Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

Я попытался представить конфликт двух поколений. и. с. тургенев. план i вечная проблема поколений. ii разногласия старших и младших в
  • Я попытался представить конфликт двух поколений.
    И. С. Тургенев.
    План
    I Вечная проблема поколений.
    II Разногласия старших и младших в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
    2.1. Взаимоотношения отцов и детей в романе.
    2. 2. Е. Базаров и П. П. Кирсанов как два взгляда на окружающий мир:
    А) спор о народе;
    Б) об аристократии;
    В) об искусстве;
    Г) о природе.
    2.3. Базаров и родители.
    III Достижение взаимопонимания между старшим и младшим поколениями.
    Читая произведение Тургенева «Отцы и дети», мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений. Старшие убеждают, что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение. В силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, глобальным изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития. Молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира.
    Взаимоотношения старших и младших иногда оставляют желать лучшего. Не обошел стороной данную проблему и Тургенев, посвятивший ей целое произведение. Споры между «отцами» и «детьми» возникают при разных обстоятельствах на многие темы. И это не удивительно, ведь главный представитель молодого поколения Базаров – нигилист. Он отрицает все подряд, не задумываясь, лишь бы уничтожить то, что складывалось веками. Другой герой – Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель класса отцов, старающийся доказать молодым, что нельзя так бездумно все рушить по принципу: лишь бы сломать, убеждающий нигилиста в правильности старых порядков. Они как два взгляда на окружающий мир, ведь Павел Петрович и Евгений из разных социальных кругов и люди разных мыслей, взглядов и эмоций. Поэтому отсутствие разногласий между ними невозможно.
    Самым бессмысленным был спор о народе. А все потому, что Базаров до конца не определил свою позицию. То он соглашается с высказываниями Кирсанова, то снова в спор вступает. Мне кажется, Евгений сам еще не определил свою позицию, а уже пытается слово вымолвить. Он теряется в своих рассуждениях, в попытках опровержения не следит за гранью разумного, показывая тем самым свои необразованность и бескультурье. По-моему, разговор о народе вообще был лишним, ведь от того, что поконфликтуют два человека, миллионы обычных людей не изменят своего образа жизни.
    Спор, в котором Павел Петрович одержал победу, был об аристократизме. Базаров опять говорит всякие гадости, лишь бы опровергнуть все подряд. Однако Кирсанов очень умно отвечает на все его высказывания: «…аристократизм – принсип, а без принсипов в наше время могут жить одни безнравственные и пустые люди». И Павел Петрович прав, как можно без определенных правил поведения, этикета, тогда в обществе начнется бардак, которого господа нигилисты так хотят, однако предполагаю, что когда они добьются желаемого, растеряются и не будут знать, что делать с этим «безпринсипным» обществом.
    Тяга к прекрасному – то, чем жили все дворяне XIX века. Однако Базаров считал, что все это заключается лишь в «искусстве зарабатывать деньги». И на эту тему у них не могло не возникнуть конфликта, потому что Кирсанов, как истинный аристократ, поклонялся всему, что связано с прекрасным. Я думаю, что Базаров просто никогда не увлекался искусством. Для него «Рафаэль гроша ломаного не стоит». А как можно отрицать и не любить искусство?
    Следующее и последнее, о чем спорили старшие и младшие, была тема природы. Базаров отвергал всю ее прелесть, чего не скажешь о братьях Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович восхищаются красотой окружающей среды и не понимают, «как можно не сочувствовать природе», ведь она так прекрасна и удивительна. А для Базарова «природа не храм, а мастерская», где он черпает богатство. Чтобы восполнить этот пробел главного героя, Тургенев постоянно дает пейзажные зарисовки, где любуется богатством русской природы.
    Но не все так плохо. Младшее и старшее поколения могут жить в мире и согласии при совместных усилиях. Примером тому может служить хорошие взаимоотношения Базарова с родителями. Он, несмотря на все свои нигилистские мысли, любит своих предков и не хочет причинять им боль. Подтверждением может служить тот факт, что Евгений, дабы угодить родителям, соглашается на отпевание. А те, в свою очередь, стараются понять сына и смириться с «причудами» отпрыска, чтобы не вызывать лишних конфликтов. Отец понимает: будущее за молодыми, нужно их поддерживать, а не спорить на пустые темы, поэтому старается угодить сыну.
    И мы, прочитав роман, задаем себе вопрос: «А возможно ли достижение взаимопонимания между «отцами» и «детьми»? Да, реально, но лишь при определенных усилиях с обеих сторон. Сталкиваясь с определенными проблемами во взаимоотношениях со своими родителями, должны поставить себя на их место и постараться понять, что чувствуют старшие в той или иной ситуации. Надо быть гибкими, дабы избежать крупных конфликтов, ведь сделать шаг вперед без родителей, их помощи и совета будет очень сложно. Люди, давайте жить в мире и стараться избегать мелких споров, тогда при совместных усилиях сможем достичь многого!
    Добавил: KatrinSchmarin

