материнство Церковью не одобряется и не благословляется, потому что суррогатное материнство является вмешательством в то, что принадлежит Самому Богу.

Дети должны рождаться от папы и мамы, от биологического отца и биологической матери. Дети рождаются в законном браке, который освящен таинством венчания — вот учение, которое всегда исповедовала Церковь. То, что выходит за рамки этого учения, является нарушением целостности брака, Церковь принять не может. Соответственно, и одобрить инициативы, направленные на поддержание суррогатного материнства в той или иной форме, Церковь тоже не может.

Е. Грачева: Российские мусульмане обратились с просьбой к столичным властям разрешить им организовать на станциях метро столичной подземки молельные комнаты для того, чтобы они могли совершать регулярный намаз, как того требует их религия. Как Вы отнеслись бы к тому, если бы в метрополитене появились такие молельные комнаты?

Митрополит Иларион: Я думаю, в нашем Отечестве мы должны создавать условия для того, чтобы все религиозные конфессии имели право на свободное выражение своей веры.

Если говорить о мусульманах, то мне неоднократно приходилось видеть в странах Ближнего Востока и в других странах, как во время намаза мусульмане останавливают свою деятельность. Например, торговец в какой-нибудь лавке становится на коврик и совершает намаз. Он не смотрит на окружающих людей, он не стесняется того, что проявляет свои религиозные чувства публично. Он это делает, потому что так ему повелевает его религия. Я думаю, что и в нашем Отечестве должны быть условия для того, чтобы каждый человек мог свободно исповедовать свою религию.

С точки зрения Русской Православной Церкви, местами для молитвы являются храмы. Мы приходим в храмы для того, чтобы помолиться. В то же время у нас есть заповедь, которая восходит к самому апостолу Павлу: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17). Мы призваны молиться не только в храме, но и когда находимся в метро и других общественных местах.

В православной традиции не принято, допустим, останавливаться на улице и молиться так, как это делают мусульмане. Мы, если молимся в общественном транспорте, то делаем это про себя. Но у каждой религиозной традиции есть свои правила. Например, иудеи соблюдают субботу настолько строго, как мне рассказывал один иудей, что если, например, он окажется при наступлении субботы в аэропорту и должен лететь куда-то дальше, то ему придется сутки просидеть в аэропорту до тех пор, пока не закончится суббота, чтобы он мог возобновить свой полет.

У каждой религии свои правила, они заслуживают уважения. Если будут создаваться молельные комнаты для мусульман, то соответственно должны создаваться молельные комнаты и для христиан, и для представителей иных религиозных традиций, потому что у них тоже есть свои религиозные нужды.

Кстати говоря, во многих аэропортах мира существуют такие молельные комнаты для представителей разных конфессий. Например, в аэропорту Брюсселя есть шесть молитвенных комнат: одна для католиков, другая для протестантов, третья для православных, четвертая для мусульман, пятая для иудеев, а шестая — это просто комната для неверующих, куда они могут прийти и проконсультироваться с психологом.

Другой вопрос, где будут ставиться эти помещения? Потому что все хорошо знаем метрополитен: там есть пути, по которым ходят поезда, станции, где толпятся пассажиры, и если на каждой станции надо будет устраивать молельные комнаты, то где и как они будут располагаться? Тогда, наверное, надо перепроектировать вообще все станции метро, перестраивать их. Не знаю, готов ли Московский метрополитен к такого рода преобразованиям.

Е. Грачева: Хочется поговорить о правилах русской орфографии и пунктуации. Именно по ним живет русский язык аж с 1956 года. Выяснилось, что более шестидесяти лет в этот свод не вносились изменения, и, как считают филологи, настал этот день, когда эти изменения необходимо внести и обновить словарь. Министерство просвещения опубликовало проект этого документа, и теперь предлагаются обновленные правила орфографии, в том числе названий, связанных с религией. Предлагают слова «Бог», «Пасха», «Патриарх» писать с прописной буквы. Вы как писатель, в том числе, и как представитель Русской Православной Церкви как оцените эти нововведения?

Митрополит Иларион: Я их оцениваю положительно, но это нельзя назвать нововведением. Это возвращение к тем нормам литературного русского языка, которые существовали и в XIX веке, и в начале XX века, и которые по идеологическим причинам были искажены в советское время специально для того, чтобы унизить и растоптать религию и верующих. Для этой цели слово «Бог» писалось с маленькой буквы, слово «Богородица» писалось со строчной буквы. Тогда как верующие люди всегда — и в советское время, и до него, и сейчас — писали эти слова с прописной буквы.

У нас в Церкви есть свои нормативы, которые мы соблюдаем, они опубликованы. Те издания, которые выходят под эгидой Церкви, следуют определенным правилам. Мы всегда пишем слово «Бог» с прописной буквы за исключением тех случаев, когда речь идет о языческих богах: в этом случае слово «бог» пишется со строчной буквы. Мы пишем с прописной буквы слово «Церковь», когда речь идет о Церкви как организации. Но если речь идет о церкви как о храмовом здании, тогда мы пишем его со строчной буквы. И так далее, то есть существует определенная логика в написании тех или иных слов с прописной или со строчной буквы, и мы этой логике следуем. Она была выработана, по сути, еще в XIX веке, когда великими русскими писателями создавался наш литературный язык, но она, повторю, была искажена в советское время. Сейчас эти искажения убираются и это можно только приветствовать.

Е. Грачева: Владыка, к Вам напрямую вопрос как руководителю Отдела внешних церковных связей, он связан с решением французского суда в Грасе, который признал церковь Архангела Михаила в Каннах собственностью нашей страны. Это тоже такая долгая история. Может быть, Вы расскажете подробнее о предыстории этого спора? По причине этого спора храм сейчас недействующий. Расскажите, пожалуйста, как получилось, что нашу собственность пришлось отсуживать у Франции? Какой сейчас будет судьба у храма? Будут ли там богослужения?

Митрополит Иларион: Дело в том, что по французским законам все религиозные конфессии существуют не в форме централизованных организаций, а в форме ассоциаций, то есть, например, Римско-Католическая Церковь Франции не имеет статуса юридического лица. Она канонически оформлена, там есть конференция епископов, но с точки зрения французского законодательства каждый приход является ничем иным, как ассоциацией, то есть группой людей, которые собрались для выполнения каких-то целей, в данном случае — религиозных. Называется это по-французски «аssociation sans but lucratif», то есть «ассоциация без коммерческих целей», то, что у нас называется «некоммерческое объединение».

Ассоциация, которая владела храмом Михаила Архангела в Каннах, довела его до такого состояния. Мало того, что там не делался ремонт, там рухнул купол, он сейчас лежит на земле. Здание оцеплено, оно аварийное. Туда не пускают людей уже шесть лет. Священник, который этой ассоциацией приглашен для служения, совершает богослужения в палатке. Эта вопиющая ситуация сложилась по вине руководства этой ассоциации. Сейчас храм решением суда возвращен законному владельцу, потому что он строился в конце XIX века на средства российской императорской семьи. Он был собственностью Российского государства, и он возвращается в собственность Российского государства. Мы можем, наконец, с облегчением вздохнуть, потому что теперь Российское государство будет заботиться о восстановлении этого храма, о проведении там капитального ремонта.

Я очень надеюсь на то, что в скором времени после того, как противоаварийные работы в храме будут проведены, верующие смогут снова участвовать в богослужениях в этом историческом русском храме.

Е. Грачева: Будем надеяться, что он превратится в такую же жемчужину Православия на Лазурном берегу, каким является храм святителя Николая в Ницце. Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: В России каждый день умирает большое количество людей не только от коронавируса, но и от других серьезных заболеваний. Например, от гриппа, туберкулеза, сердечных болезней. В результате ДТП в прошлом году в России погибли более 11 тысяч человек. Однако все внимание приковано почему-то к ковиду, и Вы лично также постоянно об этом говорите. Владыка, на мой взгляд, эта проблема высосана из пальца.

Митрополит Иларион: Не знаю, бывали ли Вы в госпитале или в больнице в «красной зоне». Сходите, посмотрите. Не поленитесь, наденьте комбинезончик, сходите посмотрите на этих людей, подключенных к аппарату ИВЛ, посмотрите на людей, которые умирают. Может быть, Вашей семьи это еще не коснулось, но рано или поздно, наверное, коснется кого-то из Ваших близких. Тогда Вы увидите, что эта проблема не высосана из пальца. Только тогда будет уже поздно. К сожалению, очень много таких как Вы, которые не только имеют такие взгляды, но и озвучивают их. На самом деле происходящее совсем не сравнимо с тем, что Вы описываете. Вы сами пишете, что в результате ДТП в прошлом году погибло более 11 тысяч человек. А от коронавируса умирает в день более тысячи человек. Вот и сравните эти цифры. Даже простое сравнение этих цифр покажет Вам, что проблема не высосана из пальца.

