Сочинение на тему внутренняя красота человека в творчестве островского

Автор на чтение 19 мин. просмотров 5 опубликовано 17.03.2021 драматические произведения а. островского имеют ряд особенностей: это пьесы жизни, раскрывающие

На чтение 19 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Драматические произведения А. Островского имеют ряд особенностей: это «пьесы жизни», раскрывающие общенациональные проблемы и бессмертные социально-психологические типы. Кроме того, произведения Островского гуманистичны: автор стоит на защите общечеловеческих ценностей и человека как главной ценности. В его пьесах воссоздан национальный колорит – на уровне быта и человеческих взаимоотношений. Еще одно отличие – афористичность пьес Островского: сколько его метких названий стали самостоятельными афоризмами! Особенность героев драматурга – в их «горячем сердце»: доброте, душевной щедрости, способности самоотверженно любить и помогать другим.

Драму «Гроза» (1859) можно назвать трагедией «горячего сердца»: здесь множество конфликтов и драматических контрастов. Все действие пьесы разворачивается в предгрозовой, а после и грозовой атмосфере.

a_1__________142x183.jpg

Центром «Грозы», «горячим сердцем» пьесы становится Катерина – натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильного характера. Героине противостоит быт и нравы города Калинова, где господствуют деспотизм и самодурство Диких и Кабаних. Суть конфликта Катерины и свекрови – в несовместимости свободы «горячего сердца» с тиранией, покорностью и смирением. Обострением конфликта становится проснувшееся чувство к Борису – человеку другого мира, как кажется Катерине; его результатом – гибель героини как приговор миру Диких и Кабановых, конформистам и рабам.

Добролюбов усматривал в образе Катерины революционное звучание: противостояние «луча света» «темному царству». Островский же, по его признанию, имел в виду более широкий и глубокий замысел – противопоставить поэтический мир природы и души человека с их красотой и мощью нищете духа, когда все светлое обречено на гибель.

«Горячим сердцем» является и Лариса из «Бесприданницы» (1879) – образ трагический, овеянный печальной поэзией несбывшейся любви и обманутых надежд.

Пьеса охватывает иную сферу – сферу зарождающегося капитализма, где на смену Диким и Кабанихам приходят хищники с мертвой хваткой, циничные и расчетливые дельцы – Кнуровы, Паратовы. Для них достоинство человека, репутация девушки не имеют никакой цены, поэтому они, не глядя, «растаптывают» Ларису ради мелкого удовольствия и забавы.1_167x167.jpg

Трагедия Ларисы состоит не в том, что она бесприданница, а в том, что, в силу своей чистоты и благородства, умеет разглядеть аморальность и беспринципность хозяев жизни. Отсюда и эволюция конфликта – от несовместимости бедности и богатства до противостояния нравственно совершенной личности миру расчета и выгоды. Лариса понимает свою обреченность и благодарит своего убийцу: «Какое благодеяние вы для меня сделали… Это я сама… Никто не виноват…».

Бытовые и социальные реалии эпохи, герои, раскрывающие тему «горячего сердца», представлены также в пьесах «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Таланты и поклонники» и др.

Успешного изучения литературы!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»: Базаров — герой своего времениН.А. Некрасов: «Я лиру посвятил народу своему…»

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Ключевыми персонажами данных пьес выступают молодые девушки, Катерина (в «Грозе») и Лариса (в «Бесприданнице»), обладающие чуткой и нежной душевной конституцией. Но волею судьбы им суждено противостоять людям иного мира, где правят  эгоизм, деньги, корысть и подхалимство. Горячие сердца этих несчастных девушек медленно сгорают в чуждой им обстановке и в конце концов происходит трагедия.

Тема женского типа «горячих сердец» открывается А.Н. Островским мастерски и многогранно.

Его героини считают главными аспектами в жизни любовь к  другому человеку и любовь в самом человеке. Их сердца жаждут этой любви. Но, к их несчастью, с ними происходит обратное. Катерину против воли выдают замуж за нелюбимого человека, который значительно старше нее. Ларису же собираются выдать, унижая её открытыми поисками жениха побогаче и «посолиднее», но стечение обстоятельств приводит к помолвке со служащим Карандышевым.

Важно отметить, что обе девушки действительно искренне пытаются полюбить выбранных им супругов, но это их к счастью не приводит. В обеих пьесах разворачивается драма «горячего сердца».

И Катерина, и Лариса отдаются бушующим в их сердцах и мыслях страстям, толкая себя на погибель.

В финальной сцене пьесы «Бесприданница» юная Огудалова в отчаянии изливает свою догорающую душу Карандышеву:«Я любви искала и не нашла… Ни от кого я не видела сочувствия, не услышала теплого, сердечного слова…» Это последний крик её «горячего сердца».

Поднятая драматургом драма «горячего сердца» по-прежнему актуальна и сегодня. Люди с искренним и открытым устройством души будут всегда.