  • Я попытался представить конфликт двух поколений.
    И. С. Тургенев.
    План
    I Вечная проблема поколений.
    II Разногласия старших и младших в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
    2.1. Взаимоотношения отцов и детей в романе.
    2. 2. Е. Базаров и П. П. Кирсанов как два взгляда на окружающий мир:
    А) спор о народе;
    Б) об аристократии;
    В) об искусстве;
    Г) о природе.
    2.3. Базаров и родители.
    III Достижение взаимопонимания между старшим и младшим поколениями.
    Читая произведение Тургенева «Отцы и дети», мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений. Старшие убеждают, что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение. В силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, глобальным изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития. Молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира.
    Взаимоотношения старших и младших иногда оставляют желать лучшего. Не обошел стороной данную проблему и Тургенев, посвятивший ей целое произведение. Споры между «отцами» и «детьми» возникают при разных обстоятельствах на многие темы. И это не удивительно, ведь главный представитель молодого поколения Базаров — нигилист. Он отрицает все подряд, не задумываясь, лишь бы уничтожить то, что складывалось веками. Другой герой — Павел Петрович Кирсанов — яркий представитель класса отцов, старающийся доказать молодым, что нельзя так бездумно все рушить по принципу: лишь бы сломать, убеждающий нигилиста в правильности старых порядков. Они как два взгляда на окружающий мир, ведь Павел Петрович и Евгений из разных социальных кругов и люди разных мыслей, взглядов и эмоций. Поэтому отсутствие разногласий между ними невозможно.
    Самым бессмысленным был спор о народе. А все потому, что Базаров до конца не определил свою позицию. То он соглашается с высказываниями Кирсанова, то снова в спор вступает. Мне кажется, Евгений сам еще не определил свою позицию, а уже пытается слово вымолвить. Он теряется в своих рассуждениях, в попытках опровержения не следит за гранью разумного, показывая тем самым свои необразованность и бескультурье. По-моему, разговор о народе вообще был лишним, ведь от того, что поконфликтуют два человека, миллионы обычных людей не изменят своего образа жизни.
    Спор, в котором Павел Петрович одержал победу, был об аристократизме. Базаров опять говорит всякие гадости, лишь бы опровергнуть все подряд. Однако Кирсанов очень умно отвечает на все его высказывания: «…аристократизм — принсип, а без принсипов в наше время могут жить одни безнравственные и пустые люди». И Павел Петрович прав, как можно без определенных правил поведения, этикета, тогда в обществе начнется бардак, которого господа нигилисты так хотят, однако предполагаю, что когда они добьются желаемого, растеряются и не будут знать, что делать с этим «безпринсипным» обществом.
    Тяга к прекрасному — то, чем жили все дворяне XIX века. Однако Базаров считал, что все это заключается лишь в «искусстве зарабатывать деньги». И на эту тему у них не могло не возникнуть конфликта, потому что Кирсанов, как истинный аристократ, поклонялся всему, что связано с прекрасным. Я думаю, что Базаров просто никогда не увлекался искусством. Для него «Рафаэль гроша ломаного не стоит». А как можно отрицать и не любить искусство?
    Следующее и последнее, о чем спорили старшие и младшие, была тема природы. Базаров отвергал всю ее прелесть, чего не скажешь о братьях Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович восхищаются красотой окружающей среды и не понимают, «как можно не сочувствовать природе», ведь она так прекрасна и удивительна. А для Базарова «природа не храм, а мастерская», где он черпает богатство. Чтобы восполнить этот пробел главного героя, Тургенев постоянно дает пейзажные зарисовки, где любуется богатством русской природы.
    Но не все так плохо. Младшее и старшее поколения могут жить в мире и согласии при совместных усилиях. Примером тому может служить хорошие взаимоотношения Базарова с родителями. Он, несмотря на все свои нигилистские мысли, любит своих предков и не хочет причинять им боль. Подтверждением может служить тот факт, что Евгений, дабы угодить родителям, соглашается на отпевание. А те, в свою очередь, стараются понять сына и смириться с «причудами» отпрыска, чтобы не вызывать лишних конфликтов. Отец понимает: будущее за молодыми, нужно их поддерживать, а не спорить на пустые темы, поэтому старается угодить сыну.
    И мы, прочитав роман, задаем себе вопрос: «А возможно ли достижение взаимопонимания между «отцами» и «детьми»? Да, реально, но лишь при определенных усилиях с обеих сторон. Сталкиваясь с определенными проблемами во взаимоотношениях со своими родителями, должны поставить себя на их место и постараться понять, что чувствуют старшие в той или иной ситуации. Надо быть гибкими, дабы избежать крупных конфликтов, ведь сделать шаг вперед без родителей, их помощи и совета будет очень сложно. Люди, давайте жить в мире и стараться избегать мелких споров, тогда при совместных усилиях сможем достичь многого!

  • Разногласия, недопонимания, ссоры – этими словами часто можно охарактеризовать отношения между отцами и детьми. Конфликт их вечен свидетельством чего являются произведения, оставленные писателями, а также в фольклорных произведениях разных эпох. Вспомним античную мифологию. Во многих мифах отображена проблема конфликта между отцами и детьми. Разные поколения богов, титанов, простых людей не могли найти общий язык, от чего страдали не только непосредственные участники конфликта, но и окружающие.
    Прошли столетия, а эта проблема осталась неразрешенной. И это при том, что в наш век бурно развивается психология, в большинстве стран царит демократия, которая касается и отношений старшего и младшего поколений. Невольно возникает вопрос, почему конфликт отцов и детей вечен. Я думаю, что причина этого – разница во взглядах. Ученые считают, что отношение к моральным ценностям формируется до 25-летнего возраста. То, что некогда было актуально для наших родителей, бабушек, дедушек, мы считаем пережитком прошлого. Беда в том, что немногие представители разных поколений умеют не только слушать, но и слышать друг друга, находить компромиссы. Так разгорается конфликт.
    Проблему конфликта отцов и детей затрагивали многие писатели, поэтому стоит обратиться к их наследию, чтобы ответить на поставленный вопрос. Разногласие во взглядах и неумение принимать точку зрения, противоположную своей, отображено в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В нем общий язык не могут найти не кровные родственники, а просто представители разных поколений. Николай Кирсанов твердо уверен, что жить нужно по старым традициям. То, что люди делятся на богатых и бедных, одни из них работают, а другие лишь пожинают плоды, является для мужчины нормой. Евгений – представитель младшего поколения – убежденный нигилист. Он уверен, что от всего старого нужно избавляться. Из-за разных точек зрения мужчины недолюбливают друг друга, часто спорят друг с другом.

