Сочинение на тему верно ли что музыка это язык чувств

Тема подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему что такое патриотизм? что такое любовь к родине? в рамках подготовки к огэ

Тема «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что такое патриотизм?» (Что такое любовь к Родине?) (в рамках подготовки к ОГЭ задание 9.3)

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

образовательные:

1) расширение и углубление знаний по культуре речи;

2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,

развивающие:

1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений,

2) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

3) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)

Воспитательные:

1) формирование нравственных качеств учащихся;

2) воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы, технологии: Проблемно-поисковый, репродуктивный, информационно-коммуникативные технологии.

Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа со словарной статьей, работа по вопросам, анализ эпизодов текста.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Компьютер с проектором. Слайдовая презентация.

Ход урока

I. Слово учителя. Создание ситуации успеха. Погружение в тему урока.

— 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Посмотрите на репродукции картин, как Вы думаете чему они посвящены? (Слайд 2-4)

— О чём эти картины? (О призыве к защите Отечества, о безграничной любви к Родине).

— Как вы думаете, какое слово будет ключевым на уроке? (Патриотизм – любовь к Родине).

—Запишите слово в центре листа тетради. Мы составим кластер или схему, т.е. те рабочие материалы, которые помогут при написании сочинения.

— Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока? (Написание сочинения 9.3 по теме «Что такое патриотизм»).

— Итак, займемся сбором рабочих материалов.

II. Пошаговая подготовка к написанию сочинения 9.3 с использованием кластера-схемы.

1. Работа с текстом

—Предлагаю познакомиться с текстом Юрия Яковлевича Яковлева «Сыновья Пешеходова», на основе которого вам предстоит написать сочинение.

— Перед вами текст, который мы прочитаем по ролям. Читая текст, подумайте, какова тема и идея данного текста. (чтение по ролям: рассказчик, дедушка Пешеходов, ребёнок)

(1) Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого–то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2) Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя.

(3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются. (4) Они знают, в чём дело.

(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами. (6) На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным–давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

(7) Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели — ребятня. (8) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

(9) Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.

— (10) Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто – то из маленьких собеседников.

(11) И старик отвечает:

— (12) Прошёл до Берлина… пешком. (13)И фамилия моя потому Пешеходов.

(14) Постепенно кружок слушателей увеличивается. (15) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

— (16) Дедушка Пешеходов, — уже в который раз расспрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

— (17) Мои сыновья, Семён и Василий, — как бы впервые отвечает старик.

— (18) А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (19) Мои сыновья, Семён и Василий.

– (20) А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

(21) Мои сыновья…

(22) И тут, как бы желая задать старику задачу, кто–нибудь обязательно спрашивает:

— (23) Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(24) Нет, не собьёшь старика!

— (25) Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(26) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно

и достойно.

— (27)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

(28) Мои сыновья…

(29) А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

— (30) Мои сыновья…

— (31) Везде поспевали?

— (32) Везде. (33) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

— (34) Так и не вернулись?

— (35) Так и не вернулись. (36) Спят в могиле.

(37) При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто – то из них решается спросить:

— (38) Где их могила?

(39) Старик распрямляется и говорит:

— (40) Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (41) По всей родной земле.

(42) И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час…( По Ю.Яковлеву*)

*Юрий Яковлевич Яковлев – советский и российский писатель, общественный деятель.

(Слайд 5) — Прежде чем определить о чем текст, назовем, что такое тема и идея текста (ТЕМА – это то, о чём текст. ИДЕЯ (ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ) – это то, что хотел автор донести до читателя).

— О чём рассказ Ю. Яковлева «Сыновья Пешеходова»? (Тема рассказа – подвиг русских солдат, защитивших страну от фашизма).

— Почему отец погибших сыновей, распрямляя плечи, говорит, что «спят они во всех солдатских могилах»? Разве такое возможно? (Размышления учащихся).

— Какова основная мысль рассказа? (Подвиг солдат бессмертен).

— Что лежит в основе их подвига? (Любовь к Родине).

— Почему мы смогли победить фашистскую армию? (Благодаря огромной любви к Родине).

2. Составление кластера-схемы

— Замените словосочетание «любовь к Родине» синонимичным словом (Патриотизм).

— Запишите данное слово в центре тетрадного листа.

— Подберите ключевые слова-существительные, давая толкование слова ПАТРИОТИЗМ (Гордость, преданность, радость, любовь, привязанность).

— Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку) (В ходе работы составляется интеллект-карта)

3. Работа со словарями

— Давайте обратимся к слайду, в котором даны словарные статьи из разных словарей. (Слайд 6-8)

Задание:

— Самостоятельно прочитайте словарные статьи и сравните составленную нами схему с толкованием слова в различных словарях.

— Посмотрите, все ли слова, позволяющие нам дать толкование слова ПАТРИОТИЗМ, мы записали в схеме? Если нет, расширьте свои записи.

(Слайды 9-12) Обратите внимание на слова великих исторических деятелей, поэтов, писателей. Как вы понимаете смысл высказываний? (Ответы учащихся).

— Как вы думаете, чем можно дополнить и расширить информативный ряд? (Можно включить пословицы, поговорки о Родине).

— Вспомните и запишите их. А теперь сравните схему, составленную на уроке, с той, которая дана на слайде. (Учащиеся сравнивают свои записи, обсуждают их, по необходимости расширяют собственные кластеры).

4. Анализ и отработка задания 9.3

— Вспомним, как звучит задание 9.3. (Учащиеся читают задание, комментируют его).

(Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ПАТРИОТИЗМ — это…», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.)

— Вспомним схему, по которой пишется сочинение-рассуждение.

Структура сочинения-рассуждения 9.3. (Слайд 13)

1. ТЕЗИС

2. КОММЕНТАРИЙ (пояснение данного слова)

3. Скрепа (логический переход). Пример 1 (из текста)

4. Скрепа (логический переход). Пример 2 (из жизненного опыта)

5. Вывод)

4. Беседа с учащимися

— Опираясь на схему, ответьте на вопрос, который вам предложен в качестве темы сочинения. Запишите свой ответ в тетради (Ответы учащихся).