Вопрос: Здравствуйте, владыка. Хочу поблагодарить Вас за активную позицию в пользу вакцинации. Я сам привит, более того, запланировал пройти ревакцинацию. Этот выбор я сделал сам, так как не хочу умереть. Но объяснить и убедить своих близких у меня не получается. Моя аргументация на них не действует. У меня половина друзей и кое-кто из родни — ярые, можно сказать, «зомбированные» антипрививочники. Как мне объяснить необходимость вакцинации с православной точки зрения?

Митрополит Иларион: Вы знаете, мои аргументы тоже на многих не действуют. Вот я только что зачитал вопрос, где было сказано, что проблема высосана из пальца. Цифры публикуются. Люди умирают тысячами в день, но кому-то хочется считать, что проблема высосана из пальца, кому-то хочется верить, что ковид — это то же самое, что сезонный грипп. Есть люди, и их очень много, которые предпочитают верить не цифрам и не фактам, а мифам и слухам. Они этими мифами живут, эти люди очень агрессивны, как сейчас многие наши антипрививочники: они же очень агрессивны, они нападают на других людей, они не останавливаются перед тем, чтобы подделывать или покупать поддельные сертификаты, то есть не останавливаются даже перед глубоко безнравственными поступками. Есть люди, которых переубедить невозможно. Тем не менее, я уверен в том, что мы должны говорить им правду, говорить то, что происходит на самом деле. А если они не верят, если они на нас за это нападают, то это надо терпеть. Если они не верят или не хотят нас слышать, то с этой проблемой мы часто ничего не можем сделать, к сожалению.

Есть много людей, которые не верили в ковид, думали, что все это сказки, что эта проблема высосана из пальца, а в итоге заболели и сейчас уже отправились на тот свет. Есть люди, которые не советовали другим делать прививку, своим родственникам, и поспособствовали тому, что эти люди отправились на тот свет, умирая в тяжелейших мучениях. А теперь они приходят к нам, священникам, на исповедь и говорят: как же я раскаиваюсь в том, что не уберегла свою маму или что я не уберег свою бабушку… Мы сейчас постоянно с этим сталкиваемся. К сожалению, люди раскаиваются и приходят в себя слишком поздно, когда уже ничего невозможно поправить.

Вопрос: Есть два похожих вопроса: один от Константина, у которого болеет мама. Она некрещеная и он хочет за нее помолиться в церкви. А другой вопрос от Светланы, которая спрашивает, как можно молиться об усопших, если они не были православными, были католиками или принадлежали к другим христианским конфессиям.

Митрополит Иларион: В Православной Церкви существует такое правило, что определенные виды поминовения — и заздравного, и заупокойного, а именно те поминовения, которые совершаются публично на богослужении, — совершаются только в отношении православных людей, как живых, так и усопших. Это касается поминовения на проскомидии, то есть перед началом Божественной литургии, это касается тех случаев, когда записки читаются вслух. Но никто не препятствует православному христианину молиться за своих близких вне зависимости от их конфессии. Это касается и живых, и усопших.

Господь нам заповедал молиться друг за друга, и не только за православных людей. Поэтому если вы хотите помолиться о вашем близком человеке, живом или усопшем, то никто вам не препятствует. Это благое, доброе и святое дело.

Вопрос: Несколько лет назад я, будучи в зрелом возрасте, принял крещение в Греческой Православной Церкви, так как на тот момент проживал в Афинах. Вопрос: для меня, как для православного человека, сейчас живущего в России, это что-то меняет? Надо ли заново покреститься?

Митрополит Иларион: Заново креститься Вам не надо. Мы в Символе веры говорим: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Если человек принял крещение один раз, то никакое повторное крещение ему не требуется. За исключением тех случаев, когда он оказался, например, крещен в каком-то раскольническом сообществе неким лжесвященником или самозванцем, который не имеет законного рукоположения. Вот в этом случае совершается таинство Крещения. Причем мы не говорим, что оно повторное, потому что мы считаем, что предыдущее «крещение», совершенное самозванцем или раскольником, не было таковым.

Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из послания к Ефесянам: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия» (Еф. 5:17).

Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

О храмеАрхангела Михаила в Тропарево

Татьяна Чегодаева

“Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии…” Каждый день за литургией звучит этот тропарь, но очень скоро он прозвучит по-особенному – 21 ноября, в день празднования Небесных Сил бесплотных. В десятый раз со дня возрождения храма мы будем отмечать свой престольный праздник.

Но обратимся, хотя бы немного, к тем давним временам, которые поведают нам интереснейшие предания и события, связанные с многовековой историей храма Михаила Архангела в Тропарево.

Село Тропарево, находившееся в двенадцати верстах от Москвы, связано с именем боярина Ивана Тропаря, о кончине и погребении которого в 1382 году сказано в Троицкой летописи: “Того же лета сентября в 21-й день преставился Иван Михайлович, нарицаемый Тропарь, в Бельцех и положен в своем монастыри на селе своем…” Эта запись подтверждает, что храм Михаила Архангела в те годы уже существовал.

/>

Сохранилось и такое предание, которое уточняет дату построения храма. Боярину Ивану Тропарю посчастливилось быть проводником митрополита Алексия по дороге в Орду, в ханскую ставку Джанибека, где митрополит Алексий чудным образом исцелил любимую жену хана, красавицу Тайдулу. После исцеления жены, которое, судя по всему, пришлось на 6 сентября по ст. ст., когда Православная Церковь празднует Чудо Архангела Михаила в Хонех, хан Джанибек подарил митрополиту Алексию свой конюшенный двор в Московском Кремле, и на этом месте в память чудесного исцеления в 1365 году митрополит основал Чудов монастырь (Архангело-Михайловский) с церковью Чуда Архистратига Михаила. Другой храм в честь Чуда Архистратига Михаила был воздвигнут в подмосковном Тропарево – вотчине Ивана Михайловича Тропаря.

Церковь была деревянной, возводилась клетями (срубами). О том, как она выглядела в те времена, можно, наверное, судить по картине художника Б. Черушева.

Несколько позднее судьба вотчины Тропарево тесным образом была связана с Новодевичьим монастырем, что следует из архивных монастырских записей последней четверти XVI века.

В первые годы XVII столетия – в Смутные времена – деревянная церковь Чуда Архангела Михаила была сожжена, но вскоре храм возродился вновь. Переписная книга 1646 года уже отличает: “А в селе церковь Архангела Михаила древяная, у церкви во дворе поп Андрей Захаров”.

Год от года богател Новодевичий монастырь, и в 1693 году в Тропарево вместо сгоревшей деревянной церкви построили сохранившийся и поныне каменный пятиглавый храм Михаила Архангела с шатровой колокольней и одноэтажной трапезной. В его архитектуре удачно объединились формы, типичные для обычных приходских церквей XVII века, с элементами так называемого нарышкинского барокко – живописным декоративным убранством и строгой многоярусной структурой.

В 1764 году владения Новодевичьего монастыря были отобраны в пользу государства, и крестьяне Тропарева стали “экономическими”.

В годы советской власти церковь Михаила Архангела постигла горькая участь большинства российских монастырей и храмов. В 1936 году внутреннее убранство храма было разорено. В таком виде церковь простояла более полувека, периодически используясь под различные хозяйственные нужды: в ней размещались то зернохранилище, то склад декораций киностудии “Мосфильм”, то производственный цех монументальной чеканки. Временные хозяева практически не заботились о ней, и постепенно церковь приходила в запустение и разрушалась.

В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, московскими властями было принято постановление о передаче храма Михаила Архангела Русской Православной Церкви.

Среди вновь открывающихся в Москве церквей храм вторым по счету (после Свято-Данилова монастыря) был возвращен верующим. Московская Патриархия приняла решение придать ему особый статус Патриаршего подворья.