  • Пример итогового сочинения. Направление: отцы и дети. Почему конфликт отцов и детей вечен?
    Конфликт отцов и детей действительно вечен. Всегда возникает непонимание между людьми разных поколений. «Отцы» – мудрые и консервативные, осторожные, а «дети» – нетерпеливые, отчаянные. «Дети» хотят поменять жизнь, их всегда что-то не устраивает. А «отцы» мечтают жить без перемен и потрясений. «Детям» всегда кажется, что «отцы» отстали от жизни, поэтому не понимают их и мешают им жить. Так было всегда. Попробую это доказать, приведя примеры из литературы.
    В 1858 году Александр Николаевич Островский написал свою знаменитую пьесу «Гроза», где разворачивается драма между «отцами» и «детьми». Кабанова, купчиха, требует от своих домашних соблюдения традиций и устоев домостроя, требует беспрекословного подчинения. А им хочется жить по-своему. Варваре гулять с Кудряшом, Тихону выпивать, не слышать упрёков матери, постоянных нравоучений. Катерине тоже тесно и душно в доме Кабановых. Ей хочется любить и быть любимой. Но мать Тихона не может этого допустить. Ведь ей самой такие отношения непонятны. Сама Кабанова понимает, что изменилось время, не почитают дети законы старших, что рушится «старый» мир. Она пытается его сберечь, но это невозможно. Погибает Катерина, уходит из дома Варвара, бунтует Тихон… Конфликт «отцов» и «детей» неизбежен.
    В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» мы также становимся свидетелями вечного конфликта. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают к Кирсановым: отцу Николаю Петровичу и дяде Павлу Петровичу. Молодые люди – нигилисты, они критикуют все стороны жизни и заявляют, что их цель – всё разрушить. Конечно, такие взгляды пугают «отцов». Им дорога их жизнь, тот мир, что их окружает. Николай Петрович любит музыку, читает Пушкина и любуется звёздным небом. Молодым людям кажется это смешным и нелепым. Базаров мечтает, как говорится, войти в историю, не зная ещё как. Ему непонятно, как можно довольствоваться малым, наслаждаться своим тихим мирком. Ему хочется перемен, большого дела. Нетерпеливый Базаров умирает от нелепой случайности, а Николаю Петровичу и его сыну Аркадию, который выбрал Катю и семейную жизнь, достаётся в этой жизни всё. Потому что их ценности вечны. Но при всём при этом Базаров нам тоже симпатичен.
    В какой-то жизненный момент «отцы» и «дети» не понимают друг друга, не слышат. Иногда это выливается в настоящие конфликты. Но проходит время. «Дети» становятся «отцами». И уже конфликтуют со своими «детьми». Этот конфликт вечен.

  • После дуэли, ссоры немного приутихли, однако, эти герои так и не нашли общего примирения.
    О конфликте поколений говорят и отношения между Евгением и Аркадием. Несмотря на то, что оба героя относят себя к течению нигилистов, их мысли и поступки совершенно разные. В конечном итоге, Аркадий разочаровывается в принципах нигилистов и выбирает родной и уютный отцовский дом. Он начинает смотреть на своего товарища совершенно другими глазами, думать о нем совершенно иные мысли. Их товарищество на этом заканчивается.
    Отношения родителей и детей ярче всего отразилось на всей семье Базарова. Его родители любили сына больше всего на свете. Их любовь была трогательной и заботливой. Однако, Евгений, опираясь на нигилистические убеждения, не выдавал и не принимал взаимных чувств. Именно поэтому, чтобы не отпугивать сына, мать и отец Евгения скрывали и сдерживали свои чувства родительской любви.
    На протяжении всего романа читатель неоднократно сталкивается с проблемой и конфликтами поколений. И.С. Тургенев пытался раскрыть их суть, вынести на всеобщее обозрение. Только таким образом, можно было добиться успеха в положительном разрешении всех столкновений между героями романа.

  • Павел Петро­вич упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист же заявля­ет, что Павел Петрович заслуживает презрения. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров утверждает, что порядочный химик полезнее любого поэта. Но героям вовсе не нужно докапываться до истины. Гораздо важнее установить противоположность пози­ций, ведь это позиции разных поколений. Потому и дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем носит чисто символический характер: никто никого не хочет убивать. Ранив Павла Петровича, Базаров приходит лечить его.
    Но конфликт поколений не исчерпывается их отношениями. Так, Базаров неприветлив с отцом и матерью, людьми радушными и добрыми, все время стремится уехать от них. Почему? Да потому, что Базаров не может согласиться с их взглядами, а спорить с ними, как с Павлом Петровичем, считает бесполезным.
    Конфликт поколений не всегда определяется возрастом. Так, Аркадий Кирсанов по взглядам гораздоближекпоколению«отцов». Он дворянский сын, воспитанный в традициях этого класса. Есте­ственно, пути Базарова и Аркадия Кирсанова расходятся. Сегодня в нашей жизни происходят перемены. Новое прихо­дит на смену старому. А потому тема «отцов» и «детей» сейчас осо­бенно актуальна и понятна нам. Думается, что роману предстоит еще долгая жизнь.[/sms]

  • Проблема «отцов» и «детей» существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах — все это приводит к конфликтам.
    Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Проблема «отцов» и детей» остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
    Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
    В трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность» также затрагивается проблема «отцов» и «детей» Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со…
    временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах «Классы», «Наталья Савишна».
    Проблема «отцов» и «детей» так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе «Телеграмма». Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя — главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь, забота уважение и почет — вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
    Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме «отцов» и «детей». Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители — это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

  • (597 слов) Одним из выдающихся произведений Ивана Сергеевича Тургенева является роман «Отцы и дети». Известный труд русского писателя был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник». Иван Сергеевич раскрыл проблему взаимоотношений между двумя поколениями. Автор продемонстрировал читателю конфликт между традиционно настроенным дворянством и современной молодёжью, которая придерживалась теории нигилизма. Иван Тургенев изобразил ярких и многогранных персонажей, подробно раскрыл их характеры и мировоззрение. Одним из главных образов является Николай Петрович Кирсанов. Рассмотрим поподробнее его характеристику. 

    Николай Кирсанов — отец Аркадия, вдовец. На момент повествования главному герою было сорок четыре года. Внешне персонаж выглядел довольно свежо и молодо. У героя были седые мягкие волосы, немного грустные глаза. Николай отличался плотным телосложением. Ходил герой, немного сгорбившись.