Краткое сочинение

В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

<glav>Другие темы:</glav>← Женские образы в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза → `

Люди с горячими сердцами в пьесах Островского Гроза и Бесприданница

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Милосердие для 9 класса

    Милосердием называется одна из основных добродетелей, которая включает в себя любовь к ближним, и проявляется в конкретных делах. Милосердие движет миром, все совершающиеся в нем добрые дела – это есть проявления этой добродетели.

  • Сочинение-описание по картине От дождя В. Маковского 8 класс

    Маковский Владимир Егорович — известный русский художник, который родился в Москве в 1846 году. С самого раннего детства Владимир Егорович увлекался рисованием.

  • Что такое Сила характера сочинение

    Что такое сила характера? Мне кажется, умение человека справляться с трудностями и добиваться поставленных целей, несмотря на происходящие вокруг события — это и есть та самая сила характера.

В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

   Сочинения   /   Островский А.Н.   /   Гроза

Смотрите также по произведению «Гроза»

Особое внимание русских писателей в 1850-1860-е годы привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы — разночинной интеллигенции — и положение женщины в семье и обществе.В ряду этих тем была еще одна — тирания самодурства, тирания денег и старозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которой задыхались все члены купеческих семей, особенно женщины. Задачу обличения экономической и духовной тирании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А.Н, Островский в драме «Гроза».После того как была напечатана эта пьеса, Н.А. Добролюбов опубликовал статью «Луч света в темном царстве», в которой он называет одну из главных героинь пьесы, Катерину, «русским сильным характером». Почему же он назвал ее так?Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Катерины, образ, резко отличающийся от других персонажей. Главное, что ее выделяет, — это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа, ее ненависть к деспотизму и стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои человеческие права воплотил Островский в образе Катерины.Катерина росла под крылом нежно любящей ее матери. «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу… Что хочу, бывало, то и делаю», — рассказывала она Варваре. С детства Катерина знала нежность, ласку, заботу. Природа наделила ее умом и горячим сердцем. И уже в эти годы в характере маленькой Кати появляются сила и решительность. Как-то дома ее обидели чем-то, и она не стерпела этой обиды: выбежала из дому к речке поздно вечером, села в лодку, да и оттолкнула ее от берега. На другое утро нашли ее за десять верст от дома. Ее условия жизни развили в ней серьезное отношение ко всему, чувство красоты, твердость характера, любовь к свободе. Живя в окружении трудового народа, Катерина впитала в себя основные черты народного характера: честность, правдивость, искренность, прямоту в отношениях с людьми.Катерину против воли выдали замуж за бесхарактерного, очень слабовольного сына купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой Тихона, который жил только по указаниям своей деспотичной матери.По старинному русскому обычаю она переезжает жить в дом своего мужа. Ее положение в доме Кабановых заметно ухудшается. После привычной воли и ласки в родительском доме она попала в обстановку грозного и грубого окрика, затаенных слез, рабской покорности и обмана. Из родного дома, где она жила «точно птица на воле», принесла Катерина в это мрачное царство произвола Кабановых любовь к свободе. Она чувствует в себе силу к воле, счастью и часто мечтает о полете. «Отчего люди не летают!» — и ей хочется летать. В народной поэзии птица — это символ воли. Отсюда и постоянный эпитет в ее речи «вольная птица».Жизнь в доме жестокой свекрови, которая мучает ее бесконечными придирками, тиранит и унижает, становится все более тяжелой. Катерина поняла, что Тихон жалкий, трусливый человек, который никогда не сможет защитить свою жену. Она по привычке жалела мужа, пыталась полюбить его, но Тихон отталкивает и оскорбляет ее. Когда он уезжает по приказу своей матери, она просит его взять ее с собой, но он ей говорит: «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной… До жены ли мне?» Этими словами он навсегда отталкивает ее от себя.Принять покорно порядки «темного царства» она не может. Сильная натура Катерина терпит лишь до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь одюстылет, — говорит она, — так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Эти слова вновь показывают силу ее характера, обманывать и прикидываться — это не в ее правилах. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не смогу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь.В эту пору в городе появляется племянник Дикого — Борис, приехавший из Москвы. Он заметно отличался от всех и по развитию, и по внешнему виду, и по манерам. Катерина страстно полюбила его. В ней впервые проснулось чувство любви, которое помогло ей осознать себя человеком, имеющим право на любовь и счастье. Катерина тайно встречается с Борисом. Она тяжело переживает измену мужу. Для Катерины проснувшееся новое чувство сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства». На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь…» — она отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с’силами «темного царства». В течение десяти дней она встречается с Борисом, но внезапно возвращается муж. Именно после этого жизнь ее в доме Кабановых становится невыносимой. Ее сажают под замок. Все в «темном царстве» становится ей противно. Она убегает из дому только лишь для того, чтобы в последний раз увидеть своего милого, попрощаться с ним. Встретив его, она бросается к нему на шею и признается, что в тот миг, когда она все рассказала мужу, «не вольна в себе была».И снова проявляется мужественный характер Катерины. Она готова уйти с Борисом на волю, ее не волнуют далекая, холодная Сибирь, трудный путь, возможность преследования, и поэтому она его просит: «Возьми меня с собой отсюда!» Но слаб и забит ее друг. «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду», — таков его ответ. Путь к вольной жизни отрезан.Что делать? Уйти от Кабановых нельзя — все равно вернут. Этот уход не одобрили бы и ее родители — вернули бы в дом мужа. Остаться жить значило для Катерины смириться с порядками в доме свекрови, значило подавить свои чувства, проститься на века со своей свободой и стать послушной рабой демонической Кабанихи. Она не хотела приносить себя в жертву. И, не смиряясь с произволом и насилием, а протестуя против него всеми силами, она уходит из жизни, кончив свою, только начавшуюся жизнь самоубийством. Катерина поняла, что «жить в темном царстве хуже смерти», и предпочла этому смерть. В ее положении смерть была выражением не слабости, не покорности, а ненависти к гнетущим порядкам, выражением силы и смелости героини.Гибель Катерины — страстный призыв к освобождению от угнетающей действительности, призыв к решительной борьбе за человеческие права. Своей гибелью она возвещала приход новых порядков, возникновение в народных массах движения протеста.Образ Катерины символичен для нашей страны. Добролюбов видел в ней воплощение русского характера. Это «русский сильный характер», который сохранит свою сущность, несмотря ни на какие преграды, а если стойкости не будет хватать, то скорее исчезнет из жизни, но не переступит через себя.Островский показал, что за бунтом Катерины скоро должна последовать общенародная «гроза» — революция. Образ Катерины свидетельствует о том, что и внутри «темного царства», в среде униженных и обездоленных появляются активные силы, которые не хотят мириться с несправедливостью. Драма «Гроза» явилась беспощадным приговором крепостной России.