(Патриотизм – это любовь к Отчеству, преданность Отечеству и народу, стремление служить Отчизне, защищать Родину, привязанность к родной земле, к традициям, к языку, сохранение традиций и обычаям, культуры, языка, гордость за прошлое и настоящее страны.)

— Запишите свои мысли в тетради.

— Прокомментируйте сформулированный нами тезис. О чём идёт речь в тексте? (В тексте говорится о готовности солдат жертвовать собой во имя будущего страны. В основе героизма, мужества – любовь к Родине.)

— Запишите ответ в тетради.

(Человек, любящий свою Родину, готов жертвовать собой во имя будущего страны. Только благодаря огромной силе патриотизма мы победили в Великой Отечественной войне. Докажу свою точку зрения аргументами из текста Ю.Я. Яковлева и собственного опыта).

— Давайте еще раз обратимся к тексту и подберём аргументы, доказывающие правоту нашего объяснения слова ПАТРИОТИЗМ и комментария к нему.

1. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме дедушки Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.

2. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме ребят, которые слушают дедушку Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.

3. Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме сыновей Пешеходова, и выпишите номера этих предложений.

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте? (Обобщение каких-либо жизненных фактов: — жизненная история, произошедшая с тобой; — жизненная история, произошедшая с твоим другом;

— жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. Это обращение к прочитанной книге, посвященной данной теме, к фильму, в котором раскрыта эта тема, обращение к историческим фактам).

— Дома вы должны были подобрать примеры проявления патриотизма из собственного опыта. (Учащиеся дают ответы). Один из этих примеров или свой собственный можете записать в тетради.

Любое дело имеет свое завершение. О чём вы будете писать в заключительной части своего сочинения? (Учащиеся подводят итоги, делают вывод, записывают мысли в тетради).

III.  Домашнее задание. Дописать сочинение на тему «Что такое патриотизм

Образец сочинения 1.

Патриотизм – это чувство любви, которое испытывает человек к своей родине. Это уважение её истории, традиций, преданность народу, привязанность к языку. Это беззаветная любовь к Отечеству.

На мой взгляд, патриотизм – это в первую очередь преданность своей родине. Ведь наши предки воевали, защищая Отечество, жертвовали собой ради народа. В подтверждение своей точки зрения приведу примеры из текста Ю.Я.Яковлева и жизненного опыта.

Во-первых, в тексте патриотизм проявляется во многом: в речи дедушки Пешеходова (40- 42), в словах автора (1, 2), в вопросах и сочинениях детей. Особенно выделяются слова дедушки Пешеходова «.. мои сыновья спят во всех содатских могилах.. по всей родной земле», которые, безусловно, являются ярким подтверждением безграничной любви к Родине. Все солдаты, погибшие на войне, – его сыновья. Этот собирательный образ позволяет автору передать силу любви к Отечеству тех, кто погиб, защищая нас…

Во-вторых, ярким проявлением патриотизма в наше время является парад Победы, проводимый 9 мая на Красной площади. Он проводится в честь Великой Победы над фашизмом, чтобы почтить память советских граждан, погибших на фронтах за нашу жизнь.

Таким образом, могу сделать вывод, что патриотизм есть в каждом человеке, уважающем свою родину.

Образец сочинения 2.

Слово «патриотизм» в словаре В.И.Даля расшифровывается как любовь к отчизне. В чём же проявляется эта любовь? Думаю, патриотизм – это не только парад Победы 9 мая. Это что- то большее: это память о героическом прошлом страны, это готовность отдать жизнь за мирное небо над страной…

Я считаю, что в наше время начали забывать тот подвиг, который совершили наши прадеды. Люди часто стали думать лишь о себе. Надо из поколения в поколение передавать историю Победы. В этом истоки патриотизма.

В тексте Ю.Я. Яковлева дедушка Пешеходов, рассказывая ребятам о войне, и сам не замечает, как оказывается там, рядом с сыновьями на фронте (предложения№11-19) Он снова и снова рвётся в бой, снова горюет за всех погибших солдатах, называя их своими сыновьями. Доказательством этого служат предложения №59-60. И снова рассказывает о братских могилах, в которых покоятся его сыновья.

Проявление патриотизма мы часто видим в фильмах о войне, о нём читаем в книгах и учебниках истории: герои отважно бросаются на врага, защищая родную землю. Каждый на фронте знал, что за его плечами сейчас вся Родина и что он не имеет право на ошибку, не имеет право отступать. О них, павших, но не сдавшихся врагу, пишет Римма Казакова:

Они легли на поле боя,-

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Что человек ищет в путешествиях?
2) Почему люди хотят путешествовать?
3) Как путешествия развивают личность?
4) Что человек ищет на своем жизненном пути?
5) Куда ведет жизненный путь человека?
6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
9) Дорога к счастью — какая она?
10) Можно ли идти к цели «по головам»?
11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
17) Как не сбиться с жизненного курса?
18) Что означает фраза «сбился с пути»?
19) Что направляет человека на жизненном пути?
20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?
22) Какие качества необходимы для путешественника?
23) Чему человек может научиться в путешествии?
24) Как определить свой путь в жизни?
25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
26) Как не потерять свою дорогу в жизни?
27) Для чего люди путешествуют?
28) Как путешествовать, не выходя из дома? Что мешает человеку двигаться вперед?
29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
32) Какой может быть «дорога к себе»?
33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?
34) Дорога к себе: взлёты и падения
35) Что значит идти по жизни своей дорогой?
36) Выбор пути как жизненная проблема.
37) Как путешествия обогащают человека?
38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Технический прогресс — зло или благо?
2) Чем опасен технический прогресс?
3) Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
4) Что такое технический прогресс?
5) Как развитие технологий влияет на общество?
6) Как развитие технологий влияет на человека?
7) Как развитие технологий влияет на экологию?
8) Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
9) Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
10) Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
11) Почему люди отстают от цивилизации?
12) Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
13) Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
14) Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
15) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
16) В чем заключается опасность технократии?
17) Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
18) Для чего необходим прогресс?
19) В чем заключается личностное развитие?
20) Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
21) Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
22) Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
23) Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
24) Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
25) Почему обществу необходим прогресс?
26) Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
27) Какие люди способны стать двигателями прогресса?
28) Как научные открытия влияют на современное поколение?
29) Какие опасности таит в себе технический прогресс?
30) Как повлияло развитие технологий современного человека?
31) Можно ли жить лишь сегодняшним днем?
32) Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?
33) С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
34) Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?
35) Что значит «разумное использование технологий?»
36) Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
37) Почему человечество так стремится развивать технологии?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
3) Может ли преступление иметь законное основание?
4) Можно ли оправдать преступление?
5) Какое преступление никак нельзя оправдать?
6) Достоин ли преступник сочувствия?
7) Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
8) Месть — это преступление или восстановление справедливости?
9) Может ли преступление быть справедливым?
10) Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
11) Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
12) Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
13) Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
14) Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
15) Почему люди совершают преступления?
16) Какие преступления нельзя простить?
17) Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
18) Почему люди становятся преступниками?
19) Что мешает человеку преступить закон?
20) Какое наказание для преступника является самым страшным?
21) Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
22) Можно ли оправдать убийство человека?
23) Жестокость по отношению к животным — это преступление?
24) Может ли преступник исправиться?
25) Как бороться с преступностью в обществе?
26) Какие преступления нельзя прощать?
27) Может ли справедливость быть жестокой?
28) Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
29) Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
30) Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
31) Чувство вины — это хорошо или плохо?
32) Что толкает людей на преступления?
33) В чём разница между ошибкой и преступлением?
34) Какую роль играет совесть в жизни человека?
35) Важно ли анализировать свои поступки?
36) Может ли совесть лгать?
37) Возможно ли всегда поступать по совести?
38) К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
39) Всегда ли можно исправить ошибку?
40) Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
41) Можно ли заслужить прощение?
42) Можно ли искупить свою вину?
43) Какие поступки можно считать непоправимыми?
44) Раскаяние в жизни человека.
45) Свобода и ответственность в жизни человека

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2) Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
3) Как искусство влияет на личность?
4) Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5) Магия классической музыки — в чем она заключается?
6) Какой вид искусства Вам ближе и почему?
7) Что лучше: книга или фильм?
8) В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
9) Как музыка влияет на людей?
10) Может ли кино заменить литературу?
11) Может ли кино заменить театр?
12) В чем разница между спектаклем и фильмом?
13) Может ли творчество помочь человеку найти себя?
14) Чему учит читателя классическая литература?
15) Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
16) Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
17) Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
18) Может ли книга помочь разобраться в себе?
19) Может ли чтение быть опасным?
20) Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
21) Какие качества помогает воспитать в себе литература?
22) Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
23) Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
24) Верно ли, что музыка — это язык чувств?
25) Почему люди в 21 веке не перестают читать?
26) Могут ли новые технологии заменить искусство?
27) Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
28) Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
29) Зачем человек слушает музыку?
30) Зачем человек читает книги?
31) Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
32) Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
33) Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
34) Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
35) Какое произведение вы бы хотели экранизировать?
36) Какие произведения искусства делают вас счастливым?
37) Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
38) Кто из современных писателей Вам особенно близок?
39) Какое место литература занимает в Вашей жизни?
40) Чего я жду от новой книги?
41) Книги моего детства.
42) Способна ли книга сделать человека лучше?
43) Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
44) Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
2) Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
3) Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
4) Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
5) Кто счастлив на Руси?
6) Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
7) Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
8) Кому на Руси жить плохо и почему?
9) Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
10) В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
11) Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
12) Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
13) Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
14) Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
15) Что значит «любить Родину»?
16) Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
17) Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
18) Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
19) Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
20) Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства
состоит в сохранении и размножении русского народа»?
21) Верите ли Вы в то, что сказал когда-то Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
22) Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
23) Как научиться ценить свою Родину?
24) Как сделать Россию лучше?
25) Чего не хватает на Руси для полного счастья?
26) Кто виноват в бедах русского человека?
27) Почему люди на Руси страдают?
28) Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
29) Что мешает нам найти счастье на Руси?
30) Какого человека можно назвать патриотом?
31) Что объединяет нас в одну страну?
32) Как нужно относиться к своей Родине?
33) В чем польза и опасность патриотизма?
34) В чем польза и опасность критики России?
35) Какими качествами обладает русский человек?
36) Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
37) Может ли государство быть справедливым ко всем?
38) Возможно ли всеобщее счастье?
39) Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
40) Возможно ли абсолютная справедливость?
41) Почему важно помогать тем, кому трудно?
42) Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
43) Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

Источник: vk.com

Многомудрый Литрекон вложил силы и время в создание 3 примеров итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Как разум и чувства влияют на поступки человека? Аргументы он взял из книг «Ася», «Руся», «Легкое дыхание», «Обломов», «Чудесный доктор», «Куст сирени».

Вариант 1

(419 слов) Разум и чувства — это две противоположности, которые управляют нашим поведением. Рациональный голос, который раздается внутри, призывает нас рассчитать и обдумать каждый шаг, а эмоциональный, напротив, настраивает нас на инстинктивные, предельно честные и непредсказуемые поступки. Кого же слушать? Это каждый решает для себя сам, как и герои наших любимых книг, с которых мы часто берем пример.