Освящение храма приурочили к 23 февраля 1989 года. В этот день отмечается праздник священномученика Харалампия. Настоятелю храма отцу Георгию удалось найти бережно сохраняемую людьми икону святого с частицей его мощей. Жители района ждали этого события, но войти в храм удалось лишь за два дня до освящения. Всего за два дня и две ночи жители, которые двадцать лет добивались возвращения храма, успели разобрать завалы мусора и вынести из храма горы хлама. После того как расчистили главное помещение, был сделан временный иконостас и состоялось освящение. Еще сырой и холодный храм освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Этот день можно считать днем возрождения храма, который с этого момента вновь стал действующим. Начались службы, началось восстановление. Чудом сохранился один, сброшенный когда-то с колокольни колокол. Его вернул храму Театр на Юго-Западе. Храм стал преображаться на глазах, большая часть его внутреннего и внешнего убранства постепенно была восстановлена.

Прошло 10 лет со дня возрождения храма Архангела Михаила. За эти годы сделано многое – построена ограда, дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа. В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов все имена погибших воинов-тропаревцев были выбиты на каменных досках, а перед ними установлен памятный крест. Заново расписана трапезная храма, построены отдельные домики-киоски для продажи церковной утвари; ведутся большие работы по благоустройству и озеленению территории храма. Как и прежде, храм поражает своей красотой москвичей и гостей столицы и готовится к своему престольному празднику.

21 ноября после Божественной литургии и крестного хода в актовом зале воскресной школы праздник продолжится выступлением учащихся, которые помогут нам соприкоснуться с иным миром – миром светлым, чистым, неземным.

Воскресная школа! Школа становления и воспитания детской души, такая необходимая в наше время.

В седьмой раз радушно распахнула она свои двери и для детей нового набора, и для продолжающих свое обучение. Свою деятельность школа начала по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия с февраля 1994 года. Первый набор учащихся включал одну взрослую группу (40 человек) и одну детскую (20 человек).

Первым директором, преподавателем и методистом был протоиерей Василий Строганов, чуть позднее стали преподавать диакон Андрей Галухин и Л.В. Иванова.

Сначала воскресная школа размещалась в помещении дома причта, а с 1996/97 учебного года переехала в новое двухэтажное здание, расположенное на территории храма.

Много памятных событий пережила воскресная школа за прошедшее время, но, пожалуй, некоторые из них останутся неповторимыми:

– окончание первого года обучения (апрель 1994 года), появление первых учителей и наставников;

– первый выпуск взрослой группы (апрель 1996 года), преподаватель диакон Андрей Галухин; выпускники этой группы Маргарита Казакова, Светлана Кулеш, Любовь Фаткина, Марина Матросова станут преподавателями воскресной школы;

– первая рождественская елка с рождественским спектаклем и рождественскими подарками;

– работы по благоустройству территории.

/>

В новом учебном 1999/2000 году в воскресной школе проходят обучение 220 человек (9 детских групп, в том числе 2 подготовительные группы и одна взрослая). Обязательными предметами являются: Закон Божий, катехизис, литургика и церковно-славянский язык. Факультативное обучение ведется по предметам: церковное пение, рисование, рукоделие.

Для детей подготовительных групп предметы: церковное пение и рисование – обязательные. Школьная библиотека действует с сентября 1994 года и располагает большим читательским фондом.

Педагогический коллектив насчитывает 11 преподавателей, из них 5 являются священнослужителями.

Занятия для учащихся подготовительных групп проводятся в присутствии их родителей; процесс обучения протекает более активно, родители помогают своим детям закреплять пройденный материал, учат с ними молитвы, песнопения, стихи. Урок начинается с посещения храма, где в течение небольшого времени (10–15 минут) детям прививаются азы Православия: они осваивают правила поведения православного христианина в храме, учатся молиться за родителей, родных, друзей, за себя, за усопших родственников. Дети знакомятся с устройством храма, его историей; здесь они впервые получают представление об иконописи. В храме в перерыве между службами народу мало; дети останавливаются около распятия и поют молитву: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас, грешных”. Затем прикладываются к распятию и переходят к иконе Святой Троицы. Здесь можно спеть “Трисвятое”, заодно проверить знания детей о Святой Троице. Недалеко, вдоль стены, ряд больших икон с образом Пресвятой Богородицы. Пройти мимо них никак нельзя. Останавливаемся и тихо поем: “Богородице Дево, радуйся…”

Очень любят дети Преподобного Сергия, встанут тесным полукругом возле небольшой иконы святого и споют свою любимую песню про Преподобного Сергия: “Тихий свет на Маковце-горе…”; вся жизнь Преподобного пройдет перед ними в словах песни, а последний куплет посвящен молитве Преподобного за нас, грешных:

Тихий свет на Маковце-горе

Радугой над всей землей плывет,

Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздает:

“Отче наш, молению внемли,

Дух Святой, очисти и спаси,

Сыне Божий, в этот грозный час

Не остави каждого из нас”.

А теперь можно помолиться Архистратигу Михаилу, чиноначальнику вышних сил, попросить его заступничества и покровительства. Тихо подходим поближе к иконостасу. Справа от царских врат, рядом с большой иконой Спасителя, – икона Архангела Михаила. Одежда у него ярко-красная, в руке – большой меч. Особенный восторг переживают мальчики, рассматривая образ Михаила Архистратига. Поем тропарь, желающие читают стихи.

С благоговением покидаем храм и уже в воскресной школе продолжаем занятие.

Каждое посещение храма особенное, связано с церковными праздниками, с изучаемым материалом по Закону Божию, с проверкой знаний учащихся.

Форма начала занятий с детьми подготовительной группы в храме утвердилась, прошла двухгодовую проверку и себя во многом оправдала.

Преподаватели основных предметов и факультетов работают в тесном контакте. Рабочие планы учитывают общие задачи, дополняют друг друга; особенно это прослеживается при подготовке больших праздников. По заранее разработанному сценарию предстоящего праздника определяется направленность занятий на подготовительный период: так, преподаватели кружка рисования вместе с родителями и учащимися занимаются подготовкой декораций к празднику, оформлением актового зала, подготовкой выставки “Детский рисунок”. Преподаватели кружка рукоделия моделируют костюмы для выступающих учащихся, помогают родителям сшить костюмы; дети, занимающиеся в кружке, готовят праздничные сувениры; готовится очередная выставка работ по рукоделию. Кружок церковного пения помимо выполнения своей основной программы подключается к подготовке праздника согласно разработанному сценарию. В такой взаимосвязи идет усиленная подготовка к предстоящим торжествам.

В прошлом учебном году были подготовлены два больших праздника: рождественский и пасхальный. В спектаклях принимали участие три хоровых коллектива: хор подготовительной группы, старший хор и хор взрослой группы. В пасхальном празднике участвовало около 120 человек. Выступают дети дважды: в первый день праздника – для учащихся воскресной школы, родителей и прихожан; во второй – для приглашенных гостей из других храмов и общеобразовательных школ. Дети воскресной школы очень любят готовиться к праздникам, ждут их с нетерпением. Дни праздников приносят им столько радостей! Это и чудесные спектакли, в которых они сами же участвуют, и подарки, угощение, игры, забавы.

Новый 1999/2000 учебный год будет необычным для наших учащихся: по благословению настоятеля храма, благочинного протоиерея отца Георгия с нового учебного года специально для детей воскресной школы будут служить литургию в крестильном храме. Петь литургию, читать часы, прислуживать в алтаре будут сами учащиеся. А для детей подготовительной группы и для малышей-прихожан началось строительство детской площадки.

Большую работу методического плана предстоит совершить и преподавателям школы: подготовить материалы для создания альбома по истории храма и воскресной школы; изготовить новые учебные стенды, наглядные пособия, стенд “Жизнь воскресной школы”, подготовиться к встрече храмового праздника и, конечно, к празднованию 2000-летия со дня Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Приложим же все усилия к тому, чтобы с Божией помощью, при покровительстве и заступничестве Пресвятой Владычицы Богородицы, Небесных Сил бесплотных и всех святых воспитать наших детей достойными чадами земного и Небесного Отечества. И если по Божиему Промыслу воскресли монастыри и храмы на нашей многострадальной земле, то воскреси, Господи, и наши многострадальные души!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.testan.ru

13 октября 2021 года, на 84 году жизни, от коронавирусной инфекции скончался настоятель храма Архистратига Божия Михаила деревни Мельницы Псковского района протоиерей Георгий Ушаков. Отец Георгий прослужил в этом храме 32 года. Сегодня его сороковины. Воспоминаниями о батюшке делится его духовная дочь, филолог Виктория Ладнева.

Старый Изборск. Июль 2007. Фото В. Ладневой Старый Изборск. Июль 2007. Фото В. Ладневой

«Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их и попечение их у Вышняго» (Прем. 5, 15).

