Сочинение на тему в чем различие между ошибкой и преступлением по литературе

2 сентября 2021 в закладки обсудить жалоба обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.itogovoe21-22.pptxitogovoe21-22.pdfчеловек путешествующий: дорога в жизни человекапримерные темысогласны

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Тест «Алгебраические выражения»

Тест по алгебре в 7 классе. 4 варианта с ответами.


На чтение 6 мин Просмотров 2.8к.
Обновлено

В данной работе представлено два варианта итогового сочинения на тему: «В чем различие между ошибкой и преступлением?». Для аргументации предложенных тезисов были использованы произведения следующих авторов: Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина и Теодора Драйзера.

Вариант 1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Прежде всего, нужно учесть, что не все ошибки – преступления, но многие преступления совершаются по ошибке. Каждый имеет право на ошибку, каждому приходится оступаться на своем жизненном пути. Но это не является оправданием для преступления, которое совершается преднамеренно, со злым умыслом.

За доказательствами обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников считал, что его теория оправдывает любое преступление, ради великой цели. Именно поэтому он решается на страшный поступок – убийство человека. Раскольников планирует свое преступление заранее, он тщательно к нему готовится. Он осознанно преступает общественные и нравственные законы, превознося свою идею выше человеческой жизни.

Действия главного героя нельзя назвать необдуманными, следовательно, он не по ошибке убил старуху-процентщицу и ее сестру. Однако следует вспомнить о том, с чего все начиналось. К возникновению злополучной теории привело острое чувство несправедливости и сочувствие угнетенным людям. Таким образом, выходит, что Раскольников – преступник, заслуживающий наказания, но стал он таким из-за того, что оступился. Он просто не нашел другого способа для борьбы со злом, которое его окружало.

В качестве противоположного примера хочется привести роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой совершил преступление из-за ошибки. Он не хотел убивать Владимира Ленского, к глупой и бессмысленной дуэли привела нелепая случайность. Обстоятельства сложились таким образом, что Ленский из-за ревности вызвал своего друга на поединок, не понимая последствий своего поступка. Он на знал, что Онегин нарочно стал ухаживать за его невестой, для того чтобы отомстить за нежеланную встречу с Татьяной Лариной.

Без сомнений, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства близкого человека, преступив своей выходкой границы дозволенного. Кроме того, дуэли можно было бы избежать, если бы он признал свою вину, объяснился с Ленским и извинился за содеянное. Но он поступает иначе, потому что боится осуждения со стороны высшего света. Именно зависимость от общественного мнения и беспокойство за собственную репутацию и становятся причинами гибели Владимира. Онегин осознал весь ужас и трагизм происходящего, но уже было слишком поздно.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что преступление, совершенное с целью намеренного причинения зла, никогда не может быть оправдано. Такой преступник непременно должен быть наказан. А, человек, который допустил ошибку, неосознанно и без злого умысла – заслуживает второй шанс. Каждый может ошибиться на своем жизненном пути, поэтому необходимо уметь отличать ошибки от преступлений, и с пониманием относиться к тем, кто оступился.

Вариант 2

Всем людям свойственно ошибаться, ошибки – это неотъемлемая часть жизни. Они дают нам опыт, на них человек учится. Однако не все ошибки мелкие и незначительные, иногда люди совершают фатальные проступки, которые невозможно исправить. Например, преступление. Ступив на преступный путь, человек навсегда меняется.

Давайте рассмотрим в качестве примера судьбу главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Бедственное положение Родиона Раскольникова и окружающая социальная несправедливость подтолкнули его к созданию роковой теории, согласно которой все люди делятся на два типа: «твари дрожащие» и «право имеющие». Второй тип людей, по мнению Раскольников, вершил судьбу мира. К этому типу относились великие люди, которые имели право на любой поступок, ради достижения своих целей. Себя создатель теории тоже хотел причислить к «право имеющим», но для этого ему нужно было пройти испытание кровью. Поэтому он решается на убийство «бесполезной вши», смерть которой должна принести миру сплошную пользу.

Так, Раскольников совершил ужасное преступление. Он убил старуху-процентщицу, а затем и ее внезапно появившуюся сестру. И самое страшное заключается в том, что долгое время он не осознавал всей тяжести своего поступка. Лишив жизни человека, Родион не перестал верить в свою теорию. Лишь благодаря влиянию Сони Мармеладовой он признался в содеянном, получил заслуженной наказание, и, в конце концов, осознал собственную вину. Однако даже раскаяние не сотрет след преступления в его душе, такие ошибки исправить невозможно.  