В пользу чувств мог бы высказаться А.И. Куприн, автор рассказа «Чудесный доктор». Под влиянием доброты и сострадания доктор Пирогов помог отчаявшемуся бедняку. Мерцалов потерял работу и был вынужден перевезти свое многочисленное семейство в сырой подвал, где жена и дочка сильно заболели. Герой никак не мог их выручить, ведь все его попытки найти рабочее место заканчивались неудачей. Дети даже не смогли собрать достаточно милостыни на еду в сочельник. Мерцалов потерял веру в будущее и решил уйти из жизни. Но его успел переубедить солидный господин, который сразу же понял, что у прохожего случилось горе. Он пошел вместе с Мерцаловым в его квартиру, осмотрел больных и выписал лекарства, а также оставил крупные купюры на столе. Своим своевременным вмешательством он спас семью от голода. Этот поступок — свидетельство влияния чувств на поведение человека. Сострадание мотивировало Пирогова пойти в незнакомое место с неопрятным бедняком, да еще и с крупной суммой денег в кармане. Это было совсем не разумно, но наши эмоции защищают доктора: доброта не дает нам осудить его действия.

Однако разум тоже может влиять на поступки человека позитивно. Как правило, он является непременным условием достижения успеха. Так, И.А. Гончаров в романе «Обломов» познакомил нас с героем, которому рационализм помог разбогатеть и достичь желаемого. Андрей Штольц родился в небогатой семье. Его отец не был дворянином, не имел большого капитала, поэтому учил ребенка трудиться и приобретать полезные знания. Родитель знал, что Андрею придется много работать, чтобы достойно обеспечить себя. Его наследник был смышленым мальчиком и оправдывал ожидания. С детства он хорошо учился и упорно работал над собой. Он помогал отцу и даже успевал заниматься с матерью музыкой и литературой. В юности Андрей покинул деревню, чтобы найти себе применение в большом городе, и не прогадал: герой накопил стартовый капитал благодаря бережливости и рациональности потребления, а потом открыл свое дело и даже заслужил личное дворянство. Штольц руководствовался разумом и преуспел в жизни, ведь смог правильно распорядиться своими силами и интеллектуальными способностями.

Таким образом, и разум, и чувства влияют на поступки человека положительно, развивая его и нравственно, и интеллектуально. Чтобы всегда вести себя правильно, нужно слушать оба голоса и определять тот, который уместнее в данной ситуации. И рациональное, и эмоциональное поведение лишь украсит личность, если она умеет использовать и то, и другое. 

Вариант 2

(486 слов) Человеком в равной степени управляют и разум, и чувства. Ум отвечает за планирование и продумывание поступков, а эмоции — за проявление нравственных качеств. Поведение личности будет адекватным и правильным, если задействованы оба рычага управления. Но если один пересиливает другой, то люди ошибаются и ведут себя некорректно. Эту закономерность описывали многие писатели, к произведениям которых мы обратимся за примерами.

Так, герои в рассказе И.А. Бунина «Руся» увлеклись своими взаимными чувствами друг к другу, но совершенно забыли о рациональной стороне жизни. Они сблизились тайком от семьи и не позаботились о том, как узаконить свои отношения и придать им вес в глазах семьи девушки. «Теперь мы муж с женой. Мама говорит, что она не переживет моего замужества, но я сейчас не хочу об этом думать» — признается Маруся. Ее избранник тоже не проявляет рационализма и продолжает встречаться с ней тайком, не задумываясь о завтрашнем дне. Упиваясь любовью, герои упустили из виду, что психически нестабильная мать Маруси следит за ними. Однажды она выстрелила в потенциального зятя из пистолета и прогнала его вон, поставив дочь перед выбором: либо она, либо он. В случае «неверного» выбора женщина обещала свести счеты с жизнью и отречься от дочери. Разумеется, напуганная Маруся успокоила мать, но потеряла шанс на личное счастье. Любящие друг друга люди разминулись навсегда, потому что не прислушались к доводам рассудка и «не хотели об этом думать». Если бы они спланировали знакомство, признание, помолвку, то таких трагических последствий удалось бы избежать.

Но порой человек недооценивает чувства и оставляет их «на потом», целиком и полностью подчиняясь разуму. Это тоже может негативно повлиять на поведение личности. Такой пример описал И.С. Тургенев в повести «Ася». Главный герой полюбил девушку, но в ее биографии было темное пятно. Происхождение Анны было незаконным: отец — барин, а мать — крестьянка. Они не были в браке, но после смерти матери девушку воспитывал отец. Затем она стала жить со сводным братом, который даже увез ее из России, чтобы не сталкиваться с дискриминацией со стороны дворянского общества. Н.Н. тоже не мог избавиться от предрассудков своей среды и колебался, не зная, как быть дальше. Его пугал и переменчивый, дерзкий, своенравный характер Аси. Героиня сделала смелый шаг для своего времени — призналась мужчине в любви. Но о ее чувствах знал и брат, который попросил Н.Н. мягко отстраниться от Анны, не ранив ее. При личной встрече с девушкой Н.Н. был сбит с толку разговором с Гагиным и своими сомнениями, поэтому вместо ответных слов любви обвинил ее в излишней откровенности с братом. Ася обиделась и на следующий день исчезла без следа, а Н.Н. всю жизнь жалел об этом. Именно разум диктовал герою эти опасения, которые лишили его любви и счастья. Герой совершил рациональный, но бездушный поступок, в котором потом раскаивался.

Таким образом, разум и чувства контролируют поведение людей. Мы должны уметь балансировать между этими двумя противоположностями. Но если одна из них перетягивает канат наших нервов на себя, то наши поступки становятся неправильными и приводят к плохим последствиям. Человек должен быть и рациональным, и эмоциональным одновременно. 

Вариант 3

(451 слово) Принято считать, что именно чувства делают наши поступки по-настоящему нравственными, а разум лишь охлаждает благородные порывы. Но это совсем не верно: одни лишь эмоции без сдерживания со стороны ума приводят человека в звероподобное состояние, не контролируемое ничем, кроме его желаний. Но и один лишь рассудок не может управлять нами, иначе личность превратится в машину. А вот если разум и чувства контролируют нас все вместе, то наше поведение становится и высокоморальным, и рационально обоснованным. В этом нас убеждает русская литература.

