Сочинение на тему взросление вывод

Автор: самый зелный 02.09.2021 как ныне сбирается вещий олег отмстить неразумным хозарам, так и выпускник набирается сил и знаний

Автор:
Самый Зелёный
·

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам», так и выпускник набирается сил и знаний для схватки, где на кону стоит допуск к ЕГЭ. Для наиболее эффективной подготовки ученик, как и князь Олег (а чем мы хуже?), должен обратиться к кудеснику — Многомудрому Литрекону. Он уже примерно знает, какие темы готовит год грядущий, поэтому написал аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров поможет набраться творческой энергии для покорения писательского поприща, пусть и в масштабах экзамена. Кстати, если каких-то аргументов не хватает, обратитесь к Литрекону в комментариях, и он все добавит. Приятного просвещения! И посмотрите темы, направления (с комментариями) и пример сочинения этого года.

  1. Верно ли утверждение, что Родину не выбирают? Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.
  2. Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха? В.М. Шукшин в рассказе «Срезал» демонстрирует разницу между тем, кто покинул малую родину для достижения успеха, и тем, кто остался. Константин Журавлев стал кандидатом наук, нашел жену себе под стать, завел семью. Он стал успешным человеком и достиг высокого уровня благосостояния. Дочь посещала школу и имела все перспективы пойти по стопам родителей. А что нашел в деревне эрудит Глеб Капустин? Он питал свой ум вырезками из газет и случайными источниками знаний, поэтому его образование напоминает не систему, а сборную солянку из неприменимых премудростей. Он остался один, в деревне он не может найти компанию своего уровня, и все смотрят на него, как будто он шут и показывает представление. Он не сделал карьеру, не женился, не завел детей. Самоутверждение, мелкое и подлое, он находит только в унижении тех, кто чего-то добился в жизни. Глебу обидно, что он сам никуда не поехал и ничего не смог сделать. Поэтому его пример убеждает нас в том, что человек должен искать средства для реализации себя в том месте, где для этого созданы все условия. Кандидатом наук в деревне не стать — это очевидно.
  3. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси? Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства. Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.
  4. Кто счастлив на Руси? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает человека, который был счастлив, несмотря на бедность и униженность положения. В отличие от Раскольникова, который жил на средства матери и сестры, да еще и жаловался на судьбу, Разумихин не получал помощи. Зато он много работал, чтобы оплатить учебу самостоятельно: давал уроки, делал переводы, старался заработать честно. Дмитрий много веселится, общается со всеми, умеет дружить и сопереживать людям, поэтому его окружают позитивные и доброжелательные товарищи, которые выручают и Раскольникова. Все эти юноши не думают о своем высоком статусе и сравнении с Наполеоном. Они трудятся и добиваются успеха, а не замыкаются в своем несчастье. Живет Дмитрий не богаче Родиона, но он счастлив и делится этим состоянием с другими. Значит, внутреннее состояние зависит не от дохода или происхождения, а от того, насколько человек открыт миру и готов к созидательному взаимодействию с ним.
  5. Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»? А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает людей выйти из зоны комфорта и отправиться туда, где их таланты можно раскрыть и усовершенствовать. Его героиня живет в маленьком городе и довольствуется малым — тем, что ей дает обеспеченная бабушка. Для Нади нашли подходящего жениха и сняли дом. И все идет к свадьбе, только вот невесело невесте. Она родилась там, где ее способности пригодиться не могут. В этом городе юной девушке только и остается, что выйти замуж и вести праздную жизнь с скуке и довольстве. Но Надя поняла, что хочет иной судьбы. Благодаря студенту Саше она смогла сбежать из дома и поступить в учебное заведение. Родные простили Надю и приняли ее выбор. А она обрела счастье в саморазвитии, возможном только в большом городе. Увы, в глубинке люди не могут получить достойное образование и найти работу по специальности.
  6. Кому на Руси жить плохо и почему? И.С. Тургенев в рассказе «Му-му» описал судьбу крепостного человека, который был зависим от своей сумасбродной барыни. В условиях рабства люди не могут быть счастливы, в чем мы убеждаемся, читая данную историю. Герасима насильно перевезли из деревни в город, принудили отказаться от брака с любимой женщиной, а потом и лишили единственного близкого ему существа — собаки. Помещица приказала крепостному топить Му-му просто из-за того, что таков был ее каприз. А человек не имел права ослушаться. С горечью Герасим осознал: будучи собакой на крепостной привязи, он сам не может заводить ни семью, ни животных. Он не мог сберечь то, что ему дорого, ведь вся его жизнь была сравнима лишь с участью самой Му-му. Поэтому до конца своей жизни он прожил один. Ему жилось плохо на Руси, потому что он был зависимым человеком и не мог управлять своей жизнью. На таких условиях ему было бы плохо везде.
  7. Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» предложил публике свой план по усовершенствованию России. И он отчасти воплотился в жизнь, ведь был правильным: чтобы женщины жили свободно и счастливо, а мужчины не тащили в одиночку бремя содержания семьи, необходимо создать условия для полноценного вовлечения всех людей в экономические, социальные и политические процессы. Девушки должны иметь право на образование, работу и равные возможности в обществе. Находясь в финансовой зависимости, они становятся предметами торговли и бесправными существами, судьба которых — это узаконенная форма проституции, брак без любви и выбора. Вера могла быть насильно выдана замуж за Михаила, и лишь вмешательство Дмитрия помогло ей встать на ноги и начать себя обеспечивать. Поэтому в финале героиня стала образованной, успешной и счастливой женщиной, а ее семья была построена на любви и взаимоуважении. Сейчас все девушки в нашей стране имеют такие возможности, что изменило нашу жизнь к лучшему.
  8. Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал разные точки зрения на долг гражданина перед Родиной. В эпилоге Пьер Безухов настаивает на необходимости перемен и пересмотре прав монарха. Он входит в тайные общества и хочет активно участвовать в формировании политического курса страны и ее законов. Пьер не исключает и возможности открытого выступления против существующего строя. А Николай Ростов, напротив, видит обязанность гражданина в защите государства от таких инициатив. Он открыто признает, что может применить оружие против бунтовщиков, какими бы ни были их намерения. По его мнению, подданые должны подчиняться, а решать глобальные вопросы должен лишь царь. Оба героя осознают свой долг перед Родиной, но его видение у каждого свое. 
  9. Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси? Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» поднимает важные проблемы России, которые пока имеют статус «вечных». Чиновники воруют, халатно относятся к своим обязанностям и всячески унижают своих сограждан, которым повезло меньше. Для героев нет ничего святого: внешне набожные и степенные господа расхищают даже те деньги, которые выделены на строительство церкви. Городничий закрывает глаза на лень и бестолковость подчиненных, их связывает круговая порука. Поэтому они стремятся вовлечь в нее приезжего проверяющего. Подкупы не имеют границ, городничий даже готов отдать свою дочь замуж за Хлестакова, которого едва знает. К сожалению, воз и ныне там, чиновники все еще злоупотребляют своим положением. Видимо, без кардинального ужесточения контроля и наказания за коррупцию невозможно решить эти проблемы раз и навсегда.
  10. Что мешает людям «жить хорошо» на Руси? М. Горький в пьесе «На дне» продемонстрировал пороки, которые присущи многим русским людям, считающим себя несправедливо обделенными судьбой. Ночлежку населяют далеко не ангелы: шулеры, бывшие каторжники, воры, пьяницы. Даже честный работник Клещ, который так гордится своим положением, сживает со свету жену, бьет ее и оскорбляет. А Василиса, едва вырвавшись из грязи в князи благодаря браку по расчету, тиранит людей без жалости. Увы, нравы этой среды полностью соответствуют уровню ее достатка. Актер, Барон, Сатин, Бубнов вовсе не стремятся трудиться и выходить из нищеты. Им и так нормально, ведь делать ничего не нужно и ответственности никакой. Сатин открыто пропагандирует лень и противопоставляет себя тем, кто трудится. Что мешает им жить хорошо? Они сами и менталитет социального дна.
  11. Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам? М. Горький в повести «Детство» показал социальные проблемы, которые, к сожалению, не решены до сих пор. Речь идет о насилии в семье. В доме Кашириных постоянные драки и скандалы. Дети становятся жертвами агрессивного и злого дедушки, которому никто не может помешать учинять унизительные расправы. Василий Васильевич бьет и жену, и детей, хоть они уже и взрослые. Поэтому нас не удивляет тот факт, что сыновья Каширина выросли такими же жестокими, пьющими и неблагополучными родителями. Они готовы убить отца за наследство, а детей не жалеют, как и жен. Один из них даже довел супругу до гроба своими побоями. Сегодня детей из таких семей изымают, но не всегда. Довольно долго они могут терпеть насилие и издевательства. Видимо, в этой сфере закон требуется ужесточить, а контролирующие органы заменить на более эффективные.
  12. Как научиться ценить свою Родину? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал парадоксальную вещь: люди учатся патриотизму за рубежом! Александр Чацкий получил заграничное образование и несколько лет путешествовал. Глядя на благополучие и прогрессивность других стран, он понял, чего не хватает его Родине. У Александра появилась четкая гражданская позиция. Он сформулировал взгляды и почувствовал желание помочь своей России. Герой думал, что и дома найдет единомышленников. Однако соотечественники оказались более равнодушными и эгоистичными, чем он. Дворяне имели узкий кругозор, из своих хором не выезжали, поэтому им казалось, что все нормально. Реформаторов они считали якобинцами и осуждали. Для них патриотизм ограничивался орденом на шее и безграничной лояльностью правящей элите. Им не хватало опыта Александра и его кругозора, чтобы понять, что России нужно развитие, что у нее есть огромный потенциал, что французики из Бордо — не предел мечтаний.
  13. Что важнее: личное счастье или благополучие Родины? М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что благополучие каждого из нас неразрывно связано с Родиной и ее состоянием. Андрей Соколов мог бы отсидеться в погребе и понаблюдать за битвами издалека, а не рисковать собой… Или не мог? Нет, конечно! Враги приходили в каждый дом, разоряли все земли. Альтернативы не было. Андрей не мог наслаждаться счастьем наедине с семьей, когда вражеский снаряд разнес его дом и убил жену и дочерей. Война не щадила никого и показывала каждым своим патроном, что личного счастья на оккупированной земле быть не может. Человек неразрывно связан со своей страной и ее судьбой, поэтому выбирать ему не приходится.
  14. В чем польза и опасность патриотизма? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» показал изнанку патриотизма, когда людей загоняли на сербскую войну, прикрывая очевидное безумие этой затеи возвышенными речами о благе Родины. Какой? Чьей? Но эти вопросы пропаганда обходит стороной. Общественное мнение обмануто ею. Светские дамы с улыбками и цветами провожают на бойню тех, кто воспринимает геополитику буквально и погибнет, в отличие от хитрых агитаторов. Разговоры о патриотизме прикрывают амбиции властолюбцев и направляют людей на смерть. А по факту судьба «славянских народов» не должна затрагивать интересы солдат из других стран, ведь такая война, как это позже и случится, перерастает в мировую и заканчивается поражением всех участников. Человек должен быть готов защищать только свой дом, а другие спекуляции на патриотизме нужно пресекать, так как они ведут к войне.
  15. Какими качествами обладает русский человек? Н.С. Лесков в сказе «Левша» описал менталитет русского народа в образе главного героя. Он талантлив, патриотичен, религиозен. Левша без образования, микроскопа и большого финансирования смог подковать иностранную танцующую блоху и проявить феноменальное мастерство. Но он же проявляет и отрицательные качества русского человека: много пьет, терпит унижения вышестоящих особ и не понимает свою значимость в стране. Будучи честным, работящим и преданным Родине мастером, он не соглашается переехать в Англию, несмотря на заманчивые условия. Но он же напивается и не выполняет свою миссию: его оружейный секрет теряется, ведь никто не будет прислушиваться к пьянице. Русский менталитет невероятно сложен и парадоксален. У нас талантливый и смекалистый народ, но не знает себе цену и не может постоять за свои права.

