Сочинение народ в романе война и мир сочинение

Сочиненияпо литературетолстой левлюбимые герои толстого в романе война и мирв эпическом романе л.н. толстого война и мир очень много действующих
  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Любимые герои Толстого в романе Война и мир

В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей, который становится его любимцем. Однако любимчики есть не только у читателей, но у самого автора. Их несложно угадать, если читать роман внимательно. Именно их жизнеописанию Толстой уделяет большую часть времени. Несложно догадаться, что это Наташа Ростова и Пеьер Безухов.

На первый взгляд кажется, что они абсолютно разные люди. И действительно, они довольно редко пересекались, но в итоге автор объединил их жизненные пути в единое целое, связав судьбу персонажей. Если разобраться, у Наташи и Пьера очень много схожих черт. Каждый из них по-своему выделялся среди светского общества. И если Наташа привлекала к себе внимание своей чистотой и детской непосредственностью, то Пьер попросту не вписывался, будучи сомневающимся в своих взглядах и физически неуклюжим юношей.

Именно эти черты и делают их положительными героями с точки зрения автора. Толстой открыто восхищается тем, насколько сердце Наташи открыто, готово любить каждого, кто в этом нуждается абсолютно бескорыстно и беззаветно. Толстой считал в женщине приоритетными качествами готовность заботиться о своих близких, а также дарить им любовь и все свое внимание. Так Наташа спасла свою мать после гибели младшего брата.

Пьеру пришлось пройти немало испытаний, чтобы превратиться из метущегося юноши в сильного мужчину. Он искал любви светских дам, но разочаровался в браке. Хотел приносить пользу окружающим, вступив в масонскую ложу, но и здесь не чувствовал себя на месте. Лишения войны помогли Безухову осознать, что он наиболее ценит в жизни и к чему стремится. Ему удалось победить свои страхи.

Примечательно, что Толстой показывает любимых героев очень приземленно. Несмотря на все свои положительные стороны, они прежде всего люди, которые как и остальные совершают ошибки. И эти промахи сильно влияют на их жизнь, только закаляя героев, делая их еще лучше. Именно такой ошибкой можно считать побег Наташи вместе с Анатолем Курагиным или брак Безухова с Элен Курагиной. Через персонажей автор пытается донести простую мысль: хороший человек не тот, кто не ошибается, а тот, кто может достойно выйти из положения.

Все решения, которые Наташа и Пьер приняли на своем жизненном пути, сделали их сильнее и увереннее, и в конце концов свели два любящих сердца вместе.

Анализ произведения

Книга Л. Н. Толстого задумывалась как история о декабристах, где автор хотел показать жизнь в ссылке, амнистию и возвращение домой. Но Лев Николаевич так увлекся описанием героев, что остановился на их жизни более подробно.

Сюжетные линии

Писатель хотел показать события 1825 года, из-за чего декабристы решили восстать против царя. Он изучал события того времени, ездил в разные места для сбора достоверной информации. Написание книги длилось 7 лет.

Сюжет начинается с 1805 года. В романе переплетаются между собой несколько сюжетных линий. Можно выделить 4 основных направления:

  1. Пьер Безухов. Герой ищет смысл жизни, проходит через различные испытания и попадает в неприятности. В итоге становится счастливым, получает то, что искал. Пьер находит духовного наставника и обретает душевный покой.
  2. Семья Болконских: духовные поиски Андрея, погоня за славой, разочарование в любви, набожность Марьи, отношения детей с отцом.
  3. Ростовы: воспитание детей, семейные ценности, отношения между родителями (Натальей и Ильей). В этой семье все поддерживают друг друга, заботятся и уважают. Наташа сталкивается с пошлостью и лицемерием светского общества, проживает различные жизненные ситуации, находит свое счастье.
  4. Семейство Курагиных — отрицательные персонажи, лживые и безнравственные люди, которые живут только ради личной выгоды. Им несвойственны такие качества, как честь и достоинство. Лицемерие, предательство и обман — вот их главные черты.

Контрасты книги

В произведении автор противопоставляет различные понятия, судьбы своих героев и их характеры. Примером может стать эпизод, когда Пьер пытался понять, как ему вести себя с умирающим отцом. В это время шел спор между Курагиным и Друбецкой. Женщина была на стороне Безухова, благодаря чему он стал графом. Этот спор олицетворяет собой войну, на кону которой была успешная жизнь Пьера.

Именно получение наследства сделало Безухова тем, кем он стал, так как безбедная жизнь натолкнула его на размышления. Бедность не позволила бы ему решать духовные проблемы, искать смысл жизни.

Автор сталкивает положительных и отрицательных персонажей. Наташа Ростова и ее семья, Пьер, Болконские — это мирные герои, которые олицетворяют мир. Им свойственны:

  • достоинство;
  • порядочность;
  • честность;
  • естественность.

Писатель показывает контраст между войнами: война 1805 года — чужая и ненужная русским людям, события 1812 года — борьба за Отечество.

Толстой сопоставляет честных героев с корыстными, своего рода «паразитами», которые привыкли выходить из сложных ситуаций за счет других людей. Например, это Друбецкие, Курагины, Берг, Жерков. Автор назвал их «трутнями».

Помимо этого, в произведении идет деление на богатых и бедных. Явный пример — Пьер и Ростовы. Безухов богат, но одинок, так как у него нет семьи. Ростовы живут поскромнее, но у них огромное семейство. Они сплоченные и дружные.

