Сочинение на тему в старинной северной избе 6 класс ладыженская

С древних времен дома на руси строили из дерева. чаще всего из сосны, лиственницы, кедра. изба состояла из одного помещения

С древних времен дома на Руси строили из дерева. Чаще всего из сосны, лиственницы, кедра.
Изба состояла из одного помещения с большой русской печью. Перед входом в избу всегда строили сени – рубленая или дощатая пристройка с крыльцом. Крыльцо было высокое, не меньше 4-6 ступеней. Сени не давали холоду сразу идти в избу.
Вход в дом был низкий, с высоким порогом. Так строили для того, чтобы сохранялось тепло зимой, когда дверь открывали.
В избе справа или слева от входа стояла большая печь. Она отапливала избу, в ней готовили еду, пекли хлеб, грели воду. На печи лежали, согревались от холода, лечились от болезней. От печи к противоположной стене над дверями строили полати. Это такой деревянный настил или большая полка, на которой могли лежать несколько человек. На полатях спали зимой дети, там было очень тепло.
Избу старались строить окнами на юг, чтоб было светлее и теплее. Место от дверей до границы печи считалось грязной половиной, а дальше к окнам “чистой”. На грязной у печи могли лежать дрова, здесь же замешивали корм скоту. На чистой половине от входа шли большие широкие сплошные лавки. А них сидели и можно было прилечь. Угол избы напротив дверей назывался “красным”. Здесь была “божница” – висели или стояли иконы, украшенные вышитыми полотенцами, висела лампада, лежали книги. Тут же стоял большой стол, за котором ели и делали чистую работу.
Печь ставили устьем к входящим в двери или к окнам на улицу.
Над окнами по всем стенам делали полки, на которых стояла домашняя утварь: горшки миски, чашки, корзинки, кузовки. Хозяйская кровать украшалась белыми “подзорами” – вязаными крючком или вышитыми нижними краями простынями, на которой не спали, а стелили для красоты. Наволочки тоже старались вышить или вставляли вязаные “прошвы” – полоски ручных кружев.
В старину все делали своими руками: одежду, обувь, посуду, емкости для воды, для грибов и зерна. Долгими зимними вечерами при свете лучин трудились крестьяне для обустройства быта