Эти слова из книги Премудрости Соломона исполнились вчера, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. В ещё не восстановленном после пожара храме села Мельницы Псковской области – престольный праздник. За алтарём – свежий холм, усыпанный цветами. Приехавшие сюда люди, закрывая ладонями огоньки свечей от порывистого ноябрьского ветра, служат панихиду по своему настоятелю и духовному отцу, приснопамятному протоиерею Георгию Ушакову, прослужившему в этом храме 32 года. На 21 ноября приходятся его сороковины.

Череда удивительных совпадений сопровождала самые важные вехи в жизни отца Георгия

Череда удивительных совпадений сопровождала самые важные вехи в жизни отца Георгия. Он родился в Ленинграде 15 октября 1937 года, в день преставления своего славного предка, адмирала Российского флота Фёдора Фёдоровича Ушакова. Отец Юры, художник Василий Васильевич Ушаков, вспоминал, как однажды в 1918-м году его подозвал к себе папа, главный архитектор Старой Руссы, показал большую старую бумагу и сказал: «Вот, Вася, наше генеалогическое древо, посмотри, сохранить я его не могу: опасно, всякие обыски идут». После этого бумагу сразу бросили в огонь. Единственное, что удалось запомнить Василию Ушакову, было имя старшего предка ― «князь Редига».

– Потом я выяснил, что папа немного напутал, ― говорил отец Георгий, ― не Редига, а Редедя.

Василий Иванович Ушаков – главный архитектор Старой Руссы. Олимпиада Васильевна Ушакова (Кузнецова). Сын Василий и дочери Олимпиада и Валентина. Фото из архива о. Георгия Василий Иванович Ушаков – главный архитектор Старой Руссы. Олимпиада Васильевна Ушакова (Кузнецова). Сын Василий и дочери Олимпиада и Валентина. Фото из архива о. Георгия

В «Повести временных лет» упоминается о поединке князя Мстислава Храброго с касожским князем Редедей около Тмутаракани. От потомков Редеди вели свою родословную многие русские боярские роды, в том числе, в четвёртом поколении, – и род Ушаковых.

– В молодости слова отца о нашем генеалогическом древе не произвели на меня особого впечатления. Но потом было настоящее открытие: я родился в день преставления адмирала Ушакова. Это обстоятельство поразило меня. Сейчас (в 2017-м году ― В.Л.) мне 80 лет, и мы отмечаем 200 лет со дня преставления святого Фёдора Ушакова. Я понимаю, что такие вещи не случайны.

Говоря эти слова, отец Георгий, конечно, не знал, что в самый день его рождения, когда ему должно было исполниться 84 года, состоится его отпевание. Святой праведный воин Фёдор Ушаков будет встречать его в горнем мире, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». В древней псковской церкви Архангела Михаила с. Городца 15 октября 2021 года соберутся все, кто знал и любил отца Георгия, чтобы воздать ему последнее целование: Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), священники Псковской епархии, духовные чада и множество людей из Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга, Старой Руссы.

Летом 1941 года четырёхлетний Юра вместе с мамой, Ниной Павловной, был на отдыхе в Виннице под Киевом. С объявлением войны они заторопились домой и прорывались в Ленинград в товарном вагоне. На станции Орша пассажиры попали под воздушный налёт. Отец Георгий описывает его ярко и образно, будто это произошло вчера:

– Помню бой наших самолётов и немецких ястребов. Вот один из ястребов сбит, он лавирует вниз, распространяя вокруг себя клубы чёрного зловещего дыма. Все пассажиры лежат на насыпях вдоль железнодорожных путей. Какая-то девчонка пытается выпихнуть меня из-под живота матери и занять моё место.

Маленький Юра вместе с мамой, не пожелавшей разлучаться со своими родителями, остался в блокадном городе осенью 1941 года.

– Тогда мы ещё не знали, что нас ожидает. Во время блокады к нам прорвался мой отец, он был контужен. Один из друзей отца, архитектор, притащил большой бумажный мешок, наполненный спрессованным столярным клеем. И в эту страшную первую зиму мы им питались. Это помогло нам выжить.

Во время воздушных налётов семья спасалась в служившем бомбоубежищем подвале публичной библиотеки. Нина Павловна, родом волжанка, спокойная и рассудительная, устроилась работать в пожарную инспекцию и руководила целым звеном девушек. Вместе они инспектировали чердаки и подвалы.

– Женщины переносили невзгоды лучше, чем мужчины, ― вспоминает батюшка. ― Скоро папу, в состоянии дистрофии, эвакуировали из Ленинграда.

Мама устроила маленького Юру в детский садик. Все подворотни в Ленинграде, по воспоминаниям батюшки, были тогда огорожены большими железными листами и колючей проволокой, так что через дверь пройти внутрь здания было невозможно. Мама подсаживала Юру, он карабкался вверх и пролезал между прутьями кованой металлической ограды. Затем обязательно следовал прощальный поцелуй. Однажды Нина Павловна заторопилась и быстро ушла. Подойдя к трамвайной остановке, она услышала истошный детский плач. «Ребятёнок мой кричит», ― мама забыла поцеловать.

Сочинение о церкви михаила архангела

Садик находился напротив Казанского собора, и в памяти Юры навсегда запечатлелись фигуры Кутузова и Барклая-де-Толли, которые были видны из заколоченных крест-накрест окон. Воспитатели застилали для детей чистые белые кроватки, но от голода не спасало ничто ― из-за боли в животе и постоянных потуг у малышей вылезали сизые геморрои.

– Детское восприятие несчастий лишено той остроты, которую испытывают взрослые. Ребёнку легче переживать бедствия, ведь он не понимает смысла происходящего и не знает, как должно быть по-другому, ― размышляет батюшка.

Школьные годы Юры Ушакова прошли в стенах знаменитой Петершуле.

– Школа находилась за протестантским храмом. На храме была фигура ангела, но руки его были подняты как-то странно. После мне объяснили, что в руках у ангела раньше был крест.

Внимание Юры привлекали тогда и две мраморные фигуры апостолов Петра и Павла у входа в церковь.

– Сама постановка, жесты поражали меня – и тогда, и сейчас.

Терийоки, 1948 г. Юре Ушакову 11 лет. Фото из архива о. Георгия Терийоки, 1948 г. Юре Ушакову 11 лет. Фото из архива о. Георгия

Затем Юра познакомился с художниками, папиными друзьями. Среди них была скульптор Анна Александровна Лепорская, ученица художника Каземира Малевича. Она поддерживала Юру, частенько звала его обедать.

– Помню супрематические модели Малевича в её доме. Чайник его знаменитый, например. Наливать из него кипяток, по моему мнению, было не очень-то удобно… Про Малевича Анна Александровна ничего не говорила. Все молчали как партизаны ― время было такое. Даже если бы я захотел чему-то научиться от папиных знакомых, мне бы ничего не рассказали. Я только рад этому: сам карабкался. Самое интересное для меня – построить нечто из того, что есть.

Именно А.А. Лепорская убедила Юру Ушакова идти учиться в Мухинское училище. Но поступить туда удалось только со второго раза. На фоне борьбы с чуждыми для советского государства идеями космополитизма отец юноши Василий Васильевич подвергся опале и был уволен с должности преподавателя, потому что рассказывал студентам о художниках-импрессионистах Клоде Моне, Огюсте Ренуаре, Поле Сезанне… Понятное дело, что сына этого опасного Ушакова не хотели видеть в числе студентов Мухи.

– Зато, когда на следующий год я всё же поступил на отделение керамики, мы перепробовали всё что можно: керамику, стекло, гравюру. В то время прикладное искусство стало своеобразным убежищем: от нас не требовали идеологии, не заставляли писать шинели и сталеваров.

«Прикладное искусство стало своеобразным убежищем: от нас не требовали идеологии, не заставляли писать шинели и сталеваров»

После окончания Мухинского училища Юрий Васильевич устроился работать в художественный комбинат, который располагался в бывшем Сретенском монастыре.

– Там почти всё было разрушено, в церкви на месте алтаря стояли печки, так называемые нырялки. Уже когда я стал священником, вылепил там для своего храма рельеф Николая Чудотворца в рост. Он и сейчас находится в нише входных ворот, ведущих к церкви.