Чего-то не хватило? Напишите — добавим.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписок

Читайте также:

Сочинение 12. Сборник ЕГЭ-2019

Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление.

— Что надо? — резко спросил он, не поднимая глаз.

Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила.

Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление.

— Что надо? — резко спросил он, не поднимая глаз.

Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила.

— Это я, папа! — с достоинством сказала Женя. — Я должна поговорить с тобой.

Вчера, на празднике, ты говорил, что молодёжь не должна уезжать из совхоза, что мы главная сила, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано.

Я тоже, как все наши ребята, решила остаться, а в вуз поступать можно и на заочный.

Вот пришла посоветоваться: если я останусь в совхозе, то как, по-твоему, за какую работу мне взяться? Может, вместе с Руфой на утиную ферму?

Савелий Петрович выпил воды.

— Хорошо, поговорим спокойно. Ты запомнила мою речь — и напрасно: я не для тебя произносил мою речь, не для тебя! А для них, пойми ты это, ты же взрослая и должна понимать. Мне — директору, хозяину — нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это — сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это — его будущее. Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет.

— Так почему же я.

— Потому. Садись и слушай. И не вскакивай, когда с тобой разговаривают.

Женя послушно села, не сводя с отца широко открытых, почти испуганных глаз.

— Слушай, Женя, — мягко и задушевно сказал Савелий Петровичей голос его стал бархатным, — поверь мне, я знаю, что такое труд в сельском хозяйстве, почём фунт лиха. Я знаю, что такое -холод, промокшие ноги, непогода — когда надо убирать хлеб, засуха — когда нужен дождь. Знаю, что такое нехватка рабочей силы, когда на огороды наступают полчища сорняков или вредителей, когда хлеб и лён остаются неубранными в поле. Сельское хозяйство подвержено всяким капризам и неожиданностям природы, стихиям, с которыми мы пока ещё не умеем справляться.

Вот засеял ты поле, выходил колос тяжёлый, чуть не до земли клонится.

Думаешь — урожай будь здоров! И вдруг туча, град — и за десять минут всё, что взлелеял, пропало: одна изломанная, вбитая в грязь солома.

— Так если все решили остаться.

— По-до-жди! — Савелий Петрович хлопнул по столу рукой. — Возьмём другие отрасли. Ферма, утки, романтика! На словах. На бумаге. А на деле — вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной. И так всю жизнь! Вот и вся романтика! 3ачем тебе эти утки? Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы. Подумай ещё!

Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим взглядом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета. Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места.

Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, что услышала. 3елёный мир совхозной улицы, цветущих палисадников, мохнатой ромашки у кромки жёлтой от зачерствевшей глины дороги принял её в свою тишину. Но Женя шла и не видела ничего: ни алых костров мальвы, ни цветущих лип над крышами, ни подёрнутых синевой дальних лесистых косогоров. Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар. И это разговаривал с ней отец, которого она так безгранично уважала. Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин! Пускай всё делают они: Руфа, Ваня, Юрка, Вера Грамова — все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова!

Женя не заметила, как взбежала на бугор, как спустилась к озеру. И здесь, у тихой, стеклянно-голубой воды, легла в высокую траву. За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу?

И здесь, у тихой воды, она вдруг поняла, что отец сказал ей правду, что он, как отец, действительно хочет для неё лучшей доли, чем совхозная жизнь утятницы! Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё! И это осознание принесло ей облегчение, а решение остаться всё крепло в её сознании.

(По Л. Ф. Воронковой*)
Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) — советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Автор в данном тексте поднимает проблему двуличия людей.

Раскрывая данную проблему, автор рассказывает небольшую историю из жизни Жени Каштановой, которая хотела остаться работать в родном совхозе, а учиться заочно. О своем решении Женя решила сообщить отцу директору совхоза. Но то, что она услышала в ответ, потрясло ее до глубины души, а отца она увидела совсем с иной стороны. Отец говорил дочери: «Мне — директору, хозяину — нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это — сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это — его будущее. Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет». Но дальше Женя не поверила свои ушам, отец говорил, что работать утятницей не самое лучшее занятие для нее – его дочери, он хотел убедить Женю в том, что она должна учиться на педагога, а впоследствии стать директором школы, то есть заниматься чистым трудом, а не возиться в пыли, грязи и навозе. Женя, услышав это сидела, будто громом пораженная, «бледная, с неподвижным, словно застывшим взглядом». Она вдруг поняла, насколько двуличным может быть ее отец. «Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар…Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин!. .Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё!». Хочется верить, что отец смирится с выбором дочери, но двуличным быть вряд ли перестанет.

Воронкова в данном тексте пишет о двуличии людей, считает, что оно проявляется в том, как человек говорит, в том, что человек говорит людям не то, что думает на самом деле. Неискренность человека отталкивает людей от него.