В качестве другого примера хочется привести главного героя романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Клайд Грифитс всю свою жизнь мечтал вырваться из окружающей его обстановки. И волею случая его мечта сбывается. Он устраивается на работу в престижный отель, и с головой окунается в долгожданный мир роскоши. Деньги портят многих людей, так произошло и с Клайдом. Став зарабатывать, он совершенно перестал думать о близких и родных людях. Все свободное от работы время он проводил со своими новыми друзьями. Во время очередной поездки с ними, Клайд становится свидетелем и соучастником преступления. Их машина сбивает насмерть маленькую девочку. Водитель автомобиля не остановился, и умело скрывался от полицейской погони. А затем все присутствующие при произошедшей трагедии разбежались.

Клайд мог бы признаться в том, что произошло, ведь не он находился за рулем, поэтому не понес бы тяжелого наказания. Но испугавшись, он совершает ошибку, и покидает родной город, сменив имя. Этот его поступок, действительно, можно считать простой ошибкой, в отличие от того, как он поступил с Робертой Олден. Убийство Роберты он планировал заранее, тщательно продумывая все детали. Он осознанно решился лишить жизни девушку, которая носила под сердцем его ребенка. Все дело в том, что Роберта мешала ему стать частью той жизни, к которой он всегда стремился. Наконец, Клайд мог обрести желаемое, женившись на своей возлюбленной из высшего света, но обременяющее обстоятельство в виде беременной бывшей девушки не позволяло этого сделать. Именно поэтому он и решился на убийство, считая это единственным выходом из сложившейся ситуации.  

Таким образом, можно прийти к выводу, что ошибка отличается от преступления тем, что человек ошибается непреднамеренно. Это происходит спонтанно, неосознанно. В таком случае у преступника еще есть возможность исправиться, признаться в содеянном, и понести заслуженное наказание.

     Разница между ошибкой и преступлением существенная. Я думаю ,что порой ошибки совершать даже необходимо для того , чтобы набраться нужного жизненного опыта и стараться больше не совершать их , а последствия этой оплошности легко исправимы. Преступление же ,наоборот , приводит к очень тяжёлым необратимым итогам , они совершаются намеренно и несут опасность для окружающих. Для подтверждения моей точки зрения обратимся к литературным произведениям.
     Пожалуй, самым ярким примером может послужить главный герой произведения Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание » . Родион Раскольников совершает тяжёлое преступление . Он бедный студент , не имеющий средств на существование , именно из-за социального неравенства у него рождается безумная теория. Герой делит людей на две категории:»тварей дрожащих» и »право имеющих» . Себя он относят ко второй , которой , по его мнению , можно нарушать моральные нормы и добиваться своих целей любим путём, словно Наполеон. Дабы доказать свою идею, он покушается на убийство старухи-процентщицы , считая это благим делом , ведь он избавит мир от такой «бесполезной вши» , но план Раскольникова меняется когда сестра старухи возвращается домой , он убивает и её с целью избавиться от свидетеля. Вместо ожидаемого удовлетворения Родион впадает в горячку , его изнутри гложет совесть . Никчемность своей теории в полной мере он понимает только на каторге , но ничего уже изменить невозможно . Этот  пример нам показывает как последствия преступления невозвратны , и что чреваты не только для самого преступника , но и для окружающих людей.
     Другим примером , раскрывающим тезис может стать произведение Льва Толстого «Война и мир». Главный герой ,Андрей Болконский , гордый , не видящий в себе недостатков человек . Он равнодушен и холоден ко всем , даже к самым близким. В жизне Андрея в приоритете слава и высокий военный чин. Переосмыслить жизнь ему помогает смерть жены и разговор с собой под Аустерлицем. Герой понимает , что его интересы ничтожны . Осознав все свои оплошности, встаёт на путь исправления . Это и есть пример, когда итоги ошибки легко исправимы  и несут вред только тем, кто их совершает.
     Таким образом , единственное различие между ошибкой и преступлением -последствия . Преступления приводят к необратимым результатам , касающихся и преступника и других людей . Ошибки же ,в свою очередь , имеют положительный эффект и получают нас , ведь как говорил Александр Сергеевич Пушкин «опыт-сын трудных ошибок».

Здравствуйте, Гуля.

Вам удалось в своем сочинении хорошо раскрыть тему. Вместе с тем следует обратить внимание на частое использование очень сложных синтаксических конструкций: лучше их избегать, чтобы не перегружать текст.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

Литературные аргументы вами подобраны очень хорошо, они уместны, а вы пытаетесь дать глубокий анализ одному из них, показывая хорошее владение фактическим материалом романа Достоевского.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Вы молодец, ваше сочинение построено по всем законам логики: тезис перекликается с выводом, а микровыводы вмещаются в общее заключение.