    Николай Кирсанов родился в семье военного. В связи с этим он сам должен был пойти служить. Однако он сломал ногу, и у героя появилась пожизненная хромота. Из-за этого инцидента отец передумал отдавать Николая на службу. Из этого ничего и не вышло бы: Николай не был воинственным и сильным человеком, он не любил вступать в драки ни по какому поводу. Будучи весьма меланхоличным, он нередко поддавался самокритике и страдал от неуверенности в себе. Бравый воин из него не получился бы. Кроме того, герой был домоседом, он не любил находиться среди людей, боялся общества. Читатель узнает, что Николай Петрович провел в глуши большую часть своей жизни. Ничего удивительного, ведь по происхождению персонаж был помещиком. В его распоряжении оказалось большое имение в двести душ. Поэтому средства у него были. Когда герою исполнилось восемнадцать лет, он отправится на учёбу. Николай Петрович окончил Петербургский университет в 1835 году. Он прекрасно разговаривал на немецком и французском языках, много читал.

    Николай Кирсанов женился по любви — на девушке по имени Мария. Она являлась дочкой чиновника. Герой был счастлив в браке. Супруги жили очень хорошо и мирно. Однако девушка умерла. Николай не мог стереть из памяти воспоминания о своей супруге и долго был одиноким. Но в браке у него родился сын. Многие замечали, что Николай был хорошим и примерным отцом. Герой никогда не вступал в спор со своим сыном. Они находились в самых лучших отношениях. Кроме того, Николай имел брата по имени Павел, который поддержал его после смерти супруги.

    Николай является невероятно добрым и светлым человеком. Он отличался гостеприимством, был очень весёлым, щедрым и ласковым собеседником.  Кроме того, Николай Петрович обладает прекрасным чувством юмора и тактом, он имел сглаживать острые углы в беседах. Но персонаж обладал весьма скромной натурой. Ему не были присущи ни храбрость, ни решительность, ни самостоятельность суждений. В своем солидном возрасте он даже мог покраснеть, ведь он нередко ощущал чувство стыда. И было за что! Нельзя сказать, что Николай Кирсанов является практичным человеком. У героя не получалось вести хозяйство. Кирсанова можно было с лёгкостью обмануть, ведь он очень доверял людям. Кроме того, он не прочь был и полениться.

    Николай Петрович обожал поэзию и природу. Особенно Кирсанов любил творения Александра Сергеевича Пушкина. Кроме того, персонаж прекрасно играет на виолончели и фортепиано, он красиво поет. Николай Кирсанов по натуре является мечтательным человеком. Поэтому в его сердце зародилась любовь к молодой девушке Фенечке, которая была дочерью его экономки. С Фенечкой Кирсанов жил в гражданском браке, потому что боялся общественного порицания и не мог решиться быть счастливым. На момент повествования они проживали вместе уже третий год. У Николая и Фенечки был сын, которого звали Митя. В финале произведения Николай Петрович женился официально на Фенечке и поборол свою зависимость от общественного мнения.

    Можно утверждать, что в образе Николая Кирсанова Иван Тургенев изобразил человека, который смог решить проблему отцов и детей. Он увлеченно открывал для себя новые веяния и старался понять сына, чем бы он ни увлекался. Именно поэтому Николай Петрович обретает подлинное счастье в конце романа.

    Черты характера Николая Кирсанова и его мировоззрение Цитаты
    Подход к воспитанию сына  «…такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы…»  
    Отношение к семейной жизни «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались…» 
    Доброта «Он такой добрый, хороший человек!..» (брат о нем)
    Скромность и благодушие «Ты уже чересчур благодушен и скромен, – возразил Павел Петрович…» 
    Непрактичность и доверчивость ««Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают».» 
    Трудолюбие и ответственность «…Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил…»
    Мечтательность и образное мышление «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность…»  
    Образованность и любовь к чтению «Стало быть, напрасно он, бывало, зимою в Петербурге по целым дням просиживал над новейшими сочинениями…»
    Любовь к природе «И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе…»

    Автор: Виктория Комарова

    Þëèÿ Äîìîøîíêèíà

     ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» çâó÷èò òåìà ëþáâè.  ïðîèçâåäåíèè  4 ëèíèè, ðàñêðûâàþùèå ïðîáëåìó ëþáâè ñ ðàçíûõ ñòîðîí.

    Åâãåíèé Áàçàðîâ è Àííà Îäèíöîâà (öåíòðàëüíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ). Íèãèëèñò Áàçàðîâ, îòðèöàþùèé ëþáîâü, âëþáëÿåòñÿ â Àííó Îäèíöîâó, íî îíà íå ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò êîìôîðòà è ðàçìåðåííîé æèçíè, ïîýòîìó èõ îòíîøåíèÿ òðàãè÷íû. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñòðàñòü».

    Àðêàäèé Êèðñàíîâ è Êàòÿ Ëîêòåâà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-äðóæáó». Ýòî ò¸ïëûå è èñêðåííèå îòíîøåíèÿ, ïîñòðîåííûå íà ïîääåðæêå è çàáîòå äðóã î äðóãå.

    Íèêîëàé Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è Ôåíå÷êà. Ãåðîè íå îáðàùàþò âíèìàíèå íà ðàçíîå ïðîèñõîæäåíèå è ïîëîæåíèå â îáùåñòâå, îíè òåïëî îòíîñÿòñÿ äðóã ê äðóãó è óâàæàþò äðóã äðóãà. Äàííàÿ ëèíèÿ äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-ñåìüþ».
    Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ è êíÿãèíÿ Ð. Çäåñü àâòîð äåìîíñòðèðóåò «ëþáîâü-íàâàæäåíèå», ïîëíîñòüþ ìåíÿþùàÿ æèçíü Ïàâëà Ïåòðîâè÷à.

    Ëþáîâü â ðîìàíå – îñîáàÿ ñèëà. Êàæäûé ïåðñîíàæ, âûïîëíÿþùèé â ïðîèçâåäåíèè âàæíóþ ôóíêöèþ, ïðîõîäèò èñïûòàíèå ëþáîâüþ.

    (Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

    Ñî÷èíåíèå íà òåìó «Ëþáîâü â ðîìàíå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè».