С позицией автора я согласна. Порой родители решаются на безнравственные поступки ради счастья своих детей. По большому счету, отец Жени был лицемерным лишь отчасти. Он занимает ответственный пост, испытывает на себе все тяготы сельскохозяйственных работ, поэтому с высоты своего опыта пытается указать дочери верный путь, скорее всего, он знает, что работа учителя – это тоже не простой труд. Но сделал отец это слишком уж неумело, поэтому дочь поняла, что сейчас отец лицемерит, ведет себя двулично. Единственный судья отца – жизнь все постепенно расставит на свои места. Хочется верить, что Женя выучится заочно и будет работать вместе с отцом, а может и займет его место, но этот нравственный жизненный урок она запомнит надолго. Хорошо, что она узнала о лицемерии и двуличности близких людей уже став совершеннолетней. Это для нее будет неплохим роком, которых в жизни ее будет еще немало. Все мы рано или поздно встречаемся с безнравственностью, ложью, манипулированием, и главное, не эмоционально реагировать на отрицательное, а достойно выйти из создавшегося положения.

Таким образом, лицемерие и двуличие еще долго будут жить среди людей, но лекарством от них всегда будут чистая совесть и вера в правду.

Проблема выбора жизненного пути (По тексту Воронковой Л.Ф — Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец) (ЕГЭ по русскому)

Насколько свободен молодой человек при выборе жизненного пути? Над этим вопросом предлагает поразмышлять автор предложенного текста. Выбор профессии и в целом жизненного пути — одно из самых ответственных решений в жизни человека.

Воронкова в своем тексте центральной проблемой ставит проблему выбора жизненного пути. В предложенной истории мы можем наблюдать за тем, как дочь и отец говорят на эту тему. Дочь по наставлению отца решает остаться работать в колхозе, на что тот дает негативную реакцию, говоря о том, что для нее запланирован другое развитие событий. Безусловно здесь наблюдается неуважение отца к другим ребятам, которым он сказал, что остаться в колхозе — просто необходимость. Также мы видим, что данная тема для отца не является особо волнующей, он уже все решил и уверен в том, что все пойдет по его плану.

Авторская позиция выражена в том, что молодые люди не обязаны жить по придуманному сценарию своих родителей.

Каждый из людей имеет право на самостоятельное самоопределение. Взрослые лишь в праве дать советы, к которым дети могут прислушаться, а могут и отвергнуть их.

Я согласен с мнением автора в том, что молодые люди вольны сами выбрать свой жизненный путь, при этом полностью взять на себя ответственность за свое решение.

В качестве примера доказывающего правильность высказанного тезиса приведу рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре». Сюжет произведения говорит нам о том, как образ жизни влияет на все существование человека. Кто-то наслаждается каждым моментом дня, а кто-то закрывается в собственном внутреннем мире, как бы хороня себя заживо. Данное произведение дает нам понимание того, как важен выбор своего пути, причем самостоятельного. Важно чувствовать, что все что ты прожил зависело напрямую от самого тебя, а не от выбора родителей.

Другим примером, доказывающим правильность моих суждений является произведение В. Распутина «Уроки французского». Главная героиня произведения является талантливейшим учителем. Своим подходом к работе она смогла оказать помощь отстающему ученику. Данный эпизод может показать, как важен выбор той профессии, которой человек хочет заниматься. Нужно идти за своей мечтой, не опираясь лишь на родительские решения.

Таким образом, выбор жизненного пути является огромнейшей проблемой социального общества. Следовать или нет наставлениям родителей — вечный вопрос, который решается в каждой семье по-своему. Хочу лишь дать совет своим сверстникам: прислушивайтесь к родителям, но следуйте всегда по своей дороге, чтобы потом не пришлось впадать в полнейшее отчаяние.

Проблема двуличия людей по тексту Воронковой. Сочинение ЕГЭ 2019

Добрый день! В данной статье мы рассмотрим тему из сборника ЕГЭ 2019 по русскому языку И.П, Цыбулько, а именно: проблема двуличия людей по тексту Воронковой Л. Ф, “Второй час ожидания подходил к концу когда Женя…” из варианта 12.

Текст задания

Если текст не отображается, обновите страницу.

Вступление

В современном мире все чаще приходится встречаться с проявлениями двуличия среди разных людей. Это заметно чаще у взрослых, круг общения и интересов которых зачастую вынуждает приспосабливаться под нужную ситуацию. Кроме того, каждый в своей жизни играет, образно выражаясь, несколько ролей. Например, взрослый мужчина может быть отцом, мужем в семье, начальником и подчиненным на работе, активным членом какой-либо общины и т.д. И очень важно достичь гармонии и отсутствия противоречия между этими ролями.

Определение и формулировка проблемы

Именно эта проблема затрагивается в тексте Л. Ф. Воронковой. Как не потеряться среди разных ролей и оставаться верным себе? В данном тексте этот вопрос стоит наиболее остро, так как действующими лицами выступает отец и дочь, для которой он обладает безоговорочным авторитетом. Автор не случайно обращает внимание на данный факт: «За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу». И тут впервые незапятнанный образ мужчины сталкивается с противоречием в глазах юной героини.

Отец в роди директора совхоза на собрании убеждает молодежь в том, чтобы она работала на благо родного села. Не зря герой говорит: «Мне — директору, хозяину — нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе…». А разговор с дочерью подчеркивает то, что происходит конфликт интересов внутри данного человека, между ролями отца и директора совхоза. То, что пойдет на благо селу, может не пойти на благо и развитие девушки.

Комментарий

Конечно, можно понять желание защитить собственную дочь от возможного разочарования, показать сложность и тяжесть работ в селе. Но можно ли говорить еще, что выбор дочери остаться работать в родном поселении расстраивает отца в связи с тщеславием последнего, для которого важно, чтобы собственная дочь «держала марку», своим будущим статусом подтверждала превосходство над земляками.

Пример-иллюстрация

«Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы». Судя по этому отрывку, вполне вероятно, что у отца присутствуют черты тщеславия, и это дополнительно подчеркивает двуличие отца. Возможно, чтобы быть честным перед аудиторией и самим собой, ему необходимо было в первую очередь сделать упор в выступлении на то, чтобы каждый из присутствующих оценил свои силы и возможный вклад в развитие села.

Позиция автора

Позиция автора проявляется в том, как он описывает реакцию девушки на ответ отца: «…ошеломленная тем, что услышала», «Чувство неслыханного разочарования…». Отец должен воспитывать дочь в соответствии с тем, что он говорит и утверждает в других жизненных ситуациях, именно так он выступает примером. И когда образы не совпадают, у дочери наступает разочарование и понимание того, что отец, возможно, не совсем честен и открыт с другими людьми. Однако автор вставляет важный отрывок в окончании текста: «Но он дал право выбора именно ей, не запретил…» Не оправдывая двуличия отца, рассказчик нивелирует разочарование дочери тем, что для нее нет категоричного запрета, а она вольна сама распоряжаться своим будущим. И это приносит облегчение и если в будущем действительно отец не настоит на своем решении, то его авторитет в глазах девушки со временем восстановится.

Отношение к позиции автора

Суждения автора о проблеме двуличия мне очень близки. На самом деле, эта проблема становится все актуальнее. В настоящее время человек окружен все большим количеством людей и каждое его слово, реакция могут быть интерпретированы по-разному. И нередко приходится наблюдать, как кто-либо меняет свои убеждения в зависимости от ситуации и того, какую пользу ему это принесет. Но ведь любому хочется иметь дело с человеком, который производит впечатление цельной, гармоничной натуры и не отказывается от своих слов и поступков под действием мимолетного порыва.

Вывод

Подводя итог, автор текста убеждает в том, что девушка свободна в своем выборе. Однако это не решает проблему двуличия отца, если он не задумается о том, как могли его слова повлиять на дочь и как можно исправить сложившуюся ситуацию.

shkololo2

Пушкин — автор многих произведений классической литературы. Однако, когда затрагивается тема благородства и любви, то невольно вспоминается его Капитанская дочка, по которой нам предстоит написать школьное сочинение.

Капитанская дочка краткое сочинение

Роман Капитанская дочка переносит нас в историческое прошлое. Это семидесятые годы восемнадцатого века. В те времена крестьяне устали от непосильного ярма крепостного права, и их недовольство выливается в восстание под предводительством Пугачева. Однако это не основная мысль произведения, ведь Пушкин хотел показать не столько народную войну, сколько пытался раскрыть тему патриотизма, достоинства человека, тему верности. Помимо прочего, в романе затронуты такие важные аспекты человеческих отношений, как тема семьи и любви.

Писатель создает сложные образы, которые оживают на листе бумаги и попадают в происходящие события. Мы же, как читатели, следуем за ними и увлекаемся драматичностью сюжета, его развязкой и счастливым финалом.

