Сочинение нравственные идеалы и заветы древней руси на 2 страницы

По истории мы проходили очень интересные темы, в которых нам рассказывали о тех великих людях, которые жили до нас в

По истории мы проходили очень интересные темы, в которых нам рассказывали о тех великих людях, которые жили до нас в нашей стране. Мне они представляются очень могучими и сильными. Ведь в Древней Руси было огромное количество настоящих богатырей, которые готовы были постоять за себя и свою Родину. В людях Древней Руси, на мой взгляд, были сильный дух патриотизма и любви к природе и душе, как своей, так и к чужой.
Существует огромное количество исторических памятников культуры, которые это подтверждают. В древних рукописях можно найти сказания о славных походах наших предков. Они могли не только защитить свою родную землю от неприятеля, но и также существенно расширить ее границы. Благодаря им мы можем жить в очень благоприятных природных условиях. О них слагали песни и легенды, которые передавались из поколения в поколения и в итоге дошли до нас. На мой взгляд, это высший показатель значимости. Несмотря на то, что прошло огромное количество времени, мы и по сей день знаем таких людей древней Руси, как Рюрик – основатель нашего государства, как Святослав, который отвоевал у неприятелей огромное количество земель, княгиня Ольга, которая была мудрейшей правительницей и установила первые законы, как Великий князь Владимир – креститель Руси и многие другие.
Этот список великих людей можно перечислять очень долго. Но, если о них помнят до сих пор, значит, это были очень важные люди в истории нашей страны. Если бы их не было, то, наверное, и наша бы страна не была такой, какой она стала сейчас. Люди древней Руси представляются мне с большими голубыми глазами, которые похожи на бескрайние озера нашей страны, со светлыми волосами пшеничного цвета, как засеиваемые хлебом поля. Они непременно были очень гостеприимными. Ведь существует так много пословиц и поговорок о том, что нужно помогать путникам и непременно давать им кров и еду. В те далекие времена это считалось нормой и даже непреложном правилом. Сейчас такое представить очень сложно. Возможно, тогда были люди более добрыми и менее корыстными. Поэтому можно было пустить в свой дом первого встречного и не опасаться, что он украдет какую-нибудь вещь или совершит какое-нибудь преступление.
Люди древней Руси очень тесно общались с природой, поэтому у них было отменное здоровье, и они не боялись простуды и каких-либо болезней. Они были более закаленные и возможно реже болели. Однако, стоит учесть, что в те времена была менее развита медицина. Поэтому серьезные болезни, которые сейчас можно вылечить современными лекарствами, были неизлечимыми. В те времена природа и лес очень сильно почитались. К нм было уважительное отношение. Невозможно представить себе, чтобы люди древней Руси беспощадно вырубали леса, бесконтрольно уничтожали животных, оставляли непотушенные костры или какой-либо мусор в лесу. Современным поколениям очень не хватает этого трепетного отношения к живой природе. Иначе, через некоторое время мы и вовсе останемся без лесов и чистых озер.
Мне кажется, что люди древней Руси были более человечными. Они жили большими семьями, почитали старших, никогда не отказывали в помощи слабым, а любовь к труду прививалась с раннего детства. В те времена трудились все: девушки и женщины каждый день делали домашние дела, мужчины занимались добычей пищи или различными ремеслами. И не было никаких стрессов или депрессий, ведь все были заняты своими делами. Некогда было забивать голову глупыми мыслями.
Также, на мой взгляд, люди в древней Руси были более свободными, чем мы сейчас. Они не зависели от мнения окружающих и занимались тем, что им было по душе.

Наверно каждому человеку приходила в голову мысль о том, а какой был их предок. Да, конечно, некоторые составляли свое генеалогическое древо, но дальше седьмого или восьмого поколения никто не уходил. А какой был наш самый древний предок, от кого мы пошли, чья кровь течет по нашим венам так никто и не знает.
Лично я представляю себе древнего человека не с камнем и дубиной в руке, а цивилизованным человеком. Возможно, мой предок был в то время ученым и делал большие открытия, он был конструктором всех чудес света, а до наших дней сохранилось только одно. Возможно, сейчас мы деградируем, а представляем о себе что – то великое. Согласитесь в голове невозможно уместить то, что цивилизация, которая была до нас, была великой, и ее уничтожили.
Древние люди знали все тайны вселенной, возможно, они нашли жизнь на других планетах и даже смогли связаться с ними. Также древние люди, в отличие от современных, были более духовно развитыми. Для них главными ценностями были семья и забота о своем клане. Возможно, поэтому это и помогало им стать великими, ведь любовь и поддержка любимых и дорогих людей помогает идти вперед и добиваться целей. Развитие ведь начинается с развитием души, а уже после каких – либо навыков. Возможно, мои мысли совсем неправдивы, и развитие шло, так как описывается в учебниках по истории. Но согласитесь, что порой охота пофантазировать и поверить в чудеса, которые в жизни не случаются. Ответ на данный вопрос никогда не будет найден и люди так и будут продолжать спорить на данную тему. Ну и пусть верят, что их предки были обезьянами, а мне хочется верить, что мои предки были великими людьми.
В конце концов, моя идея тоже имеет право на жизнь и кто-то в глубине души осознает, что я права. А пока известно только одно, благодаря древнему человеку я живу на этой планете.
Сочинение древние люди для 5 класса по истории