Просмотров: 25274

В творчестве А. Н. Островского тема “горячего сердца” занимает очень важное место. Постоянно разоблачая “темное царство”, писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа – добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью.

И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, “русская жизнь и русская сила вызваны… на решительное дело..,”, является пьеса “Гроза”. Сатирическое обличение представителей “темного царства” естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал “светлым лучом в темном царстве”. В образе своей героини Островский изобразил новый тип – умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем “мертвом царстве” Катерина живая.

Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее – мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: “Точно я снова жить начинаю”, – говорит девушка.

Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, – убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: “Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!” Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна.

Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, – непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире “все как будто из-под неволи”.

И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва “на нас с неба упала”? Движение, которое происходит вокруг, “шум, беготня, езда непрестанная” противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным.

Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование.

Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что “по всем приметам” приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним.

Темы “горячего сердца” и “темного царства” в драме А. Н. Островского “Гроза”« Что значит – жить по законам чести? (по книгам А. Дюма “Три мушкетера” и Ж. Верна “Дети капитана Гранта”)Сочинение на тему: Человек и природа в пьесе Вишневый сад, Чехов » Нужна помощь в написании работы? Узнать стоимость

«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления от этой поездки отразились в пьесе – в передаче быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров.

Конфликт пьесы воспринимается в начале как столкновение противоположных сил внутри «темного царства»: конфликт между безответным персонажем – Катериной и своевольными, деспотичными людьми, как Кабаниха. Внешне вся пьеса показывает нам эти столкновения. Однако очень скоро конфликт между ними перерастает в конфликт между чувством и долгом в душе главной героини пьесы.

На первый план в произведении выведены переживания героини, связанные с тем, что она чувствует себя греховной и желает освободиться от своего греха. Такая причина конфликта позволила талантливому критику Добролюбову истолковать смерть Катерины только как протест против кабановских понятий о нравственности, что главная героиня избирает смерть как средство в борьбе против окружающей действительности. Но притягательная сила, бессмертная значимость «Грозы» состоит еще и в том, как драматург изображает внутреннюю борьбу девушки со своей греховностью.

Катерина – женщина гордая, волевая, отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, жестоких законов, полюбила несамостоятельного Бориса. Полюбив его, молодая женщина, воспитанная в строгих правилах, сразу же посчитала это чувство невероятным грехом: ведь она была замужем. Любовь к Борису для нее большая беда, она считает себя виноватой: «Грех, что я другого люблю. Я от тоски что-нибудь сделаю над собой».

Из этого нарастающего ощущения своей беды случилось все остальное. Доводы рассудка оказались бессильными перед напором страсти. Все время, пока муж был в отъезде, Катерина провела с Борисом. После возвращения Тихона героиня с его стороны не испытывала никаких притеснений, в ней просто заговорила совесть – глубокое осознание своей личной вины. Удар грома заставляет Катерину упасть на колени и признаться: «Не могу я больше терпеть. Матушка, Тихон, грешна я перед вами и перед Богом…». Не выдержав сознания собственного греха и давления со стороны «темного царства», Катерина бросается с обрыва. Для нее лучше встать сразу пред Богом, и он все сам рассудит. Последние слова в пьесе, слова Кулигина, это подтверждают: «Вот вам Катерина, делайте с ней, что хотите. Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Как бы мы не осуждали этот поступок Катерины, но мы проявляем к ней большое сочувствие, так как она есть жертва черствости, косности и жестокости «темного царства».