Например, в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание» герои совершают ошибки под влиянием одних лишь чувств или одного лишь рассудка. Так, казачий офицер, который имел связь с гимназисткой Олей Мещерской, в пылу ревности убил ее прямо на вокзале, где она хотела с ним попрощаться. Девушка была еще очень легкомысленной и юной, поэтому не могла отвечать за свои слова. Она лишь посмеялась над офицером и вручила ему страницы из дневника, где был описан ее первый сексуальный опыт. Ее кавалер свято верил в обещания кокетки и хотел жениться на ней. Под влиянием обиды и жажды мести он выстрелил в Олю и совершил ужасное преступление, которое не оправдывают его эмоциональные терзания. Но история Оли могла бы иметь другой финал, если бы директриса гимназии обратила должное внимание на перемены, произошедшие в гимназистке, и на ее признание. Но героиня применяла на службе только разум и строго отчитывала нерадивую ученицу, не чувствуя ее внутренней драмы, не прислушиваясь к голосу своих эмоций, который говорил, что перед ней уже не девочка. Нужно было сердцем понять проблему, вовремя забить тревогу и ограничить общение Оли со взрослыми мужчинами. Но директриса выполнила формальный долг и махнула рукой на будущее ученицы. Очевидно, что и разум, и чувства в отдельности негативно влияют на поступки человека.

А что происходит, если эти две силы работают вместе? Такой пример описал А.И. Куприн в рассказе «Куст сирени». Главная героиня очень любила мужа и всегда помогала ему учиться, чтобы он смог закончить  Академию и исполнить свою мечту. Но Николаю трудно давалась учеба. В очередной раз он вернулся не в духе: профессор не принял его чертеж, потому что знал, что куста, которым студент замаскировал кляксу, в той местности нет. Любовь вдохновила Веру на вполне разумный выход из трудной ситуации. Она придумала, как получить одобрение профессора. Заложив драгоценности, Вера наняла садовника и купила куст, чтобы он посадил его на координатах, указанных на чертеже. Хитрость удалась, и профессор признал свою ошибку, приняв работу. Вот так рассудок и эмоции, примененные одновременно, положительно повлияли на поступки героев и позволили им решить проблему. 

Таким образом, и разум, и чувства отражаются на поведении людей. Эмоции делают нас порывистыми и страстными, а рассудок — расчётливыми и осторожными. Но для обретения полной гармонии с окружающим миром нужно заставить их работать вместе. Тогда поведение будет и продуманным, и высоконравственным.

Уходит в прошлое 2021 год. Как обычно, в конце ноября и декабре проходит много мероприятий, на которых подводят итоги уходящего года. Одним из важных событий для любителей чтения стало подведение итогов на конкурсе изданий «Просвещение через книгу». В нем первое место в номинации «Лучшее художественное произведение» было присуждено Собранию сочинений в шести томах Александра Борисовича Кердана. Шеститомник выпущен издательством «АсПур» (Екатеринбург).

Все мы знаем, что выход в свет многотомных изданий — свидетельство того, что традиции серьезного отношения к книжному делу не исчезли. Сохраняется понимание ценности и незаменимости книжной культуры. Издатель, который берется за выпуск многотомника, осознает, как важно видеть хорошо подготовленные, серьезные издания детям, подросткам, молодежи. При подготовке такого издания учитывается много нюансов, которые обычный обыватель, даже любящий читать книги, порой и не заметит.

Безусловно, многотомник — это свидетельство творческой зрелости автора. Свидетельство того, что писатель создал много достойных произведений, которые могут быть объединены в одно большое издание из нескольких томов.

Многотомникам рады те, кто уже знаком с отдельными произведениями писателя, любит и ценит их. Издание из нескольких томов позволяет не просто прочитать отдельные произведения, но получить возможность постоянно обращаться к его творчеству, в том числе читать не самые известные, или написанные им давно. Многотомники нужны и тем, кто только открывает для себя автора, но хочет знать его в полноте, хочет составить о нем представление не на основе одного романа, нескольких рассказов или стихотворений, а именно во всей возможной полноте. И такой подход имеет много плюсов: нередко то произведение, которое по-настоящему откроет автора для читателя, которое станет любимым, затронет ум и сердце, попадается не самым первым, порой до него нужно еще дойти, читая книги, найти его. Многотомные издания позволяют сделать это быстрее.

Александр Борисович Кердан — замечательный человек, любящий свою родину и ее историю, мастерски владеет словом, читатели знают его как прозаика и поэта. В шеститомном собрании сочинений представлены проза и стихи. Первый том включает в себя два романа: «Роман с фамилией» и «Царь горы». Второй — историческую дилогию «Берег отдаленный…». В третьем томе читателей ждут романы, посвященные истории Русской Америки: «Крест командора» и «Звездная метка». В четвертом томе собраны роман «Караул», повести и рассказы. В пятом представлены стихи и поэмы. В шестом — стихи, песни, переводы, очерки и сказки. Все тома изданы с комментариями.

Самое большое впечатление на меня произвели стихи разных лет, в которых Александр Кердан пишет о матери и о любви к ней.

Стареет мама…

Грусти не тая,

Целую ее сморщенные руки…

Пока жива она –

Мальчишка я,

И время остается для науки

Любить и жить…

О любви к матери и других темах в творчестве Александра Кердана

Фото: Pixabay

Как это верно замечено, что человек остается в чем-то ребенком, пока рядом с ним есть в земной жизни мать. Но земная жить конечна, и пожилые люди сами порой заводят разговор с родными о своем скором уходе, говорят, где что лежит. И их дети, какими бы взрослыми и даже очень зрелыми ни были по паспорту, понимают, что с уходом родителей осиротеют:

И потому сержусь сам на себя,

Что, тем беседам нашим потакая,

Как будто раньше хороню тебя

И сам свое сиротство предрекаю.

Ах, мама, погоди, я не готов

Остаться без тебя у края бездны…

Стареет мама.

И не сыщешь слов,

Когда слова бывают бесполезны.