Каков он, житель Древней Руси? От его существования нас отделяет тысяча лет… О нем рассказывают исторические источники, летописи, прочая литература Древней Руси. Жизнь его была нелегка – постоянные набеги врагов: то печенегов, то половцев, то хазар. Да и княжеские междоусобицы добавляли горя простому человеку. Как пример можно привести тех же древлян, что пострадали от киевской княгини Ольги.
Первая летопись Древней Руси – это «Повесть временных лет». Она рассказывает о том, как жили на Руси, как крестили Русь, кто правил ею.
Древнерусский человек – это скорее всего, глубокий язычник. Хотя князь Владимир Великий велел ему креститься, и он ходит в деревянную церковь, но пока толком не знает, кто такой Христос. Он привык молиться деревянным идолам и множеству богов неба, земли, рек, озер, лесов и полей. Теперь ему говорят поклоняться иконам и кресту, держать весной пост, иметь одну жену. Все это странно для него, ведь у настоящего воина княжеской дружины должно быть как можно больше жен!
Но если он действительно проникнется христианством, то у него есть шанс примкнуть к какому-нибудь монастырю, научиться читать и писать, переписывать книги. То есть стать уникальным человеком, ведь грамотных людей почти и нет. Даже киевские князья грамоте учились редко.
«Повесть о полку Игореве» создает образ русских воинов. Это люди отважные, стойкие и храбрые. Смерть им не так страшна, как позор, поражение и бесчестие. Но они – не фанатичные самураи, отметающие жизненные радости. Для Игоря и его воинов не менее важны их семьи, тепло родных людей, близкие. Любовь к жизни в итоге «Повести» и помогает князю Игорю достичь родного дома, сбежав из плена.
Этот же исторический источник создал вечный образ княгини Ярославны – верной жены, что ожидает мужа-воина дома. Она переживает, плачет, горюет, считая мужа погибшим. Наверное, такими прожили жизнь все лучшие женщины Древней Руси, любящие жены и матери. Женщина Древней Руси- это не забитая дома рабыня, ничего не соображающая за стенами избы, а свободная мыслящая гражданка с горячим сердцем.

Количество часов: всего 68 ч, в
неделю 2 ч
Плановых контрольных работ 3
Административных контрольных работ 2
Развития речи 8 ч
Учебник:

7 класс Литература. В.Я. Коровина,
В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др.

Кол-во часов

Тема

План

Факт

1.

4.09.

Введение.
Изображение человека в художественной литературе как важнейшая
идейно-нравственная проблема.

2.

6.09.

Предания как жанр
фольклора. Исторические предания об Иване Грозном и Петре Первом.

3.

11.09

Эпос народов мира.
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского
народа, отраженные в образе главного героя былины. Прославление мирного труда
в эпосе.

4.

13.09

Киевский и
новгородский циклы былин.  Былина «Садко». Художественное своеобразие былины.

5.

18.09

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни
народа и его национальных традиций.

6.

20.09

Древнерусская
литература и ее культурные традиции. «Повесть временных лет» (отрывок о
пользе книг). Формирование традиции уважительного отношения к книге.
«Поучения Владимира Мономаха». Поучения как жанр древнерусской литературы.

7-8.

25.09

27.09

«Повесть о Петре и
Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

9.

2.10

РР    Подготовка к домашнему сочинению
«Нравственные уроки древнерусской литературы».

10.

4.10

М.В. Ломоносов.
Слово о поэте и ученом. Стихи «К статуе Петра Великого» и «Ода на день
восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах.

11.

9.10

Г.Р. Державин.
«Река времен в своем стремленьи …», «На птичку …», «Признание». Философские
размышления о смысле жизни и свободе творчестве.

12.

11.10

А.С. Пушкин. Слово
о поэте. Интерес А.С. Пушкина к истории России. Поэма «Полтава» (отрывок).
Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги
русских солдат. Сопоставительный портрет исторических деятелей:  Петр
I и
Карл
XII.

13.

16.10

А.С. Пушкин.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление
деяний Петра
I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С.  Пушкина. 

