Сочинение на тему в чем состоит трагедия жизни обломова 350 слов

Автор: самый зелный опубликовано 01.09.2021 обновлено 09.09.2021 мороз и солнце; день чудесный! пушкин писал эти строки, не

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.

  1. Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
  2. Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
  3. «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
  4. Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства. 
  5. Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
  6. Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
  7. Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
  8. Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
  9. Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
  10. Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
  11. Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
  12. Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
  13. Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
  14. Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
  15. Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.

Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.

Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии

Читайте также:

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Сон и его значение в романе И. А. Гончарова «Обломов», раскрывающее функции этой главы в романе.

В романе «Обломов» обращает на себя внимание то, что все главы идут под номерами, и только одна глава имеет еще и название «Сон Обломова». Дело в том, что роман «Обломов» такой, каким мы его знаем,  был издан в 1859 году. За десять лет до этого девятая глава, которая теперь находится в первой части, была опубликована отдельным произведением. Потом Гончаров отправился в путешествие. И только когда он вернулся, вокруг отдельной главы вырос целый роман о барине, который постепенно теряет интерес к жизни и умирает, не будучи еще стариком.

В главах предшествующих «Сну Обломова» мы знакомимся с главным героем Ильей Ильичем Обломовым. Это дворянин тридцати с лишним лет. Он живет в Петербурге на Гороховой улице. Герой нигде не служит, редко выходит из дома. Основное его занятие заключается в том, что он лежит на диване и размышляет о разных жизненных явлениях или просто мечтает. Его размышления привели к тому, что он задумался о том, почему он не может жить, как другие. «Любопытно бы знать … отчего я… такой?»- задается он вопросом. И уже догадка мелькнула у него в голове, но «сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей». Далее автор пересказывает читателю содержание сна, который видел Обломов.

Литературный прием, использованный Гончаровым, не является уникальным. Писатели часто обращаются к снам, чтобы предвосхитить события, помочь читателю лучше понять героя, его мировоззрение. В произведении Гончарова сон, возвращая в прошлое, рассказывает о том, как, в какой обстановке формировался характер героя. В этой главе содержится идеал жизни Ильи Ильича, к которому он стремился, достиг, и который остановил течение его жизни.

«Сон Обломова» условно можно разделить на четыре части. Первая часть посвящена описанию благословенного края. В нем нет ничего грандиозного, например, моря. Весь он состоит из веселых, приятных пейзажей. Правильно и невозмутимо совершается здесь годовой круг. Все тихо и сонно в деревеньках и лежащих вокруг полях. И люди живут здесь под стать, тихие и мирные. Никаких преступлений не совершается, нет болезней, эпидемий. Новости о том, что делается на свете, до них доходят не часто. Люди жили счастливо и думали, что иначе «и не может быть». В Сосновке находилась господская усадьба Обломовых. Обломовка является собирательным образом русской патриархальной деревни. Автор идеализировал деревенский уклад. Как и полагается, во сне переплелось реальное с фантастическим.

Вторая часть посвящена детству Обломова. Ему семь лет, он «хорошенький, красненький, полный». Его растят как настоящего барина, в неге и заботе. Он резвый, бойкий, любознательный мальчик, но ему не разрешают гулять без няньки. Когда же все после обеда засыпают по обыкновению, Илюша один бежит исследовать местность. Автор отмечает его наблюдательность, ничего не ускользает от его внимания. Он радовался наступлению самостоятельной жизни. У него на свободе множество дел. Нужно и в земле покопаться, отыскать корешки, и сбегать в березняк, в овраг. С интересом наблюдает он за жизнью насекомых. Потом наступает вечер, спадает жара. Ребенок зовет мать гулять, но она говорит, что теперь сыро, да и леший в лесу ходит. «Необузданная фантазия» матери уносила в фантастический мир сказок. Илюша слушал и засыпал, нянька уносила его в постель. «День прошел, и слава Богу», — радовались обломовцы.

В третьей части автор повествует о первых уроках Илюши, которые проходили под руководством няньки. Она рассказывала ему народные сказки, предания, былины. Так и рос Илюша под влиянием сказок о щуке, которая выполняет желания ленивого мужика. Вкладывала нянька в сознание ребенка сказания о подвигах богатырей, побивающих несметные полчища. В Обломовке верили и в оборотней, и в мертвецов, которые по ночам встают из могил. Став взрослым, Илья Ильич понял, что ничего этого нет, но безотчетный страх и тоска в душе сохранились. Рассказы няньки отвлекали мальчика от реальной жизни и даже внушали страх перед ней.