Поэт видит мудрость и душевную красоту пожилых женщин, их безграничное умение сочувствовать, сопереживать другим людям. Они привычно живут ради других и не потеряли умение улыбаться, несмотря на свои скорби и болезни:

Кости болят, и не гнется спина…

Мама почти что все время – одна.

Смотрит в окно, где то дождик, то снег,

И провожает улыбкою всех,

Кто мимоходом спешит по делам…

Так вот, все сердце свое раздала.

Бедная мама…

Но молвишь при ней –

Скажет, что есть на Руси победней.

– Вот пожалеть-то пристало кого, –

Больше не скажет она ничего,

Лишь улыбнется прохожим в окне

Так, как она улыбнулась бы мне.

Порой к зрелому человеку приходят воспоминания детства, свежие, как будто все это было совсем недавно, только что. И кажется, что сейчас рядом окажутся уже ушедшие из земной жизни родные, что как будто сейчас увидишь их добрые улыбки, светлые взгляды. Вспоминаешь, как мама вязала тогда новый свитер, сейчас старый, чудом сохранившийся, с зашитыми дырками… Такое состояние Александр Кердан передает в поэтических строках:

Ничего в этот миг не ценя,

Кроме тронутой временем памяти,

Я в заштопанном свитере мамином

На исходе озябшего дня

На завалинке молча сижу,

На остывшее небушко синее,

На траву, что подернута инеем,

И на старый колодец гляжу…

Вещь, оставшаяся после близкого человека, вещь, сделанная его руками, как будто хранит его тепло. Берешь ее в руки — и появляются добрые воспоминания, светлые, несмотря на грусть по ушедшему из земной жизни:

Мамины перчатки душу греют,

Хоть без мамы я который год…

Когда наши близкие рядом, когда к ним можно прийти, поговорить, когда им можно позвонить, написать — это настоящее счастье. Не всегда мы это понимаем. Порой радость от того, что наши близкие здесь, недалеко, затмевает беспокойство, страх за них, и мы тогда больше тревожимся, чем радуемся: «слабые», «старые/маленькие», «здоровье подводит» и т.д. Поэт передает ощущение счастья, которое соседствует с беспокойством за дорогого человека:

Что можно быть счастливым самым,

Пока в родимой стороне,

В высотке, за аптекой прямо,

Живет моя старушка-мама,

И за нее так страшно мне…

Александр Кердан в своих поэтических строках передает чувства сына, уверенного, что конец земной жизни не означает конца существования человека, что усопшие не исчезли, не пропали насовсем, что истинная материнская и сыновняя любовь не исчезает и после кончины матери:

Мама никуда не делась

Просто скрылась вдалеке.

Песня та, что ею пелась,

У меня на языке.

Я пою теперь за маму

Невпопад, но все же – рад,

Словно шлю ей телеграмму

В тот далекий, в Божий град.

И все верю я упрямо,

Что, пока струится свет,

В граде том небесном мама

Что-то шепчет мне в ответ.

Разумеется, тема любви к матери, ее ухода из земной жизни в старости, переживаний и грусти давно зрелого, но чувствующего себя осиротевшим сына далеко не единственная в лирике Александра Кердана. В стихотворениях и прозе он затрагивает множество тем. Каждый читатель найдет то, что окажется особенно близко ему.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Психические состояния, такие как продолжительный стресс или депрессия, могут напрямую влиять на органы и вызывать болезни, которые невозможно вылечить без помощи психолога [1]. Эту связь называют психосоматикой.

  • Что такое психосоматика
  • Как работает
  • Какие может вызывать заболевания
  • Причины и факторы риска
  • Как лечат
  • Психосоматика, лженаука и предрассудки
  • Комментарии врачей

Текст прокомментировали и проверили:

  • Екатерина Туровская, невролог, врач-куратор медицинской компании BestDoctor;
  • Маргарита Еремина, психолог, детский психотерапевт Центра когнитивной терапии;
  • Алексей Красиков, основатель Школы эмоционального интеллекта, психолог по тревожным расстройствам и стрессоустойчивости.

Что такое психосоматика

Сперва стоит разобраться в терминах. Врачи и ученые называют психосоматикой раздел медицины, который изучает связь психологических, эмоциональных и социальных явлений с телесными болезнями.

В обычной речи этим словом называют то, что изучает медицинская психосоматика — то есть болезни, расстройства и симптомы, которые возникают из-за психического состояния, а не из-за физической причины (повреждения организма или инфекции), например язву из-за стресса или боль в сердце на фоне тревоги. Это не совсем верно. Врачи называют такие симптомы психосоматическими явлениями, а болезнь, при которой они преследуют человека постоянно, — психосоматическим расстройством.

Существование психосоматики было доказано в середине XX века [2]. Однако люди во все времена догадывались о связи психики и тела. С древности в разных культурах раздражительных людей называли желчными — черту характера связывали с болезнями желудка. Существование психосоматики отражено в народных пословицах и поговорках. Британцы говорят: «Веселое сердце как лекарство, а сломленный дух иссушает кости». Устойчивое выражение для сильных переживаний в русском языке — «сердце кровью обливается».

Психосоматические явления и психосоматическое расстройство развиваются из-за стресса. Нередко люди, у которых проявляется такая симптоматика, долго ходят по врачам и тщетно ищут первопричину, а к психологу обращаются лишь совсем отчаявшись или не обращаются вовсе. Кроме того, психосоматика может усугублять уже существующие заболевания, такие как язва желудка, гипертония, псориаз, экзема и болезни сердца.

Фото: Pexels

Как работает психосоматика

Ученые выделяют два вида стресса.

Первый тип — «здоровый» эустресс. Мы начинаем испытывать его, сталкиваясь с ситуацией, воспринимаемой нами как вызов, который нам по плечам. Эустресс помогает сконцентрироваться и стимулирует, вызывая кратковременный прилив сил. Когда стрессовая ситуация проходит, человек испытывает радость.