Капитанская дочка сочинение

Один из главных героев Петр Гринев рассказывает о событиях из своей жизни. О том, как ему пришлось ехать на службу в Оренбург, и благодаря отцу, который захотел сделать из сына настоящего мужчину, Петр попадает в Белогорскую крепость. Уже по дороге на службу молодой человек проявил свой характер, расплатившись с долгом и отдав в знак благодарности за помощь свой тулуп. Как оказалось позже, человеком который помог Гриневу добраться до трактира был Пугачев, и эта встреча впоследствии сыграет огромную роль в жизни Петра.

Знакомясь с произведением Капитанская дочка, и работая над нашим сочинением-рассуждением на тему чести, хочется упомянуть напутственные слова отца сыну, которого тот отправлял в дальнюю дорогу. А дал он ценнейший совет беречь платье снову, а честь свою смолоду. И Петр не отступил от этого ни на шаг. Гринев предстает перед нами честным человеком, порядочным, добрым, смелым мужчиной. Даже подвергаясь смерти, он не роняет своей чести и не переходит на сторону врага.

Тут же мы видим Пугачева, который был временами жесток, был злодеем и преступником, но и ему было не чуждо понятие великодушия и справедливости. Пугачев не только не убивает Гринева, но и отпускает его. А все потому, что Пугачев не забывал и хорошее к себе отношение, стараясь отплатить людям тем же.

Прекрасно раскрывается в Капитанской дочке и тема любви, где перед читателем возникают образы Петра, Маши и Швабрина. Благодаря классическому любовному треугольнику в романе появляются острые нотки переживаний. Ведь Швабрин делал все, чтобы Петр и Маша не были вместе. Однако их любовь была настолько большой и чистой, что влюбленные преодолевают все преграды и остаются вместе.

Мой любимый герой

Прочтя произведение Пушкина Капитанская дочка, невозможно не заметить в романе сразу нескольких ярких героев. Однако, лишь один персонаж заинтересовал меня больше всего. Именно этот герой, а вернее героиня, оказалась мне ближе всего по духу. Это Маша Миронова — капитанская дочка, дочка коменданта крепости, куда попадает на службу Петр Гринев.

Поначалу Маша кажется застенчивой и трусливой. Такой же трусливой видели Машу и ее родители. Но, как часто бывает, первое впечатление было обманчиво, и это доказывают дальнейшие события. Девушка с ангельским голосом и хрупким станом оказалась сильной личностью, которая противостояла Швабрину, и даже испытание голодом и темница не сумели ее сломить. Маша ни при каких обстоятельствах не соглашалась выходить замуж за нелюбимого человека, и это вызывает настоящее восхищение. Вызывает восхищение и то, что Маша не побоялась явиться даже к императрице с целью добиться милости государыни, и освобождения Петра.

Прочитав Капитанскую дочку, мы увидели добрую, сильную девушку, которая умеет любить по-настоящему и не предает свои чувства. Благодаря силе ее характера, наши герои все же воссоединяются, и это прекрасное окончание романа.

Сочинение по роману Капитанская дочка Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа, так и к жанру повести. Оно весьма многопланово, потому и привлекает внимание даже нынешних читателей. В «Капитанской дочке» Александра Пушкина поднято очень много вопросов и тем, которые толкают на размышление каждого.

Так о чем же произведение «Капитанская дочка» авторства Александра Сергеевича? Почему и зачем оно было написано? Какова его тема и основная мысль произведения? Все об этом и больше написано в этой статье.

Начало произведения ознаменуется знакомством с главным героем по имени Петр Гринев. Он является дворянским сыном и заведомо распределена его судьба благодаря титулу родителей. Через определенный срок Петя, Петруша должен отправиться служить в Оренбург. Этот день наступает. Здесь отец произносит фразу, ставшую лозунгом всего произведения: «Береги честь смолоду». А что значит «беречь честь смолоду, а платье с нову»? Каждый интерпретирует эту фразу по-своему. Я понимаю это так, что надо с раннего возраста иметь честь, в сравнении с одеждой, которую, как правило, берегут с момента покупки. Лет двести назад честь считалась чем-то, что можно потерять, но невозможно вернуть назад, потому-то и призывали беречь ее с раннего возраста, с юности. Герой Петр Гринев – это мог бы быть эталоном для подражания. Он не продал свою честь ради жизни Пугачеву. И остался верен императрице. Гринев был просто добрым, щедрым человеком.

Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.

Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами способен на слабости.

Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.

2 вариант

Капитанская дочка — исторический роман, написанный Александром Пушкиным. Сюжет произведения охватывает большой промежуток времени. В нём показан бунт Емельяна Пугачёва, происходивший во времена Екатерины Великой. Показана вся жестокость этого события, безысходность русского народа, угнетённого правящим дворянством. Угнетённость самих разбойников, понимающих, что никакого хорошего исхода для них не может быть. Какой вывод можно сделать? В этой войне нет ни выйгравших, ни проигравших. Есть только трагедия.

Только Пугачёв является реальным персонажем романа. Все остальные вымышленные. Автор наделил его противоречивым характером. Он мог быть жестоким и добрым. Например, когда он спасает Гринёва от смерти, или когда помогает ему спасти его возлюбленную, он проявляет свои положительные качества. Однако, в реальности, ни о какой мягкости характера и добросердечности речи не было.

Другой герой романа -Пётр Гринёв. Герой описан без особых характеристик. Судить о нём нам предстоит по его поступкам. За весь период романа он успевает повзрослеть. На службу его отправляет отец в шестнадцать лет. Юноша весьма беспечный и может спокойно проиграть большую сумму денег. Легковерный и добродушный он не может устоять перед соблазнами. Он желает только беззаботно служить. Однако, в конце романа его образ совершенно другой. Это уже повзрослевший мужчина. У которого слова не расходятся с делом, он готов и за отечество постоять и любимую спасти.

Вообще, любовная история занимает важное место в романе. По сути она является его движущей силой. Так взросление Петра наступает только после его влюблённости в дочь капитана крепости. Чем же примечательна эта девушка? Нежная милая, она обладает какой-то внутренней силой. В сложных обстоятельствах её характер проявляется наиболее полно. Она не имеет приданого, однако категорически отказывается выйти замуж за Швабрина, считая его человеком безнравственным, хотя это могло значительно улучшить её материальное положение.

Она ценит настоящие чувства, умеет любить и бороться за свои отношения. Она влюбляется в Петра, но не может пойти против воли своих родителей, поскольку очень их уважает. Мария делает свой нравственный выбор и сохраняет свою честь. Особенно удивительна её встреча с императрицей. Девушка рискнула всем, что бы спасти любимого. За такую дерзость она и сама могла угодить в тюрьму, но такие опасения её не остановили, а её искренность тронула великую правительницу России.

В итоге Мария получила награду за все свои страдания — спасение любимого.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Книга Джунглей» Джозефа Редьярда Киплинга — это серия из семи рассказов, которые в основном происходят в джунглях Индии. Со времени публикации книги в 1893 году многие думали о том, как «Книга джунглей»

Если говорить о том, что именно автор хотел вложить в данное произведение, то стоит отметить то, что глубокого смысла и философских значений в нем действительно хватает. Для этого достаточно вспомнить моменты

Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.

Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором

Совесть – это моральное качество, которое мучает человека, когда тот отходит от правды и поступает несправедливо. Наличие совести свидетельствует о порядочности человека

Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Капитанская дочка

А. С. Пушкин — выдающийся писатель и поэт. Он раскрыл острые социальные вопросы в своих произведениях, актуальные по сей день. Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» позволит раскрыть характерные черты героев, проанализировать мотивы их поступков и действий. Эта книга написана в 1836 году, но несмотря на это, захватывает читателя с первых страниц.

Анализ произведения

В ходе прочтения романа невозможно не восхищаться героями, их описанием. Автор детально донес образы действующих лиц до читателя.

Суть книги

Петр Гринёв — главный герой, о ком повествуется рассказ. Его сопровождают различные события, которые характеризуют персонажа, влияют на становление его личности, устоев, принципов и мировоззрения.

Воспитание матери сыграло важную роль в жизни парня. От нее герою перешли следующие черты:

  • доброта;
  • чувствительность;
  • мягкость.

Петр Гринев в детстве

Петр получил обычное домашнее воспитание.

Его наставником был Савельич, а после француз Бопре.

С детства он играл с дворовыми мальчишками, благодаря которым приобрел следующие важные качества:

  • справедливость;
  • честь;
  • благородство;
  • преданность.

Парень почитал и уважал своих родителей. Примером является эпизод, когда отец решил отправить его служить в Оренбург. Герой послушался родителя и исполнил его волю. Служба привела юношу в Белогорскую крепость, где он встретил прекрасных людей. Благодаря им парень сформировал положительные человеческие качества.