Его дед и отец слушали те же сказки в детстве. В их сознании строилась картина мира, где живут на всем готовом. Все важные дела в жизни делаются добрыми волшебницами. Потому и не занимался отец Обломова хозяйством, потому и обманывал его управляющий. Имение приходило в упадок, снижались доходы.

Последняя часть повествует о другой поре из жизни Ильи Ильича. Ему тринадцать-четырнадцать лет. Он учится в пансионе в Верхлеве. Его открыл местный управляющий немец Штольц. У него сын ровесник Ильи. Кроме них в класс ходит еще один золотушный мальчик.

Немец был человек деловой, строгий. Может быть, и смог бы научиться Илюша у него чему-нибудь, если бы не было у него перед глазами примера отца. Батюшка его целыми днями ходил из угла в угол, нюхал табак и не задумывался о том, что у него в хозяйстве делается. Возможно, тогда детский ум Обломова решил, что жить нужно так, как живут рядом с ним взрослые. Это и является нормой жизни.

Для родителей Обломова важно было получение аттестата, а не знаний. В школе Илюша появлялся нечасто. Иногда ему устраивали каникулы длиной в полгода. Сын Штольца подсказывал уроки Илье. Подросток даже одеваться сам не трудился. Захарка, сменивший няньку, натягивал ему чулки, башмаки. Все проявления активности сдерживались домашними. Выбежит ли он в сени, побежит ли играть в снежки, люди с криками бегут за ним.

Рассказывая о детских и отроческих годах Обломова, Гончаров размышляет о том, что ему было полезно, в чем были допущены ошибки. Он предполагает, что ребенок начинает впитывать жизнь еще в младенчестве. Покой, лень обломовцев Илья Ильич впитал с молоком матери. Отношение автора к жизни героя в родительском имении нельзя оценивать однозначно. Гончаров осуждает ту неспособность к деятельной жизни, которая овладела Обломовым в зрелой жизни. Он пытается найти ее истоки. В то же время в жизни обломовцев его привлекает множество разных моментов. У них нет преступлений, войн, болезней, страданий. Тишина, покой, уют царят в этом краю. Этот же уют лишает человека каких бы то ни было стремлений. Постепенно человеком овладевает апатия.

Гончаров говорит о том, что Илюша был активным, деятельным, любознательным ребенком. В нем был заложен большой потенциал. Воздействие окружающей среды оказалось настолько велико, что полностью подчинило душу Обломова. Воспитание определило судьбу героя. Всю сознательную жизнь Илья Ильич стремился обрести тот же образ жизни, что был в Обломовке. Он нашел его в доме Агафьи Пшеницыной, которая, как заботливая мать, обеспечила ему ленивое, безмятежное существование.

В образе героя, как и в образе патриархальной деревни, автор объединил черты поместных дворян, его современников. Их неумение управлять хозяйством, вялая, апатичная жизнь привела к упадку сельского хозяйства и обнищанию крестьян. Их жизнь проходит бесцельно, бездарно. Говоря словами обломовцев, день прошел – и слава Богу. Отсутствие стремлений, сонный образ жизни они передавали своим детям, считая его единственно правильным. Гончаров рассказал о своем видении мира, предоставив читателю самому искать ответы на поставленные вопросы.

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Возможен ли жизненный путь без ошибок? Аргументы, вступления, тезисы, заключения, примеры — все это в изобилии представлено здесь, ведь он написал несколько вариантов на любой вкус и цвет.

Вариант 1

(386 слов) Любая дорога состоит из взлетов и падений, ухабов и рытвин, а потому человек не может не поскользнуться и не отклониться от курса. Ошибка — это неотъемлемая часть обучения. Поэтому без нее совершенно нельзя обойтись, если люди к чему-то стремятся, что-то делают. И многие литературные примеры это подтверждают.

Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». Ольга Ильинская и Илья Обломов полюбили друг друга. На первый взгляд, их отношения были навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Ленивый барин, наконец, встал бы с дивана и начал обеспечивать себя и молодую семью. Амбициозная и активная Ольга могла бы найти неиссякаемый источник дел в материнстве и ведении хозяйства. Любовь помогла бы героям открыть в себе новые качества и грани характера. Однако время показало, что молодые поторопились с планированием свадьбы. Илья Ильич был надломлен новыми требованиями, вызовами и обязанностями, он не смог перебороть свою лень. Ольга же поняла, что выбрала не того человека. Ей нравилась будущая версия Обломова — тот мужчина, которого она исправит и спасет. Но когда выяснилось, что меняться он не готов, героиня оставила надежды переломить естественный ход событий. Влюбленные признали, что совершили ошибку, и расстались. К сожалению, любовь нередко является обманчивой, и люди находят других партнеров, поняв всю призрачность своих иллюзий. Без этих проб и ошибок невозможно построить крепкую семью.