В произведении читатель может увидеть противопоставление уравновешенного и мудрого Кутузова и самовлюбленного, самодовольного Наполеона. Все сравнения дают читателю почву для размышлений, что позволит определить героя, обладающего прекрасными и достойными качествами.

«Отношение Л.Н.Толстого к героям романа» Первая часть

Русская литература знаменита и популярна во всём мире. Если в любой стране попросить у случайного незнакомца назвать несколько российских писателей и поэтов, то среди знаменитых имен вы обязательно услышите имя Льва Николаевича Толстого.

Возможно, самым противоречивым произведением Льва Николаевича является роман-эпопея «Война и мир», написанный в 1869 году. Толстой потратил 7 лет на написание данного произведения. Несколько раз роман переписывался, в чём Толстому помогала его жена Софья Андреевна Берс. Главная тема — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Этот роман покорил миллионы сердец своих читателей любовными историями, интригами и, конечно же, боевыми действиями.

Л.Н.Толстой очень эмоционально выражает свое отношение к героям своих произведений, он не скрывает своих антипатий и симпатии к ним.

В своих произведениях Лев Николаевич всегда четко разграничивает добро и зло, светлую и темную стороны. Это помогает читателю правильно понять мысль, которую автор хотел донести до него. Как в обычных людях, так и в героях своего романа Лев Николаевич ценит стремление к самосовершенствованию, простоту, ум, умение любить, слушать, честность, искренность и, конечно же, доброту. Всеми этими качествами обладают Пьер Безухов, Андрей Болконский, его сестра Марья и Наташа Ростова.

Марья Болконская- идеал добродетели. Она готова всегда прийти на помощь, она счастлива, когда чувствует себя нужной близким, когда может жертвовать собой ради других.

Хотя Толстой и описывает Марью, как некрасивую девушку, но он с любовью и нежностью говорит о ее прекрасных лучистых глазах, а, как известно, глаза – зеркало души. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

«… в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть…» «… Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным…»

Единственной радостью своей жизни Марья считает свою семью и религию. Она безумно любит своего отца, несмотря на его строгость, брата и маленького племянника. «…Николушка и его воспитание, Andr&覡 и религия были утешениями и радостями княжны Марьи…»

А её трепетное и нежное отношение к божьим людям просто поражает. Марье абсолютно безразлична внешность и материальное положение человека. Княжна ценит в людях их душевные качества, прежде всего: «… прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях…»

Именно за эту простоту и самоотдачу Толстой любит и ценит Марью Болконскую.

Такие же нежные чувства он испытывает и по отношению к Наташе Ростовой. Она во многом отличается от Марьи, она более весёлая, живая, Толстой любуется непосредственностью Наташи, ее очарованием, умением согревать окружающих своим теплом, заботой. Она выгодно отличается от остальных представителей светского общества своей простотой и искренностью.

«…да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее…»

Толстой демонстрирует патриотизм и доброту Наташи. Она, желая помочь раненым, отдает им все подводы и приходит в ярость, узнав, что мать не хочет их отдавать. «- По — моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, — по- моему эта такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?…».

Но, несмотря на её хрупкость и нежность, в её душе скрывается морально сильная и стойкая девушка, готовая поддержать близких в любое время. Ухаживая за умирающим Андреем, она проявила истинную твёрдость своего характера и ни разу не показала свою слабость перед ним.

«…доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым…»

После смерти князя Андрея Наташа потухла, ей казалось, что жизнь ее кончилась, что больше никогда ей не будет хорошо и весело. Но весть о смерти младшего брата Пети, подняла её на ноги, ведь мать нуждалась в её поддержке. «…сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь — и проснулась жизнь».

Так же свою симпатию к Марье и Наташе Толстой проявляет в том, что, повзрослев, они обе обрели семьи, у них есть мужья, дети, они по-настоящему счастливы.

Но особую симпатию и любовь Л.Н.Толстой испытывает к Пьеру Безухову- молодому, неопытному, немного неуклюжему и смешному, но главное открытому и искреннему человеку, незаконному сыну богатейшего графа. Хоть он и старался казаться серьёзным, но его детская улыбка выдавала в нём его простоту и дружелюбие. «…У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения…»

Окружающие замечали, какой он добрый, чуткий, нежный и немного наивный. Он человек с открытым и любящим сердцем . «…Это золотое сердце…» «…И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов!..»

Пьер никогда не бросит друга в беде, он готов прийти на помощь даже незнакомцу. Но из-за своей наивности ему пришлось пройти нелёгкий путь: поиск правды и самого себя. На протяжении всего романа Пьер самосовершенствовался и апогеем стал плен. Из плена вышел уже абсолютно другой человек, он нашёл ответы на все мучившие его так долго вопросы. Он обрел счастье.

«…Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?..» Лев Николаевич очень ценил доброту, стремление к самосовершенствованию, любовь к жизни и некоторую наивность в людях, поэтому неудивительно, что Пьер является его любимым героем.

Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконский видит в Пьере искреннего, умного и начитанного человека, способного мыслить и рассуждать. Таковым является и сам князь Андрей. «…он имел репутацию ума и большой начитанности…»

Князь Андрей трудолюбивый, смелый, волевой человек . «… князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли…» Он человек чести, никогда не предаст. «…Я знаю, твоя дорога – это дорога чести…» Он очень любит и уважает членов своей семьи, но и с ними ведёт себя достаточно сухо, строго и даже сурово. Он не хочет казаться слабым. Как и Пьер, он находится в поисках смысла жизни и постоянно самосовершенствуется. Но, к сожалению, ответы на все свои вопросы он находит только перед смертью.