14.

18.10

А.С. Пушкин. «Песнь
о вещем Олеге» и летописный источник. Особенности содержания и формы баллады
А.С. Пушкина.

15.

23.10

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.
Образ летописца Пимена.

16-17.

25.10

30.11

А.С. Пушкин.
Повесть «Станционный смотритель». Изображение маленького человека, его
положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм
повести.

18.

8.11

РР Подготовка к сочинению — индивидуальной
характеристике. «Маленький человек с большим сердцем» (образ Самсона Вырина).

19-20.

13.11

15.11

М.Ю. Лермонтов.
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Картины быта 16 века, их роль в понимании характеров героев и
идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

21.

20.11

М.Ю. Лермонтов.
Слово о поэте. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Мастерство поэте в создании художественных образов

22.

22.11

Н.В. Гоголь. Слово
о писателе.  Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Первые
главы повести. Знакомство с героями.

23-24.

27.11

29.11

Нравственный облик
Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Народный характер повести.
Патриотический и героический пафос произведения Н.В. Гоголя.

25.

4.12

Смысл
противопоставления Остапа и Андрия. Особенности изображения природы и людей в
повести.

26.

6.12

РР  Сочинение — сравнительная характеристика.
«Остап и Андрий: два характера, две судьбы».

27.

11.12

Урок текущего
контроля

по творчеству А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя

28-29.

13.12

18.12

И.С. Тургенев.
Слово о писателе. Рассказ «Бирюк». Изображение  жизни и быта крестьян.
Авторское отношение к бесправным и обездоленным. Самобытность характера
главного героя. Художественные особенности рассказа.

30.

20.12

И.С. Тургенев. Стихотворения
в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Нравственная основа
человеческих взаимоотношений. Особенности жанра стихотворений в прозе.

31.

25.12

Н.А. Некрасов.
Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: княгиня Трубецкая.  Историческая основа
поэмы. Величие духа русской женщины.

32.

27.12

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у
парадного подъезда». Трагические картины русской жизни в стихотворениях.
Авторское отношение к народу. Художественное своеобразие произведений. 

33.

10.01.

А.К. Толстой.
Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение
исторического колорита эпохи. Духовное противостояние самовластью.

34.

15.01

М.Е.
Салтыков-Щедрин. Слово и писателе. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Смысл
противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из
народа и авторское осуждение его покорности.

35.

17.01

Урок текущего
контроля
по творчеству И.С.
Тургенева,  Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина.   

36-37.

22.01

24.01

Л.Н.  Толстой.
Слово о писателе. Главы из повести «Детство». Главный герой повести. Его
чувства, поступки, духовный мир. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

38.

29.01

И.А. Бунин. Слово о
писателе. «Цифры». Нравственный смысл рассказа. Сложность взаимопонимания
детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

39.

31.01

РР Сочинение «Проблема взаимопонимания детей и
взрослых в произведения Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».

40.

5.02

А.П. Чехов. Слово и
писателе. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова. «Злоумышленник». 

41.

7.02

А.П. Чехов.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия
рассказа. Средства создания комического.

42.

12.02

Стихотворения  русских
поэтов 19 века о родной природе:  В.А. Жуковский, И.А. Бунин, А.К. Толстой

43.

14.02

РР Анализ одного из стихотворений по выбору
учащихся или учителя.

44-46.

19.02

21.02

26.02

М. Горький. «Детство». Главы. Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение характера
героя. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина
Ивановна, Алеша, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

47.

28.02

РР
Обучение анализу эпизода из повести М. Горького. «Детство» (по выбору
учителя).

48.

5.03

В.В. Маяковский.
«Необычайное приключение бывшее в Владимиром Маяковским летом на даче» Мысли
автора и роли поэзии в жизни человека и общества. Роль фантастических картин.
Своеобразие художественной формы стихотворения.

49.

12.03

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир в
стихотворении. Гуманизм лирического героя.

50-51.

14.03

19.03

Л.Н. Андреев. Слово
о писателе. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Гуманистический пафос
произведения.

52.

2.04

А.П. Платонов.
Слово о писателе. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к
состраданию и уважению к человеку .

53.

4.04

А.П. Платонов «В
прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой
жизни.

54.

9.04

РР  Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли
в жизни сочувствие и сострадание» (по произведениям писателей 20 века и
личным впечатлениям).

55.

11.04

Трудности и радости
грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А.
Суркова, А.Т. Твардовского и др.

56.

16.04

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади?». Эстетические
и нравственно-психологические проблемы рассказа.

57.

18.04

Е.И. Носов. Слово о
писателе. «Кукла».  Протест против равнодушия и бездуховности. Нравственная
красота человека.