Столь же часто мы переоцениваем не только чужие, но и свои возможности. Так, героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» считала себя талантливой пианисткой. Она много занималась и мечтала о музыкальной карьере в большом городе. Поэтому Катерина даже отказалась стать женой Дмитрия. Ей казалось, что брак и материнство помешают ее амбициям. Без сожалений распрощавшись со всеми, она уехала. Однако профильное обучение показало ей, что ее талант был явно переоценен. Это дома она была лучше всех, а среди настоящих музыкантов совершенно потерялась. В итоге девушка вернулась не солоно хлебавши и приняла судьбу такой, какая она есть, то есть без иллюзий. Катерина жалела, что отказала Дмитрию. Ошибка? И миновать ее было нельзя. Таков индивидуальный путь Катерины. Если бы она не попробовала себя в музыке, то всю оставшуюся жизнь мучилась бы от сожалений и несбывшихся надежд.

Таким образом, человек постигает мир и себя самого только методом проб и ошибок. Иначе просто нельзя, уроки пройдут даром или вовсе не состоятся. Промахи и недочеты заставляют твердо запомнить усвоенную мудрость и получить уникальный опыт. Пройдя через испытания, мы закаляем себя и добиваемся большего.

Вариант 2

(399 слов) Жизненный путь предполагает ошибки и просчеты — такова природа дороги, на которой люди непременно оступаются, теряют направление или даже падают. Но без этих трудностей научиться ровно и быстро ходить не получится, это очевидно. Добраться до цели может только тот, кто выстрадал и перенес каждый шаг, извлекая мудрость из каждого недочета. Многие литературные герои согласились бы с нами, ведь пережили то же самое. 

Тему ошибок на жизненном пути затронул М. Горький в пьесе «На дне». Герои книги упали на самое дно общество из-за череды серьезных просчетов. Кто-то, подобно Актеру, увлекся спиртными напитками и потерял контроль над собой. Кто-то, подобно Клещу, озлобился на весь мир и получил в ответ такую же антипатию. Кто-то, как Сатин, совершил импульсивный поступок, который поставил на нем клеймо. А кто-то, подобно Насте и Пеплу, избрал род деятельности, противоречащий нравственным нормам. Но не только нищие оступились. И вполне обеспеченный Костылев совершал ошибки, которые привели его к трагическому исходу. Так, он был груб с женой, постоянно обзывал ее, жадничал, и в итоге она же подговаривала Ваську расправиться с надоевшим мужем. Если бы Михаил создал нормальную семью, то не погиб бы в драке с любовником супруги. Каждая история из этой пьесы — это жизненный урок для читателя. О том, какие ошибки ведут к самым ужасным последствиям, стоит знать каждому, однако совсем миновать их не получится. Но хотя бы своевременное исправление уже предотвратит трагедию.

Столь же поучителен для нас рассказ И.А. Бунина «Кавказ». Жена обманывает мужа и сбегает от него на Кавказ с любовником, совершенно не думая о последствиях своего ухода. Ее супруг — офицер, и для него аморальное поведение супруги — страшный позор, с которым нельзя примириться. Поэтому когда он получает все доказательства ее измены, он не выдерживает этого открытия и сводит счеты с жизнью, пока любовники получают удовольствие от совместного досуга. Увы, эта трагедия непоправима. Она ляжет тяжким грузом на плечи обоих героев, оставшихся в живых. Все персонажи совершили фатальные ошибки, но могли ли они без них обойтись? Нет, ведь это так естественно! И все же они могли бы предугадать развитие событий и хотя бы минимизировать негативные последствия.

Мы можем сделать вывод, что в жизни нельзя обойтись без ошибок. Однако мы можем научиться азам мудрого поведения на чужом опыте и свести риски к минимуму. Поэтому так важно изучать литературу и стараться обходить те ямы, которые ведут людей к окончательным нравственным падениям и непоправимым последствиям. Умный человек всегда учится на чужих ошибках, а не только на своих.

Вариант 3

(437 слов) «Жизнь пройти — не поле перейти» — эта народная мудрость означает, что путь человека тернист и сложен. Невозможно преодолеть его безошибочно и сразу же написать свою историю на чистовик. Важно получать опыт, перенимать мудрость и исправиться — только так можно стать лучшей версией себя. Поэтому оступаться столь же необходимо, как подниматься и продолжать путь.