Полезный материал по теме:

  1. «Отношение Л.Н.Толстого к героям романа» Вторая часть
  2. Биография Толстого Кавказ. Первая повесть
  3. Путь духовных исканий Пьера Безухова из романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого
  4. Герои романа «Война и мир», их отличительные признаки и значение для читателя и Льва Толстого. Черты Ростовых, Андрея Болконского
  5. Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора?

Поиски смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым

В художественном мире Л. Н. Толстого есть герои, которые целеустремленно и настойчиво стремятся к гармони с окружающим миром, неустанно ищут смысл жизни. Им не интересны корыстные цели, бессмысленные, пустые разговоры, светские интриги. Они ярко выделяются на фоне самодовольных, надменных лиц. И к ним, безусловно, относятся герои романа «Война и мир»:

  • Андрей Болконский
  • Пьер Безухов
  • Наташа Ростова.

Эти образы заметно отличаются от остальных героев отечественной литературы 19 века своим интеллектуальным богатством, своей незаурядностью. Князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, абсолютно разные по складу характера, имеют довольно много общего в идейных исканиях и стремлениях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 450 руб.
  • Реферат В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 240 руб.
  • Контрольная работа В чем видят смысл жизни любимые герои Л. Н. Толстого 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Фразой «Люди, как реки…» Л. Н. Толстой подчеркивает сложность и многогранность человеческой личности. А духовная красота любимых героев Толстого проявляется в их бесконечных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, несущей пользу для всего народа.

Замечание 1

Жизненный путь этих героев – это путь исканий, который ведет к добру и правде.

Андрей Болконский и Пьер Безухов внутренне близки друг к другу и совершенно чужды миру Шерер и Курагиных.

Внутренний мир героев Толстой раскрывает при помощи диалога. Споры Пьера и Андрея – это не поединок амбиций, не пустая болтовня, а стремление понять размышления собеседника и разобраться в собственных мыслях. Оба героя произведения Толстого живут напряженной духовной жизнью и находят в текущих впечатлениях общий смысл. Отношения Андрея и Пьера носят характер просторной дружбы. Они не нуждаются в общении повседневном, им не нужно узнавать как можно больше подробностей о жизни друг друга. Каждый идет собственным путем. Но при этом они искренне другу друга уважают и чувствуют, что истина другого, так же, как и истина собственная, добыта страданиями, что эта истина выросла из жизни и за каждым аргументом спора всегда стоит жизнь.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

При первом знакомстве с князем Андреем у читателя не возникает особой симпатии к нему. Самодовольный, гордый молодой человек, с уставшим скучающим взглядом, с сухими чертами лица – именно таким видят Болконского гости Анны Шерер. Однако позже читатель узнает, что скучающее выражение лица вызвано тем, что все присутствующие ему были не только знакомы, но и уже успели надоесть, к князю Андрею возникает интерес. Дальше автор сообщает читателю, что праздная, блестящая, пустая жизнь его не удовлетворяет он всеми своими силами старается разорвать этот порочный круг.

Чтобы выбраться из этой бессмысленной светской и семейной жизни, князь собирается на войну. Болконский мечтает о славе, подобной славе Наполеона, он стремится совершить подвиг. Однако после совершения героического поступка он почему-то не чувствует никакого душевного подъема, не испытывает восторга. Возможно, в тот момент, когда он упал, тяжело раненый, ему вдруг открылась совеем другая истина. Стремление к славе приводит князя к глубочайшему духовному кризису. Князь понимает, что естественная жизнь природы, человека имеет гораздо большее значение, чем слава Наполеона и война.

Дальнейшие события – смерть жены и рождение ребенка – заставили Болконского прийти к выводу, что жизнь заключается в ее простых проявлениях.

Пьер Безухов шел совершенно другими путями, однако волновали его все те же проблемы. Он постоянно искал ответа на вопрос: «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?». Не найдя смысла жизни, Безухов мечется, ошибается. Однако самой большой ошибкой героя является его женитьба на Элен Курагиной. После дуэли с Долоховым Пьер по-другому взглянул на мир. Наконец он понял, что невозможно жить так, как он жил до сих пор.

Безухов мечтает «переродить» человеческий род. Пьер приходит к масонам, учения которых его привлекают идеи братства, равенства и любви. Прежде всего, Безухов решает облегчить участь крепостных крестьян. По мнению этого героя, смысл жизни заключается в том, чтобы «жить для других».

Споры князя Андрея и Пьера Безухова о смысле жизни отражают не прекращавшуюся внутреннюю борьбу в душе самого Л. Н. Толстого. По мнению писателя, человек постоянно должен размышлять, искать, ошибаться и затем снова искать, так как «спокойствие – это душевная подлость». Именно таким был сам писатель, и такими же качествами он наделил своих любимых героев. На примере Безухова и Болконского Толстой показывает, что каким бы путем ни шел человек к поиску смысла жизни, он всегда приходит к одному итогу: смысл жизни заключается в единении с народом и в любви к родному народу.

Сочинение народ в романе война и мир сочинение

Текст: Ольга Разумихина

В прошлой статье, посвящённой роману «Война и мир», мы говорили о задаче, которую ставил перед собой Лев Николаевич Толстой, — а именно проследить, почему история России начала XIX в. сложилась столь драматическим образом; что послужило причиной противоречий между консервативным императорским двором и молодой дворянской интеллигенцией, часть которой в декабре 1825 года вышла на Дворцовую площадь (и потому получила название декабристов), а затем была отправлена в ссылку в Сибирь.