Керамическое изображение свят. Николая Чудотворца, выполненное о. Георгием. Храм Архангела Михаила в д. Мельницы Псковской области Керамическое изображение свят. Николая Чудотворца, выполненное о. Георгием. Храм Архангела Михаила в д. Мельницы Псковской области

– Моя семья верующей не была, но среди знакомых отца были художники Владимир Стерлигов, Татьяна Глебова, её сестра Людмила. Они жили на Петроградской стороне, затем в Петергофе, и я часто к ним ходил. Однажды Людмила, которая много говорила со мной о вере, спросила: «Юрка, а ты крещёный?» Я даже не знал, что ответить: «Может, крестили меня в детстве, а может, и нет». – «Поедем на каникулах в Печоры, у меня там есть знакомый священник». Мы приехали. Помню: все Печоры в снежном уборе, ни следочка. Это было потрясающе красиво. Мы пришли к отцу Василию, он служил в храме Сорока мучеников рядом с монастырём. Храм Сорока мучеников был каменный и холодный, отец Василий договорился с настоятелем деревянного храма Великомученицы Варвары. Там было потеплее, там меня и крестили. Отец Василий, большой, длинноносый, наклонился ко мне и что-то говорил. Я смотрю, а у него слёзы из глаз катятся: так он переживал. Меня это растрогало до глубины души.

Полюбив Псковскую землю, её древние храмы, бескрайние цветущие луга, голубые озёра и святость, Юрий Ушаков после Крещения переехал сюда. Подолгу живя в Псково-Печерском монастыре, духовно сблизился с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), который благословил Юрия на принятие духовного сана. Такое же благословение дал и протоиерей Николай (Гурьянов), к которому будущий батюшка ездил на остров Залит.

В 40 лет в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря Юрий был рукоположен во диакона.

В 40 лет в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря Юрий был рукоположен во диакона

– Громадная фигура митрополита Иоанна Разумова передо мной, а я стою, склонившись лбом к нему. Владыка приподнимает три волоска на моей лысине и говорит так тихо, только я слышу: «Да тут же и резать нечего». Мне очень смешно, и ему тоже, но дело своё он знает: он отрезает три волоска – и я диакон.

Духовными восприемниками отца Георгия стали архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и духовник Псково-Печерской обители схиархимандрит Александр (Васильев).

– Я попал в хорошую компанию: познакомился с отцом Иоанном, его другом схиархимандритом Александром. Однажды эти два архимандрита напялили на меня серый подрясник самого Гавриила (архимандрит, впоследствии архиепископ Гавриил (Стеблюченко)), бывший в те года наместником Псково-Печерского монастыря – Ред.), который за ненадобностью хранился в рухлядной. Они долго его подтягивали, делали складки, чтобы я не наступал на самого себя, и веселились от души. Когда я ходил в этом подряснике по монастырю, люди меня сторонились и прятались: думали, что это идёт наместник.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бумага, акварель Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бумага, акварель

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бумага, акварель Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Бумага, акварель

Отец Георгий в начале служения. Фото из архива о. Георгия Отец Георгий в начале служения. Фото из архива о. Георгия

В скором времени в Троицком кафедральном соборе города Пскова митрополит Псковский и Порховский Иоанн рукоположил отца Георгия во пресвитера.

Отец Георгий служил в разных приходах Псковской области: в деревне Боровик, Павы, в Хохловых горках, деревне Нина в Эстонии, в Старом Изборске…

– Приезжаю я однажды в захолустный деревянный храм за сколько-то километров от центра. Там вижу полусферическую кружку для пожертвований, на которой написано: «Для просвещения язычников Империи». Это было и смешно, и грустно одновременно, но отражало настроения духовенства перед революцией.

Последним храмом, с 1989 года, была церковь Архистратига Михаила в деревне Мельницы.

Занятий рисованием отец Георгий не оставлял никогда, чувствуя в себе призвание художника. Рисунки пастелью, гуашью, акварелью, наброски карандашом, гравюры. Выставки протоиерея Георгия Ушакова в Пскове, Пушкинских Горах, Старой Руссе, Царском Селе всегда вызывали интерес зрителей. Посетители долго не хотели уходить от рисунков, ведь от них веяло добротой и правдой жизни.

– Я считаю, что связь искусства с окружающим, реализм, должна продолжаться. Иначе человек впадает в какую-то «геометрию», но это уже не искусство, оно не отражает полноты жизни.

Отец Георгий любил путешествовать, много фотографировал и искал вдохновения в окружающем его мире. Посещая святые места в Абхазии, Молдавии, Крыму, батюшка отдыхал, молился, знакомился с разными людьми, накапливал впечатления для своих будущих работ. Любил батюшка и живописные пригороды Пскова.

Вот стадо коз на склоне холма в Молдавии, а это тень монаха, поднимающегося на колокольню в Новоафонском монастыре.

Стадо коз в Молдавии. Картон, акварель. Стадо коз в Молдавии. Картон, акварель.

Тень монаха в Новоафонском монастыре. Картон, акварель Тень монаха в Новоафонском монастыре. Картон, акварель

Кусва. Бумага, акварель Кусва. Бумага, акварель

– У меня всегда была особенная симпатия к старшему поколению. Молодёжь стесняется ходить в храмы, у неё нет поддержки в семье. А старые люди, они рассыпаются, как домино. Стоит уйти одному – и пошло, пошло, пошло… Я всегда хотел умереть среди верующих старушек.

Местом последнего упокоения отца Георгия станет сельское кладбище Архангельской церкви в Мельницах

Батюшка очень любил жизнь и был полон творческих замыслов. Он намеревался выполнить парное керамическое изображение Божией Матери для храма в Мельницах. В августе, когда мы встречались в последний раз, батюшка закупил в художественном магазине картон, альбомы для рисования, карандаши и пастель. Рассказывал, какие работы хочет завершить и какие новые планы воплотить на бумаге.

Гуляя по Пскову, мы с отцом Георгием зашли в храм Архангела Михаила с Городца.

– Люблю этот храм. Меня сюда приглашают служить.

Совсем скоро, 15 октября, именно в этом храме совершится отпевание протоиерея Георгия Ушакова.

А местом последнего упокоения отца Георгия станет сельское кладбище Архангельской церкви в Мельницах, где батюшка прослужил 32 года, где встречал Пасху и смотрел, как играет на рассвете солнце.

Святая равноапост. Нина, просветительница Грузии. Гравюра на пластике, оттиск на бумаге Святая равноапост. Нина, просветительница Грузии. Гравюра на пластике, оттиск на бумаге

Отшельник. Из серии «Египет» (картон, масло, пастель) Отшельник. Из серии «Египет» (картон, масло, пастель)

Благодать священства, жертвенность в служении Богу и людям собирали вокруг отца Георгия самых разных людей с их радостями и бедами, с их просьбами о молитве.

Батюшке часто звонили домой, он внимательно выслушивал, искал нужный совет для своего собеседника. Отец Георгий не принадлежал себе и не знал, где и в какой момент может потребоваться его помощь.

Дорогой отец! Веруем, что душу твою встретит у Небесных врат святой праведный воин Феодор Ушаков, в день которого ты родился и был отпет. Людская любовь и молитва помогут тебе достигнуть Небесного Царствия. Пусть память о тебе передаётся из рода в род.

                XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

                       «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

                     Секция «Историческое краеведение»

Тема «Исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области».

                                                  Выполнила:

                                                                            ученица 4 В класса

                                                              МБОУ Школа №156

                                                                      Красноглинского района

                                                         Лукиян Виктория

                                                                     Научный руководитель:

                                                                          учитель начальных классов

                                                Снежинская

                                                           Лариса Алексеевна

                                                    Самара 2016

                            Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. с.3

Исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.

Глава 1.  Различные версии об истории возведения и разрушения церкви…с.6

Глава 2. Михайло-Архангельская церковь сегодня………………………….с.9

Заключение…………………………………………………………………….с.11

Список литературы……………………………………………………………с.12

Приложение……………………………………………………………………с.13

Введение.

Тема: «Исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области».

Проблема: Изучить и проанализировать исторические факты о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.

Актуальность: Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию.  В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, области, страны? Вот я и решила изучить историю разрушенной православной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области».

       Лето я провожу в деревне Колывань Красноармейского района. Она расположена бок о бок с двумя другими селами – Вязовый Гай и Дергачи. Границей между ними служит река Чапаевка. Это место связано с детскими годами А.Н.Толстого и именно ему посвящено его произведение «Хромой барин».  Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к деревне — останки разрушенной церкви. Я не могла не заинтересоваться ею и историей её возникновения.