Подтверждение этой необходимости мы находим в прозе А.И. Куприна — многоопытного человека, который за свою жизнь сменил несколько десятков работ и регионов. Его произведения насыщены уникальным опытом. Например, в повести «Олеся» он описал судьбу яркой индивидуальности в посредственном мире, полном предрассудков. Олеся жила в уединении и вдали от общества, поэтому не переняла его заблуждения и шаблоны поведения. Вместо того чтобы всего бояться, слепо повторять все действия за другими, героиня думала своей головой и выстраивала свой маршрут, крутой и ухабистый. Так, она вступила в связь с Иваном без каких-либо гарантий с его стороны. Более того, она отказалась от брака, понимая, что увлекающаяся и слабая натура мужчины не соответствует тем обязанностям, которые на супруга налагает клятва. Также Олеся не побоялась пойти в церковь, чтобы стать ближе к идеалу Ивана. Все эти действия повлекли за собой негативные последствия, поэтому их можно назвать ошибочными. Однако без них героиня не получила бы полезного, хоть и горького опыта. Она лишилась бы и ярких впечатлений, и шанса на любовь. Очевидно, что ошибки были неотъемлемой частью ее становления и личностного роста. 

Аналогичный пример мы видим в повести «Гранатовый браслет». Генерал Аносов женился рано на миловидной и скромной девушке из приличной семьи. Кто мог знать тогда, что эта барышня окажется безнравственной и пустой женщиной? Уже в первые месяцы брака стало очевидно, что она пошла под венец не из большой любви, а ради того, чтобы стать хозяйкой своего дома и получить больше денег на наряды, танцы и развлечения. Очень скоро супруга Аносова изменила ему с каким-то артистом и сбежала. А потом, конечно, вернулась и слезно умоляла простить минутную слабость. Но Аносов уже понял, что никакого будущего у них нет. Он осознал, что женился по ошибке, и всю жизнь платил супруге определенный пансион, но этим их общение ограничивалось. Очевидно, что даже такой мудрый человек не смог пройти свой путь без заблуждений и иллюзий. Но ведь они способствовали формированию его мировоззрения и были частью его неповторимой судьбы, благодаря которой он стал тем, кем должен был стать. Их нельзя вычеркнуть или отбросить, они образуют его биографию.

Таким образом, человек не может пройти свой путь без ошибок, потому что они составляют его жизнь, равно как и удачные моменты. Нельзя просто взять и выбросить половину судьбы. Любые просчеты нужно использовать в своих целях, делая выводы и избегая повторения проблемных ситуаций. Это и есть личностный рост, необходимый для достижения успеха.

Образ Штольца в романе «Обломов» А.И. Гончарова занимает одно из центральных мест в системе образов произведения наряду с главным героем Обломовым, чьим именем назван известный роман писателя.

Илья Обломов и Андрей Штольц – два верных друга, очень не похожих друг на друга, полные противоположности, однако, подружившись еще в детском возрасте, герои сохранили дружбу до конца своих дней.

Андрей Штольц – ровесник Ильи Ильича Обломова, ему за тридцать лет. Писатель сравнивает героя с кровной английской лошадью, так как, казалось, герой весь состоял из костей, мускулов и нервов. У Штольца была худощавая фигура, на его ровном, смуглом, без всякого румянца лице почти не было щек, зато выделялись зеленоватые и выразительные глаза.

С большим интересом читатель узнает от автора подробности воспитания и образования Штольца. По происхождению он был вполовину немец, вполовину русский. Его отец, Иван Богданыч Штольц, был управляющим в селе Верхлеве. Там же родился и вырос его единственный сын Андрей, который унаследовал от отца привычку к труду и деятельности. Уже в восемь лет он терпеливо сидел за географическими картами с отцом, разбирал труды немецких писателей Иоганна-Готфрида Гердера и Кристофора-Мартина Виланда, изучал библейские стихи, корпел над счетами мещан, крестьян и фабричных. Мать, переживая, что ее сын вырастет человеком черствым, бездушным, приучала его к русской и французской литературе, читала с ним священную историю, музицировала. Как любая мать, она желала бы видеть своего сына чистеньким и благовоспитанным мальчиком, но маленький Андрюша Штольц не мог усидеть на одном месте: он с интересом изучал окружающий мир, играл с крестьянскими детьми, иногда дрался с ними и разорял птичьи гнезда, а иногда и вовсе пропадал из дома. В такие минуты Иван Богданыч запрещал жене плакать и переживать, так как твердо был уверен, что сын вернется живым и невредимым. Так и случалось. Через несколько дней Андрей возвращался, получив вне дома бесценный жизненный опыт.