Героев, из частных историй которых складывается история императорской России, в романе великое множество. Въедливые литературоведы даже подсчитали их точное количество: 599 человек, названных по имени! Но среди центральных персонажей — причём не просто часто появляющихся на страницах романа, а активно меняющихся, развивающихся как личности — стоит выделить пять фигур. Выстроим их «по старшинству»:

  • •Андрей Болконский (~27 лет);
  • •Пьер Безухов (20 лет);
  • •Марья Болконская (20 лет);
  • •Николай Ростов (19-20 лет);
  • •Наташа Ростова (~13 лет).

(Особо пытливых читателей, которые хотят знать, почему возраст героя не всегда возможно установить с точностью до года, отсылаем к статье М. М. Блинкиной «Возраст героев в романе «Война и мир»», она легко гуглится.)

Как уже говорилось в предыдущей статье, действие романа начинается в 1805 году; заканчивается оно через 15 лет — хотя и не все герои доживают до эпилога. Таким образом, персонажи из этого поколения являются как бы «отцами» по отношению к поколению декабристов. «Отцовство» это не столько кровное — особенно в случае с Наташей Ростовой, которая, разумеется, в тринадцать лет о детях не думала, — сколько метафорическое. Такие люди, как Безухов, Болконские, Ростовы, застали на своём веку две русско-французские войны (1805 и 1812 гг.), что сильно повлияло на их мировоззрение — и передавали по наследству идеи, властвовавшие их умами.

Поговорим о каждом персонаже отдельно (и без явных спойлеров).

Андрей Болконский

Старший из центральных персонажей «Войны и мира», в отличие от остальных, не имеет конкретного прототипа — однако нельзя сказать, что Л. Н. Толстой полностью его выдумал. Литературоведы обнаружили как минимум трёх людей, чьи биографии во многом похожи на жизненный путь Андрея Болконского:

  • •граф Ф. И. Тизенгаузен (1782-1805), зять М. И. Кутузова, участвовавший в боях под Аустерлицем в 1805 г.; нёс российское знамя и, подобно герою «Войны и мира», был тяжело ранен и попал в плен;
  • •генерал-лейтенант Н. А. Тучков (1765-1812), также герой сражений под Аустерлицем; в 1812-м г. принимал участие в Бородинском сражении, в ходе которого получил тяжелейшее пулевое ранение;
  • Сергей Николаевич Толстой (1826-1904), брат Л. Н. Толстого, некоторое время числившийся в гвардии, но уже через год после начала службы ушедший в отставку; был влюблён в Татьяну Андреевну Берс, младшую сестру будущей супруги Льва Николаевича, и даже сделал ей предложение руки и сердца, — но спустя два года был вынужден разорвать помолвку. (Правда, причины, по которым Андрей Болконский не смог взять в жёны нежно любимую девушку, были совсем другими, нежели у С. Н. Толстого. Брат писателя отказался от супружества, так как его уже связывали обязательства с другой женщиной — певицей Марией Шишкиной, которую он выкупил из цыганского хора и которая к тому моменту родила от него троих детей; понимая, каким ударом для неё будет расставание с единственным близким человеком, Сергей Николаевич не нашёл сил объявить о разрыве.)

В начале романа Андрей Болконский — строгий, сдержанный, почти безэмоциональный человек, воспитанный требовательным отцом и страстно мечтающий только об одном: о воинской славе. Он называет Наполеона Бонапарта «великим полководцем», но ещё не представляет, что, по иронии судьбы, вскоре всей России — и самому Андрею — предстоит сражаться с армией кумира. Семейная жизнь тяготит Болконского; «маленькая княгиня» Лиза, миловидная девушка с безупречными манерами, оказалась человеком, совершенно не близким герою по духу. Андрей часто жалеет о том, что поторопился с женитьбой, — но стыдится этих мыслей, ведь Лиза вот-вот родит их первенца.

Портрет героя

Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой.

Пьер Безухов

Лучший друг Андрея Болконского, Пётр Кириллович Безухов, на французский манер Пьер, — пожалуй, любимый герой Льва Николаевича. Так что неудивительно, что Толстой во многом «списал» его с самого себя. Подобно классику, молодой Безухов проходит сложный духовный путь — от беспечной жизни в своё удовольствие к познанию истин о бытии. Сначала он, говоря современным языком, «связывается с плохой компанией», за что его выгоняют из Санкт-Петербурга (Льва Николаевича ниоткуда не выгоняли, но в молодости он вёл нельзя сказать чтобы целомудренный образ жизни, о чём красноречиво говорит его «Исповедь»). Зато потом Пьер начинает интересоваться религиозными учениями, а также проектами, которые помогли бы улучшить жизнь крепостных.

Впрочем, литературоведы выделяют ещё одного возможного прототипа Пьера Безухова: это граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов (1790-1863). Как и герой «Войны и мира», он унаследовал от отца баснословное состояние, некоторое время состоял в тайном обществе масонов, а во время Отечественной войны потратил значительную часть своих средств на то, чтобы вооружить целый кавалерийский полк, а это было о-о-очень дорого, ведь каждому такому военному полагалось иметь не только мундир и саблю, но и коня! Но Дмитриев-Мамонов не жалел средств, чтобы спасти отечество от захватчиков.