К4 (речь) + 1 балл

Гуля, обратите внимание на речевые ошибки, которые не мешают пониманию замысла, но от которых нужно стараться избавляться, так как качество письменной речи на предстоящем экзамене по русскому языку проверяется со всей строгостью. Еще есть время подправить ситуацию.

последствия этой оплошности

речевая недостаточность: указательное местоимение должно прикрепляться к прилагательному, если его нет, лучше использовать вместо местоимения другое слово. например: последствия прежней оплошности

преступления несут опасность для окружающих

необоснованное усложнение конструкции, к тому же несут не преступления, а преступники, здесь лучше использовать прилагательное в краткой форме

речевая несочетаемость: либо решается на убийство, либо покушается на жизнь

речевая избыточность: слово изнутри не нужно, т.к. и так понятно, что совесть не может глодать снаружи

последствия преступления невозвратны

речевая несочетаемость: д.б. необратимы, устойчивая словоформа. Невозвратны — то есть сами не возвращаются

устаревший союз, стилистически не оправданный в тексте, д.б. чтобы

итоги ошибки легко исправимы

речевая избыточность: ошибка — это и так итог действия

Осознав все свои оплошности

речевая несочетаемость: оплошности говорят, когда речь идет о результате неаккуратного действия; здесь д.б. заблуждения

Ошибки же ,в свою очередь , имеют положительный эффект и получают нас

речевая несочетаемость: ошибки учат, а поучают люди

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 21 Для количества слов вашей работы эта цифра допустима к зачету

Орфография

опечатка, д.б. любым

окончание -И существит. 3 скл в предлож. падеже: в жизни

опечатка: поучают

Пунктуация

 тяжёлым необратимым итогам

нужна запятая, однородные члены с добавочным значением конкретизации

план Раскольникова меняется когда сестра старухи возвращается

нужна запятая перед союзным словом, которое отделяет придаточное предложение в составе СПП

пример нам показывает как последствия преступления невозвратны

нужна запятая перед союзным словом, которое отделяет придаточное предложение в составе СПП

Главный герой ,Андрей Болконский , гордый , не видящий в себе недостатков человек .

в предложении не хватает тире между подлежащим и сказуемым в форме именит.падежа существительных

там же

приложение Андрей Болконский не требует выделения запятыми, т.к. имя собственное: главный герой Андрей Болконский —  гордый , не видящий в себе недостатков человек .

и преступника и других людей

не хватает запятой при повторяющемся союзе и — и

ведь как говорил Александр Сергеевич Пушкин «опыт-сын трудных ошибок».

не хватает обособления вводной конструкции: ведь , как говорил Александр Сергеевич Пушкин , «опыт-сын трудных ошибок».

Другим примером , раскрывающим тезис может стать

не хватает запятой, закрывающей обособленный причастный оборот

Грамматика

Разница между ошибкой и преступлением существенная.

Вы используете прилагательное в качестве сказуемого, поэтому уместнее будет выбрать ему краткую форму: разница между ошибкой и преступлением существенна.

последствия этой оплошности легко исправимы.

не хватает связки при составном именном сказуемом, должно быть так: последствия этой оплошности могут быть легко исправимы.

которой , по его мнению , можно нарушать моральные нормы и добиваться своих целей любим путём, словно Наполеон.

можно кому? которой, словно Наполеону

здесь нужен предлог к . Сравните: средства к существованию (т.е. для цели), и средства на покупку (т.е. на приобретение чего-либо)

покушается на убийство старухи-процентщицы , считая это благим делом , ведь он избавит мир

глагол избавит нужно поставить в глагольную форму предыдущего сказуемого, иначе нарушается временное соответствие однородных сказуемых.

показывает как последствия преступления невозвратны

выбран не тот союз: показывает что? что последствия невозвратны

личное окончание глагола не соответствует лицу местоимения: он относит

Осознав все свои оплошности, встаёт на путь исправления .

выпущено подлежащее: осознав все свои оплошности, он встаёт на путь исправления .

Это и есть пример, когда итоги ошибки

пример чего? Это и есть пример того, когда итоги ошибки

результатам , касающихся и преступника и других людей

результатам каким? касающимся

Итак,   ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речевыми и грамматическими ошибками. Рекомендую использовать простые по структуре, короткие предложения и не пользоваться словами с неясным для вас смыслом.

Желаю вам успехов!