58.

23.04

РР Е.И. Носов. «Живое пламя». Обучение
целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

59.

25.04

Ю.П. Казаков «
Тихое утро». Нравственные проблемы рассказа

60.

30.04

Стихи поэтов 20
века о Родине и природе. (С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Я. Яшин, Н.М.
Рубцов, Н.А. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы.

61.

7.05

А.Т. Твардовский.
Слово о поэте. Стихотворения  «Снега потемнеют синие», «Июль — макушка лета»,
«На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского. 

62.

14.05

Д.С. Лихачев. Слово
о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная»  как духовное напутствие
молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

63.

16.05

М. Зощенко. Рассказ
«Беда». Смешное и грустное в рассказе.

64.

21.05

Страницы европейской поэзии: Р. Бернс. «Честная бедность» и другие
стихотворения. Ж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой …» и др.
стихотворения.

65.

23.05

Японские хокку.
Особенности жанра.

66.

28.05

О. Генри. «Дары
волхвов». Нравственная проблематика рассказа, его гуманистическое звучание.

67-68

Урок контроля. Обобщающий (итоговый) урок

Мое мнение и отзыв по роману Что делать? (Чернышевский Н. Г.)

Роман Николая Гаврииловича Чернышевского “Что делать?” выделяется из других произведений того же времени. Его автор обратился к популярной за границей, но малораспространённой тогда в России идее утопии. Этот роман произвёл большое впечатление на современников. Это произведение относится к классическим русским произведением, даже спустя полтора века люди продолжают читать “Что делать?”.

В романе описываются люди, которые ведут себя и живут не так, как привыкли это делать окружающие.

На примере их взаимоотношений создаётся образ “будущего” человека. Эти люди не тратят время впустую, принимают решения, основываясь на своём разуме, нежели чувствах. Они целомудренны, умеют прощать и помогать друг другу, находить мирное решение проблемы даже в самых сложных ситуациях. Яркий пример — поведение Лопухова, когда он узнал о любви между своими женой и другом. Он не поступил так, как этого требовали те времена: не вызвал на дуэль своего друга. Вместо этого он инсценировал своё самоубийство, уехал за границу, нашёл там новую возлюбленную и вернулся на родину. После его отношения, теперь уже дружеские, с его бывшей женой и другом восстановились. Целью такого поступка являлось счастье своих ближних, это достойно уважения. Таким образом Чернышевский создал персонажей, которые, по его мнению, являлись предтечами людей нового общества, избавленного от многих проблем того времени.