Михайло-Архангельская церковь высится посреди большого пустыря, открытая всем ветрам и дождям.  Даже лишенная куполов она кажется мне большой и величественной. Когда находишься рядом с её останками, испытываешь непередаваемые ощущения и как бы оказываешься в прошлом веке. На удивление хорошо сохранились фрески на сводах церкви. На них изображен так называемый Тетраморф — четверо апостолов-евангелистов в образе четырех апокалипсических существ: Матфей — ангел, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. На одном интернет форуме пользователь утверждал, что это точные копии фресок разрушенного в Москве Храма Христа Спасителя. Я искала информацию об этом и нашла фотографии первого Храма и вновь возведенного.  Хотя фотографии не очень четкие, при детальном рассмотрении я поняла- информация подтвердилась!  На официальном сайте Храма Христа Спасителя есть подробное описание росписи стен: «На парусах Храма помещены следующие священные изображения: на северо-восточном парусе: Преображение Господне, а под ним — Евангелист Матфей. На юго-восточном парусе: Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн. На северо-западном парусе: Воскресение Господне, а под ним — Евангелист Марк. На юго-западном парусе: Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Лука» [1].

Эта церковь привлекает к себе внимание самарских блоггеров, фотографов и просто тех, кто интересуется историей Самарской земли. На просторах интернета я нашла много страничек, авторы которых фотографировали её, пытались так же, как и я, узнать её историю возникновения и разрушения. Им так же не удалось узнать что-либо у местных жителей села и найти информацию в архиве. Таким образом, достоверной и точной информации очень мало.

Я сделала запросы в Самарскую епархию, администрацию Красноармейского района, Колыванскую школу и ныне действующую церковь. К сожалению, ответ пришел только из епархии, в котором мне посоветовали обратиться в Кинельскую епархию. Ответа оттуда тоже нет…

При помощи социальных сетей мне удалось выйти на двух местных жительниц, которые работают в Колыванской библиотеке, и именно их информация показалась мне самой интересной.   Так же я переписывалась с девушкой, которая писала дипломную работу по разрушенным церквям.

Цель проекта: узнать историю возведения и разрушения церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.

Задачи проекта:

— ознакомиться с останками церкви;

— узнать об истории строительства и разрушения церкви;

 сделать запросы в Самарскую епархию;

— узнать информацию о церкви у местных жителей села Дергачи;

—  искать информацию о церкви в архиве;

— узнать о перспективах восстановления церкви.

Объект исследования: церковь Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.

Предмет исследования: исследование исторических фактов о разрушенной церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Самарской области.

Методы исследования:

  • наблюдение
  • беседа
  • работа с архивами
  • интервью
  • фотосъемка объектов исследования.

Исследование исторических фактов о разрушенной церкви в селе Дергачи Самарской области.

Глава 1. Различные версии об истории возведения и разрушения церкви.

        1) Михайло-Архангельская церковь в Дергачах была построена в 1909 году и вмещала 3000 человек. При храме имелась даже обширная библиотека. Но в годы советской власти церковь сначала закрыли, потом пытались разобрать на кирпичи и даже взорвать.

Однако храм выстоял и неплохо сохранился до наших дней, но, в отличие от более старой церкви в Сухой Вязовке, по какой-то причине оказался никому не нужен. [2] Информация данного источника о вместимости храма в 3000 человек явно неправдоподобна, скорее всего речь идет об одноименном храме в Саратовской области.

2)Вот что пишет школьница Хрулина Ксения для городского литературного конкурса в 2014 году: « Бабушка мне рассказала, что Михайло – Архангельская церковь была построена в 1839 году на средства прихожан. Здание было деревянное, но на каменном фундаменте. В 1900 — 1909 году в селе была построена на средства прихожан и частично на средства купца А.И.Константинова каменная церковь с такою же колокольней.   В 1906 году состоялось освящение храма. В апреле 1931 г. церковь на общем собрании решили закрыть и переоборудовать под дом культуры. Церковные службы были закрыты еще в конце 1920 года. В 1942 году по свидетельству сельчан алтарная часть храма была взорвана. С этого времени церковь не использовалась.[3]
3) Тема этой церкви активно обсуждалась на форуме [4] не удалосьнайти сторожил села, но те, кого спрашивали, не знали, когда и при каких обстоятельствах она была разрушена. Одна легенда гласит, что эту церковь строили казаки, но не достроили, их дома были сожжены местными жителями и казаки ушли из деревни. Единственное, что смог раздобыть из истории — эта бумага из архива (см.приложение №3)
       Далее этот же источник пишет: «Больше в архиве упоминаний нет! Наш губернатор выбил себе подряд на 30 000000 рублей три года назад, но пока весь план только на бумажке. Сейчас на него возбуждено уголовное дело по растрате. А пока мы ждём — храм разрушается. Теряем ещё один памятник архитектуры» (обсуждение на форуме датировано 2010 годом).

4) На народном сайте-каталоге православной культуры я встретила следующую версию: Михайло-Архангельская церковь в селе Дергачи Красноармейского района была построена по проекту епархиального архитектора Тадеуша Севериновича Хилинского (1855-1905) приблизительно в 1900-1905 гг. и была закрыта в конце 1920-х, а в 1942-м разрушена.[5] Она имела следующие престолы: Михаила АрхангелаИверской иконы Божией МатериСпаса Нерукотворного образа  (престол в православном храме — стол, находящийся в середине алтаря). Архитектурный стиль: эклектика. [6].

        Здесь необходимо упомянуть об архитекторе- Хилинский Тадеуш Северинович (1855-1905). Самарский архитектор. Родился в 1855году в Каменец-Подольском. В 1882г. окончил институт гражданских инженеров и определен на должность городского архитектора в Нахичевань. В течении года здесь и в Ростове-на-Дону, где им была открыта техническо-строительная контора, он имел значительную частную практику. В дальнейшем работал в Самаре на посту губернского архитектора с 1883 по 1905.[7]   С 1887 года он занимался составлением проектов церквей на территории Самарской губернии. Под его наблюдением возводились так называемые «Самарские кресты» (тюремный замок). Он был автором проектов винокуренного завода и многих самарских магазинов. Скончался губернский инженер, статский советник Хилинский 24 октября 1905 года от чахотки .[8] А вот что рассказала мне библиотекарь села Колывань Фролова Любовь Адамовна.

         «У нас в библиотеке об этой церкви тоже очень мало информации. Вот о Каменно-Бродской есть. А в школьном музее только о ВОВ. Мы живем здесь 29лет здесь. У моей знакомой была фотография тех лет, но когда собирались реставрировать эту церковь, у нее попросили эту фотографию и не вернули. Старожилы села есть конечно, но они рожденные после революции. Я когда пыталась собрать информацию для библиотеки расспрашивала их, но они помнят церковь уже разрушенной. Сама я фотографию не разрушенной церкви не видела».

        Это фото отдала библиотекарь детского абонемента Бажутова Марина Петровна. Она живет прямо рядом с этой церковью. Она говорила, что «приезжала целая делегация, брали грунт на анализ, освятили, попросили фото, на которой церковь была ещё с куполами. Мы даже собирали деньги на восстановление. Но с тех пор прошло 22 года и ни слуха, ни духа, ни денег. Сказали, что восстанавливать нет смысла, так как фундамент не выдержит. Столько лет стоит на этом фундаменте и еще 22 года прошло, я думаю и еще простоит. Дело не в фундаменте, а в людях, которые обманули всех».

Сама Марина Петровна  приезжая. Эта фотография досталась по наследству Бажутову Александру Александровичу – её мужу, от его деда Бажутова Петра Михайловича. Его родители с 1935 и 1936 гг. рано умерли, но они рассказывали ей что, когда были маленькими бегали уже по развалинам церкви.

«Фото примерно конец 50- начало 60 г. Во время революции церковь не очень пострадала и до шестидесятых годов она еще стояла с куполами. Там было зернохранилище, потом даже клуб. А в середине 60-х ее взрывали, но до конца не смогли разрушить, так и остались эти развалины до сих пор. Советская власть так боролась с попами, разрушая храмы. Просто кощунство. Очень много противоречий. По различным источникам уже в 1942 году церковь была без куполов. Сам Бажутов Александр Александрович родился в 1966 году. Понятно, что он был совсем маленький и помнит только со слов своих родителей».

Глава 2. Михайло-Архангельская церковь сегодня.

Долго искать церковь не приходится – её высокую колокольню из красного кирпича можно заметить ещё с дороги за несколько минут до въезда в село Дергачи. Она высится посреди большого пустыря, но даже лишенная куполов, она кажется большой и величественной. Это ощущение усиливают стоящие в отдалении одноэтажные сельские домики, в большинстве своем кирпичные и вполне благоустроенные. В церкви обитают различные птицы, вьют там гнезда, а вокруг неё пасутся коровы и козы.