     Ðîìàí È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè» — ðîìàí àêòóàëüíûé äëÿ ñâîåãî âðåìåíè. Îí çàòðàãèâàë âîïðîñû, âîëíîâàâøèå ðóññêóþ îáùåñòâåííîñòü â 60-å ãîäû 19 âåêà. Òóðãåíåâ ïîêàçàë äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè íîâîãî òå÷åíèÿ, âëàäåâøåãî óìàìè ìîëîäûõ ëþäåé òîãî âðåìåíè. Íî ðîìàí ýòîãî âåëèêîãî ïèñàòåëÿ íå âîøåë áû â çîëîòîé ôîíä ðóññêîé êëàññè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, åñëè áû îãðàíè÷èëñÿ òîëüêî âîïðîñàìè ñîâðåìåííîñòè. Ñêà÷àòü ïðèìåð Íàïèñàíèå ñî÷èíåíèÿ çà 4 ÷àñàÇàêàçàòü ñî÷èíåíèå  «Îòöàõ è äåòÿõ» Òóðãåíåâ ðåøàë âå÷íûå ïðîáëåìû: ïðîáëåìó âçàèìîîòíîøåíèé ðàçëè÷íûõ ïîêîëåíèé, ïðîáëåìó ñ÷àñòüÿ, ïðîáëåìó ëþáâè. Ëþáîâíàÿ òåìà î÷åíü øèðîêî ðàçâ¸ðíóòà â ðîìàíå. Îíà ÿâëÿåòñÿ ìåðèëîì æèçíåííîñòè ãåðîåâ. Ýòî ÷óâñòâî ïðîâåðÿåò èõ «íà ïðî÷íîñòü», îáíàæàåò èñòèííóþ ñóùíîñòü ÷åëîâåêà. Ïî ìíåíèþ Òóðãåíåâà, ëþáîâü â æèçíè èãðàåò êîëîññàëüíóþ ðîëü. Ýòî ÷óâñòâî ñîñòàâëÿåò ñìûñë æèçíè, áåç íåãî æèçíü áåññìûñëåííà. Ñïîñîáíîñòü ãåðîåâ èñïûòûâàòü ëþáîâü — ýòî äëÿ ïèñàòåëÿ îäíî èç îñíîâíûõ êà÷åñòâ â ÷åëîâåêå è â åãî ãåðîÿõ. Îñíîâíàÿ ëþáîâíàÿ ëèíèÿ ðîìàíà ñâÿçàíà ñ îáðàçàìè Åâãåíèÿ Áàçàðîâà è Àííû Ñåðãååâíû Îäèíöîâîé. Íèãèëèñò Áàçàðîâ îòðèöàë ëþáîâü êàê îòíîøåíèå äóø. Îí èñêðåííå ñ÷èòàë, ÷òî ëþáîâü – âûäóìêè ðîìàíòèêîâ. Ìåæäó ëþäüìè ñóùåñòâóåò ëèøü ïðèâû÷êà, âçàèìíàÿ ñèìïàòèÿ è îòíîøåíèÿ òåë. Íà ìîé âçãëÿä, òàêîå îòíîøåíèå ãëàâíîãî ãåðîÿ ê ëþáâè ñâÿçàíî ñ åãî îòíîøåíèåì ê æåíùèíàì. Âñþ ñâîþ æèçíü Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî æåíùèíà — ñóùåñòâî âòîðîãî ïîðÿäêà. Îíà ñîçäàíà äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ ìóæ÷èí. È õîòÿ ãåðîé ïðîïîâåäîâàë, íàðÿäó ñ äðóãèìè, è èäåè æåíñêîãî ôåìèíèçìà, ìíå êàæåòñÿ, ÷òî âñå æå îí íå âîñïðèíèìàë æåíùèí âñåðüåç. Òàêèì îáðàçîì, æèçíü Áàçàðîâà áûëà ïîä÷èíåíà ðàññóäêó, ðàöèîíàëèçìó. Íî âñå â åãî æèçíè èçìåíèëîñü â îäèí ìèã. ×òîáû èñïûòàòü ñâîåãî ãåðîÿ è ïîêàçàòü âñþ àáñóðäíîñòü åãî óáåæäåíèé, Òóðãåíåâ ñòàâèò íà æèçíåííîì ïóòè ãåðîÿ ïðåãðàäó – ëþáîâü. Áàçàðîâ, óáåæäåííûé â ñèëå ñâîåé íàòóðû, â ñâîåì îòëè÷èå îò äðóãèõ, âäðóã … âëþáèëñÿ. Âëþáèëñÿ ñòðàñòíî è íåèñòîâî, êàê ñòðàñòíà è íåèñòîâà áûëà åãî íàòóðà: «Îäèíöîâà ïðîòÿíóëà âïåð¸ä îáå ðóêè, à Áàçàðîâ óï¸ðñÿ ëáîì â ñòåêëî îêíà. Îí çàäûõàëñÿ; âñ¸ òåëî åãî âèäèìî òðåïåòàëî. Íî ýòî áûëî íå òðåïåòàíèå þíîøåñêîé ðîáîñòè, íå ñëàäêèé óæàñ ïåðâîãî ïðèçíàíèÿ îâëàäåë èì: ýòî ñòðàñòü â í¸ì áèëàñü, ñèëüíàÿ è òÿæ¸ëàÿ — ñòðàñòü, ïîõîæàÿ íà çëîáó è, áûòü ìîæåò, ñðîäíè å酻
    Êàê âèäèì, ëþáîâü Áàçàðîâà ïðîòèâîðå÷èâà. Îíà ñìåøàíà ñî çëîáîé íà ñåáÿ: âëþáèëñÿ, êàê äóðàê, êàê ïðîñòîé ÷åëîâå÷èøêà! Íî ãåðîé íè÷åãî íå ìîæåò ñ ñîáîé ïîäåëàòü. Ñâî¸ ÷óâñòâî ê Îäèíöîâîé îí ïðîíåñ¸ò äî êîíöà æèçíè è ïåðåä ñìåðòíûì îäðîì çàõî÷åò óâèäåòü äîðîãóþ åìó Àííó Ñåðãååâíó:
    «Ïðîùàéòå, — ïðîãîâîðèë îí ñ âíåçàïíîé ñèëîé, è ãëàçà åãî áëåñíóëè ïîñëåäíèì áëåñêîì. — Ïðîùàéòå… Ïîñëóøàéòå… âåäü ÿ âàñ íå ïîöåëîâàë òîãäà… Äóíüòå íà óìèðàþùóþ ëàìïàäó, è ïóñòü îíà ïîãàñíåò…»