Роман Чернышевского “Что делать?” нёс в себе глубокую идею в своё время, но, к сожалению, он частично потерял актуальность в наше время. Тем не менее, я рекомендую каждому с ним познакомиться в целях получения более полной картины того времени: со всеми проблемами, настроем людей и их идеями, за которые приходилось часто расплачиваться перед правительством, так же как и самому Чернышевскому.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Проблема счастья в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Проблема счастья и путей его достижения волновала многих русских писателей и поэтов. Некрасов написал на эту тему целую поэму «Кому на Руси жить хорошо». Как же определить счастье? В чём оно проявляется? Каждый понимает счастье по-своему. Для кого-то это — накопление денег, карьера, для кого-то — любовь, семья, дети, для кого-то — покой, богатство, честь. В своём романе Н.Г. Чернышевский пытался разрешить проблему счастья, но рассматривал эту проблему с совершенно иной, новаторской, позиции. До этого писателя счастье рассматривалось как интимная, личная потребность. Она решалась в узком семейном кругу. Кратко это утверждение можно выразить в формуле: «Человек может быть свободен и счастлив лишь тогда, когда он один». Эту истину пыталась внушить Марья Алексеевна Вере Павловне. Личное счастье было провозглашено основой человеческой жизни, пределом желаний. Чернышевский же доказывает, что человек не может быть счастлив эгоистической радостью. Оно зависит от жизни многих. Истинное счастье, по мнению писателя, связано с теорией «разумного эгоизма». Эта теория означает жизнь во имя другого. Таким образом, автор выражал необходимость объединения людей, взаимопомощи. Ключевая роль в этом принадлежала труду. Кроме того, лучших героев Г. Чернышевского объединяет одно великое дело – служение своему народу. Это определяет мораль героев, объединённых одним порывом. Поэтому «расчётливы только добрые поступки; рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр». Поэтому источником счастья этих людей является успех того дела, которое составляет смысл и радость жизни каждого из них. Поэтому такая мораль – «качество подлинно человеческой натуры». Проблему счастья Г. Чернышевский рассматривает в двух планах: личном и общественном. Причём, одно не отделимо от другого. Рахметов обретает смысл жизни и счастье только служа народу. Он даже подвергает себя физическим лишениям, отказавшись от личных, эгоистических устремлений. «…Мастерские для меня чужое дело», — говорит Вера Павловна. Но Чернышевский убедительно показал в романе, что именно в мастерских её «вся жизнь». Вместе с их развитием растёт сама героиня, и лучшие свои помыслы она связывает именно с их будущим. Эти мастерские устроены по принципу коммуны, семьи, общей собственности. Вера Павловна, давая работу портнихам, спасает их от нищеты, голодной жизни. Чернышевский всячески подчёркивает их общественную значимость. Треугольник в личной жизни Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны также разрешается нетрадиционно. Вместо обычной трагической развязки предстаёт некая идиллия отношений: один мирно уступает дорогу к счастью другому. Сам роман начинается с необычного эпизода: один человек совершает самоубийство. Затем раскрываются мотивы его поступка. Этой загадочной личность оказывается Лопухов. В своё время, будучи студентом медицинского факультета, он спасает от несчастного брака Веру Павловну. Мы видим зарождение новой семьи, которая внешне выглядит вполне благополучно. Но отношения супругов основаны всё же не на любви. Когда Лопухов замечает в своей жене перемены, вызванные зарождением чувства к его лучшему другу Кирсанову, в душе героя возникает мучительный разлад. Ради Веры Павловны он отказался от карьеры в университете, взял скудную частную практику, начал буквально с нуля. К тому же, он всегда поддерживал создание Верой Павловной мастерских. А Вера Павловна отвечает ему изменой. Как теперь быть? Оставить всё как есть, но при этом заставлять жену страдать? Лопухов говорит, что его отношение к Вере Павловне и Кирсанову диктовалось принципами, не свойственными «его обыкновенной натуре». Но вся жизнь Дмитрия Сергеевича – следование этому принципу, вся линия его поведения к Верочке и Кирсанову определяются заботой о счастье этих людей. Их счастье он воспринимает как залог своего собственного душевного благополучия. Лопухов поступает гуманно, в соответствии с «теорией разумного эгоизма». Он отстраняется от счастья Веры Павловны, не хочет её страданий. Поэтому он инсценирует самоубийство, не собирается мешать счастью любящих друг друга людей. Сама же Вера Павловна долго остаётся безутешной, чувствует себя виновной в смерти мужа. Здесь ключевую роль играет Рахметов. Для многих это «мрачное чудовище», для которого не существует «личной жизни». Он говорит, что переживания героев романа – «новых людей» — это «глупая мелодрама». Но Рахметов становится невольным участником этой мелодрамы. Этот действительно очень занятый человек находит время помочь людям в их личных, семейных проблемах. Здесь проявляются причины разделения автором людей на «особенных» и «новых». К первым, конечно, принадлежит Рахметов, ко вторым – Кирсанов, Вера Павловна, Лопухов. Рахметов – «особенный» герой, так как он помогает людям по-другому посмотреть на мир, а этим часто спасает их из, казалось бы, безвыходных положений. Своё счастье он не отделяет от счастья народа, его жизни. Отсюда странный образ жизни этого героя, его отказ от дворянского звания, тяжелые, изнурительные физические испытания, работа наравне с бурлаками. Мысль о другом, забота о нём, помощь ему в самосовершенствовании – вот что определяет смысл жизни и возможность счастья для Рахметова и других героев романа. Нужно упомянуть связь этого образа с героем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Гришей Добросклоновым. Хотя ему грозит «чахотка и Сибирь», лишь он признаётся счастливым у автора. Это объясняется позицией Некрасова. Он считал истинно счастливым лишь того человека, у которого была бы в жизни высокая светлая идея, идея служения другим. По-своему мысли Некрасова о счастье представлены в образе «особенного» человека Рахметова. Эти принципы герои Чернышевского применяют и в личной жизни, в вопросах семьи и любви. Необходимо отметить, что Г. Чернышевский видел, что в самом характере проявления любви целиком проявляется общественное лицо человека. Своё счастье «новые» герои Г. Чернышевского обретают в гармонии личных и общественных отношений. Несмотря на некоторую утопичность в решении вопроса о счастье, многие мысли этого писателя-демократа достойны внимания современного читателя.

Сочинение по роману Чернышевского «Что делать?»

Николай Гаврилович Чернышевский создал замечательный роман с очень философски глубоким названием «Что делать?». Все повествование подчиненно раскрытию именно ответу на данный вопрос. Роман мне очень понравился, прежде всего, потому что в нем есть счастливый конец. В русской литературе не так много произведений, которые заканчиваются хорошо. Роман Чернышевского счастливое исключение. Однако, все читатели понимают, что произведение относится к утопическим.