Итак, в первых главах романа Пьер Безухов — беспутный молодой человек, который только и делает, что пьёт с гусарами и устраивает мелкие пакости. Но вскоре он получает то самое наследство и становится самым завидным женихом для всех петербургских дам, в том числе для холодной, равнодушной красавицы Элен Курагиной, — и добросовестный читатель уже знает, к чему это приведёт…

Портрет героя

<…> вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. <…> При виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. <…>

Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения.

Марья Болконская

Умная, спокойная, сострадательная и глубоко верующая, но во многом наивная княжна Марья, прототипом которой стала рано умершая мама писателя, — младшая сестра Андрея Болконского. Отец, отставной генерал-аншеф Николай Андреевич, всегда стремился вырастить из дочери развитого человека и меньше всего хотел, чтобы её образование ограничилось уроками французского, танцев и игры на фортепиано. Поэтому он каждый день занимается с Марьей математикой, а также строго-настрого следит, чтобы она не думала о всяких вольностях. Так, когда княжна получает письмо от подруги, отец предупреждает, что следующий конверт он вскроет: мало ли, вдруг непутёвая дочь ведёт любовную переписку?

Марья Болконская и хотела бы получать письма от прекрасного юноши, но к ней никто не сватается. А ведь она так мечтает стать женой и матерью, хранительницей очага! Но кто приедет за ней в Лысые Горы — и приедет ли вообще, если в высшем обществе водятся девушки куда красивее и, что немаловажно для начала XIX века, моложе? Тоскующая без любимого человека и подруг, вынужденная терпеть вечные нравоучения отца, княжна Марья всё чаще задумывается о том, что, пожалуй, ей стоило бы уйти странствовать вместе с богомольцами.

Портрет героини

Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадёжно смотрели на себя в зеркало. <…> Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи тёплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видала хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе.

Николай Ростов

Как и персонаж Марьи Болконской, «книжный» Николай Ростов имеет вполне конкретного «близкородственного» предшественника, и это — отец писателя, Николай Ильич Толстой. Подобно вымышленному графу, отец классика также в молодости влюбился в сироту, у которой не было, как говорится, ни гроша за душой, — и сделал ей предложение руки и сердца, хотя родные были против.

Уже то, как Николай Ростов относится к этой сироте — Соне, выдаёт в нём человека добродушного, искреннего и вместе с тем — умеющего принимать сложные решения, не «перекладывать» на других ответственность за свою жизнь. Впрочем, эти замечательные качества не предостерегают его от довольно серьёзных ошибок, и он, сам того не желая, не раз причиняет боль самым близким людям.

Также стоит отметить, что в начале романа Ростов буквально влюблён в императора Александра I. Ради блага государя он готов сделать что угодно — в том числе пойти на войну. Однако реальное поле боя оказывается слишком далёким от романтических легенд…

Портрет героя (в начале романа)

Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всём лице выражались стремительность и восторженность.

Наташа Ростова

Прототипом самой восторженной, неусидчивой, искренней и ранимой героини романа-эпопеи послужила Софья Андреевна Толстая — супруга писателя. Даже имя героини — Наташа — Лев Николаевич «позаимствовал» из повести, написанной женой. Но, судя по тому, какой любовью окружают юную графиню Ростовы и родители, и друзья семьи, и даже слуги, кое-что досталось этой героине и от Марии Николаевны Толстой — младшей сестры писателя, долгожданной девочки (напомним, что у автора «Войны и мира» было три старших брата).

Многие читатели находят Наташу Ростову чересчур легкомысленной — дескать, она постоянно в кого-то влюбляется. С этим не согласятся школьные педагоги, которые год за годом повторяют заученную фразу: «Наташа Ростова, по мнению Толстого, — идеал русской женщины». И ссылаются при этом на события четвёртого тома.

Так что, если вы уже прикипели к милой Наташе, но пока не дочитали роман-эпопею, — будьте готовы к тому, что в просторечии называется «разрыв шаблона».

Портрет героини (в начале романа)

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка.