1. найдите среди данных предложений односоставные. а. не плачь попусту. б. часам к двум по полудню началась гроза. в. уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (с. есенин) г. тротуары заливают асфальтом. 2. определите тип предложения ночь как год. а. односоставное б. двусоставное 3. какое из данных утверждений является неверным? определённо-личные предложения- это… а. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы) б. односоставные предложения в. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. 4. найдите безличное предложение. а. ещё не успевшая остыть земля излучало тепло. б. хорошо в зимнем лесу! в. в воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. г. газеты приносят утром. 5. определите тип предложения тропинки в лесу замело снегом. а. двусоставное б. определённо-личное в. безличное г. неопределённо-личное 6. какая схема соответствует предложению россия воспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена? а. [ двусост.] , и [двусост. ] б. [ двусост.] , и [определённо-личн. ] в. [ двусост.] , и [неопределённо-личн. ] 7. укажите предложения, строение которых соответствует схеме [ двусост.] , и [ безл.] . (знаки препинания не проставлены) . а. ещё молчаливы леса и в небе звенеть некому. б. уже смеркалось и надо было возвращаться домой. в. небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи. г. ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев. 8. найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. а. луна зашла за мыс, и огня не стало видно. б. под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень. в. рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце. г. громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики. 8. найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. а. хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами. б. уже смеркалось, и в комнате стало темно. в. прочитайте гоголя и вы почувствуете в нём сатирика. г. пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Книжка Елены Заручевской «Про крестьянские хоромы» (М., «Арт-Волхонка», 2014) насчитывает всего 72 страницы – однако её можно с полным правом назвать энциклопедией.
Посвящена книга северовеликорусской избе (в том виде, в каком они сохранились в Архангельской области). В ней читатель найдёт экскурс в историю этих великолепных деревянных построек (по мнению автора, северная крестьянская изба – наследница архитектуры древнерусских хором, которые мы сейчас можем видеть только на рисунках), подробное описание строительства, устройство и назначение разных помещений… Книга превращается в своеобразную виртуальную экскурсию по крестьянской избе: «Рассказ о внутреннем устройстве избы нужно начинать с печи…» Действительно, иначе, как «хоромами» такое сооружение назвать трудно: настоящая северная изба имеет несколько этажей, крытый скотный двор, множество «зимних» (т.е., отапливаемых) и «летних» помещений… Не всегда представления современных горожан о такой избе соответствуют действительности, и автор не ленится развенчивать расхожие стереотипы: «Иногда говорят, что любой крестьянин мог сам срубить себе избу. Ведь у каждого был топор, а леса вокруг – видимо-невидимо. Но это не совсем так». «Вы удивитесь, но окна предназначались не только для освещения…» «… Только не надо думать, что [курная изба] это жалкая избушка бедного крестьянина. Даже в богатых хоромах раньше были чёрные избы – наряду с белыми. И это не так страшно, как кажется на первый взгляд…»
В книге сообщается не только о том, каковы традиционные жилища северорусских крестьян, но и почему они стали такими (тут сыграл свою роль суровый климат и обилие строевого леса); а также почему русские люди вообще стали осваивать север. Обращается внимание и на отличие северного крестьянина от жителя более южных земель. (В те века, когда возникали архангельские сёла, различие между северными и южными крестьянами было в первую очередь социальное: на юге крестьянин – крепостной, а на севере он в основном работал на себя сам, а значит, располагал и временем, и возможностью благоустраивать свой быт – в том числе, возводить просторные и красивые постройки).
Для историков архитектуры важно не только то, как построен дом, но и как он украшен. Украшать деревянные дома можно резьбой и росписью. И то, и другое искусство достигло своего расцвета в 19 веке. «Деревянное кружево» на старинных северных избах можно увидеть на наличниках и фасадах, а работу маляров и живописцев – как внутри дома, так и снаружи. «В суровых северных деревнях раньше не выращивали цветов, зато на фасадах распускались яркие цветочные орнаменты».
Автор не боится вводить в книге, адресованной детям, большое количество терминологии, связанной с деревянным зодчеством и старинным крестьянским укладом. (Впрочем, без этих, экзотичных для современного горожанина, слов сам рассказ о «крестьянских хоромах» стал бы невозможен). В осмыслении этих слов на помощь читателю приходят многочисленные иллюстрации, на которых обозначены и подписаны названия деталей деревянной крыши, конской упряжи, старинных плотницких инструментов и их частей, помещений в северной избе…
Хотя архитектура северных изб никогда не «отрывалась» от архитектуры древнерусских хором, их внешний вид с течением времени, разумеется, менялся, и автор утверждает: «Сегодня облик настоящих северных сёл сохранился лишь на старинных фотографиях».
Иллюстрирована книга рисунками, так сказать, просветительского характера (действительно напоминающими иллюстрации в энциклопедии), а также фотографиями архангельских деревень: архивными и современными.
Последний раздел книги посвящён реставрации и сохранению старинных изб Архангельской губернии в знаменитом музее «Малые Корелы». Этот раздел написан в форме вопросов и ответов; при этом оказывается, что самые наивные, «детские» вопросы как раз требуют наиболее подробных и глубоких ответов. (Мог бы современный человек жить в музейной избе; чем отличается реставрация от реконструкции; как реставрировать старинный дом, если его слишком часто перестраивали…)
Всякому, кто прочтёт эту книгу, станет ясно: традиционная северная изба – не просто место для сна и работы – это гармоничный и замкнутый мир, устройство которого логично не только с практической, но и, так сказать, с метафизической точки зрения. (Например, ПОРОГ – не просто деталь постройки, но и граница между своим и чужим пространством; печь – не просто устройство для готовки и обогрева, но и «сердце и душа северного дома»). Это мир, в котором есть всё, что требовалось человеку эпохи, породившей эти «хоромы»: от скотного двора до тёплой горницы. В последней главе автор справедливо замечает, что современный человек вряд ли сможет жить в таком доме (для этого необходимо как минимум уметь и хотеть вести хозяйство на старинный лад), – для нас эти «хоромы» важны в первую очередь как памятники истории культуры, как материал для изучения быта (и, очевидно, менталитета) минувших веков.
Я не удивлюсь, если юных читателей после знакомства с этой книгой заинтересуют профессии историка, архитектора, реставратора. Но возможно также, у читателей возникнет желание перенестись в далёкое прошлое и пожить в такой избе размеренной жизнью пинежского крестьянина… Или просто съездить в Малые Корелы!
Иллюстрации Ольги Золотухиной.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Ладыженской 5 класс

Рассмотрите репродукцию картины. Что изображено на картине? Какое это время года?