Самое удивительное, что на сводах церкви достаточно хорошо сохранились фрески! Все туристы, блоггеры и наши друзья, все кто видел их, просто в восторге от такой красоты.  На них изображен так называемый Тетраморф — четверо апостолов-евангелистов в образе четырех апокалипсических существ: Матфей — ангел, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. Каждый крылат и держит Евангелие. [9]

Мне показалось очень интересной фигурная кладка стен.  Красный кирпич отменного качества. Церковь стоит на каменном фундаменте. В оконных проемах сохранились старые решетки. Потолок осыпается, поэтому находиться внутри довольно небезопасно- кирпичи свода осыпаются прямо на глазах.

Ни куполов, ни полов, ни окон – ничего не осталось. В этом полуразрушенном строении, где, несмотря на умышленные взрывы алтарной части, удивительным образом уцелели парусные своды с ликами святых. Стены обрастают мхом. Жесть над входом сохранилась.  На арках ещё остались ржавые кокошники.

Практически все углы церкви разрыты. Одни говорят, что после её разрушения там искали клад. Другой источник утверждает, что неподалеку

от церкви находился дом батюшки, который соединялся с церковью подземным ходом, вот его то и искали. Третьи говорят, что это результат исследования церкви с целью реставрации. Но все эти версии не находят официального подтверждения- назовем их просто слухами.

Как удалось узнать из одного уже упомянутого мною форума [10],         « на реставрацию храма было выделено 30 млн. рублей еще три года тому назад. Кем выделено и когда не совсем ясно. Заказ на составление проектной документации на сайте торгов я не обнаружил». Тем не менее, на форуме приводятся фотографии с эскизного проекта. К сожалению, название научно-реставрационного проектного предприятия не получается разобрать, хотя, судя по всему, это «Старый город». (см.приложение).

Заключение.

        Таким образом, единой исторической версии о возведении и уничтожении церкви Михаила Архангела в селе Дергачи Красноармейского района Самарской области нет. Церковь находится в разрушенном состоянии. Как удалось выяснить, реставрировать её не собираются. Очень жаль, что со временем уничтожаются прекрасные фрески, чудом сохранившиеся до наших дней.

Эта церковь занесена в справочник туриста самарской области http://gosamara.ru/ и в народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/

Моя задача на будущее — посетить архив и попытаться найти в нем хоть какую-либо информацию, а так же опросить больше жителей села Дергачи.

Список литературы.

[1] http://www.xcc.ru

[2] http://news163.ru/sosedi/2060-v-krasnoarmejskom-rajone-est-vrata-v-drevnij-mir 

[3] http://csdb-samara.ru/gorodskoi_literaturnui_konkurs/nominations_2014/moya_rodina_moya_gordost/1845-rasskaz-o-mihaylo-arhangelskoy-cerkvi-v-sele-dergachi.html

[4] http://zefir.do.am/forum/9-149-1

[5] http://yablor.ru/blogs/selo-dergachi-cerkov-arhangela-mihaila/654527

[6] http://sobory.ru/article/?object=30383

[7]  http://temples.ru/architect.php?ID=1168

[8]  http://baza.vgdru.com/1/62046/30.htm

[9]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84

[10] http://yablor.ru/blogs/selo-dergachi-cerkov-arhangela-mihaila/654527

метки: Михаил, Архангел, Воскресный, Школа, Церковь, Ребенок, Вновь, Подготовительный

О храмеАрхангела Михаила в Тропарево

Татьяна Чегодаева

“Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии…” Каждый день за литургией звучит этот тропарь, но очень скоро он прозвучит по-особенному – 21 ноября, в день празднования Небесных Сил бесплотных. В десятый раз со дня возрождения храма мы будем отмечать свой престольный праздник.

Но обратимся, хотя бы немного, к тем давним временам, которые поведают нам интереснейшие предания и события, связанные с многовековой историей храма Михаила Архангела в Тропарево.

Село Тропарево, находившееся в двенадцати верстах от Москвы, связано с именем боярина Ивана Тропаря, о кончине и погребении которого в 1382 году сказано в Троицкой летописи: “Того же лета сентября в 21-й день преставился Иван Михайлович, нарицаемый Тропарь, в Бельцех и положен в своем монастыри на селе своем…” Эта запись подтверждает, что храм Михаила Архангела в те годы уже существовал.

О храмеархангела михаила в тропарево 1

Сохранилось и такое предание, которое уточняет дату построения храма. Боярину Ивану Тропарю посчастливилось быть проводником митрополита Алексия по дороге в Орду, в ханскую ставку Джанибека, где митрополит Алексий чудным образом исцелил любимую жену хана, красавицу Тайдулу. После исцеления жены, которое, судя по всему, пришлось на 6 сентября по ст. ст., когда Православная Церковь празднует Чудо Архангела Михаила в Хонех, хан Джанибек подарил митрополиту Алексию свой конюшенный двор в Московском Кремле, и на этом месте в память чудесного исцеления в 1365 году митрополит основал Чудов монастырь (Архангело-Михайловский) с церковью Чуда Архистратига Михаила. Другой храм в честь Чуда Архистратига Михаила был воздвигнут в подмосковном Тропарево – вотчине Ивана Михайловича Тропаря.

Церковь была деревянной, возводилась клетями (срубами).

О том, как она выглядела в те времена, можно, наверное, судить по картине художника Б. Черушева.

Несколько позднее судьба вотчины Тропарево тесным образом была связана с Новодевичьим монастырем, что следует из архивных монастырских записей последней четверти XVI века.

В первые годы XVII столетия – в Смутные времена – деревянная церковь Чуда Архангела Михаила была сожжена, но вскоре храм возродился вновь. Переписная книга 1646 года уже отличает: “А в селе церковь Архангела Михаила древяная, у церкви во дворе поп Андрей Захаров”.

12 стр., 5643 слов

Храмы-памятники Москвы

… монастырь в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех (1358/60 гг.) К этому же типу мемориальных храмов относится собор … Вайнтрауб, М.Г. Карповой, В.В. Скопина (Святыни православной Москвы. Храмы Северного округа. М.,1997). Обратимся вначале к древнейшим московским … ставшего загородной резиденцией русских государей вознеслась ввысь церковь, стройные формы которой вместе с замечательным местоположением …

Год от года богател Новодевичий монастырь, и в 1693 году в Тропарево вместо сгоревшей деревянной церкви построили сохранившийся и поныне каменный пятиглавый храм Михаила Архангела с шатровой колокольней и одноэтажной трапезной. В его архитектуре удачно объединились формы, типичные для обычных приходских церквей XVII века, с элементами так называемого нарышкинского барокко – живописным декоративным убранством и строгой многоярусной структурой.

В 1764 году владения Новодевичьего монастыря были отобраны в пользу государства, и крестьяне Тропарева стали “экономическими”.

В годы советской власти церковь Михаила Архангела постигла горькая участь большинства российских монастырей и храмов. В 1936 году внутреннее убранство храма было разорено. В таком виде церковь простояла более полувека, периодически используясь под различные хозяйственные нужды: в ней размещались то зернохранилище, то склад декораций киностудии “Мосфильм”, то производственный цех монументальной чеканки. Временные хозяева практически не заботились о ней, и постепенно церковь приходила в запустение и разрушалась.

В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, московскими властями было принято постановление о передаче храма Михаила Архангела Русской Православной Церкви.

Среди вновь открывающихся в Москве церквей храм вторым по счету (после Свято-Данилова монастыря) был возвращен верующим. Московская Патриархия приняла решение придать ему особый статус Патриаршего подворья.

Освящение храма приурочили к 23 февраля 1989 года. В этот день отмечается праздник священномученика Харалампия. Настоятелю храма отцу Георгию удалось найти бережно сохраняемую людьми икону святого с частицей его мощей. Жители района ждали этого события, но войти в храм удалось лишь за два дня до освящения. Всего за два дня и две ночи жители, которые двадцать лет добивались возвращения храма, успели разобрать завалы мусора и вынести из храма горы хлама. После того как расчистили главное помещение, был сделан временный иконостас и состоялось освящение. Еще сырой и холодный храм освятил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир, управляющий делами Московской Патриархии, с благословения Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Этот день можно считать днем возрождения храма, который с этого момента вновь стал действующим. Начались службы, началось восстановление. Чудом сохранился один, сброшенный когда-то с колокольни колокол. Его вернул храму Театр на Юго-Западе. Храм стал преображаться на глазах, большая часть его внутреннего и внешнего убранства постепенно была восстановлена.