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Проблема личности и народа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В “Войне и мире” Толстой поднял вопрос о роли личности и народа в истории. Перед Толстым стояла задача — осмыслить художественно и философски войну 1812 г.: “Правда этой войны в том, что она выиграна народом”. Увлекшись мыслью о народном характере войны, Толстой не смог решить вопроса о роли личности и народа в истории; в Ш части 3-го тома Толстой вступает в спор с историками, утверждающими, что ход всей войны зависит от “великих людей”. Толстой старается убедить, что судьба человека зависит не от их воли. Изображая Наполеона и Кутузова, писатель, почти никогда не показывает их в сфере государственной деятельности. Он сосредоточивает свое внимание на тех свойствах, которые характеризуют его как руководителя масс. Толстой считает, что не гениальный человек руководит событиями, а события руководят им. Толстой рисует совет в Филях как совет, не имеющий смысла, ведь Кутузов уже решил, что Москва должна быть оставлена: “Властью, врученной мне государем и отечеством, — приказ отступать”. Конечно, это не так, никакой власти у него нет. Уход из Москвы предрешен. Не во власти отдельных лиц решать, куда повернется история. Но Кутузов сумел понять эту историческую неизбежность. Эту фразу говорит не он, его устами говорит судьба. Толстому так важно убедить читателя в правильности своих взглядов на роль личности и народных масс в истории, что он считает необходимым прокомментировать каждый эпизод войны с позиции этих взглядов. Мысль не развивается, а иллюстрируется новыми фактами в истории войны. Любое историческое событие являлось следствием взаимодействия тысяч человеческих воль. Один человек не может предотвратить то, что должно совершиться из стечения множества обстоятельств. Наступление стало необходимостью по множеству причин, сумма которых привела к Тарутинскому сражению. Главная причина — дух армии, дух народа, который оказал решающее значение на течение событий. Толстой хочет самыми разнообразными сравнениями подчеркнуть, что великие люди уверены, будто судьба человечества в их руках, что простые люди не говорят и не думают о своей миссии, а делают свое дело. Личность бессильна что-либо изменить. История встречи Пьера с Каратаевым есть история встречи с народом, образное выражение Толстого. Толстой вдруг увидел, что истина — в народе, а потому-то познал ее, сблизившись с крестьянами. Пьер должен прийти к этому итогу с помощью Каратаева. Толстой решил это на последнем этапе романа. Роль народа в войне 1812 года — главная тема третьей части. Народ — главная сила, определяющая судьбу войны. Но народ и не понимает и не признает игры в войну. Война ставит перед ним вопрос о жизни и смерти. Толстой — историк, мыслитель, приветствует партизанскую войну. Заканчивая роман, он воспевает “дубину народной воли”, считая народную войну выражением справедливой ненависти к врагу. В “Войне и мире” Кутузов показан не в штабе, не при дворе, а в суровых условиях войны. Он производит смотр, ласково говорит с офицерами, солдатами. Кутузов большой стратег, он использует все средства, чтобы спасти армию. Посылает отряд во главе с Багратионом, запутывает французов в сетях их собственной хитрости, приняв предложение о перемирии, энергично продвигает армию на соединение с войсками из России. Во время сражения он не был просто созерцателем, а выполнял свой долг. Русские и австрийские войска потерпели поражение. Кутузов был прав — но осознание этого не смягчило его скорби. На вопрос: “Вы ранены?” — он ответил: “Рана не здесь, а вот где!” — и указал на бегущих солдат. Для Кутузова это поражение было тяжелой душевной раной. Приняв командование армией, когда началась война 1812 г., Кутузов первой своей задачей поставил поднять дух армии. Он любит своих солдат. Бородинское сражение показывает Кутузова как активного, исключительно волевого человека. Своими смелыми решениями он влияет на ход событий. Несмотря на победу русских при Бородино, Кутузов видел, что защищать Москву нет никакой возможности. Вся последняя тактика Кутузова определена была двумя задачами: первая — уничтожение врага; вторая — сохранение русских войск, ибо его цель — не личная слава, а выполнение воли народа, спасение России.
Кутузов показан в различных ситуациях жизни. Своеобразна портретная характеристика Кутузова — “огромный нос”, единственный зрячий глаз, в котором светились мысль и забота. Толстой неоднократно отмечает старческую тучность, физическую слабость Кутузова. А это свидетельствует не только о его возрасте, но и о тяжелых воинских трудах, долгой боевой жизни. Выражение лица Кутузова передает сложность внутреннего мира. На лице лежит печать озабоченности перед решающими делами. Необычайно богата речевая характеристика Кутузова. С солдатами он говорит простым языком, изысканными фразами — с австрийским генералом. Характер Кутузова раскрывается через высказывания солдат и офицеров. Всю эту многогранную систему приемов построения образа Толстой как бы подытоживает прямой характеристикой Кутузова как носителя лучших черт русского народа.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

На чтение 6 мин Просмотров 1.2к.
Обновлено

Литеровед представляет сочинение по литературе на тему «Русский народ в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором говорится о национальном характере и смысле жизни отдельного человека и народа в целом.

Свой роман «Война и мир» Л. Н. Толстой особенно любил за «мысль народную». Она пронизывает все страницы романа от начала до эпилога. Эта мысль живет в каждой сцене, является мерилом человечности героев. Писатель показывает русский народ как единое целое, наделенное душой, мыслями, философией, противопоставляя его понятию «толпы».

Говоря о русском народе в романе Толстого, сразу вспоминаешь сон Пьера о глобусе. Этот необычный шар, в центре которого был бог, состоял из множества капелек. Они постоянно двигались, сливались друг с другом, увеличивались. Каждая из них отражала бога в большей или меньшей степени. Так русский народ состоит из множества людей, которые занимаются своими делами, двигаются, объединяются, ищут бога и отражают его каждый по-своему. Эти люди составляют единое целое, но каждый из них – это отдельный неповторимый мир.

Русский народ показан глазами любимых героев Толстого Андрея Болконского и Пьера Безухова. Князь Андрей стремился на войну за славой, но нашел там нового себя. Его отправляют на забытую батарею капитана Тушина, чтобы передать приказ об отступлении.  Попав туда, он увидел народ с другой стороны. Тушин поражает его тем, что забывает о себе. Он представляет единое целое со своими солдатами, их объединяет братское начало, они стоят горой друг за друга. И таких Тушиных, оказывается, много вокруг. Во время войны 1812 года князь Андрей уже знает, что победа зависит от народа. Он отказывается от штабной службы. Князь заботится о солдатах, прост в обращении с ними. В этом он близок Кутузову. Солдаты относятся к нему с уважением, гордятся им, называют «наш князь».