Учащиеся 11 классов в 2021 году будут сдавать сперва экзамен по литературе (итоговое сочинение). Представляем ниже подробную информацию, которая будет полезна ученикам, педагогам и репетиторам при подготовке к написанию работы.

Итоговое сочинение

Данная работа является обязательной в качестве допуска к ЕГЭ в 11 классе. Проводится по системе зачёт/незачёт.

Сроки проведения

Уже утверждены даты проведения итогового сочинения в учебном году 2021-2022:

01.11.2021 — основной поток;
02.02.2022 — первый резерв;
04.05.2022 — второй резерв.

В случае незачёта у ученика будет ещё 2 попытки для написания итогового сочинения.

Из-за чего может быть пересдача

1. Ученик не смог посетить итоговое сочинение по уважительной причине.

2. Ученик не смог завершить работу из-за состояния здоровья.

3. Ученик получил «незачёт».

При этом к сдаче экзамена не будут допущены те, кто не явился без уважительной причины, кого отстранили от сдачи из-за списывания или нарушения дисциплины.

Направления и темы 2022 года

В 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким актуальным направлениям:

Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Преступление и наказание — вечная тема.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина…

Направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Темы:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания. Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира. Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия? Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Направление: Направления и темы Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Темы:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия? Какие научные открытия опасны? Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Направление: Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Темы:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг. В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека? Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть? Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам? Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека. Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Темы:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Направление: Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине? Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество? Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Критерии оценивая

При написании работы будет 2 основных требования:

Требование №1. «Объём итогового сочинения»

Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Критерии оценки:

  • «Соответствие теме»;
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»;
  • «Качество письменной речи»»;
  • «Грамотность».

Следует обратить внимание, что для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Итоговое сочинение по литературе в 2021-2022: даты проведения, темы, направления.

Источник: Подробнее ➤

Сочинение на тему в чем различие между ошибкой и преступлением по литературе

Читайте также


Стало известно, что Рособрнадзор опубликовал официальные данные по поводу написания …


17.11.2021, 21:17

1 847

просмотров

Подробнее


В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году.


25.11.2021, 17:49

1 979

просмотров

Подробнее


Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


19.11.2021, 23:02

1 375

просмотров

Подробнее


Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования …


17.11.2021, 16:42

411

просмотров

Подробнее


Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе.


19.11.2021, 22:40

606

просмотров

Подробнее


Выпускникам с первого дня последнего для них учебного года педагоги говорят …


06.09.2021, 17:30

791

просмотр

Подробнее


Итоговое сочинение в 11-х классах пройдет 1 декабря, заявили в пресс-службе …


17.11.2021, 15:53

469

просмотров

Подробнее


Итоговое сочинение ежегодно пишут ученики 11 классов, так как оно является …


04.09.2021, 16:34

381

просмотр

Подробнее


Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию Недавно …


17.11.2021, 20:25

530

просмотров

Подробнее


В конце августа 2021-го Федеральный институт педагогических измерений обнародовал …


05.10.2021, 07:32

138

просмотров

Подробнее


Сергей Кравцов объявил пять тем для сочинений, которые школьники будут писать в конце 2021 года.


30.08.2021, 18:49

59

просмотров

Подробнее


25 ноября 1971 года родился Андрей Кивинов, российский писатель и сценарист. Широкую …


25.11.2021, 20:06

16

просмотров

Подробнее


Необходимость принять изменения в процедуре проведения ГИА для 9 и 11 классов обсуждается уже не один год,…


28.01.2021, 10:49

2 013

просмотров

Подробнее


Что будет с ЕГЭ в 2022 году: могут ли вовсе отменить главный экзамен школьников …


26.11.2021, 09:10

819

просмотров

Подробнее

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Ошибки на жизненном пути. Аргументы, тезисы, вступления — все есть в двух экземплярах. Приятного просвещения!

Вариант 1

(337 слов) Каждый человек совершает ошибки на жизненном пути, это неизбежно. Развивается только тот, кто работает над собой, а в любом таком процессе возникают накладки и неполадки. Исправляя их, мы становимся опытнее и умнее. Это доказывают примеры героев из литературы.

Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский не раз ошибался на пути к постижению себя и достижению целей. В самом начале книги герой тешит себя тщеславными иллюзиями и мечтает о своем Тулоне. Его кумир — Наполеон, его призвание — война. Но как только князь оказывается на реальном поле боя, его мнение постепенно меняется. Грязь, кровь, жестокость — все это сильно отличается от его первоначальных преставлений о войне, где есть место только подвигам и благородству. Аустерлицкое сражение окончательно развеивает мираж. Андрей получает ранение и осознает, что вся эта ненужная суета не стоит человеческой жизни, что красота природы, любовь семьи, мирное поприще гораздо лучше, чем состязание, кто кого убьет. Вернувшись домой, Болконский переосмыслил свое мировоззрение и разочаровался в Наполеоне. Да, он ошибся, но понял свой просчет и исправился. И это непременное условие его личностного роста.