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьИспользуемые источники:

  • https://blog.tutoronline.ru/tema-gorjachego-serdca-v-dramaturgii-a-n-ostrovskogo
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/lyudi-s-goryachimi-serdcami-v-pesah-ostrovskogo-groza-i-bespridannica
  • https://lit-helper.com/p_geroinya_goryachego_serdca_v_p-ese_a_n__ostrovskogo_groza
  • https://lit.ukrtvory.ru/temy-goryachego-serdca-i-temnogo-carstva-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza/
  • https://students-library.com/library/read/46746-obraz-kateriny-i-drama-goracego-serdca-v-pese-an-ostrovskogo-groza

На чтение 6 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено

В сочинении на тему «Смысл названия в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)»  команда Литероведа ответит на вопрос, почему известная драма А.Н. Островского носит такое название, в чем заключается его смысл.

А.Н. Островский – один из самых выдающихся драматургов 19 века, которого называли Колумбом Замоскворечья. Он открыл перед читателями и зрителями непростой мир купечества и мещанства, такой знакомый самому драматургу с самого детства. Его произведения рассказывают о доброте и милосердии, об их вечной борьбе со злом и черствостью, о подлости и алчности, щедрости и жадности. Драма «Гроза» — одно из самых известных произведений мастера. Пьеса была написана в эпоху коренных изменений  в жизни общества, поэтому такое название пьесы неслучайно.

Грозу в произведении следует понимать не только как явление природы, о котором говорят все герои пьесы, но и как своеобразный образ-символ, действующее лицо, которое играет свою роль в развитии сюжета и конфликта драмы. Гроза символизирует перемены в «темном царстве», в том укладе жизни, который складывался в течение многих веков.

Произведение начинается с описания бескрайних волжских просторов, которые радуют глаз, очаровывают своей необыкновенной красотой. Кулигин, глядя на Волгу, признается, что за пятьдесят лет жизни никак не может наглядеться, до такой степени душа радуется всей этой живописной картине. Воздух сгущается, видно, что собирается гроза, о которой говорят герои пьесы и которую многие из персонажей боятся. Дикой считает, что гроза – это вовсе не электричество, как утверждает мастер-самоучка Кулигин, а Божья кара, которая посылается людям за их грехи. Савел Прокофьевич понимает, что он грешен: часто кричит на домочадцев и на работников, грубит им, не додает им заработанные копейки, из которых у купца складываются рубли. Однако Дикой не готов признать, что грубость, жестокость, жадность толкают его на эти грехи. Наоборот, он считает, что виноваты в этом люди, которые его окружают.

Катерину тоже пугает гроза. Она, как и купец Дикой, относится к этому явлению природы как к наказанию свыше. В ее религиозном сознании гроза связана с гневом Божьим, а Катерина боится греха. Во время прогулки по набережной, когда начинается гроза, героиня признается Варваре в своих страхах. Она не боится умереть, однако не желает  предстать перед Богом со всеми своими грехами и лукавыми мыслями. Этот страх в ее душе увеличивался с тех пор, как она стала думать о племяннике Дикого Борисе. Для ее чистой души даже одна мысль о любви к другому мужчине, не мужу, была греховна.

И только Варвара и Кулигин не боятся грозы. Для Кулигина гроза – это величественное и прекрасное зрелище, и ее разрушительную силу можно унять при помощи громоотвода, пользу которого механик-самоучка много раз пытается доказать купцу Дикому. Кулигин искренне не понимает, как люди могут видеть в грозе что-то пугающее, страшное, когда каждая травинка, каждый цветочек радуются такой погоде. Варвара же лишена моральных принципов: выросшая в среде «темного царства», девушка научилась лгать, когда это нужно, скрывать свои истинные чувства, искать и использовать выгодные прежде всего для себя обстоятельства. Гроза не представляется для нее страшным, отталкивающим явлением, так как она не чувствует себя грешницей.

Однако гроза – это не только явление природы, которое одних пугает, а других искренне восхищает, но и, как считал и сам автор, и многие критики, это образ-символ.

В основе конфликта произведения лежит столкновение Катерины — главной героини пьесы – с «темным царством». На фоне прекрасной волжской природы, завораживающей своей красотой глаз, рисуются картины невыносимой жизни простых людей. Власть в городе Калинове принадлежит таким, как Дикой и Кабаниха, которые держат в страхе не только своих родных, близких, но и всех горожан. Они тиранят свои семьи, угнетают домочадцев. Кабаниха делает это под видом заботы, благочестия, за закрытыми ставнями и высокими заборами. Дикой же не прячется ни за какими стенами, может позволить себе оскорбить любого человека в открытую. Представители «темного царства» живут по давно заведенным, вековым  «домостроевским» порядкам, не желая открыться чему-то новому, прогрессивному. Черствые, эгоистичные, бездушные, они чувствуют свою власть и силу и упиваются этим. Ни Дикой, ни Кабаниха не привыкли считаться с мнением и чувствами людей, которые живут рядом с ними. Их волнуют только свои собственные проблемы и переживания, поэтому неудивительно, что даже их близкие люди стремятся убежать из дома, чтобы хоть на короткое время почувствовать сладкий вкус свободы и настоящей жизни.  