Пьер долгое время жил и воспитывался за границей. Приехав в Россию, он знакомится с русской действительностью, с русским народом. Толстой сталкивает Пьера с простыми людьми, в которых тот видит мудрость и правду сущего. Наблюдения за крестьянской жизнью приводят героя к мысли о том, что сила народа в его простоте, естественности. Он видит в простых людях «беспрестанную радость открытия жизни», которая присуща ребенку. Пьер считает, что потеря этого чувства есть самая страшная трагедия человека. Простые неграмотные люди неосознанно впитали в себя мудрость творца. Они живут, сливаясь с мирозданием. В природе нет ничего некрасивого, ни отнять, ни прибавить, так и в русском народе хранится духовная красота.

Изображая народ, Толстой показывает особенности русского национального характера. Писатель наделяет русский народ чувством патриотизма. По его мнению, исход войны 1812 года зависел не от мастерства полководцев, а от народного духа. Толстой подчеркивает единство народа, его отдельных личностей. Писатель показывает два начала в русском характере: воинствующее и мирное. Воинствующее представлено в образе Тихона Щербатого, мирное – в образе Платона Каратаева. Эти герои дополняют друг друга, они словно две стороны одной медали.

С Тихоном Щербатым мы встречаемся в главах, описывающих течение Отечественной войны 1812 года. Он воюет в партизанском отряде Денисова. О его мирной жизни известно немного. В отряде он сначала не играл важной роли, разводил костры, чистил лошадей, был готов выполнять любую работу. Со временем его роль возросла. Он всегда доставлял в лагерь пленных, которые давали нужные сведения. Благодаря его смелости и ловкости, отряд был на шаг впереди противника. Тихон обладает смекалкой, хитростью, большой физической силой. Толстой подчеркивает, как он нужен людям. В образе Тихона автор показал типичные качества русского народа. Русские люди в большинстве своем не боятся трудностей, смелые, бескорыстные. Тихон Щербатый подобен богатырю, который борется с врагами земли русской.

Другое, мирное, начало представляет Платон Каратаев. Внешность Платона примечательна тем, что он был весь круглый. Его руки словно собирались обнять что-то, у него была приятная улыбка и нежность в глазах. Когда он смеялся, зубы «выкатывались» полукругами. На вид ему было больше пятидесяти лет, но фигура отличалась гибкостью, а в волосах не мелькала седина. Круглые морщинки на лице соединялись с выражением юности. Он весь был непосредственный, верный, убедительный. Казалось, что Платон не знает, что такое усталость и болезнь. Весь день герой был занят какими-то делами, он умел делать все. Только вечером он мог позволить себе поговорить с кем-то, попеть, что очень ему нравилось.

Платон делился дорогими воспоминаниями, рассказывал о крестьянской жизни. О солдатской службе говорить не любил. Его речь, наполненная поговорками, пословицами, выражала народную мудрость. Часто Каратаев говорил «противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо». Простые события, о которых он рассказывал, получали оттенок торжественности. Платон и сам любил слушать сказки и «рассказы о настоящей жизни».

Платон не имел привязанностей. Он любил все, что его окружало, но не привыкал ни к чему. Он радовался находкам, но не огорчался от потерь. Окружающие любили его, называли «соколик» или «Платоша». Для Пьера он стал «олицетворением духа простоты и правды». Его жизнь отдельно не имела смысла, она имела значение только внутри общей жизни. Он был частью целого, капелькой того глобуса, который приснился Пьеру.

Мировоззрение Платона имело в своей основе любовь и взаимопонимание, причем сам он об этом не задумывался, он просто жил. Каратаев жил очень просто, находя смысл жизни в самой жизни. Чтобы быть счастливым, нужно верить в бога, ценить вечно изменяющуюся, великую, непостижимую жизнь.

Толстой не идеализирует героев, в его произведении нет оттенков национализма. И все же, описывая высший свет и простой русский народ, он отдает свои симпатии простым людям. О героях из высшего света он судит, исходя из их отношения к народу. «Мысль народная» проходит через все произведение, оттеняя характеры героев. Судьба всех положительных персонажей в итоге связывается с судьбой всей нации.

Толстой показал в романе многообразие народных характеров. Он смог выразить суть русского национального характера. Народные образы отражают смысл жизни человека, которая в основе своей очень проста. Вера в бога и любовь к жизни делают человека сильным и счастливым. К этому выводу автор приводит своих любимых героев, а вместе с ними и читателя.

(932 слова) Л. Н. Толстой считал, что «Война и мир» ─ не роман, не поэма и не историческая хроника. Взяв за основу историю всей русской прозы, он создал произведение совсем нового типа. Критика назвала «Войну и мир» романом-эпопеей. Этот жанр впоследствии завоевал большую популярность как в русской, так и в мировой литературе. Толстой описал множество характеров. В романе запечатлена вся панорама русской жизни начала девятнадцатого века — её исторические, общественные, бытовые и психологические особенности. 

Главные герои ─ князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов ─ замечательны своим богатым внутренним миром. По характерам они сильно отличаются друг от друга, почти антагонисты. Но в их идейном поиске их объединяет одно ─ восхищение Наполеоном. Бонапарт был кумиром того времени. Простолюдин, взошедший на французский престол, по-прежнему олицетворял собой идеи Великой французской революции, борьбу с феодализмом и монархией. Для России Наполеон ─ враг, для правящих кругов ─ выходец из низов, узурпатор, незаконно ставший императором. А у Безухова и Болконского не совсем осознанное поклонение Наполеону выражало неприятие того общества, к которому принадлежали они сами. Много ошибок и трудностей выпадет на их долю, прежде чем бывшие поклонники Бонапарта почувствуют единство со своим народом и выйдут на Бородинское поле, где Болконского смертельно ранят. А Пьер также сочтёт Наполеона Антихристом, попытается его убить и попадёт в плен к французам. После войны Пьера ждёт ещё более долгая и трудная дорога, которая приведёт его к декабристам. Он уверен, что князь Андрей, будь он жив, также бы присоединился бы к ним.