Петр влюбился в местную девушку Марью Миронову. Со временем выяснилось, что к ней был неравнодушен еще один человек — Швабрин, который вызвал Гринева на дуэль. Петр получил ранение, но выжил. Отец главного героя узнал об этих событиях и запретил сыну жениться на капитанской дочке.

Со временем жизнь юноши пересеклась с Емельяном Пугачевым. Положительные качества Петра удивили предводителя восстания, он сохранил ему жизнь. Парень вызвал у него уважение.

События, которые пережил Гринев, заставили его задумываться о смысле жизни. Петр из легкомысленного мальчика превратился в самостоятельного, самоотверженного, состоявшегося и храброго мужчину. Спустя время влюбленные соединились и были счастливы.

Вопросы и проблемы, затрагиваемые автором

Маша Миронова повлияла на становление Петра

А. С. Пушкин поднимает вопрос крестьянской революции, которая описывает важные вопросы того времени. Главной проблемой повести является нравственный выбор человека, отношение власти к народу, воспитание, смысл жизни.

Все действия происходят на фоне любовной темы. Маша Миронова повлияла на становление Петра, ради нее он совершал подвиги. Гринев несколько раз вставал на сторону возлюбленной, это и сделало его мужчиной. Он не боялся и защищал честь простой девушки.

Читатель в книге наблюдает высокие моральные принципы главного героя. В повести представлен его антипод — Швабрин. Это мелочный и подлый человек. Он легко может предать, ему чужды качества достойного человека, для него важнее сохранить свою шкуру.

Так автор передает зрителям посыл о важных качествах человека, на кого следует равняться. Воспитывать ребенка нужно с малых лет, чтобы привить ему верные убеждения, твердую волю, чувство ответственности за себя и близких.

Примеры работ

Перед тем как написать сочинение, нужно выделить основную идею и составить план. Текст должен начинаться со вступления. В основной части необходимо раскрыть тему работы, затем сделать выводы и написать актуальность в наши дни.

Эссе по литературе

Произведение «Капитанская дочка» относят и к роману, и к повести. Вопросы, которые поднимаются в книге, интересны даже современному читателю.

Главный герой — Петр Гринев

Главный герой — Петр Гринев, родился в дворянской семье. Отец отправил сына на военную службу в Оренбург, перед расставанием с ним он произнес фразу, которая стала крылатой: «Береги честь смолоду». Это качество легко потерять, но назад его уже не вернуть.

Этот герой выполнил наказ родителя. Он не продал свою честь ради жизни, во время восстания оставался верным государыне. Это был простой, верный, щедрый, смелый и добрый человек. В Оренбурге парень познакомился со многими прекрасными людьми. Там же он встретил возлюбленную.

Автор описывает события, когда произошел бунт Пугачева, его жестокость, а также безысходность русского народа. Люди были угнетены правящим дворянством. Разбойники понимали, что положительного исхода для них не будет. Это была трагедия русского общества, не было проигравших или выигравших.

Капитанская дочь проявила себя храбро, когда отправилась на выручку любимого. Автор охарактеризовал ее как храбрую, любящую девушку. Она была готова на все ради возлюбленного.

В своем школьном сочинении на тему «Капитанская дочка», хочу сделать вывод, что повесть является отражением мечты автора о возможности устройства мира, где в человеческих отношениях царит уважение и мудрость. Добро всегда побеждает, поэтому считаю, что повесть актуальна во все времена.

Характеристика персонажей

Повесть «Капитанская дочка» — гимн достоинству, чести, добродетели, благородству. В произведении переплетаются крестьянское восстание, воспитание молодежи и тема любви.

Главного героя Петра Гринева с самого детства учили, что честь и достоинство — высшая ценность человека. Благодаря этому юноша ни разу не поступился своим принципам, даже в трудные периоды жизни. Он был истинным патриотом, всегда оставался верным Отечеству.

Герой влюбился в дочь капитана Миронова

Герой влюбился в дочь капитана Миронова, которая была воспитана как настоящая, идеальная русская девушка. Марья имела следующие черты:

  • послушная;
  • скромная;
  • с высокими моральными принципами;
  • нерасчетливая;
  • благородная;
  • добрая;
  • отважная;
  • смелая.

Ради близких она была готова на все, даже поступиться своими принципами.

Другим ключевым персонажем в романе является Пугачев. Это предводитель восстания, который сыграл важную роль в жизни Петра и Маши. Сначала он убил отца Марьи, потом спас Гринева от казни, а девушку от Швабрина. Во время чтения книги о Пугачеве складывается впечатление бунтаря, жесткого и жестокого человека. Но автор показал его с другой стороны, что он способен на благие и добрые дела. Этот человек смог внести смуту в жизни всей России. Писатель размышлял, как ему удалось это сделать и что нужно, чтобы не допускать восстаний.

В сочинении «Капитанская дочка» можно сделать вывод, что Пушкин делает акцент на такие человеческие качества, как благородство, честь, достоинство, человечность. Он создает образы персонажей, которые достойны уважения. Автор делает послание своим потомкам, чтобы они задумались над своими ценностями, принципами общества. Это позволит сделать общественный строй лучше, а жизнь людей счастливее. Произведение изучается в 8 классе, а значит есть время, чтобы сделать общество лучше. Именно такой возможностью мне и понравилась повесть.

  • Наверное грех обижаться современному школьнику на свою жизнь, ведь сейчас у него гораздо больше возможностей, чем у школьника прошлого, даже совсем недавнего.
    Конечно, что-то сохранилось с незапамятных времен и эти традиции можно назвать святыми – это сами уроки, домашние задания и строгие учителя, которые имеют обыкновение вызывать к доске именно того ученика, который не сделал домашнего задания. Но многое изменилось. Прежде всего современный школьник теперь считается не просто ребенком, а полноправным членом общества и его нельзя наказывать или заставлять делать что-то не относящиеся к учебному процессу. о розгах же и вообще учителя теперь вспоминают только в сладких мечтах.
    В жизнь современного школьника прочно вошли компьютерные технологии и интернет. Домашнее задание и справочные материалы можно взять на сайте школы, списать можно на сайте подсказок, найти материалы для доклада и реферата – тоже там же. Сейчас образование сделало упор на самостоятельную работы. Школьникам приходится делать много проектов, самим искать материалы и проявлять творческую инициативу.
    И при этом современный школьник остается все тем же ребенком, которому надо и по-баловаться и по-хулиганить и пообщаться с друзьями.
    Жизнь современного школьника стала веселей, но в чем-то может быть и сложнее. И поэтому современные дети взрослеют гораздо раньше своих предшественников.

  • Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения
    «Средняя общеобразовательная школа с.ОштормаЮмья» в д. Старая Юмья
    Кукморского муниципального района Республики Татарстан
    учителя начальных классов Зайцевой Зои Николаевны
    Времена меняются, мир вокруг нас меняется, школа тоже не остаётся в стороне, применяются новые виды обучения, компьютер – уже не диво дивное, а средство обучения, учителя осваивают новые педагогические технологии, стараясь идти в ногу со временем, а дети… какими они должны быть и какие они –наши современные ученики?
    Все признают,  что «хороший ученик» сегодня – это школьник, обладающий пытливым, любознательным умом, интеллектуальным развитием, имеющий собственные убеждения, способный критически мыслить. Чем же интересуются сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность?
    Конечно же, это появление информационно-коммуникативных технологий, которые облегчили учебный-воспитательный  процесс.
    Я-учитель начальных классов, но я и мать двоих детей, которые уже учатся в среднем и старшем звене. И если сравнить учащихся всех звеньев, то  ответить однозначно на вопрос «Какой он, современный ученик?»,невозможно. Они настолько разные!  И как  у них идет процесс развития, процесс становления личности, во многом зависит от нас, учителей, и конечно же, от родителей.
    Как правило все дети 6-7 лет, если они физически и умственно здоровы,  с большим желанием идут в школу, им все интересно, они всегда хотят отвечать, руки их постоянно тянутся вверх, они даже обижаются на учителя, когда их не спрашивают на уроках. Даже  в малокомплектной школе жизнь очень интересна, как считают некоторые иначе. Все зависит от того, как относятся к ребенку взрослые: родители, учителя, окружающие. Главное, нужно любить ученика.Правда, некоторые из преподавателей  говорят, что невозможно любить чужих детей. Может, и нельзя, но а как же назвать те чувства, с которыми ты идешь в класс: желание увидеть своих воспитанников, обнять и успокоить их, дать частицу тепла, – не это ли любовь? И можно ли их назвать чужими, если мы с детьми проводим порой больше времени, чем их родители? Я не боюсь слова «люблю» и стараюсь как можно чаще говорить детям : «Как я вас люблю», «Вы – лучшие».
    Но проходит 3-4 года, и этот интерес к учению постепенно угасает. Они не хотят учиться?Я не согласна с мнением некоторых обывателей, считающих, что современные школьники не хотят учиться. Они не хотят учиться обыденно, традиционно. По сравнению с учениками младших классов, которым в школе все ново, которые начинают школьную жизнь с чистого листа, старшеклассники  очень разборчивы в том, что они хотят знать, что им необходимо для дальнейшего продолжения обучения в соответствии их способностями,интересами,возможностями. Для них появляются в школе «ненужные предметы», которые отнимают у них время для занятия предметом по их интересу. Современный школьник пытлив и любознателен. Ему до всего есть дело. Он везде сует свой нос. Вопрос в том, плохо ли это? Думаю, что нет, хотя порой это напрягает.
    Наши ученики-это многогранно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями, субъекты учебного процесса. Он не хочет, чтобы его унижали, он хочет, чтобы его уважали. Ему кажется, что он уже такой взрослый. Но на самом деле, это все же ребенок, со своими достоинствами и недостатками. Он бывает иногда наивен и беспомощен. Он нуждается порой в совете умного, доброго и знающего взрослого каким и призван быть современный УЧИТЕЛЬ. Настоящий учитель должен проявлять постоянное заботливое внимание к развитию растущего человека, направлять его, анализировать поступки и действия, давать им оценку, предвидеть  последствия своих действий и слов.
    И закончить хотелось бы словами замечательного педагога, большого знатока детской души Ш. А. Амонашвили, который сочинил обращение детей к взрослым. Это обращение может быть «настольной книгой» учителя, чтобы лучше понять душу ребенка: «Дорогие наши воспитатели, мамы и папы, учителя, милые люди, любящие нас и заботящиеся о нас! Берегите нас такими, какие мы есть, и сделайте нас такими, какими должен стать каждый из нас! Мы будем сопротивляться, шалить, прятаться, хихикать, мы будем радоваться жизни, и стремиться к удовольствиям. Зачем возмущаться тем, что у нас пока еще нет здравого смысла. Он придет к нам с помощью ваших добрых забот, может быть, не сразу и не скоро. Не надо видеть в нас взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как мы недогадливы, непонятливы, неблагодарны. Принимайте нас с недостатками и помогайте нам преодолеть их. Только уважайте наше чувство радости, которое мы находим в наших шалостях, неустанных играх, сопротивлении, сиюминутных удовольствиях. Принимайте все это, как наши детские болезни, против которых вы никогда не сможете найти вакцины, и лечите нас так, чтобы не было нам очень больно. Нам трудно понять все. Потому что мы дети. Вы должны разгадать нас. Потому что вы взрослые».

  • Современный школьник.
    Каждый человек в своей жизни проходит через школу. В школе проходит детство, взросление и становление человека как личности. Большая часть нашей жизни прошла в школе. Здесь у нас остались друзья, одноклассники, первые учителя.
    Какой он современный школьник?
    По моему мнению, это человек, шагающий в ногу со временем. Неважно, в какое время он живет.
    Хотелось бы вспомнить учеников 70-80-х годов: школьная форма, октябрятский значок, пионерский галстук, комсомол… школьники того времени несли на себе груз ответственности за свои слова и поступки. То было время, когда школьники несли ответственность за младших товарищей, оказывали пионерскую помощь, за свои поступки, плохую учебу отвечали перед всем ученическим коллективом на собрании.
    Современные школьники совсем другие…
    У современных детей другие ценности и другие цели в жизни. Не всякий школьник может поддержать беседу, развивать свою мысль, даже ясно изложить ее, у него мало друзей. Порой бывает, что  единственные друзья  у школьника – это его одноклассники и те, кто есть в социальных сетях. Современный школьник не обладает навыками коммуникативного общения. Я считаю, что современный ученик должен уметь поддержать друга, не следовать примеру остальных, когда другие унижают или насмехаются над ним.
    На свете нет людей с похожими мнениями, мыслями идеями. У каждого человека свои стремления и методы для достижения целей каждый выбирает сам. Каждый отличается способностями, у кого –  то к музыке, у кого – то к литературе, к спорту, главное,  желание – учиться, постигать, добиться…
    Когда я училась в школе не раз отмечала, что школьники стараются насмехаться над теми, кто стремится учиться, получить образование и профессию. Такие насмешки гасят талант  и творческую натуру. Школьники забывают о своей главной задаче в данный период жизни – учиться. К сожалению, не все ученики  понимают приоритет получения знаний.
    Философ К. Краус говорил  «Образование – это  то, что большинство  получает, многие передают и лишь немногие имеют».
    Получить знания – это еще не все, главное уметь ими пользоваться. Современные школьники не обладают большой усидчивостью, терпением, стремлением, умением общаться со взрослыми. Важно умение не только получать знания, но уметь вычленять из них главное, запоминать основное, необходимое.
    Современный мир дает школьнику больше возможностей для развития, совершенствования, самопознания. К его услугам не только библиотеки, но большое количество справочников, энциклопедий, интернет-ресурсов.
    Самое главное – захотеть.. учиться…

  • Проектная работа к Модулю 1. Эссе на тему: “Школьник. Какой он сегодня?”
    Исполнитель: Ситдикова Светлана
    Начну с того, что мой профессиональный педагогический опыт насчитывает всего 3 месяца. Но даже за такое короткое время преподавания я убедилась в своем мнении, что «всё идет из семьи», любой школьник – это отражение  психологического, нравственного и физического семейного воспитания. По моему мнению, успешная семья-это успешный школьник.
    В узком смысле слова воспитание  есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника. Как известно, средством воспитания является, прежде всего, пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем – приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение.
    Пример родителя, как маяк для корабля в море, ведет ребенка по жизни к определенной цели. Пример успешного, целенаправленного, любящего родителя положительно отражается на ребенке, ведь характер ребенка, его отношение к жизни, отношения с людьми и обучению в школе складывается на основе родительского примера.
    Родитель, уделяющий внимание, время и помощь в обучении своему ребенку, помогает ему справиться с проблемами и задачами, является опорой и поддержкой для становящейся личности ребенка.
    На сегодняшний день, в силу своей загруженности, усталости и стремлении дать финансовое благополучие своей семье, родитель упускает, по моему мнению, ключевые составляющие воспитания – назидание, внимание, сопереживание, помощь и любовь.
    Я также вынуждена отметить, что родители современного школьника бездействуют, глубоко уходя в решение личных проблем. Из своего небольшого опыта могу сказать, что дети, чьи родители предоставляют самостоятельность, поощряют долгие прогулки, не контролируют выполнение домашней работы, закрывают глаза на лень и недисциплинированность ребенка – отстают в обучении, не уважают старших, у таких школьников отсутствует энтузиазм, честность, дисциплинированность и нет цели получения знаний. К сожалению, такие дети больше склонны к вранью, при этом, вранье дети уже считают нормой, и чувство стыда явно отсутствует.
    Кроме всего этого, современный школьник окружен современными средствами связи и технологиями. Все больше и больше учащихся проводят время в социальных сетях. Ребенок предоставлен сам себе, не занимается самосовершенствованием, саморазвитием, обучением школьной программы, а занят лишь  решением личных взаимоотношений и «прогулками по дебрям интернета».
    Многие учащиеся в поисках легких путей списывают готовые домашние задания, при этом родители закрывают на это глаза. В итоге, многие родители, которые не ценят образование и не понимают смысла приобретения знаний для будущей успешной жизни своего ребенка, уже сейчас дают ему неверный курс.
    Но я буду не права, если не упомяну о единицах родителей, знающих истину и правдивость поговорок – «знание-сила», «ученье-свет, а не ученье-тьма», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», дают своим детям основу для приобретения знаний, умений и навыков, а также способствуют выработке таких принципов как честность, совестливость, дисциплинированность.
    Школьники, чьи родители используют также такое средство воспитания как требование и запрет, могут рассчитывать на успешное обучение своих детей.
    На данный момент, всего за 3 месяца преподавания в школе я выделила 3 категории учащихся.
    В 1ю категорию я бы внесла учащихся, которые абсолютно не заинтересованы в приобретении знаний, такие учащиеся ходят в школу как в кино – посмотреть, послушать и развлечься. Такая категория учащихся выражает мнение, что образование им не нужно, что оно не ценно и в нем нет необходимости. Данные учащиеся считают залогами успеха – связи, наглость и удачу.
    Во 2ю категорию учащихся я бы отнесла учащихся, которые живут и учатся «по течению», такие учащиеся стараются не напрягаться, в получении знаний они не стремятся к совершенству, такие дети обучаются по своим возможностям, но без особых на то усилий. Таких учащихся не расстраивают удовлетворительные отметки, при этом отмечаю, что и родители не вынуждают детей  прикладывать усилия в обучении. Но жизненный опыт показывает, что такие учащиеся тоже добиваются больших успехов в жизни и они более стрессоустойчивы к жизненным обстоятельствам.
    В 3ю категорию учащихся я отношу детей, склонных к перфекционизму, стремлению быть идеальными. Такие учащиеся весьма инициативны, участвуют во многих мероприятиях, посещают различные кружки, культурные мероприятия. Данные учащиеся хотят учиться на отлично, приобретать новые знания. У таких детей плохая отметка вызывает расстройство, нервозность и стыд. Учащиеся 3й категории склонны к высокой степени самоорганизации, дисциплинированности и трудоспособности.
    В заключение хотелось бы сказать, что все учащиеся индивидуальны и нельзя их подгонять под строгие рамки общества и образования, но так хочется, чтобы после окончания школы они стали самодостаточными, успешными и порядочными людьми, умеющими справляться с трудностями и занимающими активную жизненную позицию.