Катерина – молодая замужняя женщина. Она росла в тихой, спокойной обстановке, в любви и ласке. Родители не чаяли в ней души, наряжали, словно любимую куклу, работать не заставляли. Героиня ухаживала за цветами, ходила в церковь, вышивала и слушала рассказы странниц и богомолок. Ей даже снились яркие, сказочные сны. Никто не ущемлял ее свободу, ее волю. Ее жизнь была полна гармонии и красоты. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попала в другую атмосферу и потеряла эту гармонию. Она, словно прекрасный цветок в пустыне, чахла в душной, тесной обстановке.

Не умея лгать, изворачиваться, приспосабливаться, как Варвара, к тем условиям, в которых она живет, Катерина решила свести счеты с жизнью, бросившись с обрыва в Волгу. Это был своеобразный протест против «темного царства», которое толкает человека на подлость, ложь, лицемерие, губит в нем все самые светлые чувства. Ее поступок был похож на грозу среди ясного неба и, словно камень, брошенный в воду, всколыхнул застоявшееся «темное царство». Возвращая безжизненное тело Катерины, Кулигин говорит, что теперь над героиней никто, кроме Творца, не властен, она обрела долгожданную свободу. Тихон же, оплакивая жену, впервые осмеливается бросить в лицо матери обвинения в том, что это именно она довела Катерину до самоубийства. Это были первые вестники того, что устои «темного царства» пошатнулись и скоро они рухнут, уступая место новым порядкам и традициям.

Закрывая последнюю страницу, читатель остается убежденным в том, что название произведения многозначно. Используя грозу в качестве названия пьесы, А.Н. Островский  действительно имел в виду не только прекрасное явление природы, которое обрамляет пьесу. Автор ассоциирует грозу с теми изменениями и преобразованиями в обществе, которые уже неизбежны.

Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова.
5. Лишь одному человеку дано выделяться на фоне унижающих и унижаемых – Катерине. Уже первое появление Катерины открывает в ней не робкую невестку строгой свекрови, а человека, имеющего достоинство и ощущающего себя личностью: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно», – говорит Катерины в ответ на несправедливые слова Кабанихи. Катерина – одухотворенная, светлая, мечтательная натура, она, как никто в пьесе, умеет чувствовать прекрасное. Даже ее религиозность – это также проявление духовности. Церковная служба наполнена для нее особой прелестью: в лучах солнечного света она видела ангелов, ощущала сопричастность к чему-то высшему, неземному. Мотив света становится одним из центральных в характеристике Катерины. «А от лица-то как будто светится», – достаточно было Борису произнести это, как Кудряш тут же понял, что речь – о Катерине. Ее речь напевна, образна, напоминает русские народные песни: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску». Отличает Катерину внутренняя свобода, страстность натуры, не случайно в пьесе появляется мотив птицы, полета. Неволя кабановского дома гнетет ее, душит. «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем», – говорит Катерина, объясняя Варваре, отчего она не чувствует счастья в доме Кабановых.
6.С образом Катерины связана и еще одна нравственная проблема пьесы – право человека на любовь и счастье. Порыв Катерины к Борису – это порыв к радости, без которой не может жить человек, порыв к счастью, которого она была лишена в доме Кабанихи. Как ни пыталась Катерина бороться со своей любовью, эта борьба изначально была обречена. В любви Катерины, как в грозе, было что-то стихийное, сильное, свободное, но и трагически обреченное, не случайно свой рассказ о любви она начинает словами: «Я умру скоро». Уже в этом первом разговоре с Варварой появляется образ пропасти, обрыва: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».
7.Наиболее драматичное звучание приобретает название пьесы, когда мы чувствуем, как назревает «гроза» в душе Катерины. Центральной нравственной проблемной пьесы можно назвать проблему нравственного выбора.Столкновение долга и чувства, подобно грозе, разрушило ту гармонию в душе Катерины, с которой она жила; уж не снятся ей, как прежде, «храмы золотые или сады необыкновенные», уже невозможно облегчить душу молитвой: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Без согласия с собой Катерина не может жить, она никогда не смогла бы, подобно Варваре, довольствоваться воровской, потаённой любовью. Сознание своей греховности тяготит Катерину, мучит больше, чем все попреки Кабанихи. Героиня Островского не может жить в мире разлада – этим объясняется ее гибель. Она сама сделала выбор – и сама за него платит, не обвиняя никого: «Никто не виноват – сама на то пошла».
Можно сделать вывод, что именно нравственная проблематика пьесы Островского «Гроза» делает и сегодня это произведение интересным для современного читателя.
2. «Поэт в России больше, чем поэт» (по лирике Н. А. Некрасова). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).
Тема поэта и поэзии традиционна для русской лирики. Именно эта тема — одна из основных в лирике Некрасова.
Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Некрасов считает, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения..
1.Некрасов неоднократно заявляет о своем взгляде на назначение своего творчества. Так, в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» он говорит о том, что муза его становится сестрой всех униженных и оскорбленных:
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую….
…И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Эта же мысль звучит и в более позднем стихотворении, «Муза» (1852 г.) Поэт с самого начала видит свое призвание в том, чтобы воспевать простой народ, сочувствовать его страданиям, выражать его думы и чаяния, обрушиваться с порицанием и беспощадной сатирой на его угнетателей. Муза Некрасова, с одной стороны,- крестьянка. Но с другой стороны,- судьба самого пол эта, гонимого и преследуемого сильными мира сего. Муза Некрасова –страдающая, воспевающая народ и зовущая к борьбе.
2..В стихотворении «Поэт и гражданин»(1856г.) Некрасов полемизирует с представителями направления «чистого искусства», которые, по его мнению, уводят читателя от острых социальных проблем. Стихотворение построено как диалог. Диалог этот у Некрасова —внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: «…иди и гибни безупречно».
Истинно любящий своюродину поэт должен иметь четкую гражданскую позицию, без колебаний разоблачать и порицать пороки общества, как это делал и Гоголь, в день смерти которого написано стихотворение. Некрасов подчеркивает, что жизнь поэта, избравшего такой путь, неизмеримо более трудна, чем жизнь того, кто в своем творчестве избегает общественных проблем. Но в том и состоит подвиг истинного поэта, что он терпеливо переносит все невзгоды ради своей высокой цели. По мнению Некрасова, такой поэт будет по заслугам оценен лишь будущими поколениями, посмертно:
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
По убеждению Некрасова, без гражданственных идеалов, без активной общественной позиции поэт не будет поэтом истинным. С этим соглашается и Поэт — действующее лицо стихотворения «Поэт и Гражданин». Спор заканчивается не победой Поэта или Гражданина, а общим выводом: роль поэта настолько значительна, что требует гражданских убеждений и борьбы за эти убеждения.
3.. В 1874 году Некрасов создает стихотворение «Пророк». Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем вновь говорится о трудности избранного пути, о божественном начале творчества:
Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте,
4. Но высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям — суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”,(1874г.) одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Поэт создает стихотворения не ради славы, а ради совести.. Потому что жить можно только в служении народу, а не себе.
«Поэт в России больше ,чем поэт,»- эти слова не принадлежат Некрасову, но с полным основанием могут быть отнесены к его творчеству. Поэт в России , это прежде всего, человек с активной жизненной позицией. И все творчество Некрасова утверждало мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Билет № 2

Одна из самых частых тем, затрагиваемых Александром Сергеевичем Пушкиным — любовь между мужчиной и женщиной. Он создал немало произведений, в которых рассказывается как о счастливых отношениях, так и о тех, что имеют трагический, горький конец. Многомудрый Литрекон предлагает для ознакомления анализ стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” по плану ниже.

История создания 

Данное стихотворение Пушкин создал в 1829 году, когда пребывал на Кавказе после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой. Конечно, молодой гений не слишком надеялся на хороший исход из-за молодого возраста и не лучшей репутации, но, получив завуалированный отказ, был заметно огорчен. Пушкин был беден, имел не очень заметный чин, а вот его предполагаемая невеста сделала завидную карьеру при дворе — стала фрейлиной императрицы. Отказ был предсказуем. Родители хотели для дочери совсем другую партию.

Желая справиться с разочарованием и набрать материала для завершения романа “Евгений Онегин”, он отправился в знакомые места (до этого Пушкин приезжал на Кавказ в 1820 году). Пережитое и вдохновило поэта на написание нового произведения.

Есть и другая точка зрения: Мария Волконская (дочь генерала Раевского, с которой Пушкин также был знаком) утверждала, что стихотворение было посвящено именно ей (ох уж эти музы, нет им счета!). Но большая часть исследователей считает, что все же гений выразил свои переживания из-за отвергнутого предложения Гончаровой.

Впервые “На холмах Грузии…” было напечатано в 1831 году в альманахе “Северные цветы”. К слову, издавался литературный сборник самим поэтом, который взял на себя руководство после смерти Дельвига — предыдущего главного редактора “Северных цветов”.

Жанр, направление, размер 

Относится стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» к жанру элегии. Здесь можно найти следующие его признаки: скорбные, несколько жалобные, печальные мотивы, пейзажность (кратко изображаются красоты Грузии), наличие воспоминаний о прошлом и философских настроений (размышления о любви в жизни человека, эмоциях личности).

Обычно элегии относятся к сентиментализму или романтизму, ибо в центре внимания автора находятся сильные чувства, неподвластные разуму. Кроме того, изображается природа, которая служит фоном для переживаний лирического героя.