В нем повествуется о жизни «новых людей», которые стремятся постигнуть

все радости бытия и социалистического мировоззрения. Одной из главных героинь является Верочка. Ее жизнь очень подробно рассматривается, причем как прошлое, так и будущее. На мой взгляд, Чернышевский закладывал в образ Верочки особый смысл. Они олицетворение того человека, который выбрался из класса «пошлых» людей и смогла перейти в класс «новых людей».

Жизнь в родительском доме была для нее в тягость. Ее мать только и думала о том, как удачнее выдать дочь замуж, поэтому постоянно подыскивала ей женихов, многие из которых были очень грубы и похотливы. Но по счастливому стечению обстоятельств Верочка знакомиться

с Дмитрием Сергеевичем Лопуховым. Это образованный молодой человек, который придерживается нового взгляда на жизнь, на происходящие события, на место женщины в жизни общества. Вскоре они начинают тайком встречаться. Лопухов небогат, поэтому пара не может рассчитываться на благословление их брака родителями. Поэтому единственный выход для молодых людей — это навсегда покинуть отчий дом.

Но их жизнь складывается хорошо. Они оба трудятся не покладая рук. Вера Павловна вскоре открывает свою швейную мастерскую. Их семейная жизнь вызывает недоумение у окружающих, но Верочка объясняет, что именно такие отношения должны быть, чтобы супруги не надоедали друг другу. Часто у них в гостях бывает лучший друг Лопухова — Александр Матвеевич Кирсанов. Он также придерживается социалистических взглядов на жизнь и ведет активную просветительскую работу для окружающих людей. Он также прокладывает себе путь без связей и знакомств, только своим личным трудом. Вскоре Кирсанов влюбляется в Веру Павловну.

Он понимает, что это жена его лучшего друга и что они не могут быть вместе, поэтому просто покидает их дом. Вскоре Лопухов заболевает и Кирсанов, как врач снова появляется в их доме. И тут уже и Верочка понимает, что чувства к мужу — это только безграничная благодарность, а то нежное чувство любви она чувствует к Кирсанову. Трое умных, образованных людей, которые причисляют себя к совершенно новому поколению, попали в очень затруднительную ситуацию, ловушку чувств. Рациональный выход из данной ситуации не видится никому. Поэтому, как выясняется в самом конце романа, Лопухов инсценирует свое самоубийство.

Теперь Вера Павловна начинает новую жизнь с Кирсановым. Она наполнена трудом и заботами о других людях, а также саморазвитием. Для них главным становиться — это сделать окружающих такими же счастливыми людьми, как и они сами. При этом в романе звучат «революционные» взгляды на совместную жизнь. Главное для человека даже в браке — это личная свобода. Поэтому у каждого должно быть любимое дело, личное пространство и личное время. Тогда только человек становиться по-настоящему счастлив. Роман Чернышевского «Что делать?» мне очень понравился. Прежде всего, тем, что многие идеи отвечают и современным реалиям. В самом деле, нельзя быть полностью счастлив, если тебя окружают несчастливые люди, и ты даже не стремишься оказать им хоть какую-то посильную помощь.

Вариант 2

Наш мир не стоит на месте, в нём постоянно происходят перемены, к которым необходимо приспосабливаться. Люди сталкиваются с трудностями из-за непонимания происходящего как в профессиональной сфере, так и в личной. Чтобы этого избежать, нужно постоянно развиваться и идти в ногу со временем. Только саморазвитие способно привести человека к успеху.

К примеру, главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» забросил всяческие попытки личного совершенствования. Целыми днями он просто лежал на диване в своём любимом халате и мечтал. Жизнь представлялась ему какой-то сказкой, одной из тех, что он слышал в далёком детстве. В этой сказке нет места для работы или забот, там он вместе со своей женой пьёт чай и принимает гостей в Обломовке.

Обломов в принципе по своей натуре был медлительным и ленивым. Он не привык к работе, не ставил перед собой никаких целей и ни к чему не стремился. Илья Ильич не смог себя реализовать и умер так и не сделав ничего полезного и хорошего для своих близких. Всю свою жизнь он потратил на удовлетворение низменных потребностей, он оказался обычным бездейственным мечтателем, неспособным ни на какое развитие личности.

Примером человека, который изменил свою жизнь благодаря саморазвитию и самовоспитанию, является главный герой романа Джека Лондона «Мартин Иден». Мартин Иден рос в бедности среди людей, принадлежавших к самому низкому сословию. Он всегда стремился к большему, хотел избежать уготованной ему участи. Ещё в раннем детстве у него появилось неуёмное желание пробиться «наверх», получить все материальные и духовные блага общества. Мартин Иден отказывался безропотно принять свою судьбу, а к решению изменить жизнь его побудила любовь.