Николай Ростов тоже стал одним из главных героев книги. В юношестве он идеализировал войну и императора Александра, был пылким, патриотичным, но недалеким и безответственным человеком, который играл в карты, кутил и не мог помочь семье, упиваясь разгульной жизнью полка. Однако череда испытаний и мудрый брак позволили ему развиваться и расти. Николай стал более сдержанным и преданным своей семье. Его работа в хозяйстве позволила ему вернуть Ростовым былое финансовое могущество. Не щадя себя, он трудился ради будущего детей. Но его позиция в политике весьма консервативна: в отличие от Пьера, он не видит необходимости перемен. Он готов пойти на революционеров с оружием, чтобы защитить тот уклад жизни, который его устраивает.

Образ Наполеона ─ оригинальная художественная находка Толстого. В романе Бонапарт показан в то время, когда он из революционера-романтика превратился в диктатора и вероломного захватчика. Из дневников Толстого следует, что он сознательно хотел снять Наполеона с пьедестала. Автор был против художественного преувеличения в описании как добра, так и зла. Император предстаёт обычным человеком, а не сверхличностью, тем более не демоном и не Антихристом.

Антипод Наполеона, Кутузов, наделён отзывчивостью, добротой и большой силой воли. Особенно ярко они проявляются на совете в Филях, где Кутузов, вопреки мнению всех генералов, решается оставить Москву. Два главных воина для Кутузова ─ Терпение и Время. Он не поддаётся влиянию быстро меняющихся обстоятельств. Образ Кутузова выражает мнение Толстого о роли личности в истории. Сила главнокомандующего русской армией в том, что он чувствует моральный дух войска, настроение солдатской массы и в соответствии с ними планирует свои действия. 

Один из главных образов романа ─ образ самой войны. В разнообразных эпизодах походов, военных действий, в делах и поступках персонажей раскрываются огромная жажда победы, горячая любовь к Родине, высокий боевой дух солдат и мирных жителей, дворян и простолюдинов. Сама по себе война для писателя ─ «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но война во имя защиты родной земли необходима и может выявить лучшие стороны человека.

Образ народа в романе «Войне и мир» тоже занимает важное место. Русский солдат безжалостен к врагу на поле брани, но он никогда не позволит жестокости в отношении к пленённому противнику. Во многих сценах подтверждаются слова Толстого: 

«Поднимается новая, неведомая ни кому сила ─ народ, и нашествие гибнет». 

По выражению Толстого, «дубина народной войны» поднялась сама, без указания сверху, и била до тех пор, пока не уничтожила захватчиков. Образ русского народа, победоносно противостоящего нашествию наполеоновской армии, выведен автором с необычными для тогдашней литературы реализмом, проницательностью и широтой. Эта широта выражена не в описании всех классов и сословий России, а в том, что показано множество вариантов того, как человек может вести себя в условиях войны и мира. 

Особое место среди образов эпопеи занимает Платон Каратаев. Для Пьера он ─ олицетворение «всего доброго, русского и круглого». Благодаря ему Пьер тесно соприкасается с народной мудростью и народной жизнью. В характере Каратаева соединились выносливость, кротость, покорность, любовь ко всем людям ─ те качества, которые развивались у русского крестьянина за столетия крепостной неволи. Образ Каратаева собирательный, частично соткан из пословиц и поговорок.

Отдельно стоит упомянуть женские образы. Наташа Ростова тоже прошла свой тернистый путь: из взбалмошной и легкомысленной девушки она превратилась в преданную супругу и любящую мать семейства. Девушка проявила себя и на войне, отдав раненым солдатам подводы и отказавшись вывозить вещи из осажденного города. Ее патриотизм, близость к народу, умение любить всем сердцем — те качества, которые Толстой ценил в женщине гораздо больше красоты. Поэтому он так негативно отнесся к другой своей героине — Элен. Эта женщина была прекрасна, но эгоистична, расчетлива и тщеславна. Она не хотела заводить полноценную семью и изменяла супругу. Для автора Элен Курагина стала антигероем, который показывает читателям, как делать не надо. Зато образцом для подражания стала Марья Болконская, которая самоотверженно, честно и верно выполняла свой долг по отношению к семье, взяв на воспитание племянника и смиренно снося обиды ворчливого старика-отца. Она искренне любила своих близких, желала добра крестьянам, была патриотичной и смелой. Ее мудрость в семейной жизни покоряет сердца читателей.

В яркой палитре образов «Войны и мира» выражена идея Толстого, позже записанная им в дневнике: 

«Жизнь ─ тем более жизнь, чем теснее её связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта-то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле». 

В этом ─ та особая, глубоко гуманистическая основа творчества Л.Н. Толстого, которая воплотилась в образах главных героев эпопеи и сделала роман актуальным и интересным для читателей разных наций и эпох.

Автор: Артем Аввакумов

  • Сочинение на тему я твою призываю любовь
  • Сочинение на тему я хочу стать фотографом
  • Сочинение на тему я в глазах других людей
  • Сочинение на тему я путешествую по странам и городам европы
  • Сочинение на тему я люблю тебя россия