Размер стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — в строках чередуется четырехстопный и шестистопный ямб с пиррихием; рифмовка перекрестная (А-В-А-В).

Композиция

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» не имеет деления на четверостишия, но можно назвать две сюжетных части: краткое введение читателя в атмосферу через окружающий мир (две строки, описывающие горы и реку) и личные размышления на тему тоски по другому человеку (шесть строк).

Таким образом, затрагиваются сразу два мира: внешний (природа) и внутренний (личность).

Образы и символы

Всего в произведении можно различить три образа.

Лирический герой — очевидно, в его образе воплощен сам автор. Он полностью поглощен противоречивыми чувствами, которые не дают спокойно жить. Навязчивые воспоминания о прекрасной даме, огорчение, горячая влюбленность — все это тревожит героя. Но и отбросить эмоции он не может, так как живое сердце не поддается строгому рассудку.

“И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может…”

Прекрасная дама, возлюбленная — она не называется прямо и не появляется как отдельный персонаж, но ее присутствие обозначено словами лирического героя. О ней говорят с грустью, так как дама и становится настоящей причиной уныния.

Природа — этот образ появляется лишь в самом начале, но задает тон всему стихотворению. Ночь, шум реки, который так похож на хаотичные мысли и чувства героя, просторы Грузии становятся фоном для изображения внутренних переживаний личности.

Темы, проблемы, настроение

Главная тема, безусловно, это любовь — одна из самых частых в творчестве Пушкина. Но в данном случае она имеет несколько печальную окраску. Об этом автор говорит прямо, когда обращается к объекту воздыханий.

“Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…”

Любовь здесь — непреодолимая сила, совладать с которой человек не способен. 

Кроме того, видны мотивы одиночества.

Несмотря на то, что любовь, по сути, явление прекрасное, она может нести с собой и боль. Лирический герой морально страдает. Да, это не сравнится с сильнейшими душевными терзаниями, так как сам влюбленный отмечает лишь “светлую печаль”, но все же это остается для него довольно негативным опытом. И полностью избавиться от неприятных неоднозначных чувств невозможно, остается их только пережить.

Настроение стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» печальное.

Основная идея 

Главная мысль, которую хотел донести поэт до читателей, содержится в двух последних строках произведения. Человек не может повелевать сердцем так, как ему вздумается — истинные чувства не удастся скрыть или сдержать. И даже если любовь будет приносить одни огорчения, она все равно будет внутри, с каждым днем разгораясь все сильнее.

Смысл стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» заключается в том, что сердце «не любить не может», а значит, нужно научиться принимать это чувство и быть за него благодарным.

Средства выразительности

Благодаря различным средствам выразительности Пушкин наиболее точно и полно показывает эмоции лирического героя (самого себя) в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Вот тропы с примерами:

  1. для красочных образов он употребляет эпитет (“печаль светла”), 
  2. метафоры (“лежит ночная мгла”, “сердце горит”, “печаль полна”),
  3. олицетворение (“сердце любит”, так как сердце — орган, который не наделен возможностью испытывать чувства подобно человеку).

Автор: Инна Колокольникова

Сочинение по литературе на тему «Образ Катерины Кабановой (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)» отражает исторические реалии России середины 19 века, изображенные драматургом в пьесе, рассказывает о месте женщины в купеческой среде.

Действие в пьесе Островского происходит в городе Калинове в середине 19 века. В центре изображения –семья купца Кабанова. Развитие действия предваряет рассказ о городе и его «жестоких нравах». В Калинове царит патриархальный уклад жизни, люди придерживаются правил «Домостроя». В изображении Островского картина городской жизни получилась мрачной. Не случайно Н. А. Добролюбов назвал Калинов «темным царством».

В этот лишенный радости город попала Катерина, которую выдали замуж за Тихона Кабанова. Она сразу обращает на себя внимание свободолюбием и страстностью натуры. Искренняя, смелая, решительная, героиня выделяется среди других персонажей.

 Характер Катерины открывается постепенно. Она вежливо разговаривает со свекровью, называет ее «маменька». И это не смотря на то, что та упрекает ее в несуществующих грехах. Катерина говорит о том, что ей неприятны такие нападки. В ответ Кабаниха называет ее «важной птицей».

Этот образ-символ не раз появится в пьесе в связи с Катериной. В разговоре с Варварой она сожалеет о том, что «люди не летают так, как птицы». Золовке непонятны мечты Катерины, она более приземленный человек. Это объясняется воспитанием, обстановкой в домеКабановых.

Катерина воспитывалась в совершенно иных условиях. Она с грустью вспоминает о жизни в девичестве. В рассказе героини звучит поэзия, красота. Патриархальный уклад показан с его лучшей, нравственной стороны. Героиня жила в родительском доме, «точно птичка на воле». Мать ее очень любила, наряжала, работать не заставляла. Катерина занималась тем, что ей нравится. Она ходила на ключ умыться, воды набрать, ухаживала за цветами. Ее воспитывали в ласке, заботе, любви.