  • Мир, в котором живет человек, на сегодняшний день, на столько многолик, многогранен и непредсказуем, что, порой, «глаза разбегаются», что лучше предпринять в той или иной ситуации, как лучше поступить и т.д. Давно стало понятно, что «сегодняшним днем» уже прожить никак не получиться, так как темп жизни на столько высок, что информация, которая, к примеру, актуальна утром, к вечеру того же дня, уже может быть абсолютно бесполезной.
    Ни чем не меньше перспектива возможностей в современном мире. Их столько, что они могут удовлетворить потребности самого привередливого человека.
    Тем не менее, встречается множество трудностей, которые могут воспрепятствовать развитию этих возможностей.
    В первую очередь, это человеческие качества. Школьник, с самого раннего детства, должен понимать, что он живет среди людей, и чужое мнение всегда необходимо учитывать. Так же, очень необходимы в жизни положительные человеческие качества. Есть много примеров, когда человек, будучи не очень компетентным, мог «перечеркнуть» старания многих людей. Банальный пример. Если посадкой леса занимались десятки людей, прошло много лет, лес вырос и окреп, но какой-то разгильдяй, в сухую погоду, просто просил окурок в сухую траву… Подул ветер, раздул огонь, начался пожар. Мало того, что огонь за несколько часов уничтожит то, что росло несколько десятков лет, так он еще и «добавит» огромный труд пожарным, которые будут его тушить.
    Ничем не лучше ситуация с невоспитанными людьми. Человек, который грубо ответил другому, спровоцировал драку и т.д., не только создает о себе негативное мнение, а и провоцирует выработку у окружающих негативных эмоций, которые очень сильно вредят здоровью.
    Так же, в современном мире очень много различных соблазнов, против которых школьник должен уметь устоять. И, к сожалению, далеко не все они полезны. Особенно остро, на сегодняшний день, стоит проблема здорового способа жизни у подрастающего поколения. Курение, алкоголь, наркотики – все эти пагубные факторы очень негативно отражаются на будущем. Особенно -наркотики. В большинстве случаев, у тех, кто их употребляет, этого самого «будущего» просто нет. Мало кто доживает до 30-и лет.
    Тем не менее, как бы школьникам не было тяжело в этом бурном мире, они не то, что должны к нему приспособиться, а обязаны сделать его лучше! Экология, энергосбережение, здоровье, умственное и физическое развитие и еще много тех факторов, которые не должны «стоять на месте», а неуклонно идти вверх. В этом и заключается процесс прогресса. В противном случае, мы можем вернуться в каменный век. Естественно, уже безвозвратно и без дальнейшего развития.

  • На сегодняшний день, те люди, кому до сорока и за, очень удивляются современным школьникам, порой, их не понимают и даже осуждают за некоторые действия. Что ж, в этом нет ничего удивительного, ведь мир не может стоять на одном месте. Все развивается, движется вперед. Развиваются технологии, наука техника. В этом, как говорят, и есть процесс прогресса.
    Школьники, в свою очередь, так же, несколько саркастично к нам относятся. Они не понимают, как некоторые взрослые не знают, что такое «сэлфи», не могут разобраться с мобильным или планшетом и т.д.
    Тем не менее, увлечения школьников так же, очень разнообразны, как и во времена их родителей. Есть у них, конечно, и «бессмертные» увлечения, такие, как спорт, чтение, различные туристические походы и т.д., те, которыми увлекались и их родители, когда были детьми.
    Многие взрослые считают современных школьников малообразованными, недалекими. Считают, что они мало читают, не знают шедевров классической литературы и искусства и т.д.
    Конечно же, не стоит быть таким категоричным в своих убеждениях.
    Увлечения современных школьников не менее разнообразны. Возьмем то же программирование. Есть школьники, которые по своим фундаментальным знаниям в этой области, ничем не уступают взрослым. Если кто помнит, то сайт Пентагона взломал именно, наш школьник. Можно только представить, на сколько высоки у глубоки были его знания в этой области, если он смог обойти ряд высокотехнологических защит, и сделал так, что его не смогла обнаружить служба ихней безопасности.
    Можно привести другой пример, когда простой школьник из русской глубинки отжался от пола более 400-т раз! Далеко не каждому тренированному спортсмену такое под силу.
    Таких примеров можно приводить еще очень много.
    Но есть и те увлечения, которые, мягко говоря, не очень импонируют. Возьмем, например, то же самое «сэлфи». Ради лайков и просмотров, дети фотографируют себя в очень опасных местах: на крышах многоэтажных домов, крышах вагонов и электричек, недостроенных мостах и т.д. такой способ самоутверждения и выделения себя среди окружающих сверстников, весьма опасен. Многие школьники погибают или остаются инвалидами на всю жизнь.
    Есть и другие, не менее опасные увлечения. В годы, когда родители нынешних школьников, сами еще учились в школе, было очень престижно иметь у себя различных животных. Практически, каждый ребенок в то время, имел кошку, собаку, рыбок, попугайчиков и т.д. Даже, было очень развито тогда такое движение – «Юные натуралисты».
    Сейчас, конечно, этого движения уже нет, но современные школьники так же, увлекаются животными. Вот только, увлечение несколько «видоизменилось». Нет, многое, конечно, не изменилось. Точно так же, как и раньше, школьники любят заводить себе собак, кошек, птиц, рыбок… Вот только, очень крутым считается тот школьник, у кого щенок или котенок элитной породы с такой же родословной, и «заваливает» за 20-ть тысяч евро, и выше.
    Увлечения, конечно – это прекрасно, полезно и очень поучительно. Но только, они не должны противоречить здравому смыслу. Ведь, по большому счету, щенку или котенку элитной породы глубоко «по барабану», сколько он стоит. И, если он потеряется и проголодается, то побежит на помойку вместе с остальными.

  • Нынешнее поколение школьников пытается идти в ногу со временем, вот только понятие досуга у них сильно искажено. Подавляющее большинство школьников, особенно, средних и старших классов считает, что свободное время необходимо проводить именно, за компьютером, ноутбуком, планшетом, часами просиживая в играх, «прокачивая» любимых героев, или сидя в социальных сетях, переписываясь со сверстниками. Порой, с теми, с которыми познакомились в интернете, и которых «в живую никогда не видели».
    А что, если заняться чем-то другим в свободное время? Многие школьники, к сожалению, даже представить себе не могут, что кроме всемирной паутины, есть еще масса других развлечений. Кто-то занимается спортом, кто-то танцами, электроникой, авиамоделированием и т.д. Занятий и развлечений, как говорят, великое множество и на любой вкус.
    Те взрослые дяди и тети, которые сидят в Министерстве образования, очень четко распланировали учебный процесс, и в нем обязательно заложено свободное время для ученика, чтобы он занялся чем-то полезным.
    Несколько лучше ситуация у тех школьников, которые живут и учатся в деревне. Там просто некогда часами просиживать за компьютером, так как обязательно, после того как приготовишь домашние задания, нужно что-то по дому помочь. Да и, к сожалению, доступ ко всемирной сети, пока еще, есть не везде. Да и про формат 3D, там мало кто слышал.
    Но не стоит ошибочно считать, что деревенские дети хуже, чем городские. На самом деле, их свободное время на много более разнообразно и интересно. Они могут гулять в лесу, играть в различные игры, купаться в реке или в озере, что-то мастерить и т.д. А главное – они находятся на свежем воздухе, который еще не так загрязнен, как в городской черте. Поэтому, они на много сильнее, здоровее и выносливее, чем их городские сверстники.
    Но, к счастью, рано или поздно, школьник понимает, что «не одним интернетом жив человек». Многие старшеклассники делают вывод, что, чем просто «зря прожигать трафик», в интернете можно прилично зарабатывать. Те же, кто этого пока не понял, пытаются заняться чем-то другим. Особенно, хороши занятия спортом, после того, как долго сидел за компьютером.
    Как показывает многолетняя практика, самый лучший и продуктивный отдых – частая смена деятельности. Сегодня, скажем, школьник, после того, как приготовил все домашние задания, посидел в интернете, завтра – пошел на спортивную секцию, послезавтра – почитал интересную и полезную книгу, из которой почерпнул для себя много нового и полезного и т.д.
    Главное, в этом случае, находить для себя именно то, что больше всего интересно. Ну и конечно, находить своих единомышленников, которые тебя поддержат и вдохновят на новые увлечения и достижения!