Второй тип — «нездоровый» дистресс. Он возникает, когда мы сталкиваемся с ситуацией, которую воспринимаем как заведомо непреодолимую опасность. Дистресс вызывает упадок сил и истощение ресурсов организма, а также негативно влияет на выработку гормонов и нейромедиаторов — это и приводит к плохому самочувствию и физическим болезням.

К примеру, гормон кортизол, выработка которого при стрессе увеличивается в несколько раз, запускает процессы, которые приводят к повреждениям стенок сосудов и повышению артериального давления [3].

Эти механизмы изучены не до конца, а ученые спорят о том, способна ли психосоматика вызывать болезни сама по себе или она играет роль лишь одного из триггеров. Однако сам факт того, что мозговые процессы, связанные со стрессом, могут влиять на физическое состояние, доказан [4].

Многие психосоматические симптомы очень распространены. Наверное, каждый хотя бы раз в жизни чувствовал, что в момент переживания сердце начинает биться чаще и сильнее. Многие сталкивались с ощущением «бабочек в животе» или расстройством желудка из-за волнения или тревоги. Такие временные расстройства встречаются почти у каждого — это условно нормальные проявления психосоматики, о которых не стоит серьезно беспокоиться.

«По пятнадцатилетним наблюдениям я могу сказать, что когда человек испытывает стресс или эмоциональное расстройство, у него возникают вполне естественные физиологические реакции, например вегетативные проявления тревожности, такие как потливость, диарея, неполнота вдоха и тахикардия, — объясняет Алексей Красиков, основатель Школы эмоционального интеллекта, психолог по тревожным расстройствам. — Метафорически стресс «идет по организму». Такая дисфункция хотя и временно нарушает работу органа, но не разрушает его, не вызывает болезнь. Но есть и другие люди, у которых стресс или подавленное эмоциональное состояние не проявляется такими дисфункциями. И вот тогда психосоматическое нарушение и приводит к настоящим болезням».

«Зайдите в отделение неврозов в больнице — вы увидите переживающих, эмоциональных, болезненных людей, однако серьезных органических поражений у них не будет, — продолжает Красиков. — Но зайдите в кардиологию и увидите людей с инфарктами и ишемической болезнью сердца, которые, как правило, очень спокойные, флегматичные и даже толстокожие».

К каким болезням может приводить психосоматика

В 1930-х годах германо-американский психотерапевт Франц Александер разработал «чикагскую семерку» болезней, которые могут вызывать стресс и которые нужно лечить вместе с психотерапевтом.

В нее входят:

  • бронхиальная астма;
  • атопический дерматит;
  • гипертония;
  • язва желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • тиреотоксикоз (гиперфункция щитовидной железы);
  • ревматоидный артрит;
  • язвенный колит.

Современные исследователи частично оспаривают эту систему. К примеру, неизвестны точные причины ревматоидного артрита — сегодня наука допускает, что эту болезнь может вызывать инфекция. Однако остальные болезни, по мнению современных врачей, действительно могут быть связаны со стрессом.

Кроме того, этот список считают неполным. Также с психосоматикой связывают такие болезни, как:

  • синдром раздраженного кишечника (СРК);
  • функциональная желудочная диспепсия (заболевание, похожее на СРК);
  • головные боли;
  • боли в разных частях тела;
  • судороги;
  • экзема;
  • дерматит;
  • дисменорея (болезненная менструация).

Причины и факторы риска

По словам Алексея Красикова, главная психологическая причина психосоматических расстройств — подавление эмоций. «Мужчины не плачут», «я должна сама справиться и не попрошу о помощи», «я не признаюсь, что некомпетентен в чем-то, и не пойду учиться» — приводит примеры таких установок психолог.

Кроме того, нередко психосоматическое расстройство развивается на фоне посттравматического стресса, например у людей, переживших войну или репрессии. Так, после завершения Второй мировой британские врачи обратили внимание на серьезный всплеск язвенных болезней желудка среди солдат и офицеров. Дальнейшие исследования показали, что эта эпидемия не была связана с рационом военнослужащих или курением — главной ее причиной стали эмоциональные потрясения, связанные с боевыми действиями [5].

Недавнее исследование американских врачей показало, что психосоматические расстройства заметно чаще встречаются у иммигрантов из Ирака, которые застали войну в Персидском заливе, чем у их соотечественников, уехавших до ее начала [6].

Депрессия, которая становится результатом дистресса, тоже может приводить к психосоматическим симптомам.

Еще один важный фактор риска психосоматики — алекситимия, то есть неспособность осознать и описать свои чувства и телесные ощущения. Алекситимия может заставить человека со стрессом и подавленными эмоциями, способными вызывать психосоматические явления, считать себя совершенно здоровым.

Как лечатся психосоматические явления

Психосоматику невозможно вылечить, воздействуя исключительно на тело. На нее влияют сочетанием психотерапии, направленной на избавление от стресса и тревожности, и лечения физических симптомов.

Фото: Pexels

«Психолог должен научить человека с психосоматическим расстройством управлять своими эмоциональными реакциями, выражать чувства, обсуждать психологические сложности с другими людьми — например, в паре или на работе — принимать решения, выстраивать личные границы, перешагивать чувство стыда и вины, а также управлять своими детскими автоматическими реакциями и заменять их на более взрослые», — объясняет Красиков.

Подобрать правильное лечение могут лишь врачи.

Психосоматика, лженаука и предрассудки

Понятие «психосоматика» стало популярным в середине 1980-х во многом благодаря книге американского психолога Луизы Хэй «Вы можете исцелить свою жизнь». Хэй объявила психосоматику лженаукой, граничащей с магией или трансерфингом. Она писала, что все болезни человека происходят из-за его негативных эмоций, а вылечить все, что угодно, можно с помощью психотерапии. Хэй рассказывала, что в 70 лет силой позитивного настроя смогла вылечить себе рак шейки матки. А возник он, по ее словам, из-за того, что в раннем детстве она подверглась сексуальному насилию. Также она утверждала, что причина ВИЧ — отсутствие материнской любви, и пыталась лечить его групповыми сеансами позитивного общения, на которых больные обнимались с плюшевыми мишками.