Примерный план сочинения:
1. Описание сюжета картины
2. Зимний пейзаж за окном
3. Что заинтересовало мальчика
4. Значение интерьерных деталей
5. Окно как граница между мирами

Мальчик у окна

На картине Рустема Хузина «У окна» изображен мальчик лет пяти, который заинтересованно выглядывает на улицу. Он стоит на стуле и опирается на локти. Можно сказать, он наполовину лежит на подоконнике. Ребенок расположен спиной к зрителю. Но даже в таком положении понятно, что он приподнял голову и пристально, сосредоточено смотрит вдаль.

Большое окно занимает почти всю площадь картины. На нем нет штор или занавесок. Ничто не мешает полностью рассмотреть то, что находится на втором и заднем планах. Художник изобразил разгар зимы. Преобладают беловатые, серые, голубые и синие оттенки. Двор полностью усыпан снегом. На нем виднеются рыжеватые пятна песка. Им раньше посыпали землю в гололед.

Ветви деревьев украшены белыми шапками снега. Они напоминают морозные узоры, которые обрамляют оконный проем по периметру. Внизу виднеется светлая рама. Она усиливает схожесть пейзажа с художественной картиной. Что заинтересовало мальчика? Дворник, который расчищает снег лопатой. Или живые огоньки окон на втором этаже в доме напротив. Или дальняя линия горизонта, которая почти сливается с серым туманом. Но все равно можно рассмотреть крыши дальних строений.

Я думаю, главный герой любуется зимним пейзажем. Он умеет чувствовать красоту природы. И мечтает покататься на санках, поиграть в снежки с друзьями. О многом «говорят» детали интерьера. На широком подоконнике расставлены разные предметы. Слева мы видим вазон с растением. Листья на нем редкие, светло-зеленого цвета. Видимо, в зимнее время они получают недостаточно солнца. Справа от главного героя – два фломастера или ручки. Рядом с ними – альбом для рисования или книжка-раскраска. В дальнем левом углу находится игрушечная машинка с подъемным краном.

Эти предметы указывают на то, что ребенок не бездействовал. Он игрался и рисовал. А потом открыл для себя новый мир, который увлек его. Оконное стекло напоминает мне границу между двумя мирами. Художник воссоздает контрастное сочетание тепла и холода. Ведь так приятно находится в домашнем уюте, когда на улице снег и мороз. И увлекательно любоваться роскошной красотой зимы за окном. Иногда стоит отвлечься от игр и выглянуть на улицу. Возможно, и в обыденных вещах можно увидеть настоящее чудо.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. О картине
2. Сюжет
3. Описание мира за окном и мальчика — главного героя
4. Передний и задний планы
5. Цветовая палитра
6. Мое отношение к полотну

Картину «У окна» написал наш современник, художник, живущий в Татарстане Рустем Хаитович Хузин. Он пробует себя в разных жанрах живописи, но центральное место в его работах чаще занимают люди разных возрастов.

Главным героем этого полотна стал мальчик лет пяти-шести. Малыш сидит возле окна и увлеченно рассматривает, что происходит на улице. Возможно, недавно выпал снег и мир за окном сильно преобразился. Все вокруг укрыто белым, пушистым одеялом. Деревья превратились в сказочные растения, между тротуаром и дорогой стерлась граница.

Картина за окном стала похожа на большой лист бумаги. На нем дворник рисует метлой замысловатые узоры и добавляет красок, посыпая пешеходную дорожку желто-оранжевым песком, чтобы люди не падали, ступая на скользкую поверхность.

Малыш и сам не прочь порисовать. Рядом с ним, на подоконнике лежат карандаши, краски и альбом. Возможно, он хочет перенести на бумагу все, увиденное за окном.

На переднем плане зритель видит мальчика, одетого в клетчатую фланелевую рубашку. Слева от него на подоконнике в горшке стоит зеленая герань. Справа ребенок положил инструменты для рисования.