  • Что такое совесть? Многие люди задаются этим вопросом. Но ведь ответ на него прост и не должен вызывать сложности.
    Совесть – это червячок, который живет где – то в душе человека, ожидая пробуждения. А когда он, наконец, проснется, мало не покажется никому. Потому что совесть – это то качество, которое изнутри “грызет” человека, заставляя прислушиваться к ней. Она просыпается каждый раз, когда мы делаем что – то дурное. Вы забрали у одноклассника ручку и не вернули после уроков? А совесть тут как тут. Забыли про обещание другу? Не переживайте, совесть обязательно напомнит. Сказали кому – то что – то нехорошее и обидное? Совесть поможет извиниться. У нее обширные связи, она знает все. При этом она будет мучить человека до тех пор, пока он не поймет и не исправит свои ошибки. Ей нельзя просто сказать: “Хватит”. От совести нельзя избавиться, если она уже живет в вашей душе. Она будет провоцировать бессонницу, голод, но все равно добьется своего.
    Так что, можно сказать, совесть – некий регулятор поведения человека. Она не дает совершить ему плохой поступок, обидеть кого – то. А если все – таки что – то нехорошее случается, совесть заставляет человека пожалеть об этом и исправить ситуацию во что бы то ни стало.
    Однако, как бы совесть ни старалась, она есть не у всех людей. Некоторые заранее договариваются с ней, подавляют ее, засовывая в самый темный и дальний уголок своей души. И помогает ведь. Таких людей совесть не грызет. И они продолжают творить нехорошие дела, не зная ни раскаяния, ни сострадания.
    Так откуда же берется совесть? Никто не знает этого. Скорее всего, она появляется в зависимости от воспитания. Если родители с детства объясняли человеку, что такое хорошо и плохо, то у него будет совесть. Если же воспитанием ребенка не занимались, он вырастет бессовестным и эгоистичным.
    Совесть может сделать жизнь человека невозможной. Однако, именно благодаря ей люди все еще поддерживают хорошие отношения между собой. Именно поэтому совесть должна быть у каждого. Иначе какой же это человек?
    Подводя итог, можно сказать, что совесть – это один из основных терминов морали, определяющий что такое “плохо” и что такое “хорошо”. Ее нельзя подавлять, нельзя отстранять от души. Ведь совесть может помочь человеку, она поддерживает его чистоту и свет в его сердце.

    Образец 4

    В карусели событий современной жизни не всегда есть время задуматься о правильности поступков, в основном, при принятии решений люди руководствуются своими эмоциями.
    Каждому человеку на протяжении всей жизни приходится сталкиваться с трудностями, преодолевать препятствия.  Методы решения проблем и преодоления препятствий могут разниться: кто-то делает вся честно и открыто, а кто-то “идет по головам”, предает друзей, обманывает.
    Про человека, который, не приносит никому вреда, своими способами достижения целей, не ущемляет чужого достоинства можно сказать, что он живет по совести. Живущий по совести думает о других, а не только о себе.
    Наверное, каждому человеку, поступившему некрасиво, приходится чувствовать неприятное чувство – совесть. Это чувство помогает нам проанализировать свои поступки и выбрать путь, который будет наиболее этически приемлем, не навредит другим людям, также совесть помогает нам учесть совершенные ошибки.
    Совестливый человек никогда не предаст ближнего, даже если когда-нибудь он ошибется, оступится, то сделает все, чтобы этого не повторилось.
    Однако не все любят это чувство, не каждому это по вкусу. Многие люди систематически его угнетают, с каждым разом чувствуя совесть все слабее и, в конце концов, перестают его ощущать. Но поступая по совести, мы получаем одобрение окружающих, делаем мир лучше. Также, лучше принимать благодарность окружающих людей, чем ощущать терзания совести. Иногда есть возможность помочь кому-то, но в то же время лень, особо не хочется затрачивать энергию.  Предстоит выбор, или отдых, собственный досуг, или помощь посторонним, или родным людям. И если выберешь эгоизм, то будешь чувствовать угрызения совести, но если будешь систематически так поступать, то чувство будет бледнеть, может совсем исчезнуть. Кажется, что не так и плохо, но живя только ради себя, невозможно получить одобрение окружающих, положительную энергию. Выбирая же путь совести, помогая другим, мы делаем мир немного лучше, у людей появляются положительные эмоции, которые передаются человеку, поступающему по совести.
    Жизнь по совести не подразумевает то, что интересы других людей в любом случае ставятся выше своих, но в то же самое время, это означает, что в меру своих сил нужно помогать другим, быть отзывчивым и дружелюбным. Нужно замечать свои неправильные, эгоистичные поступки и стараться, чтобы их стало как можно меньше.

    Сочинение на тему Жить по совести. Что это значит?

    Каждый человек на земле наделён широким спектром чувств:  счастье, страх, любовь, отчаяние. Но особое и очень значимое место занимает совесть.
    Совесть – это своего рода диалог человека с самим собой, позволяющий ему определить вектор своих действий. Никто не рождается совестливым. Это качество закладывается ещё в детстве главным образом на примере родителей и усиливается на протяжении всей жизни. Но далеко не каждый может его сохранить и преумножить. В мире множество людей, которых волнуют только собственные интересы. Они совершенно забывают о таких чувствах как забота и уважение. Жить по совести – значит уметь оглядываться по сторонам, разделять невзгоды с ближними, находить возможность вовремя подать руку помощи тому, кто в этом нуждается.
    В современном мире всё чаще можно услышать мнение о том, что людям эгоистичным и безнравственным жить намного легче: они быстрее адаптируются в изменчивых условиях, быстрее добиваются своих целей. Однако всегда есть обратная сторона медали. Ради своего успеха они готовы идти по головам, продавая и предавая других. Глупо винить таких людей. Ведь по факту это простой самообман. Они не прислушиваются к тому, что пытается донести совесть и в итоге сглаживают все углы и находят с ней компромисс, ссылаясь на обстоятельства и находя оправдания, которые чаще всего кажутся нелепыми.
    Я считаю, что люди должны быть более строгими по отношению к себе и учиться справляться с собственными страхами. И речь не о боязни высоты или насекомых, а о трусости признания ошибок. Многие считают, что раскаяться в своем поступке – это удел слабых людей. А на самом деле они просто не могут переступить через ступень страха, которая встаёт выше совести и сожаления.
    Несмотря на все сказанное, важно понимать, что в мире нет идеальных людей, да и жизнь может подкидывать всевозможные испытания, преодолевать которые приходится, совершая разные, в том числе некрасивые и неблаговидные поступки. Нет необходимости корить себя за проступок до конца своих дней. Надо научиться с этим жить, попросив прощение не только у кого-то, но и у самого себя.
    Если человек порядочен и склонен к добру, то, поступив плохо,  он постарается исправить ситуацию, обернув её во что-то хорошее. Не допускать такие моменты довольно просто. Нужно только не делать по отношению к другим того, чего не желаешь самому себе. Живя по такому правилу, становится гораздо легче и спокойнее и именно так достигается гармония с собой, обществом и окружающим миром.
    9 класс ОГЭ 15.3

  • Сочинение на тему взаимопонимание по тексту пришвина
  • Сочинение на тему взаимопонимание пример из жизни
  • Сочинение на тему взаимоотношения между родителями и детьми
  • Сочинение на тему взаимопомощь
  • Сочинение на тему взаимоотношения софьи и чацкого