Несмотря на абсурдность учения Хэй, такая позиция, утрирующая роль психосоматики, все еще довольно популярна. «Ко мне приходили люди с терминальной стадией онкологии, которые пытались лечить болезнь психотерапией и медитацией, — рассказывает Красиков. — Когда у вас есть реальная органическая проблема, никакая психотерапия вам не поможет. Когда такие шарлатаны, как Луиза Хэй, рассказывают, что рак — это психосоматика, человек, который верит им, просто теряет время. У него появляются метастазы, и когда он понимает, что его обманули, уже слишком поздно».

Впрочем, распространена и другая крайность. Многие вовсе не верят в психосоматику, из-за чего люди, страдающие от проблем, связанных с ней, нередко сталкиваются с издевательствами и стигматизацией [7]. А если психосоматическое расстройство развивается у самого человека, не верящего в психосоматику, он может усугубить свои страдания, отказываясь идти на психотерапию.

Фото: Pexels

Книги по психосоматике

Психосоматика — это сфера, которую обожают фальшивые ученые и эзотерики. Поэтому на рынке существует огромное количество некачественной литературы. Вот что советуют читать сами врачи:

  • Оливер Сакс, «Человек, который принял жену за шляпу». Эта книга, давно и заслуженно ставшая абсолютным хитом психологического научпопа, проливает свет на удивительную взаимосвязь психики человека, его нервной системы и тела. Психосоматика — одна из частностей этой связи.
  • Франц Александер, «Психосоматическая медицина» и другие работы. Венгерско-американского психоаналитика Александера считают отцом современной научной психосоматики. Некоторые его идеи сегодня считаются устаревшими, однако для общего ознакомления с психосоматической медициной его книги подойдут отлично. Чтение не самое простое, однако увлекательное.
  • М. Менделевич, С. Соловьева, «Неврозология и психосоматическая медицина». Монография-учебник современных российских психотерапевтов, в которой подробно объясняются основные идеи и концепции психосоматики.
  • Сью Герхардт, «Как любовь формирует мозг ребенка?». Эта работа посвящена тому, как эмоциональное взаимодействие ребенка с родителями формирует его личность и какие ошибки в воспитании могут приводить к неврозам и психосоматическим нарушениям.

Комментарии эксперта

Сочинение на тему верно ли что музыка это язык чувств

Маргарита Еремина, психолог, детский психотерапевт Центра когнитивной терапии

Отличается ли детская психосоматика от взрослой?

Я бы выделила две основные особенности. Первая — это то, что симптомы изменяются в зависимости от периода взросления. В младенчестве будут одн­и, у детей трех-пяти лет — другие, и так далее. Чем младше ребенок, тем, как правило­, более легкое проявление психосоматичес­кого расстройства мы будем видеть: симпт­ом может появиться и уйти очень быстро, не сильно нарушив работу внутренних орга­нов.

Чаще мы можем наблюдать у детей разных возрастных групп боли­ в животе без выявления патологий, симптомы респираторных заболеваний, различные к­ожные нарушения. Здесь важно, чтобы педи­атр исключил возможное соматическое забо­левание и направил семью к детскому или ­семейному психологу.

Как правило, симптомы проявляются на фон­е сильного стресса и уходят, как только ­ребенок начинает справляться с ситуацией или когда меняются внешние условия, поя­вляется достаточная поддержка родителей.

Вторая особенность заключается в том, что ребенок очень сильно­ включен в семейную систему. Психосомати­ческие симптомы могут появляться на фоне­ внутрисемейного конфликта или из-за­ сложностей в отношениях между ребенком ­и родителями. И часто для того, чтобы помочь спра­виться с психосоматическим симптомом, ну­жно работать не только с ребенком, но и ­с его родителями, а иногда и другими чле­нами семьи. Особенно это касается раннег­о детского возраста. Иногда достаточно п­омочь справиться с какой-то сложностью или просто дать поддержку родителям, и ко­нфликт уходит, а вместе с ним — дистресс и психосом­атический симптом.

Сочинение на тему верно ли что музыка это язык чувств

Екатерина Туровская, кандидат медицинских наук, невролог, врач-куратор медицинской компании BestDoctor

Какие психосоматические симптомы встречаются чаще всего?

Психические основы заложены в любую соматическую патологию. Головной и спинной мозг представляют собой управленческий аппарат. Именно центральная нервная система сохраняет баланс и адаптируется ко всем внешним и внутренним изменениям.

Психосоматические болезни делятся на психокардиологию, психопульмонопатологию, психодерматологию, гастропсихологию.

Чаще всего неврологи сталкиваются с головными болями, синдромом раздраженного кишечника, тахикардией, гипервентиляционным синдромом — ощущением нехватки воздуха, гипертензией, термоневрозом (повышение температуры на фоне стресса), такими кожными заболеваниями, как атопический дерматит, псориаз, зуд. Никтурия (ночные походы в туалет), достаточно безобидное на первый взгляд явление, также может быть связана с психосоматикой.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, полиартрит — это тяжелые психосоматические заболевания.

Эмоциональный шок и длительное психологическое напряжение могут привести к манифестации туберкулеза легких. Считается, что у здорового человека палочка туберкулеза спокойно уживается с макроорганизмом. И только наличие внешних неблагоприятных факторов может привести к дебюту заболевания.

Может ли психосоматика быть единственной причиной возникновения болезни или она выступает лишь как один из триггеров?

Популярно убеждение, согласно которому психосоматика связана только с психикой. Однако это упрощение — современная медицина считает, что психосоматические заболевания вызывают не только психологические, но и социальные, и биологические факторы. Тем не менее главенствующую роль все же отводят стрессу.

  • Сочинение на тему веселая встреча для 5 класса
  • Сочинение на тему веселая история
  • Сочинение на тему верность огэ
  • Сочинение на тему верно ли что тот кто проходит мимо преступления поощряет его
  • Сочинение на тему вера в чудо