    Èíòåðåñíî, êàê âåä¸ò ñåáÿ ïðè ïîñëåäíåé âñòðå÷å ñ Áàçàðîâûì åãî âîçëþáëåííàÿ – Àííà Ñåðãååâíà Îäèíöîâà. Îíà áîèòñÿ çàðàçèòüñÿ îò Åâãåíèÿ Âàñèëüåâè÷à, è òîëüêî ÷óâñòâî ïðèëè÷èÿ çàñòàâëÿåò åå ïîäîéòè ê íåìó áëèæå. ×òî æå, ýòà æåíùèíà íå ëþáèëà Áàçàðîâà? À âåäü ìîãëî ïîêàçàòüñÿ, ÷òî èìåííî îíà ïåðâàÿ íà÷àëà âûêàçûâàòü çíàêè âíèìàíèÿ ãåðîþ. Äà, äåéñòâèòåëüíî, ýòî òàê. Íî ñíà÷àëà Îäèíöîâà çàèíòåðåñîâàëàñü Áàçàðîâûì êàê èíòåðåñíûì è óìíûì ÷åëîâåêîì. Çàòåì, ïî÷óâñòâîâàâ ê íåìó áîëüøå, ÷åì ïðîñòî ñèìïàòèþ, Àííà Ñåðãååâíà èñïóãàëàñü. Îíà íå çàõîòåëà ïðîìåíÿòü ñâîå ñïîêîéñòâèå è àâòîðèòåò â îáùåñòâå íà ñèëüíûå, íî íåâåäîìûå åé ÷óâñòâà. Ñåðäöåì Îäèíöîâà ïîíèìàåò, ÷òî õî÷åò ëþáâè, íî å¸ õîëîäíûé è áåññòðàñòíûé óì îñòàíàâëèâàåò ãåðîèíþ. Ïîýòîìó Îäèíöîâà òàê íåñ÷àñòíà.  ýïèëîãå ìû óçíà¸ì, ÷òî ýòà ãåðîèíÿ âíîâü âûøëà çàìóæ, íî îïÿòü ïî ðàñ÷¸òó, à íå ïî ëþáâè. ×òî æ, Îäèíöîâà ñäåëàëà ñâîé âûáîð â æèçíè. Íåñ÷àñòåí â ëþáâè è àíòèïîä, à âî ìíîãîì, äâîéíèê Áàçàðîâà – Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Êèðñàíîâ. Âñÿ åãî æèçíü ïîøëà ïðàõîì èç-çà íåñ÷àñòíîé, ðîêîâîé ëþáâè, êîòîðóþ Êèðñàíîâ òàê è íå ìîæåò çàáûòü. Áåçîòâåòíàÿ ñòðàñòü èññóøèëà ãåðîÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìåðòâåöà, çàïîëíÿþùåãî ñâîþ æèçíü «ïðèíñèïàìè» è äîãìàòàìè. Äðóãîé òèï îòíîøåíèé ïðåäñòàâëÿåò â ðîìàíå ïàðà Àðêàäèé – Êàòÿ. Àðêàäèé, êàê «ó÷åíèê Áàçàðîâà» è «íèãèëèñò», äîëæåí áûë áû òîæå îòðèöàòü ëþáîâü. Íî åãî íàòóðà è âîñïèòàíèå áåðóò ñâî¸. Àðêàäèé – ïðîñòîé ÷åëîâåê, âèäÿùèé ñâîé èäåàë â ñåìüå, äåòÿõ, õîçÿéñòâå. Îí íåìíîãî ìÿãêîòåë, ëåãêî ïîääàåòñÿ âëèÿíèþ. Èç-ïîä îäíîé òâ¸ðäîé ðóêè (Áàçàðîâà) Àðêàäèé îïàäàåò â äðóãèå (Êàòÿ). Íî ãåðîé ñ÷àñòëèâ, âïðî÷åì, êàê è åãî ñóïðóãà. Ïðåêðàñíà ñöåíà èõ îáúÿñíåíèÿ â ëþáâè. Òóðãåíåâ õî÷åò íàì ñêàçàòü: âîò ìîìåíòû, ðàäè êîòîðûõ ñòîèò æèòü. È ãîðå òåì, êòî èõ íèêîãäà íå èñïûòûâàë:
     «Îí ñõâàòèë åå áîëüøèå, ïðåêðàñíûå ðóêè è, çàäûõàÿñü îò âîñòîðãà, ïðèæàë èõ ê ñâîåìó ñåðäöó. Îí åäâà ñòîÿë íà íîãàõ è òîëüêî òâåðäèë: «Êàòÿ, Êàòÿ…», à îíà êàê-òî íåâèííî çàïëàêàëà, ñàìà òèõî ñìåÿñü ñâîèì ñëåçàì. Êòî íå âèäàë òàêèõ ñë¸ç â ãëàçàõ ëþáèìîãî ñóùåñòâà, òîò åùå íå èñïûòàë, äî êàêîé ñòåïåíè, çàìèðàÿ âåñü îò áëàãîäàðíîñòè è îò ñòûäà, ìîæåò áûòü ñ÷àñòëèâ íà çåìëå ÷åëîâåê».
    Ñ÷àñòëèâ â ñåìåéíîé æèçíè è îòåö Àðêàäèÿ, Íèêîëàé Ïåòðîâè÷. Îí îáîæàë ñâîþ ïåðâóþ æåíó, à ïîñëå å¸ ñìåðòè âñòðåòèë Ôåíå÷êó è ïîëþáèë äåâóøêó âñåé äóøîé. Òóðãåíåâ ïîêàçûâàåò, ÷òî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü âûøå âñåõ ïðåäðàññóäêîâ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Ôåíå÷êà – ïðîñòîëþäèíêà è íàìíîãî ìîëîæå Íèêîëàÿ Ïåòðîâè÷à, ýòè ãåðîè ñ÷àñòëèâû âìåñòå. È òîìó åñòü ïðÿìîå äîêàçàòåëüñòâî – èõ ñûí Ìèòåíüêà. Òóðãåíåâ ðèñóåò â ñâî¸ì ðîìàíå íå òîëüêî íåñ÷àñòëèâûõ â ëþáâè ìóæ÷èí, íî è æåíùèí. Åñëè ìóæ÷èíà áåç ëþáâè «çàñûõàåò», óõîäèò â îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü èëè íàóêó, òî æåíùèíà ñòàíîâèòñÿ íåñ÷àñòíîé è ñìåøíîé. Îíà ïðîæèâàåò ñâîþ æèçíü çðÿ, íå âûïîëíÿÿ ïðèðîäíîãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ. Ïðèìåð òîìó — îáðàç ôåìèíèñòêè Êóêøèíîé â ðîìàíå. Ýòó íåêðàñèâóþ è íåëåïóþ æåíùèíó áðîñèë ìóæ. Îíà «áëèñòàåò» ñâîèìè ïðîãðåññèâíûìè âçãëÿäàìè, à íà ñàìîì äåëå èùåò ëþáâè, êîòîðîé åé òàê íå õâàòàåò. Ëþáîâíàÿ òåìà – îäíà èç âåäóùèõ òåì ðîìàíà È.Ñ. Òóðãåíåâà «Îòöû è äåòè». Âñå ãåðîè ïèñàòåëÿ èñïûòûâàþò ýòî ÷óâñòâî â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, òàê, êàê ìîãóò èëè óìåþò. Èìåííî ëþáîâü ñòàíîâèòñÿ äëÿ íèõ òåì ìåðèëîì, âûÿâëÿþùèì èñòèííóþ ñóùíîñòü ãåðîåâ, ïðèäà¸ò èì ñìûñë æèçíè èëè äåëàåò íåñ÷àñòíûìè.