Главный герой влюбился в дочь банкира Морза. Она стала для него музой, воплощением чистоты и нежности. Движимый высокими помыслами, Мартин Иден начинает развиваться и совершенствоваться. Занявшись самообразованием, он постоянно сравнивает два мира и больше всего боится вернуться в тот, в котором родился. Главный герой нашёл своё предназначение, он хотел писать, но подобная деятельность не была похвальной в меркантильном обществе. Даже его обожаемая Руфь не одобряла писательские порывы своего возлюбленного, надеясь, что это наваждение в скором времени пройдёт.

Мартин Иден не понимает, почему написанные им стихи и рассказы не принимаются редакциями. Не теряя веры в себя, он продолжает писать и пытается разобраться, почему не достигает успеха. За осознанием устройства этого мира последовало глубокое разочарование. Всё, во что верил главный герой – оказалось фальшью, теперь даже признание на писательском поприще не смогло принести ему удовлетворения. Он понял, что его мечтам не дано сбыться и не нашёл другого выхода, кроме смерти. Жизнь без смысла не представлялась возможной для человека, находящегося в постоянном самосовершенствовании.

Я считаю, что развитие необходимо каждому человеку. Очень важно познавать этот мир и открывать для себя его каждый раз с новой стороны. Главное – не сдаваться при первых же трудностях, а смело идти дальше, каждый день совершенствуя себя в какой-либо сфере. Проблемы – это всего лишь ступеньки, которые необходимо преодолеть, для того чтобы подняться выше. Нужно поставить себе правильные цели и медленно, но уверенно двигаться в этом направлении.

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского – реалистический роман

Прежде чем рассуждать, является ли произведение реалистическим, стоит уяснить, что есть в принципе реалистическое произведение. Определения термина «реализм» в Литературном энциклопедическом словаре занимает почти четыре страницы, но, если суммировать всю приведенную там информацию, реализм – это художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности, иными словами, в реалистическом произведении должны как можно полнее отражаться факты реальной жизни.

В середине XIX в. реализм был охвачен новой волной, приобретя своеобразные черты. Позже М. Горький назвал его критическим реализмом, подчеркнув обличительную направленность таких произведений.

Среди писателей критического реализма можно отметить таких известных авторов, как А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова. Чернышевский, несомненно, также принадлежал к ним.

Русская литература всегда развивалась параллельно с обществом и политической мыслью, иногда даже предупреждая ее появление. В 60-е гг. XIX в. наблюдалось резкое обострение политической и идейной борьбы, ставшей, конечно же, центром большинства произведений того времени. Активизировалось желание людей создать идеальный мир, появились произведения утопического характера.

Утопия – произведение, отражающее фантазию автора, заведомо неосуществимую мечту, как реальную действительность. Так назвал свою повесть английский писатель XV в. Томас Мор, создавший фантастический остров Утопия, где люди жили в условиях идеального общественного строя.

Роман «Что делать?» содержит наиболее полное изложение социалистических идеалов Чернышевского, он нарочно был создан в традиции утопии, поскольку писатель хотел привести читателя к мысли о том, что теорию необходимо прилагать к практике. Роман пропагандировал идею социализма, она была воплощена на страницах романа, «новые люди» во главе с Рахметовым отдают себя служению идее революции.

Даже отношения друг с другом у них построены очень четко и правильно, на принципе «разумного эгоизма», где главенствует уважение к личности, свободе каждого, где интерес одного тесно переплетается с интересами всех, общества, семейное благополучие невозможно без полноценного развития личности каждого супруга.

Все они – разночинцы, их мировоззрение формируется и укрепляется в борьбе со старым режимом, их объединяет решительность и наличие четкой цели в жизни. «Новые люди» верят в свой народ, видят в нем силы на борьбу и учат, вдохновляют и объединяют его для этого.

Рахметов среди них – несколько идеализированный вариант, он фанатик своего дела, отдавший себя целиком борьбе за новый мир, но, тем не менее, не лишен реалистичности. Именно такие люди всегда присутствуют в центре какой-либо идеи, они служат двигателями масс, заражая своим примером окружающих.

Примечательно то, что автор помещает действие в современные условия, не закрывает глаза и на сложности, подстерегающие героев романа на их пути, он не рисует образ «светлого будущего», а показывает в качестве свершившегося факта. Он не стремится привести неоспоримые доказательства того, что именно социализм является идеальным вариантом устройства общества, он просто рисует картину идеальных, по его мнению, социальных, политических и нравственных законов, предлагая читателю самому оценить его положительные и отрицательные (если такие имеются) стороны.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней

    Описание слайда:

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
    Прославление любви и верности.