Ее вера в бога основана не на страхе, а на поклонении, восхищении. Ей очень нравилось ходить в церковь, она там забывала обо всем. Развитое воображение героини рисовало красивые картины. Она видела в солнечный день, как в храме ангелы летают. Ей снились чудесные сны с золотыми храмами, садами необыкновенными. Во снах воплощалась ее мечта о полете, счастье. После замужества она перестала видеть волшебные сны.

В доме матери часто собирались странницы, они рассказывали удивительные истории, пели песни. Во время разговоров Катерина без дела не сидела, вышивала золотом по бархату. На первый взгляд все так же, как в доме Кабановых. Варвара слушает невестку и не видит разницы. Катерина объясняет, что все у них шло от доброй воли, а у Кабановых как будто по принуждению. Катерина похожа на птицу, оказавшуюся в клетке.

В доме Кабановых ее душе тесно, тяжело. Атмосфера лжи, ханжества давит на нее. Героиня не умеет притворяться, изворачиваться. По ее словам, она на людях и без людей ведет себя одинаково. Свекровь же упрекает ее в обратном. Она не верит в искренность Катерины, так как в ее окружении нет честных людей. Сама Кабаниха также беспокоиться только о том, что подумают люди. В общественных местах она заботливая, добрая мать, порядочная женщина, а за закрытыми дверями тиранит домашних.

Искренность Катерины проявляется во всей ее жизни. Она в чувствах и на словах предельно правдива. Героиня не однажды скажет, что не умеет обманывать. Жизнь Кабановых основана на лжи и лицемерии. Об этом говорит Варвара, это доказывают поступки членов семьи Кабановых, об этом мы узнаем из монологов Кулигина.

Катерина глубоко верующая женщина. Она боится грозы, потому что ее может случайно убить молнией. Она не хотела бы попасть в царство божье без покаяния. Катерину выдали замуж не по любви. Она хоть и пыталась, но полюбить мужа никак не могла.

Страстная натура рождала в душе желания, которых Катерина не понимала и боялась. Мечта о любви воплотилась, когда она встретила племянника Дикого Бориса. В нем она увидела человека доброго, образованного, воспитанного. Этим он близок ей, она и предположить не могла, что за внешней благообразностью скрывается трусливый, безответственный человек. Катерина полюбила его, да и он на нее посматривал. Она не может не думать о нем, возлагая на него надежды о счастье. По ее признанию, героиня мыслей не может собрать, молитвы в голову не идут. Мысли грешные ее занимают, и никуда от них не уйти. Катерина понимает, что к добру это не приведет. Она предчувствует свою скорую смерть.

Предчувствия Катерины сбылись, она совершила страшный грех, изменила мужу. Трудно понять, что ее терзает больше: сам факт измены или невозможность быть с любимым. Жить во лжи она не может и во всем принародно признается. Это делает ее дальнейшую жизнь в доме свекрови невозможной. Она и раньше ее оскорбляла и унижала, теперь стала «есть поедом». Для Катерины стали одинаковыми жизнь в доме Кабановых и могила, в могиле даже лучше. В монологе героини о смерти снова появляется образ птицы. Катерина говорит о птичке, что прилетит на могилу, гнездо совьет, птенчиков выведет. В этих словах слышна ее несбывшаяся мечта о настоящей семье, в которой будут дети, а отношения строятся на любви и уважении.

Искренность Катерины столкнулась с ханжеством «темного царства», что стало причиной ее самоубийства. Она была одинока, мужчины не стали ей поддержкой. На деле Борис оказался таким же слабовольным, как и Тихон. Катерина была готова бежать с ним, но он от нее отказался. Тихон не мог за нее заступиться, он беспрекословно подчинялся матери. Жить, как советовала Варвара, обманывая свекровь и мужа, Катерина не могла. Она к этому не была приучена. Выход оставался только один – смерть, и она им воспользовалась.

Образ Катерины оценивается по-разному. Мы понимаем, что симпатии Островского находятся на стороне героини. Он сочувствует ее судьбе, это звучит в монологах других героев, в первую очередь Кулигина, который, как известно, является выразителем мнения автора.

Мнения критиков разделились. Добролюбов называл ее «лучом света», восхищаясь ее решительностью и правдивостью. Он увидел в ее самоубийстве протест против общественных порядков. Д. И. Писарев называет поступки героини глупостями, а самоубийство «величайшей нелепостью».

Так или иначе, я считаю, что образ Катерины важен как для русской литературы, так и для общественной жизни второй половины 19 века. Островский показал лживость показного приличия, которое имеет место в купеческой среде. Домострой изживает себя, превращаясь в окаменевшую догму. Образ Катерины стал символом того, что в обществе назревают большие перемены.

  • Сочинение на тему вода в моей жизни для 3 класса
  • Сочинение на тему внутренний голос
  • Сочинение на тему внешняя и внутренняя красота человека сочинение
  • Сочинение на тему внешность моей мамы 7 класс
  • Сочинение на тему внешность обманчива