Однако не все ошибки исправимы. Бывает, что человек оступается лишь раз и больше не поднимается, потому что его заблуждение фатально. Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра был сыном похищенной женщины и пленившего ее орла. Когда отец погиб, юноша пришел в племя людей вместе с матерью. Но законы человеческой общины показались ему неубедительными. Он убил девушку за то, что она отказалась принадлежать ему. Это преступление было трагической ошибкой героя, ведь оно перечеркнуло всю его жизнь. Старейшины приговорили его к вечному изгнанию, а Бог дополнил приговор бессмертием. Герой так и не признал вину, но судьба вынудила его изменить решение. Спустя годы Ларра настолько тяготился одиночеством, что желал смерти. Его заблуждения стоили ему очень дорого, потому что последствия его поступка неисправимы и очень болезненны для других.

Таким образом, все люди ошибаются, но некоторые только один раз. Важно помнить, что цена просчета может быть слишком высокой, и человек просто не сможет заплатить по счетам. Поэтому так важно стараться не оступаться и делать работу над ошибками после каждого падения.

Вариант 2

(406 слов) Все мы понимаем, что ошибки — это неотъемлемая часть нашей жизни. Совершая промах, мы получаем возможность изучить ситуацию, сделать выводы и стать лучше. В следующий раз мы обходим грабли стороной и быстрее доходим до цели. Только тот, кто прошел эту школу, может превратиться в того, чем мечтал стать. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Тему ошибок и их исправления затронул Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Его герой сделал чудовищный ложный шаг — совершил убийство. Казалось бы, теперь судьба Родиона загублена навсегда, ведь он уже не сможет смыть с себя этот позор. После таких грехов жизнь идет по наклонной плоскости, мало кто имеет возможность исправиться. Но автор описал путь нравственного исцеления персонажа. Раскольников не был плохим человеком, он всего лишь запутался и оступился. Раньше он совершал только благородные и добрые поступки: спас детей из горящего дома, помог обманутой девушке, отдал едва ли не последние деньги бедной семье. Именно нищета и бесперспективность свели его с ума, породили социальную болезнь в виде тяги к преступлению. И после рокового поступка герой стал мучительно осознавать собственную греховность и искать пути выхода из нравственного тупика. Знакомство с «грешницей» Соней и чтение Библии поспособствовали его преображению. Раскольников понял, что не принадлежит к «право имеющим», но полностью победить свою теорию ему удалось лишь на каторге, где рефлексия и изучение Священного писания исцелили его душу. Ошибка исказила путь Раскольникова, навсегда изменила его судьбу, но она же дала ему возможность продолжить личностный рост, избавиться от гордыни и высокомерия и стать нравственно чище.

Но не все ошибки настолько серьезны и фатальны. Более бытовой и близкий нам пример описал А.С. Пушкин в книге «Капитанская дочка». Петр Гринев, впервые покинув отчий дом и возомнив себя самостоятельным, сделал немало просчётов по дороге в военную часть. Герой напился, проиграл крупную сумму на бильярде и накричал на слугу. Проснувшись и отрезвев, Петр понял, что вел себя неправильно. Ему было стыдно за то, что он натворил. И Гринев смог перебороть себя и извиниться перед Савельичем. Разговор с наставником и раздумья о совершенном поступке побудили героя в дальнейшем отказаться от спиртных напитков и азартных игр. Если бы Петр не ошибся в начале пути, он так и не понял бы, что эти плохие привычки ведут к ужасным последствиям. Ложный шаг дал герою бесценный опыт.

Таким образом, ошибки — это наши ступени к успеху, познанию себя и своей роли в жизни. Преодолевая преграды, исправляя просчеты и избавляясь от недостатков, мы становимся лучше и приобретаем полезные навыки и знания. Именно так люди взрослеют и реализуют свои мечты.

  • Сочинение на тему в чем проявляется бережное отношение к природе
  • Сочинение на тему в чем различие между ошибкой и преступлением итоговое сочинение
  • Сочинение на тему в чем причина одиночества базарова
  • Сочинение на тему в чем проявляется доброта 9 класс огэ
  • Сочинение на тему в чем проявляется человечность огэ