    (Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

    (719 слов) Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем-реалистом. За свой творческий путь Тургенев создал много интересных произведений. Безусловно, известнейшим является роман «Отцы и дети«. Работу над его созданием автор завершил в 1861 году. Известно, что на протяжении длительного времени Тургенев работал в журнале «Современник». Зачастую у писателя возникали разногласия с критиком Добролюбовым, который исповедовал нигилистические идеи. Их споры отразились в романе. В своем произведении автор показал идейные столкновения, которые могут произойти между представителями разных поколений и сословий. Особое место в произведении «Отцы и дети» занимает конфликт Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Рассмотрим поподробнее, в чем он заключался. 

    В своем произведении Иван Сергеевич отразил кардинальные изменения в общественной жизни страны той эпохи. Автор продемонстрировал столкновение поколений, которые представляют собой два разных лагеря — революционно настроенных демократов и более умеренных либералов. Писатель неспроста дал произведению такое название, ведь центральное место в романе занимает вечная тема «отцов и детей». Часто конфликт возникает из-за столкновения взглядов старшего и младшего поколения. Правда, в книге Тургенева конфликт более масштабный: разница у героев не только в возрасте, но в социальном положении. Базаров — разночинец, человек бедный и привыкший к труду. Кирсанов — дворянин, человек обеспеченный и живущий в праздности.

    Конфликтующими сторонами являются Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. В образе Базарова автор воплотил разночинца, который добился всего собственными усилиями. По своей натуре Евгений является очень гордым, самоуверенным и интеллектуально развитым человеком. Он учился на медицинском факультете и мечтал стать врачом. Его очень интересовало развитие науки. Поэтому он любил проводить различные эксперименты. Базаров является нигилистом, отрицающим общепринятые нормы. Читатель замечает, насколько отличается отношение персонажа к искусству, любви и природе от отношения к этим ценностям обычного человека того времени. Евгений Базаров, умный и насмешливый, не отличается особой разговорчивостью, часто герой бывает резким и холодным. Эти качества он проявляет даже в семье. Все эти особенности характера героя лишь обострили конфликт.

    В образе Павла Кирсанова автор изобразил аристократа, который в прошлом был «светским львом». Перед читателем предстаёт приверженец консервативных взглядов и идей. Кирсанов не желает признавать новых порядков. Он настолько погряз в условностях своего сословия, что не допускает брака брата и дочери экономки. Обычно Павел вежлив, однако он может быть вспыльчивым, если встречает то, что противоречит его убеждениям. Он упрям, горд, высокомерен, категоричен. Но к семье добр: помогает брату деньгами и любит племянника как сына. 

    Таким образом, Базаров и Кирсанов являются совершенно разными людьми. По этой причине у героев постоянно возникают споры и конфликты. Неоднократно Евгений и Павел заводили беседу, однако каждый раз их разговор заходил в тупик. Дело в том, что Павел Кирсанов является человеком принципиальным, и он очень уважает в людях это качество. А вот Евгений Базаров отрицает все принципы и не признаёт никакого авторитета. 

    Протест Базарова старому миру, сторонником которого является Павел Кирсанов, выражается даже в его внешности: красные рабочие руки, небрежный балахон, равнодушие к внешнему облику. Протест ощущается в каждом слове Базарова. В связи с этим Павел Кирсанов чувствует к Евгению лишь антипатию с самого начала, что уже заметно во время их первой встречи. 

    Особенно выраженной является словесная дуэль между представителем «отцов» и представителем новых порядков в десятой главе произведения.
    Евгений Базаров, который абсолютно убеждён в собственной правоте, ведёт себя очень спокойно. Можно заметить, как нехотя персонаж отвечает на вопросы Павла Кирсанова. Приверженец старых традиций вызывает Базарова на спор, возмущаясь каждым его высказыванием. Очень очевидным является расхождение героев в нравственных, общественно-политических и философских взглядах. Для Евгения не существует дружбы, родственные отношения для него представляют собой лишь привычку, а любовь — физиологию, искусство — ненужный романтизм. 

    Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

    По мнению главного героя, разговоры об искусстве не имеют никакого смысла. Персонаж не желает замечать красот природы, заявляя лишь о её практическом смысле. Евгений, ничего не строя, пытается все разрушить. Именно в этом и заключается его слабость. 

    А для Павла Кирсанова важны такие понятия, как поэзия, музыка, любовь, семья, патриотизм. Аристократ воспевает традиции обычного народа, герой восхищается его патриархальностью и религиозностью. Отношение Евгения к простому человеку является скептическим. Он отмечает порочность народа и его суеверное видение религии.