    МКОУ Верхнетойденская СОШ

    Урок литературы в 7 классе
    Цели урока: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских, выявить её специфику;
    поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;
    показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.
    Оборудование: стенгазета «Повесть о Петре и Февронии». В дополнение к
    прочитанному», презентация,.
    Опережающее задание:
    1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии».
    2. Отгадать кроссворд по данной повести (напечатан в стенгазете).
    3. Найти информацию об авторе данного произведения (индивид.).
    Автор: Е.С. Хорошилова
    Должность: учитель
    русского языка и литературы

  • 2 слайд

    Сочинение нравственные идеалы и заветы древней руси на 2 страницы

  • 3 слайд

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней

    Описание слайда:

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
    Прославление любви и верности.
    познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских,
    выявить её специфику;
    поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;
    показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.

    Цели урока:

  • 4 слайд

    муромо-рязанский цикл Ермолай –Еразм 1547 годКнязь Пётр убива

    Описание слайда:

    муромо-рязанский цикл
    Ермолай –Еразм
    1547 год
    Князь Пётр убивает змея.
    Рукопись 17 века

  • 5 слайд

    Сочинение нравственные идеалы и заветы древней руси на 2 страницы

  • 6 слайд

    Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал он у вас о

    Описание слайда:

    Но разве всегда Петр поступал по совести?
    Разве не вызывал он у вас осуждения?
    — Так почему же автор делает Петра главным героем?
    — Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
    Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.

    Мудрая жена устроит дом свой,
    а глупая разрушит его своими руками.
    — Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

    — Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

  • 7 слайд

    «…Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствов

    Описание слайда:

    «…Блаженный же князь Петр
    не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,
     …  по Евангелию поступил:
    пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

  • 8 слайд

    - Почему автор не рисует портретов героев повести? В чем находит свое высш

    Описание слайда:

    — Почему автор не рисует портретов героев повести?
    В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

  • 9 слайд

    - Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рож

    Описание слайда:

    — Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
    Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе.
    Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.

  • 10 слайд

    - В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаютс

    Описание слайда:

    — В чем основное значение «Повести…»?
    Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
    Жизнь по заповедям Божьим,
    осознанное желание человека творить добро, любовь и верность –
    ценности, над которыми не властно время.

  • 11 слайд

    8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности

    Описание слайда:

    8 июля –
    Всероссийский день семьи, любви и верности

  • 12 слайд

    МуромАрхангельскУльяновскСочиЯрославльАбаканПамятники Петру и Февронии

    Описание слайда:

    Муром
    Архангельск
    Ульяновск
    Сочи
    Ярославль
    Абакан
    Памятники Петру и Февронии

  • 13 слайд

    Подведение итогов урока. - Чем обогатила вас история Петра и Февронии? -

    Описание слайда:

    Подведение итогов урока.
    — Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

    — О каких вечных ценностях
    заставил вас задуматься сегодняшний урок?
    Семья

    Любовь Верность

  • 14 слайд

    Сочинение нравственные идеалы и заветы древней руси на 2 страницы

  • 15 слайд

     СПАСИБО ЗА УРОК

    Описание слайда:

    СПАСИБО ЗА УРОК

  • 16 слайд

    Список используемой литературы и сайтов: Золотарева И.В., Аникина С.М. Поур

    Описание слайда:

    Список используемой литературы и сайтов:

    Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
    Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
    Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
    Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999
    Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18.
    http://school-103.nios.ru/Petr.htm
    http://www.petr-fevronia.ru/category/22
    http://artikul.ucoz.ru/forum/54
    http://journal.oscfo.ru/nomera/4/povest_o_petre_i_fevronii_muromskih/
    http://www.mosds.ru/BRK1/XVI-04.htm
    http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3.

  • 17 слайд

    Сочинение нравственные идеалы и заветы древней руси на 2 страницы

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим оботношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне. Жизнь семейной четы, описанная в данной повести— это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи Итак, перед нами «Повесть о Петре и Февронии».

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Повесть о Петре и Февронии Муромском

Похожие материалы

  • Методическое обеспечение тематической недели, посвященной 200-летию Ф.М. Достоевского

  • Фонд оценочных средств по литературе 1 полугодие 5-7 классы

  • Темы сочинений по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Контрольная работа по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Выдержки из критических статей по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Викторина по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Рабочая программа по литературе 5-9 классы

  • Статья «Место кино на уроках литературы в школе при исправительной колонии»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459915 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Сочинение надо ли читать книги в xxi веке
  • Сочинение на удмуртском языке литература со йырез лулэз ужатон
  • Сочинение на тему язык творчества
  • Сочинение на тему что мешает человеку преступить закон
  • Сочинение на тему школьный кабинет русского языка и литературы