Прошло 10 лет со дня возрождения храма Архангела Михаила. За эти годы сделано многое – построена ограда, дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа. В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов все имена погибших воинов-тропаревцев были выбиты на каменных досках, а перед ними установлен памятный крест. Заново расписана трапезная храма, построены отдельные домики-киоски для продажи церковной утвари; ведутся большие работы по благоустройству и озеленению территории храма. Как и прежде, храм поражает своей красотой москвичей и гостей столицы и готовится к своему престольному празднику.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

… аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. … губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В … как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, …

21 ноября после Божественной литургии и крестного хода в актовом зале воскресной школы праздник продолжится выступлением учащихся, которые помогут нам соприкоснуться с иным миром – миром светлым, чистым, неземным.

Воскресная школа! Школа становления и воспитания детской души, такая необходимая в наше время.

В седьмой раз радушно распахнула она свои двери и для детей нового набора, и для продолжающих свое обучение. Свою деятельность школа начала по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия с февраля 1994 года. Первый набор учащихся включал одну взрослую группу (40 человек) и одну детскую (20 человек).

Первым директором, преподавателем и методистом был протоиерей Василий Строганов, чуть позднее стали преподавать диакон Андрей Галухин и Л.В. Иванова.

Сначала воскресная школа размещалась в помещении дома причта, а с 1996/97 учебного года переехала в новое двухэтажное здание, расположенное на территории храма.

Много памятных событий пережила воскресная школа за прошедшее время, но, пожалуй, некоторые из них останутся неповторимыми:

  • окончание первого года обучения (апрель 1994 года), появление первых учителей и наставников;
  • первый выпуск взрослой группы (апрель 1996 года), преподаватель диакон Андрей Галухин;
  • выпускники этой группы Маргарита Казакова, Светлана Кулеш, Любовь Фаткина, Марина Матросова станут преподавателями воскресной школы;
  • первая рождественская елка с рождественским спектаклем и рождественскими подарками;
  • работы по благоустройству территории.

О храмеархангела михаила в тропарево 2

В новом учебном 1999/2000 году в воскресной школе проходят обучение 220 человек (9 детских групп, в том числе 2 подготовительные группы и одна взрослая).

Обязательными предметами являются: Закон Божий, катехизис, литургика и церковно-славянский язык. Факультативное обучение ведется по предметам: церковное пение, рисование, рукоделие.

Для детей подготовительных групп предметы: церковное пение и рисование – обязательные. Школьная библиотека действует с сентября 1994 года и располагает большим читательским фондом.

Педагогический коллектив насчитывает 11 преподавателей, из них 5 являются священнослужителями.

Занятия для учащихся подготовительных групп проводятся в присутствии их родителей; процесс обучения протекает более активно, родители помогают своим детям закреплять пройденный материал, учат с ними молитвы, песнопения, стихи. Урок начинается с посещения храма, где в течение небольшого времени (10–15 минут) детям прививаются азы Православия: они осваивают правила поведения православного христианина в храме, учатся молиться за родителей, родных, друзей, за себя, за усопших родственников. Дети знакомятся с устройством храма, его историей; здесь они впервые получают представление об иконописи. В храме в перерыве между службами народу мало; дети останавливаются около распятия и поют молитву: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас, грешных”. Затем прикладываются к распятию и переходят к иконе Святой Троицы. Здесь можно спеть “Трисвятое”, заодно проверить знания детей о Святой Троице. Недалеко, вдоль стены, ряд больших икон с образом Пресвятой Богородицы. Пройти мимо них никак нельзя. Останавливаемся и тихо поем: “Богородице Дево, радуйся…”

9 стр., 4296 слов

Храмы Краснодара

… в дело строительства. Закладка Храма, по сообщению воскресного выпуска «Кубанских Ведомостей» от 4 июня 1895 года, была намечена на … что на подворье будет устроена школа грамотности для детей бедных родителей, необходимость в которой давно назрела. Подворье … Екатеринодаре и крае как праведного молитвенника, мудрого советника и доброго человека. В 1995 году Свято-Георгиевский храм посетил Святейший …

Очень любят дети Преподобного Сергия, встанут тесным полукругом возле небольшой иконы святого и споют свою любимую песню про Преподобного Сергия: “Тихий свет на Маковце-горе…”; вся жизнь Преподобного пройдет перед ними в словах песни, а последний куплет посвящен молитве Преподобного за нас, грешных:

Тихий свет на Маковце-горе

Радугой над всей землей плывет,

Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздает:

“Отче наш, молению внемли,

Дух Святой, очисти и спаси,

Сыне Божий, в этот грозный час

Не остави каждого из нас”.

А теперь можно помолиться Архистратигу Михаилу, чиноначальнику вышних сил, попросить его заступничества и покровительства. Тихо подходим поближе к иконостасу. Справа от царских врат, рядом с большой иконой Спасителя, – икона Архангела Михаила. Одежда у него ярко-красная, в руке – большой меч. Особенный восторг переживают мальчики, рассматривая образ Михаила Архистратига. Поем тропарь, желающие читают стихи.

С благоговением покидаем храм и уже в воскресной школе продолжаем занятие.

Каждое посещение храма особенное, связано с церковными праздниками, с изучаемым материалом по Закону Божию, с проверкой знаний учащихся.

Форма начала занятий с детьми подготовительной группы в храме утвердилась, прошла двухгодовую проверку и себя во многом оправдала.

Преподаватели основных предметов и факультетов работают в тесном контакте. Рабочие планы учитывают общие задачи, дополняют друг друга; особенно это прослеживается при подготовке больших праздников. По заранее разработанному сценарию предстоящего праздника определяется направленность занятий на подготовительный период: так, преподаватели кружка рисования вместе с родителями и учащимися занимаются подготовкой декораций к празднику, оформлением актового зала, подготовкой выставки “Детский рисунок”. Преподаватели кружка рукоделия моделируют костюмы для выступающих учащихся, помогают родителям сшить костюмы; дети, занимающиеся в кружке, готовят праздничные сувениры; готовится очередная выставка работ по рукоделию. Кружок церковного пения помимо выполнения своей основной программы подключается к подготовке праздника согласно разработанному сценарию. В такой взаимосвязи идет усиленная подготовка к предстоящим торжествам.

В прошлом учебном году были подготовлены два больших праздника: рождественский и пасхальный. В спектаклях принимали участие три хоровых коллектива: хор подготовительной группы, старший хор и хор взрослой группы. В пасхальном празднике участвовало около 120 человек. Выступают дети дважды: в первый день праздника – для учащихся воскресной школы, родителей и прихожан; во второй – для приглашенных гостей из других храмов и общеобразовательных школ. Дети воскресной школы очень любят готовиться к праздникам, ждут их с нетерпением. Дни праздников приносят им столько радостей! Это и чудесные спектакли, в которых они сами же участвуют, и подарки, угощение, игры, забавы.

12 стр., 5918 слов

Влияние школы на социализацию ребёнка

… в институтах социализации, важнейшим из которых является школа. Социализация личности … школы, как единого составляющего в процессе социализации. Цель исследования: изучить проблему влияния школы на социализацию ребенка. Объект исследования: процесс воздействия образовательного учреждения на социализацию ребенка. Предмет исследования: социализация ребенка в … роли среды в детерминации поведения личности …

Новый 1999/2000 учебный год будет необычным для наших учащихся: по благословению настоятеля храма, благочинного протоиерея отца Георгия с нового учебного года специально для детей воскресной школы будут служить литургию в крестильном храме. Петь литургию, читать часы, прислуживать в алтаре будут сами учащиеся. А для детей подготовительной группы и для малышей-прихожан началось строительство детской площадки.

Большую работу методического плана предстоит совершить и преподавателям школы: подготовить материалы для создания альбома по истории храма и воскресной школы; изготовить новые учебные стенды, наглядные пособия, стенд “Жизнь воскресной школы”, подготовиться к встрече храмового праздника и, конечно, к празднованию 2000-летия со дня Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Приложим же все усилия к тому, чтобы с Божией помощью, при покровительстве и заступничестве Пресвятой Владычицы Богородицы, Небесных Сил бесплотных и всех святых воспитать наших детей достойными чадами земного и Небесного Отечества. И если по Божиему Промыслу воскресли монастыри и храмы на нашей многострадальной земле, то воскреси, Господи, и наши многострадальные души!

  • Сочинение о русской культуре на ингушском языке
  • Сочинение о себе на испанском
  • Сочинение о соловье 5 предложений
  • Сочинение о красоте воды в реке
  • Сочинение о замке гарибальди