Большую часть картины занимает огромное окно, в котором виден целый мир. Все будто погрузилось в тишину и зимнюю спячку. На заднем фоне стоит серый дом, похожий на старинный замок. Белое снежное облако укрыло ветви деревьев и землю. На светлом фоне яркие пятна — следы песка, насыпанного дворником.

От картины веет спокойствием и уютом. Как приятно в тепле сидеть возле окна и смотреть на волшебный мир, преобразившийся после снегопада. Мне тоже иногда хочется взять краски и кистью нарисовать все, что я вижу вокруг. В эти моменты я становлюсь похожим на главного героя полотна «У окна».



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Рустем Хузин – современный художник из Казани. В современном искусстве он придерживается традиции монументальной живописи. Пишет в стиле реализма пейзажи, портреты и жанровые сцены. Картина «У окна» похожа на воспоминание художника о своём детстве. Первоначально автор назвал своё полотно «Алимкина зима». Возможно, он изобразил на ней своего маленького сына или знакомого мальчика. Картина показывает мир детства. Она получилась нежной и трогательной.

2. Мы видим на картине огромное окно и заснеженный двор в нём. Малыш примерно пяти лет увлеченно разглядывает мир за окном. Или он ждёт возвращения мамы с работы. Нам виден лишь его темноволосый круглый затылок. У картины особенная композиция. Художник разделил полотно белой линией оконной рамы на зимний пейзаж с дворником и уютную комнату с ребёнком. Он противопоставляет эти два мира друг другу. Но между ними есть связь – это малыш, который в настоящий момент находится в комнате, но душа его погружена в мир городской природы.

3. Ребёнок изображен одиноким. Он занимает себя рисованием игрушек на альбомном листке и разглядыванием двора. Мальчик облокотился на подоконник и даже прилёг на него животом. Автор картины показал не мимолётный взгляд в окно, а долгое сидение у него. Скорее всего, главный герой картины болеет. Иначе он был бы в детском саду. На мальчике тёплая фланелевая рубашка в клетку и тёмные штанишки. Может быть он простужен, потому тепло одет. Чувствуется, что он устал сидеть дома один. Ему хочется побежать во двор, но мама запретила. И там холодно, уже наступает вечер.

4. В комнате горит яркий свет, уютно и тихо. Цветок с геранью в коричневом горшке на подоконнике добавляет картине чувство дома. Стопка рисунков делает полотну доброты и говорит о занятиях ребёнка до того, как он начал ждать появления мамы в заснеженном дворе. Мир, в котором находится малыш пока для него важнее, чем заоконный.

5. Пейзаж за окном художник объединил с трудовой деятельностью человека. Дворник прибирает двор. Он стоит с лопатой и какой-то ёмкостью возле краснеющей кучи. Может быть, дворник не успел убрать собранные листья. Весь двор в снегу. Наверное, это был первый сильный снегопад. В соседнем доме уже зажегся свет в окнах. На горизонте виднеются высотные городские здания.

6. Картину мастер написал в неярких красках. Преобладают холодные тона. Но добавлено много тёплых пятен. Это жёлтый свет в окнах, игрушки, рисунки, цветочной горшок на подоконнике. Красноватые кучи во дворе создают ощущение небольшой тревожности. Ребёнок скучает и ждёт родителей.

7. Настроение картины чуть грустное. Холод пейзажа за окном уравновешивается пушистость снега. Мир не кажется мрачным.

8. Живописец хотел показать нам уютный одинокий мир маленького человека и огромный холодный, но многообразный мир за стенами родного дома. Пока городской двор привлекает внимание малыша, но скоро он вырастет и увидит большой город, страну. Тёплые воспоминания о доме и детстве сохранятся в его душе. Ведь именно эти воспоминания будит картина у зрителя.

9. Мне нравится картина спокойной обстановкой в детском мире мальчугана. Кто из нас не любил также смотреть в окно? Картина словно переносит меня в детство.

  • Сочинение на тему а ты улыбайся крупин
  • Сочинение на тему архаизмы и историзмы
  • Сочинение на тему аэс за ними будущее или будущее без них 7 класс
  • Сочинение на тему а может это у аниски праздник
  • Сочинение на тему абай кунанбаев великий поэт