    Писатель ни с кем из героев не соглашается, а это значит, что из конфликта никто не выходит победителем. Тургенев заявляет о силе личности Евгения Базарова, он с уважением относится к герою. Можно утверждать, что Базаров является человеком дела, а Кирсанов — человеком слова, и время Павла Петровича уже ушло. По мнению Ивана Сергеевича, молодое поколение способно указать правильное направление развития страны, но для этого ему необходимо начать не с разрушения, а с созидания.

    Автор: Виктория Комарова

    Обновлено

    Как правильно писать итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ по русскому языку

    Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Как писать итоговое сочинение

    Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

    На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

    Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

    1. Вступление (2-3 предложения).
    2. Комментарий вступления (4–6 предложений).
    3. Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
    4. Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
    5. Заключение (75 слов/3–5 предложений).

    Критерии оценивания итогового сочинения

    Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.

    1. Соответствие теме направления.

    Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.

    Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):

    «Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    2. Аргументация с привлечением литературного материала.

    Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.

    Из документов ФИПИ:

    «Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».

     3. Композиция и логика рассуждения.

    Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.

    Из документов ФИПИ:

    «Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».

    4. Качество письменной речи.

    В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.  

    Из документов ФИПИ:

    «Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    5. Грамотность

    «Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.

    При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:

    • две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
    • первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
    • две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.

    Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.

    Из документов ФИПИ:

    «Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».

    Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.

    Направления и темы итогового сочинения

    Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

    Тема может выглядеть по-разному:

    • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
    • как вопрос, на который нужно ответить.

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети 

    Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

    • Направление 1: «Забвению не подлежит»

    Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

    • Направление 2: «Я и другие».

    Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

    • Направление 3: «Время перемен».

    Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

    • Направление 4: «Разговор с собой».

    Тема: «Почему люди обманывают себя?»

    • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

    Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

    В чем заключается разница между направлением и темой?

    Критерии сравнения Направления Темы
    Когда становятся известны? В начале учебного года Во время экзамена
    Вариативность Общие для всех регионов Разные комплекты для каждого часового пояса

    Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

    Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ 

    1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
    2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
    3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
    4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
    5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
    6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
    7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
      • орфографию (ошибки в написании слов);
      • пунктуацию (знаки препинания);
      • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
      • лексические повторы (речь);
      • остальные речевые ошибки;
      • грамматические ошибки;
    8. Переписываем сочинение на чистовик.

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Структура итогового сочинения 

    1. Вступление и раскрытие темы направления. 

    Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

    Например:

    • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
    • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
    • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

    Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

    • В виде вопроса:

    «Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

    • В виде утверждения:

    «Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

    • По ключевым словам темы:

    «Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

    1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

    Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

    Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

    Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.

    1. Тезис.

    Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

    Пример тезиса:

    • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    1. Логический переход.

    Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

    В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

    Пример подводки:

    • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
    1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

    Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

    В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

    Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

    Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

    • конкретную ситуацию;
    • конфликт между героями;
    • взгляды героя;
    • характер героя и его поступки.

    Клише к эпизодам:

    • «Автор повествует о…»;
    • «Автор описывает…»;
    • «Писатель обращает наше внимание на…»;
    • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
    1. Микровывод.

    Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

    Клише к микровыводу:

    • «Писатель считает, что…»;
    • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
    • «Писатель подводит нас к мысли…»

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

    • Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
    1. Общий вывод

    В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.

    Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Пример итогового сочинения

    Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

    «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.

    Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

    Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

    Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

    Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

    Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы

    • Формулировка проблемы – 1 б.
    • Комментарий к проблеме – 6 б.
    • Позиция автора по проблеме – 1 б.
    • ​Отношение к позиции автора – 1 б.
    • Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
    • Речевое оформление – 2 б.
    • Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
    • Этика – 1 б.
    • Фактическая точность – 1 б.

    Всего – 25 баллов.

    В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

    Структура сочинения

    1. Вступление (опционально).
    2. Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
    3. Комментарий к проблеме:
      • пример из текста с пояснением 1;
      • пример из текста с пояснением 2;
      • связь между примерами.
    4. Позиция автора.
    5. Отношение к позиции автора и его обоснование.
    6. Заключение

    Формулировка проблемы

    1. Проблема проходит через весь текст.  
    2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
    3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

    Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ

    1. Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
    2. Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:

    1. Пример из текста →
    2. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
    3. Пример из текста →
    4. Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
    5. Указание на тип связи между примерами →
    6. Комментарий к связи между примерами.

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку

    Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.

    Проблема:

    • В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.

    Комментарий:

    • Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.

    Связка

    В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

    Связка должна содержать:

    1. Отсылку к информации из первого примера.
    2. Отсылку к информации из второго примера.
    3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Позиция автора

    В сочинении на ЕГЭ:

    • формулируем одновременно с проблемой;
    • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
    • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
      • не высказываем собственное мнение.

    Как сформулировать позицию автора:

    • Автор считает…
    • Цитата из текста.

    Объем – 1-2 предложения. 

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Отношение к позиции автора и его обоснование

    1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
    2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
    3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

    Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

    Вывод

    1. Пересказ первого абзаца сочинения.
    2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
    3. В нем не должно быть новой информации.
    4. Служит для закольцовывания текста.

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)

    Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

    В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

    Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

    Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

    По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

    С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

    Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

    Разница между сочинениями 

    Критерии сравнения

    Итоговое сочинение

    Сочинение ЕГЭ

    Время написания

    3 часа 55 минут только на сочинение

    3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

    Период написания

    Декабрь

    Июнь

    Объем (минимум)

    250 слов

    150 слов

    Тема направления

    На выбор

    Предоставленная в тексте

    Аргументация

    Из литературы

    Из текста

    Количество критериев оценивания работы

    5

    12

    Читайте также:

    Сочинение на тему в чем заключается конфликт между поколениями по произведению отцы и дети

    Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.

    Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.

  • Сочинение на тему в судьбе природы наша судьба 6 класс биология
  • Сочинение на тему в радости знай меру в беде не теряй веру 7 класс кратко
  • Сочинение на тему в магазине 3 класс русский язык
  • Сочинение на тему в попков осенние дожди
  • Сочинение на тему в природе нет ничего прелестнее раннего утра утренней ранней зари рассуждение