Когда сын немого подрос, отец стал брать его с собой или на фабрику, или на поля, ездили они с сыном и с купцами в город, смотрели глину, свойства и назначение которой объяснял отец. В четырнадцать-пятнадцать лет Андрей Штольц, выполняя поручение Ивана Богданыча, один ездил в город и ни разу за это время не подвел своего родителя, никогда ничего не забыл или не доглядел. Андрюша хорошо учился, поэтому отец назначил его репетитором в своем небольшом пансионе и платил жалованье, как и другим. Штольц учился в университете, а когда после его завершения вернулся домой и месяца три пожил с отцом, тот сказал, что в деревне ему делать нечего, дал сыну сто рублей ассигнациями и отправил его в Петербург.

До тридцатилетнего возраста Штольц сделал блестящую карьеру, вырос до чина надворного советника, благодаря которому  он получил потомственное дворянство. Потом герой вышел в отставку и занялся коммерцией. Основой его жизни был труд, только благодаря которому  он многого добился в жизни. Обломову он признается, что труд – это образ его жизни, его стихия, цель. Штольц никогда не останавливается на достигнутом. Идет вперед, все время учится чему-то новому, много путешествует, редко его можно застать дома в Петербурге. Ему дорого каждое мгновение его жизни, поэтому он тратит свое время с умом. Штольц – человек расчетливый, осторожный. Прежде чем что-то сделать, он все рассчитает, взвесит и, если нет никакого надежного средства или способа преодолеть препятствие, не будет рисковать, а отложит дело до лучших времен. Но в нем есть и целеустремленность, и доля настойчивости, и гордость, и здоровое самолюбие. Герой не теряется  в сложных ситуациях.

Нельзя сказать, что Андрей Штольц черствый, бездушный  человек, в нем прекрасно сочетаются такие качества, как духовность и практичность. Он, несмотря на свою занятость, всегда находит время для общения со своими друзьями и знакомыми. С детских лет он хранит верность дружбе. Часто, оторвавшись от дел или светских мероприятий, герой ехал к Обломову, чтобы повидаться с другом, посидеть на его широком диване и в беседе успокоить свою усталую и чем-либо встревоженную душу. Штольц с удовольствием решал проблемы Обломова, помогал ему в вопросах, связанных с имением. Он остроумный собеседник, немного насмешливый и умный.

По жизни Андрей Штольц шел бодро и твердо: жил по средствам, умел контролировать время, душевные силы, свой труд. Иногда со стороны казалось, что Штольц управляет даже радостями и печалями. Всякие страдания герой выносил терпеливо, с некоторой досадой и гордостью, радостью наслаждался, как сорванным цветком. Он боялся воображения и всякой мечты, в области тайн и загадок искал ключ к ним в законах различных наук, то есть считал, что все тайное и загадочное в мире можно объяснить законами той или иной науки. Он не ослеплялся красотой женщин, не валялся у их ног рабом. Штольц следил за своим сердцем, поэтому смог сохранить и силу своей души, и крепость своего тела. Он искренне верит в любовь, сравнивая это чувство с Архимедовой силой и считая, что именно любовь движет миром. Он сумел создать крепкую семью, в которой жена, Ольга Ильинская, была не просто женой, а второй половинкой, подругой, с которой можно было многое обсудить, посоветоваться. Они научились без слов понимать друг друга, в одиночестве  у Штольца не получалось даже думать. Ольга же всегда утверждала, что ее муж обладает удивительными душевными качествами.

Образ Штольца мастерски создан И.А. Гончаровым и играет в произведении огромную роль. Автор, противопоставляя двух главных героев, Обломова и Штольца, пытается донести до читателей мысль о том, что лень, апатия, бездействие могут погубить в человеке все его лучшие качества, разрушить саму личность, а труд заставляет человека двигаться вперед, приносит счастье и душевное спокойствие, заставляет развиваться.  Штольц понимает, что во всех сферах жизни человека необходимы перемены, так как без них невозможен прогресс. Обломов же консервативен. Он боится любых вторжений в его жизнь, любых изменений, потому что они приносят смуту и нарушают покой. Однако автор ясно дает понять, что он не на стороне Ильи Ильича. Оставлять все так, как есть, невозможно, так как в стране и так накопилось немало важных проблем, требующих срочного решения. А для этого и нужны такие современники, как Штольц. Их созидательный ум, твердая воля, уверенность и творческая энергия способны привести к победе над самыми трудными задачами.

  • Сочинение на тему в чем трагедия гамлета
  • Сочинение на тему в чем смысл произведения горе от ума
  • Сочинение на тему в чем смысл моей жизни 10 класс
  • Сочинение на тему в чем смысл спора луки и сатина
  • Сочинение на тему в чем смысл названия романа отцы и дети